Мозг — основа слаженной работы организма. Связь между психикой и мозгом

В книге американских авторов изложены современные представления о работе мозга. Рассмотрены вопросы строения и функционирования нервной системы; проблема гомеостаза; эмоции, память, мышление; специализация полушарий и «я» человека; биологические основы психозов; возрастные изменения деятельности мозга.

Для студентов-биологов, медиков и психологов, школьников старших классов и всех, кто интересуется наукой о мозге и поведении.

Рис. 20. Нерасчлененный мозг: показаны основные структуры, участвующие в сенсорных процессах и внутренней регуляции, а также структуры лимбической системы и ствола мозга.

Континенты, страны и штаты

Теперь давайте облетим вокруг «планеты Мозг» и познакомимся с частями, эквивалентными материкам. При первом же взгляде на мозг вы сразу заметите два крупных парных образования - правое и левое полушария (рис. 21). Поверхностный слой полушарий - их кора - вместе с несколькими небольшими структурами, лежащими в глубине, составляет передний мозг - один из трех больших континентов планеты (см. рис. 22, бежевый цвет). Два других континента, тоже получившие названия по их расположению, - это средний мозг и задний мозг .

Передний мозг. Помимо коры больших полушарий передний мозг включает четыре других, меньших «государства»: миндалину (названную так за свою ореховидную форму), гиппокамп (напоминает по форме морского конька), базальные ганглии и перегородку (она образует стенку между двумя желудочками). Структурам переднего мозга обычно приписывают «высшие» интеллектуальные функции.

Эти «государства» в свою очередь делятся на внутренние административные единицы наподобие штатов. Главные «штаты» коры головного мозга - это ее доли, получившие названия по их местоположению (в скобках указаны их главные функции): затылочная доля (зрение); височная доля (слух, а у людей и речь); теменная доля (реакции на сенсорные стимулы и управление движениями); лобная доля (координация функций других областей коры).

Миндалина, гиппокамп, перегородка и базальные ганглии рассматриваются как «альянс», или объединение, о котором мы будем говорить чуть позже.

Средний мозг . Образования типа государств на континенте среднего мозга - таламус и гипоталамус (рис. 22, голубой цвет). Внутри них выделяются области типа штатов, а в них - «округа» или еще более мелкие единицы. В особых таламических полях и ядрах происходит переключение почти всей информации, входящей в передний мозг и выходящий из него. Гипоталамические поля и ядра служат передаточными (релейными) станциями для внутренних регуляторных систем - они контролируют информацию, поступающую от вегетативной нервной системы, и управляют организмом с помощью вегетативных нервов и гипофиза.

Задний мозг. Основные «страны» заднего мозга - это (варолиев ) мост, продолговатый мозг, ствол мозга и мозжечок (малый мозг) (см. рис. 22, сиреневый цвет). Структуры, лежащие внутри моста, продолговатого мозга, ствола мозга и мозжечка, как правило, взаимодействуют со структурами переднего мозга через реле в среднем мозге. Через мост и ствол идут главные пути, связывающие передний мозг со спинным мозгом и периферической нервной системой. Поля и ядра моста и ствола мозга контролируют дыхание и сердечный ритм и имеют важнейшее значение для поддержания жизни. Из того факта, что мозжечок прикреплен к крыше заднего мозга, был сделан вывод, что он получает и модифицирует информацию о положении тела и конечностей, прежде чем эта информация поступит в таламус или кору. В мозжечке хранятся основные программы усвоенных двигательных реакций, которые могут потребоваться двигательной коре.

Рис. 21. Большие полушария человеческого мозга (вид сзади и сверху).

Альянсы. Люди, живущие в разных местах земного шара, часто объединяются для достижения определенных целей, - имеются, например, ассоциации врачей, исследователей космоса, борцов против ядерного оружия. Некоторые клетки мозга, или нейроны, тоже объединяются для достижения коллективных целей. Такие объединения носят функциональные названия: «сенсорная система», «двигательная система» и т.п. Каждая функциональная система включает все нервные структуры, участвующие в выполнении данных функций.

Мы найдем в организации мозга и аналоги политических союзов, образуемых рядом стран для совместного осуществления общих целей. Один из важнейших союзов мозговых структур - лимбическая система, названная так потому, что она объединяет внутренние края коры (limbus - по-латыни «кайма») (см. рис. 102). Эта группа структур помогает регулировать эмоциональное состояние.

Некоторые другие примеры функциональных альянсов, т.е. групп подразделений, объединенных для выполнения специфических функций, приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2 . Альянсы мозговых структур и их функции

Альянс Функция
Сенсорный Специфические ощущения
Рецепторы в коже и мышцах; ядра-переключатели в спинном мозгу и таламусе; кортикальные проекции Зрение
Слух
Обоняние
Вкус
Соматическая чувствительность
Двигательный Специфические движения
Мышцы; спинальные мотонейроны Рефлексы
Мозжечок, базальные гангли Запуск и контроль определенных форм двигательной активности
Двигательная кора, таламус Сложные движения в суставах
Внутренней регуляции
Гипоталамические ядра и гипофиз Размножение
Аппетит
Солевой и водный баланс
Поведенческого статуса
Ствол мозга, мост, кора Сон, бодрствование, внимание

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

______________________________________________

Кафедра психологии

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Психология»

на тему «Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состоянием человека».

Выполнил: студент 5-го курса
заочной формы обучения факультета
таможенного дела, группа 531-з
Е.А. Васильев

Проверил:

(инициалы, фамилия преподавателя)

(уч. степень, уч. звание)

Оценка

Подпись

«___» 2010 г.

Санкт-Петербург

Введение 3

1. Структура мозга и психики человека 5

2. Основные психические процессы человека и их связь с мозгом ……..…8

Заключение…………………………………………………………………….16

Список используемой литературы………………………………………...…17

Введение

Тема данного реферата «Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состоянием человека» занимает важное место при изучении психологии личности в рамках дисциплины «Психология и педагогика».

Каждый человек в современном обществе должен обладать научным знанием о психике человека. Эти знания помогают в решении проблем, как в повседневной, личной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. Так же такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других.

Проблемой является то, что проявления психики человека нельзя рассматривать только через изучение деятельности мозга. Тесная связь естественным образом существует, так как повреждения или физиологическая неполноценность мозга приводят к неполноценности психики. Мозг это центральный отдел нервной системы позвоночных животных, образованный нервными и глиальными клетками и их отростками (http://ru.wikipedia.org/wiki/Мозг). Так же это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, его источником является внешний мир. То есть, именно через взаимодействие человека с окружающей его материальной и духовной средой и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического.

Поэтому в реферате будут рассмотрены: структура мозга и психики человека, основные психические процессы человека, связь структуры мозга с психическими состояниями, психические свойства человека.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих потребностей, совершает определенные поступки. Психические процессы, состояния и свойства вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом. Хотя все формы проявления психики исследуются отдельно, в действительности они связаны друг с другом и составляют единое целое.

    Структура мозга и психики человека

Головной мозг (лат. cerebrum, др.-греч. ἐγκέφαλος) - часть центральной нервной системы подавляющего большинства хордовых, её головной конец; у позвоночных находится внутри черепа. В анатомической номенклатуре позвоночных, в том числе человека, мозг в целом чаще всего обозначается как encephalon - латинизированная форма греческого слова; изначально латинское cerebrum стало синонимом большого мозга (telencephalon) 1 .

Головной мозг состоит из большого числа нейронов, связанных между собой синаптическими связями. Взаимодействуя посредством этих связей, нейроны формируют сложные электрические импульсы, которые контролируют деятельность всего организма.

Важнейшими областями и деталями строения мозга, имеющими отношение к психике являются: левое и правое полушарие 2 .

Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудо­вой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного чело­века. И хотя видовые биологически-морфологические осо­бенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудо­вой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктив­ный характер; труд, осуществляя процесс производства, за­печатлевается в своем продукте, т. е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Выделяют три крупные группы психических явлений (см.Таблицу 1) 3 .

Таблица 1.Структура психики человека.

Психические процессы - динамическое отражение дей­ствительности в различных формах психических явлений. Психический процесс - это течение психического яв­ления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющи­еся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом но­вого процесса. Отсюда непрерывность психической деятель­ности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воз­действиями, так и раздражениями нервной системы, иду­щими от внутренней среды организма. Психические процессы обеспечивают формирование зна­ний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Под психическим состоянием следует понимать опреде­лившийся в данное время относительно устойчивый уро­вень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные пси­хические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и про­дуктивно, при другом - трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологиче­ских факторов, хода работы, времени и словесных воздей­ствий.

Психические свойства личности – это высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный ка­чественно-количественный уровень деятельности и поведе­ния, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно и является результатом отражательной и практи­ческой деятельности.

2.Основные психические процессы человека и их связь с мозгом

Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Ощущения – объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. Как мы ощущаем? Для того, чтобы мы осознали какой-либо фактор или элемент действи­тельности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химиче­ская, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде все­го была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить какой-либо из наших рецепторов. Только тогда, когда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств возникнут электрические импульсы, и сможет начаться процесс ощущения. Наиболее распространенная классификация ощущений – И.Шеррингтона 4:

1) экстерорецептивные – возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

2) интерорецептивные – сигнализируют о том, что происходит в организме (голод, жажда, боль);

3) проприорецептивные – расположены в мышцах и сухожилиях.

Общую массу экстерорецептивных ощущений схема И. Шеррингтона позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения за­нимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая чувствительность (чувство голо­да, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощу­щений), затем появились контактные, прежде всего тактильная (ощущения давления, при­косновения) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слухо­вые; и особенно зрительные системы рецепторов.

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств ин­формации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием («перцепция»). К основным качествам восприятия относят следующие: 1) Вос­приятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической дея­тельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся сис­темой образов, знаний, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ориентируются в наших домах с обилием вертикальных и горизонтальных прямых линий. Фактор аперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.

2) За сложившимися образами предметов воспри­ятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстоя­ния мы на них смотрим и под каким углом видим. (Белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету ив тени. Но если бы мы видели только не­большой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой). Эта особенность восприятия называется константностью.

3)Человек воспринимает мир в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.

4)Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.

5)Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позво­ляет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия.

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать реакцию, которая и позволит нам «настроить» на нее свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием. Без него вос­приятие невозможно.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, ко­торые во многом являются характеристикой человеческих способнос­тей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие.

1.Концентрированность. Это показатель степени сосредоточен­ности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы вре­менный центр (фокус) всей психологической активности человека.

2.Интенсивность. Характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.

3.Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Оп­ределяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (но­визна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека.

4.Объем - количество однородных стимулов, находя­щихся в фокусе внимания взрослого человека - от 4 до 6 объектов, у ре­бенка - не более 2-3. Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида. Имеют также значения характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта.

5.Распределение, то есть способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы не­сколько фокусов, центров внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновремен­но, не теряя ни одного из поля внимания. Наполеон мог, по некоторым свидетельствам, диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов одновременно.

6. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида дея­тельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания. Переключение может быть произвольным, тогда его скорость - это показатель степени волевого контроля субъекта над своим восприя­тием, и непроизвольным, связанным с отвлечением, что является по­казателем либо степени неустойчивости психики, либо свидетельст­вует о появлении сильных неожиданных раздражителей.

Память – познавательное качество, механизмы и процессы, обеспечивающие запоминание человеком, сохранение и воспроизведение опыта и значимой информации. Запоминание, сохранение, узнавание, припоминание и воспроизведение – основные процессы памяти 5 .

Принято различать механическое и смысловое запоминание. Процесс механического запоминания скучен. Внутренние, существенные связи явлений, событий при этом не вскрываются, требуются мно­гократные повторения. Смысловое, или логическое, запоминание опирается на глу­бокое проникновение в смысл явлений или предметов. Сохранение - непассивный процесс удержания информации. В психологии раскрыта зависимость сохранения от установок личности (профессиональная направленность памяти, злопамят­ство эмоциональной памяти), условий и организации за­учивания. Особую роль в сохранении информа­ции, алгоритмов действий играет практическое их применение, практика. Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненно­го материала. Воспроизведение бывает непроизвольное, когда мысль всплывает в памяти без намерения личности и произвольное, когда устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти. Лучшим вспомогательным средством припоминания являет­ся опора на узнавание. Сопоставляя несколько сходных идей или образов, человек может легче вспомнить, а иногда и просто уз­нать среди них нужные.

Память развивается в борьбе с забыванием. Забывание - про­цесс, обратный запоминанию. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в дея­тельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей.

Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слухо­вую, двигательную. В зависимости от установки на длительность сохранения (по­мнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную па­мять.

Большое значение для развития профессиональной памяти имеют воспитание добросовестности, ответственности, интереса к своей специальности, ознакомление с приемами эффективного запоминания, сохранения в памяти и воспроизведения информа­ции, соответствующие тренировки памяти 6 .

Мышление - психический позна­вательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и слож­ных связях и отношениях. Мышление невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обоб­щения.

Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существен­ные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - уст­ной или письменной, вслух или про себя. Суждение - это отражение связей между предметами и яв­лениями действительности или между их свойствами и призна­ками. Суждения бывают истинными или ложными. Умозаключение - вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах. Различают два основных вида умозаключения: 1) индуктивные (индукция) умозаключение от частных случаев к общему положению и 2) дедуктивные (дедукция) - от общего положения (суждения) к частному случаю.

Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, син­теза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации, классификации. Анализ - разложение целого на состав­ные части.

Синтез - восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существен­ных связей. Операция сравнения заключается в сопоставлении вещей, яв­лений, их свойств и выявлении общности или различий между ними. Операция абстракции состоит в том, что человек мысленно отвлекается от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в нем основное, главное. Обобщение сводится к объединению многих предметов явле­ний по какому-то общему признаку. Конкретизация - это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления. Классификация предполагает отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений. Это подведение част­ного под общее, осуществляемое обычно по наиболее существен­ным признакам. Систематизация - это мысленное расположение множества объектов в определенном порядке. В зависимости от характера познавательной деятельности чело­века в психологии различают мышление наглядно-действенное, образное и отвлеченное.

Наглядно-действенное мышление проявляется непосредствен­но в процессе деятельности человека. Образное мышление протекает на основе образов, представле­ний, которые человек воспринимал и усвоил раньше. Отвлеченное, абстрактное мышление осуществляется на осно­ве понятий, категорий, которые имеют словесное оформление и образно не представляются.

Мышление каждого человека характеризуется определенными качествами: глубина, гибкость, широта, быстрота, целеустремленность, самостоятельность и не­которые другие.

Речь - это психический процесс использования языка с це­лью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением. Со­держание и форма речи человека зависят от его профессии, опы­та, темперамента, характера, способностей, интересов, состоя­ний и т. д. С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, оказывают влияние друг на друга, воздействуют на себя. Речь в профессиональной деятельности является носителем информации и средством взаимовоздействия. В речевой деятель­ности специалиста можно выделить речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподго­товленную.

Воображение - это психический процесс создания новых обра­зов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризуются неопределенностью 7 .

С физиологической точки зрения воображение - это процесс образования новых систем временных связей в результате слож­ной аналитико-синтетической деятельности мозга.

Воображение бывает активным и пассивным. В психологии раз­личают два вида активного воображения: воссоздающее и твор­ческое. Например, опытный юрист на основе отдельных фактов, следов происшествия как бы воссоз­дает достаточно полно картину ситуации. Творческое воображение - это процесс создания новых обра­зов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действи­тельности. Изобретательство, рационализаторство, выработка но­вых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. Воображение может быть и пассивным, уводящим человека от действительности, от решения практических задач. Человек как бы уходит в мир фантазии и живет в этом мире, ничего не пред­принимая (маниловщина) и тем самым отдаляясь от реальной жизни. Ценность личности определяется тем, какие виды воображе­ния в ней преобладают: чем более активные и значимые, тем более зрелая личность.

Заключение

Стоит отметить, что знание связи структуры мозга очень важно для каждого человека. Знание психических процессов позволяет нам контролировать свои состояния.

Необходимо учиться контролировать свои состояния для того, чтобы добиваться более высоких профессиональных результатов. Также это важно для коммуникации и самореализации личности.

Все эти знания помогут реализовать себя в жизни и найти свое призвание.

Список используемой литературы

1.Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для технических вузов/ 2-е изд., переработанное и дополненное, М.: Высшая школа, 2004. – 325 с.

2.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Владос, 2003. – 688с.

3.Сластенин В.А., Каширин В.П.Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 480с.

4.Радугин А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 2003. – 256с.

5.Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 423С.

6.Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 576с.

1 Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер, «Мозг, разум и поведение» стр.154

2 Савельев А. В. Реализм теории модульной самоорганизации мозжечка // Журнал проблем эволюции открытых систем. - Казахстан, Алматы: 2007. - Т. 9. - № 1. - С. 93-101

3 Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для технических вузов/ 2-е изд., переработанное и дополненное, М.: Высшая школа, 2004. – 325 с., стр. 35

4 Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Владос, 2003. – 688с., стр. 105

Основных Психические процессы воображениеРеферат >> Психология

В мозгу человека локализовано воображеиие? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано ? На... воображение имеет в жизни человека , как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на...

  • Основные психические процессы воображение

    Реферат >> Психология

    ... связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым"психическим" из всех психических процессов и состояний ... , где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано , сегодня...

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    1. Понятие мозг

    2. Понятие психики

    Заключение

    Введение

    С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например, некую "Тень", обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате "О душе" заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.

    Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

    I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

    II этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

    III этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

    IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

    1. Понятие мозг

    Мозг, центральный отдел нервной системы у животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех жизненных функций организма и его уравновешивания со средой, в том числе и высшую нервную деятельность, а у человека - и психической функции, включая мышление.

    Головной мозг заключен в прочную оболочку черепа (за исключением простых организмов). Кроме того, он покрыт оболочками из соединительной ткани - твёрдой и мягкой, между которыми расположена сосудистая, или паутинная оболочка. Между оболочками и поверхностью головного и спинного мозга расположена цереброспинальная жидкость - ликвор. Цереброспинальная жидкость также содержится в желудочках головного мозга. Клетки мозга включают нейроны и глиальные клетки, выполняющие важные дополнительные функции. Различают афферентные нейроны, эфферентные нейроны.

    Коммуникация между нейронами происходит посредством синаптической передачи. Каждый нейрон имеет длинный отросток, называемый аксоном, по которому он передает импульсы другим нейронам. Аксон разветвляется и в месте контакта с другими нейронами образует синапсы - на теле нейронов и дендритах. Значительно реже встречаются аксо-аксональные и дендро-дендритические синапсы. Таким образом, один нейрон принимает сигналы от многих нейронов и в свою очередь посылает импульсы ко многим другим.

    Функции мозга включают обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Мозг человека выполняет высшую функцию - мышление. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи. мозг психика механизм взаимодействие

    2. Понятие психики

    Псимхика - сложное понятие в философии, психологии и медицине.

    1) Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.

    2) Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.).

    3) Системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

    4) Субъективный внутренний мир человека, обеспечивающий взаимодействие человека с внешним миром.

    В отношении перехода от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:

    *Сенсорная. Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).

    *Перцептивная. Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).

    *Интеллектуальная. Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.

    3. Структура и особенности мозга

    Так как головной мозг состоит из большого числа нейронов, связанных между собой синаптическими связями, то взаимодействуя посредством этих связей, нейроны формируют сложные электрические импульсы, которые контролируют деятельность всего организма.

    Общий план строения нервной системы у всех позвоночных один и тот же. Ее основными элементами являются нервные клетки, или нейроны, функция которых заключается в том, чтобы проводить возбуждение. Нейрон состоит из тела клетки, дендритов - ветвящихся волокон этого тела, воспринимающих возбуждение, и аксона - волокна, передающего возбуждение другим нейронам. Пункт контакта аксона с дендритами или телом клетки других нейронов называется синапсом. В этом пункте осуществляется функциональная связь между нейронами. Синапсу придается решающее значение при объяснении механизма установления новых связей в нервной системе. Предполагается, что при выработке этих связей благодаря изменениям (химическим или структурным) в синапсах обеспечивается избирательное проведение импульсов возбуждения в определенном направлении. Синапс - это своего рода барьер, который должен преодолеть возбуждение. Некоторые барьеры легко преодолимы, другие - труднее, иногда же возникает ситуация выбора одного из путей.

    4. Взаимодействие мозга и психики

    Психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в действие мышцы и т. д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.

    Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики - сознание.

    В IV в. до н. э. Алкмеон Кротонский сформулировал идею о том, что психические явления тесно связаны с работой мозга. Эту идею поддерживали многие античные ученые, например, Гиппократ. Идея взаимосвязи мозга и психики развивалась на протяжении всей истории накопления психологических знаний, в результате чего появлялись все новые и новые ее варианты.

    В начале XX в. из двух разных областей знаний - психологии и физиологии - сформировались две новые науки: физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Физиология высшей нервной деятельности изучает органические процессы, происходящие в головном мозге и вызывающие различные телесные реакции. Психофизиология, в свою очередь, исследует анатомо-физиологические основы психики.

    Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психическими явлениями и поведением, внес И.М. Сеченов. Позднее его идеи развил И.П. Павлов, открывший явление условно - рефлекторного научения. В наши дни идеи и разработки Павлова послужили основой для создания новых теорий, среди которых выделяются теории и концепции Н.А. Бернштейна, К. Халла, П.К. Анохина, Е.Н. Соколова и др.

    И.М. Сеченов полагал, что психические явления входят в любой поведенческий акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы, т.е. физиологические явления. По мнению И.П. Павлова, поведение складывается из сложных условных рефлексов, образованных в процессе научения. В дальнейшем выяснилось, что условный рефлекс - это весьма простое физиологическое явление и не более. Однако, несмотря на то, что после открытия условно-рефлекторного научения были описаны иные пути приобретения живыми существами навыков - импритинг, оперантное обусловливание, викарное научение, идея условного рефлекса как одного из способов приобретения опыта сохранилась и получила дальнейшее развитие в работах таких психофизиологов, как Е.Н. Соколов и Ч.И. Измайлов. Ими было предложено понятие концептуальной рефлекторной дуги, состоящей из трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных систем нейронов: афферентной (сенсорного анализатора), эффекторной (исполнительной, отвечающей за органы движения) и модулирующей (управляющей связями между афферентной и эффекторной системами). Первая система нейронов обеспечивает получение и переработку информации, вторая система обеспечивает выработку команд и их выполнение, третья система осуществляет обмен информацией между первыми двумя.

    5. Обоюдно влияние мозга и психики

    В центральной нервной системе ожидаемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели, названной Анохиным акцептором результата действия. Акцептор результата действия - это цель, на которую направлено действие. При наличии акцептора действия и программы действия, сформулированной сознанием, начинается непосредственное исполнение действия. При этом включается воля, а также процесс получения информации о выполнении поставленной цели. Информация о результатах действия имеет характер обратной связи (обратной афферентации) и направлена па формирование установки по отношению к выполняемому действию. Поскольку информация проходит через эмоциональную сферу, она вызывает определенные эмоции, влияющие на характер установки. Если эмоции носят положительный характер, то действие прекращается. Если эмоции негативны, то в выполнение действия вносятся коррективы.

    Можно с полной уверенностью утверждать, что организация структур мозга и взаимосвязь между отдельными участками мозга значительно сложнее и многограннее, чем имеющаяся в настоящее время информация об особенностях функционирования центральной нервной системы. Можно также говорить о том, что существуют участки мозга, которые непосредственно связаны с определенными органами чувств и движения, а также реализацией способностей, присущих человеку (например, речи). Однако вполне вероятно, что эти участки в определенной мере взаимосвязаны с другими отделами мозга, которые обеспечивают реализацию того ли иного психического процесса в полном объеме.

    Заключение

    Стало жизненно необходимым для широкого круга людей познание науки человековедения, чтобы использовать знания педагогики и психологии в работе с людьми, создании и поддержании здорового социально-психологического климата в коллективах, борьбе с конфликтами и стрессами.

    Учебная литература может обеспечить три уровня информации: полные и систематизированные знания по данной науке, учебному курсу (это фундаментальный учебник), основные категории, понятия и концепции в качестве направлений для дальнейшей самостоятельной работы (это учебное пособие); указания по организации работы над учебной дисциплиной (методическое пособие по изучению курса).

    Таким образом, даже самый подробный учебник не может дать готовых рецептов: самый главный учебник - это жизнь и практическая деятельность, учеба лишь дает основы знаний и направления дальнейшего психолого-педагогического образования.

    Список использованной литературы

    1. Столяренко Л.Д. "Основы психологии", г. Москва, Издательство: Феникс, 1997 г.

    2. Сорокун П.А. "Основы психологии", г. Псков, Авторская редакция 2005 г.

    3. Психология. Немов Р.С. Кн 1. "Общие основы психологии". 2003, 4-е изд., 688 с.

    4. Психология. Немов Р.С. Кн 2. "Психология образования", 1995, 2-е изд., 496 с.

    5. Психология. Немов Р.С. Кн. 3. Психодиагностика. 2001, 4-е изд., 640 с.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Становление психологии как науки от античности до наших дней: 1) психология как наука о душе; 2) как наука о сознании; 3) психология как наука о поведении; 4) психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

      реферат , добавлен 28.11.2010

      Психика человека как сложная система, состоящая из отдельных иерархически организованных подсистем. Психические процессы, свойства, состояния. Строение головного мозга. Взаимодействие психики и особенностей головного мозга. Строение нервной системы.

      реферат , добавлен 28.11.2015

      Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Предмет, задачи и структура современной психологии, этапы ее развития. Важнейшие особенности психического отражения действительности. Сознание как высшая форма психики человека.

      лекция , добавлен 17.09.2013

      Характеристика основных механизмов деятельности центральной нервной системы как физиологической основы психики. Рассмотрение особенностей функционирования левого и правого полушарий головного мозга. Определение влияния стресса на здоровье психики.

      реферат , добавлен 04.08.2010

      Психика как функция головного мозга: проблема соотношения психики и мозга; основные положения системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ); структурно-функциональные принципы работы мозга. Характеристика сознания человека.

      контрольная работа , добавлен 06.12.2007

      Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики - особой формы жизнедеятельности человека; основные направления: механизмы и закономерности психики, формирование психологических особенностей личности как сознательного субъекта.

      шпаргалка , добавлен 24.01.2012

      Теории связи психики и мозга. Психическое и нервно-физиологическое в работе мозга. Зрительное восприятие. Физиологические механизмы внимания. Функционирование и происхождение эмоций. Общие модели регуляции поведения.

      реферат , добавлен 09.10.2006

      Психика - функция мозга. Психологическая наука изучает не сам мозг, а его специфическое свойство отражать объективную действительность. Бессознательный, сознательный и подсознательный уровни психики. Механизмы мышления и воображения. Активность человека.

      реферат , добавлен 19.03.2009

      Основы функции психики. Структура психики человека. Понятие функции в психологии. Когнитивная функция психики. Коммуникативная функция психики. Многоуровневые функциональные системы мозга. Материальная, духовная культура человечества.

      курсовая работа , добавлен 20.05.2004

      Функции и структура психики, этапы ее развития. Особенности психического отражения. Психика и специфика строения мозга. Сознание - высшая ступень развития психики. Психические состояния человека. Краткая характеристика методов исследования в психологии.

    Связь между психикой и мозгом

    Кора имеет асимметричную специализацию определенных центров. Левое полушарие является ведущим в осуществлении речевых и других, связанных с ней функций: чтение, письмо, счет, логическая память, абстрактное мышление и т.д. Правое полушарие связано с осуществлением не опосредованных речью психических функций, обычно протекающих на чувственном уровне, в наглядно-действенном плане.

    Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были изучены Роджером Сперри. Расщепление мозга, т.е. мозговых связей, испытали и на людях: перерезали мозолистое тело, что избавляло больных с тяжелой формой эпилепсии от мучительных припадков. После подобной операции у пациентов наблюдались признаки «синдрома расщепленного мозга», разделения некоторых функций по полушариям. Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Р.Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции есть в зачаточной форме и в правом полушарии. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

    Функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. Асимметрия полушарий мозга – это динамическое образование, в процессе онтогенеза происходит постепенное нарастание асимметрии полушарий мозга. В случае поражения одного полушария, возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного полушария за счет другого.

    Выводы:

    1. В науке установлена связь между отдельными участками мозга и психическими реакциями индивида.

    2. Сложные психические процессы локализованы в нескольких центрах. Это представительство в основном асимметрично.

    3. Функциональная специфика полушарий пластична, что способствует сохранению важнейших психических функций при частичных повреждениях мозга.

    4. Функциональная организация человеческого мозга: энергетический блок; блок приема, переработки и хранения информации; блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности.

    5. Основной принцип работы нервной системы связан с понятием рефлекса.

    6. Основные законы высшей нервной деятельности построены на взаимодействии возбуждения и торможения. Это – закон силы, закон индукции, закон концентрации, закон суммации.

    Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 276 с.

    Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. – М., «Мир», 1988.

    | следующая лекция ==>

    В IV в. до н. э. Алкмеон Кротонский сформулировал идею о том, что психические явления тесно связаны с работой мозга. Эту идею поддерживали многие античные ученые, например Гиппократ. Идея взаимосвязи мозга и психики развивалась на протяжении всей истории на­копления психологических знаний, в результатечего появлялись все новые и но­вые ее варианты.

    В начале XX в. из двух разных областей знаний - психологии и физиологии - сформировались две новые науки: физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Физиология высшей нервной деятельности изучает органиче­ские процессы, происходящие в головном мозге и вызывающие различные телес­ные реакции. Психофизиология, в свою очередь, исследует анатомо-физиологические основы психики.

    Следует сразу напомнить, что более подробно проблемы психофизиологии и основы физиологии высшей нервной деятельности изучаются в рамках курсов психофизиологии и нормальной физиологии. В данном разделе мы рассматрива­ем проблему взаимосвязи мозга и психики с целью общего ознакомления с ней, для того чтобы получить целостное представление о психике человека.

    Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма чело­века с психическими явлениями и поведением, внес И. М. Сеченов. Позднее его идеи развил И. П. Павлов, открывший явление условно - рефлекторного научения. В наши дни идеи и разработки Павлова послужили основой для создания новых теорий, среди которых выделяются теории и концепции Н. А. Бернштейна, К. Халла, П. К. Анохина, Е. Н. Соколова и др.

    И. М. Сеченов полагал, что психические явления входят в любой поведенче­ский акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы, т. е. физио­логические явления. По мнению И. П. Павлова, поведение складывается из слож­ных условных рефлексов, образованных в процессе научения. В дальнейшем вы­яснилось, что условный рефлекс - это весьма простое физиологическое явление и не более. Однако, несмотря на то, что после открытия условно-рефлекторного научения были описаны иные пути приобретения живыми существами навыков - импритинг, оперантное обусловливание, викарное научение, идея условного реф­лекса как одного из способов приобретения опыта сохранилась и получила даль­нейшее развитие в работах таких психофизиологов, как Е. Н. Соколов и Ч. И. Из­майлов. Ими было предложено понятие концептуальной рефлекторной дуги, со­стоящей из трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных систем нейронов: афферентной (сенсорного анализатора), эффекторной (исполнитель­ной, отвечающей за органы движения) и модулирующей (управляющей связями между афферентной и эффекторной системами). Первая система нейронов обес­печивает получение и переработку информации, вторая система обеспечивает вы­работку команд и их выполнение, третья система осуществляет обмен информа­цией между первыми двумя.


    Наряду с этой теорией существуют и другие, весьма перспективные разработ­ки, касающиеся, с одной стороны, роли психических процессов в управлении по­ведением, а с другой - построения общих моделей регуляции поведения с участи­ем в этом процессе физиологических и психологических явлений. Так, Н. А. Бернштейн считает, что даже самое простое приобретенное движение, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть вы­полнено без участия психики. Он утверждает, что формирование любого двига­тельного акта есть активная психомоторная реакция. При этом освоение движе­ния осуществляется под воздействием сознания, которое при этом осуществляет определенную сенсорную коррекцию нервной системы, обеспечивающей выпол­нение нового движения. Чем сложнее движение, тем больше требуется корриги­рующих изменений. Когда же движение освоено и доведено до автоматизма, про­цесс управления выходит из поля сознания и превращается в фоновый.

    Американский ученый К. Халл рассматривал живой организм как саморегули­руемую систему со специфическими механизмами поведенческой и генетико-био-логической регуляции. Эти механизмы большей частью врожденные и служат для поддержания оптимальных условий физического и биохимического равновесия в организме - гомеостаза - и включаются в действие тогда, когда это равновесие нарушено.

    П. К. Анохин предложил свою концепцию регуляции поведенческого акта. Эта концепция получила широкое распространение и известна как модель функцио­нальной системы . Суть данной концепции заключается в том, что чело­век не может существовать изолированно от окружающего мира. Он постоянно испытывает воздействие определенных факторов внешней среды. Воздействие внешних факторов было названо Анохиным обстановочной афферентацией. Одни воздействия для человека несущественны или даже неосознаваемы, но другие, - как правило, необычные - вызывают у него ответную реакцию. Эта ответная ре­акция носит характер ориентировочной реакции и является стимулом для прояв­ления активности.

    Теория функциональных систем П. К. Анохина получила широкое распростра­нение вследствие того, что она позволяет приблизиться к решению вопроса о вза­имосвязи физиологических и психологических процессов. Эта теория говорит о том, что психические явления и физиологические процессы играют важную роль в регуляции поведения. Более того, поведение в принципе невозможно без одно­временного участия психических и физиологических процессов.

    Существуют и другие подходы к рассмотрению взаимосвязи психики и мозга. Так, А. Р. Лурия предложил выделить анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие (функционирование психических явле­ний. Первый блок предназначен для поддержания определенного уровня актив­ности. Он включает ретикулярную формацию ствола мозга, глубинные отделы среднего мозга, структуры лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Второй блок связан с познавательными психи­ческими процессами и предназначен для процессов получения, переработки и хра­нения информации, Данный блок состоит из участков коры головного мозга, ко­торые в основном располагаются в задних и височных отделах больших полуша­рий. Третий блок обеспечивает функции мышления, поведенческой регуляции и самоконтроля. Структуры, входящие в данный блок, находятся в передних отде­лах коры головного мозга.

    Данная концепция была выдвинута Лурией в результате анализа результатов проводимых им экспериментальных исследований функциональных и органиче­ских нарушений и заболеваний мозга. Однако следует отметить, что проблема ло­кализации психических функций и явлений в головном мозге интересна сама по себе. В свое время была выдвинута идея о том, что все психические процессы свя­заны с определенными участками мозга, т. е. локализованы. Согласно идее локалиализма, каждая психическая функция может быть «привязан и» к определен­ному органическому участку мозга. В результате были созданы детальные карты локализации психических функций в мозге.

    Однако спустя определенное время были получены факты, свидетельствую­щие о том, что различные нарушения психических процессов нередко связаны с повреждением одних и тех же мозговых структур, и наоборот, поражение одних и тех же участков в определенных случаях может приводить к различным нарушени­ям. Наличие подобных фактов привело к появлению альтернативной гипотезы - антилокализационизма, - утверждающей, что работа отдельных психических функций связана с деятельностью всего мозга. С точки зрения данной гипотезы между различными участками мозга сложились определенные связи, обеспечивающие функционнрование определенных психических процессов. Но и эта концепция не смог­ла объяснить многих нарушений работы мозга, которые говорят в пользу локализационизма. Так, нарушение затылочных отделов коры головного мозга приводит к поражению зрения, а височных долей больших полушарий - к нарушению речи.

    Проблема локализационизма-антилокализационизма не решена до сих пор. Можно с полной уверенностью утверждать, что организация структур мозга и вза­имосвязь между отдельными участками мозга значительно сложнее и многогран­нее, чем имеющаяся в настоящее время информация об особенностях функциони­рования центральной нервной системы. Можно также говорить о том, что суще­ствуют участки мозга, которые непосредственно связаны с определенными органами чувств и движения, а также реализацией способностей, присущих чело­веку (например, речи). Однако вполне вероятно, что эти участки в определенной мере взаимосвязаны с другими отделами мозга, которые обеспечивают реализа­цию того ли иного психического процесса в полном объеме.

    Психофизиологическая проблема в психологии. Рассматривая вопросы взаи­мосвязи психики и мозга, мы не можем не познакомиться с так называемой психо­физиологической проблемой.

    Говоря о естественнонаучных основах психики, мы сегодня не сомневаемся в том, что между психикой и мозгом существует определенная взаимосвязь. Од­нако и в наши дни продолжает обсуждаться проблема, известная с конца XIX в. как психофизиологическая. Она является самостоятельной проблемой психоло­гии и носит не конкретно-научный, а методологический характер. Она имеет от­ношение к решению ряда фундаментальных методологических вопросов, таких как предмет психологии, способы научного объяснения в психологии и др.

    В чем суть этой проблемы? Формально она может быть выражена в виде вопро­са: как соотносятся физиологические и психические процессы? На данный вопрос есть два основных ответа. Первый в наивной форме был изложен Р. Декартом, считавшим, что в головном мозге имеется шишковидная железа, через которую душа воздействует на животных духов, а животные духи на душу. Или, другими словами, психическое и физиологическое находятся в постоянном взаимодей­ствии и оказывают влияние друг на друга. Подобный подход получил название принципа психофизиологического взаимодействия.

    Второе решение известно как принцип психофизиологического параллелизма. Суть его состоит в утверждении невозможности причинного взаимодействия меж­ду психическими и физиологическими процессами.

    На первый взгляд истинность первого подхода, заключающегося в утвержде­нии психофизиологического взаимодействия, не вызывает сомнения. Мы можем привести множество примеров воздействия физиологических процессов мозга на психику и психики на физиологию. Все же, несмотря на очевидность фактов психо­физиологического взаимодействия, существует ряд серьезных возражений про­тив этого подхода. Одно из них заключается в отрицании фундаментального зако­на природы - закона сохранения энергии. Если бы материальные процессы, какими являются физиологические процессы, вызывались психической (идеальной) при­чиной, то это означало бы возникновение энергии из ничего, поскольку психиче­ское не является материальным. С другой стороны, если бы физиологические (ма­териальные) процессы порождали психические явления, то мы столкнулись бы с абсурдом другого рода - энергия исчезает.

    Конечно, на это можно возразить, что закон сохранения энергии не совсем кор­ректен, но в природе мы вряд ли найдем другие примеры нарушения этого закона. Можно говорить о существовании специфической «психической» энергии, но в этом случае снова необходимо дать объяснение механизмам превращения материаль­ной энергии в некую «нематериальную». И наконец, можно говорить о том, что все психические явления материальны по своей сути, т. е. являются физиологи­ческими процессами. Тогда процесс взаимодействия души и тела есть процесс вза­имодействия материального с материальным. Но в этом случае можно договорить­ся до полного абсурда. Например, если я поднял руку, то это есть акт сознания и одновременно мозговой физиологический процесс. Если я после этого захочу ею ударить кого-либо (например, своего собеседника), то этот процесс может перей­ти в моторные центры. Однако если нравственные соображения заставят меня воз­держаться от этого, то это означает, что нравственные соображения - это тоже материальный процесс.

    Вместе с тем, несмотря на все рассуждения, приведенные в качестве доказатель­ства материальной природы психического, необходимо согласиться с существова­нием двух явлений - субъективных (прежде всего фактов сознания) и объектив­ных (биохимических, электрических и других явлений в мозге человека). Вполне естественно было бы предположить, что эти явления соответствуют друг другу. Но если мы соглашаемся с этими утверждениями, то мы переходим на сторону другого принципа - принципа психофизиологического параллелизма, утвержда­ющего о невозможности взаимодействия идеальных и материальных процессов.

    Следует отметить, что существует несколько течений параллелизма. Это дуа­листический параллелизм, исходящий из признания самостоятельной сущности духовного и материального начала, и монистический параллелизм, который ви­дит все психические и физиологические явления как две стороны одного процес­са. Главное, что их объединяет, - это утверждение, что психические и физиологи­ческие процессы протекают параллельно и независимо друг от друга. То, что про­исходит в сознании, соответствует тому, что происходит в мозге, и наоборот, но эти процессы не зависят друг от друга.

    Мы могли бы согласиться с данным утверждением, если бы рассуждения в дан­ном направлении постоянно не закапчивались отрицанием существования психиче­ского. Например, независимый от психического мозговой процесс чаще всего за­пускается толчком извне: внешняя энергия (световые лучи, звуковые волны и т.д.) трансформируется в физиологический процесс, который преобразуется в проводящих путях и центрах, принимает форму реакций, действий, поведенчес­ких актов. Наряду с этим, никак не влияя на него, развертываются события в со­знательном плане - образы, желания, намерения. При этом психический процесс никак не влияет на физиологические процессы, в том числе и поведенческие реак­ции. Следовательно, если физиологический процесс не зависит от психического, то всю жизнедеятельность человека можно описать в понятиях физиологии. В этом случае психика становится эпифеноменом - побочным явлением.

    Таким образом, оба рассматриваемых нами подхода оказываются не в состоя­нии решить психофизиологическую проблему. Поэтому единого методологиче­ского подхода к исследованию проблем психологии не существует. С каких пози­ций будем исходить мы, рассматривая психические явления?

    Из вышеизложенного следует, что существует тесная связь между психиче­скими и физиологическими процессами. Поэтому, рассматривая психические яв­ления, мы будем всегда помнить о том, что они находятся в тесном взаимодей­ствии с физиологическими процессами, что они, вероятнее всего, обусловливают друг друга. При этом мозг человека является тем материальным «субстратом», который обеспечивает возможность функционирования психических явлений и процессов. Поэтому психические и физиологические процессы взаимосвязаны и взаимообусловливают поведение человека.