Практическая работа по географии "составление простейшего плана местности". Составление плана местности по описанию Как составить план местности по описанию

Вспоминаем: Что такое полюс? Какие географические полюса вы знаете?

Ключевые слова: план местности, глазомерная съемка, полярная съемка, маршрутная съемка, визирная линейка, топограф.

1. глазомерная оценка. Начертить план местности можно с помощью аэрофотоснимка. Есть много других способов составления планов. Для наземных съемок применяют сложные инструменты и выполняют очень точные измерения расстояний, направлений и высот. Но, если не требуется большой точности, наземную съемку можно проводить и более простыми способами. К ним относится глазомерная съемка с планшетом. Ее можно вести двумя способами: а) снимать с одной точки (полярная съемка); б) двигаться по выбранному маршруту (маршрутная съемка). Люди, которые занимаются сбором данных и составлением планов местности, называются топографами.

2. Полярная съемка плана местности. Предположим, вам надо составить план местности, изображенной на рисунке 25.

Рис.25. Полярная съемка плана местности. Как называется точка, где расположен топограф.

Выберем место, с которого хорошо виден весь участок, и с этой точки будем проводить измерения. Точку, из которой мы проводим съемку, называют полюсом. Поэтому этот способ получил название полярного.

Съемка проводится в такой последовательности: подготовка планшета, определение масштаба съемки, ориентирование планшета, определение направления к предметам, измерение расстояний до них и их изображение условными знаками.

Перед выходом на местность подготавливают планшет. Планшет - это лист фанеры или картона с прикрепленным на нем компасом. Компас прикреплен так, чтобы линия, соединяющая на шкале деления 0 и 180 0 (или буквы С и Ю), была бы параллельна краю планшета. На планшет прикрепляют лист бумаги. На бумаге прочерчивают линию север- юг (С-Ю) параллельно направлению север-юг на шкале компаса (рис. 26).

Рис 25. Планшет, подготовленный к съемке. Почему можно утверждать, что планшет подготовлен к сьемке?

Для работы нужна также деревянная или металлическая линейка (ее называют визирной), циркуль-измеритель, карандаш, резинка, булавка.

При выборе масштаба съемки нужно знать, для чего будет использоваться план и какие размеры участка. Если требуется изготовить план, чтобы на нем были показаны все подробности местности, то съемку ведут в более крупном масштабе.

Перед началом полярной съемки на местности выбирают исходную точку съёмки (полюс). Установим, к примеру, треногу с планшетом на мосту через реку (рис. 25). Планшет ориентируют, т.е. поворачивают его до тех пор, пока буква С (север) на шкале компаса не окажется под северным концом магнитной стрелки. От начальной точки начнем съемку. Для удобства отмечаем нашу исходную точку при помощи булавки. Теперь положим на планшет визирную линейку так, чтобы она своим краем касалась булавки. Направляем поочередно линейку (рис. 25, 27)

Рис 27. Определение направление при глазомерной съемке с планшетом

на те местные предметы, которые мы хотим изобразить на своем плане (ветряной двигатель, дом, колодец.), и чертим на планшете линии визирования на каждый предмет.

Когда линии визирования проведены, определяем одним из уже известных нам способов расстояние от моста до каждого из этих предметов. Пользуясь выбранным масштабом, откладываем расстояния на планшете и обозначаем эти предметы условными знаками.

3. Маршрутная съемка. При составлении плана участка, сильно вытянутого в длину, применяют маршрутную съемку. Этой съемкой можно изобразить путь, пройденный в походе или на экскурсии. Съемщик с планшетом в руках делает в пути остановки. Переходя от одной точки местности к другой, определяют направления, изображают на планшете места остановок и расположенные возле них предметы (рис. 28).

Рис. 28. Маршрутная съемка: А – готовый план участка, Б –. общий вид участка съемки с точками остановок.

    1. Что такое планшет? 2. Какие действия выполняют, проводя полярную съемку местности? 3. Когда используют маршрутную съемку? 4. Чем отличается полярная съемка от маршрутной?

Практическая работа.

Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов).


Составление схематического плана местности по описанию.
От станции по тропе мы шли в северном направлении. Справа наш взор радовал редкий лес, а слева цветущий луг. Тропинка повернула на северо — восток и мы вышли на дорогу. Слева луг сменился зарослями кустарника, а справа редкий лес перешёл в смешанный лес. Через десять минут мы свернули на тропинку в юго-восточном направлении и на берегу реки увидели бабушкину дачу. Рядом с ней колодец и деревянный мост через речку. На другом берегу реки был овраг.
Составление схематического плана местности по описанию.
От станции по тропе мы шли в северном направлении. Справа наш взор радовал редкий лес, а слева цветущий луг. Тропинка повернула на северо — восток и мы вышли на дорогу. Слева луг сменился зарослями кустарника, а справа редкий лес перешёл в смешанный лес. Через десять минут мы свернули на тропинку в юго-восточном направлении и на берегу реки увидели бабушкину дачу. Рядом с ней колодец и деревянный мост через речку. На другом берегу реки был овраг.
Составление схематического плана местности по описанию.
От станции по тропе мы шли в северном направлении. Справа наш взор радовал редкий лес, а слева цветущий луг. Тропинка повернула на северо — восток и мы вышли на дорогу. Слева луг сменился зарослями кустарника, а справа редкий лес перешёл в смешанный лес. Через десять минут мы свернули на тропинку в юго-восточном направлении и на берегу реки увидели бабушкину дачу. Рядом с ней колодец и деревянный мост через речку. На другом берегу реки был овраг.
Составление схематического плана местности по описанию.
От станции по тропе мы шли в северном направлении. Справа наш взор радовал редкий лес, а слева цветущий луг. Тропинка повернула на северо — восток и мы вышли на дорогу. Слева луг сменился зарослями кустарника, а справа редкий лес перешёл в смешанный лес. Через десять минут мы свернули на тропинку в юго-восточном направлении и на берегу реки увидели бабушкину дачу. Рядом с ней колодец и деревянный мост через речку. На другом берегу реки был овраг.
Составление схематического плана местности по описанию.
От станции по тропе мы шли в северном направлении. Справа наш взор радовал редкий лес, а слева цветущий луг. Тропинка повернула на северо — восток и мы вышли на дорогу. Слева луг сменился зарослями кустарника, а справа редкий лес перешёл в смешанный лес. Через десять минут мы свернули на тропинку в юго-восточном направлении и на берегу реки увидели бабушкину дачу. Рядом с ней колодец и деревянный мост через речку. На другом берегу реки был овраг.

Предположим, вам требуется составить план местности. Для этого вам понадобятся: тренога, планшет, визирная линейка и хорошо отточенный карандаш.

Ход работы

  1. Установив треногу с планшетом на мосту через реку (отсюда мы начинаем съёмку), выберите масштаб, например 1: 5000, и проведите стрелку «север - юг».
  2. Затем ориентируйте планшет по сторонам горизонта.

    Все местные предметы нужно наносить на план условными знаками. Прежде всего на плане надо изобразить мост через реку и в центр условного знака - моста - воткнуть булавку. Это будет ваша исходная точка.

  3. Теперь положите на планшет визирную линейку так, чтобы её край коснулся булавки.

    Направьте верхнее ребро линейки поочерёдно на те местные предметы, которые нужно изобразить на плане (куст, ветродвигатель, дом, колодец, дерево на берегу реки), и вычертите на планшете линии визирования на каждый объект.

  4. Когда линии визирования на все объекты проведены, определите одним из уже известных нам способов расстояние от моста до каждого из этих объектов.
  5. Пользуясь выбранным масштабом, отложите определённые расстояния на планшете и вычертите объекты условными знаками.
  6. Теперь можно нанести реку.
  7. Дороги на плане изображаются приблизительно. Одна из них идёт от моста к дому, другая - к колодцу.
  8. Условными знаками обозначаем луг и смешанный лес. Точка, из которой мы производили визирование на местные предметы, называется полюсом.

    Поэтому этот способ съёмки местности получил название полярного.

Другие способы съёмки местности

Азимутальная съёмка является более простой по сравнению с полярной.

Производится она примерно так же, как и полярная, только без планшета и визирной линейки. Расположившись у моста, определите азимуты на все те объекты, которые хотите нанести на план, и измерьте расстояние до них. Всё это запишите в блокнот.

Дома на чистом листе бумаги поставьте точку полюса и от неё отложите с помощью транспортира определённые на местности азимуты и расстояния в выбранном масштабе.

Местные объекты обозначьте условными знаками.

Маршрутная съёмка - это съёмка значительных по протяжённости участков местности или объектов, например реки, дороги. Её производят из нескольких точек (полюсов). Работая на одном полюсе, осуществляют съёмку видимой части местности. Затем выбирают место для следующего полюса, определяют расстояние от начального полюса до него и азимут. Далее наносят полюс на планшет и повторяют всю процедуру съёмки.

Составление плана местности википедия
Поиск по сайту:

Небольшие участки земной поверхности изображают в виде планов местности.
Человек широко использует планы местности в своей деятельности: строительстве, сельском хозяйстве и др.Чтобы работать с планом местности, нужно уметь его читать, т.

е. знать, что обозначают условные знаки. Их много, и они похожи на сами объекты.Каждому объекту на плане соответствует определённый цвет: леса , сады показаны зелёным цветом, реки , озёра , болота - голубым.Планы местности составляют в уменьшенном виде,прибегая к масштабированию, то есть используя масштаб.План местности - это чертёж, на котором условными знаками подробно изображён в уменьшенном виде небольшой участок местности, поэтому нет необходимости учитывать кривизну земной поверхности.Условные знаки - специальные графические символы, применяемые для изображения географических объектов на планах и картах.
Баринова И.

И. и др. География. Начальный курс. 5 кл. : учеб. для общеобразоват.

учреждений / Баринова И. И., Плешаков А. А., Сонин Н. И. - М.: Дрофа, 2012. -140 с.Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля.

5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.https://ru.wikipedia.org

Схема местности и основные правила

Их составления

В оперативно–служебной деятельности органов внутренних дел часто возникает необходимость в изображении местности в более крупном масштабе и подробнее, чем это изображено на топографических картах. Так как нанесение на карту всех необходимых подробностей не всегда бывает возможно, тем более, когда необходимо указать расположение отдельных предметов, ориентиров и объектов, которые ранее небыли нанесены на карту.

В связи с этим в деятельности органов внутренних дел широко применяются планы, схемы, карточки и другие графические документы, особенно, когда необходимо показать графически небольшой участок местности или объект.

Схемой называется графический документ, составленный по карте или на местности с более или менее точным соблюдением масштаба, на котором отображаются только необходимые для него местные предметы и отдельные детали рельефа.

Общие правила составления схем.

Прежде всего, следует уяснить, для чего предназначается схема, какие данные и с какой точностью необходимо на ней отобразить. Это позволит определить масштаб схемы, ее размеры и содержание, выбирают способ составления схемы, а для более точного указания какого-либо объекта на схеме могут быть подписаны магнитные азимуты и расстояния до негоотлегко опознаваемых местных предметов.

Для ориентирования схемы, на свободном месте стрелкой показывают направление на север, концы стрелки подписывают буквами С (север) и Ю (юг).

Под нижней стороной ее рамки показывают масштаб схемы (численный или линейный).

В том случае, когда схема составлена в приближенном масштабе, об этом делается оговорка, например, «масштаб, около 1:3 000», а когда масштаб схемы не одинаковый по разным ее направлениям, его значение не указывают, но тогда на схеме подписывают расстояния между объектами.

При составлении схемы по карте в определенном масштабе, показывают линии координатной сетки или их выходы за рамку схемы.

Над верхней стороной рамки схемы подписывают название схемы и указывают масштаб, номенклатуру, год издания карты, по которой составлена схема.

Условные знаки, применяемые на схемах местности:

1 – овраг; 2 – курган; 3 – яма; 4 – холм и лощина

При составлении схем, местные предметы и формы рельефа изображаются условными упрощёнными топографическими знаками. С увеличением их размеров в полтора-два раза по сравнению с картой, а некоторые из них упрощаются, нанесение условных знаков на схему рекомендуется выполнять от руки, при этом, вначале необходимо обозначить условный знак тонкой, слабо заметной линией, а затем, убедившись в его правильности, намеченные линии вычерчивать окончательно.

Планы, схемы, карточки составляются на отдельных листах бумаги.

Черчение выполняется простым карандашом, по возможности от руки; все необходимые размеры выдерживаются на глаз. Из чертежных принадлежностей требуются: хорошо заточенный простой карандаш, набор цветных карандашей, мягкая резинка, линейка офицерская, треугольник, полевой циркуль.

Качество черчения во многом зависит от выбора и заточки карандаша. Для черчения лучше применять карандаш средней твердости (№3, 3Н, Т и ТМ). Затачивать карандаш следует возможно тщательнее, придавая концу коническую форму длинной не менее 2 см.

Положение карандаша при работе с картой, показано на рисунке.

Рис. ________. Работа с карандашом

Резинка должна быть мягкой, не оставляющей следов на бумаге при стирании. Стирать резинкой следует в одном направлении, не нажимая сильно на бумагу.

Для большей наглядности некоторые условные знаки (кварталы населенного пункта, берег реки и т.

п.) оттеняются утолщениями линий с теневой стороны. При этом предполагается, что источник света находится в левом верхнем углу листа бумаги, поэтому все местные предметы, возвышающиеся над окружающейся местностью, показываются знаками, нижняя и правая сторона которых вычерчивается утолщёнными линиями, а местные предметы, представляющие углубления показываются знаками, у которых утолщаются линии сверху и снизу.

Населенные пункты вычерчивают черным цветом в виде замк­нутых фигур, очертания которых сходны с конфигурацией внешних границ населенных пунктов.

Шоссейные и улучшенные грунтовые дороги изображают двумя тонкими параллельными линиями черного цвета с просветом 1–-2 мм, а грунтовые дороги вычерчивают одной линией, доводят их до подхода к населенному пункту и делают небольшой разрыв между знаками дороги и улицы.

Железные дороги вычерчивают утолщенной черной линией с поперечными одинарными, двойными или тройными штрихами, показывающими колейность дороги.

Внутри условного знака реки, изображаемой в две линии, а также озера, водохранилища параллельно береговой линии про­водят несколько тонких линий. Первую линию проводят как можно ближе к берегу, а к середине реки или водоема расстоя­ния между линиями постепенно увеличивают.

Если река узкая (до 5 мм на схеме), вдоль ее русла вместо сплошных линий вы­черчивают прерывистые линии.

Опушки леса показывают полуовальными условными знаками, соединенные между собой небольшими овалами.

Прежде чем наносить границы леса полуовалами, необходимо его границы наметить тонкой линией, точками и т.п., после чего вычерчивают условным знаком по намеченной линии. При необходимости внутри контура ставят условный знак деревьев, как на карте, с необходимыми пояснительными надписями.

Вначале вычерчивают один большой овал размером примерно 3 х 1,5 мм, а затем вокруг него вычерчивают три-четыре мелких овала.

Границы кустарника, как правило, не показывают.

Рельеф вычерчивают горизонталями коричневого цвета, а детали рельефа, которые не возможно изобразить горизонтальными вычерчивают условными топографическими знаками. При изображении рельефа горизонталями количество их будет зависеть от высоты горы, т.е.

чем выше гора тем больше будет горизонталей. Кроме этого, расстояние между горизонталями зависят от крутизны скатов, чем они круче, тем ближе они будут размещаться одна к другой.

Отметки высот подписывают черным цветом и только те, которые упоминаются в служебно-боевых документах.

Местные предметы, имеющие значение ориентиров, для отображения которых не предусмотрены условные знаки (пни, сломанные деревья, опоры линий связи, электропередачи, ука­затели дорог и т, п.), на схемах вычерчивают в перспективе, то есть так, как они выглядят в натуре.

Пояснительные подписи, названий населенных пунктов, оцифровку располагают параллельно нижней (верхней) стороне схемы, а подписи названий рек, ручьев, озер и урочищ выполняют наклонным шрифтом, располагая их параллельно условным знакам рек и ручьев и по осям большей протяженности условных знаков озер и рощ.

Наклонным шрифтом выполняют также подписи, относящиеся к оформлению схемы (документа) и пояснительный текст.

Всё, что нельзя отобразить на схеме условными знаками, излагается текстуально в легенде, помещаемой на свободных полях схем или на ее обороте.

При организации специальных операций, управлении подразделениями и
огнем, в разведке и при передаче информации в органах внутренних дел широко применяются служебно-боевые документы, разрабатываемые на топографических картах или схемах местности. Такие документы принято называть графическими. Они дополняют, поясняют, а в ряде случаев и заменяют письменные документы, позволяя более наглядно отображать обстановку.

Поэтому сотрудникам органов внутренних дел необходимо уметь быстро и грамотно их составлять.

На топографической карте не всегда возможно детально отобразить необходимые данные, например данные о расположении боевых средств своих подразделений и противника, системе огня и др. Кроме того, на карте вследствие обобщенности ее содержания и старения могут отсутствовать некоторые детали местности, необходимые командиру (начальнику) подразделения при планировании операции, управлении подразделением и огнем.

Поэтому в качестве основы графических служебно-боевых документов, разрабатываемых в органах внутренних дел, широко используются схемы местности — упрощенные топографические чертежи небольших участков местности, составленные в крупном масштабе. Они составляются командирами (начальниками) подразделений по топографической карте, аэрофотоснимкам или непосредственно на местности приемами глазомерной съемки, с помощью угломерных и навигационных приборов, имеющихся в подразделении.

При составлении схем местности необходимо соблюдать определенные правила.

Прежде следует уяснить, для чего предназначается схема, какие данные и с какой точностью необходимо на ней отобразить. Далее определяют масштаб схемы, ее размеры и содержание, выбирают способ составления схемы.

На схемах, как правило, показывают отдельные объекты местности, которые необходимы для точной привязки обстановки к местности, имеют значение ориентиров или могут оказать существенное влияние на выполнение поставленной задачи.

Наиболее важные объекты при вычерчивании схемы выделяют. При необходимости делают перспективные рисунки объектов местности, располагая их на свободном месте или на полях чертежа с показом стрелкой их местоположения на схеме. Вместо рисунков на схему можно наклеивать фотографии объектов. Для более точного указания какого-либо объекта на схеме могут быть подписаны магнитные азимуты и расстояния до него от легко опознаваемых местных предметов.

Особенности местности, которые не выражаются графически, излагают в легенде, помещаемой на полях чертежа или на его обороте.

Чертеж располагают на листе бумаги таким образом, чтобы противник находился со стороны верхнего края листа.

На свободном месте схемы стрелкой показывают направление на север,
концы стрелки подписывают буквами С (север) и Ю (юг).

Масштаб схемы (численный или линейный) показывают под нижней стороной ее рамки.

Если схема составлена в приближенном масштабе, об этом делается оговорка, например, «масштаб около 1; 6 000».

В тех случаях, когда масштаб схемы неодинаковый по разным ее направлениям, его значение не указывают, а на схеме подписывают расстояния между объектами, например расстояния от переднего края до ориентиров.

На схеме, составленной по карте в определенном масштабе, показывают линии координатной сетки или их выходы за рамку схемы. Над верхней стороной рамки указывают масштаб, номенклатуру и год издания карты, по которой составлена схема.

Условные обозначения, применяемые на схемах местности
Местные предметы и формы рельефа на схемах местности изображают условными знаками. Объекты местности, условные знаки которых не регламентированы, изображают на схемах ‘картографическими условными знаками с увеличением их размеров в 2-3 раза.

Населенные пункты на схемах изображаются черным цветом в виде замкнутых фигур, очертания которых сходны с конфигурацией внешних границ населенных пунктов.

Внутри таких фигур наносят штриховку тонкими линиями. Если населенный пункт состоит из нескольких кварталов, отстоящих друг от друга далее 5 мм в масштабе схемы, то каждый квартал вычерчивают отдельно без выделения отдельных построек (если их не требуется специально показывать по обстановке). Кварталы, в которых преобладают каменные постройки, заштриховываются и оттеняются более плотно, а кварталы с преобладанием деревянных построек заштриховываются менее плотно.

Улицы (проезды) показывают только в тех местах, куда подходят шоссейные и
улучшенные дороги, а также вдоль рек и железных дорог, проходящих через населенный пункт.

Ширину условного знака улицы (расстояние между линиями) принимают от 1 до 2 мм в зависимости от масштаба схемы и ширины улицы.

Рис. 1. Условные знаки населенных пунктов, дорог и рек для простейших

чертежей местности.

Шоссейные и улучшенные грунтовые дороги вычерчивают двумя тонкими параллельными линиями черного цвета с просветом 1-2 мм (В зависимости от масштаба), а грунтовые (проселочные) дороги — сплошными линиями толщиной 0,2-0,4 мм.

В месте подхода дороги к населенному пункту делают небольшой (0,3…0,5 мм) разрыв между знаками дороги и улицы. Если дорога, вычерчиваемая двойной линией, проходит вдоль окраины населенного пункта, условный знак дороги не прерывают, а квартал населенного пункта вычерчивают вплотную к знаку дороги. От условного знака грунтовой дороги кварталы вычерчивают на расстоянии 1-2 мм.

Железные дороги’ вычерчивают условным знаком черного цвета шириной 1-2 мм с чередованием светлых и темных полос через 4-5 мм.

Реки вычерчивают одной или двумя линиями синего цвета.

Внутри условного знака реки, изображаемой в две линии, а также озера, водохранилища параллельно береговой линии проводят несколько тонких линий.

Первую линию проводят как можно ближе к берегу, а к середине реки или водоема расстояния между линиями постепенно увеличивают.

Если река узкая (до 5 мм на схеме), вдоль ее русла вместо сплошных линий вычерчивают прерывистые линии. Лес показывают овалообразными условными знаками зеленого цвета, располагаемыми вдоль контура леса. Вначале пунктиром (точками или коротенькими черточками) намечают границу леса с наиболее характерными изгибами.

Рис. 2. Условные знаки леса и кустарника для простейших чертежей
местности.

Затем рисуют полуовалы длиной (диаметром) до 5 мм так, чтобы их выпуклые части касались пунктиров.

Полуовалы должны быть вытянуты вдоль нижнего (верхнего) края листа. Если изгиб опушки служит ориентиром, а овалообразным знаком его передать невозможно, граница леса дополняется пунктиром.

Кустарник изображают замкнутыми овалами зеленого цвета, вытянутыми слева направо.

При этом вначале вычерчивают один большой овал размером примерно 3хl,5 мм, а затем вокруг него три-четыре мелких овала. Количество и расположение таких знаков зависят от размеров площади кустарника. Границы кустарника, как правило, не показывают.

Рельеф изображают горизонталями или штрихами коричневого цвета, а детали рельефа, не выражающиеся горизонталями, картографическими условными знаками.

Вершины гор и хребты на схемах горной местности изображают штрихами. На схемах холмистой местности отдельные высоты показывают одной-двумя замкнутыми горизонталями. При изображении форм
рельефа горизонталями необходимо учитывать, что, чем выше гора, тем больше должно быть горизонталей, чем круче скат, тем ближе одна к другой должны располагаться горизонтали.

Отметки высот подписывают черным цветом и только те, которые упоминаются в боевых документах.

Местные предметы, имеющие значение ориентиров, для отображения которых не предусмотрены условные знаки (пни, сломанные деревья, опоры линий связи, электропередачи, указатели дорог и т.

п.), на схемах вычерчивают в перспективе, то есть так, как они выглядят в натуре.

Внемасштабные условные знаки, а также условные знаки растительного покрова вычерчивают так, чтобы их вертикальная ось располагалась перпендикулярно к верхнему срезу листа.

При наличии времени основные условные знаки для наглядности оттеняют: утолщают правые и нижние линии условных знаков населенных пунктов, лесных массивов, кустарников, левые и верхние береговые линии рек и озер.

Подписи названий населенных пунктов и отметок высот располагают параллельно нижней (верхней) стороне схемы и выполняют прямым шрифтом, а подписи названий рек, ручьев, озер и урочищ выполняют наклонным шрифтом, располагая их параллельно условным знакам рек и ручьев и по осям большей протяженности условных знаков озер и урочищ.

Наклонным шрифтом выполняют также подписи, относящиеся к оформлению схемы (документа), и пояснительный текст. Все, что нельзя изобразить на схеме условными знаками, отражается
текстуально на ее свободном месте.

При необходимости на картах могут подниматься: береговые линии крупных водоемов (допускается подтушевка в сторону воды), реки, болота, изобаты с указанием глубин синим цветом; растительность — зеленым цветом; рельеф — светло-коричневым цветом (заштриховывается вершина или поднимается основная горизонталь); автомобильные дороги – коричневым цветом; железные дороги, геодезические пункты и государственные границы — черным цветом; ориентиры — кружком или подчеркиванием с нумерацией их черным цветом.

Требования, предъявляемые к рабочим картам, планам, схемам.

Рабочие карты, планы, схемы разрабатываются и ведутся в структурных подразделениях системы МВД и используются для изучения, анализа, оценки оперативной обстановки, принятия решения по ней и организации взаимодействия между всеми задействованными силами и средствами, управления ими в различных ситуациях.

Масштаб карты (плана, схемы) выбирается с таким расчетом, чтобы нанесенные на ней обстановка и дислокация сил и средств ОВД и войск не загромождали и не затемняли топографической основы.

Рабочая карта должна отвечать определенным требованиям, важнейшими из которых являются наглядность, полнота и точность нанесения обстановки.

Наглядность заключается в отображении обстановки в соответствии с установленными правилами.

Полнота нанесения обстановки на рабочую карту предопределяется объемом сведений, который необходим руководителю (начальнику, командиру) для управления силами органов внутренних дел (соединениями, частями, подразделениями) при выполнении поставленных задач.

Руководитель (начальник, командир) на свою рабочую карту должен наносить только те данные обстановки, которые ему необходимы для работы.

В тех случаях, когда действия проводятся в населенном пункте, руководитель (начальник, командир) оформляет решение на плане населенного пункта или специально изготовленной схеме с соблюдением требований, предъявляемых к рабочей карте.

Точность нанесения обстановки. Нанесенная на рабочую карту обстановка должна точно соответствовать действительному положению сил ОВД (войск) на местности.

Рабочая карта с исходной обстановкой подготавливается заблаговременно.

Под исходной обстановкой подразумеваются сведения (информация), которые известны заранее. Исходная обстановка может включать: пункты дислокации, районы расположения и действий сил органов внутренних дел (подразделений, воинских частей) с указанием их реальной численности, объема выполняемых задач, состава сил и средств, выделяемых для выполнения основных и внезапно возникающих задач; расположения объектов, маршрутов движения ОВД (войск), караулов; места (районы) действий розыскных и других нарядов, а также расположение соседей, взаимодействующих органов (сил) с указанием сил и средств, выделяемых ими
в интересах выполнения задачи.

На рабочей карте поднимаются аэропорты, железнодорожные станции, автовокзалы, морские и речные порты, районы с наиболее сложной обстановкой, маршруты и время выходов к ним, а также другие элементы необходимые руководителю (начальнику, командиру) ДЛЯ принятия решения.

Рабочая карта с нанесенной исходной обстановкой сокращает время на принятие обоснованного решения, позволяет более четко поставить задачи и управлять силами и средствами в ходе выполнения задач.

Рабочая карта по конкретной ситуации разрабатывается для действий сил органов внутренних дел (войск) и взаимодействующих сил при: выполнении конкретной задачи; проведении специальной операции; осуществлении отдельных режимных мероприятий в условиях чрезвычайного положения и других служебно-боевых задач.

На рабочих картах оперативно-служебных и боевых действий в зависимости от выполняемых задач отражаются, места дислокации воинских частей (подразделений) внутренних войск, органов внутренних дел.

В обязательном порядке должны быть указаны действия частей (подразделений) Минобороны России, МЧС России, пограничных войск Российской Федерации, а также других войск и сил.

Наносятся на рабочую карту и административные границы; границы и номера оперативных районов и участков (маршрутов) ответственности воинских частей и подразделений; состав сил и средств; места расположения караулов, застав, КПП, заслонов, засад, секретов; места расположения дополнительных сил (резервов) на случай осложнения обстановки, маршруты их выдвижения; направления маневра силами и средствами по планам взаимодействия, их состав, расчетное время прибытия к месту действия, сигналы вызова; маршруты движения (патрулирования) маневренных групп; места нахождения и маршруты движения тыловых подразделений (групп).

В обязательном порядке на карте указываются важные государственные, взрывоопасные, пожароопасные, химически опасные объекты, объекты жизнеобеспечения населения, порядок их охраны и обороны и другие данные, необходимые для работы руководителя; (начальника, командира).

На карте (схеме, плане) излагается необходимый текстовой материал: решение; расчет сил и средств по задачам, элементам боевого порядка; состав сил и средств органов внутренних дел (частей, подразделений); состав резерва на случаи осложнения обстановки; плановая таблица взаимодействия и Т.Д.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2645 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.011 с)…

Конспект урока окружающего мира, проведенного в 3 «В» классе БОУ СОШ № 77

Тема урока: «План местности»

Цель: Объяснить понятие «план местности»; показать, как при помощи условных обозначений ориентироваться на плане местности.

Задачи:

    Познакомить учащихся с планом местности

    Развивать речь, память, внимание

    Воспитывать аккуратность.

Оборудование: презентация, тесты по повторению пройденного материала, карточки с заданиями.

Ход урока

Организация класса

Объявление темы и целей урока.

— Здравствуйте! Присаживайтесь!

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей друзья за дело.

— Ребята, давайте с помощью теста проверим, как вы усвоили знания прошлого материала. У вас на столах лежат листочки с тестом, подпишите их в правом верхнем углу. Вам необходимо выбрать правильный ответ и обвести его кружком. После выполнения я заберу у вас листочки, проверю ваши работы, и на следующим уроке оглашу вам оценки.

Кому непонятно задание? Приступайте к выполнению работы. На выполнение работы вам отводится 5 минут.

1. Что на физической карте отмечено зелёным цветом?

в) равнины

2. Как называются обширные пространства земли, омываемые морями и океанами?

а) материки

б) государства

в) острова

3. Каким цветом на физической карте отмечены водоёмы?

а) жёлтым

б) зелёным

4. Что является уменьшенным изображением земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков?

б) глобус

Как называется воображаемый круг, делящий земной шар на северное и южное полушария?

а) экватор

б) земная ось

в) меридиан

— Передайте работы с последних парт на первые.

II. Изучение нового материала

Рассказ учителя о селе Мирном

— Тебе известна история возникновенья села Мирного, где живут Маша и Миша. Ты знаешь, что там есть школа, детский сад, поликлиника, деревья-памятники. О селе и его окрестностях ты сможешь узнать много больше, если вместе с членами клуба «Мы и окружающий мир» совершишь «полет на вертолете».

2. Беседа по плану села Мирное

— Откройте учебник на странице 29. Вы видите местность, где стоит село Мирное.

— Какая видна река? (р.

Татьянка)

— Что еще мы с вами видим? (пашня, ул. Школьную, деревья, ул. Знаний и т.д.)

— Какие здания находятся на центральной улице села Мирного?

(магазин, детский сад, школа, дом Ивановых.)

— Как можно запечатлеть этот вид? (сфотографировать, изобразить на листе бумаги.)

— Такое изображение называется план местности .

3. Работа по уяснению понятия «план местности»

— Откройте учебник на станице 126. Найдите определение план местности, прочитайте, что называют планом местности (читают несколько учеников).

— Чем, по вашему мнению, план местности отличается от географической карты?

(на карте изображены большие территории, на плане местности изображают небольшие участки, план местности имеет несколько иные условные знаки.)

— Вы знаете, что любой участок местности можно сфотографировать, нарисовать или начертить план местности.

— Чем отличается рисунок и план местности?

— Посмотрите внимательно на план местности.

Вы можете сказать каково расстояние от школы до магазина? (нет)

Расстояние можно определить, зная, что все предметы изображены в уменьшенном виде, т.е.

в масштабе.

4. Работа по уяснению понятия «масштаб»

— Откройте учебник на странице 126, прочитайте что такое масштаб (читают несколько учеников).

— На каждом плане, и на плане на странице 29, указывается масштаб.

— Давайте посмотрим, каков масштаб нашего плана местности?

(в 1 см 20 м) Это значит, что в 1 см на плане «уместилось» расстояние в 20 м на местности.

5. Анализ плана местности на с. 29

— План местности создается для того, чтобы увидеть какие объекты природы и хозяйства находятся на территории.

Планами пользуются люди разных профессий: строители, военные, геологи. Но чтобы научиться читать план местности, нужно разобраться с условными знаками к плану местности.

— Посмотрите внимательно на условные обозначения, давайте их рассмотрим.

— На каждом плане, кроме масштаба и условных знаков указывается направление Север – Юг. Найдите на плане в левом верхнем углу стрелку с направлением С-Ю. Она подскажет вам, в каком направлении находятся те или иные объекты.

Как называется река, изображенная на плане? (р. Татьянка)

— В каком направлении она течет?

(с с-з на ю-в)

— Из каких деревьев состоит лес возле пашни? (из берез)

— Как вы узнали? (по условным знакам)

— Какая растительность окружает овраг на берегу реки Татьянки? (кустарники)

— Какой лес окружает метеорологическую станцию? (осиновый, сосновый) Как вы узнали?

— На какой улице стоит дом Ивановых?

(ул. Знаний)

— Найдите школу, почему на плане школа обозначена черным цветом?(строение огнестойкое)

Физминутка

Закрепление материала, изученного на уроке

    Выполнение задания 15 на с. 10 в рабочей тетради

— Откройте рабочую тетрадь на с. 15, учебник оставляем открытым.

— Посмотрите внимательно, каким цветом закрашены кустарники возле метеостанции?

(зеленым) Закрасьте их, чтобы получилось так, как на плане в учебнике.

— Найдите школу, давайте проложим путь от школы до метеостанции. Возьмите в руки простой карандаш, изобразите этот путь.

— Расскажите, как вы двигались? (Вышли из школы по шоссе в с-в направлении, по мосту пересекли реку Татьянку и продолжили путь по шоссе, затем по грунтовой дороге, пошли по лесу из осин и сосен и вышли к метеостанции.)

2. Выполнение задания 14 на с.

9 в рабочей тетради

— Найдите дом Ивановых, теперь отыщите на плане дуб. Посмотрите внимательно, какие объекты встретятся вам по пути от дома к дубу? (деревья, шоссе, сады, школа, магазин, детский сад, луг.)

3. Изображение условных знаков

— Сейчас мы с вами будем учиться изображать объекты с помощью условных знаков. Вы все любите мультфильм «Каникулы в Простоквашино» и главного героя этого мультфильма Дядю Федора. Вас ждет встреча с этим героем, если вы правильно выполните задание.

Внимательно прочитайте текст, потом используя условные знаки на странице 29 учебника, замените подчеркнутые слова условными знаками, для этого на листочках оставлены пустые прямоугольники. Работать будем по вариантам.

1-й вариант

Иди по шоссе через мост .

По грунтовой дороге дойдешь до леса . Пройди по тропе , обогни овраг и тут на берегу озера тебя встретит Дядя Федор.

2-й вариант

Иди по тропе через сад .

Пересеки реку по мосту . Пройди мимо отдельно стоящего куста , обогни обрыв и тут у родника тебя встретит Дядя Федор.

Изображение, каких объектов вызвало затруднения? (озеро, родник) Почему? (Их нет в условных знаках)

Учитель помогает учащимся выполнить задание, контролирует работу детей.

IV. Итог урока

— Послушайте стихотворение М.Пожарского и скажите, о каком понятии сегодняшнего урока здесь идёт речь.

Мы с братом сели у окна
И стали рисовать.
Нарисовали стол и стул,
Диванчик и кровать.
Нарисовали двор и дом,
Дорогу и людей,
Нарисовали лес кругом,
В нём птичек и зверей.
Потом решили с братом
Весь мир нарисовать,
А чтоб в листок вошёл он,
Всё стали уменьшать.

— О каком понятии говорится в стихотворении?

(О масштабе)

— Что такое масштаб?

— Для чего обозначают масштаб на плане местности?

— Что такое план местности? (Изображение на плоскости небольшого участка земли принятыми условными знаками.)

— Чем отличается рисунок от плана?

(На рисунке предметы показаны так, как они выглядят в действительности, а на плане, как видим их сверху.)

— Как обозначают предметы на плане? (С помощью условных знаков.)

— На сегодняшнем уроке вы хорошо работами. Наиболее активными были …..

Технологическая карта урока географии

ФИО учителя (полностью)

Емельянова Надежда Анатольевна

Место работы

МБОУ СОШ №11 г. Бологое

Должность

Учитель географии

Предмет

география

Класс

Тема и номер урока в теме

«Составление плана местности по описанию». 18 урок

Тип урока

Практическая работа. Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Базовый учебник

Цели урока: Способствовать формированию умения ориентироваться на местности, формировать представление о съемке местности, умения создавать простейшие планы местности по описанию

Методы обучения : наглядный, фактический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : индивидуальные, групповые

Этапы

Уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организация начала занятия

Проверяет подготовку к уроку, настраивает учащихся на работу

Проверяют наличие линеек и карандашей, слушают учителя, включаются в работу

Слушают, пытаются определить тему урока

Актуализация знаний

Организует деятельность учащихся по повторению изученного материала.

Учитель:

Ребята к нам в гости пришел Незнайка и ему необходима наша помощь (слайд №1)

Давайте поможем Незнайке. Что мы можем сделать, чтобы он не заблудился?

Правильно! Мы можем рассказать Незнайке все, что знаем о плане местности.

1.Что такое план местности?

2.Что такое масштаб?

3.Какие виды масштаба вы знаете?

4.Что такое условные знаки?

Молодцы ребята, теперь и Незнайка знает, что такое план местности и как с ним работать. (слайд №2)

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Оценивают правильность ответов, сохраняют мотивацию к учебной деятельности

Практикум

Закрепление знаний и способов действий

Слайд № 3

Ребята, как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы Незнайка не заблудился и вовремя пришел к своим друзьям?

Конечно! Мы можем составить для него план местности, но вот ведь незадача, Незнайка хочет попасть к друзьям, которые живут в разных городах. Вот, послушайте – чтение отрывка из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

(Приложение 1)

Что же нам делать?

Верно! Сейчас мы поделимся на группы и составим для Незнайки три плана местности

Учитель раздает задание, листы ватмана, организует проектную деятельность учащихся

(Слайд №4)

Приложение №2

Высказывают свое предположение, делятся на группы, получают задание и организуют свою деятельность

Принимают правильные решения, развивают умение работать в группе, слушать друг друга, принимать верное решение

Физкульт минутка

Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)

Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)

А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)

Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)

Что это за шар? (Солнце)

Выполняют движения

Ответственное отношение к своему здоровью

Контроль и самопроверка знаний

Защита проектов

Ребята, давайте проверим, что у нас получилось?

Учащиеся показывают свои проекты, объясняют маршрут движения Незнайки, отвечают на вопросы одноклассников, исправляют ошибки, если таковые имеются

Оценивают свою деятельность, проявляют интерес к своей работе

Подведение итогов занятий

Учитель подводит итоги работы, анализирует деятельность учащихся, выставляет оценки

(Слайд №5)

Учащиеся принимают к сведению, какие были недочеты, чтобы не допустить их в дальнейшем

Адекватно реагируют на неуспешность своей деятельности

Информация о домашнем задании

Учитель задает домашнее задание, конкретизирует его

Учащиеся записывают задание на дом, при необходимости задают вопросы

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности

Приложение 1

Отрывок из произведения Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Дорога пошла под гору, и машина покатилась быстрей. Вскоре начался новый подъем, и путешественникам опять стало казаться, что они очутились на краю земли, но как только подъем кончился, перед ними раскинулась новая ширь. Так повторялось несколько раз.

Беседуя, Незнайка и его спутники мчались все дальше и не заметили, как домчались до перекрестка дорог. На стрелке, которая показывала прямо, было написано: «Каменный город». На стрелке, которая показывала налево, было написано: «Земляной город». И, наконец, на стрелке, которая показывала направо, - «Солнечный город».

Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей» изд. Терра-Москва 1991

Приложение 2

Солнечный город

восток , проезжая по грунтовой дороге, которая проходила по лугу, они увидели на севере смешанный лес. Проехав до колодца 4 км ., они свернули на северо-восток . Все 7 км дорога шла через заросли кустарника до родника, где Незнайка с друзьями сделали привал, попили ключевой воды и поехали дальше на юго-восток. До мельницы им оставалось проехать 8 км , на северо-востоке от дороги стояла одинокая ель. Повернув рядом с мельницей на юг , они увидели вдалеке Солнечный город, до него им оставалось проехать 3 км . Вид из окна машины был замечательный: на западе дорогу окружал фруктовый сад, а на востоке виднелась изумрудная гладь реки.

Земляной город

Незнайка с друзьями отправился от перекрестка на север , до мельницы нужно было проехать 7 км по грунтовой дороге, с востока от которой находился луг. У мельницы друзья повернули на северо-восток к колодцу. 8 км дорога проходила через заросли кустарника, вдалеке на севере виднелся смешанный лес. У колодца Незнайка с друзьями сделали привал, попили ключевой воды и поехали дальше на восток , до отдельно стоящего лиственного дерева их отделяло 4 км . Здесь дорога резко поворачивала на юг и все 8 км до города проходила через редколесье. Подъехав к городу друзья увидели на юго-западе протекающую реку.

Каменный город

Незнайка с друзьями отправился от перекрестка на северо-восток , 5 км дорога проходила через заросли кустарника. Доехав до отдельно стоящего хвойного дерева, они повернули на север , на западе от дороги виднелся луг, а на востоке – редколесье. Проехав 7 км до мельницы, друзья свернули на восток к роднику, от которого их отделяло еще 7 км. У родника Незнайка с друзьями сделали привал, попили ключевой воды и поехали дальше на юго-восток , вдоль восточной стороны дороги протекала река, а на западе от дороги находился смешанный лес. Проехав 8 км ,они увидели город, на юге от которого находился фруктовый сад.

Литература :

География. Начальный курс. И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин М., Дрофа, 2013 год

О.А.Бахчиева. Начальный курс географии. Методическое пособие. Изд. «ДРОФА» Москва, 2007.

ПО Microsoft PowerPoint

Графический редактор Paint

Задание 1-го уровня сложности

Алгоритм работы :

2.В соответствии с текстом, составьте план, используя все предложенные условные знаки.

3.Распределите все знаки на 3 группы.

4. Займитесь самопроверкой своей работы, используя атлас.

Текст.

Вася Глобусов вместе с Катей Картовой выбежали из школы по тропинке. Их цель: смешанный лес. Но пока от школы по обе стороны тропинки росли заросли колючего шиповника. Преодолев заросли шиповника, они увидели, что тропинка превратилась в грунтовую дорогу. Пробежав по грунтовой дороге, они увидели препятствие в виде обрыва. Перемахнув через обрыв, ребята оказались в большом яблоневом саду. На окраине сада нежно журчал родничок, недалеко от которого стоял колодец. Напившись водицы, Катя и Вася помчались дальше по грунтовой дороге. Посмотрев на план, они убедились, что там находится озеро Анаксимандра. На озере и решили отдохнуть. Отдыхая на песчаном берегу озера, они увидели, что здесь стоит чудесная мельница. Взобравшись на мельницу, Катя и Вася, наконец, увидели окрестности окружающей местности: на окраине озера и рос долгожданный смешанный лес. А где-то вдалеке стояла деревня. Посмотрев еще раз на свой план, они увидел, что она называется Масштабово.

Линейные знаки

Площадные знаки

Точечные знаки

Оцениваем себя:

1-я отметка – за правильный набор условных знаков – их всего 12 (11-12 знаков – отметка «5»; 9-10 знаков – «4»; 6 - 8 знаков – «3»; 5 и менее – «2». _________

2-я отметка – за правильное распределение знаков по группам (без ошибок –«5»; 1-3 ошибки – «4»; 4-5 ошибок –«3»; 6 и более ошибок – «2»)___________________________

Задание 2- го уровня сложности

Работали ученики___________________________________

Алгоритм работы :

1.Внимательно прочитайте весь текст от начала до конца.

Успехов Вам, ребята!

Вася Глобусов вместе с Катей Картовой выбежали из школы по тропинке, длиной 40 метров на север. Их цель: смешанный лес. Но пока от школы по обе стороны тропинки росли заросли колючего шиповника. Преодолев заросли шиповника, они увидели, что тропинка превратилась в грунтовую дорогу. Пробежав по грунтовой дороге 50 метров дальше на север, они увидели препятствие в виде обрыва, тянущегося с запада на восток на 90 метров. Перемахнув через обрыв, ребята оказались в большом яблоневом саду. На западной окраине сада нежно журчал родничок, недалеко (в 10 метрах западнее) от которого стоял колодец. Напившись водицы, Катя и Вася помчались дальше по грунтовой дороге на север 60 метров. Посмотрев на план, они убедились, что там находится озеро Анаксимандра. Там и решили отдохнуть. Отдыхая на песчаном берегу озера, они увидели, что здесь на востоке стоит чудесная мельница. Взобравшись на мельницу, Катя и Вася, наконец, увидели окрестности окружающей местности: на северной окраине озера и рос долгожданный смешанный лес. А где-то вдалеке (на северо – западе) стояла деревня. Посмотрев еще раз на свой план, они увидел, что она называется Масштабово.

Оцениваем себя :

1-я отметка

2-я отметка

3-я отметка

Задание 3- го уровня сложности

Работали ученики___________________________________

Алгоритм работы :

1.Поработайте с численным масштабом, т.е. переведите его в именованный.

1.Внимательно прочитайте весь текст от начала до конца.

2.В соответствии с текстом, составьте план, используя все предложенные условные знаки и масштаб.

3. Займитесь самопроверкой своей работы, используя атлас и эталон правильного выполнения работы.

Вася Глобусов вместе с Катей Картовой решили отправиться в деревню Масштабово, находящуюся недалеко от смешанного леса, который по рассказам местных жителей находился где - то на севере. Выбежав из школы, ребята увидели тропинку и побежали 60 метров на северо -восток. И тут перед ними показалось большое болото, которое было не очень топким и поэтому ребята перейдя его сразу повернули на северо – запад и опять по тропинке пробежали 50 метров. А дальше они увидели препятствие в виде обрыва, тянущегося с запада на восток на 90 метров. Перемахнув через обрыв, ребята оказались в большом яблоневом саду. Но здесь ребята не стали задерживаться. Катя и Вася помчались дальше по грунтовой дороге на северо-восток 70 метров. И, к, сожалению, оказались у домика лесника, находившегося на опушке хвойного леса. Но Вася и Катя не стали расстраиваться и продолжили поиск, опять развернувшись на северо –запад и по тропинке через 80 метров увидели озеро Анаксимандра. Там и решили отдохнуть. Отдыхая на северном песчаном берегу озера, они увидели, что здесь на востоке стоит чудесная мельница. Взобравшись на мельницу, Катя и Вася, наконец, увидели окрестности окружающей местности: на северной окраине озера и рос долгожданный смешанный лес. А где-то вдалеке (на северо – западе) стояла деревня. Посмотрев еще раз на свой план, они увидели, что она называется Масштабово. Ура! Достигли желанной цели.

Оцениваем себя :

1-я отметка – правильно записан численный и нарисован линейный масштабы(«5» - оба верны; «4» - верен линейный масштаб; «3» - верен численный масштаб; «2» - оба неверно записаны)______________________________________

2-я отметка – верно нарисованы все расстояния (отметка по количеству правильных расстояний, их всего 5)._____________________________________________

3-я отметка (для самых продвинутых учеников) – правильно определены и нарисованы объекты по сторонам горизонта._____________________________________