Требование к организации правильного питания. Основные требования к организации питания


Питание всех учащихся проводится по расписанию, которое соответствует учебной нагрузке каждого класса. Таким образом разрешается проблема нагрузок на столовую в обеденные часы.

Меню, предлагаемое в школьной столовой, отличается разнообразием блюд и содержит весь необходимый по калорийности и содержанию витаминов набор продуктов для детского питания.

Горячий школьный обед

Здоровое питание

План мероприятий к проведению месячника "Организация правильного питания школьника"

Блоги о правильном питании

Правильное питание школьников Основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов. Назовем их еще раз: 1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка. 2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам. 3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности. 4. Оптимальный режим питания. 5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности. 6. Учет индивидуальных особенностей детей. 7. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд. Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты: * Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни. * Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка. * На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу. * Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка. Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания. Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми. Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье. При составлении рациона для школьников 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка. Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста Вещества 7-10 лет 11-13, мальчики 11-13, девочки 14-17, юноши 14-17, девушки Энергия, ккал 2350 2750 2500 3000 2600 Белки, г, в том числе животные 77 46 90 54 82 49 98 59 90 54 Жиры, г 79 92 84 100 90 Углеводы, г 335 390 355 425 360 Минеральные вещества, мг Вещества 7-10 лет 11-13, мальчики 11-13, девочки 14-17, юноши 14-17, девушки Кальций 1100 1200 1200 1200 1200 Фосфор 1650 1800 1800 1800 1800 Магний 250 300 300 300 300 Железо 12 15 18 15 18 Цинк 10 15 12 15 12 Йод 0,10 0,10 0,10 0,13 0,13 Витамины Вещества 7-10 лет 11-13, мальчики 11-13, девочки 14-17, юноши 14-17, девушки С, мг 60 70 70 70 70 А, мкг 700 1000 800 1000 800 Е, мг 10 12 10 15 12 D, мкг 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 В1, мг 1,2 1,4 1,3 1,5 1,3 В2, мг 1,4 1,7 1,5 1,8 1,5 В6, мг 1,6 1,8 1,6 2 1,6 РР, мг 15 18 17 20 17 Фолат, мкг 200 200 200 200 200 В12, мкг 2 3 3 3 3 Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг. Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников. Продукты Возраст школьника 7-10 лет 11-13 лет 14-17 лет Юноши 14-17 лет Девушки Хлеб пшеничный 150 200 250 200 Хлеб ржаной 70 100 150 100 Мука пшеничная 25 30 35 30 Крупы, бобовые, макаронные изделия 45 50 60 50 Картофель 200 250 300 250 Овощи разные 275 300 350 320 Фрукты свежие 150-300 150-300 150-300 150-300 Фрукты сухие 15 20 25 20 Сахар 60 65 80 65 Кондитерские изделия 10 15 20 15 Масло сливочное 25 30 40 30 Масло растительное 10 15 20 15 Яйцо, шт. 1 1 1 1 Молоко, КМПр 500 500 600 500 Творог 40 45 60 60 Сметана 10 10 20 15 Сыр 10 10 20 15 Мясо, птица, колбасы 140 170 220 200 Рыба 40 50 70 60 Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха. Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены. Первая смена *7.30 - 8.00 Завтрак дома *10.00 - 11.00 Горячий завтрак в школе *12.00 - 13.00 Обед дома или в школе *19.00 - 19.30 Ужин дома Вторая смена *8.00 - 8.30 Завтрак дома *12.30 - 13.00 Обед дома (перед уходом в школу) *16.00 - 16.30 Горячее питание в школе *19.30 - 20.00 Ужин дома При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования: 1. Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности. 2. Рационы должны быть распределены по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста. 3. Необходимо соблюдение режима питания - завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна). 4. Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.). К сожалению, выполнения всех требований современной школой ждать не приходится. Кроме того, совершенно не представляется возможным учесть индивидуальные особенности каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении дети и их родители должны сделать сами. Завтрак дома Нередко дети плохо завтракают перед школой или вовсе отказываются от еды. Это может плохо сказаться на их здоровье. С другой стороны, в этом непростом возрасте насильно решить проблему невозможно, да и не стоит. Как же ребенку получить полноценное питание, которое ему просто необходимо? Взрослым следует понаблюдать за вкусовыми предпочтениями подростка и постараться предложить школьнику на завтрак что-нибудь полезное и вкусное. Объяснить ему, почему так важно поесть перед школой. Пища для завтрака не должна быть "тяжелой", перенасыщеной жирами. Это может быть рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно - какие-нибудь овощи. Можно дополнить меню чаем, какао с молоком или соком. Завтрак с собой С собой в школу можно дать бутерброд с отварным мясом или сыром. Можно предложить ребенку взять йогурт, рогалики, пирожки, булочки. Если есть возможность, можно приготовить ребенку сырники, запеканки. Осенью особенно хороши яблоки, груши, огурец или морковь. С собой в тщательно вымытой фляжке или бутылочке школьник может взять сок, компот или чай. Очень важно учитывать, что некоторые продукты могут быстро испортиться при комнатной температуре. Особенно быстро портятся мясные продукты. Несвежая вареная колбаса только навредит желудку. Особенно эта тема актуальна для холодного времени года, когда в школах включают отопление, и продукты портятся быстрее. Горячий обед "Школьный бутерброд" не может заменить полноценного обеда. Поэтому важно объяснить ребенку, особенно если он остается после уроков на "продленку", что очень важно и полезно есть "горячее". Если же ребенок находится на занятиях до часа или до двух, а затем отправляется домой, взрослые должны проследить, чтобы там его ждал полноценный обед. Домашняя упаковка Огромное значение имеет то, как упакован школьный завтрак, и в каких условиях ребенок его будет есть. Можно использовать пластмассовые судочки или пищевую пленку. В судочках пища не потеряет своей первичной формы, не запачкает учебники. Зато завтрак, упакованный в пленку, с точки зрения гигиены питания безопаснее и удобнее. Ведь не секрет, что школьники не всегда моют руки перед едой. В таком пакете можно кусать бутерброд и при этом не прикасаться к нему, держась только за пленку. Правда, это не означает, что ребенку не нужно заботиться о чистоте рук. Родители должны рассказывать школьнику о важности личной гигиены для его здоровья. Диета У многих подростков в связи с перестройкой всего организма нередко возникают проблемы с обменом веществ и, как следствие, проблемы с лишним весом и состоянием кожи. Иногда эти неприятности кажутся взрослым незначительными, но для самого подростка они очень болезненны. Важно не оставить ребенка наедине с этими проблемами, тем более что многие из них корректируются при помощи правильно подобранной диеты. При этом ни в коем случае нельзя формировать эту диету самостоятельно, без помощи диетолога. Потому что в любом случае ребенок должен получать все необходимые вещества и микроэлементы. Категорически исключаются любые голодания, "разгрузочные дни", диеты с жестким ограничением по калориям, тяжелые даже для взрослого организма. Все перечисленные проблемы как правило носят временный характер и устраняются за счет сбалансированного питания, режима дня и физических упражнений. Однако если нарушения имеют более серьезный характер, то вопросы лечения должны решаться специалистами.

Правильное питание школьников Основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов. Назовем их еще раз: 1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка. 2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам. 3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности. 4. Оптимальный режим питания. 5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности. 6. Учет индивидуальных особенностей детей. 7. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд. Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты: * Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни. * Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка. * На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу. * Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка. Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания. Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми. Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье. При составлении рациона для школьников 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка. Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста Вещества 7-10 лет 11-13, мальчики 11-13, девочки 14-17, юноши 14-17, девушки Энергия, ккал 2350 2750 2500 3000 2600 Белки, г, в том числе животные 77 46 90 54 82 49 98 59 90 54 Жиры, г 79 92 84 100 90 Углеводы, г 335 390 355 425 360 Минеральные вещества, мг Вещества 7-10 лет 11-13, мальчики 11-13, девочки 14-17, юноши 14-17, девушки Кальций 1100 1200 1200 1200 1200 Фосфор 1650 1800 1800 1800 1800 Магний 250 300 300 300 300 Железо 12 15 18 15 18 Цинк 10 15 12 15 12 Йод 0,10 0,10 0,10 0,13 0,13 Витамины Вещества 7-10 лет 11-13, мальчики 11-13, девочки 14-17, юноши 14-17, девушки С, мг 60 70 70 70 70 А, мкг 700 1000 800 1000 800 Е, мг 10 12 10 15 12 D, мкг 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 В1, мг 1,2 1,4 1,3 1,5 1,3 В2, мг 1,4 1,7 1,5 1,8 1,5 В6, мг 1,6 1,8 1,6 2 1,6 РР, мг 15 18 17 20 17 Фолат, мкг 200 200 200 200 200 В12, мкг 2 3 3 3 3 Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг. Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников. Продукты Возраст школьника 7-10 лет 11-13 лет 14-17 лет Юноши 14-17 лет Девушки Хлеб пшеничный 150 200 250 200 Хлеб ржаной 70 100 150 100 Мука пшеничная 25 30 35 30 Крупы, бобовые, макаронные изделия 45 50 60 50 Картофель 200 250 300 250 Овощи разные 275 300 350 320 Фрукты свежие 150-300 150-300 150-300 150-300 Фрукты сухие 15 20 25 20 Сахар 60 65 80 65 Кондитерские изделия 10 15 20 15 Масло сливочное 25 30 40 30 Масло растительное 10 15 20 15 Яйцо, шт. 1 1 1 1 Молоко, КМПр 500 500 600 500 Творог 40 45 60 60 Сметана 10 10 20 15 Сыр 10 10 20 15 Мясо, птица, колбасы 140 170 220 200 Рыба 40 50 70 60 Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха. Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены. Первая смена *7.30 - 8.00 Завтрак дома *10.00 - 11.00 Горячий завтрак в школе *12.00 - 13.00 Обед дома или в школе *19.00 - 19.30 Ужин дома Вторая смена *8.00 - 8.30 Завтрак дома *12.30 - 13.00 Обед дома (перед уходом в школу) *16.00 - 16.30 Горячее питание в школе *19.30 - 20.00 Ужин дома При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования: 1. Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности. 2. Рационы должны быть распределены по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста. 3. Необходимо соблюдение режима питания - завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна). 4. Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.). К сожалению, выполнения всех требований современной школой ждать не приходится. Кроме того, совершенно не представляется возможным учесть индивидуальные особенности каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении дети и их родители должны сделать сами. Завтрак дома Нередко дети плохо завтракают перед школой или вовсе отказываются от еды. Это может плохо сказаться на их здоровье. С другой стороны, в этом непростом возрасте насильно решить проблему невозможно, да и не стоит. Как же ребенку получить полноценное питание, которое ему просто необходимо? Взрослым следует понаблюдать за вкусовыми предпочтениями подростка и постараться предложить школьнику на завтрак что-нибудь полезное и вкусное. Объяснить ему, почему так важно поесть перед школой. Пища для завтрака не должна быть "тяжелой", перенасыщеной жирами. Это может быть рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно - какие-нибудь овощи. Можно дополнить меню чаем, какао с молоком или соком. Завтрак с собой С собой в школу можно дать бутерброд с отварным мясом или сыром. Можно предложить ребенку взять йогурт, рогалики, пирожки, булочки. Если есть возможность, можно приготовить ребенку сырники, запеканки. Осенью особенно хороши яблоки, груши, огурец или морковь. С собой в тщательно вымытой фляжке или бутылочке школьник может взять сок, компот или чай. Очень важно учитывать, что некоторые продукты могут быстро испортиться при комнатной температуре. Особенно быстро портятся мясные продукты. Несвежая вареная колбаса только навредит желудку. Особенно эта тема актуальна для холодного времени года, когда в школах включают отопление, и продукты портятся быстрее. Горячий обед "Школьный бутерброд" не может заменить полноценного обеда. Поэтому важно объяснить ребенку, особенно если он остается после уроков на "продленку", что очень важно и полезно есть "горячее". Если же ребенок находится на занятиях до часа или до двух, а затем отправляется домой, взрослые должны проследить, чтобы там его ждал полноценный обед. Домашняя упаковка Огромное значение имеет то, как упакован школьный завтрак, и в каких условиях ребенок его будет есть. Можно использовать пластмассовые судочки или пищевую пленку. В судочках пища не потеряет своей первичной формы, не запачкает учебники. Зато завтрак, упакованный в пленку, с точки зрения гигиены питания безопаснее и удобнее. Ведь не секрет, что школьники не всегда моют руки перед едой. В таком пакете можно кусать бутерброд и при этом не прикасаться к нему, держась только за пленку. Правда, это не означает, что ребенку не нужно заботиться о чистоте рук. Родители должны рассказывать школьнику о важности личной гигиены для его здоровья. Диета У многих подростков в связи с перестройкой всего организма нередко возникают проблемы с обменом веществ и, как следствие, проблемы с лишним весом и состоянием кожи. Иногда эти неприятности кажутся взрослым незначительными, но для самого подростка они очень болезненны. Важно не оставить ребенка наедине с этими проблемами, тем более что многие из них корректируются при помощи правильно подобранной диеты. При этом ни в коем случае нельзя формировать эту диету самостоятельно, без помощи диетолога. Потому что в любом случае ребенок должен получать все необходимые вещества и микроэлементы. Категорически исключаются любые голодания, "разгрузочные дни", диеты с жестким ограничением по калориям, тяжелые даже для взрослого организма. Все перечисленные проблемы как правило носят временный характер и устраняются за счет сбалансированного питания, режима дня и физических упражнений. Однако если нарушения имеют более серьезный характер, то вопросы лечения должны решаться специалистами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Понятие о питании, требования и принципы к организации

Введение

Пища-основа жизни человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. Следовательно, питание человека-это не только его личное, но и общественное дело. Французскому физиологу Брмат-Саварену принадлежит выражение: «Животное насыщается, человек ест, умный человек умеет питаться». «Уметь питаться» ничего общего не имеет с утолением голода. Умение питаться предполагает разумное, умеренное и своевременное питание, то есть культуру питания. И этой очень непростой науке-культуре питания необходимо учиться, учиться смолоду, пока человек еще не приобрел болезней от неумеренного питания. Зачем нужна пища, знает каждый, каким бы трудом он не занимался. Еда-топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь грамотно его использовать должен любой.

1. Понятие о питании

В настоящее время для обозначения здорового питания существуют такие понятия как: «рациональное питание», «сбалансированное питание», «адекватное питание», «оптимальное питание», «функциональное питание», «лечебное питание». Часто одни и те же термины могут нести разный смысл, в то же время одинаковые понятия называют по-разному. Например, состояние пищевой обеспеченности определяют как: «алиментарный статус», «нутритивный статус», «трофологический статус», «статус питания», «пищевой статус». Неопределенность и запутанность многих основополагающих терминов и понятий в области питания затрудняют восприятие их смысла.

Пищевой рацион (мера, количество пищи) - определенный по составу и количеству набор продуктов питания, который предназначен (или рассчитан) для питания человека в данный период времени. Причем, человек может съесть его полностью или не полностью, в произвольном режиме и последовательности.

Состав пищевого рациона может быть просчитан по содержанию в нем макро-, микронутриентов и основных компонентов, но это не означает, что данное количество нутриентов поступит в организм человека, поскольку пищевой рацион по определению является предполагаемым питанием и может быть полностью не съеден и, тем более, не усвоен организмом.

ДИЕТА (образ жизни) - определенный по составу и количеству набор продуктов питания, принимаемый в определенное время и в определенной последовательности.

По сравнению с пищевым рационом, понятие диета это не только количество пищевых продуктов, но и способ их приема. Диета - режим питания не только больного, но и здорового человека, поэтому оно шире, чем понятие лечебное питание. Однако и диета является, хотя и более определенным, но предполагаемым питанием.

То количество пищи, которое съедает человек, принято называть термином «фактическое питание». Однако из общего количества нутриентов, поступающих с пищей, лишь определенная часть может усваиваться организмом в процессе пищеварения. В этой связи термин «фактическое питание» представляется не совсем удачным, поскольку это предполагаемое или расчетное питание.

СТАТУС ПИТАНИЯ («фактическое питание», расчетное питание, структура питания) - количество пищи, которое потребляет (съедает) человек в течение определенного времени. Таким образом, статус питания определяет то количество пищевых веществ, которое поступает в организм человека, а, точнее, в желудочно-кишечный тракт.

Статус питания включает расчет количества потребляемых основных компонентов пищи: белков, углеводов, липидов, минеральных компонентов, микроэлементов, витаминов, воды, электролитов, пищевых волокон, а также определенный перечень минорных биологически активных компонентов, присутствующих в пищевом рационе, которые могут поступать в организм в нерасщепленной форме и имеют нутритивное или физиологическое значение. Статус питания определяется расчетными методами, исходя из химического состава пищевых продуктов, путем непосредственного контроля питания данного человека за определенный период времени или путем опроса. Зная химический состав пищевых продуктов сравнительно легко можно рассчитать количество тех или иных пищевых веществ, которые поступают в организм. Следует отметить, что табличный расчет химического состава пищевых продуктов может существенно отличаться от реального содержания этих компонентов в продукте. Это касается практически всех пищевых продуктов, но особенно - растительного происхождения, макро- и микроэлементный состав которых зависит от геохимического состава почвы, климата, уровня солнечной инсоляции, условий хранения и переработки.

УСВОЕНИЕ (всасывание, поглощение) - доля нутриентов, всосавшихся во внутреннюю среду организма из общего количества, которое поступило в желудочно-кишечный тракт. Усвоение нутриентов происходит на первом (начальном) этапе абсорбции пищевых ингредиентов.

УТИЛИЗАЦИЯ (употребление с пользой) - доля нутриентов, включенных в метаболизм или депонированных в организме из общего количества, всосавшегося во внутреннюю среду (или поступившего в ЖКТ при расчете питания).

Утилизация нутриентов происходит на втором этапе абсорбции пищевых веществ, после их всасывания во внутреннюю среду организма. При этом часть нутриентов будет теряться, экскретируясь из организма с калом, мочой, потом и выдыхаемым воздухом в нерасщепленной форме, а также в виде промежуточных или конечных продуктов метаболизма. Таким образом, в процессе питания, пищеварения, всасывания и утилизации пищевых веществ только часть пищевых веществ достигает конечной цели питания и оказывается действительно полезной для организма. Другая часть теряется или активно выводится из организма.

2. Требования в организации питания

Питание является одним из важнейших факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста и развития ребенка, устойчивость к воздействию неблагоприятных условий, высокий функциональный уровень ведущих систем организма.

В зависимости от возраста дети должны ежедневно получать определенное количество энергии, питательных, минеральных веществ, витаминов. Ребенок постоянно расходует энергию. Затраты ее зависят от возраста ребенка, вида деятельности, климатической зоны проживания, от сезона года. Основным источником поступления является пища. Получаемое ребенком питание должно не только покрывать энергозатраты, но и обеспечивать непрерывно протекающие процессы роста и развития. Суточный расход энергии у ребенка 1-3 лет составляет 1000-1550 ккал, в возрасте 4-6 лет -1950 ккал, для 7 летних детей до 2000 ккал.

В последние годы на многочисленных конференциях, конгрессах, симпозиумах продолжается обсуждение одной из самых интересных гипотез современной медицины. Гипотезы, которая связывает характер внутриутробного развития ребенка, характер питания младенца на первом году жизни с развитием таких широко распространенных заболеваний человека, как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, диабет. Так по гипотезе немецких исследователей, нарушение питания матери во время беременности, стрессы, приводят к задержке внутриутробного развития плода, и возможно формируют «экономный» фенотип, который в последующем способствует накоплению жировой ткани, нарушению липидного обмена и формированию сердечно-сосудистой патологии. Такие грубые нарушения питания детей первых трех лет жизни в виде низкой продолжительности или полное отсутствие грудного вскармливания, раннее введение и большой объем неадаптированных продуктов в виде кефира и молока, способствуют повышенной прибавке массы тела в раннем возрасте и в дальнейшем ожирению. Также зачастую родители стремятся быстрее перевести ребенка на «общий» стол и все меньше привержены к специальному детскому питанию. После года ребенок должен постепенно переходить к измененному питанию, т.к. второй год жизни ребенка это период огромных перемен, потребностей и энергетических затрат. Ребенок начинает самостоятельно ходить, у него заканчивается период прорезывания зубов, увеличиваются контакты с другими людьми и детьми, что увеличивает инфекционную нагрузку на организм и требует большого напряжения иммунной системы. Поэтому во избежание частых инфекционных заболеваний, формирования невротических поведенческих реакций, анемии, проблем в физическом развитии в питании ребенка должно сохраняться повышенное содержание минералов, витаминов, нуклеотидов по сравнению их в питании взрослых.

Хорошо сбалансированный рацион питания обеспечивает полноценный рост и развитие детей и является основополагающим для всей дальнейшей жизни. Это помогает предотвратить такие расстройства, как анемия, рахит, кариес и др., а в дальнейшем заболевания сердечно-сосудистой системы, диабет, остеопороз и даже некоторые виды рака.

Еда, которую родители предлагают детям, влияет на вкусовые предпочтения и здоровье детей спустя годы. Например, атеросклеротические изменения, которые приводят к сердечно-сосудистым заболеваниям, могут начинаться в детском возрасте задолго до их клинических проявлений. Дети, страдающие ожирением в возрасте 3-5 лет, будут иметь ожирение и во взрослом возрасте. Поэтому ранний детский возраст является решающим моментом для формирования пристрастий к здоровой пище.

Оптимизация рациона питания в раннем детском возрасте и последующий период начинается с момента введения прикорма, а это возраст -5-6 мес., который часто вводится поздно и не с тех продуктов, которые необходимы ребенку. Диета детей старше года является дефицитной по уровню потребления железа - рефераты, курсовые, зато с высоким содержанием сахара. О проявлениях недостаточного содержания кальция и железа, о дефиците питания говорилось ранее. Вспомните, пожалуйста, эти заболевания.

Таким образом, недостаточное содержание и поступление в организм важных питательных веществ с пищей могут быть причиной высокой заболеваемости, отставания в физическом и умственном развитии, последствия которых непоправимы.

Основные принципы питания:

1. правильное возрастное соотношение в пище белков, жиров и углеводов, а также соотношение белков животного и растительного происхождения

2.строгое соблюдение режима приема пищи

3. постоянное соблюдение должной частоты приема пищи: не реже 5 раз в возрасте 1-7 лет и 4 раз в возрасте 8-15 лет

4. строгое соблюдение объема пищи возрастным нормам

5.медленный ритм питания

6.разнообразие пищевых ингредиентов с отсутствием большого количества острых приправ, усиливающих секрецию

7. правильное распределение калорийности пищи в зависимости от количества кормлений.

К этим классическим принципам диетологии можно добавить следующие требования к пищевым продуктам: экологическая безопасность, оптимальное потребление жидкости, поддержание физиологического биоценоза кишечника, антиоксидантная направленность, энергетическая адекватность, коррекция витаминов и минералов.

Следующий основной принцип питания - соблюдение режима питания.

Правильно организованный режим питания включает:

Соблюдение времени приема пищи и интервалов между ними

Рациональную кратность приема пищи

Правильное распределение калорийности по отдельным приемам пищи на протяжении дня.

Доказано, что нормальная желудочная секреция может поддерживаться только при наличии четко установленных промежутков между приемами пищи. При нарушении времени приема пищи и интервалов между ними происходит нарушение ритма работы пищеварительного тракта, ухудшение перевариваемости и всасываемости пищевых веществ, снижение аппетита.

Питание участвует во всех процессах жизнедеятельности организма, с водой удаляются конечные продукты обмена. Вода в организм поступает с продуктами, а также в свободном состоянии.

В зависимости от возраста дети должны ежедневно получать определенное количество энергии, питательных, минеральных веществ, витаминов. Ребенок постоянно расходует энергию. Затраты ее зависят от возраста ребенка, вида деятельности, климатической зоны проживания, от сезона года. Основным источником поступления является пища.

За последние годы наметилась грозная тенденция увеличения массы тела детей, особенно это проявляется в период препубертата и пубертата, когда начинается гормональный сдвиг. В связи с этим первостепенное значение отводится времени приема ужина, которое не должно быть позже 18-19 часов. Это связано с тем фактом, что превращение углеводов в жиры больше во вторую половину суток. Одно и тоже количество пищи и содержащихся в нем углеводов, принятое в разное время суток, дает принципиально разное образование депонируемого жира с преобладанием величин во вторую половину дня.

Питание детей различных возрастных групп отличается по величине разовых порций и объему суточного рациона. Объем пищи должен удовлетворять потребности растущего организма, вызывать чувство насыщения и соответствовать возрастной емкости желудка. Нарушение объема порций может служить причиной отклонений со стороны функций пищеварительных органов.

1-1,5 года - 1000-1100 мл

1,5-3 года - 1200-1300 мл

4-6 лет - 1500-1600 мл

7-10 лет - 2000-2200 мл

Старше 10 лет -2300-2500 мл

Также имеет значение продолжительность приема пищи.

Оптимальная продолжительность приема пищи способствует тщательному измельчению пищи, что в свою очередь облегчает всасывание питательных веществ в желудочно - кишечном тракте. Недаром говорят: дольше жуешь - дольше живешь. Недопустимо торопить ребенка во время еды. На завтрак и ужин отводится 20 минут, на обед 25-30 минут.

К такому набору здоровых продуктов должна стремиться каждая семья, подавая пример детям в выборе правильного питания.

С раннего возраста ребенку необходимо прививать здоровые пищевые привычки. Вид вскармливания, грамотное введение прикорма, традиции и привычки питания, прививаемые ребенку в семье, влияют на формирование привычки здорового питания. Это обеспечит профилактику многих алиментарно-зависимых заболеваний и повышение продолжительности и качества жизни.

Вывод

питание рацион пищевой

Питание - одна, из важнейших функций живого организма - имеет большое значение для человека. Сбалансированный рацион определяет качество развития организма человека.

Список использованной литературы

1. Лещинский Л.А. Берегите здоровье. М., «Физкультура и спорт», 2009.

2.Н.М. Амосов, Я.А. Бендет. Здоровье человека. М., 2007.

3. Дунаевский Г.А. Овощи и фрукты в питании здорового и больного человека/Г.А. Дунаевский. - К.: Здоровье, 2008.

4. «Роль микроэлементов в жизнедеятельности организма человека» (Лекция), Б.П. Персец. Москва, 2011.

5. «Раздельное питание». Ренате Цельтнер. Феникс, 2010.

6. «Три пользы». И.И. Литвина. Санкт-Петербург, 2010.

7. «Секреты долголетия». Поль С. Брэгг, Герберт Шелтон. Сыктывкар, 2009.

8. «Питание и здоровье». Р.И. Воробьев. Москва «Медицина», 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Современные принципы развития нормирования рациона питания. Расчет пищевой ценности недельного рациона питания. Коэффициенты усвояемости по группам продуктов при смешанном питании. Суточные нормы физиологических потребностей для взрослого населения.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2014

    Роль и значение правильного режима питания для ребенка. Физиолого-гигиенические основы питания детей. Критерии для правильного вскармливания ребенка во время первого года жизни. Распределение пищевого рациона детей дошкольного возраста и школьников.

    презентация , добавлен 03.04.2016

    Значение питания в жизнедеятельности организма. Понятие режима питания. Общая характеристика организации лечебного питания, работа и размещение пищеблока в больнице. Основные принципы составления диет и их характеристика. Питание и кормление пациента.

    презентация , добавлен 11.02.2014

    Сущность понятий "физиологическая потребность", "рекомендуемая норма потребления" и "пищевая плотность рациона". Значение лечебного питания в комплексной терапии. Роль питания в профилактике распространенных болезней. Описание различных систем питания.

    реферат , добавлен 24.07.2010

    Энергетическая ценность суточного рациона питания. Основные положения теории рационального питания. Виды неправильного питания и его влияние на здоровье человека. Избыточная масса тела и ожирение. Основные направления совершенствования питания студентов.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Сущность и основные правила сбалансированного питания, его значение для сохранения здоровья. Вещества и витамины, которые должны поступать в организм с едой. Особенности режима приема пищи и основа здорового рациона. Обзор интересных фактов о еде.

    презентация , добавлен 11.06.2013

    Понятие о здоровье. Виды физической активности, рекомендуемые для поддержания здорового образа жизни. Понятие о здоровом питании. Основные принципы рационального питания. Пять важнейших принципов безопасного питания Всемирной организации здравоохранения.

    реферат , добавлен 25.07.2010

    Особенности рациона питания в г. Москве и в г. Краснодаре. Энергетическая адекватность питания. Адекватность питания пластическим функциям организма: содержание белков, жиров, углеводов, витаминов в пище. Содержание минеральных веществ. Режим питания.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2008

    Пирамида здорового питания (пищевая): схема принципов здорового питания, разработанных диетологами. Группы продуктов в пирамиде. Пирамида питания для вегетарианцев. Особенности азиатской пирамиды питания. Использование продуктов, характерных для регионов.

    презентация , добавлен 04.02.2014

    Теоретические аспекты основ правильного питания как важнейшей составляющей здорового образа жизни. Аспекты здорового питания. Исследование качества питания студентов, анализ его рациональности. Практические рекомендации по правильному питанию студентов.

Рациональное питание – сбалансированный рацион, составленный с учетом пола, возраста, состояния здоровья, образа жизни, характера труда и профессиональной деятельности человека, климатических условий его проживания. Правильно составленный рацион повышает способность организма к сопротивлению негативным факторам воздействия окружающей среды, способствует сохранению здоровья, активного долголетия, сопротивлению утомляемости и высокой работоспособности. Каковы основные принципы рационального питания? Что необходимо для организации рационального питания?

Нормы рационального питания

Питание – основной источник энергии для человека. С пищей человек получает незаменимые макро- и микроэлементы, витамины и кислоты, не синтезируемые организмом. Пища необходима организму для поддержания процессов жизнедеятельности, роста и развития. От характера и режима питания зависит течение многих процессов в организме человека. Правильное восполнение белков, жиров, углеводов, витаминов способствует замедлению процессов старения, повышает сопротивляемость организма неинфекционным заболеваниям и способность самовосстанавливаться. Организму также нужны микронутриенты, биологически активные соединения, способствующие выработке ферментов, нормализующих метаболизм.

Не более 10% населения придерживается норм рационального питания. Рекомендации по рациональным нормам употребления пищевых продуктов представляют собой усредненные количества питательных веществ, необходимых человеку. Соблюдение норм рационального питания способствует укреплению здоровья, профилактике заболеваний, состояний, обусловленных избытком или недостатком нутриентов. Баланс питательных веществ в пище способствует нормальному течению физиологических и биохимических процессов в организме человека.

Разработать статические нормы в условиях постоянно изменяющегося ритма жизни, окружающей среды практически невозможно. Последние нормы рационального питания изложены в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ №593 от 2.08.2010 г. Рациональное питание человека согласно указанным нормам должно включать:

  • Обогащенные микронутриентами хлебобулочные и макаронные изделия;
  • Овощи, картофель, бахчевые;
  • Мясо, рыба, рыбопродукты, птица;
  • Молоко, молочные продукты (кефир, творог, масло, сметана, сыр);
  • Сахар;
  • Яйца;
  • Растительные масла;
  • Соль.

Не все продукты из перечисленного ряда являются полезными. Для получения максимальной пользы и соблюдения рационального питания следует отдавать предпочтение продуктам с низким содержанием жиров, исключить полуфабрикаты, а также продукты, подверженные различным видам термической и химической обработки (копчености, консервы, колбасы). Следует отдавать предпочтение свежим продуктам, избегая продуктов длительного хранения.

Данный список также не содержит количественных норм продуктов, так как эти параметры определятся индивидуальными факторами человека.

Рациональное питание: принципы и основы

Рациональное питание – это особый подход к организации питания и его режима, являющийся частью здорового образа жизни человека. Рациональное питание способствует нормализации процессов пищеварения, усвоению полезных веществ, естественной секреции продуктов жизнедеятельности организма, избавлению от лишних килограммов, а, следовательно, соблюдение основ рационального питания способствует сопротивляемости организма развитию заболеваний, предпосылками к которым являются нарушение обменных процессов, избыточные вес, нерегулярность питания, низкое качество продуктов, энергетический дисбаланс.

Основные принципы рационального питания:

  • Энергетический баланс – соответствие поступающей с пищей энергии количеству затрачиваемой организмом энергии в процессе жизнедеятельности. Основным источником энергии для организма является потребляемая пища. Организм расходует энергию на поддержание температуры тела, функционирование внутренних органов, течение обменных процессов, мышечную деятельность. При недостаточном поступлении энергии с пищей организм переключается на внутренние источники питания – жировую клетчатку, мышечные ткани, что при длительном дефиците энергии неизбежно приведет к истощению организма. При постоянном избытке питательных веществ организм запасает жировую клетчатку в качестве альтернативных источников питания;
  • Баланс питательных веществ, необходимых организму для нормальной жизнедеятельности. Согласно основам рационального питания оптимальным соотношением белков, жиров и углеводов является 1:1:4 для взрослого населения при низкой интенсивности труда и 1:1:5 при высокой интенсивности труда. Энергетическая ценность рациона взрослого человека, проживающего в умеренном климате и не вовлеченного в тяжелый труд, должна распределяться в последовательности 13% белковой пищи, 33% жиросодержащих продуктов, а также 54% углеводов;
  • Соблюдение режима питания – один из основных принципов рационального питания. Режим питания охватывает время приема пищи, ее количество, интервалы между приемами пищи. Рациональное питание предполагает четырехразовое питание, что способствует достаточному насыщению организма и подавлению чувства голода, отсутствие перекусов между основными приемами пищи, определенные интервалы между завтраком и обедом, обедом и ужином. Это способствует выработке условно-рефлекторных реакций, подготавливающих организм к приему пищи.

Правильная организация рационального питания

Для правильной организации рационального питания необходимо учесть все индивидуальные факторы, также определяющие возможности человека (социальный статус, материальное положение, рабочий график).

Правильная организация рационального питания является одним из ведущих принципов, среди которых выделяют длительность приема пищи, которая должна приблизительно приравниваться к 30 минутам, правильное распределение энергетической ценности рациона в течение дня. В основе рационального питания лежит принцип 25:50:25, определяющий калорийность рациона на завтрак, обед и ужин. Утром следует отдать предпочтение медленным углеводам и белкам, в обед организм должен получить максимальную часть питательных веществ, в то время как ужин должен состоять из низкокалорийных продуктов.

Рациональное питание: меню и его вариации

Принципы рационального питания предполагают потребление сбалансированного рациона ежедневно в зависимости от потребностей организма с учетом индивидуальных факторов. При соблюдении рационального питания меню должно включать:

  • Зерновые;
  • Цельнозерновой хлеб;
  • Нежирные сорта мяса, яйца;
  • Кисломолочные продукты с низким содержанием жиров;
  • Свежие фрукты и овощи.

Также при рациональном питании меню должно исключать такие виды термической и химической обработки, как обжарка, копчение, консервация, так как этим продуктам рациональное питание предлагает «здоровые» альтернативы.


Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие о питание ………………………………………………………………5
Требование к организации правильного питания……………………………8
Принципы и содержание правильного питания………………………………11
Заключение………………………………………………………………………13
Литература………………………………………………………………………15

Введение
Питание является одним из важнейших факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста и развития человека, устойчивость к воздействию неблагоприятных условий, высокий функциональный уровень ведущих систем организма.
В зависимости от возрастных особенностей человек должен ежедневно получать определенное количество энергии, питательных, минеральных веществ, витаминов, так как он постоянно расходует энергию. Основным источником поступления является пища.
Пища - основа жизни человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. Следовательно, питание человека - это не только его личное, но и общественное дело. Умение питаться предполагает разумное, умеренное и своевременное питание, то есть культуру питания. И этой очень непростой науке-культуре питания необходимо учиться, учиться смолоду, пока человек еще не приобрел болезней от неумеренного питания. Таким образом, питание - дело очень серьезное и требует к себе уважительного отношения.
В настоящее время актуальной становится проблема повышения культуры питания, с тем чтобы рацион питания соответствовал энергетическим затратам и физиологическим потребностям организм человека. Рациональное использование пищевых продуктов каждым человеком, исключение переедания и недоедания, поможет многим укрепить здоровье. Рациональное питание также является необъемлемым компонентом здорового образа жизни.

Понятие о питании
В настоящее время для обозначения здорового питания существуют такие понятия как: «рациональное питание», «сбалансированное питание», «адекватное питание», «оптимальное питание», «функциональное питание», «лечебное питание». Часто одни и те же термины могут нести разный смысл, в то же время одинаковые понятия называют по-разному. Например, состояние пищевой обеспеченности определяют как: «алиментарный статус», «нутритивный статус», «трофологический статус», «статус питания», «пищевой статус». Неопределенность и запутанность многих основополагающих терминов и понятий в области питания затрудняют восприятие их смысла.
ПИЩЕВОЙ РАЦИОН (мера, количество пищи) - определенный по составу и количеству набор продуктов питания, который предназначен (или рассчитан) для питания человека в данный период времени. Причем, человек может съесть его полностью или не полностью, в произвольном режиме и последовательности.
Состав пищевого рациона может быть просчитан по содержанию в нем макро - микронутриентов и основных компонентов, но это не означает, что данное количество нутриентов поступит в организм человека, поскольку пищевой рацион по определению является предполагаемым питанием и может быть полностью не съеден и, тем более, не усвоен организмом.
ДИЕТА (образ жизни) - определенный по составу и количеству набор продуктов питания, принимаемый в определенное время и в определенной последовательности.
По сравнению с пищевым рационом, понятие диета это не только количество пищевых продуктов, но и способ их приема. Диета - режим питания не только больного, но и здорового человека, поэтому оно шире, чем понятие лечебное питание. Однако и диета является, хотя и более определенным, но предполагаемым питанием.
То количество пищи, которое съедает человек, принято называть термином «фа........

Список литературы
1. Донченко Л. В., Надыкта В. Д. Безопасность пищевой продукции. - М.: Пищепромиздат, 2001.
2. Лифляндский В.Г., Закревский В.В., Андронова М.Н. Лечебные свойства пищевых продуктов. - М.: Терра, 1996.
3. Малахов Г. П. Целительные силы. - СПб., 1994.
4. Популярно о питании. / Под ред. А.И. Столмаковой. - Киев, "Здоровья", 1990.
5. Рациональное питание / Смоляр В.И. - Киев: Наук. думка, 1991.
6. Ильина Светлана "Как надо питаться".

Право потребителей на здоровое питание – тема Всемирного дня потребителей, который будет отмечаться 15 марта 2015 года.

Всемирный день прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций, отмечается в России ежегодно, начиная с 1994 года.

По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей, отмечаемого 15 марта.

В 2015 году CI призвал сосредоточиться на правах потребителей на здоровое питание, определив соответствующий девиз «To focus on consumers rights to healthy food», и объяснил свой выбор следующим.

Нездоровое питание связано с четырьмя из десяти основных причин смерти во всем мире: избыточный вес и ожирение, высокое кровяное давление, высокий уровень глюкозы в крови и высокий уровень холестерина. Только «цена ожирения» оценивается в 2 триллиона долларов США в год. Мир очнулся от иллюзий и в реальности столкнулся с ценой нездорового питания.

Все потребители заслуживают права не только на еду, но и на здоровое питание. Всеобщее понимание этого может облегчить потребителям доступ к здоровой пище и принятие более справедливой, стабильной продовольственной системы.

Повышение уровня заболеваний, связанных с ожирением, диабетом, болезнями сердца и некоторыми видами рака, являются главным вопросом международного кризиса здравоохранения. Число людей с избыточным весом и ожирением продолжает расти и на сегодняшний день ни одна страна не смогла достичь заметных успехов в решении данной проблемы.

Требования к здоровому питанию

Жизнь человека невозможна без регулярного поступления пищи, необходимой для возмещения энергозатрат организма и происходящих в нем пластических процессов роста и восстановления тканей, нормального функционирования всех физиологических систем. Нерациональное (недостаточное или избыточное, либо несбалансированное в качественном отношении) питание приводит к весьма неблагоприятным последствиям. Чтобы пища и питание в полной мере соответствовали своим биологическим и социальным функциям, они должны отвечать следующим основным физиолого-гигиеническим требованиям:

  • Быть достаточными по своей энергетической ценности и соответствовать (в некоторых случаях, например в детском возрасте, немного превышать их) суммарным суточным энерготратам конкретного человека;
  • Содержать в наиболее благоприятных физиологически сбалансированных соотношениях все пищевые вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма, - белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные элементы, воду;
  • Обладать приятным вкусом, запахом, внешним видом, вызывать аппетит и чувство насыщения, быть хорошо удобоваримыми и усвояемыми;
  • Состоять из различных по происхождению и характеру кулинарной обработки продуктов растительного и животного происхождения, включать свежие овощи, фрукты;
  • Приниматься не менее 3 раз в день, в определенное время, с правильным (соответствующими режиму дня и характеру трудовой нагрузки) распределением энергетической ценности и вида пищи по отдельным ее приемам;
  • Быть безвредной (не являться причиной пищевых отравлений и других заболеваний, связанных с пищей).

Пирамида здорового питания – 5 золотых правил

Вряд ли кому-то надо доказывать, что наше здоровье, карьера и даже жизнь во многом зависят от того, что мы едим. Не зря ученые развитых стран озаботились проблемой борьбы с ожирением, которое короткой дорогой ведет нас к инсультам, инфарктам, диабету. В результате серьезных исследований была создана пирамида здорового питания.

Пирамида питания или пищевая пирамида представляет собой схематически изображенную рекомендацию по рациональному питанию.

Гарвардская пирамида здорового питания

Эта пирамида была разработана американскими диетологами Гарвардской школы общественного здоровья. Первый ее вариант, опубликованный в 1992 году, представлял собой поделенную на ярусы пирамиду. В основание пирамиды легли ежедневные физические нагрузки и контроль веса, а также достаточное потребление жидкости (не менее 1,5 л в день для женщин и 2 л для мужчин). Далее каждый ярус занимала та или иная группа продуктов.

Продукты распределялись по «этажам» следующим образом:

  • 1-й – Цельнозерновые продукты, хлеб грубого помола, каши, отруби, неочищенный (бурый) рис, макаронные изделия из цельнозерновой муки; растительные масла (соевое, оливковое, подсолнечное, рапсовое, кукурузное, арахисовое и другие). Продукты данной группы следует употреблять каждый день.
  • 2-й – Овощи (в изобилии), фрукты, ягоды (2-3 порции ежедневно).
  • 3-й – Орехи, бобовые (1-3 порции).
  • 4-й – Рыба, птица (лучше филе без кожи), яйца (0-2 порции каждый день).
  • 5-й – Молоко и молочные продукты (1-2 порции).
  • 6-й – Красное мясо, колбасы, сливочное масло, маргарин, сладости, картофель, белый хлеб и рис, газированные напитки (употреблять крайне редко).

Как видим, слева от пирамиды расположен алкоголь – его употребление должно быть умеренным (при отсутствии противопоказаний), кроме того предпочтительней красное вино. Свое место также заняли витаминно–минеральные комплексы (используются по назначению врача при недостаточном потреблении витаминов и минералов вместе с пищей).

Таким образом, главный принцип пищевой пирамиды гарвардских экспертов заключался в следующем: продукты, расположенные в основании пирамиды, следует употреблять как можно чаще. Чем дальше от основания находятся продукты, тем меньшее место они должны занимать в нашем рационе. А от пищи, расположенной на вершине пирамиды, нужно или отказаться совсем, или употреблять ее редко.

Гарвардская пирамида здорового питания получила широкое признание в мире и довольно долго использовалась в качестве пирамиды рационального питания и пирамиды правильного питания для похудения.

Надлежащее питание направлено на достижение и поддержание желательного состава организма, а также поддержание высокого потенциала для физической и умственной работы. Сбалансированность получаемой энергии с расходуемой энергией необходима для поддержания массы тела. Расход энергии зависит от возраста, половой принадлежности, веса, метаболической и физической активности. Если получаемая энергия превышает расходуемую, то происходит увеличение веса. Если потребление энергии меньше расхода, наблюдается потеря веса.

Суточные потребности в основных питательных веществах также зависят от возраста, половой принадлежности, веса, метаболической и физической активности. Каждые 5 лет Управление питания и пищевых продуктов Национальной академии наук/Национального исследовательского совета Министерства сельского хозяйства США (USDA) выпускают рекомендации по питанию, включающие рекомендуемые нормы потребления белков, энергии, некоторых витаминов и минералов (RDAs). Для менее известных витаминов и минералов указана их безопасная и адекватная суточная потребность.

Беременные и младенцы имеют особые потребности в питательных веществах.

USDA публикует Справочник по питанию, в котором указано количество рекомендуемого ежедневного поступления различных групп пищевых веществ. Некоторые диетологи рекомендуют потреблять большее количество фруктов и овощей. Для пожилых людей, для которых существуют отдельные пищевые требования, была создана отдельная справочная пирамида пищи. Адекватный прием жидкости является основой этой пирамиды.

Жиры должны составлять около 30 % общей калорийности, насыщенные и трансжирные кислоты – менее 10 %. Лишнее потребление жиров, в том числе насыщенных, повышает риск развития атеросклероза. Замена насыщенных жиров полиненасыщенными жирными кислотами может уменьшить вероятность возникновения атеросклероза. Обычное использование пищевых добавок не является необходимым или полезным; некоторые добавки могут быть вредными.

Здоровое питание

Правильное здоровое питание – основа человеческого здоровья. Продукты, которые мы употребляем, участвуют в той или иной степени в развитии и постоянном обновлении клеток и тканей человеческого организма. Продукты являются источником органических веществ, из которых происходит синтез ферментов, гормонов и других регуляторных процессов в организме. Обмен веществ – основа жизнедеятельности человеческого организма, напрямую зависит от характера питания. Вот и получается, что здоровье питание обеспечивает все жизненно важные для организма функции. Именно состав пищи, и ее качество в значительной степени определяет рост и физическое развитие, трудоспособность, заболеваемость, нервно-психическое состояние и продолжительность жизни. С качественной здоровой пищей, в организм поступает достаточное количество таких веществ как белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы, минеральные вещества. Диетологи предлагают следующие требования к здоровому питанию:

  • Строгое соблюдение правильного режима питания. Правильно подобранная кратность приёма пищи на протяжении суток. Интервал между приемами должен быть не более 4 – 5 часов. Желательно проводить приём пищи в одно и то же время. Завтрак – 25% суточной нормы, обед – 35%, полдник – 15% и ужин – 25%. Что касается ужина, то его рекомендуется съедать за три часа до сна.
  • Калорийность рациона должна быть достаточной, но не избыточной. Количество потребляемых калорий должно покрывать энергозатраты человека, которые, в свою очередь, зависят от пола, возраста и образа жизни, в том числе от характера труда. Вредит здоровью как недостаточная, так и избыточная калорийность рациона.
  • Придерживайтесь правильного соотношения основных компонентов питания. Среднее количество употребляемых жиров, белков и углеводов должно составлять 1:1:4. если у вас большие физические нагрузки или умственный труд, то соотношение меняется до 1:0, 8:3.
  • Без избытка должна покрываться потребность организма в основных пищевых веществах. В первую очередь это должны быть аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты, витамины, микроэлементы, минеральные вещества и вода. Обеспечивайте их правильное соотношение.

Получать минимум вреда от употребляемой пищи

Еще древние задумывались, какое воздействие на организм производят те или иные продукты питания. Пища и вода являются не только источником внешних ресурсов и положительных эмоций, но и источником повреждающих биохимических и механических факторов.

В наставлениях о здоровой жизни китайский мудрец советовал: «Садись за еду, лишь когда почувствуешь голод, не ленись тщательно прожевывать пищу, а вино и воду пей маленькими глотками. Не жди, когда очень проголодаешься, и не наедайся до отвала. Ешь неспешно и помалу. В еде избегай острых приправ и жирного мяса. Не ешь сырые овощи, а мясо холодным. Тогда тело не будет знать усталости, дух же будет бодр и деятелен, и болезни будут обходить тебя стороной».

Для современного человека калорийность – не единственная ценность продуктов питания. Содержание в них вредных и токсических веществ – главная угроза здоровью и долголетию. При попадании внутрь они повреждают клетки организма. Поэтому ценность продуктов питания можно определить так: минимум вредных и токсических веществ и максимум энергетических ресурсов. Живая клетка – главный уникальный фильтр природы. Для того чтобы повысить степень защиты более «важных» клеток от проникновения вредных веществ, некоторые клетки готовят для них специальную более очищенную среду. Таких ступеней очистки в организме может быть несколько. Благодаря этому живой организм способен пропустить через себя десятки тонн пищи, воды и воздуха, прежде чем ткани организма окончательно зашлакуются. Организм лучше защищен, если у него есть энергетические резервы и он может быть избирательным в том, что поступает в его внутреннюю среду. Для увеличения активного долголетия важно, чтобы пища содержала мало вредных веществ и максимум субстанций, содержащих энергию.

Разные части растений и животных содержат разное количество энергетических ресурсов и вредных веществ. Имеет значение, в каких условиях росло растение, чем питалось животное, и испытывало ли оно длительный стресс в последние дни жизни. Энергетические ресурсы накапливаются в клетках.

Мышечные клетки животных являются основной целью употребления мяса, птицы и рыбы. В тоже время в клетках может оказаться мало ресурсов, а в межклеточной жидкости (соках) много шлаков. Это зависит не только от того, как питалось животное, но и от того, как долго находилось животное в стрессе, прежде чем его сердце остановилось. Во время стресса мышцы находятся в повышенном тонусе и активно растрачивают накопленные ресурсы, переводя их в шлаки, накапливающиеся в тканях. Если животное испытывает длительный стресс перед тем как его забьют, то в его организме уже мало ресурсов и много шлаков. Такое мясо лучше не употреблять.

Оболочки овощей и фруктов, выполняющие барьерные функции, содержат мало ресурсов, но накапливают из окружающей среды различные вещества, в том числе и вредные. Молодые листья и побеги содержат намного меньше вредных веществ и шлаков, чем старые листья и задеревеневшие стебли. Если в начале лета при засолке огурцов можно положить лист черной смородины в рассол, то осенью этого лучше не делать. Вполне будет достаточно семян укропа, корня хрена и дольки чеснока.

Для того чтобы увеличить энергетическую ценность пищи и удалить из исходных продуктов питания вредные вещества, приготовление блюд включает в себя сложный процесс очистки, фильтрации, выделения определенной части продукта, добавления масла, сахара, соли и т. п.

Например: классические салаты «Оливье» и «Винегрет».

Вкусовые ощущения призваны, как экспресс-диагностика, определить соотношение ресурсов и повреждающих факторов. Однако небольшие дозы повреждающих факторов ускользают от вкусовых анализаторов, и поэтому нужны знания принципов биологической фильтрации, на которых мы подробно остановимся в следующих выпусках вестника.

Расшифровка этикеток на продуктах поможет распознать вредные пищевые добавки

Все знают, что современные производители пищевых продуктов часто злоупотребляют всевозможными добавками. А потребители ленятся тратить свое время на чтение этикеток, в лучшем случае, проверяют срок годности. И напрасно. Ежегодно растет количество случаев пищевой аллергии гастритов, гепатитов, дисбактериоза, иммунодефицита, онкозаболеваний. И рольсоставляющих нашей пищи с названием, зашифрованным буквой «Е», в этойситуации не стоит преуменьшать.

Почему пищевые добавки начинаются с буквы «Е»?

Индекс «Е» означает «Европа». Более пятидесяти лет назад была принята Европейская система маркировки пищевых добавок. Цифры в маркировке обозначают конкретное вещество. Функция пищевых добавок – улучшать органолептические свойства пищевых продуктов: вкус, цвет, запах, а также способствовать тому, чтобы продукт дольше хранился и не терял при этом своего качества.

Как определить, что означает то или иное «Е»?

Реестр пищевых добавок огромен, и запомнить их все чрезвычайно сложно. Можно выделить следующие основные группы:

  • Е 1.. – красители . Усиливают цвет продукта. Среди запрещенных красителей следует отметить Е 121 – цитрусовый красный, Е 123 – красный амарант, Е 128 – красный 2G.
  • Е 2.. – консерванты . Увеличивают срок хранения продуктов. Подавляют рост микроорганизмов, грибков (плесени). К запрещенным относится формальдегид Е 240 и диоксид серы Е 220.
  • Е 3… – антиокислители – замедляют процесс окисления, а значит, тоже предупреждают порчу продукта.
  • Е 4.. – стабилизаторы – сохраняют консистенцию продукта. Сюда относят всевозможные желатины, крахмалы, камеди.
  • Е 5.. – эмульгаторы . Благодаря им сохраняется структура продукта. Наиболее известный и популярный эмульгатор – лецитин. Без него не обходится ни одна плитка шоколада.
  • Е 6.. – усилители вкуса и запаха . Между прочим, вызывают привыкание – без них пища начинает казаться безвкусной. Завуалированный маркетинговый ход – провоцируется желание покупать именно этот продукт.
  • Е 7.. – другие добавки . Например, антибиотики. Уж это – точно не есть полезно. Запятая на ваше усмотрение

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДОБАВКИ : Е 121 (цитрусовый краситель, красный), Е 123 (красный амарант, краситель), Е 240 (формальдегид, консервант), E924d и Е 924 а (бромат калия, улучшитель муки).

МОГУТ ВЫЗВАТЬ АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ :

красители Е 102, Е 104, Е 107, Е 110, Е 120, Е 124, Е 127-129, Е132, Е 133, Е155, Е160Ь, Е180

консерванты Е 200-202, Е 218, Е 219, Е 220-222, Е 225, Е230, Е231 -232, Е 284

антиоксиданты Е 310-312

усилители вкуса и аромата Е 620-621

пеногаситель Е 901.

МОГУТ ПРИВЕСТИ К ОБРАЗОВАНИЮ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ :

красители Е 103, Е 125, Е128, Е 131, Е 142, Е 152, Е 153

консерванты Е 210-217, Е 219, Е 230, Е 239, Е 249-252, Е 280-283

антиокси-дант Е 330

пеногаситель: Е 954.

МОГУТ ВЫЗВАТЬ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА :

красители Е 104, Е 122, Е 141, Е150-153, Е161, Е180

консерванты Е210-217, Е 220-226, Е 241

антиоксиданты Е 311 -313, Е 320-322, Е338-341

стабилизаторы, эмульгаторы Е407, Е 450-452, Е 461 -466

усилители вкуса и аромата: Е 626-627, Е628 5′, Е 629 5′, Е 630-632, Е 633 5′-635 5.

МОГУТ ВЫЗВАТЬ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОЖИ :

краситель Е 151

консерванты Е 230, Е 231-233, Е 239

антиоксидант Е 311

пеногаситель Е 1105.

МОГУТ ВЫЗВАТЬ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПЕЧЕНИ :

красители Е 171 -173

антиоксиданты Е 320-322.

ОПАСЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ : Е 270.

ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЮТ НА НЕРВНУЮ СИСТЕМУ : Е311-312.

Неужели все так плохо?

А вот и нет, не все пищевые добавки – монстры, мечтающие погубить ваше здоровье. Например, натуральные красители куркумин Е 100, паприка Е 160, хлорофилл Е 140 мы употребляем в их естественном виде, – как пряность, овощ и зелень, и здоровью это ничуть не вредит, а даже наоборот. Аскорбиновая и лимонная кислоты тоже имеют свои индексы, а ведь без них не обойтись! А пектины, зашифрованные как Е440 – лучшие в мире натуральные сорбенты, «дворники» для нашего кишечника – вот они-то как раз и защищают нас от всяких ядов, в том числе, и от плохих «Е».

Вас не обманывают. Это просто такой способ подачи информации

Не так давно появились немного странные, на первый взгляд, названия: «сырный продукт», «молокосодержащий продукт», кефирный, сметанный… На вкус как будто напоминает сыр, творог, кефир, только очень подозрительно отличается по цене и привкус ненатуральный. И то верно – самый что ни есть искусственный.

Это эрзац-продукты, содержащие дешевые растительные масла, пальмовое или кокосовое, с помощью вышеупомянутых «Е» доведенные до нужной консистенции и приукрашенные всевозможными улучшителями вкуса, цвета и запаха… Но никакого обмана – состав меленькими буковками и циферками написан на упаковке, все честно, читайте и делайте свой выбор, господа!

Никто, кроме вас самих, не несет ответственности за ваш выбор. Поэтому внимательно изучайте этикетку на продуктах, проверяйте их состав, срок годности, условия хранения – от этого может зависеть ваше здоровье и хорошее самочувствие.

Вот еще несколько ценных советов, на что следует обратить внимание при изучении этикеток

Будьте очень осторожны с «натуральными продуктами».

Использование таких слов, как «натуральный», «домашнего изготовления», «чистый», «свежий», «традиционный», допускает большую свободу, чем маркировка термином «органический», и не регулируется официально утвержденными правилами.

Не сравнивайте порции.

По правилам маркировки товаров, количество витаминов, минералов и других нутриентов должно указываться в 100 г или 100 мл продукта. Однако многие производители дают также их содержание в одной порции. Помните, что представления о размере порции могут существенно отличаться. Поэтому если вы хотите сравнить питательную ценность двух аналогичных продуктов, например, выяснить, где больше клетчатки или меньше соли, рассчитайте их содержание в объёме 100 г или 100 мл, а не в порциях.

читайте этикетки на готовых завтраках.

Если хотите получить действительно полезный зерновой завтрак, внимательно изучайте его состав. На этикетке должны быть не длинный перечень ингредиентов, а указана основная составляющая – цельное зерно без добавления сахара. Обратите внимание на питательную ценность выбранного продукта. Качественный зерновой завтрак должен содержать не менее 3 г клетчатки на одну порцию продукта.

В поисках ОГН (MSG).

При изучении состава продукта обязательно обратите внимание, чтобы в составе продукта отсутствовали такие вещества как однозамещенный глутамат натрия, так как он очень опасен для организма и имеет свойство накапливаться в организме. Многие производители меняют названия этого вещества на термины-синонимы такие как казеинат натрия, гидролизированный соевый белок или автолизат дрожжей. ОГН – синтетическая разновидность умами (под таким названием она известна в Японии), острого на вкус вещества, которое содержится в естественной форме в таких продуктах, как соевый соус, грибы и сыр пармезан. ОГН был очень популярен в китайской кухни и ряде азиатских, но попал под запрет после того, как в ходе медицинского исследования выяснилось, что данное вещество вызывает сильные головные боли. Сейчас многие рестораны азиатской кухни с гордостью пишут в меню «без ОГН», однако недобросовестные производители добавляют его в свою продукцию в связи с дешевизной данного сырья.

Зрите в корень.

Отделы маркетинговых исследований хорошо знают, что современные покупатели просто «помешаны» на цельнозерновых продуктах. Но учтите, что, покупая изделия с маркировкой «из муки крупного помола», вы получаете совсем не то, что ожидали. На этикетке хлеба или зерновых хлопьев должно быть указано, что они произведены «из цельной пшеницы» или «из цельного зерна».

Остерегайтесь добавленной воды.

Вполне естественно, что в консервной банке с тушёнкой может содержаться приличное количество воды. Но вряд ли она может быть одним из главных ингредиентов куриного мяса. Тем не менее, согласно исследованию Агентства по стандартам пищевых продуктов Великобритании, в 2007 году в курятине, импортированной из Нидерландов, содержание воды достигало 35 процентов, хотя доля мяса была заявлена на уровне 80 процентов. Вода закачивается в готовый продукт для увеличения её массы, для получения дополнительной прибыли. Закон особо не регламентирует количество воды находящийся в том или ином продукте, и по сути недобросовестный производитель не нарушает рамки закона. Европейский союз на пороге того, чтобы все подобные товары имели маркировку о “Высоком содержании воды”. Поскольку они часто предназначаются для системы общественного питания, посетители ресторанов редко видят подобные этикетки и скорее всего даже не знают, что именно они едят и за что платят.

Чтобы пища приносила пользу, в ней должны оптимально сочетаться белки, жиры и углеводы. Не забудьте также о витаминах и микроэлементах, без них здоровье человека невозможно. Самые калорийные и вкусные продукты содержат обычно большое количество легких для усвоения углеводов и жиров.
Углеводы дают нам энергию, помогают жить активно, но дело в том, что количество потребляемых углеводов и количество затрачиваемой энергии чаще всего не равны. Мы поедаем больше, чем можем потратить. Лишнюю энергию организм откладывает про запас, в виде ненавистных жировых складок. Чтобы не потреблять слишком много углеводов, постарайтесь отказаться от сдобы, замените белый хлеб ржаным. Макаронам лучше предпочесть каши. Углеводы содержатся в сладких продуктах, так что старайтесь есть (и пить!) поменьше сладкого. Но бывают случаи, когда невыносимо хочется сладкого, просто невозможно с собой бороться. В этом случае лучше уступить и не истязать себя. Это может происходить оттого, что для работы мозгу необходима глюкоза, ведь наш мозг – великий сладкоежка. Одна небольшая ГОРЬКАЯ шоколадка утолит тягу к сладкому и даст необходимую энергию мозгу. Не переживайте, если приступ «сладкомании» спровоцирован потребностью мозга (чувствуете, что голова не соображает и хочется конфетку), на теле не отложится лишний жир – мозг заберет себе весь сахар.
Жиры бывают растительными и животными. И те и другие могут приносить и пользу и вред. Очень вреден жир остающийся на сковороде после жарки мяса – врачи утверждают, что это мощный канцероген. Большинство жиров усваиваются легко и остаются в организме, поэтому старайтесь питаться продуктами с низким содержанием жира. Так вы не только сохраните стройную фигуру на долгие годы, но и сохраните здоровыми органы пищеварения, отвечающие за расщепление жиров. Лучше предпочесть легкие майонезы (в них массовая доля жира составляет всего 30% против 67% жира в классическом майонезе), и с осторожностью потреблять жиросодержащие продукты. Масла и жиры безумно калорийны: в 100г. сливочного масла примерно 750 Ккал, в топленом масле 880 Ккал, а в свином сале 840 Ккал.
Белки – строительный материал наших клеток. Недостаток белков ведет к замедлению роста новых клеток, хуже растут волосы и ногти, кожа становится неприятной на ощупь. Нехватку белков можно восполнить нежирным мясом (курица, кролик, индейка) или молочными продуктами. Овощи и фрукты помимо белков содержат много ценных веществ: витамины и клетчатку, овощи и фрукты признают полезными практически все авторы диет.

Итак, делаем вывод. В основе правильного питания лежит оптимальная пропорция белков, жиров и углеводов в пище. Сколько их должно содержаться в пище для каждого человека, узнать не сложно. Все зависит от того, каким видом деятельности занимается человек. Люди умственного труда мало двигаются, но их мозг поглощает много энергии, поэтому в их рационе должно быть 100-110г белка, 80-90г жиров и 300-350г углеводов в день. У людей, занятых физическим трудом больше энергии затрачивают мышцы, поэтому им необходимо 115-120г белка, 80-90г жиров и 400г углеводов. Кроме этого каждый человек должен ежедневно получать витамины и клетчатку.
Оптимальным можно назвать рацион, в котором присутствуют мясо, рыба, молочные продукты, овощи и фрукты. Богатая углеводами пища хорошо утоляет голод (мучное, сладости), но пользы от такой пищи очень мало. Потребление сахара и мучных изделий лучше свести к минимуму. А если уж очень хочется сладкого, лучше съесть ложку меда, чем конфету.