Что такое фонетический разбор слова 2. Фонетический разбор

В процессе школьного обучения русскому языку ученики знакомятся с разными видами разборов. Это и лексический анализ слова, и разбор по составу и способам образования. Дети учатся разбирать предложение по членам, выявлять его синтаксические и пунктуационные особенности. А также производить многие другие языковые операции.

Обоснование темы

После повторения материала, пройденного в начальной школе, учащиеся 5-х классов приступают к первому крупному разделу языкознания - фонетике. Завершением его изучения является разбор слова по звукам. Почему именно с фонетики начинается серьёзное и глубокое знакомство с родной речью? Ответ прост. Текст состоит из предложений, предложения - из слов, а слова - из звуков, которые и являются теми кирпичиками, строительным материалом, первоосновой языка, причем не только русского, а любого. Вот почему разбор слова по звукам - начало формирования практических навыков и умений школьников в лингвистической работе.

Понятие фонетического разбора

Что именно включает он в себя, и что нужно знать школьникам, чтобы успешно справляться с заданиями фонетического характера? Во-первых, хорошо ориентироваться в слоговом членении. Во-вторых, разбор слова по звукам не может производиться без чёткого различения фонем, парных и непарных, слабых и сильных позиций. В-третьих, если оно (слово) включает йотированные, мягкие или твёрдые элементы, удвоенные буквы, ученик тоже должен уметь ориентироваться, какая литера используется для обозначения того или иного звука на письме. И даже такие сложнейшие процессы, как аккомодация или ассимиляция (уподобление) и диссимиляция (расподобление), тоже должны быть ими хорошо изучены (хотя указанные термины и не упоминаются в учебниках, тем не менее, дети знакомятся с этими понятиями). Естественно, что разбор слова по звукам не может производиться, если ребёнок не умеет транскрибировать, не знает элементарных правил транскрипции. Поэтому учитель должен серьёзно и ответственно подойти к преподаванию раздела «Фонетика».

Что представляет собой схема разбора слова по звукам? Какие этапы она включает? Разберёмся в этом подробно. Для начала лексема выписывается из текста, ставится знак «тире», после чего она пишется снова, только уже разделённая на слоги. Проставляется ударение. Затем открываются квадратные скобки, и ученик должен слово затранскрибировать - записать так, как оно слышится, т. е. выявить его звуковую оболочку, обозначить мягкость фонем, если таковые имеются, и т. д. Далее под вариантом транскрипции нужно пропустить строчку, провести вниз вертикальную черту. Перед ней в столбик записываются все буквы слова, после - в звуки и даётся их полная характеристика. В конце разбора проводится небольшая горизонтальная черта и, как подведение итогов, отмечается количество буквы и звуков в слове.

Пример первый

Как всё это выглядит на практике, т. е. в школьной тетрадке? Произведём вначале пробный разбор слова по звукам. Примеры анализа дадут возможность понять многие нюансы. Записываем: покрывало. Делим на слоги: по-кры-ва´-ло. Транскрибируем: [пакрыва´ла]. Анализируем:

  • п - [п] - это звук согласный, он глухой, парный, пара - [б], твердый;
  • о - [а] - это гласный звук, безударный;
  • к - [к] - звук согл., он глух., парн., [пара - г], твёрд.;
  • р - [р] - звук поэтому непарный по звонкости, твёрдый;
  • ы - [ы] - это гласный, в данной позиции безударный;
  • в - [в] - звук этот согл., является звонким, пара его - [ф], твёрдый;
  • а - [а´] - гласный звук, в ударной позиции;
  • л - [л] - это звук согл., относится к сонорным, поэтому непарн., твёрдый;
  • о - [а] - согласный, безударный.

Итого: 9 букв в слове и 9 звуков; количество их полностью совпадает.

Пример второй

Посмотрим, как произвести разбор слова "друзья" по звукам. Действуем по уже намеченной схеме. Делим его на слоги, выставляем ударение: дру-зья´. Теперь записываем в транскрибируемом виде: [друз"й"а´]. И анализируем:

  • д - [д] - согласный, он звонкий и является парным, пара - [т], твёрдый;
  • р - [р] - согл., звонкий, сонорный, непарный, твёрдый;
  • у - [у] - гласный, безударный;
  • з - [з"] - согл., является звонким, имеет глухую пару - [с], мягкий и тоже парный: [з];
  • ь - звука не обозначает;
  • я - [й"] - полугласный, звонкий всегда, поэтому непарный, всегда мягкий;
  • [а´] - гласный, ударный.

В данном слове 6 букв и 6 звуков. Их количество совпадает, т. к. Ь звука не обозначает, а буква Я после мягкого знака обозначает два звука.

Пример третий

Показываем, как следует делать разбор слова "язык" по звукам. Алгоритм вам знаком. Выписывайте его и делите на слоги: я-зык. Затранскрибируйте: [й"изы´к]. Разберите фонетически:

  • я - [й"] - полугласный, звонкий, непарный всегда, только мягкий;
  • [а] - этот и безударный;
  • з - [з] - согл., звонкий, парный, пара - [с], твёрдый;
  • ы - [ы´] - гласный, ударный;
  • к - [к] - согласный, глухой, парный, [г], твёрдый.

Слово состоит из 4 букв и 5 звуков. Их количество не совпадает потому, что буква Я стоит в абсолютном начале и обозначает 2 звука.

Пример четвёртый

Посмотрим, как выглядит разбор слова "белка" по звукам. После выписки его произведите слогоделение: бел-ка. Теперь затранскрибируйте: [б"э´лка]. И произведите :

  • б - [б"] - согл., звонкий, парный, [п], мягкий;
  • е - [э´] - гласный, ударный;
  • л - [л] - согл., сонорный, непар., в данном случае твёрдый;
  • к - [к] - согл., глух., парный, [г], твёрдый;
  • а - [а] - гласный, безударный.

В данном слове одинаковое количество букв и звуков - по 5. Как видите, производить фонетический разбор этого слова достаточно просто. Важно только обращать внимание на нюансы его произношения.

Пример пятый

Теперь давайте сделаем разбор слова "ель" по звукам. Пятиклассникам это должно быть интересно. Он поможет повторить и закрепить фонетические особенности йотированных гласных. Состоит слово из одного слога, что тоже непривычно ученикам. Транскрибируется оно так: [йэ´л"]. Теперь произведем анализ:

  • е - [й"] - полугласный, звонкий, непарный, мягкий;
  • [э´] - гласный, ударный;
  • л - [л´] - согласный, сонорный, поэтому непарный, в данном слове мягкий;
  • ь - звука не обозначает.

Таким образом, в слове «ель» 3 буквы и 3 звука. Буква Е обозначает 2 звука, т. к. стоит в начале слова, а мягкий знак звуков не обозначает.

Делаем выводы

Мы привели примеры фонетического разбора слов, состоящих из разного количества слогов и звуков. Учитель, объясняя тему, обучая своих школьников, должен стараться наполнить их словарный запас соответствующей терминологией. Говоря о звуках "Н", "Р", "Л", "М", следует называть их сонорными, попутно указывая, что они всегда звонкие и потому не имеют пары по глухости. [Й] сонорным не является, но тоже только звонкий, и по этому параметру примыкает к 4 предыдущим. Более того, раньше считалось, что этот звук относится к согласным, однако его справедливо называть полугласным, т. к. он очень близок к звуку [и]. Как лучше запомнить их? Запишите с детьми предложение: «Мы не увидели подругу». В неё и входят все сонорные.

Особые случаи разбора

Для того чтобы правильно определить фонетическую структуру слова, важно уметь в него вслушаться. Например, словоформа «лошадей» будет иметь такой вид в транскрипции: [лашыд"э´й"], «дождь» - [до´щ"]. Разобраться самостоятельно пятиклассникам с такими и подобными случаями довольно сложно. Поэтому учитель должен на уроках стараться анализировать интересные примеры и обращать внимание учеников на некоторые языковые тонкости. Касается это и таких слов, как "праздник", "дрожжи", т. е., содержащих удвоенные или непроизносимые согласные. На практике оно выглядит следующим образом: празд-ник, [пра´з"н"ик]; дрож-жи, [дро´жы]. Над «ж» следует провести черту, указывающую на длительность звука. Нестандартна тут и роль буквы И. Здесь она обозначает звук Ы.

О роли транскрипции

Для чего слово обязательно нужно транскрибировать? Фонетический анализ помогает увидеть графический облик лексемы. Т. е., наглядно показать, как слово выглядит в своей звуковой оболочке. Какова вообще цель такого разбора? Она состоит не только в сравнение (буквы и звуки, их количество). Фонетический анализ даёт возможность проследить, в каких позициях одна и та же буква обозначает разные звуки. Так, традиционно считается, что в русском языке гласная «ё» всегда стоит в сильной ударной позиции. Однако в словах иноязычного происхождения это правило не срабатывает. То же самое касается и сложных по составу лексем, состоящих из двух и более корней. Например, прилагательное трёхъядерный. Транскрипция его такова: [тр"иох"а´д"ирный"]. Как видим, ударный тут звук [а].

К вопросу о слогоделении

Слогоделение - тоже вопрос довольно сложный для пятиклассников. Обычно учитель ориентирует детей на такое правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Ре-ка: 2 слога; по-душ-ка: 3 слога. Это так называемые простые случаи, когда гласные находятся в окружение согласных. Несколько сложнее для детей другая ситуация. Например, в слове "синяя" наблюдается стечение гласных. Школьники затрудняются, как делить на слоги подобные варианты. Следует им объяснить, что и тут правило остаётся неизменным: си-ня-я (3 слога).

Вот такие особенности наблюдаются при фонетическом разборе.

Фонетикой называют раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка и звуки речи в целом. Фонетика - это наука о сочетании звуков в речи.

Фонетический разбор, или звуко-буквенный, - это анализ строения слогов и звуковой системы слова. Такой анализ предлагается выполнять как упражнение в учебных целях.

Под анализом понимается:

  • подсчитывание количества букв;
  • определение числа звуков в слове;
  • постановка ударения;
  • распределение звуков на согласные и гласные;
  • классификация каждого звука;
  • составление транскрипции (графической формы слова).

При разборе важно различать понятия «буква» и «звук». Ведь первые соответствуют орфографическим правилам, а вторые - речевым (то есть звуки анализируются с точки зрения произношения).

Прежде чем приступить к звуко-буквенному разбору, следует запомнить

В русском языке десять гласных звуков:

Первые пять обозначают, что предшествующий согласный является твердым, а вторые - мягким.

И двадцать один согласный звук:

звонкие непарные звуки [Й’] [Л] [М] [Н] [Р]
глухие непарные [Х] [Ц] [Ч’] [Щ’]
звонкие парные [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З]
глухие парные [П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С]

Звонкими называют согласные, которые образуются с участием звука, а глухие - с помощью шума. Парными называют те согласные, которые образуют пару глухой/звонкий. Например, [Б]/[П], [В]/[Ф], [Г]/[К]. Непарными - те, которые не образуют пары: [Л], [М], [Р].

При фонетическом анализе слова стоит помнить, что согласные [Ч’], [Щ’], [Й’] - всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог. Согласные [Ж], [Ш] и [Ц] - всегда твердые.

[Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’] - сонорные звуки. А значит, при произношении этих согласных звук образуется преимущественно голосом, но не шумом. Все сонорные - звонкие звуки.

В русском алфавите есть также буквы Ь, Ъ. Они не образуют звука. Ь (мягкий знак) служит для того, чтобы смягчать согласные, после которых он ставится. Ъ (твердый знак) имеет разделительную функцию.

Правила разбора на звуки

  1. Транскрипция записывается в квадратных скобках: .
  2. Мягкость звука обозначается символом «’».
  3. Перед глухими звонкие согласные оглушаются: ногти - [нокт’и].
  4. Звуки [с], [з] в приставках слов смягчаются: разъединить - [раз’й’эд’ин’ит’].
  5. Некоторые согласные в словах не читаются: костный - [косный’].
  6. Сочетание букв «сч», «зч» читаются как «щ»: счастье - [щ’аст’й’э].
  7. Удвоенный согласный обозначается «:»: постепенный - [паст’ип’эн:ый’].

Образец звуко-буквенного разбора слова

  1. Записать слово по правилам орфографии.
  2. Разделить слово по слогам.
  3. Обозначить ударный слог.
  4. Произнести слово вслух и на основании этого выполнить транскрипцию.
  5. Описать гласные звуки по порядку, обозначить, какие из них являются ударными, а какие - безударными. Описать согласные. Охарактеризовать их: парные/непарные, звонкие/глухие, твердые/мягкие.
  6. Подсчитать количество звуков и букв в слове.

Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.

Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.

Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки.

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.

В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е ,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И ] .

  • А, О, У, Ы, Э — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] — всегда мягкие:
    сон [с он], дым [д ым], чаща [ч’ ащ’ а], часы [ч’ ас ы].
  • Я, Ё, Ю, И, Е — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
    мята [м’ ата], тёрка [т’ орка], мюсли [м’ усл и], мел [м’ эл], лес [л’ эс], жир [ж ыр], ширь [ш ыр’], цифра [ц ыфра].
  • Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
    • Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук: я — [а], ё — [о], ю — [у], е — [э] :
      Мяч[м‘а ч], тёрн [т‘о рн], тюль [т‘у л’], пена [пэ на].
    • Я, Ё, Ю, Е дают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
      • в начале слова: я ма [й’a ма ], ёлка [й’о лка], ю ла [й’у ла ], е ль [й’э л’];
      • после гласных: мая к [май’а к], поё т [пай’о т], пою т [пай’у т], пое л [пай’э л];
      • после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’о м], вьюга [вй’у га], съезд [сй’э ст].
  • В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
  • Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и ], лисьи [лис’й’и ]
  • [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.

В состав обязательно входит гласный звук: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!»

Для малышей! Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

Согласные звуки.

При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.

Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

  • Звонкие
    • образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
    • Л, М, Н, Р, Й — самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
    • Б, В, Г, Д, Ж, З — звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], имеют парные звуки по звонкости/глухости.
    • Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные : Мы же не забывали друга.
  • Глухие
    • произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
    • П, Ф, К, Т, Ш, С — глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] имеют парные звонкие;
    • X, Ц, Ч, Щ — [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости.
    • Фразы для запоминания, которые содержат все глухие согласные:
      • «Степка, хочешь щец?» — «Фи!»
      • Фока, хочешь поесть щец?

Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.

  • Твердые : [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
  • Мягкие : [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’]. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].

Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] — моль [мол’], угол [угол] — уголь [угол’] , нос [нос] — нёс [н’ос].

  • Л, М, Н, Р, Й — всегда звонкие.
  • Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С — парные согласные по звонкости-глухости.
  • X, Ц, Ч, Щ — всегда глухие согласные.
  • Ч, Щ, Й — всегда мягкие согласные.
  • Ж, Ш, Ц — всегда твердые согласные.
  • Ж, Ш, Ч, Щ — шипящие.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА

  1. Запишите слово.
  2. Поставьте ударение.
  3. Разделите слово на . Сосчитайте и запишите их количество.
  4. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
  5. Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
  6. Опишите звуки:
    • Гласный, ударный или безударный.
    • Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
  7. Сосчитайте и запишите количество звуков.
  8. Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).

Примеры

Обратите внимание!

  • Для гласных.

    1. Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные.
      • Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
        • Я — [а], Ё — [о], Ю — [у], Е — [э]: Лён — [л’ о н] — 3 буквы, 3 звука.
      • Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков , то они дают 2 звука:
        • Я — [й’а], Ё — [й’о], Ю — [й’у], Е — [й’э] : Ёлка — [й’ о л к а] — 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай’о т ] — 4 буквы, 5 звуков.
    2. Буква И
      • после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и ], лисьи [лис’й’и ] ;
      • после согласных Ж, Ш, Ц даёт звук [ы]:
        • зажи м [зажы м], ши ны [ш ы н ы], цирк [цы рк] ;
    3. гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:
      • кО тик — [ кО т ‘ и к], скво рцы — [с к в а р ц ы];
    4. гласная Е под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:
      • лес [л’эс], ле сА [л’и сА] (см. ли сА [л’и сА]), весна [в’исна];
    5. в некоторых иноязычных словах перед гласной Е согласный произносится твёрдо:
      • кафе [кафэ ], купе [купэ], свите р [свитэ р], отель [атэ л’];
    6. гласная Я под ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]:
      • мяч — [м’ач’], рябина — [р’эб’ина], пятно — [п’итно].
  • Для согласных.

    1. парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
      • гриб — [гр’ и п], лав ка — [л а ф к а] ;
    2. Й, Ч, Щ — [й’], [ч’], [щ’] — всегда мягкие;
    3. Ж, Ш, Ц — [ж], [ш], [ц] — всегда твердые;
    4. Если в слове рядом стоят несколько согласных, то в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся (непроизносимые согласные), но буквы в,д, л, т пишутся:
      • чувст во [ч’Уства], солн це [сОн цэ], сердц е [с’Эрц э], радост ный [рАдасн ый’].
    5. сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН — [зн]:
      • звёздн ый — [з в’ о з н ы й’], лестн ица — [л’ эс ‘н’ и ц а].
    6. иногда на месте буквы Г перед глухой согласной произносятся звуки [к], [х]:
      • когти — [к о к т’ и], мягкий — [м’ ах ‘ к ‘ и й’];
    7. иногда буква С в начале слова перед звонкой согласной озвончается:
      • сделал — [з’ д’ э л а л].
    8. между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко:
      • зонт ик — [з о н’ т ‘ и к];
    9. иногда буква Н обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ:
      • стаканчик — [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик — [см’э н’ щ’ и к];
    10. Удвоенные согласные располагаются
      • после ударного гласного, то дают длинный звук: грУпп а [ груп: а], вАнн а [ ван: а];
      • перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: милл иОн [м’ил ‘иОн], акк Орд [ак Орт], аллЕя [ал ‘Эй’а] ;
    11. сочетания ТСЯ, ТЬСЯ (у глаголов) произносятся как длинный [ц]:
      • бриться — [бр’ иц :а];
    12. иногда сочетание ЧН , ЧТ произносится как [ш]:
      • конечн о — [ кан ‘ эш на ], скучн о — [ скуш на ], что — [ш т о], чтобы — [ш тобы] ;
    13. буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ обозначают звук [щ’]:
      • щ авель [щ ‘ ав ‘ эл ‘ ], сч астливый [ щ ‘ асливый ‘ ], извозчик [извощ ‘ ик], перебежч ик [п ‘ир ‘иб’Эщ ‘ ик];
    14. в окончаниях имён прилагательных ОГО , ЕГО согласный Г произносится как [в]:
      • белог о — [б’ Э л а в а].

Гласные звуки
В русском алфавите всего 33 буквы.
Две из них - Ь, Ъ - не относятся ни к гласным, ни к согласным буквам, звуков не обозначают .
Гласные буквы : бывают ударными или безударными, образуют слоги. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Гласных букв 10 : а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и.
Гласных звуков 6 : [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
А, О, У, Э, Ы - обозначают твёрдость согласных звуков.
Я, Ё, Ю, Е, И - обозначают мягкость согласных звуков.
Йотированные гласные буквы (буквы, обозначающие два звука).

Обозначают два звука , если стоят:
Я - [йа] Ю- [йу] Е - [йэ] Ё - [йо]
* в начале слова (ёж, яблоко, юла)
* после Ъ и Ь (съешь, семья, подъём)
* после гласных букв (споём, союз, военный)
Буквы е, я, ю, ё обозначают один звук [э], [а], [у], [о] после согласного только под ударением.
век - [в"эк], мяч- [м"ач"], блюз - [бл"ус], мед - [м"от]
В безударном положении эти буквы после согласного
обозначают звук [и]
ряды [р’ и д ы] лесок [л’ и с о к]
Согласные звуки
Согласные звуки не образуют слог.
Согласные звуки не бывают ударными или безударными.
Согласных букв 21 : н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж з, п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
Согласных звуков в русском языке - 36.
Парные согласные звуки

твердые звонкие твердые глухие мягкие звонкие мягкие глухие
[б]
[п] [б’]
[п’]
[в]
[ф] [в’]
[ф’]
[г]
[к] [г’]
[к’]
[д]
[т] [д’]
[т’]
[ж]
[ш]
[з]
[с] [з’]
[с’]


Непарных глухих звуков - 5: [х], [х’] [ц], [ч’], [щ’].
Непарных звонких звуков - 9: [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’].
Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].
Всегда мягкие согласные звуки: [ч’], [щ’], [й’].
Непарные звонкие звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] называются сонорными, что в переводе с латинского значит «звучные».

ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ РАЗБОР СЛОВА.

Порядок разбора:

  1. Напиши слово.
  2. Раздели слово на слоги и определи количество слогов.
  3. Определи, на какой слог падает ударение, поставь знак ударения.
  4. Определи количество гласных букв и согласных.
  5. Запиши буквы в столбик, около каждой буквы в запиши их звуки.
  6. Дай характеристику каждому звуку: Какой звук обозначают согласные буквы: звонкие или глухие, твердые или мягкие. Какой звук обозначают гласныебуквы: ударный или безударный.

Обрати внимание на буквы е, ё, ю, я (обозначают 2 звука, если: стоят вначале слова, после гласной, после ь или ъ знаков).

Не забудь об особенностях ь и ъ знаков.

Помни, что согласные звуки [ж], [ш] — твёрдые непарные, а звуки [ч " ], [щ"] — мягкие непарные. Т вёрдость и мягкость этих звуков не обо значается на письме и не зависит от пос ледующей гласной буквы.

  1. Подведи черту.
  2. Подсчитай и запиши, сколько букв и звуков в слове.

Устный разбор:

Голубь

В словеголубь 2 слога

Ударение падает на первый слог: гÓлубь

В слове 2 гласн., 3 согл.

Буквой г (гэ)обозначен звук [г] - согласный, звонкий, твердый;

Буквой о обозначен ударный звук [Ó];

Буквой л (эль) обозначен согласный звук [л] - согласный, звонкий, твердый;

Буквой у обозначенбезударныйгласный звук - [у];

Буквой б (бэ) обозначен согласный звук [п’] - глухой, мягкий; мягкость звука обозначена буквой ь (мягкий знак);

Буква «мягкий знак» звука не обозначает.

В словеголубь - 5 звуков, 6 букв.

Письменный разбор:

Го - лубь - 2 слога, 2 гласн., 3 согл.

г - [г] - согл., зв (п.)., тв. (п.)

о - [о] - гл., удар.

л - [л] - согл., зв. (неп.), тв. (п.)

у - [у] - гл., безуд.

б - [п’] - согл., глух. (п.), мягк. (п.)

ь - [-]

________________________

6 букв, 5 звуков

Де- ре - вья - 3 слога, 3 гласн., 3 согл.

д - [д’] - согл., зв. (п.), мяг. (п.)

е - [и] - гласн., безуд.

р - [р’] - согл., зв. (неп.), мяг. (п.)

е - [э] - гласн., ударн.

в - [в’] - согл., зв. (п.), мяг. (п.)

ь - [-]

я - [й’ ] - согл., зв. (неп.), мяг. (неп.)

[а] - гласн., безуд.

_______________________________

7 букв, 7 звуков