Чем прославился Эразм Роттердамский? Эразм Роттердамский: краткая биография, философское учение и основные идеи.

Эразм Роттердамский - представитель заальпийского гуманизма

Обычно принято говорить об эпохе Возрождения по отношению к Италии, ведь именно в этой стране стали говорить о ренессансе античной культуры. Однако одна из главных черт этого периода, а именно гуманистическая философия, сделалась характерной не только для стран Средиземноморья, но проникла и за Альпы. Поэтому культуру северных государств XV-XVI веков называют еще Северным Ренессансом

Одним из самых прославленных и популярных по сей день его представителей является человек, настоящее имя которого - Герхард Герхардс - известно немногим, а вот псевдоним знает практически каждый. Это Эразм Роттердамский. Биография этого голландского мыслителя говорит нам о том, что, несмотря на свое внебрачное происхождение (он был сыном священника), он прожил вполне удачливую и счастливую жизнь. Он нигде не жил подолгу, всегда находил себе меценатов и покровителей. Среди них был и император Карл V, который назначил его на должность при дворе, приносящую доход и почитание, но практически не требовавшую от него никаких усилий.

Эразм Роттердамский: философия и сатира

Когда мыслитель учился в Сорбонне, он вынужден был зубрить там позднюю схоластику, уже изжившую себя на то время методологически. Он поразился тому, насколько серьезно люди могут посвящать таким бесплодным исканиям целую жизнь.

Эти наблюдения натолкнули Эразма на написание его лучшей книги - «Похвала глупости». В те годы был популярен литературный жанр панегирика. Под видом самовосхваления глупости Эразм Роттердамский пишет сатиру на все современное ему общество, противопоставляя два образа - ученого «осла» и мудрого шута. Но при всем этом, несмотря на критику духовенства, философ оставался «любимчиком» сильных мира сего, в том числе и Папы Римского. Сделавшись преподавателем греческого языка в Кембридже, мыслитель перевел множество античных рукописей на латынь. Поскольку основным местом пребывания в последние годы жизни он избрал один из швейцарских городов, его часто звали «базельским отшельником». Но, в отличие от многих итальянских гуманистов, Эразм Роттердамский отличался глубокой религиозностью. Одним из его серьезных произведений является «Оружие христианского воина», где он предлагает соединить добродетели религии с моралью учения античной древности.

Отношение к Реформации

Несмотря на то, что именно этот философ заложил основы иного, более глубокого прочтения текстов Писания, требуя их правильного перевода, он действительно был одним из тех, кто прокладывал путь Реформации после раскола Римско-католической церкви. Он остался в ее рядах и не пошел за лютеранами. Он перевел на латынь Новый Завет, но его испугал полный разрыв с традицией.

Эразм Роттердамский считал, что с католической иерархией можно жить в мире, если идти на некоторые компромиссы. Кроме того, с Лютером его разделяли и идеологические разногласия. Известна письменная полемика между этими двумя великими деятелями. Лютер в свое время восхищался Эразмом и его переводами, но затем он счел для себя неуместным останавливаться на полпути. Он стал думать о том, что Писание должно существовать и на немецком языке. Если Эразм полагал, что с церковью уместны компромиссы, Лютер считал, что она превратилась в «адову пасть», и там порядочному человеку нечего делать. Кроме того, у них были совершенно разные представления о человеке. Под давлением Папы Эразм написал трактат под названием «О свободном выборе», доказывая, что его мнение соответствует мнению церкви. Лютер же ответил произведением «О рабстве воли», говоря о том, что без благодати человек становится рабом зла. Кто из них был прав?

Под псевдонимом Эразм Роттердамский, а также Дезидерий известен Герхард Герхардс - голландский ученый, гуманист, крупнейшая фигура северного Возрождения, человек, получивший прозвище «князя гуманистов», филолог, богослов, писатель. Ему принадлежала заслуга подготовки первого издания оригинала Нового завета, снабженного комментариями. Именно с него начались попытки изучения текстов священных писаний как объекта критических исследований.

Эразм родился в 1469 г., 28 октября, в г. Гауда неподалеку от Роттердама и был незаконнорожденным сыном священника. После обучения в местной начальной школе он продолжал получать образование в Нертогенбосхе, школе, созданной общиной «Братья общей жизни». Статус незаконнорожденного и особенности характера привели его к решению связать судьбу с монастырем. В 1492 г. он действительно принял сан священника в Августинском монастыре.

Блестящие интеллектуальные способности, широкий круг познаний, превосходное владение латынью привлекли к себе внимание влиятельных людей, и благодаря этому Эразм Роттердамский смог покинуть монастырь к которому у него перестала лежать душа, работал секретарем у епископа Камбре. В 1495 г. покровитель направил его в Парижский университет для изучения богословия, и несколько лет он прожил во Франции. В 1499 г. предпринял поездку в Англию, читал в Оксфордском университете лекции.

Первым значительным сочинением Эразма Роттердамского стали «Адагии», изданные в 1500 г. Они представляли собой сборник изречений, поговорок, анекдотов, афоризмов, найденных им в сочинениях писателей античности и раннего христианства. Благодаря этой книге автор стал известен на всем континенте. Некоторое время Эразм Роттердамский не проживал на одном месте, а путешествовал, в частности, по французским городам.

В 1504 г. им была издана книга «Оружие христианского воина», в которой автор излагал главные принципы своей «философии Христа». По вероисповеданию Эразм Роттердамский оставался католиком, хотя его и считают предтечей Реформации. Он призывал к тому, чтобы священные христианские тексты были прочитаны по-новому, более углубленно, основываясь на научном подходе.

Предприняв очередную поездку в Англию, Эразм Роттердамский в 1505 г. отправился в Италию, где прожил два года. Там ему оказывали почести, ему благоволил сам Папа; в Туринском университете гуманист получил степень почетного доктора богословия. Третье путешествие в Англию ознаменовалось в творческой биографии Эразма Роттердамского написанием самого выдающегося произведения - сатиры «Похвала глупости». Публикация памфлета в 1509 г. выдвинула его в число авторитетнейших богословов своего времени. Его мнение в сфере гуманитарных наук было непререкаемым. Эразм Роттердамский состоял в переписке со многими выдающимися личностями; в течение нескольких лет преподавал греческий язык в Кембриджском университете.

В 1513 г. ученый уехал на два года в Германию, где путешествовал по разным городам, однако в 1515 г. снова направился в Англию. Благодаря тому, что Карл Испанский, император Священной Римской империи, сделал его королевским советником, не нагружая при этом какими-либо обязанностями, Эразм Роттердамский мог, не заботясь о материальном обеспечении, заниматься наукой еще более интенсивно. В то же время он еще не раз отправлялся в поездки, связав последние годы своей биографии с Базелем. В этом швейцарском городе им был опубликован целый ряд работ, среди которых - перевод на латынь Нового Завета. Начиная с 1524 г. появляются работы, в которых Эразм Роттердамский полемизирует с Мартином Лютером . Одной из сфер интересов гуманиста была педагогика, которой он также посвятил ряд работ; самыми известными из них считаются «Разговоры запросто» (работал над ними с 1519 по 1535 г.). Скончался Эразм Роттердамский в Базеле 12 июля 1536 г.

Имя: Эразм Роттердамский (Дезидерий Эразм)

Возраст: 69 лет

Деятельность: писатель, ученый, доктор богословия

Семейное положение: не был женат

Эразм Роттердамский: биография

Эразм Роттердамский – известный европейский философ, ученый и гуманист Северного Возрождения. Поклонники его творчества звали исследователя «князем гуманистов». В числе заслуг Роттердамского изучение религиозных текстов с научной позиции, трактовка богословия, а также педагогические заветы.

Детство и юность

Эразм Роттердамский родился 28 октября 1469 года, хотя некоторые источники указывают 1466-й и 1467-й как возможные годы появления мальчика на свет. Его родиной стала Гауда, располагающаяся неподалеку от Роттердама. Поэтому его фамилия – это скорее прозвище, обозначающее место проживания философа.


Эразм оказался незаконнорожденным ребенком служанки и сына достопочтенных бюргеров, которому прочили карьеру священнослужителя. Вспыхнувшие между молодыми людьми чувства не ознаменовались свадьбой. Эразм воспитывался матерью под именем Гергард. Позднее в переводе с латинского языка его имя стали озвучивать как Дезидерий Эразм.

Мальчик испытывал тягу к знаниям. Поначалу он был учеником простой школы в Гауде, а затем школы Герта Грота, располагавшейся в Девентере. Основным профилем во втором учебном заведении была древняя литература. Эразм остался сиротой в 13 лет. Его семья оказалась жертвой чумы, а юношу отправили в монастырь. Родственники со стороны отца не проявляли интереса к нему, поэтому на перспективы можно было не рассчитывать.


С 1486 по 1492 годы молодой человек жил в обители монахов-августинцев, где принял сан. Он посвящал обучению все свободное время, погружаясь в чтение книг, совершенствуясь в латыни и древнегреческом языке, познавая азы ораторского мастерства. Успехи юноши не остались без внимания, и он получил пост секретаря епископа французского города Камбре.

С 1493 по 1499 годы Роттердамский жил в Париже, где свел знакомство с лордом Маунтджоем. В совместном путешествии с высокопоставленной особой в Лондоне Эразм был представлен , Джону Фишеру и Джону Колету. Новые знакомства положили начало продолжительной дружбе философов. В этот же период состоялся первый променад с британским королем .

Общественная деятельность

Эразм постоянно путешествовал между Нидерландами, Британией, Францией и Италией. В Турине он получил диплом доктора богословия и был радушно принят Папой Римским. В Оксфорде в 1506 году философа пригласили к преподавательской деятельности, но он отдал предпочтение Кембриджу, сделавшему похожее предложение. Выбор был сделан, исходя из того, что в последнем преподавал приятель Джон Фишер.


Эразм Роттердамский стал педагогом древнегреческого языка и учил студентов богословию. Для занятий он самостоятельно перевел и истолковал Новый Завет. В этом заключалось новаторство исследователя, раскритиковавшего привычный подход к религиозному тексту. В 1511 году Роттердамского назначили профессором Кембриджа, а спустя 2 года он уехал в Германию. Затем последовал визит в Великобританию и Швейцарию, где по протекции Карла Испанского философ стал советником короля. Ученый продолжал привычную работу и неустанно путешествовал.

Отдельное место в истории гуманизма занимает вклад Эразма Роттердамского. Он обладал безупречной репутацией и авторитетом в обществе. Единственным человеком, удостоившимся такой же славы, был , чьи произведения были на пике популярности во 2-й половине 18 века. Слава Роттердамского гремела на всю Европу.


Он состоял в переписке с правителями разных стран, папами и кардиналами, поддерживал добрые отношения с государственными мужами. Благодаря расположению сильных мира сего он мог стать кардиналом, получать пенсию от баварского правительства в случае предпочтения Нюрнберга для постоянного места жительства.

Авторитет Роттердамского был велик: к нему приходили за советом высокопоставленные чиновники и управленцы. Он отвечал на вопросы научного, политического и философского характера. Как истинный гуманист, Эразм Роттердамский придерживался идей о научном духе, радеющем за исследования и истинное знание.

Идеи и творчество

Первые книги автора увидели свет в Париже. Дебютное произведение под названием «Adagia» представляло собой компиляцию афоризмов и поучительных историй, прототипом которым послужили труды древних писателей. В 1501 году Эразм создал религиозно-этический трактат «Оружие христианского воина», опубликованный в 1504-м. Философию духовного самосовершенствования он ставил превыше традиционных обрядов.


В путешествии по Великобритании был создан труд под названием «Похвала глупости», содержащий критические мысли относительно схоластического богословия эпохи Средневековья. В нем мыслитель рассуждает о свершениях человечества и его ошибках, повторяющихся циклично, предрассудках и пороках, актуальных в любое время. Книгу переиздавали 40 раз при жизни автора. Она переведена на популярные языки мира.

Роттердамский обладал прекрасным чувством юмора, эрудицией и оптимизмом, поэтому свою веру в человека, готового бороться с собственным несовершенством, писатель отстаивал. В творчестве Эразм Роттердамский сочетал принципы философа с привычками ученого и талантом писателя. Современники звали его «европейский оракул», так как деятельность и взгляды мыслителя серьезно влияли на мировоззрение человека в 16 веке.


В 1515 году вышла книга «Наставление христианского государя», а в 1516-м – «Жалоба мира», описывающие позицию мыслителя относительно завоевательных войн и пацифистских идей. В труде «О свободе воли» автор выступал против Реформации. Эразм Роттердамский прославлял гуманизм в различных направлениях. Он проявлял себя в качестве филолога, собирая, переводя и истолковывая произведения , Лукиана и других древнегреческих авторов.

Исследователь также изучал фонетику языка, которая легла в основу науки о лингвистике Древней Греции. Богослов изучал Евангелие, толкуя его в смелом ключе. Он выдвигал критические предположения, не зная о том, что из них возникнет протестантское движение христианства. Еще одним направлением для развития мыслителя была педагогика. «Разговоры запросто», готовившиеся с 1518 по 1533 годы, входят в число самых популярных книг в этой области.


Роттердамский верил, что на развитие личности человека влияет воспитание, которое предполагает интеллектуальное развитие, заложение основ нравственности и формирование религиозных взглядов.

Физиологическое развитие – немаловажный сопровождающий фактор. Главная цель воспитания – раскрыть потенциал подопечного, уважая и помня, что каждый индивид несет ответственность за поступки. Эразм пропагандировал уважение и заботу о детях, дискредитируя насилие и телесное воздействие. Он также продвигал идею о необходимости обязательного образования для каждого.

Личная жизнь

Эразм Роттердамский вел образ жизни, подходящий священнослужителю. Он не участвовал в любовных интригах и имел безупречную репутацию в отношении общения с противоположным полом. У философа не было жены и детей, а всю его личную жизнь составляли путешествия и научные труды. Исследователи, описывающие биографию мыслителя, не находят ни одного компрометирующего доказательства.


Однажды изобразил Роттердамского на портрете якобы заглядевшимся на девушку. Но персонаж на картине был явно смущен и испытывал неудобство от близости к женщине. Никто из приятелей Эразма не делился интригующими подробностями личной жизни философа, так как их попросту не было.

Смерть

Эразм Роттердамский скончался 12 июля 1536 года. Причиной смерти стала дизентерия. Его последним пристанищем оказался кафедральный собор Базеля, находящийся на Соборной площади в сердце города. В 1538 году на могиле философа установили памятник из красного известняка.


Мыслитель ушел в иной мир, закрепив за собой славу главы гуманизма. В наследство после себя он оставил обширную библиотеку и дорогостоящее имущество. В Базеле сегодня находится университет, где которое десятилетие существует Эразмовская стипендия. Студенты здесь помнят цитаты великого гуманиста.

Цитаты

«Безумию дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя».
«Вежливость порождает и вызывает вежливость».
«Все превращает любовь и немного делает мудрым».
«Даже в самой худшей судьбе есть возможности для счастливых перемен».

Библиография

  • 1509 - «Похвала глупости»
  • 1511 - «Навозник гонится за орлом»
  • 1515 - «Воспитание христианского государя»
  • 1516 - «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного»
  • 1524 - «О свободе воли»
  • 1530 - «О приличии детских нравов»
  • 1533 - «Разговоры запросто»

И монашества.

Если в ком искать среди гуманистов проявления индивидуализма, составляющего основную черту гуманистических стремлений, то одним из наиболее видных представителей развитого личного начала в области духовной культуры будет всегда признаваться Эразм.

Эразм Роттердамский был родом из Голландии, но он так много путешествовал и проживал столь долго в разных странах – в Германии и Швейцарии, во Франции и Англии, а также и в Италии, куда тянуло каждого гуманиста. Как это обстоятельство, так и выдающееся положение Эразма среди гуманистов всех народов, его литературная слава, его индивидуалистический космополитизм, позволявший ему давать такую постановку всем вопросам, которых он касался, что в его к ним отношении не было ничего такого, что могло бы специально интересовать только одну какую-либо нацию, – все это делало из Эразма человека, возвышавшегося над национальными рамками и представлявшего умственные и общественные интересы всей Западной Европы. Такому его положению соответствовал и тот почет, какой ему оказывали и сильные мира в разных странах, и разноплеменные гуманисты, и тот прием, какой встречали его сочинения, написанные легким стилем;с большим остроумием и о вещах, способных заинтересовать всякого образованного человека. Со славою первостепенного гуманиста Эразм Роттердамский соединял и известность богослова, основанную на его многочисленных трудах по изданиям, переводам и комментирование священных книг. Перед Эразмом заискивали высокопоставленные современники. Они делали ему заманчивые приглашения, вступали с ним в переписку, так как его сочинения не только страшно читались, но и переводились на другие языки. Чтобы дать понятие о необыкновенной популярности Эразма Роттердамского, достаточно указать на два факта. Когда вышла в свет (1510 г.) «Похвала Глупости », достаточно было нескольких месяцев, чтобы расхватали семь изданий этой знаменитой сатиры, а осуждение Сорбонной написанных Эразмом «Colloquia» не помешало издателю выпустить 25 изданий этой книги – и даже содействовало ему в этом.

Обстоятельства жизни сделали из Эразма Роттердамского врага монашества. Отец его был клирик по принуждению, разлученный со своею возлюбленною, матерью Эразма, и он остался круглым сиротой по смерти своих родителей. Мальчиком он был упрятан своими опекунами в монастырь после того, как он уже успел вкусить гуманистической науки в Девентере. Монахи склоняли Эразма принять посвящение, но он упорно отказывался; оставив этот монастырь, он весьма скоро попал после этого в другой, и в общей сложности он провел в монастырях около восьми лет и, как очевидец, хорошо изучил их быт. Затем он попал на время в Париж, где учился, страшно бедствуя, а оттуда в Лондон: в обоих этих городах Эразм сближался с гуманистами. Первый обширный труд Эразма Роттердамского вышел в свет в 1500 г.: это были «Adagia», книга знаменитых изречений с собственными его комментариями, громадный сборник отдельных мыслей, взятых у разных древних классиков, остроумных рассуждений самого Эразма, сатирических эпизодов, в которых он проявил свою тонкую наблюдательность, живое отношение к современности, большую изобретательность и свою скептическую иронию вместе с громадною начитанностью в древних писателях и умением пользоваться их литературным наследием для выражения собственного оригинального миросозерцания.

Портрет Эразма Роттердамского. Художник Ганс Гольбейн Младший, 1523

«Adagia» сразу сделали Эразма перворазрядною знаменитостью, так что, когда он вскоре после этого поехал в Италию, а потом в Англию, то встретил почетный прием и со стороны папы, и со стороны английского короля Генриха VIII . К этому времени относится «Похвала Глупости», главное сатирическое произведение не только самого Эразма, но и всей гуманистической эпохи. Эразм был большой почитатель Лукиана Самосатского , называемого Вольтером II века нашей эры, да и самому ему в высшей степени давалась легкая манера и остроумие этого греческого писателя. Настоящее заглавие сатиры Μωρίας έγκώμιον: Мория, т. е. глупость, или вернее нелепость произносит сама себе панегирик, изображая себя владычицей мира, что дает Эразму возможность выразить в сатирической форме свое отношение к современности; нам еще придется вернуться к этому произведению знаменитого гуманиста. Через четырнадцать лет последовали его «Разговоры» (Colloquia), написанные Эразмом Роттердамским в том же остроумном и насмешливом роде сатирической публицистики, но это было уже в реформационную эпоху , когда между ним и энергичным Лютером произошло неприятное для гуманиста столкновение. Эразм является вообще принципиальным противником средневековой культуры. В «Adagi"aх» он называет всю эпоху, когда классическая древность была в забвении, временами мрака, невежества и софистики. «Пусть, писал он, например, пусть мне назовут доминиканца или кордельера, которого можно было бы сравнить с Фокионом или Аристидом ». «Vix mihi tempero, – признается он еще, – quin dicam: Sancte Socrates, ora pro nobis». Но увлекаясь античною образованностью, Эразм Роттердамский вооружался против восстановления язычества, которое ему виделось в итальянском гуманизме , и он сумел осмеять в своем «Цицеронианце» завзятых классиков, педантически поклонявшихся стилю римского оратора Цицерона : Вот одна его остроумная шутка: Decem jam annos aetatem trivi in Cicerone, – восклицает подобный цицеронианец, а эхо ему отвечает, передавая мысль самого Эразма: όνε! (аел)!

Та общеевропейская слава, какой достиг Эразм Роттердамский, соединявший в себе самые характерные черты гуманизма, популярность его сочинений и появление множества представителей нового образования во всех главных западноевропейских странах на рубеже XV и XVI веков указывает на то, что к этому времени гуманистическое движение, зародившееся полутора веками ранее в Италии сделалось заметным историческим фактором и вне Италии, вышедши из тесной сферы школ, ученых кабинетов и библиотек на более широкую арену общественной жизни, и рейхлиновский спор , начавшийся вслед за появлением «Похвалы Глупости» и принявший размеры целого события, только указывает на то, что в борьбе гуманистов со схоластиками шла борьба между уходящей средневековою образованностью и просвещением нового времени.

Литература

Дюран де Лор . Эразм Роттердамский, предшественник и вдохновитель современной духовности

Фежер . Эразм Ротердамский. Этюд о его жизни и трудах

Эразм Роттердамский, родился в Голландии, в 1469 году. Он был незаконнорожденным сыном служанки и священника, которые умерли очень рано. Первое образование он получил в 1478-1485 годах в латинской школе в Девентере, где преподаватели ориентировались на внутреннее самосовершенствование человека через подражание Христу.

В 18 лет Эразм Роттердамский по велению опекунов был вынужден отправиться в монастырь, где провел среди послушников шесть лет. Такая жизнь ему была не по нраву, и он в конце концов сбежал.

Эразм Роттердамский, биография которого переписана тысячи раз, был интереснейшей личностью. Сочинения Лоренцо Виллы, как и других итальянцев, произвели на него большое впечатление. В результате Эразм стал активно поддерживать гуманистическое движение, стремившееся возродить античные идеалы красоты, истины, добродетели и совершенства.

Дальнейшее образование Эразм Роттердамский получал в Париже, в период между 1492 и 1499 годами. Он числился на богословском факультете, однако занимался изучением В 1499 году Эразм переехал в Англию. Там он был принят в Оксфордский кружок гуманистов. Здесь он сформировал свою философско-этическую систему. В 1521-1529 годах Эразм жил в Базеле. Здесь он сформировал кружок гуманистов. Кроме этого, он много путешествовал и интересовался культурой разных народов.

Основные вопросы, которыми интересовался Эразм Роттердамский, касались филологии, этики и религии. Он изучал и издавал работы раннехристианских писателей и древних авторов. Эразм создавал и развивал различные приемы толкования и критики. Большое значение имеет сделанный им перевод «Нового завета». Исправляя христианские источники и толкуя их, он надеялся обновить богословие. Однако, вопреки своим намерениям, дал начало рационалистической критике Библии.

Таких результатов не ожидал даже сам Эразм Роттердамский.

Философия его была достаточно проста и доступна любому человеку. Основой благочестия он считал божественное начало, которое кроется в духовно-нравственной жизни и земном мире.

Свои взгляды он называл «философией Христа» - это означало, что каждый должен сознательно следовать высокой нравственности, законам благочестия, как бы подражая Христу.

Проявлением божественного духа он считал все лучшие Благодаря этому, Эразм смог найти образцы благочестия в разных религиях, у разных народов.

Творчество Эразма Роттердамского имело огромное влияние на культуру Европы.

Его можно назвать интеллектуальным лидером Европы того времени.