Церковь флора и лавра. Храм, получивший второе рождение благодаря его настоятелю

Я продолжаю путешествовать по закрытым московским особнякам и отреставрированным храмам в рамках экскурсий Департамента культурного наследия города Москвы. В этот раз мне удалось снять для вас интерьеры красивейшего храма Флора и Лавра на Зацепе. В советские годы мы чуть было не потеряли эту церковь: коммунисты разместили в ней фабрики металлографических и граверных работ, уничтожили всю утварь и планировку храма, а настоятеля церкви - Николая Виноградова, расстреляли…

Производственные работы в старинной церкви длились вплоть до 1991 года. С этого момента приходская жизнь храма Флора и Лавра постепенно начала возрождаться. Завершающим этапом восстановления храма в его первозданном великолепии стала роспись его стен. Участниками этого кропотливого процесса стали лучшие художники-иконописцы Москвы. Результат их трудов превзошел все ожидания! Глядя на фрески храма Флора и Лавра с трудом верится в то, что они были созданы в современности.

Я предлагаю вам полюбоваться храмом Флора и Лавра на Зацепе и порадоваться чудесной истории его спасения. В этом посте вы увидите много фотографий с интерьерами храма и краткую информацию об его истории. И, конечно же, я расскажу вам об экскурсии, которая прошла недавно. Почему храм Флора и Лавра называют храмом «на Зацепе»? Когда он был построен? Какой непоправимый вред нанесли церкви большевики? И какие подвиги совершили реставраторы, спасая его?


Дата фотографий: 29 мая 2018

2. В 1685 - 1722 гг. на территории этого района Москвы была таможенная граница Москвы.

3. Вдоль улицы была протянута цепь и возы «за цепью» продвигались для осмотра к таможне. Поэтому улицы, площади, вал, проезды и тупик получили название Зацепских.

23 мая в рамках проекта Департамента культурного наследия города Москвы по проведению мероприятий на объектах культурного наследия была организована экскурсия в Храм Флора и Лавра на Зацепе для представителей Управы и Муниципального округа района Замоскворечье, а также 5-го районного Совета ветеранов. Об истории храма и его восстановлении, особенностях храмовой архитектуры экскурсантам рассказал специалист по культовому зодчеству Валерий Страхов.

4.

5 . В начале девяностых годов XX века были возвращены Православной Церкви два храма в честь святых мучеников Флора и Лавра, расположенные на дороге из Москвы в Каширу. Первый храм - в Москве, в Ямской Коломенской слободе (на Зацепе).

История Храма на Зацепе прочно связана с древней Ямской Коломенской слободой, раскинувшейся на территории от Зацепского вала до Даниловской слободы. Ямщики Коломенской слободы, почитавшие покровителей домашнего скота святых Флора и Лавра, выстроили для себя приходскую церковь имени этих святых.

7.

8. Благословение на битву с Мамаем святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия Радонежского в день памяти святых мучеников Флора и Лавра.

В официальных документах храм носил имя апостолов Петра и Павла, но в народе за ним прочно закрепилось название «церковь Флора и Лавра на Зацепе».

10.

11. До разрушения на колокольне храма размещался колокол весом 13 тонн. Сейчас самый большой колокол весит 5,3 тонны.

В 1738 году на месте сгоревшей деревянной церкви был построен каменный храм, который стал центром религиозной и культурной жизни ямской слободы. В 1835 году храм был реконструирован по проекту архитектора Ордерова (Орденова).

13. С 1924 года в храм сносили утварь, иконы и святыни с закрывающихся Московских церквей, в том числе и из взорванного храма Христа Спасителя.

К храму были пристроены приделы в стиле ампир, трапезная и колокольня. В 1861—1862 годах был возведен новый четверик.

16.

В 1908 году храм был отреставрирован. Внутри храма были восстановлены иконостасы и стенная живопись. Главы на колокольне и церкви были заново позолочены.

19.

20. Во второй половине 1938 года храм официально закрыт и здание передано под цех фабрики металлографических и граверных работ, возводятся перегородки и три межэтажных перекрытия, настенные росписи закрашены и частично уничтожены.

В годы советской власти Храма Флора и Лавра был закрыт, а в его здании с 1938 года расположился цех фабрики металлографических и граверных работ.

22.

С 1960 года здание храма было признано памятником архитектуры и поставлено на государственную охрану, однако продолжало использоваться под производственные цели.

25.

26. В 1957 году измельченный красный кирпич верхнего яруса колокольни храма был использован для посыпания дорожек по подготовке Москвы к празднованию Фестиваля молодежи и студентов.

27. С 1960 года здание храма признано памятником архитектуры и поставлено под государственную охрану, однако продолжает использоваться под производственные цели.

Гости экскурсии слушали рассказ гида с большим интересом. Экскурсовод рассказал посетителям, что совсем недавно внутри храма закончилась масштабная реставрация, обратил внимание гостей на восстановленные по уцелевшим остаткам настенные росписи.

28. Решение о передаче храма Русской Православной Церкви было принято 8 января 1991 года. Для проведения богослужений был расчищен один из производственных цехов.

30. Территория вокруг храма была очищена от алюминиевых отходов. Под алтарем придела святых мучеников Флора и Лавра было снято около двух метров земли: фабрика сливала отходы производства в отверстия под фундамент.

Также Валерий Страхов показал экскурсантам памятный знак, украшающий Храм. В 2015-2016 годах были проведены реставрационные работы на фасадах. Кровля купола колокольни была расчищена и покрашена, докомпонованы утраченные фрагменты.

31. К 1997 году были восстановлены барабан и глава над куполом церкви и верхние яруса колокольни, проведены и другие реставрационные работы. Воссоздана колокольня с главой.

32. Возрождение настенных росписей в храме началось в 2015 году.

33. В наши дни храм волностью восстановлен и просто великолепен!

Эта работа стала лауреатом конкурса «Московская реставрация-2016» в номинации «Лучшая организация ремонтно-реставрационных работ». Именно этой награде и посвящен вышеупомянутый знак. Завершилась экскурсия подъемом на колокольню. Экскурсанты остались очень довольны посещением Храма. Они задали Валерию много уточняющих вопросов. Особенно их интересовали перспективы восстановления Храма - возведение оград и благоустройство территории вокруг храма.

05:38 pm - Церковь святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе
м. Павелецкая, ул. Дубининская, 9/3, стр.1

На месте размещения данной церкви, с XVI в. находилась ямская слобода, а с 1685 по 1722 гг. пролегала таможенная граница Москвы: место сбора торговых пошлин с въезжающих в город. Возы с товарами и провиантом становились вдоль цепи и оставались там до уплаты налога. Есть другая версия, что около таможни происходила остановка или "зацепление" возов для осмотра. Таким образом, и появилось название Зацепа.

1. Современный вид

Деревянный храм на этом месте упоминается с 1642 г.

Постройка ныне существующего каменного храма велась по частям. Основная часть была выстроена в 1778 г. и перестроено в 1862 г. Приделы, трапезная и колокольня в стиле ампир были выстроены в 1835 г по проекту К.С. Орденова. Около 1909 г. для ризницы построена западная пристройка.
2. Церковь в 1882 г.

Собственно храм представляет собой лаконично декорированный ионическими портиками массивный куб, завершённый мощной купольной ротондой. Главный (западный) вход в храм акцентирован портиком нижнего яруса колокольни, украшенным лепным фризом и сдвоенными коринфскими колоннами большого ордера.

В 1938 г. церковь закрыли, иконостас вывезли, росписи стен уничтожили.

Около 1950 г. были снесены верхние ярусы колокольни и глава над куполом.
3. Храм в 50-х годах XX в

4. 1979г

5. 1980г.

Храм занимала фабрика металлографических работ. Это вредное производство, использующее кислоты, много лет отравляло и воздух, и землю. Когда храм вернули верующим пришлось снять двухметровый слой земли внутри здания и засыпать чистым песком. Богослужения возобновлены 7 апреля 1991 г. Колокольня и глава купола полностью восстановлены.
6.

Престолы: главный - иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", приделы - апостолов Петра и Павла и святых мучеников Флора и Лавра.

Использовались архивные фотографии с сайта

Праздник святых Флора и Лавра, на Руси почитавшихся как покровители скота, особенно лошадей, и домашних животных, приходится на 31 августа (18 августа по старому стилю).

Впервые церковь св. Флора и Лавра появилась в Москве не позднее XV века и находилась на Мясницкой улице напротив современного здания Почтамта – там, где сейчас асфальтированная стоянка для автомобилей близ Юшкова переулка (ныне Бобров пер.). Она была возведена в слободе мясников, которые поставляли свежую пищу к государеву столу. Жители слободы гоняли возы с мясом, а зачастую и сам скот, прямо в Кремль, через ворота, которые и назывались Фроловскими – по церкви, давшей название всему дорожному тракту (имя Флор произносилось в Москве искаженно: Фрол ). Есть легенда, будто саму церковь свв. Флора и Лавра перенес в Мясники Иван Грозный от Спасских ворот Кремля, где будто бы она прежде стояла.

Только в середине XVII века, когда над воротами поместили образ Спаса Нерукотворного, царь Алексей Михайлович повелел переименовать Фроловские ворота Кремля в Спасские , а в честь знаменитой церкви назвать Фроловскими Мясницкие ворота Белого города. Однако новое название, как это часто бывало в Москве, не прижилось у горожан.

Первая деревянная церковь Флора и Лавра сгорела в пожаре 1547 года.

До XVII века вновь отстроенная церковь также была деревянной, и только в 1657 году была возведена каменная, дожившая до советских времен. Интересно и то, что в росписях этой московской церкви были изображены древнегреческие философы-мудрецы со свитками в руках – Платон, Аристотель, Солон. Прежде это было сделано только в кремлевском Благовещенском соборе, домовой церкви московских великих князей и царей.

Раньше существовал старинный московский обычай, связанный с этой церковью, – освящение лошадей, происходившее в праздник свв. Флора и Лавра.

В этот день конюхи и кучера приводили к церкви лошадей, нарядно украшенных, с разноцветными лентами и цветами, вплетенными в гривы, и священник, облаченный в красные ризы, окроплял их святой водой. "Умолил Фрола и Лавра – жди лошадям добра", – учило московское поверье. Эта традиция существовала очень долго; известно, что свою лошадь к этой церкви на праздник водил в юности И.М.Снегирев, будущий крупнейший историк Москвы.

Церковь на Мясницкой улице была примечательна в истории русской культуры и тем, что в начале XX века ее отреставрировал выдающийся московский архитектор К.М.Быковский. В числе его творений в Москве, можно назвать, например, здание Зоологического музея на Б.Никитской улице или Научную библиотеку МГУ на Моховой.

От древней церкви произошло название близлежащего Фролова переулка – единственное, что осталось от нее в Москве.

Первые попытки сноса этого храма после революции относятся к 1925 году, когда на ее месте хотели построить промышленное учреждение. Эта идея была тогда отклонена, и церковь просуществовала еще около десяти лет.

В начале 30-х годов, когда рядом с ней велось строительство первой очереди московского метрополитена, церковь была закрыта и приспособлена для нужд Метростроя. Тогда там обнаружили подземный ход и возникло предположение, в духе старинных московских легенд, о том, что этот ход ведет к тайникам, где лежат клады, спрятанные москвичами на тяжелые времена.

Однако проверено это не было, а в 1935 году при строительстве станции метро "Чистые пруды" церковь снесли и площадку, где она стояла, заасфальтировали.

И все же в Москве ныне существует действующая церковь, в которой есть придел, освященный в честь свв. Флора и Лавра. По своему главному престолу эта церковь называется "Всех скорбящих радость" и находится на Зацепе, неподалеку от Павелецкого вокзала, на современной Дубининской улице (бывшая Коломенская-Ямская ул.)

Однако возведенная здесь еще в XVI веке, до начала правления династии Романовых, церковь первоначально вся означалась как церковь Флора и Лавра. И не случайно. После строительства крепостных стен Скородома (или Земляного города) в 1593 году сюда были переселены ямщики из района современной Полянки, и на Зацепе была устроена новая ямская гонная слобода. Ее жители исполняли свою "государеву повинность" – возили грузы и седоков в Коломну тогда, когда это требовалось власти. Ямщики, на прежнем месте имевшие свою Фроловскую церковь, немедленно выстроили такую же и здесь. Но в 1628 году главный престол церкви уже был освящен в честь Петра и Павла, а позднее он стал во имя иконы Богородицы "Всех скорбящих радость".

После революции и вплоть до закрытия церкви в 1938 году сюда привозили иконы из других церквей, которые подлежали сносу или закрытию. Так, сюда попала икона св. Екатерины из знаменитой Екатерининской церкви на Большой Ордынке, куда стекались женщины со всей Москвы, а может быть и России – молиться о помощи в родах. Однако ничего нельзя было переносить из зацепского храма после того, как и его закрыли.

В 1957 году во время проведения фестиваля молодежи и студентов толченым красным кирпичом церковной колокольни "празднично" усыпали московские дорожки. Уже через три года после этого храм признали памятником архитектуры и поставили на государственный учет.

В 1991 году эта церковь была официально передана верующим, и в том же году к Пасхе был освящен придел свв. Флора и Лавра. В газетах появились публикации о том, что в этом храме многие москвичи молятся святым о здоровье своих домашних питомцев и о помощи им.

Я зашла в этот храм по пути к станции метро Павелецкая, возвращаясь по Дубининской улице из испанского визового центра. Мне хотелось побыстрее исполнить поручение моей соседки Лены по Дидиму, которая попросила перед моим отъездом в Москву подать в церкви записки о поминовении её близких: отца и бабушки. (В Турции такой возможности у нас нет).
В храме святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе было тихо и прихожан почти не было.
Я впервые оказалась в этом храме, хотя часто проходила мимо него в последние годы.
Выполнив просьбу моей знакомой, я решила поближе познакомиться с церковью, сделала несколько фотографий интерьера, а потом увидела памятный стенд, посвященный настоятелю церкви, умершему ровно год назад в феврале 2012 года.

Протоирей Алексий Тихонович Зотов (10 марта 1930 г. - 12 февраля 2012 г.) zamos.ru/dossier/z/8571/ был старейшим священнослужителем нашего города. Он же был у истоков возрождения храма Флора и Лавра на Зацепе, приняв приход в декабре 1990 года и до последних дней своей жизни служил в этом храме.
Первые годы приходилось служить под грохот станков, но батюшка был благодарен фабрике за то, что сохранили стены.
"Если бы не фабрика, то храм бы разрушили", - постоянно говорил о. Алексий.
Под руководством батюшки храм оживал на глазах. Очень много было вывезено мусора,
храму старались вернуть первозданный облик. Вместо дверей прорубленных в алтаре появились окна. При о. Алексии была восстановлена разрушенная колокольня, появились новые иконостасы и мозаика на фасаде храма. Первая служба состоялась на Пасху 6 апреля 1991 года. Приехавший в этот день Святейший Патриарх Алексий II осмотрел церковь и территорию. А ровно через 6 лет, приехав, Святейший отметил: "И этот храм возрождён".

Протоиерей Алексий Зотов известен не только в г. Москве, но и по всей России.
Говорят, он был очень достойный человек, и даже после смерти помогает людям, попавшим в беду, если обратиться к нему с молитвой (при мне служительница церкви советовала прихожанке обратиться к нему с молитвой о помощи).
Мне захотелось узнать историю храма, поскольку я родилась в Замоскворечье в роддоме на улице Щипок и жила недалеко от Павелецкой площади на Пятницкой улице Пятницкая улица моего детства .

На сайте "Москва в церквах" я нашла такую информацию:
"Храм Флора и Лавра на Зацепе носит свое название по одному из приделов, посвященному святым братьям. Главный же престол этой церкви освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
На Зацепе (название связано с находившейся здесь в XVII – XVIII вв. таможней, «зацеплявшей» возы для взимания пошлины) в XVI в. располагалась Коломенская ямская слобода. Деревянная церковь в этом месте Москвы впервые упоминается в источниках от 1642 г. Главный ее престол тогда был освящен во имя св. ап. Петра и Павла, а придел – в честь св. Флора и Лавра, покровителей лошадей (вообще домашних животных). Ну, кому же и молиться о помощи ямщикам, как не этим святым? День их памяти 18 (31) августа даже называли иногда «лошадиным» праздником. Так что, в народе церковь так и называли: храм Флора и Лавра на Зацепе.
Пожар 1738 г. сильно повредил здание церкви, которое местная община решила перестроить в камне. Возведение церкви происходило по частям и окончательно завершилось лишь к 1778 г. Главный престол освятили в честь Богородичной иконы «Всех скорбящих Радость», а придел – как и раньше – в честь Флора и Лавра.

В 1835 – 1836 гг. храм был значительно перестроен в стиле ампир (мощная купольная ротонда на ионическом кубе с портиками) по проекту архитектора К. Орденова. Второй придел освятили в честь апостолов Петра и Павла. В 1861 – 1862 гг. здание обновляют, а в начале ХХ в. делают пристройку для ризницы, не нарушая основного стиля.

Храм оставался в неизменном виде до конца 30-х годов ХХ века.
После революции сюда начали свозить всевозможные ценности из церквей, назначенных к закрытию и сносу. В 1922 г. из храма Флора и Лавра было изъято 28 пудов церковных ценностей.
В 1938 г. здание передали обновленческой церкви, не пользовавшейся особой популярностью в народе. Так что, ввиду малой посещаемости, храм все же закрыли окончательно.
В 1950-х годах были разобраны глава над куполом и верхние ярусы колокольни, а само здание передано граверной фабрике, которая разместила в нем производственный цех, уничтожив часть росписи стен и закрасив уцелевшие.
1960-й год стал весьма благоприятным для храма, поскольку именно в этом году сооружение было признано исторически-архитектурным памятником, что ограждало его от дальнейшего разрушения, однако не избавляло от промышленного производства внутри стен. Металлографическая фабрика продолжала работать.
Верующие вернули себе храм лишь в 1991 г. Тогда на праздник Благовещения (7 апреля) была отслужена первая литургия и немедленно начались работы по подготовке к реставрации.
В 1997 г. были, наконец, восстановлены глава и колокольня. Главный престол освятили в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», северный придел – во имя вмч. Флора и Лавра, а южный – в честь св. ап. Петра и Павла. Несмотря на это, церковь, как и в старые времена продолжают называть храмом Флора и Лавра в Ямской Коломенской слободе на Зацепе."
Read more.

Село Игумново на протяжении нескольких веков было вотчиной Высоцкого монастыря г. Серпухова Московской области. В 1627 году здесь был монастырский двор, 9 дворов крестьян и один бобыльский. Деревянная церковь, построенная «клецки», стояла «без пения». В 1672 году на смену ей пришла новая деревянная церковь.

После секуляризации церковных земель село Игумново стало казенным.

Как сказано в «Ведомости о церкви Флоро-Лаврской Московской губернии Серпуховского уезда села Игумново», «каменная церковь построена в 1800 году тщанием приходских людей». Местное предание свидетельствует, что главным жертвователем был помещик сельца Саймоново, что в шести верстах от Игумново.

Освящена церковь была лишь в 1823 году, после того как был «иконостас позолочен, иконы написаны, стенное писание устроено благолепно».

«Здание каменное, - свидетельствует ведомость, - с таковою же колокольней, покрыта железами, тверда. Престолов в ней два: в настоящей во имя св. мучеников Флора и Лавра; в приделе холодном же во имя святителя Саввы Сербского, который устроен в 1807 г. купцом С. Олимпиевым».

В клировой ведомости за 1831 год сказано, что «причта положено издавна священник, дьячок и пономарь».

Церковь была закрыта в 1939 году, церковное имущество конфисковано, все ценное вывезено в Серпухов. Здание церкви использовалось под складские помещения различного назначения.

Благодаря стараниям тогдашнего настоятеля протоиерея Савелия Гаврилина сохранились особо почитаемые прихожанами большое деревянное распятие и ростовая икона архангела Михаила.

В 80-е годы XX века церковь была превращена в клуб.

С 1996 года в церкви были возобновлены богослуженияи. При церкви работают церковно-приходская школа и библиотека.

Престольный праздник села ежегодно отмечается 31 августа. Флор и Лавр на Руси почитаются как покровители домашнего скота, прежде всего лошадей.

В этот день лошадей рано утром кормили «в полную сыть» свежим сеном и овсом, мыли и чистили скребницей. Существовал специальный обряд - купание лошадей. Животных приводили к ближайшим рекам, озерам или другим водным источникам, где и совершалось торжественное омовение. Хозяева украшали лошадей и вели в пруд, а сами шли по берегу. После лошадям расчесывали гривы и хвосты, вплетали в них яркие ленточки или пестрые лоскутки кумача или ситца. Лошадей собирали вместе со всех окрестных деревень и к обедне пригоняли в село, к церковной ограде, где происходило молебен с водосвятием.

После обедни совершалась так называемая «конная мольба»: священники выходили из церкви и окропляли приведенных животных освященной водой.

Традиция продолжается и сейчас. В день памяти мучеников Флора и Лавра в Игумново из окрестных сел и деревень съезжаются владельцы лошадей. После литургии и молебна настоятель храма совершает освящение животных.

Храм святых мучеников Флора и Лавра в селе Игумново — единственный в России, где имеется придел святителяСаввы Сербского . По этой причине в храм часто приезжают как проживающие в России сербы, так и паломники из самой Сербии.