Парламентские выборы во Франции: Макрон опять побеждает. На парламентских выборах во франции лидирует партия макрона Парламентские выборы во франции

Нижняя палата парламента — Национальное Собрание, верхняя палата — Сенат.

Национальное Собрание состоит из 577 депутатов, избираемых путем прямого всеобщего голосования. Срок депутатских полномочий — пять лет.

Право участвовать в выборах имеют граждане Франции, достигшие 18 лет до первого тура голосования, не ограниченные в гражданских и политических правах и зарегистрированные в качестве избирателя. Иностранцы (граждане Европейского Союза и третьих стран) не имеет права голосовать на парламентских выборах .

Право быть избранным в парламент имеют граждане Франции, достигшие 18 лет , имеющие право голоса, прошедшие военную службу в вооруженных силах.

Требования к кандидатам в заместители депутатов аналогичны требованиям к кандидатам в депутаты.

Кандидат в депутаты может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе. Запрещено регистрироваться в качестве кандидата в депутаты в одном округе и заместителя депутата — в другом.

Единой централизованной системы постоянно действующих органов не существует. На федеральном уровне в организации выборов участвуют Конституционный совет, осуществляющий общее наблюдение за выборами. Также организация выборов на национальном уровне находится в ведении МВД Франции. МВД Франции обеспечивает организационное, правовое регулирование выборов, сбор результатов выборов и их представление СМИ и общественности. Департамент по заморским территориям МВД Франции обслуживает зарубежных избирателей.

Ряд комиссий, таких как Комиссия по контролю за голосованием, Комиссия по предвыборной агитации, Национальная счетная комиссия, Высший совет по электронным средствам массовой информации, осуществляют контроль на общенациональном уровне за ходом выборов по профильным направлениям своей деятельности. На более низких уровнях в организации выборов участвуют магистраты, фиксирующие нарушения избирательного права, и представители исполнительной власти на местах — мэры и мэрии. Низовой структурой, организующей выборы, являются участковые избирательные комиссии (УИК).

Депутаты избираются по мажоритарной системе абсолютного большинства в одномандатных округах. Франция делится на 577 избирательных округов, население каждого избирательного округа составляет в среднем 125 тысяч человек. Избирательные округа делятся следующим образом: 539 — в метрополии, 19 — в заморских департаментах, 8 — в общинах за рубежом и 11, охватывающих французских граждан за рубежом.

Избирательная компания начинается за 20 дней до дня голосования.

Финансирование избирательной кампании кандидата со стороны юридических лиц, за исключением политических партий или групп, запрещено. Пожертвование физического лица не может превышать 4600 евро . Все пожертвования на сумму более 150 евро должны быть оплачены чеком, переводом, кредитной или дебетовой картой.

Выборы в парламент проводятся по воскресеньям.

Для отдельных категорий граждан возможно голосование по доверенности .

Депутаты избираются в два тура.

Для избрания в первом туре необходимо получить абсолютное большинство голосов избирателей, но не менее 25% от общего числа зарегистрированных в избирательном округе избирателей.

Если никто из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов, то через неделю проводится второй тур. До участия во втором туре допускаются кандидаты, набравшие не менее 12,5% голосов от числа избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре необходимо получить относительное большинство голосов, при этом при равенстве полученных голосов, избранным считается старший по возрасту кандидат .

Сенат — верхняя палата парламента — состоит из 348 членов, которые избираются косвенными выборами на 6 лет .
Выборы членов Сената проводятся создаваемыми в департаментах коллегиями, включающими депутатов Национального Собрания, членов Советов департаментов и регионов, делегатов от муниципальных советов и др.

Каждые три годы половина сенаторов обновляется .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Эммануэль Макрон. Иллюстрация: Pcsu.ru

Во Франции в минувшее воскресенье состоялся второй тур парламентских выборов. Особенности французской избирательной системы привели к тому, что в первом туре определились всего четыре кандидата из 577 необходимых. Поэтому для окончательного результата, как обычно, потребовался второй тур. Он и определил окончательную картину.

Выборы прошли спустя месяц после президентских выборов, на которых президентом Франции был избран «внепартийный центрист» Эммануэль Макрон . Парламентские выборы должны были подтвердить «мандат доверия» гражданского общества Макрону, и они это сделали. В ЕС еще в начале этого года открыто опасались, что Франция может стать жертвой популизма и евроскептики. В итоге, популизм победил, но с другим знаком и совсем с другого направления, с которого его в ЕС совсем не ждали. Успех Макрона и его партии - «Вперед, Республика!» (La République En Marche!, REM), которой год назад не существовало даже в проекте, по-видимому, уже скоро станет классическим примером перехвата негативных процессов и управления ими в нужном направлении. Стремительный подъем «Вперед, Республики» свидетельствует о популистском импульсе на выборах 2017 года во Франции.

Партия Макрона достаточно легко завоевала абсолютное большинство в нижней палате французского парламента - Национальном собрании. В итоге парламентские выборы 2017 года изменили весь политический ландшафт Франции. Но произошло это не так, как в близких Франции европейских странах Средиземноморья. Разрушение классической либеральной системы, состоящей из левого и правого центра, пошло не путем роста новых левых и правых партий, а через подъем быстро сконструированного центра, опирающегося на харизматическую фигуру. Разочарование французских избирателей левым центром не привело, как раньше, к классическому повороту их к правому центру. Вместо этого, избиратели бросились в объятия Макрона - «нового центра», хотя он и оставался «темной лошадкой» французской политики.

Сейчас этот массивный «новый центр» - макроновская партия и ее союзница MoDem Франсуа Байрау возвышается над политической равниной Франции. Из традиционных партий только одна - правоцентристская партия «Республиканцы» составляет этому «новому центру» отчетливую оппозицию со стороны классического правого центра. Левый центр - Французская социалистическая партия (ФСП) из-за предшествующей невнятной политики президента Франсуа Олланда потерпела совершеннейший крах на прошедших парламентских выборах. Она потеряла девяносто процентов (!) мандатов в сравнении с предшествующим составом Национального собрания. ФСП с абсолютного большинства в Национальном собрании скатилась с 331 мест до 44. Генеральный секретарь ФСП Жан Кристоф Камбаделис вынужден был немедленно уйти в отставку. Камбаделис не сумел даже пройти в своем округе во второй тур парламентских выборов.

По краям от «нового центра» и традиционных левоцентристов и правоцентристов во французском «Национальном собрании» обосновались не имеющие значения из-за их величины группы «новых левых» и «новых правых». Французские реалии 2017 года отличаются от картины в Испании и Греции. Присутствие правых националистов из «Национального фронта» (FN) Марин Ле Пен в новом составе французского парламента не выглядит уверенным. Полученных мандатов недостаточно, чтобы депутаты от FN создали свою собственную парламентскую группу. Правда, лидера «Национального фронта» Марин Ле Пен первый раз и с четвертой попытки избрали во французский парламент. Свое нынешнее отягощенное скандалом место в Европейском парламенте она сменит на кресло в Национальном собрании Франции. Аналогичным образом поступит и лидер «новых левых» евродепутат Жан-Люк Меланшон , победивший в одном из округов Марселя. В отличие от «новых правых», «новые левые» - движение Меланшона «Непокоренная Франция» (FI) и избранная десятка депутатов от Французской коммунистической партии будут иметь свою депутатскую группу в Национальном собрании.

Общая схема французской политики после состоявшегося во Франции второго тура парламентских выборов выглядит следующим образом:

За президентский «новый центр» (партии La République En Marche! (REM) Эммануэля Макрона и MoDem Франсуа Байрау) во втором туре проголосовали 8,992 млн голосов избирателей (49,12%). В Национальном собрании он имеет 350 депутатов (60,66%).

За правый центр (партию «Республиканцы» и ее союзников) во втором туре проголосовали 4,898 млн голосов избирателей (26,95%). Он имеет 137 депутатов (23,74%).

За левый центр (ФСП и ее союзников) во втором туре проголосовали 1,361 млн голосов избирателей (7,49%). Он имеет 44 депутатов (7,63%).

За «новых левых» («Непокорная Франция» (La France insoumise - FI) Меланшона и ФКП) во втором туре проголосовали 1,101 млн голосов избирателей (6,06%). Он имеет 27 депутатов (4,68%).

За «новых правых» - за «Национальный фронт» (FN) Ле Пен во втором туре проголосовали 1,59 млн голосов избирателей (8,75%). FN имеет 8 депутатов (1,39%).

Теперь прокомментируем ее. Пока что мы отчетливо наблюдаем крах левого центра. За него проголосовало примерно столько же избирателей, сколько за «новых левых». Правый центр на выборах 2017 года потерял менее половины мест в Национальном собрании. Это тяжело, но терпимо. Суммарное голосование избирателей во втором туре демонстрирует отчетливый сдвиг к «новому центру» Макрона. Но несмотря на это, правоцентристская политика сохраняет свой потенциал в глазах избирателей, судя по суммарному голосованию. Не трудно заметить, что «новый центр» Макрона массивом своих избирателей вместе с традиционным правым центром создают очевидный уклон в пользу индивидуализма и либерально-буржуазных ценностей.

Но на фоне внешне уверенной победы, мандат, выданный избирателями Макрону, выглядит сомнительным из-за рекордно низкой для Пятой республики явки избирателей во втором туре - около 42,64%, чем сразу же воспользовались критики Макрона справа и слева. Аналогичным образом явка была низкой и в первом туре парламентских выборов - 48,7%. На участки не пришло более половины избирателей. Это не является хорошим знаком для Макрона. Можно сказать: Франция дала ему парламентское большинство, но без особого энтузиазма. Абсентеизм ставит под сомнение основы демократии во Франции в кризисный ее момент.

Однако выясняется, что уклонение от участия в голосовании не затронуло «новый центр» Макрона и традиционный «правый центр» партии «Республиканцы». Во втором туре за партию Макрона, ее союзницу MoDem и правый центр «Республиканцев» проголосовали больше избирателей, чем в первом туре. Поэтому от абсентеизма во втором туре пострадали главным образом фланги: левые партии: социалисты (-0,5 млн), FI Меланшона (-1,5 млн), ФКП (-0,4 тыс), и правые из FN. Около половины избирателей (-1,4 млн), голосовавших за «Национальный фронт» Ле Пен в первом туре, не пришли на голосование во втором туре. Но при этом во втором туре за FN проголосовало более полуторамиллионов избирателей - т. е. в два раза больше, чем за партию Меланшона. Из-за конкуренции в округах и низкого качества кандидатов от «Национального фронта» «новые правые» получили всего 8 мест, а партия Меланшона - 17. Марин Ле Пен объявила свою партию «единственной силой» в избранном парламенте, которая будет сопротивляться «растворению Франции». Однако «сопротивляться» собственно и нечем. Максимум возможностей FN на выборах 2017 года показывает то, что его кандидаты вышли во второй тур в 122 округах, что, на самом деле, очень хорошо для такой партии с ее репутацией. Просто FN нуждается в упорной работе в округах в промежутке между выборами, чтобы побеждать общую тенденцию объединения всех против его кандидата во втором туре. И потом FN нужно добиваться еще и того, чтобы голосовавшие в первом туре за его кандидатов обязательно приходили на второй тур. И шире, голосовавшие за кандидата FN на президентских выборах должны голосовать за партийных кандидатов от FN на парламентских. Без выполнения всех этих требований FN обречен и дальше получать на следующих выборах обязательно «сапоги всмятку».

Что касается «новых левых», то их успех на фоне падения ФСП очевиден. Со своей фракцией в новом Национальном собрании Меланшон сможет бросить вызов французским социалистам в соревновании за право представления перед французскими избирателями левой политики. И потом Меланшон уже заявил, что из-за рекордно низкой явки на выборах у будущего правительства «нет легитимности для проведения госпереворота в социальной сфере». Меланшон обещает, что «ни пяди социальных завоеваний» «новые левые» «не отдадут без борьбы». Он явно рассчитывает на широкое взаимодействие в противостоянии Макрону вне стен французского парламента.

Еще один итог французских парламентских выборов: за счет в основном депутатов «нового центра» состав нижней палаты французского парламента в значительной степени обновился. Несколько видных представителей социалистов, в том числе, четверка, служивая министрами в предыдущем правительстве, потеряли свои места в новом Национальном собрании. Видный член партии «Республиканцы» Натали Костюшко-Моризет проиграла кандидату от партии Макрона в своем округе в Париже. Бывший премьер Мануэль Вальс с трудом выиграл переизбрание в своем округе, набрав на 139 голосов больше своего основного конкурента. Последний собирается добиваться пересчета голосов.

Впервые в новом созыве Национального собрания начнут работу 431 новый депутат из 577. Около половины новых депутатов от партии Макрона не имеют публичной известности. Среди них можно встретить: математика, бывшего тореадора и провинциальных борцов с мнимой или настоящей коррупцией. По этому внешнему признаку французский «новый центр» Макрона поразительно нам напоминает фракцию «Пяти звезд» Беппе Грилло в итальянском парламенте. Насколько работоспособны будут эти люди в Национальном собрании? Но главное - чтобы они присутствовали на голосованиях и голосовали, как от них потребует президент и премьер.

А еще в новый французский парламент было избрано рекордное количество женщин - 223, или 38,65% от всех депутатов. Причем наибольшее число депутатов-женщин наблюдается как раз среди новых центристов и левых.

Премьер-министр и лидер макроновской партии Эдуар Филипп объявил, что Франция получила «президента и правительство честного большинства». Победа на выборах «обязывает» правительство, полагает Филипп. Он и правительство, назначенные ранее Макроном, в соответствии с традицией, сейчас уйдут в отставку с тем, чтобы президент назначил новое правительство из их числа. Каких-либо важных изменений в сравнении с предшествующим составом не ожидается, и Филипп останется премьером.

Новое Национальное Собрание соберется 27 июня 2017 года. 4 июля оно проголосует за вотум доверия новому правительству, назначенному Макроном. Каких-либо сюрпризов здесь также не ожидается. Дальше возникают вопросы. Макрон обещал начать уже этим летом самую болезненную из реформ - реформу на рынке труда. Реформа трудового законодательства упростит найм и увольнение сотрудников, распространит практику краткосрочных контрактов без обязательств работодателя при увольнении. Реформы на рынке труда могут стимулировать громкие уличные протесты, организованные влиятельными во Франции профсоюзами. Эти протесты вполне предсказуемы. Под вопросом остается только их размах. Поэтому, скорее всего, обсуждение реформы трудового законодательства начнется этим летом, но какие-то решения по реформе трудового законодательства пойдут только осенью.

В целом, Макрон стоит перед трудной задачей. Сейчас его персональный рейтинг составляет 62%. Но низкая явка на парламентских выборах указывает на то, что Макрону еще предстоит убедить большинство французских избирателей в том, что его идеи и законодательные акты улучшат их жизнь. Макрон - это политический новичок, у которого, как выяснилось, слишком хорошо получаются электоральные чудеса. Далее доверие к нему зависит от успеха или провала экономической программы, которую примет и станет выполнять его правительство. На практике же, это означает вновь, что от Макрона ждут дальнейших чудес.

Первейшими проблемами Франции остаются крайне медленный экономический рост и хроническая безработица. Реальный рост экономики Франции на протяжении последних десяти лет - это один процент ежегодно. Этого мало. Зарегистрированная безработица на протяжении последних семи лет застыла на уровне около десяти процентов. Только пять стран ЕС - Греция, Испания, Италия, Хорватия и Кипр - имеют более высокий уровень безработицы, чем Франция. Уровень безработицы среди французской молодежи составляет 26%, что выше аналогичного показателя по ЕС - 19,6%. Государственные расходы во Франции составляют 57% ВВП при среднем показателе по ЕС 47%. Национальный долг Франции не сокращается, но медленно растет и достиг к 2017 году величины около 96% от годового ВВП. В 2016 году расходы французского бюджета на € 78 млрд превысили доходы. Предписанные Брюсселем нормы бюджетной экономии не выполнялись при президенте Олланде. Это вызывает острые нарекания со стороны Еврокомиссии и споры со стороны Парижа.

Стратегической целью Макрона должно стать повышение экономического роста хотя бы до двух процентов в год. Сокращение безработицы к концу его президентского срока должно снизить ее уровень до 7%. На этом пути улучшений Макрону предстоит пройти по грани: сократить налоги в интересах крупного и среднего бизнеса и не потерять при этом доходы бюджета. Конкретно Макрон планирует сократить корпоративный налог с 33% до 25%, уменьшить налог на заработную плату, уволить 120 тыс государственных служащих, но при этом уменьшить безработицу. Сокращение налогов не обязательно приведет сразу же к увеличению доходов бюджета. В конечном счете Макрон должен найти устойчивое равновесие между сокращением налогов и сокращением бюджетных расходов. В этом и будет заключаться его «новое чудо», которое от него ждут французы. Макрон должен достаточно быстро представить им позитивные результаты, иначе его авторитет падет так быстро, как он возрос. Очевидно, что до конца 2017 года станет ясно, какое направление получит президентство Макрона: вверх или вниз. Пока что успех слишком явно сопутствовал ему.


Социалисты и республиканцы признают свою неудачу, подводит итог выборам Le Figaro . Несмотря на то, что правоцентристы остаются второй силой в парламенте, это можно считать беспрецедентным поражением. По сравнению с предыдущим собранием они теряют 95 мест. А правительство левых полностью уничтожено, получив 44 мандата вместо прежних 302.

После парламентских выборов этого года 75% Национального собрания обновляется, это исторический рекорд, пишет Le Monde . Макрон получает очень комфортное большинство для проведения обещанных реформ. Еще один рекорд этих выборов - в парламент избраны 223 женщины, в прошлом собрании их было 155, напоминает издание.

Большинство Макрона оказалось не таким подавляющим, как это предсказывали некоторые аналитики, отмечает немецкая Frankfurter Allgemeine . Распределение мест в Национальном собрании открывает возможность для реальной оппозиции. Однако плохая новость заключается в том, что французы все больше воздерживаются от участия в выборах, и это вызывает тревогу, заключает издание.

Ультраправые получили восемь мест, подчеркивает немецкая Bild . А их лидер Марин Ле Пен впервые избрана в Национальное собрание Франции. Партия выиграла в своем избирательном округе на севере Франции и представила такой результат как успех. Но последователи разочарованы. Они надеялись на большее количество мест в собрании после поражения Ле Пен на президентских выборах.

Эмманюэль Макрон укрепил свою власть после того, как французские избиратели дали его юной партии абсолютное большинство в парламенте, пишет британская The Times . Эти выборы завершили разгром старого политического порядка. Главная парламентская оппозиция - правоцентристы - потеряли почти половину мест. В партии заявили, что это «конец целой эпохи».

Лидер социалистов Жан-Кристоф Камбаделис признал поражение своей партии, но отметил, что абсолютное большинство Макрона не соответствует экономическим и социальным реалиям Франции. Низкая явка бросает тень на победу Макрона, пишет The New York Times . Она показывает безразличное отношение французов к обещаниям Макрона. Вполне возможно, что ему будет непросто провести задуманные реформы. «Такой процент явки свидетельствует, что рабочий класс больше не хочет принимать участия в политических процессах», - цитирует издание французского социолога.

Эммануэль Макрон находится в шаге от того, чтобы сделать свою победу на президентских выборах окончательной. 7 мая за него проголосовало более 60% французов — это исключительно высокий результат, который дает новому президенту серьезный кредит доверия. Однако это лишь часть пути, который он должен пройти для того, чтобы получить реальную власть в стране.

Политическая система Пятой республики устроена так, что президент не может эффективно управлять, не имея прочного парламентского большинства. Предыдущий опыт показал: доминирование оппозиции в нижней палате превращает его в номинальную фигуру.

Фактическая власть в этом случае переходит в руки премьер-министра, а президент, по конституции обладающий значительными полномочиями, становится республиканским аналогом английской королевы. Это явно не тот сценарий, на который рассчитывал Макрон, собираясь занять Елисейский дворец.

Новый президент — старая оппозиция

Макрон не скрывает, что у него большие планы: обновление всей политической жизни страны, полная ротация элит, перестройка французской экономики. Чтобы воплотить их в жизнь, нужна прочная опора в парламенте. Оставшись «хромой уткой», Макрон быстро стал бы мишенью острой критики едва ли не со всех сторон. Подчеркнутая внепартийность нового президента — это не только преимущество, которое оценили избиратели, но и его слабая сторона: по итогам выборов 7 мая против него оказались настроены едва ли не все основные политические силы страны, перешедшие в разряд оппозиции.

Макрону, таким образом, жизненно важен контроль над парламентом. Для его оппонентов столь же принципиально этого не допустить. Нынешняя кампания по выборам во французский парламент отличается удивительным единодушием почти всех участвующих в ней партий — не допустить победы президентской партии «Вперед, республика!».

Главным оружием оппозиции стала незамысловатая формула — никакой концентрации власти в одних руках. Она объединила столь разные силы, как левацкая «Непокоренная Франция» и респектабельная правоцентристская партия «Республиканцы».

Дело в том, что рутина предвыборных программ, предусматривающих повышение или понижение налогов, ужесточение или либерализацию иммиграционной политики, отступила на второй план перед главными лозунгами — «Победитель берет все!» и «Они не пройдут!». «Вперед, республика!» фактически не сформулировала никакой ясной платформы. Ее основной посыл избирателям — дать большинство президенту для того, чтобы он мог трудиться на благо Франции. У ее оппонентов зеркальная позиция: любой ценой подрезать Макрону крылья.

Системный «изгой»

Все это до предела задрало ставки первого тура парламентских выборов. Цифры показывают, что президентской партии удалось одержать важную победу. Треть голосов избирателей за политическую силу, которой всего полтора года от роду, — это, безусловно, успех. Старые партии потерпели серьезное поражение.

Социалисты продолжили свое пике, начатое провальной президентской кампанией. Их ключевые лидеры провалились уже в первом туре, и им придется оставить депутатские кресла. Правоцентристы со своими 20% голосов могут вдвое сократить свое присутствие в нижней палате.

Арифметика тут приблизительная. Во Франции существует мажоритарная избирательная система. Партийных списков нет, на выборы идет конкретный кандидат в конкретном избирательном округе. По сути, в стране проходят не одни выборы, а 577 отдельных голосований. Во второй тур проходят лишь те, кто смог набрать больше 12,5% голосов, после чего начинается важнейшая часть действа — формирование блоков и обмен электоральной поддержкой.

В результате часто выигрывает отнюдь не тот, кто имеет наибольший личный рейтинг, а тот, кого удалось «протащить» основным политическим силам. Такая система не всегда выглядит демократичной, но она эффективно отсекает изгоев.

В частности, именно благодаря ей «Национальный фронт», лидер которого Марин Ле Пен является одним из наиболее популярных политиков в стране, в прошлом составе нижней палаты парламента имел фракцию всего из двух депутатов.

Макрон считается плотью от плоти европейского истеблишмента. Он был министром экономики при предыдущем президенте Франсуа Олланде и хорошо знает властные элиты Франции. Назвать «несистемным» политиком его нельзя. Однако его популистская предвыборная кампания без опоры на старые партии, бесспорно, сделала Макрона далеко не самым типичным президентом в истории современной Франции.

У макронистов есть все шансы завоевать по итогам второго тура более 400 мест в Национальной ассамблее. Это будет большим успехом молодого президента и даст ему все карты в руки.

Однако Франция — это страна непредсказуемых политических виражей. 11 июня на избирательные участки не явилось более половины французов, имеющих право голоса. Это рекордный показатель в истории Пятой республики.

Если эта тенденция повторится и во втором туре, то по легитимности пропрезидентского большинства будет нанесен мощный удар. Здесь впору вспомнить и о том, что еще в мае 61% французов не хотели, чтобы Макрон имел большинство в парламенте. Президенту еще предстоит понять, что делать с этой реальностью.