Бог подземного царства мертвых. Гадес (Аид, Аидоней, Ад, Плутон), бог подземного царства мертвых

Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами . Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов . В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

Боги Древней Греции. Видеофильм

Бог Посейдон (Нептун). Античная статуя II в. по Р. Х.

Олимпийская богиня Артемида. Статуя в Лувре

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Древнегреческий скульптор Фидий

Венера (Афродита) Милосская. Статуя ок. 130-100 до Р. Х.

Эрот Земной и Небесный. Художник Дж. Бальоне, 1602

Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями .

– дочь Деметры, похищенная богом Аидом. Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве . Аид, сделавший её своей женой, согласился, чтобы она часть года проводила на земле с матерью, а другую – с ним в недрах земли. Персефона была олицетворением зерна, которое, будучи «мёртвым» посеяно в землю, потом «оживает» и выходит из неё на свет.

Похищение Персефоны. Античный кувшин, ок. 330-320 до Р. Х.

Амфитрита – жена Посейдона, одна из Нереид

Протей – одно из морских божеств греков. Сын Посейдона, обладавший даром предсказывать будущее и менять свой облик

Тритон – сын Посейдона и Амфитриты, вестник морских глубин, трубящий в раковину. По внешнему виду – смесь человека, коня и рыбы. Близок к восточному богу Дагону.

Эйрена – богиня мира, стоящая у трона Зевса на Олимпе. В Древнем Риме - богиня Пакс.

Ника – богиня победы. Постоянная спутница Зевса. В римской мифологии – Виктория

Дике – в Древней Греции – олицетворение божественной правды, богиня, враждебная обману

Тюхе – богиня удачи и счастливого случая. У римлян – Фортуна

Морфей – древнегреческий бог сновидений, сын бога сна Гипноса

Плутос – бог богатства

Фобос («Страх») – сын и спутник Ареса

Деймос («Ужас») – сын и спутник Ареса

Энио – у древних греков – богиня неистовой войны, которая вызывает в бойцах ярость и вносит смятение в битву. В Древнем Риме – Беллона

Титаны

Титаны – второе поколение богов Древней Греции, порождённое природными стихиями. Первыми титанами были шесть сыновей и шесть дочерей, произошедших от связи Геи-Земли с Ураном-Небом. Шесть сыновей: Крон (Время. у римлян - Сатурн), Океан (отец всех рек), Гиперион , Кей , Крий , Япет . Шесть дочерей: Тефида (Вода), Тейя (Блеск), Рея (Мать-Гора?), Фемида (Справедливость), Мнемосина (Память), Феба .

Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

Кроме титанов Гея родила от брака с Ураном циклопов и гекатонхейров .

Циклопы – три великана с большим, круглым, огненным глазом посредине лба. В глубокой древности – олицетворения туч, из которых сверкает молния

Гекатонхейры – «сторукие» великаны, против ужасной силы которых ничто не может устоять. Воплощения страшных землетрясений и потопов.

Циклопы и гекатонхейры были так сильны, что сам Уран пришёл в ужас от их мощи. Он связал их и бросил вглубь земли, где они и теперь неистовствуют, вызывая извержения вулканов и землетрясения. Пребывание этих великанов во чреве земли стало причинять ей страшные страдания. Гея подговорила своего младшего сына, Крона , отомстить отцу, Урану, оскопив его .

Крон сделал это серпом. От пролившихся при этом капель крови Урана Гея зачала и родила трёх Эриний – богинь мщения со змеями на голове вместо волос. Имена Эринний – Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная). Из той части семени и крови оскоплённого Урана, что упала не на землю, а в море, родилась богиня любви Афродита.

Ночь-Нюкта в гневе на беззаконие Крона родила ужасных существ и божеств Таната (Смерть), Эриду (Раздор), Апату (Обман), богинь насильственной смерти Кер , Гипнос (Сон-Кошмар), Немесиду (Отмщение), Гераса (Старость), Харона (перевозчика умерших в подземное царство).

Власть над миром перешла теперь от Урана к титанам. Они поделили вселенную между собой. Крон вместо отца стал верховным богом. Океан получил власть над огромной рекой, которая по представлениям древних греков, течёт вокруг всей земли. Четверо других братьев Крона воцарились в четырёх сторонах света: Гиперион – на Востоке, Крий – на юге, Япет – на Западе, Кей – на Севере.

Четверо из шести старших титанов женились на своих сёстрах. От них пошло младшее поколение титанов и божеств стихий. От брака Океана с его сестрой Тефидой (Водой) были рождены все земные реки и водяные нимфы-Океаниды. Титан Гиперион – («высокоходящий») взял в жёны свою сестру Тейю (Блеск). От них родились Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Заря). От Эос родились звёзды и четыре бога ветров: Борей (северный ветер), Нот (южный ветер), Зефир (западный ветер) и Эвр (восточный ветер). Титаны Кей (Небесная Ось?) и Феба родили Лето (Ночную тишину, мать Аполлона и Артемиды) и Астерию (Звездный свет). Сам Крон женился на Рее (Мать-Гора, олицетворение производительной силы гор и лесов). Их дети – олимпийские боги Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс.

Титан Крий женился на дочери Понта Эврибии, а титан Япет – на океаниде Климене, которая родила от него титанов Атланта (он держит на своих плечах небо), надменного Менетия, хитроумного Прометея («мыслящий прежде, предвидящий») и слабоумного Эпиметея («думающий после»).

От этих титанов произошли другие:

Геспер – бог вечера и вечерней звезды. Его дочери от ночи-Нюкты – нимфы Геспериды , которые охраняют на западном краю земли сад с золотыми яблоками, некогда подаренный Геей-Землёй богине Гере при её бракосочетании с Зевсом

Оры – богини частей дня, времён года и периодов человеческой жизни.

Хариты – богини изящества, веселья и радости жизни. Их три – Аглая («Ликование»), Ефросина («Радость») и Талия («Изобилие»). У ряда греческих писателей хариты носят иные имена. В Древнем Риме им соответствовали грации

Гадес (Аид, Аидоней, Ад, Плутон), бог подземного царства мертвых

Гадес (Аид, Аидоней, Ад, Плутон), греч. - сын Крона и Реи, бог царства мертвых.

Гадес был старшим из сыновей Крона и вместе со своими братьями Зевсом и Посейдоном составлял троицу высших богов греческого пантеона. После победы над Кроном (см. статью «Кронос») братья решили разделить наследие Крона с помощью жребия, причем Зевс все устроил так, что ему досталась власть над небом и землей, Посейдону - власть над морем, а Гадес стал всемогущим владыкой подземного царства мертвых.

Нельзя сказать, чтобы Гадесу выпал самый удачный жребий, но он вполне подходил его мрачному и неумолимому характеру. Его царство было поистине ужасным, оно скрывалось в глубинах земли, недоступное лучам солнечного света. Там раскинулась унылая равнина, поросшая бледными цветами дикого асфоделя, по которой протекало пять рек, образующих границы этого царства: леденящий Стикс, река плача Ахеронт, река скорби Кокит, огненная река Пирифлегетон и темная Лета, вода которой давала забвение былой земной жизни. Немногим героям удалось спуститься в царство Гадеса и вернуться оттуда живыми, но и они мало что могли рассказать о том, как оно выглядит. Говорят, что на западе находился элизиум (елисейские [блаженные, райские] поля), где жили вечной жизнью души праведников, где-то в самых глубинах преисподней - тартар, в котором отбывали свои вечные наказания грешники, а в огражденной части этого царства был Эреб - здесь стоял дворец Гадеса и его супруги Персефоны, повелевавших подземным богам и душам умерших.

Души умерших на пути в царство Гадес проходят через темные пропасти, ведущие в глубины земли. Одна из них находилась у мыса Тенар на южном конце Пелопоннеса, другая - в аттическом Колоне, еще одна - под Этной на Сицилии; по Гомеру, вход в царство мертвых располагался на крайнем западе, куда не достигали лучи солнца. Входные ворота царства Гадеса сторожил трехголовый пес Кербер, охотно впускавший пришельцев, но не выпускавший никого. Дорога от ворот вела к водам Ахеронта, где их поджидал со своим челном ворчливый старик Харон. За перевоз через реку Харон взимал с мертвых плату, но ни за какие деньги не соглашался везти их в обратном направлении. Расставшись с Хароном, душа умершего приходит к трону Гадеса, у подножия которого восседают судьи умерших, Минос, Радаманф и Эак - сыновья Зевса. Лишь немногие попадали в элизиум, на блаженные поля. На души преступников налагались наказания в зависимости от степени их вины, а тот, кто не был ни добрым, ни злым (или был и тем, и другим), отправлялся на асфоделевый луг, обреченный блуждать по нему в виде тени, не зная ни радости, ни печали, не испытывая никаких желаний. Таких людей было большинство, причем в их число нередко попадали и величайшие герои. (Среди них оказался и ; о том, как ему там жилось, можно судить по его жалобе Одиссею: «Я б на земле предпочел батраком за ничтожную плату/У бедняка, мужика безнадельного, вечно работать,/Нежели быть здесь царем мертвецов, простившихся с жизнью».)

Постер и кадры из фильма «Битва Титанов». В роли Гадеса - актер Лиам Нисон, который согласился сниматься, потому что его сыновья - большие любители греческой мифологии.

Богов подземного мира, подвластных Гадесу, было меньше, чем небесных или морских, но тем больший ужас внушали они людям. Первым среди них был бог Танатос в черном плаще и с черными ледяными крыльями, который срезал волосы умирающим и уносил их души. Были среди них мрачные Керы, которые губили воинов на поле боя и высасывали их кровь; была отвратительная Эмпуса, убивавшая путников на перекрестках дорог; страшная Ламия, которая крала и пожирала спящих детей; трехголовая и трехтелая Геката; бог одурманивающего сна Гипнос, перед которым не могут устоять ни люди, ни боги; были там и неумолимые Эринии, богини проклятия и мести, послушные только Персефоне, супруге Гадеса.

Люди ненавидели царство Гадеса, ведь каждый, кто вступал в него, должен был оставить всякую надежду. Немногим героям удалось вернуться оттуда: Гераклу, Орфею, Тесею (но его вызволил Геракл). На пороге царства мертвых побывал хитроумный Одиссей. Как рассказывает Вергилий, спускался в подземное царство и Эней.

Картина «Данте и Виргилий в Аиде», Вильям Бугро.

Сам Гадес редко покидал свои владения. Надумав жениться, он отправился на поверхность земли, похитил Персефону и увез ее к себе. Иногда он посещал совет богов на Олимпе. Боги его недолюбливали, и он платил им тем же. В дела, происходившие между небом и землей, он обычно не вмешивался - так же как и в человеческие судьбы. Ведь он хорошо знал, что «каждый пришедший на свет в назначенный час постучится в ворота подземного царства».

Гадес относится к древнейшим греческим богам; его имя появляется уже на табличках линейного письма «Б» (14-13 вв. до н. э.), найденных в Пилосе. Представления о нем почти не менялись в первые послегомеровские века. Греки почитали Гадеса и как дарителя богатств, происходивших из глубин земли (полезных ископаемых, плодов земледелия), - в этом качестве он назывался Плутон. Позже, возможно под влиянием элевсинского культа, образ Гадеса лишился некоторых своих мрачных черт. Хотя он по-прежнему был неумолим, люди начали сооружать ему святилища и храмы. Самый известный из них находился в Элиде (храм открывался лишь раз в году, и никто, кроме его жреца, не смел в него вступать), а также в Элевсине - перед пещерой, через которую он, по преданию, унес в свое царство Персефону. Воззвать к Гадесу было проще простого: достаточно было опуститься на колени и постучать по земле. Из жертвенных животных Гадесу больше всего были по вкусу черные овцы. Однако при этом нельзя было смотреть на приносимую жертву - полагалось отводить взгляд в сторону. Из деревьев греки посвятили Гадесу кипарис, а из цветов - нарцисс.

В изображении античных художников Гадес был похож на своего брата Зевса, но обычно отличался от него более мрачным видом и взъерошенными волосами. Наиболее известные статуи Гадеса, римские копии греческих оригиналов 4-3 вв. до н. э., различаются по именам собраний, в которых они находятся или находились: «Гадес Ватиканский», «Плутон Боргезский», «Плутон Уффицийский», «Плутон Пармский». Гадес изображен также на ряде рельефов, начиная с терракотового «Гадес и Персефона» (5 в. до н. э.) из г. Локры и кончая «Похищением Персефоны» на римских саркофагах (кон. 3 в. н. э.). Гадес со своим дворцом, женой и почти всеми своими подчиненными изображен на нескольких вазах.

Европейские художники не баловали самого Гадеса вниманием, но он часто оказывался в поле их зрения благодаря Персефоне - см. об этом в соответствующей статье.

Также, Антонио Гадес - легендарный испанский артист балета и байлаор.

Кадры из мультфильма «Геркулес» (1997 г.) с Аидом, одним из главных персонажей диснеевского мультсериала.

Также есть игра God of War: Ascension с Аидом, богом, который многопользовательском режиме дает геймерам определенные бонусы.

Новость: Археологи нашли прообраз подземного царства Аида

Древнегреческие пещеры размером почти с четыре футбольных поля и с собственным подземным озером могут быть прообразом мифов о греческой преисподней, утверждают археологи.

Пещера, под названием Alepotrypa, что означает «укромное местечко», была скрыта от людей на протяжении веков в бухте Дирос на юге Греции, пока человек, выгуливавший свою собаку, не нашел крошечный вход в пещеру в 1950 году. Сам вход в пещеру был завален около 5000 лет назад.

Эксперты уже несколько десятилетий занимаются раскопками в пещере и верят, что сотни людей жили в Alepotrypa. Это делает пещеру одной из самых старейших доисторических достопримечательностей в Европе.

Археологи обнаружили в настоящее время инструменты, керамику, изделия из обсидиана, серебра и меди, а также артефакты, которые относятся к неолиту, начавшемуся в Греции около 9000 лет назад. Важнейшим открытием стало то, что пещера использовалась древними обитателями тех мест в качестве кладбища, это натолкнуло ученых на мысль, что она «вдохновила» людей на создание легенды о подземном мире.

Первый археолог, занимавшийся раскопками в пещере, предположил, что неолитические жители считали, что эта пещера была царством Аида. «Несложно догадаться, почему исследователь выдвинул эту гипотезу. Пещера действительно напоминает описанную в древнегреческих мифах преисподнюю. Здесь есть водоем, который возможно стал прообразом реки Стикс. Эта пещера существовала в начале бронзового века в микенской Греции на заре той эпохи, когда слагались мифы о древних героях Греции», - сказал в интервью журналистам археолог Майкл Галатэй.

«Вы должны представить себе место, заполненное людьми с факелами, провожающими в последний путь мертвых. Захоронения и ритуалы, которые проводились в этой пещере действительно создают атмосферу подземного мира. Пещера была своего рода местом паломничества, здесь хоронили только уважаемых людей», - добавил он. Длина центрального зала пещеры более 1000 метров, так что археологам еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем они изучат все содержимое пещеры. «Мы не знаем, насколько глубоко уходит пещера. Вполне вероятно, что в глубине мы найдем неандертальцев», - добавил археолог.

По материалам РИА Новости

Владыка царства мертвых – Аид Аид (Галес)- старший сын Кроноса и Реи и два его брата поделили весь мир между собой.

Аид

Громовержец правит над землей и всеми ее обитателями, Океан – над морскими и речными просторами и, Аид- внушающий, страх и почтение, властитель царства мертвых.

Уважали и трепетали смертные перед верховными божествами, но самый большой страх и трепет внушал им Аид – царь подземного царства, откуда нет возврата.

Смертные так боялись его, что старались никогда не произносить вслух его имя. «Незримый», «Бессмертный», «Богатый», «Гостеприимный», «Получатель даров» - это только несколько имен, называющих владыку царства теней.

Нет, его не считали кровожадным и жестоким, он был справедлив и разумен, но его суда никто не мог избежать. В его взгляде не было ненависти к людям, но когда он устремлял на смертного свои холодные глаза, никто не мог лгать.

Все дурные и хорошие поступки были открыты перед этим мрачным Богом, и только он мог решить, что произойдет с душой в его царстве: будет ли она обречена на вечные страдания или упокоится в тиши и беспамятстве.

Подземное царство мертвых

Три темные холодные реки преграждали смертным путь в царство Аида:

  • через первую Ахеронт перевозит души старый перевозчик Херон, но он повезет только тех, кто может заплатить за его работу, поэтому родственники умерших обязательно вкладывали им в руки мелкую серебряную монетку,
  • вторая – Лета - река забвения,
  • третья Стикс- она омывает берега царства теней.

Самая страшная и нерушимая клятва у Богов и людей – водами Стикса, никто не посмеет нарушить ее. Никогда не проникают лучи солнца в подземный мир, никогда тени умерших не выйдут на поверхность земли, никогда живой человек не сможет проникнуть в царство мертвых.

Чтобы этого не случилось, строго охраняет вход в преисподнюю пес Цербер (Кербер), все его три головы зорко следят за порядком, ядовитые змеи сплетаются в клубок на его шее и ядовитая слюна капает с его клыков на землю.

Подданные Аида

Не сам великий Аид забирает смертные души, у него в подчинении его слуга и сподвижник Бог смерти Танатос. В черном широком плаще на смоляных огромных крыльях летает он над землей и уводит с собой души людей. Кто попал в его сильные руки, уже не вырвется! Безжалостные Эринии – богини-мстительницы с бичами в руках преследует людей, преступивших закон.

Нигде не спрятаться от их гнева, они стегают бичами и язвят змеями людей с нечистой совестью, и рано или поздно заберут их души на суд Аида. Души добрых благодетельных людей в царство, откуда нет возврата, провожает Гермес. Он доводит их до перевоза и помогает сесть в лодку.

Огромен, мрачен и прекрасен дворец Аида (Галеса). Стоит он в самом центре царства мертвых, не проникают туда ни стоны, ни крики, ни радости, ни ликования. В огромном зале стоит золотой трон, на котором и восседает Владыка мира. С его решениями никто не спорит. Он ни с кем не враждует. Он никого не боится. Он не пытается искушать людей, он не требует от них любви и уважения.

Аид знает, что когда-нибудь все прибудут в его владения на его суд. В руках у Аида рог изобилия, спелые плоды и драгоценные камни сыпятся из него, но умершим душам уже это ничего не нужно. Около трона стоит грозный Танатос и его милосердный брат Гипнос – бог Сна. Смерть безжалостна и беспощадна, а сон - всем желанен, он дает отдых, возвращает силы и здоровье, утешает и успокаивает в горе.

Неумолимая Геката

Одна из самых страшных богинь греческой мифологии неумолимая Геката также живет в царстве Аида. Покровительница черной магии, колдунов и привидений, часто сама является на землю в безлунные ночи и бродит в поисках жертвы. Три тела и три страшных лица имеет Богиня, поэтому храмы для нее строили на перепутье трех дорог. Колдуны и ведьмы поклоняются этой Богине, она помогает им в их черных делах. Кровавые жертвы приносят ей в храмах: собак, кошек, а иногда и младенцев.

Персефона

Рядом с Аидом сидит его молодая красавица жена Персефона, дочь Деметры. Полюбил ее никогда не любивший Аид и похитил у матери. Все боятся Владыку царства мертвых и лишь Персефона может замолвить доброе словечко за кого-нибудь.

Есть смельчаки, что живыми спускались в мир теней:

  • Орфей, чтобы спасти любимую Эвридику,
  • нежная Психея за Амуром,
  • Геракл по приказанию царя за псом Цербером.

Но нельзя покинуть царство мертвых по своему желанию, нужно, чтобы такое разрешение дал сам Аид. И не следует живым показываться в этом мире раньше срока, ведь всем назначен его срок.

Мрачные мифы о боге Плутоне небогаты подробностями. В древнегреческой мифологии он Гадес (Аид), Гомер воспевал его как подземного Зевса. Плутон волею судьбы был избран выполнять безрадостную миссию - не допускать распространения темных сил нижнего мира, надежно заперев его и истово охраняя. Он - бог смерти, царствующий глубоко под землей. Само произношение его имени было под строжайшим запретом. Вместе с тем, он властелин всех земных богатств, что прячутся в недрах.

Детские годы

Невеселое детство было у бога Плутона, ведь его отцом был Сатурн (Кронос), пожиравший своих детей из страха быть свергнутым одним из них. На его счастье, ему досталась любящая и хитроумная мать - Опа (Рея), которая обманным путем спасла всех своих детей. Ею были вызволены Плутон и Юпитер, Нептун и Юнона, Церера и Веста. Опасения Кроноса были не напрасны, Юпитер в конце концов низверг отца, и молодые боги заняли вершину Олимпа.

Борьба с Титанами и раздел мира

Когда Титаны вступили в сражение с олимпийскими богами, на помощь последним пришли Бури и Циклопы, и боги победили. В благодарность Юпитеру (Зевсу) были подарены громоносные стрелы, Нептун (Посейдон) получил свой трезубец, а древнеримскому богу Плутону достался шлем, позволявший ему становиться невидимым.

Позже братья решили поделить бразды правления миром, и жребий назначил старшего из них - Плутона - владыкой мертвых душ и всего подземного царства. Уйдя в свою суровую обитель, он навсегда лишился славы олимпийского пантеона и отныне вел безрадостное существование. Однако хозяином он оказался гостеприимным, впускал в свое обиталище любого, вот только дороги назад так и не нашел ни один.

Верная спутница жизни

Согласно легенде, у бога Плутона была жена - дочь богини плодородия Деметры и Зевса, прекрасная Прозерпина (Персефона). Он увез ее в свое царство теней обманным путем, воспользовавшись даром Циклопов и сделавшись невидимым.

Пара была бездетна, но царица, вкусившая однажды из рук своего супруга гранатовый плод любви, была предана ему. Она олицетворяла собой некую связь между живым и мертвым, оставаясь одновременно и благочестивой дочерью богини, побуждающей землю рождать плоды, и надежной спутницей бога, отнимающего у всякого признаки жизни.

Выходы в «свет» и общение с живыми

Плутон - бог Рима, который пугает живых. Этот трагичный персонаж так редко появлялся на Олимпе, что его перестали причислять к олимпийскому пантеону. Лишь несколько раз он покидал свое темное царство.

Так, когда его ранил Геракл, Плутон был вынужден покинуть свою обитель и отправиться врачевать свою рану на Олимп. Второй выход из преисподней он совершил для того, чтобы украсть свою будущую жену.

Очень самобытна легенда об Орфее, спустившимся за своей погибшей женой в приют теней. Не так уж жестоки оказались сердца правящих там Плутона и Прозерпины, раз их настолько тронуло прекрасное пение убитого горем мужа, что они согласились вернуть Эвредику обратно на землю. А в том, что это так и не произошло, была вина Орфея и только.

Обустройство царства мертвых душ

У последнего приюта душ умерших имелось несколько названий, наводящих ужас на живых: это и Орк, и Тартар, и Эреб, и Аид. Попасть в него можно по священной реке Стикс на лодке старого Харона, который взимал определенную плату за свои услуги.

Для преступников и тех, кто чем-то оскорбил богов, существование в царстве мертвых обречено на вечные страдания: там Сизиф неизменно втаскивает на вершину горы тяжелый камень, Тантал стоит по горло в реке, а Данаида наполняет водой бочку без дна. Остальные же души мертвых обитают здесь лишенными земной памяти жалкими тенями.

Бог древнего Рима Плутон зорко следит за происходящим в его царстве вместе со своими помощниками, погибшими героями, славящимися своей мудростью: Радамантом, Миносом, Эаком. Последний также исполняет обязанности привратника в царстве бога Плутона.

Темное подземелье, согласно мифологии, населено чудовищами и демонами, а у входа в царство мертвых сидит еще одно ужасное существо - Цербер - трехглавый пес, на шее которого с грозным шипением извиваются змеи. Никто не может выйти их царства забвения, так как зловещий и верный пес исправно несет свою службу.

Плутон строго следит за тем, чтобы ни одно существо не вырвалось из подвластного ему подземного мира, а если это все-таки случается, решительно усмиряет малейшее порождение зла и загоняет его обратно в подземелье. Он осматривает свое царство и на предмет целостности, чтобы солнечный свет не пробился сквозь трещины и не развеял господствующий там мрак.

Его настолько боялись, что крайне редко изображали - иногда с жезлом в руке, который помогал ему наводить порядок в загробном мире, а иногда с рогом изобилия, как владельца всех земных богатств. Но неизменным был его образ взрослого мужа с верным Цербером у ног. И только один из храмов, расположенных в Элиде, был посвящен Плутону, этому благородному рыцарю смерти, добровольно принесшему себя в жертву, правящему справедливо и беспристрастно.

Легенды древней Греции рассказывают о том, что сын Хроноса и Реи Громовержец Зевс, победил своего отца титана, и ввергнул его в Тартар. Все владения, доставшиеся после Титаномахии (др.-греч. Τιτανομαχία – «Войны Титанов»), Зевс разделил между своими братьями Посейдоном и Аидом, договорившись вместе править миром.

Бог Посейдон (др.-греч. Ποσειδών, микен. po-se-da-o) стал божеством водной пучины, богом океанов и морей. Богу Аиду (др.-греч. Ἀΐδης – АИДИС, — «А-Видис» — «невидимый»; с V века у римлян — Плутон, др.-греч. Πλούτων) досталось царство мертвых, в котором обитают бесчисленные тенями умерших и никогда не проникают лучи солнца. В царство Аида не доходят ни радости, ни печали земной жизни. В древнегреческой мифологии бог Аид — обладатель ключей от подземного царства и волшебного шлема (др.-греч. κυνέη), делающего его невидимым. Рядом с Аидом восседает на троне его жена, прекрасная богиня растений Персефона (др.-греч. Περσεφόνη, мекен. pe-re-swa ) дочь Зевса и Деметры (Цереры).

Рядом с троном Аида — чернокрылый бог смерти — Танат (др.-греч. Θάνατος — «смерть») с мечом в руках, богини мщения Эринии (др.-греч. Ἐρινύες -«гневные», микен. e-ri-nu) , и мрачные Керы (др.-греч.Κῆρες, ед. ч. Κήρ ), похищающие души умерших
У трона Аида прекрасный юный бог сна Гипнос (др.-греч. Ὕπνος — «сон»), держащий в руках рог со снотворным напитком, от которого засыпают все, даже великий Зевс.

Бог подземного царства Аид (Плутон) и его свита страшнее и могущественнее богов, живущих на Олимпе.
Гомер называет бога Аида «щедрым» и «гостеприимным», так как он владеет несметными сокровищами земли и всеми человеческими душами, смерть не минует никого.

Аид в классической греческой мифологии.

С V века Аиду (Плутону) стали приписывать качества бога плодородия, в связи со сравнением его с судьбой хлебного зерна, попадающего под землю в момент посева, чтобы воскреснуть в колосе для новой жизни, с загробною судьбою человека.

Не смотря на то, что бог подземного царства внушает ужас, в эпоху классической олимпийской греческой мифологии, Аид становится второстепенным божеством, у него нет потомства, и ему не приносят жертвы.

В классической греческой мифологии Аид становится одним из образов Зевса (по микенски - di-we «Дий. происходит из ведического санскрита от Dyaus pitar - «Деус-отец», Отец Божий), которого именуют Хтониос (греч. Χθόνιος – «подземный») — прозванием всех подземных богов.

Древнегреческий герой Ахилл (Ахиллевс, микен. aki-rev — «как лев») был готов лучше служить подёнщиком у бедного крестьянина на земле, чем быть царём среди мёртвых.

Греческий герой Геракл похищает из царства мёртвых сторожевого пса Цербера и ранит стрелой в плечо бога Аида. Раненый Аид покинул подземное царство и отправился на Олимп к божественному врачевателю целителю Пеону (Пеану) (др.-греч. Παιων, Παιαν) . (Ил. V, 395 сл.)

Орфей (др.-греч. Ὀρφεύς) о чаровал Аида и Персефону своим пением, игрой на лире, и они возвратили на землю его жену Эвридику. Аид был обманут хитрецом Сизифом, покинувшим однажды царство мёртвых.