Четверговая соль и традиции ее применения. Применение четверговой соли

Несмотря на то, что на дворе XXI век, люди по-прежнему верят в чудеса, придерживаются примет и суеверий! Так вот с давних времен принято делать «четверговую соль» и на протяжении года использовать вещество для личных целей.

Четверговая соль, что это

Для тех, кто мало знаком с суевериями наших предков – четверговой солью принято считать вещество, полученное в домашних условиях из обычной соли в результате магических заклинаний и добавления определенных ингредиентов. Такая соль отличается «великой» силой, способной творить чудеса!

Приготовить волшебное вещество можно лишь раз в году, в Чистый четверг, перед великим православным праздником «Пасха». После приготовления соль до Пасхи хранится дома, затем относится в церковь, где происходите ее освящение, затем, поместив в тканевый мешочек для хранения, хозяйка убирает ее от посторонних глаз.

Используется священный продукт в целях очищения жилища и загонов для скота от нечистой силы; обладает чудотворными свойствами, способными поднимать на ноги тяжелобольных людей; служит защитой домашнего хозяйства и обитателей дома! Считается, что, используя силы такой соли, вполне можно приворожить человека, снять наложенное проклятие и привлечь благополучие!

Из чего состоит волшебный продукт?

Удивительно, но чудодейственную четверговую соль получают из обычных продуктов питания, которые можно отыскать в любом жилище! Причем способов приготовления довольно-таки много и каждый может выбрать наиболее приемлемый лично для себя.

Чаще всего в приготовлении используется обычная соль, черный хлеб, закваска на квас, мука, капустные листья. Также можно класть травы, обладающие лечебными свойствами.

Процесс приготовления

Ранним утром или в ночь на четверг (начиная с 3 часов утра) хозяйка дома без «зрителей» берется за приготовление, используя один из рецептов:

  1. В чугунную сковороду с высокими бортами высыпают пачку крупной соли, ставят на плиту нагреваться, тем временем досыпают пшеничную муку (12 ст. л.) и размешивают деревянной лопаткой. В процессе прогревания солевая смесь начинает менять белый оттенок на темный и даже черный. Помешивание не прекращают на всем процессе приготовления. За это время, пока продукт полностью не потемнел, нужно успеть три раза прочитать над ним молитву «Отче наш». Темную солевую массу убирают с огня, но дают остыть в сковороде, только полностью холодной пересыпают в тканевый мешочек.
  2. 5 булок черного хлеба размачивают до кашеобразного состояния в теплой воде, досыпают в массу половину пачки соли и размешивают. Выкладывают полученную хлебную массу на противень, разравнивают и «запекают» в духовке или русской печке до потемнения. Пока смесь доводится до готовности, читаются молитвы, используемые для приготовления четверговой соли или «Отче наш». Оставляют остыть и, измельчая, пересыпают в мешочек.
  3. Берут по горсти высушенных целебных трав: мелису, мяту, чабрец, крапиву, зверобой и все, что произрастает в вашей местности, и вы успели заготовить. Вместо трав часто используют свежие измельченные листья капусты белокочанной. Добавляют к ним половину пачки соли и мякиш от 4 размоченных булок черного хлеба. Перемешивают, вываливают на противень, запекают в духовке. Как только масса начнет темнеть, ее вынимают и, прошептав три раза «Чистый Четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй», оставляют остыть. Теперь массу нужно растолочь и ссыпать в мешок на хранение.

Самым простым способом приготовления четверговой соли считается взятие ее вместе с собой в церковь на утреннюю литургию. В процессе продукт заряжается положительной волшебной энергией, после чего по приходу домой над ним читают молитву и используют при необходимости!

В последние годы нередко, особенно в предпасхальный период, приходится слышать и читать о так называемой «четверговой соли». В Интернете без труда можно найти существующие ныне рецепты ее приготовления. При этом говорится, что эту соль необходимо готовить один раз в год - в Великий четверг (в народе называемый Чистым четвергом).

Нужно обратить внимание, что большинство посвященных «четверговой соли» материалов находится на оккультных Интернет-сайтах и форумах , где сообщается, например, что соль эта очищает организм, лечит болезни, обладает «магической силой», защищает от сглаза и «помогает» в борьбе с недругами. Читателю предлагаются различные способы использования «четверговой соли» в магических ритуалах . Иногда рекомендуется перед таким использованием освящать «четверговую соль» в церкви вместе с куличами и яйцами.

Не секрет, конечно, что «колдуны» и «экстрасенсы» используют в своей практике церковные святыни: иконы, святую воду … И поскольку приготовление «четверговой соли» часто упоминается в одном ряду с куличами, крашеными яйцами и пасхами, может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за годы советской власти?

На этот вопрос мы вынуждены ответить отрицательно. Дело в том, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» - одно из множества возникших в древности языческих суеверий .

В народных представлениях славян соль - символ, используемый главным образом в качестве оберега. Соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний. Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль». Это не случайно: к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год. У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари . На рассвете в этот день или в канун его хозяйки мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т.д..

Кроме этого, в народе было распространено суеверное почитание «страстной» или «четверговой» свечи, хлеба, соли, приписывали им целебную силу .

«Четверговую» соль хранили в течение всего года. Ее использовали от «сглаза» и как универсальное средство при лечении самых разных болезней (как у людей, так и у домашних животных). Крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили щепотку в поилке. В качестве оберега «четверговую» соль зашивали в ладанку и носили на груди.

Надо ли говорить, что перечисленные выше народные обычаи с точки зрения христианского вероучения являются суеверием, нередко кощунственным ? Сохранявшиеся языческие поверья во многих случаях не меняли свою сущность, хотя и связывались в сознании народа с церковными праздниками, событиями и лицами Священной истории. Так и приготовление «четверговой соли» не имеет ничего общего с настоящими традициями Православия .

Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли - «Молитва над солию». Молитва над солию является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5:13). Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания. Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года. В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху.

Итак, народное верование в целительную силу «четверговой соли» восходит к дохристианским мифологическим представлениям и никак не связано с церковной «молитвой над солию». Но пережитки язычества бытовали в народной среде. Духовенство тоже не могло не испытывать воздействия народа (тем более что по уровню богословского образования оно зачастую от него почти не отличалось). В истории Церкви известны случаи, когда духовенство воспринимало языческие убеждения прихожан. Так, в начале IV века Эльвирский собор (в Испании) своим 34-м правилом запретил зажигать днем свечи на кладбище – «чтобы не беспокоить души святых». В Греческой Церкви одно время бытовал чин проклятия преступника псалмами (Псалмокатара)… Порой даже духовенство способно идти на поводу у верований прихожан, переступая при этом евангельские и святоотеческие заповеди. Оговоримся, однако, что такие случаи весьма редки, так как Церковь всегда резко сопротивлялась попыткам «освятить» суеверия ее авторитетом .

В отношении «четверговой соли» такие попытки уже случались. В XVI веке всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Об этом свидетельствует состоявшийся в царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом ».

В те времена народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств. Народные и частные бедствия, неудачи, семейные разлады и прочее постоянно приписывались ведовству, и средством к устранению их было ведовство. Дух кудесничества проникал в само христианство народа. Заговоры получали христианскую форму, заменив в своих воззваниях имена мифических сил именами святых; с другой стороны, некоторые христианские молитвы превращались в заговоры через сообщение им в народном сознании кудеснической силы, списки их носили на шее, хранили в домах как талисманы, употребляли в колдовстве. Кудесничество пользовалось для своих целей даже священными предметами, например, просвирни наговаривали над просфорами,.. священники… клали на 6 недель в церкви на престол детский послед. Ходили по рукам разные гадальные тетради - Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания, помещавшиеся в Остронумеях, Зодеях, Альманахах…

И все же Стоглавый Собор (1551г.) в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль» . Постановление Собора по этому поводу гласило: «Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении».

Как ни странно, «четверговая соль» в наши дни вновь становится популярной. При этом люди, убежденные в ее чудодейственной силе, опять стремятся привлечь на свою сторону Церковь . Это вызывает понятные недоумения у прихожан: «В нашем городе при храме есть женский монастырь. И вот в четверг на последней неделе Великого поста во время службы монахиня принесла в полиэтиленовом мешочке соль, подошел священник, почитал молитвы. Рядом стоящие прихожане тоже взяли по горстке этой соли из мешочка, за что монахиню настоятельница отругала. А когда на следующий год мы с сестрой пришли в такой же день (четверг последней недели поста) с надеждой тоже освятить соль, то ничего подобного не было. Я спросила у одной из монахинь об этом, она ответила, что первый раз слышит об освящении соли, что никогда такого не видела и ничего подобного не слышала.

Так что же такое четверговая соль, для чего это делается?», - спрашивает участница одного из православных Интернет-форумов.

Священнослужитель в ответ справедливо замечает: «Не знаю, кто эту соль возвел в ранг особой святыни (в требнике есть молитва над солью, но это не освящение чисточетверговской соли, а просто молитва, подобная молитве на благословение скота, сеяния и овощей). Сейчас этот обычай становится популярным в некоторых приходах и монастырях, однако это не более, чем самочинное нововведение. Относиться к этому можно по-разному - читать молитву над солью можно, приносить ее в определенный день для освящения - тоже. Однако приписывать ей какую-то особую целительную силу или благодатность – странно. Употребление этой соли ограничено только приготовлением пищи, так что это ничто более, как благословленная соль из храма. Приписываемые ей целительные свойства остаются на совести распространителей этих рассказов. По вере, конечно, и от соли может быть исцеление, только вот у нас есть святая вода, другие святыни…И, наконец, Св. Причастие!»

Таким образом, «четверговая соль» - языческий предрассудок. Её приготовление и использование – магические манипуляции, противоречащие церковному учению . Православным христианам следует помнить слова апостола Павла, предостерегавшего от следования пустому обольщению, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (см.: Кол. 2:8).

Нынче широкой публике становятся известны ранее бережно охраняемые народами или даже единичными семьями традиции и обряды. К таковым относится «четверговая соль». Это не просто приправа. В Чистый четверг сильный род имеет возможность создать себе мощнейший оберег. Только, не совсем это просто. Давайте разберемся.

Что такое четверговая соль и где ее взять?

Вы же знаете, что положено полностью дом убрать, все углы проинспектировать, порядки в них навести? А еще в этот день соль готовили. От того она и называется четверговой. Процесс это не простой. Нынче никто почти такой не делает. А напрасно. Соль смешивали с пряными травами, обкладывали листьями капустными, добавляли квасной закваски и калили на угольях горячих.

Раньше верили, что из огня минерал впитывает его могучую чистую силу. Ею пользовались весь год. Традиция эта пришла еще с языческих времен. А вот в Храм ее начали носить, когда Русь крестилась. Так и повелось. В четверг соль готовили, а в Пасхальное воскресенье освещали. Хранили же ее за Иконами, использовали по надобности (ниже будет).

Рецепт приготовления (как ее сделать)

Сразу нужно оговориться, что для создания оберега необходимы все члены семьи. А еще обстановка хорошая, дружная. Чтоб каждый ощутил свою связь с остальными. Подумал о том, что только вместе могут люди создать счастье и гармонию. Без такого подхода не четверговая соль получится, а чертова. Учтите.

Возьмите пачку соли и тряпицу льняную. На нее высыпьте соль. К ней примешайте травы различные, порезанные мелко (сушеные, понятно).

Еще добавьте квасу домашнего, коли нет такого у вас, то хлеб размочите в воде. Все перемешайте. Теперь нужно «лукошко» придумать. В старину закладывали сверток в лапоть старый и клали на угли. Так и вы можете поступить. Если нет лаптей, то лукошко купите. Только обязательно лубяное, натуральное.

Соль пережигается долго. Когда совсем нет возможности костер развести, то в духовку поставьте. Только в тару с крышкой. Иначе вода очень быстро испариться. Когда остынет ваша заготовка, ее необходимо в ступке потолочь. Вот почти готова ваша четверговая соль. Осталось только вместе собраться. Каждый должен набрать горсточку «продукта» и в специальный мешочек насыпать. Его-то и берегут за Иконой. А еще не забудьте золу собрать от костра. Она тоже целебной силой обладает.

Старинные традиции применения

Вот эту соль черного цвета положено было в солонку насыпать. Ставили ее на решето зерном наполненное. Рядом булку четвергового хлеба клали. Все – в угол красный, рядом с Ликами святыми. Это был знак благополучия и мира в семье, ее роста и приумножения богатства.

Крестьяне соль с золой в семена добавляли. Они считали, что так урожая больше будет, а растения не станут болеть. Да и человеку недужному тоже полагалось ее употреблять. Говорят, ко многим так здоровье возвращалось. А уж в качестве оберега ее вообще все использовали. Кто в путь дальний отправлялся, обязательно ладанку с этим снадобьем с собой брал. А если ссора случалась, то ее в пищу добавляли.

Использование и заговоры на четверговую соль

Используют целебную соль целый год до следующего чистого четверга от разных бед и невзгод. Вот некоторые из ритуалов.

Заговор от беды

Если в дом беда заглянула, то рекомендуется в каждый угол этого средства волшебного насыпать, чтобы . Будет оно отгонять зло. Да еще обязательно на стол ароматный оберег поставьте в солонке. Пусть члены семьи попользуются такой приправой некоторое время. При этом говорите так:

«Четвергова соль, оберегает покоя престол! По углам сидит, черта бдит! Аминь!».

Заговор от ссор и скандалов

Если скандал в семье случился между супругами, то необходимо небольшой мешочек с этим средством под подушку поместить. Успокоит она и мозг, распаленный, и язык несдержанный. Также поступают, когда кто-то из членов семьи слишком уж эмоционально реагирует на определенные события. Ему соль поможет посмотреть на них с иной стороны. Говорите, когда мешочек класть станете, такие слова:

«Соль четвергова, сними злобы покровы, унеси их на погост. Мира будет нам прирост. Аминь!».

Заговор на мир в семье

Для мира и благополучия «солят» изголовье кроватей всех домочадцев. Традиция такая. А еще солонку ставят в центре стола с этим средством. Она будет, и идеи доходные подсказывать, и помогать в их реализации. Заговор таков:

«Солю, мир не делю. Роду достаток, будет порядок. Аминь!».

Заговор от врагов

Коли враг на порог ступил, то ему обязательно в угощение средства волшебного подсыпьте. Не сможет он в таком случае навредить. А уйдет, так и след его посыпьте изготовленным оберегом, чтоб «хвостов» за собой не оставлял. И еще заговор скажите:

«Черту отвожу черту. Стелю дорогу от нашего порога. Иди себе в ад, там дьявол тебе рад. Аминь!».

Заговор от болезней

Болеющему полагалось стакан воды с волшебным средством по утрам выпивать. Для этого немножко соли требуется. Всего щепотка. Как станете размешивать, прошепчите:

«Как соль огнем калилась, так, чтоб тело (имя человека) здоровьем налилось. Аминь!».

А младенцам несколько крупинок в воду для купания добавляли, чтоб росли богатыри и красавицы, крепкие здоровьем, талантами и умом.

Нынче мало кто готовит настоящую четверговую соль. Коли нет у вас времени, то просто смешайте ее с травами, да в духовке подержите несколько часов. А вот совместное наполнение мешочка заменять не рекомендуется. В изготовление оберега все члены рода должны вложить свою добрую энергетику. Удачи!

Приметы и суеверия – неотъемлемая часть общественной жизни, хоть мы живем в XXI веке. Можно скептически относиться или даже полностью игнорировать народные поверья, но гораздо интереснее разобраться в их сути и ориентироваться в самобытной и увлекательной народной культуре. Древние традиции не лишены своеобразного очарования, так что не исключено, что через некоторое время вам захочется поэкспериментировать лично. Есть много способов приобщиться к ведовским ритуалам, таким как сделать четверговую соль и/или использовать ее в домашних условиях.

Однако нельзя относиться к традициям чересчур легкомысленно. Даже если на первый взгляд те или иные обычаи кажутся легкомысленными, не стоит игнорировать тот подтекст, который сопровождал их на протяжении долгого времени. Человеческие эмоции и верования обладают колоссальной скрытой силой, имеющей свойство накапливаться. Поэтому приготовление четверговой соли и все связанные с ней таинства не лишены смысла. И даже самоуверенным атеистам, решившим сделать четверговую соль ради развлечения, советуем заранее обдумать этот шаг и поинтересоваться возможностями и силой четверговой соли.

Что такое четверговая соль? Магия четверговой соли
Начинать изучение культовых явлений лучше с азов и тех обстоятельств, что поспособствовали их появлению. И свойства, и само название четверговой соли неразрывно связаны с церковными канонами, интерпретированными простым людом и знахарями. Как обычно бывает в подобных обстоятельствах, изначальные правила настолько перемешались с домыслами и суевериями, что сегодня трудно отличить одно от другого, нечто заслуживающее веры от досужих фантазий. Вот некоторые сведения, которые безусловно связаны с появлением и распространением четверговой соли:
Хотя четверговая соль традиционно считается атрибутом белой магии, ее второе название – Черная соль. Эту окраску легко объяснить химическими процессами, происходящими с поваренной солью при сильном нагревании, кроме того, соль и вспомогательные ингредиенты при ее прокаливании окрашивались черной золой. Но сочетание огня, видимых превращений и особых условий приготовления делали четверговую соль поистине особенной для наших предков и даже многих современников.

Как правильно сделать черную соль? Приготовление четверговой соли
Известно несколько рецептов приготовления четверговой соли. Наверняка когда-то их было больше, но часть давно утеряна, и сегодня остались востребованы только самые доступные и эффективные с точки зрения народной медицины методы. Все они объединены одним общим правилом: делать черную соль следует в Страстную седмицу (неделю), в ночь со среды на четверг или в четверг рано утром. Готовить четверговую соль может любой желающий, но обычно этим занималась хозяйка дома и старалась сделать это без свидетелей. В современных домашних условиях достаточно придерживаться сроков приготовления и одного из рецептов:
Любой из этих методов позволяет сделать четверговую соль в чистый четверг самостоятельно ничуть не хуже, чем делают это опытные знахари. Соль получает волшебные способности за счет вашей веры, строгого соблюдения времени, места и ингредиентов. Впрочем, современная наука имеет свое объяснение свойствам четверговой соли.

Почему четверговая соль чернеет? Свойства магической соли
Жители разных стран и даже областей в рамках одной страны готовят четверговую соль по-разному. Но в каждом случае она чернеет и приобретает характерный вид и аромат. Дело в том, что поваренная соль содержит не только хлорид натрия, но и примеси: йод, кальций, магний, фосфор, хром и некоторые другие минеральные вещества. При прокаливании соли происходит цепочка химических реакций, внешне проявляющихся в почернении состава. Кроме того, при приготовлении черной соли в печи образуется зола, которая в народной медицине традиционно не выбрасывается, а используется вместо активированного угля для очистки организма.

Таким образом, научные факты и народные методы неразрывно связаны одними и теми же очевидными эффектами. Знахари издавна лечили с помощью соли и золы кожные заболевания, а при добавлении в пищу четверговая соль придавала продуктам пикантный вкус. Верить ли в особое значение именно четверга для приготовления соли – решать вам, как и то, чего нужна четверговая соль лично в вашем доме. Но если захотите правильно сделать четверговую соль, то лучше уж соблюдать все соответствующие правила. Храните в душе веру, в сердце – любовь, а в разуме здравый смысл, и тогда светлые силы будут на вашей стороне.

В Интернете без труда можно найти существующие ныне рецепты ее приготовления. Наиболее распространенным можно считать следующий способ: поваренная соль (иногда с добавлением квасной гущи) пережигается в печи или духовке (отсюда еще одно название - «черная соль»). При этом говорится, что эту соль необходимо готовить один раз в год - в Великий четверг (в народе называемый Чистым четвергом).

Нужно обратить внимание, что большинство посвященных «четверговой соли» материалов находится на оккультных Интернет-сайтах и форумах, где сообщается, например, что соль эта очищает организм, лечит болезни, обладает «магической силой», защищает от сглаза и «помогает» в борьбе с недругами. Читателю предлагаются различные способы использования «четверговой соли» в магических ритуалах. Иногда рекомендуется перед таким использованием освящать «четверговую соль» в церкви вместе с куличами и яйцами.

Не секрет, конечно, что «колдуны» и «экстрасенсы» используют в своей практике церковные святыни: иконы, святую воду… И поскольку приготовление «четверговой соли» часто упоминается в одном ряду с куличами, крашеными яйцами и пасхами, может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за годы советской власти?

На этот вопрос мы вынуждены ответить отрицательно. Дело в том, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» - одно из множества возникших в древности языческих суеверий. Об этом несложно узнать из научной (этнографической и церковно-исторической) литературы. Обратимся к ней.

Как указывал А. Топорков, в народных представлениях славян «соль - символ, используемый самостоятельно и в сочетании с хлебом главным образом в качестве оберега.

С солью, которая растворилась в пище, связана ее невидимая, но чрезвычайно значимая для вкусовых ощущений часть, как бы смысл, суть пищи - ее «соль» в переносном значении. Приписывание соли функций оберега основано на ее материальных свойствах: соль произведена человеком и принадлежит миру культуры, способствует консервации продуктов и может быть брошена в лицо вредителю (широко известны формулы-обереги типа: «Соль тебе в очи, головня тебе в зубы, горшок промеж щек»). В Вологодской губернии женщину после родов водили в баню, при этом баба-повитуха терла ей лоб солью и приговаривала: «Как эта соль не боится ни глазу, ни вару, ни опризорищей, ни оговорищей, так ты, раба Божия (имя), не боялась ни опризорищей, ни оговорищей» - и бросала соль наотмашь. В Белоруссии клали в уши новорожденного соль при крещении, чтобы охранить его от нечистой силы.

По украинскому поверью, злой дух боится соли. Во Владимирской губернии думали, что соли опасается леший и никогда не подойдет к огню, если в него бросили соль…

В обрядах, связанных с рождением ребенка, и на свадьбе соль, как правило, сочеталась с хлебом и выражала позитивные значения, охраняя хлеб и дом в целом от воздействия враждебных сил, а при угощении хлебом-солью, символизирующем установление дружеских отношений между людьми, придавала этим отношениям оттенок сердечной близости…

… Соль, как и другие виды пищи, широко применяется в любовной магии, причем по признаку «солености» сближается с человеческим потом. Например, в Новгородской губернии невеста, придя в баню, раздевалась и ложилась на полок, чтобы хорошенько вспотеть; крестная мать вытирала ее узелком с солью так, чтобы соль намокла от пота; выжимала потную влагу из соли на принесенный в баню пирог, которым кормят молодого после венчания, чтобы он любил жену, а соль сама невеста клала в горшок со щами, которыми на свадебном обеде угощают родных жениха, чтобы ее полюбила вся его родня… С другой стороны, соленое, как и горькое, противопоставлялось сладкому (вспомним сохранившийся доныне свадебный обычай требовать криками «Горько!», чтобы молодые «подсластили» спиртное).

Повседневное обращение с солью таило в себе множество опасностей и регламентировалось рядом правил и запретов. Некоторые из них до сих пор соблюдаются не только в деревенском, но и в городском быту, хотя и низведены до полушуточных примет. Если просыпется соль - быть ссоре. В этом случае нужно перебросить соль или трижды сплюнуть через левое плечо, как бы отгоняя «нечистиков». Передавая солонку другому человеку за столом, требуется рассмеяться, чтобы с ним не поссориться. Не разрешалось обмакивать хлеб в солонку, ибо так поступил Иуда на Тайной Вечере и в этот момент по руке в него вошел сатана» .

Итак, соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний . Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль». Это не случайно: как отмечала Т. Агапкина, к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год .

«У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Во многих русских губерниях в этот день хозяйка отправлялась к ближайшему источнику - реке или ручью - за водой для умывания. Идти за водой нужно было до восхода солнца, как говорили, до того момента, как ворон искупает в реке своих воронят, иначе вода утратила бы свою целебную силу. Женщина старалась не встретить никого по дороге, а если уж встречала, то сохраняла полное молчание. Дома в эту воду опускали серебряную (а если могли - то и золотую) монету или кольцо, и все домашние умывались ею, чтобы в течение года быть здоровыми и не страдать от различных кожных заболеваний (чирьев, коросты, нарывов и др.), а также чтобы жить богато. Девушки делали это в надежде, что четверговая вода придаст лицу особую белизну.

Набранной в Чистый четверг водой обычно обливались на улице, несмотря на то, что в это время года бывало еще довольно холодно, а для детей воду слегка подогревали и затем купали их в избе… В Вятской губернии на рассвете топили бани и мылись, а оставшейся от первого пара водой кропили детей…

На Русском Севере и в Сибири немало очистительных обрядов было связано и с огнем. В Страстной четверг специально ходили в лес за можжевельником, жгли его прямо в избе на печной заслонке или сковороде, и все домашние поочередно перешагивали через огонь, чтобы быть здоровыми… В Сибири кое-где добывали трением так называемый «деревянный огонь». На нем жгли лекарственные травы, а иногда и навоз, и дымом окуривали скот» .

В народе было распространено суеверное почитание «страстной» или «четверговой» свечи . Свечу, с которой стояли в церкви на службе во время чтения 12-ти Евангелий, старались принести домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить семью и хозяйство от и нечистой силы, с «четверговой свечой» обходили дом и двор и чертили копотью от этой свечи кресты на потолочных балках, дверях и окнах. Затем «четверговую свечу» хранили дома. Ее использовали в особых случаях, например, давали в руки умирающим. Ее зажигали также во время летних гроз и бурь, считая, что так можно уберечь дом .

«Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари. На рассвете в этот день или в канун его хозяйки мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т. д.» .

Чистый четверг, как писал С. В. Максимов, в народных представлениях был «не просто днем Страстной недели, а каким-то особенным угодником Божиим, покровительствующим чистоте и опрятности. В этот день, по народному убеждению, даже «ворона своих воронят в луже моет». На этом же основании и бабы считают своим долгом мыть ребят, а иногда и поросят, а также чистить избы. «Если в Чистый четверг вымоешь, - говорят они, - весь год чистота в избе водиться будет»… Кроме всеобщего мытья, крестьяне стараются приурочить к Чистому четвергу и убой скота и свиней, предназначенных для праздничного стола и для заготовления впрок. Это делается на том же основании, как и мытье избы: угодник Божий Чистый четверг, сохраняет мясо от порчи, в особенности если к нему обратиться со следующей короткой молитвой: «Чистый четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время»» .

«Среди магических действий, совершаемых в Чистый четверг, было немало и таких, которые должны были способствовать изведению домашних насекомых. В Вятской губернии хозяйка еще до восхода солнца раздевалась донага, подметала пол в доме, а затем выносила мусор во двор - непременно в один прием, чтобы избавить дом от клопов и блох. В Калужской губернии с этой же целью по полу рассыпали снег, а на Новгородчине в ночь на Чистый четверг ловили трех клопов и выносили их далеко в поле: считалось, что вся оставшаяся в доме «живность» уйдет вслед за ними» …

Немало обычаев Страстного четверга было связано с животными. Например, хозяева гадали о судьбе своей скотины, замечая в этот день до восхода солнца: если скотина лежит головой на закат, то это добрый знак; та же, которая стоит или лежит головой к воротам - может пропасть . «В Вологодской губернии хозяйка в открытую печную трубу выкликивала поочередно всю домашнюю скотину, а хозяин, стоя в это время во дворе, как бы отвечал ей, подражая голосам домашних животных. Делалось это для того, чтобы скот летом не отбивался от стада и не разбредался по лесу. В Вятской губернии женщина, раздевшись донага, бежала в огород и там опрокидывала на кол горшок или кувшин. Перевернутый горшок, висящий на колу, назывался «куриным богом» и должен был, по поверью, защитить кур от коршунов…

В этот день на Русском Севере и в Сибири заключали дом и хозяйство в магический круг. В Вятской губернии на заре хозяин обходил дом с чтением 102-го псалма Давида - «от воров». На Новгородчине хозяин «объезжал» избу верхом на помеле (причем так, чтобы его никто не видел): считалось, что после этого в течение года в доме не будет переводиться добро. В Сибири хозяин проделывал то же самое на кочерге, приговаривая потихоньку: «Господи, благослови. Стань, железный тын!»» . В Тобольской губернии хозяин, «объезжая» дом на кочерге, три раза останавливался у окна и спрашивал: «Все ли дома?», — ему отвечали: «Все дома, все» .

К Страстному четвергу было приурочено приготовление некоторых предметов и веществ, обладавших, по поверью, лечебной силой. «На рассвете Страстного четверга в некоторых областях России, Украины и Белоруссии женщины выпрядали особую шерстяную нить. Пряли ее, сидя на пороге и крутя веретено в обратную сторону. Этой нитью затем перевязывали поясницу и руки, чтобы они не болели во время жатвы. Иногда ее также вплетали в косы, чтобы не болела голова» ..

В некоторых местностях крестьяне верили, что в Великий четверг Господь невидимо благословляет тот хлеб, который в этот день подается к обеду. Поэтому крошки и куски «четвергового» хлеба считались имеющими целительную силу, их тщательно собирали и хранили, чтобы использовать во время болезни или для защиты от «порчи» или «сглаза». Кусочки «четвережного» хлеба давали и заболевшему скоту. Часто под «четверговым хлебом» имелась в виду заздравная просфора, которую крестьяне подавали в церкви в Великий четверг, и которая также считалась наделенной особыми целительными свойствами .

По народному поверью, наряду с «четверговой», целительными свойствами обладала и «благовещенская» соль. Готовилась она таким же образом, но только на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта ст. ст./7 апреля н. ст.) .

Надо ли говорить, что перечисленные выше народные обычаи с точки зрения христианского вероучения являются суеверием, нередко кощунственным? Сохранявшиеся языческие поверья во многих случаях не меняли свою сущность, хотя и связывались в сознании народа с церковными праздниками, событиями и лицами Священной истории. Так и приготовление «четверговой соли», говорит священник Алексий Макаров, не имеет ничего общего с настоящими традициями православия .

Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли - «Молитва над солию» . «Церковь освящает в своих молитвах и необходимейший для человека продукт земли - соль, - писал протоиерей Геннадий Нефедов. - Молитва над солию является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5, 13 ). Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания» . Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года . В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху .

Итак, народное верование в целительную силу «четверговой соли» восходит к дохристианским мифологическим представлениям и никак не связано с церковной «молитвой над солию». Но пережитки язычества бытовали в народной среде, и, как замечал протодиакон Андрей Кураев, «было бы странно, если бы взаимодействие между церковным учительством и народом шло только в одну сторону. Духовенство тоже не могло не испытывать воздействия народа (тем более что по уровню богословского образования оно зачастую от него почти не отличалось)» . В истории Церкви известны случаи, когда духовенство воспринимало языческие убеждения прихожан. Так, в начале IV века Эльвирский собор (в Испании) своим 34-м правилом запретил зажигать днем свечи на кладбище – «чтобы не беспокоить души святых». В Греческой Церкви одно время бытовал чин проклятия преступника псалмами (Псалмокатара)… «Порой даже духовенство способно идти на поводу у верований прихожан, переступая при этом евангельские и святоотеческие заповеди» . Оговоримся, однако, что такие случаи весьма редки, так как Церковь всегда резко сопротивлялась попыткам «освятить» суеверия ее авторитетом.

В отношении «четверговой соли» такие попытки уже случались. Об этом свидетельствует состоявшийся в царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом» .

Профессор П. В. Знаменский в «Истории Русской Церкви» в главе с характерным названием «Печальное состояние просвещения в XVI веке», писал о том времени следующее:

«Всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Супруга великого князя Василия Иоанновича, несчастная Соломония, думала через знахарей избавиться от неплодия. Сам Василий, женившись на Елене Глинской, призывал к себе ведунов, чтобы они своими чарами помогли ему произвести потомство. Грозный тоже советовался с волхвами, хотя иногда жестоко казнил их. Народ прибегал к ведунам во всех случаях, где обыкновенные человеческие средства казались недостаточными. Народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств. Народные и частные бедствия, неудачи, семейные разлады и прочее постоянно приписывались ведовству, и средством к устранению их было ведовство же. Дух кудесничества проникал в само христианство народа. Заговоры получали христианскую форму, заменив в своих воззваниях имена мифических сил именами святых; с другой стороны, некоторые христианские молитвы превращались в заговоры через сообщение им в народном сознании кудеснической силы, списки их носили на шее, хранили в домах как талисманы, употребляли в колдовстве. Кудесничество пользовалось для своих целей даже священными предметами, например, просвирни наговаривали над просфорами,.. священники… клали на 6 недель в церкви на престол детский послед. Ходили по рукам разные гадальные тетради — Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания, помещавшиеся в Остронумеях, Зодеях, Альманахах… К болгарским, греческим и доморощенным апокрифам присоединились еще апокрифические сочинения запада… Запрещения отреченных книг (в Просветителе, Домострое, Стоглавнике) действовали плохо. Даже лучшие пастыри церкви не всегда могли отличить истинную книгу от ложной. Апокрифические сказания и ссылки на них встречаем в сочинениях митрополита Даниила, в сборниках митрополита Макария, в определениях Стоглава, даже у Максима Грека. Князь Курбский резко замечает об учителях своего времени, что они занимались не столько истинными писаниями, сколько бабьими бреднями и болгарскими баснями» .

И все же Стоглавый Собор в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль». Постановление Собора по этому поводу гласило: «Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении» .

В XIX в. зафиксированы случаи, когда священники в некоторых губерниях освящали «четверговую соль» в храмах . Но в этой практике следует видеть только уступку народным верованиям. Возможно, впрочем, что иногда священнослужители стремились таким образом придать народному поверью христианский вид. Как бы то ни было, «из того, что нечто имело место в русском прошлом, никак не следует, что это нечто историей освящено и христианизировано и что в качестве святыни православной или национальной оно должно быть восстановлено. С Традицией Церкви было переплетено немало таких местных обычаев и преданий, которые фактически чужды православию. Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась» .

Так и «четверговая соль» в наши дни вновь становится популярной. При этом люди, убежденные в ее чудодейственной силе, опять стремятся привлечь на свою сторону Церковь. Это вызывает понятные недоумения у прихожан: «В нашем городе при храме есть женский монастырь. И вот в четверг на последней неделе Великого поста во время службы монахиня принесла в полиэтиленовом мешочке соль, подошел священник, почитал молитвы. Рядом стоящие прихожане тоже взяли по горстке этой соли из мешочка, за что монахиню настоятельница отругала. А когда на следующий год мы с сестрой пришли в такой же день (четверг последней недели поста) с надеждой тоже освятить соль, то ничего подобного не было. Я спросила у одной из монахинь об этом, она ответила, что первый раз слышит об освящении соли, что никогда такого не видела и ничего подобного не слышала.

Так что же такое четверговая соль, для чего это делается?», — спрашивает участница одного из православных Интернет-форумов .

Священнослужитель в ответ справедливо замечает: «Не знаю, кто эту соль возвел в ранг особой святыни (в требнике есть молитва над солью, но это не освящение чисточетверговской соли, а просто молитва, подобная молитве на благословение скота, сеяния и овощей). Сейчас этот обычай становится популярным в некоторых приходах и монастырях, однако это не более, чем самочинное нововведение. Относиться к этому можно по-разному — читать молитву над солью можно, приносить ее в определенный день для освящения — тоже. Однако приписывать ей какую-то особую целительную силу или благодатность – странно. Употребление этой соли ограничено только приготовлением пищи, так что это ничто более, как благословленная соль из храма.

Приписываемые ей целительные свойства остаются на совести распространителей этих рассказов. По вере, конечно, и от соли может быть исцеление, только вот у нас есть святая вода, другие святыни…

Таким образом, «четверговая соль», по верному определению иеромонаха Макария (Маркиша), — «языческий предрассудок» . Ее приготовление и использование – магические манипуляции, противоречащие церковному учению. Православным христианам следует помнить слова апостола Павла, предостерегавшего от следования пустому обольщению, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (см.: Кол. 2:8 ).