Специфика работы инновационного менеджера.

"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2012, N 2

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТИПОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ

Формирование инновационной модели экономики в России требует развития системы управления инновационной деятельностью, повышения ее эффективности. Квалифицированно подготовленные управленческие кадры для инновационной среды, понимающие свою роль и задачи, являются одним из необходимых условий успешной реализации данной модели. В статье рассматривается специфика деятельности инновационных менеджеров, а также авторами предложена типология инновационных менеджеров, разработанная с учетом запросов инновационных компаний.

Роль инновационных менеджеров в организации

В настоящее время инновационному бизнесу в России уделяется особое внимание. Руководство страны говорит о необходимости развития инновационной, высокотехнологичной составляющей экономики, интенсивно разрабатываются программы содействия высокотехнологичным проектам. Для того чтобы инновационный бизнес развивался успешно, помимо квалифицированных технических специалистов, необходимы управленцы. В данной статье мы рассматриваем специфику деятельности менеджеров по инновациям и их типологию.

Прежде всего следует определиться, что мы подразумеваем, говоря "инновационный менеджер". Следует выяснить, одинаковыми ли компетенциями и навыками они обладают, или инновационный менеджер инновационному менеджеру рознь?

Словарь управления персоналом. Инновационный менеджер - это человек, способный реализовать новую идею, инициировать практическое осуществление и превратить ее в жизнеспособный рентабельный продукт.

Инновационный менеджер - это человек, способный реализовать новую идею, инициировать практическое осуществление и превратить ее в жизнеспособный рентабельный продукт. От профессионализма и мастерства таких людей во многом зависит успех большинства инновационных проектов. В зависимости от рода деятельности организации задачи подобного специалиста могут быть самыми разными: от разработки продуктов на основе новых технологий (прорывные инновации) до создания потребительских товаров, обладающих уникальными свойствами (модернизация продукта).

Процесс инновационного развития на разных предприятиях осуществляется по-разному, но можно отметить общие принципы. Главным звеном инновационной деятельности крупных предприятий являются исследовательские подразделения, которые заняты поиском кардинальных стратегических решений, а также разработкой изделий, программ, технологий и т. п. Руководители этих подразделений должны отвечать за порученное задание, должны уметь работать по отлаженному алгоритму и управлять коллективом по четким инструкциям и положениям.

Рост конкуренции, сокращение жизненного цикла продукции заставляют организации превращать новаторство из случайных озарений в повседневную практику. Трудности создания нового в сочетании с растущей сложностью техники и технологий предопределили бригадный метод работы. Человек, действующий в одиночку, даже будучи работником функционального подразделения не в состоянии быть одновременно разработчиком и исследователем рыночной конъюнктуры, решать, что считать удачным продуктом, как, когда и для кого его выпускать. Для решения этих задач на предприятиях могут быть созданы временные творческие коллективы или рисковые подразделения. На успех может рассчитывать лишь новаторский коллектив, который имеет знания и навыки в смежных областях. Такой коллектив (группу проекта) возглавляет специалист-инициатор перспективных разработок. Он подбирает коллектив разработчиков и исследователей по собственному усмотрению и получает полную самостоятельность в выборе направления исследований, организации работы и расходования ресурсов. Такой подход позволяет предотвратить уход ведущих, талантливых работников и привлечь на работу специалистов из других фирм.

В соответствии с вышеизложенным инновационных менеджеров по направлению деятельности следует разделить на 2 большие группы:

1) руководитель инновационной деятельностью (руководитель функционального подразделения);

2) руководитель инновационных проектов.

В табл. 1 представлены основные функциональные обязанности и требования к уровню образования этих групп.

Функциональные обязанности инновационных менеджеров

Руководитель
инновационной деятельностью

Руководитель
инновационных проектов

Образование

Предпочтительно первое
техническое (или
естественно-научное)
образование и второе - в
сфере управления инновациями

Необязательно техническое
образование, но необходимо
специализированное в области
инновационного менеджмента,
например магистр
инновационного менеджмента.
Это можно объяснить тем, что
техническое образование не
способствует формированию
внутреннего чутья
коммерческого потенциала
проекта, велика опасность
увлечься научным прорывом,
нежели коммерческим

Функциональные
обязанности

Изучение рынка, выявление
потребностей в новых
материалах, продуктах,
услугах, технологиях и т. п.
- Генерация, поиск и
предварительная оценка идей.
- Рассмотрение проектов по
созданию новых продуктов.
- Мониторинг и своевременное
усовершенствование
технологических процессов.
- Правовая защита
изобретений и новых
технологий.
- Проведение единой
инновационной политики.
- Разработка планов и
программ инновационной
деятельности.
- Обеспечение инновационного
процесса персоналом,
финансовыми (в т. ч.
венчурными) и другими
ресурсами

Анализ потенциала проекта.
- Составление программы
коммерциализации идеи.
- Разработка стратегии.
- Расчет потенциальной
емкости рынка.
- Разработка концепции
проекта, маркетинговой
стратегии и анализа бизнеса.
- Сокращение проектных
рисков.
- Составление бизнес-плана.
- Правовая защита
инновационного проекта

Компетенции

Компетенции,
обеспечивающие
технологическое развитие
компании.
- Компетенции для создания
эффективных бизнес -
коммуникаций.
- Компетенции, необходимые
для организации эффективного
инновационного поцесса
внутри компании.
- Компетенции для создания
новых продуктов, технологий
и проектов на их основе

Компетенции, обеспечивающие
эффективное управление
растущим бизнесом.
- Компетенции для
выстраивания партнерских
связей (в т. ч. инвесторов).
- Компетенции, необходимые
для подбора и построения
эффективной команды проекта

Требования к личностным качествам инновационных менеджеров

Опыт российских и зарубежных предприятий показывает, что успешное превращение научно-технических разработок в инновационный продукт способны обеспечить лишь профессионально подготовленные менеджеры. Особенность инновационной деятельности заключается в изменчивости требований к стилю руководителя. По мере взросления фирмы требования к руководителю меняются, поэтому должен меняться и стиль руководства, чтобы соответствовать новым требованиям. Это значит, что для проведения организационных изменений, связанных с инновационной деятельностью, в первую очередь к переменам и обучению, должны быть готовы руководители. Их личный пример готовности к переменам позволит снизить сопротивление переменам со стороны сотрудников.

Отличительной характеристикой инновационных менеджеров является адаптивность к переменам, под которой понимается способность принимать, а не только генерировать изменения; меняться самому, а не только желать изменить окружающую действительность. "Адаптивная" особенность личности инновационного менеджера является его ключевым отличием от менеджера, предпринимателя.

Ассоциацией менеджеров России были определены основные требования к личностным качествам инновационного менеджера (рис. 1).

Требования к личностным характеристикам

инновационного менеджера

├────────────────────────────────────┐

Креативность, изобретательность, │ │ 84%

отсутствие стереотипов ├────────────────────────────────────┘

├─────────────────────────────┐

Организованность │ │ 66%

├─────────────────────────────┘

Красноречие, умение убеждать ├──────────────────┐

и доказывать свою точку зрения │ │ 37%

├──────────────────┘

├─────────────────┐

Эрудированность │ │ 32%

├─────────────────┘

├─────────────────┐

Независимость │ │ 32%

├─────────────────┘

├───────────┐

Харизма │ │ 25%

├───────────┘

Другое │ │6%

Из рисунка видно, что личностные качества инновационного менеджера пересекаются с необходимыми качествами предпринимателя. Ниже представлены наиболее значимые, на наш взгляд, качества инновационного менеджера, которые заимствованы от предпринимателя:

Жажда достижений (желание победы в конкурентной борьбе).

Желание доминирования. Хотят доминировать в любой ситуации, иметь все под своим контролем и направлять других.

Уверенность в себе и своих возможностях.

Терпимость к двусмысленности.

Рисковость (аналитические способности, проявляющиеся в анализе степени риска и принятие "разумного риска").

Находчивость (способность действовать нестандартно).

Настойчивость (последовательность) и желание опередить свое время, что проявляется в попытках втиснуть столько дел в каждый час своего рабочего дня, сколько возможно.

Энергичность (способность на работу высокой степени интенсивности).

Способность управлять командой - умение руководить, находить общий язык с людьми и распределять роли в коллективе.

При подготовке и отборе инновационных менеджеров этим характеристикам необходимо уделять наибольшее

Поскольку инновационная деятельность подразумевает работу в области новых технологий и продуктов, необходимо разбираться в вопросах управления правами на интеллектуальную собственность, а также защиты указанных прав, знать особенности российского и зарубежного законодательства в этой сфере. Большим плюсом для соискателей является опыт организации и проведения научных исследований, умение моделировать различные процессы и управлять ими, владение английским языком, основами финансового планирования и бухгалтерского учета. В учебных планах вузов и организаций, занимающихся повышением квалификации, акцент должен быть сделан именно на эти компетенции будущих или существующих руководителей.

Сфера деятельности инновационных менеджеров

Венчурные фонды, ассоциации бизнес-ангелов;

Бизнес-инкубаторы, технопарки;

Крупные корпорации, имеющие отделы развития, а также исследовательские отделы, отделы НИОКР;

Предприятия, заинтересованные во внедрении инноваций в разных сферах (создание новой продукции, новые технологии, новые услуги, новые системы продаж, новые способы управления и т. д.), в том числе малые инновационные предприятия;

Отделы развития инноваций в профильных региональных министерствах инновационно-ориентированных регионов;

Консалтинговые агентства, сопровождающие инновационную деятельность;

НИИ, коммерциализирующие собственные разработки;

Учреждения профессионального образования, осуществляющие подготовку инновационных менеджеров.

Типология инновационных менеджеров

С учетом выделенных заказчиков, личностных характеристик и групп инновационных менеджеров можно выделить несколько типов инновационных менеджеров.

Для эффективного управления в государственных структурах или организациях, оказывающих поддержку инновационным проектам, следует отдавать предпочтение руководителям, относящимся по типологии к исполнителям. Они способны отвечать за порученное задание, успешно работать по отлаженному алгоритму, плохо переносят ситуацию неопределенности, способны управлять коллективом по четким инструкциям и положениям.

В инновационных организациях следует использовать руководителей, принадлежащих к различным типам по профессиональным и личным характеристикам. Тип менеджера "исполнителя" может быть эффективным в низшем звене управления в подразделениях, отвечающих за инновационное развитие крупной организации. Он обладает необходимыми знаниями в области инновационного бизнеса.

Тип менеджера "вожатый" будет эффективным в среднем звене управления. У него хорошо развиты способности к руководству, он прислушивается к мнению коллектива, успешно работает в стабильно развивающейся организации, но испытывает сложности при запуске нового проекта. Он старается быть первым среди равных, способен управлять группой единомышленников, обладает наибольшими знаниями в группе.

Тип менеджера "венчурный менеджер" эффективен при управлении проектом на стадиях "посев", "старт-ап" и "ранний рост". Он умеет подбирать людей в команду и организовать их деятельность, успешно устанавливает новые контакты. Вместе с тем он испытывает затруднения при доведении работы до конца, быстро теряет интерес к деятельности, если она носит рутинный характер.

Для работы в венчурных фондах и ассоциациях бизнес-ангелов, в роли брокера при поиске источников инвестирования и объектов для инвестирования эффективен тип менеджера "венчурный агент". Он самостоятельно принимает решения, успешно действует в ситуации неопределенности, знает специфику инновационной среды, обладает компетенциями, необходимыми для ведения экспертной деятельности в этой сфере. Выступает связующим звеном между инноватором и инвестором. Предпочитает индивидуальный стиль работы.

Менеджер, имеющий за плечами один или несколько успешных инновационных проектов, востребован на рынке труда. Специалист по инновационным проектам в дальнейшем может претендовать на позицию директора по качеству, исполнительного директора, директора по развитию, директора отдельного направления, директора по разработкам и т. п.

Подготовка и стимулирование инновационных менеджеров

Учет приведенных выше типологий инновационных руководителей позволяет грамотно сформировать программу подготовки соответствующих руководителей, эффективно проводить анализ личных и профессиональных характеристик претендентов на роль руководителя и отбирать претендентов, наиболее подготовленных для работы.

Следует рассмотреть некоторые аспекты стимулирования деятельности инновационных менеджеров. В случае малых инновационных предприятий наиболее остро встает вопрос не только привлечения, но и стимулирования деятельности инновационного менеджера. Отсутствие достаточных средств на начальных этапах развития бизнеса во многом тормозит данный процесс. Одним из вариантов стимулирования деятельности инновационных менеджеров могут быть опционные программы. Согласно действующему трудовому законодательству Российской Федерации оплата труда работников включает в себя три составляющие:

Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

Компенсационные выплаты;

Стимулирующие выплаты.

Стимулирующие выплаты могут быть самыми разнообразными, в том числе трудовой договор с инновационным менеджером может предусматривать право инновационного менеджера на получение части акций общества в случае достижения определенных экономических показателей (опционные программы). Данный метод вознаграждения устанавливает зависимость между будущим доходом инновационного менеджера и одним из важнейших показателей или группой показателей успеха компании, например курсом акций общества. Опционные программы позволяют связывать и взаимообусловливать интересы собственника и наемного работника, предоставляя последнему возможность в будущем стать сособственником компании. Однако необходимо иметь в виду, что опционные программы, допустимые на начальном этапе развития инновационной компании, в дальнейшем могут стать основой для размывания структуры капитала общества и возможной манипуляции с финансовой отчетностью .

В заключение хотелось бы уделить внимание формам и методам подготовки инновационных менеджеров. Выделим основные принципы, на которых должны строиться образовательные программы для инновационных менеджеров:

Принцип междисциплинарности. Группы должны быть сформированы таким образом, чтобы в них входили слушатели экономических и естественно-научных специальностей. Это способствует формированию компетенций, связанных с работой в кросс-функциональных командах, с которыми приходится работать инновационным менеджерам.

Практико-ориентированный подход к организации обучения. Образовательная программа выстраивается таким образом, чтобы максимально развивать у слушателей практические навыки оценки рыночных и технологических перспектив, навыки подготовки бизнес-планов и разработки конечного продукта, навыки ведения будущего бизнеса и т. д. Формы внедрения данного принципа различны: организация "виртуальных компаний", работа в реальных инновационных проектах, создание учебных предприятий и т. п.

Создание инфраструктуры обучения. Для реализации практико-ориентированного обучения необходима включенность слушателей на этапе обучения в сообщество предпринимателей на региональном уровне, поэтому многие университеты тесно сотрудничают с существующими в регионе инновационными предприятиями, бизнес-инкубаторами или создают собственные Центры предпринимательства.

Библиографический список

1. Ассоциация менеджеров. Национальный доклад "Организационно-управленческие инновации: развитие экономики основанной на знаниях" [Электронный ресурс]. URL: amr. ru/research/report.

2. Новикова О. Инновационные менеджеры: постановка проблемы [Электронный ресурс]. URL: allventure. ru/ articles/23/#replies_page1.

3. Фияксель Э. А. Теория, методы и практика венчурного бизнеса. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. 215 с.

4. Шубнякова Н. Г. Типология инновационных менеджеров. Шумпетеровские чтения Schumpeterian Reading (SR). Тематический сборник, 2011. С. 317 - 321.

Н. Шубнякова

кафедры венчурного менеджмента

НИУ ВШЭ - Нижний Новгород,

В. Рождественский

кафедры менеджмента

НГТУ им. Р. Е.Алексеева

T&P поговорили с Балвиндером Поваром, директором компании, которая строит суборбитальную платформу для космического туризма, о компетенциях и задачах инновационного менеджера, команде будущего и переменах как главном ориентире в работе.

- Как устроена BOOSTER Space Industries и над чем вы сейчас работаете?

BOOSTER - это консорциум, состоящий из крупных, преимущественно европейских, инновационных аэрокосмических корпораций. Мы работаем над созданием суборбитальной платформы, цель которой - дать людям возможность бывать на первом уровне космического пространства , который находится в ста километрах от Земли, а также проводить там различного рода эксперименты. То есть в целом мы хотим сделать работу в космосе эффективной, а полет - доступным. Мы считаем, что если пересмотреть финансовую сторону вопроса и дать в этом смысле людям больше возможностей, то тема космоса вернется в публичное пространство. Это, в свою очередь, поможет снять барьеры, препятствующие инновациям, и поспособствует появлению новых идей для бизнеса. Такими барьерами можно назвать нехватку ресурсов или отсутствие видения перспектив и мотивации. Мы же должны создавать условия, в которых инновации смогут расцветать.

В AERDRON мы занимаемся разработкой способов применения дронов (UAVs) в различных промышленных целях. Сейчас происходит стремительное развитие рынков с не такой высокой степенью регулирования, поэтому для них очень актуально использование дронов. Наша цель - генерировать рабочие решения, которые, в свою очередь, создадут новые возможности и улучшат качество нашей жизни. Поскольку мы, люди, постепенно оказываемся все больше связанными друг с другом, а инновации становятся все более демократичными, теперь даже маленькие команды могут внести довольно весомый вклад в состояние общества. Особенно благодаря тому, что им свойственно быть гибкими и мыслить открыто.

- В чем, на ваш взгляд, состоит основа этой профессии - менеджер по инновациям? Какова его главная задача?

Менеджер по инновациям курирует созданные им инновационные решения и активно внедряет новаторский подход к задачам организации, в которой он работает. Его роль - способствовать появлению чего-то нового, а глобальная цель - создать некую культуру инноваций. Такая культура - это конкурентное преимущество организации, причем создавать ее лучше в самом сердце компании, а не только заимствуя что-то извне. Такая должностная обязанность очень стимулирует, но в то же время испытывает человека на прочность. Вот почему руководство компаний должно оказывать всю необходимую поддержку сотрудникам, которые занимаются в их организациях инновациями. Роль инноватора часто трактуется и оценивается неверно, но такой специалист может быть действительно полезным для компании, ее работников и партнеров.

Если говорить о компетенциях, личных и профессиональных, какой это человек? Что отличает ваших коллег-инноваторов от других людей?

Ключевые навыки инновационного менеджера - это, во-первых, soft skills. Во-вторых, это способность мыслить практично и прагматично, ведь создаваемые перемены должны быть реальными и иметь позитивный исход. Этот человек по определению не боится перемен и является их проводником. Он одновременно должен быть и мыслителем, и делателем (мейкером). Конечно, очень важно, чтобы этому человеку можно было доверять.

«Наша задача - сделать космос частной индустрией, которая будет приносить ROI и разнообразит нашу жизнь космическими путешествиями»

Мы способны меняться, а значит, мы глубже понимаем природу перемен, что, в свою очередь, говорит о том, что мы можем эти перемены реализовывать и решать возникающие по ходу проблемы. Инновации, внедренные профессионально, имеют видимый и положительный результат, и если человек начинает с себя, то он более восприимчив и лучше доносит смысл своих идей и концепций. Как говорил Ганди, «если желаешь, чтобы мир изменился, сам стань этим изменением». Инноваторам нужно брать ответственность на себя, быть смелыми, преодолевать страхи и действовать. Мы, инновационные менеджеры, создаем условия, в которых наши коллеги и компании в целом реализуют свой потенциал.

Ваша профессия - социально ответственная, не так ли? Каково это - заниматься космическим туризмом, то есть тем, о чем человечество мечтает давно и что будет доступно далеко не всем? Как вы отвечаете себе на вопрос «зачем я это делаю?»

Профессия может быть социально ответственной, если вы сами этого хотите и если вы опираетесь на свои ценности. Работа в космической индустрии - это большая честь и удовольствие. Я окружен прекрасными талантливыми людьми, которые мечтают о многом и рвутся эти мечты осуществить. Наша задача - сделать космос частной индустрией, которая будет приносить ROI и разнообразит нашу жизнь космическими путешествиями.

Я всегда был любознательным, всегда пытался узнавать и исследовать себя и мир вокруг. Мне каждый день нужно ставить себе разнообразные и интересные задачи. Мой обычный ответ на вопросы, которые встречаются по жизни, - «почему бы и нет?». Поэтому моя биография полна удивительных случаев и сюрпризов - как взлетов, так и падений. Я получаю удовольствие от возможности что-то изменить и позитивно повлиять на жизнь людей.

- Какую роль в инновациях играет сотрудничество? Что такое команда будущего?

Понимание того, как строить коммуникацию, зависит от конкретных нужд и задач, но общение - это всегда шанс на синергию и партнерство: вместе мы сильнее, чем по отдельности. То, как мы общаемся, мотивируем, влияем, убеждаем друг друга, - это очень важно. Мы должны задумываться об этих несложных вещах, которые иногда требуют другого отношения к себе.

По статистике, инновационные менеджеры в российских компаниях зачастую имеют техническое образование, в то время как установленный для них KPI включает рыночные и экономические показатели. По мнению 53% опрошенных, главная трудность - дефицит компетенций для разработки и внедрения инноваций, который тормозит успешное развитие новых технологий в компаниях.

Командой будущего я вижу группу профессионалов, которые обладают разными талантами, но специализируются в конкретных областях. Они работают на общее дело, но по своему выбору могут применять свои навыки и опыт в других интересных проектах.

- Верно ли, что такие специалисты становятся более востребованными?

Лично меня очень интересует то, что инновации - всеохватывающие, то, как они могут принимать самые разные формы, например - партнерство между государством и частным сектором. Даже универсалам, людям обширных знаний, которые уже знают, как формировать команды, инновации бросают вызовы в виде новых методик и стремления к более весомым результатам. Инновации могут касаться даже элементарных вещей. Подумайте о конфете, которая стала леденцом на палочке. «Чупа-Чупс» - истинно прорывное изобретение испанцев.

Инновации создают процветание. Мы все потенциальные инноваторы, и все больше и больше это касается не только предпринимателей, а тех, кого можно назвать интрапренерами (intrapreneur) - наемных сотрудников, которые выполняют эту роль внутри компаний, то есть подходят к решению задач с предпринимательской точки зрения. В этом смысле в скором времени инноваторов будет гораздо больше.

Просто получить MBA уже мало, нужно подстраивать программу под себя, свои цели и сильные и слабые стороны. IMBA состоит из трех ступеней: core MBA, бизнес-лаборатории и самостоятельно выбранных студентом активностей (курсов, стажировок, учебы по обмену в другой стране и т.п.). IE International MBA работает как теплица: студента окружают условиями для быстрого развития его способностей. 40% учебной программы каждого учащегося составляется с учетом его персональных и профессиональных целей. Большое внимание преподаватели, эксперты в своих областях, уделяют формированию предпринимательского подхода к задачам и генерации нестандартных решений.


Инновационный менеджер - это скорее призвание, чем профессия. Для этой профессии необходим соответствующий склад характера, способность браться за нечто новое, кажущееся другим невозможным превращать новую идею в известный бренд, не боясь потерпеть неудачу.
Инновационный менеджер - это человек, способный реализовать новую идею, инициировать практическое осуществление и в конечном итоге превратить ее в жизнеспособный рентабельный продукт. От профессиона
лизма и мастерства таких людей во многом зависит успех большинства инновационных проектов. В зависимости от рода деятельности компании задачи подобного специалиста могут быть самыми разными: разработка продуктов на основе высоких технологий, создания потребительских товаров, обладающих уникальными свойствами, и т. д.
Можно условно разделить современных специалистов - инновационных менеджеров на две группы: «профессионалы» и «любители». «Профессионалы» - это менеджеры, которые получают профильное образование (управленческое, финансовое, экономическое) и иногда в полной мере не разбираются в предметной области инновационного проекта.
«Любители» - специалисты, пришедшие из науки и пытающиеся «продвинуть» свою разработку на рынок. Это могут быть ученые, занимающиеся исследованием и созданием новых продуктов (технологий, лекарственных препаратов, программных систем и т.п.). Инновационными менеджерами - «любителями» становятся и те выпускники технических вузов, которым интереснее заниматься не собственно разработкой инноваций, а продвижением того, что уже создано их коллегами. Особенно часто инновационными менеджерами становятся специалисты из технологического или инжинирингового отделов западных компаний, занимавшиеся инвестиционными проектами и разработкой новых продуктов. В чистом виде оба пути ущербны: необходимо либо тесное сотрудничество «профессионалов» и «любителей» в рамках одного проекта, либо приобретение специалистами дополнительных знаний и недостающих навыков.
Перечислим основные обязанности инновационного менеджера: изучение рынка, выявление потребностей в новых материалах, продуктах, услугах, технологиях и т.п.; расчет потенциальной емкости рынка; генерация, поиск и предварительная оценка идей; мониторинг и своевременное усовершенствование технологических процессов; правовая защита инновационного проекта; разработка концепции проекта, маркетинговой стратегии и анализ бизнеса; поиск оборудования для производства материалов, ведение переговоров с поставщиками, заключение контрактов на поставку;
работа с предприятием-изготовителем по выработке технологии производства новой продукции.
Управление инновациями - искусство, сочетающее в себе знание предметной области, в которой реализуются проекты, навыки руководства высокорискованными предприятиями, а также умение собрать команду и сплотить ее вокруг общей идеи.
Главные качества инновационного менеджера - обширный кругозор и восприимчивость. Он должен обладать компетентностью в широком круге вопросов, навыками работы на различных должностях, уметь быстро усваивать новые знания и полезный опыт.
Инновационная деятельность подразумевает работу в области новых технологий и продуктов, следовательно, инновационному менеджеру необходимо разбираться в вопросах управления правами на интеллектуальную собственность, а также защиты этих прав, знать особенности российского и зарубежного законодательства в этой сфере. Большим плюсом для соискателей является опыт организации и проведения научных исследований, умение моделировать различные процессы и управлять ими, владение английским языком, основами финансового планирования и бухгалтерского учета.
Положительные и отрицательные стороны этой профессии обусловлены особенностями, связанными с реализацией нового проекта. С одной стороны, у человека есть возможность серьезно вырасти вместе с проектом и компанией, с другой - всегда существует риск, что инновация окажется неудачной. Инновационному менеджеру полезно заранее сформулировать признаки (события, условия, риски), при появлении которых будет более целесообразно закрыть проект.
Безусловным плюсом профессии является то, что в процессе работы инновационный менеджер становится экспертом в одной или нескольких областях, начинает отличать проекты, имеющие хорошие перспективы реализации, от бесперспективных. К достоинствам профессии можно отнести и тот факт, что инновациями в России занимаются в первую очередь крупные и успешные компании, способные предложить профессионалам не только достойную компенсацию, но и большие возможности для творчества.
К минусам профессии инновационного менеджера можно отнести негарантированную занятость. В России до сих пор невелико число компаний, имеющих Яamp;Б-центры (в основном это крупные западные

корпорации, ориентирующиеся на создание и производство локальных продуктов и торговых марок), поэтому круг вакансий для подобных специалистов весьма органичен. В ситуации уменьшения расходов программ по инновациям люди, которые ими занимаются, становятся первыми кандидатами на сокращение. Кроме того, из-за постоянного напряжения, необходимости каждый раз «выдавать на-гора» что-то новое, существует высокий риск профессионального «выгорания».
Зарплата начинающего специалиста - менеджера по инновациям - примерно 1500-2000 долл. Предпочтение отдается выпускникам с техническим, биологическим или химическим образованием. В лидирующих компаниях, занимающихся контрактными научными исследованиями или разработкой коммерческих продуктов, например в ведущих биотехнологических компаниях, уровень дохода менеджера составляет 2000-2500 долл. Зарплата инновационного менеджера с опытом работы от 2-3 лет - 2000-5000 долл. Иногда компании предлагают успешным специалистам и значительно больший размер вознаграждения.
Менеджер, имеющий за плечами один или несколько успешных инновационных проектов, чрезвычайно востребован на рынке труда. Особенно если учесть, что в нашей стране только сейчас начали уделять внимание подготовке специалистов в этой области, и еще неизвестно, каким будет качество образования неопытных профессиональных инновационных менеджеров.
Специалист по инновационным проектам в дальнейшем может претендовать на позицию директора по качеству, исполнительного директора, директора отдельного направления или директора по разработкам. В целом, профессиональные перспективы инновационного менеджера во многом зависят от того, какие средства компания будет готова инвестировать в разработки.

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖЕР - ПРОФЕССИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Системные преобразования на основе радикальных инноваций становятся в наши дни условием развития для любой компании. Организации вынуждены работать гибко, создавая новые системы отношений как с партнерами по бизнесу, так и со своими сотрудниками, вырабатывать адекватные происходящим изменениям стратегии инновационного развития кадрового потенциала, пересматривая приоритеты в инновационном развитии организации в целом. Произошедшие изменения в экономике страны стимулируют спрос на менеджеров по внедрению и управлению инновационной деятельностью.

Сегодня о роли инновационных менеджеров в жизни общества в целом, и в организации в частности, мы беседуем с директором консалтингового агентства «КАМА-Центр», консультантом по управлению персоналом Комаровой Натальей Владимировной:

Наталья Владимировна, кто формирует спрос на инновационных менеджеров, и какие требования предъявляются к данным специалистам?

Потребность в таких специалистах в настоящий момент формируется как крупными промышленными предприятиями, так и малыми предприятиями, работающими в сфере научно-технологического бизнеса. К сожалению, многие из руководителей пока еще не видят возможности применения таких специалистов и не осознают, насколько полезны они будут для предприятий. Если обобщить все данные, то инновационный менеджер обязательно должен иметь высшее образование, определенный багаж базовых способностей управленца и практический опыт, а главное - способность генерировать идеи и постоянная жажда нового. Инициативность, высокая мотивация к достижению целей и готовность работать в стрессовых ситуациях - это личностные характеристики новатора. В человеке этой профессии ценится умение защитить инновационный проект на разных уровнях.

В чем отличие изобретателя-новатора и инновационного менеджера?

Различие между изобретателем и инновационным менеджером в том, что изобретатель - это не предприниматель, главное для него - изобретение. Инновационный менеджер -предприниматель, он должен быть готов к риску и оперативности в нахождении и принятии решений, ориентироваться на рынок и потребности клиентов, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Какова роль инновационных менеджеров в настоящее время на российских предприятиях?

В западных компаниях уже 20 лет существует должность менеджера по инновациям. Компании российские не спешат вносить ее в штатное расписание — не понимают, как строится работа такого менеджера и за что ему платить зарплату. Поэтому данный функционал вкладывают в другие должности. Инновациями занимаются менеджеры, расширяющие линейку продуктов или выводящие на рынок новый бизнес.

Инновации в понимании российских предприятий - это новые продукты, новые управленческие решения или бизнес-стратегии - словом, все, что повышает конкурентоспособность компании за счет ее внутренних ресурсов. Менеджер по инновациям должен организовывать бизнес-процессы для реализации новых идей и мотивировать сотрудников на их генерацию.

Существуют ли учебные заведения, где учат на инновационного менеджера? Каким образом в настоящее время взаимодействуют образование, бизнес и власть?

У данной профессии большое будущее, это специалисты нового поколения. В Пермском государственном университете на экономическом факультете на специальности «Менеджмент» существует специализация «Инновационный менеджмент», на электротехническом факультете Пермского государственного технического университета можно получить квалификацию «Инженер-менеджер» по специальности «Управление инновациями. Кроме того, в ПГТУ создан Инновационный образовательный центр, который в 2005 году приступил к работе по подготовке специалистов. Разработанные и успешно реализуемые в Центре образовательные программы «Менеджмент инновационной деятельности», «Управление инновационными проектами», «CALS-технологии бизнес-процессов», «Инновации в управлении» являются дополняющими академическое образование формами обучения. Главная особенность этих программ - ориентация на практическую подготовку специалистов и менеджеров по управлению инновациями.

Для управленцев высшего звена действует программа MBA«Инновационный и проектный менеджмент», где учат выводить на рынок новые продукты, разрабатывать новые проекты, разбираться в финансовых аспектах рентабельности проекта, управлять интеллектуальными ресурсами.

Возможности обучающих структур в подготовке качественных специалистов по управлению научно-технологическим бизнесомна сегодняшний день не задействованы в полной мере. С точки зрения конечного результата процесс обучения должен быть ориентирован на подготовку специалистов не только обладающих определенным объемом теоретических знаний, но и говорящих на одном языке с инновационным предпринимателем.

Решение проблемы активизации инновационной деятельности во многом зависит от насыщения рынка труда специалистами, способными продвигать результаты научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции. С одной стороны, бизнес не удовлетворен уровнем подготовки выпускников вузов, но и не развивает активное сотрудничество с учебными заведениями. С другой стороны, все осознают как проблему отсутствие возможности подготовки специалистов по управлению инновациями и готовы обсуждать пути подхода к ее решению. Но, все это возможно сделать при полной согласованности участников инновационного процесса с обязательным активным участием органов власти.

Тема инноваций сейчас очень популярна. Какие мероприятия реализованы в Перми по поддержке молодых ученых и инновационных проектов? Насколько реальны инновационные идеи для коммерциализации?

Существует несколько программ по поддержке молодых новаторов, в том числе выделяются гранты на продолжение исследований и возможность коммерциализации проектов. Проходят конкурсы, конвенты, создаются благоприятные условия для развития научно-инновационной деятельности. Пермский край заинтересован в том, чтобы молодые люди имели возможности воплотить свои разработки именно в родном городе.

В Перми 3-4 марта 2010 г. состоялся I Студенческий региональный конкурс инновационных проектов по программе У.М.Н.И.К., инициированной «Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Одним из организаторов конкурса выступила Ассоциация научных и инновационных учреждений и предприятий Пермского края.В организационный комитет конкурса поступило более 100 научных инновационных работ от студентов, аспирантов, молодых ученых, исследователей в возрасте от 18 до 27 лет по пяти направлениям: Биотехнологии; Информационные технологии; Медицина и фармакология; Химия, новые материалы, химические технологии; Машиностроение, электроника, приборостроение. Большое число заявок говорит об активном интересе молодежи к научно-инновационной деятельности. Фонд выделяет каждому из 13 победителей по 200 000 рублей на поддержку научно-технической деятельности.

Возможность эффективно продавать и внедрять научно-инновационные проекты вырастет тогда, когда инвесторы - инновационные менеджеры - ученые-исследователи научатся понимать друг друга, выстроят конструктивный диалог и создадут дополнительные механизмы для управления инновационными процессами на всех этапах жизненного цикла проектов.

И в заключение хочется отметить, что инновации важны и в управлении персоналом в любой организации. Это управленческие нововведения, под которыми понимается любая целевая деятельность, процедура или метод управления кадровой работой, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые используемые в данной организации, направленные на повышение уровня и способности кадров решать задачи эффективного функционирования и развития организации в условиях конкуренции. Успех деятельности организации зависит от наличия в ней новаторов - «носителей» научно-технического и коммерческого развития организации. Но главное заключается в создании особой инновационной атмосферы в компании в соответствии с перспективными и текущими целями развития организации.

Специалист по разработке новых продуктов или увеличению цикла жизни продуктов, созданных ранее, за счет использования новых технологий.


Заработная плата

40.000–150.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Коммерческие и государственные компании, которые занимаются разработкой и продвижением товаров и услуг.

Обязанности

В зависимости от рода деятельности компании, задачи подобного специалиста могут быть самыми разными: от разработки продуктов на основе высоких технологий до создания потребительских товаров, обладающих уникальными свойствами.

Функциональные обязанности:

  • Изучение рынка, выявление потребностей в новых материалах, продуктах, услугах технологиях и т. п.
  • Расчет потенциальной емкости рынка.
  • Генерация, поиск и предварительная оценка идей.
  • Мониторинг и своевременное усовершенствование технологических процессов.
  • Правовая защита инновационного проекта.
  • Разработка концепции проекта, маркетинговой стратегии и анализа бизнеса.
  • Поиск оборудования для производства материалов, ведение переговоров с поставщиками, заключение контрактов на поставку.
  • Работа с предприятием-изготовителем по выработке технологии производства новой продукции.

Важные качества

Главные качества инновационного менеджера – обширный кругозор и восприимчивость. Он должен обладать компетенцией по достаточно широкому кругу вопросов, а также навыками работы на различных позициях, уметь быстро усваивать новые знания и полезный опыт.

Отзывы о профессии

«Инновационный менеджер – это скорее призвание, чем профессия. В первую очередь, необходим соответствующий склад характера, наличие у человека способности браться за что-то, кажущееся на первый взгляд неосуществимым, а потом превращать «бестелесную» идею в известный бренд. В первую очередь, инновационный менеджер должен быть профессионалом в той технологической области, в которой он ведет проекты. Кроме того, желательно иметь дополнительное образование в области управления. Но именно в таком порядке».

Юрий Чехович, директор компании Forecsys.

Стереотипы, юмор

К достоинствам профессии можно отнести и тот факт, что инновациями в России занимаются в первую очередь крупные и успешные компании, способные предложить профессионалам не только достойную компенсацию, но и безграничные возможности для творчества. Кроме того, потребность в таких специалистах увеличивается.

Обучение

Для работы необходимо высшее образование по специальности «Менеджмент».

Вузы Москвы:

  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;
  • Московский технологический университет (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ).

Вузы Санкт-Петербурга:

  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
  • Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС;
  • Северо-Западный институт управления.