Учет медикаментов. Учет лекарственных средств и изделий медицинского назначения в медицинских организациях Учет лекарственных средств в лпу приказ 747

В соответствии с пунктом 5.2.100.1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 162; 2006, № 19, ст. 2080; 2008, № 11, ст. 136; № 15, ст.1555; № 23, ст. 2713) в целях совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях п р и к а з ы в а ю:

1. Создать Комиссию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее - Комиссия).

2. Утвердить:

Положение о Комиссии согласно приложению № 1;

Состав Комиссии согласно приложению № 2.

3. Рекомендовать органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации создать в субъектах Российской Федерации комиссии по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И.Скворцову.

Министр
Т.А. Голикова

Приложение № 1
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 19 декабря 2008 г. № 747

Положение о Комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

1. Комиссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее – Комиссия), является постоянно действующим координационным органом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Министерство), созданным для обеспечения согласованных действий при решении задач совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства, а также настоящим Положением.

3. В состав Комиссии входят представители Министерства, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, руководители и работники федеральных государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук.

4. Задачами Комиссии являются:

разработка и координация мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

изучение причин смертности и летальности у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях;

взаимодействие с комиссиями по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, создаваемыми в субъектах Российской Федерации, по изучению причин смертности и летальности у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях;

разработка предложений по снижению смертности у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях;

5. В соответствии с возложенными задачами Комиссия осуществляет следующие функции:

подготовка предложений Министерства по основным направлениям реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

определение приоритетных направлений в обеспечении реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

подготовка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Министерства, связанных с совершенствованием организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

координация взаимодействия Министерства, подведомственных Министерству служб и агентства, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

организационно-методическое сопровождение мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в субъектах Российской Федерации;

осуществление мониторинга реализации мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

анализ и оценка хода реализации мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

6. Руководство деятельностью Комиссии осуществляет председатель или по его поручению заместитель председателя Комиссии.

7. План работы Комиссии утверждается председателем Комиссии.

8. Решение о проведении заседаний Комиссии принимает председатель Комиссии или в случае его отсутствия - заместитель председателя Комиссии.

9. Заседания Комиссии считаются правомочными, если на них присутствует более половины её членов.

10. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии и оформляются протоколом, который подписывается председателем Комиссии и всеми членами Комиссии. Особое мнение членов Комиссии в письменном виде прилагается к протоколу.

11. Документация, связанная с деятельностью Комиссии, хранится в Департаменте организации медицинской помощи и развития здравоохранения Министерства.

Приложение № 2
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 19 декабря 2008 г. № 747

Состав Комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

Скворцова

Вероника Игоревна

заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации (председатель Комиссии)

Кривонос

Ольга Владимировна

директор Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России (заместитель председателя Комиссии)

Абакумов

Михаил Михайлович

заместитель директора Научно-исследовательского института скорой помощи им Н.В.Склифосовского Департамента здравоохранения г.Москвы (по согласованию)

Алексеева

Галина Сергеевна

заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России

Багненко

Сергей Федорович

главный внештатный специалист Минздравсоцразвития России по скорой медицинской помощи, директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского института скорой помощи им. И.И. Джанелидзе Комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга (по согласованию)

Борисенко

Леонид Викторович

заместитель директора по лечебно-профилактической работе Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»

Гончаров

Сергей Федорович

директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»

Елена Петровна

начальник отдела промышленной медицины управления организации медицинской помощи Федерального медико-биологического агентства

Картавенко

Валентина Ивановна

главный научный сотрудник Научно-исследовательского института скорой помощи им Н.В.Склифосовского Департамента здравоохранения г.Москвы (по согласованию)

Кожевникова

Жанна Владимировна

начальник отдела специальных программ развития Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России

Евгений Васильевич

главный внештатный специалист Минздравсоцразвития России по анестезиологии и реаниматологии, директор Научно-исследовательского института общей реаниматологии РАМН

Владимир Михайлович

главный внештатный детский специалист-хирург Минздравсоцразвития России, заместитель директора Московского научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии

Ромодановский

Павел Олегович

главный внештатный специалист Минздравсоцразвития России по судебно-медицинской экспертизе, заведующий кафедрой судебно-медицинской экспертизы и медицинского права Московского государственного медико-стоматологического университета Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Стожаров

Вадим Владимирович

заместитель директора Санкт-Петербургского научно-исследовательского института скорой помощи им. И.И. Джанелидзе Комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга (по согласованию)

Титов Игорь Анатольевич

заместитель начальника отдела специальных программ развития Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России

(ответственный секретарь Комиссии)

Троянова

Людмила Степановна

заместитель начальника отдела промышленной медицины управления организации медицинской помощи Федерального медико-биологического агентства

Олег Сергеевич

главный врач ФГУЗ «Клиническая больница № 85 Федерального медико-биологического агентства» (по согласованию)

Широкова

Валентина Ивановна

директор Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России

Бухгалтер должен отразить в учете поступление медикаментов в учреждение. Но этим его работа не исчерпывается: ему нужно организовать учет, фиксировать все, что произойдет с медикаментами в дальнейшем, то есть когда и для чего их будут использовать.

Учет в медицинских учреждениях

По роду своей деятельности для осуществления лечебного процесса, проведения профилактических мероприятий медицинские учреждения используют лекарственные препараты, перевязочные, вспомогательные и прочие материалы (далее - медикаменты).

Приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. N 747 была утверждена Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения (далее - Инструкция N 747), которая и в настоящее время регламентирует порядок и организацию учета медикаментов в учреждениях здравоохранения. Согласно п. 1 данной Инструкции в учреждениях здравоохранения учитываются:

Медикаменты: лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.;

Перевязочные средства: марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т.п.;

Вспомогательные материалы: бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и т.п.;

Тара: склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутылки, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно.

На основании данной Инструкции учреждения здравоохранения могут иметь собственную аптеку, являющуюся структурным подразделением учреждения здравоохранения, либо приобретать лекарственные средства у поставщиков.

Учет медикаментов в аптеке учреждения

Обеспечение лечебного учреждения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, предметами ухода за больными является основной задачей аптеки медицинского учреждения. Учету лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, посвящен разд. 2 Инструкции N 747.

Ответственность за сохранность медикаментов в аптеке возложена на заведующего аптекой или его заместителя (п. 9 Инструкции N 747). С лицами, ответственными за сохранность лекарственных средств, находящихся в отделениях (кабинетах) учреждения, заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности (п. 8 Инструкции N 747).

В аптеках, отделениях (кабинетах) учреждений подлежат предметно-количественному учету следующие материальные ценности:

Ядовитые лекарственные средства;

Наркотические лекарственные средства;

Этиловый спирт;

Новые препараты для клинических испытаний;

Дефицитные и дорогостоящие медикаменты и перевязочные средства по утвержденному списку;

Тара порожняя и занятая лекарственными средствами.

Предметно-количественный учет лекарственных средств ведется в книге предметно-количественного учета аптекарских запасов (форма 8-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и заверены подписью главного бухгалтера. На каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, открывается отдельная страница (п. 15 Инструкции N 747).

Материально ответственные лица ведут учет медикаментов в книге (ф. 0504042) или карточке (ф. 0504043) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Медикаменты отпускаются из аптеки на основании требования-накладной (ф. 0315006) и текущей потребности в количестве:

Ядовитые - пятидневной нормы;

Наркотические - трехдневной нормы;

Все остальные - десятидневной нормы.

В соответствии с п. 20 Инструкции N 747 заведующий аптекой или уполномоченное лицо производит таксировку каждого требования-накладной. Это делается для определения общей стоимости отпущенных медикаментов. Заведующий аптекой несет ответственность за правильное применение розничных цен, подсчет стоимости лекарственных средств в накладных (требованиях), расходных документах и инвентаризационных описях.

Вспомогательные материалы, полученные на основании счетов поставщиков, списываются в расход в аптеке и в бухгалтерии учреждения в денежном выражении по мере их поступления в аптеку (п. 24 Инструкции N 747).

Стоимость тары, не подлежащей обмену и возврату, включенная поставщиком в цену лекарственных средств, списывается в расход при списании этих лекарственных средств. Если стоимость безвозвратной одноразовой тары не включена в цену полученных средств, а показана в счете поставщика отдельно, эта тара по мере высвобождения списывается с подотчета заведующего аптекой в расход.

Обменная (возвратная) тара по мере сдачи ее поставщику или специальной тарособирающей организации включается в отчет заведующего аптекой, а денежные средства, возвращенные учреждению, относятся на восстановление кассовых расходов.

Испорченные медикаменты и лекарства с истекшим сроком годности запрещено продавать, и они должны быть уничтожены. На это указал в Письме от 30 декабря 2005 г. N 01И-838/05 Росздравнадзор. Порядок уничтожения лекарственных средств определен Приказом Минздрава России от 15 декабря 2002 г. N 382 "Об утверждении Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств". Уничтожение лекарственных средств осуществляется с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится комиссией по уничтожению лекарственных средств, создаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в присутствии собственника или владельца лекарственных средств, подлежащих уничтожению. Особенности уничтожения лекарственных средств определены в данной Инструкции (п. 8).

При уничтожении лекарственных средств комиссия составляет акт, в котором указываются:

Дата, место уничтожения;

Место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтожении;

Основание для уничтожения;

Сведения о наименовании (с указанием лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого лекарственного средства, а также о таре или упаковке;

Наименование производителя лекарственного средства;

Наименование владельца или собственника лекарственного средства;

Способ уничтожения.

Акт по уничтожению лекарственных средств подписывается всеми членами комиссии по уничтожению лекарственных средств и скрепляется печатью предприятия, которое осуществило уничтожение лекарственного средства. Также составляется акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

В конце каждого месяца заведующий аптекой составляет отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммовом) выражении (форма 11-МЗ) по группам лекарственных средств.

Разъясните, пожалуйста, место и значение Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утв. Приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. N 747 в действующем законодательстве РФ:
- в какой именно части названная Инструкция не противоречит действующему законодательству РФ;
- необходимо ли (обязательно ли) исполнять ее в медицинских организациях, учредителями которых являются субъекты РФ и в негосударственных медицинских организациях;
- если необходимо (обязательно), то какой орган (органы) уполномочены контролировать соблюдение установленных Инструкцией требований и какова ответственность за их нарушение.

26 июля 2012 г. 9260

Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.

Утвержденная Приказом Минздрава СССР от 2.06.87 г. N 747 «Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР» определяет порядок оприходования и учета лекарственных средств, изделий медицинского назначения, вспомогательных и перевязочных материалов и тары, а также утверждает ряд учетных форм.
В настоящее время Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. Согласно пункту 6 указанной Инструкции субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет и данной Инструкцией, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.
Актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные настоящей Инструкцией;
порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 7 Инструкции основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным, согласно законодательству РФ, правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
наименование документа;
дату составления документа;
наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
личные подписи указанных лиц и их расшифровка.
Для осуществления внутреннего (предварительного, последующего) финансового контроля и (или) в целях упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях, принимаемых к отражению на счетах бухгалтерского учета, субъект учета вправе на основе первичных учетных документов, составленных в подтверждение указанных операций, составлять сводные учетные документы по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации в установленном порядке. В случае отсутствия утвержденной формы сводного учетного документа субъект учета вправе в рамках формирования своей учетной политики утверждать формы сводных учетных документов с учетом требований к составу обязательных реквизитов, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, учет материальных ценностей, каковыми, безусловно, являются и лекарственные средства, изделия медицинского назначения и перевязочные материалы, государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обязаны вести в соответствии с общими требованиями законодательства о бухгалтерском учете для бюджетных организаций. Документооборот в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должен строиться, в первую очередь, на основе унифицированных форм документов, утвержденных Госкомстатом РФ.
Наряду с этим для организации специфического учета в бюджетном учреждении здравоохранения в части, не противоречащей действующему законодательству, возможно использование форм документов, приведенных в Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747.

Так, Минздравсоцразвития РФ в своем Письме от 24.05.2007 г. N 4185-ВС четко указало, что до февраля 2006 года бюджетные учреждения здравоохранения при оформлении заказа на получение лекарственных средств из аптечных учреждений использовали форму накладной (требования) N 434, согласно Приказа Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. N 747, но после указанного срока при оформлении заказа на получение лекарственных средств из аптечных организаций необходимо руководствоваться Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России, и типовой межотраслевой формой требования-накладной N М-11, утвержденной постановлением Госкомстата России.
В связи с этим укажем также, что действующим законодательством утверждены формы журналов учета лекарственных препаратов, включенных в утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 г. N 785 «Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами» (в ред. от 06.08.2007), для наркотических и психотропных лекарственных средств и прекурсоров.
В то же время заметим, органы управления здравоохранением некоторых субъектов РФ, в частности, Москвы и Московской области, в своих документах указывают на нарушения подведомственными учреждениями здравоохранения требований «Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР», утвержденной Приказом Минздрава СССР от 02.06.87 г. N 747.
В связи с этим подчеркнем, что ни в одном нормативном акте Республики Карелия, откуда поступил рассматриваемый вопрос, обсуждаемая «Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР» вообще не упоминается.
В заключение заметим, что указанная Инструкция относится только к государственным учреждениям здравоохранения, получающим денежные средства из государственного бюджета. Учитывая, что Российская Федерация является правоприемником СССР, требования данной Инструкции, в принципе, могут быть распространены на федеральные учреждения здравоохранения, а также на учреждения здравоохранения субъектов РФ.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

Об утверждении "Инструкции по учету медикаментов,
перевязочных средств и изделий медицинского назначения в
лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения,
состоящих на Государственном бюджете СССР"


Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минздрава СССР от 30 декабря 1987 года N 1337 .
____________________________________________________________________

В целях дальнейшего усиления контроля за обеспечением сохранности и рационального расходования медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения

УТВЕРЖДАЮ:

"Инструкцию по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР";

форму N 1-МЗ - "Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету";

форму N 2-МЗ - "Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету";

форму N 6-МЗ "Книга регистрации счетов, поступивших в аптеку".

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Министрам здравоохранения союзных республик:

1.1. В месячный срок размножить и довести утвержденную настоящим приказом инструкцию до лечебно-профилактических учреждений здравоохранения.

1.2. Организовать изучение инструкции соответствующими работниками, осуществляющими прием, хранение, расходование и учет медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения.

1.3. Обеспечить строгий контроль за соблюдением настоящей инструкции.

2. Президенту Академии медицинских наук СССР, начальникам III, IV главных управлений при министерстве здравоохранения СССР:

2.1. Довести утвержденную настоящим приказом инструкцию до лечебно-профилактических учреждений здравоохранения и обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных п.п.1.2, 1.3.

3. Руководителям учреждений союзного подчинения принять инструкцию к исполнению и провести мероприятия, предусмотренные п.п.1.2, 1.3.

4.1. Приказ Минздрава СССР от 23 апреля 1976 года N 411 "Об утверждении инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР".

4.3. Приказ Минздрава СССР от 18 марта 1985 года N 312 "Об усилении контроля за выполнением врачебных медикаментозных назначений в лечебно-профилактических и других учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР".

4.4. Формы NN: 1-МЗ, 2-МЗ, 6-МЗ, утвержденные приказом Минздрава СССР от 25 марта 1974 года N 241 "Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для учреждений, состоящих на Государственном бюджете СССР".

4.5. Пункт 1.6. приказа Минздрава СССР от 9 января 1987 года N 55 "О порядке отпуска этилового спирта и спиртосодержащих лекарственных средств из аптечных учреждений" в части учета спирта в журнале по форме N 10-АП в лечебно-профилактических учреждениях.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление бухгалтерского учета и отчетности Минздрава СССР (т.Запорожцев Л.Н.).

Первый заместитель Министра
Г.А.Сергеев

ИНСТРУКЦИЯ по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР

ИНСТРУКЦИЯ
по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий
медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях
здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР

1. Общие положения

1. Согласно настоящей инструкции в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения*, состоящих на Государственном бюджете СССР, учитываются:
________________
* В дальнейшем лечебно-профилактические учреждения здравоохранения будут именоваться "учреждения".

медикаменты - лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.;

перевязочные средства - марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т.п.;

вспомогательные материалы - бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и т.п.;

тара - склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутыли, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно*.
________________
* В дальнейшем материальные ценности (медикаменты, перевязочные средства, вспомогательные материалы, тара), перечисленные в п.1 настоящей инструкции, будут именоваться "лекарственные средства".

2. Радиофармацевтические препараты, применяемые с лечебными и диагностическими целями, подлежат учету в централизованной бухгалтерии и в бухгалтерии учреждения* в суммовом (денежном) выражении. Порядок получения, хранения и использования их определен действующими указаниями Министерства здравоохранения СССР**.
________________
* В целях сокращения централизованные бухгалтерии и бухгалтерии лечебно-профилактических учреждений будут именоваться "бухгалтерии учреждений".

** "Правила работы с радиоактивными веществами в учреждениях системы Минздрава СССР", утвержденные президиумом ЦК профсоюза медработников и Минздравом СССР 3 августа, 12 сентября 1961 года, протокол N 23, "Правила и нормы применения открытых радиофармацевтических препаратов в диагностических целях", утвержденные Минздравом СССР 25 мая 1983 года N 2813-83.

3. Лекарственные средства, полученные бесплатно для проведения клинических испытаний и исследований, подлежат оприходованию в аптеке и в бухгалтерии учреждения на основании сопроводительных документов*.
________________
* Письмо Минздрава СССР от 7 декабря 1962 года N 21-13-96 "О порядке учета операций по безвозмездной передаче на широкие клинические испытания лекарственных средств и медицинской техники оплачиваемых за счет фонда освоения новых медицинских изделий".

4. Организация и учет бесплатного отпуска медикаментов при амбулаторном лечении некоторых категорий больных осуществляется в соответствии с действующими инструкциями и приказами Министерства здравоохранения СССР.

5. Порядок учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих в своем составе аптеку или получающих лекарственные средства из хозрасчетной аптеки, изложен в соответствующих разделах настоящей инструкции*. Лекарственные средства из аптеки отпускаются в отделении учреждения в расчете на фактическое количество больных, находящихся в них.
________________
* Кровь для переливания поступает в отделения (кабинеты) учреждения по оформленным в установленном порядке накладным (требованиям) ф.434 из отделения переливания крови, а при его отсутствии от материально ответственного лица, на которого приказом по учреждению возложены обязанности по ее получению, хранению и выдаче в отделения (кабинеты). Накладные с указанием в них Ф.И.О. больного, номера истории болезни, являются основанием для списания крови в расход.

Учреждения обязаны осуществлять контроль за полным и по назначению использованием бюджетных ассигнований, выделяемых по статье 10 бюджетных классификации расходов "Приобретение медикаментов и перевязочных средств" в соответствии с установленными нормами.

6. В аптеках, отделениях (кабинетах) учреждений подлежат предметно-количественному учету следующие материальные ценности:

ядовитые лекарственные средства в соответствии с правилами , утвержденными ;

наркотические лекарственные средства в соответствии с правилами, утвержденными приказом Министерства здравоохранения СССР ;

этиловый спирт;

Новые препараты для клинических испытаний и исследований в соответствии с действующими указаниями Министерства здравоохранения СССР;

дефицитные и дорогостоящие медикаменты и перевязочные средства по списку, утвержденному Министерством здравоохранения СССР;

тара, как порожняя, так и занятая лекарственными средствами.

7. В отделениях (кабинетах) учреждений предметно-количественный учет материальных ценностей, перечисленных в п.6 настоящей инструкции, ведется по форме*, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 3 июля 1968 года N 523 , за исключением наркотических лекарственных средств, учет которых ведется в книге учета наркотических лекарственных средств в отделениях и кабинетах по ф.60 - АП**, утвержденной .
________________
* Форма приведена в приложении 1 к настоящей инструкции.

** Форма приведена в приложении 2 к настоящей инструкции.

Страницы книг должны быть пронумерованы, книги пронумерованы и заверены подписью руководителя учреждения.

8. С лицами, ответственными за сохранность лекарственных средств, находящихся в отделениях (кабинетах) учреждения, заключает договор о полной индивидуальной материальной ответственности на основании типового договора, приведенного в приложении 2 к постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 28 декабря 1977 года N 447/24 *.
________________
* Доведено приказом Минздрава СССР от 14 марта 1978 года N 222.

9. В аптеке учреждения полная индивидуальная материальная ответственность за сохранность лекарственных средств возлагается на заведующего аптекой или его заместителя в порядке, изложенном в п.8 настоящей инструкции. По решению руководителя учреждения в аптеке может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность в соответствии с постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 14 сентября 1981 года N 259 16-59 "Об утверждении перечня работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, условий ее применения и типового договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности" .

10. Руководитель учреждения несет персональную ответственность за рациональное применение и учет лекарственных средств, создание соответствующих условий их хранения и обеспечения материально ответственных лиц мерной тарой.

11. Заведующий отделением (кабинетом) обязан постоянно контролировать:

обоснованность назначения лекарственных средств;

строгое выполнение назначений в соответствии с историей болезни;

количество фактического наличия лекарственных средств в отделении (кабинете); принимать решительные меры по недопущению создания их запасов сверх текущей потребности.

12. Согласно приказу* Министерства здравоохранения СССР от 30 декабря 1982 года N 1311 в каждом учреждении создается постоянно действующая комиссия, назначаемая приказом руководителя учреждения, которая ежемесячно проверяет в отделениях (кабинетах) состояние хранения, учета и расходования наркотических лекарственных средств. В таком же порядке не реже двух раз в год проводится проверка фактического наличия лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.
________________
* Доведено приказом Минздрава СССР от 18 декабря 1981 года N 1283 и письмом Минздрава СССР и ЦК профсоюза медработников от 2 октября 1983 года N 03-14/39-14/111-01/К.

II. Учет лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку

13. Аптека учреждения должна размещаться в помещениях, обеспечивающих надлежащие условия сохранности лекарственных средств и других материальных ценностей в соответствии с правилами, утвержденными действующими приказами Министерства здравоохранения СССР.

14. Лекарственные средства, перечисленные в п.п.1 и 3, учитываются как в бухгалтерии, так и в аптеке по розничным ценам в суммовом (денежном) выражении.

В аптеке, кроме того, ведется предметно-количественный учет лекарственных средств, перечисленных в п.6 настоящей инструкции.

15. Предметно-количественный учет лекарственных средств ведется в книге предметно-количественного учета аптекарских запасов ф.8-МЗ, страницы которой должны быть пронумерованы и заверены подписью главного бухгалтера.

На каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, открывается отдельная страница.

Основанием для ежедневной записи поступивших в аптеку лекарственных средств служат счета поставщиков, а выданных накладные (требования), акты или другие документы.

На основании накладных (требований на отпущенные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, составляется ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, ф.1-МЗ, записи в которой ведутся по каждому наименованию в отдельности. Ведомость подписывается заведующим аптекой или его заместителем. Общее количество отпущенных за день указанных материальных ценностей, согласно выборке за день, переносится в книгу ф.8-МЗ.

16. При поступлении в аптеку лекарственных средств заведующий аптекой, или лицо на то уполномоченное, проверяет соответствие количества и качества их с данными, указанными в документах, правильность цен за единицу указанных материальных ценностей (согласно действующим прейскурантам), после чего делает на счете поставщика надпись следующего содержания: "Цены проверены, материальные ценности мною приняты (подпись)".

При обнаружении недостачи, излишков, порчи и боя материальных ценностей комиссия, созданная по поручению руководителя учреждения, осуществляет приемку поступивших материальных ценностей в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству в установленном порядке.

17. Полученные и проверенные счета поставщиков заведующий аптекой записывает в книгу регистрации счетов, поступивших в аптеку, ф.6-МЗ, после чего передает их в бухгалтерию учреждения для оплаты.

При заполнении книги ф.6-МЗ в графе 6 указывается стоимость весовых медикаментов, т.е. стоимость сухих и жидких медикаментов, требующих перед их отпуском в отделения (кабинеты) учреждения определенной обработки в аптеке (смешивания, фасовки и т.п.).

18. Отпуск лекарственных средств материально ответственным лицам отделений (кабинетов) производится заведующим аптекой или его заместителем по накладным (требованиям) ф.434, утвержденным руководителем учреждения или лицом, на то уполномоченным. Материально ответственные лица отделений (кабинетов) расписываются в накладной (требовании) в получении лекарственных средств из аптеки, а заведующий аптекой или его заместитель - в их выдаче.

Накладные (требования) выписываются в двух экземплярах чернилами или шариковой ручкой. Первый экземпляр накладной (требования) остается в аптеке, а второй возвращается материально ответственному лицу отделения (кабинета) при отпуске ему лекарственных средств.

В накладных (требованиях) обязательно указывается полное наименование лекарственных средств, их размеры, фасовка, лекарственная форма, дозировка, упаковка и количество, необходимое для определения их розничной цены и стоимости.

В тех случаях, когда в накладной (требовании) не указаны полные данные на выписанные лекарственные средства, заведующий аптекой обязан при выполнении заказа дописать в обоих экземплярах необходимые данные или внести соответствующие исправления. Исправление количества, фасовки и дозировки лекарственных средств в сторону увеличения категорически запрещается.

Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, должны выписываться из аптеки на отдельных накладных (требованиях) со штампом, печатью учреждения и утверждаться руководителем учреждения, в них должны указываться номера историй болезни, фамилии, имена и отчества больных, для которых выписаны лекарственные средства.

19. Лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности в них: ядовитые лекарственные средства - 5-дневной*, наркотические лекарственные средства - 3-дневной**, все остальные - 10-дневной.
________________
* Объявлено приказом Минздрава СССР от 3 июля 1968 года N 523 .

** Объявлено приказом Минздрава СССР от 30 декабря 1982 года N 1311 .

20. Каждая накладная (требование) на выдачу лекарственных средств в отделения (кабинеты) таксируется заведующим аптекой или лицом, на то уполномоченным, для определения стоимости отпущенных материальных ценностей. Таксировка ценностей производится по розничным (прейскурантным) ценам по каждой лекарственной форме до целой копейки по правилам применения прейскуранта розничных цен на медикаменты и аптекарские товары N 0-25, а также выводится сумма в целом по накладной (требованию). Стоимость каждого наименования лекарственных средств и их общая сумма указывается в экземпляре накладной (требования) аптеки.

При расценке жидких лекарственных средств, отпускаемых каплями, следует руководствоваться действующей Государственной Фармакопеей.

21. Протаксированные накладные (требования) ежедневно записываются по порядку номеров в книгу учета протаксированных накладных (требований) ф.7-МЗ, страницы которой должны быть пронумерованы и на последней странице заверены подписью главного бухгалтера, при этом номера накладных (требований) на лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, подчеркиваются.

По окончании месяца в книге ф.7-МЗ подсчитывается итоговая сумма по каждой группе отпущенных материальных ценностей, перечисленных в пункте 1 инструкции, и общая сумма за месяц, которая проставляется цифрами и прописью.

В крупных учреждениях, в случае необходимости, на каждое отделение (кабинет) в книге ф.7-МЗ отводится отдельная страница, где записываются протаксированные накладные (требования) на лекарственные средства, выданные аптекой данному отделению (кабинету).

Итоговые суммы из книги указанной формы по каждой группе лекарственных средств, отпущенных аптекой за месяц, включаются в отчет аптеки о приходе и расходе медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в денежном (суммовом) выражении ф.11-МЗ.

Работник бухгалтерии учреждения, на которого должностной инструкцией возложены обязанности ведения бухгалтерского учета лекарственных средств, не реже одного раза в квартал осуществляет выборочные проверки правильности ведения книги ф.8-МЗ, ведомости ф.1-МЗ и книги ф.7-МЗ и подсчета итогов в накладных (требованиях), что подтверждается в проверенных документах подписью проверяющего.

22. Заведующий аптекой несет ответственность за правильное применение розничных цен, подсчет стоимости лекарственных средств в накладных (требованиях), расходных документах и инвентаризационных описях.

23. Первые экземпляры исполненных аптекой накладных (требований), пронумерованных с начала года, вместе с книгой ф.7-МЗ остаются у заведующего аптекой и хранятся в течение одного календарного года (не считая текущего) в сброшюрованном виде по месяцам.

Накладные (требования) на отпуск лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, хранятся у заведующего аптекой в течение трех лет.

По истечении указанных сроков хранения накладные (требования) могут быть уничтожены при условии, если контролирующей или вышестоящей организацией была проведена документальная ревизия учреждения, в ходе которой были проверены вопросы правильности оформления накладных (требований) ф.7-МЗ и предметно-количественного учета аптекарских запасов ф.8-МЗ. Об уничтожении накладных (требований) составляется акт, который утверждается в установленном порядке.

24. Вспомогательные материалы, полученные на основании счетов поставщиков, списываются в расход в аптеке и в бухгалтерии учреждения в денежном выражении по мере их поступления в аптеку.

25. Стоимость тары, не подлежащей обмену и возврату, включенная поставщиком в цену лекарственных средств, списывается в расход при списании лекарственных средств. Если стоимость безвозвратной одноразовой тары не включена в цену полученных средств, а показана в счете поставщика отдельно, эта тара по мере высвобождения от упакованных в нее лекарственных средств списывается с подотчета заведующего аптекой в расход.

26. Обменная (возвратная) тара по мере сдачи ее поставщику или тарособирающей организации включается в отчет заведующего аптекой, а возвращенные учреждению за нее денежные средства относятся на восстановление кассовых расходов.

Лечебная минеральная вода отпускается в отделения (кабинеты) учреждения в обменной посуде-таре, а в накладных (требованиях) стоимость минеральной воды указывается без стоимости посуды-тары.

27. При установлении потерь от порчи лекарственных средств составляется акт на списание ценностей, хранящихся в аптеке и пришедших в негодность ф.9-МЗ. Акт составляется в двух экземплярах комиссией, назначенной руководителем учреждения, с участием главного бухгалтера учреждения, заведующего аптекой и представителя общественности, при этом выясняются причины порчи ценностей, а также устанавливаются виновные в этом лица.
____________________________________________________________________
Вместо утратившей силу формы N 9-МЗ применяется форма N АП-20 "Акт о порче товарно-материальных ценностей" - .
____________________________________________________________________

Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию учреждения, второй - остается в аптеке. По недостачам и потерям от порчи лекарственных средств, явившимся следствием злоупотреблений, соответствующие материалы в течение 5 дней после установления недостач и потерь предъявляется гражданский иск.

Пришедшие в негодность лекарственные средства в присутствии комиссии, составившей акт, уничтожаются с соблюдением установленных для этого правил. При этом на акте делается надпись с указанием даты и способа уничтожения за подписями всех членов комиссии.

Уничтожение ядовитых и наркотических лекарственных средств производится в порядке, установленном и от 30 декабря 1982 года N 1311 .

28. В конце каждого месяца заведующий аптекой составляет отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммовом) выражении ф.11-МЗ с выделением в отчете групп лекарственных средств, перечисленных в инструкции.

В отчет включается также сумма разницы, образующейся между стоимостью ингредиентов*, оцененных по розничным ценам, и стоимостью изготовленной аптекой при лабораторных работах продукции, исчисленной в тех же ценах. Для учета этих работ в аптеке ведется книга учета лабораторных работ ф.10-МЗ, страницы которой должны быть пронумерованы и на последней странице заверены подписью главного бухгалтера.
________________
* Ингредиент - составная часть какого-либо сложного соединения или смеси.

____________________________________________________________________
Вместо утратившей силу формы N 10-МЗ применяется форма N АП-11 "Журнал учета лабораторных и фасовочных работ" - приказ Минздрава СССР от 30 декабря 1987 года N 1337 .
____________________________________________________________________

В тех случаях, когда аптека получает и отпускает лекарственные средства, предназначенные для клинических испытаний, исследований и научных (специальных) целей, стоимость таких материальных ценностей указывается в отчете ф.11-МЗ как по приходу, так и по расходу отдельно в дополнительно вводимых для этого графах.

Составление отчета ф.11-МЗ начинается с указания остатка стоимости лекарственных средств по каждой их группе на начало отчетного месяца. Эти остатки переносятся из утвержденного отчета ф.11-МЗ за предыдущий месяц. В приход записывается стоимость лекарственных средств, поступивших в аптеку за месяц согласно счетов поставщиков, зарегистрированных в книге ф.6-МЗ. В расход записывается стоимость отпущенных аптекой лекарственных средств отделениям (кабинетам) по накладным (требованиям), записанным в книгу ф.7-МЗ. На основании актов и других документов, служащих основанием для списания, в расход записывается также стоимость испорченных лекарственных средств, возвращенной (реализованной) обменной тары и суммарные разницы от лабораторно-фасовочных работ.

В конце отчета показывается остаток стоимости лекарственных средств и прилагаются подлинные документы, кроме протаксированных накладных (требований), остающихся на хранение в аптеке в соответствии с пунктом 23 настоящей инструкции.
Отчет аптеки составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета подписывается заведующим аптекой и представляется в бухгалтерию учреждения не позднее 5-го числа следующего за отчетным месяца, в условиях механизации учета в сроки, утвержденные графиком документооборота; второй экземпляр остается у заведующего аптекой. После проверки отчета бухгалтерией и утверждения его руководителем учреждения, отчет аптеки служит основанием для списания бухгалтерией учреждения израсходованных лекарственных средств.

29. Все лекарственные средства и другие материальные ценности, находящиеся в аптеке, подлежат ежегодной инвентаризации.

Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, инвентаризуются по видам, наименованиям, фасовкам, лекарственным формам и дозировкам не менее одного раза в год, но не ранее 1 октября отчетного года.

В соответствии с приказами Минздрава СССР от 3 июля 1968 года N 523 , от 30 декабря 1982 года N 1311 комиссия, назначенная приказом руководителя учреждения, ежемесячно проводит в аптеке проверки фактического наличия лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, и сверяет с данными учета аптеки.

По распоряжению руководителя учреждения инвентаризация лекарственных средств, находящихся в аптеке, проводится в случаях установления фактов нарушения правил приемки, хранения, выдачи лекарственных средств, при изменении в установленном порядке их розничных (прейскурантных) цен, в случае смены заведующего аптекой, а при коллективной (бригадной) материальной ответственности при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

В инвентаризационных описях лекарственные средства, учитываемые в денежном выражении, выделяются по группам, перечисленным в п.1 настоящей инструкции. Суммы недостач, выявленные при инвентаризации по оной группе, не могут перекрываться излишками, образовавшимися по другой группе ценностей.

Выявленные при инвентаризации недостачи лекарственных средств в пределах установленных норм естественной убыли списываются на основании распоряжения руководителя учреждения на уменьшение финансирования.

Нормы естественной убыли к готовым лекарствам заводского изготовления не применяются.

Для определения стоимости расхода весовых медикаментов за инвентаризуемый период следует подсчитать общую сумму поступивших весовых медикаментов за этот период, показанную в графе 6 книги ф.6-МЗ, прибавить к ней сумму остатка этих ценностей на начало инвентаризуемого периода и из полученного итога вычесть стоимость остатка весовых медикаментов, выявленного последней инвентаризацией.

Руководители учреждений обязаны лично рассматривать материалы инвентаризации не позднее чем в 10-дневный срок после ее окончания.

Инвентаризационная комиссия несет ответственность за полноту и точность внесения в инвентаризационные описи данных о фактических остатках лекарственных средств, розничных цен на них, таксировки и определения естественной убыли.

III. Учет лекарственных средств в учреждениях,
не имеющих аптек

30. Учреждения здравоохранения, не имеющие своих аптек, снабжаются лекарственными средствами из хозрасчетных аптек.

31. Учреждения (отделения, кабинеты) получают лекарственные средства из хозрасчетных аптек только в размере текущей потребности в них в сроки, установленные п.19 настоящей инструкции.

32. Получение лекарственных средств из хозрасчетной аптеки должно осуществляться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения и заведующим аптекой.

33. Лекарственные средства отпускаются в учреждения (отделения, кабинеты) из хозрасчетной аптеки по накладным (требованиям) ф.434 или накладным ф.16-АП*, утвержденным руководителем учреждения**.
________________

** Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, выписываются в порядке, установленном п.18 настоящей инструкции.

Накладные (требования) на ядовитые и наркотические лекарственные средства и этиловый спирт выписываются отдельно.

34. Накладные (требования) выписываются старшей медицинской сестрой каждого отделения (кабинета) учреждения по группам лекарственных средств, перечисленным п.1 настоящей инструкции.

Накладные (требования) выписываются в 4-х экземплярах, а на лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету в 5-ти экземплярах; из них - 2 экземпляра накладных (требований) поступают в учреждение; 2 экземпляра остаются в аптеке (а на лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету 3 экземпляра).

35. Лекарственные средства из хозрасчетной аптеки получают материально ответственные лица: старшие медицинские сестры отделений (кабинетов), главные (старшие) медицинские сестры амбулаторно-поликлинических учреждений по доверенностям ф.ф.: М-2, М-2а, выдаваемым в порядке, установленном инструкцией Министерства финансов СССР по согласованию с ЦСУ СССР от 14 января 1967 года N 17 .

36. Срок действия доверенности устанавливается не более, как на текущий квартал, а на получение ядовитых и наркотических лекарственных средств доверенность выдается сроком до одного месяца.

37. Получение лекарственных средств из хозрасчетной аптеки материально ответственные лица учреждения подтверждают распиской на всех экземплярах накладных (требований), при этом они получают один экземпляр, протаксированный по каждой лекарственной форме до полной копейки, а работник аптеки расписывается в выдаче лекарственных средств и правильности таксировки на всех экземплярах накладных (требований).

38. Полученные из хозрасчетной аптеки лекарственные средства хранятся в отделениях (кабинетах).

Запрещается получение и хранение лекарственных средств в отделениях (кабинетах) сверх текущей потребности, а также выписывать лекарственные средства из хозрасчетной аптеки по общим накладным (требованиям) для нескольких отделений (кабинетов) и производить последующую фасовку, перемещение из одной посуды в другую, замены этикеток и др.

39. В амбулаторно-поликлинических учреждениях лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, выписывает главная (старшая медицинская сестра по отдельным накладным (требованиям), утвержденным руководителем учреждения, получает их из хозрасчетной аптеки и выдает в отделения (кабинеты) для текущей потребности.

Учет лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, ведется главной (старшей) медицинской сестрой в порядке, установленном пунктом 7 настоящей инструкции. По истечении каждого месяца главная (старшая) медицинская сестра представляет в бухгалтерию отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, по ф.2-МЗ, который утверждается руководителем учреждения.

Отпуск лекарственных средств в отделения (кабинеты) амбулаторно-поликлинического учреждения производится только для текущей потребности по накладным (требованиям), утвержденным руководителем учреждения в порядке, изложенном в п.19 настоящей инструкции.

40. На отпущенные учреждению лекарственные средства хозрасчетная аптека на основании выписанных за определенный период (неделю, декаду, полмесяца) накладных (требований) предъявляет учреждению счет с приложенными к нему накладными (требованиями), в которых указываются дата, номер, сумма по каждой накладной (требованию) и общая сумма по счету.

Счета хозрасчетной аптеки за полученные отделениями (кабинетами) лекарственные средства проверяются бухгалтерией учреждения согласно приложенным к ним накладным (требованиям), подписанным материально ответственными лицами отделений (кабинетов) в их получении, и служат основанием бухгалтерии для списания израсходованных лекарственных средств по каждому отделению (кабинету) и учреждению в целом.

41. Ввиду того, что расчет между учреждениями и хозрасчетной аптекой носят систематический характер, оплата стоимости полученных лекарственных средств может производиться на основе плановых платежей. Сумма ежеквартально перечисляемых средств не должна превышать сметных ассигнований, предусмотренных на эти цели.

Для этого учреждение или вышестоящая организация перечисляет в учреждение Госбанка СССР на расчетный счет хозрасчетной аптеки или аптечного управления авансом суммы, необходимые для оплаты стоимости лекарственных средств на срок не более месяца.

Ежемесячно производится уточнение расчетов. Не реже одного раза в квартал составляется акт выверки взаимных расчетов. Недоплаченную сумму учреждение должно перечислить на расчетный счет хозрасчетной аптеки до наступления очередного квартала, в этот же срок переплаченные суммы должны быть возвращены аптекой по требованию учреждения на его текущий счет на восстановление кассовых расходов по ст.10 или засчитаны в счет дальнейшего отпуска лекарственных средств.

42. В необходимых случаях допускается форма расчетов за лекарственные средства в порядке предварительной оплаты.

IV. Учет лекарственных средств в бухгалтерии учреждения

43. Бухгалтерский учет лекарственных средств в учреждениях, состоящих на Государственном бюджете СССР, осуществляется на субсчетах, предусмотренных планом счетов, утвержденным Министерством финансов СССР и в соответствии с настоящей инструкцией.

44. В обязанности бухгалтерии учреждения входит:

обеспечение правильной организации бухгалтерского учета лекарственных средств;

осуществление контроля за своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций;

контроль за правильным, экономным и по назначению расходованием денежных средств, выделяемых на приобретение лекарственных средств, за их сохранностью и движением;

постоянный контроль за правильным ведением в отделениях (кабинетах) учреждения предметно-количественного учета лекарственных средств в соответствии с п.7 настоящей инструкции;

участие в проведении инвентаризации лекарственных средств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете.

45. Бухгалтерский учет лекарственных средств осуществляется на субсчете 062 "Медикаменты и перевязочные средства".

В дебет субсчета 062 относится стоимость лекарственных средств, поступивших от поставщика (хозрасчетной аптеки, аптечного склада и др.) на основании счетов, актов и других документов по действующим розничным (прейскурантным) ценам, а при отсутствии утвержденных розничных цен - по расчетным розничным ценам с применением установленных наценок.

В кредит субсчета 062 записывается стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (кабинеты) учреждения и одновременно списывается в расход (дебет субсчета 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия").

46. Аналитический учет лекарственных средств ведется в суммовом выражении по группам ценностей, перечисленным в пункте 1 настоящей инструкции:

в бухгалтерии учреждения - в книге количественно-суммового учета материальных ценностей ф.296 без заполнения граф количественного учета по учреждению и по каждому отделению (кабинету) учреждения;

в централизованной бухгалтерии - на карточках ф.296-а, в которых открывается лицевой счет в целом по всем обслуживаемым учреждениям, а также по каждому учреждению, отделению (кабинету) учреждения.

При механизации операций по учету лекарственных средств аналитический учет отражается в машинограммах, утвержденных соответствующими проектными решениями по механизации бухгалтерского учета.

47. Обменная (возвратная) тара, не включенная в стоимость лекарственных средств и показанная в счете поставщика отдельно, учитывается на субсчете 066 "Тара".

Начальник Управления
бухгалтерского учета
и отчетности
Минздрава СССР
Л.Н.Запорожцев

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ИНСТРУКЦИИ ПО УЧЕТУ МЕДИКАМЕНТОВ,
ПЕРЕВЯЗОЧНЫХ СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ,
СОСТОЯЩИХ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ СССР"

В целях дальнейшего усиления контроля за обеспечением сохранности и рационального расходования медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения утверждаю:
Согласованные с Министерством финансов СССР 25 марта 1987 г. N 41-31:
"Инструкцию по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР";
форму N 1-МЗ - "Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету";
форму N 2-МЗ - "Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету";
форму N 6-МЗ - "Книга регистрации счетов, поступивших в аптеку".

Приказываю:

1. Министрам здравоохранения союзных республик:
1.1. В месячный срок размножить и довести утвержденную настоящим приказом инструкцию до лечебно-профилактических учреждений здравоохранения.
1.2. Организовать изучение инструкции соответствующими работниками, осуществляющими прием, хранение, расходование и учет медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения.
1.3. Обеспечить строгий контроль за соблюдением настоящей инструкции.
2. Президенту Академии медицинских наук СССР, начальникам III, IV главных управлений при Министерстве здравоохранения СССР:
2.1. Довести утвержденную настоящим приказом инструкцию до лечебно-профилактических учреждений здравоохранения и обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных п.п. 1.2, 1.3.
3. Руководителям учреждений союзного подчинения принять инструкцию к исполнению и провести мероприятия, предусмотренные п.п. 1.2, 1.3.
4. Считать утратившими силу:
4.1. Приказ Минздрава СССР от 23 апреля 1976 г. N 411 "Об утверждении инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР".
4.2. Письмо Минздрава СССР от 19 января 1977 г. N 25-5/5.
4.3. Приказ Минздрава СССР от 18 марта 1985 г. N 312 "Об усилении контроля за выполнением врачебных медикаментозных назначений в лечебно-профилактических и других учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР".
4.4. Формы NN: 1-МЗ, 2-МЗ, 6-МЗ, утвержденные приказом Минздрава СССР от 25 марта 1974 г. N 241 "Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для учреждений, состоящих на Государственном бюджете СССР".
4.5. Пункт 1.6. приказа Минздрава СССР от 9 января 1987 г. N 55 "О порядке отпуска этилового спирта и спиртосодержащих лекарственных средств из аптечных учреждений" в части учета спирта в журнале по форме N 10-АП в лечебно-профилактических учреждениях.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление бухгалтерского учета и отчетности Минздрава СССР (т. Запорожцев Л.Н.).

Первый заместитель Министра
здравоохранения СССР
Г.А.СЕРГЕЕВ