Игры своими руками по художественно речевой деятельности. Дидактические игры по развитию речи (своими руками)

Добрый день, дорогие участники! Меня зовут Ершова Евгения. Я — логопед, специалист по речевому, интеллектуальному развитию детей и вопросам детского многоязычия. Автор сайта shillopop.com

Развитие речи ребенка – важный и сложный процесс. Большинство родителей рано или поздно задаются вопросами: от “мы не выговариваем Р” до “мы вообще не говорим”. Несмотря на то, что мы признаем индивидуальный путь развития каждого ребенка, существуют нормы развития речи, этапы и закономерности. Прежде чем я начну рассказывать об игрушках для стимулирования развития речи, позвольте отметить несколько важных моментов.

Развитие ребенка индивидуально и зависит от множества факторов, но подчиняется определенным нормам, проходит свои этапы.

Развитие речи происходит благодаря общению с людьми, в первую очередь с родителями.

Развитие речи идет в двух направлениях: говорение и понимание.

  • 3-6 месяцев : внимание к лицу, мимике взрослого, имитация движений, повторение звуков больше похожих на гласных, “пение”, гуление в ответ на речь взрослого.
  • 6-9 месяцев : лепет – произнесение звуков похожих на согласные, повторение слогов, реагируют на свое имя, понимание слов, фраз, связанных с повседневной жизнью.
  • 9-12 месяцев : имитация цепочек слогов, подражание покашливанию, цоканью, узнают по названию предметы, выполняют простые указания
  • 1 год : появление первых слов, активное использование жестов для общения, увеличение пассивного словаря, понимания речи.

Первые слова не обязательно долгожданные мама или папа. Первые слова чаще связаны с действиями: на, ам, дай. Малыши начинают говорить о том, что они хотят, видят и ощущают, а не о том, что они знают или думают. Поэтому первые слова, обычно, обозначаютнаиболее важные и интересные для малыша объекты, предметы и действия:

  • людей, окружающих ребенка (мама, папа, баба, деда, дядя, тетя);
  • действия, производимые малышом или другими людьми (тук — тук, топ — топ, ам — ам);
  • животных и птиц (мяу, ки, киса; ав — ав, ава; му; иго — го, ко — к о; кар — кар)
  • еду (ако — молоко, ана — банан, адя — вода, тяй — чай);
  • части лица и тела (нос, рот, глаза);
  • игрушки малыша и вещи в доме (мишка, мяч, соска, але — телефон);
  • одежда и обувь (носок, штаны, шапка);
  • транспорт (би — би – машина, у — у — самолет);
  • слова, отражающие состояния человека и некоторые качества (хочу, ой, ай, бо — бо).

Большинство первых слов — это звуковые комплексы, состоящие из одного или двух, часто одинаковых слогов («му», «мяу», «ав – ав», «пи – пи», «да – да»). Специалисты называют такие звуковые комплексы «языком нянь» или «языком младенцев».

Часто первые слова малышей трудно узнаваемы, поэтому многие родители, рассказывая о ребенке, говорят, что тот разговаривает на «своем языке». Одни малыши произносят только первый или ударный слог слова. Например, слово «пить» преобразуется в «пи», а «молоко» в «ако». Другие дети «изменяют» слова до полной неузнаваемости.

Преобразованное ребенком слово может иметь то же количество слогов, что оригинал и сохранять место расположение ударения. Но при этом оно абсолютно не похоже на исходное слово, например: «нанАна» — «лекарство»; «тититИ» — «кирпичи».

Чаще всего дети искажают слова со стечениями звуков, в которых два или более согласных звука следуют последовательно друг за другом, например, как в слове «здравствуйте», которое ребенок произносит как «дятите».

В «трудных» по звуковому составу словах ребенок меняет местами звуки и слоги, пропускает слоги, укорачивая слова.

1,5-3года : увеличение активного словаря до 25-90 слов, количество слов – индивидуальный показатель, языковые способности ребенка постоянно совершенствуются в общении с окружающими людьми, слова выступают в роли предложений: мяч “достань мяч”, “мяу” кошка идет, постепенно появляется фраза.

К 3 годам : словарный запас ребенка достигает приблизительно тысячи слов, малыш говорит не только о предметах, текущих явлениях и событиях, которые он наблюдает, но и о том, чего нет непосредственно перед его глазами, малыши узнают и называют картинки в книжках, в их речи появляются более сложные предложения, состоящие из двух и более простых предложений «я думаю, я буду есть», «посмотри, это кошка». Дети с хорошо развитой речью начинают говорить сложноподчиненными предложениями: «когда я буду большой, я тебя подниму». Малыш начинает усваивать грамматические правила языка. Речь развивается качественно и количественно.

Развитие речи происходит вместе с общим развитием (психическим и физическим).

Принято выделять следующие этапы развития и ведущую деятельность каждого возраста (до 7 лет):

  • Младенчество (эмоциональное общение)
  • Ранний возраст (предметная деятельность)
  • Дошкольный возраст (игровая деятельность)

Учитывая ведущую деятельность можно выстроить гармоничный план развития ребенка.

Основной период речевого развития выпадает на период игровой деятельности.

Соответственно и занятия будут эффективнее, если проводить их в игровой форме . Часто даже не обязательно придумывать занятие в форме игры, так как, по сути, любая игра несет в себе развивающие функции.

Многие дети запаздывают в прохождении таких периодов в развитии речи, долго не могут начать говорить, испытывают трудности в произношении отдельных звуков. Родителям в таких ситуациях бывает трудно понять, насколько ребенок нуждается в помощи специалистов.

Информация по возрастным нормам и особенностям речевого развития детей подготовлена по материалам книг, которые я рекомендую прочитать всем родителям :

  • Давидович Л.Р. Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?
  • Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит?
  • Кольцова М.М. Ребенок учится говорить.
  • Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить!

Если вас действительно волнует вопрос по речевому развитию ребенка лучше задать его специалисту, логопеду. Это слишком серьезная тема, чтобы доверить ее форуму или друзьям по площадке. Вас, скорее всего, начнут успокаивать, а это самый опасный путь, можно потерять драгоценное время. Сейчас получить профессиональную консультацию можно сделать даже не выходя из дома, по скайпу. Логопед успокоит вас или подтвердит опасения, но в любом случае, у вас уже будут не догадки, а факты и план действия.

Все больше родителей доверяют этому способу. Мой логопедический он-лайн кабинет работает вот уже три года. Я попросила своих клиентов написать отзывы о консультациях по скайпу. Если вы сомневаетесь, подходит ли вам этот способ, почитайте, чтобы определиться. Или же сходите в поликлинику, ближайший развивающий центр, логопедический садик.

А теперь, давайте заглянем в «сундук» с игрушками! Игрушечные магазины — самые любимые. При первой же возможности я заглядываю в такие магазины, особенно в отпуске. Из разных стран можно привезти уникальные вещи. Игрушки просто необходимы для занятий с детьми. Я не скупаю все подряд, а очень внимательно выбираю. Некоторые игрушки из моей коллекции могут показаться странными, но у каждой своя задача. За годы работы появилось несколько фаворитов, именно их вам сегодня и покажу. Надеюсь, что мой рассказ поможет вам сориентироваться в многообразии игрушек, подтолкнет к правильному решению и убережет от ненужных трат. Многие игрушки можно сделать своими руками, об этом я тоже расскажу, а если вам захочется больше информации, то добро пожаловать на сайт за идеями, выкройками или готовыми игрушками.

Мячик.

Перекидывая или катая мячик можно выполнять огромное количество упражнений. Этот прием особенно хорош для подвижных детей, которым сложно усидеть на месте. Мы повторяем звуки, слоги, слова, отвечаем на вопросы и все в игре! Для безопасности я выбираю мягкие мячики из разных материалов, с разными наполнителями, чтобы игра давала разные сенсорные ощущения, развивала тактильность.

Примеры игр:

  • Предложите малышу, когда он услышит «А», подкинуть мяч вверх, а поймав мяч, повторить этот звук.
  • Мама бросает ребенку мячики разного цвета. Малыш ловит его и называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно маме
  • Мама говорит ребенку - Я произнесу первую часть слова, а ты вторую: са - хар, са - ни. Мама бросает мяч ребенку и говорит первый слог, малыш ловит его и бросает обратно, называя целое слово.
  • Мама кидает мячик ребенку, называя звук, на который малыш должен назвать слово.
  • Мама бросает мяч ребенку и называет слово, например, день, а он должен кинуть мяч в ответ и назвать ему противоположное – ночь.

Волшебный мешочек или коробка с сюрпризом .

Они превращают любое занятие в волшебство! Так волнительно засовывать руку в неизвестность, угадывать, что же там такое, а после можно и обсудить. Если вам нужно привлечь внимание ребенка к предмету, спрячьте его в волшебный мешок.

Пример игры:

Возьмите непрозрачный мешочек, положите в него предметы на изучаемую тему (геометрические фигуры, фигурки животных, овощей или фруктов, сенсорные элементы и т.д.) и предложите ребенку наощупь найти шар, куб, жирафа, слона и т.д.

Трубочка.

Подобную игрушку вы можете встретить в разных вариантах в магазине: деревянную, как на фото, пластмассовую, или сделать самостоятельно из бумаги, фетра или пористой резины.

Мастер класс, который вы получили в рассылке поможет сделать игрушку самостоятельно. Эта игрушка отлично развивает правильный выдох, учит управлять своим дыханием, формирует сильную, направленную воздушную струю, которая важна, как для речи в целом, так и для сложных звуков: С, З, Ш, Ж, Р.

Пример игры:

Предложите малышу подуть в трубочку, а вы в это время считайте, как долго шарик удержится в воздухе. Постепенно, длительность выдоха будет увеличиваться, а малыш будет чувствовать себя чемпионом.

Волчок.

Я помню, как в детстве меня завораживала эта игрушка. Мои маленькие ученики так же неравнодушны к ней, но вот запускать волчок самостоятельно – задача не из простых. Какой это полезный навык: развивается мелкая моторика, зрительная координация, ловкость, сила ведущих пальцев руки. Традиционный волчок вы, конечно же, видели, может быть, даже делали самостоятельно из спички и картона, поэтому обратите внимание на мою самую необычную находку (слева на фото): волчок, который не только крутится, но и встает на ножку, если правильно запустить.

Пример игры:

Волчок интересно запускать маме и ребенку одновременно, замечая, чей крутится дольше и красивее. Устройте мини соревнования!

Пинцет, палочки.

Это не совсем игрушка, скорее инструмент, но владение им, так же положительно сказывается на состоянии мелкой моторики, стимулируя развитие речи. Такие палочки для детей в Азии продаются в супермаркетах, аптеках, хозяйственных магазинах. И если задуматься, то для многих взрослых этот навык довольно сложен, что уже говорить о 2-3 летних малышах. Однако, это возможно! И именно в раннем возрасте этот навык развивает речь и интеллект. Присмотритесь к упаковке, там так и написано:)

Кроме шуток, я с восторгом открыла для себя эти палочки, теперь из каждой поездки привожу их в подарок детям. Теперь и вы знаете, что попросить у друзей, которые отправляются в Азию. Ими можно не только есть, но и играть.

Пример игр:

  • На детской кухне можно приготовить не только традиционные суп и кашу, но и роллы или суши, а потом устроить обед и кушать палочками.
  • Игры с перебиранием разных круп станут интереснее и сложнее, если раскладывать крупы не пальчиками, а пинцетом или палочками. Смешайте фасоль, горох и макароны, предложите ребенку разложить их на разные блюдца.
  • Сложите в миску ватные шарики разных цветов и попросите ребенка разложить по цветам – это задание легче, чем с крупой, поэтому лучше подойдет для начала.

Прищепки.

Снова, не столько игрушки, сколько бытовые вещи. Но вы же помните, что до 3 лет ребенок овладевает предметною деятельностью и именно реальные предметы для него самые интересные. А, как мы с вами видим, и полезные. Занятия с прищепками могут носить практический характер, то, как мы обычно их используем: вешать белье, записки, картинки. Но можно и добавить игры в эти действия. И тогда прищепки уже не прищепки, а птички, машинки и проч. Или части игрушек, как на этой фотографии.

Примеры игр:

  • Мама показывает ребенку ежика и говорит: «Смотри, какой ёжик пришел к нам в гости. Он по дороге потерял все иголочки. Давай ему поможем и сделаем ему иголки. А теперь давай пофырчим, как ежики». А вот тучка прилетела (мама достает заготовку тучки) и дождик пошел. Давай сделаем дождик тучке. Как он капает? (ребенок произносит, как капает дождик: кап-кап кап-кап)»
  • Оборудование: карточки со слогами, словами; прищепки красного, зеленого, синего цвета. Задание. Ребенку предлагают выбрать карточку со слогом и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Ребенок должен четко проговаривать звук и называть цвет прищепки, которую он выбрал. Например: слог ба: звук [б] - твердый согласный, поэтому прищепка синяя; звук [а] - гласный, поэтому прищепка красная.
  • Если ребенок уже умеет читать и знает, что такое ударение, то можно использовать прищепки в игре с карточками со словами. Мама показывает ребенку карточку со словом и просит поставить ударение с помощью прищепки.
  • Либо мама сама ставит ударение на слове, которое может иметь несколько значений и предлагает ребенку объяснить, что значит слово зАмок, а что замОк.

Звучащие предметы (развитие фонетического слуха).

Первое, что рекомендуется проверить, когда у ребенка задержка речи – это слух. И если со слухом все нормально, то главная задача – фонетическое развитие. Мы разделяем речевые звуки и неречевые. Звучащие игрушки нужны нам для развития неречевого слуха.

Их можно сделать самим из контейнеров от киндер сюрприза или маленьких бутылочек от йогурта. Заполняем парные контейнеры предметами, которые можно различить на слух и играем. Можно воспользоваться готовыми деревянными игрушками — звучащие шары от Вальда.

Пример игр :

  • определи по звуку, что внутри – ребенок берет контейнер и на слух определяет, что звучит: колокольчик, монеты, крупа и т.п. Другой вариант этой игры, когда вы за ширмой чем-то звените, а ребенок угадывает
  • найди пару – перед ребенком раскладываем контейнеры, по два с одним наполнителем и просим подобрать каждому пару.
  • Что лишнее — выкладываем 3-4 контейнера с одинаковым наполнителем и один с отличающимся, ребенок перебирает все и слушает звуки, а потом решает, какой лишний.

Мне еще очень нравятся звучащие шары от Вальда.

Бибабо или игрушки на руку.

Веселый лягушонок хорошо, широко открывает рот и квакает, конечно же.

Сова учит точно проговаривать важный и сложный звук У. Проказник поросенок гримасничает, много болтает и постоянно шутит. Лошадка умеет цокать, а это нам помогает поскорее научиться произносить РРР. Вот всего несколько идей, как игрушка бибабо помогает в развитии речи.

Пример игр:

  • Наденьте игрушку на руку и немного измените свой голос, чтобы создавалось впечатление, что говорите не вы, а игрушка! Разыграйте сценку знакомства, предложите вместе поиграть.
  • Перчаточная игрушка может стать ведущей ваших домашних занятий и учить ребенка новому. Мудрая сова прилетает из леса, специально, чтобы научить считать, а мишка вместе с малышом рисует.

Пальчиковый театр.

Пригодится он на всем протяжении раннего и дошкольного возраста. Сначала он учит слушать и наблюдать, потом развивает мелкую моторику, когда ребенок пытается надевать или снимать игрушки, и однажды ребенок заговорит словами любимого героя. Про пальчиковый театр стоит говорить отдельно, т.к. тема неисчерпаема, можно придумать бесконечное количество сюжетов и героев! Я покажу несколько видов, отличающихся по тому, как с ними манипулировать.

Традиционный пальчиковый театр.

Шагающий пальчиковый театр.

Еще один вид шагающих игрушек

Пример игры:

Разыграйте хорошо знакомую сказку по ролям, надевая и снимая игрушки, двигая ими по сюжету сказки, вы развиваете ловкость пальчиков, мелкую моторику ребенка. Большинство игр с пальчиковыми игрушками — это театрализованные игры по сказкам или пальчиковые игры со стихами.

На самом деле, список игрушек можно продолжать! Все зависит от конкретной ситуации. Кому-то необходимы все эти игрушки и даже больше, а другим даже столько не нужно, т.к. речь и так прекрасно развивается. Доверяйте своей родительской интуиции и мнению специалиста о вашем ребенке и тогда успех в развитии речи вам обеспечен.

Приятного творчества и веселых игр!

Евгения Ершова

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

На развитие речи детей, внимание, интеллектуальную деятельность, ум, творчество влияет уровень Это очень важно, так как благодаря этому ребенок способен выполнять множество учебных и бытовых действий. Развить моторику пальчиков у малышей можно, используя изготовленное дидактическое пособие своими руками для детского сада. Другими словами - играя с ребенком. Так развивается внимание, воображение, память, усваивается опыт, вырабатываются привычки, навыки.

Очень просто изготовить такое дидактическое пособие своими руками для детского сада. С описанием некоторых из них можно ознакомиться ниже.

«Хочу все трогать»

Делается такое дидактическое пособие своими руками для детского сада. Средняя группа малышей заинтересуется этой игрой. Она представляет собой 10 тактильных карточек с поверхностями различной структуры и цифрами. С их помощью развивается сенсорное восприятие, умственный потенциал в целом, память, дети обучаются счету.

Что понадобится:

  • картон;
  • ножницы;
  • клей;
  • цифры из фетра, бархатной бумаги;
  • различные поверхности.

Использовать можно наждачную бумагу, дерево, кожу, войлок, липучку (колючую часть), ленточки. Тактильные карточки изготавливаются из картона. На каждую наклеивается цифра и фрагмент материала с разными поверхностями. Можно изготовить несколько комплектов, тогда вариаций игры будет больше. Например, найти одинаковые, угадать поверхность на ощупь.

«Разложи в домики камешки»

Сформировать умение различать цвета и правильно называть их поможет следующее изготовленное дидактическое пособие своими руками для детского сада. Младшая группа - целевая аудитория для обучения.

Материалы: камешки, цветной картон, ножницы, клей. Изготавливается четыре коробочки.

Вариации игры:

  • посчитать камешки заданного цвета;
  • разложить их по соответствующим коробочкам.

Польза такого пособия заключается в развитии мелкой моторики, изучении детьми цветов, умении использовать их названия в речи.

«Геоконт»

Можно изготовить еще одно дидактическое пособие своими руками для детского сада. По математике задания можно выполнять с его помощью. Игра представляет собой поле (деревянное) с разноцветными гвоздиками, на которые натягиваются резинки.

Геоконт - это конструктор. На его поле с помощью разноцветных резинок можно делать различные геометрические фигуры, узоры симметричные и несимметричные. Игра развивает познавательные, сенсорные способности детей, память, речь, мелкую моторику, воображение, учит согласовывать действия, сравнивать, анализировать. В момент конструирования геометрических фигур у дошкольников задействуются тактильно-осязательный и сенсорный анализаторы, которые способствуют формированию понятия формы, упругости (резиночки растягиваются и возвращаются в исходное положение), погружаются в мир геометрии (узнают, что такое «луч», «прямая», «отрезок», «точка», «угол»).

Геоконт - полезное дидактическое пособие. Своими руками для детского сада для старшей группы его сделать вовсе не сложно. Однако и самым маленьким будет интересно и познавательно натягивать разноцветные резиночки на гвоздики.

«Времена года - куклы»

Дидактическое пособие своими руками для детского сада по временам года можно поручить сделать родителям детей младшего возраста. Оно будет способствовать удержанию внимания, пробудит интерес к играм с куклами.

Для начала необходимо объяснить родителям цель, то, как будут выглядеть все элементы, а также подобрать материалы (вату, ткань, нитки, пуговицы).

Итак, как же сделать такое дидактическое пособие своими руками для детского сада? Основа - четыре куклы, каждая из которых одета в сарафан соответствующего времени года - голубой, зеленый, оранжевый, желтый. На голове у них веночки. Каждая кукла держит корзинку с предметами, что соответствуют временам года. Это могут быть цветочки, кораблики, веточки, сосульки, грибы, фрукты.

Легко изготовить такое дидактическое пособие своими руками для детского сада. По развитию речи есть много руководств, но это одно из самых эффективных. Также игра «Времена года - куклы» может быть использована в изобразительном искусстве, в театрализованной деятельности детей. Материал применяется в соответствии со временем года.

Необычный, привлекательный вид кукол подталкивает малышей к повторению отдельных слов, словосочетаний, вызывает желание внимательно слушать, что говорит воспитатель. Пособие хорошо использовать в индивидуальных занятиях с детьми. Оно отлично способствует помогает закрепить материал. Воспитатель может использовать кукол для развлечений, как сюрприз на праздниках.

«Солнышко»

Такое дидактическое пособие своими руками для детского сада очень просто изготовить. Материал:

  • разноцветный картон;
  • прищепки;
  • ножницы;
  • маркеры.

Можно вырезать солнышко, ежика, тучку. Прищепки применяются как лучики, колючки, капельки дождя соответственно. Игра помогает развить:

  • моторику пальчиков;
  • мышечную силу;
  • зрительную координацию.

Все детки с удовольствием будут цеплять и снимать прищепки.

«Паровозик»

Разработайте это наглядное дидактическое пособие своими руками для детского сада. Старшая группа малышей активно будет изучать его на своих занятиях. Находиться пособие должно на видном месте, чтобы дети в любой момент могли к нему подойти, рассмотреть, потрогать, поиграть. «Пассажиры» паровозика меняются каждую неделю. Все зависит от того, какую тему дети изучают. Это могут быть звери, овощи, фрукты, предметы, профессии и т. д.

Пособие позволит закрепить материал, развить любознательность малышей, обогатит их словарный запас, разнообразит игры, поможет развить мышление, будет незаменимым в тренировке памяти, логики.

Рассмотрим ход работы с дидактическим пособием на примере.

  1. Сажаем в вагончики паровозика фрукты и один овощ. Задаем детям вопрос: «Что лишнее?»
  2. Малыши должны назвать фрукты-«пассажиры» и обобщить их одним словом.
  3. «Что исчезло?» Игра развивает внимание. Малыш отворачивается, воспитатель убирает один фрукт, ребенок называет его.
  4. Ориентация в пространстве. Спрашиваем у ребенка, какой фрукт едет за грушей, а какой перед бананом, позади яблока, между апельсином и киви.
  5. «Математика». Необходимо назвать «пассажира» второго вагона, последнего, первого. Посадить яблоко в пятый, а сливу в седьмой. Назвать, сколько всего вагонов.
  6. Воспитатель описывает какой-либо фрукт, не называя его. Ребенок отгадывает. Потом наоборот.
  7. «Какой сок можно сделать из яблока?» Учимся образовывать прилагательные.
  8. Изучаем цвета. Воспитатель просит ребенка в вагончик посадить исключительно красные фрукты.

«Сухой аквариум»

Данное изготовленное дидактическое пособие своими руками для детского сада по развитию речи представляет собой набор разноцветных помпонов, которые собраны в коробку или пластмассовый тазик. Такая игра нормализует тонус мышц, стимулирует развивает воображение, речь, учит различать цвета.

Ребенок запускает в аквариум ручки, перебирает шарики, выкладывает их, кладет обратно, сжимает и разжимает кисти. Ценность заключается в том, что нет страха что-либо сломать. Можно положить на дно емкости игрушки и попросить ребенка их найти и достать.

«Найди домик для яичка»

Это дидактическое пособие, своими руками для детского сада изготовленное, поможет воспитателю:

  • научить ребенка различать, называть правильно цвета;
  • формировать умение совмещать яичко и ячейку;
  • развивать моторику;
  • действовать последовательно.

Для его изготовления используется бумажный контейнер, ячейки которого раскрашиваются, и разноцветные капсулы от киндер-сюрпризов. Получается очень красочное, яркое пособие.

Играя, дети учатся находить одинаковые яйца и соответствующие им ячейки, считать, раскладывать предметы.

Зотина Марина Дмитриевна

В данном материале мною представлены игры по развитию речи, сделанные своими руками. В процессе игры ребенок преобретает новые знания, пополняет словарный запас, навык коммуникации. С помощью дидактической игры, как основного наглядного метода можно решать поставленные программные задачи.

дидактическая игра "Дикие и домашние животные".

Программное содержание: обогащение и активизация словаря по теме "Дикие животные", "Домашние животные"; развитие мышления и связной речи; обучение использованию в речи обобщающих понятий.

Описание игры: ребенок должен назвать животные, поместить его в нужное место, в лесу живут дикие животные,а на дворе, рядом с человеком - домашние.

дидактическая игра "Чей домик" (на прищепках)

Программное содержание: дать детям представление о том, где живут животные, что у них тоже есть домик (лиса живет в норе, ласточка живет в гнезде, гусеница в листочке и т. д., составление простых предложений.

Пальчиковый театр по сказкам.


Программное содержание: развитие подвижности пальцев обеих рук в сочетании с речью, развитие коммуникативных способностей; развитие памяти и мышления.

наглядное пособие "Экологический коврик"


Программное содержание: обогащение словаря, развитие слухового, зрительного, цветового восприятия путем застегивания и растегивание пуговиц и липучек; развитие мелкой моторики рук.

Публикации по теме:

Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Предлагаю вашему вниманию дидактические игры, сделанные своими руками (эти игры были сделаны.

Здравствуйте уважаемые коллеги. Вот и пришло время расставаться с подготовишками. Впереди опять новый набор совсем маленьких деток, вам.

Дидактические игры по экологии своими руками 2017 год экологии в России. Берегите эту землю, эту воду! Даже эту малую былиночку любя! Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте.

Игры, которые я предлагаю, можно изготовить в домашних условиях, тем более материал для изготовления таких игр не требует особых затрат.

Презентация «Игры своими руками для развития речи детей» С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов.

Консультация для родителей «Игры по сенсорному развитию для детей 2–3 лет своими руками» Основной задачей воспитания и обучения детей 2 – 3 лет является сенсорное развитие, развитие мелкой моторики и координации движений. В продаже.

Игра для маленьких детей является основным методом познания реального мира. Чтобы обучать малыша необходимым навыкам можно было комфортно для него и просто, педагоги и логопеды разработали специальные дидактические игры по развитию речи. Ориентированы они могут быть на совершенствование различных речевых навыков – всё зависит от возраста ребенка и конкретных целей обучения.

Всего в педагогике различают 3 типа дидактических игр для ребят дошкольного возраста (у них одна цель - развитие речи):

  1. дидактические игры на слова с предметами, игрушками;
  2. настольные игры с печатными материалами;
  3. словесные игры.

Иногда также выделяют дидактические игры по развитию речи по возрасту – некоторые задания рассчитаны на малышей 3-5 лет (младший дошкольный возраст), они позволяют правильно быстрее. А другие – для детей 6-7 лет (старший дошкольный возраст), позволяют откорректировать и усовершенствовать уже имеющиеся речевые навыки.

Следует рассмотреть подробнее каждый тип.

Дидактические игры с окружающими вещами

В первую очередь направлены эти игры на развитие тактильных ощущений ребенка, его умения правильно использовать игрушки и иные предметы обихода. Развивают предметные игры также и воображение малыша — он учится мыслить творчески.

Что за предмет?

Самая простая дидактическая игра из этого набора учит детей называть предметы, которые они видят.

Малыш достает из мешочка игрушку или другой предмет, а затем просто называет его (например, телефон, чашка или мягкая игрушка).

Сундучок с картинками

Существуют аналогичные предыдущей дидактические игры на визуальное восприятие детей. Воспитатель или родитель должен взять маленький сундучок, положить в него картинки или фотографии различных предметов, а затем предложить детям достать изображения и назвать, что на них изображено.

Сашины помощники

Эта дидактическая игра помогает понять разницу между единственным и множественным числом в глаголах, а также знакомит ребенка с устройством человеческого тела.

Воспитатель говорит детям, что сейчас к ним придет кукла Саша с помощниками, а задача ребят – отгадать, как они называются. Педагог «ведет» куклу, а затем показывает на ее ноги, спрашивая у детей, как называется эта часть тела и что она может делать (ноги – бегать, ходить, танцевать). Когда ребята отвечают, воспитатель начинает показывать на другие части тела и спрашивать то же самое (глаза – смотрят, моргают, рот — говорит, жует пищу, зевает и т.п).

Кубик

Эта игра по развитию речи в подготовительной группе улучшает дикцию малышей, позволяет им развить или улучшить звукоподражание.

Для выполнения упражнения потребуется кубик, на каждой грани которого изображено животное или предмет, который может издавать узнаваемые звуки (например, самолет — «ууу»). Малыш подбрасывает кубик (можно также проговорить «крутись-вертись, на бочок ложись»), а преподаватель просит его проговорить, что на выпавшей грани изображено, какие звуки этот предмет издаёт (например, корова – «мууу», ослик – «иа»).

Какой предмет подойдет?

Дидактические игры на основе сравнения учат детей сопоставлять размеры предметов, а также находить аналогии между этими размерами. Например, можно взять несколько плюшевых медведей и разные по размеру тарелочки, а затем предложить ребенку сопоставить – какому мишутке какая тарелка подойдет по размеру (большому — большая, маленькому — маленькая).

Словесные игры

Дидактические игры по развитию речи такого типа развивают внимание детей, учат запоминать, развивают речь и способности к выражению собственных мыслей. В этих заданиях слова детей с их действиями связаны.

Паровоз

Воспитатель берет игрушечный паровозик, предлагая малышу его позвать. Ребенок начинает говорить «Уууу» (упражнение отрабатывает именно этот звук), а педагог в это время — подводить паровозик к малышу, как будто игрушка приехала на этот звук.

Эхо

Используется эта дидактическая игра по развитию речи в подготовительной группе. Упражнение направлено на отработку правильного произношения гласных. Педагог должен громко произносить отрабатываемый звук, а ребенок – тихо повторить за ним. Например, преподаватель говорит «ООО», а малыш эхоподобно отвечает «ооо». Можно таким же образом отрабатывать сочетания гласных.

Лошадка

Упражнение отрабатывает правильное произношение звука «И».

Подобно упражнению «Паровоз», воспитателю нужно взять фигурку лошадки и предложить малышу ее позвать. Ребенок начинает говорить «Иии», а лошадка «скачет». Когда малыш перестает произносить звук, игрушка должна «остановиться». Далее ее зовут следующие по очереди дети.

Настольные дидактические игры

Дидактические игры на основе картинок развивают зрительное запоминание, повышают внимательность, позволяют наглядно усвоить материал.

Основных дидактических упражнений такого типа, использующихся на практике, три.

Для первой нужно взять разрезанную на кусочки картинку или пазлы, после чего предложить детям собрать изображение своими руками и назвать, что на нем изображено.

Иногда преподаватели используют другие дидактические игры на визуализацию – поиск пар для изображений. Для этого берется много разнообразных маленьких цветных картинок. Важное условие – у каждого изображения должна быть пара. Малыши ищут одинаковые картинки и сопоставляют их. Можно немного изменить игру – взять две похожие картинки и предложить ребенку найти несколько отличий.

Также можно подготовить и выбирать картинки, логически подходящие друг к другу (дом - крыша, автомобиль - колесо, дерево - лист и т.д.).

На практике применяют еще одно задание. Для его выполнения берут несколько игрушек и соответствующих им картинок (если игрушка – котенок, то на картинке тоже должен быть изображен котенок). Детям предлагается соотнести реальные и нарисованные предметы между собой. Это учит правильному соотношению реальных и нереальных вещей.

Игры для детей 3-5 лет

У детей младшего дошкольного возраста основной целью обучения стоит постановка звуков и правильного произношения слов, так как именно в этот период подобные навыки формируются и закладываются. Для этого существуют дидактические игры на звуки и слова.

Гласные звуки

Помогает детям научиться находить гласные звуки в словах и определять их. Лучше повторять это упражнение с детьми ежедневно.

Воспитатель дает детям слово из одного, двух или трех слогов (лучше начинать игру с односложных слов для простоты, а потом постепенно увеличивать их длину). При этом дети должны проговорить слово и назвать все гласные звуки, которые они в нём нашли (например, для слова паровоз малыш должен назвать А и О).

Три слова

Дидактические игры на смысловые аналогии позволяют сделать словарь малыша более активным.

Для выполнения задания группу детей нужно выстроить в шеренгу. Каждому преподаватель задает простой вопрос. Малыш должен сделать три шага вперед. Делая каждый шаг, он проговаривает ответ на вопрос (то есть, всего должно быть три ответа). Например, на вопрос воспитателя «чем можно рисовать» малыш может ответить «красками, карандашами, фломастерами».

Закончить предложение

Упражнение помогает детям научиться употреблять дополнительные связные слова в предложениях.

Педагог дает детям предложение, в котором не хватает одного слова. Дети должны его самостоятельно договорить. Предложения могут быть разными:

  • сахар насыпают в… (сахарницу);
  • конфеты кладут в… (конфетницу);
  • хлеб хранят в… (хлебнице).

Можно подобные дидактические игры на синтаксис и добавить сложноподчиненные конструкции:

  • мы пойдем гулять… (если не пойдет дождь);
  • Саша не пошел в садик… (потому что простудился);
  • я не ложусь спать… (потому что не пришло время).


Лишнее слово

Дошкольник, выполняя дидактические игры на исключение, учится находить лишние слова на слух и воспринимать устную речь.

Воспитатель произносит ребенку ряд слов, в котором малыш должен найти лишнее и объяснить свой выбор.

  1. кошка – лисица – заяц – зонт – лошадь (зонт – не животное);
  2. паровоз – поезд – корабль – самолет – кровать (кровать – не вид транспорта);
  3. каша – кубик – чай – суп – конфета (кубик не съедобный).

5 названий

Дидактические игры на группировку помогают дошкольнику обобщать слова в соответствии с их значением.

Для выполнения упражнения нужно подготовить мячик. Воспитатель говорит общее слово (например, «посуда» или «фрукты»), а ребенок должен назвать конкретное слово («чашка», «яблоко» и т.п.) и перебросить мяч другому, чтобы он сделал то же самое. Получится цепочка из слов (оптимально, чтобы было пять названий – например, яблоко - груша - слива - апельсин - киви).

Изменение слов

Более сложные дидактические игры на грамматику – изменение формы одного и того же слова для последующего понимания чисел и падежей.

Педагог дает дошкольнику простое предложение, а он должен поставить действующее лицо во множественное число:

  • я взял конфету – я взял конфеты;
  • в магазине купили игрушки – в магазине купили игрушки;
  • я вырезаю снежинку – я вырезаю снежинки.

Все приведенные упражнения можно модифицировать и изменять, делая их более интересными или сложными – все зависит от уровня подготовки детей.

Дидактические упражнения для детей 6 или 7 лет

Игры по развитию речи в старшей группе немного сложнее, так как к такому возрасту ребята уже овладевают базовыми навыками речи, и им нужно совершенствовать ее.

«Тепло – холодно»

Дидактические игры для развития речи дошкольников такого плана направлены на поиск антонимов слов.

Перед выполнением нужно убедиться, что ребенок понимает значение слов «разный», «противоположный» «похожий», «одинаковый».

Воспитатель дает слово и словосочетание ребенку, чтобы он сказал противоположное по значению выражение (мяч большой – мяч маленький, лента длинная – лента короткая, фигурка белая – фигурка черная, кубик легкий – кубик тяжелый, пруд глубокий – пруд мелкий, мальчик веселый – мальчик грустный, погода ясная – погода пасмурная).

Дидактические игры на антонимы можно усложнить – добавить для замены не только прилагательное, но и существительное (ясный день – дождливая ночь, теплое лето – холодная зима).

Родственники

Упражнение помогает дошкольнику разобраться в родственных отношениях и устанавливать степень родства между людьми.

Воспитатель в рамках упражнения на развитие понимания родства задает вопросы о родственных связях, а ребенок должен на них ответить:

  • кто ты для мамы и бабушки (сын/дочь, внук/внучка);
  • кто тебе папин брат (дядя);
  • кто тебе дочь папиного брата (двоюродная сестра).


Составить предложение

Дидактические игры на предложения помогает повысить внимание дошкольника и научить его правильно согласовывать слова. Логопед дает 2 несогласованных между собой слова, а ребенок делает из них словосочетание или предложение.

Например, педагог говорит «мяч прыгать», а дошкольник – «мяч прыгает», «девочка плавать» – «девочка плавает».

Профессии

Игры по развитию речи для дошкольников, связанные с профессиями, улучшают знания ребенка в профессиональных областях, а также учат его образовывать из одной части речи другую.

Педагог, предлагая такие дидактические игры на слова, дает название профессии, а дошкольник говорит, чем такой человек занимается. Например:

  • строитель – строит;
  • врач – лечит.

Уменьшительно-ласкательные слова

Дидактические игры на формы слов учат образовывать уменьшительно-ласкательные формы известных детям слов. Воспитатель навязывает слово в его обычной форме, а ученик – в уменьшительно-ласкательной:

  • кукла – куколка;
  • сумка – сумочка;
  • шарф – шарфик.

Дидактические игры на улучшение речи – один из самых простых и эффективных способов улучшить коммуникативные навыки детей и научить их отличать формы слов, а также их значения.

Для разных групп ребят сложность упражнений разная — игры по развитию речи в старшей группе гораздо сложнее, чем в младшей. Придумывать задания родителям можно самостоятельно по примерам, а можно обратиться за помощью к логопедам.

Игры – обязательный элемент развития и воспитания ребенка. Дидактические игры помогают установить взаимосвязи между практическими и умственными действиями, что важно для детей любого возраста: в 2–3 года, 3–4 года, 4–6 лет.

Дидактическая игра – вид образовательной деятельности, организованный в формате игры. Занятия реализуют принципы игрового, активного обучения, подчиняются набору определенных правил, имеют строгую структуру и систему контрольно-оценочных средств.

Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить малыша.

Рассматриваемые игры, как и подвижные, музыкальные, создаются взрослыми (воспитателем, родителем) и предлагаются уже в готовом виде. Сначала дети овладевают игрой при помощи ее разработчиков, узнают правила, нормы действия, и со временем, после овладения необходимым содержанием, начинают играть в них самостоятельно.

Такого рода занятия – одни из ведущих в дошкольных образовательных организациях, поэтому используются воспитателями на всех ступенях развития детей: первая младшая группа (2–3 года), вторая младшая группа (3–4 года), средняя – 4–5 лет, старшая – 5–6 лет, подготовительная – 6–7 лет.

Правильно организованные дидактические игры развивают:

  • умственные и познавательные способности – дети узнают новую информацию, обобщают ее и закрепляют, расширяют свои знания о различных предметах, явлениях окружающей действительности, о растительном и животном мире. Развивается память, все виды внимания, наблюдательность, дети учатся высказывать суждения и умозаключения;
  • речь – происходит пополнение активного словаря и его актуализация в речевой деятельности;
  • социально-нравственные ценности – дети познают взаимоотношения между собой и взрослыми, между объектами живой и неживой природы, дети учатся сопереживать, уступать друг другу, быть справедливыми, внимательными по отношению к другому.

Обычно рассматриваемые игры подразделяют на 3 основные группы:

  1. Игры с предметами (игрушками) – направлены на непосредственное восприятие вещи и действие с ней, следовательно, ребенок знакомится с характеристиками этого предмета, его формой, цветом. При работе с несколькими игрушками, дети могут сравнивать их между собой, находить общее и различное. Этот вид заданий позволяет организовать самостоятельную деятельность, развивает умение занимать себя и не мешать другим в группе.
  2. Настольно-печатные игры – направлены на знакомство с окружающей действительностью, флорой, фауной, явлениями живой и неживой природы. Такие задания способствуют развитию речевых умений, логики, внимательности, учат моделированию жизненных ситуаций, принимать решения, тренируют навыки самоконтроля.
  3. Словесные игры – развивают мышление и речь дошкольников. В основе этих игр говорение, что позволяет тренировать умение решать различные мыслительные задачи: описывать свойства и характеристики вещей или явлений, выделять их основные признаки, сравнивать разные предметы (явления) между собой, отгадывать их по описанию.

Дидактические игры для детей (2–3 лет или старше) проводит воспитатель или родитель, при этом он организует деятельность через ознакомление с содержанием и правилами игры, ее ходом действия, через наглядный пример того, как нужно играть. Заканчивается игра подведением ее итогов и анализом, который позволяет выявить индивидуальные характеристики детей.

Польза дидактических игр

Рассматриваемые игры развивают:

  • речь – дети слышат речь взрослого и других дошкольников, следовательно, пополняется словарный запас. Кроме того, ребята отвечают на вопросы, описывают что-либо, рассуждают, следовательно, тренируются имеющиеся речевые данные, происходит их совершенствование;
  • мышление – дошкольники расширяют знания о предметах, явлениях, о флоре и фауне, узнают новую информацию, могут сравнивать имеющийся опыт с полученным, тренируют память, логику, математические способности;
  • внимание – дети тренируют навыки слушания и понимания того, что нужно сделать, как правильно играть в игру, следовательно, становятся более внимательными, сосредоточенными, умеют регулировать свои действия;
  • физические качества – происходит развитие двигательной системы, дети становятся подвижными, активными, учатся контролировать свои движения, управлять ими, формируется психика ребенка с точки зрения способности к жизненной активности.

Развитие речи

Дидактические игры, направленные на развитие речевых умений, рекомендуется подбирать с учетом возрастного показателя. Такие занятия пополняют активный запас слов у малышей и учат выделять звуки воспитанников старшей группы.

Дидактические игры для детей 2–3 лет:

  1. «Дерево». Цель – развитие навыка использования в речи предлогов, активизация речевых умений, полученных ранее. Описание – воспитатель читает небольшое стихотворение и визуально показывает, что НА – сверху, а ПОД – снизу. После проигрывания действия, обсуждает вместе с детьми, что еще бывает НА и ПОД. Текст:

  1. «Кукла спит». Цель – развитие навыков говорения, слуха. Дополнительный реквизит – кукла и колыбельная (кроватка). Описание – задача дошкольника уложить куклу спать: покачать ее, пропеть колыбельную, положить в кроватку и накрыть одеялом. Следующий этап игры – педагог объясняет, что пока куколка спит, нужно разговаривать шепотом, чтобы не разбудить ее. При этом нужно вывести дошкольника на разговор, попросить рассказать о чем-либо. Завершающий этап – объявить, что кукла проснулась и теперь можно разговаривать в полный голос.

Занятия для дошкольников 4–5 лет:

  1. «Где что можно делать?». Цель – развитие умения применения в речи глаголов, навыков слушания, социально-нравственных ценностей. Описание – дети отвечают на вопросы педагога: «Что можно делать на детской площадке?» (отдыхать, играть, кататься с горки, бегать, общаться и т.д.), «Что можно делать на природе (в поликлинике, на даче и т.д.)?».
  2. «Какая, какой, какое». Цель – развитие умения применения в речи определений для различных предметов, явлений, активизировать имеющийся запас слов. Описание – воспитатель называет слова, а дошкольники по цепочке называют свойства, характерные для этих слов. Например: кошка – ласковая, полосатая, пушистая; пальто – теплое, осеннее, коричневое.

Игры для старшей группы:

  1. «Гласные звуки». Цель – развитие навыков выделения гласных звуков из состава слова. Описание – педагог называет слово, состоящее из одного, двух или трех слогов (все зависит от индивидуальных возможностей дошкольника), дети определяют на слух гласные звуки и называют их.
  2. «Лишнее слово». Цель – развитие слухового внимания, обогащение запаса слов и уточнение лексического значения. Описание – воспитатель называет цепочку слов, задача воспитанников – найти лишнее слово и объяснить свой выбор. Например: октябрь, январь, лето, июнь, август; джинсы, платье, туфли, свитер, пальто.

Развитие мышления

Дидактические игры, направленные на развитие мышления, будут полезны не только детям в 2–3 года, но и для средней, и для старшей группы. Грамотно организованные занятия способствуют тренировке всех ступеней интеллектуального становления мышления.

А именно:

  • наглядно-действенное – ребенок устанавливает причинно-следственные связи через решение простых практических задач;
  • наглядно-образное – дошкольник устанавливает связи, используя образное представление о предмете, явлении;
  • словесно-логическое – установление различных связей между словами и понятиями на обобщенном (абстрактном) уровне.

Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить мышление ребенка.

Задания на развитие мышления в младшей группе:

  1. «Кто что любит». Цель – развитие наглядно-действенного мышления, синтез знаний о животных. Описание – педагог раскладывает карточки с представителями фауны и едой для них, детям предлагается накормить каждого представителя.
  2. «Слова наоборот». Цель – развитие наглядно-образного мышления, умения анализировать. Описание – педагог называет слово, а воспитанникам нужно назвать противоположное слово: узкий — толстый, длинный – короткий и т.д.
  3. «Обобщи слова». Цель – развитие словесно-логического мышления, умения объединять слова в группы. Описание – задача детей обобщить слова, приведенные в цепочке педагога. Например: корова, лошадь, баран – домашние животные.

Игры для средней группы:

  1. «Потерявшаяся игрушка». Цель – развитие мышления, умения сосредотачиваться. Описание – перед ребенком ставят несколько игрушек, просят внимательно посмотреть на них и запомнить, затем дошкольник закрывает глаза, одну игрушку убирают и просят посмотреть, какая игрушка спряталась. Эту игру можно усложнить, если игрушки менять местами, при этом дошкольник должен вспомнить, в какой последовательности стояли предметы.
  2. «Найди клад». Цель – развитие логического мышления, пространственной ориентации, умения действовать по схеме. Описание – в комнате прячется какой-либо предмет и рисуется карта его местонахождения, задача детей – отыскать предмет, используя карту. Задание можно усложнить, если проводить его на детской площадке.

Упражнения для старших дошкольников:

  1. «Продолжи слово». Цель – развитие скорости мышления и соображения. Описание – воспитатель называет начальный слог, а ребенок должен придумать слово, начинающееся с этого слога. Можно усложнить задание и предложить придумать несколько слов на один слог.
  2. «Похож – не похож». Цель – развитие логического мышление, умения анализировать, оценивать предметы, явления, аргументировать свой ответ. Описание – педагог заранее расставляет в комнате различные предметы, задача дошкольника – найти похожие предметы, описать, что у них совпадает, доказать свою точку зрения.

Развитие внимания

Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на развитие внимания тренируют умения внимательно слушать педагога , следить за обстановкой в группе, что в свою очередь приводит к запоминанию нужной информации.

Упражнения для младших дошкольников:

  1. «Лото». Цель – тренировка зрительного внимания, мышления, развитие речи. Дополнительный материал – парные карточки с картинками, один комплект карточек остается у педагога, второй комплект раздается детям (каждому по карточке). Описание – воспитатель показывает карточку, ребенок, у которого такая же картинка, быстро поднимает свою карточку и описывает ее.
  2. «Угадай, что делать». Цель – тренировка слухового внимания, умения соотносить свои действия с действиями педагога. Дополнительный материал – бубен, цветные флажки для каждого ребенка. Описание – воспитатель берет в руки бубен, дети берут флажки. Если бубен звучит громко, то дошкольники машут флагами, если тихо – держат руки на коленях.

Игры для средней группы:

  1. «Пуговицы». Цель – развитие памяти и внимания, умения находить способы запоминания предметов. Материалы – пуговицы, игровая доска от шахмат. Описание – воспитанники делятся на пары, каждый получает свой набор пуговиц. Первой игрок выставляет три пуговицы на своем игровом поле в любом месте, второй игрок запоминает расположение пуговиц, предметы накрываются, и второй же игрок повторяет расположение пуговиц на поле, затем проверяется правильность выполнения задания. Потом игроки меняются, пуговицы выставляет второй, а запоминает первый. Игру можно усложнить: 1) выставлением не 3-х, а большего числа пуговиц, 2) установления времени на запоминание и воспроизведение рисунка.
  2. «Зашумленные картинки». Цель – развитие непроизвольного внимания. Материал – карточки, на которых изображены линиями различные предметы. Описание – дети рассматривают картинки с несколькими изображениями и должны назвать предметы, которые там нарисованы. Усложнение задачи: воспитанники сначала запоминают предметы, а затем называют их по памяти.
  1. «Найди отличия». Цель – тренировка умения произвольно переключать и распределять внимание. Материал – карточка с картинками, имеющими различия. Описание – задача ребенка – найти все отличия. Можно усложнить упражнение, если подобрать изображения, отличающиеся какими-либо деталями.
  2. «Строители». Цель – тренировка наблюдательных способностей, распределения и концентрации внимания. Материал – карточки с 4 рисунками, карандаш. Описание – на карточке 4 рисунка – 1 полностью дорисованный, а в 3 других отсутствуют какие-либо детали, задача ребенка дорисовать оставшиеся рисунки так, чтобы у него получилось 4 одинаковых изображения.

Развитие физических качеств

Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на тренировку физических качеств являются необходимыми для общего развития дошкольника. Двигательная активность может формироваться не только на уроках физкультуры, но и в группе или дома.

При выполнении упражнений, дети учатся координировать свои движения, становятся выносливыми и более здоровыми.

Игры для младших школьников:

  1. «Зеркала». Цель – закрепить способы ходьбы, прыжков, бега и других движений, развитие умения придумывать новые движения. Описание – дети образуют круг, они будут «зеркалами», ведущий стоит в центре круга и демонстрирует движения, остальные повторяют за ним. Кто лучше всех повторит – становится ведущим.
  2. «Озорной мячик». Цель – развить умение бросать спортивный снаряд двумя руками от груди. Описание – дети встают у намеченной линии и выполняют действия под стихотворение, которое произносит педагог:

Мы обнимаем мячик нежно,

Оттолкнем его небрежно.

А теперь догоним дружно:

Пожалеть его нам нужно!

Упражнения для средней группы:

  1. «Кто быстрее». Цель – развитие быстроты реакции, формирование умения слышать и понимать условия деятельности, выполнения всех действий правильно. Описание – разделить детей на группы, положить перед группами обруч, первые из каждой колонны берут обруч, поднимают его над головой и опускают через туловище на пол, переступают через снаряд и уходят в конец колонны. Педагог внимательно наблюдает за всеми группами и награждает флажком того, кто верно выполнил упражнение. Побеждает та группа, которая получила больше всего флагов.
  2. «Мышеловка». Цель – развитие быстроты реакции, умения ориентироваться в новых ситуациях. Описание – из детей формируется 2 группы, 1 группа – мышки, из 2 группы создаются 3 небольших круга – мышеловки, задача детей – поймать всех мышек. Педагог является ведущим игры, озвучивает действия: мышки бегают через мышеловки, но как только воспитатель говорит «Стоп», мышеловки закрываются, пойманные «мышата» становятся в круг.

Задания для старших дошкольников:

  1. «Сова». Цель – развитие координации движения. Описание – группа делится на 2 команды – бабочки и пчелки, 1 ребенок выбирается совой. По команде педагога – «день», команды бегают по поляне, «ночь» – все дети замирают, сова выходит на охоту и забирает тех, кто пошевелился. Игра заканчивается, когда сова поймает по 2–3 бабочки или пчелки.
  2. «Жмурка». Цель – тренировка умения ориентироваться в пространстве. Описание – дети формируют круг, выбираются двое играющих: одному завязывают глаза, а другому дают колокольчик. Задача первого игрока поймать второго с закрытыми глазами.

Картотека дидактических игр для младшей группы детского сада

«Что за предмет?» (игры с игрушками, предметами) – дети достают из мешочка различные предметы и называют их, описывают характеристики.

«Найди одинаковые предметы» (настольная игра) – дети получают карточки с несколькими рисунками, среди которых нужно найти одинаковые.

«Олины помощники» (словесная игра) – воспитатель берет куклу и спрашивает у детей, показывая на руки: «Это что?» (руки), «А что они делают» (берут, рисуют…). И так про каждую часть тела.

Дидактические игры по изучению цветов для детей раннего возраста

Дидактические игры помогают познакомить дошкольников с основными цветами и их оттенками. Сначала малыши изучают красный, синий и желтый цвета, затем к ним добавляются оранжевый, зеленый и черный цвета.

Основные дидактические игры с детьми:

  1. Игры с предметами – детям необходимо соотнести цвета двух предметов. Например: разложить цветные карандаши в баночки с соответствующим цветом; в коробке из-под обуви сделать несколько цветных карманов и складывать в них камушки; посадить бабочку на цветок того же цвета и т.п.
  2. Настольные игры – детям необходимо подобрать нужный цвет к чему-либо. Например: подготовить трафареты с фруктами, деревьями, цветами и другими предметами и попросить детей подобрать соответствующий цвет из кусочков цветной бумаги (яблоко – красное, шарик – желтый, ель – зеленая); подобрать скрепки того же цвета, что и рисунок.
  3. Словесные игры – детям необходимо описать, какие цвета они видят. Например: педагог показывает дошкольникам какой-либо рисунок и просит назвать те цвета, которые использовал художник. Это задание можно усложнить, если использовать не просто детские рисунки, а репродукции картин.

После изучения основных цветов, переходят к изучению оттенков, от светлых до темных тонов. Здесь можно использовать самостоятельно приготовленные палитры и прищепки с цветами, дать задание – подбери прищепку под соответствующий цвет палитры; или собрать гусеницу из различных оттенков, например, начиная с красного, переходящего в оранжевый и желтый.

Картотека дидактических игр для средних групп детского сада

В средней группе картотека игр может составляться по темам:

  1. «Ребенок и здоровье». Для изучения распорядка дня, детям предлагается рассмотреть картинки с изображениями распорядка дня и расположить их по порядку и прокомментировать: утро начинается с зарядки, завтрака и т.д. Такая игра знакомит детей со здоровым образом жизни, развивает речь, внимание и память.
  2. «Полезные продукты». Запомнить фрукты и овощи помогут следующие игры: дети достают из мешочка муляж какого-либо продукта и описывают его («это яблоко, оно круглое, красное и гладкое); педагог называет характеристики фрукта/овоща, а дети отгадывают его; дети пробуют с закрытыми глазами продукты и называют их, говорят какой у фрукта/овоща вкус.
  3. «Опасные предметы». Цель таких игр – познакомить детей с опасными предметами, которыми не следует играть или брать без разрешения взрослых. Например: воспитатель подготавливает карточки с опасными и безопасными предметами и просит воспитанников разложить их в две группы, объясняя свой выбор. Можно усложнить задание, предлагая рассказать детям, к каким травмам могут привести опасные вещи (порез, ушиб и т.д.).

Картотека дидактических игр для старших групп детского сада

Дидактические игры в старших группах:

  1. Игры с предметами: описание свойств предметов, нахождение общего и различного, сравнение предметов, постановка проблемных вопросов. Например, почему овал не катится.
  2. Настольно-печатные игры: математические задания – посчитать птиц, зверей, задания на внимательность, мышление – подобрать предметы для чего-либо (одеть девочку/мальчика, накрыть стол, разложить вещи по шкафам и т.п.), найти пару для чего-либо, задания на развитие социальных отношений – изучение различных профессий, способов поведения в общественных местах.
  3. Словесные игры: называние одним словом группы предметов, явлений, животных, растений, рассказ о профессии родителей, отгадывание загадок, составление рассказов («продолжи предложение»).

Дидактические игры для развития связной речи у дошкольников

Развитие речи – одна из важных задач педагогики: чем лучше развита связная речь, тем успешнее ребенок обучается , так как он умеет формировать и формулировать мысли, умеет использовать речь в качестве инструмента общения и воздействия на других людей.

Дидактические игры, помогающие развивать связную речь:

  1. «Зоопарк». Цель – развитие связной речи, умения описывать картинку, составлять мини-рассказ. Описание – дети получают картинки с животными, их задача внимательно рассмотреть их, а потом по очереди описать изображенное животное по схеме: внешний вид, чем питается.
  2. «Хороший – плохой». Цель – развитие связной речи, логического мышления, умения описывать героев сказки, строить рассуждение. Описание – воспитанники вместе с педагогом описывают характеры героев сказок, находят положительные и отрицательные черты характера, рассуждают, за что они могут похвалить того/иного героя (например, что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы).

Дидактическая игра своими руками

Дидактические игры для малышей:

  1. «Накорми колобка». Цель – развитие мелкой моторики детей. Описание – понадобится два небольших пластиковых контейнера, один из них должен быть круглым. К крышечке приклеить веселую рожицу (колобка), на месте рта сделать отверстие, во вторую баночку сложить фасоль. Задача ребенка – накормить колобка, т.е. переложить фасоль в баночку с рожицей.
  2. «Гвоздики и резинки». Цель – тренировка мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, изучение геометрических фигур. Описание – вырезать из фанеры квадрат нужного размера, раскрасить его, по всему пространству на равном расстоянии закрепить канцелярские гвоздики, задача ребенка – с помощью банковских резинок создавать различные геометрические фигуры, простые предметы (например, ель).

Занятия с детьми средней группы:

  1. «Коробочка ощущений». Цель – развитие моторики, воображения, умения определять предмет по его форме. Описание – взять коробку из-под обуви, в крышке проделать два отверстия и пришить к ним рукава из ткани, в коробку сложить различные предметы и накрыть крышкой. Задача детей – просунуть руки в рукава, найти предмет, отгадать и описать его.
  2. «Музыкальные конфетки». Цель – развитие слухового внимания, памяти, мышления. Описание – в яйца из-под киндер-сюрприза положить различные предметы – бусины, крупу, скрепки, обшить заготовки тканью в виде конфет (у каждого звука должна быть пара). Задача детей – найти пары одинаковых конфет.

Игры для старших дошкольников:

  1. «Мир флоры и фауны». Цель – развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать, прививать любовь к живой природе, к бережному отношению к ней. Описание – вырезать представителей флоры и фауны, приклеить на картон. Задача детей – рассмотреть карточку с животным или растением, описать его, выделить основные характеристики и т.п.
  2. «Мозаика». Цель – развитие внимания, логического мышления, цветового восприятия. Описание – подготовить из цветной бумаги различные геометрические фигуры, кроме круга. Задача детей – составить из этих фигур мозаику таким образом, чтобы одинаковые цвета не соприкасались друг с другом.

Дидактические игры позволяют развивать все важные процессы: речь, внимание, мышление, воображение. Такие занятия полезны не только для детей 2–3 лет, но и для средней и старшей группы. Разнообразие игр позволяет выбирать воспитателю именно ту, которая будет направлена на развитие каждого ребенка.

Видео о том, какие дидактические игры необходимы и полезны для детей

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей:

Музыкально-дидактическая игра:

Игры для развития речевого дыхания делаем своими руками: