Контроль гигиены полости рта. Структура практического занятия

Он не требует затрат времени врача и пациента, вместе с тем позволяет в случае низкой эффективности гигиенического комплекса внести коррективы самостоятельно либо с помощью врача. Такой контроль позволяет в конечном итоге избрать оптимальный комплекс для достижения гигиены полости рта.

Хорошего гигиенического состояния полости рта достигают следующими средствами и методами, характер которых зависит от целей и условий их проведения:

  1. Клиническими: а) индивидуальные, б) универсальные.
  2. Индивидуальными в домашних условиях: а) для лиц со здоровым пародонтом, б) для страдающих различными формами заболеваний пародонта, в) после хирургических вмешательств в полости рта, г) гигиена протезоносителей.

Соблюдение гигиены полости рта преследует цели:

1) предупреждение кариеса зубов;

2) предупреждение и лечение гингивитов и пародонтита;

3) стимуляцию репаративных процессов в тканях пародонта путем уменьшения интоксикации их, а также в послеоперационный период.

По характеру очищающего действия методы подразделяют на механические (инструментальные) и химические.

Независимо от приведенных категорий гигиенические средства должны отвечать следующим требованиям: индифферентностью к оболочке полости рта, способностью нейтрализовать среду рта, оказывать противомикробное действие, обладать приятным органолептическим свойством.

Пути предупреждения назубного налета:

  • рациональное питание (снижение в пище содержания сахаров и других легкосбраживаемых углеводов), исключение приема сладостей между приемами пищи, включение в рацион продуктов, механически очищающих зубы, - твердые виды пищи, сырые овощи и фрукты;
  • усиление противомикробных свойств слюны (стимуляция ферментовыделительной функции слюнных желез);
  • гигиенические меры: регулярная чистка зубов, целевое применение зубных Паст, порошков, эликсиров. 1

Гигиена полости рта предусматривает санацию полости рта и сама является неотъемлемым компонентом санации.

Наибольшая скорость образования назубного налета отмечается в течение первых суток (после тщательной очистки зубов) в первые 4 ч, во вторые 4 ч наблюдается снижение, затем она снова постепенно возрастает, но к концу суток достигает исходного уровня.

Индивидуальные особенности скорости образования назубного налета имеют практическое значение для установления режима гигиены полости рта.

Назубной налет и скопление его на языке взаимосвязаны. Удаление назубного налета и налета со спинки языка - взаимодополняющие операции в достижении гигиены полости рта.

Чистка зубной щеткой спинки языка, обильно покрытого белым налетом (наряду с другими гигиеническими процедурами - чистка зубов, полоскание), является эффективным средством предупреждения назубного налета.

Тема. Гигиена полости рта.
Цель . Обучить студентов методам и средствам личной и профессиональной гигиены полости рта.
Метод проведения. Групповое занятие.
Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты.
Обеспечение

Техническое оснащение: диапроектор «Пеленг», стоматологическая установка, кресло, наборы инструментов для обследования полости рта, индикаторы зубного налета, зубные щетки , пасты, гели, эликсиры, зубочистки, флоссы.

Учебные пособия: слайды, таблицы, стенды, фантомы.

Средства контроля: контрольные вопросы, задачи, ситуационные задачи, вопросы для тестового контроля знаний, домашнее задание.
Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия. Состав, свойства слюны и ротовой жидкости (кафедра биохимии).
План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Средства и методы индивидуальной гигиены полости рта. Методы чистки зубов. Средства и методы профессиональной гигиены полости рта. Собеседование по контрольным вопросам и контрольным задачам . Решение учебных ситуационных задач.

3. Клиническая часть. Демонстрация преподавателем методов чистки зубов на фантоме: стандартного, при заболеваниях пародонта, комбинированных и других. Демонстрация методики применения межзубных нитей (флоссов). Демонстрация на стенде средств индивидуальной гигиены полости рта.

4. Самостоятельная работа студентов. Обучение студентами пациентов правилам чистки зубов, проведение бесед по подбору щеток и зубных паст.

5. Разбор результатов самостоятельной работы студентов.

6. Решение контрольных ситуационных задач.

7. Тестовый контроль знаний.

8. Задание на следующее занятие.
Аннотация

Первичная профилактика стоматологических заболеваний включает комплекс мероприятий. Ведущим мероприятием в этом комплексе является гигиена полости рта. Принято различать индивидуальную и профессиональную гигиену.

Под индивидуальной гигиеной понимают тщательное и регулярное удаление каждым человеком отложений с поверхности зубов и десен. Профессиональная гигиена полости рта проводится специалистом (стоматологом или врачом-гигиенистом) и обеспечивает удаление мягких и минерализованных зубных отложений, контроль за качеством индивидуальной гигиены, диагностику ранних стадий кариеса зубов и заболеваний пародонта.

Средства индивидуальной гигиены полости рта – это зубные щетки, ирригаторы полости рта, зубные нити, зубные порошки и пасты, гели, зубные эликсиры, жевательная резинка.

Методами индивидуальной гигиены полости рта являются чистка зубов и полоскание полости рта.

Механическое удаление зубных отложений осуществляется с помощью зубной щетки. Зубная щетка состоит из ручки и рабочей части, представленной рядами пучков щетины. В качестве щетины в основном применяются искусственные волокна. По жесткости различают три вида щетинок: жесткие, средние, мягкие; по длине рабочей части и величине ручки – взрослые и детские. Существуют также электрические зубные щетки.

Зубная щетка должна быть индивидуальной для каждого человека. Срок эксплуатации в среднем от одного до трех месяцев, пока не наступит деформация пучков щетины.

Однако, даже тщательное соблюдение правил гигиены полости рта с использованием одних зубных щеток не позволяет добиться очищения межзубных промежутков. Для этого используют зубные нити (флоссы). Они изготавливаются из искусственных волокон. Нить длиной 30-40 см вводится в межзубные промежутки, прижимается к поверхности зуба и проводится вверх-вниз, совершая 6-7 движений. Также для этой цели применяют зубочистки – деревянные и пластмассовые; ирригаторы – используется струя воды под давлением 2-10 атм. через наконечник. Давление создается компрессорами, к воде добавляются лекарственные вещества.

Химическое очищение зубов от налета проводится с помощью зубной пасты. В настоящее время ведущие мировые производители зубных паст привлекают к созданию новых видов не только технологов, дизайнеров, инженеров, но и стоматологов с тем, чтобы пасты максимально соответствовали потребностям населения в зависимости от конкретных стоматологических ситуаций. Зубная паста – это сложносоставная система, в формировании которой участвуют много компонентов:

а) абразивы (мел, бикарбонат натрия, дикальций фосфат, полимерные соединения метилметакрилата и др.);

б) увлажняющие вещества (глицерол и сорбитол), препятствующие испарению воды и способствующие сохранению однородности пасты;

в) связывающее вещество (природные смолы);

г) пенообразующие вещества, или детергенты (лаурилсульфат), способствующие образованию пены и облегчающие процесс чистки зубов;

д) антимикробные препараты, или консерванты (спирты, бензоаты, формальдегиды);

е) вода 20-30%;

ж) лечебно-профилактические добавки, определяющие назначение пасты;

з) гелеобразующие вещества.

Зубные пасты можно распределять по принадлежности (детская, подростковая, взрослая), по консистенции, по назначению, по степени пенистости, по содержанию элементов и т.д.

Наиболее существенна градация зубных паст по назначению (табл. 1), в соответствии с ним все зубные пасты подразделяются на две основные группы: гигиенические и лечебно-профилактические.

Таблица 1

Классификация практической градации зубных паст


Зубные пасты

гигиенические

лечебно-профилактические

простые

сложносоставные

комбинированные

комплексные

1. Очищающие

2. Дезодорирующие



1. Противокариесные

2. Абразивные

3. Противовоспалительные


1. Противокариесные

2. Противовоспалительные

3. Десенситивные.


1. Противокариесные

2. Противокариесные и противовоспалительные

3. Противокариесные и десенситивные

Гигиенические зубные пасты предназначены для очищения зубов от налета и дезодорирования полости рта («Апельсиновая», «Семейная», «Мятная», «Московская», «С добрым утром», «Фосфориновая», «Ovenal», «Red-White»).

Лечебно-профилактические зубные пасты делятся на две подгруппы: простые и сложносоставные. Простые лечебно-профилактические зубные пасты обладают каким-либо одним воздействием: противокариесным или противовоспалительным, или абразивным. Сложносоставные лечебно-профилактические пасты подразделяются на комбинированные и комплексные. К комбинированным относятся пасты, в состав которых входят два или три лечебно-профилактических компонента, направленных на терапию и профилактику одного вида патологии. Комплексные зубные пасты включают несколько лечебно-профилактических компонентов, действующих на различные виды патологии.

В условиях появления все более сложных по составу зубных паст, имеющих целенаправленное действие, подбором зубной пасты должен заниматься стоматолог и рекомендовать ее в соответствии с конкретным стоматологическим и гигиеническим статусами пациента. Для этого необходимо знать основную направленность зубных паст:

а) для профилактики кариеса – содержат фтористые и фосфорно-кальциевые соединения;

б) для профилактики заболеваний десен – включают растительные и противоспалительные компоненты (экстракты ромашки, шалфея, эвкалипта и др., хлоргексидин, триклозан и т.д.);

в) для зубов с повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, содержащие гидроксиапатит или трикальций фосфат и способствующие обтурации дентинных трубочек, или фторсодержащие с нитратом калия, обеспечивающие изоляцию нервных волокон.
Основные правила чистки зубов

Для чистки зубов применяются подметающие, скребущие, круговые и возвратно-поступательные движения.

Подметающие движения проводятся от десны к краю коронки, они необходимы для очистки щечных, небных, язычных и вестибулярных поверхностей зубов. Скребущие и возвратно-поступательные движения применяются для чистки жевательных поверхностей зубов. Круговые движения проводятся на всех поверхностях после скребущих движений. Зубную щетку располагают перпендикулярно очищаемой поверхности. Для создания стереотипизма вначале очищают зубо-десневую зону моляров с любой стороны, продвигаясь по вестибулярной поверхности к жевательной, а затем на небную поверхность. После переходят на премоляры и фронтальные зубы. Сначала чистят зубы верхней челюсти, потом нижней. Каждую поверхность сегмента необходимо очищать 8-10 движениями щетки, а на очистку всех зубов необходимо затратить 300-400 движений. Самой оптимальной схемой чистки зубов считается чистка два раза в сутки: утром и вечером после приема пищи.
Профессиональная гигиена полости рта

Под термином «профессиональная гигиена полости рта» понимается тщательное удаление мягких и твердых зубных отложений со всех поверхностей зубов и десен профилактическими средствами, под контролем индикаторов зубного налета. Профессиональная гигиена полости рта проводится стоматологом или врачом-гигиенистом и включает: обучение, учет, контроль за гигиеническим состоянием полости рта, коррекцию, регистрацию состояния зубов и тканей полости рта, систематическое удаление зубных отложений с недоступных поверхностей.

4. Зубные щетки, требования к ним, различия, подбор, сроки эксплуатации.

5. Очистители межзубных промежутков.

6. Зубные пасты, состав.

7. Зубные пасты, практическая градация.

8. Основные правила чистки зубов.

9. Понятие «профессиональная гигиена полости рта».

10. Этапы профессиональной гигиены полости рта.
Контрольные задачи

Задача 1. Соотнесите средства гигиены:

Задача 2. Какие средства обеспечивают механическое удаление зубного налета?

10. Во второе посещение по поводу профессиональной гигиены полости рта пациент перед зеркалом самостоятельно очистил поверхности зубов с помощью зубной щетки и пасты. Врач дал рекомендации по правильному использованию межзубных очистителей.

Все ли мероприятия, предусмотренные на данном этапе профессиональной гигиены, выполнены врачом?


Контрольные

1. При осмотре полости рта в пришеечной области зубов верхней и нижней челюстей значительное скопление мягкого зубного налета. При детальном опросе выяснилось, что пациент длительное время пользуется мягкой зубной щеткой.

Каковы причины данного гигиенического статуса в полости рта? Дайте рекомендации по уходу, хранению и срокам эксплуатации зубной щетки.

2. Пациент затрудняется подобрать себе зубную щетку и межзубные очистители. Проведите консультацию по подбору пациенту этих средств индивидуальной гигиены полости рта, укажите, на что нужно акцентировать внимание.

3. К врачу-стоматологу обратился пациент с жалобами на кровоточивость и болезненность десны в области 35, 34 и 33 зубов.

Объективно: межзубные сосочки и маргинальная десна в области указанных зубов отечны , гиперемированы, с раневой поверхностью. Из анамнеза выяснено, что пациент пользовался новой зубной щеткой.

Объясните и перечислите возможные причины острого воспаления десны.

4. Пациент К., 30 лет, обратился с жалобами на боль при приеме пищи, чистке зубов, самопроизвольную кровоточивость десен.

При объективном исследовании – маргинальная десна и зубодесневые сосочки отечны, гиперемированы, сосочки увеличены в размере, кровоточат при прикосновении. Обнаружены ложные десневые карманы без нарушения зубодесневого прикрепления.

Диагноз: обострение хронического катарального гингивита средней степени тяжести.

Какую зубную щетку и зубную пасту на период лечения необходимо рекомендовать пациенту? Дайте обоснование.

5. В ходе профессиональной гигиены полости рта при опросе выяснилось, что во время чистки зубов пациентка использует скребущие и возвратно-поступательные движения на всех поверхностях зубов, начиная с фронтальных зубов и заканчивая областью моляров.

Есть ли нарушение в методике чистки зубов ? Если да, то опишите основные правила очищения поверхности зубов.

6. В процессе проведения профессиональной гигиены полости рта врач обследовал полость рта, окрасил зубной налет с последующей демонстрацией пациенту, удалил зубные отложения, дал рекомендации по правильному выбору средств индивидуальной гигиены полости рта.

Перечислите этапы, предусмотренные профессиональной гигиеной полости рта.

7. К врачу-стоматологу обратился пациент с жалобами на кровоточивость десен при чистке зубов.

Объективно: межзубные сосочки и краевая десна отечны, гиперемированы, сосочки кровоточат при дотрагивании. Индекс гигиены составляет 1,6 балла. Поставлен диагноз – острый серозный гингивит.

8. При проведении профессиональной гигиены полости рта в третье посещение пациент очистил поверхность зубов с помощью зубной щетки и пасты самостоятельно. Врач проконтролировал качество чистки зубов.

Все ли манипуляции были выполнены на данном этапе? Перечислите сроки повторного контроля за соблюдением пациентом гигиены полости рта.

9. Пациент предъявляет жалобы на повышенную чувствительность зубов от внешних раздражителей.

В составе комплексного лечения пациенту была рекомендована зубная паста, содержащая гидроксиапатит или трикальций фосфат, а также фторсодержащая зубная паста с нитратом калия.

10. На прием к врачу-стоматологу обратился пациент с жалобами на кровоточивость десен при употреблении жесткой пищи и при чистке зубов.

Объективно: межзубные сосочки отечны, гиперемированы, имеют цианотичный оттенок, кровоточат при дотрагивании. Обильный мягкий зубной налет. Индекс гигиены 4 балла.

Какие методы и средства индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта могут быть рекомендованы пациенту? Дайте обоснование.


Тестовый контроль знаний

1. Какие средства гигиены полости рта относят к индивидуальным?

а) зубные щетки;

б) флоссы;

в) зубные пасты;

г) ирригаторы;

д) резиновые чашечки.

2. Какие компоненты входят в состав гигиенических зубных паст?

а) абразивы;

б) увлажняющие вещества;

в) природные смолы;

г) пенообразующие вещества;

д) анестезирующие вещества;

е) лечебно-профилактические добавки.

3. Как подразделяются лечебно-профилактические зубные пасты?

а) сочетанные;

б) комбинированные;

в) сложносоставные;

г) простые;

в) комплексные.

4. Что относят к межзубным очистителям?

а) зубочистки;

б) флоссы;

в) ирригаторы;

г) штрипсы.

5. Какие из перечисленных веществ относят к компонентам лечебно-профилактических зубных паст?

а) абразивы;

б) увлажнители;

в) консерванты;

г) детергенты;

д) лечебно-профилактические добавки;

е) антибиотики;

ж) прижигающие вещества.

6. Укажите методы индивидуальной профилактики полости рта:

а) чистка зубов;

б) удаление зубного камня;

в) ирригация полости рта;

г) удаление зубных отложений с недоступных поверхностей.

7. Перечислите основные движения, применяемые при чистке зубов:

а) подметающие;

б) трущие;

в) круговые;

г) возвратно-поступательные.

8. Какие вещества входят в состав противокариесных зубных паст?

а) фторид натрия;

б) противовоспалительные компоненты;

в) противомикробные препараты.

9. Какие вещества входят в состав зубных паст, применяемых для профилактики заболеваний пародонта?

а) фтористые соединения;

б) растительные экстракты;

в) фосфорно-кальциевые соединения.

10. Для чего предназначены гигиенические зубные пасты?

а) очищение от налета;

б) дезодорирование полости рта;

в) профилактика заболеваний десен;

г) профилактика повышенной чувствительности зубов.


Домашнее задание:

а) дать определение индивидуальной и профессиональной гигиене;

б) перечислить средства индивидуальной гигиены полости рта;

в) перечислить гигиенические пасты;

г) состав зубных паст;

д) классификация лечебно-профилактических зубных паст;

е) этапы профессиональной гигиены полости рта.
Литература

Основная

1. Боровский Е.В., Терапевтическая стоматология / Е.В. Боровский, В.С. Иванов, Ю.М. Максимовский, Л.Н. Максимовская. – М.: Медицина, 2001. – С. 212-219, 266-269, 718-727.

2. Зубные болезни: практическое руководство / под ред. проф. Н.Н. Гаражи. – Ставрополь: Изд-во СтГМА, 1998. – С. 338-342.

3. Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология / Ю.М. Максимовский, Л.Н. Максимовская, Л.Ю. Орехова. – М.: Медицина, 2002. – С. 225-231.

Дополнительная

1. Терапевтическая стоматология: учебное пособие / под ред. проф. Л.А. Дмитриевой. – М., 2003. – С. 580-585.

2. Тестовые задания для контроля уровня знаний по пропедевтике стоматологических заболеваний / под ред. проф. М.М. Пожарицкой. – М., 2000. – С. 48

3. Тестовые задания по пропедевтике стоматологических заболеваний. Часть I. Терапевтическая стоматология / под ред. проф. Н.Н. Гаражи. – Ставрополь, 2003. – 40 с.

4. Улитовский С.Б. Зубные пасты / С. Б. Улитовский. – СПб., 2000. – 272 с.

гигиена рот антисептический полировка зуб

Гигиена полости рта у детей до года

  • 1. Мотивационную работу и обучение гигиеническому уходу за полостью рта следует проводить с каждой беременной женщиной, посещающей стоматолога:
    • а) проводится подбор индивидуальных средств гигиены для женщины в соответствии с клинической ситуацией;
    • б) рассказывается о причинах возникновения стоматологических заболеваний у детей с обучением уходу за полостью рта новорожденного:
      • - не следует целовать ребенка в лицо;
      • - нельзя выпавшую изо рта ребенка соску облизывать, необходимо ее обрабатывать кипяченой водой;
      • - не рекомендуется облизывать детскую ложечку перед кормлением младенца;
      • - необходимо после каждого приема пищи очищать полость рта младенца с помощью одноразовой мягкой махровой тряпочки, смоченной в теплой кипяченой воде или с помощью детской зубной щеточки для беззубых челюстей;
      • - первые прорезавшиеся зубы необходимо протирать влажной салфеткой от десны к режущему краю зуба, удаляя весь налет. Процедуру проводят 2 раза в день.
    • в) разъясняется необходимость посещения стоматолога с ребенком после 1,5 лет для коррекции гигиены полости рта.

Следует обратить внимание на то, что гигиенические мероприятия в полости рта ребенка осуществляют только родители, поэтому необходимо иметь 2 зубные щетки. Одна из них предназначена для очищения зубов ребенку именно родителями и должна иметь длинную ручку и маленькую головку с очень мягкой щетиной, например, Oral-B Plus 30, Indicator 30. другая зубная щетка предназначена для ребенка с удобной толстой и яркой ручкой, и тоже маленькой головкой с очень маленькой щетиной. Зубная щетка должна нравиться малышу и будет использоваться им в качестве игрушки. Зубную пасту в этот период использовать нецелесообразно из следующих соображений: во-первых, пена затрудняет зрительный контроль за движениями во рту, во-вторых, малыш скорей всего будет ее заглатывать, а в третьих она может вызвать сильный рвотный позыв;

Гигиена полости рта детей 2-3 лет

  • 1. В этот период уход за полостью рта ребенка осуществляется также родителями 2 раза в день. Постепенно необходимо обучать ребенка сплевывать в связи с введением в эту процедуру гигиенических зубных паст. К ним относятся: «Детская», «Красная шапочка», « Ну, погоди!», «Мойдодыр», «Апельсиновая», «Мятная» и др.
  • 2. С 3-х летнего возраста гигиене полости рта обучается ребенок.

Ребенку разъясняется:

  • а) зачем нужны зубы (для жевания, речи и красоты);
  • б) если не ухаживать за зубами, то они могут болеть;
  • в) как необходимо чистить зубы,

В этом возрасте у детей улучшается координация движений, они уже способны на более длительную концентрацию своего внимания. Поэтому возможно постепенное обучение их методу чистки КАI . Его суть заключается в следующем:

начинают чистить зубы с жевательных поверхностей, перемещая щетку короткими поступательными движениями от крайнего зуба одной стороны до крайнего зуба другой стороны отдельно на верхней и нижней челюстях;

вестибулярные поверхности очищают круговыми движениями при сомкнутых зубах, одновременно захватывая верхние и нижние зубы, постепенно продвигая щетку от крайних правых зубов до крайних левых;

с оральной стороны зубы очищают в той же последовательности, как и с жевательной, выполняя подметающие вертикальные движения от десневого края к жевательной поверхности.

3. Родители продолжают заканчивать гигиеническую процедуру после ребенка. Кроме того следует начинать чистку зубов дополнительными средствами гигиены - флоссами, при этом особое внимание уделяется плотно стоящим молочным молярам. Для профилактики кариеса родители проводят флоссинг апроксимальных поверхностей, используя флоссеты. Флоссеты напоминают двузубую вилку, между кончиками зубцов которой натянута зубная нить. Флоссеты могут быть одноразовыми. В многоразовых к держателям присоединены катушки, устройства для натягивания нити. Техника флоссинга соответствует двуручному методу, который применяется в следующем возрастном периоде.

Гигиена полости рта у детей от 4 до 6 лет

  • 1. Рабочая часть зубной щетки должна быть небольшой и узкой с щетиной средней жесткости (для удаления налета Пристли).
  • 2. Чистка зубов детьми осуществляется под контролем взрослых, особенно это касается количества выдавливаемой пасты (не более горошины), т. к. уже желательно использование профилактической зубной пасты. В настоящее время предпочтение отдается фторсодержащим пастам с пониженным содержанием ионов фтора. В местах, где вода не содержит фтористых соединений и других микроэлементов, зубная паста с фтором может стать его единственным источником. В местах проживания с повышенным и высоким содержанием соединений фтора в питьевых водоисточниках (1,5 и более мг/л) фторсодержащие пасты использовать не следует.

В пастах, рассчитанных на детей до 6 лет, содержание фтора не превышает 500 ррm, например пасты «Stages», «Витоша», «Дракоша» (персик, клубника), «Гель дракоша с кальцием» и другие. Это связано с тем, что дети заглатывают до 30% зубной пасты во время чистки зубов.

Для того, чтобы дети не проглатывали зубную пасту, в состав детских зубных паст все реже вводят фруктовые отдушки. В период молочного и сменного прикуса используются низко абразивные гелевые зубные пасты.

После того как ребенок очистил зубы неплохо продемонстрировать качество чистки, используя специальные красители для обнаружения зубного налета, и помочь ребенку завершить гигиену полости рта, особенно в области прорезавшихся 6-х зубов.

  • 3. Закончить процедуру следует с помощью флосс, для профилактики проксимального кариеса, особенно в области между между молочными и постоянными молярами.
  • 4. В этом возрасте следует начинать применение ополаскивателей. Ассортимент жидких средств гигиены полости рта для детей ограничен. Используются ополаскиватели на безалкогольной основе. В состав ополаскивателей входят антисептики (триклозан, цетилпиридин хлорид, хлоргекседин) и фториды, например: «Plax», (Colgate), «Profluorid-M» (Voco). За счет них ополаскиватели приобретают противобляшечные свойства, то есть способность препятствовать образованию и формированию мягкого зубного налета.

Гигиена полости рта у детей младшего школьного возраста(7-10 лет)

  • 1. Для смешанного прикуса предпочтительна зубная щетка с мягкой щетиной, индикацией степени износа и большой ручкой. Дети этого возраста должны хорошо владеть методом КАI, постепенно осваивая более эффективный метод Марталлера. Это метод инструктирования школьников. Он представляет собой упрощенный вариант стандартного метода, адаптирован к их психофизическим возможностям. Так как дети максимум усилий прилагают на первых этапах чистки, то в первую очередь рекомендуется очищать жевательные поверхности:
    • - щетку устанавливают на жевательную поверхность верхних зубов справа, где делают 10 коротких горизонтальных движений, а затем постепенно перемещают щетку по дуге челюсти к противоположному краю, где также делают 10 чистящих движений. Затем аналогично чистят жевательную поверхность нижних зубов.
    • - вестибулярные поверхности очищают при сомкнутых зубах и расслабленных щеках, чтобы головка щетки могла свободно перемещаться в преддверии полости рта. Устанавливают щетку перпендикулярно вестибулярным поверхностям справа и делают вертикальные зигзагообразные движения (до 10-ти на одном сегменте), очищая одновременно зубы верхней и нижней челюстей и прилагая одинаковые усилия при движении щетки вверх и вниз. Таким образом продвигаются до крайних зубов слева.
    • - при очищении оральных поверхностей головку щетки ставят почти вертикально. Короткими выметающими движениям продвигаются по небным поверхностям зубов верхней челюсти от одного края до другого. Затем головку щетки ставят на язычную поверхность нижних зубов (ручка при этом «смотрит» вверх) и таким же образом проходят по язычной поверхности нижних зубов.
  • 2. После 6 лет ребенок может пользоваться зубной пастой с более высоким содержанием фторидов (юношеской, взрослой). Содержание соединений фтора в зубных пастах для подростков, в среднем, составляет 1000 ррm (Colgate Bugs Bunny; Colgate Tweety; Лесной бальзам с маслом кедровых орешков и другие).
  • 3. Взрослые обязательно осуществляют контроль чистки, а также проводят флоссинг апроксимальных поверхностей двуручным методом. Следует особое внимание уделять не только контактам в области моляров, но и аппроксимальных поверхностей фронтальной группы зубов верхней и нижней челюстей. Флоссинг может быть катушечным и кольцевым (в зависимости от удержания нити). Обычно используется отрезок длиной 30-40 см, который наматывают на средний палец одной руки (катушка). Второй конец наматывают 2-3-мя оборотами на средний палец второй руки. Длина натянутой нити между пальцами составляет примерно 4-5 см, во время флоссинга нить удерживают с двух сторон большим и указательным пальцами обеих рук.

При кольцевом способе отрезок нити такой же, но его концы связывают тройным узлом. Все пальцы, кроме больших, вводят в кольцо. Участок нити, длиной 1,5-2 см удерживается пальцами обеих рук, в процессе, постепенно переходя на новый участок, покручивая кольцо.

Вводить нить в межзубной промежуток нужно крайне осторожно, проталкивая через контактный пункт. На верхней челюсти используются большой и указательные пальцы, а на нижней - два указательных. В момент прохождения контактного пункта слышен щелчок. Далее давление на нить необходимо уменьшить и аккуратно вести нить по очищаемой поверхности зуба до уровня десневого желобка. Очищающие движения должны проводиться в горизонтальной плоскости в орально-вестибулярном направлении. Переходя в соседний межзубной промежуток, используют чистый отрезок нити.

Жидкие средства гигиены полости рта для подростков те же, что и для взрослых, не рекомендуется использовать алкоголь содержащие ополаскиватели.

Гигиена полости рта у детей 10-14 лет

1. Основные средства гигиены в этом возрасте - это среднежесткие щетки и профилактические, в том числе взрослые, фторсодержащие пасты: «Пепсодент», «Колгейт», «Бленд-а-мед», «Силка», «Семейная», «Зодиак», «Флуодент», «Шалфейная», «Оксигенол», «Фтородент», «Бинака», а также пасты, содержащие соли кальция и фосфаты: «Кедровый бальзам с кальцием», «32 жемчужины с минералами», «Жемчуг», «Арбат»,«Москвичка», «Чебурашка». Сред зубных паст, содержащих ферменты, для детей можно применять следующие: «Бело-розовая», «Улыбка», «Особая», Чародейка», «Фосфотазная», «Прозрачная», «Кристалл». В том случае, если имеются заболевания периодонта возможно использование зубных паст содержащих растительные препараты и биологически активные щества: «Лесная», Карофила», «Ламидент», «Хлорофилловая», «Азулена», «Изумруд», «Новинка-72», «Ромашка», «Эврика», «Аира», «Буратино», «Экстра», «Розодент», «Щелкунчик» и др.

Основной метод чистки зубов - метод Марталлера.

Для очищения сформированных и формирующихся контактных поверхностей используется флоссинг.

Методика использования флоссов:

Следует взять 30-40 см зубной нити, большую ее часть намотать на средний палец одной руки и зафиксировать на среднем пальце другой руки, оставив свободным расстояние в 10 см. Этими пальцами следует пользоваться как «катушками», постепенно перематывая нить, чтобы освободить чистый участок. Большими и указательными пальцами нужно натянуть нить горизонтально, аккуратно ввести в межзубной промежуток, опустить до уровня шейки одного из зубов, не касаясь десневого сосочка, и произвести «пиляще-выскребающее» движение, плотно прижимая нить к стенке зуба. Затем, переместив нить, ее чистый участок опустить в этот же межзубной промежуток, прижимая к контактной стенке другого зуба, и снова произвести «пиляще-выскребающее» движение. Аналогичным образом очистить все межзубные промежутки.

Особое внимание необходимо уделять гигиене детей, находящихся на ортодонтическом лечении. Наличие любых ортодонтических конструкций в полости рта затрудняет процедуру чистки зубов. Присутствие съемной или несъемной ортодонтической аппаратуры способствует формированию зубной бляшки и минерализованных зубных отложений. Для ухода за полостью рта, а также элементами съемной и несъемной аппаратуры рекомендованы специальные гигиенические средства.

Для очищения съемной ортодонтической техники рекомендуется использование обычных щеток для чистки зубов и специальных (односторонних и двусторонних) щеток, а также ершиков, имеющих повышенную жесткость и больший размер по сравнению с таковыми для чистки зубов. Для химической очистки можно применять специальные растворы или быстрорастворимые таблетки. В них съемные конструкции замачивают на 10-20 минут («Cogea tabs», “Protefix”).

Ухаживать за полостью рта при наличии несъемных конструкций гораздо сложнее. Необходимо использовать щетки специального назначения: ортодонтические, однопучковые, сулькулярные (Bulter, Oral-B). Ортодонтические зубные щетки имеют продольное V-образное углубление на всей поверхности щетиночного поля, а более короткие внутренние щетинки вдоль щетиночного поля позволяют качественно очищать вестибулярные поверхности зубов при наличии на них фиксированной дуги. Движения такой щеткой при чистке зубов проводятся только в вертикальной плоскости. Кроме того, можно использовать профилактическую зубную щетку Oral-B Advantage c микротекстурной щетиной, которая имеет силовой выступ и активное V-образное углубление в нижней трети головки щетки. Зубные щетки «Sulcus” имеют два ряда щетины и предназначены для очистки десневого желобка и узких межзубных промежутков, они удобны для осуществления гигиены полости рта при наличии как ортодонтческих, так и ортопедических конструкций, а также при скученности зубов.

Вспомогательными средствами являются мало- и однопучковые зубные щетки, ершики (интерпроксимальные щетки), флоссы, суперфлоссы, зубные ленты, межзубные стимуляторы.

Достаточно эффективным может быть применение очистки постоянной или пульсирующей струей воды, а также специальными растворами с помощью ирригаторов полости рта (гидромассажеров). Целесообразно применение безалкогольных ополаскивателей с противокариозным, противобляшечным, противовоспалительным, противомикробным действием.

Гигиена полости рта у детей 15-18 лет

Гигиена полости рта у детей 15-18 лет практически ничем не отличается от таковой у взрослых. В этот период все также важна роль родителей в периодическом контроле и материальном обеспечении.

Используются зубные щетки средней жесткости и фторсодержащие зубные пасты (в регионах с пониженным содержанием фтора в воде).

Основным является стандартный метод чистки зубов:

Зубной ряд условно делят на моляры, премоляры и передние зубы с правой и левой стороны. Зубы следует чистить при несомкнутых зубных рядах. Щетку располагают под 45 к поверхности зуба. Начинают очищать вестибулярную поверхность верхней челюсти слева, выполняя по 10 подметающих движений от шейки зуба к режущему краю у каждого участка, затем - небную. Аналогично чистят зубы нижней челюсти. Жевательную поверхность зубов очищают горизонтальными движениями. Заканчивают процедуру круговыми движениями по вестибулярной поверхности с захватом зубов и десен.

К дополнительным средствам гигиены относятся флоссы или зубные ленты и ополаскиватели.

Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях маргинального периодонта с незначительным отеком, незначительным налетом и без абсцедирования

а) при гингивите - ультразвуковое (в 1-2 посещения);

б)

  • б) показано применение комплексных зубных паст со фтором и лекарственными травами: «Дентавит» лечебные травы; «Здоровье» с экстрактом шалфея; «Здоровье» с ромашкой; «Здоровье» с аиром; Silca Blue Mint и др.;
  • в) для ухода за полостью рта подходящим будет стандартный метод чистки зубов;
  • г) для очищения боковых поверхностей зубов необходимо пользоваться зубными нитями (флоссами), а там где широкие межзубные промежутки - ершиками соответствующего размера.

Методика использования ершика:

Ершик вводят поочередно в каждый межзубной промежуток, осуществляя 8-10 возвратно-поступательных движений, сначала с наружной, а затем с внутренней стороны.

д) для уменьшения образования налета, повышения кислотоустойчивости эмали, и дезодорирования полости рта можно рекомендовать применение ополаскивателя (например «Целебный бальзам»), который содержит фторид натрия, триклозан и экстракты трав. Полоскать рот следует 2-3 раза в день после приема пищи в течении 15-30 секунд.

Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях маргинального периодонта с незначительным отеком, обильным налетом и без абсцедирования

1. После мотивации необходимо провести снятие зубных отложений:

а) при гингивите - ультразвукавое (в 1-2 посещения);

б) при хроническом периодонтите - ручным или комбинированным способом (в 3-4 посещения).

Обучение индивидуальной гигиене полости рта следует начинать с первого посещения:

  • а) рекомендуется использовать зубную щетку с небольшой головкой, искусственной щетиной средней жесткости, расположенной пучками и на разных уровнях. Замену щетки производят каждые 2-3 месяца из-за истирания и бактериального обсеменения;
  • б) обильный налет помогут устранить пасты с содой и активными чистящими компонентами: «Дентавит» отбеливающая; Silca Baking Soda: Lacalut fluor: Elce med Brillant Weiss. С лечебно-профилактической целью пасты нужно чередовать и менять. Хороший комплекс представляют зубные пасты со фтором и противовоспалительными компонентами, такие как «Дентавит» лечебные травы; «Дентавит» антимикробная с серебром; «Здоровье» с экстрактом шалфея; «Здоровье» с ромашкой; «Здоровье» с аиром; Silca Blue Mint; Silca Vitamin Plus;
  • в) для ухода за зубами пациенту можно рекомендовать эффективную и легко запоминающуюся методику чистки зубов, которую разработала профессор В.Г. Бокая. Щетку помещают щетинками перпендикулярно вестибулярной поверхности зубов и делают выскребающие движения от слизистой оболочки десны к жевательной поверхности и режущему краю каждого зуба, из расчета 20-25 движений на каждый зуб. Затем таким же образом очищают зубы с оральной стороны. Жевательные поверхности очищают горизонтальными движениями;
  • г) для очищения боковых поверхностей зубов необходимо пользоваться зубными нитями (флоссами), а там где широкие межзубные промежутки - ершиками соответствующего размера;
  • д) для уменьшения образования налета, повышения кислотоустойчивости эмали, и дезодорирования полости рта можно рекомендовать применение ополаскивателя «Целебный бальзам», который содержит фторид натрия, триклозан и экстракты трав. Полоскать рот следует 2-3 раза в день после приема пищи в течении 15-30 секунд.

Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях маргинального периодонта с незначительным отеком, с гнойным экссудатом из зубодесневых карманов и без абсцедирования

После мотивации необходимо провести снятие зубных отложений:

  • а) при гингивите - ультразвукавое (в 1-2 посещения);
  • б) при хроническом периодонтите - ручным или комбинированным способом (в 3-4 посещения).

Обучение индивидуальной гигиене полости рта следует начинать с первого посещения:

  • а) рекомендуется использовать зубную щетку с небольшой головкой, искусственной щетиной средней жесткости, расположенной пучками и на разных уровнях. Замену щетки производят каждые 2-3 месяца из-за истирания и бактериального обсеменения;
  • б) для ухода за полостью рта необходимо использовать пасты с триклозаном и хлоргексидином в течении 2-3 недель («Дентавит» с антимикробным компонентом триклозаним; «Дентавит» мультиуход с натуральными микрогранулами; Lacalut activ; El-ce med Brillant 40 Plus). После комплексного лечения можно пользоваться лечебно-профилактическими пастами со фтором и противовоспалительными компанентами, такими как «Дентавит» лечебные травы; «Дентавит» целебный бальзам; «Здоровье» с экстрактом шалфея; «Здоровье» с ромашкой; «Лесная»; Silca Herba; Silca Herb Plus; El-ce med Enzim KomplexA и др.;
  • в) в процессе лечения следует применять ополаскиватели и другие жидкие средства ухода за полостью рта: «Элюдрил», хлоргексидин биглюконат 0,02%; отвары и настой трав (календула, зверобой, ромашка и т.д.), ополаскиватель «Целебный бальзам» и др.;
  • г) хорошим методом чистки зубов при данной ситуации является техника, предложенная американским стоматологом Bass. Она включает три этапа. На первом этапе при открытых зубных рядах производят горизонтальные или легкие круговые очищающие движения по жевательным поверхностям зубов. Затем очищают внешние поверхности зубов раздельно на верхней и нижней челюстях. Вначале зубную щетку располагают на высоте последнего большого жевательного зуба наискосок к десне (угол 45), щетку слегка прижимают и производят 8-10 вибрирующих, «вытирающих» движений. Затем щетку сдвигают слегка вперед, захватывая и уже очищенный участок, и вновь производят 8-10 вибрирующих, вытирающих движений. Эти движения продолжают к клыку и резцам, доходя до последнего жевательного зуба на другой стороне. Так же чистят и внутренние поверхности зубов;
  • д) для очищения боковых поверхностей зубов необходимо пользоваться зубными нитями (флоссами), а там где широкие межзубные промежутки - ершиками соответствующего размера.

Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях маргинального периодонта с выраженной отечностью и кровоточивостью без абсцедирования

1. До обучения индивидуальной гигиене полости рта и снятия зубных отложений следует уменьшить воспалительный процесс в тканях периодонта с помощью местного медикаментозного лечения. Для этого рекомендуется использовать противовоспалительные препараты. Высокой эффективностью обладает Солкосерил Дентальная Адгезивная Паста (фирма Солко Базель АГ).

Методика применения Солкосерил Дентальной Адгезивной Пасты:

  • а) предварительно нужно просушить ватным или марлевым тампоном слизистую оболочку полости рта;
  • б) с помощью ватной турунды или гладилки нанести Солкосерил Дентальную Адгезивную Пасту на слизистую оболочку десны;
  • в) ватным шариком, обильно смоченным водой, распределить препарат по поверхности слизистой оболочки десны;
  • д) Солкосерил Дентальную Адгезивную Пасту следует наносить 1-3 раза в день в течении 2-3 суток.
  • 2. После медикаментозного воздействия необходимо провести обучение индивидуальной гигиене полости рта с помощью модели и зубной щетки.

Методика обучения:

  • а) рекомендуется использовать зубную щетку с короткой рабочей частью, искусственной, мягкой и тонкой щетиной с закругленными кончиками;
  • б) более щадящим и эффективным приемом чистки зубов на данный момент является метод Чартера. Для этого необходимо зубную щетку установить так, чтобы щетинки находились под углом 45 к десневому краю, кончиками к жевательной поверхности. Не отрывая щетинок от зубной поверхности, выполняют легкие встряхивающие или круговые движения, проникая в межзубные промежутки. Осуществляют по 10-15 чистящих движений с вестибулярной поверхности последнего жевательного зуба верхней челюсти. Постепенно перемещаясь, поочередно очищают все зубы. Затем переходят на оральную поверхность, делая аналогичные движения. Круговыми движениями очищают жевательную поверхность. Затем чистят зубы нижней челюсти. Все движения нужно делать не торопясь, чтобы избежать появления ссадин на воспаленной слизистой оболочке. Первое время это займет 3-5 минут. Чистить зубы следует после завтрака и ужина;
  • в) рекомендуется использовать зубные пасты с солями и противовоспалительными компонентами для уменьшения отека и кровоточивости, такие как «Дентавит» с минералами мертвого моря; Elce med Enzim Komplex A; Silca Vitamin Plus; «Дентавит» целебный бальзам; «Поморин», «Бальзам» и т.д.;
  • г)
  • 3. Через 2-3 дня после обучения рациональной гигиене полости рта рекомендуется провести профессиональное удаление зубных отложений:
    • а) при гингивите используется ультразвуковое снятие зубных отложений в 1-2 посещения с последующим мануальным контролем путем зондирования;
    • б) при хроническом периодонтите используется ручной либо комбинированный метод снятия зубных отложений в 3-4 посещения (вручную зубные отложения удаляют с помощью скейлеров, крючков, экскаваторов, кюреток и др. инструментов). После антисептической обработки полости рта (хлоргексидина биглюконат, листерин, мирамистин и т.д.) начинают аккуратно снимать зубные отложения с вестибулярной поверхности зубов одного из квадрантов под визуальным контролем, стараясь не травмировать слизистую оболочку десны. Затем переходят на апроксимальные поверхности, используя не грубые проталкивающие и соскабливающие движения с учетом анатомического строения зуба (выемки корня, граница эмали и цемента). С оральной поверхности зубной камень удаляют соскабливающими движениями. С помощью зеркала и зонда проводят контрольный осмотр обработанного участка. После антисептической обработки необходимо провести полировку поверхности корней, шеек и коронок зубов с помощью специальных резиновых чашечек, щеточек, полировочных полосок, флоссов и полировочных паст.
  • 4. Через 10-14 дней после снятия зубных отложений целесообразно назначить контрольный осмотр с целью коррекции индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта.

Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях маргинального периодонта с абсцедированием

После оказания неотложной хирургической помощи в течении 5-10 дней для обработки полости рта пациенту рекомендуется проводить 2-3 раза в сутки полоскания: :«Элюдрил», хлоргексидин биглюконат 0,02%; отвары трав (календула, зверобой, ромашка и т.д.) с добавление соли до гипертонического раствора и др.

Для гигиенического ухода за полостью рта необходимо использовать:

  • а) зубную щетку с короткой рабочей частью, искусственной, мягкой и тонкой щетиной с закругленными кончиками;
  • б) более щадящим и эффективным приемом чистки зубов на данный момент является метод Чартера.
  • в) рекомендуется пользоваться зубными пастами с солями и противовоспалительными компонентами для уменьшения отека и кровоточивости, такими как «Дентавит» с минералами мертвого моря; El-ce med Enzim Komplex A; Silca Vitamin Plus; «Дентавит» целебный бальзам; «Поморин», «Бальзам»; «Дентавит» с антимикробным компонентом триклозаном; «Дентавит» мультиуход с натуральными микрогранулами; Lacalut activ; El-ce med Brillant 40 Plus и т.д.;
  • г) следует воздерживаться от использования дополнительных средств гигиены (зубные нити, ершики и зубочистки).

Через 2-3 дня провести профессиональное удаление зубных отложений.

Коррекцию индивидуальной и профессиональной гигиены следует провести при контрольном осмотре через 7--10 дней.

Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях маргинального периодонта с повышенной чувствительностью зубов и рецессией десны

Профессиональную гигиену полости рта необходимо проводить под обезболиванием и последующей обязательной обработкой фтор-препаратами.

Для индивидуальной гигиены полости рта следует использовать:

  • а) зубную щетку с мягкой щетиной и закругленными кончиками;
  • б) зубные пасты: «Дентавит» мультиуход с натуральными микрогранулами; «Дентавит» Q; Lacalut Sensitive; Oral-B Sensitiv; El-ce med Sensitiv Plus; Sensigel и т.д.;
  • в) при оголении корней для ухода за полостью рта рекомендуется применять модифицированный метод Стилмена. Для этого зубную щетку устанавливают так, чтобы концы щетинок лежали на пришеечной области зуба и частично охватывали прилегающую десну под косым углом к оси зуба. При этом выполняются слабые вращательные движения щеткой и 20 коротких встряхивающих (вперед-назад) движений вдоль прикрепленной десны, десневого края и поверхности зуба. Аналогично очищают язычные поверхности. Для очищения жевательных поверхностей щетку располагают щетинками перпендикулярно к ней;
  • г) для очищения боковых поверхностей зубов нужно применять ершики соответствующих размеров
  • д) рекомендуется пользоваться дополнительно жидкими средствами гигиенического ухода (ополаскивателями со фтором и противовоспалительными компонентами, типа «Целебный бальзам», «Colgate Total Plax», «Oral-B Advantag» и т.д.)

ЗАНЯТИЕ№12

ТЕМА: Профессиональная гигиена полости рта и её значение в профилактике ос­новных стоматологических заболеваний. Комплекс мероприятий профессио­нальной гигиены (удаление над- и поддесневых зубных отложений; профессиональная чистка зубов; полировка пломб; устра­нение факторов, способствующих скоплению зубного налета).

ЦЕЛЬ : Изучить комплекс мероприятий профессио­нальной гигиены.

ЗАДАЧИ:

    Обучить методике удаления зубных отложений.

    Обучить профессиональная чистка зубов, полировки пломб.

Структура практического занятия

ОБОРУДОВАНИЕ

Технические средства и инструменты

1. Демонстрация методики удаления зубного камня

Стоматологическая установка. Набор стома­тологических инстру­ментов, набор крючков

2. Демонстрация методики очищения и полирования зубов

3. Индивидуальное обуче­ние студентов методам про­фессиональной гигиены по­лости рта, и проведение профессиональной гигиены друг другу

4. Индивидуальный кон­троль знаний

5. Домашнее задание

Вопросы, изученные ранее и необходимые для усвоения данной темы.

    Гигиенические индексы

    Пародонтальные индексы.

Контрольные вопросы для определения исходных знаний.

    Роль профессиональной гигиены полости рта.

    Инструменты применяемые для удаления зубных отложений.

    Принципы проведения профессиональной гигиены полости рта.

    Абразивы для очищения и полирования зубов.

    Способы предупреждения образования зубных отложений.

Ожидаемые ответы.

Профессиональная гигиена полости рта

Среди множества профилактических мер первостепенной проблемой является контроль за зубным налетом, являющимся основной причиной, вызывающей кариес зубов и воспалительные заболевания тканей паро­донта.

Эффективность самостоятельного удаления зубного налета пациентом зависит от его мотивации, знаний и навыков по гигиене полости рта.

Существует огромное количество методов чистки зубов, которыми пользуются пациенты. Результаты стоматологического обследования по­казывают, что в среднем около 90% взрослых чистят зубы один или два раза в день.

Однако самостоятельной чистки, как правило, оказывается недостаточ­но для полного удаления налета из так называемых ретенционных зон (труд­нодоступных мест):

    межзубных промежутков;

    пришеечных областей;

    проксимальных поверхностей зубов;

    жевательной поверхности моляров;

    щечной поверхности моляров верхней челюсти;

    язычной поверхности нижних моляров.

Профессиональная чистка, проводимая специалистом (врачом-стома­тологом или гигиенистом стоматологическим), обеспечивает полное уда­ление зубного налета.

Профессиональная гигиена ~ комплекс мер, устраняющих и предотвращающих развитие кариеса зубов и воспалительных заболеваний

пародонта путем механического удаления с поверхности зуба над- и поддесневых зубных отложений.

Профессиональная гигиена включаетв себя несколько этапов:

    мотивацию пациента к борьбе со стоматологическими заболевани­ями;

обучение пациента индивидуальной гигиене полости рта;

    удаление над- и поддесневых зубных отложений;

    полировку поверхности зуба (в том числе и корня);

    устранение факторов, способствующих скоплению зубного налета.

Профессиональная гигиена полости рта как один из основных компонентов профилактики стоматологических заболеваний должна проводиться детям, подросткам и взрослым строго индивидуально и через определенные интервалы времени.

Длительность интервала между посещениями зависит от:

    гигиенического состояния полости рта;

    интенсивности кариеса зубов;

    присутствия гингивита;

    выраженности пародонтита;

    степени прорезывания зубов у детей.

Проведение профессиональной гигиены является необходимым условием и при плановом осмотре полости рта пациента, поскольку качество диагностики кариеса зубов значительно возрастает, если поверхность зуб очищена и высушена.

Кроме того, наличие здоровой, тщательно санированной полости является неотъемлемым условием качественного осуществления слоя методов лечения:

    эстетического пломбирования;

    микропротезирования;

    отбеливания зубов;

    хирургического пародонтологического лечения;

    имплантации;

    ортопедического лечения;

    ортодонтического лечения.

Перед профессиональной чисткой зубов проводят стоматологическое обследование с определением индексов CPITN, РМА, гигиенических индексов (по показаниям в зависимости от возраста пациента).

Результаты осмотра заносят в регистрационную карту пациента последующего динамического контроля за гигиеной полости рта.

Обзорный осмотр полости рта совместно с пациентом позволяет наглядно продемонстрировать различия между стоматологическим здоровьем и патологией.

Для проведения профессиональной гигиены применяют:

Резиновые колпачки - для удаления мягкого зубного налета с гладких поверхностей зубов, а также для полировки поверхности корня.

Резиновые колпачки предварительно заполняют полировочной профи­лактической пастой различной абразивности.

Вращающиеся щеточки - для удаления мягкого зубного налета с жева­тельных поверхностей зубов в области фиссур, ямок, естественных углубле­ний. Их применяют с подачей небольшого количества воды.

Профилактическая полировочная паста может быть мелко-, средне- или крупнодисперсной, содержать или не содержать соединения фтора.

Во время проведения профессиональной чистки зубов у взрослых мож­но использовать низкоабразивную отбеливающую и содержащую фторид пасту Rembrandt, которая позволяет увеличить резистентность эмали.

Зубные нити: применяют для удаления налета с апроксимальных по­верхностей зубов.

Удаление твердых зубных отложений (зубного камня) проводится ручными и/или ультразвуковыми инструментами, которые обычно взаимодо­полняют друг друга и позволяют работать эргономично.

Скейлеры ручные – применяют для удаления над- и поддесневых твердых зубных отложений.

Пародонтальный пуговчатый зонд – применяют определения состояния тканей пародонта, глубины и рельефа пародонтального кармана, для обнаружения поддесневых зубных отложений. А также для оценки гладкости поверхности корня после кюретажа.

Учебные элементы

Цель занятия: Изучить и освоить методики ухода за полостью рта.

Основные термины: гигиена полости рта, методы чистки зубов, языка, стандартный метод чистки зубов.

Контрольные вопросы:

5) Контроль исходного уровня знаний

6) Собеседование по теме

а) алгоритм гигиены полости рта.

б) методы чистки зубов

в) использование флосса, флоссеты, флосстика, тейпа

г) использование зубочистки

д) использование ирригатора

е) ошибки, совершаемые при уходе за полостью рта

3) Контроль усвоения знаний

Изложение учебного материала

Гигиена полости рта – это комплекс мероприятий, важнейшим компонентов которого является чистка зубов. По данным ВОЗ 92 % населения не умеют чистить зубы. Гигиена полости рта у большинства российских детей ограничена набором эмпирических манипуляций с применением стандартной зубной щетки и пасты.

Алгоритм чистки зубов

1) Вымыть руки с мылом.

2) Прополоскать рот теплой водой.

3) Промыть тщательно зубную щетку водой.

4) Осуществить чистку зубов с помощью зубной щетки и пасты

5) Прополоскать рот.

6) Намылить рабочую часть зубной щетки мылом или обработать специальным раствором.

7) Поставить зубную щетку в бокс головкой вверх

Возможны варианты в зависимости от возраста ребенка, вида зубной пасты, состояния полости рта, предпочтений индивидуума и пр.

Использование зубной щетки

Движения зубной щетки при чистке зубов:

· Вертикальные (подметающие) выполняются вдоль оси зуба от десны и предназначены для удаления налета с вестибулярной и язычной поверхности, частично пришеечной области и межзубных промежутков, десны.

· Горизонтальные (возвратно-поступательные) предназначены для удаления налета с окклюзионных поверхностей.

· Вращательные (круговые) предназначены для удаления налета из фиссур и ямок, пришеечной области и массажа десны.

Выполняя последовательно этапы стандартного метода чистки зубов, руководствуются правильным расположением щетки по отношению к различным поверхностям зубов, правильным выбором вида движений и проведением необходимого количества движений на поверхностях различных групп зубов.

Известно множество методик чистки зубов (Леонарда, Басса, Фонеса, Рейте, Чартера, Смита-Белла, Стилмана, Пахомова, Бокой).

Стандартный метод чистки зубов (Пахомов Г.Н). Зубной ряд условно делят на 6 сегментов (моляры, премоляры, резцы с клыками). Чистку осуществляют при несомкнутых зубных рядах. Щетку располагают под углом 45 градусов к оси зуба и при помощи 10 вертикальных подметающих движений удаляют налет с вестибулярной поверхности верхних левых моляров. Поочередно очищают все сегменты верхней челюсти. Небная поверхность очищается аналогично. На нижней челюсти последовательность и виды движений повторяются. Жевательная поверхность зубов очищается при помощи возвратно-поступательных движений.

Метод Леонарда предусматривает два вида движений: вертикальные и горизонтальные. Головка устанавливается перпендикулярно оси зуба, и вертикальными движениями от десны удаляется налет с вестибулярной и оральной поверхности. Окклюзионная поверхность очищается возвратно-поступательными горизонтальными движениями.

Метод Фонеса осуществляется при сомкнутых зубных рядах. Зубную щетку ставят перпендикулярно оси зуба и выполняют круговые движения, одновременно очищая вестибулярные поверхности зубов верхней и нижней челюсти. Язычные и жевательные поверхности очищают также круговыми движениями.

Метод Чартера предназначен как для очищения зубов, так и для массажа десен. Является дополнительным терапевтическим мероприятием при воспалительных заболеваниях пародонта. Зубную щетку устанавливают под углом 45° к оси зуба щетинками в сторону режущего края зуба. При выполнении легких круговых движений щетинки проникают в межзубные пространства. После трех-четырех движений зубную щетку перемещают на новую группу зубов и повторяют весь процесс. Этот метод рекомендован детям школьного возраста, обладающим определенными мануальными навыками. Чистку проводят под контролем стоматолога.

Метод самоконтролируемой чистки зубов (Бокая В.Г.). Перед чисткой окрашивают зубной лет. Вестибулярные и оральные поверхности очищают вертикальными движениями с максимальным захватом десны. Вестибулярные поверхности очищаются при сомкнутых челюстях в прямом прикусе с захватом десны до переходных складок. Пациент осуществляет контроль качества чистки по наличию красителя через каждые пять движений. Максимальный захват десны обеспечивает тщательное удаление зубного налета и ее массаж, а слизистая выступает в качестве дозатора силы чистящих движений.

Большое количество методов чистки зубов свидетельствует об актуальности проблемы. Трудно представить существование простого и эффективного метода чистки зубов, универсального для всех. Невозможно пользоваться единым методом взрослым и детям, при здоровой полости рта и ее патологии, при отсутствии или наличии «ортодонтических» проблем. Вместе с тем, соблюдение определенных общепризнанных базовых принципов позволит оптимизировать процесс удаления зубного налета.

Следует отметить, что клиническая эффективность зубных щеток в меньшей степени обусловлена их конструктивными особенностями. Более важными факторами являются тщательный инструктаж по гигиене полости рта и правильная техника чистки зубов.

Для оценки эффективности индивидуальной гигиены полости рта и

мотивации пациента к повышению качества чистки зубов проводится контролируемая чистка зубов (КЧЗ), осуществляемая индивидом под контролем гигиенического индекса в присутствии специалиста.

Контролируемая чистка зубов является составной частью комплекса мероприятий по гигиеническому обучению и воспитанию (ГОиВ) ребенка. Формированием знаний и навыков по гигиене полости рта у населения в настоящее время занимаются гигиенисты стоматологические. Однако при необходимости в процессе может участвовать врач-стоматолог. КЧЗ осуществляется в несколько посещений.

Методика КЧЗ

В первое посещение проводится полное стоматологическое обследование пациента, данные фиксируются в медицинской карте. При наличии интраоральной камеры, пациенту демонстрируются выявленные стоматологические «проблемы», в том числе имеющийся микробный налет. Для усиления эффекта можно зубной налет окрасить. Видеопрезентация сопровождается подробными объяснениями. Гигиенический индекс определяется, если с момента чистки зубов прошло не более 5 часов.

Во второе посещение ребенок приносит используемые предметы и средства гигиены полости рта. Специалист оценивает состояние зубной щетки, флоссов, характеристики зубной пасты и их соответствие состоянию полости рта пациента. Ребенок в присутствии родителей (по возможности без их участия в беседе) рассказывает об индивидуальной гигиене полости рта. После этого осуществляется чистка зубов с определением ГИ до, и после манипуляции. Гигиенист располагается рядом в качестве наблюдателя и фиксирует все недостатки, но в процесс не вмешивается. Эффективность чистки зубов оценивается по разнице баллов ГИ. При показаниях осуществляется подбор адекватных предметов и средств гигиены полости рта, обучение правилам ухода за ротовой полостью.

В третье посещение ребенок приходит с новой зубной щеткой (флоссом, флосстиком, скребком) и пастой (ополаскивателем, спреем). Осуществляется КЧЗ, вносятся коррекции. В дальнейшем периодичность посещений определяется гигиенистом индивидуально.

Индивидуальный контроль качества чистки зубов осуществляется пациентом или родителями. С этой целью применяются специальные красители: раствор основного фуксина, эритрозина, Шиллера-Писарева, Люголя, эритрозин содержащие таблетки. Таблетированные препараты в домашних условиях предпочтительнее, так как более гигиеничны и окрашивают весь налет. КЧЗ лучше проводить вечером при наличии свободного времени у родителей.

Использование флосса

Флоссинг – процедура очистки межзубных промежутков и контактных поверхностей зубов с помощью флосса. Нить используют после каждого приема пищи, обычно 2-3 раз в сутки.

Методика флоссинга:

Вымыть руки;

Отрезать флосс длиной 20–30 см;

Зафиксировать концы флосса на средних пальцах рук, намотав на один значительно больший фрагмент;

С помощью указательных и больших пальцев флосс аккуратно вводится в межзубной промежуток;

Охватив шейку зуба в виде полупетли, пилящими и вертикальными движениями осторожно продвигать нить от десны;

Обновить рабочую часть нити перемещением петель на пальцах;

По окончании процедуры утилизировать флосс;

Вымыть руки.

Применение флоссеты или флосстика значительно удобнее, проще, и способствует выработке привычки флоссинга.

Использование зубочистки

К помощи зубочистки прибегают при отсутствии других предметов гигиены полости рта. Методика применения: зубочистку разместить под углом 45 градусов к зубу, при этом конец должен находится в зубодесневой борозде, а сторона должна прижиматься к поверхности зуба. Затем кончик зубочистки продвигают вдоль зуба, следуя от основания бороздки к контактной точке зуба.

Использование ирригатора

Ирригаторы применяют в качестве дополнительного предмета гигиены для очищения труднодоступных участков полости рта и массажа десен. После традиционной чистки зубов щеткой и пастой направляют мощную струю воды в межзубные промежутки, под фиксированные элементы ортодонтической аппаратуры. Последовательность очищения сегментов аналогична стандартному методу. Применение ИПР у детей способствует выработке привычки ухода за полостью рта, так как является для них элементом игры.

Чистка языка

Гигиена языка предусматривает удаление налета, слизи, остатков пищи с помощью обычной зубной щетки, специальной зубной щетки, насадки для чистки языка электрической зубной щетки, скребка. Особое внимание гигиене языка следует уделять при наличии заболеваний ЖКТ, складчатого или «географического» языка. В этих случаях на языке скапливается большое количество слизи и налета, что создает благоприятные условия для размножения и жизнедеятельности патогенных микроорганизмов.

Гигиена языка осуществляется после чистки зубов. Щетка средней степени жесткости перемещается подметающими движениями от корня языка к кончику. Количество движений вариабельно, в среднем 10–12. После нескольких движений щетку необходимо промыть под струей воды для удаления слизи. Щетка увлажняется водой или зубной пастой. Однако применение пенящейся пасты не целесообразно, так как возможно возникновение рвотного рефлекса.

Применение скребка аналогично вышеуказанной методике. Пользоваться скребком надо осторожно во избежание травмирования языка.

Для очищения всей полости рта специально разработаны ЗЩ Colgate 360° с подушечкой для чистки языка, которые удаляют до 36% больше бактерий, вызывающих появление неприятного запаха изо рта.