Средний реабилитационный потенциал. Что Вы знаете об экстраординарных каналах


Тема 10. Реабилитационный потенциал и система реабилитации на курорте.

Вопросы: 1. Понятие о реабилитации, ее цели и задачи.


1. Понятие о реабилитации, ее цели и задачи.

Согласно новой концепции реабилитация является вторым главным направлением восстановительной медицины. Реабилитация (лат. Habilis – «способность», re – пристава «вновь, снова») – дословно восстановление способности.

Реабилитация - это комплекс скоординировано проводимых мероприятий медицинского, физического, психологического, педагогического, социального характера, направленных на восстановление здоровья, психического статуса и трудоспособности лиц, утративших эти способности в результате заболевания. В рамках восстановительной медицины рассматривается только медицинская составляющая реабилитации.

Под медицинской реабилитацией понимают раздел восстановительной медицины, направленный на восстановительное лечение и вторичную профилактику заболеваний, увеличение функциональных резервов, компенсацию нарушенных функций и возвращение дееспособности.

Реабилитация рассматривается как вид медицинской деятельности, как определенная цель восстановительной медицины.

^ Цель реабилитации - восстановление различных способностей пациента, нормализация физического, психического, социального, интеллектуального, духовного и этнического здоровья, нарушенного в результате травм, заболеваний, отравлений и т.д.

Виды реабилитации : медицинская, физическая, психологическая, профессиональная, социальная, сексуальная и техническая. В последние годы получили особый статус эндоэкологическая и иммунореабилитация.

С учетом места проведения реабилитационных мероприятий различают следующие этапы реабилитации :

Больничный или госпитальный,

Амбулаторно-поликлинический,

Санаторно-курортный.

^ Больничный этап обычно осуществляется в госпитале, больнице, диспансере, больнице восстановительного лечении. При этом больные могут находиться в лечебных или специализированных реабилитационных отделениях.

В амбулаториях, поликлиниках, центрах реабилитации осуществляется амбулаторно-поликлинический этап реабилитации .

В целях развития реабилитационной помощи населению в России В результате различных заболеваний человек теряет трудоспособность на определённый период времени и зачастую пополняет ряды инвалидов. Наиболее часто это происходит при заболеваниях сердечно-сосудистой, центральной нервной системы органов движения, пищеварения, различного рода травм и др.

В целостной системе реабилитации пациентов важная роль принадлежит санаторно-курортному этапу реабилитации. Она может проводиться во всех курортных учреждениях, где в штате имеется врачебный персонал. Ответственным за результат реабилитации в санатории является врач-ординатор (терапевт, невропатолог, кардиолог и т.д.) или лечащий врач. При этом он выполняет функции врача-реабилитолога. В оптимизации реабилитационных мероприятий врачу-реабилитологу помогают врачи других специальностей: физиотерапевт, психотерапевт, врач лечебной физкультуры, врач функциональной диагностики, мануальный терапевт, рефлексотерапевт и другие.

^ Контингент лиц, прибывающих в курортные учреждения на реабилитацию:

1) пациенты после госпитального или поликлинического лечения и реабилитации (исход острого состояния заболевания или обострения хронического заболевания);

2) пациенты с хроническими заболеваниями.

^ Основные задачи, решаемые на санаторно-курортном этапе реабилитации:


  • восстановление трудоспособности (физической и умственной), подготовка к профессиональной деятельности;

  • нормализация субъективных и объективных лабораторных и функциональных показателей;

  • реадаптация к климатическим, социальным, физическим и психическим воздействиям, встречающихся в повседневной жизни.

  • медицинское образование (формирование здорового образа жизни);

  • повышение резервных возможностей организма и его резистентности к различным экстремальным факторам (холоду, теплу, физической нагрузке, гипоксии и т.д.);

  • предупреждение прогрессирования хронических заболеваний, их рецидивов и осложнений; борьба с факторами риска.
^ 2. Основные реабилитационные комплексы и мероприятия.

Для выполнения задач реабилитации, решаемых на санаторно-курортном этапе, используются следующий реабилитационный потенциал:


  1. климатические факторы (воздух, солнце, вода), тепловые и холодовые воздействия;

  2. бальнеопроцедуры,

  3. гидропроцедуры;

  4. пассивная кинезитерапия (массаж, мануальная терапия), рефлексотерапия;

  5. активная кинезитерапия (двигательная активность, лечебная физкультура), трудотерапия;

  6. адекватное питание;

  7. электротерапия;

  8. медикаментозное лечение, в том числе кинезотерапия, гомеопатические средства.
Медицинская реабилитация представляет собой комплекс лечебных мероприятий, связанных непосредственно с заболеванием, его течением и возможными осложнениями. Комплекс воздействий направляется на нормализацию субъективных и объективных признаков заболевания (боль, воспаление, отек, тахикардия или брадикардия, артериальная гипертония или гипотонии, данные лабораторных исследований), препятствующих проведению других видов реабилитации, на восстановление физиологических функций организма. Медицинская реабилитация включает также санацию органов хронической инфекции, хирургическую коррекцию патологических изменений и нарушений.

Предусматривает проведение клинических, лабораторных и функциональных исследований, а также медицинских наблюдений в процессе приема лечебно-реабилитационных процедур. В ходе медицинской реабилитации используются следующие методы и средства: фармпрепараты, адекватное питание, тепло и холод, электротерапия и др.

Критериями для оценки эффективности медицинской реабилитации являются субъективные данные о состоянии здоровья и качестве жизни, объективные показатели клинических, лабораторных и функциональных исследований.

Физическая реабилитация направлена на восстановление физической работоспособности трудоспособности, полное обслуживание пациентов. Физическая реабилитация занимает особое место в реабилитации. Она является главной составной частью различных программ реабилитации, ибо использование способности пациентов удовлетворительно справляться с физическими нагрузками, которые встречаются в повседневной жизни и на производстве, составляет суть реабилитации в целом.

Кроме этого, физический аспект реабилитации направлен на более раннее начало, обеспечивающее быстрое и полноценное выздоровление, профилактику осложнений и хронизации патологического процесса.

Для восстановления физических способностей используются ранняя активизация больных, методы пассивной (массаж, мануальная терапия) и активной (лечебная физическая культура, бытовые физические нагрузки, физические тренировки, трудотерапия) кинезитерапии. В решении задач физической реабилитации находят применение и другие воздействия, входящие и физическую медицину (гидропроцедуры, климатические факторы, тепло и холод, бальнеотерапия, некоторые преформированные физические факторы, например, электростимуляция).

Критериями для оценки результативности физической реабилитации являются данные о физической работоспособности, тренированности и толерантности пациента к физической нагрузке, Наиболее целесообразны исследования с регистрацией клинических, электрокардиографических показателей во время нагрузочных проб. Нагрузки при этом задаются с помощью велоэргометра, тредмила (бегущей дорожки) или ступенек разной величины (степ-тест). Информативны также исследования, проводимые в процессе физической активности (ходьба, бег, гимнастика, велотренировки и др.).

Психологическая реабилитация включает мероприятия по своевременной профилактике и лечению психологических нарушений, формированию у больных сознательности и активности в реабилитационном процессе. В задачи психологической реабилитации входит также мотивация пациента по сохранению и укреплению здоровья, по необходимости волевых усилий, чтобы быть здоровым. В отдельных случаях имеет значение воспитание у пациентов определенных психических качеств личности: воли, памяти, внимания, уравновешенности, настойчивости, целеустремленности.

Для проведения психологической реабилитации в санатории рекомендуется оценить психическое состояние пациента, выяснить наличие тех или иных синдромов: тревожности, беспокойства, раздражительности, нарушений сна, боязни болезни и ее последствий и т.д.

К основным методам психологической реабилитации относятся психотерапия и психоанализ, в том числе малая психотерапия. осуществляемая врачом-курортологом, гипнотерапия, аутогенная тренировка и в ряде случаев - психофармакотерапия. В восстановлении психологического здоровья и воспитании гармонично развитого человека положительное воздействие оказывают и некоторые физические факторы: климатические, гидропроцедуры, двигательная активность и спортивные тренировки, электротерапия (электросон, электрофорез лекарственных веществ и др.).

Критериями для оценки эффективности мероприятий, проводимых в психологической реабилитации, являются данные опроса и наблюдений, результаты психологического тестирования, в т.ч. и с помощью компьютера.

Профессиональная реабилитация предусматривает решение вопросов трудоустройства, восстановление профессиональных навыков и переобучение. Основными методами профессиональной реабилитации на санаторно-курортном этапе могут быть: средства и методы трудотерапии, использование специальных приспособлений (например, лопинга у летчиков) и другие. Важное место в результативности профессиональной реабилитации занимают природные физические факторы, решение задач физической, психологической и других видов реабилитация.

Следует отметить, что проблемы профессиональной реабилитации на санаторном этапе, в большей мере решаются в военных здравницах (МО, МВД, ФСБ). В других санаториях задачи профессиональной реабилитации решаются, главным образом, за счет проведения медицинской, физической, психологической и других видов реабилитации; отсутствуют и кабинеты трудотерапии (в отдельных курортных учреждениях Италии и Франции кабинеты, стенды трудотерапии имеются).

Иммунореабилитация получила особое развитие в последние 5-6 лет. Повышение значимости этого вида реабилитации связано с выявлением у большого количества пациентов снижения иммунитета и сопротивляемости организма к инфекциям, изменений в иммунных показателях. Понижение иммунного статуса наблюдается как при острых состояниях, так и при хронических заболеваниях, интоксикациях.

Необходимость в проведении иммунореабилитации выявляется при анамнезе, изучении характера и течения заболевания у пациента, исследовании иммунных показателей.

Методы, используемые в процессе иммунологической реабилитации: санация очагов хронической инфекции, методы очищения организма, адекватное (индивидуализированное, сбалансированное, рациональное, обогащенное витаминами и микроэлементами) питание, использование некоторых продуктов моря (сплат, вытяжка из мидий и др.), медикаментозные средства (адаптогены, иммуномодуляторы и т.д.), природные физические факторы в минимальных и оптимальных дозах, двигательная активность.

Критериями для оценки эффективности иммунореабилитации являются благоприятные клинические, лабораторные (в т. ч. иммунные) и функциональные показатели, качество жизни, заболеваемость и трудопотери.

Эндоэкологическая реабилитация на санаторном этане получила особое развитие благодаря разработкам профессора Ю.М. Левина и его учеников.

Известно, что факторы внешней среды, острые и хронические заболевания, отравления вызывают загрязнение внутренней среды человека, которое в настоящее время в силу определенных причин встречается очень часто. При этом токсичные веществ в большей мере накапливаются в окружающем клетки, пространстве.

В результате многолетних исследований и наблюдений, клинических испытаний создана система эндоэкологической реабилитации, которая позволяет удалять токсические вещества из основных мест их сосредоточения и убирать их из организма. Осуществляется: детоксикация и усиление метаболизма па клеточном уровне, усиление функций лимфатических узлов, усиление функции экскреторных органов и выведение из организма токсичных веществ, мониторинг кишечника и другие.

Основными «мишенями» воздействия окалывается ближайшее экологическое пространство клеток и функции лимфатической системы.

В качестве методов и средств воздействия рекомендуется большая группа как медикаментозных, так и немедикаментозных средств. Среди фармпрепаратов широкое участие в эндоэкологической реабилитации принимают средства, влияющие на обмен веществ, витамины, микроэлементы, ферменты, иммуномодуляторы, диуретики, энтеросорбенты и другие.

В эндоэкологической реабилитации значительное место отводиться немедикаментозной терапии, рациональному питанию, психоэмоциональному воздействию.

Используются природные и преформированнме физические факторы.

Критериями для оценки результативности эндоэкологической реабилитации служат данные субъективного и объективного характера, улучшенное самочувствие, повышается качество жизни, нормализуются показатели крови и иммунный статус.

Степень загрязнения организма можно оценить и по радужке глаза (компьютерная диагностика).

^ 3. Основные принципы и подходы по оптимизации реабилитационной помощи.

В целях оптимизации терапии наиболее целесообразно составлять программы реабилитации, которые бы предусматривали комплексное воздействие, решение всех аспектов реабилитации.

Составными частями программы реабилитации являются:


  1. рекомендуемый комплекс, набор методов терапии, включающий физические факторы, двигательную активность, рациональное питание, медикаментозные средства, методы психотерапии и другие (см. выше);

  2. особенности использования методов терапии и реабилитации, режим воздействия, дозировка воздействующих факторов по объему и интенсивности;

  3. вопросы организации процесса реабилитации (этапность, изменение дозы воздействия, последовательность их применения, сочетание и комбинация терапевтических факторов, медицинский контроль, эффективность).
В целях реабилитации, восстановления здоровья пациентов следует применять некоторые принципы и подходы, которые обеспечивают оптимизацию использования физических и иных средств. В основе реабилитации лежат закономерности адаптации, тренировки, акклиматизации.

Адаптация (лат. adaptation - приспособление, приноровление) - это приспособление,. привыкание организма и его систем к различным факторам внешней среды, внешним воздействиям: физическим, психологическим, социальным и т. д. Адаптация организма к различным факторам - залог его нормального существования, успешного выполнения бытовых, трудовых, производственных и других нагрузок. Она формируется в детские и юношеские голы, поддерживается в течение последующих лет.

Болезни, травмы, хирургические вмешательства чаше приводят к дезадаптации , частичной или полной утрате приспособления к тем или иным воздействиям. Это состояние временное; оно требует реадаптации (возврата адаптации) и реабилитации, восстановления способностей организма в особых условиях, под наблюдением медицинского персонала и при участии врачей-реабилитологов. Указанный процесс реадаптации и реабилитации должен проходить интенсивно, быстро, строго дозируемо и под медицинским контролем.

Адаптацию обычно рассматривают как процесс, имеющий определенные закономерности. Адаптация организма к физическим факторам приводит и к выраженным сдвигам в организме. В процессе реабилитации используется большой арсенал методов и средств, значительная часть которых требует строгого дозирования и применения закономерностей адаптации и тренировок. В дополнении к системе реабилитации и лечения, рассмотренной ранее, при применении различных воздействий следует также придерживаться следующих правил и принципов:

1) В процессе реабилитации необходимо осуществлять преемственность, учитывая характер течения заболевания; оценить исходное состояние здоровья и степень адаптации организма к тем или иным воздействиям, определить толерантность к физическим нагрузкам; при необходимости провести комплексное обследование и определить начальную дозу физических и иных факторов реабилитации. Доза должна быть адекватна состоянию здоровья пациента и его резервным возможностям;

2) Реабилитационные программы должны содержать разные методы терапии, при этом активные средства занимают приоритетное значение. К этим воздействиям относятся физические упражнении и любая двигательная активность, гидропроцедуры, климатические факторы, электростимуляция, тепло и холод, мануальная терапия и некоторые другие.

3) Интенсивность программ реабилитации. Значительный объем активных методов воздействия предусматривает психологическую готовность пациентов к активным действиям и достижению намеченных целей; этому должна способствовать индивидуальная работа не только лечащего врача (реабилитолога), но и психолога, психотерапевта, инструктора лечебной физкультуры, трудотерапевта и других;

4) В процессе реабилитации рекомендуется использовать комплексный подход, одновременное поэтапное применение различных лечебных воздействий для достижения полного восстановления трудоспособности, высокой работоспособности и активной жизненной позиции.

5) Адекватность назначенной дозы воздействующего фактора (или нескольких факторов) состоянию организма можно оценить по реакции органов и систем на воздействие; при этом реакция организма может быть физиологической или благоприятной, патологической и предпатологической. Появление патологической реакции свидетельствует об использовании чрезмерных нагрузок (явление переадаптации, перетренировки, перенапряжения), что требует уменьшения дозы воздействия или его отмены.

6) Реабилитация предусматривает систематическое, регулярное и постепенное, по мере адаптации, повышение дозы воздействия по объему и интенсивности).

7) Реабилитация требует раннего начала, непрерывности использования активных и иных способов терапии до полного восстановления здоровья, а также дальнейшей работы для поддержания высокого уровня работоспособности и качества жизни.

^ 4. Система реабилитации в условиях современного курорта.

Курортная реабилитация состоит из следующих этапов:

I этап - первичное обследование для выявления уровня здоровья и психофизического статуса. Задачи этого обследования:


  1. выявление противопоказаний к лечению и оздоровлению;

  2. определение посредством психологической диагностики личности тех опорных потребностей, на основе которых в дальнейшем будет формироваться мотивация и установка на оздоровление;

  3. выработка фиксированной установки на оздоровление.
Это необходимо для того, чтобы у отдыхающего выработался энергетический потенциал, за счет которого он выполнит длительную и трудную работу по оздоровлению.

Положительный результат бывает только в случае сильной мотивации.

II этап - этап системного оздоровления. Он реализуется за счет предлагаемого комплекса курортно-рекреационных факторов.

III этап - контроль качества и эффективности реабилитации и оздоровления.

Для этого контроля целесообразно использовать автоматизированные диагностические системы, которые позволяют оценить так называемое «приращение здоровья».

^ Структура цикла санаторно-курортной реабилитации.

. В процессе оздоровления и реабилитации отдыхающего формируется так называемый биосоциальный потенциал , который характеризуется следующими основными свойствами:

Кумуллятивность характеризует активацию энергетических процессов в организме человека. В организме накапливаются позитивные биохимические сдвиги, активизирующие процесс жизнедеятельности.

Превентивность - данный термин означает предупреждение, предотвращение, то есть профилактику. В процессе оздоровления активизируется иммунитет человека и повышается устойчивость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов окружающей среды.

Пролонгированность - обозначает, что все те изменения, которые произошли в организме человека, сохранятся в течение определенного периода времени. Как правило, этот период составляет примерно полгода.

Латентность - обозначает наличие определенного скрытого периода, в течение которого не проявляются негативные или позитивные сдвиги. После получения рекреационной программы человек не всегда чувствует себя хорошо. Это связано со многими факторами: изменение часового пояса, переезды, акклиматизация, комплексное лечение, вызывающее сначала обострение и т. д.

Многообразие программ реабилитационных мероприятий позволяет подобрать наиболее эффективный и адекватный комплекс реабилитационных средств.

Термин "реабилитационный потенциал" был выдвинут отечественными авторами в начале 70-х годов . Несмотря на то, что этот термин вошел даже в официальные документы, он медленно внедрялся в практику реабилитации скорее всего из-за недостаточной разработки общих концептуальных основ реабилитологии и ее понятийного аппарата. Данное замечание можно отнести и к ряду зарубежных исследований, посвященных этому вопросу .

В определение понятия "реабилитационный потенциал" авторы ряда работ нередко вкладывали разный смысл .

Так, согласно В. П. Белову с соавтор. , под "реабилитационным потенциалом" понимается " комплекс, в основном, биологических и личностных, а также некоторых внешних факторов, обусловливающих или служащих основой восстановления всех форм утраченной активности ". Широкое толкование данного понятия с включением социально-средовых факторов делает затруднительным его применение не только в практической, но и научной работе. По мнению М. В. Коробова , выделенные авторами социально-средовые факторы (реабилитационный потенциал второго порядка) выступают в качестве условий для реализации реабилитационного потенциала первого порядка, т. е. соматобиологических и личностных компонентов индивида.

    организменно-медицинский (генетико-конституционный и патогенетический потенциалы);

    РП личности (интеллектуальный, эмоционально-волевой и мотивационный потенциалы);

    РП в рамках системы "Человек - Общество" (научно-технический, нравственно-этический и социально-правовой потенциалы в обществе).

В представленных работ, в которых наиболее полно были освещены вопросы РП, по-прежнему остается неясным, в каких терминах и понятиях должен описываться РП конкретного больного, какие критерии могут быть использованы для его оценки, а тем более уровней, которыми пытаются оперировать некоторые авторы . Так В. П. Белов с соавторами считали возможным характеризовать РП по уровням стабильности, перспективности и другим направлениям, не раскрывая однако их содержательную сторону и критерии оценки.

По мнению М. В. Коробова необходимо высказать суждения о понятии РП, внести ряд положений, уточняющих его сущность, предложений о способах и критериях его оценки. Он предлагает следующее определение понятия РП: "реабилитационный потенциал - это возможности больного человека при определенных условиях и содействии реабилитационных служб и общества в целом приводить в действие биологические и социально-психологические резервы, мобилизацию реституционных, компенсаторных и адаптивных процессов и др. механизмов, лежащих в основе восстановления его нарушенного здоровья, трудоспособности, личностного статуса и положения в обществе".

С учетом данного определения представляется необходимым обратить внимание на следующие положения, уточняющие сущность РП и возможные пути изучения и использования его оценок в реабилитационной практике:

    во-первых, понятие РП относится к индивидам, у которых в результате болезни, травмы или врожденного дефекта прогнозируется или наблюдается не только нарушение функций, но и снижение способностей осуществлять привычную для нормального человека жизнедеятельность, ухудшение социального положения в обществе, т.е. данное понятие может рассматриваться и структурироваться на биологическом, личностном и социальном уровнях;

    во-вторых, РП - это целостная характеристика, наиболее обобщенный показатель, венчающий иерархическую структуру сохраняющихся, неповрежденных, несмотря на болезнь, возможностей (резервов, сил) больного или ограниченного в жизнедеятельности человека к мобилизации саногенетических и социально-опосредованных механизмов, лежащих в основе здоровья, трудоспособности, личностного статуса и социального положения.

Таким образом, РП может рассматриваться как трехуровневая структура, ключающая:

    уровень первого порядка (биологический, организма) - саногенетический потенциал, определяющий возможности к восстановлению или компенсации нарушений в анатомическом, физиологическом и психическом состоянии организма;

    уровень второго порядка (личностный) - потенциал социализации (ресоциализации) личности больного или инвалида - возможности в условиях болезни или ее последствий к восстановлению или компенсации ограничений в различных сферах жизнедеятельности (социальных функций). В качестве составляющих (компонентов) потенциала социализации (ресоциализации) личности могут выступать: возможности (потенциалы) восстановления у индивида адекватного поведения и ориентации, навыков общения, передвижения, самообслуживания, выполнения повседневной деятельности, работы в быту, выполнять профессиональную деятельность (трудовой реабилитационный потенциал) и других социальных функций;

    уровень третьего порядка (социальный) потенциал социальной интеграции (реинтеграции) больного или инвалида, определяющий возможности инвалида к восстановлению обычного для себя положения в обществе, экономической самостоятельности, а также к включению (или возвращению) в обычные условия жизни вместе и наравне со здоровыми людьми.

Возможности восстановления (реабилитации) на каждом последующем более высоком уровне определяются, с одной стороны, полнотой восстановления на предыдущем более низком уровне биопсихосоциального статуса индивида, а, с другой - состоянием (силой) резервов, характеризующих конкретный уровень реабилитационного потенциала. Реабилитационный потенциал - это не только многоуровневая, но и многомерная по основным исходам болезни, формам жизнедеятельности и положению в обществе количественная прогностическая характеристика. Наряду с клиническим прогнозом (особенностями болезни и ее последствиями) он определяет степень возможного восстановления биопсихосоциального статуса индивида. Вот почему, одним из возможных путей количественной оценки (силы) реабилитационного потенциала может быть квантификация его по ожидаемому исходу реабилитации (реабилитационному прогнозу). Так, полное выздоровление предполагает восстановление личностного и социального статуса индивида.

В более поздней работе М.В. Коробова с соавторами реабилитационный потенциал рассматривается с позиций нормативного документа как комплекс биологических, психологических и социально-психологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные возможности. В совокупности качественных и количественных характеристик здоровья, жизнедеятельности и социального положения обобщенная оценка РП проводится на основании результатов последовательного изучения составляющих его элементов (уровней). Согласно определениям авторов выделяется восемь уровней:

    биомедицинский (саногенетический) потенциал;

    психофизиологический потенциал;

    личностный потенциал;

    образовательный потенциал;

    социально-бытовой потенциал;

    профессиональный (трудовой) потенциал;

    социальный потенциал;

    социально-средовой потенциал.

    высокий реабилитационный потенциал - полное восстановление здоровья, всех обычных для индивида видов жизнедеятельности, трудоспособности и социального положения (полная реабилитация);

    удовлетворительный реабилитационный потенциал - неполное выздоровление с остаточными проявлениями в виде умеренно выраженного нарушения функций, выполнение основных видов деятельности с трудом, в ограниченном объеме, частичное снижение трудоспособности, потребность в социальной поддержке;

    низкий реабилитационный потенциал - медленно прогрессирующее течение хронического заболевания, выраженное нарушение функций, значительное ограничение в выполнении большинства видов деятельности, выраженное снижение трудоспособности, потребность в постоянной социальной поддержке;

    отсутствие реабилитационного потенциала - прогрессирующее течение заболевания, резко выраженное нарушение функций, невозможность компенсации или самостоятельного выполнения основных видов деятельности, стойкая или полная утрата трудоспособности, потребность в постоянном уходе и постоянной материальной помощи.

В работе Андреевой О.С. с соавт. в отличие от вышесказанного выделяются три уровня, характеризующих реабилитационные возможности инвалида относительно определенных видов жизнедеятельности:

    высокие реабилитационные возможности предусматривают полное или почти полное восстановление или компенсацию конкретного вида жизнедеятельности в процессе проведения реабилитационных мероприятий;

    умеренные реабилитационные возможности предусматривают частичное восстановление или компенсацию ограничения жизнедеятельности конкретного вид;

    низкие реабилитационные возможности подразумевают отсутствие или незначительный результат при проведении реабилитационных мероприятий.

При общей оценке реабилитационного потенциала решающее значение имеет прогностическая оценка возможного исхода реабилитации на высшем уровне. Таким образом, «оценка» по мнению ряда авторов получила роль важнейшего методического фактора, позволяющего определить не только уровень реабилитационного потенциала, но и оптимальный комплекс мероприятий для конкретного инвалида .

В последние годы утвердился подход к пониманию структуры реабилитационного потенциала, который предлагал в своих работах А. И. Осадчих . По мнению автора РП представляет собой единство анатомо-физиологического, профессионального и социально-средового статуса человека. В отличие от клинико-экспертного диагноза, где единицей измерения является заболевание (основное, сопутствующее, осложнение), в реабилитационно-экспертном диагнозе в качестве единицы измерения выступает понятие "статус" (анатомо-физиологический, профессиональный, социально-средовой). Показателями анатомо-физиологического статуса являются: уровень физического развития, психофизиологической выносливости, эмоционально-волевой устойчивости.

Профессиональный статус предлагается оценивать по уровню профессиональной состоятельности, который определяется степенью владения профессиональными знаниями, навыками и умениями. Основными характеристиками при этом являются профессиональное образование, квалификация, профессионально значимые психофизиологические функции.

Социально-средовой статус композиционно представляет собой совокупность таких характеристик, как социально-психологическая адекватность, социальная активность, культурная просвещенность, семейно-бытовое и материальное положение.

Эти позиции получили развитие в целом ряде работ .

В работе Осадчих А.И. и соавт. , исходя из предлагаемой ими интерпретации предмета теории инвалидности как отсутствия адекватных связей между человеком и обществом в силу тех или иных обстоятельств, определяют реабилитационный потенциал как совокупность биологических возможностей, социальных способностей и психологических устремлений человека. При этом авторы подчеркивают, что реабилитационный потенциал анализируется при помощи реабилитационно-экспертного и социально-средового диагнозов, и вводят, таким образом, дополнительные понятия в терминологию. По мнению авторов реабилитационно-экспертный диагноз позволяет оценить потенциальные способности индивидуума. Социально-средовый диагноз отражает статусную и социально-ролевую позиции человека в контексте его взаимодействия в обществе. Предлагаемая структура реабилитационного потенциала по предварительной оценке авторов включает около 200 позиций, что без решения целого ряда крупных задач мало приемлемо для реализации в практике. В настоящее время в общем виде определены критерии и показатели реабилитационного потенциала . Однако, методические подходы к оценке реабилитационного потенциала нуждаются в дальнейшем исследовании и совершенствовании.

Учитывая тот факт, что эти позиции разрабатывались на основе первого пересмотра Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, получившей название Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности , то позиции оценки функционирования инвалида в классификации второго пересмотра существенно отличаются от ее первого пересмотра. Помимо нарушений структур и функций, а также активности и участия в схему классификации введена оценка факторов внешней среды. Для каждой их категорий ограничений жизнедеятельности предложен универсальный определитель, то есть дана балльная оценка нарушения или ограничения. Таким образом, предложено оценить профиль функционирования инвалида на двух уровнях:

Нарушения структур и функций;

Ограничения активности и участия.

Итак, подводя итог всему сказанному можно отметить, что в последнее время заметно возросла значимость понятия "реабилитационный потенциал", тем не менее разработка оценки критериев и показателей РП требует дополнительных изысканий с целью их конкретизации.

Реабилитационный прогноз, по сути предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала и предполагаемый уровень интеграции инвалида в общество расценивается как :

    благоприятный - при относительности полного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности и полной социальной интеграции инвалида;

    относительно благоприятный при возможности частичного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности, при уменьшении степени их ограничений, и переходу к частичной социальной поддержке;

    сомнительный (неопределенный) - неясный прогноз;

    неблагоприятный - при невозможности восстановления или компенсации нарушенных ограничений жизнедеятельности, каких-либо существенных положительных изменений в личностном, социально и социально-средовом статусе.

Реабилитационный прогноз в основном зависит от характера заболевания, степени выраженности ограничений жизнедеятельности, реабилитационных возможностей и предполагаемого влияния внешних факторов . Работ, посвященных оценке реабилитационного прогноза, его критериям и показателям, почти нет. Более того, имеет место смешение понятий реабилитационный прогноз и реабилитационный потенциал . Те же авторы в более поздней работе оценивают реабилитационный прогноз как возможность интеграции инвалида в общество (полная, частичная, отсутствие). Критерии реабилитационного прогноза в настоящее время четко не определены. По данным литературы приводится, главным образом, два критерия – содержание реабилитационного потенциала и воздействие внешних факторов . Такое положение связано, по-видимому, с невозможностью систематизировать многообразие внешних факторов, влияющих на процесс интеграции инвалида.

Реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз являются исходным моментом для развертывания процесса реабилитации. Конкретные реабилитационные задачи определяются посредством реабилитационно-экспертной диагностики потребностями инвалида и реализуются через индивидуальную программу реабилитации (ИПР). Порядок и условия формирования ИПР определены рядом правовых нормативных документов . В литературе достаточно полно отражены вопросы, касающееся структуры, содержания и правил заполнения ИПР .

Индивидуальная программа реабилитации инвалида, составленная при его освидетельствовании, содержащая оптимальные и адекватные состоянию больного меры реабилитации, упорядочивает, направляет и указывает путь реализации этих мер. Поэтому от качества оформления этих мер зависит конечный результат реабилитации.

В упомянутых материалах указывается, что только комплексная оценка клинико-функциональных, психологических и социальных данных инвалида дают возможность определить содержание программ реабилитации, оформленных в виде ИПР.

2. Методические подходы к определению реабилитационного потенциала

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо иные формы финансирования или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Наличие функциональных ограничений, к которым приводят хронические заболевания и последствия травм, обуславливают ограничения самостоятельности и жизнедеятельности больных. Реабилитационные воздействия направлены соответственно на достижения больными, ставшими инвалидами, оптимального физического, интеллектуального и социального уровня деятельности.

В зависимости от характера, тяжести, течения инвалидизирующей патологии, ее прогноза, социальных и других условий достигнутый уровень, указанных видов деятельности, естественно, будет разным.

Для определения индивидуальных потенциальных возможностей инвалида в достижении его уровня жизнедеятельности по всем параметрам используется так называемый реабилитационный потенциал (РП). Это определение является одним из важнейших дефиниций понятийного аппарата реабилитации.

РП представляет собой «комплекс биологических, психофизиологических характеристик и социально-средовых факторов, позволяющих реализовать потенциальные способности больного». Как следует из определения, РП представляет собой системную биопсихосоциальную характеристику статуса человека. Содержание этой характеристики может указать, какие возможности – объективные (характер заболевания, его особенности, психофизиологическое состояние, социально-экономическое положение) и субъективные (установка больного, структура потребностей, круг интересов и т.п.) могут определить изменение указанного статуса.

В методическом плане для определения РП целесообразно выделять составляющие РП:

    клинико-функциональная составляющая, определяющая возможность расширения сфер жизнедеятельности за счет восстановления или компенсации нарушений в анатомическом, физиологическом и психофизиологическом состоянии организма;

    психологическая составляющая, определяющая возможность расширения сфер и увеличения уровня жизнедеятельности за счет восстановления или компенсации нарушений на психическом уровне.

    профессионально-трудовая составляющая, определяющая возможность профессиональной деятельности при наличии ограничений жизнедеятельности;

    образовательная составляющая, определяющая возможность к овладению общеобразовательными и профессиональными знаниями, умениями;

    социальная составляющая, определяющая возможности восстановления или компенсации социального статуса, достижения самообслуживания и самостоятельного проживания и ведения личного хозяйства и включения или возвращения в привычные условия семейной и общественной жизни, а также определяющая возможность расширения сфер жизнедеятельности в целом за счет восстановления или компенсации нарушений, обусловленных социально-средовыми факторами.

Так как, как указывалось ранее, РП является целостной характеристикой статуса инвалида, выделяемые составляющие РП взаимосвязаны, влияют друг на друга и имеют в этом контексте значение для всех аспектов реабилитации.

Качественный анализ РП позволяет определить цели и задачи реабилитации относительно конкретного инвалида, установить иерархию приоритетов этих задач, обосновать и разработать оптимальные и адекватные меры реабилитации.

РП определяется путем так называемой реабилитационно-экспертной диагностики, включающей в себя оценку всех составляющих РП. Особенность указанной диагностики состоит в том, что она должна отражать не только состояние объекта диагностики, но и прогноз реализации способностей человека, находящегося в условиях «стесненной свободы действий».

Содержание и специфика реабилитационно-экспертной диагностики определяется задачами каждой составляющей РП. По результатам реабилитационно-экспертной диагностики, позволяющей получить качественные и количественные показатели всех составляющих РП, дается интегральная оценка реабилитационных возможностей инвалида в отношении восстановления конкретных видов жизнедеятельности.

Для решения многочисленных задач реабилитации необходимо выделять уровни РП. Оптимальным будет определение первых его уровней: высокий, средний, низкий.

  • Методический материал для подготовки к экзамену по педагогике

    Закон

    И изменения с учетом имеющихся рекомендаций ЮНЕСКО, Международной Ассоциации по научному изучению умственной...) разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы , сценарии, исследования разработка новых форм , методов...

  • ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ Курс лекций

    Документ

    Представляется возможной апробация новых программ по реабилитации наркоманов с прохождением... педагогов по проектным формам работы. Разработка индивидуальных проектов и... и с учетом рекомендаций , разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков...

  • Реабилитационный потенциал инвалида - это характеристика биологического, энергетического состояния организма, из которой следует, насколько эффективно функционируют различные органы и системы, важные в рамках реабилитационного процесса. Оценивают с точки зрения как биологии, анатомии, так и медицинской науки. Понятие сложное, имеет несколько значимых аспектов. Разберем их детальнее.

    О чем идет речь?

    Оценивая реабилитационный потенциал личности, врачи обращают внимание на генетические предпосылки и специфические конституционные особенности, определяющие возможности конкретного организма. Из них можно сделать заключение о наследственном факторе и его влиянии на состояние здоровья. Внимание уделяют половой принадлежности, возрастным характеристикам, некоторым особенностям строения и функционирования тела.

    Оценка реабилитационного потенциала обязывает анализировать возможности, которыми располагает медицинское отделение, включая квалификацию работающего персонала и наличие оборудования, техническую обеспеченность рабочего процесса. Исследовав эти факторы, можно обоснованно заключить, что именно будет помогать в конкретном случае в рамках биологического, медицинского, реабилитационных аспектов. Эту оценку необходимо проводить с учетом специфических особенностей конкретного случая. Нельзя вывести стандартный уровень, применяемый ко всем индивидуумам, проходящим реабилитацию в настоящий момент.

    Что еще важно?

    Потенциал - параметр, для выявления которого следует провести полный анализ особенностей конкретного пациента. При этом повышенное внимание обращают на психические процессы. Проверяют работу памяти и способность концентрировать внимание, выявляют интенсивность мыслительных процессов, эмоциональное состояние и его динамику. Не менее важно при оценке потенциала изучить личностные особенности пациента, определить, каков присущий ему тип темперамента, и на основании этого строить общение с больным. Нужно знать характер пациента, уровень его интеллектуального развития. Во многом успешность реабилитации определяется наличием мотивации, которую квалифицированные доктора могут поддерживать и стимулировать.

    Уровень реабилитационного потенциала определяется внутренним моделированием заболевания. Этим термином принято обозначать понимание пациентом его состояния, представления человека о сущности проблемы и возможных прогнозах на ближайшее и отдаленное будущее. Зависит потенциал и от медицинских аспектов - особенностей конкретной программы лечения, включая ее объем и длительность. Чем выше качество медицинского обслуживания, тем больше будет и потенциал индивидуума. При прогнозировании ситуации имеет смысл оценить биологические, социальные аспекты, а также уделить внимание уровню функционирования компенсаторных механизмов. Всестороннее изучение ситуации позволяет точно определить потенциал больного и найти пути для его реализации, а в случае надобности - повышения.

    Внутри и снаружи

    Современные шкалы реабилитационного потенциала обязывают в равной мере уделять внимание как личностным особенностями человека, специфическим чертам его организма, так и социальному окружению. При этом учитывают, что наличие дефекта, патологии не исключает индивидуума из социальной среды, что формирует дополнительное реабилитационное поле, связанное именно с окружающими и их влиянием на личность.

    Корректное определение реабилитационного потенциала предполагает всесторонний анализ общественного настроя и оценку мнения относительно реабилитации, продвигаемого сообществом. Учитывают как влияние локального местного социума, окружающего проходящего реабилитацию человека, так и человеческое общество в целом. Оценивая возможности индивидуума, важно комплексно анализировать все влияющие на ситуацию факторы для построения максимально эффективной программы с учетом индивидуальных аспектов сложившейся обстановки.

    Социальное окружение

    Полноценное, всестороннее определение реабилитационного потенциала обязывает проанализировать микроскопический социум, окружающий проходящего восстановительную терапию индивидуума. Говорят о так называемой реабилитационной ориентации. Внимание уделяют близким родственникам пациента и наличию группы поддержки, связанной общими интересами, а также окружению на рабочем месте, учебном, если таковые есть в жизни человека.

    Выявление возможностей конкретного человека обязывает оценивать особенности больного в сравнении с представлениями референтной группы. Особенно актуально это, когда реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз формулируют применительно к страдающим психическими, нервными отклонениями. На основании полноценного анализа можно определить возможность реабилитации в социальной, трудовой, профессиональной среде, проанализировать перспективы интеграции в некоторую социальную группу.

    Что говорят вокруг?

    На человеческое сознание довольно сильно влияет общественное мнение. Доктора, формулируя реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз, обязательно учитывают этот аспект. Зачастую представления индивидуума о своих будущих возможностях диктуются сложившимися стереотипами, установившимся мнением. Если общество одобряет и принимает текущую ситуацию, допускает реабилитацию и благожелательно относится к персонам, ее с успехом прошедшим, это создает дополнительную мотивацию для конкретного человека.

    В то же время возможна такая ситуация, когда общественность негативно относится к заболеванию и восстановительной программе, отрицая вероятность возврата индивидуумом себе прежнего социального статуса. Это существенно уменьшает возможности докторов и снижает мотивацию самого человека, усложняет восстановительную программу. Следует понимать, что реабилитационный потенциал нельзя сделать полностью независимым от общественного мнения, но можно принять меры для ослабления негативного влияния этого фактора, если для конкретной ситуации мотивация, формируемая социумом, именно отрицательная. В противном случае необходим противоположный подход - активное оперирование постулатами, одобряемыми общественным мнением, для мотивации индивидуума.

    Оцениваем: как подходить к задаче? О правилах

    Выявление реабилитационного потенциала предполагает полноценную оценку трех аспектов деятельности человека:

    • юридическая;
    • экономическая;
    • этическая.

    Правовой, социальный потенциал реабилитации суммарно объединен в юридическую оценку возможностей и будущего проходящего восстановительную программу индивидуума. При этом потенциал оценивается применительно не к конкретному человеку, но анализируется социум как единый объект, организм. Внимание уделяют тому, в какой степени удачно сформулированы, применяются на практике социальные, правовые, законные нормативы, инструкции, подчиненные законам и призванные защищать права пациентов, включая тех, кому присвоен статус инвалидов.

    В нашей стране действует ряд специальных нормативов, призванных защитить права лиц, страдающих расстройствами психики, нервной системы. Не все из них реально работают на практике, и оценка потенциала должна производиться с учетом реального положения дел, а не официального, прописанного в бумагах.

    Техника и нравственность

    Оценивая реабилитационный потенциал, доктора обязательно уделяют внимание социальным возможностям помощи человеку, проходящему восстановительную программу. Какие виды поддержки сообщество может оказать? Какая техника, научные разработки, экономические социальные программы существуют для увеличения возможностей конкретного человека? Разносторонний анализ этих аспектов позволяет получить максимально точное представление об успешности запланированного восстановительного курса.

    Общественный нравственный низкий реабилитационный потенциал - это ситуация, когда пациент не ощущает моральной поддержки со стороны окружающего мира. Наоборот, высокий обеспечивает отличные возможности тем, кто борется при одобрении сообщества со своими заболеваниями, проблемами, не вызывающими в социуме порицания.

    Актуальная проблема

    Так сложилось, что в настоящее время довольно низкий уровень поддержки у тех, кто проходит восстановление после зависимостей, лечится от психических нарушений. Специалисты привлекают внимание к этому факту, отмечая неприемлемость таких «двойных стандартов», так как в поддержке микро-, макросоциума нуждаются абсолютно все люди, вынужденные бороться с существенными сложностями, в том числе в рамках медицинской и реабилитационной программы.

    При оценке влияния этических факторов уделяют внимание специфике референтной группы, анализируют общество как единый объект, выявляя отношение этих групп к деятельности проходящего восстановление человека. Считается, что корректировка, если возможно, социальной обстановки, а также продвижение более благоприятной к инвалидам социальной политики позволит повысить потенциал проходящих восстановительные программы в настоящем и будущем. К сожалению, возможности докторов в наши дни существенно ограничены.

    Продолжая анализ ситуации

    Когда удалось выявить специфические особенности конкретной ситуации в разрезе описанных выше аспектов, необходимо дополнительно оценить состояние пациента. Для этого используется специальная шкала на четыре балла: высокий уровень, средний, несколько ниже среднего и самый низкий. Отдельно оценки выставляются применительно к конкретной ситуации для самого пациента как личности, его организма (анализируются физиологические, биологические черты), сообщества. Просуммировав полученные данные, итоговое значение фиксируют в карту пациента. В будущем от него отталкиваются при выборе программ и подходов.

    Чтобы составить оптимальный проект восстановления и спланировать успешность его реализации, кроме указанной системы баллов необходимо также поставить клинический, функциональный диагноз и сформулировать социальные возможности человека, проанализировать его будущее с учетом психического состояния. Только такой комплексный подход с выделением внимания всем значимым функциям обеспечивает достаточный объем информации для качественной работы с больным.

    Специальный случай

    Для многих родителей важно знать, производится ли оценка реабилитационного потенциала ребенка с какими-то отличительными особенностями относительно взрослых пациентов. Как отмечают специалисты, формально сам подход точно такой же, как и применительно к любому другому индивидууму. При этом программа реабилитации составляется с учетом возраста человека, внимание чему уделяется на этапе оценки возможностей, силы мотивации в конкретном случае.

    В то же время применительно к детям точно так же составляется шкала с баллами, по которым оценивается состояние человека, а также формулируется общественное отношение. Важно помнить о несформированности психики в детском возрасте - это накладывает определенные ограничения, зачастую усложняет ситуацию. В большей степени важен социум микроскопического масштаба, то есть поддержка близких родственников.

    Инсульт: особенности

    Выявление потенциала для пострадавших от этого состояния довольно сложное, во многом успешность восстановительной программы определяется опытом врача, помогающего пациенту ее пройти. Нейропластичность в каждом отдельном случае имеет специфические особенности, многие перестройки функций также уникальны, поэтому нельзя создать одну общую универсальную программу для всего списка больных.

    Как отмечают специалисты, даже в ситуации, когда очаги повреждения совпадают, реакция организма и изменение особенностей жизнедеятельности могут отличаться очень существенно. Это касается и размеров поврежденного участка головного мозга. Для определения возможностей восстановительной программы необходимо проанализировать индивидуальные особенности и выявить все предикторы восстановления.

    Прогностические факторы: очаг поражения

    Обилие очагов зачастую оказывает тяжелое влияние на человека, но конкретной точной информации относительно значимости этого фактора и по сей день у врачей нет, так как не хватает технических и научных инструментов для корректного изучения ситуации. Известно, что усложняют реабилитационную программу небольшие дополнительные очаги, особенно если таковые образовались в мозговых участках двигательной коры, путей. Это в большей степени касается полушария ипсилатерального.

    Сложности в реабилитации будут испытывать пациенты, у которых инсульт проявился обширным повреждением одного участка мозга и сопровождался незначительными поражениями лобной, височной, теменной долей полушария справа. В момент диагностирования ситуации заметить это можно по апатичности больного, гипокинезии, аспонтанности.

    Что еще влияет?

    Специфический подход к построению реабилитационной программы требуется, если инсульт сопровождался симптоматикой дисциркуляторной энцефалопатии. Это касается как типичных клинических проявлений, так и нейровизуализационных признаков. Ухудшение восстановительного прогноза связывают с симптомами гипомнезии. У некоторых больных наблюдается снижение интеллекта, способности трудиться, концентрировать внимание. Это также ухудшает прогнозы по реабилитации.

    Восстановлению после инсульта способности правильно говорить может существенно препятствовать наличие дополнительных очагов поражения в областях головного мозга, ответственных за речь. Усложняют ситуацию поражения доминантного полушария в области образований под корковым слоем, а также участков, расположенных вблизи ответственных за речь.

    Все средства медицинской реабилитации , которые позволяют решить ее задачи, можно разделить на три группы, в соответствии с особенностями их действия:

    Активные - все формы кинезотерапии (физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения, и виды спорта, работа на тренажерах, трудотерапия и др.);

    Пассивные - фармако- и физиотерапия, а также комплиментарная терапия (рефлексо-, фитотерапия, гомеопатия и др.);

    Психорегулирующие - эстето-, фонотерапия, аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.

    Эффективность указанных средств медицинской реабилитации не равнозначна и во многом определяется длительностью и периодом заболевания, степенью выраженности клинических симптомов, наличием сопутствующей патологии органов и систем, характером медикаментозной терапии и другими факторами, которые влияют на реактивность организма, а, следовательно, и на результат заболевания.

    Реабилитационная программа (программа реабилитации) - это последовательность (порядок) применения форм, методов и средств реабилитации, которые обеспечивают достижение оптимального для больного состояния здоровья и работоспособности.

    Для ее составления необходимо учитывать весь комплекс изменений (морфологических, физиологических, психологических) и руководствоваться правилами, которые предусматривают:

    Определение реабилитационного потенциала больного;
    . Оценку результатов реабилитации и степени восстановления;
    . Ежедневную экспресс-диагностику соответствия адаптивных возможностей организма уровню физических и психических нагрузок;
    . Комплексность лечебно-восстановительных мероприятий;
    . Поэтапность (переходность) действий, которые проводятся (поэтапное назначение восстановительных мероприятий с учетом динамики функционального состояния больного).

    Определение реабилитационного потенциала больного

    Реабилитационный потенциал больного отражает способность переносить различные реабилитационные мероприятия, а также достигать максимально возможного уровня восстановления состояния здоровья и работоспособности.

    Его оценка (определение) является наиболее существенным моментом при подготовке программы реабилитации и нуждается в разрешении нескольких основных задач:

    1. Выяснение характера нарушений и степени ограничения функции.
    2. Определение возможности полного или частичного морфологического и функционального восстановления у больного поврежденного органа или системы.
    3. Дальнейший прогноз развития адаптационных и компенсаторных возможностей организма больного при данном заболевании.
    4. Оценка физического состояния организма в общем и функциональной способности отдельных органов и систем с учетом определения переносимости различных за характером, объемом и интенсивностью реабилитации факторов.

    Результаты оценки реабилитационного потенциала следует рассматривать в динамике, которая предоставляет возможность объективно устанавливать эффективность программы и отдельных ее этапов с целью их дальнейшей коррекции.

    Оценка степени восстановления (результаты реабилитации)

    Степень восстановления после перенесенных заболеваний и травм может быть оценена по четырехбальной шкале: полное восстановление, частичное восстановление, без изменения начального уровня, ухудшение.

    Согласно материалам Международного отдела по вопросам труда была разработана более подробная шкала динамики восстановления, возможных результатов заболеваний и оценка функциональных возможностей:

    1. Восстановление функциональной способности в той или другой степени.
    1.1. Полное восстановление.
    1.2. Частичное восстановление.
    1.3. Компенсация при ограниченном восстановлении функций и отсутствия восстановления.
    1.4. Замещение (ортопедическое или хирургическое) при отсутствии восстановления.
    2. Восстановление адаптации к повседневной и профессиональной жизни.
    2.1. Воспитание готовности к труду и бытовой деятельности.
    2.2. Трудотерапия.
    3. Привлечение к трудовому процессу, определение пригодности к трудовой деятельности, переподготовка.
    4. Диспансерное обслуживание реабилитантов.

    Ежедневная экспресс-диагностика состояния организма

    Проводится для оценки соответствия адаптационных возможностей организма уровню физических и психических нагрузок и расчета реабилитационного потенциала. Она дает возможность определить динамику основных клинико-физиологических показателей и коррекцию программы реабилитации.

    По результатам комплексной диагностики функционального состояния больного реабилитологом осуществляется индивидуализация программ с разработкой комплекса реабилитационных мероприятий, которая содержит такие основные компоненты:

    1) медикаментозная, хирургическая коррекция измененных вследствие заболеваний органов и систем;
    2) коррекция метаболических и иммунологических нарушений;
    3) восстановление функционального состояния организма методами физического действия;
    4) коррекция психо-эмоционального состояния путем формирования позитивной мотивации на дальнейшее успешное лечение;
    5) восстановление профессиональных навыков пациента при помощи аппаратно-программных комплексов сенсорного образа профессиональной деятельности.

    Углубленное клинико-психологическое обследование завершает реализацию комплексной реабилитационной программы, давая возможность судить о результатах проведенных реабилитационных мероприятий и степени восстановления физиологических функций, которые обеспечивают успешность профессиональной деятельности.

    На основании данных обследования разрабатываются предложения относительно оптимизации программы медицинской реабилитации с целью повышения ее эффективности. Перед переводом больного на следующий (санаторный или амбулаторно-поликлинический) этап проводится экспертиза его профессиональной пригодности, и предоставляются рекомендации относительно дальнейшей реабилитации.

    Изучение ближайших и отдаленных результатов реабилитационных мероприятий предоставляет возможность планомерно и эффективно вести весь процесс реабилитации, определяя основные задачи на каждом из этапов, и путем отбора комплекса адекватных и эффективных средств добиваться благополучного результата.

    Все вышесказанное дает возможность говорить о том, что медицинская реабилитация больных и пострадавших является одной из современных направлений развития здравоохранения в мире. Для формирования системы медицинской реабилитации необходима организационная основа от создания соответствующей законодательной базы до формирования реабилитационных учреждений и подготовки специалистов профильными кафедрами.

    Приоритетным направлением реабилитации является раннее и широкое применение всего комплекса реабилитационных мероприятий на всех ее этапах госпитальном, амбулаторно-поликлиническом, санаторно-курортном, а также в повседневных условиях. Экономически оправданным является расширение реабилитации в сторону развития системы профилактических мероприятий с внедрением новых методов.

    Сакрут В.Н., Казаков В.Н.

    Экспертно-реабилитационная диагностика включает в себя клиническую, психологическую, социальную, профессиональную диагностику и предполагает последовательную экспертную оценку:

    – последствий болезни («патологического потенциала») соответственно на биологическом (нарушений в анатомофункциональном со стоянии организма), индивидуально – личностном уровне (ограничений жизнедеятельности индивида) и социальном уровне (социальной недостаточности);

    – реабилитационного потенциала;

    – реабилитационного прогноза.

    При проведении экспертно-реабилитационной диагностики специалисты учреждения МСЭ используют методы опроса, наблюдения, тестирование (метод тестовых испытаний), экспертный (метод экспертных оценок).

    По результатам комплексного исследования, наряду с оценкой последствий болезни (нарушения функций, ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности), определяются реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз.

    Реабилитационный потенциал – это возможности больного человека при определенных условиях и содействии реабилитационных служб и общества в целом приводить в действие (активизировать) свои биологические и социально-психологические механизмы восстановления нарушенного здоровья, трудоспособности, личностного статуса и положения в обществе. Реабилитационный потенциал – это сложное интегративное понятие, в структуре которого для диагностики (оценки) выделяют три составляющие, отражающие разные уровни реабилитационного воздействия:

    – потенциал выздоровления – определяет возможности восстановления или компенсации нарушений в анатомическом, физиологическом, психическом состоянии организма, т. е. возможности реабилитации больного на биологическом уровне в основном средствами медицинской реабилитации;

    – потенциал социализации (или ресоциализации) – определяется возможностями восстановления или компенсации социальных навыков и функций на индивидуально-личностном уровне в условиях болезни или ее последствий, т. е. возможностями восстановления или приспособления к выполнению привычных видов деятельности; в качестве составляющих (компонентов) потенциала социализации могут выступать возможности восстановления у больного или инвалида навыков общения, передвижения, самообслуживания, выполнения повседневной деятельности и работы в быту, способности к обучению, выполнять профессиональную деятельность (трудовой потенциал), адекватному поведению и ориентации, рекреативной и творческой деятельности и др.;

    – потенциал социальной интеграции (реинтеграции) – определяет возможности индивида к восстановлению обычного для себя в соответствии с полом, возрастом и прочими социально-личностными характеристиками положения в обществе, а также возможности включения (возвращения) в обычные условия жизни вместе и наравне со здоровыми людьми.

    Оценка реабилитационного потенциала предусматривает определение сомато-личностных способностей, свойственных данному инвалиду, сохранившихся вопреки заболеванию или дефекту и служащих предпосылкой для восстановления статуса, а также прогнозирования уровня возможности восстановления или компенсации имеющихся ограничений. Она включает определение уровня физического развития и физической выносливости, уровня психофизической выносливости, уровня психоэмоционального развития и устойчивости, определение социально-психологического статуса с учетом уровня общего развития и запаса знаний, особенностей личности, состояния и устойчивости психических процессов, уровня микросоциальной адаптации; определение социально-трудового статуса с учетом общего и специального образования, профмаршрута, уровня оплаты труда, условий и характера труда, уровня сохранности профессиональных знаний, навыков и умений, уровня толерантности к профессионально-производственным нагрузкам; определение социально-средовой ситуации с учетом семейного положения, жилищно-бытовых условий, материального положения, уровня сохранности социально-бытовых навыков и умений, уровня сохранности микросоциальных связей, уровня социальной активности.

    В это понятие заложено огромное количество психофизических показателей, отражающих функциональное состояние различных органов и функциональных систем, личностные особенности инвалида, социально-средовые и профессиональные факторы. При этом реабилитационные возможности восстановления отдельных органов, функциональных систем в сочетании с соответствующими социально-средовыми и профессиональными факторами чрезвычайно вариабельны. К ним относятся внутренние факторы, определяемые на уровне организма, и «условно» внешние факторы (социально-средовые).

    Прежде всего, необходимо выделить базовую составляющую «реабилитационного потенциала» (анатомо-физиологическую), основанную на сомато-личностных особенностях, свойственных данному инвалиду и сохранившихся вопреки заболеванию или дефекту и служащих предпосылкой для восстановления определенного социального статуса. Оцениваются:

    – анатомические данные (конституционно-анатомические особенности, возрастные и половые различия, уровень физического развития и физической подготовленности – рост стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки и различных групп мышц, мышечная сила, выносливость, быстрота действий и двигательных реакций, ловкость, жизненная емкость легких, пространственная ориентировка, двигательная координация и др.; особенности нервной деятельности, наличие адаптационных резервов и др.;

    – психофизические данные (возможность основных психических функций – восприятия, внимания, памяти, мышления; наличие определенных способностей и уровень сформированности волевых качеств; особенности мотивационной сферы, эмоциональная устойчивость и лабильность, личностные особенности: экстравертивность – интервертивность, невротицизм, уровень притязаний и самооценки, уровень тревожности и др.).

    Кроме этого, на уровне индивида представляется необходимость выделять психофизиологическую (клинико-функциональную) составляющую «реабилитационного потенциала» инвалида или хронически больного, которая представляет собой совокупность сохранных функций и личностных особенностей организма, которые необходимо поддерживать и развивать в процессе проведения реабилитационных мероприятий, касающихся восстановления определенных видов жизнедеятельности.

    В основе определения реабилитационных возможностей (реабилитационного потенциала) инвалидов относительно конкретных видов жизнедеятельности лежит выявление комплекса психофизиологических показателей, характеризующих их. Методически в основе этого, наряду с общепринятыми методами функциональной экспертной диагностики, направленной на определение степени выраженности функциональных нарушений, должны быть использованы специальные методы тестирования с применением нагрузок, моделирующих различные виды деятельности, фармакологические пробы и др.

    Оценка реабилитационного потенциала проводится на основании результатов последовательного изучения составляющих его элементов (уровней): биомедицинского потенциала, психофизиологического потенциала, личностного потенциала, образовательного потенциала, социально-бытового потенциала, профессионального (трудового) потенциала, социального потенциала и социального-средового потенциала.

    Биомедицинский (саногенетический) потенциал – возможность человека к восстановлению (регенерации, репарации, реституции) или компенсации нарушений в анатомо-функциональной целостности органов, тканей, систем и организма в целом.

    Психофизиологический потенциал – возможность использования, развития и адаптации сохранившихся функциональных способностей человека для восстановления (компенсации ограничений) социальных навыков и привычных для него видов деятельности.

    Личностный потенциал – возможность, способность и направленность личности активно участвовать в реабилитационном процессе и достигать поставленные реабилитационные задачи.

    Образовательный потенциал – возможности человека к овладению общеобразовательными и профессиональными знаниями, профессиональными (трудовыми) навыками и умениями.

    Социально-бытовой потенциал – возможности достижения самообслуживания и самостоятельности проживания и ведения личного хозяйства.

    Профессиональный (трудовой) потенциал – возможность восстановления профессионального и социально-трудового статуса или достижения иных целей в области трудовой деятельности.

    Социальный потенциал – возможности восстановления или компенсации социального статуса.

    Социально-средовой потенциал – возможности включения или возвращения в привычные условия семейной и общественной жизни.

    Реабилитационный потенциал имеет 4 уровня оценки: высокий, средний (или удовлетворительный), низкий и практически отсутствует. На основании всей совокупности факторов, характеризующих возможности инвалида к реабилитации, реабилитационный потенциал оценивается как:

    – высокий – при возможности достижения полного восстановления здоровья, всех обычных для инвалида видов жизнедеятельности, трудоспособности и социального положения (полная реабилитация); при данном уровне реабилитационного потенциала можно ожидать возвращения человека к работе в прежней профессии в полном объеме или с ограничениями либо возможность выполнения работы в полном объеме в другой профессии, равноценной по квалификации прежней профессии инвалида;

    – удовлетворительный – в случае неполного выздоровления с остаточными проявлениями в виде умеренно выраженного нарушения функций, выполнения основных видов деятельности с трудом, в ограниченном объеме, частичного восстановления трудоспособности, при сохранении частичного снижения качества и уровня жизни, потребности в социальной поддержке и материальной помощи (частичная реабилитация – переход из I или II группы в III группу инвалидности); при данном реабилитационном потенциале сохраняется возможность продолжения работы в своей профессии с уменьшением объема работы или снижением квалификации либо выполнения работы в полном объеме в другой профессии, более низкой по квалификации, по сравнению с прежней профессией, или работы в других профессиях с уменьшением объема работы независимо от их квалификации;

    – низкий – если имеет место медленно прогрессирующее течение хронического заболевания, выраженное нарушение функций, значительные ограничения в выполнении большинства видов деятельности, выраженное снижение трудоспособности, потребность в постоянной социальной поддержке и материальной помощи (частичная реабилитация – переход из I группы во II группу инвалидности); при реализации потенциала возможно возвращение или приспособление инвалида к работе в рамках своей профессии или выполнение другой профессиональной деятельности в специально созданных производственных условиях;

    – отсутствие реабилитационного потенциала – при прогрессирующем течении заболевания, резко выраженном нарушении функций, невозможности компенсации или самостоятельного выполнения основных видов деятельности, стойкой частичной или полной утрате трудоспособности, потребности в постоянном уходе или надзоре и постоянной материальной помощи (реабилитация невозможна – стабильная инвалидность или ее утяжеление); неспособность выполнять любые виды трудовой деятельности.

    Реабилитационный прогноз – предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала и предполагаемый уровень интеграции инвалида в общество – возможный результат реабилитации. Реабилитационный прогноз определяется не только уровнем и содержанием реабилитационного потенциала, но и реальными возможностями применения для его реализации современных реабилитационных технологий, средств и методов.

    Реабилитационный прогноз определяется на основе комплексной оценки внутренних и внешних факторов, которые могут в той или иной степени оказать положительное или отрицательное влияние на процессы восстановления здоровья (клинический прогноз), трудоспособности (трудовой прогноз), личностного и социального статуса больного или инвалида (социальный прогноз).

    При его оценке учитывают следующие факторы:

    – особенности болезни и ее последствия (патологический потенциал);

    – реабилитационный потенциал;

    – социально-психологические особенности личности;

    – возможности применения современных реабилитационных технологий в отношении конкретного больного;

    – социально-средовые условия – реабилитационная среда и др.

    Реабилитационный прогноз имеет три уровня оценки:

    – благоприятный – при возможности полного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности и полной социальной, в том числе трудовой, интеграции инвалида в процессе проведения реабилитационных мероприятий;

    – относительно благоприятный – при возможности частичного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности, уменьшении степени их ограничения или стабилизации, расширении способности к социальной интеграции и переходу от полной к частичной социальной поддержке и материальной помощи в процессе проведения реабилитационных мероприятий;

    – сомнительный (неопределенный) – неясный прогноз;

    – неблагоприятный – при невозможности восстановления или компенсации нарушенных ограничений жизнедеятельности, каких-либо существенных положительных изменений (незначительный результат) в личностном, социальном и социально-средовом статусе инвалида в процессе проведения реабилитационных мероприятий.

    Определение показаний к проведению реабилитационных мероприятий предполагает последовательное определение необходимости и целесообразности осуществления мер и средств реабилитационного воздействия в отношении выявленных расстройств по категориям ограничений жизнедеятельности. При этом по каждой категории ограничения жизнедеятельности устанавливают возможный ожидаемый эффект реабилитации: восстановление или компенсация (полная или частичная), либо восстановлению или компенсации не подлежит.

    1.3. Структура социальной реабилитации

    По форме собственности и масштабам деятельности реабилитационные учреждения подразделяются на:

    общегосударственные (учрежденные федеральными органами власти);

    областные (краевые) (учрежденные органами власти субъекта РФ);

    муниципальные (учрежденные органами местного самоуправления);

    негосударственные (учрежденные общественными или религиозными организациями, физическими или юридическими лицами).

    По направлению деятельности реабилитационные учреждения можно разделить на:

    экспертные , решающие вопросы определения реабилитационного потенциала инвалидов и составления индивидуальных программ реабилитации;

    образовательные , занимающиеся оказанием помощи в получении базового или нового образования, переобучении, трудоустройстве;

    социальные , деятельность которых направлена на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе;

    медицинские , в задачу которых входит частичное восстановление здоровья или замедление тех или иных патологических процессов, профилактика осложнений заболеваний;

    производственные , занимающиеся вопросами социальной реабилитации на производстве, трудовой адаптации и др.

    Различные формы реабилитации соответствуют трем классам последствий болезни, которые проявляются одновременно или последовательно на трех взаимосвязанных уровнях:

    биологическом , который выражается в отклонениях от нормального морфофункционального статуса и вызывает нарушения органов и систем;

    организменном , вызывающем ограничение способности к передвижению, общению, способности владеть телом или адекватно себя вести, что нередко приводит к снижению работоспособности и самообслуживания;

    социальном , приводящем к социальной недостаточности, нарушениям связей с семьей и обществом.

    Цели социальной реабилитации:

    – реактивная (поощрение индивида, находящегося в пассивном состоянии, физически и социально неактивного к возобновлению активной повседневной жизни в своей среде);

    реинтеграция (возвращение человека в общество, занятие посильной полезной деятельностью;

    ресоциализация (возобновление контактов индивида во время или после болезни с семьей, соседями, друзьями и выход из состояния изоляции).

    Задачи социальной реабилитации:

    1. Содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь.

    2. Оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения.

    3. Развитие коммуникативных навыков.

    Принципы социальной реабилитации

    Социальная политика, адресованная инвалидам, была основана первоначально на принципах изоляции и компенсации. Первый выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов, сегрегированных от общих систем: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного проживания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т. д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удовлетворение их особых нужд, однако в первую очередь с точки зрения здоровых членов общества. Сами инвалиды, таким образом, исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.

    Принцип компенсации реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной компенсационной форме: выплата пенсий или пособий, предоставление льгот. Сами по себе подобные льготы необходимы, но, будучи единственным механизмом помощи, они не способствуют интеграции инвалидов в общество и обеспечивают им крайне низкие стандарты существования. Кроме того, целый ряд потребностей инвалидов не может быть выражен в денежной форме, а восстановление социального статуса, полноценность интеграции в общество лишь опосредованно связаны с материальным фактором.

    Изменение политики в отношении инвалидов, переход к восприятию социальной модели инвалидности привели к тому, что на инвалидов и инвалидность распространяется ведущий принцип социального устройства современного общества – принцип равных социальных нрав и возможностей индивидов, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей. В соответствии с ним инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но и как субъекты своей собственной жизнедеятельности.

    Также существует принцип активного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации государственной социальной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Изложенный в ряде международных правовых документов, в том числе в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, этот принцип в последнее время успешно воплощается в практике реабилитационных служб ряда зарубежных стран в качестве программы «Формируй свою жизнь» – «Shape your life». В соответствии с этой программой инвалиды либо получают средства на руки, либо получают право распоряжаться средствами, выделяемыми государственными или муниципальными органами для их реабилитации.

    К числу важнейших относится также принцип неразрывной связи индивида с ограниченными возможностями и социальной среды. Разумеется, среда влияет на инвалида по многим направлениям – через общие социальные связи и чувства, ближайшую социальную сеть, через общественные настроения, предрассудки и ожидания. Личность инвалида формируется в конкретных социальных условиях. Однако и сами инвалиды сознательно или бессознательно формируют свое социальное окружение, в большей мере влияя на ближайшие звенья своей «социальной сети», в значительно меньшей мере – на общество в целом. Это находит отражение в феномене созависимости, в неблагоприятном эмоциональном фоне многих инвалидных семей, в сознательном или бессознательном стремлении ряда инвалидов к манипулированию теми лицами, с которыми они общаются. Безусловно, сказанное не означает, что всякое общение инвалида манипулятивно или контрпродуктивно. Социальные коммуникации каждого индивида, независимо от его физических или психических условий, являются важнейшей частью его социальной роли.

    Принцип связи индивида и социальной среды позволяет избежать сведения всех проблем лиц с физиологическими, психическими или интеллектуальными ограничениями только к медицинским вопросам. В этот круг изучения включаются обстоятельства проживания, воспитания, обучения, общения инвалида, возможность или невозможность удовлетворения всех присущих ему потребностей, а не только первичных.

    Одним из основополагающих является принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалида, ибо для каждого индивида его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной, социализирующей и реабилитирующей средой. Однако помимо, бесспорно, положительного влияния семьи на статус и развитие лица с ограниченными возможностями, не следует забывать и о том, что семья может являться сильнейшим патологизирующим фактором, который порождает и консервирует комплекс самосознания инвалида в его собственных глазах и глазах окружающих.

    Чрезвычайно важен принцип комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий, поскольку отдельные несистематизированные меры могут не принести полноценного положительного результата или даже в редких случаях сказаться негативно. Незавершенность реабилитационной программы, отсутствие некоторых направлений сокращают возможности реализации индивидуального реабилитационного потенциала. Правда, в последнее время все более подчеркивается субъектная роль индивида в его участии в реабилитационном процессе, значение в его жизни негосударственных социальных организаций, благотворительных обществ, ассоциаций самопомощи. Тем не менее ведущим в наших условиях должен оставаться принцип государственных социальных гарантий для инвалидов. Это обусловлено, с одной стороны, провозглашением нашей страны социальным государством, которое принимает на себя ответственность за социальное благосостояние своих граждан. С другой стороны, результаты кризиса в экономике, снижение возможностей трудового самообеспечения, сокращение в обществе трудовой мотивации приводят к тому, что инвалиды более всех других граждан испытывают затруднение в обеспечении своей жизнедеятельности, реализации своих потребностей – от самых первичных нужд до высших социальных и духовных потребностей. Люди с ограниченными возможностями в ряде случаев не могут надеяться на выживание без систематизированной и всесторонней поддержки государства. Социальная реабилитация как дорогостоящий и ресурсоемкий процесс также должна проводиться на основе зафиксированных в законодательстве социальных гарантий.

    Таблица 1

    Медицинская и социальная модели инвалидности