Ли совесть в современном мире. Нужны ли совесть и стыд современному человеку? Как-то в детстве я спросил маму: «А что такое совесть?» — «Это, когда ложишься вечером спать, сынок, и не стыдно за свои поступки, а утром просыпаешься и не стыдно людям в глаза

Нужна ли человеку совесть?

В сказке -Щедрина «Пропала совесть» люди начинают страдать, когда в них просыпается суд, диктованный совестью. Желая поскорее избавиться от ненужной «вещицы», «несчастные пропойцы», торгаши и представители зажиточной буржуазии передаривают, подбрасывают в карман невнимательным, отдают Совесть кому ни попадя. Никому она более не ценна – скорее назовут её в народе проклятьем, жуткой болезнью, ведь при пробуждении её обладателям, нечистым сердцем людям, внезапно становится гнусно и тягостно на душе.

А если представить, что народ лишился всех оставшихся зачатков совести вмиг навсегда? Описать этот мрак, в который погрузится всё в мире, невозможно. Ведь совесть – первая добродетель, заставляющая нас вовремя понять, когда стоит остановиться, иначе произойдёт что-то плохое.

Человек без внутреннего регулятора, каковым является совесть, обречён на тяжёлый и страшный жизненный путь. Ему может ошибочно казаться, что его совесть ничем не сможет помочь ему. Но стоит переосмыслить конец сказки «Пропала совесть», будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама», и на почве её возникнут: Сила духа, Справедливость, Вера в правду, так любимые и воспетые многими честными и цельными народами, пойдёт люд за тем, кто захочет добиться истины и не побоится заплатить за это животом своим.

Нужна ли человеку совесть? Пусть сначала ответит этот человек: хватит ли у неё мужества ею владеть?

(Цаплина Ольга, ученица 8 «Б» класса МАОУ гимназии №1)

Мне кажется, что совесть – это внутренний контроль. С помощью него человек взвешивает свои поступки. Как ужасен был бы мир, если бы совесть не посещала человечество хотя бы иногда.

Например, когда человек идёт на убийство, грабёж, осознаёт ли он это? Конечно. Но он заглушает всячески совесть. Даже если люди остаются безнаказанными и живут со своим грехом, то в их жизни бывают моменты, когда в сознании всплывает всё. Это бывает особенно тогда, когда близка смерть. Совесть сжигает сердца этих людей и заставляет мучиться.

А если у человека совесть есть, и она не спит? Он живёт спокойно, радуется жизни. Не боится, что придётся дать отчёт за свои дела и поступки. Таких людей очень мало и становится меньше с каждым днём.

Но ведь ребёнок рождается с чистой душой, с чистой совестью. Наверное, ещё и от семьи зависит, какой характер сформируется и что будет с его совестью в будущем.

(Закорчемная Анна, ученица 8 «В» класса МАОУ гимназии №1)

Совесть – это один из чудесных даров божиих, данный нам свыше. Она раскрывает глубочайшие качества нашей сущности. Нельзя отрицать, что совесть присуща человеку от природы.

Вряд ли есть человек, у которого в душе не было бы голоса. Совесть – первый глубочайший источник ответственности. Отход человека от совести чреват опасностями и бедами. Это будет продолжаться до тех пор, пока не наступит возвращение. Чем скорее и глубже человечество постигнет природу, тем яснее он поймёт, что без совести на земле невозможна ни жизнь, ни культура, и тем больше бед и страданий будет предотвращено.

(Чабаненко Екатерина, ученица 8 «Б» класса МАОУ гимназии №1)

Совесть – решающая движущая сила в развитии личности. Наличие совести помогает оценить свой поступок с точки зрения правильности и неправильности. Часто можно услышать, что человек говорит: «У тебя нет совести!» Это значит, что человек не оглядывается на свои поступки и не принимает никаких мер, чтобы исправить совершённое зло. Совесть позволяет человеку быть убежденным в том, совершает он что-то доброе или что-то злое.

Угрызения совести знакомы каждому. Некоторым людям совесть не позволяла найти компромисс с родителями, семьёй и обществом в целом. Когда ты поступаешь хорошо и совесть твоя чиста, то испытываешь приятное состояние духа, умиротворение. Совесть – ответственность за собственные мысли и поступки.

(Кабычкин Павел, ученик 8 «Б» класса МАОУ гимназии №1)

Совесть в сочетании с умом –

это хороший нравственный компас.

Однако же совесть без ума или ум без совести –

это компас без стрелки или сторон света.

Что такое совесть? Нужна ли она человеку? – эти вопросы заставили меня задуматься.

«Совесть – это чувство и сознание моральной ответственности за своё поведение и поступки перед самим собой, - такое определение даётся в словаре, и я с ним согласна. Однако, узнав о «героине» из сказки -Щедрина, можно подумать, что сейчас совесть и правда всего лишь надоедливая «приживалка». С какой стороны ни взгляни, всюду от неё одни неприятности. Мир жесток, к нему нужно приспосабливаться, и честь в этом «списке необходимых усовершенствований» отнюдь не значится.

И первейшее несоответствие совести с комфортным и необременительным существованием в полной мере проявляется на работе. Чтобы получить повышение, нужно подставить другого. Как поступить в этой ситуации? Вот он, моральный выбор каждого. Но важнее поступки тех, чьи профессии по своей природе построены на лжи и влияют на судьбы других людей. Например, адвокат. Как он поступит, защищая преступника: в ущерб карьере, зато на благо общества, или как отличный специалист?

Выходит, что совесть нужна не всем людям. (А кому не нужна, тем на самом-то деле очень бы пригодилась).

Но с другой стороны, как жесток и невыносим был бы «бессовестный» мир! Любой сталкивался с нечестным отношением к себе, и знает, насколько это неприятно.

Да, жить с совестью и чувством долга перед обществом тяжело, но необходимо. Ведь при правильном отношении совесть будет не тяжестью, которую хочется как можно быстрее скинуть с плеч, а верным помощником.

Хотя и тут есть проблема: совесть у всех разная – для кого-то тот или иной поступок в пределах нормы, а другой уже визжит от возмущения. Здесь важно правильно определить для себя границы дозволенного, и поступать по жизни так, чтобы для душевных мук просто не было повода.

Осмыслив всё это, я прихожу к выводу, что всё же совесть нужна. Но только если она делает лучше, а не будет забита и забыта в самом дальнем уголке сердца.

(Франк Анастасия, ученица 8 «Б» класса МАОУ гимназии №1)

За свою жизнь каждый человек хотя бы раз слышит в свой адрес: «Ты бессовестный!» А какой человек тогда «совестный» - «совестливый»?

Совестливый человек – это тот, кто отдаёт себе отчёт в своих поступках, анализирует их, задаёт себе вопросы: «А правильно ли я поступаю?» «Может я кого-то обидел?»

Каждому, наверное, хочется быть всесторонне здоровым, а совесть – это своего рода лекарство, которое помогает чувствовать себя увереннее и лучше. Быть совестливым - в интересах любого человека. Ты не лжёшь - тебе не приходится оправдываться, потому что совестливый человек сначала думает, а потом делает. Ты сделал что-то плохое - начинаешь мучиться и страдать, непреодолимый страх поселяется в душе, и что-то внутри говорит о том, что совершено нечто страшное, то, что не даст жить спокойно, пока не вспомнишь о содеянном и не раскаешься.

Совестливый человек внутренне выше тех, кто пытается заглушать в себе ростки добра и благочестия. А жизнь рано или поздно расставит всё на свои места.

(Уткина Елена, ученица 9 «В» класса МАОУ гимназии №1)

Совесть… Именно она мучает нас каждый день. Порой, мы хотим избавиться от этого чувства, ведь оно доставляет столько волнений. Но через некоторое время эта суета в душе пропадает, и мы снова чувствуем себя свободными. Но надолго ли? Ведь скоро всё начнётся опять и будет продолжаться снова и снова… и так буде всегда. Внутренний голос будет всё время твердить: «За свои поступки нужно отвечать!» А потом ты сядешь и задумаешься: «Зачем же нужна совесть?»

У всего своё предназначение. В сказке -Щедрина совесть - никому не нужная, замасленная тряпица, которой никто не хочет владеть. Но почему? Ведь она же нужна для чего-то или это просто нервы? Дело в том, что автор сказки хотел показать, что совесть существует для того, чтобы человек понимал, когда он поступает не «по совести».

Герои сказки не хотят волноваться из-за того, что они делают и как поступают, поэтому и гонят несчастную совесть от себя.

Но ведь может случиться так, что от совести не останется и следа? Страшно предположить, что тогда будет! Вселенская пустота.

Каждый из нас рано или поздно получит хороший урок за то, что когда-либо спрятал совесть подальше и не стал прислушиваться к ней. Ведь не зря -Щедрин в своей сказке написал такую концовку: «Растёт маленькая душа, а вместе с ней растёт и совесть…»

Не может она уйти бесследно из наших душ, потому что дана нам свыше при рождении и «растёт» вместе с нами.

(Костенко Екатерина, ученица 9 «В» класса МАОУ гимназии №1)

Самое главное украшение - чистая совесть.

Цицерон

Словарь Брокгауза и Ефрона : Совесть - нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла.

Каждый сам делает для себя выбор: встать на путь зла, или до конца своих дней служить вере и правде.

У совести нет единицы измерения , её нельзя посчитать. Это можно только ощутить. В современном мире, где сплошь и рядом насилие, хамство, воровство и коррупция, мы совершенно забываем о том, для чего предназначена совесть, хотя это не освобождает нас от ответственности, каждый из нас в ответе за свои поступки. Забывая про честь и совесть, закрывая глаза на правила и обязательства, мы нарушаем нравственные границы, сами того не замечая.

Что движет людьми в момент отсутствия разума? Что делать, если душа идёт вразрез с материальными ценностями?

Всё возможно и зависит от тебя. Так считаю я, и у меня есть на это несколько причин. Во-первых, человек должен с достоинством проходить испытания, предназначенные ему судьбой.

Во-вторых, как бы это ни звучало банально, главное - помогать ближнему в трудную минуту, не обижать младшего, и конечно уважать старшего, относится к людям с добротой.

Совесть - источник счастья и залог правды. Почему люди забывают об этом? Самое теплое, нежное, по-настоящему живое и чувственное надо вкладывать в ребёнка с самого рождения. Чтобы с первых лет своей жизни младенец понимал, что такое хорошо, а что такое плохо. Как делать можно и даже нужно, а чего даже пробовать не стоит. С возрастом, конечно, взгляды на одни и те же вещи меняются, но нравственный стержень, который выработался ещё с детства, обязательно должен дать о себе знать. Опыт приходит со временем, так же как и ум, красота, материальный достаток. А совесть, она либо есть, либо её нет.

Сегодня детский садик учит нас дружить и работать вместе, в группе, школа даёт нам представление уже о взрослой жизни, со всеми её негативными сторонами: обида, боль, унижение, предательство и многое другое. И лишь потом, после учёбы в ВУЗЕ, человек сам выбирает себе образ жизни. Самое главное – жить так, чтобы не ты брал плохой пример с других, а чтобы тебя вспоминали как достойную личность, честную и совестливую.

(Петросян Виктория, ученица 9 «В» класса МАОУ гимназии №1)

Как-то в детстве я спросил маму: «А что такое совесть?» - «Это, когда ложишься вечером спать, сынок, и не стыдно за свои поступки, а утром просыпаешься и не стыдно людям в глаза смотреть».

Совесть - ёмкое слово. СО (приставка, означающая совместность чего то: содружество, сотрудничество, согласие) - ВЕСТЬ (послание, извещение), то есть сообщение. Это наш внутренний разговор с самим собой о том, как правильно поступить. Но как и откуда берутся эти сообщения? Совесть - явление врождённое, заложенное Богом при рождении? Или же это самовоспитание? Или следствие воздействия общества?

Совесть - нравственное сознание, нравст­венное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

Но если это следствие социального воспитания и окружения, то почему у маленьких детей, двух-трёх лет, которые пока ещё не совершают сверхосознанных поступков, совесть есть, а у кого-то из них нет? Многие из вас, наверное, помнят детское стихотворение: «Крошка-сын к отцу пришёл, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Что-то ведь его толкнуло на этот вопрос? Конечно же, не желание заняться самовоспитанием.

Моя сестра, проработавшая более полувека в детском саду, рассказывает, что одни дети в этом возрасте чётко осознают, что нельзя брать чужое, делать гадости, переживают из-за каких-то своих опрометчивых поступков. Другие - спокойно их совершают. И это не воспитание родителей. Как часто у родных братьев и сестёр, которые по идее воспитываются одинаково, вроде бы должно быть единое восприятие действительности и нравственности, а на деле оно разное. (Мы говорим о совести, так что характеры и темпераменты тут ни при чём). То есть у одного ребёнка совести нет, а у его сестры или брата есть. Почему происходит такая поломка в душе, принимающей сигнал от Бога? Как много людей потеряли связь со своей душой и не способны слышать её. О таких обычно говорят: у них нет совести. Их даже называют безсовестными. И от возраста это не зависит.

Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто… едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над темной клеветою.
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда - беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И всe тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах…
И рад бежать, да некуда… ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Отрывок из трагедии
А. С. Пушкина «Борис Годунов»

А нужна ли совесть современному человеку? Чем цивилизованней становится мир, тем более циничнее и меркантильнее становятся люди. Вот и на одной из популярных радиостанций постоянно повторяют один и тот же афоризм: «У меня совесть чиста: я ей не пользуюсь». Современное свободное общество предполагает для каждого человека право выбора тех норм, которыми он будет руководствоваться. Можно часто менять свои моральные принципы, а можно и вовсе их не придерживаться, то есть выбрать путь безнравственности. Тем более, что в этом мире жить легче именно безнравственным людям: они скоро приспосабливаются к любым условиям, легко выкручиваются из трудных ситуаций, без тени сомненья добиваются личных целей, предавая, продавая других. И это при том, что родители воспитывают детей в надежде, что из них вырастут достойные, честные люди, а не подлецы.

Вот такой парадокс. И впрямь, неужели, если хочешь быть преуспевающим и богатым, ты должен забыть, что такое совесть? Или же всё-таки, живя по совести, можно быть успешным?

Совесть! Ты где? Ты с кем? Почему ты безразлична к одним и не даёшь ночью сомкнуть глаз другим? Как просто сегодня человеку закрыться от всех глухой стеной безразличия, равнодушия и созерцать происходящее, не вмешиваясь ни во что. Но ты ежедневно шепчешь на ухо: «Уступи место женщине, старику, не видишь им тяжело ехать стоя. Дай милостыню безногому инвалиду. Пожалей сироту…». Ты не даёшь заснуть ночью из-за бесконечных мыслей о том, что кого-то сегодня невольно обидел и не попросил прощения.

Совесть и свобода выбора, данная нам Господом, взаимосвязаны. Ибо человек только в том случае может упрекать себя в совершении известного поступка, если предполагает, что только от него зависело не совершать его. Совесть, как компас, по которому легко понять, туда идёшь или нет. Совесть - это ориентир, только нравственный. Доверьтесь совести и она предохранит от ошибок в будущем.

Может быть, именно от того все беды нашей жизни, что из неё ушло, вернее, было вытеснено само понятие совести. И здесь потрудились мы все. Ожог кожи четвёртой степени при охвате более 60% всего тела является смертельным. Сколько процентов «русской совести» нужно уничтожить, чтобы все мы превратились в «гадкую, трусливую, жестокую и себялюбивую мразь», о чём мечтали Шигалев и Пётр Верховенский в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Бесы»?

Выдающийся русский мыслитель И.Ильин определил совесть как «дыхание высшей жизни», а святитель Феофан Затворник называл совесть «законом, Богом начертанным в сердцах людей, в освящении путей их и в руководстве во всем достодолжном». Лев Толстой утверждал, что совесть и есть высший руководитель человека на земле. И приводил для подтверждения этого слова французского мыслителя Руссо: «Совесть! Ты - божественный, бессмертный и небесный голос, ты - единственный верный руководитель невежественного и ограниченного, но разумного и свободного существа, ты - непогрешимый судья добра, ты одна делаешь человека подобным Богу! От тебя превосходство его природы и нравственность его поступков. Без тебя нет во мне ничего, возвышающего меня над животным, кроме печального преимущества путаться в заблуждениях вследствие беспорядочного рассудка и разума без руководства».

Лишь свет совести способен различить добро и зло. Сердечная устремлённость жить по совести и определяет весь процесс самосовершенствования.

Ф. М. Достоевский словами старца Зосимы говорит: «То, что вам кажется внутри себя скверным, уже одним тем, что вы это заметили в себе, очищается… Но предрекаю, что в ту даже самую минуту, когда вы будете с ужасом смотреть на то, что, несмотря на все ваши усилия, вы не только не подвинулись к цели, но даже как бы от нее удалились, - в ту самую минуту, предрекаю вам это, вы вдруг и достигнете цели и узрите ясно над собою чудодейственную силу Господа, вас все время любившего и все время таинственно руководившего».

Мудрые люди заметили, что уровень наличия совести прямо пропорционален развитию духовных качеств личности. Развиваясь в духовном плане, личность приобретает возрастающее чувство ответственности, сострадания и милосердия, внимания к другим, становится ближе к Богу. А душа, как искорка, освещает окружающих божественным светом любви.

Без любви нет жизни на земле. Значит, нет жизни без совести. Пройдёт время и вновь в уважении будут учёные и люди труда, а не шоу-звёзды. На телеэкранах появятся настоящие герои, а не бандиты и воры в законе. Главное - сохранить незримую связь с Богом - Совесть.

Совесть.. когда мы слышим это слово, у каждого из нас мысленно возникает образ некоего судьи. Совесть- это внутреннее явление, которое в случае неправоты грызет нас изнутри. И все это прекрасно знают. Однако, мы не можем сказать совесть – явление врожденное или приобретенное. А если оно врожденное, то почему же многие люди говорят, что у них нет совести, или же мы зачастую слышим фразу- «Ни стыда, ни совести!». В таком случае человек может сказать:«у меня нет сердца(в прямом смысле),печени и проч.». Но ведь так никто не говорит, т.к это невозможно.

Так же и с совестью. Здесь возникает следующая проблема- совесть- приобретенное явление? Тогда, она прививаема обществом, или человек сам приобретает ее путем самовоспитания? Если она прививаема обществом, то почему же не все люди обладают этим «внутренним светилом»? Порой, в одной семье встретишь двух детей, один – с совестью, а другой- без. И думаешь, казалось бы, дети росли в одной атмосфере, а результаты разные.

В детских садах мы часто наблюдаем за такой картиной: мальчик Миша без спроса взял машинку Кирюши и забрал ее домой. На следующий день мальчик не возвращает игрушку, за этим следует вывод: родители совсем не занимаются ребенком, либо родители намеренно проигнорировали проступок своего ребенка. При таком раскладе (совесть – явление приобретенное) неоспоримым является тот факт, что совесть нужно прививать детям с малых лет, дабы избежать серьезных последствий в будущем.

Многие философы приравнивают понятие «совесть» к понятию «честь». И тут вспоминается знаменитый эпилог к повести А.С Пушкина «Капитанская дочка» - «Береги честь смолоду». Выходит, что в XIX веке честь и совесть были особо важными качествами человека.

А нужна ли совесть сейчас? Нужна ли совесть современному человеку? Наш современный мир, к сожалению, очень циничный и меркантильный. Многие пренебрегают нравственными нормами, считая, что так жить легче. А ведь и правда. Таким людям легче приспосабливаться к любым условиям, выходить сухими из трудных ситуаций, добиваясь личных целей, они без сомнения пойдут на любые жертвы. Возникает вопрос, неужели чтобы быть успешным нужно напрочь забыть о совести? Если провести опрос, наверно, мы услышим, что сейчас не то время, чтобы задумываться о совести, когда на кону успех твоей жизни.

Обратимся к бытовым примерам, с которыми мы сталкиваемся ежедневно: мама попросила полить цветочки, а ты совсем забыл об этом; друг позвал на встречу, а ты не пришел; не уступил место в автобусе бабушке и т.д. Неужели твою душу не пронзит отчаянный крик совести?!

Итак, совесть – некий ориентир, который помогает нам разграничивать добро и зло, показывает темную и светлую сторону жизни. А какую сторону выберешь ты, зависит только от тебя.

взяла из инета..запиши себе..без обид что не написала сама)

Совесть каждый человек понимает и объясняет по-своему. Когда она появляется и куда исчезает непонятно. Мне кажется, это врожденное чувство, которое досталось нам в наследство от далеких предков. И именно это аморфное «нечто» непостижимым образом отделило нас от животных. Поразительно как в разных культурах, на разных континентах и в разных религиях люди возводили моральные нормы в едином контексте. Отсутствие совести - признак деградации, возвращения человека в животный мир, потеря личности. Ведь нельзя назвать человеком того, кто с радостью убивает. По такого говорят «зверь». Я не знаю какой из себя Бог, и я не думаю, что он похож на человечка сидящего на облаке, но я искренне верю, что именно Бог наделил нас совестью, чтобы мы не ошибались и поступали правильно. Нам дали своеобразную «нить Ариадны» и если по ней идти и не сворачивать, то все будет хорошо. Очень трудно не оступиться и не выпустить нить из рук. Каждый из нас, наверное, сталкивался с этим мучителем – Минотавром, под названием «муки совести». Это совершенно беспощадное существо. Оно не даст вам заснуть ночью, не даст делать дела днем, до тех пор, пока вы не исправите свою ошибку и не обретете вновь потерянную нить. Для меня совесть – это мой личный внутренний судья. Судья, очень строгий, справедливый и неподкупный. Его нельзя обмануть и от его наказания нельзя убежать. Поэтому я стараюсь не нарушать его законов, своих внутренних законов морали, главный из которых гласит: не делай другим того, чего себе не желаешь.

Что такое совесть? Многим непонятно, что означает это слово. Совесть это то, что заставляет задуматься над своими поступками, засомневаться, огорчиться. Совесть есть у каждого человека, и она очень часто мешает спать по ночам. Именно совесть не дает совершать плохие поступки, она заставляет задуматься, осмыслить свое поведение. Возможно, совесть это то светлое и хорошее, что находится в глубине души каждого человека. Но почему тогда люди совершают плохие поступки? Они просто не слушают свою совесть, когда она призывает их к добру, они отворачиваются от нее, закрывают уши. Но от совести не убежишь, люди поняли это еще давным-давно. Почему от нее нельзя убежать? Она живет в глубине души у каждого из нас, а поскольку человек не может избавиться от души, то и не может избавиться и от совести. Совесть - это нравственность, мораль, справедливость, добро, порядочность, честность. Прислушиваясь к ней, человек будет идти по правильному пути, развиваться, совершенствоваться. Его жизнь не будут обременять плохие поступки, которые никому не дуют свободно дышать и радоваться жизни. Поэтому так важно на протяжении всей свой жизни прислушиваться к тому, что говорит совесть, и не забывать о том, что она всегда с тобой.

Велико могущество Совести!
(Цицерон)

Человек, утративший Совесть, не различает добра и зла.
(И. Ильин)

Согласно философскому словарю Совесть - категория этики, выражающая нерасторжимую связь морали и человеческой личности, - характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков . Это одно из выражений нравственного самосознания личности.

Во многих европейских языках слово "Совесть" этимологически означает "совместное знание". В частности в русском - состоит из "со" (совместно) и "ведать" (знать). То есть, понятие "Совесть" предполагает знание всем обществом законов общежития (естественно, для того, чтобы ими руководствоваться в жизни!) и индивидуальный контроль над их выполнением. При этом наказанием за невыполнение моральных норм являются эмоциональные переживания человека (угрызения Совести).

Высоконравственную личность характеризует постоянное чувство неудовлетворённости собой, стремление к самосовершенствованию, ответственность за неустроенность мира и желание участвовать в его совершенствовании. Иными словами, Совесть - это осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Формально осознание выступает как ответственность перед самим собой. Наличие Совести - критерий высокой духовности и нравственности личности. Мораль же, как известно, понятие классовое. То есть то, что кажется нравственным современному российскому нуворишу, вовсе не кажется добропорядочному гражданину! Очевидно, когда мы говорим о высокой морали и Совести, конечно, имеем в виду не мораль и Совесть вора, грабителя, разорителя России! Высокая мораль основана на вечных ценностях, изложенных в Заповедях и Блаженствах И. Христа, соответствующих сурах Корана, в учениях Будды и Конфуция - людей, которыми гордятся народы Земли, и имена которых будут жить вечно!

Русский энциклопедист В.И. Даль толковал Совесть как нравственное сознание, нравственное чутьё в человеке, внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к добру и истине; прирождённая правда в различной степени развития. Свои мысли он подтверждает русскими пословицами и поговорками: "Робка Совесть, поколь не заглушишь её", "От человека утаишь, от Совести (от Бога) не утаишь", "Добрая Совесть - глас Божий", "Богатый Совесть не купит, а свою погубляет", "В ком стыд, в том и Совесть", "Глаза-мера, душа-вера, Совесть-порука".

Таким образом, стыд, по Далю, - это ни что иное, как внешнее проявление Совести (Бога) в душе человека! Отсутствие у человека стыда свидетельствует об отсутствии у него Совести (Бога, внутреннего контролёра его поступков)!

Основой любой морали является понимание добра и зла. Добрым В.И. Даль справедливо считает поступок, способствующий жизни по законам высокой марали! Антиподом добра является зло - всё то, что способствует нарушению божественных заповедей: "Я есть Господь Бог твой, и нет Бога кроме меня", "Не сотвори себе кумира", "Не убей", "Не укради", "Чти отца твоего и матерь твою…" и т.д.

В каком-то смысле Даль отождествляет Бога и Совесть человеческую! Вот какое огромное значение он придаёт этому человеческому качеству! О тесной связи Совести с религией, с Богом свидетельствует и наличие такого понятия, как "Свобода Совести", означающего свободу вероисповедания. И, действительно, чем не Бог - нечто постоянно присутствующее рядом с человеком, всё видящее и всё знающее о нём, оценивающее каждый его поступок, поощряющее за добрый душевной радостью и наказывающее за злой душевным страданием!? Думается, что даже самый убеждённый атеист не возражал бы против такого Бога!

Очевидно, Совесть органически связана с природой человека как существа общественного. При этом, если стыд характеризует зависимость индивида от общества, то Совесть, наоборот, - зависимость общества от личности . Отсюда вытекает её огромная роль в регулировании общественных процессов. Понятие "Совесть" как бы определяет идеал взаимоотношений человека и общества как понимает это данный индивид. Не случайно морально безупречного человека называют Совестью народа.

Совесть, безусловно, имеет общественное происхождение, определяется бытом и воспитанием человека, то есть зависит от его классовой принадлежности. Однако Совесть имеет и общечеловеческое содержание, основанное на общечеловеческих ценностях. Различия же в понимании совести у различных индивидов происходит именно от различия в их системах ценностей, а, следовательно, и в понимании добра и зла.

Таким качеством человека как Совесть люди интересуются, начиная с глубокой древности, понимая важнейшую её роль в жизни человеческого общества. В древнегреческой мифологии Совесть олицетворяли эринии (богини проклятья, мести и кары), наказывающие преступников и эвминиды-благодетельницы, поощряющие людей, раскаивающихся в неблаговидных поступках. Проблему Совести впервые поставил Сократ, который считал источником нравственности суждений человека его самопознание. Вопрос о Совести является одним из центральных в идеологии Реформации. Лютер полагал, что Бог присутствует в сознании каждого верующего и руководит им независимо от церкви. Однако уже в XVII - XVIII веках философы стали отрицать врождённый характер Совести и указали на её зависимость от общественного воспитания, условий жизни и интересов личности, а также на релятивистский (относительный) её характер, в то же время не отрицая и влияния психики. Одновременно идеалистическая этика развивает идею автономной личности (присущую либеральной, буржуазной этике), которая независимо от общества определяет свои нравственные законы. Ж.Ж. Руссо, например, считал, что законы добродетели "написаны в сердцах у всех" и для их познания следует только прислушаться к голосу Совести. Примерно то же утверждал Э. Кант. Современное понимание Совести заключается в безусловном признании её социальной природы и зависимости от условий жизни, а также идейно-общественной позиции человека. Чем выше духовность личности (большим приоритетом наделены духовные ценности в их общей системе), чем выше эмоциональность, социальная активность и сознательность, тем большую роль играет Совесть в её жизнедеятельности. Ликвидация классов и классово-антагонистических противоречий, принятие единой системы ценностей всем обществом, единое понимание добра, зла и смысла жизни может привести к единому пониманию Совести, возможности отказаться от регулирования жизни общества с помощью юридических законов и жизни по единым для всех законам морали; в обществе, в котором единственным управляющим станет индивидуальная человеческая Совесть. Конечно, это идеал! Но идеал - это то, к чему надо стремиться! Возможно, когда-нибудь люди и созреют для этого! В различные же периоды истории человечества вообще, и России в частности, Совесть играла различную по своей значимости роль.

Общественной моралью, нравственным воспитанием человека (обучением жизни по законам морали) уже много веков занимается религия. Заметим, что кроме обязательной культовой составляющей любая религия содержит нравственную. Кстати сказать, надо только сожалеть, что советская власть, насаждая атеизм в обществе, отказалась от услуг церкви по нравственному воспитанию граждан. Думается, что это было не просто ошибкой!

Роль духовного, нравственного воспитания народа во все времена хорошо понимали передовые люди во всём мире. "Есть много видов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех важнее должно стоять образование нравственное" - писал В.Г. Белинский. Об отношении к воспитанию граждан в царской России свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что в разговоре об образовании человека говорили не "он окончил (учился) в университете, юнкерском училище и т.п.", а "он воспитывался там-то!" При этом подчёркивался приоритет воспитания перед обучением профессии! Даже русская Азбука уже содержит в себе поучительное нравственное наставление начинающему овладевать грамотой. Для лучшего запоминания алфавита в Азбуке применён акрофонический способ, когда каждое слово фразы начинается с соответствующей буквы (вспомним, для примера, известную со школьных времён фразу: " каждый охотник желает знать, где сидит фазан"). Нравоучение, заключённое в Азбуке на современном русском языке звучит так: "Я знаю буквы. Письмо - это достояние. Трудитесь усердно земляне, как подобает разумным людям! Постигайте мироздание! Будьте верны данному слову! Знание - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!" Не даром матушку Россию называли Святой Русью! Нравственное воспитание россиян, благодаря, в основном, Православной церкви, было не сопоставимо с католическим европейским! Скажем, русские купцы чаще всего не составляли договоров и не давали расписок. Верили данному партнёром слову! Ни один русский первопроходец не объявил себя королём или царём, а продолжал в открытой земле оставаться верным своему государю! Надо сказать, что и в советское время вопросу высоконравственного воспитания народа уделялось достойное внимание. Вспомните октябрятские, пионерские, комсомольские, партийные, профсоюзные, домкомовские организации, народные дружины, товарищеские суды, суды офицерской чести и т.п.; ТВ - и радиопередачи советского периода, литературу и искусство тех лет. Что бы ни говорили сегодня "демократы", но вся идеологическая работа тогда была направлена на воспитание доброго, отзывчивого человека, патриота и защитника Отечества, гордящегося достижениями своей Родины. Да и было чем гордиться. Вспомните, достижения золотого времени социализма: шестидесятые - семидесятые годы прошлого века! Достижения в области космонавтики, атомной энергетики, науки и искусства, ведущее положение СССР на мировой арене! В целом, в советском обществе утвердилась общечеловеческая система ценностей, Совесть человеческая играла важную роль в общественном сознании и надёжно удерживала большинство советских граждан от антиобщественных поступков. Абсолютное большинство наших граждан придерживалось единых нравственных норм, соответствующих общечеловеческим ценностям1 Очевидцы тех лет подтвердят, что в стране не было такого разгула преступности, о проституции и наркомании мы знали только понаслышке (и не из-за того, что это от нас скрывалось!), вынесение сексуальных отношений и половых извращений на сцену общественной жизни считалось безнравственным (интимное и должно быть интимным!); издевательства над личностью и жестокость были справедливо жёстко наказуемы. Советский человек был надёжно защищён от информационного, физического, экономического и прочих видов насилия всей мощью государства, служащего большинству граждан. Добропорядочный гражданин постоянно чувствовал за своей спиной его силу и справедливость, а безнравственный негодяй - неотвратимость наказания! Того, что произошло с моралью общества после буржуазного переворота начала девяностых годов, мы не видели даже в страшном сне.

Фактами безнравственности современного российского общества переполнены СМИ. Приведём только фундаментальные, наиболее кричащие и взывающие к Совести. Начнём с семьи и женщины, как первом учителе в начальной школе-семье, где всякий гражданин познаёт основы общественной морали.

Сексуальная революция, пришедшая к нам вместе с рыночными отношениями с Запада, сделали женщину товаром, удовлетворяющим сексуальные потребности мужчин. Товар для успешной реализации всегда требует рекламы. Рекламой стал вызывающий животные страсти у потребителя вид современной россиянки: накаченные силиконом женские прелести, обнажённые или обтянутые донельзя; обнажённый пупок, соблазнительный макияж, эротические татуировки и т.д. и т.п. Всё это потенциальные покупатели рассматривают как объявления о продаже. Мода сделала многих представительниц прекрасного пола продажными. Товара на рынке сексуальных услуг появилось изобилие. Естественно, цены на него упали! Кто сегодня станет читать женщине стихи или петь серенады?! Образ прекрасной дамы - приза рыцарских турниров - или женщины-друга советских времён, остался только на страницах старых добрых романов! Жаль, что сами женщины не осознают того, что по доброй воле потеряли власть над мужчинами и превратились в неодушевлённый предмет потребления. То, что легко доступно, никогда не ценится! Естественно, вместе со стыдом женщина потеряла и Совесть. А ведь это более половины всего общества! То есть, управляемость половиной населения России с помощью нравственных законов существенно снизилась. Вспомните, с чего начиналось наступление телевизионной рекламы на наше сознание: да с обсуждения различных типов женских прокладок с крылышками и без таковых будто не существовало других, нуждающихся в рекламе, товаров! А ведь, по сути, это было начало борьбы с нашей так называемой скованностью - стыдливостью! Но стыд-то - это внешнее проявление Совести! Глубоко копали враги русского народа, разрушая его традиционную мораль! Думаю, понятно какое нравственное воспитание могут получить дети у бессовестной, безнравственной матери!

Поощрение бесстыдства и бессовестности русской женщины привело к краху нормальных семейных отношений и демографическому кризису. Сегодня население России уменьшается на один миллион ежегодно! И важнейшей причиной этого является падение морали и утрата Совести обществом.

Семья по определению Большой советской энциклопедии - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Брак - исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению дуг к другу и детям. Ясно, что от характера брачных отношений зависит рост населения, физическое и духовное состояние новых поколений. Ныне это понятие бессовестно девальвировано. Так в 2002 году в гражданском браке (в сожительстве) состояла каждая десятая пара (по другим данным - каждая пятая!). Незарегистрированный брак не обязывает общаться с родственниками второй половины, заботиться о материальном благополучии партнёра по сексуальной жизни. Сейчас вне нормального брака появляется на свет свыше четверти всех детей. Увы, мужская половина российского общества столь же бессовестна, как и женская! И сказывается это не только на настоящем, но и на будущем страны - детях! Гражданский брак основан на принципе: "я тебе ничем не обязан!" Если не принять специальных мер по восстановлению утраченной морали, то население России к 2050 году сократится на 40 - 50 миллионов человек! Крепкая нормальная семья - основа здорового процветающего общества и государства. Давно известно: разрушь семью - разрушится государство! Не думаю, что нынешние власти не знают об этом. Видимо, крепкое государство российское не является целью их политики, иначе в интересах общества были бы ограничены некоторые вредные свободы! По опубликованным МВД, данным сегодня в России 730 тысяч беспризорных детей. Причём 80% из них имеют родителей! В 2006 году выявлено 160 тысяч детей - участников преступлений, 96 тысяч детей стали жертвами насилия со стороны взрослых. В стране функционирует 5,5 тысяч социальных учреждений для подростков и полсотни детских специальных воспитательных учреждений! Детская преступность приобрела угрожающие формы: появились детские банды. О них проинформировало общественность ОРТ 17 апреля 2007 года. В передаче утверждалось, что взрослые люди уже опасаются ходить по улицам Ульяновска. Город поделен на зоны влияния девяти детских бандитских группировок. Родители патрулируют здания школ, где учатся их дети. Подростки-бандиты подражают суперменам телепередач и реальным бандитам 90-х годов. В Казани банда из десяти подростков, подражая взрослым бандитам, занимается разбоем и рэкетом. Пятнадцатилетний подросток с приятелем убил всех членов семьи своей сердобольной, любящей его тётки, желая овладеть деньгами, собранными для покупки квартиры. Страшно то, что дети-бандиты не чувствуют раскаяния в содеянном, сострадания, абсолютно бездушны! Они совершенно спокойно идут на преступление, зная, что по нынешним либеральным законам наказание их ждёт только с 14 лет. Разумно ли это? Только знание о неотвратимости наказания за содеянное удерживает человека от преступления, будь оно уголовным или нравственным! Эта истина известна всем, кроме наших либеральных властей! В Самаре недавно судили одиннадцатилетних мальчишек, которые длительное время, проживая в подвале дома коммуной, убили одного из своих сверстников только за то, что он принёс вшей. Как-то сообщалось, что школьники убили своего учителя истории, за то, что он принципиально оценивал их знания! Подобной чернухи в СМИ великое множество, но авторы никогда не говорят об основной причине беды, постигшей нас - воспитании ими же безнравственного общества, практической ликвидации такого важного регулятора человеческих отношений, как Совесть! Уповая на правовой способ организации жизни, сетуя на недостаток законов, они "забывают" о том, что, если совершенно исключить моральный фактор, то над каждым гражданином нужно поставить полицейского с дубинкой, который постоянно следил бы за исполнением им законов. Иными словами, человеческое общество не может существовать без неписаных правил общежития и контроля над их выполнением индивидуальной Совестью граждан. Тем не менее, с благословения властей, российские СМИ продолжают разрушать традиционную, испытанную временем мораль, ежеминутно всё глубже опуская общество в помойную яму безнравственности! Поставив процесс воспитания с ног на голову и, объясняя тематику пожеланиями народа-потребителя информации-, издатели заполнили прилавки книжных магазинов и эфир эротическими (или порно - ?) материалами, низкопробными кровавыми детективами, повествованиями о красивой жизни бандитов, спекулянтов и проституток. Делается всё возможное, чтобы в народе подавить человеческие и пробудить животные чувства! Стоит ли удивляться, что сегодня десятилетние дети спокойно рассуждают о сексе, импотенции и абортах; что среди школьниц трудно найти девственницу, что страстно целующихся и возбуждающих друг друга прикосновениями к эротическим участкам тела молодых людей, можно увидеть даже в общественном транспорте; что естественные надобности не редко отправляются на виду у прохожих, что рожают одиннадцатилетние девочки, а государство создало приюты для малолетних матерей, где они обучаются игре с живыми куклами! А ведь стыд - это проявление Совести - контролёра поступков Человека!

Упадок морали, утрата стыда и Совести отразились не только на фундаменте общественно жизни: семье, женщине, детях. Эта скверна уже проникла во все поры российского общества и никакой, даже сказочный экономический подъём не обеспечит духовной, по-настоящему человеческой жизни в России! Да и вряд ли при утрате Совести такой подъём возможен. К тому же добрые, чистые взаимоотношения между людьми для Человека, пожалуй, важнее экономического процветания!

Более двух тысяч лет жизнь человеческого общества регулируется двумя видами законов: нравственными и юридическими. Причём нравственные законы, проверенные временем, более устойчивы, нежели юридические (на глазах ныне живущих россиян произошла замена юридических законов на противоположные!). Не даром существует пословица: "Закон, что дышло. Куда повернул, туда и вышло!" Русский человек всегда более руководствовался законами Совести. Именно поэтому демократам никак не удаётся сделать его законопослушным. И ещё долго не удастся. Чтобы сделать из нас европейцев, нужны десятилетия! Нравственность же нашего общества разрушена по указаниям "доброжелателей" из США. Вот и получили то, что имеем! Выбраться из всеобщего кризиса Россия может, вернув народу исторически сложившуюся высокую мораль и, прежде всего, индивидуальную Совесть! И не надо возлагать надежды только на возрождение религии. Современные средства коммуникации в деле воспитания народа играют более важную роль!

Исторически случилось так, что французская буржуазная революция нарушила единство самого естественного способа управления обществом - монархии - и его нравственной, духовной основы - христианства. Два века либералы пытались установить связь между буржуазной демократией, основанной на идеях свободы личности и её эгоизме и христианской моралью, базирующейся на любви к ближнему - альтруизме. Очевидно, эта попытка с самого начала была обречена на неудачу. Нельзя совместить несовместимое! Эгоизм буржуа и альтруизм христианина в единой личности невозможны в принципе! Не может буржуа, выйдя за ворота своего завода, возлюбить рабочего (которого обкрадывал весь день) как самого себя! Естественно, христианское учение стали приспосабливать для идеологического обеспечения буржуазной демократии. В результате наступила эра моральной свободы - лучше сказать, моральной распущенности! Вполне прогнозируемый финал! Со значительным отставанием от "цивилизованной" Европы сегодня это дошло и до нас! Остаётся только утешать себя тем, что в России два столетия находились люди, успешно сопротивляющиеся растлению своего народа! К слову, советский общественный строй более соответствовал христианской морали. Моральный кодекс строителя коммунизма, по сути, повторял христианские заповеди. Поэтому и общественная мораль была не сравнима с нынешней и люди, в большинстве своём, жили по законам Совести!

Сегодня перед нами выбор: безнравственное, бездуховное буржуазное общество или поиск новой идеи, заменяющей либеральную.

Смирнов Игорь Павлович
член Союза писателей России, кандидат технических наук

Как-то в детстве я спросил маму: «А что такое совесть?» — «Это, когда ложишься вечером спать, сынок, и не стыдно за свои поступки, а утром просыпаешься и не стыдно людям в глаза смотреть».

Совесть — ёмкое слово. СО (приставка, означающая совместность чего то: содружество, сотрудничество, согласие) — ВЕСТЬ (послание, извещение), то есть сообщение. Это наш внутренний разговор с самим собой о том, как правильно поступить. Но как и откуда берутся эти сообщения? Совесть — явление врождённое, заложенное Богом при рождении? Или же это самовоспитание? Или следствие воздействия общества?

Совесть — нравственное сознание, нравст­венное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

Но если это следствие социального воспитания и окружения, то почему у маленьких детей, двух-трёх лет, которые пока ещё не совершают сверхосознанных поступков, совесть есть, а у кого-то из них нет? Многие из вас, наверное, помнят детское стихотворение: «Крошка-сын к отцу пришёл, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Что-то ведь его толкнуло на этот вопрос? Конечно же, не желание заняться самовоспитанием.

Моя сестра, проработавшая более полувека в детском саду, рассказывает, что одни дети в этом возрасте чётко осознают, что нельзя брать чужое, делать гадости, переживают из-за каких-то своих опрометчивых поступков. Другие — спокойно их совершают. И это не воспитание родителей. Как часто у родных братьев и сестёр, которые по идее воспитываются одинаково, вроде бы должно быть единое восприятие действительности и нравственности, а на деле оно разное. (Мы говорим о совести, так что характеры и темпераменты тут ни при чём). То есть у одного ребёнка совести нет, а у его сестры или брата есть. Почему происходит такая поломка в душе, принимающей сигнал от Бога? Как много людей потеряли связь со своей душой и не способны слышать её. О таких обычно говорят: у них нет совести. Их даже называют безсовестными. И от возраста это не зависит.

Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто… едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над темной клеветою.
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда — беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И всe тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах…
И рад бежать, да некуда… ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Отрывок из трагедии
А. С. Пушкина «Борис Годунов»

А нужна ли совесть современному человеку? Чем цивилизованней становится мир, тем более циничнее и меркантильнее становятся люди. Вот и на одной из популярных радиостанций постоянно повторяют один и тот же афоризм: «У меня совесть чиста: я ей не пользуюсь». Современное свободное общество предполагает для каждого человека право выбора тех норм, которыми он будет руководствоваться. Можно часто менять свои моральные принципы, а можно и вовсе их не придерживаться, то есть выбрать путь безнравственности. Тем более, что в этом мире жить легче именно безнравственным людям: они скоро приспосабливаются к любым условиям, легко выкручиваются из трудных ситуаций, без тени сомненья добиваются личных целей, предавая, продавая других. И это при том, что родители воспитывают детей в надежде, что из них вырастут достойные, честные люди, а не подлецы.

Вот такой парадокс. И впрямь, неужели, если хочешь быть преуспевающим и богатым, ты должен забыть, что такое совесть? Или же всё-таки, живя по совести, можно быть успешным?

Совесть! Ты где? Ты с кем? Почему ты безразлична к одним и не даёшь ночью сомкнуть глаз другим? Как просто сегодня человеку закрыться от всех глухой стеной безразличия, равнодушия и созерцать происходящее, не вмешиваясь ни во что. Но ты ежедневно шепчешь на ухо: «Уступи место женщине, старику, не видишь им тяжело ехать стоя. Дай милостыню безногому инвалиду. Пожалей сироту…». Ты не даёшь заснуть ночью из-за бесконечных мыслей о том, что кого-то сегодня невольно обидел и не попросил прощения.

Совесть и свобода выбора, данная нам Господом, взаимосвязаны. Ибо человек только в том случае может упрекать себя в совершении известного поступка, если предполагает, что только от него зависело не совершать его. Совесть, как компас, по которому легко понять, туда идёшь или нет. Совесть — это ориентир, только нравственный. Доверьтесь совести и она предохранит от ошибок в будущем.

Может быть, именно от того все беды нашей жизни, что из неё ушло, вернее, было вытеснено само понятие совести. И здесь потрудились мы все. Ожог кожи четвёртой степени при охвате более 60% всего тела является смертельным. Сколько процентов «русской совести» нужно уничтожить, чтобы все мы превратились в «гадкую, трусливую, жестокую и себялюбивую мразь», о чём мечтали Шигалев и Пётр Верховенский в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Бесы»?

Выдающийся русский мыслитель И.Ильин определил совесть как «дыхание высшей жизни», а святитель Феофан Затворник называл совесть «законом, Богом начертанным в сердцах людей, в освящении путей их и в руководстве во всем достодолжном». Лев Толстой утверждал, что совесть и есть высший руководитель человека на земле. И приводил для подтверждения этого слова французского мыслителя Руссо: «Совесть! Ты — божественный, бессмертный и небесный голос, ты — единственный верный руководитель невежественного и ограниченного, но разумного и свободного существа, ты — непогрешимый судья добра, ты одна делаешь человека подобным Богу! От тебя превосходство его природы и нравственность его поступков. Без тебя нет во мне ничего, возвышающего меня над животным, кроме печального преимущества путаться в заблуждениях вследствие беспорядочного рассудка и разума без руководства».

Лишь свет совести способен различить добро и зло. Сердечная устремлённость жить по совести и определяет весь процесс самосовершенствования.

Ф. М. Достоевский словами старца Зосимы говорит: «То, что вам кажется внутри себя скверным, уже одним тем, что вы это заметили в себе, очищается… Но предрекаю, что в ту даже самую минуту, когда вы будете с ужасом смотреть на то, что, несмотря на все ваши усилия, вы не только не подвинулись к цели, но даже как бы от нее удалились, — в ту самую минуту, предрекаю вам это, вы вдруг и достигнете цели и узрите ясно над собою чудодейственную силу Господа, вас все время любившего и все время таинственно руководившего».

Мудрые люди заметили, что уровень наличия совести прямо пропорционален развитию духовных качеств личности. Развиваясь в духовном плане, личность приобретает возрастающее чувство ответственности, сострадания и милосердия, внимания к другим, становится ближе к Богу. А душа, как искорка, освещает окружающих божественным светом любви.

Без любви нет жизни на земле. Значит, нет жизни без совести. Пройдёт время и вновь в уважении будут учёные и люди труда, а не шоу-звёзды. На телеэкранах появятся настоящие герои, а не бандиты и воры в законе. Главное — сохранить незримую связь с Богом — Совесть.