Создание игровой мотивации в различных видах НОД в зависимости от возраста детей. Из опыта работы: «формирование устойчивой мотивации дошкольников к образовательной деятельности в свете фгос

К обучению остается актуальной проблемой и по сей день. На протяжении нескольких лет дети привыкают к одним правилам, но наступает момент, когда им приходится серьезно изменить свои взгляды и образ жизни. Объяснить ребенку важность и необходимость таких изменений непросто, и тут на помощь родителям приходит опыт специалистов в области детской психологии.

Ценность качественной мотивации

Воспитание ребенка — это целое искусство. Недостаточно привить азы морали и поведения в обществе. Задача родителей в том, чтобы вырастить достойную , приспособленную к самостоятельной жизни. Многолетний опыт показывает, что метод кнута и пряника в деле воспитания не дает желаемых и устойчивых результатов. Бесполезно против воли заставлять ребенка делать то, что, по его мнению, выполнять необязательно. А вот способна творить настоящие чудеса.

Можно к учебе, спорту, занятию искусством и многому другому. А чтобы запустить процесс, родителям нужно ближе познакомиться с тем, что такое мотивация, какие ее виды бывают и как правильно мотивировать ребенка, руководствуясь его личностными характеристиками, без привлечения специалистов.

Виды мотивации

По-разному интерпретируется специалистами, но в общем понимании это умение индивидуума путем деятельности удовлетворять свои потребности и желания. А вот процесс стороннего мотивирования можно сравнить с манипуляцией, которая может быть положительной и отрицательной. По В. К. Вилюнасу, мотивация — это целая система процессов, которые побуждают человека к действию.

Специалисты в области психологии выделяют 6 видов мотивации, это:

  1. . Не связана с конкретным процессом, а обусловлена результатом. Например, ребенок учится не ради получения знаний, а ради высоких оценок, похвалы и получения других наград.
  2. Внутренняя. Прямая противоположность предыдущему виду. Человека мало интересует результат, он полностью погружен в сам процесс выполнения задачи. Внутренняя мотивация может включать:
    • Познавательные мотивы. Они основаны на заинтересованности в получении знаний и навыков. Мотивация формируется в раннем возрасте и зависит от многих условий: уровень развития нервной системы, характер воспитания, обстановка в семье и т.п. Если не поддержать врожденный познавательный мотив, в будущем его потребуется восстанавливать. Поэтому полезно даже с маленькими детьми посещать выставки, экскурсии и прочие мероприятия познавательного характера.
    • Социальные мотивы. Подразумевают желание ребенка быть полезным сначала в кругу семьи, а затем и в обществе. Сюда же включено стремление стать грамотным, успешным, научиться взаимодействовать с коллективом и окружающими.
    • Мотив избегания неудачи. В этом случае дети делают все для того, чтобы избежать плохих отметок и неодобрительных замечаний в свой адрес. При такой мотивации именно от оценок будет зависеть то, насколько сильно ребенок будет тянуться к учебе и будет ли он это делать вообще.
    • Мотивация достижения. В школьные годы, как правило, именно эта мотивация становится доминирующей. Особенно ярко она прослеживается у детей с высоким уровнем успеваемости. Им важно качественно и своевременно выполнять задания и получать соответствующее поощрение. Цель такой мотивации — стать профессионалом. Ребенок может намеренно брать в работу сложные задачи и прикладывать максимум усилий для их решения.
  3. Положительная. Мотивация, которая базируется на положительном стимулировании. Пример положительной мотивации ребенка: «если выучу уроки, то получу сладкое и пойду на аттракционы».
  4. Отрицательная. Мотивация, исходящая из негативных стимулов, например: «если не выучу уроки, то буду наказан».
  5. Устойчивая.
  6. Неустойчивая.

Нюансы мотивации дошкольников

В возрасте 6-7 лет имеет место каждая из вышеперечисленных мотиваций, однако преобладание какой-либо оказывает влияние на формирование характера индивидуума и его учебу в будущем. Определить преобладающий вид мотивации сложно, так как на поставленные вопросы дети часто отвечают шаблонно. Например, если задать ребенку вопрос, хочет ли он учиться в школе, он, скорее всего, не задумываясь, ответит утвердительно, что связано сразу с несколькими причинами. Во-первых, дети знают, какой ответ от них хотят получить взрослые, и дают его. Во-вторых, ребенок не имеет достаточных знаний о том, что подразумевает под собой обучение в школе. Поэтому дать точный ответ, не понимая сути вопроса, он не может.

Базовые потребности дошкольников формируются еще в раннем детстве, поэтому в процессе становления мотивов у ребенка большое значение имеет семья. Мотивационная основа школьного обучения основывается на:

  • желании индивидуума получать информацию из книг, журналов, справочников и т.п.;
  • осознании важности обучения;
  • умении находить баланс между «хочу» и «надо»;
  • навыке завершать начатые дела;
  • умении давать грамотную оценку своим действиям и полученным результатам, выявлять собственные ошибки;

Самый сильный мотиватор для любого ребенка — возможность получить награду. Ради того чтобы заполучить желаемое, дети могут выполнять неприятные и скучные для них дела. Пример этого можно наблюдать в процессе, когда ребенок моет посуду, зная, что по завершении дела будет приятная награда в виде просмотра мультфильмов или компьютерной игры. В этом случае также можно говорить о добровольной подмене своего «хочу» на взрослое «надо».

Формирование положительного отношения к обучению

В общих чертах можно выделить два пути создания положительной мотивации ребенка к обучению.

Первый — формировать у дошкольника положительные эмоции по отношению к самому процессу, в который ребенок включен. Это может происходить сразу несколькими способами:

  • одобрение со стороны педагога;
  • вера родителей в своего ребенка;
  • поощрение даже за самые маленькие достижения;
  • поддержка и заинтересованность взрослых в том, чем занимается ребенок.

В этом случае стоит избегать критики дошкольника, акцентируя внимание на том, что он делает хорошо, а не на том, где ребенок потерпел неудачу.

Второй путь подразумевает процесс создания положительной за счет осознания важности обучения. Дошкольнику подробно и на протяжении относительно длительного периода объясняют пользу обучения, что именно от учебы получит ребенок. Он должен понять, что образование нужно ему (например, для достижения желаемого результата в будущем), а не родителям или учителю. Однако такое мотивирование дошкольников нельзя назвать устойчивым. Стоит только ребенку потерять желание того, на что его настраивали изначально, как мотивация сойдет на нет.

Важные условия для формирования мотивации у дошкольников

К основным условиям, которые необходимы для успешной мотивации детей дошкольного возраста, можно отнести:


Чтобы обеспечить полноценные условия для эффективного мотивирования, нужно создать благоприятный психологический климат. Ребенку очень сложно сосредоточиться, если в доме постоянно происходят конфликты. Это вызывает в нем страх и другие негативные эмоции.

Наглядные примеры мотивации дошкольников

При развитии мотивации в дошкольном возрасте действия родителей не обязательно должны быть направлены на само обучение. Например, развить усидчивость у дошкольника можно с помощью игр, а применять полученный навык он будет в учебе.

Несколько примеров того, как родители могут влиять на ребенка и стимулировать деятельность, к которой он изначально испытывает неприязнь.

Трудовая деятельность

Наверное, каждый родитель согласится, как тяжело приобщить ребенка к чистоте и порядку и особенно к самому процессу уборки. Но все может измениться, если переключиться на игру. Например, игрушкам можно помочь добраться до своих домиков (расставить по полкам или сложить их в ящик). Подключить ребенка к настоящей уборке можно посредством личного примера и путем постановки перед ним несложных задач, в которых он будет выступать помощником.

Мало детей смогут отказаться от «взрослого» поступка — протереть пыль или вымыть небольшой участок пола. Задача родителя — поблагодарить, похвалить ребенка и дать понять, что без него справиться с задачей было бы сложнее. Важно воздержаться от критики ребенка, если он что-то сделал не так — это навсегда отобьет у него желание наводить чистоту.

Нелюбимые блюда

Дети еще не понимают пользы продуктов, поэтому хотят есть только вкусное. Накормить ребенка, например, кашей, часто становится непосильной задачей для родителей. Но и тут на помощь придет мотивация. И вариантов здесь много — от интересного оформления самого блюда до использования увлекательных рассказов и сказок в процессе еды. Нужно проявить фантазию и подать ребенку блюдо, которое будет оформлено необычно и привлекательно. Это вызовет у ребенка желание съесть все предложенное.

Еще один способ накормить ребенка тем, что ему не нравится, — включить его воображение. Можно представить ему блюдо не как еду, а как армию полезных солдатиков, которые хотят оберегать его здоровье, силу (для мальчиков) и красоту (для девочек). Но попасть внутрь и приступить к работе они могут, только если сам малыш поможет им, т.е. съест. Чем красочнее и интереснее будет представлен процесс, тем эффективнее такой метод.

Две типичные ошибки родителей

Первая ошибка, которую совершают большинство родителей, состоит в том, что они не поддерживают стремление ребенка познавать все новое. После рабочего дня взрослые устают, и у них не остается сил на то, чтобы ответить на вопросы ребенка. Не каждый родитель хочет прилагать усилия, чтобы объяснить ребенку что-то непонятное, ведь куда легче сказать шаблонное «подрастешь — узнаешь» или «хватит спрашивать всякие глупости». Если дошкольник регулярно получает такой ответ, его любопытство просто сходит на нет, как и мотивация. Ни в коем случае нельзя отталкивать ребенка в таких ситуациях. Нужно стараться объяснить все просто и доступно для него. Если подходящие слова не приходят на ум, всегда можно обратиться к детским энциклопедиям, познавательным передачам и мультфильмам. Даже если родитель не знает ответа на поставленный ребенком вопрос, можно честно сказать об этом и предложить вместе поискать ответ в соответствующих источниках информации.

Вторая распространенная родительская ошибка — возлагать задачу формирования мотивации дошкольника на сторонние заведения: сначала на детский сад, а затем и на школу. В этот же разряд ошибок можно отнести запоздалую реакцию взрослых, считающих, что в 2-3 года ребенок еще слишком мал для мотивирования, да и в 5 лет он тоже еще ничего не понимает. Это очень большое заблуждение! Как раз в то время, когда ребенок только начинает вести активную социальную жизнь, делает свои первые шаги (а это происходит примерно в 1-1,5 года), уже необходимо уделять больше внимания мотивированию ребенка. Если не упустить момент, в дальнейшем учеба будет даваться намного легче. Ребенок будет сам стремиться к обучению без дополнительной стимуляции со стороны взрослых.

Как уже говорилось ранее, базовая мотивация берет свое начало в семье ребенка, поэтому родители должны принимать активное участие в подготовке дошкольника к обучению.

Специалисты в области детской психологии предлагают использовать следующие практические рекомендации:

  1. В процессе мотивации дошкольника важно учитывать интересы ребенка, его индивидуальные потребности и приоритеты. В самом начале основная цель заключается не в том, чтобы обучить ребенка, а в том, чтобы привить желание учиться с удовольствием. Например, если ребенку нравятся стихи, то развивающий процесс нужно строить на этом, и даже таблицу умножения можно учить, используя рифмы.
  2. Очень важно создать у ребенка положительный образ школы. Звучит очень просто, но в обществе ребенок может слышать обратное. Усложняется ситуация в семьях, где есть дети постарше, которые жалуются на школу и на то, как тяжело в ней учиться. Такие высказывания формируют у ребенка устойчивое мнение об учебном заведении как о чем-то плохом и скучном. Нужно оградить ребенка от таких отзывов.
  3. Создать приблизительное представление о школе. Так как ребенок еще не может понять, что именно преподают в школе и чем там придется заниматься, информация может подаваться в игровой форме. Особенности мотивации дошкольников заключаются в том, что все усваивается посредством игр. Например, рисование веселых и ярких картин — ИЗО; прыжки, игры — физкультура; чтение захватывающих рассказов и сказок — литература. Подобное времяпровождение доставит ребенку положительные эмоции, и он поймет, что в школе может быть очень интересно.
  4. Развитие кругозора. Дошкольник хоть и маленький, но у него есть уже свое мнение, накопленный опыт и знания. Очень полезно разговаривать с ребенком на интеллектуальные темы, спрашивать его мнение по разным вопросам. Нужно воспринимать дошкольника как маленького взрослого, тогда он будет чувствовать, что его мнение важно и интересно, а значит нужно больше узнавать, чтобы потом общаться.

Полезная информация для родителей

Чтобы ребенок тянулся к знаниям, полезно уже с раннего детства окружить его интеллектуальными играми. Это могут быть кубики, пазлы, головоломки и т.п. Таким образом, под видом игры он будет развивать свое мышление. Полезно выбирать игры, предполагающие работу с мелкими деталями, например нанизывание бусин на леску, — это повышает концентрацию и усидчивость у ребенка.

Детям нужно давать возможность принимать решение и поступать так, как они считают нужным. Конечно, все должно быть в пределах разумного, но именно в таких ситуациях дошкольники учатся развивать логическую цепочку, делать выводы, давать оценку своим действиям, нести ответственность за принятое решение. Это придает ребенку уверенность, у него возникает чувство «взрослости». Хорошо укрепляет уверенность в себе успешное выполнение поставленных задач. Малышу нужно давать задания, с которыми он точно справится. Чувство выполненного долга сделает свое дело.

Чтобы не вызвать в ребенке страх неудач, следует помогать ему в выполнении заданий, направлять его. Тогда со временем к нему придет уверенность, он не будет бояться сложностей и со всем научится справляться без посторонней помощи.

Важно научить дошкольника не бояться высказывать свое мнение и отстаивать его. В семейных разговорах у малыша полезно спрашивать, что он думает по поводу ситуации и на чем именно строится его мнение. Это научит ребенка обосновывать сказанное и принимать решение, основываясь на логических рассуждениях.

Не стоит потакать детским «хочу» и покупать игрушки и сладости по первому требованию. Ставить жесткие границы тоже не стоит. Если покупка недешевая, необходимо объяснить малышу, что на нее нужно заработать. Например, навести порядок или постирать свои вещи. Ребенок поймет, что не все в жизни дается просто так, а чтобы что-то получить, нужно потрудиться.

Дошкольникам полезно читать детские книги. В процессе чтения можно фантазировать и представлять происходящее в книге, еще лучше, если получится воспроизвести действие книги в виде постановки домашнего театра. В качестве актеров могут выступить игрушки. Польза таких занятий бесценна — происходит развитие воображения, творческих способностей, памяти.

В деле мотивации дошкольников особая роль отводится развитию любознательности. Идеальное занятие с этой целью — эксперименты. Есть много самых разных вариантов лабораторных работ для маленьких химиков, которые удивляют не только детей, но и взрослых. Это разовьет в ребенке дух первооткрывателя и тягу к знаниям.

Очень важно позволить дошкольнику ошибаться. Личный опыт — лучший и запоминающийся урок. Не нужно ругать ребенка. Наоборот, следует поддержать его и объяснить, что ошибаться это нормально, а не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает. Для многих родителей такое окажется непростым занятием, зато это облегчит процесс воспитания в будущем. Когда ребенок будет понимать, что за содеянное отвечать придется только ему, он несколько раз подумает, прежде чем что-то сделать.

Дошкольника — процесс трудоемкий, но вполне реальный. Дать рекомендации, подходящие для всех, нельзя, ведь каждый ребенок индивидуален. Если учитывать особенности ребенка, его потребности и приоритеты, эффективность от мотивирования будет значительно выше.

Антонина Жукова
Создание игровой мотивации на разных возрастных этапах

МДОУ «Детский сад «Дружба»

Доклад на тему :

«Создание игровой мотивации на

разных возрастных этапах »

Воспитатель : Жукова А. А.

Темы ООД, её цель и ход предусматривают творческий подход. Я стараюсь применять как можно больше средств, чтобы образовательная деятельность была интересной, носила образовательный и воспитательный характер! Дети очень ласковые, доверчивые, любознательные. Каждая деятельность открывает для них что-то новое, которая потом становится для них своим, знакомым, понятным, близким. Они не любят однообразие, не могут долго слушать, спокойно сидеть. Они очень любят играть. Поэтому в процессе обучения включаю игры. Во время ООД мы играем в серьёзные и умные игры. Но играем мы не ради игры, а ради того, чтобы у всех детей пробудить огонек пытливости любознательности. К нам приходят и мы приглашаем в гости известных героев детских сказок, мультфильмов, веселых и забавных человечков. Они задают детям «хитрые» вопросы, приносят письма с просьбами, заданиями, головоломками и т. д.

Кто-то ходил в гости к детям, к тем кто правильно объяснял путь движения от детского сада к своему дому.

Почемучка всегда приходил с трудными вопросами. Он сам очень грамотный, многое знает. Огорчается, если мало кто из детей может ответить на его вопросы. Ведь интересное, загадочное запоминается надолго.

Дети очень любили, когда на занятиях появлялся Буратино, любили исправлять его ошибки. Также интересен был им и Незнайка.

Вот как, применяя элементы игры, я многому обучала своих детей. У них исчезало умственное напряжение и утомление. Они быстро и с большой охотой выполняли все задания.

Итак, серьёзная, целенаправленная игра помогла закрепить знания детей, подвести итог занятия, снять умственное напряжение.

Игра в дошкольном возрасте – один из любимых видов деятельности.

Поэтому игровой метод занимает важное место в обучении дошкольников. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В условиях игры воспитателю легче активизировать внимание детей, удержать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к работе в условиях коллектива.

Возможность развить у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание у воспитателя – педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приёмы на занятиях .

При проведении игр учитываются знания детей, интерес, знать и учитывать игровой опыт детей , представлять, какие конкретные задачи решаются во время ООД при использовании того или иного игрового приёма .

Игру предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра должна быть похожа на настоящую игру. Одним из признаков игрового приёма является игровая задача – определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми.

Игра, соответствующая возрасту , доставляет детям ни с чем не сравнимую радость и позволяет взрослым эффективно управлять их действиями.

Чтобы вызвать и поддержать у малышей интерес деятельности, направленной на овладение элементарными знаниями и умениями, на развитие познавательной активности, широко используются игровые приёмы . Нередко всё занятие целиком проводится в форме игры.

1. Рассказать детям, что у каких-то игровых персонажей что-то случилось. Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т. д.

Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том, что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.

2. Обратиться к детям с вопросом, согласны ли они помочь (дождаться ответа – согласия) .

3. Предложить детям научить их делать это очень хорошо (также дождаться ответа – согласия) .

4. Во время работы каждый ребёнок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания и т. д.

5. Эти игрушки используются воспитателем и для оценки работы детей, которая даётся от лица игрушек, как бы с их позиции.

6. По окончании работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя при желании полученный продукт.

Целесообразно , чтобы в рассказах воспитателя в основном действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к их жизни и происходящими с ними событиями.

Любимцем детей был медвежонок Миша, персонаж театра кукол. Он умеет говорить, погладить по головке наиболее отличившихся, покачать головой и пожалеть, если у кого-то что-то не получилось или кто-то чем-либо огорчён. Миша поздравлял детей с днём рождения. Заглядывал в детские работы и «шептал» слова одобрения. Иногда сердился на кого-нибудь и уходил обратно в лес. В лесу тихо, никто не шумит, не беспокоит его. Дети интересовались им, старались не обидеть его, чтобы он не ушёл. Они верят, что Миша, как и они, может думать, сердиться, радоваться. Ведь у детей нет границ между реальным и воображаемым.

Потребность в создании игровой мотивации сохраняется и в старшей группе дошкольного возраста .

Игровые приёмы используются с целью вызвать у дошкольников интерес к предлагаемым заданиям.

Уже на новом программном содержании, решая новые учебные задачи, воспитатель продолжает предъявлять детям сложные для них задания в игровой форме , вводит мотивы , побуждающие дошкольников выполнять работу качественно.

В подготовительной группе также используются игровые приёмы обучения , но их удельный вес значительно сокращается, уступая место другим приёмам, позволяющим формировать у детей осознанное отношение к учебной задаче.

В старшей, подготовительной группе целесообразно непросто включать дидактические игры, а объединять их единой темой, сюжетом. Например : путешествие (в лес, цирк, космос и т. д.) .

Игровые формы ООД : спектакль, сказка, встреча и т. д.

Каждый раз, готовясь к ООД, мы неоднократно затрудняемся. Как начать? С чего? Чтобы детям было интересно. Наши дети очень любят путешествовать, поэтомуООД я провожу в виде путешествий.

Путешествия провожу самые разнообразные :

«В страну сказок» .

«В страну Любознаек» .

«На остров Фантазий» .

«Путешествие на площадь «Искусств» , где познакомимся с архитектурными памятниками».

«Космический полёт на ракете» . И т. д.

Приведу пример (конструирование) .

Ребята, вы готовы к очередному нашему путешествию?

Проверьте, всё ли вы с собой взяли? А не забыли взять с собой в путь фантазию, выдумку, хорошее настроение?

Прежде чем мы наметим маршрут сегодняшнего путешествия, послушайте одну историю.

Однажды в музее случайно обнаружили упавший за стеллаж старый конверт. Его края были сильно потрёпаны. Вид загадочного конверта свидетельствовал о том, что он много испытал на своём веку. Конверт привлёк внимание работников музея, его сразу же распечатали. Там лежал обрывок, пожелтевшего от времени, письма. По всей вероятности, оно принадлежало какому-то путешественнику. Этот конверт сейчас со мной. Давайте его прочитаем.

«На карте я изобразил нахождение острова, но, к сожалению, не могу вам передать красоты его замков, дворцов, башен, о чём мне поведал человек, побывавший на этом острове и принимавший участие в его застройке. Он также отметил, что все сооружения возводили из блоков прямоугольной, квадратной и треугольной формы различного размера.

Очень жаль, что больше не существует этого, сказочной красоты, острова».

Ребята, как вы думаете, что было написано дальше, о чём мечтал путешественник? (Путешественник мечтал восстановить эти, дивной красоты, строения) .

Итак, мы отправимся на улицу «Строителей» , где нам предстоит заготовить строительные детали, спланировать сооружения.

Приведу пример математического путешествия на поезде.

Сейчас мы с вами отправимся в математическое путешествие, где будем решать задачи, примеры, считать. Будем учиться сами и учить других.

Поезд наш необычный - математический. (Выставляю паровозик и несколько вагончиков.)

А наш знакомый паровозик привёз нам интересные задания.

ООД можно начать с сюрпризного момента (кто-то прислал телеграмму, встреча с литературным героем, письмо с приглашением, встреча с разными зверюшками , куклами).

ООД можно начать с прослушивания музыкального фрагмента, с загадывания загадок, с придумывания сказки, с беседы, с чтения отрывка из стихотворения, с пригласительного билета, с просмотра картины и т. д.

При проведении ОД по ФЭМП при знакомстве с понятием «порядок» можно применить такой способ.

При изучении понятия «порядок» полезно выстроить детей в соответствии с каким- либо порядком : по росту, по возрасту , по порядку номеров и т. д. Можно пересчитывать в прямом и обратном порядке различные предметы. Например : по картинкам предложить вопросы и задания : (картинки : мальчик, рыбка, кот, заяц, бабочка, волк, цыплёнок, птичка, мотылёк, пчела).

Сосчитайте всех по порядку (первый – мальчик, вторая – рыбка и т. д.) .

Каким по счёту стоит зайчик? Волк?

Кто расположен рядом с бабочкой? Перед ней? После неё?

Каким по счёту с конца стоит котёнок?

Очень любят дети игру на развитие внимания : они закрывают глаза, а воспитатель меняет порядок предметов или убирает какой-нибудь предмет. Надо восстановить порядок.

По ФЭМП. «Изучение числа 7 и состава 7» .

Число иллюстрируется на числовом отрезке как результат прибавления 1 к числу 6. Показывается состав числа 7.

Число 7 играло большую роль в древней мифологии (7 римских богов, семь чудес света в Древней Греции и т. д.) и сохранило эту роль в литературе. Вспоминают 7 гномов из сказки о «Белоснежке и 7 гномах» , можно прочесть отрывок из сказки А. С. Пушкина «О мёртвой царевне и 7 богатырях» . Всем известны пословицы и поговорки, в которых встречается слово «семь» : «Семеро одного не ждут» , «Семь раз отмерь – один раз отрежь» , «Семь бед – один ответ» , «Один с сошкой – семеро с ложкой» и др. В этих пословицах и поговорках слово «семь» выступает в роли слова «много» . Можно вспомнить, что мы пользуемся семидневной неделей, говорим о семи цветах радуги.

Мотивацию считаю обязательным и одним из основных элементов в воспитании и обучении дошкольников. В противном случае мы рискуем испортить нашим детям детство. Чтобы дошкольники не делали в стенах нашего детского сада, они должны это делать с интересом, чтобы глаза их светились, чтобы дети радовались общению с нами. Иначе это будет тяжкий труд. Голову ребёнка мы разовьём, а душа его пострадала.

Подготовила: Сергеева Наталья Владимирована- воспитатель 1-й кв. категории МБДОУ «ДСОВ №47» г. Братск

В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре.Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивацияпозволяет решить сразу несколько задач:

  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

На первом плане стоят эмоции . Это актуально для дошкольного возраста.

Я использую в своей практике такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у большинства детей.

Я выделила восемь типов мотивации:

Первый тип- игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.Игрушки использую яркие, эстетичные, желательно новые.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.Во время работы у каждого ребёнка свой персонаж (вырезанный, игрушечный, нарисованный, которому он оказывает помощь). По окончании работы я детям предлагаю поиграть с игрушками.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.Данную мотивацию я используюв НОД аппликации, конструировании, рисовании.

Например:(для младшей и средней группы).

Аппликация: Ребята, посмотрите, кто это сидит на пеньке? (Зайчиха с зайчонком).Что – то зайчиха грустная, как вы думаете, почему она такая невеселая? Ребята, она сказала, что ее зайчата убежали в лес гулять в летних шубках, а на улице зима. Вот только старший зайчонок ее послушался и надел зимнюю шубку. Давайте ей поможем найти зайчат и переодеть.

Рисование: Ребята к нам пришел ёжик. А пришел он с друзьями. Они играют в прятки и не знают, куда им спрятаться. Давайте их спрячем под листьями.

Лепка: Матрешка собралась гулять, а на улице прошел дождь, там лужи. Давайте сделаем для матрешки дорожку из камешков.

Этот пример подходит для детей старшей, подготовительной групп.

Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками).

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Я сообщаю детям, что собираюсь мастерить и прошу детей помочь. Интересуюсь, как они могут помочь. Каждому ребёнку даю посильное задание.В конце подчеркиваю, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Эту мотивацию я использую в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.

Например:

Сенсорика и лепка: Ребята, я хочу угостить наших гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? Можно сделать разноцветное печенье.

Трудовая деятельность: Ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки.

Коллективные работы, коллажи «Ваза с цветами», «Подводный мир», «Волшебный телевизор» и другие. Часто используем в итоговых мероприятиях по теме недели.

Этот тип мотивации можно использовать со 2 младшей группы.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Я сообщаю детям, что собираюсь заняться какой - либо деятельностью и прошу детей научить меня. По окончании игры каждому ребёнку даю оценку его действий и раздаю звездочки.

Например:

Игровая деятельность: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Рисование ладошками: Ребята хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня.

Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.

Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно это изготовить.

Использую в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.

Пятый тип мотивации «Художественное слово». Я использую стихи, песенки, потешки, загадки и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах.

Шестой тип мотивации «Словесный». Она осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.

Например:

  • Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать.
  • Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Словесные мотивации использую в НОД, а также в итоговых мероприятиях. (в старшей и подготовительной группах).

Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.

Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ».

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Например: Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай сказку», игра – ассоциация «Кому что нужно для труда», а также презентации по теме.

Использовать этот тип мотивации можно в любом возрастев НОД, а также на итоговых мероприятиях.

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста.Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает мне, а детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

А вам я приготовила картотеку мотиваций. Надеюсь, что она пригодится вам в вашей работе.

Литература:

1. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.

2. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.

3.Божович Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.,1972.

4.Вегнер Л.А., Вегнер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание,1994.

Фавзана Аюпова

Семинар для молодых воспитателей

Тема: «Методы активизации детей в ходе НОД»

Актуальность семинара . В последнее 2 года в наше дошкольное учреждение пришло много новых воспитателей, имеющих разный уровень образования и профессиональной подготовки. Это - помощники воспитателей, получающие педагогическое образование заочно; учителя, не работавшие с дошкольниками; педагоги, которые длительное время не работали в детском саду. Оперативный контроль, проводимый целью выяснения уровня подготовки и проведения НОД, показал, что многие молодые воспитатели испытывают затруднения в подготовке и проведении НОД (воспитатели не понимают, что такое мотивация воспитанников на образовательную деятельность, не владеют приёмами активизации умственной деятельности, не могут сочетать в ходе НОД смену видов детской деятельности и т. д.) Поэтому по плану работы клуба "Молодых педагогов" был запланирован обучающий семинар по данной теме.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности начинающих воспитателей в ходе проведения НОД, совершенствовать методику проведения образовательной деятельности.

Задачи :

1. Научить воспитателей практическим приёмам активизации детей в ходе НОД.

2. Изучить виды мотивации детской деятельности

3. Разработать алгоритм деятельности воспитателя по подготовке, организации и проведению НОД.

4. Повысить практический уровень проведения НОД

5. Развитие творческих способностей начинающих специалистов.

План семинара:

1. Мотивация детей на образовательную деятельность

2. Использование игровых персонажей

3. Внедрение ИКТ – как средство повышения мотивации к познавательной деятельности

4. Выработка алгоритма подготовки и проведения НОД

5. Практическая работа молодых педагогов и моделирование практических ситуаций

Типы мотивации дошкольников

Педагогическая деятельность (любая детская деятельность: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность) должна способствовать развитию детей. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны, если у детей будет то, что, мы узнаем, разгадав кроссворд. (Кроссворд) (Кроссворд на презентации Power Point)

Музыка – вид искусства, отражающей действительность в звуковых художественных образах

Воображение – психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представлений

Настроение – преобладающее эмоциональное состояние

Адаптация – процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды

Инновация – внедрение новых идей и технологий в педагогику

Диагностика – процедура проверки успешности освоения учебного материала

Грация - изящество движений, красота позы человек

Игра – основной вид деятельности дошкольников

Семья – исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями детьми ("Словарь педагогических терминов

Слово по вертикали "Мотивация"

Вопрос: Как вы думаете, что такое "мотивация"?

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации :

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Вопрос: В каких видах НОД можно использовать данную мотивацию?

Например : НОД аппликация, конструирование, рисование.

Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики (из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками)

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне» . Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Например: в НОД Сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности

Ребята, я хочу угостить наших кукол печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Вопрос к слушателям:

В каких возрастных группах и видах деятельности лучше использовать этот вид мотивации?

(В игровой деятельности, в НОД старших группах).

Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Например:

Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?


Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. (Художественное конструирование, ориентировка, логика, ручной труд, художественное творчество)

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Например:

Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовит


Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы :

Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Использование игровых персонажей.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований .

Игрушки или игровые персонажи:

Должны соответствовать возрасту детей;

Должны быть эстетичными,

Должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

Должны иметь обучающую ценность,

Должны быть реалистичными;

Не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявленияе жестокости.

Игровых персонажей не должно быть много.

Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.


Вопрос к слушателям:

Какие игрушки –персонажи целесообразно вносить в деятельность в младшем- среднем дошкольном возрасте, какие – в старшем?

Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к образовательной деятельности

Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в школе, но и детском саду

Воспитанники групп имеют разный интеллектуальный уровень развития. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Это проблема мотивации. Очень часто ни желания педагога, ни владения методикой проведения занятий недостаточно для положительной динамики умственного развития детей.

С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшилось бы обучение детей, значительно возросла бы мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Вопрос к слушателям: В чём вы видите преимущества ИКТ в образовательной работе с дошкольниками?

Алгоритм подготовки НОД

Определение темы и ведущих понятий

Четко определить и сформулировать тему НОД

Определить место темы в учебном плане соответственно с ФГТ.

Определение целей и задач

Определить целевую установку занятия - для себя и для детей. Обозначить триединую задачу НОД: обучающую, развивающую и воспитывающую.

Планирование учебного материала

1. Подобрать литературу по теме. Продумать материал, который служит решению познавательных задач простым способом.

2. Подобрать задания на узнавание материала и творческий подход.

3. Упорядочить игровые задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Продумывание «изюминки» занятия

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для младшего - среднего возраста, но не подходит для старшей и подготовительной группы.

В ходе НОД применяются методы:

1. Объяснительно иллюстративные, которым относятся рассказы, показ картинок, способов выполнения тех или иных заданий.

2. Репродуктивные

3. поисковые, требующие умственной работы

3. Исследовательские, опыты

4. Готовность педагога к занятию.

5. Целевая установка НОД.

6. Соблюдение требований СанПин.

7. Индивидуальный подход.

8. Наличие обратной связи.

9. Рациональность использования времени.

10. Организация рабочего места.

11. Практические навыки и умения.

12. Самостоятельная работа.

13 Развитие речи, качество ответов детей.

Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает вам, молодым педагогам работать, а нашим малышам - получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что тебя учат.

Во второй, практической части семинара молодым воспитателям были предложено игровое моделирование практических ситуаций. Оно повышает интерес, вызывает активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем

Активизация мыслительной деятельности

НОД по следующим разделам программы «Развитие+» как «Развитие элементарных логических представлений», «Ориентировка в пространстве», «Основы первоначальной грамоты», «Развитие элементарных математических представлений» предполагает решение познавательных задач и развитие умственной деятельности. Для этого необходимо педагогу создать на занятиях проблемные ситуации, что требует от дошкольников умственных усилий для выхода из затруднительных ситуаций, побудить ребёнка к активной поисковой деятельности.

Иногда воспитателю бывает необходимо самому найти выход из такой ситуации, когда нужно сделать выбор. Предлагаю вашему вниманию педагогические ситуации, требующие выбора

Мой выбор

1 ситуация : У Саши не получается выполнить игровое задание “3-й лишний”:

1. Предложите выполнить более легкий вариант.

2. Попросите назвать, одним словом все предметы.

3. Покажете ответ и объясните решение, потом повторите задание.

2 ситуация: Вы читаете детям 6 лет задачу: “Летели 8 бабочек, сели на цветы. На каждый цветок село по две бабочки. Сколько было цветов?”. Ребята решить задачу не могут, тогда вы:

1. Повторно читаете задачу.

2. Упрощаете задачу.

3. Просите ребят при помощи знаков и символов нарисовать условие задачи.

3 ситуация При подготовке детей к школе часто задают вопросы: " Где лучше кататься на велосипеде: по асфальту или по траве? Как узнать, куда дует ветер? и др. ” Какое свойство мышления формируют у детей такие вопросы:

1. Сравнение.

2. Сопоставление.

3. Гибкость.

4 ситуация. На занятии многие ребята выкрикивают, не поднимая руку:

1. Поощряете вступление с вами в диалог.

3. Делаете паузу, чтобы предпринять дальнейшие действия

5 ситуация : Вы подготовились к занятию, обогатив его играми-головоломками со счетными палочками, но в начале деятельности обнаружили, что палочек на всех детей не хватает:

1. Проведете другое занятие.

2. Предложите ребятам вместо палочек спички.

3. Проведете тоже занятие, но без головоломок со счётными палочками

6 ситуация . Ребенок из вашей группы заявил, что не хочет идти в школу. Как вы отнесётесь:

1. Надо идти в школу. Все дети в 7 лет идут в школу.

2. Расспросить его о причине нежелания, объяснить, что он не прав.

3. Ответить: “Ну, нет, так нет!” Не торопить, понаблюдать за ним. В последующих беседах рассказывать о положительной стороне учёбы в школе

Игровое упражнение «Сказки о себе»

Предложить детям поставить себя на место какой-нибудь геометрической фигуры, знакомого объекта и рассказать всем сказку о себе.

Например: Я карандаш. Я такой красивый, острый. У меня деревянная рубашка. Я умею писать, рисовать, штриховать. Бываю разного цвета. Я не люблю, когда ребята со мной плохо обращаются, ломают меня или грызут. Я дружу с бумагой и кисточкой.


Игра «Теремок»

Цель:

Закреплять понятия детей об предметахтах окружающего мира, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства, функции.

Учить использовать в речи краткое описание свойств предметов, выделять в них самое главное качество.

Ход: Воспитатель показывает детям «Теремок», к которому подходят герои (предметы, животные) и просятся жить.

Каждый из вновь пришедших «героев» - предметов спрашивает, кто живет в теремке, и «житель» - предмет должен ему ответить, перечисляя, кто он, какой, что умеет делать. В свою очередь, пришедший «предмет» называет себя и тоже описывает свои свойства и функции. «Житель» теремка приглашает вновь пришедшего к себе жить.


Образная пластика в парах

Для развития творческого воображения хорошо подходит образная пластика.

Ведущая раздает воспитателям карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках.

Нужно прочесть, что написано на карточке и не показывать надпись другим. Потом карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми средствами, движением тела, мимикой, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки животного.

Когда воспитатели найдут свою пару, нужно остаться рядом, но продолжать молчать, не переговариваться. Потом проверить, что получиться.

Это упражнение способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников быть внимательными к действиям других, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.



«Художественное слово в работе с детьми» Задание педагогам: по цепочке, передавая друг другу мяч, прочитать на память стихотворение, потешку, пословицу, рассказать, в каких ситуациях и режимных моментах они их используют.

«Каждый воспитатель – артист" Слово - это тонкий инструмент, которым педагог должен владеть в совершенстве. Также воспитатель должен уметь выражать свои эмоции через интонации в речи. Задание для воспитателей:

а) произнести фразу «Подойди ко мне» – тихо, громко, требовательно.

б) произнести слово «Молодец» – тихо, громко, нежно, удовлетворительно, иронично, восторженно, влюбленно.

Программа "Развитие+" предполагает использование в качестве средств познания символы, планы и модели. Для того, чтобы облегчить детям пересказ, заучивание, можно использовать модели, символы и мнемотаблицы. Предлагаю вашему вниманию по слайдам узнать сказку, потешку и загадку. (Презентация. Последние 3 слайда)

А теперь последнее задание: с помощью символов, наглядных моделей, мнемотаблиц составить для своих коллег сказку, загадку, стихотворение.




Рефлексия участников. Продолжите предложение- Сегодня на семинаре я.

Литература:

1. Баршай, В. М. Активные игры для детей: Учебное пособие/ В. М. Баршай. - Ростов–на–Дону «Феникс», 2001.

2. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.

3. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.

4. Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие / И. В.

Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.

5. Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.

6. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - Ростов–на–Дону «Феникс», 2008.

7. Практические семинары и тренинги для педагогов. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие. Практическое пособие для педагогов-психологов. / Авт. – сост. Е. В. Шитова: Волгоград: Учитель, 2009.


Подготовила:

воспитатель 1 квалификационной категории

Ханина Ирина Николаевна

Мотивация как форма работы с детьми при организации

непосредственно образовательной деятельности.
Одним из залогов успешного занятия является мотивация. А мотивацияспособствует актизизации детей в образовательной деятельности. Американский врач физиотерапевт Гленн Доман, работая много лет с дошкольниками в результате наблюдений заметил, что «продуктом успеха является высокая мотивация, а низкая мотивация – это продукт неудачи. Успех создаёт мотивацию, а неуспех уничтожает её. Любовь и уважение – вот что приводит к успеху. Неудача ведёт к разочарованию, разочарование – к недостатку мотивации, а недостаток мотивации – к отказу ещё раз сделать попытку. Успех ведёт к победе, победа к мотивации, а она - к желанию побеждать и к новым успехам. Любовь и похвала – вот то, чего желает каждый ребёнок больше всего». Качество обучения строится на «3 китах»: 1. качество информации, 2. качество преподавания, 3. качество усвоения. Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Взрослые являются для своих детей примером для подражания
и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений.
Мотивация
– это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Исследователи выявили шесть механизмов мотивирования - это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в домашних условиях.
Вот эти 6 механизмов:
 Поощрять исследование окружающей среды  Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение  Хвалить ребёнка за совершённые достижения  Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков  По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты  Стимулировать языковое и символическое общение Выполнение всех 6 условий поможет детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет. А теперь рассмотрим т
ипы мотивации дошкольников в детском саду при

организации образовательной деятельности.
Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей (через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность). Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.
В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации
:
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке»,
ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по схеме: 1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети. 2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей. 4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь. 5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка. 6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне»
. Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Третий тип мотивации «Научи меня»
Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по схеме: 1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому. 2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам. 3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу. 4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его. Например: -Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?
Четвёртый

мотивации

«создание

предметов

своими

руками

себя»
-
Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме: 1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных. 2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет. 3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач. Например: - Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовить.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы
: - нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы) - обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом. - обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат. - действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.
Использование игровых персонажей.
На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований. Игрушки или игровые персонажи: - должны соответствовать возрасту детей;
- должны быть эстетичными, - должны быть безопасными для здоровья ребёнка, - должны иметь обучающую ценность, - должны быть реалистичными; - не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости. - Игровых персонажей не должно быть много. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.
Использование

средства

повышения

мотивации

образовательной деятельности
Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в школе, но и детском саду. Воспитанники групп имеют разный интеллектуальный уровень развития. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников в образовательной деятельности. Это проблема мотивации. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей. Во время приема детей в группу в утреннее время воспитатель тоже мотивирует детей используя, минутки вхождения в день.
Их

цель:
способствовать психическому и личностному росту ребенка, развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психический климат в группе. Минутками вхождения в день можно назвать встречи, в ходе которых особое внимание уделяется наблюдению, раздумью и любованию. Выбор темы для начала дня определяется настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей. Для соответствующего настроения желательно использовать музыку. Минутки вхождения в день проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.
Приведенные мной минутки вхождения в день направлены: - на формирование эмоциональной децентрации, под которой понимается способность к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей; - снятие тревоги в период адаптации ребенка к детскому саду; - развитие осознанного, ответственного отношения к режимным моментам; - развитие самостоятельности и сотрудничества; - повышение саморегуляции и самоконтроля; - повышение общего эмоционального фона и улучшение психологического климата в группе.
Цели:
 Способствовать психическому и личностному росту ребенка;  Помогать детям адаптироваться к условиям детского сада;  Развивать навыки социального поведения;  Способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;  Устанавливают положительные взаимоотношения между детьми.
«Здравствуй»
Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу: Здравствуй, Небо! Здравствуй, Солнце! Здравствуй, Земля! Здравствуй, планета Земля! Здравствуй наша большая семья! Руки поднять вверх Руками над головой описать большой круг Плавно опустить руки на ковер Описать большой круг над головой Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх
«Друг»
Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой
«Колокольчик»
Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например: – Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон! – Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон! И так далее, пока колокольчик не обойдет весь руг.
«Доброе утро»
Доброе утро, глазки! Вы проснулись? Доброе утро, ушки! Вы проснулись? Доброе утро, ручки! Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга. Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона). Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.
Вы проснулись? Доброе утро, ножки! Вы проснулись? Доброе утро, дети! Мы проснулись! ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру. Поднять руки вверх!
Ритуалы начала образовательной деятельности
Начало образовательной деятельности должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали образовательную деятельность от других занятий. Ритуал можно менять, но не слишком часто. Предлагаю вам несколько вариантов начала образовательной деятельности, вы можете использовать и другие. Начало образовательной деятельности будет своеобразным ритуалом. Это может быть маленькое четверостишие о дружбе, любви. Дети могут взять друг друга за руки и улыбнуться, пожелать друг другу что-то приятное и т.п.
Волшебный клубочек
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передает клубок следующему ребенку, пока очередь не дойдет до воспитателя.
Доброе животное
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.
Дружба начинается с улыбки
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
Комплименты
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное». Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей. Образовательной деятельности.

Ритуал конца образовательной деятельности (Звонит колокольчик)
- Колокольчик звонит Он ребятам говорит: "Поскорее собирайтесь, в путь - дорогу отправляйтесь!" (дети встают друг за другом - они вагончики) - Дети, нам пора прощаться с петушком (по теме недели) и его семьёй помашем всем до свидания! - Загудел паровоз, И вагончики повез; Чох-чох, чу-чу, Я домой вас укачу. Паровозик увозит детей!