Технология триз. Учебно-методический материал по окружающему миру на тему: мастер – класс «моделирование маленькими человечками

Суть методики ММЧ состоит в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков развивает у детей внимание, наблюдательность, логическое мышление, сообразительность

Рассмотрим методику ММЧ на примере опыта «Как из снега получить воду?»

Что такое снег? (Снег - это вода, которая застыла в виде кристалликов-снежинок.)

Как можно получить из снега воду? (Снег надо нагреть. Сделать это можно по-разному: в руке, принести в тёплое помещение, подогреть на огне.)

Вывод: в любом из этих случаев снег превратится в воду.

В результате ознакомления детей с явлениями неживой природы на основе ММЧ решаю следующие задачи:

  • Расширение и уточнение представлений о воде, находящейся в жидком состоянии, её признаках и свойствах, о мерах по охране её чистоты, экономному использованию.
  • Знакомство со свойствами твёрдых тел, с приёмами обследования всеми органами чувств, понимание зависимости свойств вещества от внутренней структуры.
  • Систематизация знаний о свойствах воздуха, овладение основами исследовательской деятельности, умением изображать различные действия с воздухом с помощью ММЧ.
  • Уточнение представлений о трёх состояниях воды, причинах перехода одного в другое, понимание круговорота воды в природе.

При знакомстве детей со свойствами твёрдых тел, веществ объясняю, что все предметы, которые нас окружают, состоят из очень маленьких частиц-молекул, которых мы не видим. Их мы будем называть «маленькими человечками», разные предметы состоят из разных «маленьких человечков».

В некоторых предметах, например, железе, «маленькие человечки» крепко держатся за руки, поэтому, чтобы разделить железный прутик на части, нужно приложить много силы. В других материалах, таких как бумага, «маленькие человечки» не так крепко держатся за руки, поэтому бумага легко рвётся. Для более полного понимания ММЧ провожу игру-инсценировку: превращаю «волшебной палочкой» детей в «маленьких человечков» твёрдых тел. Попутно учу их символически изображать «маленьких человечков» твёрдых веществ.

По аналогии знакомлю детей со свойствами жидких и газообразных веществ. Только в воде «маленькие человечки» не держатся между собой, но стоят рядом, поэтому воду легко переливать из сосуда в сосуд, между ними могут располагаться «маленькие человечки» других веществ.

«Маленькие человечки» газообразных веществ очень подвижны, их руки подняты вверх, они всегда бегают и прыгают.

В своей работе иду по пути «от простого - к сложному», то есть вначале мы изучаем простые вещества: стекло, дерево, вода. Затем даю представление о воде как о веществе, находящемся в природе в трёх агрегатных состояниях (жидкость, пар, лёд), которые непрерывно переходят одно в другое, то есть знакомлю детей с круговоротом воды в природе. Рассматривая схему «Круговорот воды в природе», подробно и доступно объясняю детям, как в природе протекают эти процессы и закрепляю всё в игре с использованием ММЧ. После того как дети научились описывать и моделировать простые системы, перехожу к изучению более сложных систем, состоящих из двух, трёх и более веществ (лужа на асфальте, вода в стакане, минеральная вода в бутылке и т.д.). При этом не забываю про игры-инсценировки «маленьких человечков».

Учу детей не только моделировать системы, но и читать карты-схемы объектов рукотворного и природного мира на основе ММЧ. Раздаю карты-схемы, предлагаю подумать и ответить, что это может быть.

В процессе использования ММЧ в организации поисково-познавательной деятельности заметила, что дети стали не просто пассивными наблюдателями, как это было вначале, а активными участниками практической части опыта, научились высказывать предположения, пусть даже и ошибочные, анализировать полученные результаты. Стали более самостоятельными, активными, а самое главное - усвоили в доступной форме знания о сущности процессов в явлениях неживой природы. Таким образом, подтвердилась выдвинутая мною гипотеза о целесообразности использования ММЧ в организации поисково-познавательной деятельности детей-дошкольников.


1.«Моделирование маленькими человечками» или

«Использование технологии ТРИЗ в

экспериментировании».

подготовила Спиридонова Т. С.

2.Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у

детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в

нашей стране в 50-х

годах

усилиями выдающегося российского учёного,

изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. В детские

сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас

остаётся актуальной и востребованной.

3. ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную

программу, а максимально увеличить её эффективность.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному

развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на

вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать

практически во всех видах деятельности. Это позволяет формировать единую,

гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника.

Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение

одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения,

стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку

проявить

свою

индивидуальность,

учит

дошкольников

нестандартному

мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо

используются следующие методы ТРИЗ:

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе

стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения

предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том

числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают

наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему

обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств

одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только

развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как

совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно

функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и

их взаимодействие по каждому элементу.

- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень

эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления

стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов

характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в

чтобы

разделить

ситуации

составляющие

(реальную

фантастическую),

последующим

нахождением

реальных

проявлений

фантастической составляющей.

4.- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками)-

моделирование

процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами

(твердое – жидкое –газообразное)

- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по

каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять

свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать.

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию

вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства

объекта.

Приёмы

волшебства:

увеличение-уменьшение,

деление-объединение,

преобразование

признаков

времени,

оживление-окаменение,

специализация-

универсализация, наоборот.

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути,

подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я

начала в 2014 году. Мне очень понравился метод ММЧ, который использую в

образовательных

областях:

«социально

коммуникативное

развитие»,

«познавательное развитие».

5.Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и

вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании

нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется,

сведения

подаются

детям

виде сказки

«Маленькие

человечки».

Детям

становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие

Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких

– просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).

С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода вещества (на

примере воды: лёд-вода-пар) из одного агрегатного состояния в другое. Вместе с

детьми провели опыты, рассуждали, делали выводы, находили ответы.

Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть

неожиданное рядом.

Я предлагаю вашему вниманию использование приема

моделирование маленькими человечками при ознакомлении детей с объектами

неживой природы.

5.«Маленькие человечки»фото

6.Цель: познакомить детей с агрегатными состояниями веществ в неживой

природе.

7.Задачи:

- используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ), объяснить

детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными;

-расширить представления детей о многообразии веществ неживой природы;

- учить детей опытным путем определять агрегатное состояние окружающих

веществ;

-учить детей моделировать объекты неживой природы;

Материалы и оборудование:

- плоскостные изображения моделей " маленькие человечки", характеризующие

такие вещества как: вода, лёд, пар, молоко, воздух, дерево, туман, камень, сок, дым

и т.д.

- стаканчики с водой и молоком, деревянный брусок, небольшой камень, лёд,

кусочек

пластмассы,

деревянная

палочка,

пустой

полиэтиленовый

пакет

небольшого размера.

- карточки с моделями " маленькие человечки";

- бутылка лимонада (пластиковая);

Ход занятия:

1. Постановка проблемы - можете ли вы изобразить бутылку лимонада, не

ПОЛЬЗУЯСЬ при этом карандашом или красками?

2. Рассказ воспитателя о маленьких человечках, живущих вокруг нас.

- Ребята, сегодня я хочу вам рассказать о том, что 8.всё существующее вокруг нас

- и камни, и дерево, и лужа, и игрушки, и мы с вами состоит из мельчайших

частиц, которые можно увидеть только в микроскоп. Этих частиц столько

много, что соединяясь между собой, они и превращаются, например в камень.

Частицы эти- МЧ- очень разные и они по- разному дружат между собой. Одни

частицы, давайте назовём их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда

держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не

разъединить, как мы с вами, когда играем в «Цепи кованые». Эти человечки -

крепкие, твердые, и именно они живут в камнях, дереве, горах. Я покажу вам их

фотографию.

8. фото

Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! 8.Это твердые

человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!

Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны,

стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Если мы вспомним с вами

нашу игру «Цепи кованые», когда дети слабо держатся за руки, то вы поймете,

как легко можно пробежать между ними. 9.Такие человечки живут в жидких

веществах, они менее дружны, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в

стакан с чаем и размешать сахар! Я покажу вам их фотографию тоже.

Фото 9

Ну, а 10.третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем

не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко

пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, пар, дым, туман. Такие

вещества называются газообразными. Трудное слово, но мы с вами уже большие и

должны узнавать новые слова!

Я покажу вам и их фотографию:10.фото

Вот такую историю про маленьких человечков я вам рассказала, а теперь давайте

сами узнаем, где какие человечки живут.

3. Задание -11 эксперименты " Где какие маленькие человечки живут? "

11Детям предлагается по очереди попробовать проткнуть деревянной

палочкой деревянный брусок, камень, кусочек пластмассы. В результате опыта

дети выясняют, что это сделать невозможно! Значит во всех этих веществах

живут дружные человечки! Эти вещества - твердые! Фото…

Б. 12.Детям предлагается по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в

стаканчике, молоко в стаканчике. В результате опыта дети выясняют, что

палочка достаточно легко проходит через воду и молоко. Значит здесь живут не

очень дружные человечки! Но все- таки они рядом, иначе бы мы не увидели не воду,

не молоко! Во всех этих веществах живут жидкие человечки и такие вещества

называются - жидкими. Фото….

В. 13.Ребята, а как же нам найти третьих человечков? Где нам взять, например,

дым или воздух? (ответы детей, возможно, они скажут, что воздух вокруг нас) Я

предлагаю вам поймать воздух! Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас, возьмите

пакет за верхние уголки и попробуйте его закручивать. Ой, а что же это у нас в

пакете появилось? (пакет надувается, как шарик). Да ребята, это мы с вами

поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой -

проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные

человечки! Фото…

4. 14.Подвижная игра " Игры маленьких человечков"

Дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе

какие человечки живут. Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок

- дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети

отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д. фото…

5. 15.Дидактическое упражнение " Узнай вещество"

Воспитатель показывает детям модели различных маленьких человечков - задача

детей - узнать о каком веществе идет речь. Фото..

Например:

Это- молоко.

Это-лёд, камень, пластмасса.

Это – сок.

Это – дым.

Это - вода (человечки прозрачные)

Это – дерево.

Это - воздух (человечки прозрачные)

Вы можете придумать своих человечков. Надеюсь, идея понятна.

г с другом, касаясь локтями. А что еще есть в лимонаде, это особенно видно,

когда мы открываем бутылку? (пузырьки) Да, в лимонад для шипучести

добавляют углекислый газ. Давайте покажем пузырьки.

Вот и закончилось наше занятие, я вас хвалю за внимание и надеюсь, что сегодня

вы узнали много нового из жизни неживой природы.

Уважаемые коллеги! Занятие, по мнению детей было интересным.

технологии ТРИЗ.

Тема: Метод «маленьких человечков».

Цели: познакомить с методом «маленьких человечков»; обобщить

представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение,

умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение

анализировать причины.

Оборудование: мяч.

Обсуждение «Что не делится на части?».

Обобщая ответы детей, воспитатель указывает, что эти «маленькие

частицы», из которых состоят вещества, называются «молекулы». Можно

сказать, что кирпич состоит из молекул кирпича, вода - из молекул воды,

бумага - из молекул бумаги и т. д.

О молекулах вы подробно узнаете, когда будете учиться в школе. А пока вы

маленькие, вместо слова «молекулы» мы будем говорить «маленькие

человечки». Разные предметы состоят из разных человечков. Дом, стол,

машина не очень похожи друг на друга, но они все твердые, значит, и

«человечки» там похожи. В твердых предметах «человечки» крепко держатся

за руки...

Игра «Назови твердое».

Проводится игра с мячом. Тот, кто получил мяч, должен назвать различные

твердые предметы. Кто ошибся или повторил - выходит из игры.

Дети нередко путают понятия «твердое» (в смысле «крепкое») и «твердое» (в

смысле «нежидкое»). Могут быть ситуации типа: «Нет, бумага не твердая,

вот фанерка твердая...». При возникновении подобных ситуаций воспитатель

уточняет задание: твердое - это то, что не жидкое. (Бумага - это не

жидкость,

она состоит из «твердых человечков», но они, наверное, не очень сильно

держатся за руки, вот почему бумага легко рвется.)

Инсценировка «маленьких человечков».

Воспитатель «превращает» детей в «маленьких человечков» и предлагает

изобразить проволоку, брусок, спичку (дети становятся в линию, держась за

руки).

При этом анализируются свойства этих предметов: почему проволоку

можно согнуть, а брусок нет; почему спичка не гнется, а ломается.

Как показать резинку, почему она растягивается, что происходит, если

растянутую резинку отпустить? Продолжать растягивать? (Все ответы

моделируются.)

Подведение итогов.

Тема: «Твердые и жидкие человечки».

Цели: активизировать мышление детей; закрепить представления детей о

свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать

свойства объектов.

Оборудование: бумажная коробочка, стакан с водой, кубики.

Решение проблемной ситуации.

- В воскресенье я была на дне рождения у Снежной Королевы. На Севере все

кругом такое красивое, сверкает, переливается... Особенно мне понравилась

посуда - тонкая, прозрачная, искристая... Снежная Королева мне даже одну

чашечку подарила на память. Я ее положила в коробочку, чтобы не разбить и

привезла вам. Сейчас покажу...

Игрушка открывает коробочку, но там ничего нет, только мокрое дно.

- Ой, а куда же она делась? Как она могла исчезнуть? В процессе обсуждения

выясняется, что чашка у Снежной Королевы была сделана изо льда, а лед

растаял.

Сравнение твердых и жидких веществ.

Оказывается, лед волшебный, он умеет превращаться.

Лёд-это твердое вещество, в нем «человечки» крепко держатся за руки

Когда становится тепло, они перестают держаться за руки, и получается

жидкость, вода. А чем жидкие вещества отличаются от твердых? Что можно

делать с водой, а что - со льдом?

Ответы детей желательно сопровождать соответствующим показом

различных свойств твердых и жидких веществ: поставить рядом стаканы с

водой и с кубиками льда (можно заменить обычными кубиками (они тоже

твердые, но не тают)).

Можно показать следующие опыты: жидкость растекается, она может

впитываться, принимает форму емкости, в которой находится; а твердые

вещества сохраняют свою форму в любой емкости; «жидкие человечки» легко

перемещаются (если дотронуться до воды, палец станет мокрым, а если до

кубиков, то палец деревянным или пластмассовым не становится); вода занима-

ет весь стакан, без «пустот», с кубиками так не получается (а в коробку кубики

можно уложить плотно, почему?); если налить воду в тряпичный мешочек, она

вытечет, а кубики останутся.

Игра «Замри».

Дети свободно перемещаются по группе. Когда воспитатель подает сигнал

(бубном или колокольчиком), они превращаются в ледяные фигуры, т. е должны

замереть - «замерзнуть», повторный сигнал - «растаяли» и т. д.

Моделирование ситуации.

Воспитатель предлагает детям проинсценировать ситуацию «Сосулька

весной»: Что происходит, когда солнце пригревает? Что образуется па земле

под сосулькой? Что происходит ночью?

Подведение итогов.

Можно предложить ответить на вопрос: «Бывает ли так, чтобы люди по

воде ходили?»

Тема: «Газообразные человечки».

Цели: активизировать мышление детей; систематизировать представления

детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение

перевоплощаться и абстрагироваться.

Оборудование: карточки с «маленькими человечками».

Анализ проблемной ситуации.

Приходит Игрушка и рассказывает:

- Вчера я шла по улице, вспоминала, что есть «твердые человечки», они крепко

держатся за руки; есть «жидкие человечки», они за руки не держатся, а просто

так ходят или стоят... И вдруг вижу: калитка впереди - то откроется, то

закроется. Подошла поближе: никого нет. А калитка все равно то

откроется, то закроется... Кто же ее открывал?

В результате обсуждения различных вариантов дети приходят к выводу, что

это делал ветер.

Беседа о «газообразных человечках».

Примерные вопросы для беседы:

Что такое ветер?

Можно ли его увидеть, нарисовать?

По каким «следам» (признакам) люди узнают, что погода ветреная?

Ветер какой - твердый или жидкий?

Ветер - это сильная струя воздуха. Воздух состоит из «человечков газа»: эти

«человечки» очень подвижные, они бегают в разные стороны, кто куда

захочет. Если подуть на ладошку, можно почувствовать «газообразных

человечков».

Некоторых «газовых человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она

превращается в пар, который хорошо виден (можно вспомнить или показать

кипящий чайник).

Во время беседы желательно использовать Игрушку, которая дает

неправильные, ошибочные варианты ответа или сомневается в очевидном.

Игра «Маленькие человечки».

Воспитатель называет слова «твердые», «жидкие», «газообразные», а дети

должны соответственно реагировать: браться за руки, спокойно ходить

или бегать по группе. Порядок и темп команд - произвольный.

Тема:

«Цветные человечки»

Цели: активизировать мышление детей; развивать воображение,

фантазию; обобщить представления о веществах в различных

агрегатных состояниях; формировать экологическое мышление.

Оборудование: краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок.

1. Анализ проблемной ситуации.

Приходит Игрушка грустная на занятие, дети и воспитатель

волнуются: что случилось?

И.: Захотела я сейчас порисовать, чтобы принести вам рисунок на

занятие, а у меня ничего не получилось... И акварельные краски у меня

хорошие, и кисточка новая - в чем дело, не понимаю...

В результате дополнительных вопросов выясняется, что при рисовании

Игрушка не обмакивала в воду кисточку, а пробовала рисовать сухой.

В.: «Человечки краски» твердые, но они спят. Их нужно умыть и

разбудить. Когда кисточку макаем в воду, «человечки кисточки» берут за

руки «человечков воды» и несут их на бумагу. А потом «человечки краски»

и «человечки кисточки» вместе держатся, и, когда кисточку плотно

прижимаешь при рисовании, они остаются на бумаге.

И.: Я все поняла, буду теперь рисовать. (Берет кисточку не тем концом и

обмакивает в краску.) Опять ничего не получается!

В.: Почему ты кисточку не тем концом взяла?

И.: А какая разница?

В.: Этот конец острый, деревянный, с него «человечки воды» будут

скатываться. А нужный конец кисточки пушистый, там много волосков

- легко зацепиться «человечкам краски», и «человечки воды» не разбегутся.

2. Упражнение «Волшебная дорожка».

И.: Спасибо, теперь я все поняла и нарисую картину - вол

шебную дорожку...

(Игрушка «рисует» дорожку из квадратиков разного цвета.)

Черный

Желтый

Зеленый

Например:

Красный

В.: Какая красивая разноцветная дорожка получилась! А почему ты

говоришь, что она волшебная?

И.: Потому что, когда по ней путешествуешь, меняешь Цвет.

Смотрите: вот кружок - он вначале белый, потом стал красным, затем

желтым и т. д. (Используется прозрачный кружок из полиэтилена или

целлофана.)

В.: А еще, наверное, этот кружок умеет превращаться в разные

предметы?

И.: Конечно, если он на белой дорожке, то это одуванчик…

В.: Подожди, дай ребятам сказать...

3. Игра «Разноцветный светофор». Правила игры: воспитатель

называет любой цвет. Дети, у которых этот цвет есть в одежде,

держатся за него и проходят через препятствие. У кого такого цвета

нет, могут присоединиться к кому-нибудь или пробежать, чтобы их

не поймали.

Упражнение «Волшебная дорожка» (продолжение).

В.: А можно, чтобы по твоей дорожке путешествовали «маленькие

человечки»?

И.: Конечно, можно!

В.: Первыми будут «твердые человечки». Что это будет: белое и

твердое?

Д.: Мел, стена, зубы...

Аналогичная игра проводится с другими цветами, совершают

«путешествие» «жидкие и газообразные человечки».

Когда обсуждается сочетание «Черные газообразные человечки, что

это?» (дым), желательно проанализировать, что хорошего и что

плохого в дыме; высказывается пожелание, чтобы небо было всегда

чистым, голубым.

Подведение итогов.

Тема: «Обобщающее занятие по ММЧ»

Цели: развивать познавательную активность; развивать умение

сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать

физические процессы.

Оборудование: «черный ящик», мыло, соломинки, стаканчики с пеной,

карточки МЧ.

Упражнение «Черный ящик».

Приходит Игрушка с черным ящиком и предлагает детям узнать, что

в нем находится.

Отгадка: мыло.

Обсуждение: зачем оно нужно, что еще можно делать с мылом.

Беседа о мыльных пузырях.

И.: Сегодня мы с вами будем пускать мыльные пузыри!

В.: Хорошо, но давай вначале разберемся, как они получаются. Мыло

ведь твердое. А пузыри какие?

В.: Откуда берется воздух внутри пузырей?

И.: Так мы же сами его надуваем!

В.: Мыло состоит из «твердых человечков». Но они очень любят

купаться. Когда рядом с ними вода, они отпускают руки и начинают

плавать и брызгаться получается пена. Если мы захотим выдуть

пузырь, то на соломинку берем капельку воды, а в ней «человечки

мыла». Когда мы начинаем дуть «человечки» растягивают руки в

стороны, запуская «газообразных человечков» внутрь...

И.: Почему пузыри так быстро лопаются?

В.: У человечков руки скользкие, мокрые, они уже не могут крепко

держаться и отпускают их.

И.: А почему, когда пузырь лопнет, остается капелька воды?

Практическая работа.

И.: Давайте сами попробуем выдуть пузыри!

В.: Конечно!

Дети получают трубочки и стаканчики с пеной; можно устроить

соревнование: у кого самый большой пузырь, у кого дольше не лопнул и

Беседа о свойствах вещества.

И.: Сейчас я покажу опыт (берет стакан, наполненный водой до

середины). Запомните, где сейчас вода (отмечает границу воды на

стакане). Сейчас я брошу туда кубики. Смотрите, что произойдет.

Д.: Вода поднялась!

И.: Верно, а вы можете объяснить, почему так произошло?

В.: Наши дети могут не только рассказать, но и показать на

карточках весь этот опыт и объяснить его.

Воспитатель вызывает несколько детей, дает им карточки

Ч и предлагает смоделировать этот процесс.

И.: А что будет, если кубики достать?

Д.: Вода опустится снова.

И.: Сейчас проверим. Точно! Как это объяснить?

В.: Сейчас наши ребята тебе снова все расскажут и покажут.

И.: Спасибо, теперь мне все понятно.

4. Подведение итогов.

Воспитатель подчеркивает, что сегодня было последнее занятие с

«маленькими человечками», но мы с ними не прощаемся, потому что

молекулы - «маленькие человечки» - повсюду, из них состоит все, что

нас окружает.

Представим себе, что все предметы, вещества, все живое и неживое вокруг нас состоит из маленьких-маленьких человечков. Человечки ведут себя по-разному. Человечки твердых тел (камня, дерева) крепко держатся за руки. Руки у них сильные -- ни разжать, ни согнуть. Вот почему твердое тело не меняет форму. Человечки жидкости за руки не держатся: стоят плотно рядышком друг с другом, переминаясь с ноги на ногу. Вот почему жидкость не держит форму. Но если наполнить стакан "жидкими" человечками, то новых жильцов туда уже не добавить: человечки ведь стоят плотно друг к другу, свободного места между ними нет. Человечки газообразных веществ на месте стоять не могут и все время бегают. С помощью этих маленьких человечков моделируются окружающие нас предметы и процессы. изобретательский младший школьник

Очень удачно этот метод работает на уроках познания мира. На уроке « Вода-колыбель жизни» ученики сами показали три агрегатных состояния воды.

Круги Луллия

Пособие состоит из нескольких кругов, которые разделены на сектора и разные по размеру. Данные кольца с помощью связующего стержня накладываются друг на друга, обычно это соединение двух или трех кругов разных диаметров. На них прикрепляется стрелка. В каждом секторе прикрепляется картинка. Суть метода в том, что мыслительные операции осуществляются с помощью этих картинок.

Например, на этапе обобщения по теме «Весна - утро нового года», возможен следующий вариант. На верхний круг прикрепляется картинка обозначающая цвет, на средний - название месяцев, а на нижний круг прикрепляются весенние символы, характерные для каждого месяца. Задача учащихся правильно совместить в одном секторе название - цвет - символ. (март - желтый - солнце, апрель - голубой - ручьи, май - зеленый - трава...)

Плаксин Михаил Александрович

Пермский государственный университет (ПГУ), Компьютерная школа ПГУ, г.Пермь

В докладе рассматривается использование на уроках информатики в начальной школе «Метода маленьких человечков» - одного из методов Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) - для освоения понятия «моделирование» и изучения физических свойств и процессов.

«Пермская версия» курса информатики исходит из того, что в школе должны изучаться основы системного анализа и Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

«Метод маленьких человечков» (ММЧ) - это один из методов ТРИЗ. Он предлагается для изучения во втором полугодии I-го класса.

Суть метода маленьких человечков в следующем. Представим, что все окружающие предметы состоят из маленьких человечков. Человечки бывают трех видов: твердики, гидратики и пневматики. Твердики стоят рядом друг с другом и крепко держатся за руки. Гидратики тоже стоят рядом друг с другом, но за руки не держатся. Пневматики на месте стоять не могут и все время бегают.

С помощью этих маленьких человечков моделируются окружающие нас предметы и процессы. Например, стакан с чаем будет выглядеть так: дно и стенки из твердиков, внутри - гидратики. Если чай горячий, то над ним надо будет дорисовать пар - несколько пневматиков. Если вместо стакана с чаем рисовать пустой стакан, то внутри оболочки из твердиков надо будет нарисовать воздух, т.е. несколько пневматиков. Если вместо чая рисовать газировку, то пневматиков, т.е. газ, надо будет поместить внутрь жидкости. И т.д.

При использовании ММЧ понятие «моделирование» вводится совершенно естественным образом. Мы МОДЕЛИРУЕМ предметы с помощью маленьких человечков. Дети прекрасно понимают, что маленькие человечки - это способ выразить вполне определенные свойства предметов. Другие свойства (которые нам в данный момент не важны) на этом изображении (в этой МОДЕЛИ) никак не видны. Например, модель (изображение) стакана с чаем не изменится, если чай заменить на молоко или сок, стеклянный стакан на пластмассовый или на металлическую кастрюлю. В данной модели мы отражаем только одно важное свойство: в сосуде с твердыми стенками налита жидкость. От остальных свойств мы абстрагируемся.

Модели из МЧ можно использовать двумя способами: изобразить с помощью МЧ какой-либо объект или догадаться, какому именно объекту соответствует конкретная модель. Оба направления удобно состыковать: домой задается построение моделей, а урок начинается с того, что несколько человек рисуют на доске придуманные ими модели, а остальные должны отгадать, что именно промоделировано. Для одного и того же рисунка, как правило, можно придумать несколько ПРАВИЛЬНЫХ объяснений. Это значит, что мы абстрагируемся от тех отличий, которые есть в этих предметах, и обращаем внимание только на то, что у них общего.

Другое направление использования ММЧ - понимание свойств окружающих нас предметов и физических процессов. При построении моделей в роли МЧ будут выступать дети.

Например, чем твердое отличается от жидкого? Почему если сжать пальцы в ванночке с водой, поднимется только одна капелька, а если сжать карандаш, поднимется весь карандаш? Для объяснения этой ситуации смоделируем ее с помощью МЧ. Карандаш моделируется из 10-12 «твердиков», которые держат друг друга за плечи. Если сдвинуть одного человека, сдвинется весь ряд. Ряд можно разорвать (сломать карандаш), но обе его половинки останутся твердыми. Если твердиков заменить на гидратиков (отпустить руки), то любого из них можно будет спокойно отделить от остальных.

Другой эксперимент на ту же тему - проход через отверстие твердого тела и жидкости. Шеренга твердиков может выйти через дверь только боком, а гидратики пройдут свободно каждый сам по себе.

Другие вопросы, которые очень хорошо моделируются маленькими человечками:

  • что такое мягкое: твердики вперемешку с пневматиками, например, снежинка;
  • фазовые переходы: при нагревании куска льда на сковородке твердики начинают подпрыгивать и при этом сначала расцепляют руки, а потом начинают бегать; при охлаждении для того, чтобы согреться, они прижимаются друг к другу;
  • давление газа: пневматики бегают внутри оболочки и стукаются в нее;
  • связь между количеством газа, объемом, температурой и давлением: дети, взявшись за руки, образуют оболочку, внутри которой движутся пневматики; меняем размер оболочки, количество пневматиков и скорость их движения.

Петров Владимир Михайлович,
Израиль, Тель-Авив, 2002
[email protected]

Основы
теории решения изобретательских задач

7.1.3. Метод моделирования маленькими человечками ММЧ.

Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ) предложил Генрих Альтшуллер .

Уже давно замечено, что решение многих задач облегчает представление их в виде моделей. Такое моделирование мы уже частично рассматривали, излагая прием эмпатии (см. п. 2.3) . Но такое моделирование не всегда приносит успех. Особенно сложно с помощью эмпатии моделировать процессы, где требуется разделить объект на части, и это вполне объяснимо. Человеку не свойственно делить себя на части, а при использовании эмпатии в таких процессах он должен представить свое разделение. Именно поэтому такие задачи достаточно сложно решаются этим способом.

Решая многие задачи, знаменитый физик Максвелл представлял себе исследуемый процесс в виде маленьких гномиков, которые могут делать все, что необходимо. Такие гномики в литературе получили название "гномиков Максвелла". Аналогичный метод моделирования с помощью толпы маленьких человечков предложил Г.Альтдуллер. Любой процесс моделируется с помощью маленьких человечков, которые в нашем воображении могут осуществлять любые действия.

Проиллюстрируем и этот метод.

Задача 7.2. Имеется дозатор жидкости, выполненный в виде устройства, показанного на рис. 7.9. Жидкость поступает в ковш дозатора, Когда наберется установленное количество жидкости, дозатор наклонится влево, жидкость выливается. Левая часть дозатора становится легче, дозатор возвращается в исходное положение.
К сожалению, дозатор работает неточно. При наклоне влево, как только начинается слив жидкости, левая часть дозатора становится легче, дозатор возвращается в исходное положение, хотя в ковше остается часть жидкости. "Недолив" зависит от многих факторов (разность левой и правой частей дозатора, вязкость жидкости, трение оси дозатора и пр.), поэтому нельзя просо взять ковш побольше.
Надо устранить описанный недостаток дозатора. Не предлагайте другие дозаторы: суть задачи в усовершенствовании имеющейся конструкции. Помните: надо сохранить присущую ей простоту.
Представим описанную конструкцию в виде модели с помощью маленьких человечков (рис. 7.10).
Анализ данной модели показывает, что человечки противовеса не отвечают необходимым требованиям.

Здесь возникает обостренное (физическое) противоречие "Человечки противовеса должны быть справа, чтобы возвращать дозатор в исходное положение, и не должен быть справа, чтобы человечки жидкости могли полностью сойти".
Такое противоречие может быть разрешено, если человечки противовеса станут подвижными (рис. 7.11). Технически это можно представить, например, как показано на рис. 7.12. Дозатор выполнен в виде корпуса, посаженного на ось, по одну сторону которой расположена мерная емкость, а по другую - каналы с перемещающимся балластом, например шариком 4 .

Разберем еще одну задачу.

Задача 7.3. В гидростроительстве при перекрытиях русел рек и разного рода отсыпках под воду используют саморазгружающиеся (опрокидывающиеся) баржи, в частности, баржи показанные на рис. 7.13 5 . Они состоят из двух отсеков плавучести 1 и 2 ("нос" и "корма"), которые держат баржу на плаву. Между отсеками плавучести находится грузовой трюм 3, выполненный в виде трехгранной призмы.

Стенки трюма имеют отверстия, в трюм всегда проходит вода (без этого трудно было бы опрокидывать баржу и возвращать ее в исходное положение). Вдоль корпуса с обеих сторон расположены воздушные полости 4. Нижняя часть этих полостей открыта. Когда баржу нагружают, она оседает, вода поджимает воздух в воздушных полостях. Когда надо произвести разгрузку баржи, открывают кран 5, воздух выходит, вода заполняет одну бортовую полость, баржа опрокидывается. После того, как груз высыпался, вращающий момент, создаваемый килем 6, автоматически возвращает баржу в исходное положение.

Такие баржи решено было использовать на строительстве Асуанской плотины. В силу специфических условий потребовалось создать баржи грузоподъемностью 500 т с низкой осадкой, то есть, болев широкие и плоские. Построили модель баржи и обнаружили, что модель не возвращается в исходное положение.
Чтобы возвратить баржу в исходное положение, необходимо было делать киль тяжелее, но тогда придется все время возить "мертвый" груз. Чем тяжелее киль, тем меньше полезная грузоподъемность баржи.
Как быть?
Изобразим описанный процесс в виде модели маленьких человечков (рис. 7.14).
При анализе модели убеждаемся, что не справляются с возвращением баржи в исходное положение человечки противовеса. Идеальная модель данной задачи: "Человечки противовеса сами возвращают баржу в исходное положение, не увеличивая свой вес. Или легкий противовес возвращает баржу в исходное положение".
На первый взгляд такое решение противоречит законам природы. Возникает противоречие: "Человечков противовеса должно быть много, чтобы возвратить баржу в исходное положение, и должно быть мало (или вообще их быть не должно), чтобы не возить ""мертвый" груз".
Выход - увеличивать массу человечков противовеса за счет кого-то другого, имеющегося рядом.
Увеличивая массу за счет человечков груза, мы, конечно, перевернем баржу, но они станут человечками противовеса, и опять придется возить "лишний груз" то есть снижать общую грузоподъемность баржи. Таким образом, человечки груза нам не помогли.

Попробуем использовать человечков жидкости. Если они присоединятся к небольшому количеству человечков противовеса, то они смогут возвращать баржу в исходное положение. В воде же они не будут создавать дополнительной массы. Значит, такое решение годится. Остается только подумать, как задержать человечков жидкости около человечков противовеса (рис. 7.15).
Технически такое решение осуществляется в виде полого киля (рис. 7.16).

Саморазгружающаяся баржа выполнена с балластной килевой цистерной, имеющей отверстия в наружных стенках, постоянно сообщающиеся с забортным пространством 6 . Это может быть, например, труба.

Задача 7.4 7 . Во время Второй Мировой войны возникла проблема, как сделать, что бы противник не обнаружил поставленную подводную мину?
Подводная мина в те времена представляла собой сферу, начиненную взрывчаткой, а взрыватели были выполнены в виде "рожек" (рис. 7.17). Мина имеет положительную плавучесть. Она прикреплялась к якорю с помощью троса (минрепа), так чтобы она оставалась на глубине осадки корабля.
Мины вылавливают с помощью специальных кораблей - тральщиков. Между двумя тральщиками натянут трос (трал).
Трос заглубляется с помощью специальных заглубителей. Трос трала подходит к тросу минрепа (рис.7.18). Когда в трал попадает мина (трос трала движется по тросу минрепа), то специальными ножом или взрывным устройством, обрывается минреп. Мина всплывает и ее расстреливают.