Вопрос психологу: ребенок отказывается спать днем. Вопрос психологу: ребенок отказывается спать днем Ребенок в 6 месяцев отказывается спать днем

Как и многие поведенческие нарушения , у детей первоначально выявляются на основании жалоб родителей, а не объективных критериев. Многие из поведенческих расстройств сна представляют собой результат взаимодействия между нормальными изменениями сна по мере роста ребенка (как указано выше) и реакцией на них родителей. Например, одним из наиболее распространенных нарушений сна у грудных детей и детей раннего возраста является расстройство, связанное с засыпанием.

В этих случаях ребенок привыкает засыпать только при определенных обстоятельствах, например когда его укачивают или кормят, и у него не вырабатывается способность засыпать самостоятельно. Ночью во время кратковременных пробуждений (которые в норме возникают в конце цикла сна - каждые 90-120 мин) или проснувшись по другой причине, ребенок не способен вновь заснуть, если не создать привычные для этого условия.

Младенец подает сигналы родителям с помощью плача или приходит к родителям в спальню (если ребенок уже не спит в детской кроватке) и не может уснуть до тех пор, пока не будут созданы определенные условия. Таким образом, возникает проблема, связанная с длительными ночными пробуждениями у ребенка, которые приводят к недостаточному количеству сна (как у ребенка, так и у родителей!).

Лечение расстройства , связанного с засыпанием, в типичных случаях включает программу, нацеленную на исключение участия родителей в процессе засыпания ребенка, в том числе и ночью (систематическое игнорирование). У детей старше года возможно установление новых ассоциаций, связанных с засыпанием, которые помогут ребенку заснуть самостоятельно в случае ночного пробуждения (например, использование предметов, которые всегда будут под рукой у ребенка ночью, таких как одеяло или игрушка), в дополнение к положительному подкреплению (небольшое поощрение за то, что ребенок заснул самостоятельно, например наклейки). Цель в том, чтобы помочь ребенку развить навыки самостоятельного засыпания в случае ночного пробуждения, а также вечером при укладывании в постель.

«Постепенное угасание » - это более медленный процесс отвыкания ребенка от его зависимости от присутствия родителей в период засыпания, он включает периодические «проверки» родителями через постепенно удлиняющиеся интервалы времени. Если ребенок привык просыпаться для ночного кормления («привычный голод»), то такие ночные кормления должны прекратиться постепенно. Родители должны быть последовательны в осуществлении терапевтической программы и не провоцировать невольно ночные пробуждения ребенка. Родителей также необходимо предупредить, что в начале лечения ребенок может чаще плакать по ночам («вспышка после угасания»).

Напротив, расстройство в виде отказа ложиться спать чаще встречается у детей дошкольного и более старшего возраста и характеризуется затруднением засыпания и нежеланием ложиться спать («крик задернутых занавесок»), а не ночными пробуждениями. Отсроченный дебют сна приводит к неадекватной продолжительности сна.

Наиболее часто это расстройство развивается в результате невозможности (или нежелания) родителей установить постоянные правила, связанные с укладыванием ребенка спать, и настаивать на том, чтобы ребенок ложился спать в одно и то же время, что часто усугубляется оппозиционным поведением ребенка. В некоторых случаях, однако, отказ ребенка ложиться спать вызван какой-либо проблемой (например, такие заболевания, как бронхиальная астма, прием некоторых медикаментозных препаратов, такие расстройства сна, как «синдром беспокойных ног» или тревога) или несоответствием между внутренним циркадным ритмом ребенка (ночная сова) и требованиями родителей.

Курс терапевтических мероприятий, позволяющих, как правило, добиться хороших результатов, обычно включает уменьшение внимания родителей по отношению к поведению ребенка (направленного на отдаление времени засыпания), создание в спальне ребенка условий, настраивающих на сон, и положительное подкрепление (например, наклейки) за правильное поведение ребенка перед сном. У детей более старшего возраста может быть эффективным обучение техникам релаксации, которые помогают им заснуть легче и быстрее.

Когда ребёнок только родился, если создать ему комфортные для сна условия, он, как правило, спит. К такому положению дел весьма быстро привыкаешь и, порою, кажется, что так будет всегда. И, пока ребёнок спит, мама легко и непринуждённо успеет всё.

Но малыш растёт, развивается, адаптируется к внешнему миру и всё чаще и чаще вступает с этим миром в контакт. Это раз от разу удивляет молодую маму.

– Как это?! Только я подстроилась ко сну три часа через два, а тут на тебе! Уже два через три!

Ближе к двум-трём годам наступает время икс. Это когда малыш категорически не согласен спать когда-либо ещё, кроме ночи.
Это, с одной стороны, похвально. Ведь в вашем доме подросла ещё одна личность, принимающая самостоятельные решения!

И всё бы хорошо, если бы не одно «НО». До вечера без дневного сна эта личность никак не дотягивает. Превращается ближе к вечеру в плаксивую «плюшку» и портит вечер себе и окружающим.

– Как же быть, если ребёнок отказывается спать днём?

– спросите вы.

Вопрос, конечно же, интересный! И универсального ответа у меня, например, нет.

С каждым ребёнком, буквально каждый день я варьирую различные известные мне приёмы. И, как правило, какой-нибудь из них да срабатывает. Если же, вдруг, не сработало, это означает одно, — просто я не очень-то и хотела, чтобы мой ребёнок сейчас поспал.

Ну а поскольку, эта тема давно уже актуальна в нашей с Машей жизни, я решила собрать все изученные нами методы укладывания спать в одну памятку. Ведь очень часто бывает так, что в нужный момент отработанные, казалось бы, навыки вдруг берут и забываются.

А тут, пожалуйста, — шпаргалка! Достал, пальчиком поводил, выбрал нужный пункт и – к действию!

Итак, мы собрали наши наиболее эффективные способы уложить ребёнка 3 лет в этой шпаргалке для мамы.

Способов получилось ровно десять.
Можно, конечно было бы вспомнить и больше.
Но я решила, что 10 способов уложить ребёнка 2 – 3 лет спать, это – вполне достаточный ассортимент маминой шпаргалки для уверенной гарантии успеха предприятия.

Методы перебрала всякие-разные. На любой, так сказать, вкус и цвет.
Так что, налетай, выбирай! Какой-то из методов, наверняка сегодня подойдёт именно вам и вашему малышу!

Способ первый:

Заснуть рядом, или сделать вид

Чаще всего этот метод работает так.
Мама (или папа) ложится рядом с малышом и с мыслью о том, что вот, он сейчас полежит немного, подождёт, пока ненаглядное чадо потеряет бдительность и задремлет, и сразу же «бодрячком» вернётся к своим делам.
На деле же получается так: измученная непрерывным «бодрячком» мама (или папа) «вырубается» первой (ым). Чадо же ещё долго прыгает и веселится на маме (или папе), а потом, когда понимает, что мама (или папа) играть всё-таки не хотят, от безысходности пристраиваются рядышком и засыпают.

Плюсы: Работает. Просто, доступно (если, конечно, есть где лечь). Если вы никуда не торопитесь – идеально! Полезно для здоровья, бодрости, сохранения молодости и восстановления нервной системы мамы (или папы).

Минусы: Может получиться так, что делам придётся подождать. Если во время сна ребёнка всё-таки нужно что-то сделать, не стоит оптимистично относиться к своей стойкости в лежачем состоянии. Впрочем, если вы в себе абсолютно уверены, или не прочь поспать, то я не нахожу ни одного минуса в этом способе.

Способ второй:

Шрек. Работа Марины и Маши. Теперь, видимо, Маше нечего бояться

Дед Бабай, волк, Шрек и другие мамины помощники

Кому не приходилось в детстве слышать перед сном о Деде Бабае? Кстати, есть ещё волк. Как правило, — серый.
А у нас ещё и Шрек имеется в арсенале.
Раньше, когда Маша была менее сообразительная и верила всем на слово, а почётная обязанность укладывать сестрёнку доставалась старшей Марине, заботливая сестрёнка придумала Шрека. Шрек работал безотказно. Марина просто говорила:

– Ну, всё, Маш! Сейчас, если спать не ляжем, придёт Шрек.

И Маша послушно шла с Мариной спать.
Затем Маша начала догадываться, что вообще-то Шрека этого Марина придумывает.
А потом она ещё и начала пугаться. При этом, мысль о том, что Шрека всё-таки придумывает Марина её не покидала. Одним словом, метод сначала начал сбоить, а потом практически полностью выпал из нашего обихода.
Правда остался вот такой (иногда помогает). Марина прячет какие-то Машины игрушки и говорит:

– Маша. Шрек не любит, когда малыши не спят. Он спрятал твоих лошадок. И просил передать, что вернёт их только тогда, когда ты поспишь!

Маша мужественно засыпает во спасение лошадок. А проснувшись, бежит их искать.

Плюсы: Тоже, довольно часто, работает. Особенно в маленьком возрасте.

Минусы: Ребёнок может серьёзно и надолго напугаться. Думаю, любой психолог будет не согласен с применением такого метода. Шантаж и запугивание всё же не педагогичные методы.

Способ третий:

Успокаивающие игры перед сном

Можно поиграть, например, в то, что ваш малыш – мама. У мамы есть дети. И они не умеют спать. Необходимо показать своим малышам, как это – спать.

– Как уже показала? Смотри, мамаша! Все твои малыши разбегаются! Показывай хорошенько!

Марина с Машей играют в кисок. Марина мама-киска, Маша – малышка-киска. Киски идут в свой кошачий домик и там ложатся спать. Как правило, у них бывает ещё какая-нибудь прелюдия. Например, киски моют лапки.

Можно поиграть в «представлялки». Мама и малыш вместе закрывают глаза и представляют себе, что они где-то. Например, на лугу. И начинается обсуждение того, что они там видят, куда идут, что делают.

– Я вижу на лугу красные маки! Ты видишь, Маша, мои маки?
– Вижу! А у меня – ромашки!
– А ко мне пришла козочка! Она хочет клевер. Давай поищем клевер для козочки.
– Давай!
– Ты видишь клевер?
– Нет. Не вижу.
– Мне кажется, клевер должен быть во-о-о-он за тем кустом шиповника. Давай мы до него дойдём по дорожке и посмотрим.
– Давай! Топ-топ.
– Топ-топ. Твои ножки обутые, или босиком?

И так далее…
Плюсы: Игра это — завсегда и с любой точки зрения хорошо, «развивательно» и одна сплошная польза.
Минусы: Часто малыш отказывается играть, понимая, что это всё не просто игра, а попытка уложить его спать.
А ещё… Наша Маша обожает играть в представлялки. Мы закрываем глаза и начинаем искать с ней, растерянных в траве барашков. Здорово! Вот только, пока Маша не найдёт всех барашков, спать она и не подумает!))

Способ четвёртый:
Как быстро усыпить ребёнка?

Ну, конечно, – укатать!

Попрошу не путать с укачать! Укачивание детей, на мой взгляд, чревато быстрым привыканием. Как следствие – ребёнок засыпает только в условиях качки. А это – жутко неудобно.
Итак. Именно укатать. Этот способ делится у нас на три вида укатывания:

  • В коляске
  • В велосипедном кресле
  • В автомобильном кресле

Выбор средства полностью зависит от наших планов, времени года и погоды.

Укатать в коляске


Мы с коляской дружим до сих пор. Потому что очень часто ездим куда-нибудь далеко, на полдня. И Маша с нами. Берём с собой коляску, в ней всё, что нам может понадобиться. В середине дня бывает и удаётся Машу «укатать». Правда, чем ближе к трём, тем чаще такие попытки превращаются в катания по указанным Машей маршрутам.

– Теперь на пенёчки!

– Теперь за пончиками!

– Теперь к красному яблочку…

Плюсы: Сон на свежем воздухе полезен! Маме можно одновременно помечтать, а порой и – послушать музыку или поболтать по телефону.
Да! С коляской можно бегать. И это ПЛЮС – бесплатный фитнес.
Я так делала часто, когда у Марины был велосипед поменьше. Сейчас я это возможно совмещать только с самокатом. Велосипед не догоню:).
Можно совместить дневной сон младшего чада с какими-то посещениями. Например – секций, магазинов, библиотеки…
Один раз наша Маша даже в Мюзик-холл ходила во сне! Правда, проснулась, как только началось. Интересно же!

Минусы:
Бывает, что и не работает. Не всегда необходимо куда-то идти. Хорош летом, зимой – так себе.

Укатать в велосипедном кресле

Да-да! Такой метод летом мы уже второй сезон практикуем. Сначала обедаем, а потом – в путешествие. У Маши своё велокресло. В нём хорошо качаться и засыпать.
Главное в этом деле – так выбрать маршрут, чтобы на обратной дороге ехать без остановок надо было прилично. Чтобы ребёнок успел заснуть.
Но в меру. Чтобы не начал малыш из кресла вываливаться. Особенно неудобно со спящим в велокресле малышом на пересечённой местности – голова начинает наклоняться и падать.
Вроде бы бывают кресла с сильным наклоном назад. НО. На мой взгляд, такой наклон сильно нарушит аэродинамику велосипеда. Даже с нашим наклоном велосипед катить трудновато.
Оптимально было бы, если бы у велокресла был фиксатор для головы. Возможно, такие уже придумали.

Плюсы: Несмотря на кажущуюся замысловатость метода – он работает. Если вы любите кататься, гулять, свежий воздух, и летом вам гораздо приятней прокатиться с детьми, чем читать в душноватом помещении вот уже двадцатую сказку, — это прекрасный способ для лета «по случаю».

Минусы: Не годится в дождь (в прочем – есть дождевики), зиму и много ещё когда. И совсем не годится, если вы не дружны с велосипедом.

Укатать в машине


Ну что тут говорить – сели, да поехали. В машине даже меня можно укатать. Честно признаюсь.

Плюсы: Работает.

Минусы: Нужна машина. И бензин. Со сном на свежем воздухе не очень-то коррелируется.

Способ пятый:



Взять ребёнка на ручки

Часто Маша у нас засыпает и так. Кстати, при этом она часто переносит такие лишения, как чтение книги Марине, или – маме.

Плюсы: Можно совместить с каким-либо дополнительным делом.
Минусы: Неудобно. И тоже – есть опасность заснуть.

Способ шестой:


Малыш может мгновенно заснуть, если его… подначить!

На днях, когда даже обещание мороженого не прошло, я вспомнила про такую штуку, как «кризис двух лет». Так мне говорили, когда Марина была в Машином возрасте, называется внезапно возникший у ребёнка протест ко всему.
Мы тогда, чтобы Марина свитер надела, говорили,

– Марина, свитер не надевай!

И она надевала.
Вот по этому принципу я и заявила:

– Маша! Я тебе больше не разрешаю залезать в кровать, накрываться одеялом и уж, тем более, – класть голову на подушку!

Маша в возмущении хлопнула кулачком по кроватке, и тут же всё это сделала.

А можно так:

– А Маша умеет сама спать ложиться?

– Нет! Что вы! Она ещё маленькая! Ей надо чтобы её мама укладывала! Это только большие девочки умеют так делать. Придут себе в комнату, шортики и маечку снимут, на стульчик аккуратненько повесят, и ложатся себе на подушечку. И даже одеялом сами умеют накрываться!
А потом глазки закрывают и спят.

– Да. Вот Марина, когда была маленькая, так умела! А Маша, что, – не умеет?!

– Нет! Маша ещё маленькая!

После такого, чаще всего ребёнок оказывается в кроватке с закрытыми глазками и аккуратно развешенной на стульчике одеждой.

Плюсы: Если, вдруг сработает – самый не хлопотный метод.
Минусы: Может и не сработать.

Способ седьмой:



Почитать ребёнку, пока не заснёт

Почему этот метод у меня под седьмым номером, а не под первым?
Да потому, что помогает он нечасто. В каком-то возрасте дети вообще часто вырывают из рук книги, и читать не дают. Затем начинают интересоваться. И это – здорово!
Но! Они настолько внимательно слушают, что заснуть ну никак не могут.
И вот, только совсем недавно, когда Маша почти уже доросла до трех лет, я обнаружила, что если её удастся уговорить лечь и закрыть глазки «Книжки читаются только тем, кто лежит и у кого закрыты глазки», то можно очень долго читать ей тихим и сонным голосом (только то, что Маше нравится)… То Маша в конце концов засыпает!!!

Плюсы: За время укладывания ребёнок узнает много новых и повторит много старых детских литературных произведений. Да и кругозор мамы тоже, наверняка, пополнится.

Минусы: У нас – очень долго. Маша может так слушать часа два. Бывает так, что я начинаю, всё-таки засыпать раньше. Нарочито тихий и сонный голос даёт о себе знать.

Способ восьмой:



Уложить малыша днём поможет…

Фея Дневного Сна!

– Если положить под подушку маленькую монетку, придёт Фея Дневного Сна. Заберёт монетку и оставит конфетку. Но только, когда заснёшь!

Плюсы: Работает. Применяем часто.
Минусы: Тоже не очень-то соответствует идеям правильного питания и воспитания.

Способ девятый:



Засыпательная награда

– Маша. Тем, кто у нас сейчас поспит, положен петушок на палочке!
– Маша. Если ты сейчас же не заснёшь, папа увидит, что ты не умеешь спать днём, и не возьмёт тебя в поход!
– Маша. Как только ты проснёшься, мы сразу же пойдём за мороженным.

Плюсы: Засыпательная награда работает безотказно и молниеносно!
Минусы: Необходимо придумать, что же такого пообещать. Не каждый день семья собирается в поход. Остаются петушки, да мороженое. Не совсем удачный полдник, скажем прямо.

Способ десятый:



Засыпательные сказки

Рассказать ребёнку сказку, согласно которой ребёнку срочно необходимо заснуть.
Например, такую.

– Когда малыши засыпают, во сне их встречает фея. Фея, которая раздаёт сны. Сны у феи есть разные, но каждого вида – немного. Вот ты, Маша, про что хочешь увидеть сон?
– Про сладкую конфетку!
– Есть у феи сны с большими сладкими конфетами! Достанется малышу такой сон, и будет он весь сон лакомиться самой большой и самой сладкой конфетой. Только таких снов у феи немного. И разбирают их самыми первыми. Многие детки любят конфетки. Правда?
– Правда!
– Вот. Если ты хочешь, чтобы сон про конфетку достался тебе, засыпать надо поскорее!

Бывает, что разговор поворачивает в ненужное нам русло.

– Но мама! Я совсем не хочу спать!
– Это тебе сейчас кажется, что не хочешь. А через два часа, тебе уже не будет так казаться.

Ты очень захочешь спать. Потому что маленькие малыши не умеют не спать целый день.
И вот, через два часа ты заснешь, а все самые хорошие сны у феи разобрали уже другие малыши. Которые послушали маму и легли спать вовремя.

– А какой сон будет мне? – беспокоится Маша.
– Про бебеку-бябяку.
– Кто это?
– Не знаю. И фея не знает. Это ведь остатки снов. Самые старые и поизносившиеся. Наверное, раньше это были хорошие добрые сны. А потом, прошло много времени, и они износились. Многие буквы у них стёрлись. Вот и получились сны про что-то непонятное. Про бебеку и про бябяку.
– Не хочу про бебеку! – Делает вывод Маша и, обречённо вздыхая, кладёт голову на подушку.

Плюсы: хороший такой засыпательный сказочный метод

Минусы: частым контрагументом бывает «а я вообще спать не собираюсь»

Вот и закончились наши десять способов.
Все они проверены лично нами, и много раз использовались. Все в определённый момент времени и в определённых обстоятельствах, не раз сослужили нам добрую службу.
Так что, надеюсь, теперь и вам уложить ребёнка спать стало немного проще.
Удачного вам применения и наискорейших добрых снов вашему малышу!

Ваш малыш спал днем прекрасно и у вас было время сделать все домашние дела и отдохнуть. Но ваш малыш подрос, ему уже 2 года и он отказываться спать днем. Что происходит и что делать родителям, если ребенок не спит днем в 2 года? Давайте разберемся вместе!

Почему дневной сон важно сохранить как можно дольше?

Мы рекомендуем сохранить сон днем как можно дольше, как минимум до возраста 4-х лет. Почему? Ответ прост - детский организм вплоть до школьного возраста не приспособлен для бодрствования на протяжении всего дня. Польза дневного сна в первую очередь том, чтобы дать нервной системе малыша перерыв и ненадолго ограничить поток входящей информации, чтобы мозг малыша имел возможность ее переработать.

Если малыш не получает отдыха днем, то биологические функции его организма нарушаются, это часто выражается в эмоциональных и поведенческих расстройствах.

Дети подрастают и в ясельном возрасте иногда могут пропустить дневной сон без особых последствий. Но не нужно, что ребенок перерос дневной сон полностью. Большинству детей необходим сон днем до возраста 4 лет.

Дневной сон напрямую зависит от того, насколько малышу подходит режим дня

Самый главный миф современных родителей: ребенок сам заснет, когда захочет спать. Это совсем не так. Начиная с раннего возраста детям гораздо интереснее бодрствовать и общаться с мамой, чем спать.

Если ваш ребенок позже ложится спать, позже встает, нормально спит ночью и днем, оставьте все как есть, если такой режим подходит для вас и для малыша.

2) Утренний сон

К 18 месяцам большинство детей переходят на один послеобеденный дневной сон. Если у вашего малыша это еще не произошло, не переживайте. Такая ситуация встречается редко, но это нормально. Прочитайте статью «Как и когда перевести малыша на один дневной сон» , чтобы сделать это переход более плавным.

3) Обед и послеобеденный сон

Обед чаще всего начинается в 12 часов. Послеобеденный сон для детей 2 лет начинается в 12.30 - 13.00, возможно в 13.30. Сон длится в среднем до 2 часов в возрасте 2 лет и 1,5 часов для 3 лет.

Небольшие вариации - это норма. Не беспокойтесь, если в остальном режим соблюдается и скорректируйте немного дневной сон, если отклонение от расписания ведет к другим проблемам со сном. Например, если у вашего 2-х летнего малыша 3 часа дневного сна, но при этом он весел и хорошо спит ночью - можете ничего не менять. Но если после долгого сна днем малыш не хочет вовремя ложиться вечером, постепенно сократите дневной сон или передвиньте его на чуть более раннее время (помня о том, что он все таки послеобеденный). Ориентируйтесь на то, что перерыв между пробуждением после дневного сна и ночным сном для ребенка в 2 года должен составлять 4 часа; к возрасту 3 лет - уже 5 часов.

4) Ужин

Боритесь с желанием укладывать малыша попозже, чтобы малыш мог увидеть папу. Кормите малыша в 17 или 18 часов. «Ранний режим» лучше сочетается с биоритмами ребенка. Если раннее укладывание будет означать, что малыш меньше общается с папой, найдите другое время, чтобы компенсировать ему это общение - например, утро. Вы можете утром читать ему книгу, также как делаете это вечером. А активные игры, которые особенно любят папы, тоже больше подходят для утра, чем для вечера.

5) Время спать

Спокойные ритуалы перед сном - это обязательно! Так что выделите достаточно времени для подготовки крохи ко сну эмоционально и физически. Время сна, именно сна в кровати, должно наступать между 19.00 и 20.00 (именно время сна, а не а не мыслей, что пора бы идти в спальню).

Выяснение конкретного времени, подходящего именно для вашего малыша («окна сна») это наполовину наблюдение за его признаками усталости, и на другую половину - расчеты. Вспомните среднее время, когда ребенок просыпается, и отсчитайте назад столько часов, сколько нужно ему для сна. Например, если ваш кроха просыпается в 7 утра, а в среднем ему нужно 11 часов 15 минут сна, то ложиться он должен в 19.45. Начните укладывать его в 19.00 - 19.15 в зависимости от того, сколько занимает купание и ваша обычная подготовка ко сну. Если малыш 2,5 лет просыпается в 7.00, а в среднем ему нужно чуть меньше 11 часов сна, укладывайте его спать в 20.00, или немногим позже. Т.е. в 7.15 или 7.30 вы уже должны идти в спальню. Это в среднем. Именно вашему крохе может понадобиться на полчаса больше или меньше. Смотрите на состояние малыша, укладывайте его, когда он устал, но не переутомился.

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда ребенок отказывается спать днем, и укладывание на дневной сон растягивается надолго, отнимает много сил, нервов и времени? С таким запросом к нам обратилась читательница:

Добрый день! Ребенку 1 год 10 месяцев. Вообще отказывается спать днем или засыпает после того как у меня заканчиваются все нервы (это примерно после часа укладывания), я встаю и ухожу. Сын начинает истошно кричать, так он не кричит никогда. Я конечно возвращаюсь и тогда он почти сразу засыпает. Но это не выход. Мы сейчас живем на даче, все время на свежем воздухе, бегает, играет, физическая нагрузка есть. Живем по режиму. Все ритуалы перед сном соблюдаем. Что я делаю не так? И как с этим бороться? Сейчас у нас период я сам. Мы на ГВ. Засыпаем с грудью, но сейчас и грудь не помогает. Та же ситуация и вечером, пока не перечитаем все книжки и не вымотаем нервы маме не успокоимся. Помогите с советом. Заранее спасибо.

Ия Цой, практикующий психолог:

Первое, на что я обратила внимание в Вашем письме - это Ваше настойчивое желание уложить ребёнка спать днём. Видимо, это потому, что Вы убеждены в необходимости дневного сна для него. Но ведь все дети, так же, как и взрослые, очень разные. На сегодня ни в медицине, ни в психологии не существует каких-либо строгих нормативов режима и времени, необходимого ребёнку для сна. Есть лишь приблизительные, усреднённые цифры. Так, известный врач Е. Комаровский считает, что в возрасте около 2 лет это примерно 13 часов. И дневной сон ребёнку 2 лет необязателен вообще. Правда, вам немного меньше, но ведь все дети растут с разной скоростью!

Я рекомендовала бы Вам для начала попробовать отменить сон днём. И уложить ребёнка пораньше вечером. Безусловно, режим очень важен, и хорошо, когда он обладает некоторой гибкостью. Ритуалы отхода ко сну - это тоже здорово. Кстати, есть ли среди них такой, как лёгкое поглаживание малыша по лицу краешком ткани (можно взять платочек и, держа его навесу, проводить в направлении от лба до подбородка)? Если нет, этот способ тоже можно попробовать, включив его в какую-нибудь успокаивающую игру. Например, представить пролетающих птиц, которые «касаются тебя крылом», одна за другой.

Вы пишете о том, что сейчас у Вашего малыша период «Я сам!». Обычно такое поведение относят к кризису 3-х лет, но, конечно, это очень условно, и многие его черты могут проявляться у детей гораздо раньше. Вообще, резкие изменения в поведении ребёнка - это хороший повод понаблюдать за ним и ответить себе на вопрос: «а какие, собственно, у него сейчас потребности?» и «как они удовлетворяются?». Ведь потребности человека - это не только про «поесть», «попить», «поспать». Например, где он может проявить эту свою «самость», кроме как в борьбе с мамой против дневного сна ? Есть ли у него какая-то своя территория, где работают свои правила; свои обязанности по дому или хотя бы по самообслуживанию? Вообще было бы интересно узнать, как вы с ним общаетесь. Понятно, что в коротком вопросе всего не напишешь. Но меня немного смутило у Вас слово «бороться». Обычно, когда родители употребляют военные метафоры, говоря о воспитании, я жду, что они упомянут о своей усталости (это есть и в Вашем письме). Всё правильно, потому что в любом противостоянии ребёнок обычно оказывается в более сильной позиции . Может быть, это происходит потому, что он отстаивает своё право делать то, что он ХОЧЕТ, а взрослые то, что, по мнению каких-то специалистов, делать НУЖНО.

Конечно, ребёнок - существо довольно сложное, и на его поведение влияют многие факторы. На консультациях я обычно выясняю весь контекст жизни семьи: чем заняты родители, насколько они сами удовлетворены жизнью, какие отношения между взрослыми - всё это важно. Нередко проблемы с его поведением - это способ сообщить что-то супругу или бабушкам-дедушкам , то есть такой непрямой вариант коммуникации. В таком случае лучшим выходом бывает научить взрослых выражать свои желания и претензии прямо (и вместе с тем корректно), не вовлекая ребёнка.

1. Провести эксперимент с отменой дневного сна. Не мучить себя и малыша. Посмотреть хотя бы недельку, что получится. Если он будет нормально высыпаться за ночь, то не укладывать его днем и в дальнейшем. Возможно, иногда он будет проситься поспать сам. Сделать для него несколько вариантов режима, чтобы не переживать, когда что-то идёт не так.

2. Подумать, нужно ли ещё продолжать кормить грудью? Если нужно, то кому и зачем? Больше ли от этого пользы или вреда для мамы и ребёнка? (Я в курсе рекомендаций ВОЗ, но опять-таки, они основываются на каких-то своих соображениях, а ваш случай может быть далёк от них).

3. Посмотреть, чем занят ребёнок. Есть ли у него занятия, позволяющие проявлять самостоятельность и ответственность? Реализует ли он себя как созидатель или только как потребитель?

4. Очень полезная практика: завести дневник с 2 колонками. В одну пишете, как он себя ведёт в течение дня, особенно те поступки, которые Вам непонятны, раздражают и т. п., а в другую колонку - потребность, которая за этим стояла. Это хороший ключ к пониманию своего ребёнка.

5. Проанализировать отношения между взрослыми в вашей семье . Если есть напряжение в отношениях, разногласия, непримиримые противоречия, они почти наверняка отражаются и на ребёнке. В этом случае можно обратиться к семейному психологу, для того, чтобы наладить нормальную коммуникацию.


Ксения Ильянович, автор проекта «Материнство — в радость»:

Я являюсь сторонником того, что большинству детей дневной сон все-таки необходим . Потому что очень сложно малышу бодрствовать 10 часов, нервной системе нужна передышка в течение дня и отдых. Проверить необходимость дневного сна можно так: если ребенок все-таки засыпает, то сколько он спит? Если 2-3 часа, значит реально хотел спать, если полчаса-час, то наверное, уже может и обойтись без дневного сна. Моему сыну 3,5 года, он спит днем по 2 часа. В очень редкие исключения, когда нет дневного сна, к вечеру ребенка уже не узнать, он сильно устает и легко раздражается.

Долгое укладывание может быть сигналом того, что ребенок «переходил» , уже слишком возбудился и теперь не может самостоятельно успокоиться и уснуть. Считается, что укладывать на сон стоит до так называемых признаков усталости: кто-то трет глазки, кто-то зевает, кто-то начинает «прислоняться». Я бы попробовала укладывать на час раньше например. Либо, наоборот, на час позже — если не успевает устать и захотеть спать.

Другая важная вещь — это настрой мамы. Хорошая новость в том, что это зависит только от вас 🙂 Однако обычно очень сложно успокоиться самой, взять себя в руки, избавиться от мысли «засыпай скорее!» и сохранять спокойствие. Сложно, но возможно при желании. Удачи вам! И терпения 🙂

Расскажите, ваш ребенок спит днем или уже нет? Как укладывание проходит?

Ученые-сомнологи и консультанты по детскому сну не готовы дать единый ответ на вопрос о целесообразности дневного сна. В большинстве западных стран малышей трех-четырех лет не будут принуждать ко сну в светлое время суток, если ребенок активен и не проявляет признаков переутомления.


В нашей стране также отмечается тенденция к отказу от дневного сна. Между тем, нервная система ребенка 1,5-3 лет испытывает значительные перегрузки от обилия впечатлений, полученных в период бодрствования. Чтобы «перезагрузиться», ей требуется от 12 до 13 часов сна в сутки. При отказе от дневного сна, родителям необходимо укладывать ребенка на ночь очень рано - в 6-8 часов вечера. Для многих российских семей раннее укладывание неприемлемо: отцы не готовы жертвовать чуть ли не единственной возможностью пообщаться с собственным чадом в будний день.

Чем чревато позднее укладывание спать при отсутствии дневного сна?

Результат прогнозируем: недосыпы сделают ребенка раздражительным и капризным, у него будут чаще случаться истерики , снизится способность к концентрации. Некоторые родители спишут данные симптомы на «трудность» характера и будут принимать меры по перевоспитанию малыша, не догадываясь о том, что его нервной системе просто нужен отдых. Напротив: дети, отдыхающие в полном объеме, растут и развиваются быстрее. Поэтому не стоит отвергать традиционную практику «тихого часа».

Сколько часов в сутки должен спать ребенок?

Спать дети должны много, гораздо больше, чем взрослые. Потребность во сне у годовалого малыша составляет не менее 14 часов в день - это время складывается из 11-часового ночного сна и двух дневных «сиест». В полуторагодовалом возрасте режим меняется: остается один дневной сон продолжительностью в 2,5-3-часа. В идеале, «тихий час» должен сохраняться вплоть до школы, однако так происходит не всегда - в силу возрастных и индивидуальных особенностей дети могут отказаться от послеобеденного отдыха гораздо раньше.

В каком возрасте дети начинают протестовать против дневного сна?

Как правило, впервые ребенок пробует устроить «забастовку» уже с 1-1,5 лет. Связано это как с кризисом первого года жизни , так и с родительскими установками на несоблюдение режима дня. Проходя важный этап взросления, малыш проверяет границы дозволенного, учится принимать первые волевые решения и отстаивать свои желания. Это совершенно нормально.


Детки в возрасте 3 лет могут не спать днем по разным причинам:

    Неудачно составленное расписание «развивашек», совпадающее со временем дневного сна.

    Кризис трех лет , выраженный негативизмом, упрямством и другими симптомами кардинальной перестройки личности. Этот период нужно просто пережить, помня о том, что за каждым возрастным кризисом скрывается позитивное содержание.

    Раннее укладывание на ночной сон, когда ребенок спит полные 12 часов, положенные ему по возрасту.

    Поводом для отказа от дневного сна могут стать изменения в укладе жизни: изменение статуса семьи (развод родителей), пополнение семьи (рождение второго ребенка ), и т.д.

    Нежелание родителей прикладывать усилия для организации дневного сна ребенка.

Что делать, если ребенок в 1,5-2 года отказывается спать днем?

Прежде всего, родителям следует понимать - в этом возрасте отказ от послеобеденного отдыха является ложным. Иными словами, малыш протестует не потому, что перестал испытывать потребность в дневном сне, а потому, что переживает возрастной кризис. Стоит набраться терпения и продолжать устраивать тихий час несмотря на активный протест. Не заставляйте засыпать против воли, достаточно просто полежать в кроватке в привычное время. Непростой период бунта, как правило, длится не дольше четырех недель - если проявить спокойную настойчивость, со временем малыш снова начнет спать днем.


В три года можно прекратить укладывать ребенка спать днем только в случае, если:

  • Выполняется суточная норма сна в течение ночи (12 часов);
  • Ребенок бодрствует днем, не проявляя симптомов нервного переутомления (агрессия, истерики);
  • Сохраняется преимущественно позитивное, ровное настроение.
При соблюдении перечисленных условий и по достижении ребенком трехлетнего возраста, родители могут прервать практику дневного сна. По необходимости и при повышенных эмоциональных или физических нагрузках «тихий час» можно возобновить даже для школьника. Дневной сон должен занять достойную нишу в режиме дня ребенка: особенно он необходим городским детишкам - в условиях переизбытка внешних раздражителей нервная система перегружается быстрее и восстанавливаются дольше, а значит, на сон требуется больше времени.