Основные мотивы лирики А.Блока. сочинение

О, я хочу безумно жить:

Все сущее - увековечить,

Безличное - очеловечить,

Несбывшееся - воплотить!

Творчество Александра Блока - великого поэта начала XX века - одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.

Что же привлекает меня в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем - все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него “лирической величиной”, и эта “величина” была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.

Крайне существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их ослепительном свете, - и тема Родины становится в творчестве Блока основной и главнейшей. Одно из самых \"примечательных его стихотворений, написанных в дни революции 1905 года и вдохновленных ею, - “Осенняя воля”. В этом стихотворении, за которым последует и огромный по своему внутреннему значению и художественному совершенству цикл “Родина”, глубоко сказались те переживания и раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.

Вся та же, прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли открылась поэту в самой неприметной для “иноплеменного взора” равнине, не поражающей ни яркими цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и передал поэт в своем стихотворении:

Выхожу я в путь, открытый взорам,

Ветер гнет упругие кусты,

Битый камень лег по косогорам,

Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,

Обнажила кладбища земли,

Но густых рябин в проезжих селах

Красный цвет зареет издали...

Казалось бы, все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих “мокрых долах”, но в них поэт увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным, молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое, хватающее за сердце - и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил, по-новому возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли:

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

Перед ним возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит пропадающий вдали путь. Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей “Осенней воле”:

Запою ли про свою удачу,

Как я молодость сгубил в хмелю...

Над печалью нив моих заплачу,

Твой простор навеки полюблю...

Чувством, опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к матери. Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого солнца, и пусть этот подвиг стоит сыну всей жизни - сердце матери переполняет “золотая радость”, ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней:

Сын не забыл родную мать:

Сын воротился умирать.

Его лирика стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и - сколько бы сам ни смеялся над этим - каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому он и создает свой первый цикл - “Стихи о Прекрасной Даме”. Прекрасная Дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой - служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.

Надежды на пришествие “вечной женственности” свидетельствуют о неудовлетворенности Блока действительностью:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...

Прекрасная Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то “Девой, Зарей”, то “Женой, облеченной в солнце”, и это к ней взывает поэт в чаянии времен, предреченных в старинных и священных книгах:

Тебе, чей Сумрак был так ярок,

Приподними небесных арок

Все опускающийся свод.

Сама любовь собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности - такими, как бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека премудрость, - все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне “в теле нетленном на землю идет”.

Даже когда лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном, ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. “Единство с миром” - этот мотив, общий для всей лирики Блока, - необычайно важно для понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки непосредственного отклика на то или иное событие.

Поэт, исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе - все это составляет содержание того “романа в стихах”, каким и является лирика Блока, взятая в целом:

Благословляю все, что было,

Я лучшей доли не искал.

О сердце, сколько ты любило!

О разум, сколько ты пылал!

Пускай и счастие, и муки

Свой горький положили след,

Но в страстной буре, в долгой скуке -

Я не утратил прежний свет...

Когда поэт по-настоящему талантлив, его поэзия всеохватывающая и очень тяжело вычленить главные темы его творчества. Так и с поэзией А. Блока. Как символист в раннем творчестве он рассматривает три темы: Жизнь, Смерть, Бог. В том или ином виде эти темы интерпретируются в разные периоды творчества и возникают то в туманных образах-символах цикла «Стихи о Прекрасной Даме», то в иронических строках поздних стихов. Типичными образами-символами раннего Блока были звезда, весна, туманы, ветер, полумгла, тени и сны. Все это, употреблено в метафорическом смысле, становилось символами, с помощью которых поэт познает вечную тайну жизни. Но после синих туманов раннего творчества приходят романтическое восхищение сугубо земными чертами жизни. Так появляется Незнакомка - воплощение Женственности, доступной не только Душе Мира, а и реальной женщине.

Интересно, что и Родину А. Блок изображает именно как женщину. Так в стихах «Русь», «Россия», «На поле Куликовом» встречаем образ России-Женщины, Росси-жены. Родина для него надежда и утеха. Он верит в ее жизнестойкость, как верит в стойкость и мужество русской женщины, способной любить безрассудно, прощать великодушно и достойно терпеть жизненные испытания. Так тема Родины переплетается с вечными темами Жизни, Смерти, Бога.

Так же много говорит Блок о любви как основе бытия. Поэт возражает грубому вмешательству в поэзию любви любых расчетов, любовь - это стихия, это буря. Не случайно именно этими образами-символами передана она у Блока. С образами любви связаны поиски гармонии в жизни поэта. Проблемы морали в обществе решаются через поиски единства с миром. Раздвоенность, поиски равновесия приводят временами к печальным выводам: «Что счастья не нужно было, что сей несбыточной мечты и на полжизни не хватило». Однако связь с миром найдена. И в поздних стихах А. Блока снова решаются вопрос о смысле бытия, о Жизни, Смерти и Боге. Эти темы вечные, в каких бы образах они не возникали в творчестве А. Блока.

«Ведь тема моя, я знаю теперь это твердо, без всяких сомнений - живая, реальная тема; она не только больше меня, она больше всех нас и она всеобщая наша тема… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».

Александр Александрович Блок полностью, целиком, безмерно любил Россию, отдавал ей душу как любимой женщине. Его жизнь навеки переплелась с Родиной, он приносил ей в жертву частичку себя, а она исцеляла его душу своим «целительным пространством».

Блок видел Россию такой, какой ее видел Гоголь - надоблачной и прекрасной. Она - дитя Гоголя, его творение. «Она открылась ему в красоте и музыке, в свисте ветра и в полете сумасбродной тройки», - писал А.А. Блок в статье «Дитя Гоголя». В эту же самую тройку и садится поэт, в ней он летит безграничными полями, размытыми и грязными путями России. И по дороге Блок видит то, что сжимает его сердце - убогость и униженность Отечества.

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Душа поэта голая, так как голая страна. «Это - стройный танец России, которой уже незачем терять; все тело свое она подарила миру и теперь, свободно бросив руки на ветер, пошла в танец по всему своему бесцельном раздолье», - писал Блок в статье «безвременье». И именно бесцельным раздольем лечит Россия человека. Надо полюбить ее, «надо поездить по России», - писал перед смертью Гоголь.

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю…

Приюти ты в далях необъятных!

Нас и жить и плакать без тебя.

А.А. Блок создал свою собственную заповедь любви: «Если только полюбит россиянин Россию - полюбит и все, что есть в России. Без болезней и страданий, которые в таком количестве накопились в ней и в которых виновны мы сами, не ощутил бы никто из нас сострадание к ней. А сострадание уже является началом любви…» Блок жил любовью к России, и это придавало ему сил.

В поэзии Блока звучит пророческое предсказание и ощущение судьбы Отечества в прошлом. Огромное значение имеют стихи «скифы» и «На поле Куликовом». Стихотворение «Русь» пропитано магическими и сказочными мотивами. Перед нами возникает такая Русь, какой ее создал Гоголь, полная обрядов и тайн. Россия для Блока - это особая страна, обреченная перенести ужасы и унижение, но полу победительницей. Ключ к победе А.А. Блок видел в революции, в ней, как он считал, высокие идеалы. Он рассматривал революцию как стихию, способную переменить мир. Но этого не произошло, и поэта мечта развеялась, как наваждение, оставив в душе лишь горький осадок надежд, которые не оправдались.

«Отечество - это жизнь или смерть, счастье или гибель». Жизнь по такому принципу для Блока - не фанатизм, а отменило полного преданность России. Поэт верил, что настанет время, когда на страну упадет луч солнца, и она заиграет всеми цветами радуги. Сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, только мы можем выбирать между жизнью и смертью и тем самым определять свою судьбу.

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока по литературе

на тему:

«А.А. Блок. Мотивы лирики».

Екатерина

Александровна,

Учитель русского

Языка и литературы

МОУ Гимназия №56»

П. Красково

Тема урока

А.А.Блок. Мотивы лирики.

Цели урока:

Образовательные

  1. Выявить основные мотивы лирики Блока.
  2. Через творчество познакомиться с биографией автора.

Развивающие

  1. Способствовать

Формированию у учащихся навыков поисково-исследовательской деятельности,

Расширению кругозора за счёт приобретённых умений и навыков,

2) Закрепить навык

По систематизации материала,

Участия в дискуссии,

Совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями,

Обоснованно выражать своё мнение, отстаивать его,

Совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст.

Воспитательные

Способствовать нравственно-эстетическому воспитанию личности:

Воспитать внимание к слову, формировать интерес к лирике Блока,

Формировать представление о вечных ценностях,

Воспитывать любовь к Родине,

Воспитывать высокое отношение к женщине.

Технологии:

Проектная технология,

Технология опережающего обучения,

Технология группового обучения,

Блочно-модульная технология,

Технология исследовательского обучения.

Межпредметные связи:

История,

Музыка,

Живопись,

Кино,

Философия,

Психология.

Оборудование:

Портрет Блока,

Репродукции картин русских художников,

Фрагменты из художественного фильма «Есенин»,

Запись стихотворения Блока «Незнакомка» в исполнении

Ярцевой,

Схемы, опорные конспекты,

Компьютер и мультимедийная доска.

Предварительно ребята получили задание к уроку: самостоятельно ознакомиться со стихотворениями Блока, его дневниковыми записями, письмами, статьями. На основе своих наблюдений, разбившись на группы, ученики должны были разработать проекты по темам:

1) «Стихи о Прекрасной Даме».

2) Цикл «Город».

3) Тема Родины в поэзии Блока.

4) В чём истоки патриотизма лирики Блока?

План урока

  1. Слово учителя
  2. Проверка домашнего задания:

Проект «Стихи о Прекрасной Даме»,

Беседа по проекту «Город»

3) Новый материал (нравственная мысль стихотворения «Незнакомка»

4) Проверка домашнего задания:

Проект «Родина в лирике Блока»,

Беседа по проекту «В чём истоки патриотизма лирики Блока?»

5) Итоги урока:

Образы,

Мотивы,

6) Домашнее задание

А.А. Блок. Мотивы лирики.

Слово учителя

Когда под забором в крапиве

Несчастные кости сгниют,

Какой-нибудь поздний историк

Напишет внушительный труд…

Вот только замучит проклятый,

Ни в чём неповинных ребят

Годами рожденья и смерти

И ворохом скверных цитат…

Печальная доля – так сложно,

Так трудно мучительно жить,

И стать достояньем доцента,

И критиков новых плодить…

Зарыться бы в снежном бурьяне,

Забыться бы сном навсегда!

Молчите, проклятые книги!

Я вас не писал никогда.

Поэтому говорить о личности Блока, о его судьбе мы будем немного нетрадиционно: не от биографии к творчеству , а через творчество к биографии . Опираться будем на произведения, дневники, статьи, письма.

Тема сегодняшнего урока: «А.А.Блок. Мотивы лирики». А значит, цель занятия – выяснить, каково мироощущение автора, что его волновало, какие мотивы являются главными в его творчестве.

Начинаем знакомство с поэтом. Кстати, о знакомстве с этим человеком мечтали многие: поклонники, начинающие авторы. Давайте посмотрим, как произошла первая встреча Блока и Есенина.

Проследите, каким предстаёт А.А. Блок во фрагменте из художественного фильма «Есенин»?

(Блок представлен интеллигентным, серьёзным, задумчивым.

Кажется, что он разочарован в жизни, умеет разглядеть талант, достойно оценить его. Блок деликатен, рассудителен, пессимистичен)

Это 1915 год. Блок задумчив, пессимистичен. Всегда ли он был таким? В блоковедении высказываются разные мнения. Мы проведём своё исследование. Перенесёмся в далёкий 1901 год. В это время Блок создаёт цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

Давайте выясним, каковы мотивы его лирики этого периода? Каково мироощущение Блока?

Но сначала с помощью толкового словаря уточним значение слова «мотив».

(Мотив – составная часть сюжета или тема в произведении искусства.)

Итак, смотрим проект «Стихи о Прекрасной Даме», выясняем, какие темы волнуют автора, какие образы возникают в его творчестве?

(Выступление учеников: читаются стихи из цикла «Стихи о Прекрасной Даме», даётся характеристика поэзии этого периода, делается вывод о мироощущении автора.)

Вопрос выступившей группе

Всё ли вам было понятно в стихотворениях цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?

(Многое непонятно)

Почему Блок в этот период пишет непонятно? Как вы считаете?

(Во-первых, Блок посвящает стихи таинственному, непостижимому, то есть мечте. Во-вторых, Блок в это время увлечён мистикой. Поэтому так много непонятного в стихотворениях этого цикла.)

Вопрос классу

Какие образы являются главными в цикле стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме»?

(Это образы природы, женщины, мечты, реальности, общества, города.)

Город у Блока. Это конкретный город или город вообще?

(Это Петербург)

В какие тона раскрашивает Блок Петербург? В каких стихотворениях?

(В стихотворениях 1901 – 1902 года Петербург окрашен в светлые тона, в цикле «Город» - в мрачные тона.)

Как вы считаете, Петербург для Блока друг или враг? Аргументируйте свой ответ.

(У Блока противоречивое отношение к Петербургу. С одной стороны, это друг (здесь происходили встречи с Л.Д.Менделеевой, автор называет город «милым другом», окрашивает его в светлые тона), с другой стороны, Петербург – воплощение зла. Об этом свидетельствуют мрачные тона, страшные существа, карлики, живущие в городе, кровь на мостовой.)

Один из учеников, работавших над проектом «Город» читает стихотворение наизусть.

Как вы думаете, почему в этом стихотворении картина мира совсем не похожа на картину мира в «Стихах о Прекрасной Даме»?

(Во-первых, это стихотворение написано в 1908 году и входит в цикл «Город», во-вторых, автор показывает не мечту, а реальное капиталистическое общество, в-третьих, если Прекрасная Дама – добро, значит, есть и воплощение зла.)

Давайте послушаем ещё одно стихотворение Блока «Незнакомка» в исполнении Ярцевой.

Какие образы мы видим в нём? К какому циклу , на ваш взгляд, принадлежит это стихотворение? Аргументируйте свой ответ.

(Возникают образы города, женщины-незнакомки. Незнакомка показана таинственной, загадочной. Это сближает её с Прекрасной Дамой. Но при описании города используются мрачные тона, обращают на себя внимание такие детали:

- «тлетворный дух»,

- «детский плач»,

- «кривится диск»,

- «пьяное чудовище».

Это свидетельствует о том, что, скорее всего, стихотворение входит в цикл «Город»)

Безусловно, каждый из вас представил свою Незнакомку. Возможно, она такая (на доске – иллюстрация к стихотворению).

Незнакомка таинственна, загадочна. Мы ничего не знаем о её жизни, о её судьбе, но можем предположить, счастлива ли она?

(Вряд ли. Не может женщина быть счастливой в таком городе, в таком обществе.)

В стихотворении «Незнакомка» заложена в высшей степени нравственная мысль : если в обществе женщина несчастна, если она унижена, оболгана, обманута, то унижена и обманута вся нация. Поэтому судьба женщины является для Блока символом судьбы самой России.

Только ли у Блока женщина – символ судьбы России?

(Нет. Подобные мотивы встречаются у Некрасова.)

Давайте посмотрим ещё один проект «Родина в лирике Блока».

(Выступление учеников: характеристика стихотворений о Родине, чтение произведений наизусть, представление видеоматериалов).

Вопрос классу

Какие образы возникают в произведениях Блока о Родине?

Есть ли у вас дополнения? Какие биографические сведения подтверждают любовь Блока к Родине?

(1.После революции Блок перестал писать. Он признавался, что «задыхается». Но несмотря ни на что не только не выехал за границу, но и раздражённо относился к тем эмигрантам, которые осуждали Россию.

2. Блок считал, что нельзя оставлять Родину в трудные для неё времена.

3.У Блока с Родиной была очень крепкая кровная связь. Будучи смертельно больным, Блок так и не выехал на лечение за границу. Сначала очень долго оформлялись документы на выезд. Как только они были оформлены – Блока не стало. Получается Родина-жена не отпустила.)

Как вы думаете, в чём истоки патриотизма Блока?

(Патриотизм – это любовь к Родине. Родина для Блока сначала Шахматово, позднее Родина – вся Россия.

Любовь формируется в результате эстетического воздействия (источник – природа) и нравственного воспитания (источник – семья).

Природа, Родина – слова одного корня. Они дают жизнь человеку, творческие силы поэту. И действительно, настали тяжёлые для Родины времена, и подорваны силы поэта. Уже в 1919 году современники говорили о Блоке: «Мёртвый поэт», - а в 1921…

Фрагмент из художественного фильма «Есенин»

Что стоит за фразой Есенина? Как вы её понимаете?

Почему стихотворения Блока близки и понятны современникам независимо от возраста, происхождения?

(1. Блок продолжает традиции русской литературы 19 века. Он пишет о том, что волнует любого человека:

О любви,

О Родине,

О женщине,

О России,

О революции.

2. Блок – символист, а символ – окно в бесконечность, он допускает несколько истолкований, а читатель становится соавтором.)

Итак, мы пришли к выводу, что основными мотивами лирики Блока являются темы любви, Родины, города, революции.

Мотивы одни, а ощущения? Психологи в этом случае опираются на специальные тесты, важным для них является цвет. Используем эту технологию. Что о мировосприятии Блока говорит цветопись?

Какие цвета использует Блок в начале своего творчества и в конце?

(В начале творчества – белый, лиловый, лазурный, золотой, серебряный, розовый. В конце творчества – чёрный, тусклый, свинцовый, оловянный. Таким образом, цветовая гамма меняется. Это ясно отражает мироощущение поэта.)

В начале урока звучал вопрос: «Всегда ли Блок был пессимистичным, замкнутым?»

Опираясь на наше исследование, напишите эссе «Каким я представляю Блока?»


Выдающийся русский поэт Александр Александрович Блок (1880-1921) еще за жизнь став кумиром и символистов, и акмеистов, и всех дальнейших поколений русских поэтов.

В начале его поэтического пути наиболее близким ему был мистический романтизм творчества Василия Жуковского. Этот "певец природы" своими стихами учил юного поэта чистоте и приподнятости чувств, познанию красоты окружающего мира, единению с Богом, вере в возможность проникновения за пределы земного. Далекий от теоретических философских доктрин, поэзии романтизма А. Блок был подготовлен к восприятию базовых принципов искусства символизма.

Уроки Жуковского не прошли напрасно: выпестованные им "острые мистические и романтические переживания" приковали внимание Блока в 1901 г. к творчеству поэта и философа Владимира Соловьёва, который был признанным "духовным отцом" младшего поколения русских символистов (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и т.п.). Идейной основой его учения была мечта о царстве божественной власти, которая возникает из современного мира, который погряз во зле и грехах. Он может быть спасен Мировой Душой, Вечной Женственностью, которая возникает своеобразным синтезом гармонии, красоты, добра, духовной сущностью всего живого, новой богоматерью. Эта соловьёвская тема является центральной в ранних стихах Блока, которые вошли в его первый сборник "Стихи о Прекрасной Даме" (1904). Хотя в основу стихов было положено настоящее живое чувство любви к невесте, со временем - жене поэта - Л. Д. Менделеевой, лирическая тема, освещенная в духе соловьёвского идеала, приобретает звучание темы священной любви. О. Блок разворачивает тезис о том, что в личной любви обнаруживается любовь мировая, а любовь к вселенной осознается через любовь к женщине. Поэтому конкретный образ перекрывают абстрактные фигуры Вечно Юной Жены, Госпожи Вселенной и т.п.. Поэт преклоняется перед Прекрасной Дамой - олицетворением вечной красоты и гармонии. В "Стихах о Прекрасной Даме", вне сомнения, присутствуют признаки символизма. Платоновская идея противопоставления двух миров - земного, темного и безрадостного, и далекого, неизвестного и прекрасного, святость приподнятых неземных идеалов лирического героя, его подвел к ним, решительный разрыв с окружающей жизнью, культ Красоты - важнейшие черты этого художественного направления, нашли яркое воплощение в раннем творчестве Блока.

Уже в первых произведениях оказались основные признаки поэтической манеры Блока: музыкально-песенный строй, тяготение к звуковойи цветовой выразительности, метафоричность языка, сложная структура образа - все то, что теоретики символизма называли импрессионистическим элементом , считая его важной составной эстетики символизма. Все это определило успех первой книги Блока. Как и большинство символистов, Блок был убежден: все, что происходит на земле - лишь отражения, знак, "тень" того, что существует в других, духовных мирах. Соответственно, слова, язык оказываются для него "знаками знаков", "тенями теней". В их "земных" значениях всегда просматривает "небесное" и "вечное". Все значения блоковских символов иногда очень тяжело перечесть, и это - важная черта его поэтики. Художник убежден, что в символе всегда должно оставаться что-то "непостижимое", "тайное", чего нельзя передать ни научным, ни бытовым языком. Однако для блоковского символа характерно и другое: каким бы многозначным он не был, в нем всегда сохраняется и его первый - земной и конкретный - смысл, яркая эмоциональная, окраска, непосредственность восприятия и чувств.



Еще в ранних стихах поэта можно было заметить такие черты, как напряженность лирического чувства, страстность и исповедальность . В этом состояла основа будущих завоеваний Блока как поэта: неудержимого максимализма и неизменной искренности . Вместе с тем последний раздел сборника содержал такие стихи, как "Из газет", "Фабрика" и др., которые свидетельствовали о появлении гражданских настроений.

Если "Стихи о Прекрасной Даме" понравились, прежде всего, символистам, то вторая книга стихов "Неожиданная радость " (1907) сделала его имени популярным в широких читательских кругах . К этому сборнику вошли стихи 1904-1906 гг. и среди них такие шедевры, как "Незнакомка", "Девушка пела в церковном хоре...", "Осенняя воля" и т.п.. Книга свидетельствовала о высшем уровне мастерства Блока, звуковая магия его поэзии пленяла читателей. Существенным образом изменилась и тематика его лирики. Герой Блока выступал уже не как монах-отшельник, а как житель шумных городских улиц , который жадно вглядывается в жизнь. В сборнике поэт высказал свое отношение к социальным проблемам , духовной атмосфере общества. В его сознании углубился разрыв между романтической мечтой и действительностью . Эти стихи поэта отобразили впечатления от событий революции 1905-1907 гг., "свидетелем которых был поэт. А стихотворение "Осенняя воля" став первым воплощением темы родины, России в творчестве Блока. Поэт интуитивно открыл в этой теме наиболее дорогое и интимное для него.

Поражение первой русской революции решающим образом сказалось не только на судьбы всей поэтической школы символизма, а и на личной судьбе каждого из его сторонников. Отличительная черта блоковского творчества послереволюционных лет - укрепление гражданской позиции. 1906-1907 гг. были периодом переоценки ценностей.

В этот период изменяется понимание Блоком сущности художественного творчества, назначение художника и роли искусства в жизни общества . Если в ранних циклах стихов лирический герой Блока представал отшельником, рыцарем Прекрасной Дамы, индивидуалистом, то со временем он заговорил об обязанности художника перед эпохой, перед народом. Изменение общественных взглядов Блока отразилось и в его творчестве. В центре его лирики - герой, ищущий крепких связей с другими людьми, осознающий зависимость своей судьбы от общей судьбы народа. Цикл "свободные мысли" из сборника "Земля в снегу" (1908), в особенности стихи "О смерти" и "В северном море", проявляет тенденцию к демократизации творчества этого поэта, которое отображается в состоянии духа лирического героя, в мироощущении, и в конце концов, в лирическом строе языка автора.

Тем не менее, чувство уныния, опустошенности, осложненные личными мотивами, наполняют строки его стихов . Началось осознание окружающей действительности как "страшного мира ", который уродует и губит Человека. Родившаяся в романтизме, традиционная для классической литературы тема столкновения с миром зла и насилия нашла в А. Блоке гениального продолжателя. Психологическую драму личности и философию бытия Блок сосредоточивает в историко-социальной сфере, ощущая прежде всего социальные нелады. С одной стороны, он стремится к изменению общества, а с другой - его пугают упадок духовности, стихия жестокости, которые все большее охватывали страну (цикл "На поле Куликовом" (1909)). В его поэзии тех лет возникает образ лирического героя, человека кризисной эпохи , который утратил веру в старые ценности, считая их погибшими, потерянными навсегда, и не обрел новых. Болью и горечью за истерзанные судьбы, проклятием жесткому страшному миру, поисками спасительных точек опоры в разрушенном мироздании и хмурой безысходностью и найденной надеждой, верой в будущее наполняются стихи Блока этих лет. Те, что вошли в циклы "Снеговая маска", "Страшный мир" "Танцы смерти", "Искупление", справедливо считаются лучшими из того, что было написано Блоком в период расцвета и зрелости его таланта.

Тема гибели человека в страшном мире Блоком была освещена значительно шире и глубже, чем его предшественниками, тем не менее, на вершине звучания этой темы - важный для понимания всего творчества Блока мотив преодоления зла. Это, прежде всего, проявилось в теме родины, России, в теме обретения новой судьбы блоковским героем, который стремится преодолеть пропасть между народом и той частью интеллигенции, к которой он принадлежал. В 1907-1916 гг. был создан цикл стихов "Родина", где осмысливаются пути развития Росси, образ которой возникает то привлекательно-сказочным, преисполненным волшебной силы, то ужасно-кровавым, вызывая тревогу за будущее.

Можно сказать, что галерея женских образов-символов в лирике Блока, в конце концов, находит свое органическое продолжение и логическое завершение: Прекрасная Дама - Незнакомка - Снежная Маска - Фаина - Кармен - Россия. Тем не менее, сам поэт настаивал на потом, что каждый следующий образ является не просто преобразованием предшествующего, а, прежде всего, воплощением нового типа мировоззрения автора на очередном этапе его творческого становления.

Поэзия А. Блока - своеобразное зеркало, в котором отразились надежды, разочарования и драматизм эпохи конца XІХ - начала XX ст. Символическая насыщенность романтическая приподнятость и реалистическая конкретность помогли писателю открыть сложный и многогранный образ мира.

БОУ « Самсоновская средняя общеобразовательнвя школа» Омская область, Тарского района

Темы и образы ранней лирики А. Блока.

«Стихи о Прекрасной Даме»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Гапеева Раиса Николаевн


Александр

Александрович

Блок

1880 - 1921


  • познакомиться с особенностями ранней лирики поэта;
  • знать особенности поэтики А. Блока на основе произведений, вошедших в сборник “Стихи о Прекрасной Даме”;

- развивать ассоциативное мышление и навыки анализа поэтического текста.


Бегут неверные дневные тени. Высок и внятен колокольный зов. Озарены церковные ступени, Их камень жив - и ждет твоих шагов. Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь, Одетый страшной святостью веков, И, может быть, цветок весны уронишь Здесь, в этой мгле, у строгих образов. Растут невнятно розовые тени, Высок и внятен колокольный зов, Ложится мгла на старые ступени.... Я озарен - я жду твоих шагов.


2. Какое слово можно было бы добавить?

3. Кто избирал Дам сердца и в какие времена?


Символизм это литературно-художественное направление начала 20 века, считавшее целью искусства постижение мирового единства через символы при помощи интуиции.

Символисты не принимали окружающего мира и стремились создать картину мира идеального.


Владимир Соловьёв – поэт, критик и философ, живший в конце 19 века. Особенностью его философских взглядов было стремление выразить принадлежность человека к двум мирам – земному и божественному. В поэзии эта идея выражалась символами «Вечной Женственности», «Души Мира» и т.д.


А. Блок с женой Л.Д. Менделеевой (1903)

Любовь Дмитриевна Менделеева (1898)




Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди - на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Все шесть лет об одном:

с 1898 по 1904-й,

Блок посвятил теме любви

687 стихотворений!


3. Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Можем ли мы выделить конкретные, земные черты облика героини ?

4. Как лирический герой именует Ту, которой посвящает это стихотворение ?

5. Называя Прекрасную Даму такими эпитетами, с каким образом сравнивает герой Прекрасную Даму?


1. Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Каково настроение этого произведения?

2. Каким предстает лирический герой стихотворения? Каково его внутреннее состояние?

3. Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Появляются ли, земные черты облика героини?

4. Какие «человеческие» черты можно найти в стихотворении?


  • Что нового появляется в психологическом состоянии лирического героя данного стихотворения?
  • Чем, по-вашему, объясняется страх героя?

Название

Особенности

«Вхожу я в темные храмы»

Год написания

«Я, отрок, зажигаю свечи»

Наличие конкретных черт в образе

«Предчувствую Тебя»

Восприятие Прекрасной Дамы лирическим героем (основной мотив)

Мотив оптимистического ожидания Прекрасной Дамы, образ которой сливается с образом Богоматери. Прекрасная Дама – это «сон» мечта, идеал, она недосягаема. Герой очарован и дрожит в ожидании встречи.

Прекрасная Дама кажется уже вполне земной, приобретает некоторые черты. И хотя она продолжает оставаться такой же недосягаемой, но поэт искренне верит в возможность её земного воплощения.

Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её. Появляется мотив тоски, страха, тревоги. Поэт боится, что Её «привычные черты» вдруг изменятся, он не узнает своего идеала, и его мечты окажутся лишь сном.


  • Как А. Блок изображает чувство любви?
  • Какую эволюцию проходит образ Прекрасной Дамы?

Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.


Домашнее задание:

выучить стихотворение А.Блока наизусть