Мой труд каждый день дома презентация. Внеклассное занятие "мой труд дома и в школе"

ТЕМА: «Как мы трудимся в школе и дома»
Цель: раскрыть значимость труда в жизни человека.
Задачи:
– углублять и расширять понятия «труд», «трудолюбие»;
– развивать творческое воображение, способность к самоанализу;
– воспитывать стремление быть трудолюбивыми, уважать труд других людей.

1. Круг радости
– Здравствуйте, ребята! Я предлагаю начать наш урок с замечательной, всем известной песенки про Антошку (сл. Энтина, муз. Шаинского).

Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку.

Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали.
Парам-пам-пам.
Парам-пам-пам.


Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.

Тили-тили, трали-вали,
Это, братцы, мне по силе,
Откажусь теперь едва ли.
Парам-пам-пам.

Беседа.
- Ребята, как вы думаете, почему Антошка не хочет копать картошку?
- Как называют человека, который не хочет и не любит трудиться?
- Какого человека можно назвать трудолюбивым?

Затем учитель вместе с детьми дает определение понятия «трудолюбие».

– Трудолюбие – это ценное качество человека, присущее тому, кто любит трудиться. Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательны и трудолюбивы.
Например, великий русский полководец Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд помог ему стать непобедимым.

Рассказ учителя.
(Изложение содержания сказки Ы. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка»).
Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец спросил сына:
– Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
– Он плетёт свою паутину.
– А вон муравей, видишь?
– Вижу, он бежит с крошкой во рту.
– Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
– Вверху летит ласточка и держит в клюве травку.
Тогда отец говорит сыну:
– Вот милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером.
Паук расставляет паутину, ловит в нее мух и комаров и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест её, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.
Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать.
· Подумайте, чему учит отец сына в этой сказке?
· Какой вывод каждый из вас сделал для себя?
· Какие слова в этой сказке вы считаете самыми важными?
(«Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать»).
Просмотр фрагмента мультфильма «Дудочка и кувшинчик» (по В. Катаеву)

Учитель, обобщая ответы детей, акцентирует внимание на том, что ни одно живое существо не обходится без труда. Трудится бобер, строя плотину, птички вьют гнезда, лисы, мыши, кроты роют себе норы. Даже росток, пробивающийся к свету – трудится. Много трудится и человек:
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
Трудимся и мы с вами.
– В чём заключается ваш труд?
Творческая деятельность.
Учитель предлагает детям нарисовать рисунки о том, как они трудяться.

Ю.П. Мориц «Трудолюбивая старушка»

Ленивая кошка
Не ловит мышей.
Ленивый мальчишка
Не моет ушей.
Ленивая мышка
Не выроет норку.
Ленивый мальчишка
Не любит уборку.
Ленивая мушка
Не хочет летать.
Ленивый мальчишка
Не хочет читать!
Что делать, скажите,
Добрейшей старушке,
Когда завелись
У старушки в избушке:
Ленивая кошка,
Ленивая мышка,
А также ленивая
Сонная мушка
И с ними в придачу
Ленивый мальчишка?
Старушка пошла на охоту –
За кошку!
Привыкла и ловит
Мышей понемножку.
За мышку под бревнами
Вырыла норку,
Мешочек пшена притащила
И корку.
Потом – за мальчишку! –
Затеяв уборку
И быстренько уши помыв
За мальчишку,
Старушка взяла
Интересную книжку,
Которую залпом прочла –
За мальчишку!
Теперь –
За ленивую, сонную мушку! –
Старушка расправила
Нежные крылья
И вдаль полетела
Проведать подружку!
Ах, завтра старушке
Придется опять
За мушку – летать,
За мальчишку – читать,
За кошку – мышей на охоте
Хватать,
За мышку – в норе
Под бревном хлопотать.
Как жили бы в этой
Ленивой избушке,
Не будь на земле
Неленивой старушки?

Классный час «Мой труд каждый день дома»

Лучшая форма наследства, оставляемая

Родителями своим детям, это не деньги, не

Вещи и даже не образование, а

Воспитание безграничного трудолюбия.

К.Д.Ушинский

Цель: на конкретных примерах показать детям важность и ценность их труда.

Этапы проведения.

  1. Вступительное слово.
  2. Анализ анкетирования.
  3. Анализ стихотворения Э.Успенского «Если был бы я девчонкой».
  4. Обобщение.

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово педагога.

Дом есть лицо хозяина! По дому судят о людях, которые живут в нем.

  1. Знакомство с темой классного часа.

Сегодня наш разговор будет о вашем труде дома.

У хороших хозяев теплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда хочется прийти, потому что в нем царит доброжелательная атмосфера. Наверное, всякий человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый. А что нужно для этого сделать?

А для этого нужно себя приучить к каждодневному труду по дому.

Какие обязанности по дому, как вы помогаете взрослым? (Ответы учащихся)

Все правильно, но давайте сформулируем в виде правил обязанности по дому: что должны уметь дети, чтобы их дом был красивым?

  1. Научить красиво застилать свою постель и делать это каждое утро.
  2. После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на свое место.
  3. Если насорил – собери мусор, вытри пыль.
  4. Следи за своими вещами, за чистотой обуви.
  5. Старайся не ждать, когда тебя попросят о помощи.
  6. Если видишь, что родители устали, будь к ним особенно внимательным, спроси, надо ли что-нибудь сделать.
  1. Анализ анкетирования .

Анкета 1.

Дома я:

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

Убираю свою постель.

Убираю свою комнату.

Мою посуду.

Хожу в магазин.

Стираю мелкие вещи.

Помогаю в уборке квартиры.

Ухаживаю за младшими.

Умею кое-что готовить.

Помогаю родителям по их просьбе во всех делах.

Помогаю родителям на даче.

Анкета 2.

С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?

Что тебе нравится больше всего из домашних дел?

Что тебе не нравится делать по дому?

Хвалят ли тебя за выполненную работу?

Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают?

Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?

Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями?

Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?

Как ты думаешь, домашняя работа – это трудная работа?

Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?

  1. Анализ стихотворения Э.Успенского:

ЕСЛИ БЫЛ БЫ Я ДЕВЧОНКОЙ

Если был бы я девчонкой, Сам начистил бы картошки,

Я бы время не терял! Все свои игрушки сам

Я б на улице не прыгал, Я б расставил по местам!

Я б рубашку постирал От чего ж я не девчонка?

Я бы вымыл в кухне пол, Я бы маме так помог!

Я бы в комнате подмел, Мама сразу бы сказала:

Перемыл бы чашки, ложки, Молодчина ты сынок.

Вопросы:

  1. Какие дела можно детям делать дома самим?
  2. Их могут делать только девочки или только мальчики?
  3. Что же мешает герою этого стихотворения помогать маме?
  4. Что бы вы ему посоветовали?
  5. Обобщение.

Трудовые умения, привычка трудиться, приобретенные дома и в классе, пригодятся и во взрослой жизни.

Памятка для учеников. Как развить в себе желание выполнять домашние дела.

  1. Внуши себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей.
  2. Приступая к делу, возьми себе в помощники песню. Если у тебя есть такая возможность, включи свои любимые мелодии. С ними работа идет веселее. Можешь даже мурлыкать себе под нос.
  3. Выполнив какую-то часть работы, оцени ее и похвали самого себя, полюбуйся плодами своих трудовых усилий.
  4. Если немного устал, потанцуй и чуть-чуть передохни.
  5. Закончив работу, еще раз посмотри, как у тебя все получилось, исправь огрехи, похвали себя за сделанное дело.
  6. Напиши родителям шутливую записку. Пусть тебе ответят, узнали они свою квартиру или нет.
  7. Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное – ты сумел преодолеть себя, свою лень, свое нежелание трудиться. Значит, ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя все всегда получиться!

Учеба – мой главный труд 1. Чтобы делу научиться, Надо много потрудиться. Нас всему научат в школе, А ученье – шутка, что ли? 2. Инженеры и ткачи, Космонавты и врачи. Все ходили так же в школу, Точно так, как мы сейчас. 3. Даже важный генерал Все со школы начинал. Правда, он тогда не знал, Что он будет генерал.




























Дорогие ребята! Чтобы хорошо учиться по всем этим предметам, вы должны: 1. Уметь хорошо организовать свою учебу 2. Установить свой личный режим работы на каждый день 3. Нужно вырабатывать в себе такие качества, как усидчивость на уроках, внимание, постоянно развивать свою память, тренировать ее, читать.


Первый совет тем, кто хочет развить свое внимание Вам не удается надолго сосредоточиться над чем-нибудь, вас отвлекает все, даже собственные мысли. Заставьте себя сосредоточиться, будьте настойчивы, и через некоторое время вам для того, чтобы сосредоточиться, придется прикладывать все меньше и меньше усилий. Тренируйте свое внимание!


Вы допускаете ошибки при письме, хотя и знаете все правила хорошо. Пишите больше, старайтесь внимательно контролировать себя. Вы делаете ошибки в вычислениях, хотя и можете правильно решать, упражняйтесь в счете, заставляйте себя при этом быть внимательным. Следует при этом ясно поставить цель, и если вы понимаете, для чего это нужно делать, если вы хотите ее быстрее достичь, то сможете себя заставить делать даже очень скучные дела.


Второй совет Приучайте себя работать в неблагоприятных условиях, не опускайте руки перед трудностями. И, наконец, внимание зависит от интереса, от того, как широк будет ваш кругозор, ваши интересы. Поэтому воспитывайте в себе широкие и устойчивые интересы. Удача сама не придет: ее работа за руку приведет. Труд на ноги ставит, а лень валит.


Формула учения Без внимания невозможен успех в умственной работе. Выберем самый скучный для нас урок и начнем экспериментировать. Приведем себя в боевое состояние внешне, т.е. сядем прямо, подберемся и, внутренне, настроимся слушать, убедим себя, что слушать сегодня необходимо. Постараемся не отвлекаться, будем следить за мыслью учителя. Дома, принимаясь за выполнение домашнего задания, соберем все силы на первые минуты работы – и вскоре появится необходимое внимание. Но помните: если вы отвлечетесь на что-нибудь хоть минутку, все придется начинать сначала.


Формула учения Приступая к занятиям, постараемся как можно яснее представить себе, зачем мы учим урок. Наконец, можно представить себе и самое простое, самое вероятное: завтра вас вызовут к доске. Начиная параграф, повторите предыдущий. Еще один опыт, для тех, у кого очень плохая память. Ее можно развить, заучивая наизусть большие стихотворения и страницы прозы.


Мудрые мысли «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто» К.Д.Ушинский


Мудрые мысли «Человек, ничего не знающий, может еще научиться: надо только зажечь в нем желание этого. Но тот, кто обладает ложным знанием и постепенно потерял свой ум, воображая, что совершенствует его, слишком дорого заплатил за свою глупость, чтобы когда-нибудь от нее отказаться.» К.Гельвеций


Все можно сделать, если поставить перед собой определенные цели на месяц, учебную четверть, весь год. Но для этого нужно составить свой режим дня и выполнять его. Чтобы никто не заставлял тебя учить уроки: ни родители – дома, ни в школе – учителя, а чтобы это было твоей потребностью, твоей целью в жизни.


Ведут часы секундам счет, Ведут минутам счет, Часы того не подведут, Кто время бережет. Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по десять раз. С часами дружба хороша! Работай, отдыхай, Уроки делай не спеша И книг не забывай! Чтоб вечером, ложась в кровать, Когда наступит срок, Ты мог уверенно сказать: - Хороший был денек!




Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: формировать представление учащихся о разнообразии профессий, углубить знания о том, что люди должны делать и знать, чтобы научиться определённой профессии, чем отличается та или иная работа от других, обогатить речь детей профессиональной лексикой, воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям труда,

Оборудование: выставка фотографий “Каким делом заняты ваши родители”; плакат с пословицами: “Белые руки чужие труды любят”, “Дело и учит, и мучит, и кормит”; карточки-задания; предметные карточки с изображением инструментов, механизмов, относящихся к какой-либо профессии; предметы и инвентарь трудовой и профессиональной деятельности - письма, лекарства, термометр, краски, кисти, фотоаппарат, сочинения детей, благодарственные письма и сувениры для родителей и гостей, презентация.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя.

У каждого в жизни своя забота:
Чтоб всегда любимая была работа,
Кто из вас смекалкою обладает,
Пусть загадку хитрую отгадает.
Ответ услышать буду рада,
Только говорите дружно, складно.
Чтоб заиграл красиво музыкант,
Проявить ему нужно... (талант).
Чтоб сшить модные брюки,
Нужны портному умелые... (руки).
Чтоб шофёру автобусом управлять,
Нужно правила... (соблюдать).
Вижу, что знаете вы, друзья,
Трудом гордится... (Земля).
Ребёнку и взрослому нужен... (труд),
Умение, терпение всё... (перетрут).

Ребята, вы, конечно же, догадались, чему посвящается наше сегодняшнее занятие. Прочтите все вместе тему классного часа выразительно, с таким отношением, которое мы испытываем к этим словам. Мне очень хочется, чтобы вы, не стесняясь и не смущаясь, порассуждали о различных профессиях, о том, что должны делать и знать люди, чтобы научиться определённой профессии. Я надеюсь на ваше активное участие, любознательность, инициативность, смекалку, сообразительность, творческое расположение. Согласны? Готовы? Слайд 1.

II. Игра “Ищи Петину ошибку! ”

Учитель. - Сначала хочу проверить: действительно ли вы разбираетесь в профессиях и можете безошибочно указать, что входит в обязанности человека определённой профессии?

Некоторые ребята подготовили чтение стихотворения по ролям. Послушайте внимательно: всё ли в нём правильно, нет ли какой путаницы?

Путаница о профессиях (Дети читают по ролям).

Наш знакомый мальчик Петя
Неплохой парнишка, но...
Говорит, что все на свете
Знает он давным-давно.
Как-то собрались ребята
Во дворе у нас гурьбой.
Санитар, - спросила Ната, -
Это кто еще такой?
А связист? - спросил Сережа,-
Слесарь кто - не знаю тоже...
Погодите, - крикнул Вова, -
Спросим Петю Иванова.
Петя так сказал: - Друзья! Вам на всё отвечу я.
Все профессии я знаю.
Так! Внимание! Объясняю! Слайд 2.
Санитар - на санках мчится,
Ничего с ним не случится.
Он ведь мастер в санном спорте,
Тут со мною вы не спорьте. Слайд 3.
По горам, по перевалам
Всё идет горняк усталый.
Он к горам давно привык.
Покорит он горный пик. Слайд 4.
Под морзянки бодрый свист
Свитер свяжет вам связист :
Он в вязании на спицах
Лучший наш специалист! Слайд 5.
Собирает банщик банки,
А потом хранит в Сбербанке.
Очень ими дорожит.
Банк с ружьем он сторожит. Слайд 6.
Мельник стены белит мелом
И рисует между делом –
На асфальте мелом тоже,
Всем портреты. Так похожи! Слайд 7.
В офисе официант
Всем покажет свой талант:
Вмиг бумаги разнесет,
К телефону позовет. Слайд 8.
Вот в машину машинист
Вновь закладывает лист.
Тук-тук-тук! Помчались строчки
От начала и до точки. Слайд 9.
Операция идет:
Кровельщик здесь кровь сдает.
Кровь вливается больному...
Он уже здоров - и дома. Слайд 10.
А печник печет печенье,
Очень вкусное, с вареньем!
Может булочку испечь.
Ах, была бы только печь!

Дорогие наши дети!
Что здесь перепутал Петя?
Он ошибок мно – о - го сделал!
Почему же? В чем тут дело?
Помогите поскорее
Разобраться, что к чему.
Если Петя подоспеет,
Объясните и ему.
(В.В. Агафонов, О.Л. Соболева)

Кто нашел ошибки Пети?

В чем он ошибся?

Каким делом в действительности занимаются люди этих профессий?

Давайте, исправим путаницу и неурядицу в ситуациях.

Я буду называть предмет, а вы - профессию или дело, работу.

(Показываю написанные названия профессий, а дети рассказывают, чем занимается тот или другой человек данной профессии). Слайд 11.

Санитар - работа по оказанию помощи больным.

Горы - альпинист.

Горняк - добывает руду.

Морзянка - радист.

Связист - на телефонной станции.

Спицы - вязальщик.

Клады - кладоискатель.

Склад - кладовщик.

Банкир - в Сбербанке.

Охранник - сторожит.

Мельник - мелет муку.

Маляр - красит, белит.

Художник - рисует.

Официант - в кафе, ресторане обслуживает.

Секретарь - в офисе.

Машинистка (секретарь) - печатная машинка.

Машинист - управляет тепловозом.

Кровельщик - кроет крыши.

Донор - сдаёт кровь для больного.

Печник - делает печки.

Кондитер, пекарь, повар - печенье, булочки, варенье.

III. Беседа “Что мы знаем о профессиях? ”

Как вы думаете, ребята, какая из этих профессий древнее, существует с давних пор?

А какая из них появилась совсем недавно? Их можно назвать “молодыми”?

Что необходимо человеку, чтобы получить нужную ему профессию?

Что было, если бы люди не обучались профессиональным навыкам?

(Показываю сюжетные картинки с изображениями различных профессий и выполнением разных видов работ).

Что создают рабочие на заводе?

Что делает гончар?

Чем занимаются рыбаки?

А что делают врачи, учителя, артисты?

Чем отличается работа космонавта от труда рабочего на заводе?

Кто такие секретари-референты, юристы, банкиры, бухгалтеры, программисты?

Какие качества необходимы людям этих профессий?

IV. Развлекательно - игровые минутки для дела, ради шутки.

Игра “Что кому нужно”.

Цель: упражнять детей в классификации предметов по признаку их необходимости людям отдельной профессии, воспитывать уважение к людям труда.

Игровое задание. Называю профессию человека, а дети говорят, что ему нужно для работы. Например, сапожнику - гвозди, молоток, кожа, сапоги, машинка, лапа, нож, клей, нитки; швее - игла, нитки, машинка, ткань, отделочные материалы, пуговицы, замок, оверлок и др.

Побеждает тот, кто назовет быстрее и больше предметов.

Игра "Кто больше назовет действий?”.

Цель: расширять представления детей о профессиях, активизировать словарный запас.

Игровое задание.

А теперь я называю профессию (врач, шофер, повар, и др.), а вы назовите действия человека этой профессии. Например, врач осматривает больных, выслушивает, даёт лекарство, делает уколы, операции. Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

Оборудование: карточки с изображением людей разных профессий.

V. Исполнение песенных куплетов на мотив песни “Ой, полным - полна коробушка”.

Ой, полным - полна коробушка -
В ней профессий не сосчитать!
Покупайте, добры молодцы,
Можно цену набавлять.
Мы девчата-референты,
Хороши, как на подбор.
Вмиг оформим документы,
По-английски разговор.
Мы компьютер знаем прочно,
Дела в порядок приведем,
Выполним работу срочно,
Если надо, и споем.

Мальчики.

Специалисты нам такие
Просто позарез нужны.
Умные и молодые
В любой фирме так важны!
Мы юристы-правоведы,
Консультации дадим.
Пусть минуют фирму беды –
За этим мы уж проследим!
Мы банкиры и бухгалтеры,
Все расчеты проведём.
Знаем деньгам цену, бартеру,
От инфляции спасем.
(Поют все, обращаясь к учителю.)
Знанья нам нужны немалые,
Не торгуйся, не скупись!
Все хотим стать мастерами мы!

Учитель. Тогда за дело, не ленись!

Ребята, к нам пришёл в гости Загадалкин.

(Выходит ученик, исполняющий роль гостя Загадалкина. Её исполняет ученик 6 класса).

Загадалкин. Знаю, что в вашем классе, без сомненья, есть хорошие обычаи и увлеченья: умельцы трудиться, в игры играть, со смекалкой загадки загадать. Умеете вы веселиться? Хочется мне у вас поселиться!

Учитель. Прошу, Загадалкин, проверь ребят: как они знают профессий отряд!

Загадалкин. Согласен! Для задания вам - вот о профессиях кроссворд!

Кроссворд “Профессии”:

Слайды 12 - 19.

1
ф
2 п о ж а р н ы й
т
3 д о к т о р
5 г
4 п о в а р
о а
д
и
6 у ч и т е л ь
е
7 м а л я р
ь

Наведем стеклянный глаз,
щелкнет раз - и помним вас.

С огнем бороться мы должны
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?

Кто в дни болезней
Всех полезней,
И лечит нас от всех болезней?

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?

Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота
Всех отвозить утром на работу.

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.

VI. Творческая работа.

Вручение родителям подарков, заранее приготовленных детьми и благодарственных писем родителям, которые активно помогали учителю в приготовлении классного часа.

VII. Итог классного часа.

Скажите, пожалуйста, кем бы вы хотели стать? Почему?

(Ответы детей. Дети, кто хочет, зачитывают свои мини-сочинения “Когда я вырасту, я хочу стать...”)

Кем бы вы в жизни не захотели стать, вам надо много трудиться. Можете ли вы сейчас объяснить смысл пословиц?

Наш классный час подошёл к концу. Благодарим ваших родителей за труд, за помощь в проведении мероприятия.

Слушайте, смотрите, мотайте на ус -
Выбирайте работу по душе на любой вкус!
Да нельзя, конечно, сразу
Стать пилотом и врачом,
Скалолазом,
Знаменитым скрипачом.
Стать полярником отважным,
К дальним звёздам улетать.
Самым лучшим,
Самым нужным,
Самым важным сразу стать.
Да, нельзя...
Но можно сразу
И учиться
И мечтать!
Каждый может выбрать дело,
Чтоб оно в руках кипело.
Мы будем учиться,
Мы будем трудиться,
Чтоб Родина нами
Могла бы гордиться!

ТЕМА: «КАК МЫ ТРУДИМСЯ В ШКОЛЕ И ДОМА»

Цель: раскрыть значимость труда в жизни человека .

Задачи:

– углублять и расширять понятия «труд», «трудолюбие»;

– развивать творческое воображение, способность к самоанализу;

– воспитывать стремление быть трудолюбивыми, уважать труд других людей.

1. Круг радости

– Здравствуйте, ребята! Я предлагаю начать наш урок с замечательной, всем известной песенки про Антошку (сл. Энтина, муз. Шаинского).

Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку.

Тили-тили, трали-вали,

Это мы не проходили,

Это нам не задавали.

Парам-пам-пам.

Парам-пам-пам.

Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.

Тили-тили, трали-вали,

Это, братцы, мне по силе,

Откажусь теперь едва ли.

Парам-пам-пам.

Беседа.

Ребята, как вы думаете, почему Антошка не хочет копать картошку?

Как называют человека, который не хочет и не любит трудиться?

Какого человека можно назвать трудолюбивым?

Затем учитель вместе с детьми дает определение понятия «трудолюбие».

– Трудолюбие – это ценное качество человека, присущее тому, кто любит трудиться. Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательны и трудолюбивы.

Например, великий русский полководец Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд помог ему стать непобедимым.

Рассказ учителя.

(Изложение содержания сказки Ы. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка» ) .

Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец спросил сына:

– Видишь, вон ползет паук. Что он делает?

– Он плетёт свою паутину.

– А вон муравей, видишь?

– Вижу, он бежит с крошкой во рту.

– Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?

– Вверху летит ласточка и держит в клюве травку.

Тогда отец говорит сыну:

– Вот милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером.

Паук расставляет паутину, ловит в нее мух и комаров и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест её, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.

Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать.

· Подумайте, чему учит отец сына в этой сказке?

· Какой вывод каждый из вас сделал для себя?

· Какие слова в этой сказке вы считаете самыми важными?

(«Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать»).

Просмотр фрагмента мультфильма «Дудочка и кувшинчик» (по В. Катаеву)

Учитель, обобщая ответы детей, акцентирует внимание на том, что ни одно живое существо не обходится без труда. Трудится бобер, строя плотину, птички вьют гнезда, лисы, мыши, кроты роют себе норы. Даже росток, пробивающийся к свету – трудится. Много трудится и человек:

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба.

Трудимся и мы с вами.

– В чём заключается ваш труд?

Творческая деятельность.

Учитель предлагает детям нарисовать рисунки о том, как они трудяться.

Ю.П. Мориц « Трудолюбивая старушка»

Ленивая кошка

Не ловит мышей.

Ленивый мальчишка

Не моет ушей.

Ленивая мышка

Не выроет норку.

Ленивый мальчишка

Не любит уборку.

Ленивая мушка

Не хочет летать.

Ленивый мальчишка

Что делать, скажите,

Добрейшей старушке,

Когда завелись

У старушки в избушке:

Ленивая кошка,

Ленивая мышка,

А также ленивая

Сонная мушка

И с ними в придачу

Ленивый мальчишка?

Старушка пошла на охоту –

За кошку!

Привыкла и ловит

Мышей понемножку.

За мышку под бревнами

Вырыла норку,

Мешочек пшена притащила

И корку.

Потом – за мальчишку! –

Затеяв уборку

И быстренько уши помыв

За мальчишку,

Старушка взяла

Интересную книжку,

Которую залпом прочла –

За мальчишку!

Теперь –

За ленивую, сонную мушку! –

Старушка расправила

Нежные крылья

И вдаль полетела

Проведать подружку!

Ах, завтра старушке

Придется опять

За мушку – летать,

За кошку – мышей на охоте

Хватать,

За мышку – в норе

Под бревном хлопотать.

Как жили бы в этой

Ленивой избушке,

Не будь на земле

Неленивой старушки?

· Как вы думаете, как жили бы в этой избушке без неленивой старушки?

· Как бы вы поступили на месте этой старушки?