Кто автор проекта иконостаса петропавловского собора. История строительства петро-павловского собора и интересные факты


1. Петропавловский собор построен в 1712-1733 годах по проекту Доменико Трезини на месте деревянной церкви, стоявшей на этом месте в 1703-1704 годах.Колокольня собора увенчана шпилем и имеет общую высоту 122 метра, что позволяло ей до 2012 года быть самым высоким зданием Петербурга.

2. С самого начала собор являлся местом захоронения Романовых и их родственников. В 1896 году рядом было возведено здание усыпальницы для великих князей императорской фамилии и светлейших князей Романовских. Сюда из Петропавловского собора были перенесены восемь захоронений.

3. Великокняжеская усыпальница сильно пострадала в годы советской власти, много лет ремонтируется и до сих пор закрыта для посещения.

4. С собором её связывает белый коридор. Как видно, здесь всё уже готово, но проход пока закрыт.

5. Осмотрим интерьер трёхнефного собора.

6. Главный вход в храм со стороны Соборной площади.

7. Потолок украшен картинами на евангельские сюжеты.

8. К сводам подвешены пышные люстры.

9. Кафедра проповедника, украшенная золочёной скульптурой.

10. Позолоченный резной иконостас собора изготовили в Москве по рисункам Трезини.

11. Перед иконостасом находятся захоронения императоров и императриц XVIII века.

12. Слева в первом ряду - захоронение Петра I, увенчанное бюстом царя. Рядом с ним - Екатерина I (Марта Скавронская), его жена. Слева - Елизавета Петровна, их дочь, предусмотрительно озаглавленная табличкой «Елизавета I» на случай, если бы среди императриц появилась бы другая Елизавета. За Петром I лежит его племянница Анна Иоановна, дочь царя Ивана V. Слева во втором ряду - Екатерина II и Пётр III, перенесённый после смерти жены из Александро-Невской лавры. На их надгробиях стоит одна и та же дата погребения, что создаёт иллюзию, будто бы они жили вместе и умерли в один день.

13. Пётр Великий подписан как «Отец Отечества». Когда он умер в 1725 году, стены собора едва поднялись на человеческий рост, и его тело до 1731 года пролежало во временной деревянной часовне.

14. По другую сторону от царских врат так же в два ряда находятся надгробные плиты Павла I и Марии Фёдоровны, Александра I и Елизаветы Алексеевны, Николая I и Александры Фёдоровны, а также дочери Петра I, великой княжны Анны.

15. Все надгробия огорожены чёрными оградами, увенчанными набалдашниками в виде ваз, накрытых траурной тканью. Надгробия супругов очерчены единой оградой.

16. Все надгробия были в 1865 году заменены на мраморные, существующие и ныне, но два саркофага отличаются от остальных. Они были изготовлены в 1887-1906 годах из зелёной яшмы и розового орлеца для императора Александра II и его супруги Марии Александровны.

17. Все мраморные надгробия накрыты золочёными крестами, императорские по углам украшены изображениями двуглавых орлов. Одно из надгробий явно свежее других.

18. Оно поставлено над захоронением императрицы Марии Фёдоровны (принцессы Дагмары), жены Александра III. Умершая в 1928 году императрица была похоронена рядом с родителями в усыпальнице собора датского города Роскилле. В 2006 году её прах на корабле доставили в Петербург и захоронили рядом с мужем.

19. А в 1998 году в Екатерининском приделе собора упокоились останки последнего императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны и их дочерей Татьяны, Ольги и Анастасии.

20. Но самые первые захоронения в соборе можно увидеть лишь на экскурсии на колокольню собора, которую успели построить при жизни Петра Великого. Здесь, под лестницей, находятся могилы царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I, и его сына Алексея Петровича рядом с женой, принцессой Шарлоттой-Христиной Софией Брауншвейг-Вольфенбюттельской.

21. По стёртым ступеням поднимемся на нижний уровень колокольни, находящийся вровень с крышей собора.

22. Здесь во время блокады находился пост противовоздушной обороны.

23. Здесь можно посмотреть на первоначальный вид храма. Собор был окрашен в розовой гамме, ангел на шпиле был совершенно другим.

24. Вход был украшен пышным крыльцом со скульптурами.

25. Напоминаю, как собор выглядит сегодня (фото с Гранд-макета).

26. Здесь же представлен каркас фигуры ангела, находившегося на шпиле с 1858 года.

29. Каркас ангела заменили в конце XX века на современный.

27. Медная фигура, находившаяся на шпиле до 1858 года, находится в музее истории крепости. Её заменили при перестройке шпиля собора в металле, ведь до 1858 года шпиль был деревянным.

28. Нынешняя фигура-флюгер была отремонтирована и заново позолочена в 1995 году.

30. С этого яруса начинается сама колокольня. Внизу собраны старые грузы механизма башенных часов-курантов.

31. А также вот эта старинная лебёдка.

32. Запорный механизм на дверях, ведущих на открытую площадку собора.

33. По каменным ступеням поднимемся выше.

34. На балках-опорах установлен карильон собора.

35. Карильон - это внушительных размеров многоголосый колокольный музыкальный инструмент, родом из Бельгии. Кстати, «малиновый звон» назван так не за сладость звучания, а в честь бельгийского города Malines.

36. Первоначально карильон был привезён и установлен в Петропавловском соборе Петром I, но позже сгорел при пожаре, а восстановлен был уже в наши дни.

37. Инструмент состоит из множества неподвижных колоколов разного размера.

38. Языками колоколов можно управлять при помощи стальных тросов.

39. Играть на карильоне нужно вот с этого пульта. Преподаватель игры на инструменте, несмотря на «бородатость», на русском говорит с сильным акцентом, он явно откуда-то из Бельгии.

На видео можно послушать, как своеобразно звучит этот инструмент:

40. Над карильоном находится нижняя звонница, традиционная для православных храмов.

41.

42.

43. Самый большой колокол, диаметром больше метра.

44.

45. Звонят в эти колокола вполне традиционно - при помощи системы верёвок, привязанных к языкам.

46. Здесь же висят грузы расположенных ярусом выше часов-курантов.

47. Экскурсия не рассчитана на подъём выше нижней звонницы, поэтому под конец два кадра с сорокаметровой высоты.

48.

Официальное название: Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла

Петропавловский кафедральный собор - самая старая из сохранившихся церковь Санкт-Петербурга. Заложенный в 1712 году собор строили более двадцати лет и освятили в 1733.

Внешний вид первого собора города ничем не напоминает традиционные русские православные крестово-купольные или шатровые церкви, скорее он похож на европейские церкви петровских времен: барочный фасад, который мы можем увидеть во многих западно-европейских церквях, и тонкий высокий шпиль, напоминающий мачту корабля, увенчанный фигурой ангела, несущего крест. Интересно, что первый ангел, выполненный по рисунку Трезини, был летящим и словно водружал крест на шпиль собора (как все созданное в эпоху Петра I, имел символическое значение: символизировал разрешение Небес на земные завоевания Империи). Нынешний ангел (это четвертая фигура ангела над Петропавловским собором) тоже летит, но выглядит иначе. Так же как и кораблик на шпиле Адмиралтейства, фигура ангела на шпиле собора всегда являлась флюгером, высота фигуры ангела - 3,2 метра, размах крыльев - 3,8 метра.

До 2012 года здание Петропавловского собора оставалось самым высоким (122 метра) строением в городе (кроме телевышки), однако в последние годы в Санкт-Петербурге появились 140-метровый небоскреб Лидер Тауэр на площади Конституции и жилой комплекс «Князь Александр Невский» (124 метра).

Внешний вид собора характерен для петровских времен: строгие фасады, скромно украшенные пилястрами и головками херувимов над окнами, предполагалась традиционная двухцветная окраска (с основным розовым и дополнительным белым цветами). На восточном фасаде размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Не может не привлечь внимание многоярусная колокольня собора; вопреки правилам, колокольня была возведена прежде, чем сам собор, и именно под колокольней собора похоронен сын Петра I, умерший в собственной камере при невыясненных обстоятельствах после пыток и вынесения ему смертного приговора за заговор против отца, царевич Алексей (его могила находится под лестницей колокольни, где можно видеть памятную табличку). Высота колокольни менялась со временем (с 106 метров до 122,5), менялась и её конструкция, в 1858 году все деревянные детали шпиля во избежание возможных пожаров были заменены металлическими, соединенными подвижно по проекту инженера Журавского (поэтому шпиль может отклоняться от своего основного положения почти на 1,5 метра).

В 1756 году деревянный шпиль собора загорелся от молнии, однако внутрь храма огонь удлось не пустить, поэтому по сей день можно видеть в интерьерах уникальные живописные работы первой трети XVIII века, например «Моление о чаше» Андрея Матвеева. Уникален и иконостас, который находится в соборе: он был подарен храму императором Петром I и его женой Екатериной I. Иконостас сделан по проекту Ивана Зарудного из резного позолоченного дерева, единственная деталь, замененная с тех пор, - Царские врата, обветшавшие к середине XIX века и выполненные в царствование Александра II из золоченой бронзы.

Внутри собора находятся захоронения почти всех императоров династии Романовых, начиная с Петра I (здесь нет могил лишь Петра II и Ивана VI). Наиболее интересны надгробия Петра I, Александра II и его супруги Марии Александровны (выполненные из зеленой алтайской яшмы и красного уральского родонита), кроме того, в приделе Святой Екатерины в 1998 году были погребены останки членов семьи последнего русского императора Николая II и оставшихся с ним до последнего дня приближенных. Вопреки распространенному заблуждению тела императоров захоронены под полом Петропавловского собора, а не внутри надгробий (подвалов под собором нет - только погребальные камеры).

К концу XIX века стало очевидным, что места для новых погребений в соборе не хватает, и к нему была пристроена Великняжеская усыпальница, в создании которой принимали участие архитекторы Д.И. Гримм, А.И. Томишко, Л.Н. Бенуа. К 1908 году строительство было закончено, однако до революции в усыпальнице, в которой создали 60 бетонных склепов, успели похоронить только 13 членов семьи Романовых, после революции усыпальница была закрыта, её интерьеры разрушены, однако в 1992 году в ней похоронили правнука императора Александра II князя Владимира Кирилловича Романова, а в 2010 - его жену Леониду Георгиевну (кроме того, в 1995 году сюда перенесли останки его родителей).

Петр I умер прежде окончания работ по возведению собора, его гроб (а затем и гроб его жены Екатерины I) находился во временной часовне внутри недостроенного собора и был похоронен лишь спустя несколько лет в том месте, где сегодня можно видеть надгробие первого русского императора.

Петр I, человек стремительный и жестокий, обладал неимоверной энергией и делал все с небывалым размахом, оставаясь непреклонным в собственных решениях. Задумав строительство новой столицы «европейского» типа, он направил все свои силы на создание собственного «парадиза», который ничем не напоминал бы ему патриархальную, боярскую Москву. Петропавловский собор поистине стал олицетворением этого желания.

Высота Петропавловского собора составляет 122,5 метра, высота шпиля — 40 метров, высота фигуры ангела — 3,2 метра, а размах его крыльев — 3,8 метра. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограммов червонного золота. Комплекс колоколов собора уникален — он включает голландские колокола-куранты XVIII века, русские церковные колокола и карильон.

«Горизонтальные» размеры собора относительно невелики: его длина — 61 метр, ширина — 27,3 метра. Высота стен до карниза —15 метров. Для внутренней позолоты из государевой казны было выдано двести килограммов червонного золота. При оформлении собора использовались различные породы камня: мрамор, яшма, родонит. Пол вымощен известняковыми плитами. Центральный неф освещается пятью люстрами, выполненными из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Люстра, висящая перед алтарем, — подлинник XVIII века; остальные — восстановлены после Великой Отечественной войны.

По своему плану и внешнему виду он совершенно не похож на православные, крестовокупольные или шатровые, церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры.

Его экстерьер строг и достаточно скромен. Стены оформлены лишь плоскими колоннами — пилястрами — и головками херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад, являющийся основанием колокольни, украшен шестью пилястрами с двух сторон от главного входа-портика. Средокрестие храма смещено на восток и отмечено небольшим барабаном с куполом над предалтарной частью.

Колокольня - главенствующая деталь собора

Главенствующая деталь собора — многоярусная колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Ее первые два яруса как бы раздаются вширь, поддерживаемые завитками-волютами, которые формируют плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Третий ярус легко устремляется вверх, он увенчан золоченой восьми-скатной крышей с четырьмя круглыми окнами в массивных белокаменных рамах. Над крышей — стройный, изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проемами. Над ним — высокая, тоже восьмигранная, золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием сверкающего шпиля-иглы. На самом верху установлена фигура летящего ангела с крестом в руках.

Колокольня, помимо всего прочего, выполняет важную функцию — это своеобразный ориентир в городе, градостроительная доминанта. Действительно, Петропавловский собор, высота которого составляет 122,5 метра, долгое время оставался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. Сейчас он уступает по высоте только вышке телецентра.

Несмотря на свою строгую прямоугольную форму, Петропавловский собор оставляет впечатление легкости и общей устремленности вверх. Это — одна из главных достопримечательностей города на Неве.

Купол Петропавловского собора

Купол над предалтарной частью собора, выполненный в стиле немецкого барокко, довольно скромен. Он установлен на легкий высокий барабан и увенчан небольшой главкой. Барабан и купол, подобно колокольне, тоже были значительно переделаны после пожара 1756 года. Купол уменьшили в размерах и богато украсили затейливыми гирляндами; кроме того, он приобрел пышные люкарны — все это добавило ему «барочности».

Портики собора

Западный и южный фасады украшены классическими мраморными портиками. Точно так же оформлен и главный фасад Ботного дома (в котором хранится ботик Петра —«дедушка русского флота»), расположенного рядом с Петропавловским собором —таким образом, весь ансамбль Соборной площади Петропавловской крепости исполнен в одной архитектурной стилистике.

Одним из наиболее выдающихся памятников первого периода строительства города на Неве стал огромный каменный собор, заложенный в мае 1712 года в центре крепости на месте разобранной деревянной церкви. Двадцать один год шло его строительство, возглавляемое Доменико Трезини. В 1733 году храм был окончен и освящен во имя апостолов Петра и Павла. Прямоугольный в плане собор разделен внутри массивными пилонами на три нефа, что сближает его с европейскими культовыми зданиями базиликального типа. В объемно-пространственной композиции главенствующее положение занимает прекрасная по силуэту колокольня над западным входом. Ее форма напоминает о широко распространенном на Руси приеме ярусного расположения постепенно уменьшающихся объемов, который, однако, получил в этой постройке иную трактовку. Вместо типичных для русских церквей шатровых завершений здесь - высокий золоченый шпиль. Пронизанная стремительным движением вверх, колокольня легко взлетает над крепостью. Установленный на конце шпиля флюгер в виде парящего ангела и размещенные в верхнем ярусе часы с курантами придали постройке подчеркнуто светский характер, что было свойственно всему искусству петровского времени. Колокольня воспринималась, скорее, как смотровая вышка крепости, как главный высотный ориентир молодого города. Недаром Петр требовал ускорить ее строительство, и, несмотря на огромные технические трудности, колокольню, имевшую высоту 106 метров, окончили на десять лет раньше собора, в 1723 году.

Колокольня Петропавловского собора и поныне занимает видное место в панораме Ленинграда. Однако в наши дни это сооружение выглядит несколько иначе, чем в начале XVIII столетия. В 1756 году молния попала в шпиль, он загорелся и рухнул, повредив крышу храма. Через десять лет колокольню восстановили «точно так, какова прежняя была». В 1830 году кровельщик П. Телушкин совершил чудо: без лесов, с помощью одной веревки он поднялся на вершину шпиля, чтобы укрепить поврежденный флюгер. В 1857-1858 годах шпиль перестроили по проекту архитектора К. А. Тона, заменив обветшавшие деревянные конструкции металлическими, системы инженера Д. И. Журавского. В результате перестройки высота шпиля увеличилась и составляет теперь 122,5 метра.

Рядом с колокольней основной объем собора, над алтарной частью которого на высоком барабане возвышается купол, кажется не таким уж большим. Раньше фасады здания были выкрашены в синий цвет, и на этом фоне контрастно выделялись белые пилястры, карнизы, оконные наличники и другие детали декора. Позднее стены собора обрели однотонную окраску, что значительно снизило силу художественного воздействия архитектурной композиции.

Интерьер Петропавловского собора - просторный, залитый светом - необычен для русских храмов. Исполненные на холсте видными живописцами первой трети XVIII века А. Матвеевым, И. Вельским, Г. Гзелем и другими панно на евангельские сюжеты размещены над окнами. Расписаны только своды перекрытия. Великолепный резной иконостас выполнен не в традиционной форме декоративной стенки с ярусным расположением икон, а напоминает триумфальную арку. Сходство это не случайно: современники воспринимали яркий, с богатой пластикой иконостас собора как своеобразный памятник победы России над шведами.

Автором этого уникального произведения был разносторонне одаренный московский зодчий И.П. Зарудный. С 1722 по 1727 год под его руководством над созданием иконостаса трудилось около сорока искусных резчиков, столяров и позолотчиков. Виртуозно выполненная композиция свидетельствует о свободном владении мастерами всем богатством барочной орнаментики, сочетающейся с традиционным древнерусским узорочьем. Под сводами собора в 1725 году был погребен Петр I, и с этого времени храм стал царской усыпальницей. В 1896-1908 годах рядом с ним архитектор Л.Н. Бенуа по эскизному проекту Д.И. Гримма возвел перекрытое куполом здание, предназначенное для захоронения членов царской семьи.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

Тут похоронены русские императоры, императрицы и многочисленные родственники дома Романовых.

Когда-то он был самым высоким зданием России. Изначально высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого. Затем колокольня стала выше еще на 10,5 метров.

До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе, после 140-метрового небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высота которого составляет 124 метра.

На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках. Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8.

Строительство храма началось 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года. 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведскими судами на Чудском озере.

30 мая 1712 года был заложен каменный Петропавловский собор. Он строился таким образом, что деревянный храм оставался внутри новой постройки. Работой руководил итальянский архитектор Доменико Трезини. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос. По приказу Петра I строительство началось с колокольни. Из-за нехватки рабочих рук, бегства крестьян и недостатка рабочих материалов она была закончена только в 1720 году.

Однако шпиль колокольни был укрыт листами золочёной меди только спустя некоторое время. Весь собор был достроен только к 1733 году уже после смерти Петра I.

Есть старая легенда, что на шпиль собора сверху идет луч очень мощной космической энергии. Чтобы получить эту энергию, нужно встать лицом на восток на пятачок из меди, вмонтированный в пол в преддверии храма. Находится он точно под шпилем.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращён в музей, большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

Лишь в 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение.

По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор совершенно не похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра

Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами.

Слева от входа есть гробница Великой княгини Александры Георгиевны. Она умерла молодой в результате несчастного случая. На 8-м месяце беременности прыгнула в лодку и промахнулась. А далее преждевременные роды, сына удалось спасти, а ее нет...

Надгробие Александры Георгиевны не выделяется из печального ряда надгробных монументов других членов императорской фамилии, и в то же время оно уникально. Ее гробница пуста.

В 1939 году по просьбе греческого правительства прах великой княгини Александры Георгиевны был перенесен в Афины. Как утверждает легенда, переговоры были недолгими, Сталин согласился отдать грекам прах великой княгини в обмен на бульдозер.

Царские врата в Петропавловском соборе.

Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров исполнен в 1722—1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного, резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой.

Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.