Развитие психики и сознания. Структурно-логический анализ происхождения психики и сознания

Современные философские, культурологические, психологические, палеонтологические и антропологические взгляды развиваются в русле пост-классической научной парадигмы.

С середины 20-х гг. XX в. началось формирование новых отраслей эволюционной биологии на базе синтеза дарвинизма с генетикой, экологией, биоценологией и математическим моделированием. В основе этого процесса было экспериментальное изучение факторов и причин, в совокупности вызывающих адаптивное преобразование популяций. Объединение этих направлений между собой и синтез их с ранее сложившимися отраслями эволюционной биологии, изучающими процессы макрофилогенеза, стали основой современного дарвинизма, или синтетической теории эволюции. Ее наиболее характерные философские и методологические особенности заключаются в следующих положениях .

  • 1. Сущность синтетической теории эволюции заключается в трактовке эволюционного процесса как сложного противоречивого взаимодействия внешних и внутренних факторов, реализуемого через естественный отбор в адаптивных преобразованиях популяций. Комплексный подход к изучению каузальных основ эволюции дал возможность исследовать начальные этапы и формы адаптациогенеза и видообразования, т. е. макроэволюции.
  • 2. В синтетической теории эволюции исследования элементарной её единицы были подняты на уровень методологии диалектического метода, т. е. преодоления представления об отдельном организме как основе исторического развития жизни. Замена организмоцентрического подхода в понимании единицы эволюции популяционным, согласно которому элементарным носителем эволюционного процесса является популяция, привела к формированию принципиально нового популяционно-центрического стиля мышления, вызвавшего иные подходы в методологии эволюционно-биологических исследований. Популяционный подход позволил вскрыть реальные внутренние противоречия как движущие силы, лежащие в основе эволюционных преобразований. Эти противоречия лежат не в системе «организм - среда», как было принято во всех автогенетических и эктогенетических концепциях эволюции, а в системе «популяция - биогеоценоз», в которой ведущее значение имеют биотические отношения.
  • 3. Признание естественного отбора в качестве главной движущей силы эволюции окончательно утвердило идею о превращении объективно случайной, т. е. ненаправленной в сторону приспособлений, наследственной изменчивости в адаптивно направленный процесс эволюции, закономерно осуществляемый отбором. Было также показано, что под контролем отбора находятся не только все признаки организма и организация вида в целом, но и сами факторы эволюции, в частности, характер и темп мутационной изменчивости, которая сама оказалась адаптивным признаком вида.
  • 4. Широкое применение экспериментальных методов при изучении эволюции позволило найти такие факты, которые поддаются однозначной интерпретации.
  • 5. Только в рамках синтетической теории эволюции стала возможной правильная постановка вопроса о движущих силах макроэволюции, в том числе и прогрессивного развития. Синтетическая теория эволюции всесторонне обосновывает положение о единстве движущих сил микро- и макроэволюции и показывает, что все крупные изменения живой природы (от протобионтов до возникновения высших антропоидов) были адаптивными процессами, протекавшими под контролем отбора. Доказано, что основные закономерности макроэволюции (необратимость, неравномерность, направленность и др.) являются устойчивыми следствиями факторов и причин, действующих на видовом уровне.
  • 6. Синтетическая теория эволюции развивается не путем абсолютного отрицания антидарвиновских концепций, а используя содержавшиеся в них рациональные положения. Так, например, в нее вошли учение о преадаптации, конвергенции и параллелизмах, направленности филогенеза. Факты и обобщения этих концепций получили последовательно диалектико-материалистическое объяснение с позиций принципа естественного отбора.
  • 7. Синтетическая теория эволюции не является застывшей системой теоретических положений. В ее рамках продолжают формироваться новые направления исследований. Характерной чертой развития синтетической теории эволюции в последние годы стало формирование представлений об эволюции как сложном сопряженном процессе, протекающем в рамках основных уровней организации живого (молекулярном, организменном, популяционно-видовом, биогео- ценотическом и биосферном).
  • 8. В последнее время в синтетической теории эволюции выдвинута проблема эволюции самих факторов и причин исторического развития живого и намечены первые попытки ее решения. Было показано, что в процессе истории живого могут быть выделены крупные этапы (формации), каждый из которых характеризуется специфическими формами действия общих факторов и причин эволюции, а также наличием некоторых частных факторов, действующих только на данном этапе. Тем самым доказывается применимость методологии формационного анализа процессов развития и в изучении эволюции живого.
  • 9. Важнейшей практической задачей синтетической теории эволюции становится выработка рациональных способов управления эволюционным процессом в условиях все нарастающего воздействия общества на окружающую среду. В задачу эволюционной теории входит разработка системы мероприятий по преобразованию природы с учетом адаптивных возможностей отдельных видов и биосферы в целом.

Процесс развития психики и сознания в фило- и онтогенезе можно и нужно рассматривать как с позиций структурно-логического, так и культурно-исторического анализа. Но они неразделимы и едины для общего понимания этой проблемы.

Начнем с рассмотрения общей структурно-логической схемы объективной необходимости появления и развития психики и сознания.

Для начала зададимся простым вопросом: психика, сознание, уровень их организации, соответствующие им поведение и деятельность, почему они возникают и развиваются в процессе эволюционного развития с объективной необходимостью?

Очень убедительно и образно ответ на этот вопрос обосновывал в своих лекциях по психологии Л.Б. Ительсон (2000). Опираясь на эти идеи, мы предлагаем свое видение этой проблемы.

Отметим еще раз, чем живое существо отличается от неживого. Прежде всего - своей исключительной неустойчивостью. Живая система может существовать только на основе непрерывного обмена веществом и энергией с окружающим миром. Она требует для своего сохранения целостности определенных очень тонких условий (механизм, обеспечивающий эти условия - гомеостаз). Ее разрушает все: окружающие стихийные силы, отсутствие пищи, гибель потомства и пр. Любое нарушение обмена веществ ведет к ее гибели. Нет ничего более слабого, более неустойчивого и беззащитного перед внешним миром, чем жизнь. И тем не менее она существует и развивается уже миллионы лет. За это время рухнули самые высокие горы. Материки переменили свои места. Появлялись и исчезали океаны. Трескалась и поднималась земная кора. А вот этот ничтожный хрупкий огонек жизни горел и разгорался все ярче и ярче. Почему же это? Вы же не раз наблюдали, как растения пробиваются через бетонные плиты или асфальт, как они растут на голых скалах? Откуда такая невиданная удивительная сила жизни?

Ясно, что это могло произойти только при одном условии: желание, несмотря ни на что, как-то выживать. Каким же образом? А таким, что природа выработала для них особые механизмы приспособления. Вот в этом коренное отличие того явления, которое мы называем жизнью, от неживого. Неживое (вещество) сохраняется только одним способом: пассивно отражая и сопротивляясь внешним воздействиям в соответствии с законами физики, механики, химии .

Жизнь же имеет совершенно иной механизм самосохранения. Пытаясь сохранить свою целостность (выработав механизмы гомеостаза), она обеспечивает свое существование, не столько сопротивляясь, сколько приспосабливаясь. Однако характер и механизмы этого приспособления качественно различны и имеют свои особенности на каждом уровне развития форм психического отражения или проще - уровнях организации живых существ.

Значит основа основ любой жизнедеятельности - это в конечном счете активное приспособление к окружающему миру, или адаптация. Все в живом организме направлено к этой цели - различным видам адаптации или к активному приспособлению. Активно приспособляться - это значит действовать так, чтобы реализовать определенную цель, обеспечивающую сохранение и развитие особи, индивида или вида. Интуитивно понимая целесообразность в развитии живого организма, души (психического) и пытаясь ее объяснить, Аристотель, великий мудрец Античности, использует философский термин «энтелехия», понимая под ним способность всего живого стремиться к цели и реализовать ее.

Таким образом, любая деятельность и поведение (в определенной степени) направлено на достижение конкретной цели. Это значит, что они в конечном счете управляются целями организма, а потом уже внешней средой, поскольку внешняя среда является для них лишь стимулом. Все живые существа действуют не столько «почему», сколько «для чего». А стремиться к цели, желаемому результату, значит стремиться к будущему. Следовательно, в конечном итоге поведением живого организма управляют потребности настоящего, которые предстоит реализовать в будущем. В этом - тайна живого.

Почему же в живом с необходимостью возникает этот механизм управления будущим? Да очень просто.

Например: представим себе, что лани слышат рык льва. Это сигнал того, что лев вышел на охоту. И лани убегают.

На что здесь реагируют животные? Разве сам этот рык представляет для них опасность? Угрожает их жизни? Нет. Они реагируют на то, что будет вслед за этим, на будущее, которое им угрожает. Если бы животные реагировали только на настоящее, то дожидались бы, пока лев их схватит. Но тогда реагировать было бы уже поздно. Иначе говоря, животное реагирует не на то, что есть, а на то, что будет, оно приспособляется уже к будущим изменениям обстановки .

Факторы, которые управляют этой фильтрацией, - это, во-первых, время между нейтральным раздражителем и последующим событием, важным для организма. Чем оно короче, тем быстрее улавливается «значение» связи.

Например, если звонок всегда звонит непосредственно перед подачей пищи, животное очень быстро обнаруживает, что он извещает, т. е. «означает» пища. Но если звонок будет регулярно звонить за час до подачи пищи, то понадобится много дней, чтобы животное обнаружило связь между этими событиями. Слишком много других событий, а значит, возможных связей вклинится в этот часовой промежуток, и выделить из них существенную будет значительно труднее (9].

Второй фактор - состояние организма в момент объективной реализации связи. Так, сытое животное не реагирует на сигналы, связанные с пищей. В период полового возбуждения для животного приобретают особую значимость все сигналы, связанные с самкой. (Вспомните, как аналогично для влюбленного наполняются особым значением все вещи, связанные с предметом обожания: ее платок, ее перчатки, улица, по которой она шла, книга, которую она держала, и т. д.). В другое время те же раздражители утрачивают свою значимость и привлекать начинают совсем другие, например связанные с пищей.

Наконец, третий фактор - состояние окружающей среды. Чем она изменчивей, тем больше связей в ней обнаруживается и тем важнее становится способность их учитывать. Но окружающую среду изменяют действия самого животного. Простое перемещение в пространстве уже изменяет для него ситуацию. Чем активнее и более подвижно животное, тем большее число разнообразных связей оно встречает, и тем важнее для него эти связи обнаруживать и учитывать. Поэтому развитие психики неразрывно связано с «покорением пространства» живыми существами и возрастанием разнообразия их активности .

Таким образом, чтобы делать то, что она делает, психика должна включить процесс фильтрации сигналов, настраиваемый временем, состоянием организма и состоянием окружающей среды.

Однако связи, наблюдаемые в реальности, могут быть и случайными.

Например, если студент бездельничал и затем провалился на экзамене, то связь между этими двумя событиями неслучайна. Она необходима и закономерна. Наоборот, если студент провалился на экзамене после встречи на пути с черной кошкой, то связь между этими двумя событиями является простым совпадением. Она вызвана не существенными свойствами самих явлений, а случайным пересечением двух внутренне независимых цепей событий.

Частое повторение случайных совпадений чрезвычайно маловероятно. Поэтому организм, который станет им руководствоваться, имеет все шансы частенько попадать впросак.

Следовательно, чтобы выработать эффективное поведение, мало уметь обнаруживать связи реальности, имеющие отношение к его целям. Надо еще уметь отсеивать среди них несущественные, случайные и выделять существенные, необходимые, закономерно вытекающие из устойчивых свойств вещей и явлений.

Как же это получается у психики? А дело в том, что случайные совпадения встречаются сравнительно редко (на этом принципе и построены азартные игры). Закономерные же связи проявляются всегда, когда есть соответствующие условия, т. е., вообще говоря, относительно чаще.

Следовательно, в первом приближении о закономерности, существенности связи можно судить по частоте, с которой встречается соответствующая последовательность событий.

Например, чем чаще совпадало в нашем опыте массовое беспричинное беспокойство домашних животных с последующим землетрясением, тем больше вероятность, что и в следующий раз оно будет сигналом назревающего землетрясения .

Такой способ отличения закономерных связей от случайных, основанный на оценке вероятности будущего повторения этих связей по их наблюдавшейся частоте, начал применяться в математической статистике в XIX в. для анализа биологических и социальных процессов.

Это математико-статистические методы оценки уровня статистической значимости при проверке различных гипотез. Так вот, поскольку в психологии действуют статистические, т. е. вероятностные, законы, выступающие как законы-тенденции в отношении генеральной совокупности, то уровни статистической значимости, обычно принимаемой, достаточно высокие (р

Наука же вскрыла эти закономерности лишь в XIX в., но существовали то они в природе всегда! Поэтому психика животных (и человека) использует аналогичный механизм.

Развиваясь, природа жестко меняла свои условия, и, соответственно, выживали лишь наиболее адаптированные особи животных видов, развивая и совершенствуя этот механизм статистической фильтрации (выбора из всего многообразия вероятностных связей, наиболее значимых в данный момент времени).

Этот механизм, как отмечалось выше, складывается и функционирует на основе выработки условно-рефлекторных связей под действием факторов времени между рядом связываемых событий. Если между сигналом и подкреплением протекает большой промежуток времени, то, как показывают результаты экспериментов, количество требуемых повторений (попыток) увеличивается.

Другим фактором является сила подкрепления (наказания), или значение, для животной особи (индивида) того события, которое предваряется сигналом. В наступлении одних событий мы уверены полностью, в других - не совсем или частично, в третьих - с очень большой долей риска или совсем не уверены. И психика постоянно взвешивает шансы и меру риска, связанные с выбором и достоверностью этих связей для выбора стратегии поведения особи или индивида в конкретной ситуации.

Поэтому, чтобы выявить действительно значимые и значащие связи, психика должна обладать способностью в сложнейшем комплексе свойств, присущих каждой вещи, в многообразном переплетении обстоятельств, характеризующих каждую ситуацию, выделять только значимые связи, учитывать только существенные обстоятельства и отношения .

Для этого психика обладает способностью различать свойства вещей или анализировать ситуацию, отличать отдельные свойства, стороны и характеристики предметов, процессов, явлений. И эта способность эволюционно уже заложена в ощущениях, их дифференциации, в самой нервной системе. Однако в своей жизнедеятельности животные и человек имеют дело не с отдельными свойствами предметов и вещей, а с сочетаниями признаков или комплексом признаков, их определяющих.

Процесс, с помощью которого осуществляется такое объединение, сочетание признаков, сторон, свойств и характеристик в единый структурный комплекс признаков отображаемой вещи, явления, процесса, называется синтезом.

Таким образом, операции анализа и синтеза, несомненно, лежат в основе того, что П.Я. Гальперин называл ориентировочной деятельностью.

Аналитико-синтетический принцип работы обеспечивает психике очень экономный механизм отражения окружающей действительности. Он позволяет психике формировать схематические образы множества классов вещей и явлений действительности .

А это связано в свою очередь со способностью формирования таких мыслительных операций, как обобщение и классификация. Общность для организма различных предметов и ситуаций по некоторому общему признаку находит свое объективное выражение в том, что животное отвечает на них однозначной реакцией. Эта реакция - результат того, что общий признак выступает как знак того значения, которое оно имеет для организма в данной ситуации.

О том, что эти процессы и механизмы действительно присущи психике, свидетельствуют факты переноса врожденных или приобретенных форм поведения и реакций на все ситуации и объекты, имеющие определенный общий значимый для них признак.

Сами вещи, предметы, явления, процессы для живого организма не имеют значения, если не включены в структуру его жизнедеятельности и потребностей. Именно это значение вещи и смысл (для человека) становится основой классификации и объединения, обобщения объектов реальности, управляет поведением и деятельностью по отношению к ним всем. В соответствии с этим и происходит отражение психикой окружающей действительности в зависимости от уровня психической организации животного.

Так, для стадии «элементарной сенсорной психики» (по А.Н. Леонтьеву) или «этологическому (энтомологическому)» уровню (по К.К. Платонову) характерно отражение отдельных признаков, свойств предметов.

Для стадии «перцептивной психики» (по А.Н. Леонтьеву) или собственно психическому уровню (по К.К. Платонову) характерно отражение в виде субъективного образа предметов и некоторых их отношений.

Для стадии «интеллектуального поведения» животных и сознательной деятельности человека характерно отражение в виде образа, понятия вещи, предмета, их отношений и функций.

Причем это отражение окружающей реальности должно быть опережающим отражением (П.К. Анохин), а потому, несомненно, связано с памятью (кратковременной, оперативной и долговременной) и мнемическими процессами (запоминанием, сохранением, воспроизведением и забыванием), а также с мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, для человека - абстрактно-логические).

Таким образом, анализируя процессы и механизмы психики, обеспечивающие ей оптимальную адаптацию в окружающей среде, мы обнаруживаем, что в структуру психической деятельности с необходимостью включены следующие элементы:

  • способность к анализу, т. е. различение отдельных свойств, сторон и характеристик предметов, процессов, явлений;
  • способность к синтезу, т. е. объединению признаков, сторон, свойств и характеристик в единый структурный комплекс признаков, который лежит в основе субъективного образа отображаемой вещи, явления, процесса;
  • аналитико-синтетический принцип работы, лежащий в основе ориентировочной деятельности;
  • механизм фильтрации сигналов, настраиваемый временем, состоянием организма и состоянием окружающей среды, по их значению и значимости для организма;
  • механизм статистической фильтрации, т. е. выбора из всего многообразия вероятностных связей, наиболее значимых в данный момент времени для жизнедеятельности организма;
  • способность к обобщению и классификации предметов и явлений окружающей действительности;
  • антиципация, т. е. способность к опережающему отражению окружающей реальности.

Таким образом, уже на уровне отдельной животной особи создаются все предпосылки к возникновению высшей формы психического отражения, присущей только человеку - сознания.

Итак, мы рассмотрели усложнение форм психического отражения, их особенности и механизмы у отдельных представителей животного мира. Но животный мир состоит из сотен тысяч и миллионов таких подобных организмов, особей, индивидуумов. Поэтому понять по- настоящему его поведение можно только, если мы рассмотрим его как включенное в общественное, совместное поведение живых организмов.

Общественное поведение абсолютно необходимо для любого достаточно высокоорганизованного животного. В этом совместном поведении у животных обнаруживаются новые черты и механизмы поведения, которые отсутствуют у одного отдельно взятого организма, которые возникают только при взаимодействии нескольких индивидов, особей.

Цель общественного поведения та же самая, что и любого поведения - выживание. Выжить, приспособиться к внешнему миру, обеспечить сохранение и продолжение вида путем объединения, соединения усилий нескольких или множества представителей этого вида, т. е. путем совместной деятельности, - вот главная цель (или БЛАГО, по Платону, к которому стремится все живое).

Такое объединение действий многих животных одного вида называют кооперацией (совместной деятельностью). Кооперация решает ряд задач и может быть направлена:

  • на выведение и сохранение потомства (брачные пары у животных, объединение самца и самки для выращивания детенышей или птенцов);
  • на оборону и борьбу с врагами. Когда стада травоядных парнокопытных при появлении хищника образуют круг и создают сплошную изгородь из смертоносных рогов или копыт, которая непреодолимым кольцом ограждает жизнь самок и детенышей;
  • на добывание пищи. Оборонительная кооперация наблюдается обычно у травоядных, а «наступательная» - у хищных;
  • на бытовую кооперацию направленную на создание и поддержание условий, необходимых для сосуществования животных. Например, строительство улья и сот пчелами, поддержание в нем температуры, вентиляция - все это возможно только совместными действиями всей пчелиной семьи.

Другая характерная черта сообщественного поведения животных - специализация. Для того чтобы совместная деятельность была успешной, необходимо определенное распределение функций между ее участниками.

Так, каждая пчела по мере своего взросления выполняет функции уборщицы улья, строительницы сот, фуражира, вентиляторщицы, сборщицы меда и пыльцы и т. д. У муравьев же специализация становится анатомической. Муравей-рабочий и муравей-воин имеют столь различное строение, что они похожи на представителей разных видов насекомых .

Кооперация и специализация в сообществах животных - это общеизвестные факты. Но одних этих механизмов недостаточно для того, чтобы обеспечить успешное функционирование таких сообществ. Должен быть еще какой-то центр, который руководит совместной деятельностью.

Чтобы результат взаимодействия был неслучаен, необходимы управление и организация. Это достигается доминированием и субординацией, т. е. господством и подчинением. Причем имеет место целая иерархия. Наиболее простая форма - это наличие вожака. Животное, являющееся вожаком, доминирует над всеми остальными в данном сообществе. Оно первое пожирает пищу. Ему в первую очередь принадлежат самки. Вместе с тем вожак осуществляет определенные функции управления. Он подает сигнал опасности, сигналы бедствия и нападения, наводит порядок в стаде и т. д. .

Более сложный случай представляет иерархическая организация сообщества животных. В этом случае имеет место несколько уровней доминирования. Под доминированием при этом понимают такое положение особи, когда она агрессивнее других в группе и пользуется преимуществами при размножении, питании и передвижении. Положение, которое занимает животное с этой точки зрения в своей общности, называют рангом.

Так, например, строгая иерархия имеет место в стадах обезьян-бабуинов. Она проявляется, например, в порядке пожирания пищи. Пока не насытятся особи более высокого ранга, обезьяны низших рангов не только не приближаются к пище, но даже не смеют бросить взгляд в ее сторону.

Когда в замкнутую группу с установившейся иерархией подсаживают новую особь, опять начинается период ее драк с остальными. В процессе этих драк происходит перераспределение рангов, и «пришелец» занимает место на отвоеванной им ступени доминирования .

Управление и организация по-разному проявляются в зависимости от формы взаимосвязи в животных общностях. С точки зрения специфики проявления общественных связей в животном мире можно выделить следующие основные общественные группы.

Индивидуальные особи - животные, ведущие изолированный образ жизни, которые семейных пар не образуют, за потомством не ухаживают. Такое животное живет само по себе, и никаких элементов общественного поведения у него не наблюдается (кукушка - один из известных примеров, а также многие рыбы).

Следующая группа - временные семьи - объединение двух животных для выведения и выращивания потомства, а также временные групповые объединения, стаи (объединения птиц для перелета, волков для охоты и т. д. В таких группах специализация еще очень слаба, но вожак у нее уже имеется).

Стада - постоянные объединения с малой специализацией.

Колонии - постоянное объединение с разделением определенных функций, например, охраны, добычи пищи, воспитания детенышей и т. д. (колонии пингвинов, бобров и др.).

Сообщества - объединения со строгой специализацией и со сложной координацией (пчелы, муравьи). Живые существа, живущие сообществом, вообще отдельно существовать не могут. С этой точки зрения муравьиное гнездо или пчелиный рой представляют собой промежуточное звено между организмом и отдельным животным. По существу, это своеобразный организм, в котором каждая особь может жить только вместе со всеми остальными, иначе она погибает.

В любом совместном объединении, группе особей с необходимостью возникает и проявляется еще одна самая интересная черта - это коммуникация или коммуникативное поведение. Для того чтобы координировать действия, чтобы группа животных слаженно действовала, чтобы каждая особь выполняла свои функции, им необходимо связь, нужна передача друг другу сигналов, например, о том, что найдена пища, что опасность приближается и т. п.

В этом процессе коммуникации выделяются два типа сигнализации: звуковая и двигательная.

Так, звуковая коммуникация, или звуковой язык, довольно широко распространен среди животных. У некоторых птиц, например у сорок, обнаружено до 20 различных сигналов, у ворон тоже. Один крик обозначает опасность. Другой - призыв к птенцам, что найдена пища. Третий сигнал - призыв к самке. Четвертый сигнал означает угрозу, намерение вступить в драку и т. д.

У обезьян обнаружен довольно развернутый звуковой язык - всего около 40 различных сигналов: нежности, призыва, опасности и т. д. Причем у обезьяны эти сигналы уже более дифференцированы. Например, опасность, хищник, змея - один сигнал. Неизвестная опасность - другой сигнал. Призыв - один сигнал, настойчивый призыв - другой сигнал и т. д.

Двигательная сигнализация также чрезвычайно развита у многих млекопитающих. К выразительным движениям, наблюдающимся почти у всех животных, относятся, в частности, четко различимые позы угрозы, подчинения, настороженности, ухаживания и др.

Так, например, поза подчинения у волков - подставление горла челюстям противника - моментально останавливает нападение в самой яростной драке .

Но помимо звуковых и двигательных сигналов у животных имеются еще и такие, какие человек широко не использует. Это сигнализация с помощью запахов, когда животное выделяет вещество с определенным запахом, и оно служит сигналом для других.

И еще один тип сигнализации, который уже совсем не имеет ничего похожего в практике человека. Это химическая сигнализация. Так, некоторые виды насекомых выделяют определенные вещества: феромоны, которые несут в себе сигнал для других насекомых.

Например, муравей, нашедший пищу, выделяет особое вещество, которым метит тропинку, по которой он шел. Любой муравей, попавший на эти тропинку, немедленно начинает следовать туда же. Другое вещество призывает только самца к самке. Третье, наоборот, служит сигналом тревоги, и муравей, натолкнувшись на него, поспешно убегает .

Общественная организация, взаимодействие и коммуникация приводят к появлению принципиально нового способа формирования поведения, а значит, и психики животных - усвоение опыта старшего поколения.

Такой механизм формирования видового поведения значительно повышает шансы каждой отдельной особи на выживание. Поэтому удельный вес общественного научения и регулирования непрерывно возрастает в животном мире, достигая своего высшего выражения в человеке.

Другое существенно новое, что приносит с собой общее поведение - это появление нового типа реакций, которые направлены не на взаимодействие с природой, окружающей действительностью, а на изменение поведения других особей своего вида. Имеется в виду использование различных коммуникативных сигналов, рассмотренных ранее. Все эти сигналы представляют собой поведение, принципиально отличное от остальных видов реакций животного.

Так, например, когда ворона издает крик опасности и вся стая снимается с места и улетает, то внешне мы видим непосредственно нецелесообразное поведение с обеих сторон. Действительно, ворона, которая увидела опасность, должна побыстрее улететь. Это будет непосредственно биологически целесообразным. А она вместо этого кричит. В свою очередь, крик вороны сам по себе не опасен. А вся стая реагирует на него, как на опасность, и улетает .

В чем же дело? А дело в том, что с обеих сторон мы имеем здесь символическое поведение. Свое «переживание» (эмоцию) опасности ворона отреагирует в крике и в бегстве. Бегство здесь непосредственная практическая реакция. Оно спасает ворону. А крик? Крик здесь символическая реакция. Он не спасает ворону, а лишь выражает то состояние ее (эмоцию), которое сопровождается реакцией бегства. Эта реакция, в свою очередь, становится сигналом опасности для остальных ворон (через подражание), вызывая у них практическую реакцию (бегство) и символическую (крики).

Существенным здесь является то, что некоторая ситуация реальности, значимая для животного, обозначается определенной символической реакцией. Это новый класс реакций. Их назначение заключается не в самоохранении животного (вида), а в обозначении определенного аспекта реальности .

Биологическая целесообразность такой символизации понятна. Благодаря ей важная информация (об опасности, о пище и т. д.), добытая одним животным, становится достоянием всей группы. Это повышает шансы на выживание, сокращает поиски и жертвы и создает принципиально новое отношение между реальным объектом и обозначающим его сигналом. У животных - это отношение причины и следствия. Коммуникативный сигнал животного возникает, потому что появляется объект, имеющий соответствующее биологическое значение. Соответственно, передача значимой информации о реальности с помощью символических сигналов - чрезвычайно распространенное явление в животном мире. Свое высшее выражение она получает в человеческом языке.

Таким образом, общий принцип деятельности психики оказывается одинаковым у человека и животных. Психика отражает реальность и перерабатывает информацию о значимых её связях, содержащуюся в этом отражении. Но на уровне языка, понятия, слова в сферу отражаемого входит новая реальность. Это не сами вещи и их отношения, а символические действия человека или их продукты, представляющие (замещающие) соответствующие вещи и отношения реальности.

Для человека становится характерным то, что у него наряду с чувственным возникает рациональное познание (силой мысли), человек приобретает способность глубже проникать в сущность вещей, чем позволяют ему его органы чувств.

Слово может употребляться вместо реального объекта или явления. Его отношение к реальному объекту уже не является поэтому только причинно-следственным. Это отношение замещения или представительства. Поэтому слово уже не только сигнал. Оно также знак некоторой реальности. Как таковой оно может употребляться отдельно от самих вещей, заменять встречу с самими вещами, представительствовать опыт относительно этих вещей.

Этим обусловливается коренное отличие общественного научения животных от социального обучения человека. Животные усваивают лишь опыт непосредственно окружающих его старших особей, т. е. только опыт своих родителей или среды, или стаи .

Поэтому сознание, мышление человека в корне отличается от животного интеллекта. Психика человека может оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Его поведение может управляться отношением окружающих вещей к вещам, которых перед ним сейчас нет, образы которых извлечены им из его опыта. Причем эта способность тесно связана у человека с понятием, словом, речью.

Благодаря вот этому «маленькому» отличию и происходит решающий шаг вперед. Человек освобождается от плена наличной ситуации. Он выходит за рамки данного мгновения, свободно в уме перемещается в прошлое и будущее, во времени и пространстве. Так он освобождается от рабства перед данной извне ситуацией, которая определяет все поведение животного .

Замена непосредственной реальности представительствующими ее психическими образами открывает возможности для обнаружения сложных и отдаленных связей вещей во времени и пространстве - соотношения причин и следствий, структуры и функций, целей и средств. На этой основе выявляются внутренние, скрытые от прямого восприятия структурные и функциональные свойства вещей, их сущность и назначение, значения и смысл .

Рассмотренная качественно новая способность человеческой психики не свалилась к нему с неба, как некая «искра божья». Она была приобретена и развита благодаря труду. Именно труд являлся с самого начала развития человечества основным признаком, который отличал его образ жизни от всех остальных животных и вывел его из животного мира.

Любой труд в корне отличается от простого присвоения продуктов природы, поскольку он связан с применением и изготовлением орудий труда, т. е. используется воздействие одной вещи на другую. Поэтому в процессе труда обнаруживаются объективные свойства вещей по отношению друг к другу, и всякий труд представляет деятельность, которая руководствуется этими объективными свойствами вещей, а не их биологическим значением. Чтобы сделать каменный топор, надо учитывать относительную твердость камней, а не их съедобность. И действия по изготовлению каменного топора управляются этим объективным свойством, а не биологической потребностью.

С другой стороны, рассматриваемая способность является необходимым условием труда. Труд создает новый продукт, а не присваивает готовые из природы. Пока это новое не воплощено в камне, металле, дереве, красках, оно существует лишь в голове создателя как образ. Поэтому труд требует способности руководствоваться в деятельности психическим представлением о продукте, отображающем его объективные свойства, функции, причинно-следственные связи с другими вещами и с действиями над ними и т. д.

Итак, у животного есть только один мир. Это то непосредственно воспринимаемое им окружение, в котором оно живет и действует только в отношении этого мира. Человек же создает как бы второй мир у себя в сознании, мышлении посредством речи. Во-первых, это реальный мир самих вещей и их отношений, во-вторых, тоже реальный мир его собственных символических действий и их продуктов, представительствующий эти вещи и отношения.

Первый мир существует независимо от человека. Второй, создан самим человечеством и поэтому до определенной степени находится в его власти. Именно благодаря ему человек может воспринимать и перерабатывать информацию о вещах, которых непосредственно нет в его опыте, может управлять с помощью этой информации своим поведением и действиями других людей .

Этот мир значительно шире того, в котором живет человек. Этот второй «духовный» мир включает страны, где человек не был, эпохи, в которые он не жил, знания и опыт людей, которые умерли задолго до него. Это коренное качественное отличие, которое характеризует человеческий интеллект и делает человека из раба окружающего мира господином над ним, позволяет преобразовать этот мир и стремиться к отдаленным целям, превращает действия человека из рефлекторного поведения в планомерную деятельность, а его пребывание на земле из приспособительного существования в активную жизнь, имеющую смысл и высокую цель .

  • См.: Философские проблемы естествознания: учеб, пособие / под ред.С.Т. Мелюхина. М.: Высш. шк., 1985. С. 313-315.
  • Однако это положение относится к законам классической физики и механики. За рамками их действуют другие законы. В области мегамира (Вселенной) имикромира (мира элементарных частиц) действуют законы относительности (Эн-штейна, математики Лобачевского и Римана), путей вероятностного развития,разрабатываемых квантовой физикой и синергетикой (по этой проблеме существует специальная литература. Желающим следует ознакомиться с философскими проблемами естествознания).

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета, но если в каждой науке предмет и объект разграничены, то в психологии такое разграничение вызывает определенные трудности, так как здесь и объектом и предметом является человек.
Само определение психологии появилось в 16 веке в западноевропейских текстах, в переводе с латинского – психология, дословно, понимание, знание души. Оно носит как научный, так и житейский характер. Научное же отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции и общечеловеческого опыта открывает законы, которые правят миром. Но только к середине19 века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой, однако это не значит, что до этого представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они были частью философии, педагогики, медицины.
В основе научных психологических знаний лежит учение о психике человека, то есть, о ее свойствах (характере, темпераменте, способностях), процессах (ощущении, восприятии, мышлении и т.п.) и состояниях (апатия, гнев, фрустрация).
Я считаю что, важнейшим этапом в понимании психологии, является изучение эволюции психики и развития высших психических функций человека, так как это является основой его активности и поведения.

  1. Развитие психики в филогенезе.

    Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма

    Возникновение психики.
    С появлением живой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился. Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохранения жизни.
    В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным продуктом эволюции.
    Существовало множество точек зрения относительно того, когда и на каком этапе эволюции жизни возникла психика.
    Согласно одной из них психика присуща всей природе, делая ее «одухотворенной» (Ж. Робине, Г. Фехнер). Данная теория получила название панпсихизм.
    Другие ученые связывали психику только с появлением человека –
    антропопсихизм (Р. Декарт).
    Распространенным было и мнение, что психика является свойством всякой живой материи – биопсихизм (Э. Геккель, В. Вундт).
    Эти взгляды не получили ни теоретического обоснования, ни должного экспериментального подтверждения.
    Развитие психики в филогенезе - качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно–исторической основе. Сама психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к персептивной и далее к интеллектуальной стадии и к формированию сознания. При этом сознание как особенность психики человека является продуктом общественно–исторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения..

Развитие психики имеет 3 аспекта:

  1. Возникновение и развитие психики в животном мире;
  2. Возникновение и развитие человеческого сознания;
  3. Развитие психики в онтогенезе человека.
  4. Раздражимость и чувствительность.

С предлагаемым А.Н. Леонтьевым критерием психики связаны два фундаментальных понятия: раздражимость и чувствительность.

Раздражимость - (irritability) - свойство отдельных видов ткани, которое позволяет им специфическим образом реагировать на внешние стимулы. Раздражимость присуща нервным клеткам, которые в ответ на поступающую стимуляцию могут генерировать и передавать электрические импульсы, а также мышечным клеткам, которые сокращаются при воздействии на них нервных импульсов.

Чувствительность - свойство животных и человека воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов. У животных, обладающих нервной системой, специализированные чувствительные клетки (рецепторы) имеют высокую избирательную чувствительность к различным раздражителям. Основные виды чувствительности: тактильная (прикосновение), болевая, температурная, мышечно-суставная, вибрационная, давления, чувствительность внутренних органов. Если раздражимость выражается в объективно фиксируемой тенденции к изменению внутреннего состояния организма под влиянием внешних воздействий, то чувствительность предполагает субъективный аспект психического отражения действительности, появляющийся вместе с реакцией на абиотические раздражители. Чувствительность дополняет двигательное реагирование на какой-либо агент внутренним переживанием, ощущением воздействующего объекта. Чувствительность как способность к ощущению в онтогенезе составляет основу высших форм психической организации - сознания и личности, а в филогенезе обозначает эволюционный переход от пассивного отражения различных влияний среды к активному познанию мира.

  1. Этапы развития психики в процессе эволюции животного мира.

Движущая сила всякого развития – борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся. Именно в этом источник развития психики. Развитие носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности. Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатая, кольцевая, радиальная и т.д. Она обеспечивает целостное функционирование организма. Чувствительность возникает на базе раздражительности как всеобщего свойства живой материи. Она есть первое проявление психики и показатель ее возникновения.

Леонтьев выделяет 3 стадии развития психики. Согласно Фарби, в пределах каждой стадии могут быть различные уровни: низший, высший и наивысший.

Различают следующие основные стадии развития психики животных:

  • Элементарная сенсорная психика;
  • Перцептивная психика;
  • Интеллект.

Стадия элементарной сенсорной психики

Характерная особенность этой стадии развития психики заключается в том, что поведение животных обусловливается действием на организм отдельных свойств предметов, в окружении которых живут животные, - химических, световых, температурных и т.п. Эта стадия свойственна преимущественно беспозвоночным и тем позвоночным, которые обитают в воде, земноводные и пресмыкающихся, у которых нет предметного восприятия. На этой стадии происходит дифференциация чувствительности к свету, осязанию, запахам, двигательная чувствительность, в результате чего возникают и развиваются анализаторы - касательный, зрительный, обоняние и слуховой.

Уровень развития анализаторов и рецепторной их части зависит от особенностей условий жизни живых существ. Да, у пауков, насекомых хорошо развита касательная чувствительность (на щупальцах, крылышках). Химическая чувствительность развита у пауков и других беспозвоночных. Она дифференцируется в них на обонятельную и вкусовую чувствительность. Насекомые чувствительны к очень незначительным запахам. Пчела отличает запах оранжевой кожуры от 43 эфирных запахов. Пчелы реагируют на запах, не принимают чужих пчел. Общеизвестна чувствительность насекомых к температурным изменениям, зрительная чувствительность. Пчелы различают цвета и формы цветов, но не геометрические фигуры. Большинство насекомых являются глухими. Лишь те из них имеют слух, которые собственными движениями (крылышками) вызывают достаточно интенсивные колебания звуковых волн.

Стадия перцептивной психики

Для этой стадии характерно отображения предметов как целого, а не отдельных их свойств, как это наблюдается на сенсорном этапе развития психики. Например, если самца оградить от пищи, то он будет реагировать не только на предмет, куда направлена его деятельность (на еду), но и на условия, при которых эта деятельность происходит, то есть пытаться преодолеть препятствие. На сенсорном этапе такой реакции на условия, при которых происходит жизнедеятельность животных, не бывает. Стадия перцептивной психики свойственна млекопитающим. Она предопределяется существенными анатомо-физиологическими изменениями в организме: развитием больших полушарий головного мозга, и особенно их коры и дистантных анализаторов (зрительного, слухового), усилением интеграционной деятельности коры. Условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий на уровне перцептивной психической деятельности является основой для образования воображения. Продолжительность хранения образов памяти увеличивается с эволюцией позвоночных животных. Так, при однократном возбуждении образная память действует: у крысы - по 10-20 секунд, у собаки - до 10 минут, у обезьяны - до 16 - 48 часов. Продолжительность хранения образов памяти - ценная особенность перцептивного уровня развития психики. Эта особенность является важной предпосылкой возникновения интеллектуального поведения животных.

На стадии перцептивной психики происходят сложные изменения в процессах различения и обобщения представлений. Возникают дифференциация и обобщение образов предметов. Эти обобщения - не сумма отдельных ощущений, вызванных одновременным действием воздействий, свойств различных предметов, а их единство, своеобразная интеграция, которая является основой для переноса операции из одной конкретной ситуации в другую, объективно похожую на нее, что существенно усложняет поведение животных на данном этапе психического развития. Успешность дифференциации и обобщения зависит не столько от степени сходства, как от биологической роли того, что влияет на животное. Развитие обобщения на стадии перцептивной психики связано с развитием интегративной зон коры больших полушарий головного мозга, которые объединяют движения в целостную операцию (двигательные поля), ощущения в целостный образ (сенсорные поля).

Стадия интеллекта

Психика большинства млекопитающих остается на стадии перцептивной. Но у антропоидов - человекоподобных обезьян - отражательная деятельность поднимается еще на одну ступень своего развития. Эту высшую ступень называют стадией интеллекта, или "ручного мышления" (А. Леонтьев). Как показали исследования, обезьянам, особенно шимпанзе, свойственна элементарная умственная деятельность, зачатки наглядно-действующего мышления. Обезьяны быстрее, чем другие животные, учатся и переучиваются, проявляют большую подвижность процессов возбуждения и торможения.

И. Павлов отмечал, что аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга собаки - это конкретное, элементарное мышление. Однако умственная деятельность, интеллекта животных - это совсем не то, что разум человека. Между ними существуют очень большие различия. Для стадии интеллекта характерно решение задач. Обезьяна (шимпанзе) в экспериментальных условиях не могла непосредственно достать пищу (банан, апельсин и т.п.). В клетке, где она находилась, лежала палка, с помощью которой можно было получить еду. Ставилась задача: "догадается" ли обезьяна использовать палку, чтобы овладеть едой. Сначала шимпанзе пытается достать еду рукой, но терпит неудачу. Неудача на некоторое время отвлекает обезьяну от пищи. Она, увидев палку, манипулирует ею. Если палка и пища попадают в одно поле зрения, обезьяна направляет посох на еду и овладевает ею, подсовывая ее к себе.

Такие исследования проводились в разных вариациях. Обезьяны успешно решали поставленные перед ней в эксперименте задачи. Самые сложные из них были двухфазные задания, которые состояли в том, что пищу можно было достать длинной палкой, но вначале эту длинную палку нужно было достать короткой, которая была в пределах непосредственной досягаемости. Это задание обезьяны так же решали. Обезьяны способны объединять в один акт два действия последовательной операции, из которых первая является подготовительной для осуществления второй, решающей операции (двухфазные задания). В жизнедеятельности животных легко заметить их взаимные отношения. Эти отношения проявляются в своеобразных движениях, позах, акустических сигналах. На разных этапах развития живых существ эти способы отношений и взаимовлияния набирают различной сложности. С их помощью животные сигнализируют об опасности, пище, гневе, страхе, передают ту или иную информацию. Но эти разновидности отношений, это "язык" животных носит инстинктивный характер, является выявлением эмоциональных состояний. В отличие от человеческого языка "язык" животных не является средством трансляции индивидуального опыта другим животным.

Интеллектуальное поведение антропоидов связано с развитием коры больших полушарий головного мозга, особенно лобных долей и при фронтальных их зон. Если у обезьяны уничтожить часть этих зон, то решение ими двухфазных задач становится невозможным. Стадия интеллекта, свойственна высшим млекопитающим и достигла самого высокого уровня развития у человекоподобных обезьян, является предысторией возникновения и развития человеческого сознания. Для всех стадий психического развития животных характерны фиксированность и индивидуальная изменчивость поведения. Фиксированными формами поведения, которые передаются наследственно, являются инстинктивные формы поведения.

Описание работы

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета, но если в каждой науке предмет и объект разграничены, то в психологии такое разграничение вызывает определенные трудности, так как здесь и объектом и предметом является человек.

Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.

Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

3.0.1.Представление о взаимосвязи психики и мозга


В наше время существует несколько альтернативных теорий, требующих ответить на вопрос, как связаны психика и мозг.

Согласно теории психофизического параллелизма , психическое и физиологическое создают два самостоятельных ряда явлений, которые соответствуют друг другу, но не пересекаются и не влияют друг на друга. Тем самым допускается существование души, которая соотносится с конкретным физическим телом, но действует независимо от него по своим собственным законам.
В теории механического тождества психические явления рассматриваются как физиологические по своей природе и происхождению. Эта теория не учитывает качественных отличий психических и нервных процессов.
В теории единства мозга и психики утверждается, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но имеют отличия по существенным качественным характеристикам. Поэтому психические явления соотносяться не с отдельными нейрофизиологическими процессами, а с их организованными совокупностями - функциональными системами мозга. Тем самым утверждается, что психика - системная особенность мозга, которая реализуется с помощью многоуровневых функциональных систем, которые формируются у человека на протяжении жизни в процессах индивидуальной и общей деятельности, обучения и общения.

3.0.2. Строение и функции нервной системы


Согласно с представлением, которое сформировалось в рамках физиологии высшей нервной деятельности, а также в психофизиологии, психика является интегральным продуктом функционирования нервной системы. Таким образом, нервная система и высшая нервная деятельность создают анатомо-физиологический субстрат (основу) психической активности организма.

Нервная система - это иерархическая структура нервных образований у позвоночных и человека; центральный регулятор, который обеспечивает жизнедеятельность организма как целого.

Основные функции нервной системы:
1. Организация взаимодействия индивида с окружающей средой:
а)переработка и интеграция сенсорной информации, которая поступает из внешней и внутренней среды организма.
б)программирование адекватной реакции и поведения индивида
2. Координация работы внутренних органов
3. Постановка и реализация целей поведения\деятельности
4. Активная и целостная адаптация организма к условиям существования.

Возникновение нервной системы - результат длительной эволюции, которая выявилась в непрерывном усложнении и дифференциации физиологических механизмов поведения.

Структурный и функциональный элемент нервной системы (независимо от уровня ее организации) - нейрон. Это нервная клетка, основная составляющая нервной ткани. Назначение нейрона состоит в проведении возбуждения - передаче нервного импульса от одного отдела нервной системы к дургому.

Структура нейрона идентична у всех позвоночных, он состоит из тела клетки и отростков, которые отходят от него - дендритов и аксонов.

Нервная система делится на 3 части:
-центральную, которая состоит из головного и спинного мозга
-периферическую, которая состоит из спинномозговых и черепно-мозговых нервов
-вегетативную, которая обеспечивает иннервацию внутренних органов и желез

Головной мозг - центр психической деятельности. Он состоит из двух полушарий - правого и левого; промежуточного, среднего, заднего, переднего мозга. Наиболее значительную часть последнего составляет кора больших полушарий.

Кора головного мозга состоит из отделов, которые по своему расположению имеют названия: затылочная (отвечает за зрительное восприятие), височная (слух, у человека также и речь), теменная (реакции на сенсорные стимулы и управление руками), лобная (координация функций других отделов коры).

В психической деятельности человека особая роль принадлежит лобным долям, которые занимают 30% общей поверхности коры больших полушарий. Повреждение лобных долей влияет на высшие формы поведения, связанные с интеллектом, обучением, мышлением. Многочисленные клинические факты свидетельствуют, что повреждение лобных долей приводит к нарушениям в личностной сфере человека, ее характере.

Также установлено, что психические функции определенным образом поделены между правым и левым полушариями. Оба полушария способны получать и обрабатывать информацию в виде образов и в форме вербальных стимулов (слов), но существует межполушарная функциональная асимметрия головного мозга - разная степень выявленности тех или иных функций в левом и правом полушариях.

3.0.3 Рефлекторная деятельность мозга


В основе всех форм системной деятельности мозга находится универсальный принцип - рефлекторность, т.е.организация нервных процессов по типу условных и безусловных рефлексов.

Схема действия любого рефлекса носит название "рефлекторная дуга", или в более сложном и точном варианте - "рефлекторное кольцо". Эта схема отражает характер связи между афферентными и исполнительными отделами нервной системы, т.е. между анализатором (органом чувства, который поставляет сенсорную информацию) и эффектором (органом движения, который обеспечивает коррекцию поведения).

Согласно фундаментальной теории Павлова, различают условные и безусловные рефлексы.

Безусловный рефлекс (от лат. reflexus - отражение) - случайно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые влияния внешнего мира или изменения во внутренней среде организма. Безусловные рефлексы осуществляют приспособление к относительно стойким условиям.

Условный рефлекс - один из двух основных типов рефлексов, открытый и исследуемый великим русским физиологом Павловым. Разнообразные виды условных рефлексов образуются при определенных условиях в процессе жизнедеятельности организма на базе врожденных безусловных рефлексов. Условный рефлекс возникает вследствие многоразового соединения действия безусловного раздражителя (например, пищевого) с действием любого фактора, который хоть и воспринимается организмом, но является индифферентным касательно его жизненных потребностей (например, звонка, вспышки электролампы). При этом,индифферентный раздражитель должен опережать во времени или действовать одновременно с безусловным раздражителем. Возникновение условного рефлекса состоит в приобретении организмом особенности давать на раздражитель, который ранее был для него индифферентным, такую же самую реакцию, которую до этого мог вызвать только безусловный раздражитель. Это изменение объясняется тем, что ранее индифферентный раздражитель начинает исполнять роль сигнала о следующем закономерном появлении безусловного раздражителя. Этот раздражитель, ставший сигнальным (или просто сигнал), называют также условным, потому что роль сигнала он приобретает и исполняет лишь при определенных условиях. Отсюда также и название условного рефлекса, которым обозначается описанный выше механизм замыкания и функционирования временных нервных связей.

3.1. Проблема возникновения психики. Этапы развития психики в филогенезе


Отражение
- всеобщее свойство материи, которое заключается в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов

Психика - функция мозга, но этого недостаточно для понимания природы и происхождения психического. Психика детерминирована не мозгом, а внешней действительностью. Такое влияние действительности на организм возможно только в процессе реального взаимодействия организма с окружающей средой. Поэтому проблема происхождения психики возникает как проблема происхождения особой деятельности на определенном этапе развития жизни в целом, с изменением условий жизни

На протяжении истории развития науки были предложены такие взгляды на "момент" появления психики:

панпсихизм
- психикой обладает вся материя, живая и неживая;
биопсихизм - психику имеет только живая материя;
нейропсихизм - психика есть только там, где есть нервная система;
антропопсихизм - только человек имеет психику.

Решить эти вопросы нельзя, если не рассматривать особенности взаимодействия организма и среды.

Выделяют такие уровни отражения:

Физическое - существует на уровне неживой природы, это непосредственный физический след, изменение физического состояния одного объекта под влиянием другого.

Физиологическое (раздражительность) - существует на уровне живой природы, это реакция на биологически важные раздражители. Раздражительность существует в форме тропизмов - у растений, и таксисов - у животных.

Психическое (чувствительность) - отражение абиотических влияний, которые являются сигналами или признаками биологически важных. Отражение признака дает возможность более адаптивному поведению.

По мнению Леонтьева, элементарной формой психики являются ощущения, которые отражают внешнюю объективную действительность.

Леонтьев выделяет также два объективных критерия психики: чувствительность и способность к обучению.

А.Н. Леонтьев: "Появление чувствительности - первый объективный критерий появления психики "

Этапы психического отражения:
Филогенез - историческое эволюционное развитие.
Онтогенез
- прижизненное развитие человека.

Этапы развития психики в филогенезе


По мнению Леонтьева, касательно возникновения психики, психическое отражение проходит такие этапы, или стадии:
  • Элементарная сенсорная психика. Отражение отдельных свойств, предметов, явлений. (От амебы до насекомого). Основная форма поведения - инстинкт.
  • Перцептивная психика. Отражение целостных предметов и явлений. (Позвоночные) Форма поведения - навык - индивидуально приобретенная форма поведения, обеспечивающая приспособление к изменяющимся условиям. Импринтинг - у некоторых видов животных с момента рождения генетическая программа есть, но она зависит от той среды, в какую попадут животные.
  • Интеллектуальное поведение . Отражение отношений между предметами. (Человекообразные обезьяны). Форма поведения - интеллектуальное действие. Ручной интеллект (работа руками), способность решать двухфазные задачи: 1)фаза подготовки 2)исполнение
Характеристики интеллектуальной деятельности животных:
1. На низкой ступени развития операции формируются медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные движения постепенно закрепляются, лишние же движения затормаживаются. У обезьян ранее идет период полной неудачи - множество попыток, которые не приводят к осуществлению деятельности, а потом - как бы внезапное "открытие" операции, которая сразу приводит к успеху.
2. Если опыт повторять, то данная операция, несмотря на то, что она была осуществлена только один раз, воссоздается, - обезьяна исполняет задание уже без всяких предварительных попыток.
3. Найденное решение обезьяна очень легко переносит в другие условия, лишь подобные тем, в которых впервые возникло решение.
4. Возникает способность решения двухфазных заданий (короткой палкой достать длинную, а за ней - плод)

Эти характерные черты сохраняются и в более сложном поведении человекообразных обезьян.

В двухфазных заданиях выявляется двухфазность любой интеллектуальной деятельности животных , которая имеет такие фазы:

1) подготовительная
- побуждается не самим предметом, на который она направлена, вне связи со второй фазой она избавлена биологического смысла. Эта фаза связана не с самой палкой, а с объективным отношением палки к плоду.

2) осуществление
- направлена уже на предмет, который непосредственно побуждает животное, это операция, которая становится достаточно крепким навыком.

Наличие подготовительной фазы составляет определенную черту интеллектуального поведения. Интеллект возникает там, где возникает процесс подготовки возможности осуществить ту или иную операцию или навык.

С точки зрения отражения первая фаза соответствует объективному отношению между предметами.


Различие психики человека и животного


Отличие психики животного от психики человека состоит, прежде всего, в условиях ее развития. Животное развивается по законам биологической эволюции, человек покоряется законам общественно-исторического развития.

Разногласия психики человека и животного:


Параметры сравнения
Психика животного Психика человека

1.Филогенез
Биологическая эволюция Культурно-историческое развитие

2.Факторы психического развития в онтогенезе
Биологические Социокультурные и социально-психологические
3.Форма активности Инстинктивное и поисковое поведение
Целенаправленная и осознанная деятельность, общая или индивидуальная.
4.Характер активности
Непосредственно связанный с биологическими потребностями организма и особенностями конкретной ситуации
Надситуативный и опосредованный социокультурным опытом.
5.Регуляторы активности/поведения Инстинкты, безусловные и условные рефлексы
Знания, социальные нормы, традиции и ценности культуры, символические и знаковые системы.
6.Характер саморегуляции
Преимущественно непроизвольный, бессознательный
Произвольный: сознательный самоконтроль, воля
7.Информационный обмен со средой
Первая сигнальная система: информация о мире в виде ощущений - сигналов, которые поступают в мозг от органов чувств
Вторая сигнальная система: информация о мире поступает в словесной форме; сигналы являются знаками языка.

8.Форма коммуникации между особами одного вида (индивидами)
Невербальная: экспрессивные движения, звуковые сигналы Вербально-знаковая: язык, система знаков и значений.
9.Уровень развития психических функций
Низшие/натуральные (генетически запрограммированные) психические функции
Высшие/опосредованные (обусловленные культурой) психические функции
10. Характер интеллектуальной/умственной деятельности
Зачатки наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способность к решению сложных (двухфазных) заданий в конкретных проблемных ситуациях.
Словесно-логическое (вербально-опосредованное) понятийное мышление, способность к обобщению и абстрагированию

Фактором, повлиявшим на превращение обезьяны в человека, стада - в общество (по гипотезе Ч.Дарвина), была трудовая деятельность, т.е.такая деятельность, которая осуществляется людьми при общем изготовлении и использовании орудий.


3.2. Общественно-историческая природа сознания человека


Сознательное отражение в отличие от психического отражения животных - это отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные и устойчивые свойства

Любая деятельность животных направлена на предметы биологических потребностей и побуждается этими предметами, предмет деятельности и биологический мотив у животных всегда слиты, всегда совпадают между собой.

Сложная деятельность высших животных покоряется природным связям и отношениям. У человека она покоряется связям и отношениям изначально общественным. Это и есть тот непосредственный фактор, благодаря которому возникает специфически человеческая форма отражения действительности - сознание человека.

Действительность открывается человеку в объективной стойкости ее особенностей, в ее обособленности, независимости от субъективного отношения к ней человека, от ее имеющихся потребностей.

Это возможно благодаря тому, что обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством, фиксируется в системе значений (понятий, норм, знаний, способа действия). Человек находит уже готовую, исторически сформированную систему значений и овладевает ей так же само, как она овладевает орудием.

Поведение современного культурного взрослого человека - это результат двух разных процессов: биологической эволюции животных и исторического развития человечества.

В филогенезе это две независимые линии. Приспособление человека к природе вызывает к жизни приницпиально иную, чем у животных, иначе организованную систему поведения. Эта новая система поведения формируется при достижении опреденной ступени биологической зрелости, но без изменения биологического типа человека.

В онтогенезе эти две линии слиты воедино, ребенок одновременно формируется и как биологическое существо, и как продукт культурно-исторического развития.

История человеческой психики -отношения повторяющихся, низменных особенностей этого мира, вне зависимости от потребностей человека, в их объективных устойчивых низменных свойствах.

Трудовая деятельность человека :

сопровождается употреблением и изготовлением орудий ;

труд совершается в условиях совместной коллективной деятельности , так что человек вступает в этом процессе не только в определенные отношения с природой, но и с другими людьми

Сущность различий психики человека и животных:

1. Конкретно-практическое мышление животных подчиняется их непосредственному впечатлению от данной ситуации

2. Человек способен создавать и сохранять орудия, создавать впрок

3. И человек, и животное передают опыт поколений в виде инстинктов
и человек и животное передают индивидуальный опыт в виде навыков , только человек передает общественный опыт , т.е. способы изготовления орудий, способы общения и т.п.

4. Различия в чувствах.

5. Принципиально различаются “язык” животных и человеческая речь


3.3. Развитие сознания в онтогенезе. Высшие психические функции


Усвоение или присвоение общественно-исторического опыта
- специфически человеческий путь онтогенеза, полностью отсутствующий у животных.

У животного генетическую основу поведения составляют безусловно-рефлекторные механизмы, инстинкты, в ходе индивидуальной жизни они развиваются, формируются, приспосабливаются к меняющимся элементам внешней среды, это процесс "развертывания" наследственного опыта.

Процесс усвоения человеческого видового опыта происходит в индивидуальной жизни ребенка, в ее практической деятельности, которую опосредует взрослый человек.

Наиболее совершенно исследовал этот процесс Л.С.Выготский в рамках культурно-исторической теории развития сознания , главным принципом которой является историческое понимания психических процессов. Исходя из того, что психика детерминируется трудовой деятельностью, Выготский выдвигает идею "психологических орудий", которые изготовлены человечеством искусственно и представляют собой элемент культуры. Изначально они повернуты внешне на другого человека, потом оборачиваются на себя, т.е. становятся способами управления собственных психических процессов.


Основные положения культурно-исторической теории такие:

1. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой - благодаря использованию орудий человек оказался способен к овладению природой. (а не только приспосабливаться к ней )

2. Способность к овладению природой для самого человека обернулась тем, что он научился овладевать собственной психикой - появились произвольные формы деятельности или высшие психические функции.

3. Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода - психологических, эти психологические орудия - знаки. (человек способен овладевать собственной психикой с помощью специальных психологических орудий)

ЗНАКИ - символы, имеющие определенное, выработанное в истории культуры значение:

  • различные формы нумерации и исчисления
  • мнемотехнические приспособления
  • алгебраические символы
  • произведения искусства
  • диаграммы, карты, чертежи
  • условные знаки и пр.

Введение в структуру психической функции знака превращает ее в функцию высшую, опосредованную. Когда человек, например, завязывает узелок на память, он сам создает дополнительный стимул, опосредует свою реакцию с помощью знака, который выступает как способ запоминания, или психологическое орудие. Этот дополнительный стимул не имеет органической связи с ситуацией, поэтому существует искусственное средство-знак, с помощью которого человек овладевает поведением: запоминает, делает выбор и т.д.

С оздавая стимулы-средства, человек освобождается от зависимости от независящих от него стимулов-объектов. С помощью знаков человек извне создает связи в мозгу, руководит мозгом и через него собственным телом. Между низшими и высшими психическими функциями существуют определенные отличия.

Знак всегда сначала является средством социальной связи, средством влияния на другого, и только потом он становится средством влияния на себя. Высшие психические функции - интериоризованные отношения социального порядка.

Высшие и низшие психические функции:

Возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс был интерпсихологическим, т.е.межличностным, потом эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические. Это и есть процесс интериоризации. В онтогенезе он осуществляется так же.

Интериоризация - процесс формирования внутренних структур психики , обусловленный усвоением структур и символов внешней социальной деятельности

Интериоризация - процесс присвоения ребенком знаков.

Стадии интериоризации в онтогенезе:
1) взрослый действует словом на ребенка , побуждая его что-то сделать;
2) ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого ;
3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя (вначале в громкоречевой форме, затем - внутренняя речь).

Т.е. не развертывание природно заложенного, а присвоение искусственного, культурно-созданного - генеральный путь онтогенеза человека. Этот путь и определяет социальную природу ее психики.

3.4. Характеристики сознания

Основные психологические характеристики сознания как высшего уровня психического отражения:

1. Сознание содержит знания о внешнем и внутреннем мире человека. Со-знание (совокупность знаний)
2. Знание как ядро сознания окрашено сложной тканью эмоциональных переживаний , намерений и интересов. Человек всегда как-то относиться к тому, что он отражает.
3. Разграничение субъекта и объекта, отделенность Я от не-Я (наличие самосознания)
4. Сознание человека имеет активный характер. Активность (не только форма отражения, но и способность преобразовывать мир)
5. Связь сознания человека с языком (связь с речью, язык как система знаков)

Сознание - это высшая , свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга , заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и творческом преобразовании действительности , в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека


3.5. Измененные состояния сознания

  • гипноз
  • медитация
  • действие наркотиков
  • состояния перед смертью
Традиционная западная психология выделяет два состояния сознания - сон и бодрствование. То, как мы осознаем внешний мир, изменяется на протяжении дня, изменяется способность воспринимать и обрабатывать сигналы. Зависимость между уровнем активации и эффективностью деятельности описывает закон Йеркса-Додсона: поведение будет эффективным, если уровень волнения будет близок оптимальному, он не должен быть ни слишком высоким, ни слишком низким. При низком уровне активации готовность субъекта к действиям постепенно снижается, и вскоре он засыпает, а при высоком - он будет очень взволнован, и его поведение может быть дезорганизованным.

Состояние бодрствования, состояние экстравертированного сознания до недавнего времени рассматривалось научной психологией как единственный нормальный аспект, достойный изучения. Но все больше психологи и физики обращаются к восточной культуре, которая рассматривает жизнь в ее полноте не как цепочку явлений, которую необходимо объяснить, а скорее, как неотъемлемую часть Вселенной, к единству которой она причастна. Это глобальное единство постигается через состояния медитации и транса.

К измененным (или необычным) состояниям сознания относят такие состояния, которые возникают под влиянием: гипноза, медитации, действия наркотиков, приближения смерти.

Даже поведение, которое традиционно считалось анормальным (шизофрения, депрессия) все чаще рассматривается теперь как способ найти внутреннее равновесие и избежать давления внешней реальности. Их следует понимать как нормальное выражение внутреннего мира, а не как "ненормальность" сознания, которого следует избегать.

Таким образом, сознание - это мозаика состояний, которые играют более-менее значительную роль как во внешнем, так и внутреннем равновесии.

Психика и сознание – такие близкие, но разные понятия. Наличие узкого и широкого понимания у каждого из этих слов могут запутать кого угодно. Впрочем, в психологии понятия психики и сознания успешно развели, и не смотря на их тесную взаимосвязь, границу между ними увидеть довольно просто.

Чем сознание отличается от психики?

Психика, если рассматривать термин в широком смысле, - это все психические процессы, осознаваемые человеком. Сознание – процесс управления человека самим собой, который также осознаваем. Рассматривая понятия в более узком смысле, оказывается, что психика направлена на восприятие и оценку внешнего мира, а сознание позволяет оценивать мир внутренний и осознавать то, что происходит в душе.

Психика и сознание человека

Говоря об общей характеристике этих понятий, стоит обратить внимание на основные каждого из них. Сознание представляет собой высшую форму психического отражения действительности и обладает такими свойствами:

  • наличие знаний об окружающем мире;
  • различение субъекта и объекта («Я» человека и его «не-Я»);
  • установка целей человека;
  • наличие отношения к разным объектам действительности.

В узком смысле сознание рассматривается как высшая форма психики, а сама психика – как уровень бессознательного, т.е. тех процессов, которые не осознаются самим человеком. В область бессознательного относят разнообразные явления – , ответные реакции, неосознанные особенности поведения и т.д.

Развитие психики и сознания человека

Развитие психики и сознания принято рассматривать с разных точек зрения. Так, например, проблема развития психики включает в себя три аспекта:

Считается, что возникновение психики связано с развитием нервной системы, благодаря которой весь организм функционирует как единое целое. Нервная система включает в себя раздражимость, как способность менять состояние под воздействие внешних факторов, и чувствительность, которая позволяет распознавать и реагировать на адекватные и неадекватные раздражения. Именно чувствительность считается главным показателем возникновения психики.

Сознание свойственно только человеку – именно оно способно осознавать протекание психических процессов. Животным это не свойственно. Считается, что главную роль в возникновении такого отличия играет труд и речь.