Удивительные открытия абу аз-захрави. Аз-Захрави – основоположник современной хирургии

Биография

Абу аль-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (лат. Абулькасис) родился в 936 году в городе Медина аз-Захра, неподалеку от Кордовы - столицы Кордовского халифата, расположенного на территории современной Испании.

Аз-Захрави изучал медицину в университете Кордовы. В совершенстве познать эту науку ему позволил доступ к Кордовской библиотеке, крупнейшей в средневековые времена. Он мало путешествовал и прожил большую часть своей жизнь в окрестностях Кордовы, где врачевал, в том числе при дворе правителей, и преподавал в университете. Он стал известнейшим врачом и символом арабской средневековой хирургии.

Умер он в 1010 году в родном городе.

Вклад в медицину

Он написал 30-томное иллюстрированное практическое пособие по медицине: «Руководство для того (врача), кто не в состоянии составить (таковое)», или «Книга аз-Захрави». Работа включила главы, посвященные различным отраслям медицины, в том числе хирургии, ортопедии, офтальмологии, фармакологии, одонтологии, диетологии и др. При написании он опирался на сочинения Гиппократа и Галена, но в большей степени на собственный опыт.

В первых двух книгах автор привел классификацию, клиническую картину и методы лечения 325 болезней. Он был первым врачом, описавшим геморрагическую болезнь, которая развивается у мальчиков, рожденных от здоровых матерей (гемофилию).

Замечание 1

30-ый том, посвященный хирургии («Краткое изложение (сведений) по хирургии: прижигание, рассечение, прокалывание, восстановление и экстракция») в XII веке был переведен на латынь и долгое время служил руководством для европейских хирургов.

В этом труде он отмечал, что хирург в первую очередь должен быть хорошим анатомом. Он сделал зарисовки около 200 различных хирургических инструментов, пояснил, как и когда их следует использовать. Некоторые из них стали прототипами современных инструментов.

Абулькасис описал множество техник и хирургических операций. Так, он посвятил главу лечению методом каутеризации (прижигания). Он описал инструмент, которым рекомендовал производить процедуру, а также выделил две техники: с использованием едкого вещества либо раскаленного металла. При этом среди показаний к процедуре насчитывалось более 50 различных болезней.

Во второй главе аз-Захрави описал методики лечения ран, около 100 хирургических операций, в том числе ушивание ран, перевязка сосудов, ампутации мягких тканей. В своих рукописях великий хирург изложил варианты остановки кровотечений у больного: путем прижигания, отсечения и перевязки артерии, при помощи прикладывания кровоостанавливающих средств и плотного бандажа. В книге также отмечено, что при наличии тяжелого осложнения раны – гангрены конечности – необходимо как можно раньше производить ампутацию.

Третья глава была посвящена переломам и вывихам. Считается, что именно аз-Захрави первым стал применять бинтование раны хлопковой тканью и наложение гипсовой повязки при переломе.

Арабский хирург ввел использование кишечных нитей для сшивания тканей, преимуществом которых была способность рассасываться со временем (аналог современного кетгута). Он применял трепанацию, производил латеральное камнесечение и извлечение камней из мочевого пузыря путем введения в мочеиспускательный канал специального инструмента, пункции при водянке живота, проводил операцию при паховой грыже и др. Считается, что Абулькасис также проводил родовспоможение при трудных родах.

Аз-Захрави много времени уделял лечению глазных болезней, в том числе хирургическими методами. По некоторым данным, он впервые ввел термин «катаракта ». Занимался также болезнями носа, уха и горла. Кроме того, он лечил болезни зубов, например, удалял зубной камень, исправлял прикус, изготавливал зубные протезы. Все эти умения он также описал в своем руководстве.

Замечание 2

Таким образом, труд аз-Захрави оказался связующим звеном между античной и средневековой хирургией и в течение нескольких столетий ценился как авторитетное руководство по лечению хирургических болезней человека. В Кордове и сейчас сохранилась улица, именованная в честь великого хирурга, а инструменты, которые он изобрел можно увидеть в музее Калла Хурра.

Вторая половина X века является «золотым периодом» в истории Кордовского халифата. В правление халифов "Абд ар-Рахмана III (912–961), Хакама II (961–967) и Хишама II (976–1009) наблюдается расцвет во всех известных к тому времени областях знаний, но, пожалуй, самое большое развитие в это время получила медицина.

В этот период в Кордовском халифате практиковало много известных врачей разных специальностей. Среди них можно назвать Йуниса ибн Ахмада Аль-Харрани и его двух сыновей - Ахмада и Умара, Яхйу ибн Исхака, Сулаймана Абу Бакра ибн Таджа, Ибн Умм Ал-Банина, Са"ида ибн "Абд Раббихи, Абу "Абд Аль-Малика Ас- Сакафи, "Абд Ар-Рахмана ибн Исхака ибн Хайсама, Абу Давуда Сулаймана ибн Джулджула и др. Однако особое место среди них занимает Абу Аль-Касим Халаф ибн "Аббас аз-Захрави (известный в средневековой Европе как Абулкасис или Албукасис), уроженец основанного халифом "Абд Ар-Рахманом III города Аз-Захра", неподалёку от Кордовы.

Аз-Захрави родился в городе Аз-Захра около 936 г. , недалеко от Кордовы, столицы Кордовского халифата (территория современной Испании), в семье состоятельного араба, связанного с окружением халифа. Не исключено, что медицинское образование он получил в действовавшей в Кордове академии (университете), где он впоследствии, очевидно, и преподавал. Известно, что в течение всей своей жизни он пользовался сокровищами крупнейшей в средневековые времена Кордовской библиотеки, насчитывавшей тогда более 250 000 рукописей, а возможно, и рукописями из 70 других публичных библиотек Кордовского халифата.

Во всяком случае, всю свою жизнь Албукасис провел в халифате, жил и работал в своем родном городе, ставшем, по сути, пригородом Кордовы, и в столице халифата, причём имел обширную практику, в том числе при дворе халифов. В то же время он много ездил по стране и, как полагают, мог даже погибнуть во время междоусобиц, раздиравших халифат в ХI в.

Есть основания считать, что Албукасис был автором нескольких медицинских сочинений. Самое главное из них – тридцатитомный труд «Руководство для того (врача), кто не в состоянии составить (таковое)», по-другому его называют «Книга аз-Захрави » («Китаб Аз-Захрави»). Этот огромный труд посвящен медицине и хирургии. Во второй половине XII в. он переведен на латынь и стал настольной книгой для хирургов раннего Средневековья; в 80-х годах прошлого столетия он был переведен и издан на русском языке.

Образованный и знающий врач, занимавшийся, по традиции, врачеванием самого широкого круга болезней, Аз-Захрави особенно высоко ценил и довольно часто использовал хирургические методы лечения. В отличие от других средневековых арабских врачей, он считал хирургию важной составной частью медицины: об этом убедительно свидетельствует его хирургический трактат. Начиная свое изложение хирургии, Аз-Захрави предупреждал, что хирург должен хорошо знать анатомию. В связи с этим он цитировал Гиппократа, который, по его словам, говорил, что врачей по званию много, а по умению – мало, и особенно в хирургии.

Аз-Захрави сформулировал тактику хирурга – четыре способа борьбы с кровотечением: при помощи прижигания; путем отсечения артерии, если она будет крепко перевязана; при помощи прикладывания кровоостанавливающих средств и плотного бандажа. Знание этих способов остановки кровотечения было обязательным для врачей, занимавшихся хирургической практикой. Знать и уметь оперировать на кровеносных сосудах было важно еще и потому, что одним из широко использовавшихся тогда лечебных методов было кровопускание. Можно добавить, что умение бороться с кровотечением, накладывать лигатуры на кровеносные сосуды помогало Албукасису успешно лечить сосудистые аневризмы.

Существенной частью хирургической операции было наложение швов. Одним из приоритетов Албукасиса в хирургии было применение им для сшивания тканей кишечных нитей (фактически современного кетгута): уже тогда он установил, что эти нити впоследствии рассасывались без какого бы то ни было следа.

В борьбе с нередким тогда осложнением ран – гангреной, особенно если она поражала раненую конечность, Аз-Захрави советовал как можно раньше прибегать к ампутации. Кроме того, он много и успешно занимался лечением глазных болезней, особенно глазной хирургией. Он первым, по-видимому, применил термин «катаракта», занимался исследованием этого заболевания, успешно лечил его.

Составляя свой хирургический трактат, Албукасис включил туда ряд операций, известных ему по описаниям древних врачей, но не использовавшихся им в своей практике. Из других оперативных вмешательств Альбукасис иногда применял трепанации (хотя и советовал соблюдать при этом величайшую осторожность), производил латеральное камнесечение (как правило, слева), пункции при водянке живота и др.

При проведении хирургических вмешательств Аз-Захрави употреблял самые различные хирургические инструменты. Ему принадлежит описание (и весьма демонстративные рисунки) около 200 разнообразных хирургических инструментов. Несмотря на то, что Аз-Захрави был незаурядным хирургом, он всегда очень осторожно подходил к использованию хирургических методов лечения, рекомендуя тщательно взвешивать последствия их применения. Основой для написания хирургического трактата Аз-Захрави послужили сочинения древних врачей и, конечно же, большой собственный опыт.

Труд Аз-Захрави, который словно бы связал античную хирургию и хирургию средневековой Европы, в течение нескольких столетий оставался авторитетным руководством для всех, кто занимался оперативным лечением человеческих болезней, а сам Аз-Захрави был своеобразным символом средневековой арабской хирургии.

По материалам книги «История медицины и хирургии », М. Б. Мирский, 2010.

Подготовил Махач Гитиновасов

Поразительно, но факт: когда педиатры в современной Европе назначают маленьким пациентам ингаляции, они, возможно, даже не догадываются, что над ними незримо витает дух благословенного Абуль-Касима аз-Захрави (963-1013 годы), более известного в Старом Свете под псевдонимом Альбукасис. А ведь именно он придумал первый в мире ингалятор. Впрочем, как и многое другое медицинское оборудование, а также приемы врачевания, лишь по недоразумению считающиеся ныне давними новациями европейских докторов.

Во имя жизни

Головы придворных табибов летели с их плеч одна за другой. И неудивительно: ни один из них не смог вытащить огромную занозу из пухлого плечика трехмесячного младенца, отпрыска главного визиря, служившего калифу Кордовы, Аль-Хакаму II. Стоило неудачливым лекарям приблизиться к малышу, сжимая угрожающего вида медицинские ножи в руках, как тот буквально впадал в истерику. В тот момент, когда сам могущественный Аль-Хакам, второй правитель мусульманской Кордовы (Испания), уже обнял своего безутешного визиря и повелел ему молиться, смирившись с неизбежным заражением крови сынишки и последующей за ним смертью, кто-то из придворных догадался послать за аз-Захрави. Далее, по мнению всех присутствующих, «свершилось чудо по воле Аллаха». Заговорив с крохотным пациентом ласковым, напевным голосом, этот табиб передал ребенку в руки хирургический инструмент, который сам же недавно изобрел. Заигравшись под наблюдением аз-Захрави со скальпелем (!), сын визиря утратил страх перед ним и вскоре позволил медику извлечь занозу. Что касается аз-Захрави, то он отказался от вознаграждения, предложенного счастливым отцом, — богато инкрустированного серебряного блюда, доверху наполненного золотом. Медик пояснил, что старался во имя жизни, а предложенная ему за то награда «слишком несправедлива по отношению к тем больным детям, чьи нищие родители не способы расплатиться за их исцеление даже черствой лепешкой».

«Пусть за меня скажут мои дела»

Знают ли люди, «сделавшие себя сами» (self-made men), что изречение, вынесенное нами в заголовок, принадлежит вовсе не Биллу Гейтсу, а исламскому врачу аз-Захрави? Между тем этот медик, служивший при дворе второго калифа Кордовы, а затем наследовавшего ему военачальника и фактического правителя мусульманской Испании аль-Мансура, жил именно так, как об этом говорил.

Жизнь того, кто однажды — посмертно — прославится в Старом Свете под именем Альбукасис, практически неизвестна современным исследователям. В отличие от медицинских разработок скромного табиба.

Принимая во внимание скупые размеры журнальной публикации, перечислим лишь некоторые из них.

Кетгут. Аз-Захрави первым из врачей предложил использовать эту нить из тканей кишечника животных для наложения внутренних швов. Тогда было ведомо, что это единственный материал, рассасываемый организмом. А вот до того как аз-Захрави революционно использовал оный, самых богатых и влиятельных пациентов на Востоке и Западе оперировали дважды. Повторно — дабы снять наложенные швы.

Щипцы для родовспоможения. Первым в мире применив таковые, Альбукасис снизил смертность младенцев и молодых матерей.

Тонзиллэктомия. Эта операция по удалению нёбных миндалин вместе с соединительной тканной капсулой известна свыше 3000 лет. Однако языкодержатель, крючки и ножницы для такого оперативного вмешательства разработаны именно аз-Захрави. И они практически в неизменном виде дошли до наших дней.

Местная и пероральная анестезия, мастэктомия у женщин с раком груди, методы дробления камней в мочевом пузыре, наиболее эффективные способы фиксации костей при ампутации конечностей — все это разработки нашего доктора.

Впрочем, достаточно перечислений. Лишь упомянув, что еще в 1918 году медицинская энциклопедия «Ат-Тасриф» (30 томов), принадлежащая перу Альбукасиса, была впервые (!) опубликована в Индии, дабы обрести тут статус официального учебника для врачей, попытаемся найти ответы на два очень важных вопроса.

Первый: был ли наш герой при всей его незаурядности неким уникумом своего времени? И второй: какова извечная цена отсутствия паблисити («раскрученности») в медицинском сообществе?

Золотой век ислама и «историческая амнезия»

Для начала зададим читателям вопрос, предлагая им проверить свою эрудицию. Где и когда был создан первый университет? И, пока вы вспоминаете, продолжим наш рассказ…

Временной «отрезок» с VIII до XIII века иногда принято называть Золотым веком ислама. Именно на него и приходятся 50 лет служения всем людям (а не только калифу и его приближенным) нашего героя. А вот затем, уже после XIII века, происходит то, что доктор наук Крейг Консидайн называет в своей одноименной статье «исторической амнезией». Поясним сущность этого явления как можно мягче и политкорректней, будучи уверены в том, что читатель поймет наш эзопов язык.

Начиная с XIII века и далее в христианском мире возникает бытовое заблуждение о «реакционности» исламской науки, как и о «невежестве, ксенофобии» ученых (да и по большей части не только их), исповедующих данную религию. А ведь это далеко не так, идет ли речь о медицине, математике, философии и т.д.

И теперь, в подтверждение сказанному, ответ на вопрос, заданный читателям: первый в мире университет был создан в 859 году в Марокко, в Фесе — старейшем из четырех имперских городов этой страны. Вероятно, многих удивит даже не тот факт, что именно здесь разработали ученые степени, лишь заимствованные намного позднее университетом Болоньи (Италия) и знаменитым Оксфордом. Во-первых, кажется невероятным по нынешним временам обстоятельство, что создали университет Аль-Карауин две женщины — мусульманки Фатима и Мириам аль-Фихри. Во-вторых, необычен межконфессиональный мир, царивший в Аль-Карауин среди христианского, мусульманского и иудейского студенчества. В-третьих, бессмертные произведения Сократа, Платона, Аристотеля изначально были переведены именно здесь, а уже потом, намного позже, были переложены на европейские языки.

«Исцелять всех, невзирая на мошну их»

«Все это прекрасно, — заявит некий скептик. — Но при чем тут, собственно, названный вами родоначальником сов-ременной хирургии аз-Захрави?»

Отвечаем. В полном соответствии с ленинской формулой о том, как «декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию», все произошло и в случае с Альбукасисом. Выходцы из университета Аль-Карауин учредили в 872 году едва ли не первую в мире «светскую» (!) больницу в Каире. В этом передовом даже по нынешним меркам лечебном заведении, именуемом больницей Ахмеда ибн Тулуна, наличествовали лечебный центр, реанимационное отделение, санаторий. Здесь лечили всех, невзирая на пол и религиозные убеждения, и — впервые в мире — психически больных людей. Именно научное наследие больницы Тулуна «разбудило» в нашем докторе ученого: изучая здешние архивы, он спустя 100 лет после основания указанной лечебницы создал свой медицинский трактат, использовавшийся европейскими хирургами в качестве справочника на протяжении 500 последующих лет.

Более того. Впитав гуманистические идеи, переданные медикам больницы Тулуна выпускниками университета Аль-Карауин, родоначальник современной хирургии развернул поистине революционную агитацию уже при дворе фактического правителя всей мусульманской Испании, аль-Мансура. Надо сказать, что идеи, распространявшиеся Альбукасисом среди собратьев по медицинскому цеху, сходили ему с рук по одной причине: слишком уж хорошо лечил сей бунтарь и смутьян.

Что же за крамольные идеи проповедовал наш герой? Да вот, не угодно ли. Многие из оных идей — скажем, положа руку на сердце, — до сих пор могут счесть крамолой в тех или иных медицинских кругах. По аз-Захрави, одинаково качественно следует лечить всех (вне зависимости от конфессиональной принадлежности) — и богатых, и нищих, не прося при этом с бедняков какой-либо платы, но уделяя много личного внимания каждому пациенту, невзирая на тяжесть его мошны.

Чужие имена

Наконец, о посмертной судьбе открытий, сделанных скромным в быту и не алкавшим громкой славы аз-Захрави. Большинство «ноу-хау» выдающегося медика давным-давно присвоены его не столь щепетильными европейскими последователями. Положение Вальхера в родовспоможении и метод Кохера (при вправлении плечевого сустава) — детища именно аз-Захрави. Но, как видим, детища, носящие чужие имена.

Остается лишь с прискорбием констатировать, что чрезвычайно цельная по своей внутренней структуре медицинская энциклопедия Альбукасиса оказалась в Европе — причем веками позже — так сказать, «раздерганной на цитаты» старосветскими учеными, не вникнувшими в суть. Вот лишь два тому примера. В XII веке один из крупнейших переводчиков Средневековья, итальянец Герард Кремонский осилил лишь один раздел (посвященный хирургии) из 30 томов «Ат-Тасрифа». И только в 1519 году в Аугсбурге (Германия) был представлен на суд медиков более-менее полный перевод на латинский этого выдающегося труда (под названием Liber theoricae necnon practicae Alsaharavii — «Теоретическая и практическая книга аз-Захрави»).

Вторая половина X века является «золотым периодом» в истории Кордовского халифата. В правление халифов "Абд ар-Рахмана III (912-961), Хакама II (961-967) и Хишама II (976-1009) наблюдается расцвет во всех известных к тому времени областях знаний, но, пожалуй, самое большое развитие в это время получила медицина. В этот период в Кордовском халифате практиковало много известных врачей разных специальностей.

Среди них можно назвать Йуниса ибн Ахмада Аль-Харрани и его двух сыновей — Ахмада и Умара, Яхйу ибн Исхака, Сулаймана Абу Бакра ибн Таджа, Ибн Умм Ал-Банина, Са"ида ибн "Абд Раббихи, Абу "Абд Аль-Малика Ас- Сакафи, "Абд Ар-Рахмана ибн Исхака ибн Хайсама, Абу Давуда Сулаймана ибн Джулджула и др.

Однако особое место среди них занимает Абу Аль-Касим Халаф ибн "Аббас аз-Захрави (известный в средневековой Европе как Абулкасис или Албукасис), уроженец основанного халифом "Абд Ар-Рахманом III города Аз-Захра", неподалёку от Кордовы. Аз-Захрави родился в городе Аз-Захра около 936 г., недалеко от Кордовы, столицы Кордовского халифата (территория современной Испании), в семье состоятельного араба, связанного с окружением халифа. Не исключено, что медицинское образование он получил в действовавшей в Кордове академии (университете), где он впоследствии, очевидно, и преподавал. Известно, что в течение всей своей жизни он пользовался сокровищами крупнейшей в средневековые времена Кордовской библиотеки, насчитывавшей тогда более 250 000 рукописей, а возможно, и рукописями из 70 других публичных библиотек Кордовского халифата.

Во всяком случае, всю свою жизнь Албукасис провел в халифате, жил и работал в своем родном городе, ставшем, по сути, пригородом Кордовы, и в столице халифата, причём имел обширную практику, в том числе при дворе халифов. В то же время он много ездил по стране и, как полагают, мог даже погибнуть во время междоусобиц, раздиравших халифат в ХI в. Есть основания считать, что Албукасис был автором нескольких медицинских сочинений.

Самое главное из них - тридцатитомный труд «Руководство для того (врача), кто не в состоянии составить (таковое)», по-другому его называют «Книга аз-Захрави» («Китаб Аз-Захрави»). Этот огромный труд посвящен медицине и хирургии. Во второй половине XII в. он переведен на латынь и стал настольной книгой для хирургов раннего Средневековья; в 80-х годах прошлого столетия он был переведен и издан на русском языке.

Образованный и знающий врач, занимавшийся, по традиции, врачеванием самого широкого круга болезней, Аз-Захрави особенно высоко ценил и довольно часто использовал хирургические методы лечения. В отличие от других средневековых арабских врачей, он считал хирургию важной составной частью медицины: об этом убедительно свидетельствует его хирургический трактат.

Начиная свое изложение хирургии, Аз-Захрави предупреждал, что хирург должен хорошо знать анатомию. В связи с этим он цитировал Гиппократа, который, по его словам, говорил, что врачей по званию много, а по умению - мало, и особенно в хирургии. Аз-Захрави сформулировал тактику хирурга - четыре способа борьбы с кровотечением: при помощи прижигания; путем отсечения артерии, если она будет крепко перевязана; при помощи прикладывания кровоостанавливающих средств и плотного бандажа.

Знание этих способов остановки кровотечения было обязательным для врачей, занимавшихся хирургической практикой. Знать и уметь оперировать на кровеносных сосудах было важно еще и потому, что одним из широко использовавшихся тогда лечебных методов было кровопускание. Можно добавить, что умение бороться с кровотечением, накладывать лигатуры на кровеносные сосуды помогало Албукасису успешно лечить сосудистые аневризмы.

Существенной частью хирургической операции было наложение швов. Одним из приоритетов Албукасиса в хирургии было применение им для сшивания тканей кишечных нитей (фактически современного кетгута): уже тогда он установил, что эти нити впоследствии рассасывались без какого бы то ни было следа.

В борьбе с нередким тогда осложнением ран - гангреной, особенно если она поражала раненую конечность, Аз-Захрави советовал как можно раньше прибегать к ампутации. Кроме того, он много и успешно занимался лечением глазных болезней, особенно глазной хирургией. Он первым, по-видимому, применил термин «катаракта», занимался исследованием этого заболевания, успешно лечил его. Составляя свой хирургический трактат, Албукасис включил туда ряд операций, известных ему по описаниям древних врачей, но не использовавшихся им в своей практике.

Из других оперативных вмешательств Альбукасис иногда применял трепанации (хотя и советовал соблюдать при этом величайшую осторожность), производил латеральное камнесечение (как правило, слева), пункции при водянке живота и др. При проведении хирургических вмешательств Аз-Захрави употреблял самые различные хирургические инструменты.

Ему принадлежит описание (и весьма демонстративные рисунки) около 200 разнообразных хирургических инструментов. Несмотря на то, что Аз-Захрави был незаурядным хирургом, он всегда очень осторожно подходил к использованию хирургических методов лечения, рекомендуя тщательно взвешивать последствия их применения.

Основой для написания хирургического трактата Аз-Захрави послужили сочинения древних врачей и, конечно же, большой собственный опыт. Труд Аз-Захрави, который словно бы связал античную хирургию и хирургию средневековой Европы, в течение нескольких столетий оставался авторитетным руководством для всех, кто занимался оперативным лечением человеческих болезней, а сам Аз-Захрави был своеобразным символом средневековой арабской хирургии.

По материалам книги «История медицины и хирургии», М. Б. Мирский, 2010.

Подготовил Махач Гитиновасов

Известный на Западе как Альбукасис, этот врач-мусульманин считался самым выдающимся средневековым хирургом в исламском мире. Многие называют его отцом современной хирургии. Его наибольший вклад в медицину – тридцатитомный труд "Kitab al-Tasrif", большая энциклопедия медицинской практики. Новаторский вклад Альбукасиса в развитие хирургических процедур и инструментов оказал существенное влияние на Восток и Запад. Некоторые из его открытий по сей день применяются в медицине. Альбукасис был первым врачом, описавшим внематочную беременность и определившим наследственную природу гемофилии.


Абу аль-Касим Халаф ибн аль-Аббас аль-Захрави родился в 936-м в г. Эль-Захра (El-Zahra), рядом с г. Кордова, Андалусия (Córdoba, Andalusia). Большую часть своей жизни он прожил в Кордове, где учился, а затем и преподавал медицину и хирургию, незадолго до своей смерти. Из истории жизни хирурга известно совсем немногое, а все из-за уничтожения Эль-Захра в ходе кастильско-андалузских конфликтов. Его имя впервые появляется в трудах Абу Мухаммада бин Хазма (Abu Muhammad bin Hazm), который ставит Альбукасиса в один ряд с величайшими врачами мавританской Испании (Spain).

Альбукасис был придворным врачом андалузского халифа Аль-Хакама II (Al-Hakam II). Все свои таланты и силы он вкладывал в развитие медицины, особенно в область хирургии. Он был специалистом в лечении заболеваний путем прижигания. Абу аль-Касим изобрел несколько устройств, используемых во время операций, для таких целей, как исследование внутренней части уретры, удаление инородных тел из горла, осмотр уха и т.д. Считается, что Альбукасис в 963-м первым описал внематочную беременность, роковой недуг тех времен.

Абу аль-Касим первый ввел в практику различные канюли и первый начал лечить бородавки при помощи каустических химикатов. Он первым опробовал двойной крючок в хирургии и поведал миру о хирургическом лечении мигрени, которое в 21-м веке серьезно заинтересовало южноафриканского хирурга Эллиота Шевела (Elliot Shevel). Альбукасис описал применение щипцов в вагинальных родах. Он представил свыше 200 хирургических инструментов, многими из которых не

пользовался ни один хирург.

Альбукасис пользовался кетгутом, саморассасывающимся хирургическим шовным материалом, для внутренних швов. В современной хирургии кетгут используется по сей день. Согласно иллюстрациям из "Kitab al-Tasrif", арабский врач также изобрел шприцы для извлечения мертвых плодов. В аптечном деле и фармакологии Абу аль-Касим был первопроходцем в подготовке лекарственных средств в режиме сублимации и дистилляции. Особый интерес представляет его труд "Liber Servitoris", где читатель не просто знакомится с различными рецептами, но и получает возможность самому изготовить "простейшие" препараты, входящие в состав комплексных.

Ясность изложения и привлекательная методика представления своих открытий помогли Альбукасису справиться с предубеждением медицинской системы Европы, долгое время с недоверием относившейся к арабской литературе. Методы Абу аль-Касима затмили труды римского медика Галена (Galen) и доминировали в медицинской Европе почти 500 лет. Интересно, что Абу аль-Касим ценил свои знания выше всех знаний античных мыслителей. Он написал: "Все те умения, что у меня есть, я извлек сам из долгого процесса чтения книг древних. Мне помогала моя жажда к познанию, пока я не выудил всю информацию. Затем всю свою жизнь я придерживался стороны опыта и практики... Я сделал знания доступным для вас и уберег их от бездны нудного многословия". Посчитав, что он достиг предела книжного знания, Альбукасис принялся добавлять к теоретической базе знаний практическую.