Аккредитация на смену сертификации. Объяснение важных нюансов системы аккредитации специалистов с медицинским образованием Как пройти первичную аккредитацию

Издан Приказ МЗ РФ № 926 от 21.11.2017 «Об утверждении концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического в Российской Федерации на период до 2021 года»

Правила проведения аккредитации медицинских работников

утверждены Приказом Минздрава России N 334н от 02.06.2016 «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» (с изменениями на 26.04.2018)

Термины и определения

НМО – это образование медицинских и фармацевтических работников, которое начинается после получения специальности и продолжается непрерывно в течение всей жизни. Это дополнительное профессиональное образование, которое осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.

Формы аккредитации

Три формы аккредитации медицинских работников: первичная, первичная специализированная и периодическая аккредитация.

Первичная аккредитация - для медработников, завершивших высшее или среднее медицинское образование.

Первичная специализированная аккредитация - для медицинских работников, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка), а также медработников с дипломами, полученными за рубежом.

Периодическая аккредитация – для медицинских работников, завершивших освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.

Аккредитационная комиссия

Аккредитационная комиссия формируется Минздравом РФ по специальностям, по которым проводится аккредитация. Персональный состав по каждой специальности в соответствии с номенклатурой специальностей (см. Приказ от 7 октября 2015 года №700н – для лиц, имеющих высшее образование, и Приказ от 16 апреля 2016 года №176н – для лиц, имеющих среднее образование) утверждается Минздравом РФ ежегодно.

В состав комиссии входят представители профессиональных некоммерческих организаций (им посвящена ст. 76 ФЗ №323-ФЗ), представители органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья и/или медицинских организаций и иных организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, и/или профсоюзов, представители образовательной и/или научной организации, реализующей программы медицинского образования.

Этапы прохождения аккредитации

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2018 г. № 898н "О внесении изменений в сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, утвержденных Приказом № 1043н Министерства здравоохранения РФ от 22.12.2017".

Сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов

с 1 января 2019 года , изложить в следующей редакции:

лица, получившие после 1 января 2019 года высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования "Здравоохранение и медицинские науки" (уровень ординатуры), требования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции которых сформированы на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) по специальностям: "Неврология", "Кардиология", "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Онкология", "Педиатрия", "Терапия"

лица, получившие после 1 января 2019 года дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, разработанным на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (уровень ординатуры) к результатам освоения образовательных программ по специальностям: "Неврология", "Кардиология", "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Онкология", "Педиатрия", "Терапия"

лица, получившие после 1 января 2020 года медицинское и фармацевтическое образование в иностранных государствах

лица, получившие после 1 января 2020 года иное высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, требования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции которых сформированы на основе соответствующих профессиональных стандартов

Позицию, касающуюся аккредитации специалистов с 1 января 2020 года , дополнить следующими категориями лиц, подлежащих аккредитации специалистов:

лица, получившие после 1 января 2020 года высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования "Здравоохранение и медицинские науки" (уровень бакалавриата, уровень магистратуры, уровень ординатуры)

лица, получившие после 1 января 2020 года дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, разработанным на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ

иные лица, не прошедшие процедуру аккредитации специалистов

Перечень документов для прохождения первичной аккредитации:

Заявление

- копия документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии

Перечень документов для прохождения первичной специализированной аккредитации или периодической аккредитации:

Заявление
- копия документа, удостоверяющего личность
- портфолио
- копия сертификата специалиста (при наличии) или свидетельства об аккредитации специалиста (при наличии)
- копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии
- копия трудовой книжки (при наличии)
- копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии).

Для прохождения периодической аккредитации необходимо:

1. Подготовить портфолио

Портфолио - созданный самостоятельно отчет о профессиональной деятельности работника за последние 5 лет, где перечислены: сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации , обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширения квалификации. Эти сведения подаются с подтверждающими документами.

2. Пройти тестирование

Для успешного прохождения тестирования необходимо ответить правильно минимум на 70% вопросов. На решение тестовых заданий отводится 60 минут.

Как проходит аккредитация

Аккредитуемый проходит этапы строго в указанной последовательности. Переход на следующий этап возможен лишь при прохождении предыдущего
- запрещается использование любых средств связи
- осуществляется записи видеоизображения и аудиосигнала. При этом качество видеозаписи должно обеспечивать возможность обзора всего помещения, а аудиозапись должна содержать речь аккредитуемого.

Что получает аккредитуемый

Те, медработники, кто успешно прошел все этапы аккредитации (по каждому получил «Сдано»), признаются прошедшими аккредитацию. Им не позднее чем через 30 календарных дней с момента подписания протокола заседания аккредитационной комиссии выдается свидетельство об аккредитации .

Портфолио оценивается комиссией с результатом «сдано/не сдано». Для прохождения этапа тестирования при аккредитации дается три попытки. В случае, если все они оказались неудачными, соискатель признается не прошедшим этап. Отсутствие без уважительной причины приравнивается к несдаче аккредитации. Не прошедший аккредитацию соискатель может вернуться к сдаче спустя 11 месяцев. Если специалист не сдал аккредитацию, он может подать жалобу в апелляционную комиссию на решение аккредитационной комиссии в течение двух рабочих дней с момента размещения результатов прохождения этапа аккредитации. Жалоба рассматривается в течение пяти дней.

Аккредитация врачей с 2016 года является одним из этапов начавшегося еще в 2011 году процесса обновления отрасли, когда были внедрены новые стандарты вузовского образования.

Законодательная база

Четыре года назад вступил в силу Федеральный Закон №323–ФЗ. Согласно ст. 69, медицинской деятельностью имеют право заниматься лица, получившие профильное образование в соответствии с госстандартами и имеющие свидетельство об аккредитации установленного образца. Без этого документа врач не имеет права заниматься профессиональной деятельностью.

Положение это вступает в силу 1 января 2016 года, но происходит это не сразу и не вдруг. За четыре года подготовлены аккредитационные критерии, а также обозначен список учреждений, предназначенных для соответствующего мероприятия. Период действия нового документа ограничивается пятью годами, после чего процедуру необходимо будет пройти заново.

Аккредитация врачей с 2016 года упраздняет прежнюю систему выдачи сертификатов. Однако для тех специалистов, у которых сертификат выдан совсем недавно, его легитимность будет сохраняться в течение всего указанного срока.

Кардинальное отличие

Аккредитация не равнозначна сертификации специалистов. Врач должен повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Именно в этом и состоит отличие аккредитации врачей с 2016 года.

Как будет проходить аккредитация в 2016 году?

Медицинский работник должен не только подтвердить свой профессионализм посредством сдачи специального экзамена. При прохождении планового тестирования, работник здравоохранения должен получать дополнительное послевузовское образование.

С другой стороны, будет происходить отбор или своеобразная кадровая выбраковка непрофессионалов от высококвалифицированных специалистов. Выданное свидетельство подтверждает, что услуги конкретным специалистом будут оказаны на должном профессиональном уровне и в соответствии с современными достижениями медицины.

Где пройти аккредитацию?

В течение продолжительного времени не было единого мнения относительно организационных вопросов проведения аккредитации врачей с 2016 года. Было принято решение, что эта процедура будет происходить в тех же медицинских учебных заведениях, которые прежде осуществляли выдачу сертификатов. При этом количество учебных центров сократится.

Ведущую роль играет Национальный Центр на базе Первого медицинского университета им. И.М.Сеченова. Методическая поддержка будет осуществляться специально учрежденными региональными экспертными подразделениями. Всего на территории России предполагается создание не менее двенадцати подобных организаций.

Соответствие международным стандартам

Есть и еще одна причина введения аккредитации врачей с 2016 года. В 2003 году Российская Федераци присоединилась к так называемому Болонскому процессу, сутью которого является введение в перспективе на территории всей Европы единых стандартов высшего образования. В связи с этим в 2009 году все вузы России перешли на двухуровневую схему обучения: бакалавр и магистр. А традиционная одноступенчатая система для подготовки медицинских работников — специалист — осталась неизменной.

Подобный подход существует в большинстве европейских государств. Со временем договоренность в Болонье должна привести к сопоставимости не только различных государственных образовательных систем, но и возможности конвертации одной в другую. Врач, окончивший учебное заведение и получивший соответствующую лицензию или аккредитацию, без дополнительного подтверждения своей квалификации сможет практиковаться на территории другой страны.

Аккредитация — не единственное нововведение для медицинских работников, в 2016 году также .

Какие виды аккредитации установлены и для кого? Где и в каком порядке она проводится? Как оформляются ее результаты? Как формируется аккредитационная комиссия? Что такое аккредитация медработников, с какой даты она возможна? Что делать медработникам, у которых еще не закончился срок сертификата специалиста? Какой документ в настоящее время подтверждает право вести медицинскую деятельность?

Одним из лицензионных требований, предъявляемых к организации, осуществляющей медицинскую деятельность, является специалистов , которое до 1 января 2016 года подтверждалось сертификатом специалиста, получаемым работниками раз в пять лет. Однако с 1 января 2016 года сертификат специалиста заменило свидетельство об аккредитации специалиста, которое также выдается раз в пять лет. В статье расскажем, что такое аккредитация, кто ее должен проходить и в какие сроки, в каком порядке она проводится и кем.

Сроки проведения аккредитации.

С января 2016 года согласно ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в нашей стране в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

К медицинской деятельности также могут быть допущены лица, имеющие медицинское образование, но не работавшие по своей специальности более 5 лет при условии прохождения ими обучения по дополнительным профессиональным программам и аккредитации.

Кроме того, в силу п. 2.1 ст. 69 Закона № 323-ФЗ правом вести медицинскую (фармацевтическую) деятельность обладают:

  • педагогические и научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие практическую подготовку студентов в соответствии со ст. 82 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ);
  • научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья.

При этом на педагогических и научных работников при осуществлении ими медицинской деятельности распространяются права, обязанности и ответственность медработников.

К сведению

Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, и прохождения аккредитации специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Аккредитация специалиста согласно той же ст. 69 Закона № 323-ФЗ – это процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медспециальности либо фармацевтической деятельности.

Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно (ч. 1.1 ст. 100 Закона № 323-ФЗ).

Сроки и этапы указанного перехода и категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации, утверждены Приказом Минздрава РФ от 25.02.2016 № 127н. Представим их в таблице на стр. .

Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста утверждены Приказом Минздрава РФ от 29.11.2012 № 982н .

Этап

Дата, после которой получено образование

Образование по основным образовательным программам в соответствии с ФГОС

Специальность

Высшее образование

«Стоматология»,
«Фармация»

Высшее образование

«Здравоохранение и медицинские науки» (уровень специалитета)

Высшее образование

«Здравоохранение и медицинские науки» (уровень ординатуры)

Высшее образование

«Здравоохранение и медицинские науки» (уровни бакалавриата, магистратуры)

Среднее профессиональное образование

«Здравоохранение и медицинские науки»

Дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки

Медицинское или фармацевтическое образование, полученное в иностранных государствах

Иное высшее образование

Иные лица, не прошедшие процедуру аккредитации специалистов на этапах 1 – 3

Виды аккредитации.

Положение об аккредитации специалистов утверждено Приказом Минздрава РФ от 02.07.2016 № 334н. Данное Положение устанавливает порядок организации и проведения аккредитации и выделяет три ее вида в зависимости от того, в отношении каких лиц она проводится.

1. Первичная аккредитация. Проводится в отношении лиц, завершивших освоение основных образовательных программ:

  • высшего медицинского (фармацевтического) образования;
  • среднего медицинского (фармацевтического) образования;
  • иного образования.

2. Первичная специализированная аккредитация. Проводится в отношении лиц:

  • завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ;
  • получивших образование на территории иностранного государства.

К сведению

Первичную специализированную аккредитацию, например, должны будут пройти лица, получившие высшее медицинское образование и прошедшие программу ординатуры. Напомним при этом, что в силу п. 4 ст. 108 Закона № 273-ФЗ прием в интернатуру прекращен с 01.09.2016.

3. Периодическая аккредитация. Проводится в отношении лиц, завершивших освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.

Аккредитационные комиссии.

Аккредитация специалистов проводится комиссией в помещениях образовательных и (или) научных организаций, реализующих программы медицинского (фармацевтического) образования.

Аккредитационные комиссии формируются Минздравом по специальностям, по которым проводится аккредитация, с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в ст. 76 Закона № 323-ФЗ.

Лица, входящие в состав аккредитационной комиссии:

  • не должны иметь конфликт интересов или иную личную заинтересованность при проведении аккредитации специалиста;
  • должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности, соответствующей специальности, по которой формируется аккредитационная комиссия, и стаж работы по соответствующей специальности не менее 5 лет (за исключением председателя комиссии).

Основная форма деятельности аккредитационной комиссии – заседание, по итогам которого оформляется протокол (приложение 1 к Положению). Протоколы подписываются всеми участниками заседания непосредственно после его окончания.

Персональный состав аккредитационной комиссии по каждой специальности в сфере здравоохранения утверждается приказом Минздрава.

В случае несогласия с решением аккредитационной комиссии участник заседания вправе требовать внесения в протокол особого мнения или изложить его в письменной форме в заявлении на имя председателя комиссии. Протоколы заседаний аккредитационной комиссии сшиваются в книги и хранятся в архиве образовательных и (или) научных организаций в течение 6 лет.

Заседание комиссии проводится после каждого этапа аккредитации специалиста. Заседание правомочно, если в нем приняли участие все члены комиссии, участвовавшие в проведении данного этапа.

Порядок аккредитации.

Для прохождения первичной или первичной специализированной аккредитации лицо, изъявившее желание ее пройти, лично представляет в аккредитационную комиссию следующие документы:

  • заявление о допуске к аккредитации специалиста, в котором в том числе указываются сведения об освоении аккредитуемым образовательной программы высшего или среднего профессионального образования, а также специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (приложение 2 к Положению);

Для прохождения периодической аккредитации работник представляет лично или направляет заказным письмом с уведомлением в аккредитационную комиссию следующие документы:

  • заявление;
  • копию документа, удостоверяющего личность;
  • портфолио;
  • копию сертификата специалиста (при наличии) или свидетельства об аккредитации специалиста (при наличии);
  • копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписку из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
  • копию трудовой книжки (при наличии);
  • копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии).

Портфолио – это отчет за последние 5 лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающий сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации. Портфолио формируется аккредитуемым самостоятельно. Указанные в нем сведения об освоении образовательных программ должны подтверждаться соответствующими документами об образовании и (или) о квалификации.

Документы, представленные аккредитуемым, секретарь комиссии фиксирует в журнале регистрации документов под расписку и в течение 7 календарных дней со дня регистрации передает на рассмотрение комиссии.

Не позднее 10 календарных дней со дня регистрации документов комиссия проводит заседание и принимает решение о допуске аккредитуемого к аккредитации и о сроках ее проведения.

Первичная и первичная специализированная аккредитация включают такие этапы:

1. Тестирование. Проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых для каждого аккредитуемого автоматически с использованием информационных систем путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Методическим центром аккредитации специалистов. На решение аккредитуемым тестовых заданий отводится 60 минут.

Результат тестирования формируется автоматически. На основании результата комиссия оценивает результат прохождения аккредитуемым этого этапа аккредитации как «сдано» (при 70 % или более правильных ответов) или «не сдано» (при 69 % или менее правильных ответов).

2. Оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях. Может проводиться с использованием симуляционного оборудования (тренажеров и (или) манекенов) и (или) привлечением стандартизированных пациентов. Комиссия оценивает не менее 5 практических заданий, которые также комплектуются с использованием информационных систем автоматически из Единой базы оценочных средств. На выполнение одного задания отводится 10 минут.

Оценку правильности и последовательности выполнения практического задания члены комиссии осуществляют путем заполнения оценочных листов.

Результат выполнения практических заданий также формируется автоматически с указанием процента правильно выполненных практических действий, на основании которого комиссия оценивает результат прохождения данного этапа аналогично этапу тестирования.

3. Решение ситуационных задач. Аккредитуемый отвечает на 5 вопросов, содержащихся в каждой из 3 ситуационных задач. Комплектование задач осуществляется автоматически. На подготовку ответов на вопросы отводится 60 минут.

Решение задач оценивают 3 члена комиссии. На основании результата решения, сформированного по количеству правильных ответов, комиссия выносит решение «сдано» (при 10 правильных ответах или более) или «не сдано» (при 9 правильных ответах или менее).

Периодическая аккредитация включает в себя такие этапы:

1. Оценка портфолио. По результатам его оценки комиссия принимает решение о прохождении аккредитуемым данного этапа аккредитации «сдано» или «не сдано», исходя из соответствия уровня квалификации и дополнительного профессионального образования требованиям к профессиональной деятельности по специальности.

2. Тестирование.

Результаты аккредитации.

Оценка результата каждого этапа аккредитации, решения комиссии о признании аккредитуемого прошедшим или не прошедшим аккредитацию или отдельный этап аккредитации отражаются в протоколах заседания комиссии и размещаются на официальном сайте и информационных стендах организации, в которых проводилась аккредитация, в течение 2 рабочих дней со дня подписания протокола.

Аккредитуемый признается:

  • прошедшим аккредитацию – если каждый этап оценивается как «сдано». Решение о признании аккредитуемого прошедшим аккредитацию отражается в итоговом протоколе заседания комиссии, подписываемом в течение 2 календарных дней от даты прохождения последнего этапа аккредитации и в течение 5 календарных дней со дня его подписания направляется секретарем в Минздрав;
  • не прошедшим этап аккредитации – если он не явился для прохождения этапа или использовал при прохождении аккредитации средства связи либо результат прохождения этапа «не сдано».

Обратите внимание

Лицу, признанному прошедшим или не прошедшим аккредитацию специалиста, в течение 3 дней с даты подписания протокола выдается выписка из него, содержащая соответствующее решение.

Сведения о лицах, признанных прошедшими аккредитацию специалиста, вносятся секретарем комиссии в Федеральный регистр медицинских работников . А не позднее чем через 30 календарных дней с момента подписания протокола заседания аккредитационной комиссии аккредитованным выдается свидетельство об аккредитации специалиста в порядке, утвержденном Приказом Мин­здрава РФ от 06.06.2016 № 352н .

Обратите внимание

Свидетельство об аккредитации специалиста действует 5 лет с даты подписания протокола заседания аккредитационной комиссии, содержащего решение аккредитационной комиссии о признании лица прошедшим аккредитацию. Срок действия свидетельства продлевается на 5 лет в случае признания специалиста прошедшим очередную аккредитацию.

Аккредитуемому, не прошедшему какой-либо этап, предоставляется право пройти его повторно на основании заявления. После 3 раз непрохождения этапа аккредитуемый считается не прошедшим аккредитацию и право на повторное прохождение аккредитации у него возникает не ранее чем через 11 месяцев со дня признания его таковым. Аккредитуемый, не прошедший аккредитацию или ее этап, вправе подать жалобу на соответствующее решение комиссии в апелляционную комиссию в течение 2 рабочих дней с момента размещения ее результатов для общего доступа.

Решения аккредитационной и апелляционной комиссий могут быть обжалованы в Минздрав.

Первый этап аккредитации специалистов.

Как было отмечено, согласно Приказу № 127н на первом этапе в 2016 году к аккредитации специалистов были допущены выпускники вузов, завершившие освоение основных образовательных программ по специальностям «Стоматология» и «Фармация».

Поскольку система аккредитации еще только внедряется, возникают некоторые сложности. И одна из них касается документа, подтверждающего прохождение аккредитации, – свидетельства об аккредитации. Разъяснения по этому вопросу даны в Письме Минздрава РФ от 05.08.2016 № 16-5/10/2-4847.

Порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технические требования к нему утверждены Приказом Минздрава РФ от 06.06.2016 № 352н.

Поскольку на момент прохождения аккредитации выпускниками 2016 года бланки свидетельств находились на стадии изготовления, те, кто свидетельства не получил, в качестве документа, являющегося основанием для допуска их к осуществлению медицинской деятельности, должны использовать выписку из протокола аккредитационной комиссии.

Таким образом, специалисты, успешно прошедшие в 2016 году процедуру первичной аккредитации по специальностям «Стоматология» или «Фармация», имеющие выписку из протокола аккредитационной комиссии и не получившие до настоящего времени свидетельство об аккредитации специалиста, могут осуществлять медицинскую деятельность на должности «врач-стоматолог» или фармацевтическую деятельность на должностях «провизор» и «провизор-технолог».

Обобщая вышесказанное, отметим, что первичную аккредитацию будут проходить все выпускники медицинских учебных заведений. Специализированной аккредитации подлежат специалисты, которые прошли специализацию (ординатуру) и получили новую квалификацию, и лица, получившие образование за границей. А по окончании срока действия сертификата специалиста периодическую аккредитацию раз в 5 лет должны проходить и все остальные врачи, ведущие практическую деятельность в государственных или частных медицинских учреждениях.

Что касается работодателей, напрямую в аккредитации они не участвуют. Ее проводят образовательные организации на базе медицинских вузов, имеющие соответствующие технические возможности. А у работодателя в связи с аккредитацией возникают две обязанности: по отслеживанию того, кто из врачей-специалистов и студентов медицинских вузов должен проходить аккредитацию в следующем году, чтобы при приеме на работу они имели свидетельство об аккредитации; по контролю действия сертификатов своих сотрудников. Те медработники, у которых прежние сертификаты заканчиваются в этом году, должны быть включены в обучение по программам непрерывного профессионального образования и пройти процедуру повторной сертификации, поскольку выдаваться сертификаты будут до 2021 года.

Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».

«Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста».

Приказ Минздрава РФ от 31.12.2013 № 1159н «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг».

«Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему».

На вопрос, повторно заданный по проблемам обучения в системе НМО в 2016 году, так как предыдущее письмо из МЗ РФ не внесло ясности для врачей, получивших сертификат специалиста в 2016 году, и для специалистов с немедицинским образованием.

ВОПРОС:

Просим разъяснить, имеют ли право специалисты, получившие сертификат после 1 января 2016 года, не набирать кредиты по системе НМО до принятия изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее - Приказ 66н)?

Как в дальнейшем для таких специалистов будет проходить переход на систему НМО и аккредитации?

Когда и по какому алгоритму будут включены в систему НМО и аккредитации специалисты с высшим (немедицинским) образованием?

Эти вопросы связаны с тем, что, несмотря на отсутствие изменений в Приказе 66н, касающиеся НМО и аккредитации, на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://edu.rosminzdrav.ru, размещена информация о том, что «…если Вы получили сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, то Ваше обучение по данной специальности будет проходить в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности».

ОТВЕТ:

Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении рассмотрел Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Минздрава России, и сообщает следующее.

В соответствии с федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

При этом до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, подлежащих аккредитации специалистов, определяются уполномоченными органами государственной власти. О категориях лиц, подлежащих аккредитации специалистов, Вы можете узнать в приказе Минздрава России от 25.02.2016 № 127Н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

Медицинские работники, которые прошли процедуру сертификации в 2016 году, включаются в образовательный процесс по системе непрерывного профессионального развития. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам, действуют до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного на них срока. В дальнейшем по окончании срока действия сертификата и выполнения условий освоения пятилетнего цикла системы непрерывного профессионального развития специалисты начнут проходить повторную аккредитацию.

Для включения в систему непрерывного медицинского образования (пятилетний цикл обучения по интересующей специальности) специалисту необходимо обратиться с заявлением и копиями документов в Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова по адресу: 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д.1 или по адресу электронной почты: [email protected] или зарегистрироваться и завести личный кабинет на сайте: edu.rosminzdrav.ru

Одновременно сообщаем, что Минздравом России завершена подготовительная работа к широкому внедрению системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, определяющей рабочее место как мощную образовательную среду для индивидуального и группового обучения, а широкомасштабное ее внедрение с использованием современных образовательных технологий позволит обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки с учетом современных требований.

В настоящее время дорабатывается нормативная база системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, которая позволит учитывать различные виды образовательной активности - обучение по дополнительным профессиональным программам, участие в очных образовательных мероприятиях и освоение дистанционных образовательных модулей. В рамках системы разработка и реализация дополнительных профессиональных программ осуществляется организациями, имеющими лицензию на дополнительное профессиональное образование, а образовательных мероприятий и модулей - профессиональными некоммерческими организациями.

Информационная поддержка системы обеспечивается Порталом непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, обеспечивающим планирование и учет образовательной активности специалистов, включая обучение по программам повышения квалификации (edu.rosminzdrav.ru). Обеспечение контроля освоения образовательных мероприятий и дистанционных образовательных модулей в рамках реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования осуществляется сайтом Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (sovetnmo.ru).

На интернет-портале размещены более 5 тысяч программ повышения квалификации в т.ч. реализуемых с использованием симуляционных курсов, дистанционных образовательных технологий, стажировок. Выбор программы повышения квалификации и организаций осуществляется врачами с использованием технических возможностей интернет-портала, на котором размещены также около 500 образовательных модулей, разработанных с учетом принципов доказательной медицины, стандартов и порядков оказания медицинской помощи и федеральных клинических рекомендаций, и около 3000 образовательных мероприятий (семинаров, конференций, вебинаров и мастер-классов и др.), проводимых профессиональными сообществами.

Минздравом России во все Всероссийские профессиональные медицинские сообщества направлено письмо о необходимости разработки дистанционных образовательных модулей, ведется работа по обеспечению всех специальностей достаточным количеством образовательных мероприятий и образовательных материалов, в том числе, и путем предоставления возможности освоения модулей и участия в мероприятиях по смежным дисциплинам.

Дополнительно сообщаем, что после вступления в силу нормативно-правового акта о системе непрерывного образования специалистам, получившим сертификат специалиста в 2016 году, будет предоставлена возможность изменения запланированной индивидуальной траектории обучения в системе НМО.

В недоработанном виде и в неумелых руках аккредитация – предприятие сомнительное, неожиданное и даже опасное.

Нужна ли она нам?

Да, если рассматривать её как универсальную, справедливую и адекватную оценку профессиональной пригодности доктора. Нет, если она окажется несостоятельной в течение 3-х лет.

Какие у неё есть плюсы? На мой взгляд, их два.

  • Единый подход к оценке знаний и умений.

Универсальность аккредитации заключается в том, что проходить её обязан каждый выпускник. Причём разницы нет, планирует ли он продолжать своё образование в ординатуре либо уходит в первичное звено. И в том, и в другом случае избежать этого никак нельзя: для первички это зелёный свет на пути к самостоятельной работе, для ординатуры и вовсе главный экзамен (представляете, для этого нужно всего лишь выучить ответы на тест и вуаля – добро пожаловать на любую кафедру любого лицензированного учреждения! Кошмар!). При этом все сдают по сути одно и то же в одинаковых условиях. В результате вроде бы получается, что оценка объективизируется.

  • Возможность вчерашнему выпускнику оперативно стать практикующим врачом и трудоустроиться сразу по прохождении процедуры.

В 2017 году, по словам министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, 15.4% выпускников медвузов, пройдя процедуру первичной аккредитации, пришли работать в первичное звено. В целом неплохая статистика для проекта, только начавшего свой путь – особенно с учётом того, что дефицит кадров и спрос на специалистов имеются повсеместно. Кроме того, как заявляют , к примеру, в Москве заработная плата держится на уровне 70-100 тысяч рублей, что, если правда, и вовсе отлично. Таким образом, принцип «закончил вуз – пришёл работать» показал свою востребованность, люди включились (хотя о нагрузке сейчас умолчим – равно как и том, сколько из этих 15.4% не прочь сменить нынешний род деятельности).

Но, конечно, где есть плюсы, там есть и минусы. И они, увы, куда более весомые.

Отсутствие опыта самостоятельной работы вкупе с отсутствием наставника на первых порах медицинской деятельности для врача оборачиваются стрессовой и дезорганизующей ситуацией, а для пациента – риском столкнуться с врачебной ошибкой. Никто из только что пришедших в поликлинику зачастую не знает, как работать в ЕМИАС, как за положенный норматив времени понять, что происходит хотя бы в собственной голове (и тем более с пациентом). Врачей рядом мало и все они заняты, а ты, раз аккредитацию прошёл – значит, к работе годен. Вот и работай. Не знаешь как? Хорошо, если старшие товарищи придут на помощь, но это – далеко не факт. В результате, не имея уверенности и ресурса времени, молодой врач пропускает на первый взгляд незначительные жалобы и симптомы. Особенно это касается сложных и многокомпонентных заболеваний – аутоиммунных, онкологических, психических, а также состояний, требующих неотложного хирургического вмешательства. Например, когда есть картина почечной колики, а оно – воспалившийся аппендикс, расположенный атипично, или имеет место манифестация бактериального менингита, имеющего общие черты с гипертоническим кризом.

Вообще отказ старшего врача в помощи младшему, на мой взгляд – это безответственность и в корне неверно. Врачевание относится к одной из исключительных областей, где знания должны передаваться от учителя к ученику, где очень важен опыт. Есть ошибки, о которых стоит знать заранее, и избегать их. Помогите, научите! Никто не гарантирует тебе, старому и умудрённому, что, случись с тобой болезнь, ты попадёшь в надёжные руки профессора (ну, который действительно профессор, а не как сейчас, когда регалий список на А4, а по факту общие фразы и гомеопатия).

Аккредитация призвана установить степень соответствия аккредитуемого требованиям к квалификации медицинского/фармацевтического работника. Но каким образом это определить, если для двух из трёх этапов процедуры достаточно выучить прилагаемый к банку вопросов банк ответов? Кроме того, имеющиеся официальные ответы для ситуационных задач третьего этапа довольно спорные. Диагностический поиск в них ведётся зачастую либо по пути откровенной очевидности (что само по себе вариант неплохой, но не слишком верно трактуемый на практике), либо методами исключения и утрированной гипердиагностики. Возможно, ситуация была бы менее плачевной, не будь тестирование первого этапа прямым этапом для ординатуры, являющейся, на минуточку, специалитетом, но об этом в другой раз.

Единственное, пожалуй, рациональное зерно новой системы – этап сдачи практических навыков, поскольку в имитируемых ситуациях в подавляющем числе случаев действительно следует придерживаться чётких алгоритмов. Однако и тут есть недочёты. Например, для специальности «Лечебное дело» предусмотрены алгоритмы по обследованию только сердечно-сосудистой и дыхательной систем, проведению сердечно-лёгочной реанимации, оказанию неотложной помощи и выполнению внутривенной инъекции. Понятно, что при подборе исходили из наиболее нужных умений и процента распространённости заболеваний. Но разве можно вычеркнуть всё остальное, что предписывает знать врачу пропедевтика внутренних болезней? Словом, любой здравомыслящий медик сегодняшнюю систему аккредитации если и примет, то не поймёт в силу того, что медицина – не набор стандартов и, шаблонно применив клинический протокол, вылечить пациента невозможно.

Аккредитация считается объективным методом оценки знаний и умений, что, согласно описанным выше фактам, конечно, совсем не так. Что, впрочем, и понятно: любое нововведение вначале несовершенно и нуждается в доработках. Говоря медицинским языком, судить об эффективности и безопасности пока рано. Оправдает ли себя первичная аккредитация – вопрос времени. Главное – не упустить его зря.