Виды фототехники. Как выбрать фотоаппарат для качественных фотографий? Чем отличаются «зеркалки»

Сегодня мы не представляем свою жизнь без фотографий. Они окружают нас сплошь и рядом. Сделать фото - элементарная задача для современного человека. Но когда-то об этом могли только мечтать. Давайте узнаем, какой была история фотоаппарата начиная от первых задумок инженеров и заканчивая современными технологиями.

Человека всегда привлекало прекрасное. Однажды он захотел описать его, придать ему форму. В поэзии прекрасное обрело форму слова, в музыке - звука, а в живописи - изображения. Единственное что не смог запечатлеть человек - мгновение. К примеру, поймать раскаты грозы, рассекающие небо, или разбивающуюся каплю. С появлением фотоаппарата это и много другое стало возможным. История развития фотоаппарата включает в себя множество попыток изобретений устройств, регистрирующих изображение. Она начинается давным-давно, когда изучая оптику математики заметили, что изображение можно перевернуть, пропустив его через небольшое отверстие, в темную комнату. Рассмотрим наиболее значимые события, повлиявшие на историю фотоаппарата.

Законы Кеплера

А вы знаете, когда началась история фотоаппарата? Первые технологии, которые позже стали применяться для создания фотографий, появились в 1604 году, когда Йоганн Кеплер - немецкий астроном - установил света в зеркале. Впоследствии на них была основана теория линз, по которым Галилео Галилей - итальянский физик - создал первый в мире телескоп для наблюдения небесных тел. Принцип преломления лучей был установлен и изучен. Осталось научиться регистрировать полученное изображение на бумаге.

Открытие Ньепса

Практически через два столетия, в 20-х годах 19 века, французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс открыл способ регистрации изображения. Многие считают, что именно с этого момента началась история возникновения фотоаппарата. Суть способа состояла в обработке попадающего света асфальтовым лаком и сохранении его на стеклянной поверхности. Этот лак представлял нечто похожее на современный битум, а стекло называлось камерой-обскурой. С помощью этого метода, изображение приобретало форму и становилось видимым. Это был первый случай в истории, когда картина рисовалась не художником, а преломленными лучами света.

Новое качество снимка от Тальбота

Изучая камеру-обскуру Ньепса, английский физик Уильям Тальбот добился улучшения качества изображения с помощью негатива - изобретенного им отпечатка фотографии. Произошло это в 1835 году. Данное открытие позволило не только делать фото нового качества, но и копировать их. На своем первом фото Тальбот запечатлел окно своего дома. Изображение четко передает очертание окна и рамы. В своем докладе, написанном немного позже, Тальбот назвал фотографию миром прекрасного. Именно он заложил основу принципа, который использовался для печати фотографий еще долгие годы.

Изобретение Сэттона

В 1861 году английский фотограф Т. Сэттон разработал фотоаппарат, у которого был единый зеркальный объектив. Фотоаппарат состоял из штатива и крупного ящика, на верхней стороне которого была специальная крышка. Уникальность крышки заключалась в том, что она не пропускала свет, но через нее можно было смотреть. Объектив регистрировал фокус на стекле, которое с помощью зеркал формировало изображение. По большому счету, это был первый фотоаппарат. История дальнейшего развития фотографии развивалась более динамично.

«Кодак»

Популярный нынче бренд «Кодак» впервые заявил о себе в 1889 году, когда Джордж Истман запатентовал первую рулонную фотопленку, а затем и фотокамеру, сконструированную специально под эту пленку. В результате появилась крупная корпорация «Кодак». Интересно отметить, что название «Кодак» не несет какой-либо смысловой нагрузки. Истман просто хотел придумать слово, которое начиналось бы и заканчивалось на одну и ту же букву.

Пластины для фото

В 1904 году торговая марка Lumiere наладила выпуск пластин для цветных фотографий. Они стали прообразом современного снимка.

Фотоаппараты Leica

В 1923 году появился фотоаппарат, который работал с 35-миллиметровой пленкой. Появилась возможность просматривать негативы и выбирать для печати лучшие из них. Спустя два года в массовое производство запустились фотоаппараты Leica. В 1935 году появилась модель Leica 2, которая оснащалась видоискателем, мощной фокусировкой, и могла совмещать две картинки в одну. А версия Leica 3 также позволяла регулировать длительность выдержки. Долгое время модели Leica были неотъемлемым атрибутом в фотографическом искусстве.

Цветные пленки

В 1935 году компания Kodak начала выпускать цветную пленку «Кодакхром». После печати такую пленку нужно было отдавать на доработку, во время которой и накладывались цветные компоненты. Через семь лет проблема была решена. В результате пленка «Кодакколор» на ближайшие полвека стала одной из наиболее часто применяемых в профессиональной и любительской фотосъемке.

Фотокамера «Полароид»

В 1963 году история фотоаппарата получила новый вектор. Фотокамера «Полароид» перевернула представление о быстрой печати фото. Камера позволяла печатать фото сразу после того, как оно было сделано. Нужно было лишь нажать на кнопку и подождать пару минут. За это время фотоаппарат прорисовывал на чистом отпечатке контуры картинки, а затем полную гамму цветов. На ближайшие 30 лет, фотоаппараты «Полароид» обеспечили себе первенство на рынке. Спад популярности этих моделей начался лишь в годы, когда зарождалась эпоха цифрового фото.

В 70-х фотоаппараты начали снабжать экспонометром, автоматической фокусировкой, встроенной вспышкой и автоматическими режимами съемки. В 80-х некоторые модели уже оборудовались жидкокристаллическими дисплеями, на которые выводились настройки и режимы аппарата. История цифрового фотоаппарата начиналась примерно тогда же.

Эпоха цифрового фото

В 1974 году, благодаря электронному астрономическому телескопу, удалось сделать первое цифровое фото звездного неба. А в 1980-м компания Sony запустила выпуск цифровой фотокамеры Mavica. Видео, снятое на нее, записывалось на гибкий флоппи-диск. Его можно было бесконечно очищать для новой записи. В 1988 году вышла первая модель цифрового аппарата от компании Fujifilm. Аппарат получил название Fuji DS1P. Фотографии, сделанные на него, сохранялись в цифровом виде на электронный носитель.

В 1991 году фирма Kodak создала цифровую зеркальную камеру, которая имела 1,3 мегапикселя разрешения и ряд функций, позволяющий делать с нее профессиональные цифровые снимки. А фирма Canon в 1994 году снабдила свои фотоаппараты системой оптической стабилизации изображения. Вслед за Canon от пленочных моделей отказалась и фирма Kodak. Произошло это в 1995 году. Дальнейшая история фотоаппарата развивалась еще динамичнее, хотя принципиально важных разработок больше не было. А вот что было, так это уменьшение габаритов и стоимости при увеличении функциональности. Именно от удачного сочетания этих характеристик и зависит сегодня успешность компании на рынке.

2000-е

Корпорации Samsung и Sony, которые развиваются на базе цифровых технологий, поглотили львиную долю рынка цифровых фотоаппаратов. Любительские модели преодолели границу в 3 мегапикселя разрешения и стали соперничать с профессиональной техникой по Несмотря на стремительное развитие цифровых технологий - распознавание лица и улыбки в кадре, устранение эффекта «красных» глаз, многократное зумирование и прочие функции, - цена на фототехнику стремительно падает. Телефоны, снабженные камерой и цифровым зумом, начали противостоять фотоаппаратам. Пленочные аппараты уже мало кого интересуют, а аналоговые фотографии начали цениться как раритет.

Как устроен фотоаппарат?

Теперь мы с вами знаем, из каких этапов состояла история фотоаппарата. Кратко рассмотрев ее, познакомимся с устройством фотоаппарата поближе.

Пленочный фотоаппарат работает следующим образом: проходя через диафрагму объектива, свет вступает в реакцию с пленкой, покрытой химическими элементами, и сохраняется на ней. Корпус не пропускает свет, равно как и крышка пленкодержателя. В фильмовом канале, пленка перематывается после каждого снимка. Объектив состоит из нескольких линз, которые позволяют менять фокусировку. В профессиональном объективе, кроме линз, устанавливаются также зеркала. Яркость оптического изображения регулируется с помощью диафрагмы. С помощью затвора приоткрывается шторка, закрывающая пленку. От того, насколько долго затвор находится в открытом положении, зависит экспозиция фотографии. В случае если объект недостаточно освещен, применяется вспышка. Она состоит из газоразрядной лампы, при мгновенном разряжении которой можно получить свет, превышающий по яркости свет тысячи свечей.

Цифровой фотоаппарат на стадии прохождения света через объектив работает также как и пленочный. Но после того как изображение преломляется через оптическую систему, оно преобразуется в цифровую информацию на матрице. От разрешения матрицы зависит качество снимка. После нее перекодированная картинка сохраняется в цифровом виде на носителе информации. Корпус такого фотоаппарата аналогичен пленочному, но в нем отсутствует фильмовой канал и место под катушку с пленкой. В этой связи габариты цифрового фотоаппарата гораздо меньше. Привычным атрибутом для современных цифровых моделей является ЖК-дисплей. Он, с одной стороны, служит видоискателем, а с другой - позволяет осуществлять удобную навигацию по меню и видеть результат фокусировки.

Объектив цифрового аппарата также состоит из линз или зеркал. В любительских камерах он может быть небольшим, но функциональным. Главным элементом цифрового фотоаппарата является матрица-сенсор. Она представляет собой небольшую пластинку с проводниками, которая формирует качество картинки. За все функции цифровой камеры отвечает микропроцессор.

Заключение

Сегодня мы узнали, из каких этапов состояла увлекательная история фотоаппарата. Фотографии сегодня никого не удивляют, но были времена, когда они считались настоящим чудом инженерной мысли. Сейчас фото делается за считанные секунды, а раньше на это уходил дни.

История создания фотоаппарата с появлением цифровых камер получила новую веху развития. Если раньше фотограф вынужден был идти на всякие ухищрения чтобы получился красивый снимок, то теперь за это отвечает богатое на функции программное обеспечение фотоаппарата. Кроме того, любое цифровое фото можно дополнительно отредактировать на компьютере. Создатели первых фотоаппаратов о таком даже не мечтали.

Дата публикации: 14.02.2017

Как выбрать фотоаппарат?

Во всём изобилии фототехники, представленной на рынке, разобраться очень сложно. Цены колеблются в широких пределах, набор функций сильно различается. Какой же фотоаппарат купить? Цель этой статьи - помочь вам выбрать камеру с учётом целей и бюджета.

Виды камер

Камера в смартфоне

Основная тенденция рынка фототехники неумолима: смартфоны совершенствуются и всё лучше справляются с задачами, для которых раньше был нужен фотоаппарат. Смартфон сегодня - это не только средство связи и фотоаппарат, но ещё и аудио-, видеоплеер, навигатор, игровая консоль и даже банковская карта с проездным. И если фотоаппарат можно забыть дома, то смартфон и его камера всегда с вами. Ещё один бонус: сделанный на смартфон снимок можно тут же отправить друзьям или опубликовать в социальной сети.

Смартфоны доступны почти каждому. Если не брать во внимание топовые модели от лидирующих производителей, то средний ценник весьма демократичен. Благодаря появлению качественных китайских смартфонов, любой желающий может стать обладателем продвинутого устройства. А вот цены на фототехнику взлетели вслед за курсом доллара: в наши дни серьёзный фотоаппарат - дорогое удовольствие.

Однако у камер в смартфонах по-прежнему есть ряд недостатков:

Низкое качество фотографий и видеороликов. В смартфонах установлены маленькие сенсоры изображения, а их размер влияет на качество картинки. Такие сенсоры создают больше цифрового шума, что особенно критично при съёмке в условиях слабого освещения. Появление в некоторых телефонах съёмки в RAW и ручных настроек - приятное новшество, но погоды оно не сделало.

EVA-L19 УСТАНОВКИ: ISO 320, F2.2, 2 с, 27.0 мм экв.

Отсутствие оптического зума (за исключением нескольких специфических моделей). На смартфон нельзя качественно снять удалённый объект.

Отсутствие сменной оптики, которая решила бы проблему нехватки зума. Современные «объективы для смартфонов» представляют собой насадки на уже имеющуюся в телефоне оптику и не идут ни в какое сравнение с качественной сменной фотооптикой.

Подведём итоги. Камера смартфона пригодна для решения бытовых фотозадач, фиксации момента. Однако для более или менее продвинутой работы с фото и видео лучше выбирать фотоаппарат. Даже для ведения аккаунта в Instagram блогеры чаще используют не смартфоны, а более специализированную технику: от экшн-камер до полнокадровых зеркальных фотоаппаратов. Для профессиональной фото- и видеосъёмки тоже используются более совершенные инструменты.

Смартфон стоит рассматривать в качестве фотоаппарата, если…

  • вы не планируете осваивать фототехнику и ручные настройки, а просто хотите делать симпатичные кадры и селфи;
  • вы начинающий блогер и ищете бюджетную технику;
  • вам нужен универсальный гаджет под все задачи: от общения в сети до съёмки простых видеороликов;
  • вы фотограф, который устал носить с собой тяжёлый фотоаппарат (да-да, смартфон отлично подойдёт для многих направлений творческой фотографии).

Вот три наиболее актуальных устройства на сегодняшний день:

Samsung Galaxy S7 edge

У него одна из лучших камер на мобильном рынке: она способна выдать впечатляющий результат даже ночью. С помощью S7 edge можно сделать отличное селфи под водой! А наличие ручного режима и возможность съёмки в RAW будут полезны продвинутым любителям. Можно чуть сэкономить и купить обычный S7. У него меньше диагональ дисплея и, как следствие, чуть меньше размеры и объём аккумулятора. Экран не изогнутый, но камера как в S7 edge.

Huawei P9 и P9 Plus

Камера этого гаджета сделана совместно с профессионалами из Leica. Это самая доступная камера Leica на рынке. Здесь есть удобное фотоприложение с большим количеством режимов, ручные настройки и съёмка в RAW. Одна из главных фишек - двойная камера с двумя сенсорами: RGB и монохромным, каждый разрешением 12 Мп. Можно делать как цветные, так и чёрно-белые снимки.

iPhone 7 Plus

iPhone - один из самых мощных «двигателей» мобильной фотографии. За 10 лет существования смартфона это направление здорово продвинулось: подтверждение тому - рекламная кампания «Снято на iPhone». В iPhone 7 Plus с объективами на 28 и 56 мм (экв.) одна из лучших мобильных камер современности, возможности которой расширяются сторонними приложениями (вплоть до ручных настроек и съёмки в RAW).

Компактные фотоаппараты

Отдельный класс компактных фотоаппаратов - суперзумы (гиперзумы). Они оснащены объективами с очень высокой кратностью зума: от 30x до 83x. Компактными такие устройства назвать сложно, ведь за счёт большого объектива их размеры сопоставимы с габаритами зеркалок. Основное достоинство таких камер - «дальнобойный» зум, позволяющий снимать значительно удалённые предметы: луну крупным планом, самолёт в небе, белку в парке, синицу на ветке. В остальном такие фотоаппараты состоят из компромиссов. Небольшая матрица вкупе с длиннофокусным, но не светосильным объективом не позволит получить качественные кадры в условиях слабого освещения. Примеры моделей: Nikon Coolpix P900 , Nikon Coolpix A900 , .

Суперзумы могут заинтересовать тех, кому важны высокая кратность зума, простые решения «всё в одном» и доступная цена. Любая системная (зеркальная или беззеркальная) камера с телеобъективом выдаст заметно лучшие результаты как по качеству изображения, так и по скорости работы, но стоить будет несколько дороже и потребует покупки дополнительной оптики.

Canon PowerShot SX540 HS / (65535) УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4.5, 1/40 с

Продвинутые компактные фотоаппараты

Чтобы выжить под натиском смартфонов, компактные камеры должны были эволюционировать не только в сторону увеличения зума, но и в сторону повышения качества картинки. Сегодняшний класс продвинутых компактов представляет собой не однокнопочные «мыльницы», а серьёзные фотоаппараты, заключённые в компактный корпус и способные соперничать с зеркалками и беззеркалками.

Они оснащены большими матрицами (от однодюймовых до полнокадровых), качественными светосильными фиксами или оптикой с умеренным зумом. Такие камеры быстры и удобны в работе, позволяют настраивать все параметры съёмки. Многие продвинутые компакты хороши в записи видео: с ними можно снимать в разрешении 4К, использовать профессиональные функции видеозаписи.

Практически все современные продвинутые компакты имеют удобный откидывающийся дисплей. В некоторых моделях его можно повернуть в сторону объектива, что делает такие камеры удачным решением для съёмки селфи и записи видеоблогов. Ещё одно достоинство - продуманный дизайн.

Эталонные представители этого класса: линейка Sony RX-100 , в которой недавно появилась новинка (DSC-RX100M5), Canon PowerShot G7 X Mark II , Canon PowerShot G9 X , Panasonic Lumix DMC-LX10 и другие.

DSC-RX100M4 УСТАНОВКИ: ISO 125, F7.1, 30 с, 24.0 мм экв.

Такие фотоаппараты удобны в путешествии, отлично справляются с ролью второй камеры профессионала. Если вы новичок, но у вас хватает денег на камеру из этого сегмента, не скупитесь: качество фото и видео вас не разочарует.

DSC-RX100M4 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F3.5, 1/80 с, 70.0 мм экв.

Продвинутые компактные фотокамеры с большим зумом

Следует выделить в отдельный класс продвинутые компактные камеры, оснащённые крупными матрицами с диагональю 1″ и мощным зумом. Так называемые bridge-камеры унаследовали многие черты суперзумов, но имеют ряд особенностей. У них более развитое управление, позволяющее оперативно изменять настройки и снимать в ручном режиме, объектив с большой кратностью зума. Диапазон фокусных расстояний не столь велик, как у суперзумов (как правило, от 8х до 20х), но встречаются и рекордсмены с 30- или 40-кратным зумом. Примеры моделей: , Canon PowerShot G3 X .

DSC-RX10M3 УСТАНОВКИ: ISO 125, F5.6, 1/250 с, 380.0 мм экв.

Этот класс фотоаппаратов будет интересен тем, кто хочет перейти с простого суперзума на что-то более совершенное, но пока либо не может позволить себе системную камеру, либо не хочет связываться с громоздкими сменными объективами.

Canon PowerShot G3 X / (65535) УСТАНОВКИ: ISO 4000, F5.6, 1/125 с

С такими камерами комфортно путешествовать, снимать семейные и бытовые сюжеты. Качество картинки значительно выше, чем у суперзумов. Но надо иметь ввиду, что по размеру они могут быть сопоставимы с системными (зеркальными или беззеркальными) камерами и несколько уступают им в качестве изображения из-за меньшего размера матрицы.

Зеркальные фотоаппараты

Зеркалка - отличное решение для фотолюбителя, который планирует совершенствовать своё мастерство, учиться, использовать все творческие и технические приёмы съёмки. Зеркальные аппараты оснащаются большими матрицами (полнокадровыми или стандарта APS-C), благодаря которым можно получить очень высокое качество изображения. Они очень гибки в работе и подходят для всех видов съёмки. Нужно только правильно подобрать объектив.

Почему зеркальный фотоаппарат так называется? В основе его конструкции лежит подвижное зеркало, необходимое для визирования кадра через оптический видоискатель.

Зеркалки, рассчитанные на новичков, можно приобрести с объективом в комплекте. Такие торговые предложения имеют маркировку kit. «Китовый» объектив идеально подойдёт начинающим фотографам. Профессионалы выбирают оптику под свои задачи, заказывая камеру без объектива в комплектации body.

X-T2 / XF10-24mmF4 R OIS УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/8 с, 15.0 мм экв.

Зеркальные камеры начального уровня стоят относительно недорого. Они способны дольше работать на одном заряде батареи, чем компакты и беззеркалки. Это очень важно в путешествии и на ответственных съёмках.

PENTAX K-1 / HD PENTAX-D FA 24-70mm F2.8ED SDM WR УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 20 с, 24.0 мм экв.

Все современные модели имеют богатые возможности видеосъёмки. Если аппараты начального уровня станут просто хорошей семейной видеокамерой, то некоторые продвинутые модели вполне подойдут для профессиональной работы с видео.

ILCA-99M2 / 135mm F1.8 ZA УСТАНОВКИ: ISO 1600, F2.8, 1/100 с, 135.0 мм экв.

Однако фотоаппараты этого класса крупные. Это обусловлено их конструкцией с зеркалом внутри, сменными объективами и крупной матрицей. Размер зеркальной камеры будет зависеть от размера установленной на неё оптики.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/60 с

Зеркальный фотоаппарат - это целая система устройств и аксессуаров. За покупкой камеры могут последовать расходы на объективы, вспышки и прочие принадлежности, которые будут необходимы, если вы всерьёз займётесь фотографией.

Беззеркальные фотоаппараты

Беззеркалки оснащаются матрицами форматов 1″, Micro 4/3, APS-C и даже полнокадровыми. Не так давно появились и первые представители среднеформатных беззеркальных камер.

На рынке есть модели для начинающих и профессионалов. Беззеркалки полюбились и видеографам: некоторые из них позволяют профессионально работать с видео, у многих есть функция 4К-записи. Существуют модели, которые позаимствовали многие функции и возможности у профессиональных видеокамер.

ILCE-6300 / FE 35mm F2.8 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/500 с, 52.0 мм экв.

Но и недостатки у беззеркалок имеются. В среднем беззеркалка «живёт» на одном заряде батареи в 1,5–2 раза меньше зеркалки. Плюс автофокус уступает по скорости зеркальным камерам.

X-T2 / XF10-24mmF4 R OIS УСТАНОВКИ: ISO 200, F9, 1/125 с, 18.0 мм экв.

Но это не касается продвинутых моделей: многие фотоаппараты имеют очень мощную систему автофокусировки, способную подчас превосходить по скорости зеркалки. Ещё одним достоинством является возможность устанавливать через адаптеры объективы других фотосистем. Существуют адаптеры, поддерживающие автофокусировку и даже увеличивающие светосилу объектива! С помощью них можно значительно расширить парк используемой оптики без потери функциональности фотоаппарата.

Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов - пейзажная, предметная, портретная фотография.

Какие виды фотоаппаратов бывают? Сегодня мы поговорим с вами о самых популярных типах цифровых фотокамер. Возможно, кому-то это поможет определиться при покупке фотоаппарата. А для остальных, надеюсь, эта информация будет интересна и познавательна. Поехали!

Компактные фотокамеры типа «мыльница»
Что такое «мыльница»? У многих на слуху это слово, но не все в курсе, какой тип фотоаппаратов так называю. По сути «мыльница» — это самый простой и самый дешевый компактный цифровой фотоаппарат. Цены на данный вид фотоаппаратов стартуют с отметки в 2 тысячи рублей. У большинства цифровых «мыльниц» нет ручных режимов съемки, достаточно плохой несъемный объектив, имеющий переменное фокусное расстояние, но самое печальное то, что данный тип фотоаппаратов обладает самой маленькой матрицей среди всех. Из-за этого качество получаемых снимков самое плохое среди всех фотокамер.

Что такое «мыльница» в двух словах: маленькая матрица, плохой встроенный объектив с переменным фокусным расстоянием, отсутствие мануальных режимов в большинстве случаев. Но в то же время у компактов этого типа есть плюсы: самые маленькие размеры среди всех цифровых фотокамер, самая низкая цена.

Sony Cyber-shot DSC-W730 — типичный представитель класса «мыльница»

Компактные фотокамеры типа «ультразум»
Что такое «ультразум»? По сути, это та же «мыльница», но большего размера. Обычно «ультразумы» удобнее мыльницы с точки зрения эргономики. Основное же отличие – встроенный объектив с универсальным объективом большой кратности. Зум от 20 до 50 – это норма для «ультразумов». Как вы уже догадались, качество фотографий с этого типа фотоаппаратов ничуть не лучше, чем с обычной мыльницы. Просто сам фотоаппарат более универсальный.

Что такое «ультразум» в двух словах: это «мыльница» с большим объективом. Всё остальное не отличает этот вид фотоаппаратов от рассмотренных ранее компактов.

«Ультразум» Olympus SP-820UZ

Компактные фотокамеры продвинутого уровня
Не всегда компактная камера – это плохая камера. Тому есть ряд доказательств. Тут сразу вспоминается отличный компакт Fujifilm x100s. Тут и матрица, сопоставимая по размерам с кроп-зеркалками, и ручные режимы, и светосильный объектив. Отличительная особенность таких камер – обычно в них установлен объектив с фиксированным фокусным расстоянием. В случае с Fuji – это объектив с эквивалентным фокусным расстоянием 35mm (т.е. реальными 24mm или около того). Сегодня лидером среди компактов является полнокадровая Sony RX. Первый компакт с такой огромной матрицей. Цена этого чуда – больше 100 тысяч рублей.

Что такое продвинутый компакт в двух словах: это небольшой фотоаппарат с хорошей матрицей и оптикой. Основные минусы – невозможность смены объективов и высокая цена. Некоторые компакты этого уровня превосходят по стоимости зеркальные фотокамеры любительского уровня.

Fujifilm X100S — отличный компактный фотоаппарат ценой почти в 50 тысяч рублей

Системные (беззеркальные) цифровые фотоаппараты (EVIL-камеры) или «беззеркалки»
Что такое «беззеркалка»? Это цифровая фотокамера со сменной оптикой, у которой нет зеркала и оптического видоискателя соответственно. Это основные отличия этих камер от зеркальных. Из-за иной технологии удалось достигнуть более компактных размеров камер, не смотря на то, что матрицы в EVIL-камерах соответствуют матрицам любительских «зеркалок». А совсем недавно вышла полноформатная Sony A7r с матрицей в 36Мп, которая по результатам тестов уважаемых изданий практически не уступает профессиональному Nikon D800, который в своё время удивил общественность своими характеристиками именно по части матрицы.

Что такое «беззеркалка» в двух словах: это небольшая фотокамера с отличными характеристиками матрицы, возможностью смены объективов. Минусы в сравнении с «зеркалками»: отсутствие оптического ВИ, небольшой парк оптики, худшая эргономика.

Sony Alpha A7R — лучшая на сегодня «беззеркалка»

Зеркальные цифровые фотоаппараты или «зеркалки»
Что такое «зеркалка»? Это фотоаппарат со сменной оптикой. В отличие от «беззеркалок» имеет оптический видоискатель, который отображает реальную («живую») картинку снимаемого объекта за счет конструкции фотокамеры на основе передачи светового потока от объектива камеры через зеркало прямо в видоискатель. Во время фотосъемки зеркало поднимается, и вместо видоискателя изображение попадает на матрицу, таким образом сохраняется снимок.

Что такое «зеркалка» в двух словах: во времена пленки – исключительно профессиональная техника, которая с приходом цифровых технологий пробилась в массы. Зеркальные камеры по совокупности свойств превосходят ранее озвученные типы фотоаппаратов: быстрая фокусировка, скоростная съемка, большой парк оптики у популярных производителей , отличная эргономика.

Canon 1Dx — лучшая «зеркалка» фирмы Canon

Цифровые фотоаппараты с полупрозрачным зеркалом
Эти фотокамеры иногда относят к «зеркалкам». Фотоаппараты с полупрозрачным зеркалом выпускает компания Sony. Визуально они не отличаются от зеркальных. Основное отличие – отсутствие подъемного зеркала. Вместо него используется полупрозрачное зеркало. Данные камеры не имеют оптического видоискателя – в аппаратах Sony он электронный. Это один из менусов камеры с точки зрения многих фотографов. Второй минус – часть света задерживается полупрозрачным зеркалом.

Что такое фотоаппарат с полупрозрачным зеркалом в двух словах: это камеры компании Sony, которые по сути своей похожи на «зеркалки», но отличаются технологией передачи светового потока от объектива к матрице и видоискателю.

Sony Alpha SLT-A99 — полнокадровая фотокамера с полупрозрачным зеркалом

Дальномерные цифровые фотоаппараты или «дальномерки»
Что такое «дальномерки»? Достаточно популярный в пленочную эпоху класс фотоаппаратов, а ныне представленный элитными Leica M9 и Leica M. Эти камеры имеют полноформатный сенсор. Они компактнее зеркальных фотоаппаратов. Цены на сами «дальномерки» и оптику заоблачные. Камера стоит порядка 300 тысяч рублей, объективы от 100 тысяч рублей. Leica – это как Bentley, только фотоаппарат.

Что такое «дальномерка» в двух словах: сегодня это очень дорогая имиджевая вещь. Эти камеры покупают единицы. И многие фотографы печально вздыхают, слыша «Leica M»…

Leica M — самая дорогая современная «дальномерка», мечта многих фотографов

Среднеформатные цифровые фотоаппараты
Среднеформатная камера – последнее, о чем сегодня поговорим. Это самые дорогие на сегодня цифровые фотоаппараты. Они превосходят все остальные с точки зрения итоговой картинки благодаря среднеформатной матрице, которая физически больше полноформатной. Это камеры исключительно для профи, стоят они бешенных денег, объективы к ним также очень качественные и дорогие. Для примера: Leica S2P и Hasselblad H5D-60 стоят больше миллиона рублей за версию без объектива. Одна из самых дешевых среднеформатных камер — Pentax 645D – стоит порядка 300 тысяч рублей.

Что такое среднеформатная камера в двух словах: это очень дорогая камера для профессионалов, которая по качеству получаемых фотографий превосходит все прочие виды фотоаппаратов.

Hasselblad H5D-60 — современная цифровая среднеформатная камера. Профессиональнее некуда

Итог
Мы рассмотрели самые популярные классы (типы, виды – называйте, как хотите) современных цифровых фотоаппаратов. Надеюсь, эта статья помогла вам разобраться во всем многообразии фотоаппаратов, существующих сегодня на рынке. Всем удачного выбора и хороших кадров!

Статьи

Эта статья будет посвящена профессиональным фотоаппаратам. Мы упомянем всего пять из них, и если вы думаете, что это очень узкая выборка, то смеем заверить: будут охвачены все самые знаковые модели рынка на 2017 год. Ведь профессиональных камер сегодня действительно не так уж и много.

Ху из ху, или Не каждому дано

Начинающие фотографы, продавцы в магазинах и даже некоторые журналисты в своих обзорах легко причисляют тот или иной фотоаппарат к профессиональным. При этом сами производители намного более скромны в оценках. Профессиональными они считают лишь топовые камеры. Как правило, это зеркальные фотокамеры, созданные для фотожурналистов. И мы согласны с таким распределением ролей. Тем не менее, чтобы не ограничивать наш обзор лишь парой-тройкой моделей, мы добавили в него камеры, которые хоть и не занимают топового положения в модельном ряду, но имеют узко очерченную специализацию и созданы именно для профессионального применения. Это вершина современного фотомира. Именно этими фотоаппаратами уже сегодня создаются самые интересные и дорогие фотографии, которые завтра вы увидите повсюду. Хотите себе такой же?..

Неубиваемые

Класс профессиональных репортажных зеркалок существует не один десяток лет. Сначала это были плёночные модели, затем на смену им пришла «цифра». Но основные особенности этого класса оставались неизменными из года в год. Речь идёт о самом высоком на момент создания камеры ресурсе затвора, надёжности, а также высокой скорости работы и совершенных матрицах для съёмки в сложных условиях освещения. Именно такими камерами снимают Чемпионаты мира по футболу и хоккею, Олимпийские игры (для быстрой передачи фото со спортивной арены у них даже есть Ethernet-разъём, что является обязательным техническим требованием). Именно с такими неубиваемыми «танками» репортёры едут в горячие точки планеты. Пыле- и влагозащита, металлический корпус, ресурс аккумулятора на тысячи кадров - по-другому в сложной профессиональной работе нельзя.

Особое внимание в этих моделях уделяется качеству изображения. Разрешения должно быть достаточно для печати сравнительно крупным масштабом (формат А2 - не проблема!), и при этом фотоаппарат должен иметь высокие рабочие значения светочувствительности, чтобы дать возможность фотографировать в любых условиях освещённости. Как правило, сенсоры этих камер уникальны и не устанавливаются в другие модели. Разрешение их невелико по современным меркам - около 20 мегапикселей. Формат кадра 24х36 мм.

Canon EOS-1D X Mark II

Canon в последние годы и даже десятилетия делит пальму первенства с Nikon в сегменте профессиональной фотосъёмки. Можно бесконечно спорить, какая из камер лучше, однозначного решения всё равно не будет. Поэтому мы расставили камеры по алфавиту.

Формально Nikon D5 чуть медленнее. Максимальная скорость «всего» 14 кадров в секунду. Но на практике эта разница не ощущается.

NIKON D5 / Nikon AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 400, F6.3, 1/1250 с, 200.0 мм экв.

Пролетающий над самой головой реактивный самолёт? Не проблема: камера успеет сделать не один десяток кадров, из которых ещё придётся долго выбирать самый удачный, потому что все они будут правильно сфокусированы и проэкспонированы.

NIKON D5 / Nikon AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/1250 с, 180.0 мм экв.

Этот фотоаппарат буквально создан для съёмки в любых условиях. Ночь не представляет никаких сложностей для него. Встроенной вспышки традиционно в таких моделях нет, да она часто и не нужна. После захода солнца, при скудном городском освещении, можно получать такие же качественные кадры, как днём. И без всякого штатива.

NIKON D5 / Nikon AF-S Zoom-Nikkor 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 25600, F8, 1/320 с, 24.0 мм экв.

Эта камера также умеет снимать 4K-видео (правда, используя для этого лишь центральную часть сенсора), имеет сенсорный интерфейс наравне с огромным количеством отдельных удобных кнопок. А всё для того, чтобы можно было менять все параметры хоть в полной темноте на ощупь. Одним словом, танк в мире фотографии.

NIKON D5 / Nikon AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 800, F11, 1/400 с, 200.0 мм экв.

Sony ILCE-9

Быть на вершине вдвоём в условиях современного рынка - непозволительная роскошь. Поэтому в 2017 году топовый сегмент зеркалок решила потеснить компания Sony с новой беззеркальной моделью Sony ILCE-9 . Событие само по себе знаковое. Во-первых, Sony в этом сегменте фотоаппаратов никогда не делала. Во-вторых, беззеркалок такого высокого профессионального уровня мы ранее также не видели. И, наконец, характеристики новинки столь высоки, что по формальным показателям затыкают за пояс представителей зеркального сегмента. Sony Alpha 9 пока только анонсирована и не побывала у нас в Prophotos на глубоком тестировании, так что делать окончательные выводы о её превосходстве преждевременно. Но о выдающихся характеристиках всё же давайте поговорим.

В сердце изображения - принципиально новый полнокадровый сенсор с разрешением 24 мегапикселя. Он изготовлен по технологии с обратной засветкой, что расширяет возможности при съёмке в плохих условиях освещения. Но даже не это в нём главное. Сенсор имеет так называемую стэковую память, встроенную в тот же чип. Подобное решение мы ранее видели в смартфонах Sony Xperia XZs и XZ Premium и камерах семейства Sony DSC RX. Секрет в том, что такое решение значительно (до 20 крат) увеличивает скорость считывания данных с матрицы. А значит, появляется возможность работать с электронным затвором и снимать с высокой скоростью. Скорострельность тут до 20 кадров в секунду! Объём буфера составляет до 200 кадров в RAW. Характеристики вполне репортажные.

Матрица стабилизированная: оптический стабилизатор компенсирует смещения фотоаппарата по пяти осям и сохраняет работу даже со сторонней оптикой, установленной через переходники.

Но и это ещё не всё: в камере Sony Alpha 9 использовано множество высоких технологий. Это и качественная 4К-видеосъёмка, и сенсорный дисплей, и умный 4D-автофокус. Новинка получилась как минимум интересная. Топовые фотографы, использующие технику фотоагентств, массово и быстро на A9 не перейдут - привычке не изменить. Кому-то будет не хватать оптического видоискателя (хотя вместо него тут применён уникальный электронный с разрешением почти 4 мегапикселя), кому-то - парка оптики. Но своего покупателя A9 наверняка найдёт в других жанрах: от свадебного до профессионального трэвела. Возможно, свою роль сыграет и существенный выигрыш в весе. Беззеркалка значительно легче!

Когда качество в приоритете

В профессиональной цифровой фотографии всегда было два различных подхода к оценке качества снимков. Традиционно существовали жанры, требующие получения снимков в среднем или даже низком разрешении, но в экстремальных условиях. Для них и создаются фотоаппараты, о которых мы писали выше. Но есть сегмент, где высокое разрешение и точная цветопередача - главный элемент. Им в жертву могут быть принесены и скорость, и удобство, и вес, и размер фототехники. Такие камеры используются для пейзажной, рекламной, фэшн-съёмки. Причём если раньше речь шла о громоздких студийных «монстрах», то с недавних пор модели стали действительно компактными и даже иногда беззеркальными.

Hasselblad X1D-50c

При этом каждый отдельный пиксель также получается сравнительно большим, а это залог правильной цветопередачи, широкого динамического диапазона, отсутствия шума даже на сравнительно высоких ISO. Мы помним, что высокое качество здесь в приоритете!

Hasselblad X1D УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.8, 1/125 с

Фотоаппарат получился очень «передовым» и потому во многом неоднозначным. В нём сочетаются многие, ранее несовместимые, особенности. Это самый компактный средний формат. Не бедный и продвинутый фотограф запросто может использовать его вместо обычной камеры для повседневных съёмок или путешествий, выйдя на принципиально новый уровень качества снимков. Здесь применяется почти полностью сенсорное управление - работать с Hasselblad X1D-50c легко и просто.

При этом сохранены чисто студийные преимущества системы. Например, центральный затвор объективов позволяет работать с любыми величинами выдержки синхронизации: от 60 до 1/2000 с. Съёмка на пленэре с мощным студийным светом - это стихия Хасселя.

Hasselblad X1D УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/125 с

Практика работы с Hasselblad X1D-50c выявила ряд особенностей камеры, связанных с её неспешностью и нерасторопностью, особенно по сравнению с предыдущим сегментом профессиональных фотоаппаратов. Но за столь высокое качество изображения фотоаппарату можно всё простить. Профессиональный фотограф всегда должен точно понимать, зачем ему тот или иной инструмент.

Canon EOS 5DS

Нет, это не топовая зеркалка типа Canon EOS-1D X Mark II, её характеристики скромнее. Но она способна снимать практически в любых условиях, с быстрым автофокусом, скорострельностью и даже сравнительно высокой чувствительностью.

Canon EOS 5DS / Canon EF 16-35mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/10 с

Безусловно, в возможностях редактирования RAW фотоаппарат уступит среднеформатным решениям. Однако проигрыш в реальном разрешении будет не так уж и велик. Зато по скорости работы автофокуса, по серийной съёмке (до 5 кадров/с) и по ряду других параметров преимущество очевидно. Камера и оптика существенно дешевле среднего формата. Влагозащита, пусть и не такая, как у топовых моделей, здесь также реализована. А ресурс аккумулятора легко переваливает через полтысячи кадров.

Canon EOS 5DS / Canon EF 16-35mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/800 с

Важным плюсом будет также системность этой камеры: объективов Canon EF на рынке - сотни моделей! Не все из них идеально работают с 50-мегапиксельной матрицей, сэкономить на оптике не всегда удастся. Но всё же выбор её, включая специфические и редкие модели, просто огромен.

Canon EOS 5DS / Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5, 1/640 с

Это решение для тех фотографов, которые хотят заниматься коммерческой фотографией и продавать свои снимки в максимальном качестве, но при этом вынуждены работать в абсолютно разных условиях съёмки (вплоть до экстремальных) и без привязки к конкретному жанру.

61632 Фотография с нуля 0

В этом уроке вы узнаете: Типы фотокамер. Основные характеристики современных фотоаппаратов. Узнаем подробнее о сенсорах. Поговорим немного о мегапикселях. Расскажем, как выбрать фотокамеру.

В первом уроке мы рассмотрели принцип действия цифрового фотоаппарата и из каких основных элементов он состоит. Давайте определимся с основными видами цифровых фотоаппаратов и их типами. Сразу скажу - разделение некоторых из фотокамер достаточно четкое, а есть виды, границы между которыми размыты и условны. И тем не менее постараемся классифицировать достаточно подробно.

Рассмотрим основные виды фотокамер:

  • Компактные фотокамеры. Небольшие по размерам, в подавляющем большинстве с несъемными объективами и автоматическими настройками режимов съемки. Подробнее типы компактов рассмотрены ниже.
  • Зеркальные фотокамеры. Принцип действия подробно рассмотрен в первом уроке, имеет зеркало перед сенсором и возможность смены объективов, что обеспечивает различные возможности в использовании. Зеркальные камеры классифицируются по размеру матрицы, а так же на любительские и профессиональные. Подробнее о зеркалках мы также поговорим ниже.
  • Системные фотокамеры. Так же компактные фотоаппараты, но со сменной оптикой. При этом не имеют зеркала.
  • Среднеформатные камеры. Матрицы этих камер больше, чем пленки шириной 35 мм. Мы не будем рассматривать данные камеры в рамках этого курса, это явно не любительский сегмент, и цена на них может плохо сказаться на психике))).
  • Специальные камеры. Используются для аэрокосмических фотосъёмок, астрофотографии (съемки звездного неба), подводной фотосъемки, в экстремальных внешних условиях, панорамные фотокамеры и т.д. Интерес для любителя представляют защищенные камеры с широким диапазоном температур применения, возможностью съемки на небольших глубинах и способных выдерживать падения с небольшой высоты.

Теперь рассмотрим типы указанных выше видов фотокамер.

Компактные фотокамеры. Компакты можно разделить на три группы:

  1. полностью автоматический компактный цифровой фотоаппарат
  2. с расширенными возможностями управления настройками
  3. просьюмерские камеры

Полностью автоматический компактный фотоаппарат - это название маленьких, легких камер. В народе их называют "мыльницами". Основная задача цифровой мыльницы - максимально упростить процесс получения фотографии. Объектив и камера являются единым целым, то есть объективы менять нельзя. Такая камера позиционируется производителями, как "Point & Shoot" или "Навел и снял". Подразумевается, что вам остается только скомпоновать кадр и нажать кнопку. Все необходимые настройки автоматика сделает за вас, если нужно, включит встроенную вспышку.

Это очень простой в обращении фотоаппарат с минимумом настроек. Однако, он все же позволяет управлять некоторыми параметрами, например, переключать предустановленные режимы съемки: портрет, пейзаж, макро и т.д. В режиме ручных настроек можно регулировать ISO, баланс белого, включать и отключать встроенную вспышку, иногда регулировать ее мощность. Такой тип фотоаппаратов позволяет получить хорошее качество снимков только при достаточном освещении, например, в дневное время на улице или на открытой местности. В сложных условиях освещения получить красивый снимок с помощью такого фотоаппарата очень сложно. В фотоаппаратах такого типа обычно используется дешевая оптика. Цена простых фотоаппаратов минимальна.

С ручным управлением настройками. Камеры этого типа предназначены для тех, кому уже недостаточно ограниченных настроек полностью автоматического фотоаппарата. Здесь, помимо полностью автоматических режимов, есть возможность управлять параметрами выдержки и диафрагмы. Это достигается путем использования режимов приоритета выдержки (S или Тv), приоритета диафрагмы (А или Av), а также ручного режима М (Manual).

Все это позволяет делать качественные фотографии в более сложных условиях, а также создавать различные творческие эффекты уже при съемке, без применения постобработки. Однако, чтобы получить хороший снимок с ручными настройками, нужно знать принцип их работы и наработать определенные навыки их применения в различных ситуациях. Объектив имеет более сложную конструкцию. Ценовая категория таких фотоаппаратов имеет наибольший разброс.

Среди компактных фотокамер с расширенными возможностями отметим популярную группу фотоаппаратов с большим диапазоном фокусных расстояний объектива, зум которых исчисляется десятками, а то и сотнями единиц - это суперзумы . Есть суперзумы и среди автоматических компактных камер. Качество работы этих фотоаппаратов и целесообразность их приобретения мы рассмотрим в нашем следующем уроке, посвященном объективам.

Просьюмерские камеры предназначены для серьезных, продвинутых фотолюбителей. Такими фотокамерами вполне можно делать профессиональные снимки. Они позволяют снимать в формате RAW, имеют автоматические и ручные настройки выдержки и диафрагмы, поддерживают режим скоростной серийной съемки. Для таких фотоаппаратов выпускаются различные насадки и светофильтры. Встроенная вспышка значительно более мощная, а многие модели имеют "горячий башмак", позволяющий использовать внешние вспышки, а также подключать системы удаленного управления вспышками.

Такие фотоаппараты, как правило, имеют больший размер матрицы, более качественные объективы, очень развитую систему настроек, в которой начинающий фотограф вполне может запутаться. Они позволяют получать гораздо более качественные фотографии в самых различных условиях. Подобные камеры часто приобретают даже профессиональные фотографы, чтобы иметь возможность получать качественные фотографии, когда невозможно носить с собой рюкзак с зеркальной камерой и объективами, а также нужно не привлекать к себе излишнего внимания. Цена таких фотоаппаратов сравнима с ценой зеркальных камер начального уровня, а иногда и превосходит их.

Среди компактов следует отдельно выделить дальномерные фотокамеры . Этот тип фотокамер оснащен дальномером. Объектив камеры использует отдельный оптический видоискатель для регулировки фокуса. Достаточно дорогие брендовые камеры, не думаю, что интересны для любителя.

Нельзя не упомянуть и камеры с фиксированным фокусным расстоянием объективов . На сегодняшний день это наиболее продвигаемый из новых видов камер, объектив которых имеет неизменное фокусное расстояние. Достаточно упомянуть такие камеры, как Sony RX-1, Nikon Coolpix A. Довольно специфический сегмент просьюмерских камер, также малоинтересный для начинающего любителя прежде всего из-за высокой цены и узкого диапазона применения.

Зеркальные фотоаппараты (DSLR)

Данный тип фотоаппаратов используют профессиональные фотографы и продвинутые фотолюбители, которым важно высокое качество снимков и полный контроль над процессом съемки. Зеркалки предоставляют пользователю полную управляемость любых параметров и настроек. Они имеют большую матрицу, достигающую в профессиональных моделях размера кадра фотопленки, 36 х 24 мм, что дает высочайшее качество изображения. Отличительной особенностью является полное отсутствие задержки между нажатием кнопки спуска и срабатыванием затвора, что позволяет фиксировать очень динамичные события. Качество снимков, сделанных таким фотоаппаратом - наилучшее из возможного в цифровой технике на сегодняшний день. За исключением среднеформатных цифровых камер и цифрозадников, но они имеют столь высокую цену, что доступны даже далеко не всем профессионалам, не говоря уже о продвинутых любителях.

"

Зеркалки" позволяют использовать самое различное дополнительное оборудование и менять объективы.

Довольно часто зеркальные фотоаппараты продаются без объектива (Body или на фотожаргоне - "тушка"). Но также часто фотоаппарат комплектуют относительно недорогим универсальным объективом. Такой комплект называется кит (от англ. kit - набор или комплект). "Китовый" объектив, как правило, имеет среднее качество и не позволяет использовать все возможности камеры.

Поэтому для съемки в различных жанрах приходится покупать и использовать различные объективы. Объективы высокого качества, позволяющие полностью использовать потенциал матрицы, стоят очень дорого.


И, наконец, появившийся не так давно новый тип фотоаппаратов: беззеркальные камеры со сменной оптикой . Или их еще называют системными . Этот тип фотоаппаратов имеет сенсор, меньший или такой же по размерам, как и у зеркальных камер, но не имеет механизма визирования с использованием зеркала и пентапризмы, что позволяет значительно уменьшить их размеры. Именно малые габариты и возможность непосредственной наводки на резкость с помощью ЖК-дисплея или электронного видоискателя, а также качество изображения, не уступающее зеркальным камерам и возможность менять объективы, объясняют растущую популярность этого класса камер.

Однако компактность также имеет свои минусы: это и трудность быстрого управления камерой, что особенно актуально в репортажной, спортивной и праздничной съемке, и сложности при работе с тяжелыми объективами. Стоимость таких фотоаппаратов сравнима с ценой зеркалок любительского уровня.

Фотоаппараты бывают профессиональными и любительскими . Возможно, вам приходилось слышать о полупрофессиональных камерах. Сразу вас расстрою - таких не существует. Точнее, они есть - в маркетинговых мозгах полупродавцов в их полумагазинах:))). Нельзя быть наполовину художником или наполовину инженером. Полуврач Романенко, правда, стал героем сериала "Интерны", но у него вы точно не захотите лечиться. Итак - фотокамера или профессиональная, или любительская! Чем они отличаются? Любительские камеры отличаются от профессиональных по основным характеристикам: набор выдержек, набор функций, размер и качество матрицы, эргономика, ресурс кнопок и количество срабатываний затвора, скорость серийной съемки, пыле-влагозащищенность, запись на несколько карт памяти.

Отличия будут в следующем: затворы профессиональных камер рассчитаны на большее количество срабатываний, корпус у них сделан из металла (обычно из титана), поэтому он более прочный и тяжёлый, ими можно снимать в любую погоду, у них более ёмкий аккумулятор, а видоискатель с почти 100% захватом изображения, и ещё добавлены функции, которые и профессионалу то могут не всегда понадобиться, например, выдержка 1/8000 с. Профессиональные камеры оснащены мощными и быстрыми системами фокусировки и процессорами обработки изображений. Большинство управляемых функций для быстрой смены режимов съемки вынесено на кнопки корпуса камеры, а не в меню, как у любительских камер. Некоторые профессиональные камеры не имеют встроенной вспышки, т.к. подразумевается съемка со внешней "по умолчанию" в руках профессионального фотографа (о недостатках встроенных вспышек мы поговорим в одном из наших следующих уроков).

Мы уже упомянули выше о матрицах - теперь немного подробнее об их физических размерах (не путайте с количеством пикселей). Это важнейшая характеристика фотокамеры! Именно от матрицы зависит примерно 30% качества ваших фотоснимков.

Матрицы (сенсоры) бывают разных физических размеров и это очень важно, так как чем она меньше, тем хуже будет изображение. Полноформатной матрицей ("full frame") принято считать размер кадра узкоплёночного фотоаппарата - 24 х 36 мм. Уменьшение размера матрицы принято считать в кратностях к полному формату, и называется это «кроп-фактор».

Так, если матрица меньше полноформатной на 1/3, то говорят, что эта камера имеет кроп, равный 1/3. Это нужно учитывать при выборе объективов к камере, так как они будут отличаться. Объективы, предназначенные для фотокамер с кропом 1/3 и 1 (то есть с полноформатной матрицей) нельзя поставить на камеру с кропом 1,5 или 2/3. Кроме того, реальное фокусное расстояние большинства объективов будет равно фокусному расстоянию, написанному на объективе, помноженному на этот кроп-фактор. Попросту, если вы поставили на камеру с кропом 1,5 объектив с фокусным расстоянием 50 мм, то реальный фокус получается 75 мм (был «нормальный» - стал «портретный»).

Размер матрицы также влияет на такой художественный прием съемки, как размытие фона (боке). Не вдаваясь в подробности, запоминаем - чем меньше размер матрицы, тем больше глубина резкости - ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства) и меньше шансов получить боке.

Цена фотокамеры напрямую зависит от размера применяемой в ней матрицы - чем больше размер на одну градацию, тем цена камеры, обычно, возрастает на порядок.

У матриц есть и другие важные характеристики, по которым они сильно отличаются, к примеру, некоторые сильно «шумят» при низкой освещённости, то есть в условиях плохой освещённости появляется хорошо заметный цифровой шум. Шум может появляться и в другой ситуации, например, при установке чувствительности (ISO) от 400 ед. и выше, или при длительной выдержке.

Размер матрицы, безусловно, очень важная характеристика камеры, но не всеобъемлющая. Так, при одном и том же количестве пикселей картинка у камеры с большим кропом (меньшим размером) будет заметно хуже картинки камеры с меньшим кропом. Т.е важна плотность пикселей. Подробнее об этом, если вам будет интересно, рассказано на нашем сайте .

Эти характеристики, пожалуй, самые важные в цифровых камерах, но существуют и другие, которые в определённых ситуациях могут оказаться важнее. Если снимать какие-либо быстро меняющиеся события, то очень важна скорость обработки и записи кадров, а так же наличие у камеры возможности записи файлов в RAW формате (мы позже поговорим о форматах записи фотоснимков). Для тех, кто снимает в студии с профессиональными вспышками важно, чтобы камера могла синхронизировать работу своего затвора с этими вспышками, а это могут далеко не все камеры.

Ну вот и всё о типах фотоаппаратов, если коротко. Надеюсь, понятно и не очень утомительно. Продолжим?

Вы уже несомненно обладаете цифровой фотокамерой, но эта информация будет для вас полезной, поскольку возможно в недалеком будущем вы задумаетесь о ее смене на более продвинутую модель. А может вы все еще стоите перед выбором -как же из всего этого разнообразия выбрать именно тот фотоаппарат, который нужен именно вам?


Приведенные ниже критерии выбора цифровых фотокамера основаны на личном опыте. Итак, прежде чем приобретать цифровую фотокамеру, рекомендуем ответить на следующие вопросы и принять соответствующее решение:
1. Что именно предстоит фотографировать?
2. Каковы насущные потребности в фотографии?
3. Насколько велик опыт фотографирования и работы на компьютере?
4. Есть ли у вас фотооборудование конкретного бренда?
5. Какие минимальные требования к характеристикам?
6. Какие средства могут быть выделены на приобретение?

Рассмотрим теперь эти критерии подробнее.

1. Что именно предстоит фотографировать
Прежде чем приобретать фотокамеру, необходимо решить, как она будет использоваться. Такое решение позволит сузить поиск. Фотокамеру можно использовать для съемки торжеств по случаю дня рождения, а также во время семейного отдыха или спортивных состязаний. В деловой сфере с помощью фотокамеры делаются снимки для каталогов или информационных листков. Фотожурналисты пользуются фотокамерой для получения снимков, предназначенных для агентств новостей и периодических изданий. Фотокамерой можно снимать флору, фауну и пейзажи окружающей природы, делать снимки для фотовыставок или репродукции музейных экспонатов. А страстному фотолюбителю просто нужна хорошая фотокамера для раскрытия собственного творческого потенциала. Все перечисленные выше примеры применения требуют выбора разных типов цифровых фотокамер. Поэтому, зная заранее конкретное назначение фотокамеры, можно существенно сузить поиск среди наиболее подходящих для выбора моделей.

2. Оценка конкретных потребностей в фотографировании
Вследствие того, что качество цифровых фотокамер, а значит, и снимков, постоянно растет, а цены на фотокамеры становятся доступными, целесообразно критически оценить насущные потребности в фотографировании. В частности, рекомендуется приобретать цифровую камеру, способную не только удовлетворить эти потребности, но и дающую возможность совершенствоваться в цифровой фотографии по мере ее освоения. Приобретая цифровую фотокамеру «с запасом», вы извлечете из нее больше пользы в долгосрочной перспективе. Хотя при этом не следует слишком увлекаться.

3. Насколько велик опыт фотографирования и работы на компьютере
После того как будет определено, какие именно фотографии требуются и что предполагается дальше с ними делать, необходимо критически оценить собственный уровень подготовки. При этом рекомендуется принять во внимание следующее: насколько регулярными были занятия фотографией, какими фотокамерами приходилось снимать, насколько удалось овладеть терминами, понятиями и принципами фотографии и работы на компьютере. Все эти факторы также должны оказывать влияние на выбор типа цифровой фотокамеры. Приобретать следует такую фотокамеру, которая максимально отвечает уровню подготовки ее будущего владельца. Выбирая, например, между моделью компактной камеры с расширенными возможностями и зеркальной цифровой фотокамерой, необходимо выяснить для себя, насколько часто ею придется пользоваться. Если это будут лишь эпизодические выходы с фотокамерой на природу, то лучше всего остановить свой выбор на компактной модели, поскольку ее легче освоить. Если в дальнейшем предполагается серьезное увлечение фотографией, то накопив ценный опыт фотографирования, впоследствии перейти на зеркальную цифровую фотокамеру.

4. Применение существующей съемочной аппаратуры
Принять решение о приобретении цифровой фотокамеры намного проще, если вы уже имеете в своем распоряжении фотокамеру конкретного производителя, набор объективов, фотовспышку или другие принадлежностей. Следует помнить, что большинство аксессуаров различных брендов- вспышки, объективы, пульты и триггеры - нельзя применять на камерах фирм-конкурентов.

Если же вы впервые приобретаете камеру, к которой, для раскрытия всех ее возможностей, необходимо приобретать множество оборудования - следует оценить доступность на рынке и цену этих аксессуаров.

5. Определение минимальных требований
Прежде чем отправляться на поиски фотокамеры и сравнивать цены, необходимо выяснить минимальные требования к ней с учетом конкретных потребностей в фотографировании.
При этом необходимо серьезно определить обязательный набор свойств фотокамеры. Определяющие свойства фотокамеры:
. Размер матрицы и разрешение в мегапикселях — какие требуются? Мы уже выше рассмотрели этот важнейший вопрос.
. Возможности объектива — несменный или сменный объектив, насколько должно изменяться его фокусное расстояние и можно ли использовать фильтры и насадки на объектив для съемок крупным планом и под широким углом зрения?
. Возможности экспонирования — требуется ли полностью автоматическая установка экспозиции или она должна допускать возможность ручной установки?

Рабочие характеристики фотокамеры:
. Время реакции — насколько быстро фотокамера реагирует на нажатие кнопки спуска затвора и как быстро можно делать снимки (на сайте есть статья, подробно раскрывающая этот момент)?
. Срок службы и стоимость батареи питания — на какое количество снимков хватает одного заряда батареи питания, насколько она дорога и допускает ли перезарядку?
. Непрерывная съемка — требуется ли съемка в быстрой последовательности?
. Габариты — насколько важны компактность и малый вес фотокамеры?
. Качество объектива. Именно с объектива начинается отображение реального мира в фотокамере. Поэтому его оптика главным образом (порядка 70 процентов) определяет качество изображения.
Плохая оптика, не позволяющая эффективно фокусировать изображение на чувствительном элементе или обусловливающая хроматическую аберрацию либо нерезкость изображения, способна свести на нет качественные показатели всех остальных компонентов. Если при выборе фотокамеры первостепенное значение имеет качество изображения, экономить на дешевом объективе нецелесообразно.
. Разрешение в пикселях. Этот показатель производители цифровых фотокамер рекламируют больше остальных ее характеристик. Правильнее говорить о плотности пикселей. Если вам сложно разобраться по указанной выше ссылке - почему и как влияет этот параметр на качество снимков, то просто запомните, что не следует гнаться на безумным количеством МП в характеристиках, которыми упакованы матрицы фотокамер в угоду маркетологов.
. Скорость начальной загрузки. После включения фотокамеры требуется некоторое время для начальной загрузки системы управления и появления сообщения о готовности к работе. В разных моделях фотокамер это время может составлять от считанных миллисекунд до нескольких секунд. И хотя ожидание готовности цифровой фотокамеры к работе в течение нескольких секунд может показаться на первый взгляд не столь существенным, в силу именно этого обстоятельства может быть упущен решающий момент съемки.
. Время задержки спуска затвора. Это свойство цифровых фотокамер вызывает больше всего нареканий со стороны опытных пользователей. Данная задержка представляет собой время между нажатием кнопки спуска затвора и фактическим получением снимка.
. Скорость записи. Во время съемки цифровой фотокамерой данные, собираемые датчиком изображения, должны быть обработаны перед тем, как оно будет записано на карту-носитель цифровой информации. Продолжительность данной операции также влияет на время готовности фотокамеры к съемке следующего кадра. Для ускорения процесса записи данных здесь применяется ОЗУ в качестве буферной памяти, где снимки временно хранятся перед обработкой и записью на карту. Это дает возможность сделать больше снимков, в то время как обрабатываются предыдущие. Объем такой буферной памяти, формат изображения и файла, в который оно записывается, а также скорость записи на карту памяти и определяют время готовности фотокамеры к съемке следующего кадра.
. Частота пакетов. От объема упомянутой выше буферной памяти зависит и частота пакетов в фотокамере. Она определяет, сколько снимков может быть выполнено подряд, прежде чем фотокамере придется сделать паузу для записи данных на карту памяти. Этот показатель следует учитывать, если предполагается использовать режим непрерывной съемки.
. Непрерывная съемка (число кадров в секунду). Если фотографирование связано со спортом или журналистикой, в таком случае решающее значение имеет число снимков, которое может быть сделано цифровой фотокамерой в секунду. Данное свойство полезно даже для фотолюбителей, поскольку дает возможность делать ряд последовательных снимков подвижных объектов съемки. Большей скоростью обладают профессиональные модели зеркальных цифровых фотокамер.
. Видоискатели. Наряду с объективом с переменным фокусным расстоянием и разрешением в мегапикселях важную роль играет и видоискатель. Поэтому следует учитывать его возможности при выборе фотокамеры. А поскольку во время съемки приходится уделять немало времени выбору композиции снимков с помощью видоискателя, рассмотрим различные типы видоискателей и их свойства, на основании которых можно сделать правильный выбор.

Видоискатели на ЖКИ. Внимания заслуживают все цифровые фотокамеры, оснащенные экраном ЖКИ. А в некоторых моделях такой экран выполняет дополнительную функцию видоискателя, позволяя просматривать композицию до ее съемки. Экраны ЖКИ многих фотокамер поворачиваются и наклоняются с помощью шарнирного соединения с корпусом. Главный недостаток экранов ЖКИ состоит в том, что на них практически ничего не видно при ярком солнечном свете. Также экраны ЖКИ потребляют значительное количество энергии батареи.

Оптические видоискатели. Оптические видоискатели следует рассматривать в качестве важного компонента цифровой фотокамеры. Необходимо принять во внимание яркость, четкость и неискаженность изображения. Ряд моделей фотокамер снабжены колесиком наведения на резкость для точной фокусировки видоискателя. Те, кто носит очки, могут скомпенсировать недостатки своего зрения с помощью рукоятки наведения на резкость.

Режимы сцен. Во всех цифровых фотокамерах имеются автоматические или программно устанавливаемые режимы, существенно упрощающие установку правильной экспозиции. В некоторых моделях есть также режимы сцен, которые устанавливаются в особых случаях, когда стандартное экспонирование фотокамеры может дать неверные результаты. К типичным режимам сцен во многих фото камерах относятся портрет, ночной портрет, пейзаж, пляж/снег, крупный план, задняя подсветка, спорт и фейерверк. Режимы сцен существенно экономят время тех фотолюбителей, что делают лишь первые шаги в фотографии. Более опытным фотографам рекомендуется выбирать камеры с наличием ручных настроек экспозиции.
. Показатель ISO. Он определяет чувствительность датчика изображения к свету.
Аналогичный показатель определяет светочувствительность пленки. Для компактных фотокамер он находится в пределах от 50 до 400 единиц, причем во многих моделях автоматически устанавливается наилучший показатель для данного типа фотокамеры. Чем совершеннее модель, тем выше этот показатель. Так, у некоторых зеркальных цифровых фотокамер показатель ISO доходит до 1600 или даже 6400 единиц. Поэтому если предполагается съемка в зависимости от имеющихся условий освещения, либо фотографирование подвижных объектов при слабом освещении, в таком случае необходимо обратить внимание на фотокамеру с высокой светочувствительностью по стандарту ISO. Хотя некоторые фотокамеры обладают повышенной светочувствительностью при более низком разрешении. Поэтому рекомендуется выбирать фотокамеры, допускающие установку большого показателя ISO при максимально высоком разрешении.
Следует, однако, иметь в виду, что чем выше светочувствительность по стандарту ISO, тем заметнее помехи на снимке - шумы.
. Выдержка и диафрагма. Во многих цифровых фотокамерах могут быть выбраны полуавтоматические режимы установки преимущественно диафрагмы или выдержки.
Они позволяют частично установить требуемую экспозицию, а остальное сделает сама фотокамера. В режиме установки, преимущественно диафрагмы, регулируется количество света, которое проходит через объектив, а выдержка определяется фотокамерой автоматически. Напротив, в режиме установки преимущественно выдержки регулируется измеряемая в долях секунды продолжительность экспонирования светом чувствительного элемента ПЗС или КМОП, а диафрагма определяется фотокамерой автоматически. Разные режимы выдержки позволяют улучшить качество изображения или добиться конкретных визуальных эффектов.
. Коррекция экспозиции. Если анализ полученного изображения по гистограмме (этому параметру мы уделим особое внимание - отдельный урок) на экране ЖКИ показывает, что оно оказалось слишком светлым или, наоборот, слишком темным, коррекция экспозиции позволяет отрегулировать экспозицию и сделать повторный снимок, не прибегая к специальному расчету диафрагмы или выдержки. Такая коррекция, как правило, осуществляется с приращением числа диафрагмы на треть или половину, в результате чего в большей или меньшей степени изменяется экспозиция. Так, если снять человека, стоящего рядом с окном, и на экране ЖКИ его лицо окажется слишком темным, то в результате коррекции можно увеличить экспозицию снимаемой сцены.
. Крепление штатива. Несмотря на то что крепление штатива не имеет непосредственного отношения к элементам управления экспозицией, оно позволяет установить фотокамеру в устойчивом положении для съемки с большой выдержкой.
Необходимо лишь убедиться в том, чтобы резьба такого крепления была металлической, а не пластмассовой.
. Конструкция и эргономика. Это последние, но не менее важные факторы, определяющие выбор цифровой фотокамеры. Ведь если нужно много снимать, камеру придется часто держать в руках, носить на шее или через плечо и прикладывать к ней свой глаз. Удачная конструкция и эргономика определяют удобство эксплуатации, а следовательно, и удовольствие от использования фотокамеры. Несмотря на распространенность приобретения фотоаппаратов через Интернет, по-настоящему оценить возможности фотокамеры можно, только взяв ее в руки и проверив в работе.
Камера должна иметь плавные, округлые формы, чтобы ее было удобно держать в руках. В то же время поверхность ее корпуса должна допускать прочный и устойчивый захват пальцами. Так, конструкция зеркальной цифровой фотокамеры должна иметь удобный захват справа от объектива, чтобы пальцы свободно располагались на ее корпусе.
Необходимо также проверить надежность крепления крышек для батареи питания и носителя цифровой информации, оценить вес и габаритные размеры фотокамеры.
Малый вес важен для компактных фотокамер, а для фотокамер более высокого класса, напротив, даже полезен дополнительный вес, поскольку это повышает их устойчивость во время съемки.
Насколько удобно смотреть в фотокамеру. Поднесите фотокамеру к глазу и оцените, насколько удобно смотреть в видоискатель. Кроме того, необходимо проверить резкость, яркость и удобство просмотра изображения в видоискатель и отображения буквенно-цифровой информации (не отвлекает ли последняя от просмотра самого изображения). Убедитесь также в том, чтобы фотокамера удобно прилегала к лицу во время съемки.
Доступность органов управления фотокамерой. Изучите расположение органов управления фотокамерой, убедившись в его рациональности и удобстве для работы. Если органами управления фотокамеры пользоваться неудобно, приобретать ее не рекомендуется. Просмотрите все пункты меню, обратив внимание на логичность их организации, удобство чтения текста и ясность наименования разных свойств. Кроме того, следует проверить, насколько быстро выбираются самые важные режимы работы, включая отображение гистограмм или выбор режимов сцен, а также оценить режимы воспроизведения на предмет простоты просмотра изображений. Большинство моделей обеспечивают быстрый просмотр изображения — через несколько секунд после его получения, а некоторые из них даже позволяют установить продолжительность отображения снимков на экране ЖКИ. Необходимо также проверить возможность изменения масштаба изображения, его прокрутки для оценки резкости снимка и правильности составления композиции, а также фиксации изображений во избежании их случайного удаления.

6. Какую модель можно себе позволить

После того, как поиск будет сужен до конкретного типа фотокамеры, производителя и выбраны ее основные свойства, необходимо рассчитать затраты. За последнее время цены на цифровые фотокамеры стали доступнее, хотя профессиональные модели по-прежнему стоят довольно дорого. Если вы выбрали камеру со сменной оптикой, то необходимо также учесть стоимость будущих покупок дорогостоящего парка оптики и аксессуаров для творческой фотографии - вспышки, штатива, фильтров и т.д.

Теперь, когда вы более четко представляете ваши потребности - выберете 2-3 фотокамеры определенного производителя. Еще раз оцените их характеристики, эргономику, стоимость. И примите окончательное решение.

Итоги занятия:

Итак, мы рассмотрели основные типы фотокамер, их характеристики. Узнали немного о сенсорах и мегапикселях, и как выбрать фотокамеру из всего этого разнообразия.

Практическое задание :

1. Внимательно изучить термины, упомянутые в уроке, и постараться их запомнить. В дальнейшем мы будем часто их использовать в своих уроках. Для этого на сайте также есть .

2. Представить, что перед вами стоит вопрос о покупке фотокамеры, провести оценку ваших потребностей, сделать выбор и рассказать об этом мучительном процессе и его результатах на .

Там же мы можете задать вопросы по изложенному материалу.

В следующем уроке №3: Фотообъектив. Устройство и принцип работы. Что такое светосила объектива. Уход за объективами. Фикс или зум-объектив? На что обратить внимание при выборе и покупке фотооптики. Светофильтры.