Забывание. Процесс забывания в психологии: причины, теории, механизмы

Забывание - активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения - может приводить к восстановлению забытого материала.

  • - вытеснение из памяти намерений, обязанностей, целей...

    Начала современного Естествознания

  • - З. - это потеря информации на любом этапе процесса запоминания или хранения данных в памяти...

    Психологическая энциклопедия

  • - В обыденной психологии широко распространено мнение, что снижение мнемической функции свидетельствует о начале болезни Альцгеймера или сенильности. Ранняя диагностика, наряду с терапией и семейной поддержкой,...

    Психологическая энциклопедия

  • - активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено...

    Психологический словарь

  • - - процесс, приводящий к утрате чёткости и уменьшению объёма закреплённого в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта...

    Педагогический терминологический словарь

  • - ЗАБЫВАНИЕ - понятие, обозначающее отдельный блок мнемической системы. На процесс 3. влияет модальность заученного материала, его осмысленность и привычность, а также цели, интересы, мотивы и знания индивида...

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • - психический феномен: утрата запечатленной в памяти информации...

    Большой медицинский словарь

  • - вытеснение из памяти намерений, обязанностей, целей. Является, по 3...

    Философская энциклопедия

  • - ...

    Словарь антонимов

  • - забыва́ние ср. 1. процесс действия по гл. забывать 2. Результат такого действия...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - забыв"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 оставление...

    Словарь синонимов

"Забывание" в книгах

Глава II ЗАБЫВАНИЕ.

Из книги Искусство жить на сцене автора Демидов Николай Васильевич

Глава II ЗАБЫВАНИЕ. Значение забывания Так как же достичь того, чтобы повторение не нарушало естественных законов жизни, протекающей в актере? В описанном случае этюд от повторения совершенно изменился. При исполнении его во второй раз актриса, естественно, не могла

Забывание

Из книги Сжатый Хаос: введение в Магию Хаоса автора Хайн Фил

Забывание Как только ваша сигилла запущена, постарайтесь забыть первоначальное намерение, оставив все на волю «эффекта бабочки». Пожалуй, забывание - это самый сложный этап. Не так уж сложно забыть намерение, к осуществлению которого вы относитесь с определенной долей

Вспоминание, обобщение, забывание

Из книги Алгоритмы разума автора Амосов Николай Михайлович

Вспоминание, обобщение, забывание В первое время вся система моделей в серии кадров активна, и если отключить рецепторы, то можно заново их просмотреть с начала до конца, как бы повторив процесс реального изучения, повторно активируя запечатленные образы. Так человек и

2. ВСПОМИНАНИЕ – ЗАБЫВАНИЕ

Из книги Философское чтиво, или Инструкция для пользователя Вселенной автора Райтер Майкл

2. ВСПОМИНАНИЕ – ЗАБЫВАНИЕ Теория: этот процесс задействует механизм вспоминания и забывания, улучшая способность ИО делать и то, и другое по собственному желанию, частично снимая напряжения с этого механизма. Процесс выполняется с обязательным чередованием.Процесс:

ЗАБЫВАНИЕ

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

ЗАБЫВАНИЕ Райан обшаривает всю столовую, поднимает подушки на креслах, осматривает полки. Он забывает, где оставил ключи от машины, уже третий раз за неделю! Трейси обожает ходить в кино и знает великое множество актеров; но вот она рассказывает подруге о фильме, который

Забывание

Из книги Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников автора Вачков Игорь Викторович

Забывание Почему люди забывают? Одну из причин обосновал и объяснил Зигмунд Фрейд. Он считал, что многие факты забывания связаны с особым психологическим защитным механизмом – вытеснением. Те события, которые настолько неприятны, болезненны, связаны с негативными

Фрейд и забывание

Из книги Разблокируй свою память: запомни все! автора Мюллер Станислав

Фрейд и забывание В своей работе «Психопатия обыденной жизни» Фрейд показывает связь забывания с внутренними бессознательными мотивами. Я рекомендовал бы всем интересующимся работой памяти познакомиться с этим произведением, в котором знаменитым психоаналитиком

Сохранение и забывание

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Сохранение и забывание Сохранение является сложным динамическим процессом, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включает многообразные процессы переработки материала. 105 Оборотной стороной сохранения, проявляющегося в

I ЗАБЫВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН

автора Фрейд Зигмунд

I ЗАБЫВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН В 1898 году я поместил в «Monatsschrift fur Psychiatrie und Neurologie» небольшую статью «К вопросу о психическом механизме забывчивости», содержание которой я здесь повторяю и рассматриваю как исходный пункт дальнейших рассуждений. В ней я подверг на примере,

II ЗАБЫВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

Из книги Психология бессознательного автора Фрейд Зигмунд

Фрейд и забывание

Из книги Вспомни всё [Секреты суперпамяти. Книга-тренажер] автора Мюллер Станислав

Фрейд и забывание В своей работе «Психопатия обыденной жизни» 3. Фрейд показывает связь забывания с внутренними бессознательными мотивами. Я рекомендовал бы всем интересующимся работой памяти познакомиться с этим трудом, в котором знаменитым психоаналитиком подробно

Многозадачность = забывание

Из книги Почему мы ошибаемся. Ловушки мышления в действии автора Халлинан Джозеф

Многозадачность = забывание На самом деле успехи, которые, как нам кажется, мы делаем благодаря многозадачности, обычно мнимые. Дело в том, что когда мозгу приходится жонглировать сразу несколькими задачами, его работа резко замедляется. Подумайте сами, мы ровно ничего не

ЗАБЫВАНИЕ

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

ЗАБЫВАНИЕ У одного ученого мужа из Литвы, гордого своими познаниями, была дурная привычка прерывать проповеди равви Леви Ицхака из Бердичева и придираться к нему по мелочам. Цадик неоднократно приглашал его к себе домой, чтобы там обсудить все спорные моменты, но

Забывание

Из книги Самая большая иллюзия автора Ларсон Игорь Владимирович

Забывание – Последним из препятствий тибетские мудрецы считают забывчивость. Речь идет о любых ее формах. Ты можешь забыть сделать практику, не запомнить сон или упустить из виду какие-то полезные переживания. Обычно это является следствием предания чему-то важного

Забывание

Из книги Развитие памяти по методикам спецслужб автора Букин Денис С.

Забывание Забывание – одна из функций памяти, и функция очень важная. Она защищает мозг от информационных перегрузок.Во-первых, мы забываем лишнее – то, что давно не извлекалось из памяти и не использовалось. Каждый день человек воспринимает огромный объем информации, но

forgetting) Обычно обсуждается в разделах АМНЕЗИЯ и ПАРАПРАКСИЯ. Есть тенденция считать, что ere забывание обусловлено ВЫТЕСНЕНИЕМ, хотя мысль о том, что при идеальном здоровье мы должны помнить каждое переживание на протяжении всей жизни, как бы тривиально оно ни было, представляется невозможной apriori. Если, как утверждает биологическая теория, назначение запоминания - сделать прошлый опыт доступным для принятия решений в настоящем, то забывание лишь тогда является патологическим, когда касается фактов, имеющих отношение к настоящему.

ЗАБЫВАНИЕ

активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала - потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализуется в контексте решаемых задач. Особенно интенсивно оно происходит сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, обретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при коих происходило запоминание, и применение особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббинхауз (1885), установивший временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит:

1) от объема запоминаемого материала;

3) от сходства запоминаемого и интерферирующего (-> интерференция) материала;

4) от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта, и пр. Невозможность припомнить некий материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта. Согласно интерференционным теориям, забывание являет собой следствие стирания следа памяти под влиянием интерференции проактивной и ретроактивной. Согласно Р. Аткинсону, память долговременная вечна, а забывание происходит так: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря чему активизируются соответственные поисковые наборы в хранилище памяти долговременной; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) приводят к эффекту забывания. Но и эта теория уязвима, ибо не объясняет всех феноменов забывания (-> эффект края). В отечественной психологии перспектива создания психологической теории памяти, объясняющей феномены забывания, связана не с традиционной доктриной следов, а с представлением о памяти как действии в собственном смысле слова (-> память; запоминание).

ЗАБЫВАНИЕ

англ. forgetting) - один из процессов в системе памяти, проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. С т. зр. концепций ассоциативного научения, физиологическая основа 3. - торможение нервных связей, т. е. следов памяти (см. Проактивное торможение, Ретроактивное торможение). Основная закономерность 3., установленная Г. Эббингаузом (1895), состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. 3. зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности. 3. оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в деятельность - надежное средство борьбы с 3.

Еще со времен Эббингауза выдвигалась гипотеза о том, что 3. естественный процесс постепенного угасания (англ. decay) следов памяти. Однако этому представлению противоречил ряд экспериментально установленных фактов: 1) с течением времени иногда наблюдается не снижение, а, напротив, повышение в эффективности воспроизведения следов - реминисценция; 2) наличие ошибочных воспроизведений специфического характера; 3) отрицат. влияние на процесс воспроизведения всякой побочной деятельности, отделяющей воспроизведение от запоминания. В связи с этим нем. психологи Г. Мюллер и А. Пильцеккер (1900) высказали предположение о том, что 3. - результат тормозящего влияния со стороны побочных интерферирующих воздействий, а не следствие постепенного угасания следов. Интерференция проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной памяти.

По 3. Фрейду, в основе 3. лежит мотив отрицания неприятных впечатлений, стихийное стремление к отпору представлениям, могущим вызвать тягостные переживания; этот механизм вытеснения (repression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных раздражениях. Фрейд полагает, что подобную т. зр., усматривающую в тревожащих воспоминаниях особую склонность подвергаться мотивированному забвению, следует учитывать во многих областях, напр, при оценке показаний свидетелей на суде. В народном эпосе, по мнению Фрейда, мы также сталкиваемся с подобным мотивом - стремлением вытравить воспоминания о том, что тягостно для национального чувства. Аналогичный мотив проявляется и в 3. впечатлений детства у отдельного индивида. Концепция Фрейда имеет основания. Тот факт, что неприятные переживания вытесняются из памяти, перекликается с описанным в свое время И. П. Павловым и А. А. Ухтомским явлением запредельного торможения. Тем не менее в ряде более поздних работ, посвященных этой проблеме, не было получено однозначного результата. По мнению П. И. Зинченко, решение проблемы о связи 3. с эмоциями невозможно достичь, если изучать влияние эмоций на 3. в форме действия какой-то психической силы, оставляя в стороне изучение той деятельности, в которой и в силу которой эти чувства возникли (ее целей, задач, мотивов, конкретного содержания и результатов действий). (Т. П. Зинченко.)

Добавление: Следует подчеркнуть, что в такой сложной системе процессов, хранилищ и собственно единиц хранения, как обыкновенная человеческая память, механизмов 3. должно быть немало. Дело явно не огранивается лишь разнообразием, скажем, скоростей угасания следов в каждом из типов хранилищ. Исследования в современной когнитивной психологии поддерживают не только идею множественности хранилищ и множественности механизмов (причин и факторов) 3., но также и идею характерных для каждого из хранилищ специфических механизмов 3. Напр., в сенсорном регистре потеря информации обязана, прежде всего, быстрому угасанию следа; в долговременной памяти действуют механизмы вытеснения, интерференционного торможения и утраты ключей, или признаков, необходимых для поиска (и доступа к) нужной информации; в кратковременной памяти в дополнение к угасанию важную роль играет фактор переполнения и вытеснения старых элементов новыми. (Б. М.)

Забывание

forgetting) З. - это потеря информации на любом этапе процесса запоминания или хранения данных в памяти. Уильям Джеймс высказал предположение, что в реальной жизни, за редким исключением, забывается большая часть того, что происходит. Сэр Фредерик Бартлетт указывал, что точных воспоминаний практ. не бывает. Герман Эббингауз в работе "О памяти" (Memory) описал 3 основных теории З.: во-первых, ранние образы маскируются и затемняются более поздними; во-вторых, сохраняющиеся образы претерпевают изменения; в-третьих, образы дробятся на части с последующей утратой отдельных компонентов вместо общего затемнения. Для оценки объема и/или скорости З. использовались различные методы измерения научения и запоминания, В качестве меры З. Эббингауз использовал количество попыток, необходимых для доучивания забытых элементов, выраженное в процентном отношении к количеству попыток, потребовавшихся для первоначального заучивания материала. Разность между этим процентным отношением и 100% была названа скоростью забывания. З. яв-ся скорее правилом, чем исключением. Теорет. разраб. породили исслед., результаты к-рых лишь отчасти объясняют этот процесс. См. также Память, Кратковременная память Н. С. Андерсон

Забывание

Одна из общих идей психологии: утрата способности вспомнить или опознать ранее усвоенную информацию. Феномен забывания можно разделить на две широкие категории - полное забывание, когда информация фактически утрачивается, и забывание, зависящее от внешних стимулов, при котором фрагменты информации сохраняются в долговременной памяти, но остаются недоступными при попытках вспомнить ее. Вот некоторые главные объяснения феномена забывания: Помехи: воспоминания искажаются либо в результате предыдущих событий (проактивная интерференция), либо в результате последующих событий (ретроактивная интерференция). 1. Вытеснение: этот вид забывания обычно связан с мотивацией - люди неосознанно вытесняют мучительные или неосознанные воспоминания. 2. Ошибки воспроизведения: в более современных объяснениях феномена забывания подчеркивается важность различных стимулов в процессах забывания и воспоминания. Эти стимулы могут быть внутренними (например, психологическое или физиологическое состояние - стресс, алкогольное опьянение и т. д.) или контекстуальными (аспекты обстановки). Мы с большей вероятностью вспоминаем информацию, если восстанавливаем ее в том же состоянии и контексте, в каком она была получена первоначально. Это соображение крайне важно при выработке навыков обучения.

Забывание

Специфика. Невозможность воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Заключается в прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер, второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала.

ЗАБЫВАНИЕ

1. Широкое значение: потеря способности вспоминать, узнавать или воспроизводить то, что было ранее усвоено. Это определение довольно прямое и отражает общее значение термина. Однако использование его в психологии имеет тенденцию обрастать различными нюансами, которые образуются из конкретных теоретических определений характера процессов, лежащих в основе забывания. В частности: 2. В традиционных подходах к научению забывание рассматривается как ослабление ассоциативной связи. Это, как предполагается, вызывается или неподкреплением или действием различныхтормозящих или интерференционных процессов. См. здесь, например, торможение, проективная интерференция, ретроактивная интерференция. 3. В психоаналитической теории забывание рассматривается как результат вытеснения. То есть считается, что воспоминания не утрачиваются, но, скорее, становятся труднодоступными для извлечения из памяти в результате действия защитных механизмов. 4. В Гештальт-теории восприятие и научение считаются основывающимися на организации связных целостных структур, забывание рассматривается как результат нарушения структурированной памяти или интерференции. Материал утрачивается или потому, что закодированная структура не восстанавливается, или потому, что она так сильно "изменена" реорганизацией, что больше не распознается как оригинал. 5. В современном когнитивном подходе утверждается существование трех типов памяти, каждый из которых имеет определенный гипотетический механизм забывания: (а) сенсорно-информационная память – очень непродолжительная, информация утрачивается в результате быстрых процессов нервного распада: (б) кратковременная память – система с ограниченным объемом, в которой материал сохраняется в результате повторения и утрачивается в результате распада следов, если повторение затруднено. В обоих этих типах забытый материал считается "ушедшим безвозвратно"; (с) долговременная память – теоретически неограниченная система памяти, содержащая все относительно хорошо закодированные и систематизированные знания. Когда информация "утрачивается" из этой памяти, обычно участвует механизм интерференции; забывание материала из долговременной памяти рассматривается, как неспособность отыскать этот материал в памяти. См. память и связанные с ней статьи.

ЗАБЫВАНИЕ

нарушение одной из психических функций, связанной со способностью человека к припоминанию, воспроизведению ранее известного.

С самого начала возникновения психоанализа проблема забывания была в центре исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейда. Уже на подступах к психоанализу, когда он использовал катартиче-ский метод лечения истерии, перед ним стоял вопрос о разработке технических приемов, способствующих воспоминанию пациентами того, что было ими забыто. В совместно с Й. Брейером написанной работе «Исследования истерии» (1895) З. Фрейд высказал мысль о том, что у больных имеются такие забытые представления, которые вытеснены из сознания и из воспоминания. «Незнание» истериков было, по его мнению, «сознательным нежеланием знать», и задача терапевта состояла в том, чтобы с помощью психической работы преодолеть это нежелание пациента и добиться воспоминания им забытого.

Два года спустя после введения З. Фрейдом в обиход термина «психоанализ» им была опубликована статья «О психическом механизме забывания» (1898), в которой была предпринята попытка психологического объяснения распространенного явления – временного забывания собственных имен. Поводом для исследования данного явления стал собственный опыт З. Фрейда, когда, обладая прекрасной памятью и способностью дословно воспроизводить ранее почерпнутую из различных источников информацию, он неожиданно для себя столкнулся с тем, что однажды, несмотря на все свои старания, никак не мог вспомнить фамилию известного ему итальянского художника Синьорелли, хотя у него и было зрительное воспоминание о расписанных им фресках в соборе города Орвието. Попытка психологического объяснения столь странного для него забывания привела к осуществлению масштабного исследования различных ошибочных действий, что нашло свое отражение в его работе «Психопатология обыденной жизни» (1901).

З. Фрейда заинтересовало то обстоятельство, что наряду с забыванием фамилии итальянского художника у него наблюдалось неверное припоминание, когда вместе Синьорелли ему в голову упрямо приходили замещающие фамилии Боттичелли и Больтраффио. Подобная странность, связанная с забыванием и неверным припоминанием, вызвала у него исследовательский интерес к выявлению того, как, почему, благодаря каким влияниям и путем каких ассоциаций воспроизведение фамилии художника претерпело определенного рода смещение. В результате осуществленного анализа он пришел к таким выводам: сопровождающееся неверным припоминанием забывание не является актом психического произвола, а совершается в рамках закономерного протекания психических процессов, поддающихся научному объяснению; забывание и неверное припоминание – это психические акты, мотивированные вытеснением из сознания неприятных воспоминаний; за неспособностью вспомнить ранее известное стоит нежелание помнить об этом; если возникают замещающие представления (неправильное припоминание), то они выступают в качестве своеобразного компромисса, свидетельствующего о том, что намерение позабыть нечто «не увенчалось ни полным успехом, ни полным неуспехом».

В работе «Психопатология обыденной жизни» З. Фрейд подвергнул анализу многочисленные примеры забывания имен, иностранных слов, словосочетаний. На основе анализа ему удалось установить, что одним из механизмов забывания является нарушение хода мысли силою внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного. Забытое или искаженное слово (словосочетание) «соединяется ассоциативным путем с известным бессознательным представлением, от которого и исходит действие, выраженное в форме забывания».

При рассмотрении явления забывания З. Фрейд обратил внимание на инфантильную амнезию, то есть утрату воспоминаний человека о первых годах его жизни. Казалось бы, уже в раннем детстве ребенок достигает такого высокого уровня развития памяти, в результате которого он должен был бы сохранять в памяти на долгие годы особенно важные душевные события своей жизни. С помощью психоанализа удалось установить, что забытые переживания детства не только не исчезают бесследно, но, напротив, оказывают существенное влияние на последующую жизнь человека. И тем не менее именно наиболее значимые события детства забываются человеком. В ранних воспоминаниях детства нередко сохраняются безразличные, второстепенные детали, в то время как важные впечатления того времени часто не оставляют в памяти взрослых никакого следа. Размышляя над подобным обстоятельством, З. Фрейд предположил, что возможно «именно забывание детских переживаний и дает нам ключ к пониманию тех амнезий, которые, как показывают новейшие данные, лежат в основе образования всех невротических симптомов».

Изучение сновидений и невротических заболеваний показало, что в памяти человека может всплывать то, что считалось давно позабытым. Это делало забывание более таинственным феноменом, чем можно было предположить, исходя из рассмотрения забывания имен, слов, словосочетаний. Поэтому, стремясь дать психоаналитическую разгадку забывания как такового, З. Фрейд обратился к анализу забывания того, что знаешь (забывание впечатлений и переживаний) и неисполнения чего-то (забывание намерений). В результате осуществленного на конкретных примерах анализа этих видов забывания он пришел к мысли, что во всех случаях в основе забывания лежит связанный с неудовлетворением мотив неохоты, нежелания. Дальнейший анализ этого феномена привел к выдвижению им следующих положений: склонность к забыванию неприятного имеет всеобщий характер, несмотря на то, что не все имеют одинаковую способность к этому; многое забывается по причинам, лежащим в нем самом; забывание чего-нибудь никогда не бывает случайным; забывание связано со стремлением человека к защите от представлений, способных вызвать у него ощущение неудовольствия; намерения забываются тогда, когда против них восстают «темные» мотивы (жадность, обида, пренебрежение к другим людям и другие) и когда имеет место столкновение условного долга с внутренней оценкой, в которой человек не признается сам себе.

Психоаналитическое исследование различных случаев забывания позволило З. Фрейду сделать общий вывод, согласно которому приводящее к забыванию нарушение психической функции является мотивированным, обусловленным скрытыми от сознания мотивами. Психоанализ прокладывает путь к познанию бессознательной мотивировки забывания и тем самым дает возможность понимания того, почему и в силу каких причин произошло забывание. При этом не следует, как считал З. Фрейд, упускать из виду, что «не все то забыто, что мы считает забытым».

Исходя из такого рассмотрения забытого, задачей используемой при лечении невротических заболеваний психоаналитической терапии является устранение амнезии пациента. Словом, задача психоаналитической терапии состоит в восполнении пробелов в воспоминаниях пациента, возвращении в сознание забытых им переживаний с целью последующего сознательного разрешения тех внутрипсихических конфликтов, предшествующее бессознательное разрешение которых достигалось путем вытеснения, забывания неприятного, этически неприемлемого и социально неодобряемого, что в конечном счете и предопределило «бегство в болезнь».

Рассмотрим хотя бы в основных чертах его познавательную функцию. При этом следует иметь в виду, что существуют различные виды забывания, например неосознаваемое (пассивное) и активное, произвольное оттеснение информации. В рамках тренировки памяти представляет только ее произвольная, целенаправленная работа, а, следовательно, лишь один вид забывания – активное оттеснение информации. Чтобы понять механизм и функцию активного забывания, необходимо различать информацию, которая фактически никогда не забывается, и информацию, которая забывается. Свое имя, адрес, лица сотрудников и близких и т. п. мы никогда не забываем, так как эта информация жизненно необходима, постоянно находит применение и поэтому непрерывно повторяется. Такая информация никогда не оттесняется из сознательной памяти.

Однако емкость сознательной памяти ограничена. Много другой информации, которая, хотя и важна для нас, но повседневно не используется, необходимо каким-то образом сохранять, но так, чтобы не перегружать сознательную память. Для этого память располагает эффективным и рациональным средством: активным забыванием. Функция забывания состоит в том, чтобы оттеснить такую информацию в латентную (неосознаваемую) память. При забывании информация, следовательно, не отбрасывается, не теряется для памяти, а переходит в латентную память, откуда при необходимости ее можно возвратить в сознатель-ную память, т. е. . В отличие от информации, которая теряется из , информация, поступающая в латентную память, как правило, не теряется. Это относится и к информации, которая либо не была в достаточной мере запечатлена, либо в результате редкого употребления подверглась сильному оттеснению. Такая информация часто воспроизводится с трудом, порою – только при особых условиях, например под .

Принципиальную возможность воспроизведения забытой информации вы, наверное, ощущали на себе. Каждому случалось испытать уверенность, что мы знаем нечто, хотя в данный момент не можем припомнить. Например, при встрече с каким-либо человеком вы чувствуете, что он вам знаком, но вы не в состоянии узнать его. Нередко мы хорошо представляем обстоятельства, время и место, когда и где произошло какой-то информации, но вспомнить ее не можем. Иногда в таких случаях на основе припоминания (которое может протекать весьма сложно) нам удается воссоздать ситуацию и возвратить забытую информацию в сферу сознательной памяти. Все это свидетельствует о том, что забытая информация не теряется, а только оттесняется другой информацией в латентную память и там сохраняется. Если бы оттеснение сопровождалось не сохранением, а потерей, то припомнить забытое было бы невозможно. Факт сохранения забытого в латентной памяти делает возможным его возвращение (путем припоминания) в сознательную память.

Теперь попытаемся дать научное объяснение процессу забывания. Нелепо считать, что причиной его является время. Против этого свидетельствует хотя бы тот факт, что многие детства лучше сохраняются в памяти, чем те, которые мы приобрели в зрелом возрасте. Разумеется, забывание, как и любой другой процесс, занимает какое-то время, однако причиной забывания служит не время само по себе, а какой-либо познавательный процесс. Железо ржавеет не потому, что проходит время, а потому, что оно участвует в химической , которая, естественно, протекает во времени; она-то и обусловливает изменение железа. Подлинная причина забывания заключается скорее всего в ограниченной способности сознательной памяти сохранять информацию, а это в свою очередь создает в механизме, который обеспечивал бы сохранение информации таким образом, чтобы исключить перегрузку сознательной памяти.

Этим механизмом является забывание. В результате оттеснения информации из сознательной памяти в латентную первая освобождается для непрерывно поступающей жизненно необходимой информации, которая может быть воспроизведена в любой требуемый момент времени. Вместе с тем забывание позволяет накапливать огромные количества информации, не перегружая сознательную память. Поэтому активное забывание – не зло и не признак плохой памяти, а, напротив, чрезвычайно важный фактор, способствующий достижению высокой продуктивности памяти. Подлинным злом является не забывание как таковое, а его неквалифицированное применение, препятствующее быстрому и точному воспроизведению забытого. Если вы научитесь осознанно использовать механизм забывания, это позволит значительно повысить продуктивность припоминания. Отбросьте поэтому ваши страхи и предубеждения относительно забывания и постарайтесь привыкнуть к мысли, что при правильном его выполнении оно наполовину заменяет припоминание. Таким образом, при проведении тренировки памяти надо стремиться не к тому, чтобы исключить или преодолеть забывание, а, наоборот, научиться квалифицированно им пользоваться. С этой целью в следующем разделе мы рассмотрим процесс забывания более детально.

Для многих видов человеческой деятельности, в том числе и для учебной, серьезную проблему составляет забывание усваиваемой информации. От способности учеников удерживать необходимый объем знаний зависит эффективность всего обучения.

Процесс забывания связан с угасанием (стиранием) мнемических следов, образуемых при запоминании, и приводит к утрате сохраняемой в памяти информации. Забывание выступает антагонистом воспроизведения, т.к. обусловливает невозможность восстановления всей или какой-то части усвоенной информации.

Иногда забывание характеризуют как явление, противоположное самой памяти. Однако забывание является необходимым и закономерным процессом памяти. Оно обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов, среди которых ведущую роль играет время, а также значимость для субъекта воспринятой им информации .

Зависимость забывания от фактора времени была впервые исследована Г. Эббингаузом. Изучая динамику мнемических процессов на бессмысленных слогах и абстрагируясь таким образом, от фактора значимости, Г. Эббингауз показал, что потери усвоенной информации наиболее велики в первые часы и дни после заучивания (рис. 6). Эта кривая забывания показывает, что из 8 рядов по 13 слогов, заученных в эксперименте, через 2 суток в памяти остается лишь некоторая их часть (28%), которая с незначительными потерями сохраняется затем в течение 30 суток. Результаты других исследователей показали, что при изменении характера решаемых мнемических задач и экспериментальных процедур кривая сохранения имеет другой характер и забывание не начинается так быстро после запоминания, как показано у Г. Эббингауза .

Темп забывания зависит от объема предъявляемого материала. В условиях перегрузки памяти объем забываемой информации возрастает, особенно в первые часы и дни после усвоения. В этой связи практически важным является определение допустимых норм предъявляемого для запоминания материала в различных условиях деятельности человека. В работах отечественных авторов показано, что материал, который в процессе заучивания подвергается смысловой переработке и включается в системы ранее усвоенных знаний, меньше поддается забыванию. Поэтому характер забывания осмысленного материала значительно отличается от кривой Г. Эббингауза, полученной в опытах с бессмысленным материалом (А.А. Смирнов, 1966). В опытах В.Я. Ляудис (1976) контрольная и экспериментальная группы испытуемых заучивали ряды многомерных стимулов с использованием приёма классификации. Экпериментальная группа была обучена рациональной стратегии запоминания с ориентацией на предстоящее воспроизведение, что приводило к формированию обобщенной схемы построения оперативного образа воспроизводимого ряда. Экспериментальная группа проявила высокие показатели объема и времени отсроченного воспроизведения стимулов. Эти данные убедительно показывают зависимость объема забываемой и воспроизводимой информации от условий организации мнемических действий .

На процесс забывания влияет также мера трудности мнемонических задач. В проведенных А.Р. Лурия опытах было установлено, что мера неопределенности (трудности) материала влияет на процесс смысловой переработки информации при запоминании, тем самым в значительной мере предопределяя объем ее последующего сохранения и воспроизведения. Оптимальными оказались условия, когда структура задач рационально направляет действия субъекта, но при этом для него сохраняется возможность интеллектуальной и практической деятельности, обеспечивающей создание четкой концептуальной модели объекта, способной служить надёжной основой (программой) его последующей реконструкции .

В учебной деятельности забывание проходит ряд стадий, характеризующихся не только объемом утраченной информации, но и качественными показателями типов ошибок. Последовательность таких стадий представлена следующим образом: уменьшение объема воспроизведения за счет утраты второстепенных деталей, появление ошибок пропусков, приводящих к утрате существенных элементов, появление ошибок-искажений, большое число которых предельно снижает качество воспроизведения; отсутствие самостоятельного воспроизведения, потребность в повторном восприятии объектов, т.е. память на уровне узнавания; отсутствие узнавания. Последней стадией забывания является отсутствие узнавания. Неспособность человека опознать объект при его повторном восприятии свидетельствует об утрате знаний на функционально-психологическом уровне, поскольку он не способен практически использовать их в своей деятельности.

Вместе с тем имеются данные о возможности хранения мнемических следов на глубоких нейрофизиологическом и биохимическом уровнях (У. Пенфилд, Д. Дельгадо, А.Р. Лурия и др.) . Это подтверждается возможностью активизации следов путем электростимуляции глубоких мозговых структур, гипнотического внушения, а также спонтанного распространения нервного возбуждения на глубокие уровни коры. Хранение следов на глубоких уровнях мозга можно рассматривать как мнемический резерв нервной системы, который может быть использован для адаптации к специфическим условиям жизни или компенсации нарушенных функций. .

Основным физиологическим механизмом забывания является установленный И.П. Павловым процесс угасательного торможения, которое наблюдается в результате длительного неподкрепления ранее образованных в нервной системе мнемических следов. Однако влияние фактора времени на память человека всегда опосредовано мотивацией субъекта, который не использует в своей деятельности знания и умения, потерявшие для него свою значимость. Забывание такого рода материала становится объективно и субъективно оправданным, так как санкционируется памятью с целью освобождения от избыточной информации .

Таким образом забывание, как и запоминание, является избирательным. Процесс забывания в значительной мере поддается регуляции путем рациональной организации усвоения знаний в обучении. Такая регуляция начинается уже в процессе запоминания, где формирование способов сенсорно-семантических преобразований информации и соответствующих мотивационных установок обеспечивают образование прочных мнемических следов, способных устойчиво противостоять угасательному торможению. Важным условием поддержания прочности следов памяти является повторение. Подчеркивая важность повторения в обучении, К.Д. Ушинский требовал, чтобы оно было осмысленным и систематическим, так как механическое повторение, даже будучи многократным, не дает положительного результата. Такое повторение может вызвать отрицательный эффект, стимулируя забывание на основе охранительного торможения, снижающего активность памяти в условиях монотонии, т.е. при многократном воздействии однообразной стимуляции .

Лучшим способом повторения является практическое применение усвоенных знаний и реально осознаваемая субъектом их значимость в достижении определенных результатов деятельности.

Под влиянием так называемой проактивной и ретроактивной интерференции нередко наблюдается частичная потеря информации уже в процессе заучивания и воспроизведения. С этим явлением связан известный "эффект края", когда человек лучше воспроизводит начало и конец сообщения, чем его середину. Поэтому организация запоминания и воспроизведения с учетом явлений интерференции снижает потери информации.

Забывание может быть связанным также с явлением внешнего торможения, которое проявляется иногда в форме ретроактивной интерференции. Смена привычной обстановки, внешние помехи, отвлечение внимания на посторонние сигналы затормаживает выдачу из долговременной памяти информации, подготавливаемой для воспроизведения. Иногда в тревожной обстановке экзамена ученик не может ответить на вопрос, тогда как в спокойной обстановке он способен хорошо это сделать. Внешние помехи могут вызвать стирание только что образованных и не закрепленных следов кратковременной памяти, которые при этом уже не перейдут в память долговременную, не пройдут этап консолидации. Если человек, только что воспринявший на слух номер телефона, будет в этот момент отвлечен посторонним вопросом, то после ответа на этот вопрос он уже не сможет записать услышанный номер, так как не закрепленный повторением след уже стерся.

Нередко материал, считавшийся забытым, через некоторое время как бы сам собой вдруг активизируется в памяти. Такое явление называется реминисценцией (от лат. Reminiscentio -- вспоминание). Мы вдруг вспоминаем давно забытую песню. Ученик, не сумевший на экзамене ответить на вопрос, через несколько часов или дней вдруг вспоминает нужный материал. К явлению реминисценции относятся и те парадоксальные случаи, когда отсроченное воспроизведение (через 2-3 дня) оказывается более полным и правильным. У А.А. Смирнова и С.Л. Рубинштейна отмечены факты, когда дети сразу же после прослушивания большого по объему рассказа могут воспроизвести лишь отдельные места, преимущественно те, которые затронули их эмоционально. Через некоторое время они могут более полно и связно пересказать все содержание рассказа. Есть данные о том, что реминисценции присуща детям в большей мере, чем взрослым .

Явление реминисценции можно рассматривать как одно из проявлений проактивной интерференции, а иногда -- охранительного торможения. При заучивании трудного или большого по объему материала накапливается утомление, затрудняющее смысловую переработку воспринимаемой информации. Необходимость немедленно после этого осуществить репродуктивную задачу нередко приводит к торможению. Необходим некоторый перерыв, отдых, при котором в долговременной памяти продолжается переработка информации и закрепление (консолидация) мнемических следов. В ситуациях, требующих высокого эмоционального и интеллектуального напряжения, люди, особенно если они относятся к тревожному типу, затрудняются или вообще не могут воспроизвести нужный материал. Возникающая впоследствии реминисценция как внезапное восстановление забытых знаний, часто воспринимается интроспективно как необъяснимый и случайный акт. В действительности, этот факт вполне закономерен, он вызван либо действием скрытой (имплицитной) установки, возникшей в ходе неудачного припоминания и стимулирующей решение репродуктивной задачи на непроизвольном уровне, либо воздействием каких-то внешних объектов, ассоциативно стимулирующих восстановление мнемических следов.

Явление реминисценции наблюдается преимущественно в области долговременной памяти, подтверждая гипотезу о том, что следы долговременной памяти не поддаются полному стиранию, а только временному торможению или переводу на более глубокие уровни хранения. В условиях перегрузки или эмоционального стресса нарушается процесс перевода некоторой части информации из долговременного хранилища в оперативную кратковременную память, обслуживающую текущую деятельность, С устранением мешающих факторов такой перевод информации восстанавливается и может проявиться в форме реминисценции. .

81. Реконструкция при воспроизведении не проявляется:

а) в отборе главного и отсеве второстепенного материала;

б) в обобщении и привнесении нового содержания;

в) в изменении последовательности изложения;

г) в воспроизведении, максимально близком к заученному материалу.

82. Узнавание - это воспроизведение:

а) первичное;

б) вторичное;

в) третичное;

г) совершенно новое.

83. Укажите, какое из данных утверждений относительно индивидуальных особенностей памяти неверно. Эти особенности:

а) в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов;

б) в определенной мере связаны с различиями степени уравновешенности нервных процессов;

в) в определенной мере связаны с различиями степени подвижности нервных процессов;

г) не обеспечиваются физиологическим субстратом.

84. Так называемый фактор края имеет вид зависимости:

а) монотонно возрастающей;

б) монотонно убывающей;

в) нелинейной U-образного типа;

г) инвертированной U-образной.

85. Опознание воспринимаемого объекта, как уже известного по прошлому опыту, - это:

а) припоминание;

б) узнавание;

в) представление;

г) реминисценция.

86. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, фиксируется как:

а) припоминание;

б) узнавание;

в) представление;

г) реминисценция.

87. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений и требующее усилий и старания, - это:

а) припоминание;

б) узнавание;

в) представление;

г) реминисценция.

88. Кривая забывания Эббингауза имеет вид зависимости:

а) монотонно убывающей;

б) монотонно возрастающей;

в) инвертированной U-образной;

г) сложной квазипериодической.

89. Запоминание на основе установления в запоминаемом материале смысловых связей характерно для … памяти.
а) механической;
б) логической;
в) опосредованной;
г) вербальной.

90. Запоминание материала путем его повторении без осмысления, называется …
а) непосредственным;
б) опосредованным;
в) произвольным;
г) механическим;
д) кратковременным.

91. Запоминание, сохранение и воспроизведение информации, перерабатываемой в ходе выполнения определенного действия и необходимой только для достижения цели данного действия, обеспечивается … памятью.
а) произвольной;
б) оперативной;
в) кратковременной;
г) непосредственной.

92. Генетически первичным является … запоминание.
а) непроизвольное;
б) произвольное;
в) опосредованное;
г) послепроизвольное.

93. Прочность запоминания не зависит от …
а) наличия интереса;
б) значимости запоминаемого материала для достижения предстоящих целей;
в) эмоционального состояния субъекта;
г) объема кратковременной памяти.

94. Классификация памяти на непроизвольную и произвольную осуществляется в соответствии с(со) …
а) степенью осмысленности материала;
б) предметом отражения;
в) длительностью сохранения материала.
г) Нет правильного ответа.

95. Длительность хранения информации в долговременной памяти не зависит
от …
а) значимости запоминаемого материала;
б) характера материала;
в) от характера деятельности, предшествующей процессу запоминания;
г) от объема кратковременной памяти.

96. Объем кратковременной памяти …
а) составляет 7 ± 2;
б) неограничен;
в) различен в зависимости от пола.
г) Предел неизвестен.

97. На скорость забывания материала влияет …
а) степень осмысленности материала;
б) частота использования запоминаемого материала;
в) установка на запоминание.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

98. От процесса запоминания зависит … сохранения материала.
а) полнота;
б) точность;
в) прочность.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

100. Взаимодействие запоминаемой информации с ранее заученной может
приводить к увеличению числа ошибок при воспроизведении в результате …
а) реминисценции следов памяти;
б) интерференции;
в) усталости;
г) уменьшения концентрации внимания.

101. Забывание представляет собой … процесс.
а) произвольный;
б) непроизвольный;
в) управляемый;
г) послепроизвольный.

102. Скорость забывания материала не зависит от …
а) его содержания;
б) степени осознанности;
в) наличия у субъекта мотивов к забыванию.
г) Нет правильного ответа.

103. Форма воспроизведения, основанная на опознании воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту - это …
а) воспоминание;
б) узнавание;
в) представление;
г) реминисценция.

104. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, называется …
а) припоминанием;
б) узнаванием;
в) представлением;
г) реминисценцией.

105. Активная форма воспроизведения, которая характеризуется наличием
сознательно поставленной цели, необходимостью преодолевать определенные затруднения - это …
а) припоминание;
б) узнавание;
в) представление;
г) реминисценция.

106. В соответствии с эффектом Б.В. Зейгарник, незавершенные действия по сравнению с завершенными запоминаются

а) лучше;
б) хуже.
в) Различий не существует.
г) Это зависит от ситуации.

107. К субъективным факторам эффективности запоминания не относится …
а) предшествующий опыт;
б) установка;
в) интерес;
г) характер материала.

108. К приемам осмысленного запоминания не относится …
а) составление плана;
б) группировка материала;
в) составление схем;
г) ритмизация материала.

109. Концентрированное повторение по сравнению с распределенным является …
а) более эффективным;
б) менее эффективным.
в) Эффективность одинакова, главное - количество повторений.
г) Это зависит от ситуации.

110. Быстрое забывание учебного материала сразу после того, как сдан экзамен объясняется …
а) действием фактора времени;
б) наличием желания забыть;
в) заучиванием нового материала;
г) действием закона установки.

111. У взрослых лучше развита память …
а) механическая;
б) логическая (смысловая);
в) эмоциональная.
г) Значимых различий нет.

112. Закон края описывает тот факт, что лучше запоминается та информация,
которая находится в … запоминаемого ряда.
а) середине;
б) конце;
в) начале;
г) начале и конце.

113. Наиболее интенсивно забывание происходит … после заучивания.
а) в первые часы;
б) на следующий день;
в) через неделю;
г) через месяц.

114. Если вслед за заучиванием следует работа со сходным материалом, то забывание заученного …
а) увеличивается, происходит быстрее;
б) уменьшается;
в) уменьшается, если материал неинтересный.
г) Различий не существует.

115. Информация, заучиваемая перед сном, запоминается лучше в силу действия закона …
а) установки;
б) края;
в) повторения;
г) осмысления.

116. К объективным факторам эффективности запоминания не относится …
а) характер материала;
б) тип запоминания;
в) количество материала;
г) обстановка запоминания.

117. Лучше всего запоминается информация при ее восприятии …
а) при чтении;
б) на слух;
в) при помощи зрения и слуха;

г) значимых различий нет.
118. Закон осмысления проявляется в том, что …
а) человек лучше понимает смысл того, что он дольше помнит;
б) тот материал, который осмыслен, запоминается лучше;
в) лучше запоминается тот материал, смысл которого важен для человека;
г) чем дольше материал хранится в памяти, тем лучше он осмысливается.

119. В ходе исследования двум группам учащимся было предложено запомнить рассказ. Первой группе рассказ давался с предупреждением, что опрос будет проводиться на следующий день, второй было сказано, что его надо запомнить «навсегда». Фактически в обеих группах проверку провели через четыре недели после заучивания. Учащиеся какой группы лучше воспроизвели рассказ?
а) Первой.
б) Второй.
в) Первой, если рассказ интересный.
г) Различий не существует.

120. В ходе исследования двум группам учащимся было предложено запомнить рассказ. Одной группе рассказ давался с предупреждением, что опрос будет проводиться на следующий день, второй было сказано, что его надо запомнить «навсегда». Учащиеся второй группы лучше воспроизвели рассказ. Какой психологический фактор обуславливает подобную закономерность?
а) Закон края.
б) Закон контекста.
в) Закон торможения.
г) Закон установки.

121. Как можно усилить первое впечатление от материала для лучшего его запоминания?
а) Направить информацию по нескольким каналам (зрение, слух и др.).
б) Усилить интенсивность сообщения.
в) Увеличить скорость изложения.
г) Увеличить скорость и интенсивность сообщения.

122. Для лучшего осмысления материала с целью улучшения запоминания
нужно …
а) составить его план;
б) обсудить его с кем-либо;
в) составить его структурно-логическую схему.
г) Все ответы верны.

123. Лучшее усвоение материала обеспечивается тогда, когда человек может
а) воспроизвести его словами источника;
б) воспроизвести его своими словами;
в) применить его при решении задач.
г) составить его структурно-логическую схему.

124. Образ предмета или явления, возникающий в отсутствии этого предмета
(явления), и основывающийся на прошлом опыте человека, называется …
а) мечтой;
б) восприятием;
в) представлением;
г) ассоциацией.

125. Сходство представлений с восприятием заключается в …
а) яркости;
б) отсутствии эмоциональной окраски;
в) неустойчивости;
г) модальности.

126. Между представлениями разных людей существуют различия … образа.
а) по яркости;
б) по полноте;
в) по отчетливости.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.