Весенняя лепка в старшей группе. Материалы, инструменты, оборудование

Лепка - один из первых и значимых видов творческой деятельности ребенка. С ней малыши знакомятся уже в младшей группе детского сада. Лепка в ДОУ занимает отдельный огромный пласт. И это не просто так.

«Рука - это вышедший наружу мозг человека»

Практически все малыши любят лепить. В процессе ребенок не только видит результат, но и трогает его, может изменить и дополнить что-то. Здесь главный инструмент - это руки, а не кисть, карандаш или ножницы. Со стекой ребенок познакомится, но немного позже, а на первых порах именно руки являются важной составляющей, на которой строится детская лепка из пластилина.

Поэтому ребенок владеть собственными руками начинает намного лучше после того, как ему предоставляется возможность творить из пластилина, глины, соленого теста.

Дальше малыш осознает, что из одного брусочка пластилина можно выдумать бесконечное количество образов. Он приобретает больше навыков, уже не мама или воспитатель показывают и говорят, что лепить. Теперь ребенок — творец, ему достаточно иметь самый простой набор для лепки, чтобы воплотить свои замыслы и идеи в жизнь.

Зачем лепить малышам?

В процессе создания новых работ ребенок вживается в образ и начинает творить и создавать новые и оригинальные работы из пластилина. При этом активно развивается художественный вкус, начинает работать смекалка, дается воля фантазии и воображению, а, значит, идет активное развитие

Ни для кого не секрет, что через развитие мелкой моторики рук идет развитие речи. поэтому лепка для детей — это не просто увлекательный процесс, но и массаж рук, развитие пальчиков. Все это положительно скажется на том, как ребенок будет говорить в дальнейшем.

Все то, что развивается в процессе лепки, поможет ребенку вырасти в гармоническую, творческую личность.

Лепка в старшей группе детского сада

К старшей группе детского сада дети уже имеют определенный опыт работы с пластилином. Они уже создают изделия намного разнообразнее и утонченнее, нежели в предыдущие года. Мышцы кистей уже окрепли, поэтому появляются новые возможности при создании более точных деталей.

Психика ребенка также не стоит на месте. Внимание детей становится более устойчивым, они стали намного усидчивее. Теперь ребенок уже может воспроизвести образ в голове, а потом вылепить его.

Если сравнивать детей старшей и средней группы, то после шести лет ребенок уже способен лепить динамические предметы, однако, действие придумывает уже после того, как готово изделие. Например, задумано слепить кошку. Ребенок вылепил кошку, но лапы у кошки сильно расставлены. Здесь малыш может предположить, что кошка бежит. Тогда он расставит ей лапки еще больше. А если воспитатель спросит о том, что же делает кошка, то он, например, скажет: «Она убегает от собаки».

Программа старшей группы

В начале года дети в старшей группе учатся лепить самые простые предметы, которые им хорошо знакомы. При этом уклон идет на создание изделия из общей массы путем вытягивания отдельных деталей. На этом этапе лепятся фрукты и овощи.

После этого начинается обучение лепке по частям. Из цельного куска обычно за основу берут народные игрушки - петушки, куколки, свистульки.

Далее, воспитатель делает уклон на относительную величину деталей, на более точную передачу признаков предмета, на укрепление частей между собой путем сглаживания стыков. Здесь же ребенок учится устанавливать фигуры вертикально на широком основании.

Потом следует этап обучения лепки фигур на ногах. Так как он приходится на зимний период, обычно детям предлагают вылепить мальчиков и девочек в зимней одежде, но могут быть и другие темы.

Следующий этап — изображение животных, как правило, из одного куска. Затем фигуры дополняются отдельными деталями.

Здесь же предусмотрена лепка посуды по мотивам народных промыслов.

Далее, программа предполагает работу над расширением знаний детей об окружающем мире. Таким образом, может происходить на тему «Весна», когда дети пытаются создать фигурки животных в движении, сцены из сказок.

Летом на уроках лепки повторяется и закрепляется пройденное за год. Здесь уже занятия могут проходить как с подачи воспитателя, так и по собственному замыслу детей. Дети лепят, опираясь на наблюдения, либо с предложенной воспитателем натуры.

Весенняя тематика

Третий квартал учебного года приходится на весну. Здесь воспитатель может предложить детям самые разнообразные темы для лепки.

Например, занятия могут быть приурочены к знаменательным дням:

  • Масленица (лепка чучела зимы, изготовление посуды для блинов, сами блинчики).
  • 8 Марта (лепка цветов).
  • (лепка космических объектов).
  • Пасха (лепка яиц и куличей, курочек и цыплят).
  • День Победы (поделки на военную тематику).

На занятиях в этот период можно научиться лепить цветы, насекомых, животных.

Задачи весенних занятий

При подготовке занятия воспитатель ставит перед собой ряд задач, которые он должен решить. Как и любое занятие, лепка в старшей группе на тему «Весна» предполагает решение трех основных задач:

  1. Образовательные задачи.
        Здесь закрепляются основные знания ребенка о таком времени года, как весна, знание весенних примет, знания о перелетных и зимующих птицах, формируется умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
  2. Развивающие задачи.
        Продолжается развитие звуко-слогового анализа, развитие умения согласовывать части речи между собой, развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности. Также развивается логическое мышление, умение анализировать и сравнивать. Развивается внимание, память, воображение.
  3. Воспитательные задачи.
        Лепка в старшей группе на тему «Весна» помогает воспитывать умение созерцать и понимать красоту окружающего мира на основе загадок, поговорок, пословиц, закличек, воспитывать аккуратность в выполнении работ. Это, в свою очередь, знакомит детей с народным фольклором. Также воспитывается умение слушать ответы других детей.

Материалы для занятий

Для того чтобы занятие было интересным, насыщенным используются различные материалы.

  1. Разнообразные наглядные материалы на весеннюю тематику. Это могут быть и репродукции картин известных художников, например, "Большая вода" Левитана, «Грачи прилетели» Саврасова, «Повеяло весной» Крыжицкого, «Весенний пейзаж» Берггольц, "Ранняя весна" Ендогурова, «Весна» Брюллова. Также это может быть просто набор тематических карточек с изображением
  2. Используются различные декоративные элементы для украшения фигур и изделий: пуговицы, декоративные камушки, бусины, веточки, ниточки.
  3. Музыкальное сопровождение. Здесь можно использовать как произведения классиков, например «Подснежник» П. И. Чайковского из детского альбома «Времена года», так и другие произведения («Веснянка» музыка и слова З. Лозинской).
  4. Необходим стандартный набор для лепки: пластилин и стека.

Остальное оснащение выбирается исходя из тематики занятия на усмотрение воспитателя.

Смена деятельности

Дошкольники не могут долгое время заниматься одним видом деятельности, даже таким увлекательным, как лепка. Поэтому им необходимо предлагать различные физминутки, пальчиковые игры и гимнастику для ручек.

Лепка в старшей группе на тему «Весна» может сопровождаться следующими активными играми:

1. Физминутка «Дождик».

    Капля раз, (прыгаем на носочках, ручки поставлены на пояс)
    Капля два, (прыгаем)
    Очень медленно сперва. (прыгаем 2 раза)
    А потом, потом, потом, (прыгаем 4 раза)
    Все (бежим по кругу)
    Мы зонты свои раскрыли (разводим ручки в стороны)
    От дождя себя укрыли (ставим ручки над головой, как зонтик).

2. Физминутка «Божьи коровки».

    Мы божьи коровки (прыгаем)
    Быстрые и ловкие! (бежим на месте)
    По травке сочной мы ползем, (делаем вид, что ползем)
    А после в лес гулять пойдем. (ходим друг за другом по кругу)
    В лесу черника (потянулись вверх)
    и грибы... (присели, собираем грибы)
    Устали ноги от ходьбы! (наклоняемся)
    И кушать мы давно хотим... (гладим животики)
    Домой скорее полетим! («улетаем» нас свои места)

Разминаем пальчики - которая может быть применена на занятиях по лепке на весеннюю тематику:

1. Пальчиковая гимнастика «Весна».

К нам весна лишь заглянула - (тянем ручки перед собой)

В снег ладошку окунула (ручки вниз)

И расцвел там нежный, (делаем бутон из ладошек)

Маленький подснежник (медленно раскрываем пальчики, имитируя раскрытие бутона)

2. Пальчиковая гимнастика «Зернышко».

Посадили зернышко, (нажимаем указательным пальчиком в центр ладони)

Выглянуло солнышко. (сжимаем и разжимаем ручки)

Солнышко, свети — свети!

Зернышко, расти — расти! (Соединяем ладони вместе, ручками двигаем вверх)

Появляются листочки, (Соединяем ладошки вместе, пальцы поочередно прикасаются к большому пальчику)

Распускаются цветочки. (Сжимаем и разжимаем кисти рук)

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по художественному творчеству (лепка) на тему: «Весенние цветы» Данный материал будет полезен для воспитателей средней группы

Конспект НОД по художественному творчеству (лепка) в средней группе на тему: «Весенние цветы»

Цель: учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей
Задачи:
- Учить лепить предмет состоящий из нескольких частей;
- Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приемом примазывания;
-Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к лепке.
-Учить составлять коллективную композицию, располагая равномерно вылепленные цветы;
- Закрепить названия цветов (фиалка, подснежник, мать-и-мачеха);
- Активизировать словарь по теме;
- Совершенствовать мелкие движения пальцев рук, двигательные навыки.
- Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат.
Содержательные компоненты образовательных областей: «Художественно эстетическое развитие»: развитие продуктивной деятельности и детского творчества (лепка); «Речевое развитие»: владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; «Познавательное развитие»: ребёнок открывает мир природы; «Физическое развитие» двигательная деятельность.
Виды детской деятельности: изобразительная, игровая, двигательная, коммуникативная.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением цветов, пластилин, стека, доска для пластилина, салфетка бумажная (по количеству детей); вылепленная заранее корзина из пластилина для создания коллективной работы.1.Организационный момент:
Демонстрируются иллюстрации с изображением весенних цветов: мать-и-мачеха, подснежник, фиалка; читается стихотворение:
Давай пройдёмся медленно по лугу,
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Должны мы над цветами наклонится
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать. (С.Вургун. )
Дети здороваются с цветами.

2.Основная часть:
1.Беседа на тему «Весенние цветы» с опорой на иллюстрацию.
Воспитатель:
- Знакомы ли вам эти цветы? Назовите их. Все цветы разные. Какие по размеру цветы фиалки, мать-и-мачехи, подснежника? (Маленькие ) Какой формы лепестки фиалки? (Круглые, похожи на круг ) Какой формы лепестки у подснежника? (Овальные, похожи на овал ) Какой формы лепестки у мать-и-мачехи? (Длинные и узкие )

2.Физкультминутка «Весна идёт»
Воспитатель читает текст и демонстрирует движения:
Весна идёт, (Шаги на месте)
Весна поёт, (Игра руками на воображаемой дудочке)
Весна согревает, (Потянуться к солнышку, погладить себя)
Весна убирает, (Движения руками, имитирующими подметание)
Листья распускает, (Показ «бутона» руками.)
Птичек созывает, (Приглашающие движения.)
С солнышком танцует (Кружение на месте.)
И цветы рисует (Движение руками имитирующими рисование)

3.Лепка из пластилина на тему: «Корзина с цветами» (коллективная работа).
Воспитатель:
- От солнечного тепла в лесу появляются проталины – это участки земли на полях, в лесу, где уже нет снега. И на полянах появляются цветы.
Воспитатель:
- Можно ли рвать цветы? (Нет, цветы рвать нельзя)
Воспитатель демонстрирует вылепленную из пластилина корзину, предлагает сделать коллективную работу – вылепить из пластилина первые весенние цветы и прикрепить их к корзине. Напоминает, какой формы и какого цвета лепестки у цветов. Предлагает детям слепить разные цветы. Спрашивает, как можно это сделать. В процессе работы поощряет детей напоминает приёмы лепки, в случае необходимости оказывает помощь. Вылепленные цветы дети прикрепляют к корзине.

3.Рефлексия:
Воспитатель
- Молодцы ребята! Мы с вами сделали много цветов, и не одного не сорвали.
Мы не будем рвать цветы –
Это капли красоты!
Пусть они растут, цветут
Радость нам они несут!
Воспитатель предлагает полюбоваться коллективной работой и вспомнить названия вылепленных цветов.

Конспект НОД по лепке в старшей группе

«Весенние прекрасные цветы»

Выполнила: Шуткина А.В.

ПДО по ИЗО

МБДОУ № 141

Воронеж 2016

Цель: учить детей создавать коллективную лепную композицию под руководством воспитателя.

Задачи:

Познакомить с возможностью получения более выразительного цвета путем смешивания трех исходных цветов в технике пластилинография;

Упражнять детей в лепке весенних цветов конструктивным способом из нескольких частей;

Развивать чувствоформы, цвета, творческое воображение, мелкую моторику.

Воспитывать эстетический вкус.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа:

Рассматривание цветов на прогулке на клумбах, узнать у родителей, откуда получили свое название цветы анютины глазки.

Материалы, инструменты, оборудование:

- проектор

Лепестки разных цветов из бумаги

Пластилин разных цветов

Стеки, дощечки для лепки

Тонированная бумага для имитации поляны

Влажные салфетки.

    Организационный момент

Воспитатель: «Ребята, сегодня я приглашаю вас на волшебную поляну, а почему волшебную мы с вами узнаем в конце нашего занятия».

    Основная часть

Воспитатель: «На прошлом занятии мы с вами говорили о приходе весны. Какие изменения происходят в природе. А сегодня остановимся на самом прекрасном изменении в живой природе – появлении первых весенних цветов. Когда вы ходили на прогулку, то видели, сколько красивых цветов появилось на наших прекрасных клумбах. Какие весенние цветы вы увидели, а какие растут возле вашего дома, можете назвать?»

Дети: (подснежники, тюльпаны, одуванчики, мимоза, крокусы, нарциссы)

Воспитатель: «Вот и мы сейчас с вами переместимся на прекрасную поляну, на которой растут цветы небывалой красоты.

Теплым и солнечным, радостным летом

Синим и белым, и смешанным цветом,

Шепчут весёлые, яркие сказки

Эти цветочки АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ.

Бабочек, синих и жёлтых, и белых

Много на клумбу цветочную село.

Сами узнаете их без подсказки

Это цветочки - АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ»

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, на что похож этот цветок?

Дети: (на крыло бабочки, на глаза)

Воспитатель: «Почему эти цветы называют «анютины глазки?»

Дети: (Есть легенда, что верная девушка Анюта проводила жениха на защиту родной стороны. А когда он не вернулся, то там, где она пролила слёзы и выросли эти трёхцветные цветы.И сейчас, как много лет назад, стоят анютины глазки около дороги, и с надеждой "всматриваются" вдаль.)

Дополнительная информация: (Немцы называют это растение "мачехой" и сочинили трогательную историю об этих цветах.

Нижний лепесток цветка - самый крупный и красивый - это мачеха. Два боковых - поменьше, но также красивые - ее родные дочери. А два верхних - самые маленькие, скромно окрашенные - бедно одетые падчерицы. Согласно легенде, раньше мачеха была наверху и сильно обижала бедных падчериц.

Добрый волшебник наказал ее и повернул цветок так, что падчерицы оказались наверху, а мачеха - внизу. В наказание за злой нрав волшебник дал мачехе ненавистный ей шпорец, а дочерям - усы (темные черточки на лепестках)

Загадки

Воспитатель: «Ребята, посмотрите какие они все разные.

Может быть, ты мне подскажешь, дружок».

Вот какой красивый цвет,

Ярче и теплее нет.

Но может быть он и опасен,

Догадались? Это ….

Дети (красный)

Этим цветом мы рисуем солнца лучик,

Расцветет такого цвета одуванчик!

Так что это за цвет?

Догадались, девочки и мальчики? Это …

Дети (желтый)

Словно глазки васильков,

Этот цвет красивый очень.

Но морозный словно иней,

И зовем его мы …

Дети (синий)

Он как чистая вода,

Как на реке кусочки льда,

Он как небо, он такой

Нежно, нежно ….

Дети (голубой)

Будто спелый апельсин,

Этот цвет такой один.

Очень-очень важный он

Зовут его ….

Дети (оранжевый)

Воспитатель: « Ребята посмотрите на эту поляну цветов. Какие еще цвета, кроме тех, которые мы уже назвали, мы можем с вами увидеть?»

Дети: (Бордовый, сиреневый, фиолетовый, розовый, лиловый, коричневый…)

Пальчиковая гимнастика

Воспитатель: «А теперь, представьте, что ваши пальчики и есть эти прекрасные цветы.

Наши нежные цветки (Кончики пальцев двух ладоней соединяют.)

Распускают лепестки. (Плавное раскрывание пальцев.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (Покачивание раскрытыми ладонями.)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки. (Плавное соединение пальцев.)

Тихо засыпают,

Головой качают. (Сложенные ладони прислоняются к одному уху, голова склоняется.)

Воспитатель: «Посмотрите на цветок и скажите, из каких частей он состоит?»

Дети: (серединка, лепесточки, стебелек, листики).

Воспитатель: «А теперь давайте пройдем за столы и попробуем слепить такую же прекрасную поляну цветов, как та, на которой мы с вами побывали».

Показ приемов лепки.

Воспитатель: «Сегодня, я познакомлю вас, с новым приёмом обработки пластилина в технике пластилинография– это резание. Чтобы сделать такую заготовку, нужно раскатать толстую «колбаску»(размером 3 - 4 см) и немного сплющить ее, затем раскатать вторую "колбаску" другого цвета, сжать ее немного больше, чем первую и уложить сверху. Точно так же проделать с третьей, самой тонкой «колбаской». Аккуратно складываем ленту пополам и стягиваем внизу - получается капелька с серединкой разных цветов. Разрезаем её на много одинаковых кусочков - это лепестки.Разминаем их пальчиками, делая тоньше, предавая форму лепестков. Из них мы собираем цветок».

Продуктивная деятельность

Дети подбирают цвета пластилина, лепят цветы. Воспитатель подсказывает, что у цветов соцветия могут быть разной цветовой гаммы. Напоминает, что цвета могут сочетаться между собой или контрастировать. Серединки цветов тоже могут быть разными. Помочь детям правильно разместить лепестки в цветке. Дети совместно с воспитателем размещают готовые цветына поляне, сделанной из тонированной бумаги. Детям предлагается дополнить композицию по их желанию листьям, травой, кустиками.

III. Подведение итогов

Воспитатель: «А теперь, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?»

Дети: (лепили цветочную поляну)

Воспитатель: «Каким способом мы лепили цветы?»

Дети: (смешивали цвета разрезая пластилин).

Воспитатель: «Вы все большие молодцы, у нас получилась замечательная полянка. Вам понравилось наше занятие? Какое у вас сейчас настроение?»

Воспитатель: «С этим хорошим настроением мы с вами сейчас и поиграем. У вас на столах лежат разноцветные лепесточки, у каждого свой. Берем их и идем на коврик».

Игра.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг

1,2,3 – пару ты себе найди!

Воспитатель: «Посмотрите, ребята, пока мы с вами играли, наши лепесточки собрались вместе, и получился волшебный цветок. На нем все цвета, которые мы с вами сегодня брали для лепки наших цветов, а теперь давайте перевернем лепесточки. Кто изображен на них?»

Дети: (пчела, стрекоза, муравей, божья коровка, жук олень, бабочка)

Воспитатель: «Как одним словом мы можем их назвать?»

Дети: (насекомые)

Воспитатель: «На следующем занятии мы с вами попробуем слепить этих маленьких букашечек, чтобы наша полянка стала совсем, как настоящая, тогда произойдет волшебство, и она наполнится жизнью. А вам задание, дома поспрашивайте пап и мам, какие насекомые бывают, чем они отличаются друг от друга, чем питаются. Найдите какую-то интересную информацию о них и расскажете нам всем».

Литература:

    С. Ю.Ращюпкина «Лепка из пластинина», РИПОЛ Классик, 2010г.

    А. А. Анистратова, Н. И. Гришина «Поделки из пластилина и солёного теста», Москва, ОНИКС, 2009г.

    И. А. Лыкова «Лепим с мамой», Москва, 2005 г.

    Е.А. Янушко Пластилиновый мир. Маленький художник, 2008г.

    http://www.mnemosyne.ru/flowers/flowers4.html

Воспитатель: Проходите, ребята. Давайте проверим, с каким настроением вы пришли сегодня.

Психогимнастика.

К солнышку потянулись,

Лучик взяли,

К сердцу прижали,

Людям отдали

И улыбнулись!

И сказали всем: «Здравствуйте»

Воспитатель. Какие вы все молодцы! Замечательно мы с вами поздоровались и своим приветствием пожелали здоровья и добра друг другу. Замечательный день сегодня! Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Звучит запись весеннего шума.

Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла (ответ детей) весна.

Воспитатель: Да, ребята, правильно – это весна. И я ее сегодня встретила по дороге в детский сад. Словно лебедь плыла Весна. Выпускала она на землю траву шелковую, расстилала росу жемчужную, сливала мелкие ручейки в быстрые речки. Пригласила я Весну в группу к нам, чтобы согрела она нас теплом своим, поиграла, повеселилась бы с нами. Вот она должна подойти с минуты на минуту.

Ой, нам пришло какое-то сообщение, это, наверное нам Весна написала.

На экране ноутбука появляется изображение Зимы лютой.

«Весну они ждут! Теплу и солнцу радуются. А я Зима лютая вашу Весну обманула, обхитрила и в волшебный сундук посадила. А ключ от сундука далеко спрятала. Так что ждать, не дождаться вам ее. Не хватит у вас еще сил, чтобы со мной справится. Ха-ха-ха».
Что же нам делать, как нам быть, надо Весну выручать, волшебный сундук отпирать. Но как же нам найти его и ключ где отыскать?

Заяц. Раздается шуршание. Воспитатель берет в руки с пола игрушку зайца.

Голос зайца: «Хочу помочь я вам, ребята, видел я, куда Зима сундук спрятала. Только пройти вам придется много испытаний, прежде чем вы сундук найдете. А теперь три раза вокруг себя повернитесь и вниз наклонитесь. Вот клубочек волшебный, куда он покатится, туда и путь-дорогу держите.

Дети благодарят зайца. Воспитатель берет клубок в руки и бросает его. Клубок катится…

1 полянка. Воспитатель находит снежок, а в нем записку: «Весну вы ждете, а много ли вы о ней знаете? Назовите весенние месяцы и приметы весны».

Воспитатель. А теперь давайте покажем зиме, что и приметы весенние мы знаем. Ну-ка, давайте вместе.Воспитатель начинает говорить о приметах весны, а дети продолжают.

1. В марте облака плывут быстро и высоко - к хорошей погоде.
2. Синие облака в апреле - к теплу и дождю.

3. Ласточки летают близко к земле – к дождю.
4. Из березы течет много сока - к дождливому лету.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Справились с заданием. И нам снова пора в путь!

Воспитатель бросает клубок, он прикатывается на полянку. Воспитатель находит еще один снежок с запиской внутри: «Что это за птицы, которые с наступлением холодов улетают в теплые края, а с наступлением весны возвращаются? Отгадайте загадки. Звучит запись голосов птиц.

2 полянка. Перелетные птицы.

Воспитатель. Какое чудесное пение. А что это за птицы, которые с наступлением холодов улетают в теплые края, а с наступлением весны возвращаются? Ответы детей (перелетные).

А теперь отгадаем загадки и найдем этих птиц на этой красивой березке.

1. Всех перелетных птиц черней,

Он чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,


2. Из дальних стран вернулся я,
Чтоб вас порадовать, друзья.
«Весна пришла! Зиме – конец!» –
Пел у скворечника... (скворец)

3. Угадайте, что за птичка –

Темненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)

4. Хоть и скромен с виду он:

Пестренькие перья, маленький носок,

В поле он живет,

Всю весну и лето песенки поет (жаворонок)

Одной из первых птиц к нам прилетает жаворонок. С приходом весны в каждом деревенском доме хозяйки пекли из теста «жаворонков» - печенье в виде птичек с распростёртыми крылышками, с хохолками и глазами – горошинками. Часть свежеиспеченных птиц дети съедали, а часть использовали для приманивания настоящих птиц. Высоко подняв своих жаворонков над головой, дети бегали звать настоящих жаворонков, а с ними и весну и тепло. Вот и мы с вами поиграем в игру «Жаворонок». Колокольчик

Проводится подвижная игра «Жаворонок». Дети становятся в круг.

Дети идут по кругу и поют:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «жаворонком». Игра повторяется.

Вот и мы с вами сейчас, ребята, давайте слепим жаворонков из солёного теста, чтобы еще раз доказать Зиме лютой, что не боимся мы ее, потому что уже много знаем и умеем делать сами.

Воспитатель показывает приёмы лепки: из большого комка теста раскатываем шарик, шарик раскатываем в круг. Делаем четыре надреза. Два верхних надреза перекрещиваем – крылья, два средних надреза - хвост. Из маленького комочка катаем шарик, вытягиваем клюв, берём изюм – вот и глаза. Смазываем водой выше места соединения крыльев и приклеиваем головку.

Воспитатель предлагает детям по очереди повторить последовательность выполнения работы.

Воспитатель. Но чтобы наши пальчики хорошо работали, их нужно подготовить.

Воспитатель выполняет с детьми пальчиковую гимнастику.

«Перелетные птицы»

Тили-тили, тили-тели – (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка – (поочередно сгибают на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей.

Торопитесь: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели (снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие запели! (указательный и большой пальцы делают клюв – «птицы поют»)

Воспитатель предлагает детям приступить к работе, объясняя, что с тестом надо работать аккуратно, с большой любовью, чтобы получились красивые, пышные «жаворонки».

А теперь пора спешить, жаворонков всем лепить.

Звучит весенняя мелодия.

После выполнения работы «жаворонков» из теста укладываем на красивый поднос и просят отнести на кухню, для того, чтобы испечь их.

Воспитатель. Чтобы птицы увидели наших «жаворонков», прилетели быстрее и весну на своих крыльях принесли, мы произнесем закличку.Дети приносят птиц и произносят закличку:

Неси, неси на волю

Воспитатель. Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко-далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Ребята, посмотрите, сугроб растаял, а вот и сундучок. Ну, где же ключ?

Воспитатель. Давайте скорее Весну освобождать из плена.

Под музыку в группу входит Весна.

Весна . Костюм Весны

Здравствуйте, мои друзья,

Всех вас рада видеть я.

Я – Весна – Красна

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки.

На лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лед.

Светлым делаю восход.

Всюду – в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Спасибо вам, ребята, что Зимы лютой не испугались и меня из ее плена освободили. Не останутся теперь люди без весеннего тепла, сочной зеленой травки, солнышка лучистого и песни веселой, задорной.

Дети и Весна хороводную песню.

Весна . Хорошо у вас, тепло, весело, но ждут меня леса и реки, солнышко лучистое и облачко пушистое. До свидания!

Весна уходит.

Воспитатель. Может это сказка, а может и не сказка. Но верят в чудо дети на всей большой планете. И это чудо мы совершили с вами, ребята, мы освободили Весну-Красну от Зимы Лютой, ведь добро всегда побеждает зло. А нам пора прощаться и другими делами заниматься.

Вот и жаворонки наши подоспели. На подносе испеченные жаворонки.

А на прощание отведайте, гости дорогие, наших жаворонков. И вас, ребята, угощения ждут, не дождутся. Скажем на прощание всем мы: «До свидания!». Музыка.

Материал.

Для лепки:

  • тесто,
  • клеенки,
  • круглый шаблон из картона,
  • стеки,
  • баночки для воды,
  • скалки,
  • кисточки,
  • изюм,
  • подставки для кисточек и стек,
  • салфетки.

Иллюстрации, 2 снежка, 2 записки с приметами и загадками, клубок, заяц, 2 подноса, жаворонки испеченные, костюм Весны, береза с птицами, ткань, сундук, колокольчик, подсказку гимнастики.

Занятие: Лепка «Жаворонок»

Цель:

1. Познакомить детей с народной традицией встречать весну

«жаворонками».

2. Учить лепить из теста жаворонка.

3. Развивать мелкую моторику рук, навыки работы с тестом.

4. Воспитать любовь и память к старинным русским традициям.

Коррекция: памяти, воображения.

Материалы и оборудование к занятию: мука, тесто, изюм, нож для резки теста, салфетки для рук, разделочная доска.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята!

Вы знаете, какое приближается сейчас время года? (весна).

Так вот у нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем учиться встречать весну по старинным русским традициям. Мы научимся лепить птичек – жаворонков.

Отступает зима и мы ждём весну - красну. Ребята, а почему весну называют весна - красна? А потому что это приближение чего-то радостного, долгожданного.

Русский народ каждый год праздновал приход весны.

По народному календарю весну встречают трижды.

Первая встреча весны приходится на 15 марта – это Сретенье. «На Сретенье зима с весной встречаются» - так говорят в народе.

Первый весенний месяц – март. Про март говорят, что март не весна, а подвесенье. Март – зимобор, протальник, грачевник. Давайте вместе объясним эти слова.

В народе говорят: «В марте с крыши капает, а за нос цепляется»

« Не спеши снимать шубу, а то март оденет».

Талой мартовской водой мыли полы в доме, этой же водой – «снежицей» обливали стены, поливали цветы, обтирали больных. Все в доме начинало дышать весной. Вода этого дня считалась особой весенней ценностью.

Ну вот наступает 22 марта – вторая встреча весны – день весеннего равноденствия, т.е. день становится равен ночи и начинается настоящая весна. На Руси этот день называют «Сороки» или «Сорок сороков – сорок мучеников». Почитание сорока святых. В народе считается, что на сороки сорок птичек на Русь пробирается, чтобы людям в делах помогать.

И первая из них - жаворонок. На Руси в народе говорили: " сорок сороков – жаворонки летят, весну на крыльях несут". У птиц есть один секрет - волшебные золотые ключи. Каждую осень злая старуха зима запирает в темную темницу красавицу весну, а жаворонки, возвращаясь с юга, открывают эту темницу и освобождают весну. Люди старались помочь птицам принести на крыльях весну. Для этого специально пели необычные песенки - заклички. Вот послушайте некоторые из них:

Ой, кулики, жаворонушки,

Прилетайте к нам с чужой сторонушки

Летел кулик из-за моря

Принёс кулик девять замков,

Кулик, Кулик, замыкай зиму

Отпирай весну, тёпло летечко

Чувиль-виль-виль.

Жаворонушки,

Прилетите к нам,

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Жаворонок- жаворонок

Из-за моря к нам лети

Весну красную неси

С тёплым солнышком

С пшеничным зёрнышком

Жаворонок, жаворонок

Возьми себе зиму

А нам отдай весну

Возьми себе сани

А нам отдай телегу.

Физкультминутка:

Ножками потопаем (топают)

Ручками похлопаем (хлопают)

Наши пальчики, словно птенчики (движения пальцами вверх-вниз)

Наши ручки – птички

Воробьи – синички (делают расходящиеся фонарики)

К Матрёше полетели делают летящие движения руками)

У Матрёши сели (присаживаются)

Зёрнышек поели «клюют» по коленочкам)

Песенку запели

Чувиль –виль-виль.

По традиции, к началу этого праздника мамы и бабушки делали из теста маленьких птичек - "жаворонков". Тесто ставили подходить на солнышко, что бы бог вошёл в него. Внутрь каждого жаворонка прятали льняное семечко (для хорошего урожая). Птички должны быть аппетитные с хрустящей корочкой. Затем раздавали жаворонков детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели», тем самым благославляя их.

А вы хотите слепить из теста такого жаворонка? (рассматриваем с детьми образец жаворонка).

Ребята, хотите полетать как жаворонки?

Тогда представьте, что вы жаворонки, а стол, за которым вы сидите – гнездо. У каждого гнезда свой цвет (зелёный, жёлтый, красный, синий). По команде вы вылетаете из гнезда, пока вы летаете, я меняю ваши цвета, а вы должны найти своё гнездо (т.е. свой цвет). Итак, полетели, полетели... на места свои присели. Сели. Молодцы. А теперь за дело.

Практическая часть:

Воспитатель: Сначала нам нужно обмакнуть руки в муку, чтобы тесто к ним не прилипало. Возьмем кусочек теста в руки. Какое оно? (мягкое, тянется). Из чего делают тесто? (муки, воды, яиц, соли, сахара). У нас с вами уже готовая лепёшечка для жаворонка. Нам необходимо сделать 4 надреза по схеме с помощью ножа. Верхний кончик - головка жаворонка, а нижний - хвостик. Боковые части – крылышки. Свободные полосочки сложим на спинке в виде крестика. При помощи ножа оформить крылья и хвост жаворонка. Глазки нашим жаворонкам можно сделать из изюминок. (Дети лепят жаворонков). Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые жаворонки у вас получились.

А что же делали с этими птичками? Дети поднимали жаворонков над головой и зазывали весну.

Сегодня и мы, как и прежде на Руси, будем зазывать птиц:

Жаворонок!

В наше небо залети

Нашу землю освети

Всех на свете ребятишек

Обогрей, оздорови.

В третий раз весну звали на Благовещенье (7 апреля) – это один из больших праздников весны. Весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить её приход могут птицы. Поэтому существовал красивый обычай – выпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обрела природа.

Ну а мы своих жаворонков в небо не отпустим, а разместим на нашей выставке.