Как определить и вылечить синдром навязчивых движений у ребенка. Навязчивый невроз у детей

Навязчивый невроз часто встречается у детей разных возрастных групп. Неокрепшая детская психика не может успешно бороться с тревожащими факторами. В настоящее время жизнь насыщена разными событиями, несет много информации, что может способствовать возникновению хронического стресса как у взрослых, так и у малышей. Невроз навязчивых состояний у детей чаще проявляется в виде невроза навязчивых движений.

Навязчивый невроз может встречаться у детей разного возраста

Успешно вылечить невроз невозможно, не установив вызвавшие его негативные факторы . Считается, что развитие невроза у детей обусловливают три основных причины.

Психологические, характеризующиеся недостаточной слаженностью процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга, а также особенностями темперамента малыша:

  • Если ребенок является холериком, то ему противопоказаны ограничения, которые препятствуют двигательной активности и свободному проявлению эмоций. Это может привести к тому, что он станет еще сильнее проявлять свою активность. Все это может способствовать развитию невроза.
  • Если ваше чадо — флегматик, то попытки ускорить его действия также могут привести к развитию невроза. При этом малыш еще больше замедлит свои действия, станет замкнутым, упрямым.
  • Развитию невроза навязчивых движений могут способствовать обстоятельства, травмирующие психику малыша.

Биологические причины: наследственная предрасположенность, перенесенные заболевания, недостаточная продолжительность сна, умственное и физическое перенапряжение.

Социальные причины такие, как:

Иногда эти движения приобретают форму причудливых ритуалов, Дети могут обходить встречающиеся предметы лишь справа или слева. Бывают случаи, когда «малой» перед сном начинает прыгать и при этом делать определенное количество прыжков. Этим он защищает себя от страха оказаться в темноте.

Существует множество и других навязчивых движений, которые логически невозможно объяснить, и с повторением которых сами дети не в состоянии справиться. Такие движения без соответствующего лечения не исчезают.

Наряду с этим невроз почти всегда сопровождается плохим аппетитом, снижением работоспособности, бессонницей, плаксивостью. Над ребенком с неврозом навязчивых движений ровесники часто подтрунивают, а это еще больше травмирует психику малыша.

Лечение

Невроз навязчивых движений у детей нельзя оставлять без соответствующего лечения . Перед обращением к врачу родителям рекомендуется присмотреться к своему малышу и попытаться определить причину необычного поведения. В случае, когда ее выяснить не удается, то надо необходимо привести его к психологу, иногда требуется помощь психотерапевта.

Лечением невроза должен заниматься психотерапевт

Используются следующие методы лечения:

Поведенческая терапия

Считается основным методом лечения, особенностями которой являются:

  • обучение умению избавляться от внутренней тревоги, что помогает отвыкнуть от навязчивых действий;
  • создание ситуации, в которых малыш под контролем психолога встречается с тем, что его пугает – это помогает ликвидировать тревожное состояние и отдалить обострение болезни;
  • взаимодействие психотерапевта во время лечения с родителями малыша для того, чтобы определить источник тревоги и устранить его, а также целью улучшения семейных взаимоотношений, исправления методов воспитания;
  • бывают случаи, когда дети с симптомами невроза не представляют, как выполняются те или иные действия в норме — разрешению этой проблемы могут способствовать наглядные примеры матери и отца, учителя, ровесников.

Медикаментозное лечение

При очень запущенных случаях невроза навязчивых движений у детей потребуется лечение с помощью лекарств, обладающих успокаивающим и антидепрессивным действием таких, как:

  • персен;
  • циннаризин;
  • мильгамма;
  • пантогам;
  • глицин;
  • сонапакс;
  • аспаркам.

Эти препараты назначает врач. Самостоятельно их применять нельзя, поскольку они по-разному проявляют свое действие на центральную нервную систему.

Лечение народными средствами

При лечении детского невроза навязчивых движений народные средства используется в дополнение к основной терапии. Необходима консультация врача. Успокоительным действием обладают:

Отвары из пустырника, валерианы, мелиссы .

Настой из овсяных зерен . Его готовят таким образом: надо взять полкилограмма сырья, промыть, затем залить одним литром воды. Кипятить на небольшом огне до того момента, как зерна наполовину сварятся. После этого настой процедить и положить чайную ложку меда. Давать малышу по 1 стакану ежедневно.

Медовая вода . Для ее приготовления надо размешать столовую ложку меда в стакане теплой воды. Давать ребенку пить перед тем, как он ложится спать. Избавляет от бессонницы, снимает раздражительность.

Хорошо помогает принятие ванн перед сном с добавлением мяты, лаванды, морской соли.

Проводить мероприятия, способствующие оздоровлению:

  • больше бывать с ним на природе;
  • летом давать малышу бегать босиком;
  • включать музыку — пусть он танцует;
  • чаще давать бумагу, карандаши, краски, чтобы больше рисовал;
  • читать сказки перед сном, что очень отвлекает от негативных мыслей;
  • устраивать праздники для ребенка – они приносят радость и гасят тревогу;
  • готовить совместно с малышом какое-нибудь кушанье, которое он любит.

Все это очень помогает ему выплеснуть негативную энергию.

Особенности поведения родителей при навязчивом неврозе:

  • необходимо больше времени и внимания уделять вашему чаду;
  • стараться узнать, что тревожит малыша, и постараться это ликвидировать;
  • нельзя упрекать за навязчивые движения, вместо этого надо поговорить с ним о тревожащей ситуации;
  • никогда не ругать за навязчивые движения;
  • стараться мягко ограничить время пользования компьютером и просмотра телевизора, переключить внимание малыша на какое-нибудь другое интересное занятие.

Профилактика невроза навязчивых движений

Меры по предупреждению возникновения невроза надо проводить как со здоровыми детьми, так и с ребятами, вылечившимися от невроза. Дети могут не помнить о психологических травмах, которые явились причиной развития патологического процесса. Но в подсознании они остаются и приводят к навязчивым состояниям.

Поэтому очень важным является выявление негативных факторов и их своевременное устранение. У малыша психика не такая, как у взрослых – она еще не сформировалась, и детям очень сложно противостоять тревожащим ситуациям.

В связи с этим его надо учить справляться со стрессом. Это достигается правильным воспитанием малыша с самого рождения:

  1. Необходимо прививать ему такие качества, как умение преодолевать трудности, не паниковать при опасности, учить терпению и выдержке.
  2. С раннего детства надо учить малыша выполнять правила гигиены, быть аккуратным, опрятным — это должно стать его привычкой.
  3. Необходимо воспитывать ребенка настойчивым и трудолюбивым.
  4. Приучать к занятиям физкультурой, спортом.

Если малыш усвоит указанные качества, то это будет его защитой от стрессов и связанных с ним болезненных расстройств нервной системы.

Необходимо приучать ребенка к занятиям физкультурой

Некоторые особенности профилактики неврозов

Родители, учителя должны правильно контактировать со своим чадом:

  1. Необходимо создавать доверительные отношения для того, чтобы малыш мог всегда обратиться к родителям с любым вопросом. Это будет препятствовать возникновению продолжительного стресса.
  2. Хвалить ребенка надо адекватно его достижениям, поскольку чрезмерно восторженное отношение приведет к тому, что малыш будет постоянно ожидать похвалы, и в случае ее отсутствия станет обижаться. Принижать успехи также нельзя.
  3. Если его надо в чем-то ограничить или вообще запретить что-то делать, необходимо обязательно объяснить ему причины этого.
  4. Чтобы малыш не стал безынициативным, нельзя все время напоминать ему о недостатках.

Комаровский о неврозе навязчивых движений у детей

Е.О.Комаровский – известный педиатр, писатель, имеет богатый опыт работы. Наиболее известной является его книга «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». У Комаровского есть большое достоинство – умение доступно объяснить любой маме, как сохранить здоровье ребенка, данное от природы.

Основные принципы Комаровского очень простые:

  • одевать ребенка по погоде;
  • играть с ним в подвижные игры на свежем воздухе, что способствует появлению хорошего аппетита;
  • если малыш не хочет есть – не заставлять его;
  • закалять ребенка, чаще гулять с ним на свежем воздухе;
  • поддерживать дома температуру не больше 22 градусов.

По мнению доктора Комаровского, невроз навязчивых движений представляет собой расстройство психической деятельности и не является болезнью. Никаких органических изменений при нем не наблюдается. Основная причина развития невроза — травмирующий психику ребенка фактор . Навязчивые движения являются обратимым расстройством, и при ликвидации негативных воздействий состояние малыша нормализуется.

Эмоциональное благополучие важно для психического здоровья ребенка

Если родители своевременно установят, что тревожит их ребенка, и устранят эти факторы, навязчивые движения могут прекратиться. Однако это сложная задача, поэтому в любом случае надо обязательно обращаться к детскому психиатру.

Необходимо постоянно помнить, что здоровая психика у ребенка напрямую связана с доброжелательной обстановкой и эмоциональным благополучием в семье.

Ритм современной жизни очень динамичен, а поток информации настолько бурный, что и взрослые, и дети часто пребывают в состоянии хронического стресса.

Детям приходится труднее – их психика еще не окрепла настолько, чтобы без последствий справиться с влиянием тревожащих отрицательных факторов.

Как средство защиты, возникает невроз навязчивых состояний у ребенка и невроз навязчивых движений, как одна из его составляющих. Другими проявлениями такого расстройства могут быть страхи и навязчивые мысли.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту !
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Невроз навязчивых движений, или обсессивно-компульсивное расстройство – систематическое непроизвольное выполнение человеком определенных действий.

Ребенок или взрослый воспринимает их добровольными, однако подобные движения производятся не по собственной воле, а как безотчетные защитные действия для ослабления внутренней тревоги при навязчивом состоянии.

Сложность в том, что тревожащие мысли при выполнении ритуальных навязчивых движений отступают ненадолго, чтобы потом вернуться с еще большей настойчивостью, провоцируя новые навязчивости.

Возникает замкнутый круг: человек с таким расстройством повторяет ставшие привычными движения снова и снова, при каждой ошибке, вызвавшей напряжение, и навязчивые состояния становятся все более частыми.

Причины

Лечение невроза навязчивых движений у детей невозможно без правильного определения причин расстройства, которые устанавливаются при тщательном обследовании ребенка.

Выделяют 3 основных группы факторов возникновения и развития неврозов навязчивых состояний у детей:

Биологические Наследственная склонность, патологии при внутриутробном развитии и в родах, перенесенные болезни, хроническое недосыпание, умственное или физическое перенапряжение.
Психологические
  • Недостаточная слаженность функций нервной системы, процессов торможения и возбуждения, особенности природного темперамента ребенка и соответствующий темп его деятельности. Попытки родителей «идти против природы» приводят к высокому психоэмоциональному напряжению у детей.
  • К примеру, ребенку-холерику противопоказаны множественные табу и ограничения, препятствующие двигательной активности, яркому и свободному проявлению чувств и эмоций. В условиях неоправданно жестких «рамок» его активность становится еще более бурной, «взрываясь» внешними проявлениями гиперактивности.
  • С ребенком-флегматиком проблему могут вызвать насильственные попытки ближайшего окружения ускорить темп его действий. Эффект при этом возникает противоположный ожидаемому – ребенок не только «тормозит» еще сильнее, но и становится зажатым, упрямым, замкнутым.
  • Ситуации, сопровождавшиеся сильным испугом, или любые другие обстоятельства, травмировавшие психику ребенка.
Социальные
  • нежеланность рождения, несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей;
  • отсутствие или недостаточный объем эмоциональных связей с матерью, ее холодность, нестабильные проявления характера, быстрая смена настроений;
  • затрудненный контакт с отцом, который много работает или сознательно сдерживает эмоции;
  • раннее прерывание матерью декретного отпуска и выход на работу с перепоручением ухода за ребенком бабушке или няне;
  • стремление матери иметь ребенка, соответствующего всем ожиданиям общества, ее чрезмерная обеспокоенность о соблюдении социальных норм, жесткая принципиальность, требовательность в выполнении правил поведения и общения с окружающими, отсутствие гибкости;
  • трудности адаптации при начале посещения детсада, особенно в возрасте до 3 лет;
  • стрессы при переездах, перемене обстановки, привычного уклада и окружения – например, при продолжительной болезни и пребывании в больнице без матери, поездках на лето к деревенским родственникам или в оздоровительный, спортивный или языковой лагерь для детей;
  • конфликтные ситуации, ссоры в семье;
  • развод родителей.

Симптомы

Невроз навязчивых движений у детей дошкольного возраста и младших школьников может проявляться:

При эмоциональном перенапряжении
  • не проходящими в течение долгого времени тиками: двигательными – наморщивание кожи на лбу, частые моргания, подергивание одним или обоими плечами, повороты шеи, постукивание ладонью по столу, бедру или колену, притопывания, и респираторными – покашливание, втягивание носом воздуха, «хмыканье»;
  • машинально выполняемыми действиями – обгрызание ногтей и кожи вокруг них, покусывания пальцев, ковырянье в носу, посасывание воротничка или манжета, кручение пуговиц и других предметов, наматывание на палец пряди волос, выщипывание ресниц и бровей и тому подобные неприятные движения.
При фобиях – навязчивыми страхами
  • замкнутых пространств;
  • грязи и микробов;
  • воды;
  • высоты;
  • темноты;
  • предметов, которые могут поранить – острых, горячих.

У подростков при неврозе навязчивых состояний наблюдаются те же симптомы, но преобладают тики и навязчивые страхи – устных ответов в классе и публичных выступлений, общения с незнакомыми людьми, удушения пищей при еде, внезапных болезней и смерти и другие.

Возникает заболевание чаще всего у 5-9-летних детей.

Лечение невроза навязчивых движений у детей

Невротическое расстройство с навязчивыми движениями у детей достаточно легко корректируется, но проблема решается не одним назначением медикаментов, а комплексно – сочетанием лекарственной и поведенческой терапии. Цель лечения – уменьшение патологических проявлений или полное избавление от них.

При возникновении навязчивых движений у ребенка в первую очередь нужно получить консультацию детского невролога и психиатра.

Если расстройство возникло вследствие разбалансированности нервной системы, ее повышенной возбудимости, то в некоторых случаях потребуется использование фармакологических препаратов, а также средств народной медицины и гомеопатии.

Такое лечение должно быть краткосрочным: его основная цель – облегчение состояния ребенка в остром периоде болезни.

Базовыми методами в лечении неврозов навязчивых состояний являются психотерапевтические – поведенческая терапия, применяемая детскими психологами. Ее особенности:

  1. В основе лежит создание ситуаций, когда ребенок под контролем специалиста непосредственно сталкивается с чем-то пугающим, чтобы снять тревогу и отсрочить момент обострения заболевания.
  2. Для избавления от потребности в совершении навязчивых движений специалисты систематически и последовательно обучают ребенка с навязчивостями адекватному выражению эмоций, умению «гасить» внутреннюю тревогу, уместным способам проявления агрессии.
  3. Иногда дети с неврозом навязчивых состояний просто «не помнят», как в норме следует выполнять какое-либо действие. В этом случае полезно общение: наглядный пример ровесников, родителей, учителей помогает адекватно воспринимать ситуации и выбирать необходимые формы поведения.
  4. Обязательная составляющая психотерапевтической работы – взаимодействие с родителями для выявления и устранения источника тревожности у ребенка, оздоровления психологического климата в семье, коррекции методов воспитания. Совместные усилия специалистов и родителей успешно помогают детям преодолеть трудный период и полностью избавиться от симптомов заболевания.

Не следует перекладывать всю ответственность на профессионалов – родителям тоже нужно приложить усилия, чтобы быстрее справиться с навязчивостями у ребенка.

Важно также проинформировать об особенностях здоровья и возможных поведенческих проявлениях ребенка школьных учителей или воспитателей в садике, чтобы избежать негативных замечаний в его адрес и поддразниваний ровесников.

При появлении тревожных симптомов оттягивать с лечением нельзя – если невроз навязчивостей не вылечить вовремя, он переходит в хроническое состояние и корректируется гораздо сложнее.

Профилактика

Профилактические действия для избежания невротизации необходимо проводить и с детьми, вылечившимися от невроза, - для дальнейшего восстановления, и с абсолютно здоровыми – для предупреждения патологии.

Источником невроза у детей часто являются психологические травмы, которые потом теряются в глубинах подсознания и дети даже не помнят о них, но проблема остается и приводит к навязчивым состояниям.

Поэтому нужно с особой внимательностью отследить травмирующие факторы, и постараться не допускать их влияния на еще не сформировавшуюся детскую психику.

Чтобы научить ребенка без ущерба справляться со стрессом в сложных ситуациях, родителям нужно развивать и воспитывать его с рождения, прививая умения и навыки:

  • преодоления трудностей и опасностей;
  • выдержки и терпения;
  • настойчивости и трудолюбия.

Уже в раннем детстве малыша следует приучать к опрятности и аккуратности, выполнению гигиенических правил, систематическим занятиям физкультурой и спортом.

Психологические нюансы профилактики:

  1. Похвала – тонкий инструмент воспитания, необходимо использовать его взвешенно и адекватно достижениям ребенка. Недопустимы как чрезмерная восторженность, и, как следствие, постоянное ожидание ребенком восторгов от окружающих, неуверенность и обиды в случае отсутствия похвал, так и отсутствие реакции или принижение успехов ребенка.
  2. Нельзя постоянно дергать детей, напоминая об их недостатках, и требовать безупречного послушания – так ребенок станет ведомым, замкнутым и безынициативным, напряженно ожидающим подсказок и замечаний от взрослых.
  3. Запреты и ограничения следует использовать в случае реальной потребности в их введении и с обязательным объяснением ребенку причин и необходимости таких мер.
  4. Крайне важный момент – своевременное установление и поддержание близкого эмоционального контакта с ребенком, создание доверительных отношений с ним. Возможность в любое время обратиться к родителям с мучающим вопросом, от трудностей в выполнении домашнего задания до сложностей первой влюбленности, даст возможность разрешить его до возникновения глубоких проблем и не допустить продолжительного стресса и ушедших «вглубь» негативных эмоций.

Помните: первоосновой и залогом здоровой психики у детей является эмоциональное благополучие, доброжелательная обстановка и атмосфера в семье.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста нередко возникают расстройства центральной нервной деятельности, к которым приводят длительные стрессы, возникающие на фоне конфликтов в детском коллективе или в кругу семьи. Под синдромом навязчивых движений подразумевается патологическое состояние, для которого характерны повторяющиеся непроизвольные движения, которые ребёнок не может контролировать.

У некоторых малышей эти движения могут нести кратковременный характер, а для некоторых они переходят в разряд привычки. Если родители малыша дошкольного и младшего школьного возраста столкнулись с данным синдромом, им стоит ознакомиться с потенциальными факторами возникновения патологии, а также методами борьбы с нервным расстройством.

Причины и группа риска

В группу риска по заболеваемости данным синдромом попадают те малыши, которые ежедневно подвергаются воздействию стрессов разной степени интенсивности. Так как организм каждого малыша индивидуален, последствия пережитого малышом нервного потрясения могут иметь непредвиденный характер.

Кроме того, у детей дошкольного и младшего школьного возраста наблюдается незрелость нервной системы, в результате чего малыш не способен в полной мере справляться с отрицательным эмоциональным ударом. В качестве основных причин формирования данного синдрома у детей относят:

  1. Психологические травмы различного генеза. Даже в том случае, если сложившаяся ситуация не является проблемой для взрослого человека, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста она может перейти в настоящую психологическую драму. Медицинские специалисты выделяют закономерность между развитием синдрома и склонностью малыша к истерическому поведению или депрессивным состояниям. На психоэмоциональное состояние ребенка в любом возрасте оказывает влияние обстановка в кругу семьи, поэтому родителям необходимо позаботиться о создании комфортного психологического микроклимата;
  2. Еще одной потенциальной причиной возникновения данного неврологического расстройства в детском возрасте является резкая смена жизненного распорядка или окружающей обстановки. Расстройство нервной деятельности нередко возникает при смене дошкольного учреждения или школы, а также при переезде в новое жилище. К такому состоянию предрасположены избалованные малыши, которые редко слышат от родителей слово “нет”;
  3. Наследственная предрасположенность к заболеваниям нервной системы или психики играет не последнюю роль в вопросе появления данного синдрома у ребенка. Если один из родителей имел в детстве расстройство психоэмоциональной деятельности, то с определенной долей вероятности аналогичная проблема постигнет ребёнка.

Симптомы

В силу отсутствия знаний и опыта многие родители затрудняются в распознавании синдрома у ребенка. Кроме того, неопытный родитель может принять данное состояние за проявление других соматических патологий. Одним из заболеваний, с которым часто путают данный синдром, является так называемый нервный тик, который представляет собой непроизвольное сокращение мышечных волокон. Этот симптом легко заметить при подергивании мимической мускулатуры у ребенка, к тому же он не зависит от психологического состояния ребенка.

Если малыш испытывает психоэмоциональный дискомфорт, то о развитии синдрома навязчивых движений говорят такие признаки:

  • Частое моргание;
  • Привычка грызть ногти;
  • Скрежет зубами;
  • Привычка щелкать пальцами;
  • Подергивание верхней или нижней губой;
  • Частое поворачивание головы;
  • Накручивание волос на палец, ручку или карандаш;
  • Беспричинное покашливание;
  • Причмокивание;
  • Осуществление взмахов кистями рук.

Вдобавок ребёнок может иметь привычку выдергивать волосы у себя на голове, дуть на руки перед тем как сесть за стол, а также совершать другие непроизвольные движения. Главным отличительным признаком данного синдрома от других неврологических расстройств является поминутное регулярное повторение одного из перечисленных движений. Игнорирование данных симптомов может привести к травматизации ребенка, порче одежды или имущества.

Лечение

Перед тем как обратиться к медицинскому специалисту за квалифицированной помощью, родителям малыша следует понаблюдать за ребёнком и удостовериться в том, что малыш страдает именно синдромом навязчивых движений. Если психоэмоциональное состояние ребенка связано с теми или иными проблемами в кругу семьи, то родителям необходимо создать для малыша максимально комфортные психологические условия.

После того как ребёнок будет обследован у детского психиатра и получит консультацию психолога, ему будет назначена соответствующая медикаментозная терапия, в состав которой входят антидепрессанты и седативные препараты.

Родителям ребенка категорически запрещено практиковать самостоятельный подбор препаратов и схем лечения малыша, так как подобные эксперименты приведут к ухудшению общего самочувствия и развитию дополнительных заболеваний. В ходе подбора лекарственной терапии медицинские специалисты стараются выбирать те группы и наименования лекарственных средств, которые не будут вызывать у ребенка апатию и сонливость.

В список часто используемых лекарственных средств при синдроме навязчивых движений входят такие медикаменты:

  • Глицин;
  • Сонапакс;
  • Циннаризин;
  • Пантогам;
  • Аспаркам;
  • Персен;
  • Мильгамма.

Перечисленные медикаменты мягко воздействуют на организм ребенка, восстанавливая работу центральной нервной системы и нормализуя баланс между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Препараты из группы антидепрессантов используются при тяжелом течении синдрома навязчивых движений. Принимать их можно только с назначения врача. В начальной стадии развития неврологических расстройств ребенку показаны занятия с психологом, нормализация образа жизни и питания, а также коррекция окружающего эмоционального фона.

Помочь справиться с хроническим нервным напряжением ребенку дошкольного и младшего школьного возраста можно и в домашних условиях, если речь идет о начальной стадии синдрома навязчивых движений. С этой целью нужно воспользоваться такими советами:

  • Для нормализации психоэмоционального состояния и улучшения сна ежедневно давать ребенку на ночь 1 ст. л. меда, предварительно растворенного в 250 мл теплой воды. А как наладить сон грудного ребенка до года, вы узнаете в статье по ссылке ;
  • В равных частях необходимо смешать траву пустырника, корни валерианы, траву мелиссы, плоды боярышника и цветки календулы. 1 ст. л. ложку полученной смеси заливают 300 мл кипятка и настаивают в термосе в течение 2 часов. Готовое средство процеживают и дают ребёнку по 1 ст. л. 3 раза в день независимо от приема пищи;
  • Успокоиться перед сном помогает теплая ванна с добавлением отвара мяты и лаванды. Также можно использовать хвою и сделать . Готовые сборы для приготовления добавок к ваннам можно приобрести в аптечных отделениях или фитоаптеках.

Детям, склонным к эмоциональной неустойчивости, необходимы занятия спортом, рисованием, лепкой из глины, танцами и другими видами активной деятельности.

Детский невроз - явление частое среди детей самого разного возраста. Негативная атмосфера в школе или дома, переутомление, огромное количество информации, много шума, психологическая травма, развод или постоянные ссоры родителей, слишком высокие требования к ребёнку - всё это может привести к тому, что развивается невроз навязчивых состояний у детей (или движений).

Справиться с этим можно разными способами, но сначала нужно убедиться в правильности диагноза.

Очень легко спутать навязчивые движения и тики. Но если правильно уяснить для себя природу этих явлений, отличить их будет совсем несложно. Тик - автоматическое сокращение мышц, подёргивания, которые нельзя проконтролировать, и которые не всегда обусловлены психологическими причинами. Навязчивые же движения можно удержать силой воли, и они всегда являются следствием психологического дискомфорта, который переживает ребёнок.

О неврозе навязчивых движений у детей свидетельствуют следующие симптомы:

  • ребёнок грызёт ногти;
  • щёлкает пальцами;
  • резко крутит головой;
  • дергает губой;
  • причмокивает;
  • обходит все предметы только слева или только справа;
  • крутит пуговицы;
  • кусает губы;
  • дует на ладони и др.

Перечислить все навязчивые движения невозможно: это слишком индивидуально. Их главный признак - в их раздражающем повторении, практически поминутном. Если не обращать на них внимания, это может привести к сгрызанию ногтей до крови, прокусыванию губ насквозь, отрыванию всех пуговиц на одежде и т. д.

Причём всё это может сопровождаться вспышками истерии, которых не было раньше, бессонницей, плаксивостью, снижением работоспособности. Вот почему лечение невроза навязчивых движений у детей необходимо начинать сразу, как только вы заметили симптомы этого заболевания.

Как лечить невроз навязчивых движений

Рисование красками поможет выплеснуть негативные эмоции

Качественное и эффективное лечение невроза навязчивых состояний у детей предполагает работу с психологом, в некоторых случаях - психотерапевтом. В наиболее запущенных случаях дело доходит и до медикаментозной помощи.

1. Медикаментозная терапия

После обследования у психотерапевта врач может назначить успокаивающие препараты, антидепрессанты. Для каждого случая они могут быть свои:

  • сонапакс;
  • циннаризин;
  • аспаркам;
  • мильгамма;
  • пантогам;
  • глицин;
  • персен.

Нельзя применять эти лекарства без назначения врача, так как они разнятся по своему действию на центральную нервную систему. Нужно учитывать, в какой стадии развивается невроз: на начальном этапе будет достаточно несколько занятий с психологом, при запущенных формах назначается как раз медикаментозная терапия. Но всё это определить может только врач.

2. Лечение народными средствами

Посоветовавшись с психологом (психотерапевтом), наблюдающим ваше чадо, можно использовать народные средства в лечении невроза навязчивых движений. Они бывают весьма эффективными.

  1. Настой овсяных зерён овса. Зерно овса (500 г) промыть холодной водой, залить холодной водой (1 л), варить на слабом огне до полуготового состояния. Процедить, добавить мёд (чайную ложку). Давать по стакану в день.
  2. Отвары из таких трав, как корень валерианы, пустырник, трёхцветная фиалка, боярышник, мелисса, мята, календула, золототысячник.
  3. Медовая вода перед сном: разбавить столовую ложку мёда в стакане воды комнатной температуры.
  4. Ванны с успокоительными травами (лавандой, мятой, например) или морской солью.
  5. Танцевальная терапия: включайте дома музыку - пусть ребёнок выплёскивает весь негатив в танце.
  6. Летом чаще давайте ему возможность бегать босиком по земле, траве, песку.
  7. Чтение сказок на ночь.
  8. Рисование также поможет выплеснуть то, что тревожит малыша, поэтому чаще давайте ему в руки бумагу и краски, карандаши, мелки.
  9. Праздник, приготовление любимого блюда также помогут вывести его из тревожного состояния.

Помимо домашних средств лечения такого рода невроза, родители должны работать и над собственным поведением.

3. Поведение родителей

Очень важным моментом в лечении данного вида детского невроза является правильное поведение родителей:

  • не ругать малыша за эти движения (читайте: );
  • как только он начинает это делать, нужно поговорить с ним о том, что его тревожит;
  • больше уделять ему времени;
  • постараться понять, в чём причина переживаний малыша, и ликвидировать её;
  • ограничить увлечение компьютером и телевизором, но грамотно, без давления и криков.

Любой родитель должен знать, как лечить невроз навязчивых движений у детей, чтобы вовремя оказать помощь. Тем более, что причины этого заболевания лежат в психоэмоциональной сфере. Подарите малышу счастливое, радостное детство без лишних переживаний, тревог и страхов.

Навязчивые движения у детей, оформившиеся в полноценный синдром – это проявление невроза навязчивых состояний. Возникновение этих движений говорит о том, что у ребенка существует проблема, которую он не может озвучить. Чаще всего малыш не осознает корни своих переживаний и сам не может понять, что такое с ним происходит. Навязчивыми движениями ребенок может реагировать также на проблемы, имеющиеся у родителей. Бесполезно допытываться у малыша, почему и зачем он без конца повторяет одно и то же движение – он не знает ответа.

Появление навязчивых движений у детей – сигнал о том, что вся семья нуждается в коррекции. Ребенок, как самый младший и слабый член семьи, первым реагирует на семейное неблагополучие. Своевременное обращение к психиатру или психотерапевту поможет не только сохранить здоровье малыша, но и родителям лучше понять друг друга.

Описать все практически невозможно, у каждого малыша они имеют свои особенности. Невроз навязчивостей возникает в том случае, если потребности маленькой личности не могут быть удовлетворены. Движения отличаются однотипностью, повторяются каждую минуту. Выделяют 2 основных типа: тики и собственно навязчивые движения.

Тик – это неконтролируемое сознанием ритмичное сокращение мышц, чаще всего глазных. У малышей это проявляется бесконечным миганием, иногда быстрым зажмуриванием. Навязчивые движения бывают такими:

  • дергание головой;
  • «шмыганье» носом;
  • накручивание волос на палец;
  • кручение пуговиц;
  • щелканье пальцами;
  • поднятие плеч;
  • взмахивание рук;

Навязчивости могут быть более сложными: ритуалы при мытье рук, обход мебели с одной стороны, дутье на ладони, качание согнутой в колене ногой и т.п.

Навязчивости помогают малышу облегчить внутреннее напряжение, увлекают и отодвигают причину их возникновения на второй план.

Модная игрушка спиннер – не что иное, как удовлетворение потребности нервных детей и инфантильных подростков в стереотипных движениях, создающих иллюзию покоя.

Медикаментозное лечение

Лекарства при неврозе навязчивых движений у детей имеют вспомогательное значение. Они улучшают кровоснабжение,питание и обмен веществ в нервных клетках, успокаивают, удлиняют сон, но полностью проблему не решают. Медикаменты используются как временная мера для снятия внутреннего напряжения, уменьшения капризов и раздражительности.


Используются препараты таких групп:

Истинно психотропные препараты – Фенибут, Сонапакс, Сибазон, Тазепам – назначает только врач коротким курсом. Лекарства назначает психиатр или психотерапевт, учитывая общее соматическое состояние ребенка. Важен подбор возрастных безопасных дозировок, которые не помешают развитию малыша.

Немедикаментозное лечение

Каких-то определенных методов нелекарственного воздействия на навязчивые движения у детей нет. Можно использовать физиотерапевтические методы, снижающие общую возбудимость – электросон или воздействие на головной мозг слабого импульсного тока и другие подобные, но они принесут временный эффект.

В домашних условиях можно использовать ванны с отварами лекарственных трав – мяты, лаванды, мелиссы, добавлять морскую соль. Полезно все, что укрепляет нервную систему – богатая микроэлементами и витаминами свежая еда, прогулки на свежем воздухе, морские купания, солнечные ванны.

Правильное поведение родителей

Основа выздоровления, без которой невозможно сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Есть несколько важных правил:

Как реагировать на навязчивые движения?

Точно так же, как на заикание – игнорировать всем поведением. Как справедливо говорит доктор Комаровский, при неврозе навязчивых движений у детей нет ни опухоли, ни воспаления, ни сосудистых проблем в нервной системе. Такой невроз – это психоэмоциональное расстройство, возникшее в ответ на травмирующую ситуацию. Это обратимое состояние, которое прекращается после того, как устранена его причина.

Когда у ребенка появились навязчивые движения, нужно сразу обращаться к психиатру или психотерапевту, а до того времени делать вид, что ничего особенного не происходит. Не стоит делать ребенку замечаний или одергивать, а тем более наказывать. Внимание родителей только закрепляет такие движения, делает их более желанными.

Можно попытаться отвлечь малыша – едой, игрой, прогулкой. Не следует обсуждать особенности малыша с подругами или родней, особенно в его присутствии. Все сказанное родителями откладывается в памяти и сознании малыша, такие разговоры только отодвинут выздоровление.

Психотерапия

Основной способ избавления от невроза навязчивых движений у ребенка. Психотерапевт подробно разбирает семейную ситуацию, обнаруживает все скрытые проблемы. Может вскрыться одна из проблем, приведшая к болезни ребенка:

  • жестокое обращение;
  • чрезмерно строгое воспитание;
  • педагогическая запущенность, когда малыш предоставлен сам себе и его развитием никто не занимается;
  • алкоголизм родителей;
  • психические отклонения у родителей и ближайших родственников;
  • психологические и моральные травмы;
  • испуг или эмоциональная перегрузка;
  • внутрисемейные конфликты;
  • неприятие родителями пола ребенка;
  • рождение малыша от нелюбимого человека;
  • переезд в другой город, район или дом;
  • неприятие ребенком мачехи или отчима;
  • неприятие рождения младших детей;
  • конфликт в детском коллективе.

Круг проблем, ведущих к развитию у детей невроза навязчивых движений, многообразен и определяется конкретной ситуацией. Психотерапевт в этом случае выступает в роли объективного зеркала, в котором каждый из участников семейных отношений может увидеть себя со стороны и получает возможность коррекции поведения и способа реагирования.

Методы детской психотерапии

Для лечения детских неврозов навязчивых движения чаще всего используется недирективная игровая психотерапия. После привыкания ребенка к врачу в общение вводится третий участник – игрушка, которая никак не может справиться со своими руками (глазами, пальцами, шеей, ногами). Имитируется то расстройство, которое беспокоит ребенка. В процессе игры малыш раскрывается и обозначает те проблемы, из-за которых появилась двигательная навязчивость.

Особенности детской психики – наивность и непосредственность – позволяют проецировать на игру наиболее болезненные моменты общения с родителями, другими взрослыми или сверстниками. Такой перенос проходит незаметно для ребенка, а врачу предоставляет обширную информацию о том, что же на самом деле происходит в душе у малыша.

Отличные результаты приносит семейная психотерапия, когда каждому члену семьи по отдельности разъясняются педагогические промахи и их последствия для здоровья ребенка. Психотерапевт в этом случае играет роль беспристрастного комментатора, тактично предлагая взрослым взглянуть на свои ошибки со стороны.

Школьникам приносят большую пользу адаптивные методики, преодолевающие проблемы и сложности коммуникации. Такие методики особенно важны при смене детского коллектива и для вывода ребенка с позиции жертвы.

Широко используется поведенческая терапия, которая помогает детям самоутверждаться, направляя естественные желания в социально приемлемое русло. Прекрасно помогает преодолеть различные страхи методика эмотивного воображения, когда ребенок становится на место любимого героя и в его образе справляется со всеми трудностями.

Общими усилиями семьи удается, как правило, вылечить невроз навязчивых движений у детей.