Общая характеристика средневековой руси.

Средневековая: Русь – это довольно аморфное, недостаточно четкое, хронологически размытое понятие, которое открывается временем начала политической раздробленности Древней Руси, прекращения существования единого Древнерусского государства и одновременного утверждения ключевых социально-экономических, политических, культурных, религиозных, идеологических институтов и категорий феодального общества, базирующихся в первую очередь на феодальной иерархии, поземельной зависимости одних слоев населения от Других. Полностью эти особенности раскрываются, не имея практически каких-либо цивилизационных противовесов, в Русском централизованном государстве XV–XVI вв. Русское средневековье завершается, видимо, рубежом XVI–XVII вв., когда Россия вступила в "смутное время" и после него повернула навстречу новым цивилизационным вызовам, которые шли из передовых западных стран, стоявших накануне буржуазных революций и падения абсолютистских, типично средневековых политических режимов.

Вместе с тем, неясность и размытость этой периодизации объясняется тем, что и в XVII в., и в XVIII в. мощные признаки средневековья, особенно на необозримых российских пространствах, продолжали определять русскую жизнь. Поэтому при подходе к решению этого вопроса постоянно следует учитывать и место, и время, и темпы цивилизационных перемен.

В основе приведенной периодизации лежит комплекс критериев и в первую очередь социально-экономический и политический признаки, феодально-иерархическая система и качество государственной структуры.

Однако этот исторический абрис учитывает лишь основные цивилизационные ориентиры, применимые б той или иной степени как к странам Западной Европы, так и к наиболее развитым регионам России и сопредельным с ней государствам Западной Азии, т.е. ко всему евразийскому пространству. Но едва мы касаемся всей территории народов России, как эти критерии начинают колебаться. Не случайно российские ученые предлагают специально для России выделить понятие позднего средневековья и раннего Нового времени.

Приходится учитывать и то, что в Западной Европе цивилизационные процессы протекали значительно быстрее, чем в России. Основные признаки средневековья подвергались там коррозии уже в XIV–XV вв. по мере могучей поступи Возрождения, наступления Реформации и прогресса на этой основе человеческой личности. Огромное значение для отхода от средневековья имели пошлине фантастические географические открытия XV–XVI вв., раздвинувшие мировые горизонты европейских стран. К тому же начала складываться мануфактурная система – предтеча свободного предпринимательства, изживания крепостнических отношений и упорной борьбы городов за свободы от феодального и королевского диктата, борьбы за самоуправление. Абсолютистская власть, феодальная иерархия, сословная система в результате остались на всё более ненадежном экономическом, культурном, психологическом фундаменте, встречали сопротивление всё больше цивилизационных противовесов, разрыхляющих феодальную почву и готовящих ее для свершений Нового времени.

XVII в. по существу открывает в Западной Европе период Нового времени – переходный к смене основных цивилизационных парадигм и постепенного утверждения: принципов такой организации общества, которые не исчерпаны и поныне. При этом основные признаки средневековья в западноевропейских странах (в зависимости от регионов) долго еще – и в XVII в., и в XVIIl в. – продолжали существовать, медленно уступая место новой европейской цивилизации, основанной на буржуазных отношениях в экономике и демократических принципах в политике. Этот процесс шел неравномерно в разных странах: быстрее в Нидерландах, Англии, итальянских городах-государствах, медленнее во Франции, Испании, германских землях.

Средневековье порой еще достаточно цепко держалось в европейском регионе. Еще грозно висела над Испанией тень инквизиции, горели на кострах подвижники-ученые в Италии и Польше, факелы Варфоломеевской ночи во Франции зловеще освещали торжество католической реакции. Кровавый режим Генриха VIII, а затем феодальная диктатура Елизаветы в Англии ставили под сомнение нарождающиеся личностные и свободолюбивые приоритеты.

В России в силу общего замедленного развития региона основные признаки средневековья появились значительно позже, чем в странах Западной Европы. Лишь на исходе существования Древней Руси они раскрываются достаточно полно, в то время как в Западной Европе они уже начали испытывать известный кризис. Более того, эти черты средневековья в России утверждаются в значительно более законченном, доведенном до логического завершения виде. Таким стало крепостное право, самодержавное феодальное государство и его крайняя форма – феодальная диктатура Ивана IV Грозного, складывание абсолютизма первых Романовых и свертывание сословного представительства.

Передовые страны Западной Европы в это время уже расставались с крепостным правом, а абсолютистские монархии оказались в глубоком цивилизационном кризисе. Русское средневековье поэтому не закончилось рубежом XVI–XVII вв., а в своих основных чертях продолжалось и далее.

Именно в этот период времени, по-видимому, складывается в своих основных чертах евразийская сущность Российского государства. Присоединение к России Поволжья и Приуралья, включение в состав России мусульманских народов Казанского и Астраханского ханств, продвижение в Сибирь постепенно превращали Россию в страну, которая и в территориальном, и в политическом, этническом, религиозном, ментальном отношениях испытывала всё большее влияние Азии. Одновременно продолжалась блокада российских границ на Западе и неудачная попытка в период Ливонской войны разорвать кольцо этой блокады. Запад воздвиг железный занавес против России, посодействовав стагнации средневековых порядков в стране и повороту ее государственного лика на Восток

Этому во многом способствовали и неудачная попытка Великого княжества Литовского (Литовско-Русского государства) стать инициатором объединения всех восточнославянских земель, и прочная опора складывающегося единого Русского государства с центром: в Москве на Золотую Орду, а затем сокрушение Московским государством самой Орды и овладение (в какой-то мере) ее политическими традициями.

Победа великого литовского князя Ольгерда при Синих Водах над золотоордынским войском (1363 г.), разгром Дмитрием Донским Мамая на Куликовом поле (1380 г.), знаменитое стояние на Угре (1480 г.) и триумф Ивана III в борьбе с Золотой Ордой означали окончательное поражение Востока в его противостоянии с Западом.

Но уже нарастало новое противостояние Востока и Запада – надвигалась турецкая угроза после сокрушения Византийской империи турками-османами. На этот раз Россия осталась на периферии грозных событий, однако языки всепожирающего мусульманского пламени достигали и российских пределов, постоянно подогревая воинственную ненависть Крымского ханства к Руси, воодушевляя надежды поверженных мусульманских ханств на Волге.

Всё это не способствовало повороту российской цивилизации в западном направлении, консервировало евразийские черты российской политики и российской жизни, хотя общие цивилизационные параметры общественного развития, заданные передовыми странами Запада, властно диктовали России необходимость приобщения страны к этим складывающимся общечеловеческим ценностям. Однако попытки в этом направлении были робкими, единичными и несистемными, они были задавлены средневековыми представлениями и общественной практикой.

Ведущими процессами на Руси стали дальнейшее укрепление помещичьего сословия как социальной и военной опоры Русского централизованного государства, продолжение закрепощения российского, и в первую очередь русского крестьянства, усиление самодержавных феодальных черт в политической системе страны.

Во всех этих процессах развития страны в рамках средневековья важное место занимала Русская православная Церковь, все более встраивавшаяся в политическое состояние общества и во многом определявшая его социально-экономические, колонизационные, культурные процессы. Влияние Церкви порой было всеобъемлющим и противоречивым. С одной стороны, она цементировала общество на путях политической консолидации страны, се борьбы за независимость и суверенитет; способствовала развитию русской культуры, укреплению нравственности народа, укоренению в нем гуманистических тенденции, преодолению отсталых языческих черт, в том числе путем приобщения к христианству народов Поволжья и Приуралья; активно участвовала в экономическом прогрессе страны благодаря усилиям в области организации крупного вотчинного хозяйства и поддержки внутренней колонизации страны. С другой стороны, Церковь поддерживала основные средневековые политические институты и традиции; претендовала на ведущую роль в системе новой российской государственности; вставала стеной на пути новых цивилизационных веяний с Запада; способствовала изоляции России от остального не православного мира и ее всё более агрессивному противостоянию этому миру. Это противостояние особенно обострилось из-за выдвижения Церковью идеи "Москва – Рим", которая стала государственной средневековой пропагандистской панацеей, прикрывавшей и оправдывавшей цивилизационное отставание страны.

Именно средоточие всех этих противоречивых черт российской жизни иа фоне развития евразийского пространства привело к тяжелейшему социально-экономическому и политическому кризису, закончившемуся "смутным временем".

История любой нации определяется не только ее собственными материальными и духовными ресурсами, но также и ее внешним окружением. Ни одна нация никогда не являлась и не является полностью изолированной. Сейчас уже совершенно ясно, что даже в ранние периоды, задолго до революции в средствах связи, определенные виды взаимодействия между народами были неизбежны.

Благодаря своему географическому положению, Китай был изолирован больше, чем какая‑либо другая страна. Однако даже в древности тонкая струйка морской торговли связывала Китай с Индией и Аравийским полуостровом, а через них со Средиземноморьем; к тому же сухопутный торговый путь через Туркестан, контролировавшийся кочевниками, приобрел большое значение в периоды Римской империи и раннего средневековья.

В римскую эпоху, которая в русской истории соответствует сарматскому периоду, Русь, безусловно, не была обособлена; напротив, древнерусские племена в то время были рассеяны по чужим территориям . Сходное положение преобладало в гуннский и хазарский периоды. В более позднюю эпоху само процветание Киевского государства основывалось на внешней торговле.

Теперь нам предстоит рассмотреть вопрос о международном положении Киевской Руси и тех изменениях, которые оно претерпело за киевский период (878‑1237 гг.). Вначале необходимо подчеркнуть, что во времена раннего средневековья динамика международных отношений была совсем не такой, как в наши дни. Основные европейские нации уже находились в процессе формирования, но центр притяжения, и политический, и культурный, располагался не в Европе, Западной или Центральной, а в Византии.

Византийская империя значительно превосходила империю Каролингов в области экономики, так же как и в дипломатии. Фактически она являлась одной из двух мировых держав того времени, второй был Арабский Халифат.

В то время Западная Европа никоим образом не могла претендовать на сколько‑нибудь значительную роль в развитии науки и техники. Эта роль принадлежала Халифату, где возрождались традиции эллинистической учености. Арабский язык стал языком ведущих ученых и врачей. До крестовых походов Византия была, в определенной мере, связующим звеном между арабским миром и Западной Европой. Испания, завоеванная арабами в VIII веке, являлась вторым каналом, через который Запад впитывал арабскую науку.

Поскольку Русь имела тесные контакты с народами Центральной и Северной Европы, в ней преобладали именно византийские влияния, как того и следовало ожидать, принимая во внимание доминирующую роль Империи в ту эпоху. Что же касается Халифата, то Русь была лишена прямой связи с ним. Неблагоприятным обстоятельством являлось то, что власть над причерноморскими степями в конце десятого века перешла от хазар к диким племенам кочевников, таких как печенеги и половцы; тот факт, что русские сами уничтожили Хазарскую империю, едва ли облегчал им ситуацию.

Однако препятствие в виде степных кочевников не было непреодолимым, и Русь всегда поддерживала отношения с христианскими государствами Закавказья, а через них с Сирией. За степями, в которых господствовали кочевники, также находились такие важные торговые и культурные центры как Хорезм и Бухара. В X веке Бухарой правила просвещенная персидская династия Саманидов. Позже, в XI веке, их сместили дикие сельджуки, приводя к упадку цивилизацию Туркестана.

На севере мусульманское государство волжских булгар, с которым Русь имела тесные торговые отношения, достигло, кажется, не только материального благополучия, но и сравнительно высокого уровня культуры. Потенциально оно могло служить посредником между Русью и арабской культурой, но, по‑видимому, Русь не особенно воспользовалась этой возможностью.

Экономически Русь поддерживала оживленные отношения с Востоком и через волжских булгар, и через Тмутаракань, пока не утратила контроль над этим городом в конце XI века. В дальнейшем половцы – по крайней мере в периоды мира – позволяли хорезмским и другим восточным купцам торговать с русскими. Однако около 1000 г. н.э., приток восточного серебра в Киевскую Русь сократился, возможно в связи со свержением Саманидов.

Эпоха крестовых походов (1096‑1270 гг.) внесла радикальные изменения в международную ситуацию. Сила Византии в это время сокращалась, а Запада возрастала. В 1204 г. западные рыцари покорили и безжалостно разграбили Константинополь, после чего Латинская империя была установлена в Греции, где просуществовала до 1261 г. Русская торговля, которая ранее тяготела к Константинополю, теперь переместилась на западные рынки.

Политически, через Венгрию, Польшу и Богемию, Русь в период крестовых походов участвовала в европейских делах значительно активнее, чем раньше. То воинственные, то миролюбивые русские в отношениях с Западом за двенадцатое столетие преуспели в установлении своего рода равновесия между Восточной и Центральной Европой. Этот баланс был нарушен в начале тринадцатого века при создании государств германских крестоносцев в Пруссии и Латвии. Тогда же монголы впервые дали о себе знать, совершив набег в половецкие степи в 1223 г.

Таким образом, международное положение Руси в киевский период было благоприятно для нее на юге, менее благоприятно на западе и совершенно неблагоприятно на юго‑востоке, где постоянные набеги кочевников подтачивали ее силы и истощали ее ресурсы.

Древняя и средневековая Русь (IX-XVII века)

.^древнерусское государство возникло в Восточной Европе в последней четверти IX века в результате объединения двух центров восточных славян - Новгорода Великого и Киева - под властью князей из династии Рюриковичей. Сближение Древнерусского государства с соседней Византией привело к тому, что в 988- 989 годах на Русь пришло христианство, принеся с собой грамотность и сыграв важную роль в формировании древнерусского языка.

В годы правления великого киевского князя Ярослава Мудрого (1019-1054) Древнерусское государство достигло наибольшего могущества и признания во многих странах Европы. После его смерти началась междоусобная борьба князей Рюриковичей за города и земли. Сначала их смирял киевский великий князь Владимир Мономах (1113-1125), а затем его сын Мстислав (1125-1132). После смерти Мстислава начался длительный период феодальной раздробленности, прерванный монголо-татарским нашествием на Русь, когда в 1237-1240 годах орды хана Батыя прошли от Волги до Киева, разорив почти все русские города, кроме Пскова и Новгорода.

В 1240 году новгородский князь Александр Ярославич разгромил на Неве шведов, получив за это прозвище Невский, а в 1242 году на льду Чудского озера он победил немецких рыцарей. Монгольские ханы сделали Невского и его потомков главными сборщиками дани на Руси, что привело к росту их авторитета и силы.

В 1380 году русские полки под руководством великого московского князя Дмитрия Ивановича разбили ордынское войско в битве на Куликовом поле, хотя еще сто лет Русь платила дань. И лишь в 1480 году при Иване III иноземное иго пало.

С этих пор Москва стала светским и духовным центром Руси. Князья Рюриковичи (с 1547 года - цари московские) правили Русью до 1598 года, когда умер последний царь из этой династии - Федор Иванович.

С этого времени и до 1613 года длился кризис государственной власти, закончившийся восшествием на престол первого царя из новой династии Романовых - Михаила. Он и его сын, царь Алексей Михайлович, провели в течение

XVII века ряд серьезных реформ, подготовивших великие преобразования начала XVIII столетия, во главе которых почти три десятилетия стоял Петр I.

Система летосчисления на Руси. Русские календари

елесообразнее всего, пожа-

луй, начать с системы счисления времени - календаря. Сначала счет времени велся по суткам - смене дня и ночи, потом по пальцам - пять и десять суток, отсюда пошли и декады (от латинского «децем» - десять), сохранившиеся в нашем языке и сегодня.

В языческой, дохристианской Руси времясчисление велось по лунно-солнечному календарю. По этому календарю каждые 12 лет считали по 12 месяцев, а следующие 7 лет - по 13. Этот цикл в 19 лет в 433 году до н.э. предложил древнегреческий астроном Метон (родился около 460 года до н. э. - год смерти неизвестен). Этот «Метонов цикл» был известен и древним славянам. (Лунно-солнечный ка-

лендарь применяется в христианской церкви для вычисления дня Пасхи.)

Древнеславянский языческий календарь имел следующие месяцы: январь - просинец (появлялась просинь, становилось светлее), февраль - сеченъ (время рубки леса для освобождения земли под пашню), март - сухий, а иногда - просыхала, апрель - березень (начало цветения березы), май - травень, июнь - изок («изок» - по-древнерусски «кузнечик»), июль - червень, или серпенъ (начало жатвы серпами), август - зарев (от слова «зарево»), сентябрь - рюенъ (от слова «вырывать», хотя В. И. Даль связывает это название с ревом оленей), октябрь - листопад, ноябрь и декабрь - грудень (от «груда» - мерзлая колея на дороге), или студень.

*^2 принятием христианства на Руси вводится новый, так называемый юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, которые сохранились до наших дней, и семидневной неделей. Этот календарь был введен в 46 году до н. э. Юлием Цезарем (отсюда и название - юлианский). По этому календарю год начинается с марта, а месяцы имели разное количество дней - от 28 до 31 (семидневная неделя была установлена значительно позже). На Руси юлианский календарь «наложился» на летосчисление, принятое в Византии, откуда пришло на Русь христианство. В Византии счет годам шел не от Рождества Христова, как в Западной Европе, а от сотворения мира. А так как по Библии считалось, что Христос родился через 5508 лет после сотворения мира, то разница между византийской эрой и ныне принятой у нас христианской и будет равна 5508 годам.

Так, например, если Ледовое побоище произошло по летописи в 6750 году от сотворения мира, то наше летосчисление определяет это событие в 1242 году от Рождества Христова (6750 - 5508 = 1242).

Следует иметь в виду и то, что год на Руси до 1492 года мог начинаться и в марте, и в сентябре. С 1492 года новый год на Руси начинался только с 1 сентября. Так было до реформы календаря, предпринятой Петром I.

(QSCo реформе календаря, проведенной Петром 115 декабря 1699 года, начало следующего года устанавливалось с 1 января. Причем вслед за 31 декабря 7208 года от сотворения мира наступило 1 января 1700 года от Рождества Христова, как и в большинстве европейских стран, но с поправкой на 11 дней. В XIX веке поправка составляла 12 дней, а в XX веке - 13 в сторону отставания «старого» русского стиля от стиля, принятого в большинстве европейских стран.

Это счисление времени было изменено декретом от 26 января 1918 года, когда в нашей стране календарь стал таким же, как и в большинстве стран мира.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Древняя Русь (IX-XIII вв.)

автора Коллектив авторов

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ДРЕВНЯЯ РУСЬ Гнёздово. 125 лет исследования памятника / Отв. ред. В.В. Мурашева (Труды ГИМ, № 124). М., 2001.Горский А.А. Древнерусская дружина. М., 1989.Горский А.А. Русь. ОтславянскогоРасселения до Московского государства. М.,2004. Древнерусские княжества Х-ХШ вв. М., 1975.Зайцев А.К

Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора Морозов Николай Александрович

Глава I. Насколько достоверна древняя и средневековая история Китая? Для того, чтобы мои дальнейшие выводы не были еще более неожиданны для читателя, чем «Татарское иго», я должен показать фантастичность средневековой истории Китая раньше, чем в дальнейшем обработаю

автора Ключевский Василий Осипович

Часть третья. Московская Русь XV–XVII века

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Часть вторая: Московская Русь (XIII–XVII века)

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

ДРЕВНЯЯ РУСЬ Недавно один из украинских историков заявил, что несколько тысяч лет назад на территории нынешней Украины проживали некие укры, от которых якобы и произошел украинский народ вместе с его названием. Это ж надо, до какого маразма можно дойти в

Из книги Вопросы и ответы. Часть II: История России. автора Лисицын Фёдор Викторович

Средневековая Русь ***> Мне интересно вот, что - , что в славянах такое, что их сперва в спешном порядке обратили в исходящую из Египта религию,Ой не в спешном порядке - это только у журналистов и в школьных учебниках пишут, что типа «Крещение Руси в Киеве», а так серьезные

Из книги История под знаком вопроса автора Габович Евгений Яковлевич

Традиционная древняя и средневековая история неверна Она не отражает действительного положения в относительно давнем прошлом, отстоящем от нас на 5–7 столетий, не говоря уже о еще более ранних временах. Неверна в первую очередь номенклатура исторических эпох, событий,

автора Сахаров Андрей Николаевич

РАЗДЕЛ I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 2. ДРЕВНЯЯ РУСЬ § 1. Восточно-славянские племена VIII–IX вв.Союзы племен. К тому времени, когда название «Русь» стало применяться к восточным славянам, т. е. к VIII в., их жизнь претерпела существенные изменения.В «Повести временных лет» отмечается, что накануне

Из книги Почему Древний Киев не достиг вершин Великого Древнего Новгорода автора Аверков Станислав Иванович

33. В НАЧАЛЕ XX ВЕКА ЛЬВОВСКИЙ ПРОФЕССОР М. С. ГРУШЕВСКИЙ ИЗДАЛ МНОГОТОМНИК. ЕГО ИДЕЯ – ДРЕВНЯЯ УКРАИНСКАЯ НАЦИЯ СОЗДАЛА СОБСТВЕННОЕ ДРЕВНЕЕ УКРАИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО «УКРАИНА-РУСЬ». НЕУЖЕЛИ? Торжества по поводу 1025?летия крещения Руси прошли в Киеве в июле 2013 года. В них

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

Раздел I Древняя Русь

Из книги Как бабка Ладога и отец Великий Новгород заставили хазарскую девицу Киеву быть матерью городам русским автора Аверков Станислав Иванович

1 В начале XX века Львовский профессор М.С. Грушевский издал исторический многотомник. Его идея – древняя украинская нация создала собственное древнее украинское государство «Украина-Русь». Неужели? В июле 2013 года в Киеве прошли торжества по поводу 1025-летия крещения Руси.

Из книги Где родилась Русь – в Древнем Киеве или в Древнем Великом Новгороде? автора Аверков Станислав Иванович

Глава VI В начале XX века львовский профессор М.С. Грушевский попытался в своем историческом многотомнике доказать, что киевский летописец Нестор – лжец и что древняя украинская нация создала собственное древнее украинское государство «Украина-Русь», а князь Владимир был

Славянский этнос считается молодым. задолго до его появления на планете сформировались, достигли расцвета и погибли множество государств, цивилизаций, культур. К числу древнейших относится родина стическая культура Египта и культура народов майя(4 тыс до н. э), культура острова Крит, и культура доарийской цивилизации в районе реки Инд(3 тыс до н.э).

К числу древнейших государств относится шумерское государство (3 тыс до н.э) Вавилон, Шань Инь, египетское царство(2 тыс до н.э). своеобразными вершинами своеобразия древности принято считать греческую и римскую цивилизацию (1 тыс до н. э- 1 тыс нашей э).

Ученые до сих пор спорят о происхождении славян, обсуждаются самые разные концепции и теории.

I. Миграционные теории- сторонники этих теорий считают, что славяни зародились в эпоху великого переселения народов и в результате сложных миграционных процессов сумели закрепиться на территории реки Дунай(бывшая римская провинция Норик)

II. Автохтонные – т е теории местного происхождения славян, место рождения славянского этноса называют земли к востоку от реки Эльба, западу от реки Днепр, к югу от реки Припять, к северу от реки Россь.

Большинство ученых считают, что переломным рубежом в истории славян стал 6 век наше э. именно в это время начинается славянского массива на 4 категории на славян северных и южных, западных и восточных. Восточные славяне сумели закрепиться в районе реки Днепр и постепенно распространили свое влияние до Балтийского и Черного морей. 7-8 в на э начался процесс формирования основных предпосылок для возникновения государства у восточных славя.

Государство -это система разнообразных институтов призванная обеспечить выживание,существования и развитие сообщества людей проживающих на одной территории.

Причины возникновения государства у восточных славян.

I. резкое обострение социальных противоречий внутри восточнославянских племен. Во многом связанное с началом технической революции(активным использованием железных орудий труда)

II. необходимость обеспечить безопасность той территории, которых восточные славян считали уже своими.(главное угрозу приходят с востока, хазарский каганат),(юг- византийская империя),(запад- Болгарское государство, Венгерское, Польское и др.),(север- Варяги)

III. необходимость обеспечить сосуществование восточных славян с племенами других этнических групп проживавших на территории восточно-европейской равниной.

В истории становления древнерусского государства есть несколько опорных дать

862 - предводитель наемной варяжской дружины Рюрик установил контроль над ситуацией в Новгороде.


882 – Олег объединил под своей властью земли Новгорода и Киева.

911 – один из первых руско-византийский договоров.

988 - крещение Руси Владимир 1

1019-1054 княжение Ярослава Мудрого, расцвет государства.

1097 съезд князей в Любяче(каждый держит отчину свою)

1113-1125 - княжение Владимир Мономах.

Характерные черты древнерусского государства

1)слабый государственный аппарат. Его функции не были четко определены, авторитет у населения был не очень высокий, он был очень не многочисленный. Основу государственного аппарата составляла семья великого князя и его дружина (около 1000 чел) при этом численность общерусского ополчения, которое собиралась для военных походов доходило до 50000 человек.

2) очень сложная социальная структура населения, пестрый этнический состав. К 10 веку общая численность жителей государства составляла примерно 4.5 мил человек,который принадлежали к самым разным этническим группам.

3)христианство как господствующая государственнаярелигия.

4) быстрое появление письменных законов. 11 в русская правда 3 главные редакции это кратка, пространная, сокращенная более ста списков.

5) высокий уровень развития культуры. Культура- это система материальных и духовных ценностей созданных человеком. Большинство достижений древнерусской культуры так или иначе связана с русской православной церковью (десятинная церковь, софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде) литература (слово о законе и благодати, повесть временных лет, новгородские берестяные грамоты, пословицы, лирические песни, былины)

P.S. ученые отмечают очень не высокий уровень жизни большинства жителей древнерусского государства короткая продолжительность жизни, юноша с14 считался абсолютно взрослым, а девочки 12 лет на выданье.

В 17 в профессор галльского университета Фристофор Циллариус предложил разделить мировую историю на античность, средневековье и новое время. Споры о том когда в европейских странах началась эпоха средневековья идут уже много лет и далеки от завершения (395г.- разделение римской империи на западную и восточную. 476- отречения ромула агустула. Идр.)

Сегодня под термином средние века или средневековье понимают особую историческую эпоху в развитие европейских государств. Это эпоха подразумевает ряд сущностных особенностей в жизни этих государств.

А) феодальная система землевладения.(при такой система владельцы земли феодалы или сеньеоры предоставляют своим вассалам земельные владения (феоды) за службу, на этих наделах трудятся крепостные крестьяне, которые выплачивают оброк или отрабатывают барину)

Б) система вассалитета. (это система особых иерархических отношений между феодалами в основе которой лежит принцип личной зависимости.)

В)доминирование церкви в культурной и политической жизни государстве.

Г) идеалы монашества и рыцарства.

Историю русского средневековья большинство ученых начинают с эпохи феодальной раздробленности, о причинах наступления которой есть разные точки зрения, среди главных причин феодальной раздробленности на Руси обычно называют.

I. Развитие системы феодального землевладения. (уже к 10 в эксплуатация зависимых крестьян стала более выгодна Lчем традиционный сбор дани и пошлин)= вотчины становятся массовым явлением. Владельцы вотчин были заинтересованы в том что бы создать сильную местную власть L, способную быстро и эффективно защищать из интерес.(какие итересы)

II. Бурный расцвет городов. в 10 в источники фиксируют 25 крупных русских городов которые превратились в центы политической культурной, экономической жизни, накопив большие богатства города стали вмешиваться во взаимоотношения князей нарушая традиционный порядок передачи власти.

III. Ослабления напора кочевников на востоке, которая совпала с нарастание давление на русские земли с запада.

IV. Кризис системы управления (процесс постоянного расширения территорий древнерусского государства к концу 10 в привел к своему логическому результату великий князь киевский. утратил возможность контролировать ситуацию на всей территории государства) (слабые информационные потоки); слабые транспортные коммуникации;

V. Кризис норм древнеславянской этики (падение нравственности) .

Первая смута началась в 972 г(после смерти великого князя Святослава) Яропол и Владимир.

1016 г -после смерти Владимира, Святополк и Ярослав, Борис, Глеб.

1073г после смерти Ярослава мудрого.

1093 - после смерти Всеволода.

К середине 12 в на территории бывшего древнерусского государства существовало уже 15 самостоятельных княжеств, в 13в около 50. В 14 в 250. Но одновременно с процессами распада в 12-13 вв шли процессы объединения русских земель. Новыми центрами новой русской государственности стали Галицко-волынского княжество, Влаимиро-суздальскоке княжество, новгородская земля.

Последствие феодальной раздробленности.

С одной стороны

1)стремительное развитие ремесла, с\х, торговли, в некоторых землях и княжествах.

2) оформление институтов политической власти на местах (власть стала ближе к народу).

3)расцвет средневековой русской культуры.(Успенский собор в Галиче, Дмитровский собор во Владимире, церковь покрова на Нерли.)

Но с другой стороны.

1)Уничтожение материальных и духовных ценностей в ходе усобиц.

2)гибель людей. Русские убиваю русских.

3) ослабление военного потенциала русских земель.

Монгольское нашествие.

О монгольском этносе учены знаю очень немного известно что он зародился на границе степей и пустынь центральной Азии (Байкал), известно что его становление произошло в 11- 12 вв известно что особую роль в его истории сыграл Чингисхан. Ученые спорят о причинах миграции монголов, которая началась в конце 11 в и носила очень устойчивый характер. Возможно это было связанно с поиском новых пастбищ, возможно монголы искали кротчайшие пути в богатые регионы мира, возможно движение монголов было связанно особенностями их мировоззрения.(последние море).

Первое столкновение монголов и Руси 1 мая 1223 г на р. Калка (Азовское море), несмотря на победу монгольские войска в глубь русских земель не пошли. 1235 на курултае в местечке Каракорум было принято решение о большом походе. Выдвижение войск началось 1237 г. Основные боевые действия начались 1238г. 4 марта 1238 г на реке Сить монголы разгромили войска великого князя Владимирского Юрия. было разорено 14 городов северо-восточной Руси. Но при этом Новгород разорен не был. 1239 г монголы предприняли поход на юго-западную Русь через которую ушли в восточную Европу, в это же время жителям Новгорода пришлось отразить нападение шведов(1240) устье реки Нева и немцев (1242) чудское озеро.

В середине 13 в на огромной территории от Дуная и до Алтая сформировалась государство золотая орда. Русские земли были объявлены часть этого государства. Между золотой ордой и русскими землями сложились очень не однозначные отношения. О характере этих отношений споры продолжаются до сих пор.

I. Соловьев- ордынское иго стало главной причиной замедленного развития Руси, но сути русской государственности не изменило. Аргументы: а) монголы не создали на Руси свое правящей династии. Б) в русских землях не действовали монгольские законы. В) монголы не тронули духовную основу русской государственности православие.

II. Карамзин- ордынское иго изменило суть русской государственности. Аргументы: а) во многих русских городах исчезли вечевые институты власти. Б) принципиально изменился характер взаимоотношений княжеской власти и ее окружения (на смену вассальным отношениям пришли отношения подданичества. в) резкое падение общего уровня культуры, смертная казнь, пытки, резко уменьшается число книг и грамотных людей.

III. Гумилев – ордынского ига не было, а существовал взаимно выгодный компромисс между русскими землями и золотой ордой. суть компромисса – орда получила огромные материальные и людские ресурсы Руси, Русь получила защиту от западных государств, стремившихся распространить свое влияние на территорию Руси. Монголы стимулировали торговлю русских купцов с востока вели в русскую культурную традиции восточную культуру, обновили высшие эшелоны русской знати.(Годуновы, Карамзины, Сабуровы, идр)

На рубеже 13-14 вв начался процес объединения русских земельв рамках единого государства, по сравнению с западной Европой он начался с опозданием, носил форсированный характер и прошел следующие хронологические этапы.

Киевская Русь

Становление цивилизации в Русских землях

Формирование и возвышение Московского государства

6.1. Киевская Русь

(IХ-ХIIвв.)

Образование древнерусского государства

Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX-XII вв. Киевская Русь. В отличие от других стран как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты. Одна из них - пространственная и геополитическая ситуация - Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства. В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований. Кроме того, потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка и пр., создавать сильную государственную власть и иметь значительное народное ополчение.

Ближе всех к исторической истине в освещении начальных фаз развития Руси, по-видимому, оказался один из ранних русских историков монах-летописец Нестор. В "Повести временных лет" начало формирования Киевской Руси он представляет как создание в VI в. мощного союза славянских племен в среднем Поднепровье. Этот союз принял название одного из племен - "рос", или "рус". Объединение нескольких десятков отдельных мелких лесостепных славянских племен в VIII-IX вв. превращается в супер этнос с центром в Киеве. Русь этого периода по занимаемому ареалу равнялась Византийской империи.

Далее летописец Нестор утверждает, что враждовавшие между собой племена ильменских славян, кривичей и чудь пригласили варяжского князя для наведения порядка. Князь Рюрик (?-879) якобы прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья - в Бело озере и Изборске. Варяги положили начало великокняжеской династии Рюриковичей. Со смертью Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекуном становится конунг (князь) Олег (7- 912), прозванный Вещим, После удачного похода на Киев ему удается объединить в 882 г. Новгородскую и Киевскую земли в древнерусское государство - Киевскую Русь со столицей в Киеве, по определению князя - "матерью городов русских".

Начальная нестабильность государственного объединения, стремление племен сохранить свою обособленность иногда имели трагические последствия. Так, князь Игорь (?-945) при сборе с подвластных земель традиционной дани (полюдье), потребовав значительного превышения ее размера, был убит. Княгиня Ольга, вдова Игоря, жестоко отомстив за мужа, все же. фиксировала размер дани, установив "уроки", и определила места (погосты) и сроки ее сбора. Их сын Святослав (942-972) государственную деятельность совместил со значительной полководческой. В период своего правления он присоединил земли вятичей, победил Волжскую Болгарию, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, вел успешные военные операции на Северном Кавказе и Азовском побережье, отразил натиск печенегов и пр. Но возвращаясь после похода на Византию, отряд Святослава был разбит печенегами, а сам Святослав убит.

Объединителем же всех земель восточных славян в составе Киевской Руси стал сын Святослава - Владимир (960-1015), прозванный народом "Красное Солнышко", соорудивший для укрепления границ государства от набегов многочисленных кочевников ряд пограничных крепостей.

Норманнская теория

Повествование летописца Нестора о призвании варягов на русскую землю нашло в дальнейшем довольно противоречивую интерпретацию историков.

Основоположниками норманнской теории принято считать немецких ученых-историков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера. Будучи приглашенными в Россию в период правления Анны Иоанновны и расцвета бироновщины, авторы этой "теории" и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси. Именно эта "теория" была поднята на щит фашистами в целях оправдания нападения в 1941 г. на нашу Родину и обвинения России в неспособности к самостоятельному развитию.

Между тем, государство как продукт внутреннего развития не может быть привнесено извне. Это процесс длительный и сложный. Для возникновения государственности необходимы соответствующие условия, осознание большинством членов общества потребности в ограничении родовой власти, имущественное расслоение, зарождение племенной знати, появление славянских дружин и пр.

Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у славянских князей не вызывает сомнения. Бесспорны также взаимосвязи между варягами (норманнами - от сканд. "человек севера") и Русью. Приглашенные предводители рюриковской наемной (союзной) рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции арбитров, а порою - и гражданскую власть. Вполне объяснима и понятна последующая попытка летописца в поддержку правящей династии Рюриковичей показать ее мирные, а не захватнические, насильственные истоки. Однако довольно спорным, на наш взгляд, является "аргумент" норманнистов о том, что варяжский конунг Рюрик был приглашен с братьями Синеусом и Трувором, о факте существования которых история больше ничего не сообщает. Между тем, фраза "Рюрик пришел с родственниками и дружиной" на древне шведском языке звучит так: "Рюрик пришел с синехус (свой род) и тру вор" (верная дружина).

В свою очередь, крайняя точка зрения антинорманнистов, доказывающих абсолютную самобытность славянской государственности, отрицание роли скандинавов (варягов) в политических процессах противоречит известным фактам. Смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, наконец, этническое объединение сёверорусских и южнорусских племен - (все это) характерные черты продвижения славянского общества к государству. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги (варяги), как и в Западной Европе, стимулировали этот процесс.

Общественный строй

Вместе с тем, норманнистские высказывания трудно именовать теорией. В них фактически отсутствует анализ источников, обзор известных событий. А они свидетельствуют о том, что варяги в Восточной Европе появились тогда, когда Киевское государство уже сложилось. Признать варягов создателями государственности для славян нельзя и по другим причинам. Где сколько-нибудь заметные следы влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян? На их язык, культуру? Напротив, на Руси был только русский, а не шведский язык. И договоры Х в. с Византией посольство киевского князя, включавшее, кстати, и варягов русской службы, оформлялись лишь на двух языках - русском и греческом, без следов шведской терминологии. В то же время в скандинавских сагах служба русским князьям определяется как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама Русь - страна несметных богатств. Постепенно в Киевской Руси сложилась структура управления государством, поначалу, во многом схожая с западным институтом вассалитета, включавшим понятие свободы, предоставление вассалам автономии. Так, бояре - высший слой общества - являлись вассалами князя и были обязаны служить в его войске. В то же время они оставались полными хозяевами на своей земле и имели вассалов менее знатных.

Великий князь управлял территорией при помощи.совета (Боярская дума), в который входили старшие дружинники - местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом "вето". Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но в разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом. С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов.

Основную ячейку общественного устройства Руси составляла община - замкнутая социальная система, признанная организовать все виды деятельности человека - трудовую, обрядовую, культурную. Будучи многофункциональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Свою внутреннюю жизнь община организовывала на принципах прямой демократии (выборности, коллективного принятия решений) - своего рода, вечевого идеала, фактически государственное устройство держалось на договоре между князем и народным собранием (вече). Состав вече демократический. Все взрослое мужское население шумным одобрением или возражением принимало важнейшие решения по вопросам войны и мира, распоряжалось княжеским столом (престолом), финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы, обсуждало законодательство, смещало администрацию и пр.

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). В городских центрах существовали тысяцкие - предводители военного городского ополчения. Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений. И подчинялось оно не князю, а вече. Но как практический демократический институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни русской земли.

Хозяйственная жизнь

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Византийские источники характеризуют славян как людей рослых, светлых, живущих оседло, так как они "строят дома, носят щиты и сражаются пеши".

Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному, оседлому и массовому земледелию при складывании отношений личной, экономической и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольем, что обусловливает захват общинных земель сильными людьми - происходит процесс обояривания земли.

К Х-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т.е. отцовское владение), не только

отчуждаемая (с правом купли-продажи, дарения), но и передаваемая по наследству. Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю.

Ключом к пониманию социально-экономического строя древнерусского государства может во многом служить полюдье - сбор дани со всего свободного населения ("людей"), хронологически охватывающее конец VIII - первую половину XII в., а локально и до XII в. Это была фактически наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства.

Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск, меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины, но и составляло довольно высокую долю древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или попавших в тяжёлую кабалу людей, находившие спрос на международных рынках. Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий; русские сухопутные караваны достигали Багдада по пути в Индию.

Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в "Русской Правде" - подлинном своде древнерусского феодального права. Поражая высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм "Закона Русского", "Древнейшей Правды" или "Правды Ярослава", Дополнения к "Правде Ярослава" (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.), "Правды Ярославичей" ("Правда Русской Земли", утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого), Устава Владимира Мономаха, включавшего "Устав о резах" (процентах), "Устав о закупах" и др.; "Пространной Правды".

Основной тенденцией эволюции "Русской Правды" стало постепенное расширение правовых норм от княжеского закона к среде дружины, определения штрафов за различные преступления против личности, красочного описания города до попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефеодального права, охватывавшего каждого жителя государства от княжеских дружинников и слуг, феодалов, свободных сельских общинников и горожан до холопов, челяди и не обладавших собственностью и находившихся в полном владении своего господина, фактических рабов. Степень несвободы определялась экономическим положением крестьянина: смерды, рядовичи, закупы - земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодалов, отрабатывали значительную часть времени на вотчинных землях.

В "Правде Ярославичей" нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Управлял вотчиной огнищанин - княжеский дворецкий. Княжеский подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, имелись ремесленники и ремесленницы.

Киевская Русь славилась своими городами. Неслучайно иностранцы называли ее Гардарикой - страной городов. Сначала это были крепости, политические центры. Обрастая новыми посадами, становились средоточием ремесленного производства и торговли. Еще до образования Киевской Руси города Киев, Новгород, Бело озеро, Изборск, Смоленск, Любеч, Переяславль, Чернигов и др. сложились на важнейшем водном торговом пути "из варяг в греки". В Х-ХIIbb. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др.

В Киевской Руси получили развитие более 60 видов ремесел (плотничье, гончарное, полотняное, кожевенное, кузнечное, оружейное, ювелирное и др.). Продукция ремесленников расходилась порою на десятки и сотни километров вокруг города и за рубеж.

Города приняли на себя также функции торговли и обмена. В крупнейших из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регулярная торговля на богатых и обширных базарах, постоянно проживали как иногородние, так и иноземные купцы. Особое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси приобрели внешние экономические связи. Русских купцов "рузариев" хорошо знали за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии:

договоры 907, 911, 944, 971 гг. с Византией и др. Среди пяти

важнейших магистральных торговых путей - царьградско византийский, закаспийско -багдадский, болгарский, регинсбургский и новгородско-скандинавский - наибольшее значение вначале имели первые два.

Интересно, что внутренняя торговля на Руси, особенно в XI- Х вв., носила преимущественно "меновый" характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот (кожаные деньги) и меха (куны - мех куницы). "Русская Правда" упоминает и металлические деньги. Главной счетной металлической денежной единицей служила гривна кун (слиток серебра продолговатой формы). Гривна кун подразделялась на 20 ногат, 25 кун, 50 резан и т.д. Просуществовав на древнерусском рынке до XIV в., эта денежная единица была вытеснена рублем. Чеканка своей монеты на Руси началась в Х-XI вв. Наряду с ней имели хождение и иноземные монеты.

Политическую и социально-экономическую жизнь славян древнерусского государства дополняла и жизнь духовная.

Христианизация Руси

С образованием и развитием древнерусского государства, формированием единой русской народности язычество, с его множеством божеств в каждом племени, традициями родового строя и кровной местью, человеческими жертвоприношениями и пр., перестало отвечать новым условиям общественной жизни. Предпринятые киевским князем Владимиром I (980-1015) в начале своего правления попытки несколько упорядочить обряды, поднять авторитет язычества, превратить его в единую государственную религию оказались безрезультатными. Язычество утратило былую естественность и привлекательность в восприятии человека, преодолевшего племенную узость и ограниченность.

Соседи Руси - Волжская Болгария, исповедовавшая ислам, Хазарский каганат, принявший иудейство, католический Запад и центр православия - Византия пытались обрести единоверие в лице стремительно набирающего силы Русского государства. И Владимир I на специальном Совете в Киеве, выслушав послов от соседей, принял решение - для ознакомления со всеми религиями и выбора лучшей разослать во все земли русские посольства. В результате было выбрано православное христианство, поразившее русичей пышностью убранства соборов, красотой и торжественностью служб, величием и благородством православной христианской идеи - своего рода идиллии всепрощения и бескорыстия.

Первые достоверные сведения о проникновении христианства на Русь относятся к XI в. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе и побуждавшая к этому сына Святослава. В Киеве имелись христианская община и церковь Святого Ильи. К тому же давние торговые, культурные и даже династические связи (сам Владимир Красное Солнышко был женат на сестре византийских императоров Анне) Киевской Руси и Византии сыграли в этом выборе не последнюю роль. Кстати, близкие родственные отношения правящих династий, в свою очередь, исключали вассальную зависимость молодого русского государства от византийского центра христианства.

Киевский князь Владимир, крестившийся в 988 г., принялся энергично утверждать христианство в государственном масштабе. По его приказу жители Киева были крещены в Днепре. По совету христианских священников, в основном выходцев из Болгарии и Византии, детей "лучших людей" передавали духовенству для обучения грамоте, христианским догматам и воспитанию в христианском духе. Подобные действия были осуществлены и в других землях. На севере страны, где оставались сильны языческие традиции, попытки крещения порою встречали трудности, приводили к восстаниям. Так, для покорения новгородцев потребовалась даже военная экспедиция киевлян во главе с дядей великого князя Добрыней. И на протяжении ряда последующих десятилетий и даже веков в сельских местностях существовало двоеверие - своеобразное совмещение прежних представлений о мире сверхъестественного, языческих курганов, буйных праздников родной старины с элементами христианского мировоззрения, мировосприятия.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития древнерусского государства. Оно идеологически закрепляло единство страны. Создавались условия для полноправного сотрудничества племен Восточной -Европейской равнины в политической, торговой, культурной областях с другими христианскими племенами и народностями на основе общих духовных и нравственных принципов. Крещение на Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим миром, оторвало Русь от язычества и магометанского Востока, сблизив с христианским Западом.

Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название - православие,

т.е. истинная вера. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение. Однако православие не давало стимулов для общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целей жизни стало расходиться с установкой европейского типа на преобразующую деятельность, стало тормозить развитие.

6.2. Становление цивилизации в Русских землях

(XI - XV вв.)

Феодальная раздробленность

Итак, Русь величественная и обширная все же оставалась нестабильным государственным образованием. Государственное единство поддерживалось в значительной степени военной мощью киевских князей. Период феодальной раздробленности на Руси - неизбежная ступень эволюции феодального общества, экономической основой которого служит натуральное хозяйство с его замкнутостью и обособленностью. Усиление феодальной аристократии в Новгороде, Ростове, Рязани и других землях вело к борьбе за самостоятельность. Хозяйственное развитие, рост городов также сопровождались стремлением к независимости. Уже в середине XI в. в Древней Руси стали все отчетливее обнаруживаться признаки дробления государства, а к концу века начался его распад. Владимир 1 Красное Солнышко раздал 12 своим сыновьям наделы в разных землях. Подобным образом поступали и другие князья. После его смерти наступило время усобиц, конфликтов, соперничества.

В результате этой жесткой борьбы в 1019 г. великим киевским князем стал Ярослав (ок. 978-1054), впоследствии названный Мудрым. При нем Киевская Русь достигла.пика своего могущества, была обезопасена от печенежеских набегов. В годы его княжения в Киеве возводится грандиозный 13-купольный Софийский собор, который имел ярко выраженную ступенчато-пирамидальную композицию, чем отличался от византийской архитектурной традиции, основан Печерский монастырь. Широко проводились обучение грамоте, переписка и перевод книг с греческого на русский язык, в Софийском соборе было устроено книгохранилище.

С именем Ярослава связывают составление "Русской Правды". При нем впервые в 1051 г. киевским митрополитом становится не византийский, а русский государственный деятель и писатель Илларион.

О широком международном признании Русского государства периода Ярослава Мудрого и его потомков свидетельствуют также широкие династические связи между киевским и европейскими правящими домами. Так, сам Ярослав был женат на шведской принцессе, дочь Анна была замужем за французским королем, дочь Елизавета - за венгерским королем, третья дочь Анастасия была женой норвежского короля. Его сын Всеволод стал зятем византийского императора Константина Мономаха. Поэтому внук Владимир получает прозвище Мономах. Сестра Ярослава вышла замуж за польского короля, внучка - за германского императора. Перед смертью Ярослав, призывая сыновей жить мирно, делит государство между пятью сыновьями в надежде на то, что теперь управлять государством будет не один человек, а весь княжеский род. Но усобицы не стихали, каждый из сыновей стремился завладеть Киевским княжеством, возникло множество суверенных земель- княжеств. Их число росло: к середине XII в. - 15, к началу XIII в. - уже около 50.

В период феодальной раздробленности местные князья проявили большую заботу о благополучии, культурном и хозяйственном развитии своих земель: появились новые города, заметно росли ремесло и торговля, вотчины, оставляемые по наследству, расширялись площади обрабатываемой земли, совершенствовались приемы ее обработки. Так, если в XI в. письменные источники насчитывают 60 новых городов, то в XII в. - свыше 130.

И все же такой бурный рост длился до тех пор, пока нормальное, естественное развитие не затронул фактор внешнего завоевания. В период феодальной раздробленности чрезвычайно ослаб общий военный потенциал страны. Существенно снизилась интенсивность международной торговли. Но главное - постоянные междоусобицы и возрастающее дробление владений облегчали иноземцам завоевывать русские земли.

Союз Ярославичей, сыновей Ярослава Мудрого, в ходе княжеских междоусобиц и народных волнений распадается. По инициативе князя Владимира Мономаха (1053-1125) на Любечском съезде в конце XI в. (1097) была даже признана полная самостоятельность местных феодальных центров: "... каждый содержит вотчину свою". С этого времени русская земля перестала быть совокупным владением целого рода. Владения каждой вотчины становились наследственной собственностью.

Владимир Мономах пытался сохранить и укрепить международный авторитет Руси. При нем издается "Устав Владимира Мономаха", улучшивший правовое положение купечества, упорядочивший взимание процентов ростовщиками, регламентировавший запись в холопство и институт закупничества. В период его правления была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Введена на Руси корона русских царей - шапка Мономаха. Сын Владимира Мономаха - Мстислав (1076-1132) еще некоторое время смог удерживать единство русских земель. Но затем страна окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Во второй половине XII в. Русь превращается в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем Киевским, власть которого все более ослабевала. Период феодальной раздробленности продлился с 30-х гг. XII в. до конца XV в.

Основные княжеские земли

Наиболее значительными на территории Киевской Руси, не уступающими по занимаемой территории крупным европейским государствам, стали на юго-западе-Галицко -Волынская, на северо-западе - Новгородская, на северо-востоке - Владимиро-Суздальская земли.

Подъем Галицкого княжества история связывает с именем Ярослава Осмомысла, названного так за знание восьми иностранных языков. Волынский князь Роман Мстиславович (?-1205) осуществил объединение Галицкого и Волынского княжеств (1199), захватил Киев, образовав одно из крупнейших государств Европы. Его сын Даниил (1201-1264) после длительной и ожесточенной борьбы за престол объединяет юго западную Русь и Киевскую землю, став одним из самых сильных русских князей.

Галицко -Волынское княжество, отличавшееся весьма благоприятными природно-климатическими условиями, богатством, многолюдностью и красотой городов (Галич, Владимир Волынский, Холм, Берестье (Брест), Львов, Перемышль и др.), пересекаемое важнейшими торговыми путями общеевропейского значения, оказалось весьма заманчивым для захватчиков. Сначала монголо татары, затем Великое княжество Литовское (Волынь) и Польша (Галич) лишили независимости эти земли.

Крупнейшим центром русских славян на северо-западе был Новгород. Развиваясь относительно независимо, он отличался близостью к европейскому типу развития. Весьма благоприятно

Феодальная раздробленность Руси в XII в.

на судьбе Новгорода сказалось то, что он не подвергался сильному татаро-монгольскому разграблению, хотя и платил дань. В борьбе за независимость Новгорода особенно, прославился князь Александр Невский (1220-1263), который не только отбил натиск немецко-шведской агрессии {Невская битва, Ледовое побоище - 40-е гг. XIII в.), но проявил гибкую политику, делая уступки Золотой Орде и организуя сопротивление наступлению католичества с Запада.

Развитие Новгородской республики (конец XI-XV вв.) осуществлялось, пожалуй, аналогично городам-республикам Ганзейского Союза, а также городам-республикам Италии (Венеция, Генуя, Флоренция). Она обладала громадным земельным фондом и богатейшими промыслами. Выгодное положение на перекрестке торговых путей Западная Европа - Русь-Восток-Византия. Удаленность от набегов кочевников и пр. Все это позволило сильному, богатому, корпоративно сплоченному боярству избежать монархической формы правления, установить феодальную боярскую республику. Фактическая власть принадлежала боярству, высшему духовенству и именитому купечеству. Все высшие исполнительные органы - посадники (глава правительства), тысяцкие (глава городского ополчения и судья по торговым делам), епископ (глава церкви, распорядитель казны, контролировал внешние сношения Великого Новгорода) и др. пополнялись из боярской знати. Вместе с тем высшие должностные лица были выборными. Так, к примеру, во второй половине XII в. новгородцы, как никто в русских землях, стали сами избирать себе духовного пастыря - владыку (архиепископа новгородского), что приближает республику к протестантской традиции. На этой земле, пожалуй, раньше, чем в Европе, проявились реформаторские тенденции по отношению к церкви, предвосхищая европейскую реформацию, и даже атеистические настроения. Своеобразным было и положение князя. Он не обладал полной государственной властью, не наследовал новгородскую землю, а приглашался лишь для исполнения представительских и военных функций (воин-профессионал, глава дружины). Любая попытка князя вмешаться во внутренние дела неизбежно заканчивалась его изгнанием: за 200 с небольшим лет князей побывало 58.

И все же права высшего органа власти принадлежали народному собранию - вече, обладавшему широкими полномочиями:

рассмотрение важнейших вопросов внутренней и внешней политики, приглашение князя и заключение с ним договора, избрание столь важной для Новгорода торговой политики, посадника, суд по торговым делам и пр.

На северо-востоке Руси сформировалось крупное и независимое Владимиро-Суздальское (или Ростово-Суздальское, как оно называлось сначала) княжество. Удаленность от степных кочевников на юге, ландшафтные препятствия для легкого проникновения варягов с севера, обладание верховьями водных артерий (Волга, Ока), через которые шли богатые новгородские купеческие караваны, значительная иммиграция с юга, развитая еще с XI в. сеть городов (Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Ярославль и др.) и пр. сделали это княжество богатым и могущественным. Кроме того, княжество возглавляли весьма энергичные и честолюбивые князья.

Со становлением и развитием Владимиро-Суздальского княжества связаны имена Владимира Мономаха и его сына Юрия Долгорукого (1090-1157), отличавшегося стремлением расширить свою территорию, подчинить Киев. Кроме Москвы, выстроенной им на месте боярской усадьбы и впервые упоминаемой в летописи в 1147 г., при нем создаются или укрепляются Юрьев -Польский, Дмитров, Звенигород, Переяславль, Кострома и др. В свою очередь, на долю внука Владимира Мономаха - Андрея Боголюбского (1111-1174), прозванного так за значительную опору на церковь в борьбе за власть, выпало объединение русских земель и перенос центра всей русской политической жизни из богатого боярского Ростова сначала в небольшой городок, а затем с небывалой пышностью застроенный Владимир -на- Клязьме.

Политику Андрея, погибшего в результате боярского заговора, продолжил его брат Всеволод Большое Гнездо, прозванный так за свое большое семейство. При нем произошло значительное укрепление Владимиро-Суздальского княжества, ставшего сильнейшим на Руси и одним из крупнейших феодальных государств в Европе, ядром будущего Московского государства, вновь собравшего Русь в XV в. Всеволод оказывал влияние на политику Новгорода, получил богатый удел на Киевщине. Почти полностью распоряжался Рязанским княжеством и т.д. Завершив борьбу с боярами, окончательно установил в княжестве монархию. К этому времени опорой княжеской власти все больше становится дворянство. Его составляли служилые, военные, дворовые люди, прислуга, зависящие от князя и получавшие от него землю во

временное владение (поместье), денежно-натуральную плату или право сбора княжеских доходов. Экономический подъем Владимиро-Суздальского княжества некоторое время продолжался и при сыновьях Всеволода. Однако этот процесс был прерван в 1238 г. нашествием монголо -татар.

Следует отметить, что Европа также не избежала распада раннесредневековых государств, раздробленности и локальных войн. Затем здесь получил развитие процесс образования национальных государств светского типа (см. гл. 5), существующих и до сих пор. Пожалуй, и Древняя Русь, пройдя полосу распада, могла прийти к аналогичному результату. И здесь могло сложиться национальное государство, сформироваться единый народ. Но этого не произошло. И хотя, как и в Европе, в истории Руси переломным стал XIII в., но для Европы он явился временем начала активного продвижения по пути прогрессивного типа развития, а для нашего государства судьба оказалась иной.

Борьба с монголо - татарскими

Политическая раздробленность, постоянные княжеские усобицы облегчили осуществление широкомасштабных планов монголотатар, начатое вождем монгольских племен князем Темучином (Темуджином), получившим имя Чингисхана (великого хана) - владыки мира (ок. 1155-1227). Монголы обрушились на Северный Китай, покорили Сибирь, вторглись в Хорезм, Северный Иран и другие земли и стали продвигаться к русским землям. Чингисхан показал себя не только умелым и жестоким полководцем, но и незаурядным правителем.

Монголы вели кочевой образ жизни, имели невиданное по тем временам конное войско с прекрасной организацией и железной дисциплиной, с единым командованием. Хорошо вооруженные луками и острыми саблями, одетые в шлемы и панцири из тюленей кожи, легко передвигающиеся на быстрых конях, они были почти неуязвимы для стрел. Была использована даже высочайшая для того времени китайская военная техника.

Уже в первом крупном столкновении в приазовских степях на р. Капке (1223) объединенные русские силы и половцы не смогли противостоять четко организованным и спаянным в единое целое монголам, где каждый десяток был связан круговой порукой (за вину одного наказывались все). Кроме того, выявились серьезные разногласия между русскими князьями; отсутствовала поддержка со стороны могущественных князей Киева и Владимира. Впервые Русь понесла столь тяжелый урон - полегло девять десятых объединенных сил, но и татаромонголы обессилели, они не могли двигаться вперед и повернули назад.

В 1237 г., возвратившись из степей под предводительством внука Чингисхана Батыя (1208-1255), завоеватели пересекли Волгу и вторглись в пределы Руси. Были разграблены и сожжены Рязань, Владимир, Суздаль, Москва, разорены южные русские земли (Черниговская, Киевская, Галицко-Волынская и др.) В течение февраля 1238 г. было разрушено 14 русских городов. В 1241 г. монголы вторглись и в Европу, опустошая Польшу, Венгрию, Чехию, Балканы, и вышли к границам Италии и Германии. Но, потеряв значительные силы на русской земле, не решаясь оставить русских в тылу, Батый вернулся в Поволжье, где сформировал могущественную Золотую Орду (1242).

Защитники Русского отечества оказывали невиданное, героическое, самоотверженное и упорное сопротивление. Однако разрозненные силы, отсутствие единого командования, недостаточная укрепленность городов, ополчение, составляющее основную массу русского войска и состоящее из городских и сельских работников, и по численности, и по вооружению, и боевым качествам и навыкам уступающее воинственным кочевникам, - все это стало причиной страшного бедствия для Руси. Ущерб, нанесенный Золотой Ордой, был колоссальным: десятки разрушенных городов, множество уничтоженных или угнанных в рабство людей, значительный ордынский выход (ежегодная дань Орде), который собирали военные отряды во главе с баскаками по специально проведенной переписи, прерванные связи с Европой и т.д. И все же разрозненная, обезлюдевшая, пришедшая в упадок русская земля не только сохранила свою государственность, но, как справедливо заметил А.С. Пушкин, "... растерзанная и обескровленная остановила монголо-татарское нашествие на краю Европы", спасла европейскую цивилизацию.

Тяжелые испытания не смогли не сказаться на будущем Руси. Возможно, именно 250-летнее монголо-татарское иго определило то "азиатское начало", которое затем обернулось для России тяжелым крепостным правом и лютым самодержавием, фактически монголо - татары сломали российскую историческую судьбу и стимулировали иную.

6.3. Формирование и возвышение Московского государства

(ХIII - XV вв.)

Особенности возникновения

Монголо-татарское иго обескровило Русскую землю ослабило ее не только экономически, затормозилась и политическая жизнь. В условиях замедленного до предела экономического развития преодолеть феодальную раздробленность, добиться формирования национального государства, подобного западному аналогу, было довольно трудно. Характер русской истории все заметнее стал отличаться от европейского. На Руси для создания сильного единого государства потребовалась огромная централизация власти, приобретавшая все более деспотические, жестокие черты. Почти все население страны было втянуто в становление крепостнических отношений.

К концу XIII в. разоренную Русскую землю составляли десятки удельных княжеств, которые с каждым новым поколением князей продолжали дробиться. Шла ожесточенная борьба между князьями за великокняжеский владимирский престол, стремившимися получить ярлык (грамоту) на княжение от ордынского хана. Особенно острое соперничество разгорелось между потомками Александра Невского - князьями Тверского и Московского уделов. Внук Александра Невского, московский князь Иван Данилович (? -1341), получивший прозвище Калига (кошель для денег), сумел устранить не без помощи Орды соперника. Тверь была сожжена, а княжество разорено. Отказавшись от баскачества (баскак - монгольский сборщик дани), Орда теперь доверила ее сбор московскому князю.

Итак, великое княжение владимирское окончательно перешло к московским князьям. Утаивая часть "ордынского выхода", Иван Калита, а затем и его сыновья-преемники значительно усилили мощь своего княжества. Расширили и его территорию, где покупая, а где и захватывая землю силой. Почувствовав уверенность в своих силах, внук Ивана Калиты московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389),прозванный Донским, во главе русской рати в 1380 г. на Куликовом поле у впадения реки Непрядвы в Дон разгромил ордынцев Мамая (?- 1380). Мамай после этого поражения надеялся собрать новое войско для похода на Русь. Но по возвращении в Орду был свергнут, бежал в Крым и там был убит. Победа русских на Куликовом поле была серьезным началом изгнания монгол -татар.

Становление Московского централизованного государства

Начатый первыми московскими князьями процесс собирания земель и укрепления своей власти активно продолжался. И после многолетней тяжелой борьбы между князьями Москва необратимо превращается в политический центр раздробленных русских земель, в столицу нарождающегося мощного государства, размеры которого потрясали воображение современников.

Иван III (1440-1505) присоединяет Новгород (1478), отменив вече и посадив своего наместника. За этим последовали особенно важная в политическом отношении Тверская земля и Вятка. Осторожный и расчетливый политик Иван III сумел завершить изгнание ордынцев долгим "стоянием" на реке Угре (приток Оки). И в ноябре 1480 г. ордынское иго закончилось. Перед Иваном III стояли задачи объединения русских земель вокруг Москвы и централизация великокняжеской власти.

Наряду с расширением территории и борьбой за независимость московские князья ставили перед собой задачи укрепления хозяйства, создания сильной системы управления и большого войска. В этот период они расширяют практику пожалования своим служилым людям поместий. В отличие от вотчин эти земли оставались государственной собственностью и давались во временное пользование только на период службы, особенно военной. При Иване III был принят Судебник (1497), положивший начало прикрепления крестьян к земле. Теперь крестьянин мог перейти от одного помещика к другому лишь единожды в году (за неделю до и неделю после Юрьева дня - 26 ноября) при условии уплаты пожилого - компенсации землевладельцу за утрату рабочих рук.

Начинает налаживаться система органов центрального управления. Она включала казну (финансовые, внешнеполитические и другие общегосударственные дела), дворцы (управление из центра вновь присоединенными землями), наместников (назначаемых из центра правителей уездов) и пр. Московские князья принимали меры к укреплению своей власти. Все стороны государственной жизни подчинялись специально разработанному торжественному ритуалу.

Длительный процесс собирания раздробленных русских земель в единое государство завершался. Иван III принял титул Великого князя Всея Руси. Он имел печать великого государя, на одной стороне которой был изображен двуглавый орел, на другой - всадник, дерущийся с драконом, и надпись вокруг: "Иоанн, Божией милостью господарь всея Руси". Москва стала центром большого русского централизованного государства. Она объявляется преемницей Византии и центром православия. Идея союза княжеской власти с христианским миром воплотилась в философию: "Москва-третий Рим".

Итак, Киевская Русь (IX-ХII вв.) - общество военной демократии, страна торговли и городов - самым активным образом включалась в европейские дела. Это в сущности раннесредневековое общество, в котором лично свободные люди являлись преобладающей социальной категорией.

Однако с середины XII в. здесь усилились центробежные силы, что привело к феодальной раздробленности Киевской Руси: она распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств. Этот фактор обусловил ослабление оборонной мощи государства, Русь подверглась вторжению иноземных завоевателей (шведов, литовцев, немцев) и в начале XIII в. была порабощена Золотой Ордой.

Длительное монголо-татарское иго оттеснило Русь, задержало ее развитие на два-три столетия, возможно, и обусловило евроазиатское россиянство.

Во второй половине XIII-XIV вв. московские князья начали процесс собирания земель и укрепления своей власти, который проходил в трудных условиях противостояния золото ордынцам, а также преодоления сепаратизма удельных князей. Он сопровождался выдвижением на историческую арену Руси нового сословия - военно-служилого дворянства (помещиков) в качестве социальной опоры великокняжеской власти и утверждением поместной системы землевладения. Этот процесс завершился образованием на рубеже XV-XVI вв. мощного государства, потребовавшего жесткой централизации власти. Прогрессивный процесс формирования единого государства сопровождался постепенным закрепощением крестьян в законодательном порядке.

Вопросы для самопроверки

1. Что определило формирование древнерусского государства?

2. Дайте свою точку зрения на проблемы феодальной раздробленности на Руси.

3. Какое влияние оказала монголо-татарская и шведско-немецкая агрессия на дальнейшую историю Руси?

4. Каковы основные этапы и результаты образования Московского централизованного государства?