Игра в жизнь на клетчатой бумаге. Гадание на имя суженого

Быки и коровы

Играют двое человек. Первый игрок задумывает четырехзначное число так, чтобы все цифры числа были разные. Цель второго игрока - отгадать это число. Каждый ход отгадывающий называет число, тоже четырехзначное и с разными цифрами. Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе, то эта ситуация называется «корова». Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе и стоит в том же месте, то эта ситуация называется «бык».

Например, первый игрок задумал 7245, а второй игрок назвал 4203. То первый игрок должен сказать: «Один бык и одна корова» (1б,1к).

Свое число задумывает каждый партнер. Ходят по очереди. Выигрывает тот, кто раньше отгадает число соперника.

Виселица

Популярная головоломка, созданная специально для двух игроков. Для этой игры вам понадобятся чистая бумага и ручка.

Первый игрок задумывает слово. Это должно быть существующее слово, и игрок должен быть уверен, что другой игрок знает это слово и знаком с его написанием. Он изображает ряд пустых мест, необходимых для написания слова. Затем рисует схему, которая изображает виселицу с петлей.

Игра начинается, когда второй игрок предлагает букву, которая может входить в это слово. Если он угадывает, первый игрок пишет ее в нужном незаполненном месте. Если в слове такой буквы нет, он пишет эту букву в стороне и начинает дорисовывать виселицу, добавляя к петле круг, изображающий голову. Противник продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает все слово. За каждый неправильный ответ первый игрок добавляет одну часть туловища к виселице.

Если туловище нарисовано раньше, чем противник может угадать слово, первый игрок побеждает. Если противник отгадывает слово правильно до того, как туловище нарисовано полностью, побеждает он, и тогда наступает его черед задумывать слово.

Коридорчики

Для игры нужно иметь лист бумаги в клетку прямоугольной или квадратной формы. Игроки по очереди проводят горизонтальные или вертикальные линии в одну клетку. Игрок, которому удалось замкнуть линиями клетку, ставит в ней крестик (или нолик) и получает еще один ход. Когда все клетки окажутся занятыми, подсчитывают, кто «захватил» больше клеток.

Морской бой

Целью данной игры является уничтожение объектов (кораблей) противника. Играют двое человек. События игры происходят на двух квадратных полях размером 10х10. Одно из полей ваше, другое соперника. На нем вы расставляете собственные объекты (корабли) и по ним наносит удары противник. На другом поле располагает свои объекты (корабли) противник.

Ваши вооруженные силы, как и силы противника содержат следующие объекты (корабли):

1 палубный (размером 1 клетка) - 4 штуки; 2-х палубный (размером 2 клетки) - 3 штуки; 3-х палубный (размером 3 клетки) - 2 штуки; 4-х палубный (размером 4 клетки) - 1 штука.

Объекты (корабли) не могут расставляться вплотную, то есть между двумя соседними объектами (кораблями) должна быть как минимум одна свободная клетка (учтите, противник также не может располагать объекты (корабли) вплотную).

Когда все приготовления закончены и объекты (корабли) расставлены, пора начинать битву. Первым ходом обладает игрок, объекты (корабли) которого расположены на левом поле. Вы выбираете на поле противника клетку и «стреляете» в этот квадрат. Если вы потопили корабль противника, то соперник должен сказать «убил», если вы ранили корабль (то есть вы попали в корабль, имеющий больше, чем одну палубу), то соперник должен сказать «ранил». В случае попадания в корабль соперника, вы продолжаете «стрельбу».

Игра заканчивается, когда один из ее участников теряет все корабли.

«Точки» - игра на смекалку для двух или четырех человек. Однако, лучше всего играть только вдвоем. Для этой игры вам понадобится чистая бумага и столько ручек, сколько игроков. Цель игры в том, чтобы соединить нарисованные линии в квадраты. Тот игрок, который создаст наибольшее число квадратов, выигрывает игру.

Для начала создайте поле на чистом листе бумаги, нарисуйте горизонтальные и вертикальные линии из маленьких точек на одинаковом расстоянии друг от друга. Очень быстрая игра состояла бы из десяти вдоль и десяти точек поперек. Вы можете сделать поле как угодно большим или маленьким, в зависимости от уровня игры и числа игроков.

Как только поле создано, каждый игрок по очереди делает ход, рисуя по одной линии сразу, соединяющей две точки. Точки можно соединять по горизонтали или по вертикали, но иногда - по диагонали. Как только игрок заканчивает квадрат, он ставит свои инициалы внутри квадрата и получает следующий ход, и так далее, пока ему удается создавать квадрат с помощью одной дополнительной линии.

В этой игре возможны две стратегии: во-первых, можно мешать противникам создавать квадраты. Во-вторых, можно формировать поле так, чтобы иметь возможность создавать большое число квадратов с помощью одной дополнительной линии.

Футбол

Для игры в «футбол» нужен листок в клетку, который будет служить полем. Играют двое человек. Ворота размером в шесть клеток. Игра начинается в центральной точке поля (листка). Первый ход разыгрывается жребием.

Ход - ломаная, состоящая из трех отрезков, каждый из которых - диагональ или сторона клетки. Пересекать линии и касаться их нельзя. Если игрок не может сделать очередной ход, то противник пробивает штрафной: прямую линию в шесть клеток (по вертикали, горизонтали или диагонали). Если после штрафного мяч остановился на уже проведенной линии, или игрок не может сделать ход, то пробивается еще один штрафной. Играют до первого гола.

На бумаге рисуется игровое поле 20×20 клеточек. В середине поля пишется поле минимум семь букв (в каждой клеточке одна буква). По очереди каждый из участников подписывает по одной букве к слову, чтобы получилось новое слово (по диагонали буквы не складываются в слово, только по горизонтали и по вертикали). Количество букв в новом слове и является твоим баллом. Кто больше по итогам игры набрал баллов, тот и выиграл!

Дорисуй картину

Ведущий рисует линию или какую-нибудь незаконченную фигуру на доске, а потом предлагает кому-то из игроков продолжить рисунок. Можно раздать листочки каждому игроку, размноженные на копировальном аппарате с одинаковыми линиями или фигурами. Чья дорисованная картина окажется лучше, тот и выиграл.

Типография

Эта игра хороша в дороге: поезде, электричке. Главное - чтобы можно было сидеть и писать, и было много времени. Играют 2-4 человека. Берется какое-нибудь длинное слово, например "Перестройка". Каждый игрок на своем листе бумаге должен сложить слова из тех букв, которые есть в этом слове.

Вот какие слова, к примеру, можно написать, используя буквы от слова "Перестройка": стройка, тройка, строй, рост, река, рой, сок, коса и т.д.

Условия игры:

  1. Слова должны быть существительными в единственном числе именительном падеже.
  2. Если в загаданном слове всего одна буква "п", значит, ее нельзя использовать дважды в одном слове (к примеру в слове "папа" две буквы "п" и две буквы "а", а в загаданном слове "Перестройка" их только по одной. Значит, слово "папа" не подходит).

Когда отведенное время заканчивается, игроки читают свои слова. Кто больше придумал, тот и выиграл.

«Художник»

  • Необходимо: листки бумаги (по количеству играющих) и столько же карандажей или ручек.
  • Всем, кто участвует в этой игре дается задание нарисовать любого из присутствующих. Затем листочки с портретами пускаются по кругу. Каждый на обратной стороне пишет, кого он признал в этом рисунке. Затем листки должны вернуться к авторам, которые подсчитывают количество правильных определений.
  • Побеждает тот, чье художество было более всего приближенно к оригиналу.

Самая интересная ассоциация

  • Необходимо: листки бумаги (по количеству участников), карандаши или ручки.
  • Конкурс на время. Например 5 минут.
  • Ведущий дает задание: участники на листке бумаги должны написать любые восемь слов, распределив их на два столбика. Должно получиться четыре пар слов. (Только после того, как участники написали свои слова объявляется следующий этап.) Далее слова в каждой паре игрокам нужно связать, придумав связывающие их ассоциации. Сколько получится за определенное ведущим время. Чем больше, тем лучше.
  • После выполнения, все ассоциации подсчитываются и зачитываются. Болельщики выбирают самые интересные ассоциации.

Что? Где? Когда?

  • Каждому из участников дается листок бумаги. Половина тетрадного листка. Ведущий задает вопросы: Кто? С кем? Когда? Где? Что делал? Кто видел? Что сказал?.. Вопросы могут быть и другими. Каждый из участников отвечает только на один вопрос.
  • Затем заворачивает верхний листок бумаги так, чтобы не было видно, что он написал.
  • Затем передает своему соседу слева. Ведущий задает следующий вопрос и т.д. Когда листки обойдут всех по кругу, ведущий собирает их и вслух читает то, что получилось. (Вопросы нужно подобрать такие, чтобы получился заверешенный рассказ).

Разрежьте на полосы (отдельно лоб, отдельно глаза, отдельно нос, отдельно рот, отдельно подбородок и т.д.) портреты с обложек или репродукций журналов, плакатов одинакового размера, желательно цветных. И пусть дети, как это делают криминалисты, соединят полосы в новый портрет - робот. Придумают ему имя, профессию, биографию. И выставят на веселый вернисажсинтетический портрет.

Игры с ручкой, бумагой и карандашом хороши тем, что, с одной стороны, они очень интересны и увлекательны (поэтому и дети и взрослые участвуют в них с большим удовольствием), а с другой, – они еще и очень полезны (развивают мышление, воображение и память). А еще (что большой плюс для родителей) эти игры исключают беготню участников любого возраста, дикие прыжки по всей квартире, громкие крики, звон разбитой посуды…

Так что, научите своих детей таким играм!

И время от времени и сами играйте с ними!

Дорисуем

Для игры вам понадобится заранее подготовить одинаковые, но недорисованные рисунки – хвост или голову какого-нибудь животного, часть предмета мебели и проч. Помогите вашим друзьям раскрыть свои таланты – предложите им дорисовать изображение.

Победителей можно выбирать по нескольким номинациям: достоверность, художественность, оригинальность и проч.

Эрудит на бумаге

Для этой игры, как видно из названия, понадобится лист бумаги в клетку.

Жребием выбирается тот, кто будет ходить первым; он придумывает слово и пишет его в середине листа.

Остальные игроки добавляют по одной букве так, чтобы образовалось новое слово. Слова читаются не как в кроссворде – только по вертикали или горизонтали, а могут «поворачивать» в любую сторону – вправо, влево, вверх и вниз.

В получившемся новом слове подсчитываются буквы, и за каждую букву игроку начисляется одно очко. Если игрок не может придумать ни одного нового слова, он пропускает ход.

Выигрывает тот, у кого к концу игры больше очков. Игру можно закончить по желанию или играть до тех пор, пока есть место на листке.

Мозаика

Вырежьте из бумаги прямоугольник и разрежьте его на десять частей разной формы. Перемешайте кусочки. А теперь снова составьте из них исходный прямоугольник.

Можно из старых цветных открыток или из страниц старого яркого журнала сделать самодельные «паззлы». А можно воспользоваться и покупными паззлами (только пусть количество деталей будет не слишком большим, чтобы успеть собрать паззл до запланированного времени отхода ко сну).

Догадайся, кто такой?

Один из играющих рисует на листе бумаги любую «каляку-маляку», а другой придумывает, на кого похожа эта фигура. Можно фантазировать и дорисовывать различные части, чтобы стало похоже на что-то конкретное.

Интересно потом придумать имя, если получился человечек, или кличку, если у вас получилось животное или диковинное существо.

Феодалы

Для этой игры понадобится клетчатый тетрадный лист и ручки разного цвета.

Можно на листке рамочкой обозначить игровое поле, тогда на рамочку залезать нельзя. Но можно этого и не делать.

Игровое поле – это земля, пока что ничья. Задача игроков – захватить как можно больше земли в свое феодальное пользование. Игроки ходят по очереди. Выбрать, кто ходит первым, можно с помощью считалки или кубика из настольной игры.

Ходы – это точки, которые ставят игроки на пересечениях клеток. За один ход можно поставить одну точку. Чтобы не запутаться, у каждого игрока должна быть ручка или карандаш определенного цвета.

Чтобы захватить территорию, нужно окружить точки противника, то есть составить кольцо из своих точек вокруг одной или нескольких его точек, или даже вокруг уже захваченной им территории.

Кольцо должно быть замкнутым, то есть все точки его должны находиться между собой на расстоянии стороны или диагонали клетки. Когда кому-то удается окружить землю противника, он останавливает игру и соединяет точки кольца линией, обводя захваченную территорию. После этого ему полагается приз – дополнительный ход. Окружать пустое пространство нельзя.

Когда все поле оказывается занято, игра заканчивается. Феодалы подсчитывают площадь своих земель, и побеждает тот, кому удалось захватить больше.

Запри клетку

Игровое поле – квадрат пять на пять клеток; обводить его не надо, а углы клеток для большей наглядности можно отметить точками.

Двое соперников ходят по очереди, и каждый из них за один ход может соединить черточкой две соседние точки. Через несколько ходов на игровом поле можно будет увидеть клетки, огражденные такими черточками с трех сторон. Кому удастся теперь закрыть клетку, обозначив черточкой четвертую сторону, тот отмечает эту замкнутую клетку первой буквой своего имени (или любым условным знаком). Может получиться так, что одна черточка замкнет сразу две смежные клетки – тогда отмечают обе. Игра продолжается до тех пор, пока остаются еще незамкнутые клетки.

У кого к концу игры окажется больше клеток, тот и победил.

Игровое поле может быть и больше – можно взять квадрат шесть на шесть или семь на семь клеток.

Самолетики

Возьмите обычный тетрадный листок (в клетку или линейку – роли не играет).

На нем нарисуйте две группы самолетиков – красные и синие.

После чего начинается перестрелка. Стреляют так. На «свой» самолетик ставится ручка «своего цвета». Придерживают ее за тыльную часть указательным пальцем левой руки. После небольшой наводки, щелчком ручки, стреляют, оставляя за собой след выстрела, в сторону ближайшего вражеского аэроплана.

Стрельба сопровождается различного рода звуковыми эффектами.

Ученая муха

Возьмите лист бумаги, начертите квадрат шестнадцать на шестнадцать клеток. Муху можно сделать из нитки или бумаги, а можно просто взять небольшую пуговку, которая будет символизировать муху.

Поместите вашу «муху» на какую-либо клетку игрового поля. Теперь вы будете ей приказывать, на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться.

После того как вы отдали мухе несколько приказаний (например: одна клеточка вверх, две влево, одна вниз), ребенок должен показать то место, куда пришла в результате ученая муха. Если место указано верно, то передвиньте муху на соответствующую клеточку.

(Потом, соответственно, ваш партнер дает мухе инструкции, а вы их выполняете, и т. д.)

Винегрет

В эту веселую игру лучше играть вдвоем.

Возьмите тетрадный лист. На первой строке листочка напишите какой-нибудь вопрос своему другу. Например: «На кого ты хочешь быть похож?» Затем загните листок так, чтобы не было видно вопроса, и на завороте напишите только начало этого вопроса: «На кого?» Отдайте ли сток другу. Он должен ответить только на тот вопрос, что видит, не отгибая листка. Написав ответ, он снова заворачивает его и пишет свой вопрос, к примеру: «Где ты любишь играть?» Затем загибает, пишет на завороте: «Где?», отдает листок вам, и т. д., пока листок не кончится. Тогда вы разворачиваете листок и читаете, что получилось.

Например, вот какой забавный диалог может получиться у вас:

– Куда ты ходишь по вечерам?

– На кухню.

– С кем ты любишь играть?

– С кошкой и мышкой.

– Кто ты?

– Тетя Мотя.

– Чем тебя мама в детстве кормила?

– Тряпкой.

Составь новые слова

У каждого из игроков должен быть листочек и ручка. Лучше сесть так, чтобы не видеть, что пишут остальные.

Придумайте слово подлиннее, например «тракторист» или «раскладушка». Чем больше в нем будет разных букв, тем дольше и интереснее будет играть.

Пусть каждый напишет это слово у себя на листочке.

А теперь за определенное время (например, пять минут) составьте как можно больше слов, которые «спрятались» в данном слове. Можно брать только те буквы, которые есть в исходном слове, и ровно столько раз, сколько они в нем встречаются.

Например, из слова ТРАКТОРИСТ: рак, рот, торт, крот, рис, кот, тост, стирка, старт… (но не «актриса» – ведь есть только одна буква «А»).

Чем длиннее слово, тем выше оно ценится. Мы иногда даже усложняем себе задачу, договариваясь писать только слова от четырех букв и длиннее.

Когда истечет время, подводятся итоги. Каждый по очереди читает вслух все свои слова. Если данное слово есть еще у кого-то, то все, у кого оно есть, вычеркивают его. Тот, у кого в конце концов осталось больше невычеркнутых, то есть уникальных, слов – победитель.

Футбол на столе

На клетчатом тетрадном листке нарисуйте футбольное поле (существенны только границы, ворота и центр).

Начинающий из центра проводит непрерывную линию из трех частей, каждая из которых проходит либо по стороне (одной) клетки, либо по диагонали. Потом противник из конечной точки проводит свою такую же линию. Удобно использовать ручки разного цвета. Пересекать и касаться уже проведенных линий и границ поля нельзя.

Цель – загнать линию в ворота противника.

Если игрок не может сделать свой ход (нет места), то его противник бьет «штрафной удар» – из последней точки проводится прямая линия длиной в шесть клеток в любом из восьми направлений, при этом если конечная точка оказывается на уже нарисованном месте, то штрафной удар продолжается (опять в любом направлении).

Перепутанные буквы

В эту игру лучше играть вдвоем.

Загадайте по одному слову. Это должно быть имя существительное, лучше не очень короткое – например из восьми букв. Переставьте в нем буквы как попало и запишите на листок бумаги. Затем обменяйтесь листками и попытайтесь понять, что же за слово загадал ваш партнер. С непривычки бывает непросто догадаться, например, что «иностранное» слово «сельнипа» – это «апельсин».

Чем больше букв в загаданном слове, тем труднее его восстановить, но зато какой простор для фантазии! Хотите потренироваться? Угадайте, что означают слова: шарканда, шакиш, сокбира, турарот, репьюмокот.

Морской бой

Для этой игры каждому игроку понадобится листок из тетради в клетку, на котором нужно нарисовать два абсолютно идентичных друг другу квадрата со сторонами по десять клеток.

В каждом квадрате пронумеруйте левый столбец от 1 до 10, а верхнюю строку – от «А» до «К».

Вся армада располагается на боевом квадрате с выполнением одного непременного условия: корабли не должны соприкасаться ни бортами, ни углами.

Право первого хода можно определить с помощью простой считалки.

А дальше каждый по очереди пытается угадать, где именно находится корабль или часть корабля противника, называя координату – точку пересечения любого горизонтального ряда (обозначенного цифрой) и вертикального (обозначенного буквой).

– A-3!

– Мимо!

– Д-4?

– Попал!

– Д-5!?

– Убит.

«Выстрелы» и потопленные корабли противника фиксируются на втором квадрате. На первом отображаются попадания противника.

Для того чтобы побеждать в «Морском бое», нужно хорошо знать и умело применять на практике ряд технических и тактических хитростей.

При уничтожении вражеского корабля зарисовывайте все прилегающие к нему поля точками – туда уже можно не стрелять, а круг поиска остальных кораблей сужается.

Главное в ответственном морском сражении – правильно расставить корабли. Можно расставлять их впритык к границам игрового поля, растягивать в линию, рассеивать.

Важно правильно стрелять. Не просто угадывать, а стрелять «по системе». Например в шахматном порядке. Или «прочесать» все игровое поле по диагонали.

Виселица

Старая, но весьма интересная игра. Один из участников загадывает слово и пишет на бумаге его первую и последнюю буквы, а также отмечает место для остальных, чтобы можно было понять общее количество букв. Рядом со словом схематично рисуется виселица с петлей. Второй игрок угадывает остальные буквы слова. Если он угадал правильно, буква вписывается на нужное место.

Неверно названная буква пишется рядом с виселицей, в то же время в петле рисуется круг – голова. Следующая ошибка – рука, нога, туловище и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока слово не будет угадано, либо игрок не будет полностью «повешен».

НАМ НИГДЕ НЕ БУДЕТ СКУЧНО!


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Если забрать у современных детей их смартфоны и компьютеры, то они просто не будут знать, как себя развлечь. До моего 8-го класса абсолютно ни у кого из одноклассников не было мобильного телефона. И это было замечательное время! На переменах мы играли в футбол в коридоре или на улице. А на скучных уроках или на заменах мы играли в разные игры на простом тетрадном листке. Предлагаю вспомнить некоторые из них.

Феодалы

Эту игру также называли точками. Отлично развивает логику и сообразительность. Цель игры - захватить как можно больше земель. Игроки по очереди ставят точки на тетрадном листке и пытаются окружить точки соперника. Расстояние между точками, которые можно соединять, не должно превышать одной клетки. В начале игры договариваются о том, можно ли захватывать пустое поле и что подсчитывать в конце - размер территории или количество захваченных вражеских точек. Игра заканчивается, когда на поле не остается пустого места. Ну, или когда всем надоест.

Танчики

Игра на меткость зрения и смекалку. Ее правила очень просты. Берем лист А4 или просто тетрадный. Складываем его пополам. И рисуем на поле танчики. Количество танчиков и их размеры нужно заранее обговорить, чтобы потом не возникло недопонимания. Ближневосточный конфликт - детский лепет по сравнению с этими спорами. С одной стороны листа - танки одного игрока, с другой - другого. И начинается война! Рисуем в произвольном месте на своем поле гранату - точку. Очень сильно наводим чернилами и сворачиваем лист пополам. Посильнее прижимаем, чтобы отпечаталось на поле противника. Разворачиваем лист и любуемся результатом - убили мы танк или нет. Война длится до перемирия или того момента, как все танки противника не будут уничтожены.

Виселица


Это уже более интеллектуальная игра. Ведущий загадывает слово, называет количество букв и пишет две из них - первую и последнюю. Слово обязательно должно быть существительным в именительном падеже и в единственном числе. Игрок называет букву. Если он не угадал - рисуется первый элемент виселицы. Обязательно нужно решить, каково будет их конечное число. Можно играть в эту игру большой группой и для каждого участника рисовать отдельную виселицу.

Цепочка

Простенькая игра на знание слов. Удобно играть группами по два и более человек. Ведущий называет два слова одинаковой длины. Из одного слова, заменяя по одной букве за раз, нужно сделать другое слово. Все слова, естественно, должны существовать. Стоит вначале обсудить, какие слова можно использовать - существительные, во множественном или единственном числах, в каких падежах. Выиграет та группа или игрок, которые за меньшее количество ходов сделают из первого слова второе.

Балда


Чрезвычайно крутая игра! Так же, как и предыдущие две, на знание слов. Рисуем поле произвольного размера. Чем больше поле - тем дольше играть. На урок в 45 минут хватает поля 10 × 10. Пишем длинное имя существительное посреди поля. А затем, добавляя по одной букве, создаем новые слова. Это также должны быть имена существительные в единственном числе и в именительном падеже. И ни в коем случае не имена собственные. Слова могут читаться по вертикали или горизонтали в любом направлении. За каждое новое слово игроку начисляется столько баллов, сколько букв в слове. Побеждает тот, кто соберет наибольшее количество баллов к концу игры.

До ста!


Цель игры - быстро находить числа на поле и быстро записывать числа от 1 до 100. Чертим два поля 10 × 10. В одном произвольно записываем числа от 1 до 100. Второе оставляем пустым. Обмениваемся с противником листами. Выбираем любое число и вычеркиваем его у себя на поле. Называем это число противнику и начинаем быстро-быстро записывать на соседнем поле числа от 1 до 100 по порядку. Противник должен найти названное число на своем поле и сказать стоп. Называем числа по очереди. Победит тот, кто первым допишет числа до 100.

А какие игры помните вы? Описывайте правила во всех подробностях!

Рекомендовано для детей от 4 лет

Правила:

  • выигрывает тот, кто сумел раньше построить ряд из трех одинаковых символов (крестиков или ноликов);
  • правильно построенный ряд может быть горизонтальным, вертикальным или по диагонали.
Как играть:

Каждый из участников выбирает свой символ и возможность ходить первым, жеребьевкой или обоюдным согласием. Теперь, строго по очереди, каждый из ребят рисует свой символ на одной из 9 клеточек заранее начерченного квадрата. Самый быстрый побеждает.


Правила:

  • игра рассчитана на двух человек;
  • слова образуются из горизонтально идущих букв, вертикально и даже справа-налево;
  • побеждает тот, кто написал последнее слово.
Как играть:

В тетради рисуется большой квадрат, внутри которого совместными усилиями придумывается и записывается какое-нибудь сложное и длинное слово. Теперь игроки по очереди, также определенной жребием или договором, начинают дописывать буквы к имеющемуся слову так, чтобы образовалось новое слово. То, что получилось, перечеркивается и больше в игре не участвует. Полностью или частично это слово использовать уже нельзя. Очередность и придуманные слова фиксируются на свободной части листа. Заполнить квадрат надо полностью либо до момента, когда фантазия участников не иссякнет.

Рекомендовано для детей от 8 лет

Правила:

  • играют всегда двое, у каждого ручка и лист бумаги;
  • кораблики рисуются таким образом, чтобы между ними было расстояние хотя бы в одну клетку;
  • количество и форма кораблей одинаковы у каждого игрока и являются стандартными.
Как играть:

Каждый участник рисует свой квадрат, стороны которого равны 10 клеточкам. Делать это надо так, чтобы противник не увидел расположение кораблей. Теперь в получившемся поле надо нарисовать 4 корабля из одной клетки, три из 2-х клеток, два из 3-х клеток и один из 4-х клеток. Сверху игрового квадрата пишется алфавит по порядку, а слева (или справа) – последовательность цифр от 1 до 10. Теперь игроки по очереди называют координаты точки пересечения буквы и цифры, а следовательно, возможное нахождение там корабля противника. Победа за игроком, сумевшим раньше товарища вычислить все его корабли.

Рекомендовано для детей от 7 лет

Правила:

  • игра проходит с участием двух человек;
  • в игре побеждает тот участник, который быстрее "выяснил" задуманное число приятеля.
Как играть:

Каждый игрок на листе бумаги записывает придуманное 4-х значное число, при этом ни одна цифра в нем не должна повторяться. Также на листочке он рисует три столбика: в первом записывает предложенные варианты сопернику, второй столбик – с надписью "коровы", третий – с надписью "быки". Итак, каждый по очереди предлагает возможный вариант задуманного числа соперника. Тот, в свою очередь, называет количество "быков и коров". Если загаданной цифры в предложенной комбинации нет, это означает "0" по всем параметрам. Если совпадает 1 или более цифр, но они стоят не в той последовательности, какую задумал соперник, тогда это означает "1 корова" или более. Сложнее точно угадать расположение и значение числа, за это дается "1 бык" или более.

Рекомендовано для детей от 7 лет

Правила:

  • можно играть вдвоем или компанией;
  • непременный атрибут для каждого участника – листок бумаги и ручка (карандаш);
  • цель игроков – убрать из своего списка все буквы.

  • Как играть:

    Перед началом игры каждый участник записывает на своем листке все 33 буквы русского алфавита. Посредством жеребьевки определяется игрок, который начнет "гонку". На отдельном листе он записывает крупными печатными буквами придуманное слово, теперь этими буквами он воспользоваться уже не сможет, поэтому зачеркивает их в своем списке. Следующий игрок составляет слово, при этом одна буква "берется" из первого и т.д. Каждый игрок сокращает свой список на используемые буквы. Побеждает тот, кто придумал последнее слово.

    Как упоительно играли мы в детстве с папой или мамой в крестики-нолики, рисуя значки палочкой на влажном речном песке. С каким азартом сражались в «точечки», стараясь непременно обыграть старшего брата или сестру. Как хохотали на переменках над рассказами, получившимися в игре «чепуха». Сколько умных и, наверное, очень полезных лекций прошло мимо нас, уже студентов, увлеченно играющих в «рэндзю»… Некоторые игры сможет осилить только подросшая детвора. Но есть забавы и для малышей, а многие "взрослые" правила всегда можно изменить или упростить. В общем, дорогу осилит идущий… Научив малыша играть в подобные игры , вы всегда сможете занять его в долгой дороге, вам не придется скучать в дождливую погоду дома или на даче. Вы получите незаменимые и интересные развивающие упражнения, для которых всегда все под рукой. А всего и надо-то, карандаш да клочок бумаги…

    Игры-малышки

    В ряду "бумажных" игр, среди забав достаточно сложных, можно отыскать множество простых сражений, которые вполне по силам малышам. Вот, например, интересная и полезная игра , которая называется "Цветик-восьмицветик". Для нее нарисуйте на бумаге цветок с восемью одинаковыми лепесточками. Теперь вооружайтесь с малышом карандашами разных цветов и приступайте к раскрашиванию лепестков. Раскрашивать их нужно по очереди и придерживаться определенного правила: за свой ход можно зарисовать один любой лепесток или два соседних. Выигрывает тот, кто закрашивает последний лепесток. Поддавайтесь малышу через раз, постепенно подводя к мысли, что выигрыш в этой игре – не случайность, а итог тщательного продумывания ходов. Несложно свести игру к такому виду, когда от одного верного или неверного хода ребенка будет зависеть его выигрыш или проигрыш . Обратите на это внимание малыша, заметив: "Если ты сейчас раскрасишь лепестки верно – я уже не смогу тебя обыграть, если нет – я выиграю…" После нескольких попыток и обдумывания, малыш научится правильной тактике игры . Это принесет ему одновременно и огромное удовольствие от собственного достижения, и понимание того, что многие задачи в этом непростом мире можно решить самостоятельно и получить от этого несомненную пользу. Простая игра "Змейка" будет полезна не только голове, но и рукам маленького игрока. Она укрепит непослушные пальчики, научит проводить ровные линии. Возьмите лист бумаги в клеточку (желательно, что бы бумага была хорошего качества с четкими клетками). Ограничьте квадратное игровое поле размером 7x7 клеток. Две соседние стороны квадрата должны быть одного цвета (скажем, красного), остальные – другого (например, синего). На игровом поле поставьте красную и синюю точки в произвольных местах. Теперь игроки делают ходы по очереди, начиная рисовать ломаные линии-змейки от точки "своего" цвета "своим" же карандашом. За один ход линия удлиняется на одну клеточку в любую сторону (но не по диагонали). Линии не должны пересекаться, их можно проводить по стороне игрового поля, но это не должны быть стороны "своего" цвета. Тот, кому больше некуда продлевать свою змею, проигрывает .

    Чур, я ставлю крестики!

    В "Крестики-нолики" с удовольствием играют даже трехлетние крохи. И для них это не просто забава, а самая настоящая развивающая математическая игра . Проиграв несколько раз, они быстро смекают, что заполнять клеточки нужно не как попало. Для того, что бы выиграть (а, точнее, свести игру в ничью), следует выработать определенную тактику игры и думать на ход вперед. Но обычные "крестики-нолики" быстро надоедают даже малышам. И, когда эта игра освоена, имеет смысл перейти к усложненному варианту – трехмерному . Нарисуйте куб, расчертите каждую из трех видимых граней на девять клеток. У вас получится три игровых поля одновременно. В остальном, правила прежние: три крестика или нолика в ряд на любой грани означают победу. Но теперь малышу придется отслеживать гораздо большее количество комбинаций, да еще и подключить пространственное воображение. Ну, а когда ребенок будет легко ориентироваться и в трехмерной игре, попробуйте сыграть с ним в бумажный вариант японской игры "Рэндзю", что в переводе означает "нитка жемчуга". Цель игры – поставить в ряд пять ноликов или крестиков. Игра ведется на игровом поле размером 15x15 или 19x19 клеточек. Вот это уже задача не шуточная. И если через какое-то время вам придется здорово поломать голову для того, что бы выиграть у собственного ребенка , вы можете смело гордиться своим учеником!

    Морские баталии

    Думаю, правила игры в "морской бой" известны всем и нет необходимости их напоминать. Но есть несколько тактических хитростей. И если вы поделитесь ими с ребенком , вероятность его побед в бумажно-морских баталиях существенно возрастет. Итак, самый рациональный способ двух, идущих друг за другом "выстрелов" – буква "г", похожая на ход шахматного коня. Это даст возможность быстро вычислить "длинные" неприятельские корабли. Как известно, в "морском бою" даже один бессмысленный ход дает противнику существенное преимущество. А потому очень важно не делать непродуманных "выстрелов". Посоветуйте ребенку обносить каждый подстреленный корабль противника точками. Во-первых, малыш случайно не "выстрелит" в бесполезное место. А, во-вторых, при такой тактике места возможного расположения кораблей видны, как на ладони.

    Территориальные войны

    Множество игр на бумаге предполагает сражение за территорию. Кроме азарта, они несут в себе несомненную пользу, развивая логическое мышление и внимание. Попробуйте поиграть с ребенком в игру "Коридорчики" , и вы легко в этом убедитесь. Игровое поле рисуется на листочке в клеточку. Его форма и размер не имеют принципиального значения. Это может быть квадрат или любая фигура. А чтобы заинтересовать малыша, можно нарисовать елочку, собачку или другой желаемый контур. Чем младше ребенок, тем меньше игровое поле. Бумагу лучше взять с крупными клетками. Вооружившись с малышом ручками или фломастерами, приступайте к игре. Каждый игрок проводит по очереди горизонтальные или вертикальные линии на одну клеточку. Тот, кому удалось провести последнюю, четвертую линию, замыкающую квадрат, ставит внутри клетки-квадрата свой знак (крестик, нолик или любой другой). Когда все клетки игрового поля будут заполнены "вензелями", подсчитывается их количество и определяется победитель. Игра "Феодалы" или "Точечки" будет интересна детворе постарше. "Точечки" – упрощенный бумажный вариант известной японской игры "Го". Она развивает тактическое и стратегическое мышление и является одной из самых любимых школьно-студенческих игр во время уроков и лекций. Игровым полем служит обычный лист бумаги в клеточку, а, если времени и терпения много, можно играть на целом тетрадном развороте. Для того, что бы во время игры возникало меньше конфликтных и спорных ситуаций, игровое поле лучше обвести линией и запретить правилами ставить точки на этой границе. У каждого игрока должна быть ручка или карандаш своего цвета. По очереди игроки ставят точки в произвольных местах на пересечении клеток. Цель игры – захватить как можно больше бумажных владений. Территория считается захваченной, если она обнесена точками своего цвета. Точки должны располагаться друг от друга на расстоянии в одну клеточку по горизонтали, вертикали или диагонали. Захваченная территория закрашивается своим цветом или вокруг нее рисуется крепостная стена (жирная линия). Если вам удалось обнести точками территорию или точки противника – они ваши. После такого захвата игроку предоставляется право внеочередного хода. В некоторых вариантах игры захватывать можно только те территории, где уже есть неприятельские укрепления. В других – вам доступны любые, в том числе и свободные, земли. Выбирайте, что вам больше по душе. В конце игры подсчитывается размер захваченных земель и объявляется победитель. Чаще всего, ничего специально считать и не нужно – результат очевиден. Попробуйте сыграть в эту игру не только с детьми-школьниками, но и с малышами. В этом случае сделайте игровое поле совсем небольшим – на четверть тетрадной странички или и того меньше, а бумагу возьмите с крупными клетками. Немного тренировки – и маленькие стратеги смогут составить вам неплохую компанию в бумажных баталиях.

    Рисовальные фантазии

    Эта игра потребует небольшой подготовки. Зато потом вам будет достаточно всего лишь вытащить из шкафа заветную коробочку, и малыш из скучающего "кишкомотика" мгновенно превратится в азартного игрока, художника и фантазера. Сначала сделаем игровое поле. Для него вполне подойдет плотный альбомный лист или лист картона. Обозначьте на игровом поле старт и финиш, а между ними нарисуйте извилистую тропинку из 32 кружочков с цифрами. Теперь вам потребуются небольшие карточки по количеству кружочков (например, пачка бумаги или картона для записи). На каждой карточке ставим номер и пишем загадочные фразы вроде "нарисуй огромные красные глаза", "нарисуй ослиные уши" или "добавь петушиные лапы". Когда подготовительный этап закончен, можно приступать непосредственно к игре. Используйте фишки и кубик от любой настольной игры -ходилки или приспособьте в качестве фишек пуговицы или игрушки от киндер-сюрпризов. В процессе игры вы вместе с малышом будет создавать "бяку-закаляку кусачую". Сначала нарисуйте основу – туловище с головой любого вида, а мелкие детали вроде глаз, носа, рта, рук, ног, ушей, рогов и т.п. вы будете дорисовывать в процессе игры , опираясь на карточки-подсказки. Итак, выставляем фишки на старт и бросаем по очереди кубик. Находим карточку с тем же номером, на который переместилась фишка, читаем задание и дорисовываем нашему монстрику лягушачьи лапки, лошадиные копытца, вороний клюв или драконьи шипы в соответствии с написанным на карточке. Вариантов игры может быть два. Все игроки или создают одно общее загадочное существо со множеством лап, глаз и хвостов, или рисуют каждый свое. Когда все фишки дойдут до финиша, рисунки сравниваются. Выясняется, у кого монстр получился самый смешной, самый страшный или самый "правильный" Можно, конечно, попытаться определить победителя, но главное в этой забаве, конечно, сам процесс игры и творчества. Придумывать задания для карточек лучше вместе с малышом. А если кроха как раз сейчас учится читать, сделайте надписи крупными четкими буквами. У вас получится не только занятная игра , но и тренажер для чтения. Кто же из юных фантазеров откажется узнать, что нужно дорисовать нашему "красавчику": рыбью чешую, драконий хвост или три горящих глаза.

    Кто внимательнее и быстрее?

    Необыкновенная игра "Ладошки" будет интересна ребятишкам, которые уже знакомы с цифрами. Она станет отличным тренажером внимания и мелкой моторики, научит быстро ориентироваться в числах. Возьмите два листа бумаги в клеточку и обведите на каждом ладошку малыша или свою. Для того, что бы хоть немного уравнять шансы, можно на своем листке обводить свою руку, а на листе малыша – его. Тогда ваше игровое поле будет немного больше, чем у ребенка . Теперь на пространстве, ограниченном рисунком, хаотично расставляются точки с числами от 1 и до… До скольки будут числа, зависит от возраста и знаний малыша. Самым маленьким достаточно до 10, а "продвинутым" математикам можно и до 100. Теперь начинается самое интересное. Первый игрок называет любое число и, пока соперник ищет его на своем игровом поле, быстро ставит крестики в своих клеточках. Нужно успеть зачеркнуть их как можно больше. Затем ход переходит к сопернику. Побеждает тот, кто быстрее заполнит крестиками все клетки своего поля. Ясно, что в этой игре зевать нельзя, а самым маленьким стоит иногда подыгрывать. Бумага – замечательный игровой инструмент, на котором можно устроить самые настоящие гонки . В эту игру, развивающую логику и моторику, закрепляющую основы сложения и вычитания можно играть даже с 4-5 летним малышом. Возьмите лист бумаги в клеточку и нарисуйте на нем гоночную "трассу" – извилистую дорожку шириной около 8-9 клеточек. "Трасса" может произвольно сужаться и расширяться. Понятно, что, чем младше "гонщик", тем проще должна быть траектория. На трассе обозначаются старт и финиш. Каждый игрок "едет" по очереди линией своего цвета, проводя отрезки по клеточкам горизонтально, вертикально, либо по диагонали. Двигаться можно со скоростью от 1 до 6. Первая скорость – линия в 1 клеточку. Шестая – соответственно в 6. "Набирать" и "сбавлять" скорость можно постепенно, увеличивая или уменьшая отрезки продвижения на 1 клеточку. Цель игры – выбирая оптимальную траекторию движения и скорость, первым добраться до финиша.

    Буквы, стройтесь!

    В семействе "бумажных" игр с буквами и словами существует великое множество всевозможных забав, которые вы отлично знаете и в которые наверняка когда-либо играли. Это и "Виселица" , похожая по своей сути на всем известную телеигру "Поле чудес", и "Типография", где короткие слова составляются из букв, входящих в слово длинное, и "Балда", в которой каждая дописанная буква помогает образовать новое слов. В эти игры вполне можно играть с детьми, но здесь имеется одно непременное и явное условие: малыш должен уметь читать. Для ребятишек, которые только-только освоили непростую науку грамоты, игры с буквами будут замечательными помощниками на пути к осмысленному чтению, пониманию тонкостей родного языка, расширению словарного запаса. Покажите малышу, как замена всего одной буквы превращает косу в козу или кита в кота. Составьте вместе цепочки таких слов. Например: кот-рот-род-ром-ком-дом и т.д. На этом принципе основана замечательная интеллектуальная игра , придуманная Льюисом Кэрроллом. С ее помощью можно превратить не только кита в кота, а даже из мухи сделать слона. Каждый раз, меняя в слове всего одну букву, мы постепенно продвигаемся в решении задачи и в результате получаем нужное слово. Попробуйте поиграть в эту игру с малышом. Для начала возьмите два совсем простых трехбуквенных слова, и попробуйте трансформировать одно в другое. Например, превратим "сыр" в "сок" (сыр-сын-сон-сок или еще короче: сыр-сор-сок). Если кроху игра заинтересует, поиграйте и с другими словами. Конечно, основным сочинителем пока будете вы, но постепенно и малыш освоит эту непростую забаву. Игра "Виселица" обычно очень нравится малышам. Итак, задумываем какое-нибудь слово (для начала простое и короткое). Пишем его первую и последнюю буквы, а вместо недостающих ставим черточки. Задача малыша – отгадать загаданное слово. Он называет букву. Если эта буква в слове есть – вписываем ее на место. Если нет – начинаем рисовать "виселицу" – вертикальную линию. При следующей ошибке – горизонтальную (получается что-то вроде буквы "г"). Затем дорисовывается веревка, петля, голова человечка, туловище, ручки и ножки. За эти восемь попыток малыш должен угадать слово. Если не получилось – проиграл. Если успел – его очередь загадывать. К игре в "Типографию" можно привлечь и папу. Чем больше игроков – тем интереснее и разнообразнее слова. Пишем на листе бумаги какое-нибудь длинное слово (например, "типография"). Задача игроков – за пять минут составить как можно больше слов из букв, входящих в слово загаданное. Если вы позабыли, как играть в "Балду", будем вспоминать. На листе бумаги расчерчивается игровое поле с крупными клетками 5x5 (для опытных игроков поле может быть 6x6 и даже 7x7). В среднем ряду пишем слово из пяти букв (в усложненных вариантах из шести и семи букв соответственно). Теперь игроки делают по очереди ходы. За один ход в свободную клеточку вписывается буква таким образом, что бы каждый раз образовывалось новое слово. Слова могут читаться в любом направлении кроме диагонального. За каждое новое слово игрок записывает себе столько очков, сколько букв в его слове. Игра заканчивается тогда, когда заполнены все клетки, или когда никто из игроков не может придумать ни одного слова. Подсчитывается количество очков. У кого больше – тот и выиграл. А еще малыши обожают всевозможные шифровки и загадочные записки. Придумайте шифр-подсказку, изобразив каждую букву алфавита определенным значком (просто треугольником, треугольником с точкой внутри, звездочкой, квадратом, скобочкой, ромбиком и т.п.) Теперь при помощи этих фигурок можно составлять для малыша секретные послания сначала всего из нескольких слов, а потом и подлиннее. Для юного сыщика расшифровка текста будет нелегкой, но очень полезной и увлекательной задачей, которая потребует высокой степени внимания, собранности и усидчивости.

    Даешь логику!

    Развитию логического мышления и комбинаторики у малышей поможет увлекательная игра "Логика", бумажный вариант которой называется "Быки и коровы". Классический вариант "быков" – угадывание комбинации из четырех цифр от 1 до 9 (все четыре цифры должны быть разными). Один игрок пишет задуманную комбинацию на своем листочке, а второй – пытается ее угадать. Первым ходом угадывающий записывает на своем листке и называет любую комбинацию. Соперник сравнивает ее со своей и дает подсказки. Каждая правильно угаданная цифра называется "коровой", а если цифра не только угадана, а еще и стоит на правильном месте, ее называют "быком". Допустим, отгадывающий игрок назвал правильно 2 цифры из четырех, и для одной из них угадал порядок. Подсказка будет звучать так: "Две коровы и один бык". Опираясь на полученные сведения и рассуждая логически, игрок делает следующее предположение. И так до тех пор, пока вся комбинация не будет разгадана. Затем игроки меняются ролями. Такой вариант игры подойдет для младших школьников, а для 4 - 6 летних малышей игру стоит немного упростить. Во-первых, заменить цифры цветами, а, во-вторых, уменьшить их возможное количество до шести. Теперь один игрок будет загадывать цвета, располагая в ряд четыре разноцветных палочки из шести возможных. А второй игрок – их разгадывать. В остальном правила те же. Несколько раз сыграйте с малышом "в открытую", убедитесь, что он четко понял правила игры , покажите, как нужно рассуждать. В упрощенном варианте при правильном ходе мыслей, комбинация разгадывается за 3 - 5 ходов. И даже бестолковая на первый взгляд игра "Чепуха" несет в себе глубокий смысл, если поиграть в нее всей семьей. Каждый игрок получает лист бумаги и пишет вверху ответ на вопрос "Кто?" (Винни-Пух, кот Бегемот, сосед дядя Вася и т.п.). Затем ответ загибается таким образом, что бы его нельзя было прочитать, и листки передаются по кругу. Следующий вопрос – "С кем?" Затем следуют: "Когда?", "Где?", "Что делали?", "Что из этого получилось?" Когда все ответы написаны, бумажки разворачиваются и прочитываются. "Так какой же во всем этом смысл?" – спросите вы. Если вся семья хохочет над получившейся чепухой, если родителям и детворе интересно и весело вместе – не в этом ли самый главный, самый важный смысл любых семейных игр? Думаю, ответ будет положительным...