Можно ли расширить боковое зрение. Упражнения для расширения диапазона периферического зрения по методу фельденкрайза

Скорее всего, прочитав заголовок этой статьи, многие с недоумением подумают: «А зачем вообще это нужно?». И это вполне справедливый вопрос, ведь кому какое дело до того, что творится за полем его зрения? А даже если дело и есть, то ничто не мешает просто повернуть голову и посмотреть. Проясним же, что оно из себя представляет, и какие преимущества получает человек с развитым периферическим зрением.

Периферическим зрением называется та область картинки, которую мы видим благодаря нашим глазам, и которая находится по краям поля обзора. Как правило, видимость в этой области тем менее чёткая, чем дальше она от центральной точки фокусировки взгляда. Причём это не природная функция глаз! Мы создаём и закрепляем свою функциональную точку обзора самостоятельно, в течение всей жизни и важно не столько постоянно видеть всё, что дают нам глаза, сколько умение контролировать эту их функцию.

Мало кому известно, что именно таким способом наше сознание разграничивает для себя сферу приоритетов. Взгляните на какую-нибудь область и отметьте, сколько информации вы получили за секунду обо всех объектах, которые увидели. А теперь представьте, какова будет нагрузка на подсознание и сознание, если считываться будут вообще все находящиеся в области фактического видения объекты. Таким образом, периферическое зрение играет также роль защитного механизма.

Плюсы периферического зрения:

Рассмотрим, что вы приобретёте, развивая свою функциональную область зрения. Прежде всего, у вас появится умение быстрее и в большем объёме воспринимать информацию. Помимо этого, умение видеть периферию может очень часто пригодиться вам в жизни, дабы внимательно наблюдать за чем-то или кем-то для вас интересным. И это уже не говоря о том, что в экстремальной ситуации оно может спасти вам жизнь, ведь умение вовремя увидеть опасность, залог того, что вы сможете успешно её избежать. Эти и многие другие плюсы вы откроете для себя, развивая и совершенствуя один из самых важных данных вам от рождения органов чувств – глаза.

Упражнения для развития переферического зрения

Упражнение №1

Это простое упражнение и рассчитано на тех, кто только-только начинает проникаться идеей и готов экспериментировать. Сядьте поудобнее и положите ладонь себе на нос, закрыв центральную область обзора. При желании можно сделать себе специальную маску из подручных средств. В таком состоянии попробуйте прожить хотя бы час, и вы увидите, что даже против вашей воли вы начинаете чётче различать те объекты, которые обычно находились в слепой зоне вашего зрения. Упражнение следует выполнять в течение одного часа, разбив его на сектора по 20 минут. Первый сектор времени вы ходите, едите, читаете в специальной маске, второй – без неё, третий – снова в маске. Таким образом, вы как бы приучаете свой организм активнее реагировать на ваше желание перестроить функции зрения.

Упражнение №2

Существуют специальные таблицы для развития периферического зрения, иначе называемые таблицами Шульте. Весь их смысл заключён в простой и гениальной идее заставить вас фокусировать взгляд не по центральной точке визуального экрана, как в игре от первого лица, а осознанно, как бы перемещая курсор по всей области поля. Эти таблицы бывают разной сложности, начиная с девяти ячеек. В этих ячейках в произвольном порядке записаны цифры от 1 до 9. Ваша задача состоит в том, чтоб глядя на красную точку в центральной ячейке сосчитать все цифры по порядку. Как только у вас начнёт хорошо это получаться, переходите к следующей сложности из 25 и более ячеек соответственно.

Существует одна простая хитрость, благодаря которой вы сможете более форсировано развивать поле своего зрения, и эта хитрость заключается в соревновательной игре. Установите себе таймер на определённый отрезок времени (лучше всего установить свой личный рекорд и постепенно бить его) и попытаться преодолеть этот временной рубеж. Конечно, такой способ более эффективен для тренировках в паре, но даже выполняя это упражнение в одиночестве вы сможете в разы ускорить свой прогресс.

И напоследок хочется дать несколько простых советов тем, кто очарован идеей саморазвития. Прежде всего, не стоит пытаться достичь всего и сразу. Оттачивайте один навык в одном упражнении до совершенства и только потом беритесь за что-то новое. Как однажды сказал Брюс Ли, что боится не того бойца, который оттачивает десять тысяч ударов, а того, который отрабатывает один единственный удар десять тысяч раз! Нет предела совершенствованию, но во всём важно знать меру и не впадать в крайности, только тогда вы достигните внушительных результатов!

Еще статьи:

Функционирование зрительной системы человека определяется деятельностью двух видов фоторецепторов - палочек и колбочек. Она устроена так, что в «обычном режиме» (без концентрации взгляда в определенном месте) сектор обзора измеряется примерной цифрой в 120. Этот сектор просматривается в общих деталях, без подробностей (например, вы смотрите на парковый ландшафт, видите скамейки, деревья, но не различаете их породы). Но стоит присмотреться к одному из деревьев, чтобы узнать в нем, к примеру, дуб, как все остальные детали выпадают из сектора обзора. Так работает центральное зрение, за работу которого в сложной системе глаза отвечают колбочки.

Центральное зрение позволяет определить следующие функции предмета:

  • форма;
  • цвет;
  • размер;
  • яркость.

Все то, что выпадает из поля зрения при концентрации на предмете, но обозримо в общем режиме - результат работы второго вида фоторецепторов, палочек. Его принято называть периферическим зрением. Оба этих вида - центральное и периферическое вместе формируют процесс психофизиологической обработки предметов, окружающих нас и, взаимодействуя, обеспечивают получение основной информации о них - размеры, формы, расположение предметов относительно друг друга и т.д.

Зачем нужно расширять поле зрения?

Периферическое зрение не позволяет определять точные формы и оттенки предметов - человек видит все в общих чертах. Чем дальше предметы из поля обзора находятся от точки, в которой фокусируется взгляд (в нашем примере это дуб), тем размытее их границы. Таким образом зрительная система формирует приоритетную точку обзора. В мозг в первую очередь поступает информация именно о тех предметах, которые находятся в этой точке и ближе всего к ней. Если бы мозг в одинаковой степени «считывал» информацию о всех объектах, присутствующих в поле зрения, это дало бы слишком большую нагрузку на сознание и подсознание.

Поле обзора периферического зрения и его качество - величины изменяющиеся. Их можно значительно повысить, если целенаправленно тренировать периферическое зрение. Выгоды, которое дает его развитие, неоспоримы. «Прокачка» периферического зрения позволяет расширить рамки обзора, что влияет на объем информации, поступающей в мозг за одну фиксацию взгляда.

В первую очередь она будет полезна школьникам, студентам, и всем, кто по роду деятельности имеет дело с текстовой подачей информации. Давно сформировалась т.н. методика скорочтения - значительное повышение объемов обработки текстов при использовании специальных методов восприятия информации. Овладевший скорочтением человек способен читать и, что немаловажно, усваивать, до 500 слов в минуту (скорость чтения среднестатистического человека составляет максимум 180 слов). Суть методики заключается в уменьшении количества фиксаций («захватов» взглядов на одной строке текста). Не натренированный в скорочтении человек видит и воспринимает только те слова, которые находятся в середине строки. Остальные находятся в «темной зоне», и для их восприятия нужен очередной «захват». Скорочтение же позволяет свести количество захватов до минимума - фокусируя внимание на центре строки, читатель видит и воспринимает все слова в ней.

Развитое периферическое зрение может сослужить хорошую службу и вне области текстов, позволяя лучше ориентироваться в окружающем пространстве. Так, у шаолиньских мастеров боевых искусств оно отточено до максимума.

Тибетская методика развития периферического зрения

Другие названия этой методики - астральная и «метод ясного зрения». С помощью элементарных упражнений, которые легко выполнять и дома, и на работе, можно добиться значительных успехов в развитии периферического зрения. Результат можно оцентить уже после месяца регулярных тренировок. Главный инструмент тибетской методики яснозрения - обычный карандаш. Схема тренировки остается неизменной, остается лишь наблюдать, насколько четче и острее становится боковое зрение.

  1. Возьмите в каждую руку по карандашу, и, держа их вертикально, сложите вместе. Карандаши должны находиться на уровне глаз на расстоянии в 30 см от лица. Сконцентрируйте взгляд на каком-либо предмете позади их. Карандаши должны находится на периферии обзора и в начале тренировок их контуры будут расплывчатыми.
  2. Медленно отодвиньте карандаши друг от друга, разводя руки в стороны на том же уровне. Увеличивайте расстояние до тех пор, пока карандаши не окажутся по правую и левую границу поля зрения.
  3. Снова медленно сведите руки, пока карандаши не окажутся в исходной позиции. Не стремитесь сделать это быстрее, неторопливость - залог эффективности именно этой тренировки. При всех манипуляциях продолжайте смотреть на тот же предмет, что и в начале упражнения, очень важно не переводить фокус на карандаши или руки. Повторите сведение-разведение не менее 10 раз.
  4. Верните карандаши в исходную позицию. Медленно опускайте одну руку с карандашом вниз, а вторую поднимайте вверх, пока они не достигнут верхней и нижней границы сектора обозрения. Зрение, как и в предыдущем случае, фокусируется на предмете вдали. Повторите не менее 10 раз.
  5. Из исходной позиции двигайте правую руку с карандашом по диагонали вверх, левую - вниз до тех пор, пока они не достигнут границ обзора. После 10 повторов смените направление - левая рука двигается вверх, правая вниз.
  6. Последнее упражнение - верните карандаши в исходную позицию и, не передвигая их, мысленно заключите их в окружность. Очертите взглядом эту воображаемую окружность сначала по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Повторять не менее 10 раз. Помним, что взгляд не должен фокусироваться на карандашах!

В комплексе эти упражнения позволяют тренировать периферическое зрение по всем направлениям. В начале тренировок очертания карандашей будут размытыми, но с каждым днем вы будете видеть их все четче и четче.

Еще один простой и эффективный способ повысить остроту бокового зрения, подаренный тибетцами - т.н. тибетский графический символ. Можно тренироваться, созерцая данный символ на экране компьютера, но проще распечатать его в хорошем разрешении.

  1. Исходное положение - сесть на стул, спина прямая, мышцы спины расслаблены. Символ находится на расстоянии 15 см на уровне глаз.
  2. Сложите ладони вместе в форме чаши и мягко положите на область вокруг глаз, не касаясь глазных яблок, на 60 секунд. Затем уберите руки от глаз.
  3. Глядя на символ, совершайте круговые движения глазами, заключая его в окружность ЗА отмеченными на рисунке точками. Рисуйте окружность сначала по часовой стрелке в течение 30 секунд, затем против часовой стрелки в течение того же времени.
  4. Визуально наложите на символ циферблат часов (точки должны встать на местах цифр 12, 2, 4, 6,8 и 10). Перемещайте взгляд по диагонали с точками «2» на «8» в течение 30 секунд, затем повторите то же самое с точками «4» и «10».
  5. Поморгайте несколько раз и накройте глаза ладонями. Тренировка с символом завершена.

Если вы носите , во время тренировок периферийного зрения их необходимо снимать. Регулярное использование вышеописанных тибетских методик позволяет добиться не только значительного повышения остроты зрения, но и основательно укрепить мышцы глаза.

Волшебные таблицы Шульте

В настоящее время самой популярной методикой развития периферического зрения считается работа с таблицами Шульте. Их применяли для обучения скорочтению десятилетия назад, однако до сих пор альтернатива по эффективности этой простой методике не найдена.

Стандартная таблица Шульте представляет собой квадрат, разделенный на ячейки 5х5, в которых в хаотичной последовательности заключены числа от 1 до 25. Суть работы с ней - найти все числа в нужной последовательности как можно быстрее. Акцент в выполнении данного упражнения заключается именно во времени, которое затрачивается на поиск чисел - по мере развития периферического зрения оно сокращается. Если в начале работы с таблицами Шульте взгляд фокусируется на каждой из 25 цифр, то по мере продвижения точка фиксации взгляда находится в центре таблицы, остальные цифры легко определяются периферическим зрением. Горизонтальные и вертикальные движения глазами практически отсутствуют.

Особенности правильной работы с таблицами

  1. Упражнения лучше выполнять в сидячем положении, в хорошо освещенном помещении. Оптимальное расстояние, на котором размещена таблица - 45-50 см.
  2. Избегайте артикуляции (найденные числа нужно отмечать в уме, не проговаривая их вслух и даже не шевеля губами). Взгляд должен быть единственным способом фиксации цифр в таблице. Поначалу это может казаться сложновыполнимой задачей, однако уже после небольшого опыта работы с таблицами Шульте вы сможете легко обходиться без артикуляции.
  3. Систематичность - залог успеха. Ощутимый результат дают регулярные тренировки частотой минимум 3 раза в неделю (в начале работы можно выполнять упражнения ежедневно). Тренировке с таблицами нужно уделять не менее 20-30 минут - от одного «прохождения» таблички особого эффекта не будет. Перенапрягаться тоже не стоит - если вы чувствуете, что во время тренировки глаза начинают болеть, слезиться, ее лучше отложить на несколько часов или на другой день.
  4. Так же, как и с тибетским графическим символом, с таблицами Шульте можно упражняться непосредственно на экране компьютера. Существуют специальные онлайн программы, позволяющие генерировать такие таблицы в неограниченном количестве.

В классической таблице Шульте 25 ячеек с цифрами, расположенные на белом фоне. Но есть и другие разновидности этого простого зрительного тренажера, предназначенные для тех, кто достиг определенных успехов в работе с классической таблицей:

  • сетки Шульте 10х10 (цифры от 1 до 100);
  • разноцветные таблицы (ячейки окрашены в разные цвета);
  • буквенные матрицы (вместо цифр в таблице нужно искать буквы русского, английского, латинского и т.д. алфавитов).

Существуют также таблицы Шульте, адаптированные для развития скорочтения у детей. Принцип работы с ними точно такой же, как и с классическими, но они содержат всего 9 ячеек.

Видео -

Другие методы тренировки периферического зрения

Весь окружающий мир, по сути, является большим тренажером для тренировки бокового зрения. Выполнять несложные упражнения можно даже находясь в дороге: старайтесь читать вывески, дорожные знаки и т.п. боковым зрением, не фокусируя на них взгляд.

Еще одно простое и результативное упражнение - наблюдая с определенного расстояния за толпой людей, пытайтесь периферическим зрением следить за движениями каждого из них.

Упражнение для пассажиров (выполнять его целесообразно, когда вы путешествуете на переднем пассажирском сиденье авто, при этом машина движется по прямой). Сфокусируйте взгляд на любом объекте, расположенном на значительном расстоянии (дерево, здание и т.п.). Как только концентрация взгляда станет достаточной, чтобы различить детали, сразу переведите взгляд влево, на другой объект и фокусируйтесь уже на нем. На некоторое время фокус взгляда раздваивается - вы продолжаете четко видеть и первый, и второй объекты.

Главным плюсом любых способов тренировки периферического зрения, будь то тибетская методика, таблицы Шульте или другие является то, что они работают безотказно - прогресс будет в любом случае. Важно только соблюдать систематичность тренировок и не прерывать их после нескольких занятий, даже если они кажутся легкими и скучными.

Сегодня рассмотрим третье – поле зрения.

Посмотрим на движение глаза по строке при обычном чтении.

Движение – фиксация – движение.

Несколько важных моментов:

1. Мы можем видеть только тогда, когда глаза неподвижны. Когда они движутся, мы не воспринимаем входящую информацию. Это как фотоаппарат – фиксация информации только в момент нажатия.

2. Мы воспринимаем текст только в пределах поля зрения.

3. Глаза не отвечают за распознавание информации. Информацию мы воспринимаем исключительно благодаря нашей способности мыслить. Глаза здесь не при чем.

Физиологический процесс такой: глаз запечатлел, то, что попало в поле зрения — преобразовал в электрический импульс – передал импульс в мозг – мозг обработал сигнал.

Движения глаз при чтении

Информацию о характере движения глаз при чтении ученые получили после проведения экспериментов с аппаратом, записывающим движение глаз.

На следующем рисунке показано движения глаз при чтении 6 строк. Малые точки – это отметки времени 6,8 мс, большие точки – фиксации.

После осуществления скачка глаз переходит в состояние фиксации, в процессе которой происходит собственно восприятие предмета. В этом состоянии глаз находится 90 - 95% всего времени наблюдения.

Фиксация — неподвижное состояние глаз, во время которой происходит распознавание слов.

«Глаза делают остановки в самых разных частях текста. Точный механизм этого учеными до сих пор не выяснен. Глаза могут остановиться и не на конкретном слове, а между словами. Однако мы этого не осознаем. С нашей субъективной точки зрения мы воспринимаем непрерывный текст. На самом деле мозг получает информацию небольшими кусочками, но затем складывает ее воедино ». И. Головлева. «Учимся читать быстро».

Эксперименты показали, что читатель совершает 10-15 фиксаций на строке, перемещая глаза скачками, а затем переходит на следующую строку. В среднем глаза останавливаются на фиксацию на ¼ секунды.

Вот как будет выглядеть движение глаза при чтении текста «садовник встретил дочку кухарки, которая пошла в школу».

С повышением наших читательских навыков сокращается число фиксаций и регрессий, что наглядно видно в следующей таблице.

Динамика количества фиксаций и регрессий (из книги О.А.Кузнецова и Л.Н. Хромова «Техника быстрого чтения» ).

Длительность же фиксаций с некоторого момента обучения, держится на уровне 0,24 сек. Другие опыты показывают, что эта длительность слабо меняется вне зависимости от навыка чтения.

Микродвижения и фиксации – это природа нашего зрения, поэтому изменить этот механизм невозможно. Но... можно его оптимизировать, сократив число фиксаций.

Так может выглядеть в динамике процесс обучения навыкам скорочтения.

Важный вывод: чем меньше остановок – тем выше скорость чтения.

Области зрения при чтении

При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане.

При чтении мы можем распознавать в среднем 4-5 букв слева от точки фиксации и 8-11 справа при обычных размерах шрифта.

Различные физиологические зоны зрения показаны на рисунке ниже.

Физиологические зоны изменить мы не в состоянии (у каждого человека это постоянная величина), но более эффективно использовать периферическое зрение возможно.

Этим самым мы увеличим широту поля зрения.

Что это означает – расширится объем воспринимаемой информации за одну фиксацию, за счет периферического зрения и повысится способность угадывать содержание информации по расплывчатым формам.

Определимся с некоторыми понятиями.

Поле зрения — это широта охвата информации за одну фиксацию глаза.

Горизонтальное поле чтения – отрезок строки, воспринимаемый за одну фиксацию.

Вертикальное поле чтения – отрезок текста, воспринимаемый за одну фиксацию.

На практике поле зрения по вертикали составляет от половины до 2/3 расстояния по горизонтали. Определено, что за один взгляд мы можем увидеть от одной до пяти строк . Отсюда вертикальное чтение вполне возможно.

Овладевшие навыками быстрого чтения, почти не передвигают глаза по горизонтали слева направо. Их глаза двигаются в основном зигзагообразно по вертикали сверху вниз. О способах движения глаз мы поговорим в следующей статье.

Упражнения для расширения поля зрения

Тренировки, направленная на увеличение поля зрения включают упражнения с таблицами Шульте, с пирамидами цифр и др.

В этой статье я подробно не останавливаюсь на упражнениях, при желании их легко можно найти в любой литературе по скорочтению. Остановлюсь лучше на более важных моментах — принципах.

Упражнения принесут больше пользы, если понимаешь – на что они направлены. Ведь тренировка с таблицами и пирамидами – это не самоцель. Цель – помочь мозгу изменить программу восприятия текста, так чтобы в единицу времени принималось наибольшее количество именно смысловой информации.

Ведь само по себе расширение поля зрения может и не повлиять на скорость чтения, даже если мы и будем видеть намного больше слов за одну фиксацию. Здесь важна психологическая сторона.

Все эти тренировки носят чисто психологический характер. Поскольку при этом не меняется сама природа работы глаз, не повышается эффективность зрения, но обостряется и ускоряется умственная реакция на визуальное изображение.

Чтение, как синтез физической и умственной деятельности

Будем помнить, что чтение – это психофизиологический акт – синтез физической и умственной деятельности. Здесь важна работа и глаза, и мозга. Расширения поля зрения можно добиться только объединив усилия глаза и мозга. Именно мозг обязывает глаза видеть шире и больше.

Возможности мозга превышают возможности глаз при чтении, он может обработать 10 в 15 степени операций в секунду. Такое количество информации не поступает в мозг даже при самой высокой скорости чтения. Поэтому важно, чтобы глаз фиксировал только содержательную информацию.

Мы знаем, что многие тексты избыточны . Есть слова, передающие основной смысл, но есть и слова, использующиеся в конструктивно-стилистических целях – для организации текста.

Структурная лингвистика утверждает, что в общественно-политических, научно-популярных стилях, существенная информация содержится в небольшой части текста – 25-30 %.

Мозг очень избирательно относится к различной информации и может оперативно обнаруживать в тексте существенное. Встретив это существенное, он даст команду глазам пробежаться именно по этим строкам, этим словам. Т.е. мозг и осмысливает и одновременно направляет глаза на нужную информацию.

Не будем забывать и о способности мозга к антиципациям , т.е. предвидению. Мы уже говорили в одной из статей об этом качестве. Оно распространяется не только на слова, но и на большие отрывки. Мы предугадываем дальнейший ход и соответственно глаза уже готовы искать эту важную информацию, попутно исключая второстепенную.

Важное замечание: Широкое поле зрения существенно сокращает время поиска именно информативных фрагментов текста.

Думаю, что стало более понятно — зачем повышать поле зрения.

Не только для того чтобы больше увидеть на строке, а скорее для того чтобы помочь мозгу быстрее выделить важную информацию. Мы как бы закачиваем в него больше данных, в которых ему легче сориентироваться и выделив главное более эффективно управлять процессом зрения по дальнейшему поиску этого главного. Вот такой замкнутый цикл.

На этом закончим с физиологическими аспектами скорочтения и в следующих статьях рассмотрим стратегические и тактические приемы повышающие скорость, понимание и запоминание прочитанного.

Жду Ваших вопросов, пишите, пожалуйста, в комментариях.

Если статья понравилась нажмите, пожалуйста, на кнопку соц. сетей.

8 комментариев к записи “Поле зрения при скорочтении”

    Николай, спасибо за полезную информацию! Ваши статьи хочется читать не в сутолоке рабочего дня, а в тишине и на «свежую» голову. Ловлю себя на мысли, что при прочтении профессиональной литературы именно так и воспринимается моим мозгом текст. Но мне сейчас хочется прочитать как можно больше классической литературы. Ведь, согласитесь, что истинное понимание классиков приходит с годами, а не в юности, как бы нам не «разжевывали» в школе. Поэтому для меня важно научиться технике быстрого чтения именно с этой целью. Помню, Вы писали, что техника быстрого чтения не применима для чтения художественной литературы. Возможно, я не правильно поняла Вас. Посоветуйте, пожалуйста.

    • И Вам спасибо Галина за отклик и вопрос!

      Художественная литература. Она ведь тоже разная. Если детектив хочется читать как можно быстрее стремясь к развязке, но как можно быстро читать Паустовского, Пришвина, Нагибина?

      Или пример которой я приводил в серии статей по чтению комедии «Горе от ума» начиная с этой статьи

      Попробуйте прочесть две страницы за минуту.

      Почувствуйте результат. Удалось что-то понять, прочувствовать. В книге 300 страниц — при такой скорости — затратится 2,5 часа. Можно ли выдержать такой темп 2,5 часа? При этом получив удовольствие от чтения и проникнув в атмосферу, созданную писателем.

      Этот простой опыт показывает, что при такой скорости упускаются детали, пропускаем описательную часть. Следим только за сюжетом.

      Но можно читать и так. В своей книге «Как прочитать все самое лучшее» я описывал три стадии прочтения — первая — это только сюжет. Отследили сюжет, далее второе прочтение — это уже детали,атмосфера, третье — более глубокое проникновение в произведение. По другому я слабо представляю чтение, ведь это все таки художественное произведение, а не новости.

      Техника быстрого чтения может быть применена к чтению художественной литературы, но вряд ли от такого чтения можно получить удовольствие, которое автор закладывает в детали и описания, которое при быстром прочтении пропускается.

      Хотя есть вариант быстрого чтения художественной книги, опишу в ближайшей статье.

      А пока у меня к Вам вопрос — как прошел эксперимент с чтением двух страниц за 1 минуту? Если вы ответите, то я возможно смогу помочь советом, какие навыки вам следует развить.

      Кстати три последние статьи направлены на устранение физиологических моментов тормозящих скорость чтения. Даже это позволит повысить скорость до 500 слов при этом не теряя качества погружения. Но для этого нужна длительная тренировка. Вcе ли готовы к этому?

      С уважением, Николай.

      • Осилила только одну страницу (250 слов) за минуту, да и этот темп для меня велик. Вы правы, упускаешь тонкости, детали. Хочется перечитать. Буду благодарна, если дадите конкретный совет. Спасибо.

        • Вот теперь Вы на собственном опыте знаете, что стоит за быстрым чтением художественной литературы. Потеря качества.

          Устранение внутреннего проговаривания, без регрессий и расширив поле зрения. Об этом три моих последних статьи.

          Но... даже такая скорость не дает возможности прочитать все то что хотелось бы.

          Если при скорости 250 слов/минуту книгу в 300 страниц можно прочесть за 5 часов. При скорости 500 — за 2,5 часа. Это свободное время еще можно можно найти в течении дня. Но это дает 1 книгу в день.

          Вас устраивает такой результат? Если да — то стоит освоить обычную технику скорочтения, устранив три ограничения.

          2 книги — 3 часа и тд.

          Все эти сказки про 1 000 слов в минуту и более — относятся к технике извлечения информации из нехудожественных книг. Поэтому не стоит слишком верить различному фоточтению и тд.

          Хотя чисто теоретически можно читать страницу за секунду — но... в таком случае нужно развивать не технику скорочтения, а целостное восприятие. На это могут уйти годы, не меньше. Требуется отработка множества навыков на тысячах объектов.

          Если кратко — то тренируется наблюдательность. В любом объекте без подготовки человек видит с десяток деталей. Задача видеть сотни. Постепенно формируется целостное видение. Постепенно — это годы.

          Результата достигают поистине гении, я по крайне мере таких не встречал. Хотя знаю что они есть — несколько человек, но вряд ли они могут описать технологию. Скорее — это природное свойство.

          Поэтому будем исходить из реалий. Если интересует теоретические возможности — я остановлюсь на них подробнее. Но все же это возможности теоретические.

          Если интересует практические возможности, то одну технику нестандартного чтения я опишу в следующей статье.

          Например по этой технологии я «прочел» буквально вчера книгу Уоррена «Дебри» за 1 час.

          Но все же это одна книга в день. Нужно время и на другие дела.

          С уважением, Медведев Николай.

          • Николай, огромное спасибо за ответ! Для меня достаточно научиться быстрому чтению в 500 слов в мин. Две книги в день — в голове будет каша от прочитанного. Я бралась однажды за освоении техники быстрого чтения по книге О.А. Андреева. Все три принципа мне знакомы. Но применять их на практике так и не получилось: то ли терпения не хватило, то ли внимания, то ли времени. В любом случае, это должно зависеть от меня, моих способностей, возможностей, желания. Буду признательна любому Вашему совету. Если у меня не получается освоить технику самостоятельно, то может попробовать приобрести какие-то он-лайн программы. Какого Вы о них мнения?

            Все школы скорочтения настроены на работу с нехудожественной литературой. Методики по устранению недостатков чтения предполагают длительную практику. Обычно в этих школах даются некоторые алгоритмы рационального чтения, отсюда возникает иллюзия, что стали читать быстрее. На самом деле — стали пользоваться алгоритмами чтения. Влияние базовых недостатков (допустим что их 3) несколько уменьшилось, но не существенно. Поэтому для нехудожественной литературы вроде бы и нормальные результаты.

            Но в отношении с художественной несколько другой результат. За те 2-3 недели от недостатков не избавишься. А для художественной литературы именно они являются ограничением, поскольку текст читается без пропусков фрагментов и требуется банально увеличить скорость, а не рационально искать нужную информацию.

            Для начала нужно определить для себя желаемый уровень извлечения информации из художественной книги. Только сюжет или все же что-то еще.

            Вариант: прочитать книгу со скоростью 1 минута — 2 страницы, улавливая главную нить и делая пропуски деталей. Всю книгу. Затем отложить — подумать, если есть необходимость второго прочтения, то уделить внимание деталям. Большинство книг даже не требует второго прочтения — достаточно сюжета. Если очень понравилась — третье прочтение — получить удовольствие от художественности. Любимые книги — перечитывают всю жизнь.

            Что касается навыков по устранению недостатков, тренировать их следует на практике чтения, а не абстрактно. Курсы уже не нужны — Вы же знаете о них, поэтому читаете и применяете: не проговаривая, не возвращаясь. Время сделает свое дело и результат будет. Это хотя бы для начала. Всего не опишу сейчас — подготовлю отдельную статью.

            С уважением, Николай.

    Николай, большое спасибо! Буду тренировать свою технику чтения. Из Ваших комментариев я поняла, что чтение художественной литературы, во всяком случае для меня, достаточно в том темпе, какой есть. Иначе теряется смысл самого чтения. И все-таки... «нет предела совершенству»! Буду стремиться к нему.

    Позвольте предложить Вам тему для новой статьи. В наш век компьютерных гаджетов очень сложно усадить ребенка за чтение даже интересной книги. Я вижу выход только в том, чтобы самой читать детям вслух, т.к. чтение «из-под палки» не эффективно (помню из своего детства). Возможно у Вас есть некоторый опыт, или желание изучить данную тему и рассказать в своих статьях. Спасибо за участие! Всего Вам доброго!

У каждого из нас есть два уровня зрительного восприятия – прямое и периферическое (боковое). Прямое зрение отличается тем, что охватывает небольшое поле, на котором сфокусирован взгляд, и при этом позволяет различать даже самые мелкие детали. Периферическому зрению остается все остальное – мы видим множество предметов, находящихся за зоной фокуса, но их очертания размыты.

Но прежде, чем говорить о том, как развить периферическое зрение, давайте выясним, почему оно так важно и зачем вообще нужно.

Прямое и периферическое зрение отвечают за абсолютно разные сферы деятельности животных, в том числе и человека. Прямое зрение нужно для активной деятельности – охоты или поиска. Поэтому у хищников глаза находятся на передней части морды, чтобы фокусироваться на выслеживании и погоне за добычей. У человека такое расположение глаз связано с активной интеллектуальной, созидательной и творческой деятельностью.

А вот у травоядных животных и птиц глаза расположены по бокам – это необходимо для большего угла обзора, чтобы вовремя заметить приближающегося хищника. Но за все нужно платить, и за широкое боковое зрение тоже. Животные, у которых глаза расположены по бокам, намного хуже видят предметы, находящиеся перед ними, чем мы с вами.

Качество периферического зрения человека - не постоянная величина. Оно может ухудшаться и улучшаться в зависимости от того, насколько активно мы им пользуемся. И, конечно же, его можно развить с помощью специальных упражнений.

Но зачем нужно развитие периферического зрения? Во-первых, благодаря ему человек может одновременно охватывать и анализировать большее количество объектов. Расширив границы зрения, можно быстрее сориентироваться в ситуации. Одновременно с боковым зрением мы развиваем и мышление, поскольку заставляем мозг оперировать большим количеством информации.

Развитие периферического зрения может даже спасти жизнь, поскольку благодаря ему мы замечаем опасность раньше и можем вовремя принять решение. Это очень важно для тех, кто водит транспорт, занимается экстремальными видами спорта, живет в быстром ритме. В общем, боковое зрение – крайне полезный инструмент, и им нужно уметь владеть на достаточном уровне, чтобы оно приносило пользу.

Тренировка периферического зрения

Существует множество упражнений для тренировки периферического зрения,здесь приведены лишь самые интересные.Некоторые можно делать прямо на улице по пути на работу или в транспорте, для других понадобится спокойная домашняя обстановка, позволяющая сосредоточиться. Приятно то, что практически все эти упражнения не требуют большого количества времени и особых усилий.

Помните, что с этими упражнениями не нужно слишком усердствовать – уделяйте им по 15 минут в день (кроме упражнения с маской, для него достаточно 1-2 занятий в неделю). Поначалу у вас будут немного болеть глаза, а может, и голова – не стоит бояться. В нашей зрительной системе немало мышц, в том числе и для фокусировки взгляда. Когда мы начинаем тренироваться в спортзале, наше тело сначала отзывается болью, и мы называем это крепатурой. Здесь так же – мы нагружаем разленившиеся мышцы, заставляем их работать, поэтому появляется небольшая боль. Внимательно следите за своим состоянием: небольшой дискомфорт – это нормально. Если же вы чувствуете резь в глазах, появляется слезливость, трудно двигать глазными яблоками, значит, вы все же перестарались. Дайте глазам отдохнуть несколько дней.

Эти предупреждения написаны здесь не для того, чтобы напугать вас – в тренировке глазных мышц нет ничего опасного. Похожие упражнения на изменение фокуса прописывают при близорукости, поэтому, развивая периферическое зрение, вы можете заодно «подтянуть» его общее качество. Зато уже через несколько дней вы начнете замечать, насколько шире стала картина окружающего мира, а через месяц ваши глаза превратятся в широкоформатный экран, на котором вы будете видеть намного больше, чем видели раньше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Если вы ходили по городским улицам, вы почти наверняка ощущали «смену шага», которую тело, как кажется, делает почти автоматически, когда приближается к бордюру.

Автор новой книги о тренинге зрения описывает упражнение на основе метода Фельденкрайза, которое может не только расширить диапазон вашего периферического зрения, но и странным образом также расширить прочие ощущения.

Тело движется в ответ на зрительные ориентиры

Рассмотрим способ, с помощью которого мы тестируем использование глаз путём «чтения проверочной таблицы»: Если вы можете прочесть таблицу (то есть, с определённого расстояния способны распознать знакомые очертания букв на строках), то ваши глаза в порядке.

Если нет, обращайтесь к доктору за очками. Конечно, ортодоксальный офтальмолог проведёт более всестороннее обследование, но большей частью он будет тестировать вашу способность читать.

Глаза, вероятно, наиболее важные и вместе с тем наименее понятные из сенсорных органов человека.

Это всё, что касается зрения?

Сейчас найдены новые факты относительно того, что чтение (то есть распознавание запомненных ранее образов) - это только малая часть того, что делают глаза, и, с позиции хорошего использования тела и ума, оно является менее важным, чем другие функции глаз.

Что ещё делают глаза?

Для многих наших действий глаза - инициатор движения. В процессе ловли или удара по мячу, при проходе по забитой мебелью комнате, управлении машиной или самолетом, ходьбе на лыжах или занятиях боевыми искусствами, тело движется в ответ на зрительные ориентиры.

На самом деле, эта функция так важна, и я верю, что обеспечение движений тела - основная функция зрительной системы. Есть значимые доказательства того, что чтение и указанное другое использование глаз организовано различными подсистемами внутри зрительной системы. В редких случаях повреждений возможна работа одной подсистемы, даже если другая подсистема разрушена.

Доктор Карл Прибрам (Karl Pribram), нейропсихолог из университета Стэнфорд, описывает случаи того, что он называет «специфической слепотой», когда человек с повреждением центральной нервной системы, не может «видеть» объект (то есть, не может назвать его), но может указать на него.

Он назвал это инструментальным осознаванием в противоположность своего рода вербального осознавания, которое позволяет нам читать.

Рассмотрим два интересных использования глаз, которые большинство из нас испытывали, но мало кто осознавал:

Если вы ходили по городским улицам, вы почти наверняка ощущали «смену шага», которую тело, как кажется, делает почти автоматически, когда приближается к бордюру. Каким-то образом, на расстоянии 10 шагов от обочины, глаза судят, могут ли ступни быть расположены правильно, чтобы ступить на обочину, и если нет, ноги переходят на быстрые полшага, чтобы достичь правильного расположения.

Мы все делаем это, не задумываясь, но если вы обратите особое внимание, вы можете заметить, как делаете это. Также, если вы когда-то ехали верхом на лошади на неровной местности, вы должны были ощутить, как лошадь делает эту "смену шага", приближаясь к преграде.

В качестве другого примера, подумайте о ходьбе по комнате, полной мебели. Едва бросив взгляд, глаза замечают расположение мебели, и затем мы идём, не врезаясь ни во что. Это использование глаз сильно отличается от того, что мы делаем при чтении.

Это другое использование глаз очень важно для хорошего самочувствия человека и хорошего использования тела и ума вообще, но практически не осознаётся в нашем обществе.

Чтение считается таким важным - и правда, написанная информация это основа нашей культуры, - что служебно-вспомогательное использование глаз, фактически, игнорируется.

Если зрение не очень хорошее (то есть, мы не можем прочесть проверочную таблицу), мы носим очки, чтобы быть способными читать лучше, но это серьёзно ущемляет наше служебно-вспомогательное зрение.

Как мы увидим далее, обучение чтению без знания этой двойственной функции глаз, может привести к выключению этой двойной фукнции периферического зрения и последующему уменьшению способности двигаться в ответ на зрительные ориентиры.

Большая часть нашей способности двигаться, плюс наша способность реагировать на другие сенсорные сигналы, в результате страдает.


Если у нас проблемы с тем, чтобы отбить теннисный мячик, или мы постоянно врезаемся в мебель, что мы должны делать?

Очки, которые позволяют нам читать, на самом деле, делают объекты более близко расположенными, чем они есть, и мешают служебно-вспомогательному зрению, хотя громадная способность человека к обучению и адаптации, позволяет нам справляться с этим более-менее хорошо.

Вот простое, но удивительно эффективное, упражнение, на основе уроков «Осознавание через движение» метода Фельденкрайза и упражнений для глаз метода Бейтса, которое поможет улучшить служебно-вспомогательное использование глаз.

  • Для начала, снимите очки или контактные линзы.
  • Затем, определите доминантный глаз. Держите правый большой палец на расстоянии вытянутой руки и смотрите через него на некоторый объект по меньшей мере в 3 метрах от вас. Затем закрывайте и открывайте один глаз, затем другой. Когда вы открываете и закрываете доминантный глаз: большой палец, кажется, прыгает в одну сторону, наружу от линии к целевому объекту. Когда вы открываете и закрываете другой глаз, большой палец кажется стоящим неподвижно.
  • Большинство правшей также имеют правый доминантный глаз, то есть он используется для прицеливания в винтовку или для телескопа. Также, большинство левшей имеют ведущий левый глаз. Если доминантная рука и глаз у вас на противоположных сторонах тела, вас называют кросс-доминантным.
  • Чтобы начать упражнение, ложитесь на спину, ноги согнуты в коленях, обе стопы плоско стоят на полу, если вам это удобно. Закройте глаза и прикройте каждый из них ладонью соответствующей руки от света. Экспериментируйте с положением кистей. Если вы поместите мизинцы к носу, а первый сустав этого пальца (где палец подходит к ладони) попадёт на спинку носа, и позволите кончикам пальцев слегка перекрещиваться на лбу, вы обнаружите, что кисти устроены на лице так, будто эти части тела специально предназначены для этого.
  • Несколько минут отмечайте, что вы видите каждым глазом - или скорее, что не видите, так как свет в глаза не поступает. В особенности, сравните левое и правое поле зрения. Они простираются в стороны на равное расстояние? А вверх и вниз? Оба поля зрения одинаково черны?
  • Теперь встаньте, глядя на стену в трёх метрах от вас, и закройте не ведущий глаз (можете закрыть его повязкой). Начните поворачивать всё тело влево и вправо лёгким скручивающим движением. Поворачиваясь, представляйте, что есть что-то слева, что вы хотите увидеть, затем справа, затем слева и т.д. Поворачивайте глаза в сторону и позволяйте телу следовать за глазами, так чтобы глаза вели всё движение. Продолжайте и, обращая внимание на поле зрения, сканируйте тело. Начните со стоп, отмечая как давление смещается влево и вправо, когда вы поворачиваетесь; затем отметьте лодыжки, икры, колени, бедра, позвоночник, грудь, плечи, голову и глаза. Перемещение вашего внимания меняет движение? 3-4 минуты на это сканирование.
  • Теперь сместите весь свой вес на правую стопу и продолжайте поворачиваться влево и вправо, позволяя глазам вести движения. Снова сканируйте тело, от стоп к голове, отмечая, что вы видите. После нескольких минут, сместите вес на левую ногу и повторите весь процесс.
  • Продолжайте поворачиваться влево и вправо, теперь смещая вес на левую стопу при повороте налево, и на правую стопу при повороте направо. Затем, после нескольких минут, измените наоборот смещение веса: чтобы вес уходил на правую стопу при повороте налево, и на левую стопу при повороте направо. Не забывайте отмечать, что вы видите, поворачиваясь, и давать глазам вести движение. Остановитесь и отдохните минуту.
  • Теперь найдите объект прямо перед собой на уровне глаз, на расстоянии в 3 метра. Цветная кнопка идеально подойдёт. Продолжайте поворачиваться влево и вправо, как ранее, но теперь фиксируйте глаз на объекте, чтобы он оставался неподвижным. Это требование ограничит способность головы и тела поворачиваться.
  • Отметьте, как глаз остаётся на месте и голова поворачивается вокруг него - прямо противоположно способу обычного движения головы и глаз. Продолжайте поворачиваться влево и вправо и, поворачиваясь, начните выбирать объекты с краю, слева и справа, сверху и снизу, поля зрения. Глаз остаётся фиксированным на цели, когда вы это делаете. Вы должны обнаружить, что после нескольких минут, вы можете видеть довольно мало объектов без деталей. ​​​​​​​ Продолжайте поворачиваться, отмечая всё поле зрения и сканируя тело от стоп к голове. Вы можете обнаружить, что довольно сложно обращать внимание на ощущения в теле и визуальные образы одновременно поначалу, но если вы будете упорны без напряжения, это может стать легко. Что ещё вы можете видеть, поворачиваясь? Как насчет вашего носа?
  • Продолжайте это движение и смещайте вес на правую стопу, как ранее, на несколько минут, и затем на левую стопу. Затем смещайте вес направо, качаясь вправо, и налево, качаясь влево. Наконец, смещайте вес вправо, качаясь налево, и влево, качаясь направо, всё время сохраняя глаз зафиксированным на цели и сканируя тело своим вниманием.

​​​​​​​

  • Отметьте, как это специфическое движение, позволяет вам двигать глазные мышцы и остальное тело, в то же время сохраняя постоянный зрительный образ. Это позволяет вам проверять и улучшать использование периферического зрения при движении. Вы можете обнаружить, что это очень отличается от статичной проверки, которую вы можете сделать, когда кто-то колеблет светящийся или цветной объект в одну сторону, пока вы стоите неподвижно и смотрите прямо вперёд.
  • Теперь расслабьте глаза и качайтесь влево и вправо самым простым способом, как в начале. Отметьте, как увеличился угол поворота тела. Можете ощутить, что изменилось в вашем теле, что позволяет вам поворачиваться дальше без увеличения усилия? Снова остановитесь и отдохните.
  • Возобновите поворот влево и вправо, но теперь фиксируйте и голову, и глаз на цели. Голова и глаз остаются неподвижными, а тело поворачивается влево и вправо под ними. Снова обратите внимание на всё поле зрения, отмечая объекты с краю, и медленно сканируйте тело. После нескольких минут сместите вес на правую стопу, затем на левую стопу, и затем налево и направо двумя способами, которые вы изучили.

​​​​​​​

  • Если вы внимательно обратите внимание на себя, то будете способны обнаружить интересную связь между осознаванием периферического поля зрения и чем-то, что происходит у вас в уме. Что происходит, когда вы забываете о периферическом поле зрения, и затем, когда вы вспоминаете и обращаете на него внимание снова? Можете вы отметить изменение в слухе, когда делаете это?

​​​​​​​

  • Расслабьте голову и глаза и позвольте всему поворачиваться влево и вправо, как ранее. Отметьте, как угол поворота ещё больше увеличился.
  • Лягте на спину, закройте глаза и покройте их ладонями. Сравните левое и правое поле зрения и отметьте большую разницу в покрытом зрении глаза, который вы сохраняли открытым, с глазом, который вы закрывали. Какой глаз лучше чувствует себя? Откройте глаза и осмотритесь. Что вы видите? Теперь встаньте, закройте доминантный глаз и проделайте всё упражнение снова сначала. Старайтесь делать всё так, чтобы по времени всё упражнение заняло примерно 45-60 минут.
  • Когда закончите, встаньте и посмотрите вокруг. Обращайте внимание не только на то, что вы видите, но и на ощущения в самих глазах, и на мышцы лица вокруг глаз. Посмотрите в зеркало. Как выглядит ваше лицо?

Если вы носите очки или линзы, наденьте их, сравните ощущения вокруг глаз. Как это ощущается теперь?

Подумайте о том, как маленький ребенок учится читать.

Его родители, или учителя, говорили ему, что есть кое-что, что он должен научиться делать, и, вероятно, его естественное любопытство было задето.

Взрослые проводят много часов, читая книги, журналы и газеты; они приходят со странными историями - и проводят много часов, рассуждая между собой о том, что прочитали. Как замечательно должно быть уметь читать!

С книгой в руке ребенок начинает стараться связать незнакомые образы букв с определёнными звуками. Это не так просто, и он концентрируется, фокусируя всё своё внимание на буквах, отметая все мешающие периферические зрительные ощущения, звуки...

Концентрироваться так - очень важный навык, но возможно застрять, когда всё внимание сосредоточено в одной точке, и забыть, что внимание можно расширить.

Один из механизмов сужения внимания - выключение периферического зрения, и это может ассоциироваться с выключением звуков и также ощущений от тела .

Так, если вы обратите внимание на упражнение выше, вы будете способны заметить, что слух "раскрывается", когда вы осознаёте периферическое зрение.

Когда вы начинаете ощущать это улучшенное использование глаз, вы можете попробовать его в разных ситуациях - когда подписываете чек, идёте на прогулку, в кино или в шумный ресторан. Эффект может быть поразительным.

Со временем, если вы активно занимаетесь спортом, вы начнёте замечать, что вы можете привносить и туда улучшенное применение глаз.

Многие люди приходят к ассоциированию идеи концентрации или «попытки концентрироваться» с этим сужением зрительного внимания: на спортивном поле и когда «пытаются концентрироваться на игре», они заглушают большинство зрительных сигналов - и, в особенности, периферическое зрительное поле, которое является частью зрения, вроде бы наиболее связанной с игрой.

Чем больше они стараются, тем больше ограничивают свои ощущения, и тем хуже становится их игра. Это разочаровывающая ситуация, по меньшей мере.

Однако, когда вы начинаете ясно осознавать ощущение этого процесса и как он влияет на вашу жизнь, можно довольно легко начать поворачивать его вспять понемногу.

Вознаграждение в улучшении зрения, лёгкости движений и общем самочувствии, безусловно, стоит того. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet