Скороговорки для развития речи 164 скороговорки. Лучшие скороговорки для развития речи и тренировки дикции у взрослых

» мы писали о том, что чистоговорки, в которых повторяется один и тот же звук, могут помочь вашему малышу отработать произношение этого звука. Учат правильно произносить слова и скороговорки. Скороговорки для развития речи можно предлагать малышу, когда он еще только учится говорить. Но чтобы не отпугнуть малыша излишней сложностью, подбирать скороговорки нужно исходя из возраста малыша, его речевых навыков и звуков, произношение которых вы хотите отработать. Давайте посмотрим, как подобрать малышу скороговорки так, чтобы и ему было интересно, и польза была.

Немножко истории

Скороговорки, так же как пословицы и поговорки, — это жанр устного народного творчества. Придумывались они народом, чтобы научить ребенка говорить, правильно произносить слова, поэтому их сюжеты часто вызывают улыбку, иногда даже кажутся нелепыми:

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.

Скороговорки – это специально придуманные фразы с труднопроизносимыми или трудносочетаемыми звуками и словами, произносить которые надо быстро, четко и без запинок. На Руси скороговорки также называли частоговорками, языковёртками, потому что порой их было не легко не только произнести быстро, но даже и просто выговорить:

Выковали колокол,
Да не по-колокольски.
Надо бы колокол перековать,
Да перевыколоковать.

Начинать делать упражнения со скороговорками можно, когда малыш еще только учится говорить (с 1 — 1,5 лет). В это возрасте малышам бывает трудно выговаривать отдельные звуки, поэтому им подойдут простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например [с]:

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.

Будет расти малыш, будут «расти» вместе с ним и скороговорки: постепенно будут добавляться скороговорки на новые звуки. Когда малыш освоит произношение большинства звуков (обычно это происходит в возрасте 5 — 6 лет), можно будет добавить скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Мы сделали для вас подборку скороговорок для малышей разного возраста с учетом освоения среднестатистическим малышом звуков родного языка. (Использовалась книга Инны Светловой «Домашний логопед» и книги, посвященные русскому устному народному творчеству.)

Скороговорки для 1 — 2 лет

В возрасте после года малыш осваивает звуки «г», «д», «с», «з». Иногда малыши заменяют эти твердые звуки мягкими. Чтобы помочь малышу начать различать на слух твердые и мягкие звуки и правильно произносить их, попробуйте использовать вот эти скороговорки на отработку этих звуков:

Скороговорки на отработку звуков [с] и [с’]:

Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы – домой.

Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки – скок, Сеньку – с ног,
Саньку в бок, Соньку в лоб.

Скороговорки на отработку звуков [з] и [з’]:

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Все озера – зеркала из зеленого стекла.

Пошел спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзинку Назар.

Скороговорки на отработку звуков [г] и [г’]:

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

Га-га-га –
Гогочет гусь, –
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу –
Не нагляжусь.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Скороговорки на отработку звуков [д] и [д’]:

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дом - у дуба, дуб - у дома.

Скороговорки для 2 – 3 лет

После 2 -х лет малыш осваивает звуки «п» и «б», «ф» и «в», «т», «к», «х», сонорные звуки «м» и «н». В помощь вам и малышу подходящие скороговорки.

Скороговорки на отработку звуков [п] и [п’]:

Пекарь пек пироги в печи.

— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Пришел Прокоп – кипит укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.

Говорит попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю».
Отвечает ему попугай: «Попугай меня, попугай!»

Скороговорки на отработку звуков [б] и [б’]:

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Скороговорки на отработку звуков [ф] и [ф’]:

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Скороговорки на отработку звуков [в] и [в’]:

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вез воду из водопровода.

Скороговорки на отработку звуков [т] и [т’]:

От топота копыт пыль по полю летит.

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Скороговорки на отработку звуков [к] и [к’]:

Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.

Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

Скороговорки на отработку звуков [х] и [х’]:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
– Ха! ха! ха! ха! ха!

Прохор и Пахом ехали верхом.

Вкусная халва – мастеру хвала.

Хохотушка буква Х рассмеялась:
Ха-ха-ха!

Муха–горюха села на ухо.

Был в саду переполох –
Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Скороговорки для 3 – 4 лет

В возрасте 3 – 4 лет малыш постепенно осваивает шипящие (ж, ш, ч, щ) и свистящие звуки (з, ц). Для отработки произношения этих звуков можно также использовать скороговорки.

Скороговорки на отработку звука [ж]:

Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

У ежа ежата, у ужа — ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Испугались межвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорки на отработку звука [ш]:

Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

На окошке крошку мошку ловко лапкой ловит кошка.

В шалаше шесть шалунов.

Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

Скороговорки на отработку звука [ч]:

Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.

Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку.

В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорки на отработку звука [щ]:

Волки рыщут, пищу ищут.

Мой руки чище и чаще.

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Маша, ты нас не ищи:
Щиплем щавель мы на щи.

Скороговорки на отработку звука [ц]:

В цветнике цветут цветы.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Бегают две курицы прямо по улице.

Летит скворец зиме конец.

Скороговорки для 4 – 5 лет

Ближе к пяти годам речевой аппарат малыша постепенно созревает для произнесения сонорных звуков [р] и [л]. В упражнениях со скороговорками также можно сделать упор на произношение этих звуков.

Скороговорки на отработку звука [р] и [р’]:

На горе Арарат растет крупный виноград.

Пророворонила ворона вороненка.

У мыши в норке сыра корка.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Во мраке раки шумя в драке.

Трое трубачей трубили в трубы.

Скороговорки на отработку звуков [л] и [л’]:

Коля колья колет,
Поля поле полет.

Наш Полкан попал в капкан.

Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.

Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.

Скороговорки на труднопроизносимые сочетания звуков

В 5 – 6 лет, когда малыш овладеет произношением всех звуков, ему уже можно предлагать скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора!

Подарили Вареньке – валенки, Валеньке — варежки.

Все бобры добры для своих бобрят.

У быка тупы губы, бык тупогуб.

Как учить

  1. Сначала нужно выучить скороговорку. Проговорите ее малышу сначала очень медленно, как будто по слогам. Пусть малыш повторит ее. Если скороговорка длинная, разбейте ее на части. Следите чтобы малыш не глотал согласные звуки и правильно, как написано, произносил гласные (не «на двА-ре», а «на двО-ре»). Можно говорить напевно, растягивая гласные звуки.
  2. Когда малыш хорошо запомнит скороговорку, попросите его произнести ее чуть быстрее, потом еще быстрее.
  3. Для разнообразия можно произносить скороговорку громким и тихим голосом или почти шепотом. Можно петь или, наоборот, говорить отрывисто, как робот. Предложите малышу произнести скороговорку весело или грустно, дрожа от страха или прыгая на месте от радости и т.д.

Как заинтересовать

Чтобы от скороговорок была реальная польза, обращайте внимание на правильность произнесения звуков малышом. Если малышу трудно произносить такой длинный текст, предложите ему его спеть. Обычно петь малышам легче, чем говорить.

Малыш будет с большим энтузиазмом повторять за вами скороговорку, если вам удастся облечь это в игру и заинтересовать малыша.

Сопровождайте скороговорки красочными картинками. Вы можете нарисовать картинку сами, вырезать подходящую из журнала или использовать книги. Книг со скороговорками сейчас выпускается очень много: от самых простых книжечек в несколько страниц до таких шедевров как книга« Попробуй, повтори! Русские скороговорки» с очень красивыми иллюстрациями.

С совсем маленькими детьми лучше учить скороговорки в стихах. Читая малышу детские стихи и, особенно, азбуку в стихах, обращайте внимание на повтор звуков с рядом стоящих словах. Очень часто попадаются фразы, которые ничем не хуже скороговорок:

[д]
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (С. Маршак)

[с]
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он. (С. Маршак)

[ч]
Моем, моем трубочиста чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет, будет трубочист чист-чист, чист-чист! (К. Чуковский)

Веселые, смешные скороговорки для развития речи и дикции читать можно прямо на этой странице. Попробуйте выучить несколько коротких скороговорок для детей и взрослых, чтобы улучшить дикцию. В этом не ничего сложного. Это даже весело и забавно получится. Главное отнеситесь с юмором и не огорчайтесь, если с первого раза произнести скороговорку у вас не получится. Пробуйте читать ее еще раз и все будет замечательно!

Красивая дикция – украшение человека. Для ее усовершенствования хорошо подойдут скороговорки. Тем более что изучать их можно на протяжении всей жизни.

Скороговорки для хорошей дикции

(Б,р) — Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
(Б) — Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела — белой даже не была.
(Б,в) — Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.
(Б,п) — Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

(В,л) — Вавилу ветрило промоклосквозило.
(В,щ,ш) — Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
(В,т,р) — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
(В,р,ч) — Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.
(В,р) — Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

***

(Г,в,л) — Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

(Д,б,л) — Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.
(Д,л,г,з) — Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
(Д,р) — Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

***

(Ж,в) — Вожжи из кожи в хомут вхожи.
(Ж) — Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.

(Й,р,в) — Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

***

(К,б) — В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
(К,в) — Все скороговорки не перевыскороговоришь.
(К,п) — Вбили кол в частокол, подприколошматили.
(К,н,л) — Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
К,п,р) — Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
(К,р) — Курьера курьер обгоняет в карьер.
(К,с,в) — Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
(К,с) — Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.
(К,л,б) — Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

(К,л,ц) — Около колодца кольцо не найдётся.
(К,т,н) — Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.
(К,л,п,в) — Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
(К,р,л) — Кристалл кристаллизовался,
кристаллизовался да не выкристаллизовался.

(Л,ч) — Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!
(Л,к) — Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.
(Л) — Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
(Л,н) — На речной мели мы на налима набрели.
(Л,м,н) — На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.
(Л) — Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
(Л,б) — Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

(Л,к) — В Луку Клим луком кинул.

(М,л) — Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

(П,р,м) — Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
(П,г) — Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай — Попугай, попугай, попугай!

(П,к,щ) — Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
(П) — Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
(П) — Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!»

(П) — Пошла Поля полоть в поле.
(П,р,к) — Пришёл Прокоп — кипит укроп, ушёл Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.
(П,р,ч,к) — Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.
(П,к,р,т) — Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
(П,р) — У перепела и перепёлки пять перепелят.
(П,р,в) — Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.
(П,к) — Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

(П) — Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.
(П,к) — Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
(П,р,т) — Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.
(П,р,л) — Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.
(П,т) — Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Шёл через пруд — уцепился за прут.
Упал Ипат — пропали пять лопат.

(П,р,т) — Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

(Р,п,т,к) — Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

(С,м,н) — В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

(С,к,в,р) — Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.
(С,к,п,р) — Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

(С,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
(С,к,р) — Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.
(С,нь,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
(С,р,т) — Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

(Т,р,с) — Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
(Т,к) — Ткёт ткач ткани на платки Тане.
(Т,к) — Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.
(Т,ть) — Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.
(Т,р) — Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.
(Т) — Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то — вот тебе то-то за то-то.
(Т,к) — Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

***
Ф) — Фофанова фуфайка Фефёле впору.
(Ф,д,б,р) — Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.
(Ф,л,в) — Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

(Х,т) — Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
(Х,ч,п) — Был в саду переполох —
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

(Х,щ) — Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.

(Ц,п) — Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.
(Ц,х) — Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
(Ц,р) — Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

***
(Ч,т) — Четверть четверика гороха, без червоточинки.
(Ч,щ,ш) — Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

(Ч) — Наша дочь речистая, у неё речь чистая.
(Ч) — Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
(Ч,р) — Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.
(Ч,ш) — Летят три пичужки через три пустых избушки.

***
(Ш,с) — Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.
(Ш) — Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем
тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
(Ш) — Высшие эшелоны шествовали подшофе.
(Ш) — Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: «Ошибка». Шевельнёт ушами.
(Ш) — Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
(Ш) — Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
(Ш,к) — Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.
(Ш,р) — Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
(Ш,с) — У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

(Ш,ж) — Поршень — не шершень:
не жужжит, тихо скользит.
(Ш,р,к) — У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.
(Ш,с,к) — Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко — на подсолнушки.
Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.
Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.
(Ш,с) — Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
(Ш,п,к) — У Ерёмы и Фомы кушаки — во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.
(Ш,р) — Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.
(Ш) — Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
(Ш,к) — Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьёт Пашка шапкой
Трошкину шавку.

(Ш,к,ч) — Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
Целый день на пороге избушки
Тараторили, будто индюшки.
Замолкали на соснах кукушки,
Выползали из лужи лягушки,
Тополя наклоняли макушки —
Услыхать, что болтают старушки.
(Ш,к,п) — Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.

(Щ,т) — Тщетно тщится щука ущемить леща.
(Щ,т) — Тащу, тащу боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.
(Щ,ж,ц) — В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живёт ещё жилец —
Водяной жук-плавунец.
(Щ,ж,ч) — Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
(Щ,ч) — Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.

Скороговорки для развития речи и дикции


Кощей

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Попугай
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

Скороговорка про покупки
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Скороговорка на букву Ж С

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Скороговорка на букву Ч
У четырех черепашек четыре черепашонка.

Скороговорка на букву Ш
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

В шалаше

В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.

Карасёнок
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Жили были три китайца — скороговорка, полная версия

Попробуйте выучить и поговорить этот скороговорку про китайцев. Если у вас получится с дикцией значит, все в порядке.

Жили-были три китайца: Як, Як Цидрок и Як Цидрок Цидроне.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа Дрыпа, Цыпа Дрыпа Лимпопоне.
Вот они переженились: Як на Цыпе, Як Цидрок на Цыпе Дрыпе, Як Цидрок Цидроне на Цыпе Дрыпе Лимпопоне.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як Цидрока с Цыпой Дрыпой — Шах Шарах, у Як Цидрока Цидроне с Цыпой Дрыпой Лимпопоне — Шах Шарах Шароне.

Детские скороговорки для развития речи короткие

(Б,р) — Все бобры добры для своих бобрят.
(В,п) — Водовоз вёз воду из-под водопровода.
(Ж) — У ежа ежата, у ужа ужата.
(К,п) — Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.
(К,з,с) — Идёт с козой косой козёл.
(К,л) — Колотил Клим в один блин клин.
(К,р,л) — Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
(К,р,в,л) — Королева кавалеру подарила каравеллу.
(К,р,м,н) — Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
(П,х) — Вставай, Архип, петух охрип.
(П,к,р) — В пруду у Поликарпа — три карася, три карпа.
(П,т,р) — Дробью по перепелам да по тетеревам.
(П,т) — От топота копыт пыль по полю летит.
(П,х) — Осип охрип, Архип осип.
(П,р) — Перепёлка перепелят прятала от ребят.
(Ш,к) — У Сашки в кармашке шишки и шашки.
(Ч,р) — У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
(Ф,р) — Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
(С) — У осы не усы, не усищи, а усики.
(С,м,н) — У Сени с Саней в сетях сом с усами.
(К,ш,п,н) — Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
(П,к) — Наш Полкан попал в капкан.
(Ц) — Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

Скороговорки для развития речи на букву «р»

(Р,г) — На ура у гуру инаугурация прошла.

(Р,т,в) — Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.

(Р,л) — Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

(Р,м,н) — Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в «Ромэн» на «Кармен».

(Р,в) — На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

(Р,к) — Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку — цап!

(Р,п) — Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

(Р,л) — Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.

(Р) — На горе Арарат корова рогами горох собирала.

(Р,л,г) — Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

(Р,м,т) — Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Скороговорки для улучшения дикции для детей 3-4-5 лет

(Б,д) — Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.
(Б) — Окул бабу обул, да и Окула баба обула.
(В,с) — Свиристель свиристит свирелью.
(В,л,д) — Не видно — ликвидны акции или не ликвидны.
(К,т,р) — У Кондрата куртка коротковата.
(П) — У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
(С,н) — Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
(Т) — Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.
(Ш,к,в,р) — Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
(Ш) — Шесть мышат в камышах шуршат.
(Ш,р) — Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.
(Ш,м) — Яшма в замше замшела.
(Ч) — Обычай бычий, ум телячий.
(Ф,ч,н) — У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
(П,р) — Перпендикуляры рисуют без транспортиров.
(К,р,г) — Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу — грабь граблями гравий, краб.
(Щ,ч) — Щеночкам щёточками чистили щёчки.
(Щ,т) — Волки pыщут — пищу ищут.
Малые фольклорные жанры с раннего детства входят в жизнь человека. Колыбельные, потешки, пестушки вызывают интерес во младенческом возрасте, а вот скороговорки привлекают внимание на протяжении всей жизни.
Ведь скороговорка – это интересная фраза с подбором звуков, трудных для произношения, которая быстро и четко проговаривается.

Существует огромное количество различных скороговорок. Их можно поделить на простые и сложные. Простые предназначены для усовершенствования выговаривания только одного звука. Намного сложнее научится проговаривать сочетание трудных фонем либо различать близкие по значению звуки. Тут на помощь приходят сложные скороговорки. Они также делятся на короткие, состоящие из одного слова и длинные – складываются из нескольких слов, бессюжетные и с сюжетной линией, написаны в прозаичной форме или стихом. Часто встречается деление по возрастной категории – детские и взрослые.

Значение скороговорок переоценить сложно. Они помогают развивать хорошую дикцию, улучшают память, расширяют словарный запас, развивают слуховое внимание. Разучивать скороговорки можно начинать когда ребенок только научился говорить. Сначала он будет слушать, но со временем захочет повторить. Выбирать нужно забавные стихи, с занимательным сюжетом дабы заинтересовать малыша. Такие скороговорки-рифмы будут интересны и для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Хотя произносить их надо быстро, но они обучают малыша проговаривать фразы медленнее, не «проглатывая» окончания, чтобы его поняли.

Скороговорки – это еще и забава. Ведь чтобы правильно ее выговорить нужно повторить несколько раз иногда совершая ошибки. Хорошо посмеяться вместе, над словами, которые не получаются. Но здесь скрывается еще один смысл. Ребенок учится воспринимать маленькие неудачи, в виде корявых слов. Он видит, что и старшие делают похожие ошибки. Такая совместная работа научит детей не так болезненно воспринимать промахи в будущем.
Необходим и правильный подход к разучиванию скороговорок. Для начала нужно понимать, что для ребенка это должно быть игрой. Выбор надо остановить на интересных и полезных стишках. Для маленьких выбирать надо легкие и простые, а для старших – посложнее. Сперва скороговорку нужно медленно прочитать либо рассказать, четко выговаривая все звуки. Затем выучить ее наизусть, проговорить безмолвно, затем шепотом. Только после этого рассказать вслух неспешно. А с каждым следующим разом ускорять темп. Уже через некоторое время ребенок с легкостью будет произносить заковыристые предложения.

Привет всем, заглянувшим ко мне на блог! Красивая четкая речь актуальна в любом возрасте и добавляет привлекательности и харизмы ее счастливому обладателю. Ну, вы это и так знаете. Поэтому сегодня я опубликую самые классные скороговорки для развития речи и дикции взрослых, а вы дайте мне слово регулярно ими заниматься! Уверяю вас, результат будет весьма впечатляющим уже через 3-4 недели постоянных тренировок.

Дикция – это то, насколько четко мы произносим звуки по фонетическим нормам языка. Для тех, у кого работа тесно связана с понятной выразительной дикцией, без регулярных тренировок никуда. Если вы не чувствуете себя великим оратором, и понимаете, что у вас бывает каша во рту, или окружающие периодически уточняют, что же вы такое сказали, для вас есть хорошая новость. Все звуки и их произношение можно натренировать до приличного уровня даже во взрослом возрасте! Стоит только активно заняться этим вопросом.

И начинать путь к красивой речи следует с тренировки мышц языка, щек и губ, и с артикуляционной гимнастики.

Скороговорки – доступный, но очень хороший метод речевых тренировок. Для успешной работы с ними следует подобрать для начала те, которые будут вам по зубам. Причем в прямом смысле этого слова! Для начала внимательно перечитайте их про себя, затем шепотом или голосом. После начинайте проговаривать каждый слог громко и выразительно.

Но и этого еще не достаточно. Когда скороговорка станет легкой и понятной, ускоряйте темп ее произношения, сохраняя при этом точность всех звуков. Аплодисменты, у вас все получилось!

Переходим к высшему разряду, и берем сложные длинные варианты и начинаем тренировку с начала. Записываем себя на диктофон и тренируем слабые места. В итоге, когда вы сможете без запинок красиво, понятно и в меру быстро проговорить заковыристые скороговорки, браво! Вы это сделали!

Не останавливайтесь на достигнутом, и регулярно тренируйте свои навыки, иначе быстро потеряете их.

В день рекомендуется посвящать минимум 10-15 минут таким занятиям, желательно утром и вечером. Усложнить задания можно занимаясь во время них спортом, например, приседая, прыгая, наклоняясь, или занимаясь бегом. Ориентируетесь на ваше здоровье, не всем это под силу.

Важно, что не надо насиловать свои мышцы, и повторять фразы до легкой их усталости. Не надо сразу же брать множество фраз и упорно тренироваться до мышечной боли во рту. Так вы сделаете только хуже. Начинайте с малого, и делайте небольшую разминку в виде простых слогов – Ма, мо, му, мы. Ка, ко, ку, кы. Ау, аи и т.д.

Кстати, скороговорки можно брать на иностранном языке, который вы изучаете. Так вы и фонетику свою подтянете, и речь разовьете, и память прокачаете.

А еще, многим известен актерский метод работы с ними – когда с грецкими орехами (помытыми) во рту проговариваются слова так, чтобы каждое из них оставалось понятным. Не забудьте про темп. Веселый речевой аттракцион гарантирован.

И еще, если вы работаете, к примеру, на ткацкой фабрике, и ваши результаты труда связаны с мастерством рук, а не языка, то все равно такие тренировки будут очень полезны. Ведь даже в повседневной жизни приятнее общаться с человеком, у которого нет дефектов звучания. И кроме того, проговаривая сложные фразы, вы улучшаете работу и скорость своих мыслительных процессов.

Короткие скороговорки для развития речи и дикции взрослых

И так, вы помните, что начинаем тренировать дикцию и выразительность речи с простых коротеньких скороговорок. Они могут состоять даже с 3-6 слов, но не пренебрегайте ими.

Растет дочка, как росточек.
Пакет под попкорн.
У осы не усы, не усища, а усики.
У Сени и Сани в сенях сом с усами.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Волховал волхв в хлеву с волхвам.
У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
Сачок зацепился за сучок.
Свиристель свиристит свирелью.
Осип охрип, Архип осип.
Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
По семеро в сани уселись сами.
Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
Павел Павлушку пеленовал, пеленовал и распелёновывал.
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм.
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Работники предприятие приватизировали, приватизировали, да не выприватизировали.
Четверть четверика гороха, без червоточинки.
У елки иголки колки.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
Будь добр, добудь кобр.
В роще щебечут чижи, чечетки, щеглы и стрижи.
Грабли — грести, метла — мести, вёсла — везти, полозья – ползти.
Добры бобры идут в боры.
Вожжи из кожи. В хомут вхожи.
Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
Поровну-равну всем норовлю.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Из под топота копыт пыль по полю летит.
В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка.
Перепелка перепелят прятала от ребят.
Бежит лиса по шесточку лизни лиса песочку.
Евсей, Евсей, муку просей, А просеешь муку — Испеки в печи калачи Да мечи на стол горячи.
Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
Колотил Клим в один блин клин.
Милу мама мылом мыла.
Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
В пруду у Поликарпа- три карася, три карпа.
Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
Сшила Саша Саше шапку.
Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
Во поле затопали кони.

Водовоз вез воду из водопровода.
У нас на дворе подворье погода размокропогодилась
Варвара варенье доваривала, ворчала да приговаривала.
Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
Везёт на санках Сенька Саньку с Сонькой. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в лоб, Соньку в бок, все в сугроб.
Вавилу ветрило промоклосквозило.
Говорил Терентий про торги да про покупки, а Терентьиха — про крупу да про подкрупки.
Проворонила ворона вороненка.
Стоит копна с подприкопеночком, А под копной перепелка с перепеленочком.
В нашей покупке- крупы и крупки.
Сел сокол на гол ствол.
Столы белодубовые, гладкотесовыструганные.
От топота копыт пыль по пoлю летит.
Раз дрова, два дрова, три дрова.

Гроза грозна, грозна гроза.
Наш Полкан попал в капкан.
Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
Под плетень, в тень Топор в пень – дзень.
Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.
Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
Пекарь пёк пироги в печи.
Пришел Прокоп-кипит укроп, Ушел Прокоп-кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, И без Прокопа кипит укроп.
Дровоколорубы рубили дубы.

Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.

Прикольные скороговорки

Есть множество юморных смешных скороговорок для взрослых. Сейчас напишу вам некоторые, чтобы развитие речи шло веселее.

Макака коалу в какао макала, коала какао лениво лакала.
Я — вертикультяп. Могу вертикультяпываться, могу перевертикультяпываться.
Говорил полковник подполковнику, прапорщик подпрапорщику, поручик подпоручику, а про подподпоручика забыл.
Мысль о смысле бессмысленности бессмысленна, ведь смысл бессмысленности в ее бессмысленности, а осмысление бессмысленности обессмысливает бессмысленность.

Дыбра - это животное в дебрях тундры,
Вроде бобра и выдры, враг кобры и пудры.
Бодро тыбрит ядра кедра и дробит добро в недрах.

Широковыгибистая сиреневенькая глазовыкалуповальница с переподвыподвертом на рефрижераторе, покрытом рубероидом.

Прирабатываясь к работке, работник нарабатывает наработки,
Заработок зарабатывает от работки, а приработок - от переработки.

Как известно, бобры добры. Добротою полны бобры. Хочешь себе добра — надо позвать бобра. Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр.

У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи.
В поле холм с кулями, выйду на холм, куль поправишь, куль возьмешь. Куль поправлю в любом случае.
Кармен Роман положил роман Ромена Роллана в карман и пошёл на «Кармен» в «Ромэн».
Я человек фертикуляпистый, могу зафертикультипнуть и выфертикультипнуть.

Те, кто водят хороводы - хороводоводы.
Те, кто изучают творчество хороводоводов - хороводоводоведы.
Те, кто любят читать хороводоводоведов - хороводоводоведофилы.
Те, кто ненавидят хороводоводоведофилов - хороводоводоведофилофобы.
Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов - хороводоводоведофилофобофаги.
Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами - антихороводоводоведофилофобофаги.
Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов - квазиантихороводоводоведофилофобофаги!

Мерчендайзеры соврали - сорван сэмплинг самоваров.
Кто не работает, тот не ест то, что ест тот, кто работает.
Сиреневенькая зубовыковыривательница.
Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы.
А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет.
Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы,
то карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет.

Флюорографист флюорографировал флюорографистов
Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить.

Жили были три японца: Як, Як Цидрак, Як Цидрак Цидрак Циндроний. Жили были три японки: Цыпи, Цыпи Дрипи, Цыпи Дрипи Лимпомпоний. Поженились Як на Цыпи, Як Цидрак на Цыпи Дрипи, Як Цидрак Цидрак Циндроний на Цыпе Дрипе Лимпомпоний. И родились у них дети: у Як и Цыпи Шах, у Як Цидрак и Цыпи Дрипи Шах Шахмат, у Як Цидрак Цидрак Циндроний и Цыпи Дрипи Лимпомпоний Шах Шахмат Шахмат Шахмоний.

Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
Их пестициды не перепистицидят ваши по своей пестицидности.
Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.

У рекламы ухватов - швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
Скороговор скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Сиреневенький бесперспективняк с переподвыподвертом.
Толи Толя — кореш Коли, толи кореш Толи — Коля. Коли Коля — кореш Толи, то и Толя — кореш Коли.

Сложные длинные скороговорки

Для гуру ораторского искусства и речевых перфекционистов самое интересное я припасла на десерт. Для вас самые большие и сложные скороговорки. Набирайте дыхание и вперед!

На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных, за каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильщик получит шишкосушилкой по голове.

Технология шишкосушения: После шишкосбора все шишкособранные шишки, пригодные для шишкосушения, отправляются на шишкосушильную фабрику на шишковозе. Шишковоз при помощи шишкосвального аппарата сваливает шишки в шишкосортировочный отдел. Шишкосортировщики с использованием шишкосортировочный машины шишкосортируют шишки, пригодные для шишкосушения, от непригодных для шишкосушения. Шишки, пригодные для шишкосушения, поступают в шишкошлифовальный отдел.

В шишкошлифовальном отделе шишкошлифовщики на шишкошлифовальных аппаратах шишкошлифуют шишки от нешишкосушительных шишкоотростков. Шишки, прошедшие шишкошлифование, попадают в шишкодробительный отдел. Шишкодробильщики на шишкодробилках дробят шишки до шишкодробильного состояния, выбрасывая нешишкодробные шишки на шишкосвалку, где шишкосвальщики сжигают нешишкодробные шишки в шишкопечи. Шишкодробные шишки высушиваются в шишкосушилках.

Ну как, язык у вас еще не отвалился? Для меня эта скороговорка пока вне доступа, высший пилотаж. Подберусь к ней позже.

Ну а если такой «зубодробительный» уровень вы освоили, порадую вас еще одним огромным монстром. Встречайте одну из самых длинных скороговорок, в которые воедино собрано множество коротких.

В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа; лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии; но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали; потом протокол про протокол протоколом запротоколировал; как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик; речисто, да не чисто рапортовал, да не доропортовал, дорапортовывал, да так зарапортовался; про размокропогодившуюся погоду; что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент; лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе; где хохлатые хохотушки хохотом хохотали; и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи; а то придет бомбардир из Бранденбурга – бомбами забомбардирует; за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле; да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет; а потом на дворе Деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали;

но грех — не смех — не уложить в орех; о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке; вот и не до бомбардира ворам было, но и не до Деготниковой вдовы, и не до Деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова; и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор; где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сам овца; которой носит Сеня сено в сани; потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб; а Сашка только шапкой шишки сшиб; затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же, Сашкина подружка, шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту;

пономаря перепономарит, — перевыпономарит; жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится; была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет; что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа — ужата, у ежа- ежата; а на похороны Прохора сходить было б неплохо бы: а у него высокопоставленный гость унес трость; и вскоре опять пять ребят съели пять опят; с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины; да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши; — о всем о том около кола колокола с эмблемой Кока-Колы звоном раззванивали; да так, что даже Константин — зальцбуржский «Бессперспективняк!» из-под бронетранспортера констатировал; да сказ про то, как Стас принес иконостас и у Настасьи был экстаз; как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать; так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка.

Думаю, вы озадачены тем объемом скороговорок для развития речи и дикции, с которыми вы ознакомились. Перечитайте еще раз, как лучше с ними работать, и выбирайте самые интересные и подходящие для себя, начинайте с коротких, а для настроения можете взять смешные. Красивой речи вам, друзья! Пошла и я заниматься.

До новых встреч, Анастасия Смолинец

Сборник детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая».

Скороговорки для детей на этой страничке разбиты на несколько категорий. Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это конечно «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.

Скороговорки на букву р

Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками - самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

Смешные скороговорки

Простые смешные скороговорки - рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.

Сложные скороговорки

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

Английские скороговорки с переводом

Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.

Современные скороговорки

Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.

В современном мире стремительного развития гаджетов и интерактивных игрушек, ребенок учится обращаться с компьютером уже с трех лет. Высокие технологии заменяют общение с родителями и сверстниками. Такая тенденция приводит к печальным последствиям – все больше детей сталкивается с проблемами дикции и нуждается в помощи логопеда.

При этом родители каждого малыша желают, чтобы ребенок к школе не имел проблем речи и обладал большим словарным запасом. Даже если вы воспользовались услугами логопеда, желательно делать упражнения дома, помочь детям в преодолении проблемы в произношении ряда звуков и научить говорить чисто и внятно. Для коротких и веселых домашних занятий неплохо подойдут скороговорки.

Ответ на данный вопрос будет казаться легким не только взрослым, но и многим детям. Скороговорка – безобидная и смешная игра в повторение на скорость трудных для произношения фраз и стихов. Так описывает её специалист по детскому фольклору В.П. Аникин.

Кажется несложным повторить «У двора на траве дрова», но скороговорка просто не дается. Трижды повторяющиеся сочетания согласных «дв», «тр», «др», как будто дразнят нас. Поэтому игра становится более интересной, т.к. это уже не просто труднопроизносимые звукосочетания, а ещё и путаница, которая заключается в перестановке звуков, чем-то похожих, и чем-то отличающихся друг от друга.

Текст каждой скороговорки представляется как уникальная игра речи. Они не похожи друг на друга, и в этом заключается секрет их очарования. Не просто так появилась в народе и такая скороговорка: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

В русском фольклоре есть скороговорки содержащие слово, состоящее из корней нескольких слов или включающих в себя не по одной приставке и суффиксу:

«Дровоколорубы

Рубили дубы.

Стволы белодубовые,

Гладкотесовыструганные.»

«Сшит колпак, да не по-колпаковски;

Вылит колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.»

Такая сложная скороговорка представляет собой не только грамматическое упражнение, которое служит тренировкой развития ребенка в обдуманном употреблении частей речи и набора слов, но также увлекательная игра в детское словотворчество, способствующее хорошей дикции.

Фольклорные скороговорки подойдут дошкольникам, из них можно подобрать подходящую для любого возраста. Литературные скороговорки более сложные, т. к. они более объемные и сложные по ритму, и содержат в себе путаницу в сочетании звуков и по смыслу. Примером такой словесной игры является перевертыш Д. Храмса «Иван Топорышкин». Такие упражнения подойдут развития для детей шести лет.

В чем поможет скороговорка

К помощи скороговорок в обучении прибегают опытные педагоги, логопеды, лингвисты и даже психологи.

Основными функциями скороговорок в развитие речи ребенка являются:

  • тренировка четкой дикции при произношении звуков;
  • решение проблемы косноязычия;
  • учит грамотно использовать слова;
  • увеличивает словарный запас;
  • развитие фонематического слуха, т. к. для детей важно правильно услышать скороговорку, прежде чем произнести.

Вышеперечисленный список основной, но не закрытый, к нему можно добавить ещё некоторые второстепенные.

Часто скороговорки используют для решения проблемы проглатывания звуков у детей, торопящихся при разговоре. Так как мало произнести скороговорку быстро, она должна быть понятна на слух. Такие упражнения научат ребенка говорить более четко, не теряя окончаний слов в речи.

Скороговорка предполагает развитие способности концентрироваться и улавливать смысл сказанного. Поэтому прослушивание будет хорошей подготовкой к школе, где нужно будет воспринимать много информации на слух.

Также скороговорка, являясь предметом русского фольклора, знакомит детей с историей и культурой.

Знакомство со звуками

Часто, при обнаружении дефектов дикции у ребенка, родители бессистемно пытаются учить сразу всем буквам, с которыми есть проблемы. Такой подход не может решить вопрос развития дикции.

Причиной этому является то, что постановка отдельных звуков строится на базе другого звука. Таким образом, звук «ж» получается из звука «ш», а звук «з» из «с».

Грамотно будет построить обучение правильному произношению звуков у детей в следующем порядке: ш-ж, с-з, щ, ц, ч, л-р.

  • воспроизведение звуков «с» и «з» требует сильного напора при выдохе воздуха;
  • из-за присутствия мягких вариантов «сь» и «зь», постановка требует больше этапов в процессе обучения.

Звуки «щ», «ц» и «ч» ставятся после вышеуказанных звуков, потому что требуют от ребенка умения произносить следующие звуки:

  • «ш» для «щ»;
  • «т» и «с» для «ц»;
  • «т» для «ч».

Звуки «л» и «р» будут самыми сложными, поэтому их ставят последними. Звук «Р» - достаточно проблематичный для большинства дошкольников, часто ставят уже в 6 лет.

Подготовим язычок к скороговорке

Прежде чем просить детей воспроизвести скороговорку нужно подготовить к воспроизведению звука, используемого в ней. Сделайте с ним гимнастику для язычка, произнесите изучаемый звук.

  • При постановке звуков «ш» и «ж» проследите, чтобы ребенок сомкнул зубы и округлил, вытянутые буквой «у», губы. Пусть он вдохнет и длительно выдыхает воздух.
  • Когда можно перейти к звукам «с» и «з», то покажите ребенку, как нужно вытянуть губы в улыбке, попросите прижать кончик язычка к нижним передним зубам. Теперь снова вдыхаем и резко выдыхаем воздух.
  • При изучении звука «щ» важно чтобы ребенок прижимал язычок к верхнему нёбу, плотно должны быть прижаты к верхним коренным зубам боковые края языка. Зубы нужно держать сомкнутыми при выдохе.
  • Для звука «ц» подойдет следующее упражнение: зажать кончик языка между зубами, потом резко разжать зубы и убрать язычок внутрь рта, одновременно с выдохом.
  • Упражнение, которое поможет в освоении звука «ч», следующее: приоткрыть рот, язык упереть наверх, зубы разжать на ширину пальца, выдыхаем. Важно, чтобы язык не касался верхних зубов.
  • В помощь для произношения звука «л» будет полезно упражнение «болтушка»: зубы приоткрыты на расстояние ширины пальца, нужно напрячь язычок, немного загнуть ковшиком и поочередно, быстро и медленно проводим по верхнему нёбу то назад, то вперед.
  • Когда будете ставить звук «р», полезным будет цоканье, прищёлкивание язычком. Это подготовит к вибрации языка при произношении «р».

Важно отметить, что это упражнения, которые помогут подготовить ребенка к правильной дикции, а не сама постановка звука. Теперь, сделав зарядку для язычка, приступим к скороговоркам.

Изучаем скороговорки

Чтобы изучение скороговорок происходило с отдачей для дикции, важно тщательно подготовиться и поэтапно осваивать:

  • Подберите подходящие, соответствующие возрасту ребенка, уровню развития и изучаемому звуку. Для детей трёх лет и младше лучше всего начинать с маленьких скороговорок в 1–2 строчки. Например, «Сшила Саша Саше шапку» или «Уже ужи в луже». И с возрастом увеличивать сложность скороговорок. Не берите сразу много, для детей хватит 2–4.
  • Медленно расскажите скороговорку ребенку и разберите с ним смысл. Она должна быть понятна.
  • Научите для начала произносить скороговорку медленно, тщательно проговаривая каждый слог. Ведь в первую очередь важна не скорость, а четкость речи.
  • Когда скороговорка выучена, можно поиграть с детьми в суфлера – пусть они четко шепотом подсказывают вам текст.
  • Постепенно начинайте произносить скороговорку всё быстрее и громче, соблюдая ритм.
  • Когда ребенок сможет произносить текст быстро и четко, чтобы разнообразить занятие, внесите в неё игровой элемент – попросите рассказать скороговорку разными голосами с разной эмоцией, или спеть.

Скороговорки нужно периодически менять, потому что детям надоедает постоянно говорить одно и то же. Для изучения выбранной группы скороговорок достаточно дней 10–15. Потом замените на новые.

  • Прежде чем, изучать скороговорку с ребенком, научитесь сами правильно её произносить. Ведь для дошкольников восприятие скороговорки происходит на слух, и вы должны правильно преподнести им информацию, иначе вы не сможете достичь развития.
  • Хорошей идеей будет представить занятие в виде игры. Вы бросаете друг другу мяч – скажите скороговорку и передайте мяч ребенку, теперь повторяет он.
  • Можно изучать скороговорку ненавязчиво – во время купания, когда одеваетесь на прогулку или в машине.
  • Повторяйте скороговорки ежедневно. Не пропускайте дни, ведь такое занятие не требует ни подручных средств, ни длительного времени.

Вот так, выполняя несложные упражнения, можно помочь детям приобрести хорошую дикцию и накопить обширный багаж словарного запаса к школе. Ведь скороговорка на протяжении веков показала себя эффективным и увлекательным средством для улучшения качества речи, как детей, так и взрослых.