Занятие чтение произведения и. лешкевича «светофор»

Тема «Домашние птицы» одна из многих в дошкольном образовании. А каких домашних птиц вам назовут дети? Ну конечно, петуха, курицу, цыпленка, утенка, гуся или утку.
А вот индюка мало кто знает. Хотя это такая замечательна и необычная птица!
Давайте сегодня вместе слепим из пластилина красивого индюшонка.

Материалы для поделки:

  • набор пластилина
  • стеки
  • зубочистка и карандаш

1. Для основы нам нужно скатать два коричневых шара одинакового размера.

2. Придадим шарам форму толстых дисков и скрепим между собой так: нижний шар – тело, горизонтально, а верхний вертикально к нему. Из кусочка желтого цвета сформируем треугольный клюв и закрепим по центру на голове, а сверху зафиксируем крошечный малиновый жгутик.

3. У индюка очень большой, пышный и яркий хвост. Мы сделаем его разноцветным. Для этого нам понадобится пластилин красного, оранжевого и желтого цвета. Сделаем несколько шариков разного размера.

4. Чтобы сделать перо нам потребуется из каждого шарика сформировать овал и немного сплюснуть его.

5. Перья для хвоста делаем так: на большой красный овал накладываем средний оранжевый, а сверху маленький желтый. Так выглядят готовые перья.

6. Закрепляем перья сзади на спинке индюка. Вид сзади.

7. Теперь будем работать с головой. Карандашом аккуратно намечаем глазницы и готовим маленькие черные пластилиновые глазки. Глаза можно заменить бисером подходящего цвета.

8. Вставляем глаза. Затем из желтого пластилина формируем два небольших шарика – это лапки. Крепим их внизу.

9. Стекой осторожно подрезаем лапки и намечаем пальцы, а на голове делаем декоративный вырост-хохолок.

Для создания форм, состоящих из нескольких частей (фигуры человека и животного), можно пользоваться несколькими способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины; комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.


Мелкие детали лепят путем оттягивания, прищипывания глины от общей массы, применяя приемы рельефной лепки. Для того чтобы вылепленная работа была прочна и части не рассыпались, нужно хорошо их скрепить: плотно прижать одну форму к другой и замазать место скреплений или сделать углубления, в которые вставить прикрепляемые детали.

Конструктивный способ лепки из глины

Предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке животного (фигурки коня) сначала вылепить туловище, затем ноги (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д.

Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки глины. Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали. Таким же образом по частям в дымковской игрушке лепятся барыня, всадники.

Пластический способ лепки из глины

Лепка из целого куска , когда все части вытягиваются из одного куска глины. Примером такого способа лепки в дымковской игрушке может служить утушка – любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием.

Комок глины скатать в шар, захватить пальцами с одной стороны и слегка вытянуть – получится голова, сгладить переход от головы к туловищу. На голове слегка вытянуть клювик. С другой стороны фигурки оттянуть немного глины и сформировать хвостик. Таким способом лепятся фигурки наиболее простые по силуэту. Такие фигурки лепятся из одного куска глины.

Комбинированный способ лепки из глины

Этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Например, фигурка дымковского индюка лепится из целого куска, а голова и хвост отдельно или филимоновский петушок лепится из исходной формы яйца или широкого цилиндра, концы которого загибаются оттягиванием вверх – для шеи – повыше, для хвоста – пониже, закругляется форма головы, вытягивается клюв, прищипыванием или лепится отдельно бородка и гребешок.

Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ.

Рельефная лепка из глины

Это нанесение рисунка на раскатанный пласт глины толщиной не меньше 0,8 см, а поверхность гладкая и ровная. Сырую глину перед работой требуется немного подсушить.

Первый способ . Рисунок можно выполнить стекой, зубочисткой, кончиком ножа.

Второй способ . Способ состоит из наложения на пласт глины шариков, жгутиков, полос и т.д.

Третий способ . Это выбирание глины. Для этого берут пласт глины толщиной не менее 3 см и стекой наносят рисунок. Затем с поверхности пласта со всех сторон рисунка снимают одинаковый слой глины. Таким образом, рисунок получается выпуклым.

Посуду изготавливают при использовании других способов лепки:

Техника отщипывания при лепке из глины

лепка из шара, путем кругового налепа. Так при лепке из шара в середину заготовки вдавливают большой палец, чтобы углубить и расширить стенки чашки, толщина которых должна быть одинаковой.

Форму стенкам придают указательными пальцами, перемещая их навстречу друг другу с внутренней и внешней стороны. При круговомналепе стенки сосуда получаются более толстыми, следовательно, можно изготовить более крупные формы.

Отдельно подготавливается основание, на котором насечкой обозначается место присоединения первой полоски. Кусочки (полоски) желательно использовать одинакового размера, укладывать увлажненные последовательно, сглаживая внутренние швы деревянной стекой с использованием шликера постепенно поворачивая форму.

Каждый последующий кусочек глины прикладывается к полоске прижатием большого и указательного пальца с вытягиванием вверх стеночек, не допуская деформации и так по кругу в несколько рядов. Такая же техника может быть использована в лепке на форме.

Форма (чаша) накрывается с внутренней стороны х/б тканью и в ней шариками или кусочками выкладывается дно, затем стенки по спирали. С внутренней стороны все выравнивается.

Спиральная техника (из жгутов) лепки из глины

Предварительно лучше сделать эскиз задуманной формы жгутового сосуда. Далее работа будет заключаться в накручивании жгутов на воображаемую модель. Жгут изготавливается из заготовленных шариков одинакового размера, он должен быть как можно более длинным и ровным. Размер жгута в диаметре зависит от толщины стенок сосуда.

Для основания сосуда сворачивается спираль их жгутов (можно использовать основу, вырезанную из пласта) и разглаживается стекой с внутренней стороны от внешнего края к центру, затем смачивается его край и та сторона жгута, которая станет первым слоем сосуда (для более прочного сцепления можно сделать насечку с той стороны жгута, которая присоединяется к основанию).

Кончик жгута срезается по диагонали, чтоб площадь соединения была больше, и второй слой ложился на первый без излома. Диаметр окружности, образованной первым слоем жгутов, должен быть чуть больше диаметра основания. Каждый следующий жгут промазывается шликером (дополнительно можно сделать насечку, она даст более плотное соединение) ложится на внешний край предыдущего.

С помощью стеки (гончары для выравнивания поверхности изделий и сглаживания соединяемых элементов используют ребро коровы или синтетическое ребро, камни сглаженной формы, т.е. инструмент данный природой) слегка сдавливаются места соединения жгута и основания так, чтоб не повредить форму.

Желательно, чтоб соединения жгутов не находились друг над другом (лучше удлинить полоску), чтоб исключить вероятность растрескивания в процессе сушки. Можно воспользоваться шликером для соединения стыков с внутренней стороны.

Меняя диаметр очередного слоя , создается форма изделия (она может быть от симметричной до фантастичной, т.е. более сложной - с изгибами стенок, изменением угла наклона и т.д.). Работа с большими сосудами может быть поэтапной, чтоб следующие слои не раздавили предыдущие. После наложения нескольких рядов изделие подсушивается. Готовое изделие должно досыхать вверх дном. Эта техника позволяет изготовить сосуд любой формы и сложности – вазы, бутыли, фляжки и др.

Ленточный способ лепки из глины

Этим способом можно изготовить цветочные горшки, бочонки, шкатулки и прочие предметы интерьера.

Сначала раскатывается пласт, который разрезается на полоски. Для изготовления пласта на стол сначала укладывается кусок х/б ткани, на нее с двух сторон деревянные рейки, которые служат линейкой и ограничителями.

Внутренняя поверхность между ними укладывается жгутами диаметром 2 см, затем большими пальцами прижимаются друг к другу и получившийся прямоугольник из уложенных жгутов раскатывается скалкой. Высота готового пласта 8 мм. Нарезаются полосы по линейке длиной, равной длине окружности основания.

Первая полоска укладывается на основание с насечкой, а не по его диаметру и верхняя ее сторона смотрит не внутрь формы, а открывается на внешнюю сторону, если мы делаем не цилиндр, а вазу, горшок цветочный, тетрапецевидную форму. К концам уложенной полоски присоединяется вторая в стык, в местах соединения делается насечка изнутри. Затем в месте соединения с основанием тоненький жгутик укладывается с внутренней стороны и замазывается шов до выравнивания поверхности.

Все последующие полосы в высоту укладываются тоже в стык с насечкой по диаметру и в местах соединения, но ни снаружи, ни изнутри соединения не должно быть видно (поверхность разглаживается инструментом). При этом способе тоже важно не допустить, чтоб соединения жгутов находились друг над другом. Если ваза закрывается в верхней части, то полосы от места сужения формы укладываются соответствующим образом.

Формование

Гипсовая форма руками заполняется глиной. Лучше это делать отщипыванием и вдавливанием небольших кусочков, чтоб нижний слой и боковые слои не имели пустот, неровностей, затем выравнивается верхний слой и после высыхания изделие легко вынимается из формы (гипс быстро впитывает воду, изделие уменьшается в размере и образуется зазор между стенками формы), дальнейшее досушивание изделия осуществляется обычным порядком.

1. ЛЕПКА «ИНДЮК» (дымковская игрушка)

Пр.сод.: учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепке разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали – гребень, бородку – лепить налепами; учить для декоративного украшения индюка использовать стеку и печатки.

Материал: дымковские птицы, иллюстрации с реальным изображением этих птиц; исходные формы для лепки индюка: толстый цилиндр, тонкие цилиндрики, шарики – один побольше, два поменьше. У детей глина или пластилин двух цветов, стеки, печатки, дощечки.

Предш.раб.:

Литература: Швайко «Занятия по ИЗО» (подгот. Гр.) стр. 71

АППЛИКАЦИЯ «НАРЯДНОЕ ПЛАТЬЕ»

Пр.сод.: учить детей передавать форму одежды (платья), расположения частей и величину (длинное, короткое, широкое, узкое), самостоятельно выбирать бумагу для элементов украшения, чтобы они гармонично сочетались по цвету. Закреплять умение вырезать из сложенной пополам бумаги, из бумаги, сложенной несколько раз. Закреплять умения обращаться с ножницами. Развивать вкус, чувство цвета.

Материал: цветные заготовки размером 16*12 см, цветные полоски, ножницы, клей, кисть, клеенка, тряпочка, поднос, трафареты (по необходимости)

Предш.раб.: рассматривание альбомов мод.

Литература: Малышева «Аппликация в д/с» стр.68

РИСОВАНИЕ «ХМУРАЯ ОСЕНЬ. ВЕТРЕННЫЙ ДЕНЬ»

Пр.сод.: учить отражать на рисунке ветреную погоду через изображение наклоненных в одну сторону веток, через листья, летящие в одном направлении; передать в рисунке колорит хмурого осеннего дня через подбор соответствующих красок; изображать в рисунке разные виды деревьев: березы, ели, клены и др.; располагать их на широкой полосе земли небольшими группами; учить приглушать яркий цвет красок. Воспитывать художественный вкус, развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования наметить содержание, композицию, колорит рисунка)

Материал: картины с изображением разной осенней погоды: ясной и хмурой, ветреной; заранее тонированные листы бумаги (серое небо, коричневая земля), краски гуашь, мягкие и жесткие кисти, палитра для приглушения ярких красок, цветные карандаши, листочки бумаги для подбора красок.

Литература: Швайко «Занятия по ИЗО» стр. 40

2. ЛЕПКА «ДЕКОРАТИВНАЯ ПЛАСТИНА «ВЕТКА РЯБИНЫ»

Пр.сод.: учить детей точно передавать форму, величину и другие особенности ветки рябины, всматриваться в натуру, замечать ее своеобразие; учить сравнивать в процессе лепки получаемое изображение; формировать умение оформлять декоративную пластину, присоединять вылепленные детали к основе, оформлять край пластины; развивать творчество, трудолюбие, желание доделать поделку до конца.

Материал: соленое тесто, клей ПВА, стеки, дощечки, образец, ветка рябины.

Предш.раб.: рассматривание ветки рябины.

Литература:

АППЛИКАЦИЯ «КИСТИ И ГРОЗДЬЯ ЯГОД»

Пр.сод.: учить передавать разную форму кистей и гроздьев ягод, изображать частичную загороженность одних ягод другими, самостоятельно выбирать цвет и оттенки для вырезывания смородины, рябины, винограда и цвет бумаги для наклеивания, вырезать тонкие изогнутые стебельки и черешки; вырезывать листья сложной формы у винограда и смородины по предварительно нарисованному контуру.

Материал: картинки с изображением кистей красной и черной смородины, гроздьев рябины и винограда разного цвета;

Лист плотной бумаги (1/2 листа) разного фона, сочетающиеся по цвету с цветом ягод, полоски цветной бумаги двух оттенков, широкие полосы зеленой бумаги для вырезывания листьев, ножницы, клей, черный карандаш.

Литература: Швайко «Занятия по изо в детском саду» (подгот.гр.) стр. 21

РИСОВАНИЕ «ВЕТКА РЯБИНЫ»

Пр.сод.: закреплять умение рисовать способом томпонирования, изображая ягоды рябины, совершенствовать навыки рисования концом кисти, сочетать с использованием природного материала для изображения листьев, развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.

Материал: альбомный лист тонированный, краски гуашь, кисти, засушенные листья рябины, баночки с водой.

Предш.раб.: рассматривание рябины.

Литература: Семинар-практикум по ИЗО «Использование нетрадиционной техники рисования в дошкольном возрасте»

3.ЛЕПКА «СОВЫ»

Пр.сод.: учить лепить сову из целого куска пластилина, передавая ее характерные особенности, пропорции, объединять образы для создания сюжета, создавать дополнительные предметы (дерево, мелкие зверюшки- мыши), работать коллективно в парах, помогать друг другу, сравнивать свою поделку с поделкой соседа, соотнося их по величине. Развивать самостоятельность, инициативу, умение создавать выразительный образ.

Материал: глина (пластилин, соленое тесто), стеки, дощечки

Предш. Раб.: рассматривание иллюстраций с изображением совы.

Литература:

АППЛИКАЦИЯ: «СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА» (мозаика)

Пр.сод.: упражнять детей в изображении птицы способом обрывания и составления мозаики, продолжать учить переводить трафарет на лист бумаги, развивать самостоятельность, инициативу при выборе дополнительных украшений, выполнять работу аккуратно.

Материал: альбомный лист, трафарет птицы, цветная бумага, простой карандаш, клей, кисть, тряпочка, поднос, ножницы.

Предш.раб.: беседа с детьми о сказочных птица, рассматривание птиц, их формы тела, особенностей строения.

Литература:

РИСОВАНИЕ «ВОРОБЫШЕК»

Пр.сод.: формировать у детей обобщенное представление о внешнем облике птицы, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске форме и величине частей, сходны по строению; познакомить со штриховыми рисунками птиц; учить передавать в рисунке характерные особенности воробья: пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста; развивать умения применять при закрашивании изображения разные приемы рисования карандашом: тушевку и штриховку, разный нажим.

Материал: изображения птиц: воробья, сороки, вороны, синицы и др., штрихованные изображения из книжек - раскрасок, силуэт птицы, черный фломастер; квадратные листы бумаги (12*12 см), простой и цветные карандаши.

Предш.раб.: рассматривание птиц на иллюстрациях, наблюдения за птицами на прогулке, лепка, рисование в свободной деятельности.

Литература: Швайко «Занятия по ИЗО» (подг.гр.) стр. 46

4. ЛЕПКА «ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ» (по сказкам В.Кротова)

«ЛЯМБА»

Пр.сод.: учить создавать образы по представлению, самостоятельно выбирать способы и приемы лепки, искать наиболее интересные и удачные решения. Осваивать скульптурный способ лепки, видоизменять основную форму разными приемами (сплющивание, оттягивание, прищипывание, вдавливание, загибы и т.п), оформлять, украшать, дополнять мелкими деталями. Развивать фантазию, творчество, самостоятельность.

Материал: сказка –крошка В. Кротова, пластилин, стеки, палочки.

Литература: Лыкова «Лепим, фантазируем, играем» стр. 101-102

АППЛИКАЦИЯ «ЦЫПЛЕНОК»

Пр.сод.: продолжать учить детей выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство полностью кусочками бумаги неправильной формы, закреплять навыки обведения шаблона простым карандашом, самостоятельно дополнять аппликацию мелкими деталями. Воспитывать творчество, самостоятельность. Развивать мелкую моторику, терпение. Закреплять правила обращения с ножницами и клеем.

Материал: картон белый (1/2 листа), шаблон цыпленка, простой карандаш, бумага желтая, полоска бумаги зеленого цвета, красная бумага для клюва и лапок, ножницы, клей ПВА, розетка для клея, кисть, тряпочка, поднос, клеенка.

Предш.раб.: рассматривание иллюстраций цыпленка, рисование в свободной деятельности.

Литература: Малышева «Аппликация в д/с» стр. 60

РИСОВАНИЕ «КАРТИНКИ-НЕВЕДИМКИ»

Пр.сод.: познакомить с изобразительными и выразительными возможностями различными художественными материалами – парафин, акварельные краски, с нетрадиционной техникой рисования, развивать фантазию, творчество, самостоятельность

Материал: Игрушки: королева Кисточка, свеча Парафинка; белая бумага, свечи, акварельные краски, кисти, музыка.

Литература: Д/в № 6,97 стр. 55

Если пытаюсь воссоздать что-то по памяти, например понравившееся изделие на выставке, то не задумываюсь о том, каким способом я это делаю, в лепке нет строгих правил и леплю так, как удобно. Важнее воображение, а способ - всего лишь средство к осуществлению замысла. Но в лепке традиционных игрушек следую особенностям лепки и в работе с детьми обращаю на это внимание. К тому же, интерес в процессе лепки изделий на свободную тему к разным способам лепки у всех избирательный.

  1. Конструктивный
    Предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке животного (фигурки коня) сначала вылепить туловище, затем ноги (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки глины. Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали. Таким же образом по частям в дымковской игрушке лепятся барыня, всадники.
  2. Пластический
    Лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины. Примером такого способа лепки в дымковской игрушке может служить утушка – любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Комок глины скатать в шар, захватить пальцами с одной стороны и слегка вытянуть – получится голова, сгладить переход от головы к туловищу. На голове слегка вытянуть клювик. С другой стороны фигурки оттянуть немного глины и сформировать хвостик. Таким способом лепятся фигурки наиболее простые по силуэту. Например, для филимоновской (птичка-невеличка, петушки и др. зверушки) и каргопольской игрушки (утка, кошка, собачка и др.) характерна очень условная, обобщающая передача образа. Формы игрушек предельно упрощены, имеют меньше налепных деталей, чем в дымковской игрушке. Такие фигурки лепятся из одного куска глины.
  3. Комбинированный
    Этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Например, фигурка дымковского индюка лепится из целого куска, а голова и хвост отдельно или филимоновский петушок лепится из исходной формы яйца или широкого цилиндра, концы которого загибаются оттягиванием вверх – для шеи – повыше, для хвоста – пониже, закругляется форма головы, вытягивается клюв, прищипыванием или лепится отдельно бородка и гребешок. Из отдельного куска глины для петушка делается подставка. Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ.

  4. — путем нанесения рисунка;
    Из куска глины раскатывается скалкой пласт толщиной не меньше 0,8 см. (тонкий деформируется при высыхании), затем он приподнимается и роняется на фанерную доску (этот прием можно повторить несколько раз), чтоб плотность основания была одинаковой, для больших размеров основания следовать технике изготовления пласта, которая описывается ниже в п. 7. Поверхность должна быть гладкой и ровной. Если глина мягкая, пластичная, то нанести рисунок сложно. Необходимо дать глине подсохнуть до кежетвёрдого состояния или по сырой через пленку (целлофан) нанести стекой рисунок (для мелких узоров можно использовать зубочистку). Рисунок может наноситься и отпечатком. Главное, чтоб он был четким, что обеспечивается равномерным надавливанием на поверхность изделия. После снятия пленки сгладить неровности, сделать доработку.

    — путем наложения формы на основу;
    Основа – пласт любой формы, а рисунок наносится путем налепа шариков, жгутиков, полос и т.д. в зависимости от эскиза примазыванием к основе отдельных частей. Закрепление деталей к основе может быть и продавливанием насквозь стекой или иглой. Фактуру можно нанести наложением и отпечатыванием фактурной ткани (марля, капрон, тесьма и др.), синтетической или проволочной сеточки или использованием других различных оттисков (стержень авторучки, отвертка звездочкой и т.д.)
    — путем выбирания глины
    Толщина пласта под основу должна быть не менее 2-3 см. Сначала стекой на поверхности или через пленку наносится рисунок, затем аккуратно снимается одинаковый слой с поверхности основы там, где нет рисунка. Таким образом, рисунок будет рельефным, выступающим на основе.

  5. Техника отщипывания
    — лепка из шара
    Круглую форму чаши можно сделать из шара, вдавливая в него большой палец другой руки, при этом палец углубляется и одновременно расширяются стенки. Следует распределять глину так, чтоб толщина стенок была одинаковой. Придать форму стенкам можно движением указательных пальцев двух рук, расположив их навстречу друг другу с внешней и внутренней стороны.

    — путем кругового налепа
    Этим способом стенки сосуда получаются более толстыми, следовательно, можно изготовить более крупные формы. Отдельно подготавливается основание, на котором насечкой обозначается место присоединения первой полоски. Кусочки (полоски) желательно использовать одинакового размера, укладывать увлажненные последовательно, сглаживая внутренние швы деревянной стекой с использованием шликера постепенно поворачивая форму. Каждый последующий кусочек глины прикладывается к полоске прижатием большого и указательного пальца с вытягиванием вверх стеночек, не допуская деформации и так по кругу в несколько рядов, затем небольшая просушка (при этом верх прикрыть пластмассовой формой) и снова наращение формы по кругу прилепом одинаковых по размеру кусочков (полосок).
    Такая же техника может быть использована в лепке на форме. Форма (чаша) накрывается с внутренней стороны х/б тканью и в ней шариками или кусочками выкладывается дно, затем стенки по спирали. С внутренней стороны все выравнивается.

  6. Спиральная техника (из жгутов)
    Предварительно лучше сделать эскиз задуманной формы жгутового сосуда. Далее работа будет заключаться в накручивании жгутов на воображаемую модель. Жгут изготавливается из заготовленных шариков одинакового размера, он должен быть как можно более длинным и ровным (приблизительно 20 см.). Размер жгута в диаметре зависит от толщины стенок сосуда. Если потребуется для высокой формы несколько жгутов, то их во избежание высыхания накрыть до использования целлофановой пленкой. Для основания сосуда сворачивается спираль их жгутов (можно использовать основу, вырезанную из пласта) и разглаживается стекой (шпателем) с внутренней стороны от внешнего края к центру, затем смачивается его край и та сторона жгута, которая станет первым слоем сосуда (для более прочного сцепления можно сделать насечку с той стороны жгута, которая присоединяется к основанию). Кончик жгута срезается по диагонали, чтоб площадь соединения была больше, и второй слой ложился на первый без излома. Диаметр окружности, образованной первым слоем жгутов, должен быть чуть больше диаметра основания. Каждый следующий жгут промазывается шликером (дополнительно можно сделать насечку, она даст более плотное соединение) ложится на внешний край предыдущего. С помощью стеки (гончары для выравнивания поверхности изделий и сглаживания соединяемых элементов используют ребро коровы или синтетическое ребро, камни сглаженной формы, т.е. инструмент данный природой) слегка сдавливаются места соединения жгута и основания так, чтоб не повредить форму. Желательно, чтоб соединения жгутов не находились друг над другом (лучше удлинить полоску), чтоб исключить вероятность растрескивания в процессе сушки. Можно воспользоваться шликером для соединения стыков с внутренней стороны. Меняя диаметр очередного слоя, создается форма изделия (она может быть от симметричной до фантастичной, т.е. более сложной - с изгибами стенок, изменением угла наклона и т.д.). Работа с большими сосудами может быть поэтапной, чтоб следующие слои не раздавили предыдущие. После наложения нескольких рядов изделие подсушивается. Готовое изделие должно досыхать вверх дном. Эта техника позволяет изготовить сосуд любой формы и сложности – вазы, бутыли, фляжки и др.
    Жгуты могут пересекаться хаотично (в этом случае боковая поверхность изготавливаются на плоскости и соединяется на цилиндре, покрытом бумагой).
  7. Ленточный способ
    — лепка из полос
    Этим способом можно изготовить цветочные горшки, бочонки, шкатулки и прочие предметы интерьера.
    Сначала раскатывается пласт, который разрезается на полоски шириной не более 3 см (для круглых форм они должны быть узкими). Для изготовления пласта на стол сначала укладывается кусок х/б ткани, на нее с двух сторон деревянные рейки, которые служат линейкой и ограничителями. Внутренняя поверхность между ними укладывается жгутами диаметром 2 см (жгуты лепятся в руках, т.е. не требуется их ровное раскатывание, как в спиральной технике), затем большими пальцами прижимаются друг к другу и получившийся прямоугольник из уложенных жгутов раскатывается скалкой. От жгутов до линеек должно оставаться расстояние, чтоб глина не попадала на бруски и периодически пласт нужно приподнимать, чтоб он не прилипал к ткани. Высота готового пласта 8 мм. Нарезаются полосы по линейке длиной, равной длине окружности основания. Первая полоска укладывается на основание с насечкой, а не по его диаметру и верхняя ее сторона смотрит не внутрь формы, а открывается на внешнюю сторону, если мы делаем не цилиндр, а вазу, горшок цветочный, т.е трапецевидную форму. К концам уложенной полоски присоединяется вторая в стык, в местах соединения делается насечка изнутри. Затем в месте соединения с основанием тоненький жгутик укладывается с внутренней стороны и замазывается шов до выравнивания поверхности. Все последующие полосы в высоту укладываются тоже в стык с насечкой по диаметру и в местах соединения, но ни снаружи, ни изнутри соединения не должно быть видно (поверхность разглаживается инструментом). При этом способе тоже важно не допустить, чтоб соединения жгутов находились друг над другом. Если ваза закрывается в верхней части, то полосы от места сужения формы укладываются соответствующим образом.
    Возможны варианты изготовления форм с использованием полос обрезанных только с одной стороны. Они укладываются на основу (цилиндр или другую форму) и соединяются в местах наложения одной на другую без заглаживания соединений. Конструкции из полос в зависимости от замысла могут быть самые разнообразные.

    — лепка из пластин (пластов)
    Лепка изделий из пластин – цилиндрических и прямоугольных ваз, гротов, домиков, стен и др. конструкций основывается на тех же принципах, которые описывались выше. В работе могут быть использованы кроме пластин и полосы для закрепления, а для соединения в стыках - жгутики, возможно, понадобятся картонные шаблоны или внутренние формы, обернутые бумагой, которые послужат основой в задуманной конструкции.

  8. Формование
    — путем ручного оттиска форм
    С этим способом знакомы все с детства по лепке изделий в песочнице. Гипсовая форма руками заполняется глиной. Лучше это делать отщипыванием и вдавливанием небольших кусочков, чтоб нижний слой и боковые слои не имели пустот, неровностей, затем выравнивается верхний слой и после высыхания изделие легко вынимается из формы (гипс быстро впитывает воду, изделие уменьшается в размере и образуется зазор между стенками формы), дальнейшее досушивание изделия осуществляется обычным порядком. Декорирование осуществляется по усмотрению (если тиснением, то после выемки из формы, т.е. до высыхания).

    — путем шликерного литья в гипсовые формы
    Гипсовая форма, состоящая из двух частей с «замочками» (выступы на одной стороне и выемка для них на другой, чтоб обеспечить соединение при наложении одной на другую), закрепляется резиновым жгутом. Затем форма до верха заполняется жидким шликером (для ускорения процесса впитывания влаги форма ставится в теплое место). Уровень шликера в форме, с поглащением гипсом влаги, понижается, поэтому нужно своевременно и неоднократно подливать шликер , заполняя форму до верха (в противном случае горлышко сосуда будет ломким и хрупким, т.к. не будет иметь такой же толщины, как другие части изделия). При образовании у стенок формы затвердевающего слоя глины, весь оставшийся шликер сливается и в обычном порядке продолжается процесс сушки. Когда изделие подсохнет до состояния сохранения формы (не следует допускать полного высыхания, чтоб была возможность соединять части изделия), оно осторожно вынимается из двух частей и обе половинки соединяются шликером. На непросохшем изделии можно сделать прорези, изгибы, декорировать по усмотрению, после чего продолжить процесс сушки.

Работа с пластилином, глиной и солёным тестом оказывает расслабляющий эффект на эмоциональное состояние ребёнка, служит развитию мелкой моторики рук и активизируют познавательный и творческий интерес. Занятия по лепке проводятся с ясельной группы детского сада и усложняются год от года. Дошкольники подготовительной группы обучаются различным способам и приёмам лепки, использованию вспомогательных инструментов, развивают цветовое восприятие зрительных образов, совершенствуются в конструкторских навыках. Знание простых геометрических фигур, умение находить их в строение предмета, способность построение сюжетных и предметных композиций, развитие умения прогнозировать этапы работы и анализировать получившееся - все эти качества необходимы для успешной адаптации будущего первоклассника к обучению в школе.

Подготовка занятия по лепке на тему «Птицы» в подготовительной группе

Дети 6–7 лет активно познают предметы и явления окружающего мира, происходящие между ними связи, и с удовольствием воспроизводят их в творческих работах, отражая своё отношение к этим образам. Старшие дошкольники владеют основными приёмами лепки, знакомы со способами создания фигурки из пластичного материала. Педагог не использует прямой показ практических действий лепки, основной обучающей задачей на занятиях становится развитие навыка планирования работы и прогнозирование желаемого результата самими воспитанниками.

Занятие по лепке в подготовительной группе

В подготовительной группе ребята упражняются в создании трёхмерных предметов из пластических материалов, стараясь как можно более точно передать характерные особенности предметов. Лепка выпуклых предметов на плоскости проводится редко, как правило, выполняются задания на изготовление объёмной поделки с последующим её закреплением на бумажной или картонной основе. Тема «Птицы» направлена на развитие и дальнейшее закрепление умения передавать в лепке образы различных видов птиц, особенностей строения их тела, формы конечностей, хвоста, клюва, цвета оперения. Изучив наглядные материалы (картинки с изображением птиц, игрушки или статуэтки), ребята лепят фигурки по представлению. Для воспитанников подготовительной группы обязательно должно даваться задание по передаче характерной позы птицы. Дети учатся отображать положение туловища, лап и крыльев птицы в движении: птица села на ветку, клюёт ягоды, готовится вспорхнуть, поёт, расправила или чистит перья и т. д. По представляению лепятся также образы сказочных и волшебных птиц. Лепка с натуры может проводиться в подготовительной группе на занятиях по созданию птиц по мотивам игрушек народных промыслов (гжельская, дымковская, филимоновская, каргопольская игрушка). Ребята изучают строение глиняной фигурки, воспитатель проговаривает этапы лепки игрушки (как вариант, озучивает инструкции по следованию технокарте), воспитанники выполняют практическую часть, имея перед глазами образец.

Лепка птички по мотивам дымковской игрушки

Рассотрим способы и приёмы лепки , применяемые детьми для создания птиц:

Способ лепки Цель Техника лепки
Конструктивный Создание предмета из отдельно вылепленных элементов. Ребёнок представляет предмет в виде лежащих в его строение форм, вылепливает соответствующие детали и собирает (конструирует) образ. При работе конструктивным способом могут быть использованы все основные приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, отщипывание, вдаливание, заострение. При составлении предмета из отдельных элементов применяются приём соединения и последующего сглаживания швов или примазывание деталей.
Пример. Для лепки вороны конструктивным способом необходимо заготовить вытянутый шар для туловища, шар для головы, заострённый шарик для клюва, лапки будут вылепливаться из раскатанных колбасок, хвост - из маленького сплюснутого цилиндра, крылья - из сплющенных шариков.
Пластический/скульптурный Лепка предмета из одного куска пластического материала. Перед практической работой ребёнок представляет, какая одна форма лежит в основе предмета (для птицы - форма яйца). Из пластического материала скатывается заготовка этой формы, слегка разминается ладонями, материал согревается и становится податливым. Ребёнок моделирует образ из заготовки, используя приёмы оттягивания, прищипывания, скручивания, вдаливания.
Пример. Лепка воробья скульптурным способ предполагает вытягивание из яйцеообразной заготовки частей фигурки в следующем порядке: шея, голова и клюв, крылья, лапки, хвост.
Комбинированный Сочетание в практической работе приёмов конструктивного и скульптурного способов для создания предмета. Этот способ чаще всего используется старшими дошкольниками. Основную часть фигурки ребёнок лепит конструктивным способом и дополняет его отдельно вылепленными деталями.
Пример. Для лепки петушка из яйцеобразной заготовки скульптурным способом лепится туловище, голова и шея птицы, затем создаются и примазываются крылья и лапки, гребень и бородка, перья хвоста.

Способы лепки птицы

Конструктивный способ Пластический способ Комбинированный способ

Разновидности лепки птицы

  • Предметная лепка . Создавая изображение птицы, старшие дошкольники совершенствуют навыки лепки и умение украшать поделку. Поверхность фигурки ребята прорабатывают при помощи стеки, заострённой палочки, ножниц, фигурных колпачков для выдавливания узоров. Может быть использован природный материал и фурнитура для украшения модели и основы: крупа, солома, палочки, натуральные или искуственные перья, бусины, бисер, пуговицы и др.

    Пример предметной лепки с использованием перьев для украшения

  • Сюжетная лепка . В подготовительной группе ребята совершествуют умение лепить фигуру птицы в движении. В индивидульной и групповой формах выполняют задание по созданию сюжетных сценок. Лепке композиций из фигур птиц посвящены занятия «Петушок с семьёй» (по рассказу К. Д. Ушинского), «Летят перелётные птицы», «Птичий двор» и др. В сюжетной лепке воспитанники не только стремятся передать характерные особенности птиц, но и мускульные черты положения тела в движении и взаимодействие между персонажами композиции.

    Сюжетная композиция

  • Декоративная лепка . Ребята закрепляют умение лепить по мотивам народных промыслов (глиняные игрушки, свистульки). В подготовительной группе можно проводить занятия по лепке из глины, что актуально для этой формы занятий: после просушки глиняные поделки можно будет расписать на занятии по декоративному рисованию. По мотивам народного творчества ребята лепят фигуры петуха и курицы, индюка, условной птицы, на фигурках могут применяться новые для дошкольников приёмы оформления лепки - налеп и барельеф.

    Декоративная лепка по мотивам дымковской игрушки

Воспитанникам подготовительной группы предоставляется свобода в продумывании художественного замысла, этапов работы и приёмов для его реализации. Важно, чтобы ребя имели доступ к материалам и инструментам. В помещении, где проводятся занятия по изобразительной деятельности, рекомендуется оформить стеллаж или шкаф, в котором хранилось бы всё необходимое для создания композиции. Исходя из своих вкусовых предпочтений, оценки собственных способностей и представляемой задумки, ребята самостоятельно подбирают пластилин для лепки, берут инструменты, дополнительные материалы для украшения. Также в стеллаже должны быть подготовлены различные варианты для основы поделки: набор цветной бумаги, картон, бумага с тиснением или бархатная бумага. Для оформления основы из шкафа с материалами и инструментами для занятий рисованием дети могут взять карандаши, фломастеры, краски и кисти. Иногда раскрашиваются сами пластилиновые поделки, чаще всего, на занятиях по декоративной лепке: готовую фигурку или игрушку ребята расписывают в стиле народной живописи.

Тема «Птицы» в перспективном планировании по лепке в подготовительной группе

В разделе «Лепка» программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе тема «Птицы» представлена во многих занятиях. Она раскрывается при обучении лепке с натуры и по представлению, созданию образов народных сказок и художественных произведений (в том числе образов в, декоративному рисованию.

Тема занятия Организационная форма деятельности Обучающие и развивающие задачи
«Домашние птицы» Индивидуальная. Закрепление умения лепить фигуру птицы по представлению.
Развитие умения передавать особенности строение тела птицы и характерных движений птицы.
Совершнествование умения украшать поделку при помощи инструментом и дополнительных материалов.
Коллективная. Закрепление умения лепить фигуры птицы в движении по представлению.
Активизация интреса к работе в подгруппе.
Развитие умения создавать сюжетную композицию: отображение взаимоотношений между мерсонажами сценки, правильное расположение фигурок в композиции, оформление основы работы.
«Летят перелётные птицы» Коллективная. Совершенствование умения передавать характерные особенности строения и позы птиц в движении.
Развитие навыка групповой деятельности.
Развитие интереса к продумыванию основы композиции (тематический или сюжетный фон).
Развитие умения прогнозирования совместной работы и анализирования итогов.
Индивидуальная. Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят ворону по стихотворению А. А. Блока «Ворона» («Вот ворона на крыше покатой…»).
Совершенствование умения передавать характерные особенности и позу птицы.
Развитие умения самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки, материалы и инструменты, прогнозировать этапы действий.
Индивидуальная. Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят воробья по стихотворению С. Я. Маршака «Где обедал воробей?» из цикла «Детки в клетке».

Совершенствования умения создавать индивидуальную композицию (ребята могут слепить какое-либо животное из стихотворения, у кого в клетке побывал воробей).
Развитие умения сочетать в работе различные виды изобразительной деятельности: для оформления основы поделки дети могут использовать приёмы аппликации, рисования, пластилинографии.
«Утка» Индивидуальная. Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят утку по сказке М. Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Вариант индивидуального задания: в подгруппе из 2–3 человек ребята могут создать сюжетную сценку по выбранному эпизоду сказки.
Закрепление навыков лепки фигуры птицы в движении.
Совершенствование умения оформлять основу композиции, по необходимости привлекая приёмы аппликации, рисования или пластилинографии.
Индивидуальная.
«Синичка» Индивидуальная. Совершенствование умения лепить птицу по представлению.
Развитие умения самостоятельно продумывать замысел поделки, этапов практической работы, способа и приёмов лепки, выбора материалов, инструментов, природных материалов и фурнитуры для украшения композиции.
Индивидуальная/коллективная. Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят воробья по рассказу Ю. Дмитриева «Снегирь».
Оттачивание навыков в лепке птицы в движении.
Совершенствования умения создавать индивидуальную композицию: снегирь угощается в кормушке, клюёт ягоды ребины, сел на еловую ветвь и т. д.
Развитие умения сочетать в работе различные виды изобразительной деятельности: для оформления основы поделки дети могут использовать приёмы аппликации, рисования, пластилинографии.
Вариантом задания занятия по теме «Снегирь» может быть создание коллективной композиции «Снегири на рябине»: ребята совместно оформляют лист полуватмана в качестве основы композиции (рисуют акварельный фон с переходами, дерево, в технике пластилинографии могут изобразить пожухшие листья или снег на ветвях, элементами пластилиновой мозаики создаются грозди рябины), индивидуально вылепливают фигурки снегирей в различных позах и располагают их в общей композиции.
Развитие умения коллективной деятельности: продумывания замысла, распределение обязанностей.
Развитие умения анализировать процесс и итоги коллективной работы.
«Лебедь» («Лебёдушка») Индивидуальная/коллективная. Совершенствование умения лепить птицу по представлению.Развитие умения самостоятельно продумывать замысел поделки, этапов практической работы, способа и приёмов лепки, выбора материалов, инструментов, природных материалов и фурнитуры для украшения композиции.
Возможна лепка образа художественного произведения: воспитанникам предлагается изобразить Царевну-Лебедь из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Вариант индивидуального задания для работе в подгруппе: лепка композиции «Лебединое озеро».
Коллективная. Развитие умения создавать совместными усилиями сюжетную сценку.
Закрепление умения лепить домашних птиц по представлению.
Развитие умения создавать образы художественного произведения: ребята лепят сценку из рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьёй».
Формирование умения коллективного продумывания этапов работы и создания общей композиции.
«Утка», «Индюк», «Петух» Индвивидуальная. Формирование умения лепить фигуру птицы по мотивам дымковской игрушки.
Совершенствование умения лепить комбинированным способом: основная форма дымковской игрушки лепится из целого куска, отдельно вылепливаются детали для крыльев, иногда хвоста.

Развитие интереса к произведениям народного искусства и желания создавать поделки по мотивам работ дымковских мастеров.
«Калининские птички» Индивидуальная. Формирование умение лепить фигуру птицы по мотивам тверской (калининской) игрушки.
Совершенствование умения лепить комбинированным способом.
Развитие навыка расписывания вылепленной игрушки.
Развитие интереса к народным промыслам и желания создавать поделки по мотивам работ тверских мастеров.

Мотивирующее начало занятия на тему «Птицы»

Начальный этап занятия по лепке должен разивать у воспитанников мотивацию (интерес и желание) к работе с пластичными материалами. Наиболее действенный способ привлечения внимания к творческому процессу и активизации познавательной деятельности - использование мотивационного материала на подготовительном этапе занятия. В качестве мотивирующего начала занятия могут педагогом могут быть применены разнообразные приёмы и привлечено дополнительное оборудование:

  • Наглядный материал: рассматривание картинок и плакатов с изображением птиц, подготовка выставки игрушек и статуэток, работ народных мастеров (для занятий по декоративной лепке), изучение иллюстраций к произведениям, эпизоды из которых ребята будут создавать в сюжетной лепке.
  • Проведение беседы. Обращение к личному опыту и восприятию воспитанников активизирует зрительную память и оказывается эффективным для последующей лепки по представлению.
  • Использование художественных текстов: стихотворений и отрывков из рассказов и сказок, по которым даётся задание слепить предметную или сюжетную композицию.
  • Чтение потешек, пословиц и поговорок, загадок о птицах.
  • Использование технических средств: прослушивание песен о птицах, аудиозаписей птичьих голосов, просмотр слайдов на проекторе.
  • Создание сюрпризных моментов и проблемных ситуаций.
  • Проведение подвижных и дидактических игр, тематических физкультминуток.

Примеры использования мотивирующих материалов в начале занятия по теме «Птицы»

Тема занятия Мотивирующее начало занятия
«Петушок с семьёй», «Царевна-Лебедь», «Серая Шейка» Занятия, посвящённые лепке сюжетных композиций на основе эпизодов или литературных произведений, должны начинаться с обсуждения текста. Ребятам зачитываются отрывки, описывающие персонажей-птиц, предварительно можно попросить вспомнить ребят, какими они запомнили героев. Привлекается использование наглядного материала - иллюстраций к произведениям. В форме устной беседы воспитатель обсуждает с ребятами, какие сценки с участием птиц можно слепить, какие материалы будут использованы, какие позы необходимо будет передать в фигурах птиц.
«Летят перелётные птицы», «Снегирь», «Домашние птицы», «Птичий двор» Старшие дошкольники многое знают об особенностях домашних, перелётных и зимующих птиц, поэтому начать занятие рекомендуется с беседы:
Какие виды птиц относятся к домашним/перелётным/зимующим? Что ребята о них знают?
Для этих тем эффективно проведение дидактических игр: «Найди отличия на картинках», «Найди лишнее», «Найди пару», «Найди птицу по силуэту тени» и т. д.
Проводятся и подвижные игры на данную тематику.
Пример. На занятии по темам «Домашние птицы» и «Птичий двор» проводится игра «Петушиный бой». Дети разбиваются на пары и встают лицом друг к другу. По команде все поднимают одну ногу и, прыгая на другой ноге, стараются заставить напарника потерять равновесие. Кто встал на обе ноги, выбывает из игры.
«Сова», «Воробей», «Синичка», «Ворона», «Снегирь» Рекомендуется привлечение малых форм устного народного творчества: потешек и поговорок, загадок, песенок.
Возможно создание сюрпризного момента.
Пример. В начале занятия по теме «Синичка» раздаётся стук в дверь, в группу заходит Дворник (может быть задействован настоящий дворник детского сада, которого знают ребята, можно попросить сыграть роль младшего воспитателя или другого сотрудника учреждения). Он приносит кормушку и жалуется: развесили на деревьях дети из разных групп домики непонятные, а зачем? Ребята объясняют, что это не просто домики, а кормушки для зимующих птиц. Дворник удивляется: почему же в кормушках нет никого? Ребята замечают, что в кормушке нет еды для птиц. Дворник просит помочь ему приманить птиц в кормушку, чтобы на территории садика звучали весёлые птичьи песни. Ребята лепят фигурки синиц и располагают их в кормушке (зёрна скатываются из маленьких кусочков пластилина).

Создание проблемной ситуации тоже эффективно побуждает ребят к творческой деятельности.
Пример. В начале занятия по теме «Снегирь» ребята изучали прикреплённый к магнитной доске иллюстрацию с изображением снегирей на ветках рябины, по картинке проводилась беседа, так что ребята хорошо запомнили плакат. Во время проведения воспитателем с воспитанниками физкульминутки «Вот на ветках посмотри - в красных майках снегири», заранее поставленный в курс дела младший воспитатель незаметно снимает с доски плакат и вешает взамен похожий, но без снегирей. Когда ребята возвращаются на рабочие места, воспитатель просит ещё раз посмотреть на изображение снегирей и приступить к лепке птиц. Ребята тут же замечают, что снегири пропали с картинки. Выход из ситуации - слепить из пластилина снегирей и вернуть их на плакат.

«Калининские птички», «Дымковский индюк» Занятия по декоративной лепке традиционно начинаются с изучения и обсуждения особенностей произведений народного творчества. В игровой комнате может быть заранее подготовлена выставка дымковской/калининской игрушки. Ребятам можно показать слайд-шоу на проекторе с фотографиями работ народных мастеров. Особое значение имеет на этих занятиях звучание народной музыки.

Составление конспекта на тему «Птицы»

Цель занятий по теме «Птицы»: создание предметной или сюжетной композиции из пластического материала.

Задачи: совершенствование умения лепить фигуру птицу с натуры и по представлению; формирование умения передавать фигуру птицы в движении, изображать характерные движения птицы; активизация интереса к коллективной деятельности; развитие способности совместного продумывания замысла и этапов практической работы, распределения обязанностей и анализа процесса и итогов групповой деятельности; совершенствование умения декоративной лепки.

В соответствии с гигиеническими требованиями занятие по лепке в подготовительной группе длится не более 30 минут и состоит из следующих этапов:

  • Организационный момент.
  • Мотивирующее начало занятия.
  • Обозначение цели и задач занятия, устный инструктаж воспитанников по следованию технокартам по лепке или проговаривание с ребятами плана действий по созданию фигурок и их расположению на основе.
  • Практическая работа.
  • Демонстрация и обсуждение готовых работ.
  • Подведения итогов.

Конспект открытого интегрированного занятия по лепке и речевому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС на тему «Перелётная птица - ледедь».
Закрепить и системазировать знания детей о перелётных птицах.
Развивать желание работать с пластичным материалом.
Развивать мелкую моторику рук.
Упражнять детей в развитии образного и цветового восприятия предметов окружающего мира.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Оборудование Демонстрационный материал с иллюстрациями по перелётным птицам, птички - игрушки и статуэтки; аудиозапись голосов и пения птиц (из серии «Голос природы»). Предварительная работа Наблюдение за птицами во время прогулки; беседа о перелётных птицах; чтение рассказов и стихов о птицах. Ход занятия Ребята входят в группу под аудиозапись с птичьим пением.
Проведение беседы:
Чьи голоса вы сейчас слышали? (птичьи)
Какие бывают птицы? (перелётные и зимующие)
Чем они отличаются? (одни улетают осенью в тёплые края, другие остаются зимовать)
Что общего у перелётных и зимующих птиц? (умеют петь и летать)
Физкультминутка «Ну-ка, птички, полетаем!»
Ребята садятся за рабочие места. Воспитатель загадывает загадки о птицах (кукушка, журавль, аист, цапля и др.) и спрашивает, о каких видах птиц говорится в этих загадках (о перелётных).
Проведение дидактической игры «Подумай и покажи»: воспитатель называет птицу, если она перелётная, ребята поднимают руки вверх, если зимующая - кладут на парту.
Создание сюрпризного момента. В группу доставляют письмо от Лебедя. Он рассказывает ребятам, что в начале осени его стая отправилось в тёплую страну, но в конце путешествия оказалось, что один из лебедей не прилетел. Лебедь просит ребят помочь найти пропавшего.
Воспитатель и ребята вспоминают особенности строения лебедя, обсуждают, как можно слепить из пластилина фигуру этой птицы.
Выполнение практического задания - лепки лебедей. Закрепление поделок на общей основе.
Обсуждение процесса лепки и готовых работ.
Подведение итогов занятия.

Готовая работа

План-конспект занятия по лепке на тему «Лебёдушка» в подготовительной группе.

Цель Создание изображения способом конструктивной лепки.
Задачи Формирование умения лепить из целого куска.
Закрепление навыков лепки различными приёмами.
Развитие мелкой моторики и композиционных способностей.
Закрепление и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.
Воспитание доброго отношения к птицам.
Предварительная работа Беседа о перелетных птицах, рассматривание иллюстраций, чтение сказки Г-Х. Андерсена «Гадкий утенок».
Ход занятия Рассматривание иллюстраций с изображением лебедей, обсуждение особенностей строения этого вида птиц.
Воспитатель предлагает ребятам вспомнить сказку «Гадкий утёнок» и как там описывался лебедь.
Физкультминутка «Лебеди».
Практическая работа. Воспитатель предлагает ребятам слепить фигуру лебедя по представлению, обсуждают этапы лепки деталей (туловище, шея, голова, крулья) или проговаривают предлагаемые технокартой действия.
Пальчиковая гимнастика «Птичка».
Выполнение задания ребятами, которое прерывается на динамическую паузу «Мы руками Хлоп-Хлоп».
Размещение поделок на общей основе.
Обсуждение готовых работ.
Подведение итогов.

Пример коллективной композиции

Готовая работа

Поэтапный порядок выполнения поделок и технокарты на тему «Птицы»

«Утки» («Летят утки», «Летят перелётные птицы») с оформлением основы для композиции

Лепка фигуры птицы будет проводится скульптурным способом - из одного куска Сделать заготовку в форме яйца Вытянуть шею, слепить голову и клюв Вытянуть и слепить хвостик Вытянуть и слепить крылья Заострённой палочкой сделать глаза Готовые фигурки Лист бумаги для акварели сложить уголком Сделать фон голубого цвета - небо Сделать линию земли Прорисовка заднего плана - лес Рисуем дерево на переднем плане, с которого будут взлетать птицы Складываем заготовку под углом, закрепляем пластилиновые поделки Готовая композиция

«Домашние птицы» («Индюк», «Гусь», «Курица») с составлением композиции «Птичий двор»

Делаем заготовку в форме яйца Вытягиваем голову и шею Вытягиваем лапы Прикрепляем конусообразную деталь - клюв Прилепливаем «соплю» Скатываем детали для крыльев Формируем и примазываем крылья к туловищу Скатываем и сплющиваем две детали для хвоста Прикрепляем первый ряд перьев хвоста Прикрепляем второй ряд перьев хвоста Скатываем и крепим шарики - глазки Заострённой палочкой оформляем крылья Оформляем хвост Делаем когти на лапках Индюк готов Детали для лепки гуся комбинированным способом Вытягиваем из заготовки шею и голову Вытягиваем хвост Формируем крылья Примызываем крылья к туловищу Прикрепляем клюв Прикрепляем глазки Раскатываем цилиндрики Формируем лапки Гусь готов Детали для лепки курицы комбинированным способом Вытягиваем хвост Вытягиваем и формируем лапы Вытягиваем голову и шею Примазываем шею и голову к туловищу Стекой формируем крылья Примазываем крылья Формируем гребень и бородку Прикрепляем гребень и бородку Прикрепляем клюв Прикрепляем глазки. Курица готова Раскатываем колбаски Составляем из деталей заборчик, крепим на основе Скатываем шарики - зёрна Располагаем фигуры птиц на основе в характерных позах

«Царевна-Лебедь» (с оформлением основы для композиции)

Детали для лепки лебедя Вытягиваем шею, формируем голову Вытягиваем хвост, формируем туловище Примазываем шею к туловищу Вылепливаем крылья Примазываем крылья Примазываем элемент «маска» Прикрепляем клюв Прикрепляем глазки Для основы берём лист картона или бумаги Мазками наносим пластилин синего цвета Наносим мазки голубого цвета Раскатываем колбаски из зелёного пластилина Оформляем основу Располагаем фигурку лебедя на основе Дополненный вариант с короной

«Калининские птички» (порядок действий по лепке тверского петуха с раскрашиванием фигурки по мотивам народной живописи)

Детали для лепки калининского индюка комбинированным способом Вытягиваем шею и голову, формируем туловище Вылепливаем кокошник Примазываем кокошник Вылепливаем хвост Примазываем хвост Смешиваем тёплый и светлый оттенок коричневого Туловище, шею и голову красим коричневым цветом Хвост и кокошник красим синим цветом Красим клюв жёлтым Рисуем цветок и точки белым цветом Рисуем оборку и узор на кокошнике и хвосте голубым цветом Поверх голубого наносим элементы узора белой краской Жёлтыми точками украшаем край хвоста и кокошника Рисуем красный элемент в центре Рисуем глазки. Индюк готов Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта

Сюжетная лепка по мотивам рассказа Коллективная работа Сюжетная лепка по мотивам рассказа Готовая работа Сюжетная лепка по мотивам басни Выставка работ воспитанников подготовительной группы Результат работы в подгруппе Готовая поделка Результат работы в подгруппе Коллективная работа Коллективная работа Декоративная лепка (дымковская игрушка)

Задания по лепке условных фигур птиц ребята начали выполнять в первый год обучения в детском саду. В подготовительной группе они должны сформировать умение самостоятельного продумывания и осуществления замысла по лепке фигуры птицы в характерной позе. Старшие дошкольники совершенствуются в способах и приёмах лепки, работа обеих рук скоординирована, уверенно используются дополнительные инструменты и материалы. Занятия лепкой не только приносили положительные эмоции и давали детям прекрасную мозможность фантазировать и создавать игрушки своими руками. При контактировании и действиях с пластическими материалами разрабатывались мышцы кисти (рука ребёнка подготовлена к освоению письма), возбуждались нервные окончания на кончиках пальцев и активизировались мыслительные и речевые центры коры головного мозга (ребёнок учится логическим связям, умеет грамотно строить речь). Обучение работе с пластилином и глиной - важный этап в подготовке будущего первоклассника к школе.