Наглядно-образное мышление - это что? Наглядно-образное мышление.

определив тем самым его название. Сказали бы, например, что это птица, минерал, книга, то есть определили бы род, в который в качестве вида входит данный объект. Итак, мы быподчинили незнакомый объект знакомой группе предметов, совершив, как принято говорить, егосубсумцию. Внешне так же точно поступает дикарь - он тоже соотносит новый объект с определенной группой, но не путем субсумции, а совсем иным способом. Увидев зонтик, дикарь называет его «летучей мышью»; созер­ цая птицу, он говорит, что это - «бабочка»; потушив свечу, он ее «убивает». Это означает, что мышление примитива воспринимает зонтик с той же фигурацией, что и летучую мышь, а бабочку - с фигурацией птицы.

Следовательно, зонтик и летучая мышь, бабочка и птица, как одинаково значимые явления, входят в отдельные, расположенные в один ряд группы. Стало быть, здесь и вправду неуместно говорить о подчиненности и субсумции. По словам Вернера, в этом случае мы имеем дело скорее с «предметной транспозицией», чем с субсумцией.

Каков результат всего этого? Образное мышление объединяет в одну группу и обозначает одним и тем же словом такие предметы и явления, которые наше логи­ ческое мышление никогда бы не объединило. Например, на языке одного из северо­ американских племен (гайдов) все круглое - солнце, луна, ухо, рыба и пр. - назы­ вается одним словом, объединяясь, соответственно, в одну группу. Точно так же одним словом обозначаются продолговатые предметы - например, язык и нос. Это происходит потому, что образное мышление, отражая объективную реальность, как бы рисует, описывает ее; поэтому понятно, что образному мышлению неведомо под­ чинение, онопостигает скорее аналогию, нежели логическую зависимость.

4. Образное мышление и отражение соотношений

Как известно, мышление особенно интересуют соотношения. Что в этом плане представляет собой образное мышление?

1. Согласно формальной логике, существует ряд понятий, выражающих соот­ ношения, представляющих собой основную, не сводимую на другие, предпосылку усмотрения любого рода порядка и связи. Подобные обобщенные, основные понятия называются «категориями». К их числу относятся, например, понятиятождественно­ сти, причинности (каузальности) и пр. Подразумевается, что логическое познание, каким бы оно ни было, уже изначально предполагает такие соотношения. Следова­ тельно, мышление непременно должно бытькатегориальным.

Психологический анализ образного мышления доказывает, что данное поло­ жение формальной логики неправильно и психологически. Образное мышление - по крайней мере на основных этапах своего развития - не представляет собой катего­ риального мышления, являясь скорее прекатегориальным.

Любое отношение, например каузальность, подразумевает наличие двух чле­ нов - причины и следствия; именно между ними и подтверждается отношение. Данное положение остается в силе и в случае тождественности {идентичности) - предмет в одном случае и предмет в другом случае с самим собой находится в тождественном отношении. Однако образное мышление не способно к подобному выделению и взаимосопоставлению предметов, ведь это требует более высокого уровня развития абстракции, чем, как известно, образное мышление не располага­ ет. Следовательно, для образного мышления не существует взаимоотношения толь­ ко двух явлений, для него каждый предмет и каждое явление связаны также со все­ ми другими предметами и явлениями - мир для него целостен и един. Разумеется,

это не есть диалектическое единство, иначе мышление дикаря было бы диалекти­ ческим. Нет, здесь мы имеем дело - хотя бы в основном - с нерасчленяемой, диф­ фузной целостностью.

Это открытие психологии мышления с очевидностью подтверждает, что мыш­ ление по своей сути не является таким, как это рисует формальная логика, то есть оно не обязательно является формально-логическим. На начальном этапе своего раз­ вития мышление является целостным, причем очевидно, что на высших ступенях своего развития оно вновь возвращается к целостности, но только уже не к диффуз­ ной, нерасчлененной целостности, а к диалектическому единству, превращаясь, та­ ким образом, в диалектическое мышление.

Следовательно, образному мышлению чужды категории формальной логики; это - прекатегориальное мышление.

В этой связи естественно возникает вопрос о том, каким образом осуществля­ ется мышление вне категорий? К каким путям прибегает образное мышление там, где дело касается основных отношений? Для примера рассмотрим два главных отно­ шения - тождественность и причинность.

2. Известен целый ряд наблюдений, указывающих на то, что для образного мышления еще не совсем доступен истинный смысл отношениятождественности. Например, для одного южноафриканского племени восходящее и заходящее солнце отнюдь не одно и то же; и луна в различных фазах также не является одним и тем же объектом. Разумеется, образному мышлению еще более трудно постичь тождествен­ ность предмета, испытывающего в процессе своего развития зримые метаморфозы, как это происходит, например, в мире животных. Однажды психолог Турнвальд, на­ пример, был даже осмеян, объявив бабочку и гусеницу одним и тем же животным.Содержание ипредмет восприятия или представления еще недостаточно размежева­ ны - в предметном сознании примитивного человека решающую роль все еще игра­ ет содержание. Поэтому всегда, когда психическое содержание, вызванное какимлибо предметом в одних условиях, наглядно отличается от содержания, вызванного тем же предметом в других условиях, образное сознание не в состоянии признать тождественность данного предмета. Конкретное мышление пользуется образом, мысль вне образа ему еще неведома. Поэтому понятно, что в образном мышлении катего­ рия тождественности еще полностью не сложилась.

Этим объяснятся то обстоятельство, что примитивный человек высказывает иногда совершенно противоречивые суждения об одном и том же предмете. На осно­ ве этого наблюдения Леви-Брюль пришел к выводу, что примитивный человек не чувствует противоречивости суждений, для него закон противоречия формальной логики не существует. В действительности же это обусловлено тем, что у примитив­ ного человека недостаточно развито переживание тождественности, так как он мыс­ лит образами, а коль скоро они зримо отличаются друг от друга, он, соответствен­ но, усматривает в них различные предметы. Поэтому, конечно, неудивительно, если он порою высказывает совершенно противоположные суждения об одном и том же предмете, ведь для него это разные предметы.

Таким образом, можно заключить, что в случае образного мышления еще не­ достаточно развито переживание тождественности; оно все еще основывается на на­ глядности - тождественность переживается исключительно там, где налицо нагляд­ ное содержание, где образы одинаковы; в его основе еще не лежат знания и понятия.

3. Как переживает образное мышление причинность, отношение между двумя последовательными явлениями, из которых одно является причиной, а второе - следствием?

Когда мы становимся свидетелями явления, представляющегося нам новым, необычным, непонятным, у нас, как правило, появляется потребность понять, с чем мы столкнулись, какой причиной оно вызвано. Одним словом, у нас возникает стремление объяснить это явление, найти его причину. Несомненно, что интерес к объяснению есть и у человека, находящегося на ступени образного мышления. Как он объясняет то или иное явление? Это, безусловно, зависит от того, как он пони­ мает причинность.

Почему у черепахи плоский панцирь с трещинами? Бразильский индеец объяс­ няет это следующим образом: «Черепаха и коршун поспорили, кто раньше попадет на небесный праздник. Черепаха спряталась в корзине коршуна с пищей, и он вместе

с корзиной поднял ее высоко в небо. Так что коршуна на празднике встретила чере­ паха, заявившая, что она прибыла раньше и уже давно его ждет. Не придя к согла­ шению, они порешили, что спор выиграет тот, кто быстрее спустится на землю. Кор­ шун полетел к земле, черепаха же просто упала с небес и, естественно, оказалась на земле раньше коршуна. Но она с такой силой ударилась о землю, что ее панцирь стал плоским и покрылся трещинами. Вот почему у черепахи и сегодня плоский панцирь

с трещинами».

Как можно видеть, бразильский индеец сочиняет рассказ, в котором описыва­ ется, почему у черепахи панцирь покрыт трещинами. Это и есть его объяснение. Так происходит и в других случаях - примитивный человек, пытаясь объяснить что-то, составляет рассказ, в которомописывается, как произошло интересуемое явление. Для образного мышленияобъяснение иописание совпадают друг с другом. Несомнен­ но, что образное мышление и здесь, как и в случае тождественности, видит и отра­ жает отношения только так, как они даны непосредственно. Причина и следствие сведены к простой последовательности: вслед за одним явлением происходит второе, одно предшествует другому - этим и ограничивается все то, что переживается в об­ разном мышлении в случае причинных отношений. Можно подумать, что формула Юма - post hoc ergo propter hoc (после этого, стало быть, по этой причине) - вы­ ражает понимание причинности образным мышлением.

Однако природа причинно-следственной связи, хотя бы для нашего мышле­ ния, носит характернеобходимости. Для образного мышления это не так - необхо­ димость для него непостижима. Когда известный путешественник Фонденштейн, данные которого мы здесь постоянно используем, сказал одномубакаири, что «все должны умереть», выяснилось, что для того слово «должны» как необходимость было совершенно непонятно. Он еще не достиг того уровня, чтобы из ряда посто­ янно повторяющихся в неизменном виде явлений усмотреть общую необходимость. Образное мышление незнакомо с категорияминеобходимого иобщего. Поэтому оно и ограничивается только повествованием, только описанием.

Но неужели образное мышление не усматривает между причиной и следстви­ ем никакой иной связи, кроме простой последовательности? Наблюдения над об­ разным мышлением как примитивных людей, так и детей доказывают, что данный тип мышления предполагает своеобразную связь между причиной и следствием, в соответствии с которой следствие означает не просто следствие, а скорее продукт, результат действия. Образное мышление подразумевает между причиной и следстви­ ем связь, выраженную в действии - все происходящее и существующее обязатель­ носделано кем-то. Таково убеждение образного мышления. Поэтому достаточно рас­ сказать, кто и как сделал тот или иной предмет или явление, чтобы объяснение было признано вполне удовлетворительным.

Предметно-действенное мышление

Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая по частям свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот вид мышления еще называют ручным. Не следует думать, что предметно-действенное мышление не встречается у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате, при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора).

Наглядно-образное мышление

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких то чек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.

В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4--7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план и, познавая объект, ребенку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность является характерной особенностью мышления ребенка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. В содержание его понятий первоначально входят только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. В данном случае наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить, потому что он красный или потому что это Вовин кораблик.

Взрослые также пользуются наглядно-образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Именно образы обоев, цвета потолка, окраски окон и дверей становятся средствами решения задачи, а способами становятся внутренние пробы. Наглядно-образное мышление позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннее строение земного шара и т.д. В этих случаях образы носят условный характер.

Оба рассмотренных вида мышления - теоретическое понятийное и теоретическое образное - в действительности, как правило, сосуществуют. Они дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но и наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без этого или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.

Особенность наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

Данная форма мышления наиболее полно представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Под наглядно-действенным мышлением понимают такое мышление, которое представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Все перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны это верно, так как понятийное и теоретическое мышление в фило- и онтогенезе появляются действительно позднее, чем практическое и образное. Но с другой стороны, каждый из названных видов мышления может развиваться относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму. Например, у высококвалифицированных рабочих наглядно-действенное мышление может быть гораздо более развитым, чем понятийное у размышляющего на теоретические темы студента. А наглядно-образное мышление художника может быть более совершенным, чем словесно-логическое у посредственного ученого.

Таким образом, различие между практическим и теоретическим мышлением состоит в том, что практическое мышление направленно на решение каких-либо частных задач, а работа теоретического мышления направлена на нахождение общих закономерностей. Кроме того, практическое мышление развертывается в условиях жесткого дефицита времени. В частности для фундаментальных наук открытие того или иного закона в апреле или в мае не играет столь уж большого значения, в то время как составление плана ведения боя после его окончания делает эту работу бессмысленной. Именно ограничения во времени для проверки гипотез делают практическое мышление подчас еще более сложным, чем мышление теоретическое.

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от характера и от цели деятельности доминирует тот или иной вид мышления.

Описанная классификация не является единственной. В психологической литературе используется несколько «парных» классификаций.

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды Мышление: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Различают также Мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Рассмотрим некоторые из этих видов мышления

Наглядно-действенное мышление

Мышление наглядно-действенное - один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы Мышление н.-д., наблюдаемые у высших животных, изучались И.П. Павловым, В. Келером, Н.Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными. У ребенка Мышление н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека Мышление н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Наглядно-образное мышление

Мышление наглядно-образное - один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью Мышления н.-о. является установление непривычных, "невероятных" сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве Мышление н.-о. практически неразличимо с воображением. Мышление н.-о. - один иэ этапов онтогенетического развития мышления.

Словесно-логическое мышление

Мышление словесно-логическое - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление с.-л. функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышление с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.

Теоретическое мышление

Мышление теоретическое - вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Мышление т. основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Мышление т. отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. Мышление т. характерно для научной деятельности.

Практическое мышление

Мышление практическое - один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Мышление п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.

Творческое мышление

Мышление творческое - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Мышление т. отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Пралогическое мышление

Мышление пралогическое - ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме (понятие введено Л. Леви-Брюлем). Явления соотносятся по признаку причина - следствие и тогда, когда они просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в Мышлении п. основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. При Мышлении п. природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением Мышлегием п. является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир, исходя из сопричастности явлений.

Л. Леви-Брюль не связывал Мышление п. исключительно с ранними этапами формирования общества: он допускал, что элементы Мышлегия п. проявляются и поныне в обыденном сознании (бытовые суеверия, ревность, страх возникают на основе партиципации, а не строго логического мышления). Современные исследователи полагают, что Леви-Брюль преувеличивал значение дологического мышления. В то же время патопсихологи находят элементы Мышления п. у психически больных. Архаизация психики при ее расстройствах представляет особый интерес как для психологии религии, так и для исторической психологии вообще.

Страница 14 из 42

Виды мышления.

В психологии наиболее принята и распространена следующая простейшая и не­сколько условная классификация видов мышления:

1) наглядно-действенное;

2) наглядно-образное;

3) словесно-логическое;

4) абстрактно-логическое.

Наглядно-действен­ное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие пред­метов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возни­кающий в практической деятельности и являющийся основой для формиро­вания более сложных видов мышле­ния. Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты ипознавать отношения между ними в реальном преобразовании си­туации. Практические познавательные предметные действия яв­ляются основой любых более поздних форм мышления.

Наглядно-образное мышление -вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение нагляд­но-образными представлениями расширяет сферу действия прак­тического мышления.

В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех­ - семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребе­нок необязательно и далеко не всегда должен потрогать ру­ками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объ­ект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с поня­тиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и нена­блюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышленияперестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от дру­гих, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филоге­незе и в онтогенезе. В настоящее время в психологии убедитель­но показано, что эти четыре вида мышления сосуществуют у взрос­лого человека и функционируют при решении различных задач. Все виды мышления тесно взаимо­связаны. При решении задач словес­ные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной за­дачи требует словесных обобщений. Поэтому описанные виды мышления нельзя оценивать как более или менее ценные. Абстрактно-логическое или словесно-логическое мышление не могут быть “идеалом” мышления вообще, конечной точкой интеллек­туального развития. Так дальнейшее совершенствование мышления связывается в психологии с расширением и конкретизацией сфер приложения усвоенных мыслительных норм и техник.

Кроме того, выделениевидов мышления можно про­изводить по различным основаниям. Так, опираясь на различные источники, касающиеся изучения мышления, можно выделить следующие виды мышления (см. рис.7).

Рис. 7. Классификация видов мышления по различным основаниям

По характеру решаемых задач различаюттеоретическое и практическое мышление.

Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.

Практическое мышление - мышление на основе суждений и умо­заключений, основанных на решении практических задач. Теоретическое мышление - это познание за­конов и правил. Основная задача практического мышления- раз­работка средств практического преобразования действительно­сти: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практи­ческое мышление было изучено Б.М.Тепловым. Им установле­но, что важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита време­ни и актуального риска. В практических ситуациях очень огра­ничены возможности для проверки гипотез. Все это делает прак­тическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое.

По степени развернутости мышления во времени различают интуитивное и дискурсивное, или аналитическое мышление.

Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в созна­нии самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление харак­теризуется быстротой протекания, отсутствием четко выражен­ных этапов, является минимально осознанным. Обычно используют три критерия для различения дискурсивного и интуитивного мышления:1)временной (время протекания процесса); 2) структурный (членение на этапы); 3) уровень осознанности (представленность в сознании самого мыслящего).

По степени новизны и оригинальности различаютрепродуктивное и продуктивное мышление по их функ­циональному назначению.

Репродуктивное мышление - мышление на ос­нове образов и представлений, почерпнутых из каких-то определен­ных источников.

Продуктивное мышление - мышление на основе твор­ческого воображения.

В своей деятельности люди сталкиваются с такими объектами, которые имеют целостно-системный характер. Для ориентации в таких объектах человеку необходимо уметь выде­лить в них внешнее и внутреннее содержание, их внутреннюю сущность и ее внешние проявления. В этой связи по типу познания выделяют теоретическое и эмпирическое мышление.

Теоретическое мышление – мышление, направленное на познание внутреннего содержания и сущности сложных системных объектов. Основным мыслительным действием, связанным с таким познанием, являетсяанализ. Анализ целостного системного объ­екта обнаруживает в нем некоторуюпростую связь (или отноше­ние), выступающую в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений. Эта исходная связь служит всеобщим или существенным источником становления целостного систем­ного объекта. Задачатеоретического мышления состоит в обнаружении этой исходной существенной связи, при последующем ее выделении, т.е. абстрагировании, и, в дальнейшем, сведе­нии к этой исходной связи всех возможных частных проявлений системного объекта, т.е. производство действияобобщения.

Эмпирическое мышление – мышление, направленное на познание внешних проявлений рассматриваемых предметов и явлений. Основными операциями эмпирического мышления являетсясравнение и классификация, которые связаны с действиями абстрагирования и обобщения одинаковых свойств, предметов и явлений. Познавательным продуктом осуществле­ния этих действий являются общие представления (или эмпири­ческие понятия) об этих предметах и явлениях. Эмпирическое мышление выполняет весьма важные и необ­ходимые функции в повседневной жизни людей, а также в нау­ках, находящихся на начальных этапах своего развития.

По функциональному назначению различают критическое и творческое мышление.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

Творческое мышлениe связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Противоположны условия их реализа­ции: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строго­сти к себе и другим, не допускает завышенной оценки собствен­ных идей. В практике существуют попытки объединения преиму­ществ каждого из этих видов. Например, в известных методиках управления мыслительным процессом и повышения его эффек­тивности (“мозговой штурм”) творческое и критическое мышле­ние как разные режимы сознательной работы используются на разных этапах решения одних и тех же прикладных задач.

Одно из традиционных различий мышления по типам ос­новано на анализе содержания используемых средств мышления -наглядных или вербальных. В этой связи выделяют наглядное и вербальное мышление.

Наглядное мышление – мышление на основе образов и представлений предметов.

Вербальное мышление – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять пред­меты, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковы­ми структурами. В психологии полагают, что наглядный и вер­бальный виды мышления являются “антагонистами”: носителям первого бывают труднодоступны даже простые задачи, представ­ленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются за­дачи, требующие оперирования наглядными образами.

  • Мышление создаёт и воспринимает образы на языке чувственного восприятия.
  • НЛП вводит понятие репрезентативная система , которое определяет язык, в котором мышление кодирует образы.
  • См. также

    Образное мышление - мышление в виде образов путём их создания, формирования, поддержки, передачи, оперирования, видоизменения с помощью мыслительных процессов. Входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности. Реализуется с помощью механизма представления. Передаёт знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) реальной действительности, а формирует целостную мысленную картину отдельного участка действительности. Пространственное мышление, ассоциативное мышление, наглядно-образное мышление, визуальное мышление можно рассматривать как разновидности образного. Противопоставляется без-Образному мышлению.

    Чем большее количество людей подпитывают образ своими чувствами, тем образ сильнее, тем сильнее возможность обратного влияния образа на деятельность человека , людей (сообщества). Способен формировать характеры , манеру поведения больших и малых социальных групп, в связи с чем встаёт проблема определённой культуры творения образов, присущей народам и странам, нациям, государствам и этносам . Наследие образного мышления любого народа можно рассматривать как своеобразный «оттиск» его воззрений на мир, замысел жизни, своё предназначение в мире, своеобразный культурный автопортрет.

    • Образное восприятие

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Образное мышление" в других словарях:

      ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ - см. Мышление образное. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …

      образное мышление - <...> мышление, совершающееся в форме связи и сочетания образов. Образное мышление – конкретное мышление, свойственное ребенку раннего возраста и вообще на примитивных ступенях развития, образное мышление является главной формой мышления.… … Словарь Л.С. Выготского

      Образное мышление - процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. О.м. представляет собой единую систему форм отражения наглядно действенного,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      Образное мышление - вид мыслительного процесса, в котором используются образы … Психология человека: словарь терминов

      Совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно… … Википедия

      наглядно-образное мышление - Категория. Форма мышления. Специфика. Характеризуется тем, что в его основе лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта после наглядно действенного мышления, данный вид … Большая психологическая энциклопедия

      БЕЗ-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ - см. Мышление без образное. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

      Наглядно образное мышление мышление, в основе которого лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта … Психологический словарь

      Наглядно-образное мышление - один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью М. н. о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета … Словарь-справочник по педагогической психологии

      Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    Книги

    • Метафоры. Развиваем образное мышление , Гиппенрейтер Ю.. 60 карточек метафор. 60 карточек стихов. 30 таблиц лото. 60 ключей (+ книга) (+ правила). Продолжение проекта Ю. Б. Гиппенрейтер "Мир общения" . Замысел игр "Метафоры" - на материале…