Академик п к анохин. Биография

"Опыт убедил меня, что без внутреннего горения, своего рода одержимости,
нельзя вести исследования на неизведанных путях
"

(1898-1974) - сов. физиолог, ученик В.М. Бехтерева и И.П. Павлова, автор теории функциональных систем, в которой используется идея опережающего отражения (частный случай - антиципация).

Среди учеников П.К. Анохина - крупные сейчас ученые-физиологи в Германии, Египте, Югославии, Чехословакии, Румынии, Китае, Монголии, прежних республиках СССР.

Основные работы: «От Декарта до Павлова» (1945); «Проблемы нервной деятельности» (1949); «Биология и нейрофизиология условного рефлекса» (1968); «Очерки по физиологии функциональных систем» (1975). См. Психика. (Б. М.)

Литература

  • Проблема центра и периферии в физиологии нервной деятельности. - Горький, 1935.
  • От Декарта до Павлова. Триста лет теории рефлекса. - М., 1945.
  • Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса. Бюлл. эксп. биол. и мед. - 1948. Т. 26. №8. - С.81-99
  • Иван Петрович Павлов . Жизнь, деятельность и научная школа. - М., 1949.
  • Проблемы высшей нервной деятельности. - М., 1949.
  • Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. - М., 1955.
  • Внутреннее торможение как проблема физиологии. - М., 1958.
  • Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М., 1968.
  • Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. - М., 1971.
  • Системный анализ интегративной деятельности нейрона. Усп.физиол.наук. - 1974. Т. 5. №5. - С.5-92
  • Очерки по физиологии функциональных систем. - М., 1975.
  • Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. - М., 1978.
  • Избранные труды. Системные механизмы высшей нервной деятельности. - М., 1979.
  • Узловые вопросы теории функциональных систем. - М., 1980.

назад в раздел .

Академик, основатель знаменитой научной школы, основоположник новых отраслей науки о мозге, ставших предвестником кибернетики - прошел путь, типичный для советского ученого.

Выходец из простой, рабочей семьи, он стал всемирно известным физиологом, принеся советской науке приоритет во многих отраслях нейрофизиологии, при этом подвергаясь периодической травле за свое нежелание следовать в науке официально утвержденным, идеологически выверенным курсом.

«Я родился в Овраге»

Он вспоминал, что отец и мать были неграмотными и подписывались двумя крестиками. Это было обычным явлением среди обитателей Оврага - самой пролетарской части Царицына. Здесь, в семье железнодорожного рабочего и родился будущий академик Анохин. Дата рождения его - 27 января 1898 года. Отец - Кузьма Владимирович - суровый и - был выходцем из донских казаков. От матери - Аграфены Прокофьевны, родом из Пензенской губернии - ему достался живой и общительный характер, и главной чертой мальчика стала любознательность и стремление к знаниям.

До революции он получает среднее образование - оканчивает реальное училище (1914) и поступает в землемерно-агрономическое училище в городе Новочеркасске. Вскоре он обозначает для себя интерес к биологической науке, к знаниям о человеке, в частности, о его мозге. Он начинает активно интересоваться научной литературой на эту тему, общаться с преподавателями естествознания, которые могли хотя бы дать направление для его образовательских устремлений.

Участник гражданской войны

Пролетарское происхождение делало для Анохина естественным участие в революционных событиях 1917 года, а затем в гражданской войне на стороне большевиков. Во время казачьего восстания в феврале 1918-го года Царицын оказался под угрозой, и юноша участвовал в его обороне - был назначен инспектором штаба по возведению военных укреплений. В 1920 году он активно работает в коммунистической пропаганде - становится комиссаром по печати в Новочеркасске и ответственным редактором главной газеты Донского округа - «Красный Дон».

Здесь проявляется серьезный писательский талант, которым всегда отличался впоследствии академик Анохин. Пётр Кузьмич пишет большинство передовиц и массу статей для газеты. Их живой и образный язык привлекает внимание наркома просвещения А.В. Луначарского, совершавшего агитационные поездки на фронт. Он захотел познакомиться с юным автором, и происходит встреча, имевшая для будущего ученого судьбоносный характер. Анохин рассказал наркому о своем желании учиться и о своем интересе к устройству человеческого мозга, который он сохранил во время всех бурных событий в стране.

Школа Бехтерева

Вскоре пришло письмо, в котором содержалась просьба направить Анохина на учебу к знаменитому ученому - Владимиру Михайловичу Бехтереву, руководившему Государственный институтом медицинских знаний в Петрограде. В 1921 году Петр Кузьмич поступает на учебу в это учебное заведение. Как писал потом Анохин, академик Бехтерев сделал для него главное - навсегда привязал к глобальной, общечеловеческой научной проблеме - к тайне работы человеческого мозга, когда с первого курса привлек к настоящей исследовательской работе.

Однако вскоре студент Анохин понимает, что его не привлекает психиатрия - главное направление научной деятельности Бехтерева. Он видит в ней слишком много неконкретного и недосказанного, того, что выражается лишь в словесной форме. Его больше привлекает физиология работы мозга, возможность его изучения путем постановки экспериментов с получением конкретных результатов. В то время главным авторитетом в этой области был Иван Петрович Павлов. Именно в его лабораторию и поступает в 1922 году Анохин. привлекает молодого ученого к экспериментам по вопросам внутреннего торможения - самого узкого места своей теории условных рефлексов.

Верный ученик Павлова

Бояться рутинности в науке, не допускать в работе однобокого взгляда, избегать слепого следования одним и тем же выводам, даже если они являются частью кажущейся гармоничной теории - так учил своих сотрудников великий физиолог. Поэтому, когда в 1924 году появилась статья «О диалектическом материализме и проблемах психического», в которой некоторые сотрудники павловской лаборатории усмотрели покушение на основные положения учения об условных рефлексах, и автором которой был Анохин, академик сам встал на защиту молодого ученого.

По рекомендации Павлова Анохин сначала становится преподавателем кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института, а затем профессором медицинского факультета Нижегородского университета. На базе этого факультета был образован Горьковский медицинский институт, где на кафедре физиологии и начинает свою самостоятельную научную и педагогическую деятельность Анохин. Академик, биография которого была долгое время связана с Горьким, оставил заметный след в истории института и всего города.

Институт экспериментальной медицины

На базе кафедры физиологии Горьковского мединститута, которую Анохин превратил в одну из лучших в стране, в 1932 году был создан филиал Всесоюзного института экспериментальной медицины, директором которого и стал Анохин.

В 1935 году его переводят на работу во ВНИЭМ в Москву в качестве руководителя отделения нейрофизиологии, в котором он активно занимается экспериментальными исследованиями высшей нервной деятельности. Он устанавливает активные связи с клиническими учреждениями, где проводит совместные исследования совместно с практикующими неврологами и нейрохирургами. Результаты этих работ сыграли важную роль во время работы Анохина над проблемами военных травм периферической нервной системы в годы Великой Отечественной войны.

Борьба за чистоту научных рядов

Многие историки отечественной науки утверждают, что удаление Анохина из столицы на периферию - в тогдашний Нижний Новгород, было произведено по инициативе Павлова, чтобы спасти его от неизбежного преследования за слишком независимые идеи и поступки. Так многих идейных борцов шокировало решение Анохина перестать платить партийные взносы, чтобы добровольно выйти из партии. Он посчитал, что общественная работа может помешать ему в научных занятиях.

Свою верность основополагающим положениям павловской теории провозглашали и Анохин-студент, и Анохин-академик. Ученый утверждал, что наибольший вред отечественной науке принесли те толкователи наследия великого физиолога, кто в разряд по неразумению занес идеи, высказанные Павловым в качестве лишь предположений или возможных допущений, не влияющих на содержание и истинность основных постулатов теории.

Впоследствии ему многое припомнится на знаменитой Павловской сессии - совместном собрании Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, происходившем летом 1950 года. На ней, вслед за генетикой, была подвергнута чистке советская физиология. Нескольких ведущих ученых, уважаемых во всем научном мире, подвергли жестокой травле за «отклонения от учения академика Павлова» и за преклонение перед буржуазными идеалистскими направлениями физиологической науки. Остракизму подверглись самые близкие и верные ученики Павлова - Л.Орбели, А. Сперанский, И. Бериташвили, Л.Штерн. Жесткой критике подверглись и взгляды, которые высказывал академик Анохин. Пётр Кузьмич, биография которого была связана с созданным им в 1944 году Институтом физиологии при АМН СССР, был отстранен от руководства и до 1953 года - до смерти Сталина - работал профессором кафедры физиологии мединститута в Рязани.

Главный научный вклад

Теория функциональных систем - закономерный результат развития павловской теории. Эту теорию многие считают главным научным достижением ученого, его важнейшим вкладом в мировую науку о человеческом мозге. Она заключается в описании процессов жизнедеятельности организма за счет существования в нем особых частных объединений и организаций, действующих с помощью нервных и гуморальных (осуществляемых через жидкие среды) регуляций.

Такие системы называют саморегулирующимися, поскольку происходит постоянное совершенствование. Результатом действия таких систем становится поведенческий акт, для оценки которого существуют обратная афферентация - обратная связь. Это понятие является основополагающим для науки о методах получения, передачи, хранения и преобразования информации - кибернетики. Отец этой науки - Норберт Винер - высоко ценил работы, автором которых был академик Анохин. Фото, сделанное во время совместной прогулки Винера и Анохина по Москве, стало символом тесной взаимосвязи двух наук.

Биологические бодрствования и сна, голода и насыщения, механизмы внутреннего торможения - этими проблемами Анохин активно занимался в последние годы. Он совмещал научные исследования с организационной деятельностью в отечественных и зарубежных научных обществах, участием в редколлегиях многочисленных изданий и т.д.

П.К. Анохин окончил жизненный путь 5 марта 1974 года, оставив добрую славу о своих человеческих качествах и огромное научное наследие.

Петр Кузьмич Анохин - советский физиолог, академик Академии медицинских наук СССР и Академии наук СССР, лауреат Ленинской премии, создатель теории функциональных систем.

Пётр Кузьмич родился 14 января 1898 года в городе Царицыне (сейчас Волгоград) в семье рабочего. В 15 лет окончил начальное училище и пошел работать на железную дорогу конторщиком, а затем почтовым чиновником. Осенью 1915 года поступил на учебу в землемерно-агрономическое училище в Новочеркасске.

В Гражданскую войну был комиссаром по печати и главным редактором газеты «Красный Дон» в Новочеркасске. В этот период А.В. Луначарский объезжал войска Южного фронта, Анохин случайно встретился с ним и в беседе рассказал Анатолию Васильевичу о своём желании заняться изучением мозга. Эта случайная встреча и стала знаковой в судьбе Анохина.

В 1921 году он получает вызов в Петроград и направление на учёбу в институт медицинских знаний, которым руководил В.М. Бехтерев. Уже на первом курсе он выполняет первую научную работу под руководством В.М. Бехтерева. В 1922 году Анохин слушает лекции Н.П. Пазлова в военно-медицинской академии.

Окончив в 1926 году институт медицинских знаний, становится ассистентом кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института, а с 1928 года доцентом.

В лаборатории И.П. Павлова Анохин выполнил ряд исследований по изучению кровообращения головного мозга и влияния ацетилхолина на функции слюнной железы.

В этот период деятельности П.К. Анохин предложил новые методы изучения условных рефлексов: оригинальный метод с внезапной подменой безусловного подкрепления, а также секретно-двигательный метод, что позволило сделать заключение о формировании в центральной нервной системе специального аппарата. Позже, в 1955 году, такой аппарат получил название «акцептор результата действия».

В 1935 году П.К. Анохин вводит понятие «санкционирующая афферентация» - с 1952 года «обратная афферентация» и в предисловии к монографии «Проблемы центра и периферии в физиологии нервной деятельности он дает определение функциональной системы. Ему удалось сформулировать теорию функциональной системы, показав, что системный подход в решении физиологических проблем является наиболее прогрессивным.

В 1935 году Пётр Кузьмич Анохин с частью сотрудников переезжает в Москву для работы в организованный отдел нейрофизиологии Всесоюзного института экспериментальной медицины (сокращенно ВИЭМ) и осуществляет ряд исследований совместно с отделом микроморфологии.

С 1938 года по приглашению Н.Н. Бурденко он одновременно возглавляет психоневрологический сектор Центрального нейрохирургического института и занимается разработкой теории нервного рубца, а также вопросами новокаиновой блокады.

Когда началась Великая Отечественная война в 1941 году, ВИЭМ эвакуируется в город Томск и здесь Анохин возглавляет нейрохирургическое отделение травм нервной системы. Позже результаты исследований и опыта были обобщены в монографии «Пластика нервов при военной травме периферической нервной системы» и легли в основу теории нервного рубца.

В 1942 году Пётр Кузьмич Анохин возвращается в Москву и возглавляет физиологическую лабораторию в Институте нейрохирургии. Здесь совместно с Н.Н. Бурденко продолжаются исследования по хирургическому лечению военной травмы нервной системы. Результатом работы стала совместная статья «Структурные особенности боковых нервов и их хирургическое лечение».

В 1944 году был создан Институт физиологии, куда Анохин назначается заведующим отделом физиологии нервной системы, здесь он в разные годы исполнял функции заместителя директора по научной работе и директора института.

Осенью 1950 года на известной научной сессии, посвященной проблемам физиологического учения И.П. Павлова, подверглись критике некоторые учения и физиологи, в том числе и теория функциональных систем Анохина. Его вскоре отстранили от работы и направили в Рязань, где он работал до 1952 года профессором кафедры физиологии медицинского института.

С 1953 по 1955 годы Анохин трудится в Центральном институте усовершенствования врачей в Москве заведующим кафедры физиологии и патологии высшей нервной деятельности.

В 1955 году - профессор кафедры нормальной физиологии Первого Московского медицинского института имени И.М. Сеченова. В это время Анохин разрабатывает и формулирует биологическую теорию эмоций, теорию сна и бодрствования, теорию голода и насыщения, им дана новая трактовка механизма внутреннего торможения и выпущена на эту тему монография.

Научную работу Пётр Кузьмич Анохин успешно сочетал с педагогической и общественной деятельностью, был членом правления Всесоюзного физиологического общества имени И.П. Павлова, председателем Московского физиологического общества, главным редактором журнала «Успехи физиологических наук».

Анохин проводил исследования нейронного механизма аппарата предсказания; создал концепцию механизма образования условного рефлекса. Изучал нейрофизиологический аспект эпилепсии, проблемы регенерации и трансплантации нервных стволов, анестезии.

Он разработал также общие принципы компенсации нарушенных функций.

Последней работой Анохина стала «Системный анализ интегративной деятельности нейрона, где освещены основные идеи о внутринейрональной переработке информации». Интересно отметить, что жена Анохина была доктором медицинских наук, а его дочь и внук стали профессорами.

В 1966 году Анохин награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. В 1972 году за монографию «Биология и нейрофизиология условного рефлекса» ему присуждена Ленинская премия.

Имя П.К. Анохина носит НИИ нормальной физиологии, одна из улиц в Москве также носит его имя.

Петр Кузьмич Анохин ученый физиолог, академик, основоположник новых знаний о человеческом мозге, основатель научной школы, внес огромный вклад в науку.

Детство

Родился Петр Кузьмич в простой рабочей семье 27 января 1898 года. Волей судьбы этот человек получил всемирную славу в области физиологии, принес науке признание в нейрофизиологии, периодически подвергался преследованию за свои не типичные для тех времен убеждения.

Родители Петра Кузьмича были неграмотными, подписывались крестиками. Его семья жила в Овраге, пролетарской частице Царицина. Отцом будущего академика был рабочий железной дороги. Кузьма Владимирович, отец Петра Кузьмича, являлся выходцем из донских казаков, был молчаливым и суровым человеком. Мать Аграфена Прокофьева была родом из Пензенской губернии, отличалась общительным и живым характером. В детстве Петр Кузьмич был любознательным, стремился узнать что- то новое.

Годы учебы

Получил Петр Кузьмич до революции среднее образование, окончил в 1914 году реальное училище, затем поступил в городе Новочеркасске в землемерно- агрономическое училище. Интересовался биологическими науками, знаниями относительно человеческого тела, особенно что касается мозга. Обучаясь в училище Петр интересуется научной литературой, активно общается с преподавателями естествознания.

Участие в гражданском противостоянии

Петр Кузьмич Анохин принимал участие в революции, затем в гражданском противостоянии на стороне большевиков. В 1918 году, во время восстания казаков, угроза нависла над Царицыно, и он участвовал в обороне города, в качестве инспектора штаба по строительству военных укреплений. Работал в 1920 году в коммунистической пропаганде, был комиссаром по печати и редактором газеты под названием «Красный Дон» в Новочервесске.

У молодого человека проявляется писательский талант, в результате чего он регулярно пишет статьи для газеты. Которые и привлекают внимание А. В. Луначарского, наркома просвещения, который неоднократно ездит на фронт в агитационных целях. Он знакомится с автором статей, и эта встреча для Анохина выявляется судьбоносной. Молодой человек рассказывает наркому о своем интересе к человеческому мозгу, об огромном желании учиться.

Школа Бехтерева

Через некоторое время тот посылает письмо с просьбой направить Анохина на обучение к ученому В. М. Бехтереву, руководителю института медицинских знаний в городе Петрограде. В результате чего Петр Кузьмич поступает туда на учебу. Анохин отмечал, что Берехтерев для него сделал главное, привязал к такой научной проблеме, как тайне работы человеческого мозга, с первого же курса молодой человек был привлечен к исследовательской деятельности. Через некоторое время Анохин осознает, что больше его интересует психиатрия. В ней он видит много недосказанного и неконкретного. Петра Кузьмича интересует принцип работы мозга, его изучение с помощью экспериментов и получения определенных результатов. На то время в данной области авторитетной личностью являлся И. П. Павлов. В лабораторию которого и поступает Анохин, в 1922 году.

Молодого ученого Павлов привлекает к экспериментам касательно вопросов внутреннего торможения.

Ученик Павлова

Великий физиолог учил в науке бояться рутинности, избегать однобоких взглядов и выводов. Павлов всячески продвигал своего талантливого ученика, в результате чего Анохин сперва стал преподавателем кафедры физиологии в зоотехническом институте города Ленинграда, после профессором факультета медицины университета города Нижегорода.

Через некоторое время на базе данного факультета был создан Горьковский медицинский институт. Там на кафедре физиологии он начал самостоятельную научную деятельность. Петр Кузьмич оставил значимый след не только в истории института и города.

Работа в институте экспериментальной медицины

В 1932 году в Горьковском институте на базе кафедры физиологии, являлась которая лучшей в России благодаря стараниям Анохина, открыто было отделение Всесоюзного института непосредственно экспериментальной медицины, которое он и возглавил. В 1935 году он перешел в столицу в ВНИЭМ, где руководил отделением нейрофизиологии. В этот же период деятельности он установил связи с клиническими учреждениями, осуществлял исследования вместе с многими нейрохирургами и неврологами. Результаты осуществленных работ помогали Анохину решать проблемы травм нервной системы полученные во время войны.

Преследование

Некоторые исследователи считают, что Анохин был переведен в Нижний Новгород из столицы по желанию Павлова, который целенаправленно спасал его от преследования за независимые идеи.

Многих соратников Анохина привело в смятение решение не платить партийные взносы и выйти из партии. Петр Кузьмич считал что общественная деятельность будет мешать ему проводить научные исследования. Критике также подвергались взгляды академика.

Последние годы

В последние годы жизни Петр Кузьмич активно изучал теории сна и бодрствования, теории эмоционального состояния, механизмы внутреннего торможения. Академик совмещал исследования в области науки с деятельностью в зарубежных и отечественных научных обществах, принимал участие в редакционных коллегиях изданий. Умер Анохин пятого марта 1974 года, после себя оставил большое научное наследие.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Пётр Кузьмич Анохин (14 (26) января 1898, Царицын — 5 марта 1974, Москва) — советский физиолог, создатель теории функциональных систем, академик АМН СССР и АН СССР, лауреат Ленинской премии.

В 1913 году окончил высшее начальное училище. Участвовал в Гражданской войне. В первые годы советской власти — комиссар по печати и главный редактор газеты «Красный Дон» в Новочеркасске. Случайная встреча с А.В. Луначарским, объезжавшим в этот период с агитпоездом войска Южного фронта, и беседа о желании заняться изучением мозга, чтобы «понять материальные механизмы человеческой души» становится знаковой в судьбе Анохина.

К осени 1921 года он получает вызов в Петроград и направление на учёбу в Ленинградский государственный институт медицинских знаний, (ГИМЗ), которым руководил В.М. Бехтерев.

Прослушав ряд лекций И.П. Павлова в Военно-медицинской академии, поступает работать в его лабораторию (1922). По окончании в 1926 году ГИМЗа избирается на должность старшего ассистента кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института (с 1928 г. — доцент).

В 1930 году П.К. Анохина, рекомендованного на конкурс И.П. Павловым, избирают профессором кафедры физиологии медицинского факультета Нижегородского университета. С 1938 года по приглашению Н.Н. Бурденко руководит психоневрологическим сектором Центрального нейрохирургического института, где занимается разработкой теории нервного рубца.

С началом Великой Отечественной войны осенью 1941 года вместе с ВИЭМ эвакуируется в Томск, где назначается руководителем нейрохирургического отделения травм периферической нервной системы. В 1942 году возвращается в Москву и назначается заведующим физиологической лабораторией в Институте нейрохирургии.

Осенью 1950 года на известной научной сессии, посвященной проблемам физиологического учения И.П. Павлова, критике подверглись новые научные направления, развиваемые учениками физиолога Л.А. Орбели, И.С. Бериташвили и А.Д. Сперанским и другими. Острое неприятие вызвала теория функциональных систем Анохина.

В результате П.К. Анохин был отстранен от работы в Институте физиологии и направлен в Рязань, где до 1952 года работал профессором кафедры физиологии медицинского института. С 1953 год по 1955 год заведует кафедрой физиологии и патологии высшей нервной деятельности Центрального института усовершенствования врачей в Москве.

В 1955 году — профессор кафедры нормальной физиологии 1-го Московского медицинского института имени И. М. Сеченова (ныне Московская медицинская академия).

Могила П.К. Анохина на Новодевичьем кладбище.

Книги (9)

Биология и нейрофизиология условного рефлекса

Монография содержит описание новейших достижений науки, обобщенных ведущим и авторитетным физиологом.

Автор поднимает широкий круг вопросов биологии, нейрофизиологии, нейрохимии, высшей нервной деятельности, нейрокибернетики и с разных сторон освещает главную проблему учения И. П. Павлова — нейрофизиологические механизмы условного рефлекса.

Иван Петрович Павлов

Написать научную биографию великого исследователя — это значит прежде всего восстановить творческую историю различных этапов его жизни, дать посильный анализ тех руководящих его идей, которые определили успех отдельных блестящих фактов.

Нет действия без причины — вот тезис, которого держался И. П. Павлов всю жизнь в своей научной творческой деятельности. Точно так же не может быть никаких серьезных научных открытий или обобщений, которые бы не были строго обусловлены предшествующими этапами научного развития, совокупностью знаний и общественным строем данной эпохи.

Избранные труды. Кибернетика функциональных систем

В предлагаемую вниманию читателей книгу вошли работы П.К. Анохина, опубликованные в разные годы в сборниках научных работ, трудах съездов и конференций, юбилейных изданиях.

В частности, представляют интерес работы П.К. Анохина о кибернетике как науке об управлении саморегулирующимися системами, о понятии обратной связи, моделировании функциональных систем и их информационном эквиваленте.

Очерки по физиологии функциональных систем

Книга содержит работы по теории функциональных систем организма.

Показана универсальная модель работы мозга с формулировкой центральных узловых механизмов целостных приспособительных актов любой степени сложности: афферентный синтез, принятие решения, акцептор результатов действия, программа действия, обратная афферентация, сличение результата.

С помощью общей теории функциональных систем были сделаны обобщения: концепция системогенеза, проблема интегративной деятельности нейрона и т. д. Все эти проблемы подробно освещены в книге.

Трудно найти в истории цивилизации такой момент, о котором можно было бы сказать, что именно тогда возникла идея о целостности, о единстве мира.

Вероятно, уже при первой попытке понять мир мыслящий человек столкнулся с поразительной гармонией между целым, универсумом, и отдельными деталями, частями. Однако по самой сути человеческого ума он всегда имеет дело с непосредственным, с его конкретным окружением, с явлениями изолированной ниши, и это коренным образом повлияло на весь ход его познавательной деятельности.

Системные механизмы высшей нервной деятельности

Монография содержит избранные труды выдающегося советского физиолога, ученика И.П. Павлова, лауреата Ленинской премии академика Петра Кузьмича Анохина.

В книге рассматриваются исторические корни возникновения и развития системных аспектов учения о высшей нервной деятельности, анализируются системные закономерности работы коры головного мозга и ряда подкорковых образований, составляющих основу сложных и многообразных проявлений целенаправленного поведении.