Зрение минус 2.75 какая группа здоровья. Группы здоровья детей

Кубанский Государственный университет

“Заболевания глаз. Миопия”

Выполнила: Алексеева Юлия Валерьевна

Математический факультет

21 группа

Краснодар

Введение

Причины миопии

Коррекция миопии

Лечение миопии

По состоянию органа зрения

Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг.
до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят
близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово
“миопс”, означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел
современный термин “миопия”.

Миопия (близорукость) является сильной сильной рефракцией, поэтому
напряжение аккомодации в таких глазах не может улучшить изображения
отдаленных предметов и миопы плохо видят вдаль и хорошо - на близком
расстоянии.

Принято выделять три степени миопии: слабую - до 3.0 дптр, среднюю - 6.0
дптр, высокую - свыше 6.0 дптр.

По клиническому течению различают миопию непрогрессирующую и
прогрессирующую.

Прогрессирование миопии может протекать медленно и закончиться с
завершением роста организма. Иногда миопия прогрессирует непрерывно.
достигает высоких степеней (до 30.0-40.0 дптр.), сопровождается рядом
осложнений и значительным снижением зрения. Такая миопия называется
злакачественной - миопической болезнью. Непрогрессирующая миопия
является аномалией рефракции. Клинически она проявляется снижением
зрения вдаль, хорошо корригируется и не требует лечения. Благоприятно
протекает и временно прогрессирующая миопия. Постоянно прогрессирующая
миопия - всегда серьезное заболевание, являющаяся основной причиной
инвалидности. связанной с патологией органа зрения.

Клиническая картина миопии связана с наличием первичной слабости
аккомодации, перенапряжением конвергенции и растяжением заднего сегмента
глаза, происходящим после остановки роста глаза.

Аккомодативная мышца в миопических глазах развита слабо, но так как при
рассматривании близко рассположенных предметов напряжения аккомодации не
требуется. клинически это обычно не проявляется, однако по данным,
способствует компенсаторному растяжению глазного яблока и увеличению
близорукости.

Несбалансированность слабой аккомодации со значительным напряжением
конвергенции может привести к спазму ресничной мышцы, развитию ложной
близорукости, которая со временем переходит в истинную. При миопии выше
6.0 дптр постоянное напряжение конвергенции, обусловленное близким
расположением дальнейшей точки ясного зрения, является большой нагрузкой
для внутренних прямых мышц, в результате чего возникает зрительное
утомление - мышечная астенопия.

Растяжение заднего сегмента глазного яблока приводит к анатомическим и
физиологическим изменениям. Особенно резко на зрительной функции
сказываются нарушения в сосудистой и сетчатой оболочках. Следствием этих
нарушений являются типичные для миопии изменения глазного дна. В
начальных стадиях наблюдается миопический конус. Затем дистрофия
сосудистой и сетчатой оболочек может захватить всю окружность диска
зрительного нерва, образуя ложную заднюю стафилому, распространяясь на
область желтого пятна, она приводит к резкому снижению зрения. В очень
тяжелых случаях высокой миопии растяжение заднего сегмента склеры вблизи
зрительного нерва вызывает образование ограниченного выпячивания
глазного яблока.

Растяжение оболочек глаза сопровождается повышенной ломкостью сосудов с
повторными кровоизлияниями в сетчатку и стекловидное тело. Медленно
рассасывающиеся кровоизлияния приводят к помутнению стекловидного тела и
образованию хориоретинальных очагов на глазном дне. Особое значение
имеет образование грубого пигментного очага, которое сильно снижает
остроту зрения. Ухудшение зрения может наступить и в связи с
прогрессирующим помутнением стекловидного тела, его отслойкой и
развитием осложненной катаракты. Очень тяжелым осложнением высокой
близорукости является отслойка сетчатки, развивающаяся в связи с
разрывом ее в различных участках глазного дна.

Причины миопии

В развитии близорукости следует рассматривать следующие факторы.

1. Генетический, несомненно имеющий большое значение, так как у
близоруких родителей часто бывают близорукие дети. Особенно наглядно это
проявляется в больших группах населения. Так, в Европе число миопов
среди студентов достигает 15%, а в Японии - 85%.

2. Неблагоприятные условия внешней Среды, особенно при длительной работе
на близком расстоянии. Это профессиональная и школьная миопия, особенно
легко формирующаяся, когда развитие организма не завершено.

3. Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному
растяжению глазного яблока.

4. Несбалансированное напряжение аккомодации и конвергенции, вызывающее
спазм аккомодации и развитие ложной, а затем и истинной миопии.

При современном уровне развития офтальмологии нет единой, достаточно
обоснованной научной концепции развития миопии. Участие приведенных выше
факторов следует считать достаточно вероятным, но убедительных данных о
приимущественном значении какого либо из них нет. По-видимому, разные
виды миопии имеют различное происхождение, а их развитие обусловлено
одним из факторов или имеет сложный генез.

Коррекция миопии

Коррекцию миопии осуществляют рассеивающими стеклами. При назначении
очков за основу принимают степень миопии, которую характеризует самое
слабое рассеивающее стекло, дающее наилучшую остроту зрения. Во
избежании назначения минусовых стекол при ложной миопии рефракцию в
детском и юношеском возрастеопределяют в состоянии медикаментозной
циклоплегии.

При миопии слабой степени, как правило, рекомендуется полная коррекция,
равная степени миопии. Носить такие очки можно не постоянно, а только в
случае необходимости. При миопии средней и особенно высокой степени
полная коррекция при работе на близком расстоянии вызывает перегрузку
ослабленной у миопов ресничной мышцы, что проявляется зрительным
дискомфортом при чтении. В таких случаях, особенно в детском возрасте,
назначают две пары очков(для дали - полная коррекция миопии, для работы
на близком расстоянии с линзами на 1.0-3.0 дптр слабее) или для
постоянного ношения бифокальные очки, у которых верхняя часть стекла
служит для зрения вдаль, а нижняя - вблизи.

Лечение миопии

В период роста организма миопия прогрессирует чаще, поэтому особенно
тщательно следует проводить ее лечение в детском и юношеском возрасте.
Обязательны рациональная коррекция, устранение спазмов ресничной мышцы и
явлений астенопии. Рекомендуются специальные упражнения для тренировки
ресничной мышцы.

При высокой осложненной миопии, кроме того, показан общий щадящий режим:
ислючают физические напряжения (подъем тяжестей, прыжки и т. п.)и
зрительные перегрузки. Назначают общеукрепляющее лечение и специальную
терапию. Такие осложнения, как отслойка сетчатки и осложненная
катаракта, требуют хирургического лечения. Однако эти предложенные
лечебные мероприятия бывают недостаточно эффективными, и, несмотря на
тщательное лечение, миопия часто прогрессирует и приводит к тяжелым
осложнениям.

Хирургические вмешательства при миопии

Хирургическое лечение миопии в настоящее время получило широкое
распространение. Исследования в этой области проводятся в двух основных
направлениях: укрепление растягивающегося заднего сегмента глазного
яблока и уменьшение преломляющей силы глаза.

Хирургические вмешательства при миопии. Хирургические вмешательства при
миопии любой степени сложности производят на хрусталике, роговой
оболочке и склере.

Идея о возможности повышения некорригированной остроты зрения при
близорукости путем удаления прозрачного хрусталика была впервые
высказана еще в восемнадцатом веке. В настоящее время удаление
хрусталика при миопии производят только отдельные офтальмологи. Этот
метод используется в основном при помутнении хрусталика у больных с
близорукостью высокой степени. Его рекомендуют сочетать с
предварительной склеропластикой, что значительно снижает число
операционных и послеоперационных осложнений и позволяет получить более
высокий визуальный эффект.

В последние 20 лет получили развитие операции на роговице, выполняемые с
целью изменить ее преломляющую способность при аметропиях. Предложено
несколько разновидностей таких операции при миопии, которые производят
для уменьшения оптической силы рогрвицы.

Операции на роговой оболочке при миопии, естественно, не предупреждают
ее прогрессирования и возникновения осложнений.

Что касается близорукости высокой степени, то при ней основная задача -
предупредить ее прогрессирование и развитие осложнений. Важную роль в
этом играют склеропластические операции. Смысл их заключается в
наложении своеобразного бандажа, преимущественно на заднюю поверхность
глаза, чтобы предупредить дальнейшее растяжение склеры в этом отделе.

Эффект склеропластики при близорукости состоит в прекращении или резком
замедлении прогрессирования миопии, а также в небольшом уменьшении
степени миопии и повышении остроты зрения.

Занятия физической культурой и спортом при близорукости.

Результаты ииследования последних лет, особенно касающиеся механизмов
происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности
физической культуры при этом дефекте зрения.

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это
рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль
физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования,
поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению
организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности
цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Ученые установили, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней
степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от
сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах
глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические
упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности
(пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на
гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное
усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и
повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполенения
циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.),
а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой,
акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз,
сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилеарной
мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней
степени с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений
показала, что применение этой методики способствует профилактике
прогрессирования миопии: спустя год в экспенриментальной группе
рефракция уменьшилась в 37.2% случаев, осталась на прежнем уровне в
53.5% и увеличилась у 9.3%, тогда как в контрольной группе это
наблюдалось в 2.4; 7.4 и 90.2% соответственно.

Исследования ученых позволили установить, что снижение общей
двигательной активности студентов при повышенной зрительной нагрузке
может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения
общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для
цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического
глаза. На основе результатов проведенных исследований разработана
методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью
и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по
профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю.И.Курпан обосновал
методику физического воспитания студентов, страдающих близорукостью.

Особенность физического воспитания школьников и студентов,
способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования,
состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений,
включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях
глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Ограничения к занятиям физкультурой школьников и студентов

По состоянию органа зрения

Группа занятий по физкультуре Острота зрения Рефракция Другие изменения
органа зрения

I.Основная (занятия по полной программе, сдача норм ГТО, участие в
споритвных секциях и соревнованиях) Не допускаются учащиеся с остротой
зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу Не допускаются
учащиеся с гиперметропией и миопией более 3.0 дптр Не допускаются
учащиеся с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями
глаз

II.Подготовительная (основная программа физического воспитания
удлиняется на 1 -1.5 года; исключаются спортивные тренировки, участие в
соревнованиях) Не допускаются учащиесся с корригированной остротой
зрения ниже 0.5 на лучше видящем глазу Не допускаются учащиеся с
гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения. Не
допускаются учащиеся с хроническими воспалительными и дегенеративными
заболеваниями глаз

III. Специальная Занимаются по специальной индивидуальной программе
учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты
зрения, а также с хроническими воспалительными и дегенеративными
заболеваниями глаз

Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью

Вид спорта Противопоказания в зависимости от степени
близорукости и состояния глаз Рекомендации об использовании оптической
коррекции

Бокс Любая степень близорукости Контактная

Борьба Любая степень близорукости Контактная

Тяжелая атлетика Любая степень близорукости Контактная

Велогонка на треке Близорукость выкой степени, а также любая степень

Велогонка на шоссе Близорукость выкой степени, а также любая степень
близорукости с осложнениями на глазном дне Контактная

Гимнастика спортивная Любая степень близорукости, кроме стационарой

Гимнастика художественная Близорукость выкой степени, а также любая
степень близорукости с осложнениями на глазном дне При значительном
понижении зрения - контактная коррекция

Стрельба стендовая, пулевая, из лука Противопоказаний нет Очковая или
контактная

Современное пятиборье Любая степень близорукости, кроме стационарой
близорукости слабой степени См. соответствующие виды спорта

Конный спорт Близорукость выкой степени, а также любая степень

Фехтование Осложненная близорукость Очковая или контактная

Плавание Осложненная близорукость Без коррекции

Водное поло Близорукость выкой степени, а также любая степень
близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции

Прыжки в воду Любая степень близорукости, кроме стационарой близорукости
слабой степени Без коррекции

Гребля Осложненная близорукость Очковая

Парусный спорт Осложненная близорукость Без коррекции

Лыжные гонки Осложненная близорукость Без коррекции

Биатлон Осложненная близорукость Очковая или контактная

Горнолыжный спорт Любая степень близорукости, кроме стационарой
близорукости слабой степени Без коррекции

Прыжки на лыжах с трамплина Любая степень близорукости Без коррекции

Лыжное двоеборье Любая степень близорукости Без коррекции

Скоростной бег на коньках Близорукость выкой степени, а также любая
степень близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции

Фигурное катание Близорукость выкой степени, а также любая степень
близорукости с осложнениями на глазном дне Контактная

Спортивная ходьба Осложненная близорукость Без коррекции

Бег на короткие дистанции Любая степень близорукости, кроме стационарой
близорукости слабой степени Без коррекции

Бег на средние и длинные дистанции Осложненная близорукость Без
коррекции

Метание Высокая и осложненная близорукость Без коррекции

Прыжки Любая степень близорукости Без коррекции

Волейбол, баскетбол Близорукость выкой степени, а также любая степень
близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции

Футбол, ручной мяч Любая степень близорукости, кроме стационарой
близорукости слабой степени Без коррекции

Хоккей Любая степень близорукости Без коррекции

Тенис большой, настольный, бадминтон Близорукость выкой степени, а также
любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции

Санный спорт Любая степень близорукости, кроме стационарой близорукости
слабой степени Без коррекции

Мотоспорт Любая степень близорукости, кроме стационарой близорукости
слабой степени Без коррекции

Городки Близорукость выкой степени, а также любая степень близорукости с
осложнениями на глазном дне Очковая

Физическая культура для студентов с близорукостью

Ведущее место в системе физического воспитания учащихся
общеобразовательных школ и ВУЗов занимают уроки физической культуры.

Обязательные занятия студентов и школьников физкультурой проводят в трех
группах: основной, подготовительной и специальной.

В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без
коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или
миопической рефракцией более 3 дптр.

В подготовительной группе спортивные тренировки и соревнования
исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо
от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты
зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз
занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Отбор школьников и студентов в каждую из этих групп по состоянию органа
зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, приведенной в таблице
далее (табл.1).

Для школьников и студентов, страдающих близорукостью и включенных в
специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной
физкультуры.

Как уже отмечалось выше, значительная часть студентов страдают
близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к
ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной
нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением
гигиенических нарушений труда и быта.

При распределении студентов с близорукостью в учебные группы для занятия
физической культурой с учетом данных медицинского осмотра следует
руководствоваться приведенными выше ограничениями.

Используются следующие формы физического воспитания: обязательные и
факультативные занятия; культурно-массовые мероприятия; самостоятельные
занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по
закаливанию организма, а также специальные упражнения для цилиарной
мышцы.

Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут
заниматься физической культурой в подготовительном отделении спортивного
совершенствованияю Полезны занятия спортивными играми. Постоянное
переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого
расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и
профилактики прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени студентов включают в
подготовительную медицинскую группу, они должны заниматься физической
культурой в подготовительном учебном отделении. Практические занятия с
ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской
группы. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые
ограничения:исключить прыжки с высоты более 1.5 м., упражнения,
требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень
нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической
культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной
медицинской группы.

Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными
занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия,
включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной
физкультурой.

Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 дптр и более) должны
заниматься физической культурой только в специальном медицинском
отделении. Используются следующие формы физического воспитания: а)
обязательные и факультативные занятия;

Б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю
гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для
повышения уровня общей и силовой выносливости, а такжетренировку
цилиарной мышцы. Кроме того можно рекомендовать и занятия лечебной
физкультуры.

Физические упражнения и спорт - это основные средства укрепления
здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте,
однако для людей страдающих заболеваниями глазного органа, необходимы
специальные комплексы упражнений.

Список используемой литературы:

Аветисов Э.С. “Близорукость”-М.: Медицина, 1986.

“Глазные болезни”: Учебник/Под ред. Т.И.Ерошевского, А.А.
Бочкаревой. - М.: Медицина 1983.

Рано или поздно каждый человек сталкивается с тем, что острота зрения начинает падать, а очертания предметов становятся расплывчатыми. Невизуализированный мир не так информативен, да и качество жизни на порядок ниже.

Инвалидность по зрению: критерии и выплаты

Почему ухудшается зрение

Причины, приводящие к снижению функций зрительного нерва, можно условно разделить на несколько групп.

Биологические факторы , связанные с протекающими в организме процессами. К таким можно отнести:

  • наследственные мутации органов зрения, а также спонтанные мутации, вызванные внешними факторами окружающей среды;
  • хромосомные нарушения;
  • родовые травмы;
  • аномалии и патологии развития плода, повлекшие за собой нарушение работы и функций строения зрительного нерва;
  • врожденные дефекты мышц глаза;
  • искривление и мутность хрусталика;
  • нарушение однородности стекловидного тела;
  • изменение структуры роговицы;
  • аномалии сетчатки глаза;
  • возрастные изменения органов зрения;
  • изменения в строении опорно-двигательного аппарата, влияющие на процесс кровоснабжения, и как следствие – нарушение мозгового кровообращения;
  • скачки артериального давления;
  • стрессы и нервные потрясения, чрезмерные моральные и эмоциональные нагрузки;
  • умственное и физическое переутомление;
  • недостаток сна;
  • зашлакованность организма и последствия токсических отравлений;
  • черепно-мозговые травмы;
  • несбалансированное питание и увлеченность фаст-фудом, вызывающие дефицит витаминов и основных микроэлементов;
  • некоторые заболевания, например, сахарный диабет, острые вирусные или микробные инфекции, в т.ч. заболевания крови;
  • заболевания шейного и плечевого отделов позвоночника.

В зависимости от степени разрушения первоначальной структуры мышц и тканей, а также процента утраченных функций зрительных органов, последствия воздействия биологических факторов могут быть относительно допустимыми или требующими хирургического вмешательства.
Факторы окружающей среды. К этой обширной группе можно отнести следующие причины, вызывающие снижение зрительного восприятия:

  • недостаточная или плохая освещенность рабочего места;
  • несоблюдение положения тела и рекомендуемого расстояния между книгой/ при чтении;
  • продолжительные нагрузки на глаза без перерыва на отдых;
  • последствия трудовой деятельности и вредные производственные факторы;
  • некачественный или устаревший монитор без специального защитного экрана или с внутренними дефектами, влияющими на качество и четкость вывода информации на экран;
  • проживания в экологически нестабильной местности.

К этой же группе относятся вредные привычки.

Социальные причины обусловлены внутренним стеснением и неловкостью от ношения корректирующих зрение линз или очков. Обычно это относится к детям, которые видя насмешки сверстников над своими носящими очки одноклассниками, не говорят родителя о проблеме, углубляя потерю зрительных функций.

Нередко к ухудшению зрительного восприятия приводят сразу несколько причин, и чем они серьезнее, тем более значительно их воздействие на глаза.

В среднем каждый год около 55 тысяч россиян получают по зрению группу инвалидности. Это понятие заключает в себя весьма обширный диапазон показателей нарушения зрительного восприятия от небольших отклонений до существенной потери светочувствительности и полнейшей слепоты.

Для признания человека инвалидом учитывается показатель остроты зрения и способность его к самообслуживанию. К последнему критерию относятся:

  • возможность самостоятельного передвижения без посторонней помощи;
  • способность к общению;
  • свободное ориентирование в пространстве;
  • контроль поведения;
  • способность обучаться;
  • возможность осуществлять трудовую деятельность.

Эти показатели могут иметь различную выраженность, в различной мере ограничивая возможности человека, снижая уровень и качество жизни.

При определении инвалидности нужна комплексная оценка всех показателей. Однако при изучении аномалий и патологий зрительных органов и способности человека к восприятию окружающего мира важная роль отводится состоянию наиболее здорового глаза. Исходя из этого, медицинская комиссия решает вопрос о присуждении одной из групп инвалидности, определяемой согласно степени выраженности дисфункций зрительного восприятия и наложенных ограничений условий жизнедеятельности. Критерии каждой степени утверждены Международной классификацией заболеваний и включают:

  • показатель остроты и диапазон поля зрения;
  • главные электрофизиологические коэффициенты;
  • степень работоспособности по зрению.

I группа инвалидности предоставляется людям с сильными, необратимыми повреждениями зрительных нервов и утратой более 85 % зрительного восприятия вплоть до самой слепоты на два глаза. Потеря зрительных функций ведущего глаза характеризуется как выраженная (III степень) или значительно выраженная (IV степень), при этом человек не может осуществлять свою жизнедеятельность без посторонней помощи и социальной защиты.

II группа обуславливается общей остротой зрения в промежутке от 0,1 до 0,05 и выраженной потерей функций зрительного аппарата (III степень). Обычно люди с такой группой инвалидности - слабовидящие, которым необходима значительная социальная поддержка.

III группа характеризуется общим показателем остроты зрения наиболее здорового глаза от 0,3 до 0,1. Медицинской комиссией утрата функций органов зрения признается умеренной (II или I степень), поскольку человек не может себя обслуживать частично, но так же нуждается в незначительной социальной защите.

При предоставлении инвалидности по причине потери зрения в расчет берется на только способность пациента к зрительному восприятию, но и все указанные в его медицинской карте заболевания (тяжелые, врожденные, хронические), общее состояние здоровья, место проживания и экологическое благополучие региона, а также возрастная группа. Немаловажными могут оказаться социальные показатели и материальная обеспеченность.

Важно! Детям до достижения совершеннолетия присваивается статус «ребенок-инвалид», а по достижении 18 лет он должен пройти процесс переосвидетельствования и подтверждение статуса и группы.

Процедура оформления

Процесс получения и оформления всех бумаг по предоставлению инвалидности довольно долгий. Первый этап – осмотр офтальмолога и подтверждение права человека на инвалидность. После чего пациент в установленные сроки проходит полную медицинскую комиссию в поликлинике по месту проживания, цель которой составить карту здоровья и выявить все заболевания и патологии всех жизненно важных систем. Нередко это приводит к назначению дополнительных анализов и процедур (УЗИ, рентген, ЭКГ, МРТ и т.д.)

Следующим этапом идет получение заверенных главврачом поликлиники, где производился полный медосмотр, справок и рекомендаций по оформлению инвалидности. Эти документы необходимы для прохождения другой медико-социальной экспертизы (МСЭ), которая выносит окончательное решение о категории присваиваемой группы инвалидности.

Перечень необходимых бумаг и документов:

  • направление за подписью заведующего поликлиникой на МСЭ;
  • письменное заявление пациента на освидетельствование права на инвалидность;
  • оригинал и копия документа, удостоверяющего личность (паспорта);
  • нотариально заверенная ксерокопия трудовой книжки;
  • амбулаторная медкарта и все необходимые выписки с печатями;
  • акт о травме, полученной в ходе осуществления трудовой деятельности, написанный по форме Н–1, или о приобретенном профессиональном заболевании.

Существует два вида инвалидности:

Постоянная инвалидность I категории присваивается гражданам со следующими показателями:

  • установленная полная слепота на оба глаза;
  • при условии, что ни при каких условиях, включающих применяемом хирургическое вмешательство или иную проводимую терапию, состояние больного не улучшится;
  • снижение зрительных функций обоих глаз и остроте зрения ведущего менее 0,03;
    концентрическое сужение зрительных полей на обоих глазах до 10 ° и менее, характеризующееся необратимыми патологическими изменениями.

Оспорить решение медико-социальной экспертизы можно в законном порядке на основании Постановления Правительства РФ №95 «Правила признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006 г. В этом случае назначается повторная экспертиза на федеральном уровне и ее решение окончательное. Однако, существует возможность его оспаривания при обращении заинтересованного в получении группы инвалидности лица в суд.

Предоставление льгот

Человек с подтвержденной группой инвалидности имеет право на разработку индивидуальной реабилитационной программы (ИПР), которая дает возможность получения необходимых аппаратов и технических средств для трудовой и профессиональной деятельности, обеспечения достойного уровня жизни.

В программу курса реабилитации входит медицинская, педагогическая и психологическая помощь, а также социально-экономическая защита. Их смысл состоит в компенсации полученных инвалидом ограничений или улучшении условий его проживания. Кроме того, ИПР помогает восстановить статус человека на социальном уровне, признать его права обществом и достичь материальной независимости.

В зависимости от присвоенной группы инвалиду подбирается комплекс восстановительных процедур:

  • медикаментозное или санаторно-курортное лечение;
  • оперативное вмешательство.

Инвалиду по зрению положены ежемесячные денежные выплаты, пенсии или иная финансовая помощь, предусмотренная социальной защитой в рамках пенсионного законодательства РФ.

Размеры выплачиваемых социальных денежных пенсий различным группам людей-инвалидов с 31 марта 2015 года:

  • инвалиды первой группы, полученной с рождения, и дети инвалиды - 11645,69 руб/месяц;
  • инвалиды второй группы, присвоенной в детстве, а также инвалиды первой группы- 9838,21 руб/месяц;
  • инвалиды второй группы (исключая лица с присвоенной инвалидностью с детства) - 4325 руб/месяц;
  • инвалиды третьей группы- 4153,08 руб/месяц.

При расчете денежных выплат во внимание берутся условия проживания и экологическая обстановка в регионе, а также факторы, при которых человек лишился зрения (производственная или иная травма), поэтому окончательная сумма может быть больше.

Разрешенные виды трудовой деятельности

Степень работоспособности и пригодности человека к труду определяется на этапе освидетельствования медицинско-социальной комиссией. При оформлении на работу инвалиду предоставляются гарантии согласно ТК РФ и рабочее место, полностью соответствующее требованиям, санитарно-гигиеническим условиям и рекомендациям медико-социального бюро.

Инвалид по зрению не допускается работать при высоком уровне шума и влажности в рабочем помещении, на химическом производстве, а также под воздействием вредных производственных и биологических факторов. Под запрет попадает деятельность, подразумевающая тяжелые физические или динамические нагрузки, нервно-психическое напряжение, характеризующаяся ненормированным рабочим графиком или неудобным положением тела человека.

Инвалид по зрению имеет все те же права, что и любой другой член общества: право на жизнь, труд и защиту. Именно поэтому в рамках социальной программы адаптации людей с ограниченными возможностями разрабатываются методики улучшения их качества жизни, механизмы защиты и социализации, а на производствах вводятся специальные рабочие места.

Видео - Получение пенсии по инвалидности

Екатерина Морозова


Время на чтение: 9 минут

А А

Один из главных школьных предметов, отвечающих за здоровье ребенка – это, как известно, физкультура. Без нее невозможно полноценное физическое развитие наших детей – особенно, в условиях школы, где большую часть времени дети проводят неподвижно, за партами.

Как правило, на физкультуру «выгоняют» весь класс, предлагая упражнения, которые, согласно программе развития, «прописаны» всем здоровым деткам. И мало кто сегодня вспоминает, что существуют 3 медицинские группы по физкультуре, и далеко не все дети попадают в основную – здоровую.

Сколько физкультурных групп здоровья у школьников – принципы разделения на группы здоровья

Прежде всего, следует понять, что группы здоровья, и группы здоровья для занятий физкультурой – это не одно и то же .

  1. Под группами здоровья понимают 5 групп, в которые зачисляют детей, в соответствии с оценкой их здоровья.
  2. Что касается медицинских групп здоровья для занятий физкультурой – их 3.

Они имеют значение при участии ребенка в школьных уроках физкультуры:

  • Основная. Здоровые дети, не имеющие серьезных проблем со здоровьем и соответствующие нормам по развитию.
  • Подготовительная. Дети с незначительными проблемами со здоровьем.
  • Специальная (А, Б). Дети с серьезными нарушениями в работе главных систем организма и с хроническими заболеваниями.

Многие родители (и даже учителя) не знают, но для каждой физкультурной группы здоровья существуют свои противопоказания, показания, комплекс занятий и даже время, которое положено на эти занятия.

Не все понимают, что специальные медицинские группы отличаются от обычной ЛФК. А разница проста: ЛФК проводят врачи, тогда как занятия для медицинских групп по физкультуре проводят педагоги, но с учетом оптимальных методик тренировок.

Что еще нужно знать о физкультурных группах здоровья?

  1. Выбор группы для занятий физкультурой осуществляется до поступления в школу — и обязательно указывается в медицинской карте.
  2. Оценку состоянию ребенка дает исключительно педиатр (или терапевт, подростковый специалист). Именно он и определяет ребенка после обследования в одну из 3-х групп. При зачислении в специальную группу врач обязан не только указать диагноз, но установить степень нарушений в работе организма. В определенных случаях может потребоваться заключение медицинской комиссии.
  3. Группу здоровья следует подтверждать ежегодно.
  4. Группу здоровья могут поменять, если на ежегодном обследовании выяснено, что состояние ребенка улучшилось или ухудшилось.

Детишки из первых 2-х медицинских физкультурных групп обычно занимаются вместе, но для детей из подготовительной группы снижают, как объем нагрузки, так и ее интенсивность.

Что касается состава специальной группы – он формируется приказом школьного директора и по заключению выездной бригады специалистов. Занятия для этой группы проводят в школе дважды в неделю или трижды, но — по полчаса.

Физкультурные группы здоровья школьников в России — статистика

Основная 1-я группа здоровья учеников школы в России

К основной физкультурной группе здоровья относят здоровых детей с 1-й и 2-й группами здоровья:

  • Не имеющих нарушений в состоянии здоровья.
  • Имеющих легкие нарушения, которые не влекут за собой отставание в развитии от сверстников. Например, лишний вес, ВСД, дискинезию или же легкую аллергию.

Детей из данной группы допускают до…

  1. Сдачи норм ГТО.
  2. Учебных занятий в полном объеме.
  3. Сдачи нормативов.
  4. Тренировок в спортивных секциях.
  5. Участия в соревнованиях, турнирах, олимпиадах.
  6. Участия в туристических походах.
  7. Занятий в ДЮСШ и ДЮКФП.

Безусловно, важно также помнить, допуская детей до занятий спортом, и об относительных противопоказаниях.

В частности:

  • При круглой спине будут противопоказаны бокс, гребля и велосипед.
  • При астигматизме и близорукости – прыжки в воду, бокс, мотоспорт и тяжелая атлетика, горные лыжи.
  • При перфорации барабанной перепонки – любые виды водного спорта.

Подготовительная группа здоровья школьников по физкультуре

В подготовительную физкультурную группу определяют детей со 2-й группой здоровья (по статистике – более 10% всех учащихся в российских школах):

  • Слабо подготовленных в физическом плане.
  • С морфофункциональными нарушениями здоровья.
  • Входящих в группы риска по определенным заболеваниям.
  • Имеющих хронические заболевания в стадии ремиссии, которая длится около 3-5-ти лет.

Детей из данной группы допускают до:

  1. Занятий по обычной программе, но с исключением отдельных видов тренировок и упражнений.
  2. Сдачи ГТО, тестовых и обычных контрольных испытаний, участия в спортивных мероприятиях — только при условии особого разрешения специалиста.

До участия в спортивных соревнованиях дети из данной физкультурной группы не допускаются.

Также им запрещены:

  • Большие объемы высокоинтенсивных физических нагрузок.
  • Длительный бег.
  • Большое количество повторений упражнений.

Педагог обязан выбрать для детей специальный комплекс упражнений, в соответствии с медицинской картой, в которой прописаны все противопоказания.

В медицинской справке в обязательном порядке должен быть указан и срок перевода ребенка в основную группу.

  1. Чередование сложных упражнений со специальными дыхательными.
  2. Замена бега на ходьбу.
  3. Проведение спокойных игр без резких передвижений.
  4. Увеличение пауз для отдыха.

Заключения комиссии для определения ребенка в данную группу не требуется – достаточно лишь справки от участкового педиатра, на которой должны присутствовать:

  • Печать и подпись.
  • Рекомендации, основанные на рекомендациях узконаправленного специалиста, а также конкретные ограничения.
  • Диагноз.
  • А также период, на который определяется ребенок в подготовительную группу.

Специальная группа здоровья детей по физкультуре в школе – проводят ли уроки физкультуры с детьми специальных групп «А» и «В»?

Данная физкультурная группа делится еще на две – А и Б.

В специальную физкультурную группу А зачисляют детей с 3-й группой здоровья:

  • Имеющих хронические заболевания, пороки развития, и пр.
  • С нарушениями развития, которые требуют обязательного ограничения физической нагрузки.
  • Имеющих серьезные нарушения в работе организма, не мешающие учебе, но являющиеся противопоказаниями к занятиям физкультурой.

Детей из специальной группы А допускают до:

  1. Занятий по специально разработанной программе.
  2. Занятий отдельными видами школьной программы с обязательным снижением нормативов.

В обязательном порядке ограничивают следующие упражнения:

  • Акробатические.
  • Силовые.
  • Скоростные.
  • Умеренно-интенсивные подвижные игры.

Запрещено:

  1. Участие в соревнованиях.
  2. Участие в массовых физкультурных мероприятиях.
  3. Посещение спортивных секций.
  4. Сдача нормативов.

Дети из специальной группы А не занимаются с остальными детьми – для них следует проводить отдельные уроки, которые должны вести специально подготовленные инструкторы по специальным программам.

В специальную физкультурную группу Б зачисляют детей с 4-й группой здоровья:

  • Имеющих хронические заболевания без выраженных признаков нарушения общего самочувствия.

То есть, дети из этой группы допускаются до общих теоретических занятий, но от физкультуры в школе в целом освобождены.

Детей из специальной группы Б допускают до:

  1. Занятий ЛФК.
  2. Занятий по комплексной специальной программе, разработанной специалистом – дома, самостоятельно.

В данную группу ребенка можно определить только решением врачебной комиссии, а справка выдается исключительно на определенный срок, по истечении которого требуется ее повторная выдача с проведением комиссии и обследованием ребенка.

Установление инвалидности . В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года 18-ФЗ на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, определение степени утраты профессиональной трудоспособности, а также разработка индивидуальной программы реабилитации.

Инвалидность без срока переосвидетельствования . В соответствии с Приложение к Правилам признания лица инвалидом , применительно к нарушениям зрительных функций (пункт 9), инвалидность устанавливается без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) в следующих случаях:

Полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения; снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.

Критерии определения групп инвалидности по зрению

Определение группы инвалидности по зрению производится на основании степени нарушений функций зрительного анализатора, которые сформулированы в Международной классификации болезней десятого пересмотра, том 1, часть 1. Они включают в себя оценку зрительных функций (остроты и поля зрения); основных электрофизиологических показателей; зрительную работоспособность.

I группа инвалидности устанавливается при IV степени нарушений функций зрительного анализатора (см. таблицу) - значительно выраженных нарушениях функций (абсолютная или практическая слепота) и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 3 степени с необходимостью социальной защиты.
Основные критерии IV степени нарушений функций зрительного анализатора.
а) слепота (зрение равно 0) на оба глаза;
б) острота зрения с коррекцией лучшего глаза не выше 0,04;
в) двустороннее концентрическое сужение границ поля зрения до 10-0° от точки фиксации
независимо от состояния остроты центрального зрения.

II группа инвалидности устанавливается при III степени нарушений функций зрительного анализатора - выраженные нарушения функций (слабовидение высокой степени), и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 2 степени с необходимостью социальной защиты.
Основными критериями выраженных нарушений функций зрения являются:
а) острота зрения лучшего глаза от 0,05 до 0,1;
б) двустороннее концентрическое сужение границ поля зрения до 10-20° от точки фиксации, когда трудовая деятельность возможна лишь в специально созданных условиях.

III группа инвалидности устанавливается при II степени - умеренных нарушениях функций (слабовидение средней степени) и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 2 степени с необходимостью социальной защиты.
Основными критериями умеренных нарушений функций зрения являются:
а) снижение остроты зрения лучше видящего глаза от 0,1 до 0,3;
б) одностороннее концентрическое сужение границ поля зрения от точки фиксации менее 40°, но более 20°;

Оспаривание решений МСЭ . В соответствии с Правилами признания лица инвалидом , утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, любое решение МСЭ можно оспорить в вышестоящий орган - главное бюро МСЭ, а решение главного бюро МСЭ - в Федеральное бюро МСЭ. Решение Федерального бюро является окончательным, но и в этом случае его можно оспорить в судебном порядке в соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом РФ. Можно сразу обратиться в суд с обжалованием решения районного бюро, не обжаловав его в главное бюро, или одновременно и в главное бюро, и в суд. В последнем случае решение суда будет иметь большую силу.

В разделе нашего форума вы можете задать интересующие вас вопросы врачам-офтальмологам на тему зрения и инвалидности.

Дорогие ребята, вы прекрасно знаете, какое значение имеет движение в жизни человека. Современная наука неопровержимо доказала, что при малоподвижном образе жизни ухудшается способность мышц сокращаться, изменяется химический состав белков крови, костная ткань становится рыхлой из-за потери солей . Но особенно тяжело сказывается недостаточная двигательная активность на сердечно-сосудистой и нервной системах, а также на функциях органа зрения. Поэтому одним из самых эффективных средств предупреждения различных заболеваний, укрепления защитных сил организма, повышения работоспособности и выносливости человека является движение. Более того, ни одно лекарство по своему положительному воздействию не может заменить ежедневных занятий физкультурой и . Физические упражнения, подвижные и , утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки до и во время уроков, подвижные игры на переменах, а также внеклассные физкультурно-оздоровительные занятия (подготовка к сдаче и сдача норм ГТО, туристские походы, экскурсии и т. п.), закаливающие процедуры - главные факторы сохранения и улучшения вашего здоровья.

Наибольшее распространение получили обязательные занятия физкультурой в общеобразовательных или специальных . Они проводятся в трех группах: основной, подготовительной и специальной. В основную группу (I) направляются дети и подростки без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и зрения, имеющие достаточную физическую подготовленность. Они могут заниматься по полной программе, сдавать нормы ГТО, посещать спортивные секции, выступать на соревнованиях.

В подготовительную (II) группу включаются дети с незначительными отклонениями в состоянии здоровья и зрения, а также без достаточной физической подготовленности, в связи с чем основная программа занятий физкультурой увеличивается на 1 -1,5 года. В этой группе спортивные тренировки и соревнования исключены.

В специальную (III) группу отбираются дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья и зрения временного и постоянного характера. Они занимаются по индивидуальной программе.

Отбор и распределение учащихся по группам осуществляются в соответствии с рекомендациями по ограничению занятий детей и подростков с расстройствами зрения (таблица 5).

Включение детей в ту или иную группу, как правило, носит временный характер, поскольку в определенные сроки проводится медицинское переосвидетельствование.