Миндовг - русская историческая библиотека. Миндовг - единственный король литвы Литовское княжество после Миндовга – Войшелк

МИНДОВГ - ли-товский князь, пер-вый пра-ви-тель Ли-товского гос-ва, пер-вый и един-ст-вен-ный ко-роль Лит-вы (с 1253 года).

Впер-вые упо-мя-нут в Га-лиц-ко-Во-лын-ской ле-то-пи-си в 1219 году, ко-гда вме-сте с 20 другими ли-товскими князь-я-ми за-клю-чил мир-ный до-го-вор с га-лиц-ко-во-лын-ски-ми князь-я-ми. В этом до-го-во-ре Миндовг вме-сте со стар-шим бра-том Довс-прун-ком на-зван в чис-ле 5 «стар-ших» кня-зей. Дос-то-вер-ные све-де-ния об от-це Миндовга от-сут-ст-ву-ют: имя Рын-гольт, при-пи-сан-ное ему в ле-то-пи-сях бе-ло-рус-ско-ли-тов-ских XVI века , пред-став-ля-ет со-бой ге-неа-ло-гическую фик-цию позд-ней-ших ав-то-ров. Ли-вон-ская риф-мо-ван-ная хро-ни-ка (смотрите в статье Ли-вон-ские хро-ни-ки) на-зы-ва-ет от-ца Миндовга «ве-ли-ким ко-ро-лём»; это по-зво-ля-ет пред-по-ло-жить, что он был од-ним из наи-бо-лее влия-тель-ных ли-товских кня-зей начала XIII века. Впо-след-ст-вии имя Миндовг по-яв-ля-ет-ся в ис-точ-ни-ках лишь в 1238 году, ко-гда упо-ми-на-ет-ся «Лит-ва Мин-до-га» (так на-зва-на дру-жи-на Миндовга, ко-то-рая уча-ст-во-ва-ла в по-хо-де га-лиц-ко-го князя Да-нии-ла Ро-ма-но-ви-ча про-тив ма-зо-вец-ко-го князя Кон-ра-да).

С середины - 2-й половины 1240-х годов Миндовг еди-но-лич-но пра-вил в Лит-ве, в осо-бен-но-сти по-сле то-го, как из-гнал из сво-их зе-мель пле-мян-ни-ков (ско-рее все-го, сы-но-вей Довс-прун-ка) Тов-ти-ви-ла и Еди-ви-да. Около 1246 года Ли-вон-ская риф-мо-ван-ная хро-ни-ка име-ну-ет Миндовга «выс-шим ко-ро-лём». Государство Миндовга не име-ло по-сто-ян-ной сто-ли-цы, пра-ви-тель со сво-ей дру-жи-ной пе-ре-ме-щал-ся по дво-рам и зам-кам, ут-вер-ждал свою власть и со-би-рал дань. Ис-то-ри-ки ги-по-те-ти-че-ски ре-кон-ст-руи-ро-ва-ли до-мен Миндовга, ко-то-рый рас-по-ла-гал-ся в Восточной Лит-ве. Миндовг ра-но ут-вер-дил-ся на зем-лях Чёр-ной Ру-си (центр - город Но-во-гру-док); в По-лоц-ке пра-вил пле-мян-ник Миндовга князь Тов-ти-вил, при-зна-вав-ший его власть, что по-ло-жи-ло на-ча-ло ли-товской экс-пан-сии на русские зем-ли.

В 1249 году про-тив Миндовга об-ра-зо-ва-на коа-ли-ция, в ко-то-рую вхо-ди-ли Тов-ти-вил и Еди-вид, князь Да-ни-ил Ро-ма-но-вич, же-май-тий-ский князь Ви-кинт и епископ Риж-ский Ни-ко-лай. Это су-ще-ст-вен-ным об-ра-зом из-ме-ни-ло по-ли-тическую си-туа-цию в ре-гио-не, где уси-ли-ва-лась роль Ли-во-нии. Миндовг ус-та-но-вил от-но-ше-ния с ма-ги-ст-ром Ли-вон-ско-го ор-де-на Ан-д-реа-сом фон Штир-лан-дом, бла-го-да-ря че-му при-об-рёл не толь-ко важ-но-го по-ли-тического со-юз-ни-ка, но и но-вые воз-мож-но-сти на ме-ж-ду-народной аре-не. При по-сред-ни-че-ст-ве ма-ги-ст-ра и в со-про-во-ж-де-нии его по-слов Пар-бус, по-сол Миндовга, при-был к па-пе Рим-ско-му Ин-но-кен-тию IV. Се-рия из 6 пап-ских булл, из-дан-ных в 1251 году и по-свя-щён-ных Миндовгу, сви-де-тель-ство-ва-ла о вни-ма-нии Римской ку-рии к но-во-му по-ли-тическому об-ра-зо-ва-нию (в кон-тек-сте борь-бы па-пы и им-пе-ра-то-ра за влия-ние в западно-хри-сти-ан-ском ми-ре, ин-те-ре-сов Свя-то-го пре-сто-ла в Восточной Ев-ро-пе, дис-кус-сий о сбли-же-нии ка-то-лической и пра-во-слав-ной церк-вей). Бул-лой от 17.07.1251 года па-па при-нял Миндовга и его го-су-дар-ст-во в лен святого Пет-ра, та-ким об-ра-зом пре-дос-та-вив ему ис-клю-чительный ста-тус феодальной опе-ки. Кон-крет-ным про-яв-ле-ни-ем этой опе-ки ста-ла под-держ-ка кре-ще-ния Лит-вы и ко-ро-на-ции Миндовга. Епи-ско-пам Эзель-ско-му и Кур-лянд-ско-му бы-ло по-ру-че-но при-ни-мать уча-стие в кре-ще-нии стра-ны, а епископу Кульм-ско-му (Хелм-ско-му) Ген-ри-ху - ко-ро-но-вать Миндовга. Ис-клю-че-ние из этой ак-ции главного ие-рар-ха ка-то-лической церк-ви в ре-гио-не, епископа Риж-ско-го, яви-лось важ-ным ша-гом на пу-ти к ук-ре-п-ле-нию по-ли-тического влия-ния Миндовга. В 1251 году вме-сте с бли-жай-шим ок-ру-же-ни-ем при-нял ка-то-лическое кре-ще-ние. В ию-ле 1253 года (ско-рее все-го, 6 ию-ля) Миндовг ко-ро-но-ван епископом Кульм-ским Ген-ри-хом. В 1254 году па-па Рим-ский на-зна-чил епископом Ли-тов-ским тес-но свя-зан-но-го с Миндовгом бывшего свя-щен-ни-ка Ли-вон-ско-го ор-де-на Хри-стиа-на, ко-то-рый под-чи-нял-ся не-по-сред-ст-вен-но па-пе Рим-ско-му. В 1255 году па-па Алек-сандр IV специальным до-ку-мен-том раз-ре-шил ко-ро-но-вать сы-на Миндовга (имя не ука-за-но), что ук-ре-п-ля-ло ста-тус Лит-вы как ко-ро-лев-ст-ва. Кре-ще-ние и ко-ро-на-ция позволили Миндовгу ут-вер-дить-ся в ка-че-ст-ве са-мо-сто-ятельного пра-ви-те-ля сре-ди хри-сти-ан-ских ко-ро-лей Ев-ро-пы, а так-же вы-де-лить-ся из чис-ла других кня-зей, пре-тен-до-вав-ших на власть внут-ри стра-ны. Миндовгу уда-лось кон-со-ли-ди-ро-вать по-ли-тическую эли-ту стра-ны, при-знав-шие его вер-хов-ную власть преж-ние кня-зья ста-ли его вель-мо-жа-ми.

За по-сред-ни-че-ст-во при при-ня-тии кре-ще-ния и по-лу-че-нии ко-ро-ны Миндовга воз-на-гра-дил Ли-вон-ский ор-ден, по-жа-ло-вав ему пра-ва (в ча-ст-но-сти, по-лу-чать лен-ные вла-де-ния от ли-товских вель-мож) и зем-ли, рас-по-ло-жен-ные ме-ж-ду Лит-вой и Ор-де-ном. Хо-тя часть до-ку-мен-тов Миндовга о по-жа-ло-ва-ни-ях Ор-де-ну в современной ис-то-рио-гра-фии счи-та-ет-ся фаль-си-фи-ка-том, ау-тен-тич-ность не-сколь-ких из них не вы-зы-ва-ет со-мне-ний (в ори-ги-на-ле со-хра-нил-ся до-ку-мент 1255 года о по-жа-ло-ва-нии Се-ло-нии, од-на-ко при-ве-шен-ная к не-му пе-чать яв-ля-ет-ся фаль-си-фи-ка-том XIV века). Зем-ли ят-вя-гов и Же-май-тии Миндовг по-жа-ло-вал Ор-де-ну с ус-ло-вием, что тот бу-дет под-дер-жи-вать его про-тив всех вра-гов ве-ры, что оз-на-ча-ло по-ли-тический со-юз Лит-вы и Ор-де-на, на-прав-лен-ный про-тив со-сед-них русских зе-мель и мон-го-ло-та-тар. В 1253 году Миндовг да-ро-вал тор-го-вую при-ви-ле-гию жи-те-лям Ри-ги и всем немецким куп-цам. Около 1255 года Миндовг при-ми-рил-ся с князем Да-нии-лом Ро-ма-но-ви-чем и пе-ре-дал в управ-ле-ние его сы-ну Ро-ма-ну Да-ни-ло-ви-чу, как сво-ему вас-са-лу, Но-во-гру-док, а за дру-го-го сы-на, Швар-на, вы-дал за-муж свою дочь. Зи-мой 1258-1259 годов Лит-ва под-вер-глась на-па-де-нию вой-ска монгольского вое-на-чаль-ни-ка Бу-рун-дая (в со-ста-ве ко-то-ро-го бы-ли так-же си-лы вла-ди-ми-ро-во-лын-ско-го князя Ва-силь-ко Ро-ма-но-ви-ча). Миндовгу уда-лось из-бе-жать не-по-средственного во-енного столк-но-ве-ния, од-на-ко это на-па-де-ние вре-мен-но при-ос-та-но-ви-ло ли-товскую экс-пан-сию на русские зем-ли.

Около1260 года Миндовг во-зоб-но-вил вой-ну с Ли-вон-ским ор-де-ном , под-дер-жав же-май-тов (не ис-клю-че-но, что к та-ко-му ша-гу его под-толк-нул раз-гром ор-ден-ско-го вой-ска же-май-та-ми в бит-ве у озера Дур-бе 13.07.1260 года). Этот шаг Миндовга в ор-ден-ских хро-ни-ках счи-та-ет-ся ве-ро-от-ступ-ни-че-ст-вом, од-на-ко до-сто-вер-ные дан-ные о его ре-лигиозных убеж-дени-ях от-сут-ст-ву-ют (ут-вер-жде-ния русских ле-то-пи-сей о пе-ре-хо-де Миндовга в язы-че-ст-во так-же тен-ден-ци-оз-ны). В это вре-мя Миндовг за-клю-чил со-юз с великим князем вла-ди-мир-ским Алек-сан-дром Яро-сла-ви-чем Нев-ским. В 1263 году убит вме-сте с сы-новь-я-ми Рук-ли-сом и Ру-пей-ки-сом в ре-зуль-та-те за-го-во-ра сво-их род-ст-вен-ни-ков - кня-зей Трой-на-та (Тре-ня-ты; пле-мян-ник Миндовга) и Дов-мон-та (муж се-ст-ры 2-й же-ны Миндовга), -после че-го в Лит-ве рез-ко уси-ли-лись по-зи-ции язы-че-ст-ва и на-ча-лась меж-до-усо-би-ца. Не-смот-ря на по-ли-тические по-тря-се-ния, про-изо-шед-шие по-сле смер-ти Миндовга, со-здан-ная им по-ли-тическая сис-те-ма ста-ла ос-но-вой даль-ней-ше-го су-ще-ст-во-ва-ния Ли-товского го-су-дар-ст-ва.

Ис-точники:

Ма-ту-зо-ва В.И., На-за-ро-ва Е.Л. Кре-сто-нос-цы и Русь. Ко-нец XII в. - 1270 г.: Тек-сты. Пе-ре-вод. Ком-мен-та-рий. М., 2002;

Мiн-даў, ка-роль Лiтовii, у да-ку-мэн-тах i сьвед-чань-нях-Mindowe, rex Lithowiae, in litteris et testimoniis. Мiнск, 2005;

Mindaugo knyga: istorijos šaltiniai apie Lietuvos karalių. Vilni-us, 2005.

6 июля 1253 года князь Миндовг был коронован в Новогрудке, став первым и последним королем в истории Великого княжества Литовского. Но уже через семь лет король Миндовг отказался от королевского титула и вернулся в язычество...

Из старших князей

Впервые имя Миндовга в хрониках упоминается в 1219 г., когда более 20 князей балтских племён вели переговоры с Галицко-Волынским княжеством, пишет aif.by. Там он назван одним из «старших» князей в Литве. В 1238 г. Миндовг был союзником волынского князя в походе на князя Мазовии (современная Польша) Конрада вместе с новогрудским князем Изяславом.

Летописи 1248 г. упоминают имя Миндовга в связи с Новогрудком, важнейшим центром Верхнего Понеманья. Миндовга, балтского князя, пригласили занять престол в славянском Новогрудке. Примерно с этого момента, между 1238 и 1248 гг., начинается зарождение нового белорусско-литовского государства Великого княжества Литовского. У тех и других были взаимные интересы в объединении.

Так, в то время жители Новогрудка, Слонима, Волковыска и других городов Верхнего Понеманья были куда более развитыми по сравнению со своими балтскими соседями. У них уже было свое государство, горожане занимались ремёслами и торговлей, в том числе международной, ходили в церкви.

В то же время предки литовцев - балтские племена - не были объединены в одно государство, жили преимущественно в лесных поселениях и были язычниками. Зато они были хорошими воинами. Как раз военная сила соседей была необходима жителям Новогрудка. Именно поэтому они и пригласили к себе княжить балта Миндовга со своими воинами.

К вопросу выбора религии Миндовг, как и правившие после него князья, подходил исключительно прагматично. Исследователи склоняются к тому, что он не принимал православного крещения вообще. Заставили его принять крещение по римско-католическому обряду чрезвычайно сложные внешнеполитические обстоятельства.

Против молодого белорусско-литовского государства выступила мощная коалиция практически всех соседей: Тевтонский орден в Пруссии и Ливонии, Галицко-Волынское княжество, племена ятвягов, жмудь и половцы.

Прагматичная вера

Благодаря переходу в католичество Миндовг смог избавиться от натиска мощного Тевтонского ордена, миссией которого как раз было продвижение католичества на Востоке. Кроме того, крещение Миндовга по римско-католическому обряду вместе со своими придворными в 1251 г., несмотря на свой тактический характер, сблизило молодое белорусско-литовское государство с Западной Европой.

Хитрый дипломат Миндовг при крещении, чтобы задобрить тевтонцев, еще и якобы отдал им территорию Жмуди. Переход земель произошел, но наделы, которые подарил Миндовг, ему вообще не принадлежали: они лежали к северу от его княжества.

Коронация Миндовга и Марты. Коронация состоялась 6 июля 1253 в Новограде

Вместе с Миндовгом корону получила еще и его жена Марта. По приказу ландмейстера Ливонского ордена в Риге для новоиспеченных короля и королевы были изготовлены две короны, украшенные драгоценными камнями.

Церемонию провёл епископ Генрих. Алесь Кравцевич, самый авторитетный сегодня специалист по ранней истории белорусско-литовского государства, реконструировал процесс коронации. Вначале происходило помазание монарха освящённым елеем, затем он надевал церемониальный наряд из сандалий и белых одежд.

После этого следовало вручение королевской мантии, меча, фибулы (застёжки) для мантии и т. д. Коронация скорее всего имела место в церкви Бориса и Глеба в Новогрудке, поскольку католического храма тогда там ещё не было.

Вернулся к язычникам

Как показывают источники, до коронации Миндовга именовали «великим князем», а после - «королём Литовии». «Королём Литвы» называли его и в Риме, что видно из корреспонденции римской курии ещё до коронации Миндовга.

Но уже через семь лет история поворачивается на 360 градусов. В 1260 году Миндовг отказывается от королевского титула и возвращается к традиционному язычеству.

Несмотря на всю торжественность коронации, не стоит забывать, что это был тактический шаг, призванный ослабить агрессию со стороны Тевтонского ордена.

Миндовг (ок. 1195 — 12 сентября 1263) — первый великий князь литовский. Король Литвы с 1253 года

Когда в 1260 г. жмудины разбили немецких рыцарей на озере Дурбе, а в самой Пруссии началось восстание местных жителей против тевтонцев, Миндовгу много легче было отказаться от королевского титула, а вместе с ним - и от христианства. Более того, Миндовг изгнал епископа Христиана. И уже в 1262 г. он заключил союз с новгородским князем Александром против Ливонского ордена.

В тот краткий период существования королевства правитель заботился о том, чтобы его титул перешёл по наследству одному из сыновей. Миндовг вёл переписку с Папой Римским по поводу возможной коронации, вероятнее всего, Рукля, поскольку старший сын Войшелк принял монашество, что в эпоху средневековья исключало его активное участие в политической жизни. Но эти планы так и не были осуществлены.

Причиной, по которой после Миндовга в белорусско-литовском государстве больше не было королей, конечно же, можно считать пресечение династии Миндовга. Политика усиления власти князя вызвала недовольство племенной балтской аристократии, и в 1263 году Миндовга убили.

Погибли и практически все его прямые наследники по мужской линии. После этого последовали период политических пертурбаций, борьбы в том числе родственников Миндовга между собой и смена правящей династии. К тому же именно Миндовг заложил модель прагматичного крещения великих князей литовских в католичество, что также не благоприятствовало стремлению к королевскому титулу.

Памятник Миндовгу

И хотя Миндовг остался единственным в истории страны королем, он заложил новое государство на карте Европы - Великое княжество Литовское.

Кстати, шанс получить корону также был у великого князя Витовта, при котором ВКЛ достигло максимальных размеров. Священная Римская империя согласилась на коронацию Витовта, но папскую делегацию, которая везла корону, задержали польские магнаты, боявшиеся усиления Великого Княжества Литовского. Не дождавшись короны, 80-летний Витовт умер в своей резиденции Троки в 1430 году.


Миндовг (ок. 1195 - 12 сентября 1263) - основатель первой династии литовских князей, король Литвы с 1253 года.

Имя и происхождение

В исторических источниках имя князя встречается в формах - др.-рус. Мендог, Мендольф, лат. Mindowe, нем. Myndowen.

По мнению литовского историка Томаса Баранаускаса, имя Миндовг происходит от литовских слов mintis (мысль) и daug (много) и буквально означает многомыслящий.

Из достоверных источников происхождение Миндовга неизвестно. Ливонская рифмованная хроника указывает только, что отец Миндовга был могущественным королём (knig gros), но не называет его по имени. По мнению Вячеслава Носевича, наиболее вероятно, что его отцом был Довгерд, неоднократно упомянутый в хронике Генриха.

В недостоверных источниках происхождение Миндовга описывается по-разному. По белорусско-литовским летописям XVI века Миндовг происходит из древнего римского рода Палемоновичей, а его отцом Миндовга назван Рингольд. Согласно легендарной родословной, содержащейся в Воскресенской летописи, Миндовг происходит из династии полоцких князей, а его отцом был Мовкольд. «Великая хроника о Польше, Руси и их соседях» называет Миндовга королём пруссов.

Ранние годы

В письменных источниках впервые упомянут четвертым среди других литовских князей в связи с заключённым в 1219 году Литовско-Волынским мирным договором. Ипатьевская летопись упоминает «Литву Минъдога» при описании событий весны 1238 года.

В 1244 году предпринял неудачно закончившийся поход против Ливонского ордена в землю куршей.

В Густынской летописи упоминается о православном крещении Миндовга с литовскими боярами около 1246 года, что, по мнению белорусского историка Вячеслава Носевича, выглядит как вставка XVII века, появление которой, возможно, являлось попыткой объяснить правление неправославного в русском Новогрудке. В этом плане интересна гипотеза А. Шаланды о браке Миндовга и дочери Изяслава Новогрудского.

В 1248 году под властью Миндовга находятся Новогрудок, Волковыск, Слоним, Здитов, его ставленник княжил в Полоцке, а с 1252 года Гродно. Правление Миндовга происходило в постоянной борьбе с врагами внутренними и внешними. В 1251 году полоцкий князь Товтивил при поддержке галицкого князя Даниила, и своего дяди - жемайтского князя Викинта, совершил неудачный поход в Литву против Миндовга. Обороняясь, Миндовг заперся в Воруте и успешно выдержал осаду. В том же году Миндовг совершил ответный поход в Жемайтию и провел безуспешную осаду городища Тверимет - столицы Викинта. Коалицию своих противников Миндовг расстроил, заявив о намерении принять католическое крещение. Он крестился в 1251 году и в 1253-ем был коронован как «король Литвы». В то же время власть Миндовга не распространялась на земли селов, земгалов, и куршей, которые были уступлены Ливонскому ордену.

Крещение и коронация

В 1251 году Миндовг и его жена Марта (в изданиях на русском языке также используется форма Марфа) были крещены в христианство латинского (римского) обряда. Литва была признана папой римским Иннокентием IV как католическое государство. В 1253 году Миндовг и его жена по поручению Иннокентия IV были коронованы как литовские король и королева; место и обстоятельства коронации остаются предметом споров. Матей Стрыйковский в труде “Kronika polska, litewska, mdzka i wszystkiej Rusi” писал, что коронация состоялась в городе Новогрудке. При этом в своих работах 1574-1575 годов Стрыйковский писал, что коронация произошла в Кернаве, впервые упоминающимся в источниках только в 1279 году; в 1582 году он изменил своё мнение, заявив, что Миндовг был коронован в Новогрудке. Такого же мнения придерживался и Войцех Виюк-Коялович. Хотя автор и опирался на хронику Стрыйковского, его описание коронации Миндовга содержит неизвестные по другим источникам подробности, а именно уточнение, что она произошла на поле около Новогрудка, так как в самом городе не было достаточно просторного храма. На Новогрудок как на место коронации Миндовга указывает также Густынская летопись, создание которой относят к началу XVII века. Отмечается как тенденциозность этого источника, авторы которого симпатизируют православным и могли указать на Новогрудок как на русский город, так и то, что при описании коронации летопись могла опираться на недошедшие до нашего времени источники.