История волынской резни в польше. Волынская резня

Волынская резня или еще её называют Волынская трагедия – под таким названием вошел в историю чудовищный межнациональный политический конфликт, который произошел в 1943 году на территории Волыни. Во время этих событий в марте 1943 года совершились массовые убийства польского населения Украинской повстанческой армией (УПА), а ответные действия, предпринятые польской стороной, привели к уничтожению украинцев, проживающих на территории Волыни и Тернопольщины.

Эти кровавые события средины 20 столетия до сих пор являются одним из самых загадочных эпизодов Второй мировой войны, а историки уже долгие годы пытаются разобраться, что же спровоцировало эту трагедию. Слишком много к тому времени накопилось причин, среди которых оказались и территориальные претензии, и геополитические интересы, и конфессиональные разногласия, и даже исторические обиды. Но события 70-летней давности затрагивают не только отношения украинского и польского народа, они имеют отношения ко всей европейской цивилизации.

Причины конфликта

Истоки этого польско-украинского конфликта

следует искать в прошлом, тесно объединившем эти два соседних славянских народа, а также во взаимных обидах и недоразумениях, которые веками накапливались в их отношениях.

  • Очень долгое время (в 16-18 веках) украинские земли находились под властью Речи Посполитой, а это сопровождалось восстаниями и бунтами, которые поднимали украинцы. Польские власти в свою очередь жестоко подавляли украинское национально-освободительное движение. Чувство обоюдной неприязни между двумя соседними народами сохранялось на протяжении столетий.
  • В 1918-1920 годах произошел вооруженный конфликт между Польшей и Украиной. В результате земли Западной Украины оказались в составе Польской республики. Украинцы с тех пор считали, что именно Польша помешала им создать независимое украинское государство.
  • В предвоенное время Польша проводила на своих восточных территориях политику полонизации: ликвидировались украинские школы, запрещался родной язык, преследовалась православная церковь. Польские власти начали массовое переселение поляков на украинские земли, что вызвало ненависть со стороны местного населения.
  • Деятельность созданной в 1929 году ОУН носила антипольский характер и была направлена против польского государства. Участники этой организации устраивали не только акции протеста и саботажа, но и занимались грабежами польских учреждений и нападениями на польских помещиков. С приходом к власти Степана Бандеры все чаще стали организовываться карательные и террористические акты. В свою очередь польские власти для подавления подобных действий провели с особой жестокостью военно-полицейскую операцию, известную как «Пацификация» (умиротворение). Можно сказать, что эти же события повторились с точностью до наоборот уже в 1943 году.
  • Во время Второй мировой войны польско-украинский конфликт усилился и приобрел ярко выраженный преступный характер, апогеем которого и стали волынские события.

Ход волынских событий

Случаи уничтожения польского и украинского населения случались и ранее, но широкомасштабный характер они приобрели весной 1943 года. Именно тогда руководством ОУН было принято решение об изгнании с волынских земель проживающих там поляков. Сначала эти действия должны были распространиться только на тех, кто сотрудничал с немецкой администрацией, затем и на переселенцев из Польши, приехавших в межвоенный период, а в конечном итоге это затронуло всех лиц польской национальности, проживающих на территории Волыни.

В конце 1942 года начались первые столкновения украинцев с поляками, постепенно превратившиеся в вооруженный конфликт. На Волыни в это время ОУН вооружила более двадцати тысяч человек, которые являлись серьезной и угрожающей военной силой.

Мирное польское население имело шанс выжить, ведь поначалу УПА предлагала полякам добровольно выехать на свою этническую родину – в Польшу. Но руководители Речи Посполитой, находясь в тот момент в Лондоне, никак не хотели потерять Волынь, поэтому отдали приказ – не оставлять эту территорию. Все понимали, что назревает серьезный конфликт, который ни одна из сторон не попыталась предотвратить. И тогда случилась страшная трагедия, утопившая волынские деревни в крови.

Первое нападение на польское поселение произошло в апреле 1943 года – это была село Янова долина. В результате карательной акции отрядами УПА было уничтожено около 800 мирных жителей польской национальности.

Своего пика событие известное, как Волынская резня, достигло в средине июля, когда было организовано одновременное нападение на 150 деревень и колоний с польским населением. Эти зверские карательные операции сопровождались страшным насилием и жестокостью. Отряды, которые совершали это жуткое злодеяние, называли «резуны», ведь они не жалели никого — ни детей, ни женщин, ни стариков. Налетая на польские деревни, бандиты без единого выстрела истребляли население, используя ножи и косы, а деревни и хутора чаще всего сжигали.

Кроме воинов УПА в кровавой вакханалии принимали участие также жители украинских сел.

Отряды Армии Крайовой совместно с полицией, которая состояла преимущественно из поляков, предприняли ответные действия, и тоже стали совершать налеты, но уже на украинские села.

До сих пор точно неизвестно число жертв этой жуткой трагедии. Историки утверждают, что летом 1943 года на Волыни и Тернопольщине было уничтожено около 80 тысяч человек польской национальности, а жертвы среди украинцев достигли 2-3 тысяч.

Путь прощения и примирения

В послевоенное время в СССР это событие широко не афишировалось, и к нему обратились только после распада страны. Руководство независимой Украины разрешило полякам заняться расследованием непосредственно на месте трагедии. В результате были обнаружены места массовых захоронений и проведена эксгумация останков.

Через 70 лет, прошедших после конфликта, Польша и Украина сошлись во мнении, что это трагедия для обеих сторон, но польское население пострадало значительно больше, и только взаимное прощение и примирение помогут потомкам преодолеть последствия тех страшных времен.

В июне 2016 года произошел обмен весьма интересными письмами между представителями Польши и Украины.

Бывшие президенты Украины, главы ряда украинских церквей, государственные и общественные деятели страны накануне 73-й годовщины событий, известных как «Волынская резня», обратились с письмом к польскому народу

«Мы просим прощения и в равной степени прощаем преступления и несправедливость - это единственная духовная формула, которая должна быть мотивом каждого польского и украинского сердца, стремящегося к миру и согласию... Пока живы наши народы, раны истории продолжают приносить боль. Но наши народы будут жить только тогда, когда, несмотря на прошлое, мы научимся относиться друг к другу как собратья», - написано в обращении.

«Нынешняя война России против Украины еще больше сблизила наши народы. Воюя против Украины, Москва ведет наступление против Польши и всего мира», - утверждают авторы документа. Также они просят польских политиков ««воздержаться от безрассудных политических заявлений по поводу прошлого», которые могут использоваться третьими силами.

Ответить за польский народ решили депутаты парламента от правящей партии «Право и Справедливость».

«Разница между нами касается не будущего, а общей политики исторической памяти. Проблема в сегодняшнем украинском отношении к виновным в геноциде поляков во времена Второй мировой войны, — говорится в ответе. — В Польше на государственном и местном уровнях мы не чтим людей, у которых кровь на руках невинного гражданского населения. Нас беспокоит избирательность исторической памяти, в которой открытая декларация симпатии к Польше идет в паре с прославлением тех, кто имеет на руках кровь наших земляков — беззащитных женщин и детей».

«Москалей, поляков, жидов уничтожать в борьбе»

Суть этого обмена письмами заключается в следующем. Власти Украины отлично ладящие с Варшавой на почве враждебного отношения к России, хотели бы избавиться от исторических противоречий, связанных с «Волынской резней».

В Польше тоже не настроены обострять противоречия, однако есть серьезная проблема — идеологи и исполнители тех событий сегодня на Украине возведены в ранг особо почитаемых национальных героев. Не замечать этого в Варшаве не готовы, что и следует из ответа на примирительное письмо.

Противоборство украинцев и поляков продолжалось на протяжении нескольких столетий, но в XX веке оно было облечено в новую форму.

Представители объединений украинских националистов начали практиковать террор в отношении поляков еще до начала Второй Мировой войны, в тот период, когда земли Западной Украины входили в состав независимой Польши.

В начале Второй Мировой войны и перед нападением Германии на СССР украинские националисты очень активно сотрудничали с нацистами. Идеологи националистов рассчитывали с их помощью добиться создания независимого украинского государства.

Это государство должно было стать этнически чистым, избавленным от тех, кого Степан Бандера и другие руководители националистов записали в число «врагов».

В апреле 1941 года руководство Организации украинских националистов (ОУН) выпустило инструкцию «Борьба и деятельность ОУН во время войны», где отдельным разделом оговаривались задачи и организация так называемой «службы безпеки» (то есть безопасности) после начала агрессии против СССР.

Подчёркивалось, что «служба безпеки» «имеет исполнительную силу государственными средствами уничтожать враждебные Украине элементы, которые станут на территории вредителями, а также имеет возможность контролировать общественно-политическую жизнь в целом».

Враждебные элементы — «москалей, поляков, жидов» — предполагалось «уничтожать в борьбе, в частности тех, которые будут защищать режим… уничтожать, главным образом, интеллигенцию, которую нельзя допускать ни в какие руководящие органы, вообще сделать невозможным «производство» интеллигенции, доступ к школам и т. п.».

«Резуны» за работой

Массовое уничтожение поляков на Западной Украине началось в 1943 году. Глава «службы безпеки» ОУН Николай Лебедь в апреле 1943 года предложил «очистить всю революционную территорию от польского населения». Это предложение было утверждено другими предводителями националистов, поскольку было вполне в духе генеральной линии, определенной Степаном Бандерой.

На самом деле, к апрелю 1943 года убийства поляков на Волыни и по всей Западной Украине уже приняли массовый характер.

9 февраля 1943 года отряд украинских националистов под командованием Петра Нетовича под видом советских партизан вошли в польское село Паросле близ Владимирца Ровенской области. Крестьяне, ранее оказывавшие партизанам помощь, радушно встретили гостей. После обильного застолья лжепартизаны начали насиловать девушек. Перед убийством им обрезали груди, носы и уши. Затем настала очередь мужчин — им отрезали половые органы, добивали ударами топоров. Двум подросткам, братьям Горшкевичам , пытавшимся позвать на помощь настоящих партизан, разрезали животы, отрубили ноги и руки, обильно засыпали раны солью, оставив полуживых умирать в поле. Всего в этом селе было зверски замучено 173 человека, в том числе 43 ребенка.

Когда настоящие партизаны вернулись в село, среди убитых они нашли и годовалого ребенка. Борцы за свободу Украины прикололи его штыком к доскам стола, засунув в рот недоеденный огурец.

То, что творили бандеровцы во время «Волынской резни», настолько чудовищно и омерзительно, что трудно понять — как вообще представители рода человеческого могли до такого додуматься.

В отрядах УПА существовали так называемые «резуны» — боевики, специализировавшиеся на жестоких казнях. Для расправ они использовали топоры, ножи и пилы.

26 марта 1943 года в польское село Липники ворвалась банда Ивана Литвинчука по кличке « Дубовый» , ныне входящего в число почитаемых на Украине героев УПА. В тот день люди «Дубового» уничтожили 179 человек, в том числе 51 ребенка.

В Липниках чудом спасся будущий первый космонавт Польши Мирослав Гермашевский , которому в ту пору было всего два года. Его мать, убегая от убийц, потеряла ребенка на поле. Мальчика нашли живым в окружении трупов.

Убитые в результате действий УПА-ОУН(б) жители села Липники (ныне не существующего), под городом Березно, ныне Ровненская область, 1943 год. Фото: Commons.wikimedia.org

«Очищение украинской земли»: 125 способов умерщвления

Бандеровцы не щадили никого. В апреле 1944 года при нападении на деревню Куты 2-летнюю Чеславу Хжановскую закололи штыком в детской кроватке. 18-летнюю Галину Хжановскую бандеровцы увели с собой, изнасиловали и повесили на опушке леса.

Убивали не только поляков, но и других неукраинцев. С особой с ненавистью боевики УПА относились к смешанным семьям. В том же селе Куты поляк Франциск Березовский был женат на украинке. Ему отрубили голову и преподнесли на тарелке его жене. Несчастная женщина сошла с ума.

В мае 1943 года бандеровцы вошли в село Катариновка, расположенное на Волыни. Жительница этого села Мария Боярчук была украинкой, вышедшей замуж за поляка. «Отступницу» убили вместе с дочерью, 5-летней Стасей. Девочке вспороли живот мотыгой.

Там же 3-летнему Янушу Мекалю перед смертью переломали руки и ноги, а его 2-летнего брата Марека Мекаля закололи штыками.

11 июля 1943 года отряды УПА одновременно атаковали, по разным оценкам, от 99 до 150 сел и деревень с польским населением. Убивали всех, чтобы полностью «очистить украинскую землю».

Риторика изуверов времен «Волынской резни», по сути, точно такая же, как у тех, кто сегодня собирается «очистить украинский Донбасс».

Польские историки, изучая «Волынскую резню», насчитали около 125 способов умерщвления, которые использовали в своих расправах «резуны».

Осенью 1943 года в селе Клевецк боевики решили расправиться с украинцем Иваном Аксючицем . Немолодой мужчина имел смелость не соглашаться с бандеровцами и не поддерживать их. За это «резуны» распилили его пополам. Такой способ казни избрал для Аксючица его собственный племянник, входивший в отряд УПА.

12 марта 1944 года отряд УПА и 4-й полицейский полк дивизии СС «Галичина» совместно напали на польское село Паликровы. В селе жили и поляки, и украинцы. Убийцы устроили сортировку людей. Отобрав поляков, они расстреляли их из пулеметов. Всего погибло 365 человек, в основном женщины и дети.

Око за око

Продолжать описание бесчинств можно до бесконечности. «Волынская резня» подтверждена тысячами свидетельских показаний, бесчисленным количеством фотографий, от которых кровь стынет в жилах, протоколами осмотров захоронений жертв массовых убийств.

Масштабное польское исследование позволило установить имена 36 750 поляков, ставших жертвами «Волынской резни». Речь идет только о тех, у кого достоверно установлены имена и обстоятельства гибели. Общее число жертв на сегодняшний день неизвестно. Только на Волыни оно может достигать 60 000 человек, а на все Западной Украине речь идет о 100 000 убитых.

Подобные действия не могли остаться без ответа. Формирования польской Армии Крайовой в 1944 году провели серию акций возмездия в отношении украинцев, проживавших на территории современной Польши.

Самой крупной акцией подобного рода считается нападение на село Сагрынь 10 марта 1944 года. Поляки убили несколько сотен украинцев, а село сожгли.

Масштаб ответных действий поляков, тем не менее, был не столь значителен. Число жертв ответного польского террора оценивается в 2-3 тысячи человек, хотя современные украинские историки настаивают на том, что данное число нужно умножить на 10.

Пример для подражания

После окончания войны Советский Союз и Польша, в которой в тот момент установился дружественный СССР режим, решили закрыть данный вопрос навсегда. Объединенными усилиями отряды как украинских, так и польских палачей были разгромлены.

6 июля 1945 года между СССР и Польшей было заключено соглашение «Об обмене населением». Поляки, проживавшие на территориях, вошедших в состав СССР, переезжали в Польшу, украинцы, ранее жившие на польских землях, отправлялись в Советскую Украину. Это «переселение народов» затронуло в общей сложности свыше 1,5 миллионов человек.

Гданьск. Памятник полякам, уничтоженным ОУН — УПА на Волыни и в восточной Польше в 1943—1945 годах. Фото: Commons.wikimedia.org

Вплоть до распада социалистического лагеря и в СССР, и в Польше о «Волынской резне» говорили и писали мало, дабы не портить дружественные отношения.

Но нынешнюю Польшу и Украину забыть об этих событиях не может заставить никакая дружба. Тем более, что официальный Киев видит в живодерах-«резунах» истинных героев нации, на примерах которых нужно воспитывать подрастающее поколение.

Волынская резня (польск. Rzez wolynska) (Волынская трагедия укр. Волинська трагедія, польск. Tragedia Wolynia) - геноцид в отношении поляков, евреев, русских. Массовое уничтожением (бандеровцами) Украинской повстанческой армией-ОУН(б) этнического польского гражданского населения и гражданских лиц выше перечисленных национальностей, включая украинцев, на территориях округа Волынь-Подолье (нем. Generalbezirk Wolhynien-Podolien), до сентября 1939 находившихся под управлением Польши, начатым в марте 1943 года и достигшем пика в июле того же года.

Весной 1943 года на Волыни, оккупированной немецкими войсками, начались масштабные этнические чистки. Эту преступную акцию проводили в основном боевики Организации украинских националистов, стремившиеся «очистить» территорию Волыни от польского населения. Украинские националисты окружали польские села и колонии, а затем приступали к убийствам их мирных жителей. В течение приблизительно двенадцати часов, с вечера 11 июля 1943 г. до утра 12 июля, УПА совершила нападения на 176 населенных пунктов….

Убивали всех - женщин, стариков, детей, грудных младенцев. Жертв расстреливали, избивали дубинами, разрубили топорами, распиливали двуручными пилами, выкалывали глаза, вспарывали животы. Потом трупы уничтоженных поляков хоронили где-нибудь в поле, грабили их имущество, поджигали напоследок дома. На месте польских сел оставались лишь обгоревшие развалины.

Уничтожали и тех поляков, которые жили в одних селах с украинцами. Это было даже легче - не было нужды собирать большие отряды. Группы оуновцев по нескольку человек проходили по спящему селу, заходили в дома поляков и убивали всех. А потом местные жители хоронили убитых односельчан «неправильной» национальности.

Фотография выше сделана почти 70 лет назад. Ребенок на фото — 2-летняя Чеслава Хжановская из деревни Куты (Косовский р-н Ивано-Франковской обл., Зап. Украина). Ребенок ангельского вида смотрит в объектив камеры…

Это её последнее фото. В апреле 1944 г. на деревню Куты напали бандеровцы. Спящую Чеславу ночью закололи штыком в детской кроватке. За что? — За то, что она была не-украинка.

2-летнюю Чеславу Хжановскую проткнули штыком. А 18-летнюю Галину Хжановскую бандеровцы увели с собой, изнасиловали и повесили на опушке леса. На снимке выше — Галина Хжановска , деревенская девчонка в национальной рубашке, широко улыбается в камеру. За что её изнасиловали и повесили? — За то же самое. Он была не украинка.

Все не украинцы в селе Куты подлежали уничтожению. Таковых набралось около 200 человек — поляков и армян. Да-да, армян. Было в Речи Посполитой такое небольшое нацменьшинство, польские армяне. Жили они в Карпатах еще со времен Средневековья. Больше не живут. Всех вырезали вместе с поляками в 1944 г., когда Волынская резня докатилась до Прикарпатья.

В селе Куты были смешанные семьи. У поляка Франциска Березовского была жена украинка. А у жены — племянник — бандеровец. Франциску Березовскому отрубили голову, положили на тарелку и преподнесли жене в «подарок» . Преподнес её же племянник. После этих издевательств женщина сошла с ума. Подстрекательством к резне среди бандеровцев занимался местный священник-униат.

Все перечисленное выше — один из эпизодов. Это этническая чистка Западной Украины от не украинцев в 1943-44 гг. Главным образом резали поляков (их было больше всего), ну и остальных до кучи. Проводили чистку боевики из Украинской Повстанческой армии (УПА). Их так и называли —резуны . Зачем? А зачем незалежной Украине жители не украинской национальности?

Зачем бандеровской Украине вот эта польская семья Клещинских (вырезана 16.08.1943 г. в г. Подярков, Львовская обл.)?

Или вот эта полька Мария Грабовская с дочкой 3 лет (убиты бандеровцами 10.11.1943 в селе Бложев Горна, Львовская обл.)?

Или вот этот поляк Игнаций Замойский с дочкой 15-ти лет. 22 января 1944 г. их задушили удавкой в селе Буще, Бережанский р-н Тернопольской обл.

В тот же день, 22 января 1944, в селе Буще бандеровцы убили и вот эту женщину с 2 детьми (польская семья Попель). Но, они сами виноваты. Они же, все трое, были неправильной национальности.

А вот польская семья Шайер, мать и двое детей, вырезана у себя в доме во Владинополе в 1943 г. Трое из более чем 80 000 жертв резни.

30 августа 1943 г. банда УПА под командованием Ивана Климчака по кличке «Лысый» вырезала польское село Воля Островецкая.

Резуны убили 529 человек , в том числе 220 детей . Поляк Генрих Клок чудом выжил в тот день, он был ранен и его приняли за мертвого. Рядом с ним, над трупом жительницы села Марии Есинюк сидел её 5-летний сын , и просил маму идти домой. 5-летний ребенок не мог понять, что мамы больше нет. К мальчику подошел бандеровец и убил выстрелом в голову.

На фото — жертвы бандеровской резни в польском селе Германовка, р-н Луц ка, 28.11.1943 г.:

Логика геноцида — детей в живых оставлять нельзя. Украинские нацисты из УПА научились этому у немцев. Тот же главарь банды «Лысый» , который вырезал село Воля Островецкая , до прихода в УПА был полицаем. Служил у немцев в 103-м батальоне шуцманшафта («охранная полиция», каратели). Полицаем был и «главнокомандующий» УПА Роман Шухевич (201-й батальон).

На фото Латач район Залещики обл. Тернополь. Семья Karpiaków , на которой УПА совершила убийства 14.12.1943 г. Мария Karpiak – 42 года, мать; Иосиф – 23 года, сын; Иван – 20 лет, сын; Владислав – 18 лет, сын; София – 8 лет, дочь; Зигмунд – 6 лет, сын:

Еще яркий эпизод «национально-освободительной» борьбы, село Катериновка, май 1943:

Девочку в центре, Стасю Стефаняк убили из-за отца-поляка. Её мать Марию Боярчук , украинку, в ту ночь убили тоже. Из-за мужа.Смешанные семьи вызывали особую ненависть резунов.

В селе Залесье Коропецкое (Тернопольская обл.) 7 февраля 1944 г. был еще более жуткий случай. Банда УПА напала на деревню с целью резни польского населения.

Около 60 человек, в основном женщины и дети были согнаны в сарай, где их сожгли заживо. Один из погибших в тот день был из смешанной семьи — наполовину поляк, наполовину украинец. Бандеровцы поставили ему условие – он должен убить свою мать-польку , тогда его оставят в живых. Тот отказался и был убит вместе с матерью.

Резуны УПА использовали простые подручные инструменты. Например — двуручную пилу:

Из показаний свидетеля Тадеуша Которского , жителя польского села Ружин (15 км от Ковеля):

«11 ноября 1943 г. наша группа самообороны в колониях Ружин и Трускоты отбивала попытки группы УПА ворваться в эти села. На другой день мы покинули Трускоты. Там получил тяжелое ранение в ногу Стефан Сковрон, 18 лет, полный сирота, являвшийся моим хорошим товарищем. Мы оказали ему возможную первую помощь, и он попросил нас оставить его возле дома нашего соседа Гната Юхимчука. На другой день Стах Шимчак пошел забрать Стефана. Оказалось, что его уже нет в живых. У него был распорот живот, вытянуты все внутренности, выколоты глаза , а с ног сняты ботинки. Вскоре его брат Зигмунд опознал эти ботинки на жителе села Люблинец Леньке Аксютиче .

Большой трагедией для меня стала смерть украинцев Ивана Аксютича и его сына Сергея осенью 1943 года. Человек в годах, Аксютич Иван хорошо жил со своими соседями, не вступал ни в какие политические интриги, имел смелость не поддерживать украинских националистов. Убили его в селе Клевецк с участием племянника Леонида , который для родного дяди избрал страшную смерть – распилил живое тело пилой . Его сына Сергея оуновцы застрелили «.

Бандеровец Лёнька Аксютич , которого описывает свидетель, типичный резун УПА. Нашел раненного поляка, вспорол живот, вынул внутренности, снял ботинки. Родного дядю-украинца, который не поддерживал бандеровцев, пилой распилил живьем.

Двуручная пила — долго. Топором быстрее. На снимке — зарубленная бандеровцами польская семья в Мациеве (Лукове), февраль 1944 г. В дальнем углу на подушке что-то лежит. Отсюда плохо видно:

А лежат там — отрубленные человеческие пальцы. Перед смертью бандеровцы пытали своих жертв:

Украинские националисты желали, чтобы не украинские национальности умирали в мучениях.

Этой польской женщине — прижигали тело раскаленных железом и пытались отрезать правое ухо:

В ходе бандеровской резни садизм в отношении жертв расцвел самым пышным цветом. На снимке ниже — жертва нападения банды УПА на пассажирский поезд Белжец — Рава-Русская 16 июня 1944 г. Нападение совершила банда Дмитра Карпенко по кличке «Яструб» .

Карпенко-Яструб — бандеровский «герой», награжден высшей наградой УПА — Золотым крестом «За боевые заслуги» I степени.

16.06.1944 г. его банда остановила пассажирский поезд в районе Равы-Русской, отсортировала пассажиров по национальному признаку (там ехали поляки, украинцы и немцы). После чего поляков отвели в лес и убили.

Польская женщина на фото ниже тоже ехала в этом «поезде смерти». У неё вспорот живот, отрублена топором рука:

Зверства бандеровцев. Белжец, область, уезд Рава Руска, воеводство львовское 16 июня 1944 года:

Польское село Липники (Костопольский район Ровенской обл.), 26 марта 1943 г. Ночью на эту деревню напала банда под командованием садиста УПА Ивана Литвинчука по кличке «Дубовый» . Началась дикая резня. Эти нелюди убили 179 человек, в том числе 51 ребенка . Среди погибших — 174 поляка, 4 еврея и одна русская женщина . На снимке: жертвы резни в Липниках в братской могиле:

В ту ночь от рук нелюдей УПА едва не погиб будущий первый космонавт Польши Мирослав Гермашевский . Ему было 2 года. Его семья приехала в Липники в самом начале 1943 г., надеясь укрыться от разгоравшегося на Волыни бандеровского террора. Таких беженцев было полное село. Гермашевских приютил в своем доме местный поляк Якуб Варумзер. Бандеровцы сожгли дом, Варумзеру отрубили голову, деда Мирослава Гермашевского убили 7 ударами штыка. Мать схватила 2-летнего Мирослава и побежала по полю в сторону леса. Ей стали стрелять вслед. Она упала и потеряла сознание от страха. Они решили, что убили её.

Через час она пришла в себя и смогла укрыться в лесу. Тут шок немного отступил и она поняла, что потеряла ребенка на поле. Выронила, когда бежала. Утром отец со старшим братом бросились искать маленького Мирко. Все поле было усеяно трупами. Неожиданно брат увидел в снегу черный сверток и в нем — ребенок, который не подавал признаков жизни. Поначалу посчитали, что Мирослав замерз. Сверток принесли в деревню, стали отогревать. Неожиданно ребенок зашевелился и открыл глаза. Мирослав выжил, стал первым польским космонавтом.

На фото ниже: Мирослав Гермашевский (слева) и крестьянин из Липников Якуб Варумзер (справа), которому бандеровские резуны отрубили голову:

ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Житель колонии Липники - Якуб Варумзер без головы, результат резни, совершённой под покровом ночи террористами ОУН-УПА (OUN-UPA):

Еще одна жертва резни в Липниках — 3-летний Януш Белавский . Боевые заслуги какой степени заслужил резун УПА за этого малыша?

Сейчас всплывает много лжи о том, как УПА будто бы боролась с немецкими оккупантами.

12 марта 1944 г. банда боевиков УПА и 4-й полицейский полк дивизии СС «Галичина» совместно напали на польское село Паликровы (бывшее львовское воеводство, ныне — территория Польши).

Это было село со смешанным населением, примерно 70% поляков, 30% украинцев. Повыгоняв жителей из домов, полицаи и бандеровцы начали сортировать их по национальному признаку. После отделения поляков – их расстреляли из пулеметов . Было убито 365 человек, в основном женщины и дети.

На снимке ниже: Паликровы, март 1944 г., ребенок рядом с матерью. Мать была убита во время резни, устроенной УПА и карателями из украинской дивизии СС «Галичина»:

9 февраля 1943 г. бандеровцы из банды Петра Нетовича под видом советских партизан вошли в польское село Паросле близ Владимирца Ровенской области. Крестьяне, ранее оказывавшие партизанам помощь, радушно встретили гостей. Вдоволь наугощавшись, бандиты начали насиловать и убивать женщин и девушек:

Из села Волковыя в одну из ночей бандеровцы привели в лес целую семью. Долго издевались над несчастными людьми. Затем, увидев, что жена главы семьи беременна, разрезали ей живот, вырвали из него плод, а вместо него затолкали живого кролика. В одну из ночей бандиты ворвались в украинское село Лозовую. В течение 1,5 часа убили свыше 100 мирных крестьян. В хату Насти Дягун ворвался бандит с топором в руках и зарубил трех ее сыновей. Самому маленькому, четырехлетнему Владику, отрубил руки и ноги .

Одна из двух семей Клещинских в Подяркове замучена ОУН-УПА 16 августа 1943 года. На фото семья из четырёх человек - супруги и двое детей. Жертвам выковыряли глаза, наносили удары по голове, прижигали ладони, пробовали отрубать верхние и нижние конечности, а также кисти, нанесены колотые раны на всём теле и т. п.:

ТАРНОПОЛ воеводство тарнополское, 1943. Одно (!) из деревьев просёлочной дороги, перед которым головорезы и садисты ОУН-УПА (OUN-UPA) повесили транспарант с надписью в переводе на польский:

«Дорога к независимой Украине».

А на каждом дереве по обе стороны дороги палачи создавали из польских детей так называемые «венки» — убитых детей привязывали к дереву колючей проволокой :

Из допроса бандеровки:

«Старых душили, а детей маленьких до одного года за ножки — раз, ударил головкой об дверь – и готово, и на воз. Мы жалели своих мужчин, что они крепко намучаются за ночь, но за день отоспятся и на следующую ночь — в другое село. Были люди, которые прятались. Если мужчина прятался, принимались за женщин…»

ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Свезённые на идентификацию и похороны трупы поляков — жертв резни, совершённой ОУН — УПА. За забором стоит Йержи Скулски, который спас жизнь благодаря имеющемуся огнестрельному оружию:

ПОЛОВЦЕ, область, уезд Чортков, воеводство тарнопольское, лес, называемый Росохач. 16 — 17 января 1944 года. Место, из которого вытащено 26 жертв — польских жителей села Половце, — уведённых УПА в ночь с 16 на 17 января 1944 года и замученных в лесу:

Из допроса бандеровки:

«..В Новоселках Ривненской области была одна комсомолка Мотря. Мы ее забрали на Верховку к старому Жабскому и давай доставать у живой сердце. Старый Саливон в одной руке держал часы, а в другой сердце, чтобы проверить, сколько еще будет биться сердце в руке…».

ЛИПНИКИ, уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Вид перед похоронами. Свезённые к Народному Дому польские жертвы ночной резни, совершённой ОУН - УПА:

Волынская резня началась 9 февраля 1943 г. с нападения банды УПА на село Паросля, где было убито около 200 поляков. Организаторами Волынской резни были вожди УПА — Роман Шухевич, Микола Лебедь и Роман Клячкивский .

Однако, устраивая резню польского меньшинства на Западной Украине, предводители резунов кое о чем забыли. Об украинском меньшинстве в Юго-Восточной Польше. Украинцы жили там среди поляков, веками и на тот момент их было до 30% от всего населения. Зверства бандеровских резунов на Украине аукнулись в Польше, местным украинцам. Хотя, может, вожди УПА на то и рассчитывали?

Весной 1944 г. польские националисты провели серию акций возмездия украинцам в Юго-Восточной Польше. Пострадали, как обычно, ни в чем не повинные мирные жители . По разным оценкам было убито от 15 до 20 тысяч украинцев . Число поляков — жертв ОУН-УПА около 80 тысяч человек.

Самой крупной акцией было нападение отряда Армии Крайовой на село Сагрынь (Польша, Люблинское воеводство) 10 марта 1944 г. АК-овцы убили около 800 украинцев, село сожгли . На снимке: бойцы Армии Крайовой на фоне горящего села Сагрынь:

Еще Сагрынь: поляк из Армии Крайовой у трупа убитого украинца.

Вторым крупным эпизодом была резня в селе Верховина (Люблинское воеводство), 6 июня 1944 г. На село напали боевики NSZ («Народове Силы Збройны»), ультра-правой подпольной организации, конкурирововавшей с АК. Убито 194 украинца. На фото ниже — село Верховина, советские офицеры (Вост. Польша в тот момент была занята Красной Армией) расследуют массовые убийства украинцев в селе:

Советская власть, установленная в освобожденной Польше Красной армией и Войском Польским не позволила националистам устроить полномасштабные акции мести украинцам за бандеровские зверства. Однако бандеровские резуны добились своего: отношения двух наций были отравлены ужасами Волынской резни. Дальнейшее их проживание вместе стало невозможным.

6 июля 1945 г. между СССР и Польшей было заключено соглашение «Об обмене населением». 1 миллион поляков поехал из СССР в Польшу, 600 тысяч украинцев — в обратном направлении (операция «Висла»), плюс 140 тысяч польских евреев отправились в Британскую Палестину.

Парадокс, но именно Сталин оказался человеком, который цивилизованно решил национальный вопрос на Западной Украине. Без отрезания голов и потрошения детей, путем обмена населением. Конечно, не все хотели покидать родные места, часто переселение шло принудительно, но зато почва для резни была ликвидирована.

А вот с резунами УПА советские власти, а также власти послевоенной Польши и Чехословакии развернули непримиримую войну. Выше уже говорилось про ужасы бандеровской резни в селе Воля Островецкая 30 августа 1943г. Убили больше 500 человек, включая 5-летнего мальчика, который сидел у трупа матери и просил маму вставать и идти домой. Главарь банды УПА Иван Климчак по кличке «Лысый», который все это устроил, вряд ли думал, что когда-то придется отвечать за содеянное.

В Польше очень хорошо помнят Волынскую резню.
Это скан страниц польской книги:

Перечень способов, при помощи которых украинские нацисты расправлялись с мирным населением:

Вбивание большого и толстого гвоздя в череп головы.
Сдирание с головы волос с кожей (скальпирование).
Вырезание на лбу «орла» (орёл – это герб Польши).
Выбивание глаз.
Обрезание носа, ушей, губ, языка.
Прокалывание детей и взрослых колами насквозь.
Пробивание заострённой толстой проволокой насквозь от уха до уха.
Разрезание горла и вытягивание через отверстие языка наружу.
Выбивание зубов и ломание челюсти.
Разрывание рта от уха до уха.
Затыкание ртов паклей при транспортировке ещё живых жертв.
Сворачивание головы назад.
Размозжение головы, вкладывая в тиски и затягивая винт.
Резание и стягивание узких полосок кожи со спины или лица.
Ломание костей (рёбер, рук, ног).
Отрезание женщинам груди и посыпание ран солью.
Отрезание серпом гениталий жертвам мужского пола.
Пробивание живота беременной женщине штыком.
Разрезание живота и вытаскивание наружу кишок у взрослых и детей.
Разрезание живота женщине с беременностью на большом сроке и вкладывание вместо вынутого плода, например, живого кота и зашивание живота.
Разрезание живота и вливание вовнутрь кипятка.
Разрезание живота и вкладывание вовнутрь его камней, а также бросание в реку.
Разрезание беременным женщинам живота и высыпание вовнутрь битого стекла.
Вырывание жил от паха до стоп.
Вкладывание в вагину раскалённого железа.
Вставление в вагину сосновых шишек вперёд стороной верхушки.
Вставление в вагину заострённого кола и пропихивание его до горла, навылет.
Разрезание женщинам передней части туловища садовым ножом от вагины до шеи и оставление внутренностей снаружи.
Вешание жертв за внутренности.
Вкладывание в вагину или анальное отверстие стеклянной бутылки и её разбивание.
Разрезание живота и высыпание вовнутрь кормовой муки для голодных свиней, которые этот корм вырывали вместе с кишками и другими внутренностями.
Отрубание/отрезание ножом/отпиливание рук или ног (либо пальцев на руках и ногах).
Прижигание внутренней стороны ладони на горячей плите угольной кухни.
Перепиливание туловища пилой.
Посыпание связанных ног раскалённым углём.
Прибивание гвоздями рук к столу, а стоп к полу.
Разрубание топором целого туловища на части.
Прибивание ножом к столу языка маленького ребёнка, который позже висел на нём.
Разрезание ребёнка ножом на куски.
Прибивание маленького ребёнка штыком к столу.
Вешание ребёнка мужского пола за гениталии на дверной ручке.
Выбивание суставов ног и рук ребёнка.
Бросание ребёнка в пламя огня горящего здания.
Разбивание головки младенца, взяв его за ножки и ударив о стену или печь.
Посадка ребёнка на кол.
Подвешивание на дереве женщины вверх ногами и издевательство над ней – отрезание груди и языка, рассечение живота, выкалывание глаз, а также отрезание ножами кусков тела.
Прибивание маленького ребёнка гвоздями к двери.
Вешание на дереве ногами вверх и опаливание головы снизу огнём зажжённого под головой костра.
Утапливание детей и взрослых в колодце и забрасывание жертвы камнями.
Вбивание кола в живот.
Привязывание человека к дереву и стрельба в него как по мишени.
Волочение по улице тела при помощи верёвки, затянутой на шее.
Привязывание ног и рук женщины к двум деревьям, и разрезание живота от промежности до груди.
Волочение по земле матери с тремя детьми, связанных друг с другом.
Стягивание колючей проволокой одной или нескольких жертв, каждые несколько часов поливание жертвы холодной водой с целью прихода в себя и ощущения боли.
Закапывание в землю живьём по шею и срезание позже головы косой.
Разрывание туловища пополам при помощи лошадей.
Разрывание туловища пополам привязыванием жертвы к двум пригнутым деревьям и в последующем их освобождением.
Поджигание жертвы, облитой керосином.
Обкладывание вокруг жертвы снопами соломы и их поджигание (факел Нерона).
Насаживание младенца на вилы и выбрасывание его в пламя костра.
Вешание на колючей проволоке.
Сдирание с тела кожи и заливание раны чернилами или кипящей водой.
Прибивание рук к порогу жилища.

Иллюстрации из польской книги:

В 1944г. бывшего полицая и резуна настигла заслуженная пуля НКВД. Труп «Лысого» подвесили на всеобщее обозрение в Шацке (Волынская обл.). Ниже — его посмертное фото. Как говорится, собаке – собачья смерть:

В 1950 г. получил свою пулю и «главнокомандующий» УПА Шухевич:

От УПЫрей была очищена и территория Польши. На снимке: Польша, 1947г., польский офицер допрашивет пленных бандеровцев:

Чехословакия, 1945г. Эти резуны тоже отвоевались. Всмотритесь в их лица — все как из одного полена вырублены:

Уничтоженный референт службы безопасности ОУН Иван Дийчук по кличке «Карпатский» в селе Татарье Закарпатской обл.:

К событиями, произошедшим на Волыни в 1943-1945 годах, историки и политики обратились после распада СССР. В конце 1990-х годов была создана совместная комиссия польских и украинских историков для работы по изучению этих событий. Работа совместной комиссии польских и украинских историков показала наличие очевидных различий в трактовании событий польскими историками и рядом украинских - уроженцев мест событий.

В польской историографии события на Волыни в период с февраля 1943 года по февраль 1944 год называются Волынской резней и определяются как этнополитический конфликт, сопровождавшийся массовым уничтожением Украинской повстанческой армией - ОУН(б) при общей поддержке местного украинского населения поляков, в гораздо меньших масштабах - русских, украинцев, евреев, армян, чехов и представителей других национальностей. Массовые убийства по этническому признаку начались в марте 1943 года и достигли пика в июле того же года. Современная украинская историография определяет события 1943 года на Волыни как двусторонние этнические чистки украинского и польского населения, осуществляемые Украинской Повстанческой Армией (УПА) и польской Армией Крайовой с участием польских батальонов Шуцманшафт и советских партизан.

Причины конфликта

Историки указывают, что истоки конфликта лежали в общем прошлом народов (белорусского, польского и украинского), во взаимных предубеждениях и обидах. Довольно часто польские историки трактуют данные события исключительно как антипольскую акцию УПА, а украинские акцентируют внимание на мотивах, приведших к проведению УПА этой акции, а также уделяют значительное внимание ответным действиям Армии Крайовой против гражданского украинского населения, в том числе на территории Польши. Эта тема гораздо больше исследована со стороны польских историков, занимающихся этой проблемой со времен окончания Второй мировой войны. Украинские историки преимущественно начали исследовать эту тему после провозглашения Украиной независимости.

В традиционной польской историографии события на Волыни воспринимаются как этническая чистка исключительно польского населения; в украинском - как «действие в ответ» на зверства поляков относительно украинских гражданских.

По мнению украинских историков, целью действий украинских националистов на Волыни было, прежде всего, желание помешать будущим претензиям Польского правительства на эти земли (так, как это произошло после завершения Первой мировой войны). Кроме того, нелояльное к УПА население было потенциальной опорой для Германии и СССР.

Развитие и ход конфликта

Хотя случаи уничтожения украинцев и поляков зафиксированы с 1942 года, масштабный характер эти действия приобрели весной 1943 года, когда Волынский краевой провод ОУН(б) принял решение об изгнании с Волыни местных поляков. Действия украинских вооружённых отрядов первоначально были направлены против охранявших леса и государственные поместья (легеншафты) поляков - служащих немецкой администрации. Затем они распространилась также на проживающих в сельской местности поляков - сначала на прибывших в межвоенный период, а затем и живших там постоянно.

Своего пика события достигли 11 июля 1943 года, когда одновременно было атаковано более 150 польских населённых пунктов.

В течение 1943 года на территории Волыни было создано до 100 польских баз самообороны, большая часть из которых была уничтожена отрядами УПА. Уцелели лишь крупные, имевшие хорошую материальную поддержку со стороны Армии Крайовой и пользовавшиеся помощью советских партизан. С конца лета (особенно активно - с осени) они стали проводить «превентивные» нападения на базы УПА или с целью отомстить за действия отрядов УПА. Кроме того, проводились рейды на соседние украинские сёла для пополнения продовольственных запасов, при этом нередко случались убийства местных жителей, а несколько украинских сёл было сожжено частично или полностью.

В уничтожении поляков принимала участие часть гражданского населения украинских сёл, а в уничтожении украинцев - укомплектованные поляками отряды вспомогательной полиции и жандармерии, подчинявшиеся немцам. Следует отметить, что многие мирные украинцы-волыняне противились этим акциям украинских националистов. Об этом свидетельствует, в частности «Кресова книга справедливых», изданная в Польше Институтом национальной памяти. В ней собраны воспоминания поляков о украинцах, которые помогали им в течение Второй мировой войны и в частности во времени Волынской трагедии.

В ходе боевых действий отрядов Армии Крайовой против отрядов УПА также пострадала значительная часть украинского населения. Отдельные отряды Армии Крайовой, вопреки приказам своего командования о недопустимости участия в «пацификационных» акциях против украинских сёл, переходили к «слепым» акциям возмездия.

Число жертв

Ряд исследователей польских историков говорит о том, что жертвами резни стало, вероятно, около 50-60 тысяч поляков, в ходе дискуссии о числе жертв с польской стороны давались оценки от 30 до 80 тысяч. Ответные действия польской стороны, начатые с конца лета 1943 года, привели к значительным жертвам среди украинского гражданского населения. По оценке польских стороны, было убито около 2-3 тысяч украинцев.

В ходе проведённого в Польше исследования «Карта» было установлено, что в результате действий УПА-ОУН(Б) и СБ ОУН(б), в которых принимала участие часть местного украинского населения и порой отряды украинских националистов других течений, число погибших на Волыни поляков составило не менее 36 543 - 36 750 человек, у которых были установлены имена и места гибели. Кроме того, тем же исследованием было насчитано от 13 500 до более чем 23 000 поляков, обстоятельства гибели которых не выяснены.

В Украине подобные подсчёты не проводились, число погибших с украинской стороны оценивается в несколько тысяч человек, при этом одни историки пишут о количестве погибших украинцев только на Волыни от 2 до 3 тысяч, другие о том, что в 1943-1944 годах непосредственно от действий подчиняющихся Армии Крайовой польских вооружённых формирований погибло не менее 2000 гражданских украинцев.

Как отмечают украинские источники, для работ их польских коллег характерна тенденция преувеличивать польские жертвы а счет за уменьшения украинских жертв, зачислять погибших от рук поляков украинцев, как поляков, погибших от рук украинцев и включать в число польских жертв людей не польской национальности, погибших при совершенно других обстоятельствах и не имевших отношения к Волынской резне. Количество погибших украинцев на всех территориях украинский-польского конфликта, включая Волынь, по некоторым подсчетам украинских историков достигает 21-24 тыс. человек. По украинским исследованиям, только на территории одного Владимирецкого района поляки убили почти 1500 украинцев. На территории Ровенской области выявлено более 10 000 жертв от рук польских коммунистических, шовинистических, коллаборантских формирований и польской самообороны, а количество установленных преступлений, совершенных поляками, уже превысило 1500.

В июле 1943 года массовые этнические чистки, зверские убийства мирных жителей, в том числе женщин и детей, достигли на территории Западной Украины своей кульминации. Произошедшие 75 лет назад события навсегда вошли в историю как Волынская резня или Волынская трагедия. В ночь на 11 июля 1943 года боевики Украинской повстанческой армии (ОУН-УПА)* ворвались сразу в 150 польских населенных пунктов на территории Западной Украины. Только за одни сутки тогда было убиты более десяти тысяч мирных жителей, главным образом этнических поляков.

Украинские националисты почувствовали силу сразу же, как только на территорию Украины вступили гитлеровские войска. Уже в 1941 году они участвовали в убийствах не только комсомольских работников, партийных функционеров и красноармейцев, но и представителей национальных меньшинств – евреев и поляков. В историю вошел печально известный львовский погром, который был хорошо документально зафиксирован. Немецкие войска вошли во Львов утром 30 июня 1941 года, в тот же день в городе начались местные погромы, которые 1 июля переросли в масштабный еврейский погром. При этом издевательства, убийства и пытки главным образом еврейского населения Львова продолжались на протяжении нескольких дней. За это время члены только что образованной «украинской народной милиции», националисты и добровольные помощники из числе жителей города успели истребить во Львове около четырех тысяч евреев.


Из опубликованных уже в послевоенные годы внутренних документов ОУН-УПА* следует, что врагами украинской государственности считались не только евреи и русские, но и поляки. При этом проведение этнических чисток польского населения планировалось еще до начала Второй мировой войны. К примеру, в военной доктрине украинских националистов, которая была разработана весной 1938 года, содержатся тезисы о необходимости «вычищения с западноукраинских земель чужого польского элемента» вплоть до последнего человека. Так украинские националисты хотели положить конец польским притязаниям на данные территории, которые на протяжении столетий входили в состав разных государств. При этом приступить к реализации своих планов украинским националистам сначала помешала Красная армия, которая заняла территорию Западной Украины в 1939 году. Правда, отсрочка для поляков продлилась недолго.

В 1941 году ОУН-УПА* издает очередную инструкцию о своей деятельности и борьбе. «Народной милиции» данный документ приписывал проведение «нейтрализации» поляков, которые не отреклись от своей мечты о создании Великой Польши, включающей в свой состав земли, расположенные на северо-западе Украины. В том числе историческую область – Волынь.

Львовский погром, 1941 год

Необходимо отметить, что Волынь – это древний регион, который еще в X веке входил в состав Киевской Руси (Волынское, а затем Владимиро-Волынское княжество). Позднее данные земли отошли Литовскому княжеству, а затем Польше. После нескольких разделов Речи Посполитой данный регион вошел в состав Российской империи. В 1921 году западная часть Волыни отошла Польше, а восточная – Украинской ССР. В 1939 году Западная Волынь также была присоединена к Украинской ССР. В годы Великой Отечественной войны данная географическая область оказалась оккупирована гитлеровскими войсками.

Накопленный на протяжении многих веков исторический бэкграунд, этническая разобщенность региона и многочисленные старые обиды друг на друга, возможно, стали своеобразным запалом, который поджог пороховую бочку и привел весь регион, в первую очередь его мирное население, к настоящей катастрофе. К концу первой трети XX века сложилось стойкое польско-украинское территориальное и идеологическое противостояние. Обе стороны за многовековую историю успели многократно совершить в отношении друг друга многочисленные зверства, которые, впрочем, не выходили за рамки обычной практики того временного периода. В то же время события, произошедшие на Волыни в годы Второй мировой войны, по своей кровавости и жестокости затмевали собой средневековую историю.

Непосредственно УПА – Украинская повстанческая армия, как крыло Организации украинских националистов (бандеровского движения)*, была образована в 1942 году. Толчком к ее образованию стала победа Красной Армии под Сталинградом. После этой победы советские войска начали освобождение оккупированных немцами и их союзниками земель и все ближе приближались к рейсхкомиссариату «Украина», который был создан в 1941 году немецкими оккупационными войсками на территории Украинской ССР. При этом практически с первых же дней образования УПА* началось уничтожение этнического польского населения.

Украинские националисты в полной мере пользовались собственной безнаказанностью. После отступления Красной Армии противостоять бандам ОУН-УПА* было практически некому. Советское партизанское движение было наиболее массовым на территории Белоруссии, а у самих поляков не находилось достаточного количества хорошо вооруженных отрядов, которые могли бы оказать украинским националистам достойное сопротивление.

Бойцы УПА

Навсегда вошедшая в историю Волынская резня (массовое уничтожение польского населения) началась зимой 1943 года. Отправной точкой для данной трагедии называют 9 февраля 1943 года. В этот день боевики ОУН-УПА* вошли в польское поселение Паросля под видом советских партизан. В период между Первой и Второй мировыми войнами Паросля представляла собой небольшую деревню на 26 домов, расположенную недалеко от города Сарны, который в настоящее время находится на территории Ровенской области Украины. К моменту начала резни этническое польское население составляло, по различным оценкам, от 15 до 30 процентов всех жителей Волыни. Отдохнув и поев в домах местных жителей Паросли, бандеровцы приступили к расправе. Не щадили никого: убивали мужчин и женщин, стариков и младенцев. Только за то, что местные жители были поляками. По разным оценкам, в деревне было убито от 149 до 179 местных жителей, в том числе несколько десятков детей. При этом украинские националисты проявили звериную жестокость, большинство просто зарубили топорами. Также в ход шли ножи и штыки. Выжить удалось единицам.

Польское население истреблялось украинскими националистами по всей территории Западной Украины по одному сценарию: несколько вооруженных банд окружали польские поселения, всех жителей собирали в одном месте и планомерно уничтожали. Американский историк Тимоти Снайдер отмечал, что украинские националисты научились технологии массового уничтожения у немцев. Поэтому все этнические чистки, которые проводились силами УПА*, были настолько кошмарными. И именно поэтому в 1943 году волынские поляки оказались практически столь же беспомощными, как и волынские евреи в 1942 году, отмечает историк.

Нередко получалось так, что в акциях против польского населения принимали участие и их соседи – обыкновенные украинцы, часто односельчане. Дома убитых польских семей сжигали, а все ценное имущество просто расхищалось. При этом отличительной особенностью было то, что убивали в основном холодным и подручными средствами, сельскохозяйственным инвентарем, а не огнестрельным оружием. Расстрел в такой ситуации являлся легкой смертью. Орудуя топорами, пилами, ножами, штыками, кольями сторонники независимой Украины истребили десятки тысяч ни в чем не повинных мирных жителей.

Зверства украинских националистов на Волыни подтверждаются многочисленными документальными свидетельствами, фотографиями, показаниями чудом выживших людей и допросами самих исполнителей, большой пласт информации хранится в архивах спецслужб. К примеру, командир одного из взводов УПА* Степан Редеша на допросах свидетельствовал, что в некоторых случаях поляков живьем бросали в колодцы, а затем добивали из огнестрельного оружия. Многих забивали до смерти дубинами и топорами. В протоколе допроса преступника говорится о том, что он лично участвовал в одной операции против польского населения, она произошла в августе 1943 года. По словам Редеша, в операции участвовало более двух куреней в составе 500 человек с оружием и более тысячи человек из подполья ОУН*, которые были вооружены топорами и другими подручными средствами. «Мы окружили пять польских сел и за одну ночь и следующий день сожгли их, при этом все население от младенцев до стариков было вырезано, в общей сложности убито более двух тысяч человек. Мой взвод принимал участие в сожжении большого польского села и ликвидации близких к нему хуторов, мы вырезали порядка тысячи поляков», – рассказывал на допросе украинский националист.

В отрядах украинских националистов, которые участвовали в массовых убийствах польского населения, имелись так называемые «резуны» – боевики, которые специализировались на совершении жестоких казней и использовали для убийств в основном холодное оружие – топоры, ножи, двуручные пилы. Они в прямо смысле этого слова вырезали мирное население Волыни. При этом польские историки, работавшие над изучением «Волынской резни», насчитали порядка 125 способов умерщвления, которые в своих расправах использовали «резуны». От одного описания этих способов убийств кровь у нормального человека буквально стынет в жилах.

Особенно массовые и кровавые события произошли на Волыни в ночь на 11 июля 1943 года, когда многочисленные отряды УПА* напали одновременно на 150 польских сел, деревень и хуторов. Только за один день тогда погибло больше десяти тысяч человек. К примеру, 11 июля 1943 года в Киселине было убито сразу 90 человек, которые собрались на мессу в местном костёле, в том числе был убит и ксёндз Алексей Шавлевский. Всего же в Волынской резне, по разным оценкам, погибло до 60 тысяч поляков (непосредственно на территории Волыни), а общее количество убитых поляков на всей территории Западной Украины оценивается примерно в 100 тысяч человек. В ходе Волынской резни было уничтожено почти все польское население данного региона.

Зверства со стороны националистов ОУН-УПА* не могли не получить ответа со стороны поляков. К примеру, подразделения Армии Крайовой также совершали налеты на украинские села, в том числе проводили собственные акции возмездия. Считается, что они уничтожили несколько тысяч украинцев (до 2-3 тысяч гражданских). Общее же количество погибших украинцев может достигать 30 тысяч. При этом следует учитывать, что значительная их часть могла быть убита своими соотечественниками – украинскими националистами. Бойцы УПА* убивали украинцев, которые пытались оказать полякам помощь и спасти их, также они требовали от украинцев, имеющих смешанную семью, совершать убийства ближайших родственников-поляков. В случае отказа – убивали всех.

Массовые убийства поляков и украинцев были остановлены лишь после того, как вся территория Украины была освобождена бойцами Красной Армии. При этом даже тогда примирить два народа между собой уже не представлялось возможным. Именно поэтому в июле 1945 года СССР и Польша заключили совместное соглашение об обмене населением. Поляки, которые проживали на территориях, вошедших в состав Советского Союза, переезжали на территорию Польши, а украинцы, жившие на польских землях – отправлялись на территорию Украинской ССР. Операция по переселению получила кодовое название «Висла» и продлилась почти два года. За это время удалось переселить более 1,5 миллионов человек. Такое «переселение народов» позволило снизить градус напряженности между поляками и украинцами. При этом на протяжении всей советской истории данную больную тему старались лишний раз не вспоминать и не трогать. Волынская резня не имела широкой огласки в СССР, а в Польской Народной Республике в те годы вышло всего несколько работ, посвященных данной трагедии. Вновь к этим событиям историки и широкая общественность вернулись лишь в 1992 году, уже после распада СССР.

Памятник жертвам Волынской резни в Кракове

Политика нового киевского руководства в последние годы обострила многие исторические вопросы между Польшей и Украиной. Так, Варшава последовательно осуждает Киев за героизацию членов ОУН-УПА*, а также регулярные акты вандализма, которые проводятся в отношении польских мест памяти. В июле 2016 года сейм Польши признал 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида граждан Польской Республики, совершенного украинскими националистами. При этом премьер-министр Польши не так давно заявил о том, что окончательное примирение между польским и украинским народом станет возможным лишь тогда, когда будет признана правда о Волынской резне.

В то же время, по данным РИА « », власти Украины настаивают на пересмотре положения польского закона Об институте национальной памяти, которое касается украинцев. Данный закон, вступивший в силу весной 2018 года, предусматривает уголовную ответственность за пропаганду «бандеровской идеологии» и отрицание Волынской резни.

*Экстремистские организации, запрещенные в Российской Федерации.

Источники информации:
https://ria.ru/defense_safety/20180711/1524304863.html
https://www.gazeta.ru/science/2018/02/09_a_11642473.shtml?updated
http://www.aif.ru/society/history/volynskaya_reznya_geroi_ukrainy_ubivali_polyakov_ot_mala_do_velika
Материалы из открытых источников