Психология социального познания. Социальное познание и его специфика

Курс лекций

по «Социальной философии»

Все права защищены законом

Коммерческое использование

2006 г.

Тема №8

Общество как объект познания

Тема №8. Общество как объект познания

1. Социальное познание и его особенности

Познание (вообще) – есть процесс приобретения знаний о бытии (о природе, обществе, человеке).

Оно включает в себя: 1) процесс отражения действительности в мозгу человека и 2) ее дальнейшее объяснение.

Понятие объекта и субъекта в гносеологии (в познании):

Субъект познания – тот, кто познает (человек), исследователь.

Объект познания – то, что познается.

Объект познания человека : мир в целом, общество, человек, само познание.

Источники и способы познания : человеческие чувства, разум, интуиция.

(см. виды знания у Спинозы! – эмпиризм, рационализм, интуиция)

Тесная, диалектическая связь чувственного (эмпирического) и рационального и разума.

Ведущая роль у разума, рационального познания (понятийное отражение, абстракции, теоретическое мышление).

Однако, человеческий разум в познании не всесилен.

Т.к.к за его пределами и помимо его действуют силы, ему неподвластные.

См. Кант: «Критика чистого разума» (рационализма).

Иррационализм – критика рационализма, указание на ограниченность человеческого разума в познании. Наличие в мире иррационального фактора и причин (интуиция, инстинкт, воля, мистическое озарение и др.), играющих важную роль в жизни общества и в познании .

Иррационалисты: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Гартман, Бергсон, Хайдеггер и др.

Социальное познание – приобретение и система знаний об обществе (социуме) .

Социальное познание есть одна из разновидностей познания (вообще).

Особенности социального познания:

1. Сложность и трудность социального познания по сравнению с другими видами познания (например, природы) из-за разнокачественности общества, действия в нем сознательных сил (людей, наделенных волей, страстями, желанием и т.п.).

2. Личностный фактор субъекта познания (индивидуальность исследователя – его опыт, интеллект, интересы, пристрастия и др.).

3. Исторические условия социального познания – определенный уровень развития общества, социальная структура, господствующие интересы.

    В качестве объекта выступает:

- деятельность самих субъектов познания (людей);

- взаимодействие между объектом и субъектом познания (т.е. в самом объекте изначально присутствует и его субъект).

Наличие и комбинация всех указанных факторов (особенностей) обуславливает многообразие точек зрения и теорий , объясняющих развитие и функционирование общественной жизни.

Все это определяет особую специфику и трудности социального познания.

Данная специфика социального познания во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания.

Стороны социального познания:

(онтологическая, гносеологическая, ценностная)

1. Онтологическая сторона – (онтос – сущее)касается объяснения бытия (существования) общества , закономерностей и тенденций его функционирования и развития, а также человека как члена общества .

Сложность и динамичность общественной жизни (здесь действуют люди, наделенные волей, разумом, своими интересами) – объективная основа сложности данного познания о сущности социального бытия людей и, соответственно, наличия множества различных точек зрения и теорий.

Например : Что же считалось основой бытия общества в истории философской мысли:

Платон: идея справедливости;

Августин Блаженный – божественный замысел;

Гегель – абсолютный разум;

Маркс – экономический фактор;

Фрейд – борьба инстинкта жизни и инстинкта смерти;

Географическая среда – Монтескье, Чаадаев. И др.

Задача социальной науки – найти объективные закономерности , тенденции функционирования и развития общественной жизни.

Вопрос: есть ли они? Если объективных законов в обществе нет, то не может быть и научного знания об обществе, т.к. наука имеет дело с законами. Однозначного ответа на поставленный вопрос на сегодня не существует.

Например:

1. Неокантианцы (В.Виндельбанд, Г.Риккерт): никаких объективных законов в обществе нет и быть не может, так как все явления здесь носят неповторимы й и индивидуальный характер.

2. Последователи неокантианцев: само общество существует лишь как наше представление о нем, как «мир понятий», не как объективная реальность.

Однако, все-таки (?) существуют

Объективные основы существования человеческого общества:

1. Природная основа – общество возникает и развивается объективно, независимо от субъекта познания, от того, познает его кто-либо или нет.

2. Уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей.

Возможно также взаимовлияние самых различных факторов, например, географическая среда или субъективные представления о мире.

2. Гносеологическая сторона социального познания

Связана с особенностями самого социального познания:

    Роль общественной практики в социальном познании

    Личный опыт познающего субъекта ; (возраст и опыт. Но: Лермонтов – в 15 лет написал пророческое стихотворение «Предсказание» - «Настанет год, России страшный год…»)

    Роль социологических исследований и социальных экспериментов в социальном познании;

    Возможности человеческого разума в познании общества и человека (Ограничения. Плохо и хорошо, т.к. не знаем своего будущего).

    Признание ученым объективного существования общества и наличия в нем объективных законов (или отрицание этого), то есть его позиция по онтологической проблеме социального познания;

    Каким образом осуществляется познание общественных явлений;

    Каковы возможности их познания и каковы границы познания;

3. Ценностная (аксиологическая) сторона социального познания

(гр. Аксиос – ценный)

Любое социальное познание связано с определенными ценностями исследователя. Эти ценностные приоритеты определяют выбор объекта познания, его методы, специфику истолкования полученных результатов исследования.

Будет ли истинным полученное таким образом знание? Скорее всего – да, т.к. ценностные приоритеты определяют лишь характер и специфику самого исследования, а не существование, функционирование и развитие объекта исследования.

Выводы:

Все три стороны (аспекта) социального познания (онтологическая, гносеологическая и ценностная) тесно взаимосвязаны между собой и образуют целостную структуру познавательной деятельности человека.

Познание закономерностей общества имеет определенную специфику по сравнению с познанием явлений природы. В обществе действуют люди наделенные сознанием и волей, здесь невозможно полное повторение событий. На результаты познания влияют действия политический партий, всевозможных экономических, политических и военных блоков и союзов. Социальные эксперименты имеют колоссальные последствия для судеб людей, человеческих сообществ и государств, а при определенных условиях и всего человечества.

Одной из особенностей социального развития является его многовариантность. На течение социальных процессов оказывают влияние различные природные и особенно социальные факторы, сознательная деятельность людей.

Очень кратко специфика социального познания может быть определена следующим образом:

В социальном познании недопустима абсолютизация природного или социального, сведение социального к природному и обратно. В тоже время всегда следует помнить, что общество это составная часть природы и нельзя их противопоставлять.

Социальное познание, имея дело не с вещами, а с отношениями, неразрывно связано с ценностями, установками, интересами и потребностями людей.

Социальное развитие имеет альтернативы, различные варианты своего развертывания. Одновременно существует множество мировоззренческих подходов к их анализу.

В социальном познании возрастает роль методов и приемов исследования социальных процессов и явлений. Характерная их особенность - высокий уровень абстракции.

Основная цель социального познания выявление закономерностей общественного развития и на их основе прогнозирование путей дальнейшего развития общества. Действующие в социальной жизни общественные законы, собственно как и в природе, представляют собой повторяющуюся связь явлений и процессов объективной реальности.

Законы общества, как и законы природы, объективны по своему характеру. Законы общества, прежде всего, различаются по степени охвата сфер общественной жизни (социальное пространство) и степени продолжительности функционирования. Выделяют три основных группы законов. Это наиболее общие законы, общие законы и специфические (частные законы) . Наиболее общие законы охватывают все основные сферы жизни общества и функционируют на протяжении всей человеческой истории (например, закон взаимодействия экономического базиса и надстройки). Общие законы функционируют в одной или нескольких сферах и на протяжении ряда исторических этапов (закон стоимости). Специфические или частные законы проявляются в отдельных сферах жизни общества и действуют в рамках исторически определенной ступени развития общества (закон прибавочной стоимости).

Природу и общество можно определить следующим образом: природа - это материя, не осознающая своего бытия; общество - это материя, развивающаяся до осознания своего бытия. Эта обособившаяся от природы часть материального мира есть результат взаимодействия людей. Неразрывная, естественная связь общества с природой обусловливает единство и различие законов их развития.

Единство законов природы и законов общества заключается в том, что они действуют объективно и при наличии соответствующих условий проявляются с необходимостью; изменение условий изменяет действие как природных, так и общественных законов. Законы природы и общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не познаны. Человек не может отменить ни законов природы, ни законов развития общества.

Существует и известное различие между законами общественного развития и законами природы. Природа бесконечна в пространстве и во времени. Среди законов природы есть и вечные (например, закон тяготения), и долговременные (законы развития растительного и животного мира). Законы же общества не вечны: они возникли с образованием общества, и прекратят свое действие с его исчезновением.

Законы природы проявляются в действии стихийных, бессознательных сил, природа не знает, что она творит. Общественные законы осуществляются через сознательную деятельность людей. Законы общества не могут функционировать «сами по себе», без участия человека.

Законы развития общества отличаются от законов природы и по своей сложности. Это законы более высокой формы движения материи. Законы низших форм движения материи хотя и могут оказывать воздействие на законы общества, но не они определяют сущность общественных явлений; человек подчиняется и законам механики, и законам физики, и законам химии, и законам биологии, но не они определяют сущность человека как общественного существа. Человек не только природное, но и социальное существо. Сущность его развития - изменение не биологического вида, а его общественной природы, которое может отставать, а может опережать ход истории.

Науки, в рамках которых осуществляется изучение общественных процессов, разделяют на две группы: гуманитарные и социальные. В каждой из них используются свои способы и подходы к исследованию. К социальным наукам можно отнести историю, экономику, политологию и проч. В число гуманитарных дисциплин входят искусствоведение, филология, психология, этнография и др. Философия в равной мере относится и к той, и к другой группе. В общественных науках преобладают социальные Они ориентированы на исследование связей и отношений между людьми. Гуманитарный подход предполагает изучение индивидуальных особенностей человека, его эмоционального фона, духовного мира, личностных устремлений.

Общественная жизнь

Человек - не только часть природы, но и социальное существо. Общественные закономерности недолговечны. Они проявляются через активность людей. Этим обуславливается специфичность выступает в первую очередь деятельность людей. Немаловажное значение имеют и взаимоотношения, которые складываются при ее осуществлении. Кроме этого, используются для изучения результатов деятельности людей. Они проявляются в культуре общества. Соответственно, в качестве субъекта познания выступает человек либо социальное объединение, общество в целом.

Особенности исследований

Специфика познания общественной действительности обуславливается тем, что история человечества не только изучается, но и создается самими людьми. Из этой ключевой характеристики исследования вытекают и остальные особенности:

  • Реальные процессы общественной жизни включаются в контекст конкретной эпохи, нации, страны. В связи с этим большое значение имеет исторический метод в социальном познании . Он позволяет проанализировать и сопоставить результаты человеческой деятельности в разные эпохи.
  • События, которые происходят на определенной территории, нигде и никогда в точности не повторяются.
  • В связи с тем, что общественные феномены отличаются сложностью и изменчивостью, в них нельзя выявить константы.
  • Духовные и социальные процессы нельзя изучить в лабораторных условиях.

  • Исследование осуществляется заинтересованным лицом. Это, соответственно, обуславливает субъективность полученных результатов.
  • Изучаемые общественные процессы могут оказаться недостаточно зрелыми. Это осложняет выявление тенденций духовного и социально-экономического развития.
  • Размышления о формах бытия осуществляются на основании имеющихся результатов человеческой деятельности.
  • Исследуемые процессы в короткий срок становятся историей. А ее изучение находится под влиянием настоящего.
  • Результаты развития приобретают для многих людей единственно допустимую форму жизни. В связи с этим их анализ осуществляется в направлении, противоположном их развитию.
  • Существенные сдвиги в становлении человеческой мысли совпадают с кризисными периодами в существующих отношениях.

Источники

Особенностью социального познания выступает то, что для исследования не имеет значения возможность осуществлять непосредственное наблюдение за процессами. Объектами изучения могут стать мемуары документы, другие материалы. Для социальных дисциплин важным источником считаются результаты вненаучного познания действительности. К ним относят произведения искусства, политические настроения, верования и так далее.

Нюансы

Многие художественные произведения, ввиду своей интегральности, несут более ценную информацию, нежели научная литература. Гуманитарные исследования требуют от заинтересованного субъекта умения встать на место наблюдателя относительно самого себя, своих чувств, действий, мотивов. Результатом изучения становится исследователя. Изучая других людей, человек познает и себя. Изучая свой внутренний мир, индивид смотрит на себя со стороны, взглядом окружающих.

Включенное наблюдение

Этот прием предполагает непосредственное участие исследователя в деятельности выбранного коллектива. Он выступает как его член, исполняет обязанности, возложенные на него. Вместе с этим исследователь выполняет заранее предусмотренные наблюдения. Так можно получить надежную информацию. Она будет достовернее, чем сведения, полученные извне. Особенно эффективен этот прием в тех случаях, когда исследователь находится в коллективе анонимно. Когда используются внешние , испытуемые часто меняют свое поведение. При анонимном включенном наблюдении это исключено.

Социальный эксперимент (метод познания)

Применение этого приема сопряжено с рядом сложностей:

  1. При наблюдении группа может изменять свое поведение. Это существенно влияет на чистоту исследования.
  2. Социальный эксперимент сложно воспроизвести. Это затрудняет проверку результатов другими исследователями.
  3. Измерения переменных сложно выразить количественно. Это обусловливается тем, что при оценке трудно отвлекаться от субъективных факторов.
  4. Переменные могут измеряться обособленно друг от друга. Поэтому между ними можно выявить только корреляционные связи, а не причинные.

Эти проблемы создают препятствия для широкого применения экспериментального метода.

Гуманитарные подходы

К ним относят методы исследования духовного развития человека. В качестве исходной базы выступают принципы интерпретации и осознания процессов культурной деятельности людей. В сфере гуманитарного познания выделяют такие отрасли, как искусствознание, литературоведение, художественная критика, практика перевода и проч.

Заключение

Методы социального познания вместе с гуманитарными подходами обеспечивают получение достоверных и обширных знаний о жизнедеятельности общества в целом и отдельного человека в частности. Эти приемы позволяют анализировать и сравнивать течение тех или иных процессов, наблюдать их динамику. Результаты анализа, в свою очередь, дают возможность прогнозировать возникновение и развитие тех или иных явлений в жизни общества. применяются в разных сферах деятельности: экономике, политике, государственном управлении и проч.

    Понятие социального познания и основные виды социально-философских подходов.

    Сущностные признаки социального познания.

    Диалектика социального познания. Диалектические законы общественного развития и законы системного действия.

1. Понятие социального познания и основные виды социально-философских подходов

Социальное познание в рамках общей теории познания есть процесс постижения истины о человеческом обществе, а также открытие нового социального знания. В разное историческое время взгляд на социальное познание изменялся в такой мере, что правомерно говорить о «познавательных парадигмах ».

Парадигму социального познания в эпоху Античности можно сжато охарактеризовать формулой «знание как счастье » (эвдемонизм).

В эпоху Средневековья доминировала парадигмальная формула «знание как откровение » (божественное).

В Новое Время утвердилось представление о «знании как силе » (Ф.Бэкон), а в представлении его ученика и последователя Т.Гобса – «знание как насилие ». Причем применительно к процессам социально–политического развития общества и его государственным учреждениям. Подобный взгляд доминировал вплоть до начала XX века. Так, он активно развивался известным политическим деятелем К. Каутским.

В настоящее время утверждается представление о «знании как прогрессе». И, если с ним согласиться, то это не более как «серый прогресс », ибо социальное знание принесло обществу не столько общественное благоденствие, сколько социальные революции и войны на империалистической и государственно-классовой основе. А также скрытые, а часто и явные, «экономические войны» за преобладание на мировых и национальных рынках товаропродуктов и технологий.

Социальное познание как процесс получения научно-обоснованных знаний в более узком значении можно определить как интеллектуальную деятельность человека, общественную синтеллектику с целью получения нового социального знания. Т.е. это процесс непрерывного приращения (аккумуляции) социального знания в ходе интеллектуальной деятельности и социальной практики людей.

В системе современной научной индустрии социальное познание есть духовно–интеллектуальное производство социального знания на расширенной основе. Или научно - социогенное воспроизводство знания на основе апробированных методов и форм социально-научного исследования.

Социально-познавательное отношение человека к обществу изменяет характер взаимодействия с ним как социальной реальностью.

От познавательной схемы 1:

«Субъект – Сознание - Социальный объект»

познающие субъекты переходят к познавательному процессу по схеме 2:

«Субъект – Познание - Социальный объект»

Внутренняя структура , главные составляющие социального познания аналогичны и во многом адекватны структуре общетеоретического познания.

    Наличие объекта и предмета социального познания. Объектом является как все общество, так и его отдельные фрагменты. А предмет – отдельные процессы и явления социальной действительности.

    Социальные методы и методология социального познания. В рамках данного учебного пособия рассматриваются три наиболее часто применяемых теоретико-методологических подхода: социальная диалектика, феноменологический и метасоциальный (трансцендентальный) подходы.

    Социальная теория , которая как и всякая теория о социальном познании выполняет объяснительную функцию, т.е. описывает каким путем осуществляется познавательный процесс, на какой теоретической основе, методологической базе, исходя из каких гипотез, тезисов и предположений.

    Непосредственный процесс социального исследования , собственно научно-познавательная деятельность с целью получения нового социального знания.

Выше были уже указаны основные виды социально–философских подходов, к которым в современном социальном познании наиболее часто обращаются и которые являются наиболее продуктивными в научно–исследовательском плане.

Это не значит, что другие подходы являются малопродуктивными или контрпродуктивными. Наоборот, новые подходы социального познания необходимы интенсивно развивать. Причём в самых широких исторических параметрах: от времён Античности к наиновейшему времени.

Так, малоразработанным остался «сократический подход » интерактивного общения и получения знания путём «майевтики » - процесса непосредственного рождения истины в ходе философской коммуникации. Или «аристотелевский подход » в системе аподидактики и логики силлогизмов. А «платоновский анамнезис », скорей всего, остался совершенно непонятым.

Не разработанным в социально-научном плане оказался такой, на первый взгляд, доступный подход определяемый как позитивистская методология, которая относится к новейшему времени.

Концепция «социальной эволюции », (Г.Спенсер), «интеллектуальной эволюции », «двойной эволюции » (О.Конт), «творческой эволюции » (А.Бергсон) оказались в современном социальном знании малоосмысленными. Даже часто используемая гегелевская диалектическая методология оказалась оторванная от того познавательного базиса, на котором она создавалась – «феноменология духа» Г. Гегеля. В данной учебно-методической разработке мы попытаемся хоть как-то восполнить этот пробел.

Поразительно, но даже наиболее современные социально-информационный, семантический и семиотический подходы в получении социального знания оказались не только малоразработанными, но и непонятыми социальной философией. А если эти подходы и используются, то только как теоретико–методологические подходы в рамках когнитивной философии и общефилософского знания (гносеологии).

В данном учебном пособии предпринята попытка восполнить этот пробел путем разработки метасоциального подхода («информационно–трансцедентального») в понимании процессов социального развития как «метаразвития ».

Нужно сказать, что в советской науке 70-х годов, да и в мировой науке, были очень популярны попытки «вывести» метазаконы общественного развития. Социальная подоплека здесь была ясной. С одной стороны, - это торжество идей «развитого социализма» в мировом масштабе (что потребовало создания неомарксистской методологии в понимании процессов мирового развития), а с другой, - относительное ослабление позиций «мирового капитализма», который кинулся в создание «неоконсервативных ценностей» в идеологии, а в политической практике обратился к созданию «черного» Демократического интернационала всех праворадикальных сил. Отголоски этих социально-политических процессов 70-х годов хорошо просматриваются в «демократически обновленных» России и Украине 90-х годов. В рамках постпозитивистского социального знания («критический рационализм ») – это хорошо известная методология фальсификации социоисторического развития на основе «социальных смещений », социальных «конформных отображений » и «социальных проекций » (негативных или позитивных тенденций) с одних социальных фрагментов на другие (аскриптивный метод «приписывания» того, чего нет в действительности – «негативная диалектика »).

Так, все положительное, чего достигли и чем могли располагать одномоментно возникшие национальные государства на постсоветском пространстве, включая Украину и Россию, было определено как достижения «передовых» западных демократий.

Они определили себя (для нас) в качестве «образцовых моделей» обществ с гуманистическими ценностями и правовой культурой, а свои негативы «сместили» на нас, определив их как наследие советского режима. Западные страны заимствовали у нас все главные составляющие, характерные для обществ «равных возможностей» и социальной справедливости. Право на рабочее место и профессиональную занятость, государственные гарантии на образование, медицинское обслуживание, на социальную защиту и общественную безопасность, социальные льготы пенсионерам и нетрудоспособным, права молодежи, государственные дотации науке, образованию, дошкольной сфере, социальной инфраструктуре, семье, физическому развитию и спорту, а также много другое, включая даже изобретенную у нас бригадно-подрядную организацию труда (микроэкономика) и программно-тематическое планирование всего общественного производства (макроэкономика).

В чем принципиальное различие вышеназванных трех теоретическо-методологических подходов социального познания?

В основу социально-диалектического подхода положены общедиалектические принципы развития, всеобщей связи, противоречия, качественно-количественных изменений и двойного отрицания, естественно, применительно к социальным контекстам.

В феноменологическом подходе фиксируются парадигмальные моменты «абсолютной» новизны в социальном познании, его «феноменальности» в изучении социальных явлений как таких, которые не имеют прямой связи с предшествующими этапами процесса познания.

В метасоциальном подходе представлены попытки обнаружения «социальной трансценденции» сверхсущественных моментов в социальной реальности, и рассмотрения их как «социокосмоса», запредельного обычному уму и обычному сознанию. Процессы социокосмогенезиса можно познать и понять только на умопостигаемом, интеллигибельном уровне «трансцендентальной диалектики ». Выявленные таким путем социальные «метазаконы » действуют на уровне единого и целостного человеческого социума, планетарного сознания сообщества людей, земнокосмической ноосферы. Подобный подход, как доказали философско-естественнонаучные разработки Н.Вернадского и Тейяра де Шардена, является вполне научно-корректными, продуктивными и обладают огромным гносеологическим потенциалом, соответствующему 21 веку.

что такое Социальное познание?

  1. Социальное познание* процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания. Это оказывает влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. В ходе социального познания общество познает себя. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов субъектов познания. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. К ним относятся: действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; продукты материальной или духовной деятельности людей; мнения, суждения, оценки людей. Отбор и объяс-нение этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой. Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Однако установить ее в процессе социального познания нелегко. Объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. Ограничена и возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент. Наиболее распрост-раненным методом социального исследования является научная абстракция, поэтому в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов. Главным источником получения знаний об обществе является социальная практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении толь-ко относительных истин. Понять и правильно описать общественные процессы можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. В социальном познании особое внимание уделяется индивидуальному, но на основе конкретно-всеобщего, закономерного Это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. Между объектом и субъектом познания существуют разные источни-
    ки (письменные, археологические и др.) , т. е. социальная реальность предстает в текстах, в знаково-символическом выражении.
  2. Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо в широком смысле весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.