Жизненный и творческий путь А. А

Родился будущий поэт 23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1820 года в с. Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии (Российская империя).

Будучи сыном Шарлотты-Елизаветы Беккер, уехавшей из Германии в 1820 году, Афанасий был усыновлен дворянином Шеншиным. Через 14 лет в биографии Афанасия Фета произошло неприятное событие: обнаружилась ошибка в записи о рождении, что лишило его титула.

Образование

В 1837 году Фет окончил частный пансион Крюммера в городе Верро (сейчас Эстония). В 1838 году поступил в Московский университет на философский факультет, продолжая увлекаться литературой. Окончил университет в 1844 году.

Творчество поэта

В краткой биографии Фета стоит отметить, что первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 году. С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах.

Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, Афанасий Фет пошел служить унтер-офицером. Затем в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – третий.

В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись возвращения титула, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства.

Новые произведения Фета, опубликованные с 1862 до 1871 года, составляют циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки. Афанасий Афанасиевич Фет строго разграничивает свою прозу и поэзию. Поэзия для него романтична, а проза – реалистична.

Родился в 1820 г. в имении Новоселки Мценского уезда. Точная дата неизвестна (29 октября, 23 ноября, 29 ноября).


1834-1844 гг. - учеба в Московском университете. Дружба с Аполлоном Григорьевым. Увлечение поэзией.


1840 г. -Творческий дебют – первая книга «Лирический пантеон» (1840), стихи на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». Восхищенные отзывы о произведениях Фета Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского и Ап. Григорьева.


1843 г. - публикация в журнале «Отечественные записки» стихотворения, которое явилось поэтической декларацией Фета, «Я пришел к тебе с приветом...».


1850 г. (изменения в 1856 г.) - стихотворение «Шепот, робкое дыханье...». Издание второго поэтического сборника. 


1853 г. - начало сотрудничества с журналом «Современник».


1856 г. - выход в свет собрания стихотворений, подготовленных И. С. Тургеневым.


1857 г. - женитьба на М. П. Боткиной.

1858 г. - выходит в отставку, так и не добившись дворянского звания.

1859 г. - разрыв с журналом «Современник». Осложнение отношений с редакциями других журналов.


1863 г. - двухтомное собрание стихотворений - итог 25-летней творческой деятельности.

Прозаические произведения Фета. С 1862 по 1871 гг . в журналах «Русский вестник», «Заря» и др. были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Это «деревенская» проза: циклы состоят из рассказов, очерков, новелл. Главный смысл прозы – «защита» своего помещичьего хозяйства и утверждение мысли о преимуществе вольнонаемного труда.


1873 г. - поэту возвращена дворянская фамилия Шеншин. Фет остается в качестве псевдонима.

80-е годы - четыре сборника «Вечерних огней» (1883, 1885, 1888, 1891).
Заключительный этап поэтического творчества Фета (1870–1892). «В вечер такой золотистый и ясный…» (1886), «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887), «Никогда» (1879), «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» (1892) и др.

Если раньше поэт в своих стихах находил «душевное успокоение и усладу, то теперь она его тревожит и мучит».

Вся лирика этих сборников пронизана ощущением того, что мир как бы «распадается на части, потеряв «стройность». Все больше тревоги, боли и смятения появляется в стихах Фета.

А. А. Фет – поэт «чистого искусства»

Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна быть связана с жизнью, а поэту не следует вмешиваться в житейские дела, по его выражению, «бедного мира».

Таким образом, вопросов общественной жизни в своих стихотворениях он не касался. Фет «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» . (как и его единомышленники по взглядам на искусство: В. П. Боткин, А. В. Дружинин, Я. П. Полонский, А. Н. Майков и др.). Поэт стремился противопоставить искусство действительности. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию тремя темами: природа, любовь, искусство. Поэт писал:

Неизбежно, В мир стремлений,

Страстно, нежно Преклонений

Уповать, И молитв;

Без усилий Радость чуя,

С плеском крылий Не хочу я

Залетать Ваших битв.

Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний. Его стихи – это лирические миниатюры, с помощью которых он передает «едва уловимые переживания человека, органически связанного с природой».

Тематика лирических стихотворений Фета не отличается большим разнообразием. В них нашли свое отражение, пожалуй, всего лишь две темы: любовь женщины и красота природы. Поэзия Фета, не столь широкая по тематике, необыкновенно богата разнообразными оттенками чувства, эмоциональных состояний. 


Лирику Фета характеризует импрессионистичность (от франц. impersion - впечатление). Это особое качество художественного стиля, для которого характерны ассоциативные образы, стремление передать первозданные впечатления, мимолетные ощущения, «мгновенные снимки памяти», складывающиеся в цельную и психологически достоверную поэтическую картину.

Часто все стихотворение строится на зыбкости значений, на развитии ассоциаций («Ярким солнцем в саду пламенеет костер…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…»). В стихотворении «На кресле отвалясь, гляжу в потолок…» целый ряд ассоциаций нанизывается друг на друга: кружок от лампы на потолке, слегка вертящийся, вызывает ассоциацию с кружащимися над садом грачами, которые, в свою очередь, навевают воспоминание о расставании с любимой женщиной.

Поэт использует музыкальные средства воздействия на читателя. Для каждого стихотворения Фет находит индивидуальный ритмический рисунок, употребляя необычные сочетания длинных и коротких строк («Сад весь в цвету, / Вечер в огне, / Так освежительно-радостно мне!»), звуковые повторы, основанные на ассонансах и консонансах (в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» ассонансы на -а: соловья - ручья - конца - лица - янтаря - заря), разнообразные размеры, среди которых особо выделяются трехсложные, прекрасно вписывающиеся в традицию романсов («На заре ты ее не буди…», написанное анапестом). Не случайно очень многие из стихотворений Фета были положены на музыку.


Творческий путь Фета начинается на первом курсе Московского университета, он заводит отдельную тетрадь, где он записывает свои стихи. Позже эта тетрадь попадает к Гоголю, и он говорит, что Фет однозначное дарование. Так же там он выпускает первый поэтический сборник под названием «Лирический пантеон» 1843 (издавался с помощью Аполлона Григорьева). Правда, этот сборник не приносит ему особого успеха, но зато воодушевляет его на дальнейшее создание стихов (его начинают печатать в «Москвитянине» (с 1841) и «Отечественных записках» (с 1842)). В 1844 году он узнает о смерти матери и деда (Петр Неофитович), который должен был оставить ему наследство. Но наследства Фет лишился, и у него начались финансовые проблемы. Он поступает на службу. В 1847 году он едет в отпуск в Москву, где берется за написание своего второго сборника, но закончить его он смог только в 1849 году. В отличие от предыдущего сборника, этот получает большую известность. В свет он выходит в 1850 году. Следующий свой сборник стихов Фет выпускает в 1856 году, и он так же, как и второй, имел большой успех. Особенно его отмечал и восхищался им А.В. Дружинин. О поэзии Фета можно сказать, что она как будто бы всегда в одних пространственных координатах. Это координаты культурного, прирученного мира, находящегося на фоне природе. Таким образом, характер и напряжение лирического переживания у Фета зависят от состояния природы («Чудная картина…»). У Фета хорошо развита любовная лирика, особенно в ранний период его творчества («Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот, робкое дыхание…»). В поздней же лирике Фета преобладают философские мотивы («Alter ego», «Смерть»). Еще ода особенность его лирики заключается в том, что его ранние стихи невозможно столкнуть с более поздними произведениями, так как восприятие мира остается прежним. В этом смысле Фет – поэт, не разрушенный временем, цельный от начала творчества до конца.

Фет Афанасий Афанасиевич (1820-1892) – русский поэт, мемуарист и переводчик.

Рождение и семья

В Орловской губернии недалеко от города Мценска в 19 веке была расположена усадьба Новосёлки, где 5 декабря 1820 года в доме богатого помещика Шеншина молодая женщина Шарлотта-Елизавета Беккер Фет родила мальчика Афанасия.

Шарлотта-Елизавета была лютеранкой, проживала в Германии и состояла в браке с Иоганном-Петером-Карлом-Вильгельмом Фетом, асессором Дармштадтского городского суда. Они поженились в 1818 году, в семье родилась девочка Каролина-Шарлотта-Георгина-Эрнестина. А в 1820 году Шарлотта-Елизавета Беккер Фет бросила маленькую дочь и мужа и уехала в Россию с Афанасием Неофитовичем Шеншиным, будучи беременной на седьмом месяце.

Афанасий Неофитович был ротмистром в отставке. Во время поездки за границу он влюбился в лютеранку Шарлотту-Елизавету и женился на ней. Но так как не был совершён православный обряд венчания, этот брак считался законным лишь в Германии, а в России признавался недействительным. В 1822 году женщина приняла православие, став зваться Елизаветой Петровной Фет, и вскоре они обвенчались с помещиком Шеншиным.

Детские годы

Родившегося в 1820 году ребёнка в том же году крестили по православному обряду и записали на фамилию отчима – Шеншин Афанасий Афанасиевич.

Когда мальчику исполнилось 14 лет, орловские губернские власти обнаружили, что Афанасия записали на фамилию Шеншин раньше, чем его мать венчалась с отчимом. В связи с этим парня лишили фамилии и дворянского титула. Это так глубоко ранило подростка, ведь из богатого наследника он в один миг превратился в безымянного человека, всю жизнь потом он мучился из-за своего двойственного положения.

С этого времени он носил фамилию Фет, как сын неизвестного ему иностранца. Афанасий воспринял это как позор, и у него появилась навязчивая идея, которая стала решающей в его дальнейшем жизненном пути, – вернуть утраченную фамилию.

Обучение и служба

До 14-летнего возраста Афанасий обучался на дому. Потом его определили в эстонский город Верро в немецкую школу-пансион Кроммера.

В возрасте 17 лет родители перевезли парня в Москву, где он начал готовиться к поступлению в университет в пансионе Погодина (знаменитый в то время историк, журналист, профессор и писатель).

В 1838 году Афанасий стал студентом юридического факультета в университете. Потом решил продолжать учёбу на историко-филологическом (словесном), перевёлся и обучался до 1844 года.

Окончив университет, Фет поступил на армейскую службу, это ему было нужно, чтобы вернуть себе дворянский титул. Он попал в один из южных полков, оттуда его направили в уланский гвардейский полк. А в 1854 году его перевели в балтийский полк (именно этот период службы он позднее описал в мемуарах «Мои воспоминания»).

В 1858 году Фет окончил службу в должности ротмистра, как и его отчим, и поселился в Москве.

Творчество

Ещё во время учёбы в пансионе, Афанасий написал свои первые стихи и начал интересоваться классической филологией.

Когда Фет учился в Москве в университете, у него появился друг Аполлон Григорьев, который помог Афанасию выпустить первый поэтический сборник под названием «Лирический пантеон». Эта книга успеха среди читателей автору не принесла, но журналисты обратили внимание на молодое дарование, особенно хорошо об Афанасии отозвался Белинский.

С 1842 года поэзию Фета стали печатать в газетах «Отечественные записки» и «Москвитянин».

В 1850 году увидела свет вторая книга с его стихами, которую в журнале «Современник» критиковали уже положительно, некоторые даже восхищались творчеством Фета. После этого сборника автора приняли в среду известных русских писателей, куда входили Дружинин, Некрасов, Боткин, Тургенев. Литературные заработки улучшили материальное положение Фета, и он отправился путешествовать за границу.

Поэт был романтиком, в его стихах чётко прослеживались три основные линии – любовь, искусство и природа. Следующие сборники его стихов вышли в 1856 году (под редакцией Тургенева И. С.) и в 1863 году (сразу двухтомное собрание сочинений).

Несмотря на то, что Фет был таким утончённым лириком, он сумел прекрасно вести хозяйственные дела, покупать и продавать поместья, сколачивать потихоньку денежное состояние.

В 1860 году Афанасий купил хутор Степановка, стал хозяйничать, жил там безвыездно, лишь ненадолго зимой появляясь в Москве.

В 1877 году купил в Курской губернии имение Воробьёвку. В 1881 году Афанасий купил дом в Москве, в Воробьёвку приезжал лишь на дачный летний период. Теперь он снова занялся творчеством, писал мемуары, делал переводы и выпустил очередной лирический сборник стихов «Вечерние огни».

Самые популярные стихи Афанасия Фета:

  • «Я пришёл к тебе с приветом»;
  • «Мама! Глянь-ка из окошка»;
  • «Как ярко полная луна посеребрила эту крышу»;
  • «Ещё люблю, ещё томлюсь»;
  • «Чудная картина»;
  • «На заре ты её не буди»;
  • «Шёпот, робкое дыханье…»;
  • «Буря»;
  • «Смерть»;
  • «Я тебе ничего не скажу».

Личная жизнь

В 1857 году Фет сочетался браком с Марией Петровной Боткиной, сестрой известного критика. Её брат Сергей Петрович Боткин – знаменитый медик, в честь которого названа московская больница. Племянник Евгений Сергеевич Боткин был расстрелян вместе с царской семьёй императора Николая II в 1918 году.

Несмотря на то, что Афанасию Афанасиевичу в 1873 году вернули дворянский титул и фамилию Шеншин, он продолжал подписываться Фетом.

Детей в браке Фета А. А. и Боткиной М.П. не было.

А. А. Фет – крупнейший представитель плеяды поэтов «чистого искусства»

Гений «чистого искусства» или человек «без имени»?

Будущий поэт появился на свет в селе Новоселки Орловской губернии в декабре 1820 г. Сын состоятельного помещика Шеншина и лютеранки Каролины Шарлотты Фёт, прирожденной немки, долго считался «незаконнорожденным». Будучи замужем, мать тайно бежала с 45-летним Шеншиным в Россию на седьмом месяце беременности. Отцом поэта был записан Шеншин, но это было незаконно с юридической точки зрения, поскольку Фёт и Шеншин не состояли на тот момент в браке. Когда раскрылся обман, Фет из богатого дворянина превратился в иностранца весьма сомнительного происхождения. Этот факт биографии приверженца «чистого искусства» до сих пор находится под колпаком и порос тайнами.

Однако это обстоятельство сыграло с ребенком злую шутку – он был лишен титула дворянина, отцовского имени и права наследования. С молодости и до глубоких седин он считал это несмываемым позором и был вынужден добиваться утраченных прав. Богатый наследник стал «человеком без имени» и возращение утраченного положения превратилось в навязчивую идею, определившую его жизненный путь.

Образование «мальчика без привилегий»

Получив блестящее образование в немецком пансионате в г. Верро в Эстонии, Афанасий поступил на обучение к профессору Погодину, историку, писателю и журналисту. В 1844 г., окончив словесное отделение Московского университета (философский факультет), Фет уже стал писать стихи. С университетской скамьи крепла искренняя дружба с А. Григорьевым, товарищем по увлечению поэзией.

Интересен и тот факт, что свое «благословение» на солидную литературную работу А. А. Фету дал никто иной как признанный Н. В. Гоголь, отрезавший: «Фет – несомненное дарование». Уже в возрасте 19 лет вышел первый сборник стихотворений «Лирический пантеон», получивший высокую оценку В. Г. Белинского. Одобрение критика вдохновило начинающего поэта на дальнейшее творчество. Первые стихи с большим успехом расходились рукописно и были опубликованы в ведущих изданиях.

Годы военной службы – дело чести

Достижение цели всей жизни – возвращение дворянского звания привело Фета в провинциальный полк на юге России. Спустя год службы он получил звание офицера, а к 1853 году его перевели в полк неподалеку от Петербурга. Приверженец идей «чистого искусства» бывал в сердце родины и сблизился с Гончаровым, Тургеневым и Некрасовым, а также стал почетным автором популярного журнала «Современник. Хотя военная карьера складывалась не так удачно, как хотелось бы, уже к 1858 году Фет подал в отставку, дослужившись до почетного чина штаб-ротмистра.

Восхищение критиков сулило принятие в среду известнейших поэтов и писателей. Благодаря заработкам на литературном поприще Фет улучшил материальное положение и совершил первое путешествие по Европе. Поговаривают, что после отставки Фет с семьей «осел» в Москве и активно занялся литературным трудом, от издателей требуя по тем временам «неслыханную цену» за собственные произведения. Понимая, что дар создавать красивейшие и изящные стихи - редкость, Фет не страдал излишней скромностью.

Любовь как муза: «пожар страсти потушить не смея»

За годы военной службы было перенесено множество лишений и скитаний. В лавине трудностей камнем преткновения стала трагическая любовь, оставившая неизгладимый след в душе поэта на всю жизнь. Возлюбленной поэта, Марии Лазич, не суждено было стать женщиной всей его жизни: она была из интеллигентной, но терпящей нужду семьи, что стало серьезным препятствием для их брака. Расставание тяжело далось для обоих, а спустя несколько лет после расставания, поэт узнает о трагической гибели возлюбленной во время пожара.

Только в 37 лет Фет впервые женился на Марии Боткиной, дочери состоятельного чаеторговца. Это не был брак по любви, скорее, по расчету, чего поэт никогда не скрывал и открыто признался невесте в «родовом проклятии». Однако это не остановило немолодую деву. В 1867 г. Афанасий Фет даже стал мировым судьей.

Творческий путь: «абсолютная красота» и «вечные ценности»

Стихи Фета были призрачной попыткой сбежать от действительности: он воспевал красоту любви, родную природу. Характерная особенность творчества – рассуждать метафорично о вечном, чему способствовал редкий талант улавливать тончайшие оттенки настроений. Чистые и светлые эмоции пробуждали у всех ценителей творчества его гениальные стихи.

Любви всей жизни Марии Лазич он посвятил поэму «Талисман». После выхода в свет второго сборника стихов критики обоюдно признали Фета одним из способнейших поэтов современности. Будучи представителем направления «чистое искусство», он гнушался затрагивания острых социальных вопросов в своих произведениях. До конца своих дней он оставался убежденным монархистом и консерватором и считал воспевание красоты – единственной целью творчества.

Благосклонность критиков: боевое знамя «чистого искусства»

На протяжении всего жизненного пути Фет был щедро обласкан критиками. Белинский называл его «самым даровитым поэтом». Теплые отзывы Белинского стали отличной путевкой в творчество. Публикации в самых востребованных журналах – «Москвитянин», «Современник», «Отечественные записки» привнесли свою лепту в обретение славы.

Были критики, не разделявшие преемственность поэта идеям «чистого искусства» и считавшие его «мечтателем», полностью оторванным от реальности. Однако искусство Фета находится под особым вниманием критиков до сих пор. Положительные отзывы заслужили не только стихи, но и переводы Гете, Овидия, Горация.

Тернистый жизненный путь выработал в Фете мрачный взгляд на общество и жизнь в целом. Ожесточенное ударами судьбы сердце не заживало от глубоких ран, а сильное стремление компенсировать нападки социума делало его тяжелым человеком. 1888 год стал пророческим для поэта – в связи с 50-летним юбилеем «своей музы» ему удалось не только добиться придворного звания камергера, но и возвращения фамилии Шеншин. По словам Фета, это был «один из счастливейших дней всей жизни».

Цели урока:

1. Активизировать познавательную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них; продолжить знакомство с русской поэзией второй половины ХIХ века, систематизировать знания учащихся понятия теории “чистого искусства”, познакомить детей с биографией А.А.Фета, показать сложность жизненного и творческого пути поэта.

2. Прививать любовь к русской поэзии, развивать способность учащихся к сопереживанию, стремиться к созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, к созданию ситуации успеха и положительного эмоционального настроя на работу.

3. Совершенствовать речь учащихся, поощрять высказывание ими оригинальных идей, развивать творческое воображение детей средствами нестандартных заданий.

Форма урока: урок – лекция с элементами беседы и творческой работы.

Оборудование: портреты поэта в разные годы жизни, портрет жены Фета М.П.Боткиной, портрет А.Григорьева, словарь настроений как опора; запись романса “На заре ты ее не буди”, запись стихотворения “Еще майская ночь” в исп. Царева, запись музыки Ф.Шопена.

Эпиграф урока: “Жизнь моя – самый сложный роман”. А.А.Фет

Запись на доске:

1. а) “Искусство для искусства”.
б) “Искусство для народа”.

2. а) жизнь народа,
б) красота,
в) гражданственность.

3. а) Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
б) Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о необычном, уникальном поэте ХIХ века, об одном из немногих в русской поэзии “чистых лириков”, Афанасии Афанасьевиче Фете.

– Есть желание познакомиться с поэтом? (Ответы детей)

– А что вы хотите узнать о поэте? (Дети ставят цели).

Мы продолжаем знакомство с русской поэзией ХIХ века и говорим о жизненном и творческом пути поэта А.А.Фета. Запись темы урока.

3. Объяснение нового материала.

1) Понятие теории “чистого искусства”.

Учитель . Ребята, скажите, в каком состоянии находилась русская поэзия в 50 – 60-е годы ХIХ столетия? (Ответ детей)

Учитель . Верно, ребята. В середине ХIХ столетия в России сложилась теория “чистого искусства”, которая имела еще одно название-лозунг. Какое? Выберите правильный ответ. (Искусство для искусства).

А что, на ваш взгляд, сторонники этой теории считали единственным содержанием и конечной целью искусства? Выберите правильный вариант. (Красота).

Верно, красота – единственная цель художника, по мнению сторонников “чистого искусства”. Чистые лирики вели борьбу с поэтами некрасовской школы за право называться наследниками Пушкина. Прочитайте строки пушкинских стихотворений и скажите, на какие из них могли ссылаться чистые лирики. (Стихотворение Пушкина “Поэт и толпа”).

Вывод, запись в тетрадь. (Записи в тетрадях стимулируют активное слушание).

2) Двойственность натуры Фета.

Одним из самых крупных поэтов этой школы был Афанасий Афанасьевич Фет. Поэт сказал о себе: “Жизнь – мой самый сложный роман”. Проследите, в чем же сложность жизненного пути поэта.

(Эпиграф должен быть осмыслен на уроке, ведь в нем заключен главный нерв лекции; это служит обучению работе над сочинением.)

Обратимся к портрету. Взглянув на него, можно поразиться: как этот человек с нахмуренно-брезгливым лицом и седою бородою патриарха мог писать легкие строки, парящие в небе, подобно воздушным шарам.

Учитель читает стихотворение “Шепот, робкое дыханье…”.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, и заря…

Все сразу наводит на мысль о двойственности натуры А.А.Фета. Знакомство с его жизнью лишь подтверждает это. С одной стороны, прижимистый помещик, который мог и побить, и накричать, серьезнейший аграрий, поборник земского дела, с другой, тончайший лирический поэт, от стихов которого замирает сердце и кружится голова.

3) Рождение поэта, судьба незаконнорожденного сына.

А появлению на свет Фета предшествовала настоящая романтическая история.

Сообщение ученика.

Богатый помещик Афанасий Неофитович Шеншин, отдыхая и немного подлечиваясь в Дармштадте, в Германии, пленился немочкой Шарлоттой Элизабетой Фёт. Шарлотта замужем. У нее годовалая дочка, к тому же она ждет ребенка. Богатого русского ничто не останавливает. Он похищает Шарлоту (с ее согласия) и увозит от мужа в далекую Россию. В имении Новоселки Мценского уезда Орловской губернии 5 декабря 1820 года у Шарлоты родился мальчик Афоня. Кто отец? Окружной асессор Иоганн Фёт? Или… Но точно не Шеншин.

До 14 лет мальчик ничего не знал о своем истинном происхождении, а потом в 1834 году объявили… о незаконности метрической записи о рождении. Тут жизнь мальчика испытала катастрофическое “превращение”.

Лишившись фамилии Шеншина, а соответственно и дворянства, и всех привилегий, Фет, как говорится, положил живот на то, чтобы занять в обществе достойную социальную нишу. Афанасий был отвезен в далекий лифляндский городишко Верро и

помещен в частный пансион немца Крюммера. Мать и Афанасий Неофитович Шеншин с большим трудом добились для Афанасия право на фамилию Фёта. И это спасало мальчика от позорного клейма “незаконнорожденного”, которое отбросило бы его на самое дно общество и навсегда закрыло перед ним все пути в жизни. Но вместе с тем, эта короткая фамилия принесла ее новому владельцу “жесточайшие нравственные пытки”, подготовившие в его душе почву для того неискоренимого пессимизма, которым впоследствии так отличались убеждения этого человека.

(Запись в тетрадь.)

Учитель. И в это время, ребята, в глубине своего существа юный Афанасий чувствовал рождение того света, который вскоре станет его торжеством в жизненном мраке. Фет писал: “В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность…”. Это подавал голос никому еще неведомый дар, творческий дар, это просилась к жизни поэзия. Но прежде, чем эти цветы появились, юный Афанасий должен был пережить новую перемену, столь же неожиданную, как и первая, но несравненно, более радостную. Об этом периоде жизни расскажет… Сообщение ученика .

4) Начало творческого пути. Первые публикации. Стихотворение “Я пришел к тебе с приветом” как лирический автопортрет и поэтическая декларация Фета.

По воле Шеншина Афанасий Фет переезжает в Россию, в Москву, поступает в пансион профессора Московского университета Погодина. Осенью 1838 года он становится студентом университета. И в это же время происходят два события, которые обозначают в его жизни момент “рождения поэта”. Восемнадцатилетний Афанасий начал писать стихи и познакомился с Аполлоном Григорьевым – студентом университета и тоже горевшим страстью к стихотворству. Вскоре два друга, “Афоня” и “Аполлоша”, стали совсем неразлучны: Афанасий переехал в дом Григорьевых на Малой Полянке, в Замоскворечье, и поселился на антресолях, через стенку от Аполлона.

Аполлон Григорьев стал первым ценителем поэтических опытов Фета. Друзья готовили к печати первый “студенческий” сборник стихов Афанасия “Лирический пантеон”, который вышел в 1840 году под инициалами “А.Ф.”. В этом же доме были созданы и многие уже зрелые, самобытные стихотворения, которые вскоре стали появляться в журналах “Москвитянин” и “Отечественные записки”. По воле случая, наборщик ошибся: буква Ё превратилась в букву Е. Но сама перемена была знаменательной: фамилия немецкого “подданного” отныне обращалась как бы в литературный псевдоним русского поэта… (Запись в тетрадь.)

Учитель. Стихотворения этого периода открыли для читающей публики нового поэта, который пришел из мира усадебной, помещичьей России. Это прозвучало в строфах “На заре ты ее не буди…”, ставших вскоре благодаря музыке Варламова “почти народной песней”. Послушайте фрагмент этого прекрасного романса.

(Звучит романс.)

Учитель. Слушая романс, кажется, что стихи и музыка в нем неразделимы. И это так, ведь Фет очень музыкален. Его стих часто уже одним подбором звуков создает у нас то или иное настроение. “Что не выскажешь словами, звуком на душу навей”, – писал Фет. А в 1843 году в журнале “Отечественные записки” читатели нашли стихотворение, в котором можно равно видеть и лирический автопортрет, и поэтическую декларацию нового поэта “Я пришел к тебе с приветом”.

(Ученик выразительно читает стихотворение “Я пришел к тебе с приветом”.)

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь. – Но только песня зреет.

Учитель . Каким вы видите поэта в этом стихотворении?

Обратите внимание на четырехкратный повтор глагола РАССКАЗАТЬ.

Для чего же Фет пришел в поэзию?

О чем он будет рассказывать? Смотрим в текст. (Ответы детей)

5) Основные темы и мотивы фетовской поэзии.

(Цель: учить детей приему сравнения.)

Учитель . Верно, для этого Фет и пришел в русскую поэзию. И я бы сравнила это стихотворение с любимым фетовским цветком. В нем скрыты все основные мотивы будущей фетовской поэзии: “благоуханная свежесть”, “младенческая наивность”, “страстная чувственность”, “первобытная природность”, “мотив веселья”.

(Прикрепляю на доске бутон розы).

Сформулируйте основные темы поэзии Фета. (Любовь и природа).

Основные темы – любовь и природа, но и в этой сравнительно узкой сфере талант Фета проявился с огромным блеском. А как же складывается дальнейшая судьба поэта. Слово … (Сообщение ученика).

6) Трагическая любовь Фета и Марии Лазич. (Запись в тетрадь).

Учитель . Фет любил и был счастлив, но сам отказался от своего счастья и страдал от этого всю свою жизнь. Памяти Марии Лазич Фет посвящает цикл стихотворений, которые пишет до конца жизни. Одно из них “Старые письма” читает …

(Чтение стихотворения под музыку Шопена).

Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Все, что давно-давно утрачено душой.
Горя огнем стыда, опять встречают взоры
Одну доверчивость, надежду и любовь,
И задушевных слов поблекшие узоры
От сердца моего к ланитам гонят кровь.
Я вами осужден, свидетели немые,
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.
А я доверился предательскому звуку, -
Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.
Зачем же с прежнею улыбкой умиленья
Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?
Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза.

Учитель . Стихотворение написано через 9 лет после трагической смерти Лазич. Но боль и печаль еще живут в душе поэта.

7) 50-е годы – вершина поэтической славы Фета.

Учитель . Это личная жизнь поэта. А творчество Фета в 50-е годы на вершине славы.

(Сообщение ученика)

Итак, Фет популярен. О нем пишут, его восхваляют. Среди всех отзывов есть один, который можно назвать венцом поэтической славы поэта, – это краткое, но дорого стоящее высказывание Л.Н.Толстого: “И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, – свойство великих поэтов?” Ценность его тем более велика, что его вызвало одно из тех стихотворений, которые составляют сердцевину фетовского творчества – “Ещё майская ночь”. Послушайте его в исполнении мастера слова Царева. Звучит запись стихотворения.

8) Жизнь поэта в 60-70-е годы.

Учитель. В 1856 году выходит сборник стихотворений Фета, подготовленный Тургеневым. В 1857 году Фет выгодно и удачно женится. Невеста Мария Петровна Боткина из богатой семьи частоторговцев, и за ней стоит большое приданое. Фету – 36, ей – 30. Зрелые люди. У него на душе горький осадок от воспоминаний о Марии Лазич, у Марии Петровны позади тоже любовный роман с печальным концом. Они честно рассказали друг другу о своем прошлом, и это их сразу сблизило. Союз Фета и Боткиной оказался, если несчастливым, то, по крайней мере, прочным и долгим.

В 1858 году Фет оставляет службу в армии, так и не добившись дворянского звания.

Год 1859. Жизнь Фета перешла за свою середину. Та эпоха, которая вынесла поэта к великой славе, подошла к концу. Некрасов и его сторонники обвиняют Фета в отсутствии “гражданской тематики”. Фета не печатают.

Наступает период долгого творческого молчания, именно на это время приходится расцвет Фета как помещика-фермера.

Деньги жены Фет сразу пустил в дело. Купил невзрачную усадьбу Степановку, где развернул свой незаурядный талант хозяина-практика, деловитого и расчетливого человека.

В 1863 году как итог 25-летней творческой деятельности выходит двухтомное собрание стихотворений поэта. Спустя 10 лет, в 1873 году, вышел императорский указ о “возвращении” родового имения Шеншина. Фамилия Фет остается в качестве псевдонима.

В 1877 году Фет-Шеншин приобретает богатейшую усадьбу Воробьевку под Курском. Когда-то он мечтательно описывал С.А.Толстой свой идеал: “Жить в прочной, каменной усадьбе, совершенно опрятной, над водой…Иметь простой, но вкусный опрятный стол…”

Мечта сбылась. Все вроде бы пришло к определенному возрасту: усадьба с домом и не просто опрятная, а великолепная. Парк. Поля. Пруд. Удовлетворены сословные притязания, наличествуют достаток и житейский покой…

Как вы думаете, ребята, добившись всего в жизни, о чем мечтал поэт? Был ли счастлив Фет на самом деле? Почему вы так считаете? (Ответы детей)

Учитель . Да, счастья нет, как и не было. Есть жуткая тоска. С годами она усиливается. И все чаще преследуют Фета воспоминания о Марии Лазич. На пороге своего 58-летия Фет пишет строки, вырвавшиеся из самых глубин сознания: “Ты отстрадала, я еще страдаю”.

Чтение стихотворения наизусть учителем .

Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю,
Искать того, чего нельзя понять.

А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей. –
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!

Очей тех нет – и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!

Учитель . Жизни ещё оставалось 14 лет, а Фету уже мерещились гробы, и он стремился в небытие. Каким вы представляете поэта? (Ответы детей.)

Вот таким мы видим поэта на закате жизненного пути. Проблемы и трудности есть в жизни каждого человека. Жизнь очень сложна, пройти, прожить ее без ошибок, дано не каждому из нас. У вас, ребята, все еще впереди, придется решать трудные жизненные проблемы, вопросы. Дай вам, Бог, суметь быть счастливыми на этой земле!

И в последние годы жизни Фету было трудно.

9) Последние годы жизни поэта.

Сообщение ученика.

В 80-е годы Фет создает четыре поэтических сборника “Вечерних огней”. Старик Фет творит так же вдохновенно, как и в молодые годы, воспевая красоту природы и любовь, – но читательская аудитория его уже совсем не та, что раньше; его книги издаются маленькими тиражами.

Вторая половина жизни представляет собой чередование практического и литературного поприща.

Но “звездный час” поэта был в прошлом – эпоха 50-х годов ушла безвозвратно. В 1886 году Фет избирается членом Петербургской академии наук, а в 1889 году ему присваивается звание придворного камергера.

К концу жизни Фета начали мучить физические недуги. Сдавали глаза, он терял зрение. Стихи диктовал литературному секретарю.

21 ноября 1892 года в собственном доме в Москве после неудавшейся попытки самоубийства Фет скончался.

10) Заключительное слово учителя.

Учитель . Да, эпоха славы ушла безвозвратно. 72-летний старик, камергер императорского двора, академик, почетный мировой судья, богатый помещик Фет-Шеншин умер в чинах, обласканный двором и царской фамилией.

А гениальный русский лирик доживал свой век освистанным и оскорбленным всей интеллигентной Россией. Последние его стихи неизменно вызывали град насмешек у читающей публики, над общественными и политическими убеждениями Фета посмеивались даже его лучшие друзья Страхов, Полонский, Л.Н.Толстой.

Он ушел из жизни, не желая ни перед кем оправдываться. Спустя 20 лет историк литературы Борис Садовский бросит современникам упрек: “Россия… прозевала Фета”.

Между тем смерть Фета в атмосфере полного душевного одиночества означала конец уникального явления в русской лирике, так и не понятого современниками.

Итак. Мы проследили жизненный путь поэта. Прав ли был Фет, назвав свою жизнь сложным романом? (Ответы детей.)

4. Творческое задание (рисование темы урока под музыку).

Цель: формировать восприимчивость к искусству, пробудить чувства учащихся и посмотреть, пробудились ли они.

Учитель. У каждого из вас остались какие-то ощущения после знакомства с жизнью поэта. Попробуйте эти ощущения, свое понимание темы урока выразить в красках. Просто сочетаниями цветов, цветовыми пятнами, символами покажите жизнь поэта, его творческий путь. И обязательно дайте словесное обоснование своей работе. А музыка любимого фетовского композитора Ф. Шопена поможет вам в этом.

Творческая работа детей под тихую музыку.

5. Подведение итогов урока.

Заканчиваем работу. Мне хотелось бы послушать словесное обоснование ваших рисунков.

(Дети зачитывают, показывают свои работы.)

Наш урок – дань памяти гениальному русскому поэту А.Фету.

6. Домашнее задание.

Знать биографию Фета по плану в тетради, в учебнике читать материалы по творчеству поэта, стихотворение Фета на выбор выучить наизусть.