Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских. Анализ "повесть о петре и февронии муромских"

Исследователями повести обнаружены очевидные параллели между сюжетом жития муромских святых и русскими сказками. Кроме того, произведение Ермолая-Еразма содержит ряд традиционных мотивов, восходящих к старофранцузскому эпосу (роману о Тристане и Изольде): Изольда излечивает Тристана, зараженного кровью чудовища; гонители требуют изгнания Изольды; гробницы Тристана и Изольды соединяет терний, и все попытки его уничтожить оказываются тщетными.

Тем не менее, интерпретация "Повести о Петре и Февронии" как произведения, прославляющего земные чувства, представляется недостаточно обоснованной. Дело в том, что сам текст повести противоречит столь определенному выводу. Ни Петр, ни Феврония не говорят о любви. Их брак не плотский, а духовный, строится на соблюдении евангельских заповедей и, соответственно, приобретает характер союза с Богом. Не следует также забывать о том, что главная героиня в сущности не добивается каких бы то ни было земных благ, благополучия; ее мудрость сродни прозорливости, а не человеческой хитрости.

Феврония не действует силой внушения, но лишь послушно следует высшему знанию: ей открывается то, что скрыто от других людей. В этом, вероятно, нет исключительной заслуги Февронии, хотя условием получения пророческих способностей становится сама благочестивая жизнь. Поэтому святая совершает чудеса «своим благословением». Она, безусловно, побеждает в мудрости героев-мужчин (самого Петра, княжеского отрока, завистливых бояр). Главной темой повести, таким образом, становится тема ума и как провидческого дара, и как религиозно-нравственной интуиции. Не случайно произведение открывается пространным богословским предисловием, в котором говорится о духовном устройстве человека.

Наделенная особой чистотой духовного "ума", Феврония выступает орудием высшей воли, способствуя исправлению и спасению других людей. Ее роль в структуре произведения символична. Мудрая женщина олицетворяет собой образ первозданного человека, земного царя всего творения. Недаром во второй новелле Феврония предстает как повелительница созданного Богом «тварного» мира и наставница заблудшего человека: заяц в ее горнице является, судя по всему, символом первозданной природы, господином которой был праведный Адам до своего грехопадения. В то же время заяц мог олицетворять собой грешника, преследуемого дьяволом. Соответственно, Феврония становится защитницей неразумных и слабых существ, которые подвергаются смертельной опасности. Таким образом, тема борьбы с темными демоническими силами подспудно присутствует в произведении.

Эта концепция определяет характер построения образной системы. На вершине иерархии образов находится Феврония. Ей противопоставлены неразумные люди, охваченные скверными страстями (бояре и их жены). Есть и герои, которые постепенно приобщаются к высшей мудрости. Прежде всего, это князь Петр. Он, конечно, зависит от обстоятельств, но может направить личную волю на благие дела. В результате князь должен подчиниться высшему замыслу и признать ограниченность своих возможностей, свою недостаточную мудрость. Его главным подвигом становится смирение. Следовательно, повесть прославляет не человека, а всеведение Промысла. В этом назидательный и религиозный смысл произведения. Однако автор ушел от прямого дидактизма, от непосредственной публицистичности. Ермолай-Еразм, как опытный богослов и высокоодаренный писатель, воспользовался народными преданиями, следуя требованию правдивости: он не мог, судя по всему, отступить от канвы устных рассказов, но наполнил их смыслом сугубо нравственным, преобразовав имевшийся в наличии цикл готовых сюжетов в стройное композиционное и философское целое.

В точном соответствии с композицией выстраивается общий сюжет повести. Первая новелла выполняет роль завязки сюжета, вторая — развития действия, третья — кульминации и развязки. Четвертая новелла — финальная. Это — своеобразный агиографический итог и одновременно существенный элемент любого жития — посмертное чудо, свидетельство святости.

Как писатель Ермолай-Еразм чужд высокой книжной риторики. В повести практически нет элементов витийственного стиля "плетения словес". Ведущая роль принадлежит простому изложению событий. Главной художественной приметой повествования выступает «малая» образность. С этой точки зрения, внимательное отношение к предметному миру и человеческому жесту показательно и может служить отличительным признаком индивидуальной авторской манеры книжника. Ермолай-Еразм сосредоточивается на поведении главной героини. В данном случае писатель проявил себя как мастер художественной детали: трогательно и правдиво поведение Февронии, ее простонародные манеры (чудо с превращением в фимиам хлебных крошек); значим и исполнен глубокого смысла жест вышивальщицы, обвивающей нить вокруг иглы. По-своему изображает Ермолай-Еразм и внутренний мир своих персонажей: в особенности это касается сомнений князя Петра, которые облечены в форму внутреннего голоса, напряженного и психологически верного монолога.

Важнейшими элементами художественной системы произведения следует признать диалоги, содержащие тонкие речевые характеристики. Диалогичность повести связана с народной речевой стихией, нашедшей художественную форму. Типичный обмен репликами в повести, как правило, приурочен к разгадыванию загадок, которые задает мудрая Феврония.

Символические элементы повести отмечены особым проникновенным лиризмом. В житийном рассказе нет характерных для средневековой агиографии видений, знамений, мало типичной нумерологической символики (сокровенного смысла чисел). Чудеса имеют «камерный» характер (чудо с процветшими деревцами). Безусловно, "Повесть о Петре и Февронии" явилась новым существенным этапом в развитии агиографического жанра. Совершенствуя приемы идеализации, Ермолай-Еразм ушел от абстрактного психологизма и сделал ряд первостепенных художественных открытий. Однако новаторство агиографа служило выражению традиционного духовного содержания и соответствовало общему пафосу древнерусской житийной литературы.

На уроке учащиеся знакомятся с особенностями жанра древнерусской повести; определяют близость повести к фольклорному произведению; учитель способствует развитию социального взаимодействия; воспитанию нравственных качеств: доброты, преданности, верности в дружбе и в любви, умению прощать


«Для учителя»

Для учителя

1 группа. Сюжет и композиция

Определите основные элементы композиции повести

1. Экс­по­зи­ция:

«В граде этом [Му­ро­ме], как рас­ска­зы­ва­ют, кня­жил бла­го­вер­ный князь Павел. И стал к его жене ле­тать змий-на­силь­ник. Для по­сто­рон­них он при­ни­мал облик Павла. Жена Павла по­ве­да­ла мужу о своем несча­стии, и стали оба ду­мать, как из­ба­вить­ся от на­силь­ни­ка. Од­на­ж­ды, когда змий снова при­ле­тел к жене Павла, она спро­си­ла змия «с по­чте­ни­ем»: «Мно­гое ты зна­ешь, зна­ешь ли ты кон­чи­ну свою: какая она будет и от чего?» Пре­льщен­ный «доб­рым пре­льще­ни­ем» жены Павла, змий от­ве­тил: «Смерть моя - от Пет­ро­ва плеча, от Аг­ри­ко­ва меча»».

2. За­вяз­ка страш­ная бо­лезнь Петра. По­яв­ля­ет­ся муд­рая дева Фев­ро­ния, из­ле­чи­ва­ю­щая князя. Фев­ро­ния – муд­рая дева ска­зоч­ных сю­же­тов.

Вме­сте с тем ее муд­рость не толь­ко свой­ство ее ума, но в такой же мере ее чув­ства и воли. Между ее чув­ством, умом и волей нет кон­флик­та: от­сю­да необык­но­вен­ная «ти­ши­на» ее об­ра­за.

3. Раз­вяз­ка :

Жи­во­тво­ря­щая сила любви Фев­ро­нии так ве­ли­ка, что жерди, во­ткну­тые в землю, рас­цве­та­ют в де­ре­вья по ее бла­го­сло­ве­нию. Она на­столь­ко силь­на духом, что раз­га­ды­ва­ет мысли встре­чен­ных ею людей. В силе любви, в муд­ро­сти, под­ска­зан­ной ей этой лю­бо­вью, Фев­ро­ния ока­зы­ва­ет­ся выше даже сво­е­го иде­аль­но­го мужа князя Петра.

4. Эпи­лог:

После смер­ти Петра и Фев­ро­нии люди по­ло­жи­ли тела их в от­дель­ные гробы, но на сле­ду­ю­щий день тела их ока­за­лись в общем, за­ра­нее при­го­тов­лен­ном ими гробу. Люди вто­рой раз по­пы­та­лись раз­лу­чить Петра и Фев­ро­нию, но снова тела ока­за­лись вме­сте, и после этого их уже не смели раз­лу­чать.

Сказка

Сходство

Ска­зоч­ный зачин. И пер­вая часть по­ве­сти очень по­хо­жа на вол­шеб­ную сказ­ку, а вто­рая часть по­ве­сти по­хо­жа на бы­то­вую сказ­ку.

Ска­зоч­ный герой. Это змей-ис­ку­си­тель.

Добро по­беж­да­ет зло, как в любой вол­шеб­ной сказ­ке.

Вол­шеб­ные по­мощ­ни­ки это Аг­ри­ков меч.

Постоянные эпитеты

Отличие

Ука­за­но кон­крет­ное место дей­ствия по­ве­сти город Муром (Ря­зан­ская об­ласть). В сказ­ках же про­стран­ство все­гда не опре­де­ле­но, не кон­крет­но.

Дей­ству­ю­щие герои в по­ве­сти – ре­аль­ные люди, что тоже про­ти­во­ре­чит фольк­лор­но­му жанру сказ­ки.

Помощники в исследовании статьи учебника: 1- стр. 17, 2 –стр. 48-49 (до 2 абзаца)

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Житие

Сходство

В по­ве­сти про­сле­жи­ва­ют­ся черты свя­то­сти у обоих ге­ро­ев.

Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им… Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо по смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!..»

Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями).

Необычная смерть и посмертные чудеса (верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

Финал по­ве­сти – об­ра­зец жи­тий­ной ли­те­ра­ту­ры.

Отличие

Это не ка­но­ни­че­ское житие. Нет рас­ска­за в сю­же­те по­ве­сти об их бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лях, о том, как за­ро­ди­лась в Петре и Фев­ро­нии вера в Бога; нет рас­ска­за о том, какие стра­да­ния им при­ш­лось пре­тер­пе­вать во имя Бога. По­весть про­ни­за­на ли­риз­мом, ав­тор­ским со­чув­стви­ем героя, вос­хи­ще­ни­ем их кра­со­той и ду­шев­ной силой.

Повесть - прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

Герои повести – реальные люди. (Петр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).

В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.

Детали
Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы: «…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…». Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.

Тема социального неравенства

В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

5 группа. Изучив предложенный материал, расскажите о характере Петра. Подумайте, какой символ может соответствовать образу героя

Петр

Черты характера



6 группа. Изучив предложенный материал, расскажите об образе Февронии. Подумайте, какой символ может соответствовать образу героя

Феврония

Черты характера

Причина встречи и последующего замужества



Петру понравилась не столько внешняя (о красоте лица и фигуры Февронии сведения в «Повести…» отсутствуют, но, как показывает практика, и красивая внешность имеет важное значение), сколько так называемая «внутренная красота» девушки (см. восприятие Петра в левой колоне данного пункта таблицы).
С излечением князя Петра связана их последующая женитьба и общая супружеская жизнь.

Отношение бояр и их жен к княжеской чете Петр-Феврония

Любовь к друг другу и верность супружескому долгу в традициях христианства (данные качества наиболее ярко проявились в период борьбы между князем и боярами за правление г. Муромом)

Отношение к людям во время правления князя Петра

Иноческие имена после ухода в монастырь

Ефросинья

Кончина главных героев «Повести…»

Просмотр содержимого документа
«Задания группам»

1 группа. Сюжет и композиция

Определите основные элементы композиции повести. Приведите примеры из произведения

1. Экс­по­зи­ция - непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.

Где, когда, кто?

2. За­вяз­ка это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.

3. Раз­вяз­ка - это та часть произведения в литературе, в которой судьба героя переворачивается. Оканчивается развязка обычно победой или поражением главного героя.

4. Эпи­лог - заключение, сделанное автором после изложения повествования и завершения его развязкой – для объяснения замысла сообщением о дальнейшей судьбе героев

2 группа. Определение жанра. Сопоставление с фольклорными произведениями (сказкой). Повесть о Петре и Февронии Муромских» - сказка?

Сопоставьте сюжет «Повести о Петре и Февронии Муромских» с фольклорным жанром, назовите сходные и отличительные черты.

Помощники в исследовании статьи учебника: 1- стр. 17, 2 –стр. 48-49 (до 2 абзаца)

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Сказка

Сходство

Отличие

3 группа. Определение жанра. Повесть о Петре и Февронии Муромских» - житие святых?

Сопоставьте сюжет «Повести о Петре и Февронии Муромских» с церковным жанром жития, назовите сходные и отличительные черты.

Помощники в исследовании статьи учебника: 1- стр. 17, 2 –стр. 48-49 (до 2 абзаца)

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Житие

Сходство

Отличие

4 группа. Определение жанра. Изучите особенности жанра повесть. Найдите признаки повести в истории о Петре и Февронии

Повесть - средняя эпическая форма, прозаический жанр занявший свое место между рассказом и романом. Для жанра повести характерно достаточно медленное развитие действия (по сравнению с рассказом и романом), ровный темп пове­ствования, равномерное распределение сюжетного напряже­ния по ряду ситуаций, простота композиции, хроникальное расположение материала. Тематика данных произведений может быть различной: повесть может иметь героическое, ро­мантическое или нравоучительное содержание. В древнерус­ской литературе повестью называли житийные, новеллисти­ческие, агиографические и летописные произведения («По­весть временных лет», «Повести о мудрых женах»). Затем ста­ли появляться повести светские, отражающие современные события. Появляются так называемые воинские повести («Сло­во о полку Игореве», «О приходе Батыевой рати на Казань», «Сказание о побоище Дмитрия Донского»). В XVII веке зна­чение термина «повесть» начинает приближаться к современ­ному. В этот период создаются бытовые и авантюрные пове­сти, вырабатываются соответствующие художественные при­емы («Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Ерше Ершови­че»).

Достоверность «Повести…» придают названия конкретных …..

Герои повести – …..

В центре произведения - образ ………………………., которой приходится пройти через …………. испытания.

В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к ………………., …………………………….

5 группа. Изучив предложенный материал, расскажите о характере Петра. Подумайте, какой символ может соответствовать образу героя. (попробуйте изобразить его)

Петр

Социальный статус (положение) до женитьбы

Младший брат князя Павла, правившего в г. Муроме и после смерти которого должен был стать князем. К жене Павла стал приходить дьявол в образе змея. Положившись на Божью помощь и получив «Агриков меч», Петр поразил змея. Однако ядовитые капли крови змея попали на Петра – от этого на его теле появились болезненные язвы

Черты характера

    Религиозность (ходил в церковь молиться; перед смертью принял монашество).

    Любовь и верность близким, мужество (не раздумывая, пришел на помощь брату, чтобы избавить его жену от змея-оборотня).

    Гордыня (нежелание жениться на девушке крестьянского происхождения, несмотря на данное ей обещание).

    Умение прощать- церковный аналог слова «непамятозлобие» (простил бояр, которые велели ему отказаться от княжения в Муроме и практически выгнали из города).

Причина встречи и последующего замужества

Когда Петр с помощью «Агрикового меча» отрубил змею, приходящему к жене его брата, голову, ядовитые капли змеиной крови попали ему на тело и привели к образованию незаживающих язв (струпьев).
Феврония соглашается излечить его, если он после выздоровления возьмет ее в жены, но Петр «забывает» о своем обещании (видимо, намеренно, обманул, или «слукавил», - так как все-таки велел отправить к ней подарки). Но после того, когда он снова заболевает, то князь Петр сам приходит к ней, и, побеседовав с ней, оценив ее ум и «внутреннюю красоту» (мудрость, кротость, соблюдение христианских заповедей о заботе по отношению к «ближним» - заболевшим, родным, нищим), влюбляется в нее.
Они поженились после того, когда Феврония вылечила его полностью.

Отношение бояр и их жен к княжеской чете Петр-Феврония

Одни бояре хорошо относились к Петру- как к представителю княжеского рода, видя при этом, что он правит мудро и справедливо.
Другие, завидуя ему статусу и его личному счастью, стали бороться за княжеский престол и пытались «очернить» его жену (обвиняли Февронию в том, что она, будучи княгиней, собирает крошки с «барского стола», не понимая истинной причины ее поведения (см вышеуказанную информацию о чертах характера Февронии), о значении истинного призвания Февронии, как хранительницы семейного очага и данных ей от Бога способностей (превращение хлебных крошек в благоухающие цветы).

Любовь к друг другу и верность супружескому долгу в традициях христианства (данные качества наиболее ярко проявились в период борьбы между князем и боярами за правление г. Муромом)

Бояре потребовали у Петра изгнать жену-простолюдинку: «Или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жен, или же оставит Муром».
Верный долгу христианского супруга, Пётр предпочёл отказаться от княжения и оставил Муром вместе с Февронией.

Из Мурома княжеская чета уплыла по Оке «на 2-х кораблях» (на них могли, по всей видимости, размещались «княжеские покои»-каюты, находилась одежда-обувь, продукты питания, слуги…(о бытовых проблемах изгнанной четы «Повесть…» умалчивает).

Отношение к людям во время правления князя Петра

Правление Петра было «правдолюбивое, но без суровой строгости, милостиво, но без слабости».
Муромцы считали его «отцом, защитником, кормителем, помощником».

Оба жили по заповедям Божиим. Угодили Богу своими добрыми делами, целомудрием, благочестием и милосердием к бедным, «заботой о вверенном граде»

Иноческие имена после ухода в монастырь

Кончина главных героев «Повести…»

Князь Петр, живущий в городском монастыре, чувствуя, что «конец его близок», несколько раз посылал гонца к Февронии, желая, чтобы она была с ним рядом в «смертный час».

Что произошло после их смерти

Будучи положенными в разных монастырях, их тела трижды «чудесным образом» (т.е. по воле Божьей) оказывались в одном гробу – что служит еще одним ярким примером неиссякаемой силы любви и верности Петра и Февронии. И были так же вместе, в одном гробу, захоронены.

6 группа. Изучив предложенный материал, расскажите об образе Февронии. Подумайте, какой символ может соответствовать образу героя. (попробуйте изобразить его)

Феврония

Социальный статус (положение) до замужества

Дочь крестьянина древолаза-бортника (собирающего мед), живущая в селе Ласково в Рязанской земле, «имевшая дар прозорливости и исцелений» (напоминает сегодняшних экстрасенсов и народных лекарей).

Черты характера

Наряду с религиозностью, которая была присуща большинству населению Руси периода XII века, Феврония обладала такими чертами характера, как:

Житейская мудрость (умение с помощью загадок-поговорок кратко рассказать о происходящих событиях; знание характера и поведения людей, находящихся выше на «социальной лестнице», дало ей возможность предугадать обман князя).

Прозорливость, зависящая от Воли Божьей (получила знак, что именно князь Петр станет ее будущим мужем).

Трудолюбие (слуги князя, впервые попавшие к ней в дом, видели, что она практически никогда не отдыхает, и даже в свободное от других забот времени работает за ткацким станком (видимо, ткет холсты и шьет одежду для отца и братьев).

Бережное отношение к хлебу, как к результату тяжелого крестьянского труда (даже став женой князя, она по-прежнему собирает в руку и съедает, а не выкидывает хлебные крошки со стола.

Упорство в достижении цели (сделала так, чтобы князь все-таки женился на ней).

Любовь к животным (на руках у Февронии во время приезда слуг князя Петра спокойно сидел и не пытался удрать заяц).

Причина встречи и последующего замужества

Февронья соглашается лечить князя от язв. Но, будучи мудрой и прозорливой, понимала, что князь может обмануть ее, и поэтому, дав ему лечебную мазь («дунув на него хлебной закваской»), велела князю оставить ненамазанной одну язву. В результате, после того, как он отказался исполнить обещание о женитьбе, на него вновь напал данный недуг.
Они лично знакомятся, когда князь приезжает к ней в дом.
Петру понравилась не столько внешняя (о красоте лица и фигуры Февронии сведения в «Повести…» отсутствуют, но, как показывает практика, и красивая внешность имеет важное значение), сколько так называемая «внутренная красота» девушки. С излечением князя Петра связана их последующая женитьба и общая супружеская жизнь.

Отношение бояр и их жен к княжеской чете Петр-Феврония

Дочери и жены бояр ненавидели (зависть, злоба) Февронью за то, что она – простая крестьянка – не только смогла выйти замуж за князя (заворожила, опоила снадобьями), но и стала вместе с ним управлять городом Муромом и, соответственно, их мужьями-отцами и ими самими.

Любовь к друг другу и верность супружескому долгу в традициях христианства

Когда бояре стали выгонять Февронию из города, она, получив разрешение «взять самое дорогое», забрала с собой Петра, так как действительно любила своего мужа и была ему преданна.
И когда князь, лишенный своих привилегий, стал сомневаться в необходимости покинуть Муром, Феврония поддержала его необходимыми словами-фразами.

Отношение к людям во время правления князя Петра

Умная и благочестивая, Феврония помогала мужу советами, делами благотворительности.
Жители Мурома называли ее «ласковой матерью».

Иноческие имена после ухода в монастырь

Ефросинья

Кончина главных героев «Повести…»

Феврония, находясь в отдаленном от города Мурома монастыре, выполняла свой иноческий обет: вышивала так называемый «воздух» - покрывало, которое используется при таинстве евхаристии и причащения.
Но, услышав о том, что Петру осталось совсем немного времени до смерти, была вынуждена прервать это «Богоугодное дело», перестала вышивать («воткнула иголку в ткань») и … умерла – в тот же день и час (согласно христианскому календарю, это произошло 8 июля по новому стилю), когда скончался ее супруг – князь Петр/Давыд.

Что произошло после их смерти

Будучи положенными в разных монастырях, их тела трижды «чудесным образом» (т.е. по воле Божьей) оказывались в одном гробу – что служит еще одним ярким примером неиссякаемой силы любви и верности Петра и Февронии. И были так же вместе, в одном гробу, захоронены.

Просмотр содержимого документа
«Урок № 6»

8 класс

Урок №6.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Тема любви и семьи.

Цели :

1. познакомить учащихся с особенностями жанра древнерусской повести; определить близость повести к фольклорному произведению;

2.воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и в любви, умение прощать;

3.способствовать развитию социального взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся знают особенностями жанра «Повести», отличия произведения от фольклорных и житийных жанров;

Учащиеся умеют давать характеристики образов-персонажей, делать выводы о значении нравственных ценностей в жизни

Учащиеся учатся общаться в группе при выработке решения

Оборудование:

текст «Повести», музыкальный фрагмент, РМ – задания для работы в группах

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационный этап.

Психологический настрой. Прослушивание аудиозаписи «Петр и Феврония». Деление на группы.

Слушают запись

    Мотивация обучения

Выход на тему урока. Совместное целеполагание.

    Вступительное слово учителя

Какой праздник последнее время стало очень модным отмечать 14 февраля? День святого Валентина – покровителя влюбленных католической церкви. Покровители семьи и любви есть в разных религиях и в культурных традициях разны народов.

Например, святой полководец Сарксис в армянской, среди чешского народа почитается святой Иоанн Непомук, примером любви и дружбы является брак пророка Мухаммеда и его супруги Айшы.

Но ведь в русском православном календаре есть свой День влюбленных – 8 июля, связанный с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских – покровителей семьи и брака, чьи любовь и супружеская верность вошли в легенды. Жизнь Петра и Февронии - история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

    Составление синквейна «Семья» или кластера « Нравственные

ценности, создающие гармоничные отношения в семье»

    Первая строка - тема синквейна , заключает в себе одно слово

(обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    Вторая строка - два слова (чаще всего прилага тельные или прича

тия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

    Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями,

описывающими характерные действия объекта.

    Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное о

    Пятая строка - одно слово - резюме , характеризущее суть предмета

или объекта.

    Обращение к эпиграфу урока

Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к сегодняшнему нашему уроку?

А что, на ваш взгляд, главное в жизни? (великодушие, доброта, сострадание, мудрость, верность, честность…)

Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным?

Возможно, что в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет из 1000 (с X в. по XVII в.)

    Определение цели урока

Вспоминают особенности построения синквейна, составляют в парах

Зачитывают несколько работ, анализируют прочитанное, определяют общее, объединяющее все работы

Записывают эпиграф: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества». Фридрих Адлер - немецкий архитектор и археолог, профессор

Совместно определяют цель и задачи урока

    Открытие новых знаний. Мини - исследования

Задания группам в приложении

Работают в группах, выполняя предложенные задания

    Презентация результатов исследования

Выступления групп

Обсуждают критерии оценивания:

2. Изложение

3.Наглядность

Заслушивают выступления других групп. Делают записи в тетради.

Оценивают выступления других групп по критериям

    Подведение итогов.

Беседа. Какие вопросы можно задать, подводя итоги изучения повести?

Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные). Не забудем, что герои повести – реальные исторические лица.

- Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

- Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).

- В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

- В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.

Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.

- Почему же о Пётре и Февронии вспомнили в нашем веке?

Богатый потрясениями ХХ I век, годы реформ поколебали многие ценности, на которых покоятся жизнеспособность, физическое и нравственное здоровье общества и человека. В том числе такой важнейший устой, каким всегда являлась крепкая семья. Последствия её разрушения оказались тяжкими: сокращение рождаемости, сотни тысяч беспризорных и безнадзорных детей, распространение алкоголизма, наркомании, преступности, эгоизма и цинизма. Необходимо остановить циничное разрушение семьи и супружества глобализацией!

    Рефлексия

Рефлексия «ИТОГ»

    И нтерес – Что интересного было на уроке?

    Т ворчество – Какие творческие работы вы выполняли?

    О бучение – Чему вы научились?

    Г лавное – Что нового на уроке я узнал (а)?

Ученики заполняют таблицу по методу «ИТОГ», озвучивают 2- 3 ученика

Домашнее задание.

Эссе «Что привлекает современных читателей в Петре и Февронии?»

ПЛАН–КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

ПО «ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»

3 урок.

Тема урока: Древнерусская литература. « Повесть о Петре и Февронии Муромских».Ермолай–Еразм.

Примечание . В конце урока эта общая тема будет учениками (с помощью учителя) конкретизирована и записана в тетради. (Торжество мудрости, разума, добра и любви в «Повести о Петре и Февронии Муромских».)

Цели урока: - Нравственная красота и сила героев. Сформировать представления о древнерусской литературе как о неотъемлемой части мировой культуры.

Задачи:

Воспитывать нравственные качества школьников: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать, уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;

Развивать память, логическое мышление, речь, способности, эмоции; формировать навыки исследовательской работы, продуктивного интеллектуального труда школьников, выражать собственное суждение, впечатление, а также раскрывать авторское отношение к героям и событиям;

Обучать анализировать текст, совершенствовать навыки монологической речи; Средства обучения :

1. В мире литературы. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. /Авторы-составители А. Г. Кутузов и др. – М.: Дрофа, 2010

2. Д. С. Лихачёв: «Человек в литературе Древней Руси». М., 1970 г.; «Великое наследие». М., 1980 г

3. Икона с изображением святых Петра и Февронии; 4.Доска с эпиграфами; портреты А.С.Пушкина и И.А. Бунина; викторина (по тексту повести);

5. Иллюстрации к пов

Ход урока.

Дела давно минувших дней…

А.С.Пушкин.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

И.А.Бунин

1. Организационный момент. Актуализация.

Работа с 1 эпиграфом после объявления учителем темы и целей урока.

Прочитаем высказывание А.С. Пушкина. Почему в качестве одного из эпиграфов к нашему уроку я взяла именно эти пушкинские строки?

(Повесть – произведение древнерусской литературы, написанное в 16 веке, то есть действительно давным - давно, и рассказывается в нём о «делах давно минувших дней».) В 16 веке одним из самых любимых, самых читаемых произведений становится «Повесть о Петре и Февронии Муромских». До нас дошли полторы сотни её списков, - такое редко бывает в жизни памятников древнерусской письменности. Списки распадаются на четыре редакции. Это значит, что повесть переписывалась множество раз, распространялась очень широко, в разных краях Русской земли.

3. Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских.

Работа с текстом.

Реализация домашнего задания.

Учитель. На прошлых уроках мы познакомились с содержанием повести, а сегодня мы обратимся к произведению ещё раз, чтобы глубже вникнуть в суть повествования, чтобы понять, что же хотел рассказать нам автор, какие темы поднимает в повести, какие проблемы волнуют писателя далёкого прошлого. Попробуем разобраться в характерах героев, вслушаемся в слово (речь) наших далёких предков и попытаемся провести параллель между прошлым, настоящим и будущим.

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы все дома перечитали текст. А вспомнить основные эпизоды повести поможет небольшая викторина.

3.1. Викторина по «Повести…» (Учащиеся слушают цитату из текста и отвечают на вопросы).

«Доблестный князь Пётр взял меч и с того дня искал подходящего времени, чтобы убить Змея».

Кто такой князь Пётр? Почему ему необходимо было убить Змея? Удалось ли это ему? Перескажите соответствующий эпизод близко к тексту, сохраняя по возможности стилистику древней литературы.

«Я – врач, но даров мне не надо. Моё слово таково: если не буду его супругой, нечего мне и лечить его».

Кто этот загадочный врач? Почему не взяла даров? Сумела ли она исцелить Петра? Кто она по происхождению? (Девица; крестьянка.)

«Вскоре он /Пётр/ вновь покрылся струпьями и язвами».

Почему же Пётр не исцелился? Может, Февронии не хватило мудрости?

«Прибыли они в отчину свою, в град Муром, и жили благочестиво и праведно».

«Блаженный (благочестивый) Пётр не мог оставить жену свою ради своего княжения и решил покинуть Муром».

Почему Пётр должен был оставить родной город? Почему не оставил жену свою ради княжения?

«Не оставь нас сирыми, возвращайся в отечество своё».

К кому обращена эта просьба? Кто сказал это и почему? (Бояре.)

Как характеризует это вельмож? (Поняли свои ошибки.)

Смогли ли Пётр и Феврония простить бояр? Не пытались ли отомстить за обиды прошлые?

«Наутро люди увидели, что их гробы пусты, и тела их обретаются…в едином гробе».

Как произошло это таинственное перемещение тел?

Учитель. Эта сцена смерти святых, которые чудесным образом оказались в одной гробнице, самая сильная в повести.

3.2 Сначала учащиеся формулируют ответ в устной форме, а затем записывают в форме развёрнутого ответа в тетради.

Примерный ответ : В повести автор воспевает такие прекрасные качества человеческой души, как любовь, верность, преданность друг другу до гроба Примечание : в ходе дальнейшей работы на уроке ученики будут продолжать эту запись.

Продолжение беседы (повышенное внимание к слабым детям)

1). В каком обличье являлся жене князя дьявол?

2). В каком городе правил князь Павел?

3). Что вышивала для церковного храма Феврония, наречённая Ефросинией?

4). Какой меч смог сразить дьявола?

5). По какой реке поплыли Пётр и его жена?

6). В каком селе жила Феврония?

7). Что велела изготовить Феврония князю из чурочки?

8). Какое средство излечило язвы Петра?

Вопрос всему классу

Мудрость каких героев воспевает автор?

(И Февронии, и Петра, и даже бояр, осознавших своё поведение.)

Вспомните, в каких ситуациях герои проявляют мудрость, преодолевая трудности, препятствия?

(Феврония поступила мудро, оставив один струп на теле Петра; Пётр – когда не оставил жену по настоянию бояр; бояре поступили мудро, когда смирили свою гордыню и отправились на поклон.)

Примечание : записать слово мудрость в начатую работу.

А что ещё, кроме мудрости, помогло Петру и Февронии преодолеть трудности, одолеть всесильных вельмож? (Благородство, ум, умение прощать.)

Примечание : продолжаем запись в тетрадях.

А какие качества людей неприятны автору?

(Зависть, лживость, мстительность и т.п.)

Кто в повести наделён отрицательными чертами?

(Бояре, их жёны – злые, завистливые.)

Учитель. Итак, автор прославляет в повести любовь, верность, мудрость, ум, преданность, благородство.

А современные писатели в современных произведениях поднимают подобные вопросы? Рассматривают ли подобные проблемы?

(Учащиеся вспоминают известные им произведения, изученные в школе или прочитанные самостоятельно.)

Учитель. Действительно, традиции древнерусской литературы продолжаются в литературе нового времени и будут передаваться из поколения в поколение, ибо проблемы любви, верности, долга вечны, они живут во времени – в прошлом, в настоящем, в будущем.

Связь повести с фольклором. Тема прошлого урока, материал домашнего задания

Учитель . Итак, истоки современной литературы в древнерусской литературе.

А где истоки древнерусской литературы? Что напомнил вам сюжет повести?

(Сказку. Истоки древнерусской литературы в устном народном творчестве – в фольклоре.)

Учитель. Дома вам предлагалось выписать сказочные элементы, которые вы отыскали в повести.

Какие сказочные элементы вы отыскали в тексте? Какие фольклорные мотивы и образы использует автор?

(Змей-оборотень, вступающий в связь с замужней женщиной; чудесный меч-кладенец, от которого змей погибает, мудрая дева, говорящая загадками; чудесные превращения, например, хлебных крошек в ладан и т. д.)

А что ещё напоминает сказку? Какие две противоположные силы представлены в повести?

(Добра и зла.)

Кто представляет в повести добро? Зло? Что побеждает в итоге?

(Добро – как и во всех сказках.)

А можно ли зло уничтожить ответным злом, ненавистью?

Как поступают мудрые Пётр и Феврония, преодолевая все враждебные действия бояр? Помнят ли они зло, причинённое им? Отвечают ли злом на зло?

(Они прощают боярам их ошибки, они не предают друг друга, они преданны друг другу, верны и благородны по отношению к другим.)

3.3. Работа с иллюстрациями к повести. Работа по развитию речи.

Учитель . Работа с иллюстративным материалом поможет вам дополнить представление о героях, о замысле писателя.

Рассмотрите доске иллюстрацию. Назовите эпизоды к которым выполнены эти рисунки? Какие слова из текста можно подписать под ним? Найдите и прочитайте цитату из повести. Беседа по иллюстрациям

(пример беседы по эпизоду встречи Петра с боярами)

Какими средствами художник раскрывает авторский замысел и рисует вельмож действительно просящими, умоляющими князя и княгиню вернуться в родной город?

(Художник…рисует бояр упавшими на колени, руки протянуты с мольбой, один склонил голову почтительно, другой в пояс кланяется.)

А каким увидели вы князя Петра? Почему художник изобразил его именно так? Посмотрите, князь жестом показывает, чтобы бояре встали, успокоились. В тексте ничего не говорится о том, что он им ответил, каким было его поведение в тот момент, каковы его жесты? Автор сразу пишет: «Вернулись в Муром князь Пётр и княгиня Феврония…» Так что же хотел сказать художник своим рисунком? Какой авторский замысел пытается подчеркнуть?

(Художнику важно показать, что Пётр не держит зла на бояр. Не гневается на своих обидчиков – именно такими рисует своего героя писатель Ермолай. Автор сообщает, что Пётр и Феврония правили справедливо, всех любили, а значит и зла не держали ни на кого.)

Почему князь Пётр не отказал вельможам?

(Для него важнее всего спасти тех, кто не погиб в борьбе за княжеский престол.)

Учитель. Вспомните, что автор называет Петра «блаженным», то есть благочестивым, добрым, и постоянно подтверждает это поступками героя.

А какой диалог можно было бы составить по данной иллюстрации? Что мог бы ответить князь Пётр боярам?

(-Не скорбите, вельможи милостивые. Бог не оставит вас сирыми. Возвращайтесь спокойно в отечество своё. Мы на вас зла не держим. «И вернулись в Муром князь Пётр и княгиня Феврония.»)

3.4. Обобщающая беседа о главных героях . Отношение автора к героям.

Кто является главным героем повести?

(Пётр и Феврония.)

(Князь Пётр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть; писатель Петра и Февронию сделал положительными героями, вынес их имена в заглавие произведения, хотя пишет и о других героях тоже.)

А почему мы считаем Петра положительным героем? Разве он всегда поступал по совести? Вспомните эпизоды, когда он проявил себя не совсем положительно.

(Не женился сразу на Февронии; стал её испытывать, когда жёны бояр стали наговаривать на неё, например, про крошки, которые она сбрасывает.)

(Пётр исправил свои ошибки.)

Учитель. Для автора важнее всего, чтобы человек понял, осознал свои ошибки и постарался их исправить. Нравственное совершенствование человека, то есть внутренняя готовность человека творить добро, - главнее всего для автора. Даже бояре в конце повести изменились и пришли с покаянием.

(Он призывает людей измениться, ценить людей не по происхождению, а по их поступкам; а ещё он хотел сказать, что среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные.)

Какие чувства вы испытывали к героине, читая авторское повествование о ней?

(Сочувствовали, жалели, когда её не принял Пётр, а потом бояре; уважали за ум, мудрость, верность; радовались, когда все поняли, что она хороший человек, и приняли её.)

А каково, по вашему мнению, отношение автора к героине?

(Он очень хорошо пишет о ней. Кажется, что он сам и сочувствует ей, и жалеет, и восхищается её умом и благородством.)

Учитель. Действительно, автор как бы живёт жизнью своей героини, вместе с ней проходит через все испытания – всё это и определило поэтическую настроенность произведения в целом

Учитель:

Повесть эта своего рода гимн любви и верности.

Как вы думаете, легко ли было автору написать это произведение? Ведь от него ждали житие святых, а он написал повесть, где воспел мудрость простой крестьянки, верность, любовь, благородство, преданность. Каково ваше мнение и отношение к автору?

(Восхищение его смелостью и талантом.)

Работа со 2 эпиграфом.

Прочитайте высказывание И.Бунина. Как вы понимаете значение слова «достояние»?

(То богатство, что нам досталось.)

(Это наше национальное богатство; благодаря письменам мы узнаём историю нашей страны, её культуру, литературу.)

Учитель . А ещё благодаря Письменам, этому великому достоянию, из поколения в поколение передаётся эстафета мудрости, добра, справедливости, верности. А потому мне хотелось бы обратиться к высказыванию ещё одного специалиста по древнерусской литературе Д.С. Лихачёва из предисловия к книге «Рассказы русских летописцев 12-14 веков». И это не просто слова, это призыв, обращение к нам, живущим в 21 веке: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности».

Интересно, что эта легенда изложена в романе И.И. Мельникова – Печёрского «В лесах»; в очерках В.Г. Короленко. Поэтическая основа легенды пленила композитора Римского – Корсакова, создавшего на её основе оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Обобщение.Работа над определением конкретной темы урока.

Учитель. Обратите внимание, что тема урока указана общая.

Подумайте, как можно её конкретизировать, исходя из нынешнего урока? Что хотел сказать автор? Какую главную мысль хотел донести до читателей? Каковы нравственные заветы Древней Руси? Что побеждает, торжествует в итоге? (Варианты ответов детей) Учитель. Торжество мудрости, разума, добра и любви - это и есть основная идея повести, именно так можно сформулировать тему нашего урока.

Запись темы : Торжество мудрости, разума, добра и любви в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Учитель.

Учитель. Мощи святых Петра и Февронии, покровителей семейной жизни, хранятся в Муроме. 8 июля православная церковь вспоминает этих святых, которые прожили долгую семейную жизнь и умерли в один день – 8 июля – именно этот день считают Днём Влюблённых в православии. До сих пор 8 июля совершаются паломничества в Муром: и тех, кто только решил вступить в брак, и тех, кто пришёл сюда поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни.

4. Домашнее задание (одно по выбору учащихся или по группам):

1). Составить подробный план пересказа повести.

2). Составить киносценарий по повести (по нескольким эпизодам).

3). Написать небольшую письменную работу «Моё отношение к героям (к одному из героев) повести» (к Петру; к Февронии; к вельможам и их жёнам).

4). Написать сравнительную оценочно – эмоциональную характеристику героев повести, например:

Князь Пётр – справедливый и т.п.

Феврония – мудрая, верная и т.п.

Бояре и их жёны – завистливые, злые и т.п.

5. Рефлексия. (По одной реплике от каждого)

Удалось ли мне сегодня вызвать у вас интерес к древнерусской литературе?

Чему вы научились сегодня? Чем сегодняшний урок был полезен и интересен лично для каждого из вас?

Не захотелось ли кому-то продолжить знакомство с произведениями «старины глубокой»?

6. Итоги урока . Выставление оценок.

"Повесть о Петре и Февронии" была создана в середине XVI в. писателем-публицистом Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий. После канонизации Петра и Февронии это произведение получило распространение как житие. Однако митрополитом Макарием оно не было включено в состав "Великих Четьих-Миней", поскольку и по содержанию, и по форме оно резко расходилось с житийным каноном. Повесть с необычайной выразительностью прославляла силу и красоту женской любви, способной преодолеть все жизненные невзгоды и одержать победу над смертью.

Герои повести - исторические лица: Петр и Феврония княжили в Муроме в начале XIII в., они умерли в 1228 г.

Жанровое своеобразие.

По идее это произведение создавалось как житие. Но житием его не признали из-за многочисленных отступлений от канона в центральной части, и в процессе переработки оно стало повестью. Основа её сюжета сложилась на основе 2-ух устно-поэтических, сказочных мотивов-о герое-змееборце и мудрой деве, широко распространённых в фольклоре. Источником же сюжета послужила местная легенда о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Народное предание оказало сильное влияние на Ермолая-Еразма, и он создал произведение, не связанное с канонами житийного жанра: это увлекательное сюжетное повествование, мало похожее на жития святых с их подвигами и мученичеством во славу церкви. " Произведение состоит из 4-х частей, сюжетно связанных между собой. 1-рассказ о змееборце. 2-герои отправляются за врачом для пострадавшего от змея. Они встречают девушку, говорящую загадками. Далее следует мотив загадок и

испытаний. 3-жизнь Петра и Февронии в браке, встречаются элементы фольклорного повествования. 4-рассказ о смерти Петра и Февронии и посмертном чуде. Проблема жанра заключается в том, что в произведении соединено вместе множество элементов различных жанров. В произведении ничего не говорится о детстве героев (нетрадиционно для жития), во всех частях прослеживаются фольклорные мотивы. Например, сказочный сюжет о герое-змеборце, мотив загадок, когда Феврония говорит о том, что «не лепо есть быти дому безоушию и храму безо очшо»(пёс-уши дома, ребёнок-очи дома) и на вопрос, где её семья отвечает: «Отец и мати поидоша взаем плакаты. Брат же мой иде через ноги в нави зрети», что означает «мать и отец пошли на похороны, а брат-бортничать». Также фольклорный мотив есть в 3-ей части, когда Февронъя после трапезы собирает в руку крошки, а затем они превращаются в ладан и фимиам. Это отголосок сказки о царевне-лягушке, когда объедки превращались в лебедей и озеро. И отъезд Петра с Февронией из Мурома, а затем просьба вельмож об их возвращении тоже имеет отголосок в народной сказке. Но в произведении есть и духовная сторона, свойственная житиям. Пётр и Феврония не говорят о любви, ведь Пётр даже сначала не хочет на ней жениться. Их брак не плотский, а духовный и строится на соблюдении заповедей. Феврония совершает чудеса благодаря своей духовности. Ещё одним элементом жития является посмертное чудо, когда Петра и Февронию вопреки их предсмертному наставлению хоронят в разных местах, а они за ночь всё же оказываются вместе в гробу для двоих, который остался пустым. И их смерть в один час тоже является чем-то необычным, что может быть свойственно только святым. Соединение в одном произведении фольклора, жития и элементов повести делает произведение многоплановым, но это особое мастерство автора и новаторство в литературе.

Фольклоризм и агиографичность.

Вообще, в повести объединены два народнопоэтических сюжета: волшебной сказки об огненном змее и сказки о мудрой деве.

С устно-поэтической народной традицией связан образ центральной героини - Февронии.. В повести на первый план выдвигается необычайная её мудрость. Отрок (слуга) князя Петра застает ее и избе за ткацким станком в простой одежде, и Феврония встречает княжеского слугу "странными" словами: "Нелепо есть быти дому безо ушию, и храму без очию". На вопрос юноши, где находится кто-либо из живущих в доме мужчин, она отвечает: "Отец и мати моя поидоша в заем накати. Брат же мои иде чрез ноги в нави (смерть) зрети".

Сам отрок не в силах уразуметь смысла мудрых речей Февронии и просит объяснить их значение. Феврония охотно это делает. Уши дому - собака, очи храму (дому) - ребенок. У нее в доме нет ни того, ни другого, поэтому некому было предупредить ее о приходе незнакомца, и тот застал се в столь неприглядном виде. А мать и отец пошли на похороны - взаймы плакать, так как, когда они умрут, по ним тоже будут плакать. Отец и брат ее - "древолазцы", собирающие мед диких пчел, и ныне брат "на таково дело иде"; взбираясь на дерево и смотря через ноги вниз, он постоянно думает о том, как бы не упасть с такой высоты, не разбиться насмерть.

Петр болел неизлечимой болезнью, и только Феврония могла его излечить, но взамен просила на ней жениться, хотя она и была всего крестьянкой. Одерживает победу Феврония и над Петром, состязаясь с князем в мудрости. Желая проверить ум девушки, Петр посылает ей пучок льна, предлагая, пока он моется в бане, сделать из него рубашку, штаны и полотенце. В ответ Феврония просит Петра сделать из щепки ткацкий станок, пока она "очешет" лен. Князь вынужден признать, что этого сделать невозможно. "А се ли възможно есть человеку мужеска възрасту въ едином повесме (пучке) лну в молу годину, в ню же пребудет в бани, сътворити срачицу и порты и убрусець?" - спрашивает Феврония. И Петр вынужден признать ее правоту.

А когда тело князя вновь покрылось язвами, он вынужден со стыдом вернуться к ней, прося врачевания. И Феврония исцеляет Петра, предварительно взяв с него твердое слово жениться. Так дочь рязанского крестьянина заставляет Петра сдержать свое княжеское обещание. Подобно героиням русских народных сказок, Феврония борется за свою любовь, за свое счастье. До конца дней хранит она свято любовь к мужу. Бояре с "яростию" говорят князю, что они не хотят, чтобы Феврония господствовала над их женами.

Политический конфликт князя и боярства разрешен жизненной практикой. На корабле Феврония угадывает нечестивые помыслы некоего женатого человека, который посмотрел на нее с вожделением. Она заставляет его попробовать воду с обоих бортов судна и спрашивает: "Равна ли убо си вода есть, или едина слажеши?". Феврония умирает одновременно с мужем, ибо не мыслит себе жизни без него. А после смерти тела их оказываются лежащими в едином гробу. Дважды пытаются их перехоронить и положить в разные гробы, и каждый раз тела их оказываются вместе.
Характерная особенность "Повести о Петре и Февронии" - отражение в ней некоторых деталей крестьянского и княжеского быта: описание крестьянской избы, поведение Февронии за обедом. Это внимание к быту, частной жизни, человека было новым в литературе.

Их брак не плотский, а духовный и строится на соблюдении заповедей. Феврония совершает чудеса благодаря своей духовности. Ещё одним элементом жития является посмертное чудо, когда Петра и Февронию вопреки их предсмертному наставлению хоронят в разных местах, а они за ночь всё же оказываются вместе в гробу для двоих, который остался пустым. И их смерть в один час тоже является чем-то необычным, что может быть свойственно только святым. Соединение в одном произведении фольклора, жития и элементов повести делает произведение многоплановым, но это особое мастерство автора и новаторство в литературе.

Таким образом, "Повесть о Петре и Февронии" принадлежит к числу оригинальнейших высокохудожественных произведений древнерусской литературы, ставивших острые социальные, политические и морально-этические вопросы. Это подлинный гимн русской женщине, ее уму, самоотверженной и деятельной любви.

«Повесть о Петре и Февронии» возникла в своей основе не позднее второй четверти XV века, но получила окончательное оформление в начале XVI века под пером Ермолая Еразма и тесно связана с фольклором.

Это история о любви князя Петра и крестьянской девушки Февронии - любви сильной и непобедимой, «до гроба».

Первое появление в повести девушки Февронии запе­чатлено в зрительно отчетливом образе. Ее нашел в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, за­болевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом - ткала полотно, а перед ней скакал заяц, как бы символизируя собой слияние с приро­дой. Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показывают, что она умна. Феврония изумляет посланцев своими вещими ответами и обещает помочь князю. Сведу­щая в целебных снадобьях, она излечивает князя.

Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Их любовь не счита­ется с мнением окружающих. Чванливые жены бояр не­взлюбили Февронию и требуют ее изгнания. Князь Петр отказывается от княжества и уходит вместе с женой.

Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, по ее благословению расцветают, превращаясь в деревья. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает- мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказы­ваемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше своего идеального мужа - князя Петра.

Их не может разлучить сама смерть. Когда Петр и Феврония почувствовали приближение смерти, они стати просить у бога, чтобы он дал им умереть в одно время, и приготовили себе общий гроб. После того они приняли монашество в разных монастырях. И вот, когда Феврония вышивала для храма богородицы «воздух» (покров для святой чаши), Петр послал ей сказать, что он умирает, и просил ее умереть вместе с ним. Но Феврония просит дать ей время дошить покрывало. Вторично послал к ней Петр, велев сказать: «Уже мало пожду тебя». Наконец, посылая в третий раз, Петр говорит ей: «Уже хочу умереть и не жду тебя». Тогда Феврония, которой осталось дошить лишь одну ризу святого, воткнула в покрывало иглу, обвертела вокруг нее нитку и послала сказать Петру, что готова умереть вместе с ним.

После смерти Петра и Февронии люди положили их тела в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном гробу. Люди второй раз пытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела их оказались вместе, и с тех пор их уже не смели разлучать.

Образы героев этого рассказа, которых не могли раз­лучить ни бояре, ни сама смерть, для своего времени удивительно психологичны. Их психологичность внешне проявляется с большой сдержанностью.

Отметим и сдержанность повествования, как бы вто­рящего скромности проявления чувств. Жест Февронии, втыкающей иглу в покрывало и обертывающей вокруг воткнутой иглы золотую нить, так же лаконичен и зритель­но ясен, как и первое появление Февронии в повести.

Чтобы оценить этот жест героини, надо помнить, что в древнерусских литературных произведениях нет быта, нет детальных описаний. В этих условиях жест Февронии дра­гоценен, как и то золотое шитье, которое она шила для святой чаши.