Методическая разработка для родителей «Десять способов привить ребенку любовь к природе. Как привить ребенку любовь к природе

Воспитание любви к природе

Воспитание любви к природе – ключ к развитию человечности в ребенке

Маленький человечек, развиваясь, познаёт мир. Изначально в детях живёт потенциал любви ко всему живому. И если малыш, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за всё живое на земле.

Учим любить малое

Важно, чтобы ребёнок понимал: даже самое маленькое существо достойно жизни. Пусть воспитание любви к природе начнётся с насекомых. Годовалые малыши активно познают мир, и их внимание привлекают яркие бабочки, жучки, муравьи. Ребёнку всё хочется пощупать, испытать на прочность. Он ещё не понимает хрупкости окружающих его существ, поэтому нужно учить его бережно относиться даже к букашке.

Объясняйте малышу, что когда он сжимает в руке жука, то делает насекомому больно, больше рассказывайте ребёнку о мире насекомых, рассматривайте картинки в книжках. И ваши усилия постепенно начнут давать благодатные всходы.

Спасайте со своим ребёнком божьих коровок, жучков. Пусть малыш уберёт насекомое с дороги, где его могут раздавить, или достанет букашку из лужи. Похвалите маленького спасателя. Ведь он сделал хорошее, доброе дело.

Кошки и собаки – лучшие друзья

Очень часто домашние питомцы становятся любимцами малышей. Они прекрасно воспитывают юных исследователей большого мира. Игры с кошками или собаками учат ребёнка бережно относиться к животным, сопереживать. Нередко можно увидеть, как маленькие дети разговаривают с «меньшими братьями». Ведь для них такое общение – полезнее и лучше любых игрушек. И его не заменишь ничем.

Не испытывайте чувство страха, что с вашим ребёнком что-то не так, когда он пытается поднять котёнка за хвост или пальцем тыкает собаке в глаз. Это происходит не потому, что малыш жесток. Просто дети так познают мир, им всё нужно потрогать, провести маленький эксперимент. Ребёнок ещё не понимает, что животные испытывают боль так же, как и люди. И ваша задача – объяснить это. Расскажите, что животные хрупки, им можно причинить боль или вред. Не оставляйте малыша наедине с животным, всегда контролируйте процесс общения, чтобы всегда можно было подкорректировать действия ребёнка. Ваше совместное времяпровождение – ещё один вклад в воспитание любви к природе.

Больше рассказывайте ребёнку о повадках и привычках животных, чтобы малыш знал особенности маленьких питомцев, учился любить и понимать их. Привлекайте малыша к уходу за котиком или собачкой. Конечно, не сразу к ребёнку придёт привычка ухаживать или кормить любимца. Но постепенно доброжелательность с вашей стороны и теплота принесут результаты. У ребёнка начнёт вырабатываться ответственность и любовь.


Зелёные друзья

Земля – это наш дом и о ней нужно заботиться. Только если с самого раннего детства учить человека любить природу, он будет ценить её, беречь и лелеять.

Даже самых маленьких детей нужно постепенно знакомить с природой, с растениями и животными, с птицами и насекомыми. Сначала в этом помогут книги с красочными картинками, мультфильмы про зверушек и птичек. Детям в возрасте 5-7 лет будут полезны познавательные энциклопедии на природоведческую тематику. Но, несомненно, самый лучший способ привить ребёнку любовь к природе – это, непосредственно, «подружить» его с ней. Ребёнок может ухаживать за домашними животными, комнатными растениями, оказывать посильную помощь родителям в саду или на огородном участке.

Лучший пример для ребенка – это его родители . Если мама и папа сами не уважают природу, рвут и ломают растения, разбрасывают мусор, то о воспитании у ребенка бережного отношения к природе говорить не приходится. Зато если родители каждый день личным примером показывают ребёнку, с каким уважением они сами относятся к природе, ребёнок очень быстро усваивает такую модель поведения. Также существенную роль в прививании детям любви к природе играют дошкольные учреждения, младшие классы школы. От того, как педагоги преподают детям уроки природоведения, зависит будут ли они интересоваться природой или останутся к ней равнодушны. Замечательно, если в группе или в классе есть свой «живой» уголок. Детям старше 4-5 лет вполне по силам кормить рыбок в аквариуме или давать корм хомячку. Они могут поливать цветы или опрыскивать их листочки.

С первого класса дети изучают природоведение, а потом естествознание в средней и старшей школе. Как же так получается, что в итоге нам приходится учить детей защищать окружающую среду и вводить дополнительные курсы и предметы? Почему сами курсы Природоведения и Естествознания не прививают детям таких понятий, как беречь и охранять природу?
Наверное потому, что эти курсы дают детям голую сухую информацию об окружающем мире и законах его развития. Беречь можно только то что любишь. Разве можно любить информацию. Надо учить детей смотреть на природу глазами души.

Уроки природоведения должны быть интересны для детей . Вместо скучного изучения по книжкам, лучше выйти на коллективную прогулку в лес или к озеру. Но на такое «выездном» занятие обязательно должны дать согласие родители детей и лучше, если сопровождающих взрослых будет несколько! Перед «вылазкой» на природу нужно обязательно как можно доступнее объяснить детям правила поведения.
Гербарии, поделки из желудей и шишек позволяют детям общаться с природой, не «обижая» ее. А как потом приятно малышу вручить свое творение маме, папе или бабушке!

Сегодня природа находится зачастую просто в бедственном положении. Техногенные катастрофы, промышленные выбросы в воду и атмосферу, вырубка лесов – всё это рушит и без того хрупкий экологический баланс. Поэтому, прививая своим детям любовь к природе, мы поможем им построить будущее, в котором люди живут в гармонии с родной планетой.

Вдумайтесь в слова Михаила Пришвина «Внутренняя жизнь природы - это я, или душа человека, и если надо что-нибудь в природе понять, то надо просто углубиться в себя, не выпуская из вида внешнего облика того, что захотелось в природе понять».

Посмотрите, как трепетно любил природу Николай Сладков, написавший огромное количество книг о природе для детей: «Мир природы таинственен и прекрасен. Радость неведомого захлестывает тебя. Положи руку на пульс лесных дебрей, вслушайся в их тихий, затаенный стук. Не спеши обрывать крылья у бабочки: береги свое удивление!»

Как и всякое другое чувство, чувство природы должно быть развиваемо в детях с самого раннего возраста; чем позже, тем это делается труднее. В школе этому делу, естественно, должен служить предмет природоведения, начинающийся с первого года школьного обучения. Воспитание чувства природы - источника любви и тяготения к природе - должно составлять первую и главную задачу Экологии. Вот что об этом написал ещё в прошлом веке знаменитый русский ученый профессор Дмитрий Кайгородов:
Естественный и единственный верный путь для успешного куль-тивирования чувства природы, это - возможно частое общение с природой и возможно большее ознакомление с предметами и явлениями окружающей природы. Отсюда - необходимость частых экскурсий на природу и очевидная необходимость построения предмета природоведения на местной природе.

Соответственно своей цели, такие хрестоматии отнюдь не должны отдавать сухостью учебников. Имея целью содействовать воспитанию чувства природы, они сами должны быть согреты этим чувством (любовь вызывает любовь). Хорошую помощь в этом отношении оказывают соответственно выбранные стихотворения и отрывки художественной прозы.

Пора, пора об этом подумать... Мы оторвались от природы, перестали ее чувствовать и перестаем её любить. Оторвавшись от природы, мы потеряли здоровье - физическое и духовное. Нужно приблизить нарастающие поколения к природе, культивируя в них любовь к ней. Нужно культивировать в школе не МЁРТВУЮ НАУКУ о природе, а ЖИВУЮ ЛЮБОВЬ к природе и Божьим творениям, её составляющим.
Он написал об этом в своей книге «Природа в будущей школе» более 100 лет назад. Но эти слова актуальны и сейчас. Пока мы не научим детей любить окружающую их природу, никакой предмет, посвященный Экологии или Охране окружающей среды не заставит людей беречь природу.

А любовь начинается со сказки, стихотворения, с чувства близости к природе.

Сказка из книги «Сказки о цветах и деревьях»
Лесной гастроном

Однажды в городскую школу пришел учиться новый мальчик. Он был сыном лесничего и приехал издалека. Новый мальчик очень понравился ребятам. Он умел погоду предсказывать, знал интересные истории о жизни разных зверей и птиц. Но, когда все пошли на уборку листвы в городском парке, новый мальчик отказался работать вместе со всеми. Он сказал учителю:
- Не буду я листья опавшие и траву прошлогоднюю жечь, я деревьям не враг...
- Не говори глупостей, - строго прервал его учитель.
Мальчик махнул рукой и ушел из парка.
Ребята весело провели день, прыгая в кучах разноцветных листьев. Потом кучи листьев, опавших сучьев и сухой травы зажгли, и все ели бутерброды и пели песни.
Когда на следующий день ребята рассказали, как весело они провели время, мальчик снова насупился:
- Вы сами бутерброды ели, а у деревьев и цветов еду отобрали. Попробовали бы вы так в нашем лесу сделать, мой папа вас бы сразу из леса погнал.
- Какую еду? - удивились ребята. - Деревья из почвы и воздуха питаются, нам учитель рассказывал.
- Да, а откуда в почве питательные вещества берутся? - спросил ребят мальчик.
- В нее люди удобрения добавляют, - объяснили ребята.
- Где же вы видели, чтобы лес удобряли? - снова спросил мальчик.
- А лес и не надо удобрять, там сама по себе почва питательная. Сам в лесу жил и не знаешь, - удивилась одна девочка. - Когда мы с мамой в лес ходили, мама там питательной земли набрала для наших цветов.
- Я-то знаю, что само по себе ничего не бывает. Вы продукты в гастрономе покупаете, а лес сам свой гастроном пополняет. Листья и ветки сухие, трава старая - лучшая еда для почвы. Почвенные жители - черви, грибы и бактерии - все это едят и в питание для растений превращают. Так они каждый год друг о друге заботятся. А вы, когда парк чистили, почву без витаминов оставили. Теперь ей нечем травы, кустарники и деревья подкармливать. Деревья и травы старались, себе запасы готовили, а вы сожгли все.
- Ну, ты даешь, - удивленно сказали ребята. - Парк не лес все-таки. Да и деревья до сих пор живы, хотя листья в нашем парке каждый год сжигают.
- Конечно, все равно в почве питание остается, - согласился мальчик. - Только мало его. Вот и не растут в парке такие травы, цветы да ягоды, как в лесу.
Задумались ребята, не знают, что ответить.

Данные об авторе

Яковлева Валентина Андреевна

Место работы, должность:

МБДОУ №41 "Детский сад комбинированного вида "Сказка" ,воспитатель

Ленинградская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дошкольное образование

Уровни образования:

Начальное общее образование

Уровни образования:

Школы-интернаты, детские дома

Предмет(ы):

Валеология (здоровый образ жизни)

Предмет(ы):

Окружающий мир

Предмет(ы):

Экология

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Классный руководитель

Целевая аудитория:

Родитель

Тип ресурса:

Дидактический материал

«Десять способов привить ребенку любовь к природе.»

Статья воспитателя МБДОУ №41 Яковлевой Валентины Андреевны.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания,культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду - самом начальном звене непрерывного образования.

Именно дошкольный период-это начальный этап формирования личности человека,его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе,к себе и к окружающим людям.

Я хочу обратиться к родителям! Милые,дорогие мамы и папы!Дети копируют наше поведение,дети на многие вещи смотрят нашими глазами.

Так давайте мы с вами сами будем беречь и любить природу и заразим своей любовью детей.Как здорово взявшись за руки пробежать по траве,как здорово встретить рассвет, увидеть радугу, попробовать лесную землянику,вместе послушать трель соловья….

Куда бы мы ни пришли, везде мусор: и в парках, и в лесу, и около подъездов, и на автобусных остановках. Между тем, с плакатов,экранов телевизора неустанно звучит: "Люди, берегите природу". А как ее беречь? Задача сегодняшнего дня научить беречь природу,а для этого надо научить любить и уважать природу и все живое с рождения.

Вот десять способов привить маленькому ребенку любовь к природе:

1.Смотрите с малышом в окно и рассказывайте ему о цветоках,деревьях, собачках, кошечках, птичках,бабочках, лужах, дожде, грозе, солнце, радуге - обо всем, что вы видите из окна. Как прекрасен этот мир!


2. Напоминайте и говорите ребенку, какое сейчас время года, какая сегодня погода. Демонстрируйте малышу времена года в картинах. Описывайте природу на карти нах художников.


3. На прогулке обращайте внимание ребенка на деревья. Изучайте деревья - высокие и низкие, раскидистые и стройные, с широкими стволами и узкими, похожие на великанов и карликов. . Сравнивайте деревья между собой. Изображайте жестами кроны деревьев, падающие листья. Называйте ребенку дерево, рассматривайте его листики, кору, веточки.Выберите свое дерево,дайте ему имя,приходите к нему в гости,придумайте про него сказку.

4. Во время прогулки чаще смотрите на небо. Наблюдайте за тучами, облаками, солнцем и луной. Понаблюдайте за ночным небом,расскажите про созвездия.Это очень завораживает!


5. Рассматривайте траву: молодую и нежную весной, яркую и сочную летом, пожухлую и сырую осенью. Сравнивайте высокие и низкие травинки, хрупкие и твердые, узкие и широкие, соберите колоски.


6. Прекрасное время -зима, наблюдайте за снегом: его цвет, запах, свойства. Какой он сегодня? Хрупкий, рассыпчатый или липкий, твердый? Экспериментируйте! А что будет со снегом, если его положить в ведерко и принести домой? А если на снегу рисовать? А если из него лепить снеговика, замок, горку? А если горку залить водой? А что такое лед, почему под ногами скользко? А на что похожи снежинки? Все описывайте, объясняйте, обо всем говорите.


7. А какое чудо лужи! Дайте ребенку побегать по лужам!Изучите лужи: большие и маленькие, глубокие и не очень. Измерять их можно палочками, прутиками, а если уверены в надежности резиновых сапог, то и ногами.


8. Не бойтесь гулять в дождик: дождь - сильный или слабый, затяжной или кратковременный.а может он теплый грибной.Понаблюдайте за дождем прильнув к окошку носиками. А на что похожи капельки дождя на стекле и можно ли ими рисовать? Рисуйте на запотевших окнах всякие смешные рожицы. Научите малыша дуть на стекло. Как это здорово!


9. Изучайте почву, копайте ямки и сравнивайте свойства песка и глины, проводите небольшие опыты с почвой в домашних условиях, изучая ее состав.Дайте деткам повозиться в грязи. Постройте свой замок из песка. Найдите красивые камушки.


10. Учите ребенка любить и заботиться о животных: делайте кормушки и стройте скворечники, кормите на прогулке голубей. Очень хорошо если есть возможность завести котенка,щенка,хомяка,рыбок! Уже с трех лет можно давать несложные поручения по уходу. Например, пусть малыш следит за тем, чтобы у животных в миске всегда была вода. Читайте добрые сказки про животных,вызывайте чувство ответственности к тому, кого приручили.


Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Плещеева, Майкова, Бунина, Тютчева, Блока. Красоту родной природы раскрывают рассказы Пришвина, Бианки, Житкова. Все эти произведения способствуют пробуждению у детей любви к родной природе, сознательному отношению к красоте, ко всему живому.

Маленький человечек, развиваясь, познаёт мир. Изначально в детях живёт потенциал любви ко всему живому. И если малыш, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за всё живое на земле.

Вдумайтесь в слова Михаила Пришвина «Внутренняя жизнь природы — это я, или душа человека, и если надо что-нибудь в природе понять, то надо просто углубиться в себя, не выпуская из вида внешнего облика того, что захотелось в природе понять».

Поэтому, прививая своим детям любовь к природе, мы поможем им построить будущее, в котором люди живут в гармонии с родной планетой.

Удачи вам!

Как научить своего ребенка заботиться о Природе? Конечно собственным примером! Мы предлагаем несколько простых, а в некоторых случаях бытовых действий, совершая которые ежедневно Вы сможете воспитать на одного (а может и на несколько) экологически ответственного человека больше!

1.Посади дерево

Сначала расскажите детям о деревьях, об их роли в жизни нашей планеты. Пусть ребенок в простой форме узнает о том, что производят кислород, впитывают корнями всю избыточную влагу и тем самым препятствуют затоплению. Также под деревом хорошо спрятаться в очень жаркий день. Расскажите, что дерево является важной частью в жизни животных и насекомых. Можно и показать животных, птиц и насекомых, которые живут на деревьях. Расскажите о вырубке леса и о том, что это плохо отражается на нашей планете. Расскажите, как интересно посадить дерево и смотреть, как оно растет.

После интересного рассказа можно перейти и к действию. Посадите вместе с ребенком дерево в саду или парке. Существует муниципальные программы, в рамках которых люди добровольцы выходят в парки и высаживают деревья для озеленения нашей планеты. Участие с детьми в такой программе стало бы прекрасным положительным уроком экологического воспитания.

2.Экономь электричество

Пусть малыши узнают об энергетических ресурсах. Расскажите о том, что необходимо разумно использовать ресурсы нашей планеты. Объясните, что каждому ребенку по силам сберечь немного электроэнергии, просто выключив свет, где в нем нет необходимости. Выключить работающий телевизор, если его никто не смотрит. Расскажите, что уменьшить расходы по электричеству очень важно для нашей планеты. Малыш будет чувствовать важность экономии и с удовольствием поможет вам сберечь электричество в своем доме.

Чистота нашей планеты – это одна из самых труднодостижимых целей. Люди ежедневно вырабатывают тонны мусора, которые превращаются в проблему. Переработка и повторное использование вещей одно из решений этой проблемы. Но наряду с системными свалками мусора, существует много стихийных свалок, которые делают люди. Расскажите детям о том, что оставлять мусор в не предназначенных для этого местах плохо. Люди выезжают на природу отдохнуть и оставляют после себя много мусора. Лучше собрать весь мусор в пакет и выбросить в предназначенном для этого месте. Также познакомьте детей с основами типами сортировки мусора и разумного разделения на бумагу, стекло, метал и пищевые отходы. Расскажите, что потом разные типы мусора перерабатываются по-разному.

Зубковская Елена Павловна, воспитатель I КК,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №27«Сказка»

муниципального образования г.Саяногорс к

Прививаем детям любовь к природе .

Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, все живое, что нас окружает?
В.А. Сухомлинский предлагал вводить ребенка в
окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем , а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей воспитателей пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Главное - формирование в сознании детей представления о мире, как целостном единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с этим миром.
Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается
эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, миром растений, а также в его поведении на природе. Благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. Кроме того, ребенок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением. Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников .
Основной целью работы в данном направлении является -
формирование интереса и бережного отношения к миру растений у детей дошкольного возраста через решение следующих задач:

    передача детям знаний о представителях растительного мира, их строении, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;

    формирование трудовых навыков по уходу за растениями;

    навыков правильного поведения на природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;

    развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию.

Работу по формированию у дошкольников бережного отношения

к миру растений можно условно разделить на пять основных этапов. Первый этап - выявление уровня знаний и развития интереса к миру растений у детей младшего дошкольного возраста.

С учетом того, что семья - основная среда формирования личности , можно сделать предположение, что работа педагогов по формированию у детей интереса и бережного отношения к миру растений окажется успешной только в том случае, если родители воспитанников станут постоянными участниками всех видов детской деятельности и форм организации экологического воспитания в ДОУ. Во многом это объясняется тем, что в современных семьях уделяется недостаточное внимание развитию у детей интереса и бережного отношения к природе, в частности к миру растений, потому как у родителей сложилось определенное мировоззрение, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, интерес современной семьи в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка . Разрыв между требованиями к ребенку в дошкольном учреждении и требованиями родителей существенно снижает эффективность экологического образования, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков.

В связи с этим задачами второго этапа работы можно выделить следующее:

    обогащение представлений детей о мире растений, условиях их роста и развития

    (каждому растению необходимы почва, вода и тепло), обучение умению различать характерные признаки растений;

    формирование навыков обобщающего понятия по теме;

    развитие речи, внимания, памяти, творческих способностей (умение жестом, мимикой передать то или иное состояние растения);

    развитие познавательного интереса к живой природе, эмоциональной отзывчивости и любознательности;

    воспитание бережного отношения к природе.

Для решения поставленных задач можно использовались различные формы и методы работы: непосредственно образовательная деятельность, беседы ("Деревья, кусты, цветы - какие они?", "Кому нужны растения", "Как мы отдыхаем на природе", "Зеленый наряд Земли", "Как готовятся растения к зиме" и др.), чтение художественной литературы ("Как появились цветы на Земле" Т.И. Поповой, "Маленькие путешественницы", "Стихи и сказки о родной природе" Т.А. Шорыгиной, "Весенний наряд" Г. Скребицкого и др.), дидактические игры ("Четвертый лишний", "Что есть у растения", "Лес и луг", "С какого дерева листок", "Когда это бывает", "Назови одним словом" и др.), минутки тишины, этюды ("Ветерок играет с деревцем", "Просыпаются цветы", "Березонька", "Могучий дуб", "Я покажу, а ты угадай" и т. д.), наблюдения в ходе прогулок.


Следует отметить, что на данном этапе родители могут проявить активность, в частности оказания помощи в изготовлении дидактических игр, подборе иллюстраций и литературы.
С целью просвещения родителей по вопросам формирования у детей интереса и бережного отношения к миру растений, а также вовлечения в образовательный процесс можно использовать следующие формы взаимодействия:

    анкетирование;

    консультации;

    участие в природоохранных акциях, экологических праздниках, конкурсах.

    участие в озеленении участка (посадка деревьев, оформление цветочных клумб). Результатом совместной работы с родителями станет не столько повышение уровня экологических знаний дошкольников и поддержание их интереса к миру растений, сколько осознание родителями важности формирования данных знаний у детей.

Задачами третьего этапа можно считать:

    расширение и уточнение знаний детей о растениях, их внешнем виде, строении и особенностях состояния в разные сезоны;

    формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека;

    расширение и активизация словаря по теме;

    воспитание доброжелательности, отзывчивости и интереса к миру растений, бережного отношения к природе.

Для успешного решения поставленных задач можно использовать следующие формы и методы работы: проведение опытов и экспериментов, в ходе которых дошкольники могут увидеть, как растение пьет воду, что сначала появляется из семени. Опыты и эксперименты не только способствуют развитию у детей познавательной активности, но и воспитывают доброжелательное отношение к живой природе. Проводить экскурсии с детьми и родителями. А закреплять полученные знания лучше всего на практике , в повседневной жизни, поэтому задачами четвертого этапа можно считать следующее:

    уточнение знаний дошкольников о мире растений в процессе дидактических игр;

    формирование трудовых навыков по уходу за растениями в ходе элементарной совместной трудовой деятельности;

    развитие речи, памяти и внимания; формирование навыков правильного поведения на природе;

    воспитание бережного отношения и устойчивого интереса к миру растений, его красоте и многообразию.

Для решения поставленных задач возможно организовать совместную трудовую деятельность , провести различные дидактические игры .
Закреплять практические навыки также
путем приобщения детей к посильному труду и знакомству с работой взрослых на огороде, на цветочной клумбе в дошкольном учреждении. Здесь дошкольники совместно с воспитателем и родителями получают практические навыки ухода за растениями (полив, уборка листвы, посадка), наблюдение за их ростом.

Большое значение в решении задач экологического воспитания имеет предметно-развивающая среда групповой комнаты.
В книжный уголок можно подобрать детские энциклопедии о природе, большой литературный материал о растениях (стихи, рассказы, поговорки, сказки), изготовить альбом загадок о растениях.


Работа по формированию интереса и бережного отношения к миру растений должна строиться в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ . Совместно с инструктором по физической культуре дошкольники закрепляют знания о представителях растительного мира в подвижных играх и физических упражнениях.
На
музыкальных занятиях воспитанники с удовольствием слушают произведения о природе.

Полученные знания о представителях растительного мира дети выражают в художественно-творческой деятельности . На протяжении всей работы по формированию интереса и бережного отношения к миру растений обеспечивается не только интеграция деятельности педагогов и специалистов ДОУ, но и индивидуальный подход в работе с дошкольниками.
Ну а на
пятом, заключительном этапе работы проводится повторная диагностика .

Таким образом, организованное взаимодействие воспитателей группы со специалистами ДОУ, грамотно выстроенная работа с детьми по формированию у них интереса и бережного отношения к миру растений, плодотворное сотрудничество с родителями не только способствует упорядочению знаний и умений воспитанников по данной теме, но и позволит сделать их целенаправленными в решении поставленных задач экологического воспитания и развития личности каждого ребенка.

Красота всего мира начинается с экологического воспитания в семье. Чтобы дети понимали как беречь природу, необходимо показать на собственном примере. С раннего детства малыш наблюдает как мама поливает цветы, ухаживает за домашним питомцем, кормит вместе с ним птиц зимой. Подрастая, ребенок тянется ко всему живому: комнатным растениям, животным, упавшим листикам, жучкам и прочее. Обращайте внимание на любые мелочи, такие как, сломанная ветка, пойманная бабочка, все это влияет на правильное экологическое воспитание детей.

Экологическое воспитание детей

Малыш не полюбит природу, пока не поймет как она дорога для всех людей на земле.

Ценность экологии очень велика, задача родителей объяснить малышу как нужно вести себя в лесу, на водоемах, в парке, просто гуляя на улице. Предложите сыну или дочке вырастить дома в горшке лимон, поливать его, наблюдать как показывается из земли росток. Это воспитывает ответственность за зеленые насаждения.

Большое значение имеют выезды на природу. В лесу или в поле расскажите ребенку о жителях, их домах. Акцентируйте внимание на красоту деревьев, чистоту воздуха, тишину, пение птиц, легкое дуновение ветра. Во время единения с природой у ребенка развивается любознательность, забота об окружающем мире, интерес к животным и растительным объектам. Во время таких прогулок зарождается любовь к природе, приходит понимание ее ценности — что составляет сущность экологического воспитания детей. Открыто обсуждайте свои ощущения, задавайте вопросы, указывайте на красивые места.

Расскажите ребенку как вы счастливы находится в чистом лесу и дышать свежим воздухом.

В каждое время года необходимо обсуждать с ребенком изменения в природе. Теплое солнце, первая зеленая трава, пробудившиеся пчелы. Дети должны радоваться проявлениям весны, а не рвать первый цветок или ломать цветущие деревья. В жаркий период, после летнего дождя сходите семьей за грибами, только объясните детям о важности грибницы. Лучше гриб срезать ножом, чтобы грибы выросли еще на этом месте. Обязательно расскажите, а лучше покажите, что есть грибы не съедобные, даже ядовитые. Однако, это не повод их топтать и ломать! Такие грибы служат лекарством для животных — это необходимо знать юному грибнику. В зимнее время года все деревья засыпают и их лучше не беспокоить. Покажите на своем дачном участке, как вы готовите деревья к зимовке.

Кстати, помощь на даче является огромным вкладом в правильное экологическое воспитание.

Малыши очень любят животных, и для родителей очень важно научить правильно обращаться с ними. Сначала ребенок наблюдает за взрослыми, потом выполняет сам несложные задания. На прогулке с собакой крошка больше двигается, бегает, что благотворно влияет на физическое развитие.

Позвольте малышу вести собаку на поводке, тем самым он почувствует ответственность. Кошки тоже побуждают физическую активность. Если дите просит завести какую-либо зверушку, не торопитесь сказать “ нет”. Животное в семье объединяет.

Формы и методы экологического воспитания

Все мы знаем, что дети дошкольного возраста любят исследовать, пробовать, наблюдать. Выделяют три основных метода экологического воспитания: наглядный, практический и словесный .
Первостепенным методом экологического воспитания детей дошкольного возраста является наглядный. Таким методом знакомства с природой ребенок сам познает ее законы. Во время наблюдений развивается мышление, память, речь. Чтобы решались главные задачи экологического воспитания, необходимо:

  • воспитывать любовь к природе через непосредственное общение;
  • закладывать знания о природе, понимания того что человек — часть окружающего мира;
  • формирование правильного поведения в природе.

В детских садах создают экологическую среду, где дошкольники могут наблюдать, а также принимать участие в выращивании культур. Это же так интересно когда из семечка вырастает стебель, а затем и плоды.

Любые методы экологического воспитания хороши тогда, когда ребенок своими руками совершает полезные действия для природы. Это может быть уборка территории осенью, полив растений в саду, прополка дачных культур, изготовление кормушки зимующим птицам и прочее.

Практический метод хорошо помогает привить любовь к природе.
При чтении книг о природе, зверях, их образе жизни ребенок представляет себе жизнь в лесу и в поле, в озере и в море. Благодаря рассказам о животных можно донести до непослушного сына то, что маленьких обижать нельзя. Также можно использовать наглядный материал, узнавать о животных и их детенышах. Знакомить детей с новыми животными и природными явлениями, которые нельзя наблюдать в Вашем месте обитания.

Любому родителю понятно, что ведущий метод экологического воспитания является наглядный, но выделять и отделять от остальных методов не нужно.
Основной формой воспитания в детях любви к природе являются занятия. Занятия могут быть ознакомительными, углубленными и обобщающими. При ознакомлении детям рассказывают о видах животного и растительного мира, условиях жизни. На таких занятиях используется наглядный материал. В зависимости от возрастной группы на обобщающих занятиях дошкольникам необходимо сформулировать общие признаки знакомых нескольких животных или растений. При углубленной форме экологического воспитания детей раннего возраста занятия строятся на обсуждении конкретных знаний, изученных при наблюдении.

Немаловажно посещение экскурсий. Желательно проводить экскурсии в конкретном месте в разные времена года, чтобы дошкольники могли увидеть разницу и особенности.

Экологическое воспитание детей в детском саду проходит в игровой форме. На прогулке воспитатель обращает внимание на погоду: ветер, облака, солнце, холодно или тепло. Очень часто малыши делают поделки из природного материала, обычно это происходит осенью.

Экологическое воспитание детей в домашних условиях

Для того, чтобы экологическое воспитание детей проходило с интересом родителям необходимо придерживаться следующих советов:

  • наблюдайте с ребенком природные явления, фотографируйте их, затем разглядывайте и обсуждайте увиденное;
  • заведите “ журнал погоды”, туда записывайте, а ребенок зарисовывает, погодные условия на текущий день, анализируйте вместе;
  • приобретите книжки по уходу за растениями или животными, желательно с красочными картинками;
  • посмотрите документальный фильм о жизни животных, растений.

С раннего возраста родители должны использовать методы экологического воспитания. Читая книжку о зверях мама словесным методом воспитания учит малыша любить и оберегать природу. На прогулке взрослые должны уделять особое внимание экологически нравственному поведению не только ребенка, но и своему. Наглядный метод экологического воспитания детей в семье наиболее прост и доступен. По дороге домой из сада обращайте внимание на изменения погоды, силу ветра, осадки. Расскажите о множестве видов растений, о возможности их использования в лекарственных целях. Придя домой, оформите картину вашего двора (нарисуйте, сделайте аппликацию).

Привлекая ребенка в уход за домашними растениями рассказывайте почему необходимо поливать цветы, зачем они цветут и для чего нужны корни. Понаблюдайте вместе, как вода впитываясь в воду появляется в поддоне.
Правда, уход и общение с животными приносит больше впечатлений, чем с растениями. Кроме игр, малышу доверяйте кормление зверюшки, смену воды. Объясните зачем животные пьют и кушают. Взрослые должны контролировать процесс общения детей с животными, научить правильному обращению с братьями нашими меньшими. Порой свободное общение приносит только вред в экологическое развитие личности ребенка. Не потому что малыш хочет навредить, а попросту не умеет себя корректно вести.
В некоторых домах заводят рыбок или птичек (попугаи, канарейки).

За рыбками крошка может наблюдать, кормить их. Чистить аквариум лучше доверить взрослому, а малыш может помыть аксессуары для рыб (зАмки , камешки, искусственные водоросли). Чистку клетки, смену воды, кормление птичек можно возложить на маленького хозяина. Интересно наблюдать реакцию птичек на свет, как они устраиваются на сон. Выпавшие разноцветные перышки можно разглядывать.

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни зависит в большей мере от близких. Показывая правильный пример, шанс вырастить экологически нравственного человека повышается. Уделяйте внимание мелочам, поощряйте крошку за выброшенный в урну мусор, рассказывайте истории о помощи животным.

Воспитание любви к природе у дошкольников

Чтобы воспринимать красоту природы, не нужно быть взрослым. Малыши воспринимают краски осени, первый цветок, сверкающие снежинки, разноцветную радугу. Задача родителей научить радоваться мелочам, окружающих вокруг. Любовь к природе развивает эстетическое отношение к животному и растительному миру. Разрешайте детям играть с песком, камешками, палочками.

Приучать малыша к любви к природе стоит с младенчества. Первой причиной для воспитания любви к природе является бережное отношение к животным и растениям. Второй причиной, немаловажной, является развитие сочувствия, добродушия , гуманности в сердцах людей.
Что же использовать для воспитания правильного экологического отношения у дошкольников? Во-первых, родители показывая положительный пример приучают детей к заботе о природе. Во-вторых, дети должны иметь обязанности по уходу за домашними питомцами и растениями (в соответствии с возрастом). В-третьих, чтение художественной и документальной литературы расширяют возможности познания о неизвестных видах животных и растений, их образе жизни. Просмотр увлекательного фильма про джунгли принесет много новых знаний. В детских садах проводят множество мероприятий, посвященных сохранению чистой экологии на земле. Здесь рассказывают о:

  • вреде выхлопных газов;
  • исчерпаемых источниках, добываемых людьми нерационально;
  • том, что запрещено жечь костры в лесу;
  • разновидностях животных (хищниках и травоядных), их взаимосвязь;

Мало сказать малышу, что ломать ветку нехорошо, нужно объяснить, что это чей-то дом. Необходимо преподнести информацию так, чтобы карапуз понял, что человек — это часть природы. Люди — не потребители природных богатств. Без растений, животных, насекомых человечество погибнет. Человек имеет большие возможности для сохранения и восстановления природной среды для будущего поколения.