План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13» г. Канаш

Конспект ООД

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«Звуковая культура речи: звук «Ш»»

для детей средней группы 4-5 лет

Воспитатель:

Яковлева Зоя Валериевна

Канаш - 2016

Тема: « Звуковая культура речи: звук «Ш»»

Программное содержание: Учить правильно произносить звук «Ш» в слогах и словах, согласовывать существительные с числительными, находить слова со звуком [ш]. Закреплять представления детей о речевых звуках. Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать связную речь, координацию речи с движением, слуховое внимание, фонематическое восприятие. Воспитывать умение слушать других.

Предварительная работа: артикуляционная гимнастика для речевого дыхания, дидактические игры «Поймай звук», «Найди звук «Ш», «Маленькое – большое», разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки.

Материал: презентация «Путешествие с мышкой», карточки с заданиями, аудиозаписи: звук ветра, логопедическое упражнение «Игра на пианино».

Методические приемы: организационный момент, игровой сюжет, беседа, динамическая пауза, обращение к личному опыту, использование яркой наглядности, ИКТ; смена статического положения, звуковое оформление, сюрпризный момент, рефлексия.

ХОД ООД:

Дети стоят около стульев.

C воспитателем имитируют движения.

Воспитатель вместе с детьми:

Утром встали малыши, (руки поднимают)

В детский садик свой пришли, (шагают на месте)

Гости здесь у нас с утра, (разводят в сторону).

Вам мы рады, как всегда. (руки вперед вытянули)

Воспитатель: - Поздоровайтесь, друзья!

Дети: - Здравствуйте!

ВОСПИТАТЕЛЬ: - К нам в группу сегодня утром залетел шарик (показывает) . Мне кажется, что этот шарик прилетел не просто так. Ребята, давайте, вспомним, какая песенка у шарика?

ДЕТИ: Ш-Ш-Ш

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Да, мы сегодня с вами будем продолжать учиться красиво произносить звук «Ш».

Ребята, давайте вспомним:

Как шипит змея?

Как шумит ветерок?

Да, правильно, ребята. При произнесении звука «Ш» - язык у нас чашечкой, зубы сжаты, а губы округлены. Звук «Ш» - согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит, и звук «Ш» всегда твердый.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, вы не заметили, а на шарике висит конверт. Может, это письмо от кого-нибудь? Давайте мы ее откроем. А в этом конверте, посмотри-ка, … какая-то картинка. Что это? (воспитатель показывает на домик)

ДЕТИ: - Домик.

Слайд №1

ВОСПИТАТЕЛЬ: - В этом домике живет мышонок по имени «Шалунишка». Мышонок приглашает Вас к себе в гости, но предупреждает, что приготовил для Вас разные испытания, с которыми мы должны справиться. А в конце испытаний наш ждет необычный сюрприз. Ну что примем приглашение мышонка?

ДЕТИ: -Да.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - А, чтоб попасть к мышонку в гости нужно сказать волшебные слова.

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы немножко покружимся,

И у мышонка очутимся.

Слайд №2

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мышонок нас приглашает на большое болото. Посмотрите, как здесь много камышей. Подул ветерочек и камыши зашумели. А шумят камыши - вот так:

Ша-шу-ша

Шо-ши-шо

Ребята, как шумят камыши?

(Дети повторяют слоги, четко проговаривая звук [Ш],

сначала все вместе, потом индивидуально)

Ребята, а отгадайте загадку и узнайте кто живет в болоте.

Скачет зверушка-

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Кто это?

ДЕТИ: ЛЯГУШКА.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Правильно, лягушка. Посчитайте сколько их сидит в болоте?

Слайд №3, 4, 5, 6,7)

(по очереди считают лягушек – одна лягушка, две лягушки, три лягушки, четыре лягушат, пять лягушек)

Слайд №8

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мышонок предлагает нам поиграть в одну игру. Спряталась она в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Повторите как шуршит Мышонок?

ДЕТИ: Ш-Ш-Ш

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давайте посмотрим и пошуршим вместе с мышкой. Я буду начинать слово, а вы с мышонком пошуршите погромче, чтобы его докончить.

Каранда… Малы… Камы… Ланды…

(Воспитатель показывает картинки,

А дети договаривают последний звук)

Слайд №9

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, Мышонок хочет Вам рассказать странные истории, послушайте их, пожалуйста, и подумайте может ли такое быть. И помогите исправить эти предложения.

Мышка ловит кошку.

Машина едет на дедушке.

Шляпка носит Наташу.

Слайд №10

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, мы немножечко устали, давайте с вами отдохнем, и сделаем разминку перед следующим заданием Мышонка!

Много разных звуков окружают нас,

Даже если тихо в комнате сейчас.

Мы сейчас, ребята, дружно

Будем звуки издавать.

(Выполняют движения по тексту стихотворения)

Будем глазками моргать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем ножками мы топать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем звонко, звонко хлопать:

Раз, два, три, четыре, пять.

А потом будем молчать.

Слайд №11

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, Мышонок живет один. И ему очень сильно хочется найти себе друзей. Но, ребята, Мышонок хочет дружить с теми, у кого в названии есть звук «Ш». Давайте ему поможем. Выберем тех животных в друзья мышонку, в названии которых есть звук [Ш]. Кто же хочет подружиться с Мышонком?

(всех перечисляют по очереди: кошка, бабочка, лягушка, мишка, собака)

(Дети называют слова четко проговаривая звук [Ш]: кошка, мишка, лягушка)

Слайд №12

ВОСПИТАТЕЛЬ: - А, теперь Мышонок приготовил для Вас загадки.

(Дети отгадывают загадки, четко проговаривая в словах звук [Ш])

  1. Носит яркий гребешок

Наш веселый …

ДЕТИ: Петушок.

  1. Рисует дружно малыши,

У них в руках …

ДЕТИ: Уши.

  1. Вот бежит малышка

Серенькая …

ДЕТИ: Мышка.

  1. Зашуршали тихо шины –

Это едет к нам ….

ДЕТИ: Машина

Слайд №13

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мышонок хочет с вами поиграть. Игра называется «Поймай звук». Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [ш].

с, ш, щ, ш, ж, с, з, ц, с, ш, ш, ж, ш

Слайд №14

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушайте их и спойте вместе с мышкой.

ШИ-ШИ-ШИ-ШИ

КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ

ШО-ШО-ШО-ШО

МОЙТЕ РУКИ ХОРОШО

ШУ-ШУ-ШУ-ШУ

Я К СТОЛУ ВАС ПРИГЛАШУ

ША-ША-ША-ША

БУДЕМ КУШАТЬ НЕ СПЕША

(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки, ударяя пальчиком в воздухе под звуковую композицию)

Слайд №15

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, а кто мне подскажет, какое сейчас время года? Правильно, зима. И следующее задание от Мышонка – сходить в магазин и купить ему зимнюю одежду. Посмотрите внимательно полки в магазине, и назовите, что нужно купить Мышонку?

(перечисляют что видят: шорты, купальник, платье, шуба, шарф, шапка)

ДЕТИ: ШУБА, ШАРФ, ШАПКА.

Слайд №16

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, ой, а в гости к Мышонку ветерочек залетел. Слышите? (шум ветра) Подумайте, если бы вы превратились в ветерочек, куда бы Вы полетели?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: …

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, а наш волшебный ветерок «полетает», а мы последим за ним глазками. Покажите Мышке, как мы тренируем глазки.

Полетел вверх ветерочек – Ш-Ш-Ш

Покружился, покружился,

И на землю опустился – Ш-Ш-Ш

Полетел он вправо – Ш-Ш-Ш

Полетел он влево – Ш-Ш-Ш

На окошко полетел – Ш-Ш-Ш

Далеко он улетел – Ш-Ш-Ш

(всматриваются вдаль)

Ему ресничками помаши – Ш-Ш-Ш

И в дорогу проводи – Ш-Ш-Ш

Слайд №17

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, Мышонок любит всё большое и все предметы у неё большие.

У Мышонка не маленькая шляпа, а … большая.

У Мышонка не маленькое платье, а … большое.

У Мышонка не маленькие сапожки, а … большие.

У Мышонка не маленький шар, а … большой.

Слайд №18

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Вот и закончились задания Мышонка. А за то, что мы справились со всеми заданиями Мышонка, он приготовил вам сюрприз - шарики.

(вручение подарков детям)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Цель : показать детям артикуляцию звука ш, учить чётко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш.

Ход занятия : «Послушайте, - говорит педагог, - о чём я сегодня вам расскажу.

Мой язычок очень любит выглядывать из домика, посмотрите, как он это делает (показывает).

Однажды решил язычок поиграть: вообразил, что он лисичка, распустил хвостик (сделал его широким) и выставил его на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке. Вот так (показывает).

Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубы, и домик закрыл, чтобы собака не вбежала за ним следом. А хвостик всё равно держал за верхними зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы.

Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик не опустил. Уж очень он боялся, что собака где-то рядом. Он всё время держал хвостик, поднятым кверху (показывает).

Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик всё держал, поднятым кверху (показывает). Но собаки нигде не было. Она давно убежала.

А теперь поиграем так. Я скажу: «Хвостик греется на солнышке», а вы положите язык на нижнюю губу - на крылечко домика. Вот так. Потом я скажу «Собака!», а вы поднимите кончик язычка кверху и спрячьте его в домике.

Потом вы будете домик открывать и закрывать, а Язычок будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху. Домик закрывайте, а кончик языка не опускайте!»

Произнести: ш-ш-ш (2-3 раза). При этом выдох не должен быть длительным - 2-3 секунды.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что при произнесении звука ш на ладони, поднесённой близко ко рту, но не прижатой к нему (заборчик), ощущается струя воздуха.

Дети, не умеющие произносить звук ш, подносят ладошку ко рту воспитателя, который говорит: «ш-ш-ш».

Затем дети наблюдают, как при произнесении звука подпрыгивает, а иногда и слетает ватка с ладони воспитателя, упражняются в этом сами.

«А теперь, давайте играть,- предлагает воспитатель.- Вы будете изображать листочки, листья шуршат, подул ветер, и листья зашуршали. Ветер подул сильнее, потом совсем сильно. Ветер стал стихать, листья шуршат тише, ещё тише, совсем тихо».

Аналогично обыгрывается шипение сердитого гуся.

« Слов, которые начинаются со звуком ш, очень много, - продолжает разговор педагог.-шалаш, шалун, шампунь, шапка, шашки, шахматы, шашлык.

Давайте проверим услышите ли вы звук ш, когда я буду произносить слово, начинающегося со звука ш, хлопните в ладоши: шуба… теплая… шёлк... красивый …

Шахтёр… шинель…шиповник… розовый… шторы. (Произнеся слово, педагог считает про себя до трёх, затем проговаривает следующее слово.)

А сейчас я вам загадаю загадку: У какого гриба на шляпке волны? (У волнушки!)

Почему гриб называют волнушкой? Съедобный он или ядовитый?

Волнуются волнушки:

Как быть нам без кадушки!

Все грибы в кадушках,

Забыли о волнушках!

Поищи волнушки ты,

Очень вкусные грибы.

Воспитатель читает ещё раз, а дети повторяют слова со звуком ш.

В конце занятия воспитатель проводит игру «Ёжик и грибы».

Из числа играющих выбирается ёжик, детям дают названия грибов.

Ведущий спрашивает у ёжика:

За чем пришёл?

За грибом.

За каким?

Ёж называет гриб. Гриб выбегает, ёж его ловит, если названного гриба нет, то ведущий прогоняет ежа. Игра продолжается до тех пор, пока ёж не соберёт все грибы.

Фотогалерея проекта :

Представление «Осенний экологический праздник».

Художественное слово:

Загадки: На полянке у ручья выросли сестрички, рыжие ….(лисички).

Стоит лукашка- белая рубашка

А шапка надета шоколадного цвета (белый гриб).

Во мху, как на подушке, чьё - то беленькое ушко (груздь)

Очень дружные сестрички-

Золотистые лисички.

Ходят в рыженьких беретах

  • в лес приносят летом. Г. Новицкая.

Заплела трав косички

А под ней сидят лисички

Ароматные грибы -

Хоть лопатою греби!

Сколько шляпок золотых

Под травой замечено!

Мы в пакет собрали их

  • жарить вечером. Ю.Чичев.

Есть ещё грибочек - груздь

из души прогонит грусть

он по виду, как воронка, беленький по цвету.

Часто прячется в сторонку

От дневного цвета

Грусть солёный - это что-то!

Всех грибов вкуснее!

До чего ж грибов охота,

В лес пойдём скорее! Е.Долгих.

И под старою сосной

Где склонился пень - старик,

Окружён своей семьёй,

Первый найден боровик. В.Рождественский.

Волнуются волнушки:

Как быть нам без кадушки!

Все грибы в кадушках,

Забыли о волнушках!

Поищи волнушки ты,

Очень вкусные грибы.

Цель: упражнять детей в отчетливом произнесении слов, содержащих звуки ж - ш, развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в дифференциации звуков ж - ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж - ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Ход занятия.
Воспитатель напоминает детям, что звук ш - это песня змеи, а ж - песня жука. Формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнять соответствующее движение: на звук ш - заигзагообразное движение кистью руки от себя - ползет змея, на звук ж - поставить руки перед грудью (чтобы не задеть сидящих рядом детей) и подвигать кистями вверх-вниз - летает жук. Помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Произносит звуки: ш... ш... ж... ш... ж... ж... ш... ж... ж... ш... ж.
Предлагает тем, кто допустил ошибки, выполнить задание отдельно; остальные контролируют их.
Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Дети, как и в первом случае, показывают, какой звук слышится. (Слова надо произносить с очень легким интонированием звука.) Вначале упражнение выполняют девочки, затем мальчики.
Педагог задает вопрос: «Книжица - это большая книга? (Не очень большая, может, совсем тоненькая.) Как можно сказать про большую и толстую книгу?» (Книжища)
Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Предупреждает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение «Про ослика» Р. Фархади:
У ослика
Был день рождения.
И он принимал поздравленья.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли-подрастали
И к вечеру длинными стали.

Педагог просит детей прочесть последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у осленка: дли-и-и-инными стали (хоровое и индивидуальные выступления).
Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки», уверяет, что в них есть 3 слова со звуком ш. Ставит на свой стол 3 пирамидки одинакового цвета и поодаль еще одну - другого. Просит назвать слова со звуком ш (ушки, лошадки, хрюшки). По мере называния ребенком слов убирает одну за другой 3 пирамидки. Привлекает внимание детей к оставшейся пирамидке, ее цвету. Говорит, что в сказке про осленка есть слово со звуком ж. Читает первые 3 строчки. Дети называют слово рождение.
- Поскольку у ослика «рождение», надо спеть для него песенку про каравай,- продолжает разговор воспитатель.- Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть - со слов «Вот такой ширины, вот такой ужины» - исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?
Воспитатель ставит перед кем-либо из детей осленка (игрушка, картинка). Дети хором поют: «Как у ослика рожденье! Испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок. Он же выбирает следующего исполнителя, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 4-5 раз. По окончании его воспитатель задает вопрос, какие звуки слышатся в словах ширины, ужины.
Далее педагог несколько раз произносит первую строчку потешки «Пошел котик на торжок», меняя логическое ударение:
Пошел котик на торжок.
Пошел котик на торжок .
Пошел котик на торжок.
Дети называют слова котик, торжок, пошел.
Воспитатель предлагает вспомнить стихотворение «Осенью» А. Н. Плещеева. Просит двоих детей прочесть его выразительно, проникновенно. Интересуется, кто, по мнению слушателей, прочел лучше те или иные строчки.
Подводя итог занятию, воспитатель напоминает, какие упражнения были проведены, спрашивает, какие звуки дети учились различать.

В.В.Гербова, "Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада", М., 1984.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж ш ; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленушка» г. Мариинский Посад

Конспект

открытого занятия по развитию речи

Тема занятия: Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Выполнила:

Воспитатель

Иванова Е.В.

г. Мариинский Посад 2015

Программное содержание : Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш ; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Материалы:

предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах, раздаточный материал (кружочки, цветы, жуки), игрушка ослик.

Ход занятия

Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздароваемся.

Воспитатель загадывает загадки.

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)»

Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].

Слушай еще одну загадку:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко

И умылся серой лапкой.

Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].

Как вы думаете с какими звуками мы будем сегодня играть?

Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].

- а сейчас давайте немножко разомнем наши пальчики, поиграем с вами в игру «Кошка»

Пальчиковая гимнастика «Кошка»

Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,

(Ребенок сжимает и разжимает кулачки)

И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.

(Сжимаем кулаки)

Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,

(Пальчики поочередно «здороваются»)

Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.

(Пальчики отскакивают друг от друга)

Воспитатель: Молодцы, наши пальчики хорошо потрудились, а сейчас потрудится наш язычок.

Подготовка артикуляционного аппарата. Покажите

Покажите . как жужжит пчела, шмель? (Ж-ж-ж…)

Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Улыбка»

Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель: а теперь давайте пройдем на стульчики.

Воспитатель: напоминает детям, что звук ш – это песня змеи, а звук ж – песня жука. Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш – зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж .

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.

У вас на столах лежат кружочки, каким они цветом (желтого, зеленого).

Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж . Дети, как и в предыдущем задании, показывают(кружочки желтого и зеленого цвета), какой звук слышится в слове. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики. Предлагаемые слова для игры:

Жираф, шар, журавль, кошка, жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка, жеребёнок, машина, шапка, гараж, снежинка, ежи, ковш, золушка.

Воспитатель предлагает выучить и произнести чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш».

Объясняет, что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.

1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.- быстрее

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстро

4. Жа-жа-жа, я поймал ужа.- тихо

5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно

6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. - тихо

Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется

«Четвертый лишний»

Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Итак, начали:

1. Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?

В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?

2. Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?

В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

3. Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф. Какая картинка лишняя, почему?

В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы.

Физкультминутка:

В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны

Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат

Вот направо полетел, поворот туловища вправо

Вот налево полетел, поворот туловища влево

Жук на нос хочет сесть, показывать

Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой

Жук наш приземлился, сели-встали

Зажужжал и закружился

Ж-ж-ж.

Жук наверх полетел руки вверх

И на потолок присел

На носочки мы привстали, на носочках

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно

Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши

Чтобы улететь он смог.

Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Воспитатель сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»:

У ослика был день рождения.
И он принимал поздравления.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли-подрастали
И к вечеру длинными стали.

Воспитатель просит детей повторить последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика: «Дли-и-и-инными стали» (хоровое и индивидуальные повторения).

Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Воспитатель уверяет, что здесь есть три слова со звуком ш .

Педагог ставит на свой стол три цилиндра одинакового цвета и один – другого цвета. Воспитатель просит назвать слова со звуком ш. (Ушки, лошадки, хрюшки.) По мере называния слов убирает один за другим три цилиндра. Затем привлекает внимание детей к оставшемуся цилиндру и говорит, что в стихотворении есть слово со звуком ж . Читает первые три строчки. Дети называют слово рождение .

«Поскольку у ослика „рождение“, надо спеть ему песенку про каравай, – продолжает разговор воспитатель. – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов „Вот такой ширины, вот такой ужины“ – исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?»

Воспитатель ставит перед ребенком ослика (игрушка, картинка). Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок-солист. Он же выбирает следующего солиста, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2–3 раза. По его окончании воспитатель спрашивает, какие звуки слышатся в словах ширины, ужины .

Упражнения на развитие тонкой моторики. У меня в руках трафареты желудей и шапок. Мне бы очень хотелось, чтобы теперь поработали ваши пальчики (дети обводят трафареты и штрихуют). Совместное рассматривание работ.

Рефлексия. Итог.

– Если сегодня на занятии вам было трудно, посадите своего жука на синий цветок, если легко – на красный.

– С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж. Молодцы!


Татьяна Белова
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ш]»

Управление образования и молодежной политики администрации муниципального образования Старожиловский муниципальный район

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Хрущевский детский сад «Ягодка»

«Звуковая культура речи : звук ш »

Воспитатель-Белова

Татьяна Николаевна

п. Хрущево 2016г.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе .

Тема : «Звуковая культура речи : звук ш »

Цель : Познакомить со звуком ш , научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш .

Задачи :

обучающие : Упражнять детей в произношении звука ш , в слогах и словах; различать слова с этим звуком .

развивающие : Развивать фонематический слух : учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук , развивать речевое внимание . Совершенствовать интонационную выразительность.

воспитательные : воспитывать звуковую культуру речи ; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения .

Материал, оборудование : картинки зимней одежды, игрушка щенок, маски гуся.

Структура НОД :

1. Вводная часть

Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.

1. Упражнения на развитие речевого выдоха

2. Основная часть

Методические приёмы

1. Артикуляционная гимнастика

2. Логопедическая распевка

3. Отгадывание загадок

4. Знакомство со звуком Ш

5. Дидактическая игра «Определи слово с заданным звуком »

6. Работа по картинкам

7. Проговаривание чистоговорок

3. Заключительная часть. Подведение итога НОД

I. Вводная часть

Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года? (Зима) Какие признаки зимы вы знаете) (Ответы детей)

Загадывание загадки о снежинке.

С неба падают зимою и кружатся над землею,

Легкие пушинки, белые ….(снежинки)

1. Дыхательная гимнастика «Сдуем снежинку»

Сильный ветер вдруг подул,

И снежинку нашу сдул.

И. п. – о. с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.

1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;

2 – задержать дыхание на 3-4 сек;

3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.

2. Сюрпризный момент - появление щенка. (Щенок Шармик просит детей научить его шипеть как птица, название которой он забыл, но помнит загадку о них и просит назвать предметы одежды, название которой начинается на звук Ш )

Загадывание загадки о гусе :

Он шипит и тянет шею, нет, наверно, птиц смелее.

Но его я не боюсь. Кто же это, дети? (гусь) .

II.Основная часть

Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем учиться произносить звук Ш и научим Шармика шипеть как гуси. Но сначала сделаем артикуляционную гимнастику

1. Артикуляционная гимнастика

Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.

Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!

Чередование : улыбка – трубочка.

Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы.

2. Знакомство со звуком Ш

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, как у нас осенью на ветру шуршали листики. (Ш-Ш-Ш) . Вот так и гуси шипят. Дети одевают маски гуся, делятся на 2 команды и обыгрывают шипение сердитого гуся хором и индивидуально, соревнуются, какая их команд лучше и правильней «шипит» .

3. Работа по картинкам

Воспитатель. Слов со звуком Ш очень много , но у нас есть задание вспомнить одежду на звук ш (шубу, шапка, шарф, штаны, шорты) -работа по картинкам

4. Д/игра «Определи слово с заданным звуком »

(Услышав слово со звуком Ш , дети хлопают в ладоши)

5. Проговаривание чистоговорок :

Ша-ша-ша…

Наша Маша хороша.

Шу-шу-шу…

Дали кашу малышу.

Съели кашу малыши.

Шо-шо-шо…

После каши хорошо.

III. Подведение итога

Воспитатель. Ребята, скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (Ш)

Где мы слышим эти звуки ? (Шипение гуся, шелест листьев) .

Я думаю, что мы теперь можем помочь нашему щенку Шармику.

Публикации по теме:

Цель занятия: вырабатывать чёткое движение и правильное положение органов артикуляционного аппарата; отрабатывать длительный плавный ротовой.

Конспект интерактивной игры по развитию речи с детьми средней группы «Я знаю звук [Ш]» Конспект интерактивной игры по развитию речи с детьми средней группы «Я знаю звук «Ш»».Выполнила воспитатель ГБДОУ детский сад №34 Красногвардейского.

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [И]» Конспект НОД по речевому развитию во 2 младшей группе. Тема: «Звуковая культура речи. Звук «И»» Цель: учить правильно произносить звук.

Конспект НОД в средней группе по развитию речи: «ЗКР-С-» Цель: объяснить детям артикуляцию звука «с»; упражнять в произношении изолированного.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [Р]» Конспект занятия по Развитию речи в средней группе Воспитатель средней группы Тяглова Е. А. Цель: Упражнять детей в чётком.

Конспект занятия во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [У]. Башенка» Подготовила Воспитатель: Давидян П. А. Конспект занятия во второй младшей группе. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ЗВУК [У]. БАШЕНКА. Цель: упражнять.