Мирфатых Закиев: «Название «татары» препятствует развитию татарского народа. Гостям универсиады в казани расскажут, что татары родственны шумерам, ассирийцами и американским индейцам

Непосвященному читателю, вероятно, совершенно не известно это имя, не в силу невежества, а потому, что историческая наука и система образования в РФ старательно обходят стороной вопросы исследования религиозного, космогонического, политического, военного и научно-культурного вклада Шумеров в мировую сокровищницу знаний.

Я попытаюсь, по мере сил, исправить эти недостатки в образовании. В начале апреля 2005г. в столице Татарстана, строители метро обнаружили артефакты Шумеров в пределах древнего городища, и это еще один повод для написания данной публикации.

Итак - название "Шумеры" этому народу дал чешский лингвист - шумеролог Ян Грозны в 20-х годах 20-го века. Шумерская клинопись ДРЕВНЕЙШАЯ на нашей планете буквенная письменность. Одно это должно было бы, по идее, поставить Шумеров на пьедестал основателей цивилизации на Земле. Отнюдь! Давшая начало всем последующим алфавитам, Шумерская клинопись долго не поддавалась расшифровке никому. Первым это сделал Ян Грозны, именно он первым произнес и название этой древнейшей страны - Шумер.

Но как же они называли себя? Иудейский Ветхий Завет сохранил настоящее написание самоназвания этого народа. Там он записан как "Сеннаар". И означало это самоназвание - "Настоящие люди", (об этом несколько позднее). Просто и со вкусом! Имели ли право на подобное вознесение Шумеры? Вне всякого сомнения. Семь с половиной тысяч лет назад Шумеры обитали на территории современного Ирака, Турции и Ирана, называемой Междуречьем. Строили города-государства, в основном возле рек Тигр и Евфрат, плавали на судах по всем морям, основывая торговые поселения, в том числе и на Средиземном море. Среди этих городов Вавилон, Ур, Урук. Шуруппак и т.д.

Реконструкции рисунка цитадель Хорсабад, сейчас в Ираке. Предоставлено Восточный институт, Университет Чикаго

За 2,5 тысячи лет до возникновения Египта Шумеры имели города и высочайшие технологии в металлообработке, сельском хозяйстве, мореходстве. На высочайшем уровне находилась наука математика, астрология и т д. В поисках и во время добычи медной руды Шумеры срыли целые горные хребты на юге Аравийского полуострова. Они добывали и вывозили олово с острова Бахрейн в Персидском заливе, добывали лазурит и рубины аж на Памире. Шумеры в древнейшие времена знали, что звезда Сириус двойная. Удивительно, но факт.
Семь тысяч лет назад Шумеры уже имели города-колонии на территории современной Индии - в Мохенджо-даро и в Хараппе! А возможно они были и основателями этих двух центров цивилизации.

7.5 тысяч лет назад Шумеры выращивали множество злаковых культур, варили свое шумерское пиво на меду, собирали ячмень в количестве 30 центнеров с гектара по два раза в год и называли ячмень АРПА. Так же как и мы татары. После окончания посевных работ Шумеры проводили "Праздник плуга" и называли его "Sabin Du(i)" (на татарском - Сабан Туй!) Месяц, когда проводился этот праздник назывался "Sabin Du (i)" А (е)" (на татарском - Сабан Туй Ае). Получается, что татары сумели пронести через бездну времени, через 7.5 тысяч лет и сохранить свои традиции и сам праздник. Убежден, татарский народный Сабантуй - древнейший из сохранившихся на Земле, праздник, который на 3000 лет старше, чем самая древняя Египетская пирамида.

Шумеры 5000 лет назад строили 5-ти этажные жилые дома с канализацией которую называли "Abrikkum" (Слово, относимое к Шумерскому явно УЖЕ имеет следы влияния аккадского языка. На татарском - Эбрэкэй).Семь тысяч лет назад Шумеры производили 16 сортов только шерстяной ткани! Они изобрели войлок и использовали его при создании военных доспехов, они изобрели обожженный керамический кирпич, они первыми стали использовать асфальт при строительстве дорог, они же изобрели мыло!. Первая мода на Земле - это Шумер. Знаки Зодиака и астрология - их земляне получили от Шумеров.

Некоторые историки и философы главным изобретением Человека Разумного считают изобретение КОЛЕСА. Спешу Вас обрадовать! И это изобретение было совершено Шумерянами. При чем,на одном колесе они не остановились, а соединили четыре колеса в один узел, называемый сейчас повозкой. За 500 лет до рождения самого Архимеда использовали для орошения почвы, так называемый, "Архимедов винт". Меры весов и объема Шумеров стали эталоном для всех народов: сикль, гур, талант, карат и т.д. и т.п..

"Римское право" - основа современной западной цивилизации - всего-навсего компиляция с Шумерских "Законов Хаммурапи". Правящую царицу Шумеры называли "АВI". На татарском языке слово АБИ означает бабушка. Еще одно значение "Великая". Например, Екатерину 11 Великую татары всегда называли Аби - Патша. Соседи Шумеров - варвары горной страны "АLАМ" - поставляли шкуры диких животных и очень грубую шерстяную ткань.

Все, что приходило на рынки Шумерских городов из "АLАМ"а называлось Шумерами "АLАМА". На татарском - АЛАМА - дрянь, рухлядь, тряпье. Имея мощнейшее экономическое и военное развитие и избыток продуктов труда, Шумеры чрезвычайно продуктивно использовали так называемое "свободное время". Счетчики этих самых продуктов назывались "SANGY" (на татарском - тоже Санче, Санджи). Как Правило, это были жрецы при храмах и полностью они назывались "Koda Sangy". Но на татарском - "Кода" - это Сват! Конечно же, жрец какого-либо божества какого-либо храма должен быть посредником между этим божеством и человеком (приносящим свои дары божеству) т.е. быть сватом!

Религиозное творчество Шумеров также оказало огромное влияние на сознание народов, соприкасавшихся с Шумерами. Часть Шумеров на определенном этапе своего развития стала исповедовать веру в Единого Бога, и это задолго до Авраама и иудеев. Назывался он на шумерском языке -"Ан". Это слово также входит в семантический пучок татарских слов: Анг,(сознание). Ана(мать). Ант(клятва) и т.д. Для того, чтобы объяснить, что означало это слово "Ан", рассмотрим шумерское слово "Шпана", вошедшее во все языки мира и означает оно "хорошие родители". По-татарски это слово звучит "Шэпана" и состоит из двух слов: "Шэп", что означает "хорошая, замечательная", и "Ана", что означает "мать".

Налицо полная преемственность не только звучания, но и значения! В древнейшие времена рождение или другими словами "создание" детей приписывалось одной матери, поскольку, полноценная семья, в том смысле, как мы ее понимаем, была создана только с появлением священного писания. Поэтому еще одно значение слова (Ана - "создательница"). А слово "Ан" означало "создатель", "творец"! Замечательно, правда!? Не случайно ветхозаветный Авраам начинает свою проповедническую жизнь за Единого Бога в окрестностях Шумерского города Ур, где кочевал его народ.
Первоисточники: И.М. Дьяконов "Люди города Ура" Эрих Церен "Библейские холмы" Ветхий Завет, Хадисы Пророка Мухаммеда, историческая периодика.
При перепечатке ссылка на автора и первоисточники обязательна. 1989-1995 гг. (небольшое добавление в 2005 г.)

Откуда появились чуваши, доподлинно неизвестно, их история, как и история других народностей уходит корнями в тёмные века, когда народы переселялись с континента на континент, возникали и падали могучие империи.

У каждого народа есть свои истории о прохождении от великих предков, которые маститые ученые называют фолк-стори. Такие истории всегда были и будут не только у чувашей, но и у татар и у русских.

Фантазии или реальность

Высказывания об исключительности истории чувашского народа появились в начале XX века, после становления нового строя; время требовало, чтобы чуваши не оставались в стороне. Переосмысливая прошлое, некоторые историки начали говорить о том, что именно чуваши первыми заселили регион Волги и Камы, и что именно они и только они стояли у истоков образования Волжской Булгарии.

Другие высказывали гипотезы о том, что чуваши - не тюрки, а выходцы из Центральной Азии, их предки - не кто иные, как шумеры. Толчок к появлению такой идеи дал советский лингвист Николай Марра, который считал, что самоназвание народа «чаваш» весьма близко соотносится с названием «шумар», «шумер».

Теорию Николая Марра продолжил наш современник Геннадий Егоров, который в своих книгах отслеживает происхождение чувашей от шумеров. По его мнению, основанному на схожести слов чувашского и шумерского языков, начиная с XI века и до III века до н. э. некоторые группы шумеров через Средиземноморье и Анатолию, добрались до территории современной Румынии, где продолжали писать клинописью, а вторая группа была вытеснена в Азию, затем на Кавказ, ушла на север и заселила долины рек Камы и Волги; сюда же пришли потомки шумеров из Румынии.

Опираясь на лингвистку, Егоров доказывает, что язык шумеров – это чувашский язык, который за тысячелетия почти не изменился и не имеет никакого отношения к тюрскому языку. По его теории, высокоразвитые шумеры пришли на север, одаривая местные народы высокой культурой, и создали гомогенное государство Булгарию, которая процветала вплоть до татаро-монгольского нашествия.

Он такой не один

Егоров не один считает свой народ потомками шумеров, представители других этносов тоже претендуют на такую роль, например, ближайшие соседи чувашей – татары. Правда, они совершенно не отрицают, что их язык имеет тюрское происхождение, и основывают свою гипотезу тоже на схожести слов.

На том же самом основывает происхождение тюрских народов Средней Азии от шумеров казахский писатель Олжас Сулейменов - он нашел не менее шестидесяти слов в шумерском языке, которые схожи с тюрскими. Например «ада» означает отец, а «уд» - дерево, слово «ере» - похоже на тюрское слово «муж» и так далее. От этой схожести слов Сулейменов приходит к выводу, что шумерский и тюрский языки могут иметь общие корни.

При этом никто не отрицает, что какая-то часть шумеров действительно могла уйти в Среднюю Азию из-за вторжения в Месопотамию врагов, и это подтверждают находки шумерского воинского шлема на холме Кара-Тепе близ Термеза в Узбекистане, который датируется IV веком до н.э. и другие археологические артефакты.

Мнение антропологов

Антропологи считают, что примерно у 10% чувашей доминируют черты монголоидной расы, а треть из этих 10% - почти чистые монголоиды, около 64% народа представляют собой смешанный монголоидно-европеодный тип, а остальные чуваши – европеоиды.

Как считают ученые из Оксфорда, чуваши действительно имеют в предках какой-то очень древний народ из Восточной Азии, но при этом у них есть сильная примесь европейкой крови домонгольского периода. Причем, смешивание это произошло в I тысячелетии, то есть связать это можно даже с гуннами.

Согласно последним исследованиям генетиков, потомков шумеров можно выявить по трем гаплогруппам: профессор Анатолий Клёсов считает, что маркером шумеров являются гаплогруппы R1b или R1b1a2, а другие генетики - что потомков шумер можно найти по гаплогруппе J2. Согласно исследованиям ученых, у чувашей гаплогруппа R1b встречается только у 3,8%, а гаплогруппа J2 не встречается вовсе.

Официальная наука считает гипотезу происхождения чувашей от шумеров фантазиями, и связывает этногенез народа с тюрками, вышедшими из Азии, которые ассимилировали местное финно-угорское население.

Есть интересные результаты исследований генетической связи чувашей и марийцев. Московские генетики в 1997 году обнаружили у этих народов одинаковое генетическое заболевание гипотрехоз – врожденное облысение. Оно связано с мутацией участка гена LIPH на третьей хромосоме.

Гипотрихоз бывает у одного чувашского ребенка на 1300 детей и у одного марийского младенца на 2700 детей. Ученые считают, что общие предки этих народов сумели выжить после татаро-монгольского нашествия и дали начало чувашам и марийцам; по стечению обстоятельств, именно они и были носителями гипотрихоза. Это открытие говорит и о том, что и марийцы, и чуваши до середины века XX века почти не смешивались с другими народами.

Кроме теории тюрского происхождения, существуют гипотезы о происхождении чувашей от хазаров, древних аваров и гуннов.

О чем забывают историки КФУ и института им. Марджани, как Гумер Усманов поддерживал ТОЦ и о чем спорят татарские и башкирские лингвисты

Какое имя на самом деле должен носить второй по численности этнос России? И почему неверна теория о происхождении современных татар от татаро-монголов? Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал 87-летний именитый академик Мирфатых Закиев - один из лучших знатоков татарского языка.

Мирфатых Закиев: «Татар ругают и на Западе, и на Востоке. Это и нас задевает. Такую идею смогли внушить и Шаймиеву» Фото: Оксана Черкасова

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТЮРКОЛОГИЯ СФОРМИРОВАЛАСЬ НА ОСНОВЕ ЕВРОПОЦЕНТРИЗМА

Мирфатых Закиевич, вы являетесь крупнейшим знатоком татарского языка, вместе с тем глубоко изучаете историю народа. Существует устойчивое мнение, что прародиной всех тюркских народов является Алтай. Вы один из немногих, кто с этим категорически не согласен.

У меня в настоящее время есть около 40 монографий. И бо льшая часть их посвящена не языку, а истории. Хоть и начинал я работу как языковед, но ведь история языка тесно переплетена с историей народа. У меня все материалы о том, что наш народ не какой-то там пришлый, а сформировался здесь. После этого я вступил в спор с историками.

Сейчас в «БИЗНЕС Online» активно дискутируют ученые из КФУ и Института истории имени Марджани. Но обе стороны не понимают один важный вопрос. Есть такая вещь, как евроцентризм или европоцентризм. Что это такое? Европейские ученые, начиная с XVIII века, считают, что вся Европа и наиболее плодородные земли Азии изначально были заселены европейцами. А остальные живущие сейчас народы сформировались позднее как отсталые кочевые племена. После того как они перестали обеспечивать себе пропитание, начали грабить европейцев и располагаться на этих землях. Якобы наши предки еще в III - IV веках нашей эры сформировались на Алтае, а позже в VII - VIII веках осели на территории, на которых сейчас живут тюркские народы. Это бездоказательное, ошибочное мнение.

- Европоцентризм - это лишь одна из научных гипотез, или она преследует какие-то иные цели?

Я придерживаюсь теории, которую высказал ученый Сергей Артановский, исследовавший феномен европоцентризма и сделавший вывод, что это суть стремление европейцев завоевать хоть бы в историческом плане больше территорий, а потом претендовать на те территории, где сейчас живут тюрки, угро-финны и т. д. Якобы Европа должна быть землей коренного народа.

На основе европоцентризма сформировалась и современная тюркология, русская тюркология. К сожалению, наши ученые взяли ее за основу. Они также говорят, что наш народ сформировался на Алтае и заселился сюда несколько позже. На самом деле есть исследования геологов. Они брали из древних костей ДНК и сравнивали с современными. Оказалось, что результаты совпадают. Не только нас, но и наших соседей мари, мордву и других также пытались подвести под теорию европоцентризма, но они быстро опровергли это. За пределами СССР в Финляндии у них есть родственные народы. И они тогда доказали, что финно-угорские народы являются коренными жителями этих земель. Наши же отстают.

- Почему, ведь в Казани традиционно сильная историческая школа?

Артановский правильно пишет, что европоцентризм надо преодолеть и приступить к изучению всех народов, которые с древнейших времен общались друг с другом, жили вместе. Изучать в языковом отношении, в археологическом плане, в экологическом плане. Все это надо изучать заново. Я с этим полностью согласен, и для меня было странным, что ни университетские историки, ни сотрудники исторического институтаРафаэля Хакимова даже не упомянули нигде, что все исторические взгляды историков-тюркологов формировались на основании взглядов европоцентристов. Похоже, они об этом даже не слышали. Надо все это пересмотреть. Надо пересмотреть экологию народов, экологию национальных меньшинств. Такие разделы сейчас появились. Они предлагают принимать меры для развития и сохранения и национальных меньшинств, и национального большинства.

- Вы хотите сказать, что ведущие историки Татарстана не знают таких элементарных вещей?

Когда я работал директором ИЯЛИ (Институт языка, литературы и искусства им. Ибрагимова - прим. ред. ), то приложил много усилий для развития института, увеличил историческое отделение. В результате Институт истории имени Марджани отделился от нас, стал самостоятельной структурой. И там отдельные личности, например, Дамир Исхаков, Марсель Ахметзянов выдвинули теорию, что мы являемся потомками великих завоевателей Золотой Орды. Якобы отделились от татаро-монголов. Они там выпустили много томов по истории татар, книга хорошая, но вот первый том основан на европоцентризме...

«НАШ НАРОД СФОРМИРОВАЛСЯ ИЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДВУХ ДИАЛЕКТОВ»

- Итак, гипотеза о происхождении современных татар от татаро-монголов неверна. Тогда кто мы?

Наш народ сформировался из представителей двух диалектов. Первый - это булгары. Если посмотреть, то сейчас на этих землях везде живут мишаре. И второй диалект - это кусан (белые суны). Кусанская империя была сформирована намного раньше Булгарской. Волжско-Камский регион, Среднюю Азию, Афганистан и север Индии они берут в свои руки и строят большую империю. В русской истории ее называют Кушанской империей. Хоть русские и называют ее кушан, сам народ называл себя кусан или казан.

Например, у Ферганы в начале нашей эры был построен город как место отдыха для руководителей империи. До сих пор называется Казан, около этого города течет река Казансай. Как и у нас, Казань - город, и Казанка -- река. Казань еще за тысячи лет до булгар была сформирована. Надо было включить это в книгу про историю татар. Но не включили. Я их в свои исторические книги включил, но на них смотрят как на книги о языке. А я из языкознания перехожу в историю.

-- То есть булгары и кусаны или казанцы - два разных народа?

Булгары и казанцы - это два разных народа. Когда русские брали Казань, булгары или мишаре не считали себя одним народом с казанцами. Мишаре помогли взять Казань, а после этого в Москву отправили двух представителей булгар и кусанов. Да, языки похожи, отличия несущественные.

Но слово «татары» пришло к нам позже, после объединения булгар и казанцев. Так стали называть все нерусские народы. После Великой Октябрьской социалистической революции все так называемые татары стали отказываться от этого слова и возвращать свои древние названия. Название «татары» до революции было свойственно больше азербайджанцам. Это все есть в произведениях Лермонтова, Толстого, если не русский, значит, татарин.

Петр I начинает создавать академию и приглашает в нее немецких ученых. Хоть они и немцы, но евреи по происхождению. И они начинают называть все народы, кроме русского, татарами. И в Европе так же начинают называть. Намного позже Страленберг, который изучал Сибирь, писал, что у народа, называемого «татары», есть 32 языка. Эту мысль он начинает продвигать, но европоцентристская теория сохраняется. Приведу пример. Около Сахалина есть Татарский пролив. Там живет народ ороч. Их раньше тоже называли татарами. Поэтому и пролив так называется.

- Почему тогда наши ученые твердо придерживаются именно «татарской» гипотезы?

Институт истории имени Марджани много делает для науки - молодцы, я их когда-то с этой целью и отделил от ИЯЛИ. Но они считают, что мы идем от татаро-монголов. Мы, дескать, всех можем подчинить. Это была инициатива отдельных личностей. Их цель - показать татаро-монголов великими победителями. Они ведь и Китай завоевали. Если мы идем от них, то и мы победители. Этим можно завоевать авторитет. Но этим не завоюешь авторитет. Татар ругают и на Западе, и на Востоке. Это и нас задевает. Такую идею они смогли внушить и Шаймиеву, но потом Минтимер Шарипович отказался от этого.

- То есть европоцентристы буквально навязали татарам их название?

Это подняли в основном англосаксы, которые занимались изучением Китая. Они нашли там тартар, наши же перевели это слово как «татар». Это неправильно. Тартары, по их мнению, народы которые отстали от всех народов, кочевники, неразвитый народ, это люди ада, если буквально перевести. Это слово китайцы применяли в отношении кочевников. Там о наших татарах нет ни одного слова. Там севернее Китая жили кочевники. Я писал об этом много, но мои труды не считаются историческими. Так как я пишу на основе языковых данных, историки не обращают внимания на меня. Когда-нибудь они поймут эту проблему.

Мы - народ, образованный объединением казанских и булгарских племен. Основу составляют кусаны или кушаны, белые суны. После завоевания Афганистана они там остались и до сих пор называют себя белыми сунами - это схуны, гунны. То есть мы есть белые гунны. Был академик Алексей Окладников - историк, писал, что впервые американские индейцы перешли на материк с севера, там, где Берингов пролив. Тогда пролива не было. Перешли и сейчас живут как американские индейцы. В их языке много тюркизмов. Откуда они взялись? Следовательно, 20 - 30 тысяч лет назад материк был заселен евразийцами. Даже американцы сами, испанцы в основном, находят по 200 - 300 - 400 тюркских слов в языках коренных народов США. Первым это Абрар Каримуллин начал изучать, потом я пошел по его стопам. На основании этого появилась книга, переведенная впоследствии на 27 языков.

- И как же нам, татарам, было бы правильно себя называть?

С исторической точки зрения надо писать или мишаре, или казан-кусан. Это название народа - белые суны. Первое название Казани в русских летописях дается как Кусян. Ку - это тюркское «белолицые», сян - это суны. Сейчас мишаре стесняются названия «татар». Название «татары» препятствует развитию татарского народа. Почему? Возьмите историю восточных народов, западных народов. Везде они считают татар отсталым народом. И дети приходят из школы и говорят: не хочу быть татарином.

- А какой тогда общий язык должен быть - кусаномишарский?

У нас до революции, еще в XIX веке, когда жил Каюм Насыри, то после него был литературный язык, схожий с турецким. Он был общим и для нас, и для азербайджанцев, киргизов, казахов. Этот язык был понятен для всех. Но потом Ататюрк начал избавлять язык от арабизмов, персидских слов. В это время наш язык и отделился от общетюркского. Поэтому мы сейчас турецкий плохо понимаем. Сейчас вернуть будет трудно. Использовать общий язык сейчас, я думаю, будет невозможно.

«Я СЧИТАЮ, ЧТО МЫ С БАШКИРАМИ ЕДИНЫЙ НАРОД, ПРОСТО СЛОВА ПО-ДРУГОМУ ПРОИЗНОСИМ»

С сожалением приходится констатировать, что в современной России происходит исчезновение языков малых народов. Что это: нежелание самих носителей языка сохранить для потомков родную речь или целенаправленная политика властей?

Это и то и другое, идут естественные процессы. Русский язык ведь сейчас вытесняет другие. Этот процесс начал Иосиф Сталин. В 1931 году на XVI съезде он сказал, что всем национальностям дали равные возможности, сейчас же надо cтроить единый советский народ с общим языком. Хоть и не говорилось, что это будет русский, но ведь понятно было, о чем идет речь. Но началась война, возникла необходимость в малочисленных народах. Начали с ними заигрывать, и Сталин не смог уничтожить народы.

После этого пришла эпоха Горбачева, который выдвинул тезис о развитии языков народов, проживающих в СССР. В 1985 году подняли вопрос о сохранении языков. Но потом все стало исчезать, и в 2009 году был принят закон об образовании, в котором прописана обязательность русского языка, и начиналась политика по уничтожению национальных языков. Идет такая политика русификации. При Сталине, когда говорили, что после объединения народов будет один общий язык, это хоть скрывали, сейчас - нет. Постановление об обязательности русского языка подорвало национальную школу. И обучение на национальных языках уменьшилось в разы. Я сам автор учебников за 8, 9, 10 класс по татарскому языку. Начал этим заниматься с 1965 года, если раньше в 1960 годы выходило по 60 тысяч учебников, то сейчас около 7 тысяч.

- Неужели все так плохо?

Об этом говорить трудно. Если мы не приложим усилия, не будем бороться за сохранение татарского народа, не будем заниматься развитием языка, наш народ может постепенно превратиться в русский. Но успокаивает одно. Хоть на протяжении столетий и проводилась такая политика, наш народ выжил. У нас ведь сейчас не только государственные органы, но и общественные организации занимаются этим вопросом. Не думаю, что татарский язык так быстро исчезнет. За пределами Татарстана также ведется работа. Я часто смотрю по телевизору программу «Татарлар», там можно увидеть, как обеспокоенные люди создают свои национальные организации. Эту работу ведут не государственные организации, а представители самого народа. Кроме этого, есть еще и религиозные организации.

Но некоторое недопонимание есть. Скажем, недавно презентовали Библию на татарском языке. Когда я был директором ИЯЛИ, мы занимались проверкой текстов, которые перевели московские татары. В то же время нет официального перевода Корана на татарский язык. Почему? Потому что существует такая теория, что награда от Всевышнего за чтение Корана будет, только если его читать на арабском языке. Поэтому наш язык в исламе не развивается. А вот у кряшен не так! Они христианскую религию изучают по Библии, переведенной еще Ильминским. Христианство они исповедуют по-татарски. А это можно сказать расширение использования татарского языка.

Татарский язык сейчас широко представлен на радио, телевидении, в интернете. Многие лингвисты, языковеды любят покритиковать СМИ. Говорят, что татарский там далек от литературного, дикторы неправильно произносят те или иные слова. Вы как считаете?

Мы учим людей, что это предложение можно так написать, можно эдак. Критики же хотят внедрить такие формы, которые им самим нравятся. Но язык ведь должен развиваться. Такие ограничения нельзя вводить. Я так думаю. Пусть используют различные варианты. Я считаю, что наш язык в СМИ - на телевидении, радио - неплохой. Его правильно используют. Просто надо определиться с терминологией. Я сам не участвую в таких дискуссиях. Вот говорят, что применяют диалектные слова, но ведь это наш язык. С этим вообще интересно. Я считаю, что мы с башкирами единый народ, просто слова по-другому произносим. У нас на востоке республики есть такая особенность. Я, например, родился в Ютазинском районе. Там не говорят «Ютазы», а «Жутады». Как бы по-башкирски. Так вот лингвисты из Башкортостана приезжают к нам для изучения, как они говорят, диалекта башкирского языка. А наши диалектологи ездят по деревням Башкортостана, говорят, что изучают татар.


«НЕ БЫЛ ТАБЕЕВ ПРОТИВНИКОМ ТАТАРСКОГО!»

Вы занимались сохранением языка и будучи председателем Верховного Совета ТАССР. Как сочеталась научная и политическая деятельность, не трудно было совмещать?

Да, я был там два срока, с 1980 по 1990 годы. Тогда и начались процессы возрождения. Появилась возможность открытия Академии наук РТ. Минтимер Шаймиев и другие начали поднимать вопрос о том, что нам надо брать права союзных республик. Объявление суверенитета стало подъемом для всех нас. Появились новые газеты, люди стали помогать живущим за пределами Татарстана.

Я, например, в сохранении татарского общественного центра принимал участие. Им не разрешали открыть счет. Так как он, по тогдашним законам, должен был принадлежать только официальным организациям. Первый председатель ТОЦ Марат Мулюков обратился ко мне, и я от имени ИЯЛИ помог ему отрыть счет. За это меня на пленуме обкома раскритиковали. Говорили, мол, Закиев помог открыть ТОЦ счет, помогает этой националистической организации. Но потом первый секретарь Гумер Усманов позвонил мне и сказал, что это постановление они вынесли для Москвы, но ты все правильно сделал. То есть руководство республики, публично осуждая, тайно поддерживало процессы возрождения татарского народа.

- А с Фикрятом Табеевым вы тоже вместе работали?

Нет, но я с ним вместе учился. Сейчас много говорят о том, что он боролся с татарским языком, это неправда. Я знаю, что он всей душой был за сохранение всего татарского. В те времена у него был Мурзагид Фатхеевич Валеев- секретарь по пропаганде. Они вместе провели большую работу. У Табеева татарский был несовершенен, но он старался глубже изучать язык. Приходилось ведь в основном говорить по-русски. Но на своем касимовском диалекте он хорошо разговаривал. Нет, не был Табеев противником татарского! После возвращения из Афганистана он был первым заместителем премьер-министра РСФСР, я часто навещал его, заходил в кабинет. Он все время поднимал вопросы сохранения татарского языка.

«Из-за того, что я не член союза писателей, мне министерство культуры не может выделить деньги несмотря на то, что я всю жизнь работал в сфере просвещения» Фото: Оксана Черкасова

СОЗДАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА - НЕРЕАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

В перестроечные времена впервые был поднят вопрос о создании татарского национального университета. Как вы считаете, это реальный проект?

Я считаю, это нереальный проект. Когда я возглавлял педагогический институт, он два раза становился лучшим в России. Один раз вышел на всесоюзный уровень. Проблемы учителей не было. Сейчас слышу, опять возникла проблема учителей. Выпускники университета особо не стремятся идти в школу. Поэтому сейчас есть люди, которые выступают за возрождение педуниверситета. Говорят, что если не восстановим, то останемся без учителей. В Башкортостане ликвидировав пединститут, создали университет в 1957 году. Я как раз ездил туда читать лекцию. Он назывался тогда Башкирский университет имени 40-летия Октября. После того как ликвидировали педагогический институт, прошло 8 лет, и не стало учителей. Заново открыли пединститут. Сейчас Башкирский педагогический университет один из крупнейших в России.

- Вы сами не скучаете по преподавательской аудитории?

Я даже в моем солидном возрасте продолжаю преподавать, в КФУ в магистратуре. Сейчас идут бурные дискуссии касательно обучения там татарскому языку. Раньше в университете на отделении истории было татароведение. Там и преподаватели филфака давали уроки. Из-за того, что татарские уроки прекратились, из-за этого поднялся шум. Я думаю, что это не совсем правильно прекращать обучать татарскому языку людей, изучающих татарскую историю. Но, как я знаю, руководство вуза предпринимает шаги по сохранению татарского направления в КФУ. Я не участвую в спорах, посмотрим, что получится.

А вообще, я не сижу без работы. У меня есть 1200 опубликованных научных работ. Говорят, что если у кого-то есть 500 работ, то мы этого человека хвалим. Есть еще более 40 монографий. Больше половины из них посвящены истории. Хотелось бы к 90-летию опубликовать многотомник. Я собрал 8 томов, сейчас занимаюсь их подготовкой. Из-за того, что я не член союза писателей, мне министерство культуры не может выделить деньги несмотря на то, что я всю жизнь работал в сфере просвещения. Я обратился к Минниханову, и Рустам Нургалиевич дал распоряжение о выпуске к 90-летию сборника. Но тут вмешалась татарская зависть. В самой академии мне говорят, что и одного тома хватит. Как туда уместить 1200 работ? Но ничего, я не унываю, надеюсь, что мечта воплотится в жизнь.

Мирфатых Закиевич Закиев родился 14 августа 1928 года в деревне Зайпы Ютазинского (ныне Бавлинский) района Татарской АССР. Действительный член Академии наук Республики Татарстан, доктор филологических наук, профессор, заведующий отделом лексикологии и диалектологии ИЯЛИ им. Ибрагимова АН РТ, академик-секретарь татарстанского отделения Международной тюркской академии, член турецкого лингвистического общества, почетный член президиума международного центра тюркологии Евразийского национального университета им. Гумилева (Казахстан), почетный профессор Татарского государственного педагогического университета. Почетный доктор Башкирского государственного университета, председатель Верховного Совета Татарской АССР (1980 - 1990).

Автор многочисленных исследований по татарскому и тюркскому языкознанию, истории татар и других тюркских народов. Возглавлял важнейшие языковые комиссии в республике, писал школьные и вузовские учебники по татарскому языку. Монография «Синтаксический строй татарского языка» (1963), за которую ему была присвоена докторская степень, является одним из лучших исследований по тюркскому синтаксису. В работах по этногенезу тюркских народов оспаривает преемственность между булгарским и чувашским языками.

Заслуженный деятель науки ТАССР (1970), заслуженный деятель науки РСФСР (1976). Лауреат Госу­дарственной премии Республики Татарстан (1994).

1946 - 1951 - учеба в Казанском государственном университете

1960 - 1965 - завкафедрой татарского языка КГУ.

1965 - 1967 - проректор по науке Казанского государственного педагогического института.

1967 - 1986 - ректор Казанского педагогического института.

1968 - 1986 - завкафедрой татарского языкознания Казанского педагогического института.

1986 - 1996 - директор Института языка, литературы и истории КНЦ РАН (с 1992 года - АН РТ).

1996 - 2000 - директор Института языка, литературы и искусства АН РТ.

1992 - 2002 - академик-секретарь отделения гуманитарных наук АН РТ.

C 1986 года - заведующий отделом языкознания, с 2007 года - отделом лексикологии и диалектологии ИЯЛИ АН РТ.

Женат, имеет двоих сыновей, четырех внуков и трех правнуков

«ВАЖНО ВСКРЫВАТЬ ЗАБЛУЖДЕНИЕ

О КРЯШЕНАХ И ТАТАРАХ»

КАЗАНСКИЕ ТАТАРЫ И ИХ ПРЕДКИ

I . Введение

О происхождении наших казанских татар существует ряд проти­воречивых теорий, из которых пока ни одна не может претендовать на достоверность. По первой из них, причем самой, видимо, старой, казанские татары являются потомками татаро-монголов, по другой – их предками являются волжско-камские булгары, по третьей – они потомки кипчаков из Золотой Орды, перекочевавших в Поволжье, а по четвертой, пока самой последней, кажется, – казанские татары суть потомки тюрко-язычных племен, появившихся в Поволжье и Приуралье в VII-VIII веках и образовавших в пределах Волжско-Камской Булгарии народность казанских татар. Автор этой последней гипотезы заведующий археологическим отделом Казанского института им. Г.Ибраги­мова [i] А.Халиков, хотя обосновано и отклоняет первые три теории, но и про свою работу все же пишет, что она является лишь попыт­кой суммировать новые данные о происхождении татар Поволжья и положить начало дальнейшему исследованию в этой области. Нам ка­жется, что причиной таких затруднений при решении вопроса о про­исхождении казанских татар является то, что ищут их предков не там, где сейчас обитают их потомки, т.е. не в Татарской республике, а, кроме того, относят возникновение казанских татар не к той эпохе, когда это имело место, а во всех случаях к более древним временам.

II. Теория татаро-монгольского

По этой теории казанские татары являются потомками татаро-монголов, покоривших в первой половине ХIII века многие страны и оставивших у русского народа печальную память о “татарском иге”. В этом же русские люди были уверены, когда московское войско шло в поход, закончившийся присоединением Казани к Москве в 1552 году. Вот что читаем в “Cказании князя Курбского о покорении Казани”: “И абие, за помощию Божьей, сопротив сопостатав возмогоша воинство христианское. И против яких сопостатов? Так великого и грозного Измаильтеского языка, от негож некогда и вселенная трепетала, и не только трепетала, но и опустошена была” , т.е. воинство христианское выступило против народа, перед которым трепетала вселенная и не только трепетала, но которым была и опустошена.

Эта теория, основанная лишь на одинаковости названия древ­него народа и современного, имела своих сторонников, но ее ошибочность полностью доказывают результаты разносторонних научных исследований, которые абсолютно не подтверждают какую-либо связь казанских татар с татаро-монголами. Эта гипотеза, возможио, кое-где еще сохраняется, как обывательская точка зрения лиц, кое-что знающих из литературы о “татарах” стародавних времен и которым также известно, что и теперь существуют, например, казанские татары.

III. Теория кипчако-половецкого

происхождения казанских татар

Имеется группа советских ученых (М.Н.Тихомиров, М.Г.Сафаргалиев, Ш.Ф.Мухамедьяров), которые, исходя из того, что татар­ский язык входит в так называемую кипчакскую группу тюркских языков, считают казанских татар потомками кипчако-половецких племен, которые в ХIII и ХIV веках составляли основную массу насе­ления Золотой Орды. По мнению этих ученых, кипчакские племена после монгольского нашествия, особенно после распада Золотой Орды, переселялись на берега Камы и Волги, где с остатками Волжской Булгарии составили основу казанских татар.

Эта теория, исходя только из общности языка, опровергается археологическими и антропологическими материалами, которые не подтверждают каких-либо значительных изменений ни в культуре, ни в этническом составе населения Казанского ханства по сравне­нию с населением и культурой местного края золотоордынского периода.

IV . Теория происхождения казанских татар

от волжско-камских булгар

Довольно продолжительное время шла полемика между сторонниками происхождения от волжско-камских булгар казанских татар или чувашей. Спор разрешился в пользу последних, и в отношении казанских татар этот вопрос теперь окончательно от­пал. При решении этого вопроса основную роль сыграло то обстоя­тельство, что татарский язык настолько отличается от древнебулгарского, что трудно отождествлять предков татар с волжско-камскими булгарами. В то же время, “если сравнить язык булгарских надгробий с нынешним чувашским наречием, то разница между обоими оказывается весьма несущественной”, или же: “памятники языка булгар ХIII века ближе всего объясня­ются из современного чувашского языка.”

V. “Археологическая” теория происхождения казанских татар

В весьма солидном труде по истории казанских татар читаем:“Основными предками татар Среднего Поволжья и Приуралья явились многочисленные кочевые и полукочевые, в большинстве тюрко-язычные племена, которые приблизительно с IV в. н.э. стали проникать с юго-востока и юга в лесостепную часть от Урала до верховь­ев реки Оки”... Согласно уточняющей приведенное положение теории, предло­женной заведующим сектором археологии Казанского института языка, литературы и истории Академии наук СССР А.Халиковым, предками современных казанских та­тар, а также башкир надо считать тюрко-язычные племена, вторгшие­ся в VI-VIII веках в Поволжье и Приуралье, говоривших на языке огузо-кипчакского типа.

По мнению автора, и основное население Волжской Булгарии еще в домонгольский период говорило, вероятно , на языке близком к кипчако-огузской группе тюркских языков, родственном языку татар Поволжья и башкир. Есть основание полагать, утверждает он, что в Волжской Булгарии, еще в домонгольский период, на основе слияния тюрко-язычных племен, ассимиляции ими части мест­ного финско-угорского населения шел процесс сложения этнокультурных компонентов поволжских татар. Автор заключает, что не будет большой ошибкой считать, что в этот период оформились основы языка, куль­туры и антропологического облика казанских татар, включая приня­тие ими в Х-ХI веках мусульманской религии.

Спасаясь от монгольского нашествия и набегов из Золотой Орды, эти предки казанских татар будто бы перебрались из Закамья и осе­ли на берегах Казанки и Меши. В период Казанского ханства окон­чательно оформляются из них основные группы поволжских татар: казанские татары и мишари, а после присоединения края к Русскому государству, в результате будто бы насильственной христианизации, часть татар выделяется в группу кряшен.

Рассмотрим слабые места этой теории. Есть точка зрения, что в Поволжье обитали тюрко-язычные племена с “татарским” и “чувашским” языком с незапамятных времен. Академик С.Е.Малов, например, говорит: “В настоящее время на терри­тории Поволжья живут два тюркских народа: чуваши и татары… Эти два языка очень разнородны и не схожи… несмотря на то, что эти языки одной тюркской системы… Я думаю, что эти две языковые стихии были здесь очень давно, за несколько столе­тий до новой эры и почти в таком именно виде, как теперь. Если бы теперешние татары встретили предполагаемого “древнего татарина”, жителя V века до н.э., то они вполне бы с ним объяснились. Точно так же и чуваши”.

Таким образом, не обязательно относить только к VI-VII векам появление в Поволжье тюркских племен кипчакской (татарской) языковой группы.

Будем считать бесспорно установленным булгаро-чувашское тож­дество и согласимся с мнением, что древние волжские булгары были известны под этим названием только у других народов, сами же называли себя чувашами. Таким образом, чувашский язык был языком булгар, языком не только разговорным, но и письменным, счетоводным. В подтверждение имеется и такое высказывание:“Чувашский язык есть чисто тюркское наречие, с примесью арабских, персидских и русских и почти без всякой примеси слов финских”, ...“в языке видно влияние образованных наций ”.

Итак, в древней Волжской Булгарии, просуществовавшей исто­рический отрезок времени, равный примерно пяти столетиям, госу­дарственным языком был чувашский, и основную часть населения сос­тавляли, скорее всего, предки современных чувашей, а не тюркско-язычные племена кипчакской языковой группы, как утверждает автор теории. Не было каких-либо объективных причин и к слиянию указанных племен в самобытную народность с признаками, характерными впоследствии для поволжских татар, т.е. к возникновению в те отдаленные времена будто бы их предков.

Благодаря многонациональности Булгарского государства и равенства всех племен перед властью, тюрко-язычные племена обеих языковых групп в этом случае должны были бы состоять в очень тесных взаимоотношениях друг с другом, учитывая очень большое сходство языков, а отсюда легкость общения. Скорее всего, должна была происходить в тех условиях ассимиляция племен кипчакской языковой группы в старо-чувашском народе, а не слияние их между собой и обособление как отдельной народности со специфичными признаками, причем в языковом, культурном и антропологическом смысле, совпадающими с признаками современных поволжских татар.

Теперь несколько слов о принятии будто бы далекими предками казанских татар в Х-ХI веках мусульманской религии. Ту или другую новую религию, как правило, принимали не народы, а их правители по политическим соображениям. Иногда требовалось очень много времени, чтобы отучить народ от старых обычаев и ве­рований и сделать его последователем новой веры. Так, видимо, было и в Волжской Булгарии с мусульманством, кото­рое было религией правящей верхушки, а простой народ продолжал жить по своим старым верованиям, возможно, до того времени, когда стихия монгольского нашествия, а впоследствии набеги золотоордынских татар, не вынудили оставшихся в живых бежать из Закамья на северный берег реки, независимо от племен и языка.

Автор теории только вскользь упоминает о таком важном для казанских татар историческом событии, как возникновение Казанско­го ханства. Он пишет: “Здесь в ХIII-ХIV веках образуется Казанское княжество, переросшее в ХV веке в Казанское ханство”. Как будто второе есть только простое развитие первого, без всяких качест­венных изменений. В действительности Казанское княжество было булгарское, с булгарскими же князьями, а Казанское ханство - татарское, с татарским ханом во главе.

Казанское ханство было создано бывшим ханом Золотой Орды Улу Магометом, прибывшим на левобережье Волги в 1438 году во главе 3000 своих воинов татар и покорившим местные племена. В русских летописях есть за 1412 год, например, такая запись: “Даниил Борисович за год до того с дружиной князей болгарских разбил в Лыскове брата Васильева, Петра Дмитриевича, а Всеволод Данилович с казанским царевичем Талычем ограбил Владимир”. С 1445 года казанским ханом стал сын Улу Магомета Мамутяк, зло­дейски убив отца и брата, что в те времена было обычным явлением при дворцовых переворотах. Летописец пишет: “Тое же осени царь Мамутяк, Улу Мухамедов сын, взял город Казань и вотчиче Казанского, князя Лебея убил, а сам сел в Казани царствовать”. Так же: “В 1446 году 700 татар мамутяковой дружины осаж­дали Устюг и взяли откуп с города мехами, но, возвращаясь, потонули в Ветлуге”.

В первом случае булгарские, т.е. чувашские князья и булгарский, т.е. чувашский казанский царевич, а во втором – 700 татар мамутяковой дружины. Было булгарское, т.е. чувашское, Казанское княжество, стало татарское Казанское ханство.

Какое значение имело указанное событие для населения мест­ного края, как шел исторический процесс после этого, какие изменения произошли в этническом и социальном составе края в период Казанского ханства, а также после присоединения Казани к Москве, – на все эти вопросы в предлагаемой теории нет ответа. Не ясно так же, как татары-мишары оказались в местах своего обитания, при общем происхождении с казанскими татарами. Уж очень элементарно дано объяснение возникновению татар-кряшен “в результате на­сильственной христианизации”, не приводя ни одного исторического примера. Почему же большинство казанских татар, несмотря на насилие, сумели сохранить себя мусульманами, а сравнитель­но небольшая часть поддалась насилию и приняла христианство. Причину сказанного в какой-то мере надо искать, может быть, и в том, что, как указывает сам автор статьи, до 52 процентов кряшен принад­лежат, по данным антропологии, к европеоидному типу, а сре­ди казанских татар таких только 25 процентов. Может быть, это объясняется какой-то разницей в происхождении между казанскими татарами и кряшенами, из чего вытекает также и различное поведение их при “насильственной” христианизации, если это действительно было в ХVI и ХVII веках, что очень сомнительно. Надо согласиться с автором этой теории А.Халиковым, что его статья является только попыткой суммировать новые данные, позволяющие вновь поднять вопрос проис­хождения казанских татар, причем, надо сказать, попыткой неудач­ной.

VI. “Чувашская” теория происхождения казанских татар

Большинство историков и этнографов так же, как и авторы рассмотренных выше четырех теорий, ищут предков казанских татар не там, где этот народ проживает в настоящее время, а в далеких оттуда местах. Точно так же возникновение их и оформление, как самобытной народности, относят не к той исторической эпохе, когда это имело место, а к более древним временам. Поэтому предлагаемые теории происхождения казанских татар оказываются или ошибочными, или малоубедительными. В действительности же есть полное основание считать, что колыбелью казанских татар является их настоящая родина, т.е. область Татарской республики на левобережье Волги между Казанкой и Камой.

Есть убедительные доводы в пользу также того, что казанские татары возникли, оформились как самобытная народность и размно­жились за исторический период, продолжительность которого охва­тывает эпоху от основания Казанского татарского царства бывшим ханом Золотой Орды Улу Магометом в 1438 году вплоть до революции 1917 года. Причем предками их были не пришлые “татары”, а местные народности: чуваши (они же волжские булгары), удмурты, марийцы, и, возможно также, не сохранившиеся до настоящего времени, но обитавшие в тех краях, представители и других племен, включая гово­ривших на языке, близком к языку казанских татар.

Все эти народности и племена, видимо, обитали в тех лесистых краях с незапамятных исторических времен, а частично, возможно, также переселились из Закамья, после нашествия татаро-монголов и разгрома Волжской Булгарии. По характеру и уровню культуры, а также образу жизни, эта разноплеменная народная масса до возникновения Казанского ханства, во всяком случае, мало отличалась друг от друга. Точно так же и религии у них были схожие и состояли в почитании различных духов и священных рощ-киреметей - мест молений с жертвоприношениями. В этом убеждает нас то обстоятельство, что вплоть до революции 1917 года сохранились в той же Татарской республике, например, около с. Кукмор, селения удмуртов и марийцев, которых не коснулись ни христианство, ни мусульман­ство, где до последнего времени люди жили по древним обычаям своих племен.

Кроме того, в Апастовском районе Татарской же республики, на стыке с Чувашской АССР, есть девять кряшенских селений и в их числе д.Суринское и д.Старое Тябердино, где часть жителей еще до революции 1917 года была “некрещеными” кряшенами, дожив таким образом до революции вне как христианской, так и мусульманской религий. Да и принявшие христианство чуваши, марийцы, удмурты и кряшены числились в нем только формально, а продолжали жить по древней старине до последнего времени.

Попутно отметим, что существование почти в наше время “некре­щеных” кряшен ставит под сомнение очень распространенную точку зрения, что кряшены возникли в результате насильственной христиа­низации татар-мусульман.

Приведенные выше соображения позволяют сделать предположение, что в Булгарском государстве, Золотой Орде и в значительной сте­пени Казанском ханстве мусульманство было религией правящих классов и привилегированных сословий, а простой народ, или большая часть его – чуваши, марийцы, удмурты и прочие – жил по старинным дедовским обычаям.

Теперь посмотрим, как при тех исторических условиях могла возникнуть и размножиться народность казанских татар, какими мы их знаем в конце XIX и начале XX веков.

В середине ХV века, как уже упоминалось, на левом берегу Волги появился свергнутый с трона и сбежавший из Золотой Орды хан Улу Магомет со сравнительно небольшим отрядом своих татар. Он по­корил и подчинил себе местное чувашское племя и создал феодально-крепостническое Казанское ханство, в котором привилегированным сословием были победители, мусульмане-татары, а крепостным простонародьем – покоренные чуваши. В одной дореволюционной исторической работе по данному же вопросу читаем вот что:“Образовалось аристократическое Казан­ское царство, в котором военное сословие состояло из татар, торговое – из булгар, земледельческое же – из чувашей-сувар. Власть царева распространилась на инородцев края, которые начали переходить в магометанство”, иными словами, отатариваться. Очень это прав­доподобно и конкретно.

В последнем издании Большой Советской Энциклопедии более подробно о внутреннем устройстве государства в окончательно оформившемся периоде его читаем следующее:“Казанское ханство, феодальное государство в Ср. Поволжье (1438-1552 г.), образовавшееся в результате распада Золотой Орды на территории Волжско-Камской Булгарии. Основателем династии Ка­занских ханов был Улу Мухаммед (правил с 1438-45 гг.). Высшая государственная власть принадлежала хану, но направля­лась советом крупных феодалов (диваном). Верхушку феодальной знати составляли карачи, представители четырех знатнейших родов. Далее шли султаны, эмиры, ниже их – мурзы, уланы и воины. Большую роль играло мусульманское духовенство, владевшее обширными вакуфными землями. Основная масса населения состояла из “черных людей”: свободных крестьян, плативших ясак и другие подати государству, феодально-зависимых крестьян, крепостных из военнопленных и рабов”.

Татарские дворяне (эмиры, беки, мурзы и прочие) едва ли были очень милостивы к своему крепостному люду, к тому же иноплемен­ному и иноверному. Добровольно или же преследуя цели, связанные с какой-то выго­дой, но со временем простой народ начал перенимать от привилегиро­ванного сословия его религию, что было связано с отказом от своей национальной самобытности и с полным изменением быта и образа жизни, согласно требованию новой “татарской” веры – ислама. Этот переход чувашей в магометанство был началом формирования народности казанских татар.

Возникшее на Волге новое государство просуществовало всего только сто лет, в течение которых почти не прекращались набеги на окраины Московского государства. Во внутренней государ­ственной жизни происходили частые дворцовые перевороты и на ханском троне оказывались ставленники то Турции (Крым), то Москвы, то Ногайской Орды и т.п.

Процесс формирования казанских татар упомянутым выше путем из чувашской, а отчасти и из других народностей Поволжья происходил в течение всего периода существования Казанского ханства, не прекратился после присоединения Казани к Московскому государству и продолжался до начала ХХ в., т.е. почти до нашего времени. Казанские татары росли в числе не столько в результате естественного прироста, сколько в результате отатаривания других на­родностей края.

Отатаривание темных масс поволжских народностей было резуль­татом энергичной и планомерной деятельности среди них мусульман­ского духовенства, получавшего часто богословскую, а заодно и политическую подготовку преимущественно в султанистской Турции. Вместе с проповедью “истинной” веры эти “богословы” татарскому народу, который оставался в темноте и невежестве, прививали неприязнь и враждебность к русскому народу. В конечном счете, татарский народ до XX в. продолжал оставаться вдали от европейской культуры, в отчуждении от русского наро­да и пребывал в полном невежестве и темноте. С другой стороны, все поволжские народности (чуваши, мордва, мари, удмурты и кряшены) к середине XIX в. оказались на краю полного исчезновения с исторической сцены в результате отатаривания и поглощения их той самой застывшей на уровне средневе­ковья арабско-мусульманской культурой.

Таким образом, формирование народности казанских татар нача­лось после возникновения Казанского ханства и продолжалось несколько столетий, именно путем отатаривания в основном чувашей , они же булгары, которых и надо считать в первую очередь пред­ками казанских татар. Сказанное подтверждается исследова-ниями и последнего времени.

В материалах по истории чувашского народа (в статье В.Д.Димитриева – ред.) читаем: “Огромное количество левобережных суваров (чувашей) в ХIII-ХIV вв. и начале ХV ст. переселилось в северные районы левобережья Волги в Приказанье. Несмотря на отатаривание значительной части этих чувашей, много их было в Казанском уезде, даже в ХVI-ХVIII веках. В актах ХVI– начала ХVII вв. в Казанском уезде мне удалось зафиксировать до 100 чувашских селений”.

“Левобережные чуваши постепенно отатаривались. Архивные документы свидетельствуют о том, что в первой половине ХVII в. в Казанском уезде многие чуваши принимали ислам и начинали именовать себя татарами”. “Быстрый, рост численности казанских татар был обусловлен, прежде всего, отатариванием, главным обра­зом чувашей, а также марийцев, удмуртов и других”.

“В ХVI в. татар численно было меньше чувашей. Число татар в дальнейшем росло, в значительной мере за счет мусульманизации главным образом чувашей, а также марийцев, удмуртов и др. Многочисленное чувашское население Казанского уезда было поглощено татарами”.

Академик С.Е.Малов говорит:“...Когда раньше приезжали в Казань из-за границы антропологи, то они удивлялись, что в некоторых уездах бывшей Казанской губернии, по их измерениям, население состояло из марийцев. Но эти ант­ропометрические марийцы были в то же время по языку и быту совер­шенно татарами… В данном случае мы имеем отатаривание марийцев”.

Приведем еще один довольно интересный довод в пользу чуваш­ского происхождения казанских татар. Оказывается, луговые мари и теперь называют татар “суас”. Это обстоятельство Н.И.Ашмаринсчитает одним из дока­зательств булгарского происхождения чувашей на том основании, что название господствующего народа в булгарский период марийцы будто бы автоматически перенесли на новых, прибывших из Золо­той Орды покорителей. Это не особенно убедительно. Напрашивает­ся другое более достоверное и простое объяснение.

Луговые мари испокон веков близко соседствовали с той частью чувашского народа, которая обитала на левом берегу Волги и отатарилась в первую очередь, так что в тех местах уже давно не осталось ни одного чувашского селения, хотя по историческим сведениям и писцовым записям Московского государства их там было много. Марийцы не замечали, особенно вначале, каких-либо изме­нений у соседей в результате появления у них еще одного бога – Аллаха – и навсегда сохранили в своем языке для них былое название. А вот для далеких соседей – русских – с самого начала образования Казанского царства не было никакого сомнения в том, что казанские татары – это те же, оставившие о себе у русских печальную память татаро-монголы.

В течение всей сравнительно короткой истории этого “ханства” продолжались непрерывные набеги “татар” на окраины Московского государства, причем первый хан Улу Магомет в этих набегах провел весь остаток жизни. Его набеги сопровождались опустошением края, грабежами мир­ного населения и угоном его в полон, т.е. происходило все в стиле татаро-монголов.

Итак, современные казанские татары произошли главным обра­зом из чувашского народа, причем татаризация чувашей происходила в течение продолжительного исторического периода. Прежде всего, предками татар следует считать ту часть чувашского народа, которая обитала на левом берегу Волги и первой подпала под власть татар из Золотой Орды, которых с собой привел хан Улу Магомет. Тогда находит себе оправдание также и точка зрения некоторых татарских историков о происхождении казанских татар от волжско-камских булгар, так как именно чуваши являются потомками этого древнего народа.

При попытках установить предков казанских татар, исследователи вопроса основательно ошибались всегда по следующим причинам:

1. Искали в далеком прошлом предков с характерными националь­ными особенностями современных казанских татар.

2. Не интересовались более глубоко ходом мусульманизации народ­ностей Поволжья в течение нескольких предыдущих столетий.

3. Не видели разницы между ассимиляцией, когда какая-либо народ­ность или этническая группа постепенно, иногда в течение ряда поколений, перенимает полностью характерные особенности другого народа, и татаризацией поволжских народностей, когда отдельные представители или группы последних сразу вместе с исламом перенимали полностью татарские образ жизни, язык, обычаи и прочее, отказавшись от своей национальности.

4. Не проявляли интереса к архивным документам и литературе, подтверждающим превращение большими массами поволжских народностей в казанских татар в еще сравнительно недавнее с исто­рической точки зрения время.

Выводы

1. Все рассмотренные здесь четыре теории о происхождении казанских татар от татаро-монголов, или от волжско-камских булгар, или от кипчакских племен, или, наконец, от народности, возникшей еще в домонгольский период в пределах Волжско-Камской Булгарии, в результате будто бы слияния разных тюркских племен кипчакской языковой группы являются несостоятельными и не выдерживают критики.

2. Казанские татары произошли от общих предков с другими поволжскими народностями, в основном с чувашами, а частично с марийцами, удмуртами и другими в результате мусульманизации этих народностей. Не исключается и участие русских “полонянни-ков” в этногенезе казанских татар.

3. Распространение ислама с татаризацией упомянутых народ­ностей происходило в сравнительно недавний исторический отрезок времени, начиная с создания Казанского ханства в 1438 году татарами-мусульманами, прибывшими из Золотой Орды и покорившими местные племена левобережья Волги вплоть до ХХ века. Конечный период этого процесса могли наблюдать отцы и деды современников.

4. Поволжские народности, а главным образом чуваши, являются по происхождению кровными братьями наших казанских татар, которые в этом смысле с другими тюркско-язычными народностями, например, Средней Азии, Кавказа, Сибири и прочих, ничего общего не имеют.

5. Местные тюркские племена с татарским или схожим с ним языком могут считаться предками казанских татар наравне с прочими лишь в той мере, в какой они принимали мусульманство, отказавшись в то же время от всего того, что до этого составляло их национальную особенность.

Горсточка сохранившихся до XX века некрещеных кряшен, о которых шла речь по другому случаю, видимо, могут дать представле­ние о том, какими указанные племена были до превращения в казан­ских татар в результате мусульманизации. Происхождение казанских татар: Материалы сессии Отделения истории и философии Академии наук СССР, организованной совместно с Институтом языка, литературы и истории Казанского филиала Академии наук СССР, 25-26 апреля 1946 года в г. Москве (по стенограмме). – Казань: Татгосиздат, 1948. – С. 118. Ученые записки Казанского педагогического ин-та. Вып. VIII, сб. I; Ханбиков Я.И. Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Галимджана Ибрагимова/ Я.И.Ханбиков. – С. 76, 91, 92.

Происхождение казанских татар: Материалы сессии Отделения истории и философии Академии наук СССР, организованной совместно с Институтом языка, литературы и истории Казанского филиала Академии наук СССР, 25-26 апреля 1946 года в г. Москве (по стенограмме). – Казань: Татгосиздат, 1948. – С. 119.

На происхождение от шумеров претендуют татары и чуваши. При этом народы опираются на сходство их языков с шумерским. Литературовед Олжас Сулейменов нашел 60 слов шумерского языка, которые схожи с тюркскими. Это основные слова, которые слегка варьируются в разных языках: ада – отец, ама – мать, ере – муж, ме – я, зе – ты, кир – земля, уд – огонь, удун – дерево, дингир – небо, тенгир – бог. Он считает, что шумерский и тюрский языки оказывали друг на друга влияние или имели общие корни. Возможно, народы жили рядом и могли смешиваться. Даже русский «богатырь» может иметь шумерские корни, ведь один из героев эпоса о Гильгамеше носит имя Бирхуртур. А имя Боходир и Боходур до сих пор носят многие узбеки и другие жители Азии.
В России проживает 5 310 649 татар, 1 435 872 чувашей, 289 862 узбеков.
В Среднюю Азию шумеры могли уходить от войн. В Туркменистане в советское время был найден ряд артефактов, идентичных шумерским, которые датируются IV веком до н.э.,. воинский шлем, найденный в Кара-Тепе повторяет шумерские шлемы ранней династии. Данные современных раскопов говорят о том, что в 2300-2250 годах до н.э. народы Месопотамии мигрировали в Туркмению и на территорию современного Синьцзяна (Китай), то есть территория Средней Азии подверглась серьезному влиянию шумеров.
А что говорят генетики? В их рядах нет единства. По гипотезе профессора Анатолия Клесова, шумеры - это народ, входящий в состав древних эрбов, обитавших в Прикаспийских степях 6 500 лет назад. Их потомки несут в генах гаплогруппу R1b или R1b1a2. Такие гаплогруппы встречаются у армян (до четверти населения), евреев, славян, арабов, жителей Средиземноморья и Западной Европы. Другие генетики считают, что эти гаплогруппы принадлежат не шумерам, а хурритам. А потомков шумер нужно вычислять по гаплогруппе J2, которая распространена среди арабов, ассирийцев, армян и некоторых народов Западной Европы.
Таким образом, сейчас в России живет 1182388 армян, 156 801 евреев и 111 016 896 русских - и все они потенциальные потомки шумеров.
Но ученые признаются, что исследования носят весьма неполный характер и дополнить их можно, лишь проведя масштабные исследования шумерских захоронений. А пока – шумеров можно искать другими способами. В том числе, сравнивая языки, культуры и артефакты. Исчезнуть они не могли, а значит, они живут среди нас.