Смотреть что такое "Операция «Рельсовая война»" в других словарях. Операция «Рельсовая война

Одним из главных направлений деятельности белорусских партизан были операции на железных, шоссейных и грунтовых дорогах, водных путях, диверсии на железнодорожных узлах, разгром вражеских гарнизонов и опорных пунктов, уничтожение баз и линий связи. Это было не случайно. По территории Беларуси проходили важные железнодорожные и шоссейные магистрали, связывавшие тыл Германии с фронтом. Здесь размещались самые крупные железнодорожные узлы и станции, через которые снабжались войска не только группы армий «Центр», но частично и групп армий «Север» и «Юг».

Недостаток минно-подрывной техники в начале войны сдерживал активность патриотов и требовал от них находчивости. Так, в первой половине 1942 г. крушения поездов осуществлялись при помощи специальных клиньев, путем развинчивания и разбора рельсов.

Германская главная железнодорожная дирекция «Центр» отмечала, что в 1942 г. было зарегистрировано: в январе - феврале - 1 1 нападений партизан на железные дороги, в марте - 27, в апреле - 65, в мае - 145, в июне - 262, а с 1 по 25 июля - 304. За это время партизаны подорвали 200 паровозов, вывели из строя 773 вагона, разрушили 13 440 м железнодорожного полотна, нанесли значительный урон людским и материальным ресурсам врага.

В ряде партизанских отрядов было организовано производство мин из неразорвавшихся бомб и снарядов. Этот опыт быстро распространился. Начали работу многочисленные так называемые «чертовы кухни», в которых выплавляли тол. Значительная часть специалистов-подрывников, техника и взрывчатка поступали из-за линии фронта. В первой половине 1942 г. в партизанские формирования были направлены 33 группы специально подготовленных подрывников. В марте - сентябре 1942 г. белорусские партизаны получили 10 860 мин и 40 т взрывчатки, что позволило активизировать диверсионную работу патриотов. К лету 1943 г. белорусские партизаны вывели из строя почти все узкоколейные железные дороги.

В партизанских формированиях создавались группы подрывников. В Гомельской области действовало 209 комсомольско-молодежных диверсионных групп, объединявших более 1300 юношей и девушек. В Минской области в 569 группах сражалось 4100 человек, 2950 подрывников насчитывалось в Могилевской области, 1180 - в Барановичской, 1080 - в Белостокской и 570 - в Брестской.

Настоящими мастерами подрывного дела были Александр Исаченко, Павел Кожушко, Николай Анохин, Константин Пармон, Василий Шутов, Федор Бачило, Борис Дмитриев, Филипп Ковалев, Федор Кухарев, Алексей Лукашевич, Федор Малышев, Михаил Мормулев, Анна Масловская, Владимир Парахневич, Григорий Токуев, Мамед-Али Топвал- дыев, Тамара Почекаева, Любовь Кривельская, Вера Одинец, Полина Осина, Нина Губинская, Александра Горбунова, Станислава Войнич и многие другие.

Многие из подрывников пожертвовали своей жизнью. Весть о бесстрашном поступке 17-летнего партизана бригады имени Ф. Э. Дзержинского Николая Гойшика облетела всю Беларусь. Юный патриот имел на своем боевом счету 7 пущенных под откос эшелонов врага. Во время очередной боевой операции 24 апреля 1944 г. из-за усиленной охраны партизаны не смогли заминировать рельсы. Эшелон с боевой техникой и живой силой врага приближался к месту засады. Николай бросился с миной под паровоз - доставка на фронт боеприпасов и техники для немецких солдат была приостановлена на 15 часов.

Одна из крупнейших операций партизан по одновременному массовому разрушению железнодорожных коммуникаций врага известна под названием «рельсовая война». Она проводилась в три этапа. Первый этап «рельсовой войны» состоялся в августе - сентябре 1943 г. во время контрнаступления советских войск под Курском. В операции участвовали партизаны Беларуси, Украины, Литвы, Латвии, России. Около 74 тыс. белорусских партизан наносили уничтожающие удары по вражеским железнодорожным коммуникациям.

Второй этап «рельсовой войны» под кодовым названием «Концерт» проводился с середины сентября до начала ноября 1943 г., когда Красная Армия уже вступила на территорию БССР. В ходе первого и второго этапов были подорваны 211 тыс. железнодорожных рельсов, под откос пущены 2171 поезд, 6 бронепоездов, разрушены 32 водокачки, 295 железнодорожных мостов.

Третий этап «рельсовой войны» начался в ночь на 20 июня 1944 г., накануне белорусской операции «Багратиону и продолжался до полного освобождения Беларуси. Было подорвано свыше 60 тыс. рельсов. В «рельсовой войне» была использована новая тактика: на разгром железнодорожных путей выходили не отдельные диверсионные группы, а все отряды и бригады. В результате германские поставки для фронта сократились почти наполовину. Важно подчеркнуть, что в «рельсовой войне» активное участие принимало и мирное население.

Часто партизаны организовывали диверсии на шоссейных и грунтовых дорогах. Неожиданные налеты на отдельные транспортные средства или небольшие подразделения противника, подрыв, разрушение и сожжение мостов и линий связи, завалы на дорогах, разбрасывание колючек с целью повреждения шин автомобилей были массовым и типичным явлением борьбы партизан.

ПОДГОТОВКА ОПЕРАЦИИ

Два года народы Советского Союза ведут Великую Отечественную войну против немецких захватчиков, вероломно вторгшихся на территорию нашей страны. В тылу немецко-фашистских полчищ, временно захвативших Белоруссию, с невиданным ожесточением и упорством разгорелась партизанская борьба белорусского народа по сокрушению гитлеровской военной машины, истреблению преступной армии интервентов всеми доступными народу способами. Особенно серьезные удары партизаны и партизанки наносят на коммуникациях немецкой армии, производят крушения военных эшелонов с войсками, техникой, боеприпасами, горючим и оружием, военным имуществом, подрывают железнодорожные мосты, взрывают или сжигают станционные сооружения, взрывают и сжигают, расстреливают паровозы, вагоны, цистерны на станциях и разъездах, разбирают рельсы на железных дорогах. Партизаны и партизанки своими боевыми действиями разрушают тыл противника, изматывают врага, наносят ему огромный урон в живой силе и технике. Многие сотни воинских эшелонов не доходят до фронта, летят под откос от рук партизан-мстителей.

Железные дороги, проходящие через Белоруссию, на всем их протяжении находятся под непрерывным воздействием партизанских отрядов и диверсионных групп, что имеет громадное значение в срыве оперативных и стратегических замыслов противника. Вместе с этим ЦК КП(б) Белоруссии считает, что боевая работа белорусских партизан по разрушению путей подвоза противника может и должна быть усилена, к этому имеются все предпосылки и возможности. Важнейшими из этих условий являются: повсеместное быстрое развитие самого партизанского движения, принимающего характер всенародного движения против оккупантов, наличие широкой сети связи, аэродромов и посадочных площадок для самолетов, управляемость всеми партизанскими отрядами и бригадами в оккупированных областях и районах Белоруссии, наличие работающих на месте областных и районных подпольных комитетов КП(б) Белоруссии.

Все эти благоприятные условия и громадная сила самого движения делают возможным в настоящий момент поставить перед партизанским движением в Белоруссии задачу нанесения массированных ударов по железнодорожным коммуникациям противника в целях коренной дезорганизации всей железнодорожной сети, проходящей по территории Белоруссии.

Эта задача может быть успешно решена белорусскими партизанами не только организацией крушения воинских поездов, взрывов мостов, железнодорожных станций, выводом из строя паровозов, вагонов, но и другими путями. Внесенные по этому вопросу в ЦК КП(б) Белоруссии предложения, основанные на изучении двухлетнего опыта партизанской войны в тылу противника, показывают, что коренная дезорганизация железнодорожных коммуникаций врага может быть достигнута массовыми разрушениями рельсов железнодорожных путей.

Методом «рельсовой войны» разрушения коммуникаций можно довести до степени катастрофической для немецко-фашистских войск. При массовом применении этого способа борьбы противник принужден будет проводить огромные работы трудоемкого характера по замене взорванных рельсов для восстановления путей. Потребуется доставлять колоссальное количество стали, проката, что для него будет почти неразрешимой задачей.

ЦК КП(б) Белоруссии

постановляет:

1. Одобрить представленный на рассмотрение ЦК разработанный по инициативе секретаря ЦК КП(б) Белоруссии т. Пономаренко план развертывания партизанской «рельсовой войны» в тылу немецких оккупантов как наиболее эффективный способ массового разрушения железнодорожных коммуникаций врага.

2. ЦК КП(б) Белоруссии призывает всех партизан и партизанок, командиров и комиссаров отрядов и бригад, руководителей диверсионных групп усилить непрерывные боевые действия по разрушению железнодорожных коммуникаций врага, использовать благоприятные возможности летнего периода для нанесения сильнейших массовых ударов по гитлеровской военной машине в наиболее уязвимых для нее местах. Коренная дезорганизация железнодорожных коммуникаций врага составит историческую заслугу белорусских партизан и партизанок в Великой Отечественной войне советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

Секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П. Пономаренко

Постановление бюро ЦК КП(б) Белоруссии «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом «рельсовой войны» от 24 июня 1943 г. // Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Т. 4. Ч. 1. №1482

“РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА”: УСПЕХ СОВЕТСКОГО КОМАНДОВАНИЯ?

Герой Советского Союза командир партизанского соединения полковник Роман Наумович Мачульский в воспоминаниях указывает, что «…Бригады «Штурмовая», «Народные мстители», «Железняк», отряды Бегомльско-Борисовской зоны и бригады им М. В. Фрунзе Вилейской области за период с 15 августа по 1 ноября 1943 г. перебили на участке Молодечно- Минск - свыше 2,5 тысяч рельсов. За это время бригады «Смерть фашизму», «Дяди Коли», «За Советскую Белоруссию», им. Н. А. Щорса, им. газеты «Правда», действовавшие на участке Минск-Борисов-Орша, перебили свыше 8 тысяч рельсов. Партизаны бригады им. В. П. Чкалова Барановичской области за 15 дней пустили под откос 21 вражеский эшелон, уничтожили более 1300 гитлеровцев, перебили 272 рельса, взорвали и сожгли 8 автомашин и 10 мостов.

10 - 30 ноября войска Белорусского фронта провели Гомельско-Речицкую операцию. В ходе этой операции партизаны парализовали движение на железных дорогах Минск - Гомель, Брест - Лунинец - Гомель, Орша - Жлобин и ударами на шоссейных дорогах в этих районах сорвали перегруппировку и боевое обеспечение войск противника, помешали переброске их к местам прорыва и тем самым содействовали успеху наступавших войск Красной Армии.

«РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА» В БЕЛОРУССИИ 1943 ГОД

Свидетельством эффективности ударов партизан является то, что когда противник предпринял попытку приостановить наступление Красной Армии на Могилевском направлении и 12 декабря 1943 года из района Быхова направил в район Паричей 292-ю пехотную дивизию, то она прибыла к месту назначения только 30 декабря в связи с чем, не смогла сыграть предназначавшейся ей роли в предпринятом контрударе.

Эффективность действий партизан в юго-восточных районах Белоруссии подтверждает также генерал Курт фон Типпельскирх, в то время командир 12-го армейского корпуса группы армий «Центр»: «2-я немецкая армия - писал он - начиная с 27 сентября, безуспешно пыталась подтянуть достаточное количество сил с целью ударом в южном направлении, восстановить связь с группой армий «Юг» между Припятью и Днепром. Не густая и поэтому до предела перегруженная железнодорожная сеть, пропускная способность которой, и без того незначительная в районе припятских болот, еще больше снижалась в результате ожесточенной деятельности партизан, вряд ли могла обеспечить подвоз всего необходимого для этой армии. Переброска выделенных сил осуществлялась черепашьими темпами, что все время напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления, хотя проведение последнего с каждым днем становилось все затруднительным».

Согласно данных немецкой дирекции путей сообщения «Минск» в результате действий партизан движение на железнодорожных путях в сентябре 1943 года прерывалось в более чем на 265 суток, а на двухпутных участках в течение 112 суток осуществлялось по одной колее.

В результате первых двух этапов «Рельсовой войны» оперативные перевозки противника в период напряженных боев на фронте через территорию Беларуси сократились на 40%, что содействовало успеху наступательных операций Красной Армии и помешали организации планомерного отхода немецких войск и вывозу награбленного в Германию.

Операции «Рельсовая война» и «Концерт отличались рядом характерных особенностей. Если до лета 1943 года, боевые действия партизан на железных дорогах сводились в основном к деятельности отдельных диверсионных групп, то теперь к их проведению привлекался почти весь личный состав отрядов и соединений и даже члены резервных групп.

Обе блестяще проведенные операции вошли в летопись Великой Отечественной войны как крупные, массированные удары партизан по железнодорожным коммуникациям осуществленные в сроки, согласованные со Ставкой Верховного Главнокомандования и имели важное оперативно-стратегическое значение. По своим масштабам и значению эти операции были новым явлением в истории войн и партизанского движения. Никогда и нигде еще не было такого тесного взаимодействия партизанского движения с армией. Никогда еще борьба народных мстителей в тылу врага не играла такой роли в достижении успехов на фронтах Великой Отечественной войны.

А.С. Русак, А.В. Галинская, Н.Д. Шевченко. “Рельсовая война” в Белоруссии, 1943 год

“РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА”: ТАКТИЧЕСКИЙ ПРОСЧЕТ?

В приказе 0042 от 14 июля 1943 г. ЦШПД предписывал: «перебивание рельсов производить на основных магистралях, запасных, подъездных, вспомогательных, деповских путях, уничтожать запасные рельсы...»

ЦШПД полагал ошибочно, что противник испытывает недостаток рельсов. Подрыв рельсов поэтому казался весьма заманчивым, простым и доступным способом борьбы. Но у противника был излишек рельсов, немцы сваривали их по ночам и заменяли днем, а потом придумали 80-сантиметровый схемный мостик и стали по нему пропускать поезда: ведь при взрыве 200-граммовой шашки выбивалось всего 25-40 см рельса.

В 1943 г. прошли две операции «рельсовой войны». Первая началась в ночь на 22 июля брянскими партизанами, а всеобщая многодневная началась в ночь на 3 августа и продолжалась до 16 сентября. Вторая операция, названная «концертом», началась 16 сентября и продолжалась до 1 декабря. Планируемый «зимний концерт» не состоялся из-за недостатка у партизан взрывчатки.

Желаемых результатов все это не дало. Движение на железных дорогах было перекрыто полностью только в тылу группы армий «Центр», да и то всего на трое суток, с 3 по 6 августа. Более того - переключение основных усилий партизан на подрыв рельсов при недостатке взрывчатки привело к сокращению крушений поездов, и в конечном счете способствовало увеличению пропускной способности дорог, но в то же время затруднило восстановление железных дорог нашими военными железнодорожниками в ходе наступления.

Вот цифры. В первое операции участвовало около 100 тыс. партизан. Подорвано 214 705 рельсов, в том числе не менее 185 тыс. на дорогах Минской железнодорожной дирекции противника. Вторая операция: участвовало 120 тысяч, подорвано 146 149 рельсов, в том числе 89 тыс. в пределах Минской дирекции. Всего в Минской дирекции перебито 250 тыс. рельсов, или 60 процентов от всех подорванных в 1943 году рельсов.

Из этих 250 тысяч, 25 тысяч были подорваны на ненужных, не используемых участках. Это снизило темпы восстановления магистралей при наступлении Красной Армии.

Удельный вес сумм перерывов движения от подрыва рельсов на перегонах между промежуточными станциями достигал 24 процентов от суммы всех перерывов движения от всех действий партизан. Но на участках между узловыми станциями таких перерывов было только 10,1 процента, а на направлениях - менее 3 процентов, тогда как крушения дали около 60 процентов перерывов. На оккупированной территории на 1 января 1943 г. было 11 млн. рельсов, и подрывание 350 тыс. рельсов составляло всего 3 процента: вполне терпимо, тем более, что подрывы порой шли там, где сами оккупанты при отступлении подрывать рельсы не могли.

Количество доставленных составов вермахта не только не уменьшалось с увеличением числа подорванных рельсов, но наоборот, даже увеличивалось, так как чем больше рвали рельсов, тем меньше они производили крушений поездов. На подрыв рельсов в августе и первой половине сентября партизаны израсходовали около 50 тонн взрывчатых веществ. Этого было достаточно для того, чтобы пустить под откос по меньшей мере 1500 поездов. Это поняли самые умные из партизанских командиров, и с сентября они начали сокращать подрывы рельсов, одновременно увеличивая число крушений.

Что требовалось взамен?

Борьба с вражеской армией для партизан может вестись только организацией крушений, подрывом автомашин и бронетехники минами и, при благоприятных условиях, нападениями из засад. Бои партизан с частями вермахта в его тылу были сопряжены для партизан с большими потерями, чем на фронте. Два украинских и шесть ленинградских партизанских полков, вступив в прямое боевое соприкосновение с оккупантами, несмотря на героизм, были разгромлены.

Эксплуатируемая железнодорожная сеть противника на 1 января 1943 г. составляла 22 тыс. км. Партизаны почти без потерь совершали диверсии на участках, где на 100 км приходилось не менее двух тысяч вражеских солдат. Так охранялись только наиболее важные участки дорог. Если бы партизаны совершали диверсии на всем протяжении, и противник довел плотность охраны до полка на каждые 100 км, то общая численность охраны железных дорог на оккупированных территориях превысила бы 400 тыс. человек - но и она не спасала бы железную дорогу от партизан-диверсантов.

Как было известно из показаний немцев и из разведданных, наиболее критическое положение у противника было с паровозами. При отходе Красной Армии паровозы были эвакуированы или выведены из строя. Гитлеровское командование было вынуждено собирать локомотивы на дорогах всей Европы, не гнушаясь самыми отсталыми, и гнать их на Восток. Появился так называемый эрзац-паровоз М-50, который стали выпускать паровозостроительные заводы Германии для восточных железных дорог. Паровозный парк катастрофически уменьшался от ударов партизан, авиации, сил Сопротивления на Западе, а также от износа.

Наибольший перерыв в движении составов достигался не ошибочной «рельсовой войной», а разрушением мостов и крушениями составов. Так как мосты сильно охранялись, зимой можно было парализовать движение одновременным выводом из строя водоснабжения в какой-то зоне. Разрушение линии связи - такое эффектное - затрудняло работу транспорта, но не приостанавливало ее на долгий срок.

патриотический партизанский рельсовый подполье

«…Два года народы Советского Союза ведут Великую Отечественную войну против немецких захватчиков, вероломно вторгшихся на территорию нашей страны. В тылу немецко-фашистcких полчищ, временно захвативших Белоруссию, с невиданным ожесточением и упорством разгорелась партизанская борьба белорусского народа по сокрушению гитлеровской военной машины, истреблению преступной армии интервентов всеми доступными народу способами. Особенно серьезные удары партизаны и партизанки наносят на коммуникациях немецкой армии, производят крушения военных эшелонов с войсками, техникой, боеприпасами, горючим и оружием, военным имуществом, подрывают железнодорожные мосты, взрывают или сжигают станционные сооружения, взрывают и сжигают, расстреливают паровозы, цистерны на станциях разъездах, разбирают рельсы на железных дорогах...».

Такими словами начинается постановление Центрального Комитета Коммунистической партии (б) Белоруссии №1 от 24 июня 1943 года «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом «рельсовой войны», в котором был предложен план уничтожения железнодорожных коммуникаций одновременным массовым ударом, что делало невозможным быстрое восстановление противником железнодорожного сообщения.

Центральный штаб партизанского движения (далее - ЦШПД) под руководством генерал-лейтенанта Пономаренко Пантелеймона Кондратьевича разработал план операции «Рельсовая война», одобренный 12 июля Ставкой Верховного Главнокомандования с учетом стратегических замыслов и планов на лето 1943 года.

16 июля 1943 года были издано приказание начальника ЦШПД в котором ставилась задача каждому отряду и бригаде, привлекавшихся к операции, указанием участков железных дорог и количества рельсов, подлежащих уничтожению во время первого удара, порядку обеспечения операции.

С 16 июля по 5 августа из советского тыла было переброшено 144 тонны грузов: тол, мины, капсюли-детонаторы, бикфордов шнур и другое военное имущество. Десятки специалистов минно-подрывного дела, прошедшие подготовку в советском тылу, были заброшены в партизанские отряды и соединения Беларуси. В районы предстоящих боевых действий направлялись разведчики для уточнения обстановки, изучения участков и системы охраны важных железнодорожных магистралей. В отрядах развернулось массовое обучение технике минирования. Создавались ударные группы для уничтожения охраны, подавления огневых точек противника и прикрытия минеров. Готовились заряды, выплавлялась взрывчатка, изготавливались скобы для крепления толовых шашек к рельсам. Создавались отряды, бригады, основной «специальностью» которых являлась диверсия на коммуникациях врага.

Лучше всего узнать об обстановке, характере этой операции помогают воспоминания партизан. Как раз такой фрагмент из воспоминаний ветерана партизанского движения комиссара 1-ой партизанской бригады им. Суворова Н.Е. Усова: “...Вечером 1 августа в штабе бригады было оживленно. Сюда вызвали всех командиров, комиссаров и начальников штабов. Пришел Хомченко, и все настороженно притихли. Комбриг начал читать приказ. Центральный штаб партизанского движения в ночь на 3.08. 1943 г. объявляет начало крупномасштабной операции "Рельсовая война". Собравшихся командиров поразила широта её охвата - железнодорожные коммуникации врага на территории Белоруссии, Украины, Латвии, Литвы и областей Ленинградской, Калининской, Смоленской, Орловской».

Операция «Рельсовая война» началась в ночь на 3 августа 1943 г. во время контрнаступления Красной Армии под Курском.

Около 74 тысяч партизан одновременно нанесли удары по железнодорожным линиям оккупантов. Так, в ночь с 3 на 4 августа 13-я Костюковичская бригада Могилёвской области взорвала 637 рельсов на железной дороге Кричев-Унеча, подорвала мост, семафор, 1,5 км связи. Движение поездов было приостановлено на 5 суток. Одновременно проводились операции по разгрому гарнизонов на железнодорожных станциях. Разрушение путей велось не только взрывами. Некоторые партизанские бригады при активной помощи местного населения организовывали развинчивание рельсов.

В послевоенных мемуарах командир Лепельской партизанской бригады имени И.В. Сталина, Герой Советского Союза полковник Лобанок Владимир Елисеевич пишет «…Так делали, например, партизаны бригады им. С.М. Короткина. Им было приказано разрушить железнодорожное полотно между станциями Сиротино-Оболь протяжением в 5 км. Вражеская охрана, заметив приближение партизан, открыла огонь. Штурмовые группы перебили охрану и железная дорога оказалась в руках народных мстителей. А в это время партизаны и местное население, вооружённое кирками, топорами, лопатами, начали разбирать путь. С Оболи противник бросил подкрепление. Пока охранение вело бой, партизаны с населением сносили пути, развинчивали и перебивали рельсы, выдергивали из шпал костыли. Более 4 часов шла работа, было разобрано 5 км двухколейной железной дороги, уничтожено 7600 метров телефонной связи, в четырёх местах партизаны перекопали насыпь железной дороги. Движение вражеских поездов было прервано на 3-е суток». Из-за разрушения коммуникаций части противника нередко вынуждены были оставлять эшелоны и двигаться к месту назначения в пешем строю или на машинах. Командир 8-й Круглянской партизанской бригады Сергей Георгиевич Жунин сообщал в БШПД: «В связи с разрушением железнодорожного пути на участке Борисов-Крупки движение временно приостановлено. Танковую часть выгрузили в Борисове. На Крупки пустили своим ходом до 200 машин…».

До середины сентября 1943 года в результате проведенных операций было перебито свыше 120 тысяч рельсов.

Итогом 1-го этапа «Рельсовой войны» стало уничтожение 833 гитлеровских эшелонов, 184 железнодорожных мостов, свыше 1400 автомашин, около 400 км телефонно-телеграфных линий. Отрезки железных дорог Бобруйск - Старушки, Жлобин - Калинковичи были полностью выведены из строя. Магистраль Полоцк - Молодечно не работала 15 дней, Минск - Молодечно - 10 дней.

Анализ отчетов немецкой генеральной дирекции железных дорог «Минск» свидетельствует о том, что поставки фронту в ходе рельсовой войны сократились в августе 1943 года более чем на треть.

В сентябре 1943 года началось освобождение белорусской земли от немецких оккупантов. В связи с этим перед подпольными органами и партизанскими формированиями встали новые задачи: организовать тесное взаимодействие с регулярными частями Красной Армии, оказывать им всяческую помощь.

В период осеннего наступления Красной Армии с 25 сентября по 1 ноября 1943 года проводилась вторая операция «Рельсовой войны» под кодовым названием «Концерт».

В распоряжении руководства Белорусского штаба партизанского движения от 21 сентября 1943 года ставилась задача усилить удары по тылам оккупантов, не дать возможности грабить народное богатство и вывозить советских людей в Германию.

В этот период белорусскими партизанами было взорвано более 90 тысяч рельсов, свыше 1 тысячи эшелонов, разрушено 72 железнодорожных моста, уничтожено 400 км телефонно-телеграфных линий. Это была одна из самых значимых и ярких операций в партизанской деятельности.

Гитлеровское командование было вынуждено в 2 раза увеличить количество дивизий для охраны коммуникаций с 7 до 14.

Герой Советского Союза командир партизанского соединения полковник Роман Наумович Мачульский в воспоминаниях указывает, что «…Бригады «Штурмовая», «Народные мстители», «Железняк», отряды Бегомльско-Борисовской зоны и бригады им М.В. Фрунзе Витебской области за период с 15 августа по 1 ноября 1943 г. перебили на участке Молодечно - Минск - свыше 2,5 тысяч рельсов. За это время бригады «Смерть фашизму», «Дяди Коли», «За Советскую Белоруссию», им. Н.А. Щорса, им. газеты «Правда», действовавшие на участке Минск-Борисов-Орша, перебили свыше 8 тысяч рельсов. Партизаны бригады им. В.П. Чкалова Барановичской области за 15 дней пустили под откос 21 вражеский эшелон, уничтожили более 1300 гитлеровцев, перебили 272 рельса, взорвали и сожгли 8 автомашин и 10 мостов.

10-30 ноября войска Белорусского фронта провели Гомельско-Речицкую операцию. В ходе этой операции партизаны парализовали движение на железных дорогах Минск - Гомель, Брест - Лунинец - Гомель, Орша - Жлобин и ударами на шоссейных дорогах в этих районах сорвали перегруппировку и боевое обеспечение войск противника, помешали переброске их к местам прорыва и тем самым содействовали успеху наступавших войск Красной Армии.

Свидетельством эффективности ударов партизан является то, что когда противник предпринял попытку приостановить наступление Красной Армии на Могилевском направлении и 12 декабря 1943 года из района Быхова направил в район Паричей 292-ю пехотную дивизию, то она прибыла к месту назначения только 30 декабря в связи с чем, не смогла сыграть предназначавшейся ей роли в предпринятом контрударе.

Эффективность действий партизан в юго-восточных районах Белоруссии подтверждает также генерал Курт фон Типпельскирх, в то время командир 12-го армейского корпуса группы армий «Центр»: «2-я немецкая армия - писал он - начиная с 27 сентября, безуспешно пыталась подтянуть достаточное количество сил с целью ударом в южном направлении, восстановить связь с группой армий «Юг» между Припятью и Днепром. Не густая и поэтому до предела перегруженная железнодорожная сеть, пропускная способность которой, и без того незначительная в районе припятских болот, еще больше снижалась в результате ожесточенной деятельности партизан, вряд ли могла обеспечить подвоз всего необходимого для этой армии. Переброска выделенных сил осуществлялась черепашьими темпами, что все время напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления, хотя проведение последнего с каждым днем становилось все затруднительным».

Согласно данных немецкой дирекции путей сообщения «Минск» в результате действий партизан движение на железнодорожных путях в сентябре 1943 года прерывалось в более чем на 265 суток, а на двухпутных участках в течение 112 суток осуществлялось по одной колее.

В результате первых двух этапов «Рельсовой войны» оперативные перевозки противника в период напряженных боев на фронте через территорию Беларуси сократились на 40%, что содействовало успеху наступательных операций Красной Армии и помешали организации планомерного отхода немецких войск и вывозу награбленного в Германию.

Операции «Рельсовая война» и «Концерт отличались рядом характерных особенностей. Если до лета 1943 года, боевые действия партизан на железных дорогах сводились в основном к деятельности отдельных диверсионных групп, то теперь к их проведению привлекался почти весь личный состав отрядов и соединений и даже члены резервных групп.

Обе блестяще проведенные операции вошли в летопись Великой Отечественной войны как крупные, массированные удары партизан, по железнодорожным коммуникациям осуществленные в сроки, согласованные со Ставкой Верховного Главнокомандования и имели важное оперативно-стратегическое значение. По своим масштабам и значению эти операции были новым явлением в истории войн и партизанского движения. Никогда и нигде еще не было такого тесного взаимодействия партизанского движения с армией. Никогда еще борьба народных мстителей в тылу врага не играла такой роли в достижении успехов на фронтах Великой Отечественной войны.

, Украинская ССР

Итог

Цели операции достигнуты

Противники Командующие Силы сторон Потери
неизвестно см.

Операция «Рельсовая война» - кодовое наименование операции советских партизан , проводившейся с 3 августа по 15 сентября года на оккупированной территории РСФСР , БССР и части УССР в рамках рельсовой войны .

Цель операции

14 июля Ставкой ВГК был отдан приказ на проведение операции. Местные штабы партизанских движений и их представительства на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны обеспечивались взрывчаткой и минно-подрывной техникой, к ним были посланы инструкторы-подрывники. Только в июне 1943 года на партизанские базы заброшено 150 тонн толовых шашек специального профиля, 156 тысяч метров огнепроводного шнура, 28 тысяч метров пенькового фитиля, 595 тысяч капсюлей-детонаторов, а также оружие и боеприпасы. Активно велась разведка железнодорожных коммуникаций.

Ход операции

За первую ночь операции было взорвано 42 тысячи рельсов. Действия, в которых участвовало около 100 тысяч партизан, развернулись в тыловых районах групп армий «Центр » и «Север » (протяжённость по фронту около 1000 километров, в глубину 750 километров). Одновременно вели активные боевые действия украинские партизаны в тылу группы армий «Юг» . Немецко-фашистское командование в течение некоторого времени не могло организовать противодействия партизанам.

Результаты операции

В ходе операции было подорвано около 215 тысяч рельсов, значительное количество эшелонов (только белорусскими партизанами - 836 эшелонов и 3 бронепоезда), взорваны мосты и станционные сооружения. Особо значительные разрушения произведены на участках Полоцк - Молодечно , Минск - Бобруйск , Лунинец - Калинковичи и Могилёв - Жлобин . К осени оперативные перевозки противника сократились на 40 процентов. На некоторых железных дорогах движение было задержано на 3-15 суток, а магистрали Могилёв - Кричев , Полоцк - Двинск , Могилёв - Жлобин не работали весь август. Для восстановления разрушенных железнодорожных путей противник был вынужден превратить двухпутные участки в однопутные, сварить подорванные рельсы, разобрать отдельные участки, доставить из Польши и Германии недостающие рельсы, что ещё больше увеличило напряжённость перевозок. Немецкое командование было вынуждено использовать для подвоза рельсов 5000 платформ и сотни локомотивов, привлечь к охране железных дорог дополнительные силы. Операция значительно затруднила перегруппировки и снабжение отступающих войск противника.

См. также

Напишите отзыв о статье "Операция «Рельсовая война»"

Примечания

Литература

  • Рельсовая война // / под ред. М. М. Козлова . - М .: Советская энциклопедия , 1985. - С. 608. - 500 000 экз.
  • Рельсовая война // Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев . - М .: Большая Российская энциклопедия , 1994. - С. 363. - ISBN 5-85270-115-7 .

Отрывок, характеризующий Операция «Рельсовая война»

Он рукой двигал по ее волосам.
– Я тебя звал всю ночь… – выговорил он.
– Ежели бы я знала… – сквозь слезы сказала она. – Я боялась войти.
Он пожал ее руку.
– Не спала ты?
– Нет, я не спала, – сказала княжна Марья, отрицательно покачав головой. Невольно подчиняясь отцу, она теперь так же, как он говорил, старалась говорить больше знаками и как будто тоже с трудом ворочая язык.
– Душенька… – или – дружок… – Княжна Марья не могла разобрать; но, наверное, по выражению его взгляда, сказано было нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил. – Зачем не пришла?
«А я желала, желала его смерти! – думала княжна Марья. Он помолчал.
– Спасибо тебе… дочь, дружок… за все, за все… прости… спасибо… прости… спасибо!.. – И слезы текли из его глаз. – Позовите Андрюшу, – вдруг сказал он, и что то детски робкое и недоверчивое выразилось в его лице при этом спросе. Он как будто сам знал, что спрос его не имеет смысла. Так, по крайней мере, показалось княжне Марье.
– Я от него получила письмо, – отвечала княжна Марья.
Он с удивлением и робостью смотрел на нее.
– Где же он?
– Он в армии, mon pere, в Смоленске.
Он долго молчал, закрыв глаза; потом утвердительно, как бы в ответ на свои сомнения и в подтверждение того, что он теперь все понял и вспомнил, кивнул головой и открыл глаза.
– Да, – сказал он явственно и тихо. – Погибла Россия! Погубили! – И он опять зарыдал, и слезы потекли у него из глаз. Княжна Марья не могла более удерживаться и плакала тоже, глядя на его лицо.
Он опять закрыл глаза. Рыдания его прекратились. Он сделал знак рукой к глазам; и Тихон, поняв его, отер ему слезы.
Потом он открыл глаза и сказал что то, чего долго никто не мог понять и, наконец, понял и передал один Тихон. Княжна Марья отыскивала смысл его слов в том настроении, в котором он говорил за минуту перед этим. То она думала, что он говорит о России, то о князе Андрее, то о ней, о внуке, то о своей смерти. И от этого она не могла угадать его слов.
– Надень твое белое платье, я люблю его, – говорил он.
Поняв эти слова, княжна Марья зарыдала еще громче, и доктор, взяв ее под руку, вывел ее из комнаты на террасу, уговаривая ее успокоиться и заняться приготовлениями к отъезду. После того как княжна Марья вышла от князя, он опять заговорил о сыне, о войне, о государе, задергал сердито бровями, стал возвышать хриплый голос, и с ним сделался второй и последний удар.
Княжна Марья остановилась на террасе. День разгулялся, было солнечно и жарко. Она не могла ничего понимать, ни о чем думать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой, ей казалось, она не знала до этой минуты. Она выбежала в сад и, рыдая, побежала вниз к пруду по молодым, засаженным князем Андреем, липовым дорожкам.
– Да… я… я… я. Я желала его смерти. Да, я желала, чтобы скорее кончилось… Я хотела успокоиться… А что ж будет со мной? На что мне спокойствие, когда его не будет, – бормотала вслух княжна Марья, быстрыми шагами ходя по саду и руками давя грудь, из которой судорожно вырывались рыдания. Обойдя по саду круг, который привел ее опять к дому, она увидала идущих к ней навстречу m lle Bourienne (которая оставалась в Богучарове и не хотела оттуда уехать) и незнакомого мужчину. Это был предводитель уезда, сам приехавший к княжне с тем, чтобы представить ей всю необходимость скорого отъезда. Княжна Марья слушала и не понимала его; она ввела его в дом, предложила ему завтракать и села с ним. Потом, извинившись перед предводителем, она подошла к двери старого князя. Доктор с встревоженным лицом вышел к ней и сказал, что нельзя.
– Идите, княжна, идите, идите!
Княжна Марья пошла опять в сад и под горой у пруда, в том месте, где никто не мог видеть, села на траву. Она не знала, как долго она пробыла там. Чьи то бегущие женские шаги по дорожке заставили ее очнуться. Она поднялась и увидала, что Дуняша, ее горничная, очевидно, бежавшая за нею, вдруг, как бы испугавшись вида своей барышни, остановилась.
– Пожалуйте, княжна… князь… – сказала Дуняша сорвавшимся голосом.
– Сейчас, иду, иду, – поспешно заговорила княжна, не давая времени Дуняше договорить ей то, что она имела сказать, и, стараясь не видеть Дуняши, побежала к дому.
– Княжна, воля божья совершается, вы должны быть на все готовы, – сказал предводитель, встречая ее у входной двери.
– Оставьте меня. Это неправда! – злобно крикнула она на него. Доктор хотел остановить ее. Она оттолкнула его и подбежала к двери. «И к чему эти люди с испуганными лицами останавливают меня? Мне никого не нужно! И что они тут делают? – Она отворила дверь, и яркий дневной свет в этой прежде полутемной комнате ужаснул ее. В комнате были женщины и няня. Они все отстранились от кровати, давая ей дорогу. Он лежал все так же на кровати; но строгий вид его спокойного лица остановил княжну Марью на пороге комнаты.

1. Что такое «рельсовая война»?

Рельсовая война в годы Великой Отечественной войны

Центральный Комитет КП(б) Белоруссии в июне 1943 года принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны», в котором предложен план уничтожения рельсов одновременным массовым ударом и тем самым сделать невозможным быстрое восстановление противником железнодорожных путей. Рельсовая война должна была сопровождаться крушениями поездов , взрывами мостов и разрушениями станционных сооружений. Партизанские соединения, сражавшиеся на оккупированной территории, широко применяли элементы рельсовой войны, но наиболее значительное влияние на ход войны оказали действия партизан в следующих операциях:

· Операция «Рельсовая война» - крупная операция, проведённая советскими партизанами с 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированной территории РСФСР (Ленинградской, Смоленской, Калиниской, Орловской области) БССР и части УССР для оказания помощи Советской Армии в завершении разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве 1943 года и развитии общего наступления по белгородско-харьковскому направлению. Только в Белоруссии железнодорожное движение было парализовано на 15-30 суток. Эшелоны с войсками и боевой техникой, срочно направляющиеся в сторону Орла , Белгорода и Харькова , застревали в пути и нередко уничтожались партизанами. Перевозки противника сократились на 35-40 %. Оккупанты понесли огромные материальные потери в паровозах, вагонах, рельсах, шпалах, живой силе.

· Операция «Концерт» - операция советских партизан проводившаяся с 19 сентября по конец октября 1943 года , как второй этап операции «Рельсовая война», совпавшая с осенним наступлением Красной армии. В ходе данной операции было подорвано десятки тысяч рельс, пущено под откос более 1000 эшелонов, уничтожено 72 железнодорожных моста, убито 30 тысяч немецких солдат и офицеров.

· Операция «Багратион» - крупномасштабное советское наступление 23 июня -29 августа 1944 года , названное в честь российского полководца Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона . Известна как третий этап «рельсовой войны», в ходе которой были полностью выведены из строя наиболее важные железнодорожные пути, частично парализованы перевозки врага по всем дорогам.

Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильёй Григорьевичем Стариновым .

Опыт, приобретённый в ходе этих операций, использовался в дальнейших действиях против немецких войск.

В 1944 и 1945 годах в Минске были выпущены нагрудные знаки, посвященные «Рельсовой войне».

"Рельсовая война":

1) действия партизан в тылу противника с целью нарушения работы его ж.-д. транспорта и вывода из строя перевозимых по железной дороге живой силы, боевой техники и материальных средств. 2) Наименование крупной операции, проведённой советскими партизанами во время Великой Отечественной войны 1941-1945 - в августе - сентябре 1943 на оккупированных территориях РСФСР, БССР и части УССР с целью вывода из строя ж.-д. коммуникаций противника. В июне 1943 ЦК КП(б) Белоруссии выдвинул план одновременного массового разрушения участков железных дорог на оккупированной территории республики. Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) привлек к выполнению этого плана, кроме партизан Белоруссии, ленинградских, калининских, смоленских, орловских и часть украинских партизан. Операция "Р. в." была связана с планами Ставки Верховного Главнокомандования по завершению разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве 1943 , проведению Смоленской операции 1943 и наступления с целью освобождения Левобережной Украины. 14 июля ЦШПД был отдан приказ на проведение операции "Р. в.". Местные штабы партизанского движения и их представительства на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны обеспечивались взрывчатыми веществами, взрывателями, на "лесных курсах" проводились занятия по минноподрывному делу, на местных "заводах" добывался тол из трофейных снарядов и бомб, в мастерских и кузницах изготовлялись крепления толовых шашек к рельсам. Активно велась разведка на железных дорогах. Операция началась в ночь на 3 августа и продолжалась до середины сентября. Действия развернулись на местности протяжённостью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало около 100 тыс. партизан, которым помогало местное население. Мощный удар по ж.-д. линиям был неожиданным для врага, который в течение некоторого времени не мог организованно противодействовать партизанам. В ходе операции было подорвано около 215 тыс. рельсов, пущено под откос много эшелонов, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. Массовое нарушение вражеских коммуникаций значительно затруднило перегруппировки отступающих войск противника, осложнило их снабжение и тем самым содействовало успешному наступлению Красной Армии.

Список использованной литературы:

1. Советские партизаны, [М., 1961];

2. Война в тылу врага, в. 1, М., 1974;

3. , КПБ - организатор и руководитель партизанского движения в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, Минск, 1959;

4. , Героическая борьба ленинградских партизан, Л., 1959

5. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия.- / Гл. ред. М. М. Козлов. -М.: Сов. Энциклопедия, 1985. -832 с. с илл., 35 л. илл.

6. История Белоруссии; И. И. Ковкель Э. С. Ярмусик 2004 г. минск - 604 стр.

7. Рельсовая война // Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. . - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - С. 363. - 599 с. - ISBN -7