Что должен знать психолог в школе. Школьный психолог — основные направления деятельности

Многие родители до сих пор не понимают, зачем в школе нужен психолог, ведь дети находятся под постоянным присмотром учителей, которые смогут решить все проблемы. Однако не всегда педагогический состав может найти подход к ребенку.

Основная функция психолога в школе — осуществлять психолого-педагогическое сопровождение как учащихся, так и коллектива учителей. Многие считают, что детский и школьный психолог — это одно и то же, на самом деле это не так. Детский психолог следит за развитием ребенка с младенчества и в течение всего периода детства, а школьный сопровождает детей именно в школьной жизни.

Обязанности психолога в школе. Несмотря на кажущуюся легкость работы психолога в школе, у него много обязанностей и функций, так как работать необходимо с детьми разных возрастов. Первое знакомство ребенка с психологом в школе должно состояться еще перед первым классом в подготовительной группе. Это необходимо для прогнозирования возможных проблем и адаптации детей в новом коллективе.

Обращаясь к психологу, родители помогут своему малышу с легкостью перенести предстоящие школьные нагрузки. Одна из обязанностей детского психолога — присутствовать во время подготовительных занятий, консультировать родителей и учителей. Однако только на этом работа с первоклассниками не заканчивается.

Чтобы сплотить коллектив и адаптировать детей к школьной обстановке, специалист проводит с детьми занятия. Важно, чтобы на них присутствовал и педагог. Детей учат познавать внутренний мир других людей, общаться не только с помощью слов, но и жестов. Особенно важно для школьного психолога показать, что все люди равны, что позволит правильно относиться к детям с ограниченным возможностями.

Школьный психолог обязан видеть и знать атмосферу во всех классах, предотвращать или решать конфликтные ситуации, а также работать с коллективом, в который приходят новые ученики. Нередки случаи, когда процесс адаптации проходит долго и трудно, специалист обязан в этой ситуации помочь.

Психолог в школе должен работать сообща с учителями и родителями, особенно это касается детей, которые чувствуют себя изгоями в классе. Основная задача – найти причину возникшей ситуации. Родители нередко стремятся уйти от проблемы и переводят ребенка в другой класс или даже школу, но это не только ничего не решит, но и может усугубить состояние ребенка.

С какими проблемами обращаются к школьному психологу учителя и ученики?

Несмотря на то, что психолог должен быть в курсе всех проблем, он не всегда может их увидеть. В этом случае к специалисту должны обратиться учителя или ученики. Преподаватель может привлечь психолога, если видит, что ребенок плохо усваивает его предмет и причина тому – психологические проблемы. Немаловажно обратиться к психологу и классному руководителю, если в коллективе возник серьезный конфликт или непонимание между учениками.

Ученики обращаются к психологу в школе реже, чем их преподаватели, большая часть из них – подростки, которых интересуют вопросы индивидуального развития, взаимоотношения с родителями, выбор профессии. В таком возрасте могут возникать и сложные психологические проблемы, которые требуют значительного вмешательства психолога. В таких ситуациях, как правило, школьный психолог дает направление в психологический центр, где с ребенком также будет работать психотерапевт и невролог.

Проведение тренингов школьным психологом

Проведение тестов и тренингов – одна из основных обязанностей школьного психолога. Тренинги предназначены для психопрофилактических работ, иногда специалисты делают их развивающими. Проводят их в игровой форме, чтобы дети могли развлечься, но при этом вынести из занятия глубокий смысл.

Часто такие мероприятия посвящены предотвращению зависимости от компьютерных игр, табакокурения, алкоголизма, профилактике асоциального поведения. Психологическая диагностика в школе основывается на тестах, опросах и анкетировании.

Темы выбираются в зависимости от возраста и обстановки в классе. Как правило, первая и основная часть посвящена игре и обыгрыванию проблемы, просмотру видеозаписей, а вторая – серьезному обсуждению темы и выводам, которые школьники могут сделать из занятия.

Обращение родителей к психологу

Как правило, основного спектра проблем, по которым родители могут обратиться к школьному психологу, не существует. Все ситуации, которые связаны с личностным, индивидуальным, социальным, психологическим развитием требуют помощи специалиста.

Поводом для обращения родителей к психологу в школе может стать отставание в учебе, трудности в саморазвитии, профессиональном определении, разногласия с учителями и родителями. Учителя и психологи советуют познакомиться со специалистом заранее, обсудить с ним возможные проблемы, высказать свои тревоги и сомнения. Такое взаимодействие полезно ребенку, родителям, психологу и педагогам.

Самый главный совет, который может дать школьный психолог родителям, — быть внимательными к своим детям. Это поможет правильно оценивать состояние ребенка и при необходимости вовремя придти ему на помощь. В то же время, важно и в школьнике тренировать внимательность, которая поможет ему в процессе обучения.

Функции психолога в школе на этом не ограничиваются. Они стараются проявить в детях интерес, в чем также должны помогать и родители. В этом помогут различные забавы и развивающие игры, подобранные под круг интересов ребенка. Прекрасным вариантом станут и прогулки на свежем воздухе, походы, поездки.

Психологи категорически запрещают обращать внимание на неудачи и особенное значение уделять даже самым незначительным победам. Самый лучший пример – это собственные родители, также можно рассказывать о жизни успешных людей.

Не стоит ждать от ребенка немедленных результатов, воспитание – это долгий и кропотливый процесс. Психологи рекомендуют родителям читать специальную литературу, при необходимости обращаться к специалистам и ни в коем случае не угнетать малыша.

Нередко родители обращаются к школьному психологу с проблемой непослушания. В этом случае специалисты рекомендуют обращать внимание не на поведение ребенка, а на свои просьбы и распоряжения. Прежде всего, они не должны содержать злость, крики и раздражение.

Все просьбы и распоряжения должны быть посильны ребенку, они не должны вызывать сильного эмоционального и физического напряжения. Конечно, они понятными и здравыми. Родители должны помнить, что, если просьба дана, то ребенок должен ее обязательно исполнить, иначе в следующий раз другая будет проигнорирована.

Помимо общих советов, существуют и специальные для родителей разных возрастов. Так, школьный психолог рекомендует внимательно относиться к первокласснику, особенно в начале учебного года. Самое главное – во всем поддерживать ученика, показать ему его значимость и важность нового положения. Специалисты также советуют еще перед сентябрем рассказать о правилах и нормах поведения и общения в школе. Взрослые также должны понимать, что процесс обучения достаточно сложный, поэтому у ребенка может что-то не получаться, в этом случае его нужно поддерживать и хвалить любые успехи.

Психологические проблемы могут возникнуть не только у первоклассников, но и учеников младшей школы. Школьный психолог рекомендует не запускать ситуацию и как только появились какие-то проблемы или особенности в поведении у ребенка, стразу же обратиться к специалисту. Чтобы школьник чувствовал себя комфортно, ему понадобится помощь мамы и папы, иногда и других близких родственников.

Для этого стоит ему помочь наладить распорядок дня, правильно организовать рабочее место и помочь в приготовлении домашних заданий. При этом ни в коем случае нельзя нагружать ребенка дополнительными упражнениями, достаточно только того, что задают в школе.

Обращаясь к классному руководителю, можно уточнить, чем занимается психолог в школе, какую работу он проводит с классом, в котором учится ребенок, как при этом ведут себя ученики. При необходимости стоит поговорить с самим специалистом, иногда возникают ситуации, когда он вызывает родителей к себе на беседу.

Родители старшеклассников и выпускников стремятся как можно больше времени уделить подготовке ученика к поступлению в ВУЗ. Однако не стоит на него давить и заставлять постоянно сидеть над учебниками. Такая подготовка не только бесполезна, но и опасна для здоровья человека. Важно, чтобы он смог отдохнуть, пообщаться с друзьями, развлечься и т. д.

В последнее время все чаще появляется такое понятие, как гиперактивность. Нередко родители не могут справиться с такими детьми, возникают частые проблемы и недопонимания. Школьные психологи рекомендуют в этом случае чаще хвалить ребенка и как можно меньше говорить слово «нельзя».

Все разговоры должны проходить в спокойной и дружелюбной атмосфере. Распорядок дня должен быть четким и строгим, по возможности стоит избегать шумных мест и беспокойных компаний, которые стимулируют нарастание гиперактивности.

Критерии оценки психолога

Критерии оценки школьных психологов до сих пор остаются открытыми, так как часто администрация школы не знает всех функций, которые должен выполнять специалист. Однако все-таки оценить эффективность труда можно.

Основной критерий – сохранять благополучный для воспитания и обучения коллектив, участвовать в образовательных и развивающих процессах. Грамотный специалист не должен забывать и о соблюдении прав личности, о гармонизации образовательной и социальной сфере.

Критерием оценки является и общешкольная работа специалиста. Он должен обеспечивать охрану здоровья и жизни детей в процессе воспитательного и образовательного процесса, а также выполнять правила пожарной безопасности и охраны труда.

Школьный психолог обязан заниматься консультативной помощью и психологической диагностикой, использовать стоит только актуальные современные методы. Немаловажно также вести документацию и консультировать обучающий состав по возникающим проблемам. Критерием оценки является и умение составлять развивающие и коррекционные программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Психолог должен проводить работу не только со всем классом, но и отдельными учениками и их родителями. Не всегда проблему удается решить с помощью бесед и консультаций, иногда требуется целый курс занятий. Компетентность специалиста отражается и в его общении не только с учениками, но и педагогическим составом. К сожалению, не всегда в нем царит мир и спокойствие.

В критерии оценки включается и участие в методических советах и родительских собраниях. Школьный психолог должен активно принимать участие в работе всего педагогического коллектива, помогать налаживать отношения педагогов и учеников, детей и родителей. При необходимости вызывать родителей и давать им необходимые рекомендации.

Немаловажным аспектом является и работа с трудными подростками и детьми из неблагополучных семей, иногда эта деятельность осуществляется в тесной взаимосвязи с детской комнатой полиции.

Несмотря на опыт работы, психолог должен постоянно совершенствовать свою работу. Для этого проводятся регулярные курсы повышения квалификации на базе специальных институтов, центров подготовки и переподготовки. Каждый психолог обязан совершенствовать свои знания и навыки. По окончании курсов выдается диплом или сертификат по определенному направлению. Профессиональная компетентность складывает из двух особенностей: опыта школьного психолога и полученных знаний.

Школьный психолог должен быть в каждой школе, он способен вовремя заметить проблемы и оказать психологическую помощь. Его присутствие важно не только для учеников, но и их родителей и всего педагогического коллектива.

С тех пор как в российских школах появились психологи, отношение к ним особенно не изменилось: родители и учителя по-прежнему сомневаются в эффективности и результативности их деятельности. Педагог-психолог Манана Захаренкова рассказала «Мелу», в чем миссия школьного психолога и при каких условиях его работа с детьми будет успешной.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Наличие психолога в школе - это порой единственная возможность вовремя заметить проблемы ребенка и оказать ему оперативную поддержку. Но все же далеко не все уверены, что штатный психолог необходим учебному заведению, а многие со скепсисом относятся к работе психолога в принципе. О том, кто такой психолог и чем он должен заниматься, существует несколько заблуждений. Вот самые расхожие:

1. «Психолог и психиатр - одно и то же»

Психолог и психиатр - это разные профессии. Психиатр - это врач, который работает с психическими заболеваниями, назначает лекарства. Психолог - не врач. Он не ставит никаких диагнозов и работает со здоровыми людьми, помогая им разрешить возникшие трудности.

Например, если девушка недовольна своей внешностью, у нее сниженная самооценка, то тут поможет психолог. А вот если имеются признаки анорексии или булимии, то это уже сфера психиатра (так как это заболевания). Но в данном случае именно психолог может вовремя отличить одно от другого и порекомендовать необходимого специалиста. А время - это один из самых ценных ресурсов.

2. «Лучший психолог - это подружка (мама, соседка, старшеклассница)»

Конечно же, совет близких людей может нам помочь справиться с трудной ситуацией. Но зачастую этого мало, и нужен взгляд со стороны от человека, который не только не вовлечен в нашу жизнь, но и владеет инструментом психологической помощи, понимает происходящие процессы. В конце концов, можно и соседа-боксера попросить удалить больной зуб одним точным ударом, но мы все же идем к стоматологу.

3. «Психолог даст правильный совет и решит все проблемы»

А вот советов психолог не дает. Его задача - помочь клиенту самому справиться с трудностями, а не решить их за него. Иными словами, он не вручает человеку удочку, чтобы тот не остался голодным, а приводит его к мысли, что для пропитания ему нужно добыть эту самую удочку и порыбачить, а не ждать рыбного дождя с небес.

4. «Психолог сразу решит все проблемы»

Не решит. Без труда (участия, желания) со стороны клиента ничего не произойдет. Очень часто ребенка приводят с запросом: «Сделайте с ним что-нибудь!» И хочется ответить: «У меня нет волшебной палочки!»

Простых решений в психологии нет и результата без усилий, которые должен прикладывать не только ребенок, но и его близкие, тоже. Только совместная и систематическая работа даст желаемый результат. Не стоит пропускать занятия и бросать работу на середине; если психолог задает домашнее задание, его надо выполнить. Ведь жизнь за «невыученные уроки» не двойки ставит.

Самое важное в работе школьного психолога - оказание поддержки (детям, родителям, учителям) в трудной ситуации. Психолог - это главный помощник в конфликтах, ссорах и просто жизненных неурядицах

Именно к нему могут прийти, чтобы «излить душу», выговориться. Это индивидуальная работа, зачастую длительная, ведь специалист не только разово помогает, снимая симптом, облегчая состояние здесь и сейчас, но и сопровождает человека в течение необходимого времени. А это может быть и две, и пять, и пятьдесят встреч.

Семье, в которой годами испытывали трудности взаимодействия, явно не хватит 60 минут для решения всех проблем. Если в помощи нуждается ребенок старшего возраста, то можно с ним работать индивидуально. Если же с проблемами сталкивается учащийся начальной и средней школы, то работа должна вестись в основном с родителями. Все, что с ребенком происходит, - следствие жизни в семье.

5. «Психолог не принимает участия в образовательном процессе»

Несмотря на то что психологи не входят в основной педагогический состав, к образовательному процессу они имеют непосредственное отношение.

Все поголовно (и школьники, и дети, и учителя) боятся ЕГЭ. Существуют тренинги по психологической подготовке, которые помогут не только справиться со стрессом, но и освоить техники развития памяти, внимания, мышления. Причем в идеале эта работа начнется не в одиннадцатом классе, а намного раньше. Ведь выработать стрессоустойчивость за пару месяцев до экзамена не просто. Тут важно уделить внимание как приемам экстренной самопомощи в ситуации, когда «накатывает паника» (хороший способ - маленькими глотками попить воды, помассировать точки у основания больших пальцев рук), так и профилактической части (режим дня, здоровый образ жизни, позитивный настрой, отношение к ЕГЭ, как к занятному приключению, которое обязательно закончится хорошо).

Кроме этого, существует масса ситуаций, не имеющих прямого отношения к учебному процессу, но так или иначе влияющих на успеваемость и отношение к школе.

  • Если ребенок только-только пришел в школу или перешел из начальной в среднюю, психолог помогает ему адаптироваться;
  • Если в классе часто возникают конфликты между детьми, психолог сталкивается с необходимостью развития навыков общения и групповой сплоченности (ролевые игры, тренинги, экскурсии, внеклассные мероприятия);
  • Если учителя начинают часто болеть или наступает «горячий» период года (экзамены, аттестации и так далее), психолог проводит для них тренинги на снятие стресса.

Кстати, о работе с учителями. Она занимает далеко не последнее место. Там, где спокоен и счастлив учитель, спокойны и счастливы дети. В современном обществе учитель поставлен в позицию «обслуживающий персонал», а ученик - «хозяина положения». Поэтому учителям помощь сегодня крайне необходима.

6. «Психолог только диагностику и проводит»

Действительно, для тех, кто не вникает в работу психолога, слово «диагностика» ее характеризует. Возможно, именно поэтому психолога часто называют врачом. Однако диагностика стоит далеко не на первом месте. Потому что она - инструмент, но никак не направление работы. Диагностика ради диагностики бессмысленна.

7. Школьный психолог - это человек «на побегушках»

В хорошо организованных учреждениях психолог работает в соответствии со своими должностными обязанностями. Но бывают и такие, в которых психолог кроме своей основной работы выполняет ту, которую в школе никто не успевает делать. К сожалению, это зависит от руководителя, который либо понимает, либо не понимает ответственность, которая лежит на школьном психологе, и его задачи. Это, как говорится, «человеческий фактор». Бывают, что и талантливого экономиста ставят бумажки разгребать. Хотя и здесь грамотный психолог сможет повернуть все в свою сторону. Отправили с классом на экскурсию? Хорошая возможность понаблюдать за взаимодействием ребят в неформальной обстановке. Поставили на замену? Отлично, появился целый урок для работы с этим классом. Везде можно найти свои плюсы.

8. «Школьный психолог из года в год делает одно и то же и не растет профессионально»

Путей для профессионального роста у школьного психолога, пожалуй, даже больше, чем у кого бы то ни было. У нас есть возможность бесплатно посещать курсы повышения квалификации, конференции, семинары, мастер-классы и прочие мероприятия, где можно пообщаться с другими специалистами, обменяться опытом, получить новые идеи и навыки. Не говоря уже о практическом опыте, который нарабатывается изо дня в день.

Другой вопрос - желание. Но здесь, как и в любой другой профессии, - есть вечно ищущие и идущие вперед, а есть пассивно сидящие всю жизнь на одном стуле.

Мифы рождаются от незнания и отсутствия опыта. Сколько бы их не было в профессии психолога, детям и родителям важно понять одну простую вещь: психолог - это тот человек в школе, который всегда на вашей стороне. Если тяжело, обидно или страшно - приходите! Будем искать выход из ситуации вместе.

ИНТЕРЕСНОЕ НА «МЕЛЕ»:

Психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью обеспечения нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

В функции школьного психолога входят: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.

Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

Консультирование родителей и учителей - это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть служат целям психологической профилактики.

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:

  • Трудности в учёбе
    Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память, рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть, проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами, попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.
  • Взаимоотношения в классе
    Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например? в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.
  • Взаимоотношения с родителями
    Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания – такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.
  • Выбор жизненного пути
    Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены? каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

Самоуправление и саморазвитие
Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюжинных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.

Работа школьного психолога

Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни,

увеличением объёма информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.

Для более эффективной работы в школе создали социально - психологическую службу, в которую входят психолог и социальный педагог.

Цель службы: гармонизация социально- психологического климата в образовательном учреждении, психологическая помощь участникам образовательного процесса.

1. Оказание комплексной психолого- педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и общении.

2. Помощь в личностном развитии школьников, развитии способности быть личностью(стремлении к самосознанию, умение делать разумный жизненный выбор, умение реализовать свои позитивные качества).

3. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

4. Консультативная и информационно - психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.

Работа социально - психологической службы организовывается по следующим направлениям:

o диагностическая работа;

o коррекционно - развивающая работа;

o консультативно - просветительская работа.

Основные формы и методы службы:

o индивидуальная и групповая работа со школьниками;

https://pandia.ru/text/78/082/images/image003_66.gif" width="553" height="852 src=">

Цель родительского собрания:

Познакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период;

Способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогами.

В школе психологом реализуется программа « Развитие коммуникативных способностей». Данная программа включает 12 тренинговых занятий.

Цель программы: развитие коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста, гармонизация межличностных отношений.

Особую актуальность приобретает работа психолога с учениками, оканчивающими начальную школу. Это связано с тем, что на рубеже 4 и 5-х классов учеников ожидает резкая смена социальной ситуации обучения.

Переход из начального звена традиционно считается одной из наиболее педагогических сложных проблем.

На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю психологической службе предстоит решать следующие задачи:

o создание условий для успешной адаптации детей в школе;

o повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению;

В старшем звене психолог призван помогать учащимся в профильной ориентации профессиональном самоопределении, оказывать поддержку в решении экзистенциональных проблем(самопознание, поиск смысла жизни,

достижение личной идентичности), развитии их временной перспективы, способности к целеполаганию, психосоциальной компетентности.

С этой целью учащиеся нашей школы принимали активное участие проводимой акции добровольцев - профориентаторов «Твой выбор профессии», месячнике профориентации « Старт в профессию».

С самого раннего возраста необходимо направлять ребёнка на жизненный успех, на успешную карьеру. Четкое представление о сути профориентации важно, во - первых для осознанного принятия решения в выборе профессии. Во - вторых, знания о новейших современных профессиях помогут учащимся ориентироваться в современном рынке труда.

С целью профориентации в школе проводились следующие мероприятия:

В начальных классах занятия с элементами игр, беседы о мире профессий;

Для учащихся 7-8 классов- профориентационное занятие «Мир профессий»;

Профессиональная консультация «Твой профессиональный маршрут»- для учащихся 9-11 классов;

Анкетирование учащихся;

Организованы встречи с представителями разных вузов:

Санкт-Петербургского филиала института менеджмента и экономики;

Московского автомобильно - дорожного института;

Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова;

Чувашского государственного социального университета;

ПУ №2 г. Канаша;

День открытых дверей в Чувашском государственном педагогическом университете им. ;

Защита портфолио учащихся 9 классов ;

Регулярное обновление стенда профориентации «Мир профессии».

Агрессивность" href="/text/category/agressivnostmz/" rel="bookmark">агрессивность , чрезмерная плаксивость, плохая успеваемость, страхи – всё это лишь симптомы и сигналы, говорящие о том, что с душой ребёнка не всё в порядке.

Глобальная причина проявления всех симптомов - это внутренняя дисгармония. Поэтому все мероприятия помощи человеку должны быть направлены на гармонизацию внутреннего мира личности. Гармоничный человек – Созидатель, дисгармоничный – Разрушитель.

В своей работе применяю сказкотерапию. Ведь задача сказкотерапии - помочь Созидателю одержать внутреннюю победу над Разрушителем. Использую сказки, мифы, легенды. Метафорический язык позволяет говорить с ребятами о любой проблеме. Новая форма работы, позволяющая проводить занятия со всем классом одновременно - это психологический классный час .

Эта форма работы:

o способствует сплочению коллектива;

o закладывает нравственные ориентиры;

o позволяет работать на ценностном уровне;

o стимулирует способность к размышлению;

o развивает ребёнка относительно себя самого;

o проводит профилактику;

o работает на перспективу;

o позволяет работать с большим количеством детей одновременно;

o помогает снять остроту проблемы, а порой полностью решить её за одну встречу с психологом;

o не требует длительной подготовки;

o имеет доступную форму подачи информации;

o даёт возможность работать с разной возрастной категорией.

Такую форму работы, как воспитательный час со сказкой, можно рекомендовать родителям дома в общении со своими детьми.

Особое внимание уделяю проведению тематических классных часов, направленные на психологическое просвещение учащихся. Тематика классных часов разнообразны:

«Кто я? Какой я? Каким я хочу быть?»

Мои «хочу» и мои «надо».

Учимся представлять и фантазировать.

Ум человека. Как его развивать.

Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции.

Мои положительные качества и мои недостатки на чаше весов.

Как научиться радоваться жизни? и др.

Личностный рост человека заключается в постоянном, неуклонном развитии его личностного потенциала. С учащимися проводим тренинги личностного роста. Личностный рост важен для человека не просто сам

по себе, а как способность формировать свою жизненную стратегию.

При личностном росте происходит изменения как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с внешним миром.

Для личностного роста важен сам факт движения.

Процесс личностного роста целостный, взаимосвязанный, и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других. Тренинговые занятия дают учащимся возможность становиться более свободными и ответственными, дружелюбными и открытыми, сильными и творческими и, в конечном итоге, - более зрелыми и способными воспринимать мир не как угрозу, а как условия для своей жизни.

Зачем нужен психолог в школе? Казалось бы, ребенок занят на уроках, учителя рядом, если появится какая- либо проблема, они смогут решить или сказать родителям, чтобы те справлялись с появившимися неприятностями. В крайнем случае вызовут к директору, в кабинете которого даже самые отъявленные хулиганы становятся паиньками. По крайней мере, раньше дело в школах обстояла именно так, поэтому до сих пор многим из нас сложно понять, для чего создали такую должность - школьный психолог. Прежде всего, для того, чтобы оптимизировать учебную среду, в которой находятся дети. Главная задача школьного психолога - это психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса, создание комфортных условий как для учащихся, так и для педагогического коллектива.

О том, что это за профессия, с какими проблемами можно обращаться к этому специалисту, нам рассказала - школьный психолог - Екатерина Корнева.

- Чем отличаются школьные психологи от детских психологов?

Детский психолог занимается гармоничным развитием личности ребенка, начиная с младенчества и на протяжении всего периода детства, а школьный психолог охватывает именно период школьной жизни ребенка.

- В какой момент школьный психолог появляется в жизни ребенка?

Сейчас во многих школах существует такая система, как подготовка к школе. Дошкольники на протяжении года приходят в группу, где с ними занимаются учителя, которые, скорее всего, возьмут этот класс с первого сентября. То есть, создаются условия, в которых ребенок может уже заранее адаптироваться к новым условиям. Психолог присутствует при приеме и распределении детей в классы, консультирует родителей и ребенка. Можно спрогнозировать возможные трудности ученика, дать какие-то рекомендации, чтобы до того как ребенок пришел учиться, можно было нагнать что-то упущенное.

- Некоторые школы не ограничиваются одним психологом, а создают психологическую службу. Для чего это нужно?

Это очень хорошо для детей, потому как в психологическую службу входит психолог, даже может быть не один, логопед, социальный педагог и очень хорошо, когда в эту службу входит дефектолог. Таким составом можно работать над очень серьезными проблемами, а когда это все сваливается на одного психолога, не всегда есть возможность разбираться в сложных случаях, в которых можно было бы помочь ребенку здесь и сейчас.

- Какие условия нужны психологу для плодотворной деятельности?

Конечно, есть определенные критерии и требования. Это должно быть помещение, которое разграничено на несколько зон. Зона приема, где можно провести консультацию, зона индивидуального приема, зона для групповой работы. Зона релаксации, - спокойное место, где можно проводить релаксационные упражнения. Наличие компьютера, потому как многие диагностические методы проводятся с помощью компьютера.

- Как узнать хороший ли это психолог, насколько он в курсе современных разработок?

Для психолога, который работает в образовательном учреждении, постоянно предлагаются из различных образовательных учреждений, вузов, курсы повышения квалификации, где любой педагог или психолог может повысить свой уровень, свою компетентность. А также он может получить сертификат о повышении квалификации в данном направлении и может работать по какой-то конкретной программе.

- Как Вы помогаете новичкам адаптироваться в новом коллективе? Могут ли родители, пообщавшись с психологом, как-то помочь детям в домашних условиях?

В основном психолог проводит с первоклассниками развивающие занятия, которые направлены на сплочение коллектива, на более мягкую адаптацию. В этом участвует педагог, который преподает в этом классе. Занятия направлены на знакомство учащихся с разными методами способов коммуникации. Дети узнают, что можно общаться не только вербально, но и невербально, эмоциями. Изучать свой внутренний мир и внутренний мир своих одноклассников. Обязательно нужно учить детей принимать друг друга такими, какие они есть, чтобы даже ребенок инвалид мог прийти учиться в школу. Надо учить детей принимать такого необычного ребенка, дети бывают жестокими, могут смеяться, подшучивать. Задача психолога заключается как раз в том, чтобы уметь сгладить эту ситуацию.

- Как вы вникаете в проблему? Нужно обязательно находиться рядом с детьми, чтобы своими глазами видеть ситуацию?

Я считаю, что лучше предотвратить проблему, чем дождаться того, когда начнут жаловаться. Я стараюсь приходить с первого дня, у нас даже программа такая есть «первые дни ребенка в школе». Психолог приходит на занятия, проводит даже перемены с детьми, играет с ними, смотрит на ситуацию не только со стороны, но и включается в процесс.

- Если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, какое время стоит пытаться их наладить, а когда все- таки перевести в другую школу?

По опыту моей работы, были случаи, когда ребенка переводили и у него, наоборот, еще больше появилось комплексов, больше чувствовались тревоги. Понимаете, вот в одном классе у него уже не сложилось, его перевели в другой с этим негативным опытом и он заранее еще больше напуган и переживает. Поэтому, важно помогая ребенку, всячески оказывая ему поддержку, стараться наладить отношения.

- Какую работу с родителями проводит школьный психолог?

Работа строится по нескольким направлениям: консультации родителей по их инициативе и по инициативе психолога. Если мы видим, что у ребенка проблема, обязаны поставить родителей в известность.

- В каких случаях к Вам обращаются учителя?

В ситуации, когда у учителя складывается впечатление, что ребенок не может усвоить его предмет. И не может понять причину, то ли он непонятно объясняет, то ли у ребенка недостаточно знаний, или не сформированы общеучебные умения и навыки.

- С какими проблемами обращаются дети?

По своей инициативе обращаются дети подросткового возраста. Их интересуют особенности индивидуального личностного развития, выбор профессии.

- Если психолог не может справиться самостоятельно, отправляет в психологический центр. Чем отличается помощь там?

Обычно складывается впечатление, что в центр отправляют, когда очень серьезная проблема. Родители даже иногда не идут, боясь узнать что-то страшное. На самом деле, это прекрасная возможность для родителей получить консультацию другого специалиста: невролога, психотерапевта. Может быть, ребенку требуется релаксация, песочная терапия, а на базе школы нет таких условий.

- Если ребенок не хочет помощи?

Учитывается мнение родителей. Если не хотят родители, здесь мы не имеем права даже насильственно оказывать помощь. Когда идет набор в первый класс, дается заявление родителям, в котором они подписывают согласие на работу с психологом и знакомятся с тем, как именно он будет работать с ребенком.

- Проводятся ли в школе тесты и тренинги?

Это обязательная часть работы школьного психолога. Существует несколько направлений работы: диагностическое (куда как раз входят тестирование, опросники, анкетирование), коррекционно- развивающая работа. Психопрофилактика зависимостей (не только табакокурения, компьютерной зависимости, но и профилактика асоциального поведения в целом). Консультации родителей индивидуальные, или с привлечением еще каких-то специалистов. Или совместно с ребенком и родителями. Тренинги могут быть как психопрофилактическими, а могут быть и развивающими. Проводятся в игровой форме, хоть и несут в себе глубокий смысл.

Например, если мы возьмем проблему химической зависимости, то как можно построить игру на такую серьезную тему? Детям раздаются роли, часть просто жители города, часть должностные лица. Можно даже заранее написать тексты, чтобы они их озвучили. Один ребенок из благополучной семьи, другой из неполной, третий вообще равнодушен к проблеме зависимости.. Каждый это озвучивает. Далее государству нужно придумать программу, как бы они боролись с химической зависимостью. Президент издает указ, выделяется бюджет, медики разрабатывают свою программу. Дилеры должны переманить кого-то на свою сторону. Длится тренинг около 2 часов, а в конце мы садимся в круг и обсуждаем какие чувства испытал ребенок на месте своего героя, смог ли он противостоять влиянию дилера, или нет, почему. Дети живо включаются в роли, обсуждают, делают серьезные выводы.

- В каких ситуациях Вы рекомендуете обращаться к школьному психологу?

Евгения Морозова