Умственное переутомление и способы его проявления. Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов Наиболее эффективным способом снятия умственного утомления являются

Переутомление – это состояние, с которым может столкнуться каждый современный человек. Многие с иронией относятся к этому заболеванию, и, столкнувшись с ним, очень часто не обращают на него внимание. Хотя врачи уже давно внесли его в классификацию болезней. И стоит заменить, как и другие заболевания, умственное переутомление имеет собственные причины, симптомы и возможные последствия. Самыми явными причинами, вызывающие это заболевания являются: тяжелый труд, отсутствие отдыха, неблагоприятные условия труда, неправильный образ жизни и питания.

Какие симптомы у данного недуга

Как известно, умственное переутомление может быть трех стадий, и симптомы проявляются в зависимости от стадии этого состояния. Но все же существуют общие объективные признаки, с помощью которых можно определить степень заболевания.

  • постоянная , которая не проходит после ночного отдыха;
  • головные боли без явных тому причин;
  • покраснение глаз;
  • изменение цвета лица, синяки под глазами, отеки;
  • неспособность заснуть при усталости, особенно в утреннее время;
  • повышение и понижение артериального давления;
  • повышенная раздражительность и нервность;
  • потеря концентрации, ухудшение памяти, рассеянное внимание;
  • тошнота, рвота.

Но стоит помнить, что полностью полагаться на эти признаки для определения точного диагноза - нельзя, так как это может свидетельствовать и о других заболеваниях. Например, за резким , тошноте, головных болях, покраснении глаз может скрываться гипертония или другие заболевания сердечно-сосудистой системы.

Лечение умственного переутомление с помощью ароматерапии

При лечении этого заболевания очень часто применяют эфирные масло, так как они способствуют повышению мозговой активности, и помогают предотвратить последствия умственной усталости. Но ни в коем случае нельзя злоупотреблять эфирными маслами. Очень многим они помогает в критической ситуации, когда человеку нужна ясная голова. Их можно использовать время от времени, когда действительно требуется быстрая помощь. Но лучше всего делайте перерывы в работе, находите пару минуток для отдыха.

Базилик, мята, розмарин – этих три масла чаще всего используют в этих целях. Если вы проснулись уставшим и не выспавшимся, сделайте ванну и добавьте в воду 6 капель розмарина – это поможет вам перед тяжелым рабочим днем. А ромашку лучше всего пить в виде чая, и постарайтесь поменьше пить кофе и крепкого чая.

В чем проявляется умственное утомление, его стадии

Это состояние организма бывает 3 стадий, поэтому тщательно разобрав каждую, можно выяснить в чем проявляется умственное утомление. Начиная с самой легкой – первой стадии и заканчивая самой тяжелой – третей.

I стадия характеризируется субъективными признаками, такими как нарушение сна (трудности при засыпании, частые пробуждения и сильная усталость после ночного отдыха), отсутствие аппетита. На этой стадии утомление также может проявляться в не состоянии справиться с психическими или физическими нагрузками.

Во II стадии объективные симптомы очень хорошо выражены, что приносит дискомфорт и снижает качество жизни. К предыдущим симптомам на I первой стадии присоединяются: быстрая утомляемость, тягостные ощущения в сердце, после физической нагрузки могут появляться спазмы или дрожание конечностей. Дело в том, что именно на этой стадии начинают происходить изменения практически всех органов организма. Сон начинает ухудшаться, не приносит облегчение, что связано с кошмарами, пробуждениями и т.д. А если ко всему прочему добавить , то заснуть точно не удастся.

Но стоит заменить, что могут происходить всплески работоспособности, например ранним утром или в период вечернего отдыха.

Также этой стадии характерно нарушение обмена веществ, вследствие чего происходит снижение веса. У человека может без причины как понижаться, так и . Присутствует нездоровый внешний вид, побледнение лица, синяки под глазами, посинение губ и мраморная кожа. Стоит упомянуть, что в интимном плане у мужчин страдает сексуальная функция, а женщинам характерна задержка месячных а также ее прекращение.

III стадия – самая тяжелая и проявляется неврастенией. Человек на этой стадии страдает повышенной возбудимостью, постоянной усталостью, сильная бессонница, которая вызывает сонливость в дневное время. Работа органов значительно нарушена, поэтому переутомление II и III стадии нужно лечить, так как человек выбивается из нормальной жизни на долгое время.

Методика лечения различных стадий

Самое главное правило при лечении умственной усталости – снизить все виды нагрузки, которые все это время воздействовали на организм больного человека. На I стадии лечение происходит с помощью уменьшения психоэмоционального воздействия. Человек должен соблюдать режим дня, исключить интеллектуальную нагрузку и значительно снизить физическую нагрузку. Такое лечение займет от 2-4 недель, затем следует постепенно вводить интеллектуальные нагрузки, на восстановление человеку понадобиться примерно столько же времени 2-4 недели.

Что касается II стадии , то здесь человеку необходим отдых от повседневной деятельности, который должен длиться 1-2 недели. Он должен включать в себя активный отдых, например прогулки на свежем воздухе, аутогенные тренировки и массаж. Затем в течение 1-2 месяцев нужно вводить обычный режим работы, только стоит помнить, что что на протяжении всего времени больной должен придерживаться правильного режима дня.

Лечение III стадии переутомления должно происходить в специальной клинике в течение 2 недель, где человек сможет полностью расслабиться, после чего такой же период времени нужно выделить на активный отдых. После этих двух стадий лечения на протяжении 2-3 месяцев должен происходить постепенный этап возврата в нормальную жизнь.

Переутомление является патологическим состоянием человеческого организма, вызванное постоянной (хронической) усталостью. Нет в мире, наверное, человека, который хоть раз в жизни не страдал от переутомления. В нашем быстро меняющемся мире люди все больше и больше страдают от этого недуга.

Переутомление - состояние души и тела, знакомое более 90% взрослых.

Ниже на Дом Знаний Вы узнаете, какие симптомы переутомления и как с ним бороться.

Симптомы переутомления.

Прежде всего, человек чувствует себя подавленно, вяло, у него ухудшаются координация движений, самочувствие, аппетит и сон. Нередко болит голова. Но бывает и наоборот - чрезмерное нездоровое нервное возбуждение. Такой человек, как правило, плохо засыпает, в его сознании всплывают тревожные воспоминания, а утром он чувствует себя разбитым. Заметно снижается работоспособность и ему трудно сосредоточиться, а для того, чтобы запомнить что-то, переутомленному человеку приходится несколько раз перечитывать одно и то же.

У некоторых от переутомления нарушаются функции внутренних органов и систем: учащается сердцебиение, повышается артериальное давление, появляются потливость, неприятные ощущения в сердце, порой боль в животе, тошнота, ощущение жжения в пищеводе.

Физическое переутомление. Восстановление после физического переутомления.

Скажу откровенно: при физическом переутомлении таблетки или микстура здесь не помогут .

Парадокс 1.
Следует, прежде всего, пересмотреть собственный режим дня, а иногда дополнительно поработать.

Вместо отдыха - поработать?

Да! И это не единственный парадокс, с которым Вам придется встретиться при переутомлении. Оказывается, усталость сама по себе защищает организм. Она сигнализирует о неблагоприятных изменениях, о необходимости немедленно устранить раздражители.

Оздоровление в ответ на сигналы усталости называют восстановлением . Наступает оно не сразу: дыхание, к примеру, возвращается к норме быстрее, чем частота пульса или артериальное давление, еще медленнее - процессы в мозгу. Чем сильнее натренирован организм, тем быстрее восстанавливается его нормальное состояние.

Парадокс 2.
Еще один парадокс: путь к повышению работоспособности лежит обязательно через... усталость. К примеру, если Вы на тренировке не будете уставать, считайте, усилия потрачены зря - сильнее не станете.

В функциональном состоянии человека после тренировки выделяют три фазы:

  1. Первая фаза - усталость;
  2. Вторая фаза - восстановление исходного уровня;
  3. Третья фаза - улучшение самочувствия.

Итак, следует бояться не усталости (переутомления), а неумения ее преодолевать (хочу предостеречь: нагружать организм можно только под руководством тренера или врача).

Умственное переутомление. Восстановление после умственного переутомления.

Несколько иные особенности умственной деятельности и переутомления мозга. Известно, что интеллектуальная нагрузка, какой бы она сильной не была, действует на сравнительно незначительную часть нервных клеток коры головного мозга. Если Вы, например, устали, длительное время решая задачу по физике, это не значит, что так чувствует себя весь организм. Переключите внимание на другое занятие, скажем, почитайте художественную книгу, и уставший участок коры головного мозга вернется к состоянию покоя, в это время заработает другая часть мозга. Через некоторое время усталость проходит и можно снова вернуться к физике.

Чтобы не переутомлять мозг, полезно ежедневно составлять своеобразное расписание умственного труда, в котором бы чередовалась напряженная умственная деятельность с занятиями другого характера: рисованием, музыкой, чтением художественных книг и др. Все эти занятия хорошо снимают нервно-психическое напряжение.

И все же, эффективность умственного труда лучше всего повышают активные движения, физические упражнения и труд.

Гете говорил: "Самые ценные мысли приходят мне в голову, когда я хожу ".

О подобном писал и Руссо: "Хождение в определенной степени оживляет и воодушевляет мои мысли ".

У древних греков необходимость сочетания умственного и физического труда вошла даже в пословицу. О "ничтожествах" (ничего не умеющих людях) они говорили: "Он не умеет ни плавать, ни писать ".

Современные научные исследования подтвердили глубокую рациональность такого чередования занятий. Ведь наш организм - целостная система. Напрягая мышцы, Вы повышаете и готовность к работе нервной системы, а она в свою очередь активизирует деятельность мозга. Итак, выполняя физическую работу, гимнастические упражнения, занимаясь ходьбой, бегая, играя в спортивные игры, то есть, рационально сочетая напряжение мышц с последующим их расслаблением, можно длительное время успешно поддерживать высокую работоспособность интеллекта.

Надеюсь теперь понятно, почему нет никакого парадокса в том, что врач рекомендует пациенту от переутомления поработать, вернее, заняться другими видами деятельности?

Как снимать чрезмерное нервное напряжение?

Ведь оно также наносит немало вреда нашему здоровью, приводит к снижению работоспособности.

Опять же - само по себе нервное напряжение ничем не угрожает. Современная динамичная жизнь заставляет нас ежедневно решать немало задач, выбирать оптимальные из многих вариантов действий и решений, вследствие чего в мозгу одновременно "конкурируют" несколько функциональных структур. А уже даже два таких "конкурента" вызывают нервное напряжение.

Плохо лишь в случае, если это чрезмерное напряжение, непродуктивное. Как правило, оно напоминает о себе нарастанием встревоженности и возбуждения. Когда такое напряжение вызвано преимущественно позитивными эмоциями, его нетрудно преодолеть. При негативных эмоциях, например, при страхе, тягостных сомнениях и тому подобному, нервное напряжение усиливается, и чем дальше, тем более неэкономно расходуются энергетические и функциональные ресурсы мозга. В этом случае и возникает хроническая усталость или переутомление.

Часто причиной чрезмерного нервного напряжения становится привычка, а то и необходимость одновременно решать несколько проблем, "дробить" на них внимание и силы. Повторение таких ситуаций, особенно ежедневное, очень вредно для здоровья.

В юном возрасте опасна и другая крайность - постоянно заботиться о покое, избегать сложностей и проблем, количество которых с каждым годом будет только увеличиваться. Тем, кто вырос "неженкой", нелегко будет справиться с ними.

Мне вспоминается случай, когда молодой человек, оканчивая школу, никак не мог выбрать профессию по душе. Это раздражало и его, и родителей. Нервное напряжение нарастало с каждым днем. Парень ходил подавленный, все чаще чувствовал себя уставшим и переутомленным. Чтобы хоть как-то избавиться от неприятных ощущений, он решил отложить окончательный выбор профессии на позже. Окончив школу, устроился на временную работу с неплохим заработком. Некоторое время все было как будто в порядке. Но через несколько месяцев невеселые мысли снова начали досаждать ему, тревожить, и помочь здесь он уже не мог ничем. Наконец, отбросив сомнения, он поступил в техникум, который ему больше всего нравился. Но пережитое ранее нервное напряжение не ушло просто так и в студенческие годы молодому человеку пришлось долго лечить невроз.

У каждого из Вас достаточно и волевых, и интеллектуальных, и духовных сил для того, чтобы снять непродуктивное нервное напряжение, устранить все препятствия или сложности.


Умственная работоспособность и факторы, ее определяющие

Учеба студента - это характерный пример современного умственного труда, к которому принято относить работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие, преимущественно, напряжения сенсорного аппарата, памяти, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Характерной особенностью данного вида труда является сильное возбуждение головного мозга в сравнительно небольшой области нервных центров, что обуславливает их быстрое утомление, напряжение в органах чувств и в то же время ограничение двигательной активности.

Культура умственного труда - это такая его организация, которая надежно обеспечивает максимальную эффективность любых интеллектуальных усилий при минимальной затрате нервной и физической энергии.

Освоение знаний, умений и навыков на этапе высшего образования требует от студента проявления таких его высших психических функций, как внимание, память, мышление, скорость переработки информации и т.п. В связи с этим интенсивная умственная работа особенно остро отражается на состоянии центральной нервной системы и на протекании психических процессов. Интенсивность процесса обмена веществ в мозге значительно повышена, он потребляет до 20 % кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма. Для нормального осуществления своих функций мозг должен иметь хорошее стабильное кровоснабжение.

Однако, длительное пребывание в положении сидя, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, нервно-психическое напряжение снижают эффективность кровообращения в головном мозге. При отрицательных эмоциях в крови увеличивается количество адреналина, за счет увеличения ацетилхолина, принимающего участие в передаче нервного напряжения в центральной нервной системе, что приводит к сужению сосудов, питающих сердце и головной мозг. Под влиянием адреналина учащается ритм сердца, что связано с большим расходом энергии, при этом доставка к органам питательных веществ и кислорода ограничивается.

Одной из неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности. В условиях ограничения двигательной активности изменения сердечной деятельности, возникающее под влиянием напряженного интеллектуального труда, сохраняются дольше, чем в условиях нормальной двигательной активности.

При длительной умственной работе из-за ограничения движений и наклонного положения головы затрудняется отток венозной крови из головного мозга что вызывает головную боль и снижение работоспособности.

Как показывают исследования, напряженная умственная работа сопровождается непроизвольным сокращением и напряжением скелетных мышц, не имеющих прямое отношение к выполнению умственной работы.

Умственная работоспособность во многом зависит от общей физической работоспособности всего организма и душевного благополучия. Она зависит от состояния психофизических качеств студентов, таких как: общая выносливость, эмоциональная устойчивость, быстрота мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивости внимания.

Умственный труд немыслим без напряженной работы мозга. Работа мозга невозможна без тренировки мышления, а тренировка мышления идет через определенную степень утомления. Не утомляясь, нельзя достичь повышения умственной работоспособности. Усидчивость в работе, способность длительное время удерживать внимание на исследуемом объекте, длительная мобилизация памяти - это определенная выносливость в умственном труде. Она развивается через волевое принуждение себя работать над заданием, несмотря на усталость.

К факторам, определяющим умственную работоспособность студентов можно отнести следующие:

Состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности;

Общая и специальная эрудиция;

Личностные качества: твердость характера, воля, усидчивость;

Уровень развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления, скорости переработки информации;

Ведение здорового образа жизни, соблюдение режима дня, труда и отдыха, питания, двигательной активности;

Настроение, самочувствие, интерес к деятельности.
Умственная работоспособность непостоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня. В начале она низкая (период вырабатывания), затем поднимается и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего снижается (период некомпенсированного утомления). Умственная работоспособность человека в значительной мере зависит от времени суток. Суточный физиологический ритм функциональных систем организма определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное время и пониженную - в ночное время. Умственная работоспособность изменяется в течение недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг - высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять активному отдыху, занятиям физическими упражнениями.

Многочисленными исследованиями доказано, что занятия физическими упражнениями оказывают эффективное влияние на факторы повышения работоспособности и противодействуют преждевременному наступлению утомления. В течение учебного дня целесообразно использовать физкультурные паузы, т.е. выполнять физические упражнения в перерывах между занятиями.

Механизмы возникновения и признаки умственного утомления

Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности в результате проведенной работы. Это своего рода диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических веществ.

Состояние утомления проявляется в замедлении процесса утомления связано с ощущением усталости. Утомление служит естественным сигналом возможного истощения организма и одновременно предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Вместе с тем утомление является также и стимулятором, мобилизующим резервы организма и обеспечивающим рост функциональных возможностей организма.

Утомление бывает острым и хроническим, т.е. может проявляться в короткий промежуток времени и носить длительный характер; общим и локальным, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом или какой-то в отдельности (определенной группы мышц, какого-либо анализатора и т.п.). Различают две фазы развития утомления: компенсированную (за счет подключения энергетических резервов организма) и некомпенсированную (когда резервные возможности организма исчерпываются и работа продолжается за счет силы воли).

К причинам, вызывающим умственное утомление студентов, можно отнести следующее.

Загруженность интеллектуальной сферы, высокая мобилизация высших процессов психической деятельности человека: внимания, памяти, мышления;

Нахождение длительное время в закрытых помещениях, в соблюдении определенной рабочей позы, в ограничении подвижности;

Высокие требования к самоорганизации и самоподготовке;

Ощущение недостатка времени;

Торопливая еда;

Условия проживания и межличностные отношения;

Анатомо-физиологические особенности организма, рост и развитие которого завершается в студенческие годы.

Степень развития утомления в процессе умственного труда можно определить по некоторым внешним признакам (таблица 8.1).

Таблица 8.1 - Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А. Косилову)

Объект наблюдения

Утомление

Незначительное Значительное Резкое
Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное; реакции на новые раздражители (словесные указания) отсутствуют
Поза Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение подчерка)

К ним относятся бледность кожных покровов и слизистой оболочки, особенно заметная на лице, расслабленность и вялость движений, сгорбленность позы или «развалка» в позе сидя, неуверенность и нерешительность в действиях, повышенный тремор (дрожание) конечностей и др.

В учебной работе утомление проявляется в замедленном темпе выполнения учебных заданий, в увеличении количества ошибок, в росте числа отвлечений от дела.

Внешние психофизические симптомы поведения при утомлении проявляются в виде общей заторможенности и угнетенности.

Умственное утомление в подавляющем случаев дает картину угрюмости, отчужденности и флегматичности.

Таблица 8.2 - Краткая характеристика степеней переутомления (по К.К. Платонову)

Симптом

Степень переутомления

I- начинающееся

II - легкое III - выраженное IV - тяжелое
Снижение ра-ботоспособности Заметное Выраженное Резкое
Проявление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке

При усиленной нагрузке

При обычной нагрузке При облегченной нагрузке Без видимой нагрузки
Компенсация понижения работоспособности волевым путем

Не требуется

Полностью Не полностью Незначительно
Эмоциональные сдвиги Временное снижение интереса к работе Временами неустойчивость настроения Раздражительность Угнетение, резкая раздражительность
Расстройства сна

Трудно засыпать и просыпаться

Труднее засыпать, просыпаться Сонливость днем Бессонница
Снижение умственной работоспособности Трудно сосредоточиться Временами забывчивость Заметное ослабление внимания и памяти
Вегетативные сдвиги

Временами тяжесть в голове

Часто тяжесть в голове Временами головные боли, снижение аппетита Частые головные боли, потеря апптетита
Профилактические мероприятия

Упорядочение отдыха, физическая культура

Отдых, физическая культура Организованный отдых, предоставление отпуска Лечение

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, чрезмерное нервно-психическое напряжение могут привести к состоянию переутомления, которое характеризуется резким развитием тормозных процессов, что приводит к неодолимому чувству усталости. Оно сопровождается чувством усталости до начала работы, отсутствием интереса к ней, апатией, повышенной раздражительностью, снижением аппетита, головокружением и головными болями (таблица 8.2).

Наблюдаются также и объективные признаки, как снижение веса, расстройства пищеварения, повышения сухожильных рефлексов, потливости, пульса, артериального давления. При выраженной и тяжелой степени переутомления снижается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, так как оно связано со способностью центральной нервной системы к длительной работе с перегрузками, что в конечном итоге может привести к запредельному торможению в ее корковых и подкорковых структурах.

Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления.

Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление измененных при выполнении определенной работы функций организма, называются восстановительными. Во время выполнения работы преобладают ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов можем происходить даже с превышением исходного уровня (суперкомпенсация). Это явление имеет огромное значение для повышения тренированности организма, обеспечивая в конечном итоге повышение работоспособности.

Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих процессов:

Устранение нарушений в системах нейрогуморального регулирования;

Выведение продуктов распада, образовавшихся в результате проведенной работы в тканях и клетках организма;

Выведение продуктов распада из внутренней среды организма.
Рациональное сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие сохранения и активизации восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть: личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).

Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельности. Активный отдых является основой организации отдыха в сфере умственной деятельности. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности впервые было установлено русским физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905), который показал, что явно выраженное ускорение восстановления работоспособности утомленной конечности происходит не при ее пассивном отдыхе, а при работе в период отдыха другой конечностью.

К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, физкультминутки, микропаузы активного отдыха.

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы необходимо включать упражнения на все группы мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносилось. Ежедневный комплекс утренней гигиенической гимнастики, дополненный водными процедурами - эффективное средство закаливания организма, поддержания работоспособности.

Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

Физкультурная пауза проводится для снижения утомления в процессе умственной деятельности. Она состоит из 5-7 упражнений и проводится от 5 до 10 минут в период начинающегося утомления.

Студентам предлагается следующий комплекс физкультурной паузы:

1-е упражнение - потягивание. Темп медленный. 5-6 раз.

2-е упражнение - наклоны назад и повороты туловища. Темп средний. 3-4 раза.

3-е упражнение - наклоны вперед. Темп средний. 6-10 раз.

4-е упражнение - пружинистые приседания. Темп средний. 6-8 раз.

5-е упражнение - наклоны в стороны. Темп средний. 6-8 раз.

6-е упражнение - маховые движения. Темп средний. 4-6 раз.

7-е упражнение - на координацию движений. Темп средний. 6-8 раз.

Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений, выполняемых в течение 1 -2 минут. Физкультурные минутки могут быть общего и локального воздействия, они применяются в течение учебного дня по мере необходимости в активном отдыхе (до 5 раз и более).

Примером физкультминутки для студентов может служить следующий комплекс (В.Н. Носарь):

1-е упражнение - потягивание.

2-е упражнение - приседания, выпады или прыжки.

3-е упражнение - на координацию движений.

Микропаузы активного отдыха являются самой короткой формой физической культуры в режиме учебного труда студентов, длительность, которой 20-30 секунд. В микропаузах используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движения) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, дыхательные упражнения, ходьба. Они применяются многократно, по мере необходимости, индивидуально.



Современному человеку все чаще приходится сталкиваться с проблемой переутомления. Некоторые иронически относятся к болезни, вообще не воспринимают ее серьезно, а на самом деле все может закончиться достаточно тяжелыми последствиями. Психотерапевты давно считают это состояние недугом, который приводит к разным болезням. Часто человек переутомляется после тяжелого труда, когда вообще забывает отдыхать, спит максимум по 4 часа в сутки, при этом неправильно питается или вообще забывает поесть.

Симптомы

Переутомление может протекать в 3 стадиях, именно от этого зависит симптоматика. К общим признакам относятся:

  • Беспричинная головная боль.
  • Сильная , которая длится даже после ночного сна.
  • Красные глаза.
  • Изменяется цвет лица, под глазами можно заметить отеки и синяки.
  • Тяжело заснуть, в голове путается много разных мыслей.
  • Подскакивает или .
  • Человек нервный, раздражителен.
  • Возникают проблемы с памятью, вниманием, тяжело сконцентрироваться.
  • Тошнота со рвотой.

Обращаем ваше внимание, что эти признаки часто могут указывать на конкретное заболевание – резкое понижение или повышение давление, головную боль, тошноту, сбои в работе сердца, сосудов.

Методы лечения умственного переутомления

Очень полезны эфирные масла, повышающие активность головного мозга, избавляющие от усталости. Главное не злоупотребляйте эфирным маслом, иначе эффект будет обратным.

Некоторым масла помогают в критических ситуациях, когда срочно нужен чистый мозг. Разрешается только периодически использовать средства, потому что организм привыкнет и не будет воспринимать ароматы.

Отдайте предпочтение розмарину, мяте, базилику. Проснулись разбитыми? Не выспались? Примите ванну, капните в нее розмарин (6 капель). Тоже самое можете сделать перед работой. Кроме того, выпейте , при этом не злоупотребляйте крепким чаем, кофе.

Для сохранения бодрости нужно взять аромалампу и капнуть в нее (не более 8 капель), поставьте ее на рабочий стол. Вы едите за рулем? Тогда лучше всего нанести по капли на запястье.

Стадии умственного утомления

Первая стадия

Появляются субъективные признаки – нарушается сон (человеку трудно заснуть, он быстро просыпается, а утром сложно проснуться), пропадает аппетит. Уставший не выдерживает физические и психические нагрузки.

Вторая стадия

Усталость ярко выражена, приводит к неприятному дискомфорту, снижению качества жизни. Кроме того, что человек быстро устает, его беспокоят неприятные ощущения в сердца, после физических нагрузок дрожат конечности, появляется спазм. Если своевременно не принять меры, у человека начнут изменятся все органы, при этом нарушается сон, постоянно беспокоят кошмары.

Иногда на этой стадии появляются всплески работоспособности – рано утром или поздно вечером. Кроме того, на этой стадии возникают сбои в обмене веществ, человек резко теряет вес, появляются проблемы с давлением, больной ужасно выглядит:

  • Бледнеет лицо.
  • Синеют губы.
  • Кожа мраморная.
  • Лицо застывшее, человек выдавливает из себя улыбку.
  • У мужчин возникают проблемы во время секса.
  • У женщин происходят сбои в менструальном цикле, у некоторых они вовсе прекращаются.

Третья стадия

Внимание! Нельзя так уставать, чтобы доводить себя до . В данном случае человек страдает от бессонницы, постоянно устает, нарушается работа внутренних органов, человек полностью выбивается из нормальной жизни.

Лечение переутомления

Прежде всего необходимо отказаться от умственных нагрузок, которые в течение длительного времени негативно влияли на ваш организм. Переутомление первой стадии лечится за счет того, что уменьшается психоэмоциональное воздействие. Важно, чтобы уставший придерживался определенного режима дня, на некоторое время полностью отказался от всех физических нагрузок. Лечение занимает не менее месяца, затем можно понемногу снова умственно нагружать себя, главное в это время избегать стресса.

На второй стадии человек должен полностью отдохнуть от своего вида деятельности (хотя бы две недели). В данном случае необходим активный отдых – прогулки на воздухе, катание на велосипеде, путешествие, которое даст возможность оторваться от всех проблем. Дополнительно может потребоваться массаж, аутогенные тренировки. Затем старайтесь постепенно налаживать свой режим работы.

На третьей стадии переутомление лечится только в специальных клиниках не менее двух недель. Лучше всего отправиться куда-то ближе к морю, купить себе путевку в санаторий, в котором можно отдохнуть и оздоровиться. Затем внимательно пересмотрите свой график. Чтобы ситуация не повторилась, возможно от чего-то необходимо отказаться.

Профилактика

Чтобы избежать переутомления, соблюдайте такие условия:

  • Любую работу выполняйте постепенно.
  • Будьте последовательны.
  • Не забывайте чередовать отдых и работу.
  • Благоприятно относитесь к своему виду деятельности, нельзя что-то делать через силу.

Если научитесь все делать постепенно, вы сможете спокойно освоить свою специальность, не потеряете силы. После овладения мастерством работа для вас покажется легкой, не нужно будет лишний раз волноваться и расстраиваться.

Важно! Уже давно доказано в медицине: умственное переутомление намного опаснее физического. Человеческий мозг может работать через силу, при этом не подает сигналы на то, что устал, в отличие от мышц. Иногда головной мозг так устает, что тяжело поднимать руки и передвигать ноги.

Некоторые специалисты уверены, чтобы одолеть переутомление, нужно как можно больше уставать, как бы это парадоксально не звучало. Оказывается, тот, кто часто устает, имеет высокую выносливость, человек отлично натренирован, без проблем сделает работу даже усталым.

Запомните, не стоит изводить себя: всей работы не переделаешь, а денег не заработаешь. Берегите здоровье!

В ходе выполнения длительной и напряженной физической или умственной нагрузки, в том числе учебной деятельности, интенсификации многих видов деятельности, у человека наступает состояние утомления.

Утомление - это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности.

Утомление является нормальной реакцией организма на выполняемую работу. Объективно она характеризуется снижением возможности организма успешно продолжать данную работу.

Физическое утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера.

При умственном утомлении замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала.

Утомление сопровождает тягостное субъективное чувство – усталость, которая в то же время является естественным сигналом наступающего истощения каких-то ресурсов организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление является еще и стимулятором, мобилизующим резервы организма и восстановительные процессы в его органах и системах.

Усталость нередко смешивают с утомлением, рассматривая усталость в качестве легкой степенью утомления.

Усталость – это субъективное психическое переживание, вызванное утомлением.

Степени усталости и утомления могут не совпадать при различном эмоциональном отношении к выполняемой деятельности. Усталость может быть более выраженной при неудовлетворенности работой, отсутствии понимании ее значения, при неудачах в ходе ее выполнения. В то же время успешное завершение даже нежелательной работы или какого-то этапа снижает чувство усталости. Степень усталости бывает ниже при положительном отношении к работе. Поэтому иногда чувство усталости может быть снято положительными эмоциями, усилением интереса к работе.

При появлении усталости даже при сохранении в значительной степени общей работоспособности и при возможности выполнения шаблонной умственно работы может утрачиваться возможность выполнения творческой работы. Усталый человек может выполнять шаблонную работу относительно долго, хотя для выполнения такой работы будут необходимы волевые усилия. Дальнейшее продолжение работы в таком состоянии приводит к появлению чувства неудовольствия, нередко носящего оттенок раздражения.

Таблица 5

Степень усталости студент может оценить в баллах:

Если через каждые два часа работы оценивать степень усталости в баллах, можно получить картину ее изменений, что может позволить более эффективно и рационально распределять учебную нагрузку и спланировать меры, направленных на компенсацию усталости.

Ошибочно мнение о том, что утомление – это всегда вред для организма. Утомление неизбежно. Опасно не утомление, а пренебрежение к своему организму – продолжение работы, несмотря на сильное переутомление. Главный вопрос состоит в том, чтобы заметить утомление. Через 1-1,5 часа степень утомления бывает такова, что целесообразно сделать перерыв. Но все же полезно знать некоторые признаки наступившего недопустимого переутомления:

 вы по несколько раз перечитываете одно и то же;

 глаза «читают», а мозг не реагирует на прочитанное;

 появляется болезненная реакция на звуки, которых Вы раньше не замечали;

 почерк стал более размашистым, не ровным, буквы «пляшут», трудно соблюдать угол их наклона и линию строки.

Все это означает, что настало время отдохнуть. Производительность труда в следующем цикле во многом зависит от того, насколько продуктивным был отдых. При утомлении нередко отмечаются ухудшение памяти – студент замечает, что у него быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было выучено. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности, что позволяет компенсировать обнаружившуюся недостаточность сменой деятельности. Например, заметив утомление в результате занятий вычислительными операциями, можно успешно переключиться на занятия, связанные с чтением. Но при состоянии выраженного общего утомления смена деятельности будет неэффективна, и для снятия утомления будут необходимы отдых и сон. Отдых – это не безделье, это – смена деятельности. Для работника умственного труда – это физическая нагрузка на свежем воздухе.

При небольшом перерыве следует:

 подойти к окну, выполнить дыхательную гимнастику;

 сделать упражнения для пальцев правой руки;

 сделать вращательные движения головой;

 походить.

Ведущим фактором развития утомления является сама учебная деятельность. Однако развитие утомления, возникающего в процессе нее, может быть ускорено и отягчено дополнительными факторами. Такими факторами могут быть плохая организация труда и режима жизнедеятельности, наличие хронических заболеваний, неудовлетворительное физическое развитие, плохая тренированность, нерегулярное или недостаточное питание, дополнительные неблагоприятные гигиенические факторы (шум, некомфортная температура и др.).

Утомление наступает как при физической, так и при умственной деятельности. Оно может быть острым, то есть проявляться в течение короткого промежутка времени, и хроническим, носить длительный характер, до нескольких месяцев. Утомление может быть общим, то есть утомлением организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган или систему.

Неправильная организация умственного труда вызывает утомление, состояние эмоционального напряжения, приводит к астенизации, снижению потенциальных возможностей студента, к “чувству мозгового дефицита”, впервые отмеченному французским ученым Дежерином. У человека наблюдаются снижение критики и аморфное мышление, снижение и “провалы” памяти, быстро истощаемое активное внимание и низкая продуктивная деятельность, рассеянность, тяжесть и шум в голове, угнетенное состояние, ощущение профессиональной несостоятельности, сомнений, тревоги, неверия в свои силы, недовольства собой, досады и смущения, плохого настроения.

Различают две фазы утомления:

1) компенсированную, когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма;

2) некомпенсированную, когда резервные мощности организма исчерпаны, и работоспособность явно снижается.

Систематическое выполнение работы на фоне неполного восстановления, непродуманной организации труда, чрезмерного нервно-психического и физического перенапряжения могут вести к переутомлению, а в неблагоприятных ситуациях - к перенапряжению нервной системы, обострениям психосоматических заболеваний: сердечно-сосудистых заболеваниям, гипертонической и язвенным болезням, к снижению защитных свойств организма.

Предотвратить утомление при определенной нагрузке возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма до более высоких показателей. Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, декомпенсация которых проявляется утомлением. Наиболее простым путем к этому являются: активный отдых и переключение на другие виды деятельности.

Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном возвращении физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом.

Процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов в организме происходят взаимосвязано, как в покое, в предрабочем состояния, во время работы, так и в покое в послерабочем периоде. Фактически этот процесс идет непрерывно. Во время работы процессы диссимиляции (распада) преобладают над ассимиляцией (синтезом) и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и чем меньше готовность организма к ее выполнению. В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности. Следует иметь в виду, что синтез молекул РНК и белка происходит при выполнении работы не только в мышечных клетках, но и в нервных клетках, что процессы функционирования нервной системы тоже являются процессами, требующими не только энергетических затрат, но и материальных (по синтезу молекул РНК и белка).

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после завершения выполнения легкой работы, после тяжелой она завершается через несколько часов. Поздняя фаза восстановления может длиться до нескольких суток.

Утомление сопровождается фазой понижения работоспособности, которая спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности с последующим быстрым снижением и переходом в фазу переутомления. Длительность этих фаз зависит от выполняемой работы, а также от степени тренированности организма.

Разумное чередование нагрузки и отдыха позволяет сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть дополнительное питания, массаж, применение биологически активные вещества (витамины, ноотропы).

Объективным критерием положительной динамики течения восстановительных процессов является готовность к повторной деятельности. Наиболее убедительным показателем полного восстановления работоспособности служит возможность выполнения повторной работы в максимальном объеме.

Замечено, что слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса.