Такси и Uber закрыли сделку по объединению сервисов. Яндекс.Такси и Uber поедут вместе

13.07.2017, ЧТ, 13:32, Мск, Текст: Игорь Королев

«Яндекс» договорился об объединении своего сервиса такси с Uber. Объединенная компания будет находится под контролем «Яндекса», в нее будет вложено $325 млн.

«Яндекс» создает совместное предприятие с Uber

Компания «Яндекс» договорился об объединении сервиса «Яндекс.Такси» с Uber. Партнерство будет работать в России, а также в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Грузии и Казахстане.

Uber вложит в объединенную компанию $225 млн, «Яндекс» - $100 млн. Контроль в новой структуре будет принадлежать «Яндексу» - у него будет 59,3%. 36,6% акций будут принадлежать Uber. Еще 4,1% будут принадлежать сотрудникам компании.

Что будет представлять из себя объединенная компания

Объединенную компанию возглавит гендиректор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян . Согласно пресс-релизу, новая компания будет использовать технологии и знания «Яндекса» в области картографического и навигационного сервисов и поисковых систем и глобальный опыт Uber как мирового лидера среди онлайн-сервисов для заказа перевозок.

Это позволит создать еще более динамично развивающийся и устойчивый бизнес, который отвечает всем потребностям пользователей и водителей, а также помогает развитию транспортной инфраструктуры городов и регионов.

В объединенном такси «Яндекса» и Uber контрольный пакет получит «Яндекс»

После закрытия сделки оба приложения для заказа поездок, и «Яндекс.Такси», и Uber, по-прежнему будут доступны пользователям. В то же время таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу. Как говорится в пресс-релизе, это позволит увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом.

Завершение сделки ожидается в IV квартале 2017 г. В рамках соглашения «Яндекс.Такси» договорился о роуминге с Uber. Теперь туристы из России смогут вызывать такси за рубежом с помощью приложения «Яндекс.Такси», а туристам из-за рубежа станут доступны машины от «Яндекс.Такси» с помощью приложения Uber. Частью партнерства станет и запущенный Uber сервис по доставке еды UberEats.

Китайский вариант

Интересно, что годом ранее, в августе 2016 г. Uber совершил в Китае, дав себя поглотить местному стартапу в области такси Didi Chuxing.

Didi Chuxing - крупнейший сервис заказа такси в Китае со штаб-квартирой в Пекине. По оценке Reuters, на рынке услуг по заказу такси в КНР доля сервиса составляет 55%. Сооснователь Uber Трэвис Каланик (Travis Kalanick) в 2016 г. оценивал долю своей компании на китайском рынке в 30-35%.

Стоимость объединенного предприятия Uber и Didi Chuxing должна была составить около $35 млрд. Инвесторы Uber China получили 20% долю в Didi. Сам бренд Uber после сделки продолжил свое присутствие на китайском рынке, а Didi Chuxing должна была вложить в развитие Uber в США $1 млрд.

Оценки рынка такси

По оценкам «ВТБ-Капитал», рынок легальных перевозок такси в России в 2016 г. составил 501 млрд руб. В то же время, по оценкам Аналитического центра при правительстве, рынок «серых» такси составил 116 млрд руб. Таким образом, доля объединенной компании по выручке в 2016 г. составила бы 5-6% от всего рынка.

Возможные причины слияния

Источник на рынке таксомоторных перевозок видит несколько причин для слияния Uber с «Яндекс.Такси». «По сути, Uber изобрел рынок «бомбил» для Евросоюза и США, однако в России он существовал годами. Кроме того, в России Uber приходится сталкиваться с различными проблемами: претензии ФАС и Роскомнадзора, требования о работе исключительно с лицензированными водителями и т.д. По этой причине Uber было непросто работать в России».

Из-за новости об объединении сервисов такси «Яндекса» и Uber акции «Яндекса» достигли исторического максимума

Кроме того, партнерам необходимо объединить усилия для продвижения в регионах. В Москве по числу поездок лидирует «Яндекс.Такси», на втором месте - Gett, на третьем - Uber. В то же время в целом по стране лидерами являются сервисы «Максим», «Везет» и Rutaxi, отмечает собеседник CNews.

У объединенной компании будет доступ к объединенному капиталу, что позволит усилить маркетинговое продвижение и предлагать различные цифровые сервисы. А вот будут ли снижены тарифы - вопрос, ведь такой шаг потребует поддержки со стороны самих водителей, добавляет собеседник издания. В «Яндексе» не стали комментировать вопрос об изменениях в тарифной политике.

Акции «Яндекса» достигли исторического максимума

Сразу после объявления о создании совместной компании с Uber акции «Яндекса» начали расти в цене.

К 14 часам по московскому времени 13 июля 2017 г. их рост составил 18%, а цена достигла $27,72 на бирже Nasdaq и 1,95 тыс. руб. на Московской бирже, что, как сообщает «Вести.Экономика», стало историческим максимумом цены акций в истории компании.

Ближе к вечеру торги акциями «Яндекса» на «Московской бирже» были переведены в особый режим из-за роста более чем на 20%. Акции Yandex N.V. на бирже Nasdaq в Нью-Йорке выросли почти на 16,5% по сравнению с предыдущим отчетным периодом и торгуются на уровне в $31,83 за бумагу. При этом рост котировок бумаг достигал 18,7%, отмечает ТАСС.

Ты уже, скорее всего, слышал(-а) новость об объединении Uber с «Яндекс.Такси» и слегка недоумеваешь: что же это значит? Разъясняем все в пяти простых вопросах и ответах. Спойлер: вообще ничего страшного.

Что произошло?

Неожиданно «Яндекс.Такси» и Uber решили объединить свои сервисы в Беларуси, России, Азербайджане, Армении, Грузии и Казахстане. Украину изменения не затрагивают - Uber остается здесь самим собой.

Uber и «Яндекс.Такси» проинвестируют в новую компанию $ 225 миллионов и $ 100 миллионов соответственно. Объединенная фирма, по оценкам перевозчиков, будет стоить $ 3,725 миллиарда. С учетом этих вложений 59,3% компании будут принадлежать «Яндексу», 36,6% - Uber, а 4,1% - сотрудникам. Возглавит компанию генеральный директор «Яндекс. Такси» Тигран Худавердян.

Зачем это все нужно?

Как объясняет генеральный директор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян, партнерство с Uber поможет быстрее расширять географию бизнеса и улучшать качество сервиса. Новая компания будет использовать, с одной стороны, технологии и знания «Яндекса» в области картографического и навигационного сервисов. С другой - глобальный опыт Uber как мирового лидера среди онлайн-сервисов для заказа такси. Оба перевозчика суммарно обеспечивают более 35 миллионов поездок в месяц, и эта цифра дальше будет только расти.

И как теперь вызвать такси?

Не волнуйся, дергаться по этому поводу тебе не придется. Оба приложения будут работать и дальше во всех странах, входящих в соглашение. Таксистов подключат к общей системе, и они будут получать заказы и из приложения «Яндекс.Такси», и от Uber. Причем это будет работать и за границей. , что прилетев в Лондон или Бангкок, ты сможешь из приложения «Яндекс.Такси» заказать себе «Uber».

А цены изменятся?

Не должны. В «Яндексе» утверждают, что никаких радикальных изменений тарифов не будет. В Uber тоже , что менять тарифы не планируют.

Как и раньше, стоимость будет формироваться автоматически и в режиме реального времени. Перевозчики напоминают, что она зависит не только от тарифа, но и от баланса между спросом и предложением в конкретный момент времени и для конкретной точки на карте. К примеру, в дождь и в субботу вечером коэффициент повышает цену. Никаких изменений здесь нет.

Объединенная компания Яндекс и Uber, вероятно, несколько снизит свои расходы на скидки в Москве, но эти средства будут перенаправлены в другие регионы на развивающиеся рынки, считает финансовый аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.

Слияние Яндекс и Uber

Яндекс и Uber договорились об объединении бизнесов по онлайн-заказу такси в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Объединенную компанию оценивают в более чем 3,5 млрд долларов, которая будет обеспечивать около 35 млн поездок в месяц. При этом оба приложения для заказа поездок по-прежнему будут доступны пользователям, но все таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу.

«Рынок такси, скорее всего, никак не отреагирует на соглашение, то есть темпы роста рынка онлайн-заказов такси сохранятся, и будут оставаться высокими. Но из-за сокращения прямой конкуренции компании смогут Яндекс и Uber несколько меньше инвестировать в свою агрессивную экспансию на новые рынки. Получается, что высокие темпы роста сохранятся при меньшем объеме инвестиций.

Сделка, конечно, очень позитивна для Яндекса, в структуре которого на услуги такси теперь приходится практически половина. Поиск больше не доминирует среди других сегментов бизнеса, по крайней мере с точки зрения оценки его стоимости. Но в соглашении есть и риски для российской компании. В объединенной компании будет применяться механизм роуминга, что в теории может или замедлить экспансию Яндекса на глобальный рынок, или вовсе ограничить такие возможности», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» аналитик компании «Открытие Брокер».

Тарифы в компании Яндекс и Uber

На новости об объединении тут же отреагировали акции «Яндекса», обновившие , показав рост более чем на 17%. В новой компании «Яндекс получит долю в 59,3%, а у Uber будут 36,6%. Возглавит компанию генеральный директор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян . Что касается цен на услуги такси, то пока идет процесс согласования с регулирующими органами, о ценах говорить рано, отметили в Uber, добавив, что о монополизации рынка речи не идет.

«Сам по себе рынок онлайн-заказов на сегодня составляет небольшую долю от рынка легального такси – около 10%. Фундаментально ничего не меняется с точки зрения рынка легального такси. Но с учетом будущих изменений в стратегии экспансии, доля рынка он-лайн заказов продолжит расти опережающими темпами, при этом компаниям не понадобится привлекать дополнительное финансирование на покрытие расходов бизнеса, который остается убыточным. Уровень убыточности пойдет на спад из-за снижения конкуренции.

Что касается тарифов, то Яндекс и Uber, вероятно, несколько снизят интенсивность предоставления скидок на устоявшихся рынках, в первую очередь в московском регионе. Эти расходы на скидки, которые были распространены из-за конкуренции между ними, будут перенаправлены в развивающиеся регионы. Грубо говоря, в Москве скидок будет меньше и тарифы подрастут, но в других регионах их количество увеличится по разным категориям, и проезд станет доступнее», - резюмирует Тимур Нигматуллин.

Выяснила, как будет все это работать и кто выиграет от слияния двух гигантов рынка.

На каких условиях объединяются

Стороны уже раскрыли финансовую часть вопроса. Uber вложит в новую компанию 225 миллионов долларов и получит 36,6 процента акций, «Яндекс» - 100 миллионов долларов за 59,3 процента акций. оценили в 3,7 миллиарда долларов, она будет действовать в шести странах и 127 городах, осуществляя 35 миллионов поездок на сумму в 7,9 миллиарда рублей. «Яндекс» также займется развитием бизнеса по доставке еды UberEATS на основе пеших маршрутов «Яндекс.Карт».

Каким был рынок до объединения

По словам источников «Ленты.ру», в 2016 году водители «Яндекс.Такси» совершали более 16 миллионов поездок в месяц, более 500 тысяч поездок в день. У второй на рынке компании Uber ежемесячно насчитывалось 4,8 миллиона поездок, или 160 тысяч в день, а у замыкающего тройку лидеров Gett - 4,3 миллиона поездок в месяц, или 143 тысячи в день.

Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»

В том же году эксперты аналитического центра при оценивали общий объем рынка легальных такси в 441 миллиард рублей, а нелегальных - в 116 миллиардов рублей. По их данным, в России постоянно работают 338 тысяч таксистов, а число выданных лицензий превышает 457 тысяч.

В Москве действует более 47 тысяч лицензий, в Подмосковье - более 105 тысяч. Это связано с тем, что сегодня лицензии в столице выдаются лишь автомобилям желтого цвета, а в Подмосковье официальный цвет такси - белый, то есть машину не надо перекрашивать или обклеивать пленкой.

Большинство автомобилей принадлежат таксопаркам, а «Яндекс.Такси», Uber и Gett выступают агрегаторами заказов, то есть более продвинутым аналогом диспетчерских. За использование своей системы они взимают с таксопарков ежемесячную комиссию и берут 15-20 процентов с каждой поездки. Сами таксопарки зарабатывают на сдаче машин в аренду, ежедневно получая с таксистов до 2 тысяч рублей.

Средняя выручка таксиста в Москве - 7,3 тысячи рублей в день, в Петербурге - 6 тысяч рублей, в городах-миллионниках - 3,5 тысячи рублей. Большинство водителей зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и официально не числятся в штате таксопарков, у которых арендуют машины.

Какие изменения ждут водителей

Uber и «Яндекс.Такси» объединят базы водителей, к тому же они будут пользоваться картами и алгоритмами распределения заказов «Яндекса». В теории таксистам станет легче ориентироваться в городе, поскольку навигатор «Яндекса» объективно лучше сервиса , использовавшегося в приложении Uber. Объединенная база (опять же в теории) увеличит количество свободных машин, что сократит время подачи и снизит стоимость поездок.

Однако сами таксисты этому не очень рады. Водитель «Яндекс.Такси» Саид рассказал «Ленте.ру», что обилие свободных машин усилит конкуренцию, но снизит загруженность водителей. А значит, число поездок уменьшится. «Это все, конечно, очень круто, но я за арендованный Ford Focus плачу 1850 рублей в сутки. А еще бензин - машина "жрет" 10 литров на 100 километров, это 370-400 рублей. Плюс комиссия рублей в 800 - формально ее платит таксопарк, а по факту я. Средний заказ у меня сейчас - 300 рублей, таких заказов делаю штук 15. Вот и считайте, сколько я заработаю», - сетует он.

Фото: Антон Белицкий / «Коммерсантъ»

С ним согласен и водитель Uber Алексей. «Без лицензии сейчас не поработаешь, плюс скоро нас совсем нагнут с цветом, в Москве все машины должны быть желтыми, а обклеить пленкой даже по знакомству стоит тысяч 30-40. Да, теперь будем драться за каждый заказ, пассажирам наверняка понравится. Но денег точно сможем меньше поднимать, и нас будут выжимать мигранты. Они готовы на спидах [амфетаминах] по 20 часов пахать, а мы нет. Хотя куда денешься, придется», - говорит он.

Алексей также отметил, что водители наверняка станут чаще подрабатывать частным извозом. «Заступаешь в ночь и стоишь на точках, где народу много. Часто удается договориться за налик. А с утра уже заступаешь на заказы от Uber. Правда, для этого тачка своя должна быть, в таксопарке быстро просекут, что ты сутками ишачишь, и не позволят в рейс постоянно выходить», - подытоживает таксист.

Понравятся ли изменения пассажирам

В теории объединение баз водителей и единая навигация от «Яндекса» увеличат скорость подачи автомобилей и позволят таксистам лучше ориентироваться в городах. «Это очень важно, потому что 80 процентов водителей - выходцы из СНГ», - объясняет источник «Ленты.ру» в одном из такси-сервисов.

С другой стороны, закончится ценовая война между «Яндекс.Такси» и Uber, которая раздражала таксистов, но очень нравилась пользователям. Обе компании постоянно демпинговали и вводили новые опции: в феврале они установили фиксированные цены, а в апреле «Яндекс.Такси» поддержал объявленное Uber снижение цен на 10-50 процентов.

Фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ»

При этом для сохранения доходов обе компании ввели так называемые зоны повышенного спроса, где в зависимости от времени дня и загруженности водителей стоимость поездки увеличивалась. Правда, это привело к тому, что в часы пик тарифы взлетали на 200 процентов, а в случае непогоды 15-минутный маршрут обходился в условные 800 рублей.

Тем не менее объединение «Яндекс.Такси» и Uber вряд ли уменьшит стоимость поездок. Наоборот, объединенная компания фактически станет монополистом на рынке, а значит, сможет не только диктовать ценовую политику, но и не брать в расчет мнение таксистов, у которых из-за возросшего числа свободных водителей не останется иного выбора, кроме как принять новые правила игры.

А значит, пассажиров и дальше будут возить в том числе и не знающие город, но работающие по 20 часов и получающие за это копейки таксисты. Только цена за их услуги, скорее всего, возрастет, ведь теперь союзу «Яндекс.Такси» и Uber можно не бояться, что их заказы подхватят водители конкурирующего сервиса.

«Яндекс» и Uber объединяют бизнесы по онлайн-заказу такси.

Два крупных игрока на рынке сервисов такси, «Яндекс» и Uber, подписали соглашение об объединении бизнесов по онлайн-заказу поездок в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане в составе новой компании. Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службах обеих сервисов. Сделка уже одобрена советами директоров Uber и «Яндекса» и, как ожидается, будет закрыта в четвертом квартале 2017 года после согласований с регулирующими госорганами. Участники сделки суммарно обеспечивают более 35 млн поездок в месяц.

Объединенная компания оценивается в $3,725 млрд — Uber и «Яндекс» инвестируют в нее $225 млн и $100 млн соответственно.

С учетом этих вложений и возможных корректировок на момент закрытия сделки 59,3% компании будут принадлежать «Яндексу», 36,6% — Uber, 4,1% — сотрудникам. Возглавит компанию генеральный директор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян.

«Новая компания будет использовать технологии и знания «Яндекса» в области картографического и навигационного сервисов и поисковых систем и опыт Uber как мирового лидера среди онлайн-сервисов для заказа поездок, — говорится в пресс-релизе Uber. — Это позволит создать еще более динамично развивающийся и устойчивый бизнес, который отвечает всем потребностям пользователей и водителей, а также помогает развитию транспортной инфраструктуры городов и регионов».

Как уверяют представители сервисов, после закрытия сделки оба приложения для заказа поездок -— и «Яндекс.Такси», и Uber — по-прежнему будут доступны пользователям.

То есть на мобильных устройствах для сервисов будет два отдельных приложения. «В то же время таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу, что позволит увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом», — отметили в Uber.

Как заявили «Газете.Ru» в пресс-службе Uber, планируемая сделка не означает покупку компании «Яндексом». «Это именно объединение, у нас будет три места в совете директоров из семи, мы сможем принимать участие в принятии стратегических решений», — подчеркнули в компании.

При этом в Uber отказались комментировать ценовую политику и конкуренцию внутри приложений, а также вопрос о том, перенесутся ли претензии Дептранса Москвы по предоставлению трекинга поездок пользователей на новую организацию.

«Как будут отличаться цены в приложениях, мы сказать не можем, пока идет процесс согласования с регулирующими органами, — заявили в Uber.

— Но слияние будет на пользу и водителям, и пользователям. Кроме того, к услугам последних на рынке остается много других игроков, поэтому нет речи о монополизации рынка. Но о ценах пока говорить рано».

В свою очередь, в «Яндексе» сообщили о договоренности с Uber о роуминговом соглашении во всех странах, где работают компании. Например, прилетев в Лондон или Бангкок, можно будет из приложения «Яндекс.Такси» заказать Uber, а туристы из Парижа смогут заказать «Яндекс.Такси» из приложения Uber.

Как заявил «Газете.Ru» председатель Комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Богдан Коношенко, то, что в условия сделки включено роуминговое соглашение о возможности заказа машин Uber из приложения «Яндекс.Такси» по всему миру, показывает, что компания смогла построить конкурентную и эффективную технологическую платформу, за которую готовы дорого платить.

«Однако «Яндекс.Такси» и Uber не первые и не самые крупные сервисы, которые пошли на объединение. Не так давно в результате слияния RuTaxi, «Такси Сатурн» и RedTaxi образовался перевозчик Fasten, который значительно превосходит их по количеству поездок. Так что «Яндекс.Такси» и Uber пока занимают порядка 6-7% российского рынка, не более. Но надо сказать, что Fasten и «Максим» теперь получат хорошего крепкого конкурента, с которым нужно считаться», — сказал Коношенко.

Эксперт «Газеты.Ru» не ожидает, что в тарифной политике для партнеров и пассажиров новой компании произойдут резкие изменения, поскольку «закручивание гаек» моментально приводит к переходу водителей и пассажиров к конкурентам.

В свою очередь, депутат Госдумы от «ЛДПР», член Комитета по транспорту и строительству Александр Старовойтов в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что после слияния финансовая политика новой объединенной компании должна стать более разумной, что, в частности, положительно повлияет и на качество услуг такси.

«Падение цен на перевозки, которое мы наблюдали на рынке, в первую очередь обусловлено теми соревнованиями, которые «Яндекс» и Uber устроили в борьбе за клиентов. Из-за этого водителям приходилось работать по 12-15 часов. Uber серьезно демпинговал, что, кстати, во многих других странах привело в итоге к краху рынка такси», - рассказал он.

По словам Старовойтова, если после слияния новая компания продолжит развиваться по пути «Яндекса», в ближайшее время рынок таксомоторных перевозок несколько систематизируется.

«Безусловно, в целом проблему такси в России это слияние не решит, однако я рассчитываю на более адекватную политику компаний. Есть три составляющие: пассажир, который должен получать недорогую и качественную услугу, перевозчик, который должен получать прибыль от своей деятельности, и государство, которое должно получать налоги и правильно выстроенный рынок. Все три элемента должны находиться в гармонии, который пока, к сожалению, нет», - заявил эксперт.

В то же время депутат отметил, что стоимость услуг такси в результате таких изменений на рынке должна подняться, а жизнь других перевозчиков — усложниться.

«Цены на поездки, конечно, поднимутся. Это произойдет не в самой ближайшей перспективе, но все же случится. Но при этом должно повыситься и качество этих услуг.

Я думаю, что если поездки станут дороже на 20 рублей, но при этом работать будут профессиональные водители на новых автомобилях, пассажиры готовы будут заплатить, — сказал Старовойтов. — После объединения «Яндекс» и Uber станут мощной финансовой машиной, которая составит серьезную конкуренцию другим участникам рынка».

На фоне объявленных новостей акции «Яндекса» подскочили на 17,5%. Что весьма неплохо, учитывая убытки, которая последнее время терпел сервис «Яндекс.Такси». Так, в первом квартале этого года выручка сервиса за первый квартал составила 778 млн руб., однако скорректированный убыток — 1,25 млрд руб. За 2016 год скорректированный убыток сервиса составил около 2,1 млрд руб. Ранее сервис Uber также отчитался о масштабных убытках. Как пишет Financial Times, скорректированный убыток компании за прошлый год составил $2,8 млрд при выручке в $6,5 млрд.