Архангельский собор план. Московский Кремль: Архангельский собор

Православный собор

Собор святого Архистратига Михаила
(Архангельский собор) в Кремле

Страна Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Тип здания Собор (храм)|Собор
Автор проекта Алевиз Новый
Дата основания XIII век
Строительство 1505-1508 годы
Статус
Состояние действует

Координаты: 55°45?00? с. ш. 37°37?04? в. д. ? / ? 55.75° с. ш. 37.617778° в. д. (G) (O) 55.75 , 37.617778

Собо?р свято?го Архистрати?га Михаи?ла (Арха?нгельский собо?р) в Кремле - православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля.

История

Первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего, возможно, ещё во время княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, в 1247-1248 годах.

В 1333 году, за одно лето, Иван Калита построил новый каменный храм - по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зёрен рожью. Новый Архангельский собор был освящён митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года.

Согласно предположению Бетина, подтверждённому археологическими исследованиями, установлено, что Архангельский собор Ивана Калиты был большим храмом с нартексом (нартекс с приделами на хорах воспроизведён и в существующем соборе), по композиции подобном Спасо-Евфросиньевскому собору в Полоцке и Троицкому собору в Пскове, а также более позднему собору в Коломне, и, подобно им, имел динамичное завершение, сходное с завершением соборов Андроникова и Рождественского монастырей в Москве. К собору постепенно были пристроены несколько приделов.

Существующий собор был сооружён в 1505-1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном :10 . С 1599 года по 1765 год при соборе состояли особые архиереи, обязанностью которых было совершать панихиды во дни поминовения князей и царей. С 1743 года по 1883 год был кафедральным храмом Московской епархии. С 1771 по 1801 год протоиереем собора был Пётр Алексеев , крупный лексикограф, автор «Церковного словаря».

Согласно Высочайшему повелению, Святейший Синод указом от 23 февраля 1895 года за № 809 передал Архангельский собор из епархиального в Придворное ведомство со всем имуществом, капиталом и (временно) причтом .

К торжествам по случаю 300-летия дома Романовых (1913), в соборе были проделаны большие работы по реставрации и благоустройству, в частности, по рисунку великого князя Петра Николаевича была сооружена сень над гробницей царя Михаила Феодоровича с 2-я массивными лампадами. Император Николай II, прибыв в Кремль 24 мая 1913 года, прошёл в Архангельский собор и возжёг лампады .

Архангельский собор на кремлевской Соборной площади , как и другие здешние храмы, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Он был построен в начале XVI столетия в честь святого Архистратига – главного архангела, наиболее почитаемого не только в православии, но и в других мировых религиях. Архангел Михаил считался на Руси небесным покровителем князей, отправляющихся на ратные подвиги. Великие князья приходили в храм за благословением, а после венчание на царство очередной русский император приходил в Архангельский собор поклониться могилам предков.

История строительства храма

Первое культовое сооружение в честь святого Архистратига появилось в центре старой Москвы в середине XIII века . Деревянный храм возвели по указу брата Александра Невского московского князя Михаила Хоробрита , погибшего вскоре в бою с литовцами. Церковь простояла почти сто лет, пока в 1333 году на ее месте не освятили белокаменный храм. Его построил Иван Калита , князь Московский и Великий князь Владимирский, отблагодаривший таким образом высшие силы за прекращение голода на Руси. Каменный храм был небольшим и одноглавым, и в его стенах начали хоронить членов великокняжеского рода. Через несколько десятилетий украсить каменную церковь пригласили Феофана Грека – знаменитого иконописца и мастера монументальных фресковых росписей. Грек с учениками написали и несколько икон для церковного иконостаса, бывшего двухъярусным и высоким.

К началу XVI столетия церковь пришла в негодность и по причине частых пожаров, и от времени. Огромное количество захоронений не соответствовало возможностям небольшого по площади храма, и Иван III Калита , занимавший тогда царский престол, распорядился разобрать постройку. В 1505 году итальянский зодчий Алевиз Новый получил задание спроектировать и возвести каменный храм в лучших русских традициях. Иван III вскоре скончался и был похоронен в незаконченном соборе, а ход строительных работ после его кончины курировал Василий III .

Алевизу Новому удалось воплотить в жизнь все пожелания заказчика. Его собственный проект представлял собой традиционный русский православный крестово-купольный храм с пятью главами и семью приделами. Собор был освящен в честь архангела Михаила в 1508 году . Соборные приделы строились в честь Андрея Критского, Иоанна Милостивого, Первого и Второго обретения главы пророка Иоанна Предтечи, Симеона Столпника Летопроводца, Апостола Акилы и Обновления Храма Воскресения Христова.

Собор до и после революции

Московские пожары многократно причиняли ущерб храму. Особенно сильно он пострадал в 1547 году , когда огонь сильно повредил стеновую живопись. Фрески пришлось восстанавливать, для чего из Новгорода и Пскова были приглашены иконописцы.

Фрески реставрировали и век спустя, когда государь Алексей Михайлович дал приказ сбить старую роспись, предварительно составив ее подробное описание, и заменить ее на новые фрески. По причине войн с Польшей и Швецией и дефицита денег в казне работы затянулись на долгое время и были закончены лишь в 1666 году. Артель мастеров, расписывающих в XVII веке Архангельский собор, возглавлял Симон Ушаков . К тому времени известный московский иконописец уже был «жалованным» мастером Оружейного приказа, а затем – и Оружейной палаты. Школа иконописцев Симона Ушакова пользовалась особой милостью царя Алексея Михайловича. В Архангельском соборе Московского Кремля с Ушаковым трудилась почти сотня соратников и учеников. Среди них были Гурий Никитин , крупнейший мастер фрески и иконописи второй половины XVII века, и Фёдор Зубов , царский знаменщик и руководитель жалованных иконописцев Оружейной палаты, сменивший на этом посту Ушакова.

Очередной пожар, случившийся в 1737 году и названный Троицким , снова принес разрушения Архангельскому собору. Храм пришлось капитально ремонтировать, и случилось это уже во времена царствования Елизаветы Петровны . В результате реставрации у Архангельского собора была изменена форма центральной главы, южная стена была усилена вертикальными ребрами из белого камня, а закомары приобрели лаконичный и строгий вид. Внутри реконструкция коснулась икон, которые убрали в серебряные оклады, украшенные чеканкой и позолотой.

В 1742 году было учреждено Московское епархиальное управление и Архангельский собор стал местом, где была установлена кафедра. Новый статус требовал особой роскоши, но и обеспечивал храму достаточное финансирование. Собор постоянно ремонтировался и реконструировался.

На смену пожарам пришла очередная беда из Европы. Наполеоновская армия, оккупировавшая Москву, надругалась над многими православными храмами, и Архангельский собор Кремля не стал исключением. Бесценные иконы были испорчены, серебро их окладов переплавлялось в слитки, а в алтаре и вовсе разместили кухню, где готовили еду для Наполеона. Храм переосвятили в 1813 году , и несколько лет спустя центральную соборную главу покрыли позолотой, а угловые купола – пластинами из белой жести.

Генеральная уборка была проведена в соборе в 1913 году : Россия готовилась отмечать 300-летие царствования дома Романовых. Тогда были отреставрированы Царские врата и промыт иконостас, вычищена вся церковная утварь, а над местом захоронения царя Михаила Федоровича сооружена сень и зажжены лампады.

Революция принесла много перемен и Архангельский собор, как и остальные кремлевские храмы, был закрыт в 1918 году. В нем почти сразу начались восстановительные работы – требовался ремонт после обстрела во время вооруженного восстания 1917 года. Сотрудники созданного по инициативе академика и художника И. Грабаря научно-реставрационного центра укрепили и покрыли защитным материалом иконы, отреставрировали многие образы, а позже – раскрыли стенопись XVII века.

С 1955 года в Архангельском соборе Московского Кремля открыт музей .

Что посмотреть в Архангельском соборе

Во время экскурсии в Московский Кремль, в первую очередь, стоит обратить внимание на внешние архитектурные особенности храма:

Собор построен из белого камня и имеет пять куполов . Его высота составляет 21 метр. Центральная глава располагается над амвоном, малые купола установлены над алтарной частью храма.

На фасаде можно видеть пилястры и карнизы , выступающие в качестве украшения и визуально разделяющие стену на два этажа. В нижнем ярусе выделяются мощные декоративные арки.

Во внешнем убранстве собора четко прослеживаются традиции итальянского зодчества эпохи Ренессанса – растительные капители ордерных пилястров, выполненные в виде полукруглых фронтонов закомары с «раковинами», и сочетание круглых окон различных размеров.

- Главный портал располагается в углублении внушительной ширины, имеющем форму мощной арки с росписями на потолке. Он декорирован растительным каменным орнаментом и увенчан резными акротериями – насадками на вершине фронтона.

Интерьер Архангельского собора способен впечатлить любого почитателя древнерусской живописи:

На столпах и стенах первого яруса располагаются портреты русских князей . Среди шестидесяти изображений легко узнаваемы Иван Калита, Дмитрий Донской, Василий III.

Потолок купола и стены центрального барабана содержат росписи на библейские темы , малые купола – портреты архангелов, святых угодников и сцены из жизни Архангела Михаила.

Композиции Богородичного цикла иконописцы разместили над алтарем. Особенно величественно выглядит фреска «Успение Богородицы» .

В западной части храма можно увидеть цикл художественных росписей на тему «Символы веры» .

Самые старые фрески и настенные росписи, сохранившиеся в Архангельском соборе, датированы XVII веком .

В некрополе Архангельского собора насчитывается 54 захоронения. Самым первым в храме был похоронен заложивший его Иван Калита. В приделе для царской усыпальницы, пристроенной в XVI веке, погребены цари Иоанн Грозный и Федор Иоаннович и безвинно убиенный царевич Иоанн Иоаннович.

Иконостас храма

Отдельного внимания заслуживает иконостас Архангельского собора Московского Кремля. Иконостасом называют алтарную перегородку, которая проходит между северной и южными стенами храма и состоит обычно из нескольких рядов икон. Иконостас отделяет алтарную часть церкви от остальных помещений. В Архангельском соборе он представляет собой рамную конструкцию, украшенную резным цветным декором. Высота иконостаса составляет 13 метров, а изготовлен он был в 1680 году на Потешном дворе. Первый иконостас, установленный в 1508 году при строительстве собора, погиб в пожаре 1547 года.

Иконостас Архангельского собора делится при помощи горизонтальных карнизов на четыре яруса и состоит из трех вертикальных частей. Четыре яруса иконостаса традиционны: пророческий, деисусный, праздничный и местный ряды. Основную массу образов для иконостаса написали художники Федор Зубов, Дорофей Золотарев и Михаил Милютин. Это было в 1681 году. Есть среди икон и более старые, датированные XIV-XVI веками.

Центр пророческого ряда занимает образ Богоматери на троне , а по сторонам от нее располагаются изображения ветхозаветных пророков со свитками, содержащими тексты их предсказаний. В деисусном ряду стоит обратить внимание на центральную композицию Спаса в Силах . Другие иконы этого яруса изображают Богоматерь с Архангелом Михаилом и Иоанна Предтечу с Архангелом Гавриилом. Праздничный чин рассказывает о церковных праздниках, упомянутых в Новом Завете. В местном ярусе представлены патрональные святые, которых почитали великие князья и государи российские. Древнейший образ местного ряда – икона, написанная в конце XIV столетия по заказу вдовы Дмитрия Донского и изображающая Архангела Михаила с деяниями.

На заметку:

  • Ближайшие станции метро: "Боровицкая", "Александровский сад", "Библиотека им. Ленина", "Арбатская".
  • Официальный сайт: www.kreml.ru
  • Часы работы: С 15 мая по 30 сентября - каждый день, кроме четверга, с 9:30 до 18:00. Кассы открыты с 9:00 до 17:00. c 1 октября по 14 мая - каждый день, кроме четверга, с 10:00 до 17:00. Кассы открыты с 9:30 до 16:30. Оружейная палата и смотровая площадка Колокольни Ивана Великого работают по отдельному расписанию.
  • Билеты: продаются возле Кутафьей башни в Александровском саду. Стоимость билета на Соборную площадь, в соборы Кремля: для взрослых посетителей – 500 рублей. Для российских студентов и пенсионеров при предъявлении соответствующих документов – 250 рублей. Дети до 16 лет - бесплатно. Билеты в Оружейную палату и Колокольню Ивана Великого приобретаются отдельно от общего билета.

В фокусе этой статьи будет Архангельский собор Московского Кремля. Монументальное сакральное сооружение привлекает внимание своей нетипичностью, даже инородностью. Его купола, кроме главного, не имеют позолоты. И снаружи собор выглядит как итальянский палаццо времен Высокого Ренессанса. Но наружные приделы и галерея соотносят церковь с древнерусскими канонами зодчества. А что же внутри? Интерьеры словно проникнуты идеей самодержавия, воспетого Русской православной Церковью. И в этом нет ничего удивительного: ведь храм изначально задумывался как дворцовая капелла, да еще и усыпальница всех московских князей «мужескаго пола».

Великих княжон и цариц хоронили в соседнем Вознесенском соборе. После того как его взорвали, останки женщин перенесли в Архангельский. Можно ли увидеть все это? Несомненно. Ведь с 1955 года в Архангельском соборе работает музей. А по большим религиозным праздникам в храме проводятся службы. Интересная деталь: перед каждой из них собор освящают наново. Давайте же вместе пойдем на виртуальную экскурсию в этот храм. Представленные ниже фотографии помогут вам составить представление о вычурной архитектуре и прекрасном богатом убранстве этого чуда итало-русского зодчества.

Архангельский собор Московского Кремля: история

Почему он так назван? Архистратиг Михаил издавна считался покровителем московских князей в их ратных делах. Предводитель ангелов, победивший с воинством небесным Сатану, чтился ими. Отправляясь в поход, русские князья обращались к нему с молитвой о победе. Вот почему Архангельский собор просто обязан был возникнуть на Соборной площади Московского Кремля. И он появился, правда, не такой, каким мы видим его сегодня. Первое здание было, как и весь Кремль, деревянным. Скорее всего, его воздвигли во время недолгого правления князя Михаила Хоробрита (1247-1248), брата Александра Невского. Это была вторая по величине церковь города. Однако первый Архангельский собор Московского Кремля не предназначался для захоронений князей. Сам Михаил Хоробрит, погибший в войне с литовцами, покоится в Успенской церкви во Владимире. И только начиная с племянника этого князя, Даниила, который унаследовал трон, московских правителей хоронят в пределах Архангельского собора. Но скоро деревянный храм снесут и построят на его месте каменный. А потому настоящей усыпальницы в первой церкви не было. У южной стены был похоронен Даниил, а в самом храме - его сын Юрий.

Первый каменный собор

В 30-х годах четырнадцатого века Московский Кремль уже начал приобретать современный нам вид. Появились каменные соборы: Успенский, Спаса на Бору и Святого Иоанна Лествичника. Великий князь Владимирский и Московский Иван Данилович Калита завершил ансамбль площади. А помог ему в этом… неурожай ржи. Когда злак повсеместно пошел в рост и не дал зерна, князь дал обет, что построит каменный собор взамен обветшалого деревянного, если его страну минует голод (и связанный с ним бунт). В исполнение клятвы он в 1333 году - за одно лето, как сообщают рукописи - воздвиг церковь. Ее уже в сентябре окропил митрополит Феогност. Этот Московский Архангельский собор времен Калиты был небольшим. На скромные размеры указывают сжатые сроки строительства и запись в Степенной книге шестнадцатого века: по сравнению с «ветьхим» храмом, «новый был велик». Скорее всего, это была одноглавая четырехстолпная церковь, подобная Спасу на Бору. Позже к ней стали достраиваться приделы - скорее всего, деревянные. Они носили названия, созвучные именам сыновей Калиты, похороненных в Архангельском соборе - Андрея Критского и Симеона Столпника. Через полтора века, в 1471 году, храм обзавелся еще двумя приделами: Воскресения и апостола Акилы. Можно ли увидеть что-либо, оставшееся от собора времен Калиты? Ученые до сих пор спорят об этом. Одни считают, что современный нам Архангельский собор Московского Кремля архитектор шестнадцатого века построил «с нуля». Другие же утверждают, что старая постройка не была разобрана до основания, а была включена (фрагментарно) в новую.

Собор Алевиза

Эпоха, когда был сооружен теперешний Архангельский собор Московского Кремля - век шестнадцатый, самое его начало. А точнее, 1505-1508 годы. Для того чтобы понять идею собора, нужно знать его историю. Еще в середине пятнадцатого столетия в здание, возведенное Калитой, попала молния. Пожара удалось избежать, но ветхий храм очень пострадал от сильного ветра и бури. Во время правления Ивана Третьего, Великого князя Московского, решено было разобрать грозящее обрушиться сооружение и построить на его месте новый Архангельский собор Московского Кремля. Город Москва к тому времени переживал расцвет. Возводились новые церкви, монастыри, строились мосты. Кремль принимал вид, каким мы видим его сегодня. Для такой титанической работы приглашались итальянские мастера, считавшиеся на то время непревзойденными зодчими. Зубцы кремлевских стен в виде «ласточкиных хвостов» являются как раз примером ломбардского архитектурного стиля. Для постройки Архангельского собора был выписан из Милана мастер Алевиз Фрязин Новый. Может возникнуть вопрос: почему у итальянца такая русская фамилия? На самом деле, Фрязин - это прозвище. Так в России называли иностранцев. В начале шестнадцатого века их приезжало много - по ведению князей что-то строить да расписывать… И вот прибыл новый фрязин, по имени Алевизо. Так его и записали в расчетных книгах.

Согласование ренессансного зодчества с православным каноном

Новый Фрязин Алевиз принимал участие и в постройке Московского Кремля. Однако возведение культового сооружения - дело более тонкое, тут необходимо было придерживаться канона. И в то же время князь желал, чтобы его дворцовый храм был в «модном стиле». Надлежало соединить строгую геометрию итальянского Возрождения с традиционным пятиглавием, полуциркулярными сводами и круглыми расписными столпами, присущими древнерусской сакральной архитектуре. Алевиз справился с этой задачей. Как и его соотечественник Фиорованти, работавший над Успенским собором, он отдал предпочтение пятиглавной кровле. В планировке зодчий применил крестово-купольную систему и полуциркулярные своды, что привело к прежней дробности и неравномерности членений. И этим Архангельский собор Московского Кремля отдаленно напоминает теремковый стиль древнерусских храмовых построек. Согласно православному канону, Алевиз соорудил двухъярусную паперть. Она расположена в западной части храма, возле придела Святого Акилы. Женщины царской семьи могли наблюдать за службой, стоя на специальных хорах на втором ярусе. В остальном же храм выполнен в духе итальянского Возрождения. Это проявляется и в отделке стен белым камнем (само здание кирпичное), и в многопрофильных карнизах, ордерных пилястрах с капителями, украшенных растительным орнаментом, и в закомарах, декорированных «раковинами».

История постройки

Приказ о расчистке места под новый Архангельский собор Московского Кремля Иван Васильевич Третий издает 21 мая 1505 года. К октябрю старую церковь полностью (по другой версии историков - частично) разобрали. Великий князь Московский собственноручно заложил первый камень в постройку нового собора, но через несколько дней умер. Трон унаследовал его сын Василий III. И продолжение работ проходило уже под его патронатом. Через четыре года после начала строительства здание было завершено. Это пятиапсидное и шестистолпное сооружение, теперь имеющее восемь приделов, увенчивалось пятью главными куполами. Первоначально они были крыты чернолощеной черепицей, но никогда золотом. И этому были свои причины. Храм был освящен митрополитом Симоном восьмого ноября 1508 года.

Церковь-некрополь

Трудно теперь сказать, когда именно Василию Третьему пришла в голову мысль переоборудовать в усыпальницу великих русских князей Архангельский собор Московского Кремля. Дата его приказа о захоронении предков в стенах новой церкви относится все к тому же 1508 году - времени окончания строительства и освящения храма. Еще раз подчеркнем, что в Архангельском соборе первоначально были захоронены лишь отпрыски мужского пола. Женщины рода - царицы или княжны - находили успокоение под сенью церкви Вознесения Богоматери в Московском Кремле. Общим некрополь стал лишь в двадцатом столетии. Когда большевики взорвали Вознесенский собор, останки женщин царского рода были перенесены в Архангельский. Этим объясняется концепция внутренних росписей. В Архангельском соборе Московского Кремля, в нижнем ярусе, мы видим «портреты» русских князей. Это Василий Темный, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Третий. Скорее, это условные изображения, поскольку говорить о портретном сходстве не приходится. Представлены здесь и удельные князья: Иван и Андрей Старицкие, Владимир Храбрый и его внук Василий Ярославович, Симеон Калужский и Борис Волоцкий, Андрей Угличский и другие. В верхнем, более почетном ярусе, можно увидеть изображения правителей Киевской Руси. Самое центральное место занимает портрет Василия Третьего - донатора собора.

Гробницы царей

Всего в Архангельском соборе Московского Кремля пятьдесят четыре мужских захоронения. Надгробные плиты 46 из них были заменены в 1636-37 годах, а в 1903 их покрыли бронзой под стеклянным куполом. До переноса столицы в Санкт-Петербург специально назначенные архиереи в годовщину успения совершали панихиды. В соборе похоронены почти все цари, умершие до середины восемнадцатого века - от Калиты до Ивана Алексеевича, брата Петра Первого. Исключения немногочисленны: это Даниил Александрович, чей прах в Даниловом монастыре не стали тревожить, Борис Годунов, кости которого вышвырнул Лжедмитрий (позже они были захоронены в Троице-Сергиевской Лавре. Зато здесь находится могила Петра II, внука основателя Санкт-Петербурга. Его прах не перенесли в Петропавловский собор Северной столицы, поскольку боялись заражения (молодой человек скончался от оспы в возрасте 15 лет в 1730 году). Иван Грозный полагал, что ему полагается особое место погребения. Он с двумя сыновьями покоится в дьяконнике Архангельского собора в Москве. Кстати, его могила в 1963 году была вскрыта. М. М. Герасимов исследовал череп царя и воссоздал его портрет. Длинный нос и круглые глаза Иван Грозный унаследовал от бабушки-гречанки, Софии Палеолог. А рост царя был в метр и восемьдесят сантиметров. В его костях, а также в останках его жен Марфы Собакиной обнаружилось много ртути. Скорее всего, царскую фамилию систематически травили.

Архангельский собор Московского Кремля: описание

Этот храм - полная противоположность соседнему, Успенскому. У того «начинка» ренессансная, а внешний вид - русский. В Архангельском же соборе интерьер полностью отвечает канонической православной церкви, хотя снаружи - особенно с западного фасада - здание выглядит как итальянский палаццо времен Высокого Ренессанса. Впрочем, позднейшие пристройки несколько изменили его внешний вид. Во второй половине шестнадцатого столетия Архангельский собор Московского Кремля, архитектура которого в общем плане осталась неизменной, обзавелся двумя приделами: Иоанна Предтечи и Покровским (позже переименованным в Святого Уара). С трех сторон церковь опоясала открытая галерея. В восемнадцатом веке ее убрали, но переделали центральную главу. Прежде она была шлемовидная, а стала луковкой. Классицизм внес свои коррективы: с закомар убрали декоративные фиалы, они приобрели стрельчатую форму. Тогда же сняли и черно-красную черепицу с куполов. В позапрошлом веке к храму с южной стороны прилепилась двухэтажная пристройка для священников.

Росписи собора

Лишь спустя полвека, уже при Алексее Михайловиче (1565), покрылся фресками Архангельский собор Московского Кремля. Описание некоторых из них было дано выше. Но кроме «портретов» царей здесь есть и картины религиозного содержания. Прежде всего, это сюжет борьбы Архангела Михаила с Сатаной, что объясняется названием храма. Но эти старинные фрески сохранились только в усыпальнице Ивана Грозного. Там можно увидеть картину по евангельскому рассказу о богаче и Лазаре. В середине семнадцатого века эти росписи были сбиты. По прорисям их обновили иконописцы Оружейной палаты. С конца XVI и в XVII столетиях изображения царей исполняются не в технике фрески, а темперой на досках или холстах. В них уже прослеживается портретное сходство с Федором Иоанновичем, его сыном Михаилом и внуком Алексеем (правили с 1598 по 1682 годы). Первоначальный иконостас не сохранился. Тот, что мы видим сегодня, был создан в 1681 году.

Новейшая история собора

Здание храма подвергалось разрушению и всякий раз реставрировалось. Во время Русского похода Наполеона в алтарной части собора была установлена военная кухня! При этом пострадал иконостас. В 1813 году пришлось заменить колонны нижнего яруса и резьбу царских врат. В 1913 году, по случаю празднования трехсотлетия рода Романовых, в Архангельском соборе провели масштабную реконструкцию. В это время над усыпальницей царя Михаила Федоровича была воздвигнута сень с массивными лампадами. Во время Октябрьского переворота храм пострадал от обстрела кремля. А на следующий год его вообще закрыли. В 1929-м Московский Архангельский собор принял в свой подклет белокаменные гробницы с останками женщин из династий Рюриковичей и Романовых. А с 1955 года в храме открылся музей. Службы в Кремле были запрещены вплоть до падения Советского Союза. Теперь храм передан Церкви.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

Архангельский собор замыкает ансамбль кремлевских сооружений на Боровицком холме. Северный и западный фасады его обращены на древнюю Соборную площадь, южный - на Москву-реку.

Существующий Архангельский собор построен в 1505- 1508 гг. итальянским архитектором Алевизом Новым. Постройка началась при Иване III и была закончена при его сыне, великом князе Василии Ивановиче.

После Успенского собора это был второй по величине храм в Московском Кремле. До этого здесь находился древний Архангельский собор, сооруженный еще Иваном Калитой в 1333 г. в память избавления Москвы от сильного голода. В начале XVI в. его из-за тесноты и ветхости разобрали и освободили место для постройки более обширного храма.

Итальянский зодчий создал традиционно русский, прямоугольный в плане храм, своды которого опираются на шесть квадратных столбов. Фасады собора, имеющие три членения с севера на юг и пять членений с запада на восток, завершаются закомарами, украшенными белокаменными раковинами. Они обработаны пилястрами с капителями, карнизами и белокаменным цоколем. Снаружи стены собора делятся на два яруса горизонтальным поясом, что придает ему вид двухэтажного гражданского здания. Венчают собор пять куполов. Центральный купол был позолочен, а боковые покрыты белым железом. Сейчас все купола окрашены серебристой краской.

С восточной стороны к собору в конце XVI - начале XVII в. были пристроены два придела - одноглавые церковки «святого Уара» и «Иоанна Предтечи».

Северный и западный фасады собора украшают резные белокаменные порталы в стиле итальянского Возрождения, расписанные красками и золотом.

Первоначально с трех сторон собор имел крытые галереи, которые были своеобразными трибунами для почетных гостей во время торжественных церемоний на Соборной площади. Две из них разобраны в XVIII в. Сохранилась галерея только с южной стороны, закрытая пристроенными в этом веке контрфорсами!. До 1920 г. с северной стороны собора существовал портал готического стиля, пристроенный в конце XVIII в. архитектором М. Ф. Казаковым. С западной стороны собора устроена лоджия для входа в храм и притвор, разделенный на четыре этажа. В третьем из них находятся хоры.

Во время нашествия Наполеона на Москву французы устроили в Архангельском соборе винный склад, а алтарь использовали под кухню. Все ценности собора были расхищены. После разгрома наполеоновских полчищ собор восстановили в прежнем виде.

Роспись внутри собора была выполнена вскоре после его сооружения, но имена художников до нас не сохранились. Открытые в диаконнике в 1955 г. фрагменты древней росписи светлых, нежных тонов дают право полагать, что принадлежит она кисти мастеров школы Дионисия. К 1652 г. первоначальная роспись сильно обветшала и была удалена.

После этого собор расписали заново (в 1652, 1660, 1666 гг.). Роспись собора производила большая группа художников, вызванных в Москву «для государева дела» из многих русских городов - Костромы, Ярославля, Владимира, Вологды, Новгорода, Устюга и др. Во главе этих мастеров стояли царские жалованные иконописцы Степан Рязанец, Яков Казанец, Федор Козлов, Федор Зубов, Иван Филатьев. Тщательный отбор иконописцев производил выдающийся художник того времени Симон Ушаков.

Стенопись Архангельского собора в целом выполнена в одной манере, в единой колористической гамме. Она отличается необычайной красочностью и декоративностью, что очень характерно для русского искусства второй половины XVII в.

Тематика росписи в соборе носит литературно-повествовательный характер. Здесь композиции на религиозные темы прекрасно сочетаются с бытовыми, историческими и батальными сценами, ярко отражающими патриотическую борьбу русского народа за свою национальную независимость.

С огромным мастерством написаны батальные сцены, которые в иносказательной форме прославляют подвиги русских людей. Религиозная тематика в живописи отступает на второй план.

Большой интерес представляют условные портретные изображения русских князей. В них хорошо передан покрой княжеского платья, типичного для древней Руси, и разнообразие растительного и цветочного орнамента.

На юго-западном столбе собора изображен Александр Невский - герой Ледового побоища (1242 г.), на северозападном- его сын Даниил Александрович, при котором сложилось московское княжество. На южной стене помещены изображения московских князей Ивана Калиты и Димитрия Донского.

На протяжении ряда веков стенопись 1666 г. много раз прописывали масляными красками (в 1773, 1826, 1853 гг.). Впоследствии о древней росписи забыли и считали, что она не сохранилась. В 1953 г. была создана специальная комиссия, под руководством которой советские художники приступили к реставрации древней живописи. В течение двух лет проводилось тщательное укрепление штукатурного и красочного слоев, а затем расчистка стенописи. Все работы были закончены в 1955 г.

Центральную часть собора отделяет от алтаря резной деревянный золоченый иконостас 13-метровой высоты.

Он представляет собой образец резьбы по дереву XVIII- XIX вв.

В иконостасе размещены памятники древней русской иконописи XV-XVII вв., среди которых выделяется икона «Архангел Михаил», приписываемая Андрею Рублеву или его ученикам. Большая часть икон выполнена в 1680-1681 гг. художниками-иконописцами Дорофеем Ермолаевым, Золотаревым и Михаилом Малютиным.

Собор освещается девятью позолоченными паникадилами работы XVII в., реставрированными в 1953-1955 гг.

Архангельский собор еще со времени Ивана Калиты был усыпальницей великих московских князей и царей, начиная с 1340 и кончая 1700 г. Первым здесь был похоронен Иван Калита, умерший в 1340 г. (его надгробие у южной стены собора). Исключением является захоронение императора Петра II, который умер в Москве от черной оспы в 1730 г.

Всего в соборе 54 погребения, над которыми 46 надгробий (под некоторыми из них по два погребения). Все надгробия украшены надписями славянской вязью и орнаментами, вырезанными на белом камне. Бронзовые покрытия надгробий сделаны в 1903 г.

В соборе похоронены Димитрий Донской и Иван III (гробницы у южной стены), Иван Грозный и его сыновья (гробницы за иконостасом) и другие деятели русской истории.

У правого юго-восточного столба собора (перед алтарем) помещается рака сына Ивана Грозного - царевича Димитрия, останки которого перенесены в собор из Углича царем Василием Шуйским в 1606 г. Вскоре после этого над ракой была сделана резная белокаменная позолоченная сень. В 1955 г. ее реставрировали как памятник истории и прикладного искусства начала XVII в. и вернули ей первоначальный вид.

Архангельский собор особо почитался великими князьями и царями, которые приходили сюда на поклонение своим предкам - после венчания на царство, при отправлении в поход, возвращении и т. д.

В собор делались богатые вклады, целыми деревнями приписывались крепостные крестьяне. Из архивных документов известно, что к Архангельскому собору было приписано 18 тыс. крепостных крестьян. Суд и расправа над неплательщиками оброка чинилась при соборе в так называемой «судной избе Архангельских вотчин», подвалы которой сохранились до наших дней с юго-западной стороны храма. В 1826 г. на месте этой избы была построена ныне существующая каменная палатка. Архангельский собор был крупной феодальной корпорацией.

В наше время Архангельский собор является выдающимся историко-художественным и архитектурным памятником Московского Кремля.

Архитектурный анализ какого-либо здания – задача весьма непростая для дилетанта. Нам приходится этим заниматься и при этом использовать многочисленные архитектурные термины, малоизвестные широкой публике. Поэтому было решено пояснить, что за деталь скрывается под тем или иным понятием, тем более, что зодчие применяли подобные элементы начиная с XV века. В качестве примера возьмём Архангельский собор Московского Кремля.

Откроем книгу Т.В.Власовой “Архангельский собор”, где на стр.30 найдём архитектурное описание собора:

“Алевиз Новый, как истинный итальянец, “одел” фасады Архангельского собора в строгую ордерную декорацию. С помощью горизонтального среднего пояса, все фасады собора поделены на два яруса, причём каждый ярус получил законченное оформление, что создаёт иллюзию этажности здания”.

Другими словами, Алевиз Новый, будучи представителем архитектурной школы ренессанса, применил во внешнем убранстве классическое сочетание несущих и несомых конструкций, например, пилястры с базами и капителями. Если смотреть на собор с разных сторон, то видно, что горизонтальная тяга зрительно делит собор на две части – верхнюю и нижнюю, поэтому создаётся впечатление, что храм двухэтажный.

При этом каждый ярус существует как бы независимо от другого, их архитектурное убранство различно.

“Высокий и мощный нижний ярус с декоративными арками в пряслах служит постаментом для более лёгкого, верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филёнками”.

Итак, нижний стен ярус Архангельского собора выше, чем верхний.


Это хорошо видно на снимке. Пряслами в архитектуре называют участки стены, разделённые пилястрами. (Участок стены может быть выделен не пилястрами, а лопатками, на внешних стенах интересующего нас собора их нет, отличие пилястр от лопаток изучим позже). Пилястра – это вертикальный плоский выступ стены. Пилястра очень похожа на колонну, в ней тоже есть база и капитель. Но только колонна – несущий элемент в архитектуре, а пилястра – декоративный. Проще говоря колонна служит опорой для находящейся сверху конструкции: антаблемента, фронтона и т.п., а пилястра – это имитация колонны, приставная деталь, ничего не несущая.


На снимке – прясло западной стены Архангельского собора. С двух сторон оно выделено пилястрами с капителями и базами.

На западной стене собора – три прясла, на южной и северной – по пять. Нижний ярус Архангельского собора украшен арками, по одной в каждом прясле. Арки украшают три стены храма – северную, западную и южную.


Нижний ярус северной стены. На снимке хорошо видны пять прясел и арки в них. Прясла разделены пилястрами.
На западной стене собора есть только три прясла.

Верхние ярусы каждой стены значительно меньше и легче. Украшения прясел верхнего яруса – филёнки. Филёнкой называется обведённая рамкой или заглублённая часть стены (или двери, или пилястры). Вот филёнка на западной стене Архангельского собора.

Грубо говоря, филёнка – это прямоугольная рамка на стене вокруг окон.

Эти филёнки-прямоугольники верхнего яруса лучше выражены на северной стене.


“Вертикальные прямоугольные выступы стены, также разделённые по горизонтали надвое, превратились в пилястры, элементы классического ордера. Они опираются на базы, завершаются композитными капителями и несут в двух ярусах раскрепованный антаблемент, состоящий из архитрава, гладкого фриза и карниза.”

С пилястрами мы разобрались. Осталось ещё обратить внимания на то, что они не сплошные, а как и стены, разделены на верхнюю и нижнюю часть. В пилястрах выделяются базы и капители. Верхушка пилястры называется капитель, нижняя часть – база.


База пилястры
Капитель пилястры

На пилястрах лежит антаблемент.

Антаблемент – это верхняя часть здания, балка, завершение стены, которая опирается на колонны. В большинстве случаев, антаблемент состоит из трёх частей, у каждой из которых есть своё название – архитрав, фриз и карниз. Чтобы долго не объяснять, посмотрите на рисунок.

Фото с сайта http://allfacades.com/2014/02/antablement/

Обратим внимание на антаблемент южной стены собора.

На снимке ясно видно, что антаблемент покоится на капителях пилястр. Обратим на них внимание. Рисунок цветущего растения не повторяется ни на одной из 35 капителей, они все разные! Приведу снимки некоторых из них.

“По средней линии каждого яруса расположены высокие и узкие окна. Подражая архитектуре древнерусских храмов, Алевиз завершает фасады Архангельского собора декоративными закомарами-нишами, украшенными огромными белокаменными рельефными раковинами, как в Венеции и акротериями (скульптурными украшениями) в виде высоких стройных сосудов – фиалов”.

Боюсь ошибиться, но, кажется, акротерии и фиалы не сохранились, поэтому рассматривать их здесь не будем.

“Неравномерная разбивка южной и северной стен на прясла и волнообразный ритм полукружий раковин, размеры которых зависят от ширины прясел, усиливают архитектурную пластику прясел.”

Осталось обратить внимание на то, что прясла южной стены (которая смотрит на реку) и северной (её видно с Соборной площади) имеют разную ширину. Соответственно, раковины в закомарах тоже разного размера. Эта особенность очень хорошо заметна на северной и южных стенах собора.


Северная стена Архангельского собора

Теперь приведу снимки с обозначением различных архитектурных деталей на стене Архангельского собора.

1 – пилястра
2 – филёнка
3 – база
4 – антаблемент
5 – капители

6 – прясло
7 – окна-медальоны (о них речь ниже).

В заключении абзац, с которого, следовало начать анализ собора:

“Конструктивную основу Архангельского собора составляет традиционный для домонгольской Руси тип шестистолпного крестовокупольного храма с каноническим пятиглавием, позакомарным покрытием и выступающими с восточной стороны полукруглыми апсидами.


На восточной стене видны сильно выдающиеся алтарные апсиды – полукружия

Стены собора, согласно древнерусскому принципу, разбиты на прясла, которым в интерьере ответствуют продольные и поперечные нефы. Однако богатый декор прясел делает почти невозможным прочтение их структуры.”

Другими словами, Алевиз Новый взял за основу типичный древнерусский храм. Но украсил его таким образом, что угадать в нём традиционную архитектуру весьма сложно. Особенно богато украшен западный фасад храма – центральная закомара прорезана круглыми окнами-медальонами (на схеме – 7). В среднем прясле второго яруса устроены два больших арочных окна.

Добавим, что в конце XVIII века юго-восточный угол храма укрепили контрфорсами (каменными подпорками).

Подчёркнуто западноевропейский облик Архангельского собора вызывал неоднозначную реакцию наших предков. Согласно преданию, митрополит Московский аж в бороду плевался, когда ему приходилось служить в этом храме. Ибо считал он его “богомерзким и богопротивным” из-за его “фрязинского”, “латинского” облика. С тех пор прошло более пятисот лет, ничего богопротивного в соборе на наблюдается. Это дивный древнерусский памятник, но… с заметным ренессансным, итальянским акцентом.