Значение древних афин греции в античные времена.

На рубеже VI-V вв. до н. э. греческие полисы достигли расцвета. Среди них постепенно выделились два наиболее могущественных полиса - Афины и Спарта, ставшие центрами греческой цивилизации. Оба центра развивались совершенно разными путями, их соперничество часто выливалось в гражданские войны, которые в конце концов разрушили древнегреческую цивилизацию.

Афины были главным городом Аттики - южной области Балканского полуострова. Сила и богатство Афин покоились на торговле и кораблестроении. Создав самый мощный в Греции флот, афиняне торговали с соседними землями и греческими колониями. В Афинах процветали науки и искусства, шло бурное градостроительство. Сюда стекались знаменитые скульпторы и писатели, философы Платон и Аристотель создали здесь свои школы. В Афинах расцвело своеобразное театральное искусство, традиции которого во многом живы и сегодня.

Развитие Афин пошло по демократическому пути, важным шагом стали реформы архонта (одного из девяти коллегиальных правителей Афин) Солона в начале VI в. до н. э. Стремясь ликвидировать вражду и противоречия в среде свободного населения, Солон запретил долговое рабство и объявил об отмене всех задолженностей. Он также разрешил покупать, продавать и дробить земельные участки, что укрепило частную собственность. Политические права афинян стали зависеть не от родовитости, а от имущественного положения. Членов народного собрания могли теперь избирать даже бедняки (правда, сами они не могли быть избраны).

Афинская демократия окончательно сложилась к середине V в. до н. э., когда Эфиальт и Перикл, развивая законы Солона, предоставили всем гражданам полиса право избираться на высшие должности (кроме начальника войска). Народное собрание стало верховным органом власти, оно принимало практически все основные государственные решения. На встречах собрания, проходивших примерно 40 раз в год, право высказаться имел каждый и все предложения тщательно обсуждались. Должностные лица избирались голосованием или по жребию, они были подотчетны и сменяемы. Другими словами, в Афинах сложились те принципы демократии, которые существуют и поныне (разумеется, в усовершенствованном виде).

По иному пути пошло развитие Спарты - полиса, расположенного на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство возникло примерно в IX в. до н. э., жизнь его протекала в непрерывных войнах. Захватывая земли и скот соседей, спартанцы превращали их в рабов (илотов). А лично свободные иноземцы, жившие в Спарте (периэки), платили спартанцам дань и работали на них. Сами же спартанцы были только воинами: им запрещалось даже торговать и заниматься ремеслами. В результате экономика Спарты была замкнутой и слаборазвитой.



Частная собственность на землю в Спарте отсутствовала. Земля, считавшаяся собственностью общины, была разделена на равные участки, не подлежавшие продаже. Илоты, судя по всему, также находились в собственности государства, а не отдельных граждан. Спартанцы гордо именовали себя "общиной равных", но уравнительность, господствовавшая в Спарте, лишала ее жителей стимула к совершенствованию своих талантов, навыков, быта и т. д. Жилища и одежда спартанцев были крайне скромны и практически одинаковы, младенцев с физическими недостатками в Спарте уничтожали при рождении: личность человека рассматривалась только с точки зрения ее полезности государству (прежде всего в военной области). Мальчики воспитывались в суровом, военизированном духе, а затем зачислялись в войско и оставались в нем до старости. Спарта была подобием огромной казармы со строго регламентированным уставом.

Во главе спартанского государства стояли два царя, являвшиеся также военачальниками, судьями и жрецами. Власть с ними делил совет старейшин (герусия), без одобрения которого решения царей не имели силы. В свою очередь, и совет старейшин должен был учитывать мнение народного собрания, которое в Спарте мало на поминало афинское. На собрании спартанцы не высказывали свою точку зрения, предлагаемые решения даже не обсуждались, и лишь крики одобрения или неодобрения выражали отношение участников к ним. Отдельные элементы жизни в Спарте предвосхищали черты тоталитарных обществ XX в. Так, древнегреческий историк Ксенофонт (430-353 гг. до н. э.) писал, что спартанцам запрещалось "ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием".



Силы Афин и Спарты особенно окрепли в эпоху греко-персидских войн. Именно эти два полиса возглавили борьбу с казавшейся непобедимой армией персидского царя Ксеркса, которой уже покорились многие греческие города-государства. В 478 г. до н. э. Афины возглавили Делосский морской союз полисов, вскоре ставший Афинской морской державой (в пору ее расцвета в нее входило до 250 полисов). В условиях войны афиняне отказались от демократических принципов и решительно вмешивались в дела своих союзников: распоряжались их финансами, вводили свои законы и т. д. Афины явно превращались в центр древнегреческой цивилизации, чего никак не могла допустить воинственная Спарта. Она создала Пелопоннесский союз, к которому помимо мелких и слабых полисов присоединились богатые Коринф и Мегары, также обеспокоенные растущей мощью Афин.

Дорийское завоевание.

В XII в. до н.э. жившие на севере Балканского полуострова племена греков-дорийцев устремились на юг и разрушили архейские государства. Большая часть дорийцев вернулась назад, некоторые осели в Пелопоннесе. Греция после этого вновь вернулась к временам зарождения цивилизации. Этот зигзаг в развитии имел серьезные последствия.

В большинстве греческих государств царская власть со временем исчезла, а там. где сохранилась, была сильно ограничена. Страна состояла из самоуправляющихся общин. Правители изби­рались полноправными членами общины. Особый тип города-государства, сложившийся в Греции, называют полисам . К полисах сохранились многие черты общинного самоуправления.

Самыми крупными городами-государствами Греции стали Афины и Спарта (от 200 до 350 тыс. жителей).

Социальная структура полиса:

Граждане (члены общины)

Знать демос (крестьяне, ремесленники)

метеки (переселенцы)

должники чужеземцы

В полисе жили его граждане - члены общины и переселенцы из других мест (метеки). Небольшую группу граждан составляли аристократы (знать) - владельцы больших участков земли, крупных мастерских, кораблей. У них было много рабов. Основным вселением полиса являлся демос (народ) - мелкие земледель­цы, ремесленники и торговцы.

Народное собрание полноправных граждан принимало законы обладало верховной властью в полисе. Должностные лица избирались народным собранием на определенный срок.

Внутри полиса формировалось гражданское право, т.е складывались своды законов, разделяющие права и обязанности членов общества, их социальный статус.

Привилегированное положение занимали граждане. Только они принимали участие в политической жизни полиса.

Полисы достигли своего развития на рубеже 6-5 вв. до н.э.

Возглавляли греческие полисы Афины и Спарта. Централизованного государства в Греции не было. Все полисы были самостоятельными. Объединялись лишь во время войн с Персией.

Пункты сравнения Афины Спарта
Географическое положение Юг Балканского полуострова, область Аттика, много полезных ископаемых, мало плодородных земель, удобная гавань Юг Пелопоннесского полуострова, долина реки Эврот, область Лаконика, плодородные земли
Экономика Торговля и кораблестроение, гавань (порт Пирей, Длинные стены), активное градостроительство (Акрополь, Парфенон) Завоевание земель и сбор дани с населения, не было частной собственности на землю - принадлежала общине, земледелием, торговлей и ремеслом могли заниматься только периэки. «община равных»
Политическое устройство Демократия (власть народа) Реформы Солона (594 г. до н.э.): Народное собрание (все граждане, кроме женщин) решало все вопросы войны и мира, избирало

Ареопаг народный суд

(богатые афиняне)

Олигархия (власть немногих, аристократии) Два царя (военачальники) Герусия (совет старейшин – не моложе 60 лет) Народное собрание
Социальный строй Граждане (члены общины) Знать демос (крестьяне, ремесленники) метеки (переселенцы) рабы должники чужеземцы Спартиаты (полноправные) Периэки (свободные, жили в округе и платили дань) Илоты (рабы, возделывали земли спартиатов, принадлежали общине)
Культура и идеология Развитие наук, образования, искусства. Главное занятие война, ремесла, торговля, земледелие, искусства презирались, были недостойны спартиата.

Афины и Спарта противостояли друг другу. В войне с персами они объединились и отстояли независимость Греции. Афины возглавили Делосский морской союз и превратились в Афинскую морскую державу. Спарта в противовес создала Пелопоннесский союз. Началась Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.). Победила Спарта (с помощью персов). Афины создали второй морской союз, их поддержали Фивы. Спарта была побеждена. Т. О. объединить Грецию не удалось. Демократия в полисах была восстановлена.


Общая характеристика

Исторически первым и сильнейшим в военном отношении древнегреческим полисом являлась Спарта. «…В истории античной Греции Спарта, несмотря на всю свою консервативность, сыграла очень существенную роль и потому по праву занимает одно из важнейших мест». Это государственное образование (а Спарта – это строго говоря, не совсем город, а группа поселков, объединенная в общину спартиатов) возникло вскоре после завоевания Пелопонеса варварами-дорийцами, которые ввиду невозможности дальнейшего продвижения на юг и осели на южном побережье материковой Греции (в Лаконии). Территория Лакедемона (это обычное наименование для всего спартанского государства в древности) простиралась от южных границ Арадского нагорья до мысов Тенар и Малея на южном побережье Пелопонеса. Спартиатам не сразу удалось взять эти земли под полный контроль, в течение IX – первой половины VII в. до н.э. им приходилось вести упорную борьбу с местными племенами. Кто-то добровольно шел под власть спартиатов, за что и получал некоторые привилегии (будущие периэки), те же, кого подчиняли силой, были порабощены и превращены в илотов. Естественно, что именно дорийское, а не ахейское влияние стало определяющим фактором развития Спарты.

В Афинах же полисный строй оформился позже, чем в различных областях Пелопонеса, возникновение здесь государственности относят к VIII – VII вв. до н.э. Существенным отличием формирования полисного строя в Аттике (так называлась центральная часть Греции, где и находились Афины) является минимальная роль военных завоеваний, связанных с порабощением соседних племен. Второе важное отличие Афин от государств Пелопонеса – это сравнительно большое количество документов, которые говорят о ее древней истории, что дает ученым хорошие возможности объективно судить об истории этого полиса. Дорийское нашествие ураганом прошлось по этим землям, но сами дорийцы вскоре ушли дальше на юг, совсем недолго задержавшись в Аттике. Поэтому тут в целом сохранились прежние этнические общности (ионийцы и пеласги), кроме того здесь нашли пристанище некоторые ахейские роды, вытесненные дорийцами из Пелопонеса. Влияние высоко развитой ахейской культуры сыграло важную роль в истории Афин, где принципы гуманизма и демократии впоследствии стали играть очень важную роль.

Социальная структура

Социальная структура Спарты отличалась высокой степенью замкнутости социальных групп и минимальной социальной мобильностью. Население здесь делилось на три больших группы: граждане (спартиаты), периэки и невольники-илоты.

Граждане составляли общину спартиатов. Это была очень замкнутая социальная группа, в которую не допускались посторонние и вероятно их число никогда не превышало 9 тыс. чел. Членами общины становились только мужчины, родившиеся в Спарте, все они служили в армии и могли голосовать в народном собрании. Кроме того, среди членов общины распределялись наделы-клеры с населявшими их илотами, количество этих участков было постоянным (9000), их нельзя было дробить между наследниками, дарить, продавать или завещать. Иначе дело обстояло а Афинах, где миграция населения в пределах полиса, была обычным явлением.

Известно, что внутри состава общины «абсолютно преобладали дорийцы», однако есть сведения, что один из царских родов Спарты считал свою династию ахейской по происхождению. Иначе говоря, можно предположить, что часть ахейцев добровольно влилась в общину спартиатов (тем не менее, как уже было отмечено, значительной роли в истории Спарты это все-таки не сыграло). Стоит сказать, что влияние различных греческих общностей – дорийцев или ахейцев – очень важный фактор, определявший дальнейшее развитие этих полисов.

Община спартиатов известна под названием «община равных», что говорит о том, что в Спарте имела место попытка реализации «протосоциалистических идей». Отчасти это верно, но стоит сказать, что спартанское общество никогда не пыталось распространить модель организации «общины равных» на все население. Это в корне отличает спартиатов от афинян, для которых забота о демосе всегда была одной из важнейших задач, стоит вспомнить таких выдающихся государственных деятелей, как Солон, Клисфен или Перикл, которые нередко ущемляли интересы знати ради защиты интересов демоса. Спартанская же элита никогда не считала, что должна заботиться о благоденствии периэков или илотов.

Вторую важную социальную группу составляли периэки (буквально – «живущие вокруг»), они не являлись полноправными гражданами, но тем не менее они обладали некоторыми правами. Сам статус периэкских общин был чем-то вроде знака признательности спартиатов к населению, добровольно принявшему их власть. Он был дарован некоторым общинам неплодородных земель Лаконии и нескольким приморским поселениям в Мессении. Разница между периэками и невольниками-илотами была огромной, ибо за периэками закреплялось право частной собственности, которого не было ни у илотов, ни у спартиатов, вся собственность которых считалась государственной. В этом смысле периэки наиболее близки к афинянам с их духом предпринимательства и уважением к частной собственности. Основными занятиями периэков были ремесло и торговля, подобно спартиатам, они также имели клеры (около 30000), на которых работали илоты. Несмотря на то, что положение периэков кажется привилегированным, «в самой Спарте на них смотрели как на людей ""второго сорта"" и не допускали к участию в делах государства».

Третий же социальный слой занимали невольники-илоты, являвшиеся абсолютным большинством населения Спарты. Они населяли наделы, отдававшиеся спартиатам и периэкам (на каждый надел приходилось по несколько семей илотов). Главной задачей илотов было обеспечить «общину равных» всем необходимым, ибо главной задачей граждан была военная служба. Стоит сказать, что хозяева илотов не являлись подобием русских помещиков времен крепостного права. «…Обычная норма … повинности … была определена законом, и спартиат не имел права превышать ее по своему произволу» , излишки илоты могли использовать по своему усмотрению. «… В отличие от рабов обычного или классического типа илоты пользовались довольно большой хозяйственной самостоятельностью». Конечно, несмотря на такое казалось бы щадящее положение илотов, они часто проявляли неповиновение по отношению к спартиатам, не будем забывать, что они были покорены Спартой, которая даже не считала их за людей – стоит упомянуть кровавые криптии. Это не могло сказаться на нравах спартиатов: «… Этот факт определял весь образ жизни Спарты, ее постоянную готовность к боевым действиям, к покорению непокорных» . Здесь видно следующее важное отличие Спарты от Афин – пелопонесскому полису свойственна особенно сильная внутренняя напряженность.

Необходимо также отметить и тот факт, что илоты, как и земля, которую они обрабатывали, являлись собственностью государства, что серьезно отличает Спарту от гуманистических Афин, провозглашавших свободу личности.

Что касается афинского полиса, то ему изначально соответствовало обыкновенное для античной Греции после разложения родового строя деление на аристократов-эвпатридов, ремесленников-демиургов и простолюдинов-гоморов (демос), не равноправных между собой. Здесь, однако, социальная мобильность была гораздо большей, нежели в Спарте. Естественно неверно считать, что демократические принципы, которыми так славились Афины, были свойственны этому полису с самого его основания. В VIII-VII вв. до н.э. в нарождающемся полисе и его окрестностях захватили власть эвпатриды. Они присваивали земли, ранее принадлежавшие всем соплеменникам, таким образом, основная масса населения попадала в зависимость от аристократов. Иначе говоря, Афинам грозила олигархия, которую мы в весьма специфическом виде наблюдали в Спарте.

Социальная дифференциация оставалась очень высокой и после реформ Драконта, при котором высшая мера наказания – смерть – вводилась за любое посягательство на право частной собственности (важно отметить колоссальное различие в системе ценностей у афинян и спартиатов – последние презирали частную собственность). Важную (но отнюдь не определяющую) роль в жизни Афин играли рабы и чужеземцы-метеки, эти достаточно низкие социальные слои в Афинах не эксплуатировались и не презирались, но напротив даже могли разбогатеть и повысить свой социальный статус, что опять же, отличает этот полис от Спарты.

Неизвестно, какой вид бы имела социальная структура Афин, если бы не реформы Солона. Он ликвидировал кабальное рабство афинян и установил новое социальное деление всех свободных граждан полиса на 4 разряда по имущественному признаку:

Как видно из схемы, реформы Солона заметно сгладили социальное неравенство, тем не менее, социальное напряжение сохранялось. После отставки Солона тиран Писистрат и его сыновья старались его сдерживать. В Спарте же недовольство неполноправной части населения подавлялось силой оружия.

Наконец Клисфен в начале VI в. до н.э. разделил народ Аттики на новые социальные группы, согласно территориальному принципу, что было очередным сокрушительным ударом по родовым принципам, т.е. ослабляло аристократию:

Подводя итог анализа этих социальных систем, нельзя говорить о превосходстве какой-либо из них, ибо каждая из них имеет не только положительные, но и значительные отрицательные стороны. Консервативная стабильность Спарты – это лишь фикция, такое общество, основанное на уравнительных принципах, не может существовать долгое время, что доказал исторический опыт (уже начиная с III-II вв. до н.э. здесь идет процесс разложения привычных традиционных норм). Очевидный недостаток афинской социальной системы – слишком большое количество социальных потрясений, через которые афинянам пришлось пройти на пути от родового строя к демократии.

Политическое устройство

Внешне политическое институты Афин и Спарты кажутся весьма непохожими друг на друга. Отчасти это верно, но стоит сказать, что и тут можно найти общие черты. Прежде всего – главенство демократических принципов, что естественно было более наглядно на примере Аттики, нежели в Спарте. Но это отнюдь не означает, что в спартанском государстве полностью отсутствовала демократия. «Для Спарты был характерен республиканский, правда в отличном от Афин, вариант государственного устройства».

В Спарте существовали два царских рода, два царя всегда правили вместе, главной их обязанностью было возглавлять армию во время войны, в мирное же время царская власть исполняла лишь религиозные обязанности. Стоит отметить, что сам факт того, что верховная власть вручалась двум политическим деятелям одновременно (как позднее в Республиканском Риме) говорит о нежелании спартиатов сосредотачивать власть в одних руках, об их стремлении к политическому равновесию. Свой статус цари передавали по наследству.

Руководила же «общиной равных» герусия, т.е. совет старейшин. Она состояла из тридцати человек: двух царей и двадцати восьми советников. Советниками были мужчины старше 60 лет, которые пожизненно избирались народным собранием, они решали, какую политику должна проводить Спарта, могли выступать в качестве судей.

Само народное собрание (апелла) включало в себя всех граждан старше 30 лет. В его власти было принимать или отклонять законопроекты, предложенные герусией. Но обсуждение законов и их принятие в Спарте значительно отличалось от аналогичного процесса в Афинах, где «каждый гражданин имел право выступать и голосовать в народном собрании». народное собрание Спарты «чаще всего без обсуждения одобряло криками … решения» совета старейшин. Однако это отнюдь не значит, что апелла не могла влиять на политические решения и слепо следовала решениям герусии, была предусмотрена и процедура голосования, когда члены народного собрания расходились в разные стороны, демонстрируя свое согласие или несогласие с обсуждающимся вопросом. В таком случае «на глаз определялось, на чьей стороне большинство». Такие порядки никак нельзя назвать недемократичными.

Большей реальной властью обладали пять эфоров или надзирателей, их ежегодно избирало народное собрание. Они были призваны «осуществлять верховное наблюдение и повседневный контроль над всей ""общиной равных""». Более того, эфоры имели право «привлекать к ответственности любого спартиата, включая геронтов и царей». Со временем именно эта пятерка стала выше царей и герусии, избиравшихся пожизненно. И это опять же, свидетельствует о нежелании спартиатов отказываться от своей весьма специфической демократии и переходить к какой-либо форме абсолютной власти.

Иначе дело обстояло в Афинах, где демос в процессе длительной борьбы за свои права завоевал господствующие позиции в политической системе полиса. Это был многоэтапный процесс.

В Аттике до Солона демократия была развита весьма слабо, власть еще достаточно прочно была в руках аристократии. Крайне слабым было народное представительство – главный демократический орган власти: «До Солона сходки соплеменников в форме народных собраний проводились редко, нерегулярно, по желанию знати, и были одним из инструментов господства и политического засилья знати». Однако при великом реформаторе «народное собрание (экклексия) становится полномочным и полновластным органом управления». Право участвовать в работе экклексии имели все слои граждан, включая небогатых фетов. Каждый член народного собрания активно участвовал в его работе, афиняне следили за тем, чтобы на собрании присутствовало не менее 6000 человек, причем для того, чтобы собирать такое количество народу, была создана специальная полиция. Из вышесказанного видно, что афинское народное собрание было более плюралистичным, чем спартанское, кроме того, очевидна большая заинтересованность афинян в делах государства.

Главной задачей народного собрания было обсуждать (одобрять, изменять или наклонять) предложения, выдвинутые Советом. При Солоне он состоял из 400 человек, позже демократ Клисфен увеличил его состав до 500 человек. В состав Совета 500 (буле) выбирали по 50 человек от каждой из 10 фил. «Выборы Совета по жребию, отсутствие всяких ограничений при выборах булеветов и запрет быть дважды в течение жизни членом Совета 500 – все это превращало его в подлинного выразителя интересов всех слоев гражданского коллектива».

Еще один важный факт, свидетельствующий о высоком развитии афинской демократии, – это учреждение все тем же Солоном суда присяжных (гелиэи), в коллегию судей избирались даже феты. «Гелиэя наряду с экклексией становятся наиболее демократическими органами формирующегося полиса».

Наконец, нельзя забывать о процедуре остракизма, согласно которой афиняне могли изгонять из своего города ненавистного политика. Естественно, в Спарте ничего подобного существовать не могло.

Из вышесказанного ясно, что в большей или меньшей степени демократия присутствовала как в Афинах, так и в Спарте. Но образцом античной демократии все же считается афинский полис. Так, в книге С. В. Новикова, А. С. Маныкина и О. В. Дмитриевой политических строй Афин назван «рабовладельческой демократией», Спарты – «рабовладельческой олигархией». Такая формулировка очень точно подчеркивает то, что в обоих полисах демократия распространялась на избранных, на граждан, разница же заключалась в том, что количество полноправных граждан в афинском полисе было намного большим, нежели в Спарте.

Экономика

Экономическое развитие обоих полисов находилось в зависимости от политики, проводимой иными правителями этих земель.

Так, в Спарте на большей части ее исторического пути наблюдалась в основном «античная форма собственности в качестве коллективной собственности сограждан – спартиатов», правом частной собственности обладали лишь периэки (о чем уже говорилось выше). Элита (спартиаты) не занималась производительной деятельностью, ибо для граждан занятия земледелием, ремеслом или торговлей были постыдными. Некоторой хозяйственной самостоятельностью, несмотря на свой низкий социальный статус, обладали илоты, а основной предпринимательской силой полиса были периэки (например, только они контактировали с чужеземными торговцами).

Основное отличие спартанской социально-экономической системы состоит в том, что население было сковано узкими рамками так называемых «законов Ликурга», которые регламентировали всю жизнь спартанцев до мельчайших деталей, запрещали любую роскошь, жить предписывалось по-спартански, без излишеств. Для того, чтобы сделать невозможным имущественное расслоение, государство и запрещало спартиатам заниматься ремеслом и торговлей. Интересно, что спартиаты даже сознательно тормозили развитие товарно-денежных отношений – внутри полиса вместо удобных монет использовались тяжелые железные круги (оболы). Иными словами, в Спарте имело место быть невероятно большое вмешательство государства в экономику.

Иначе дело обстояло в Афинах – здесь главенствовали идеи частной собственности. Даже совсем не знатные люди (например, метеки) могли здесь стать богатыми, занимаясь ремеслом, торговлей или ростовщичеством. Тем не менее дело здесь не шло к непреодолимому расслоению между богатыми и бедными, деятельность многих политических деятелей – Солон, Клисфен – была направлена на обеспечение социальной справедливости, «уравниловки», но отнюдь не такой жесткой как в Спарте. Стоит вспомнить и литургии - особые повинности, налагавшиеся только на богатых людей, которые на свои средства должны были строить военные корабли, устраивать театральные зрелища и т. п.

Граждане имели право на владение земельным участком, занятия любыми видами хозяйственной деятельности (в противоположность Спарте с ее государственными запретами). Несмотря на возрастание числа рабов по мере усложнения полисной структуры, их труд не имел определяющего значения для развития Афин. Рабы в основном трудились в крупных поместьях и ремесленных мастерских.

Отдельно стоит сказать о развитии афинской морской торговли. Крупнейшим в античном мире центром морской торговли была афинская гавань Пирей. В Пирей ввозилось зерно, шерсть, ковры, разного рода пряности, благовонные масла и другие предметы роскоши из стран Востока, льняные ткани, бронзовые изделия, корабельный лес, смола, пенька и ряд других товаров. Из различных областей в Пирей ввозились рабы. Сами афиняне потребляли лишь незначительную часть всех этих предметов. Главная масса товаров перепродавалась в другие города и страны, что приносило полису баснословные доходы.

Подводя итог, необходимо повторить, что основное отличие экономик двух государств – это отношение к частной инициативе. Ее подавление в Спарте обусловило экономическую отсталость данного полиса, а внимание к частному собственнику и его нуждам в Афинах – их хозяйственное процветание.

Культура

Говоря о классической греческой культуре, традиционно упоминают Афины и похожие на них полисы. О Спарте принято говорить как о культурном захолустье, хотя в конце архаического периода здесь находился один из крупнейших центров духовной культуры: «В интеллектуальном плане спартанцы сказали свое слово в развитии музыки, драматургии, поэзии. Приобрел известность лирик Алкман», кроме того здесь жили прекрасные ремесленники и художники. Однако постепенно все это сошло на нет. Спартанцы, руководимые «законами Ликурга», не ценили искусств или философии. Главным для них было не человеколюбие (как у афинян), а служение государству. Так, слабого ребенка, который не смог бы проходить военную службу, могли просто оставить умирать. Мальчиков с детства воспитывало государство, большую часть своей жизни спартиаты проводили в казармах (даже будучи женатыми). Причем культ здорового тела насаждался и среди женщин-спартиаток – чтобы дети рождались здоровыми. Для них даже существовали особые спортивные состязания.

Для афинян же главной ценностью был человек (что, однако, отнюдь не отменяло полисного патриотизма горожан), здесь также имел место культ здорового тела. Но значительное отличие Афин от Спарты состоит в том, что здесь почитались философия, история, театральное искусство, архитектура, скульптура и многие другие науки и искусства. Именно с именем этого полиса связаны люди, прославившие античную Грецию на многие века: Платон, Аристотель, Анаксагор, Геродот, Аристофан, Ксенофонт, Пиндар, Пракситель, Сократ, Фидий, Фукидид и многие других. Спарта же подобных гигантов, увы, не породила.



Слайд 1

Спарта и Афины

Слайд 2

Линии сравнения Афины Спарта
Положение и природные условия
Население
Занятия
Управление

Слайд 3

Линии сравнения Афины Спарта
Население
Занятия
Управление

Слайд 4

Линии сравнения Афины Спарта
Положение и природные условия В Средней Греции (область Аттика). Мало плодородных земель. Благоприятные условия для мореплавания (много удобных бухт). В Южной Греции (области Лаконика и Мессения). Много плодородных земель. Условия для мореплавания менее благоприятны (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели).
Занятия
Управление

Слайд 5

Линии сравнения Афины Спарта
Положение и природные условия В Средней Греции (область Аттика). Мало плодородных земель. Благоприятные условия для мореплавания (много удобных бухт). В Южной Греции (области Лаконика и Мессения). Много плодородных земель. Условия для мореплавания менее благоприятны (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели).
Население Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос). Спартанцы и илоты.
Управление

Слайд 6

Линии сравнения Афины Спарта
Положение и природные условия В Средней Греции (область Аттика). Мало плодородных земель. Благоприятные условия для мореплавания (много удобных бухт). В Южной Греции (области Лаконика и Мессения). Много плодородных земель. Условия для мореплавания менее благоприятны (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели).
Население Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос). Спартанцы и илоты.
Занятия Основные занятия ремесло и торговля. Главные занятия земледелие (илоты) и война (спартанцы).
Управление Закладываются основы демократии. Власть немногих (спартанцев).

Афины были главным городом Аттики - области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах.

Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. до н.э. стал воздвигаться Акрополь - вершина древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. С Афинами связан расцвет древнегреческого театра. В Афины стекались знаменитые скульпторы, писатели. Философы Платон и Аристотель создали там свои школы.

Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона, избранного в 594 г. до н.э. архонтом (высший орган управления в Афинах). Сам великий законодатель заявлял, что цель его реформ - примирение враждующих группировок, сложившихся среди свободного населения. Прежде всего он запретил долговое рабство для афинян и объявил прежние задолженности бедняков недействительными, вернув им, таким образом, статус полноправных граждан. Солон укрепил частную собственность, разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки. Политические права граждан зависели не от родовитости, а от имущественного положения. Самые бедные могли только избирать членов народного собрания, но не быть избранными. На зажиточных людей, обладавших полным объемом прав, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: они должны были строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. При Солоне возросла роль народного собрания.

Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в. до н.э., когда выдающиеся политические деятели Эфиальп и Перикл усовершенствовали законы Солона, усилив позиции демоса: теперь все граждане полиса приобрели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника), «у нас каждый человек в отдельности может проявлять себя самодовлеющей личностью в самых разнообразных сторонах жизни» (из речи Перикла об Афинах, произнесенной в 431 г. до н.э.).

Народное собрание стало верховным органом власти и получило самые широкие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало и расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. На собраниях, а их проводили 40 раз в год, все вопросы тщательно обсуждались, и каждый имел право высказать свою точку зрения. Не менее важным было и то, что все должностные лица избирались голосованием или по жребию и были подотчетны и сменяемы. Как мы видим, многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать и в наше время, превратились в своего рода вечные нормы жизни общества, которое заслуживает названия гражданского.

Этот полис располагался на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство образовалось приблизительно к IХ в. до н.э. и сначала состояло из пяти поселений греков-дорийцев. Дальнейшая жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседними общинами. Спартанцы захватили их земли, скот, а население превратили в рабов-илотов. Кроме илотов, на спартанцев работали также периэки, живущие в округе, которые были лично свободны, но платили дань. По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введенных легендарным царем Ликургом.

Сами спартанцы (полноправные жители Спарты) были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки, для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиться денежные отношения.

В Спарте сохранялись элементы жизни архаической родовой общины. Не допускалась частная собственность на землю. Земля была распределена на равные участки, которые считались собственностью общины и не подлежали продаже. Рабы-илоты, как предполагают историки, тоже принадлежали государству, а не отдельным гражданам Спарты.

Кроме того, в полисе господствовал принцип уравнительности, что было предметом гордости спартанцев, назвавших себя «общиной равных». «Какой смысл стремиться к богатству там, где своими установлениями о равных взносах на обед, об одинаковом для всех образе жизни законодатель пресек всякую охоту к деньгам ради приятной жизни» (греческий историк Ксенофонт о Спарте, 430-й - 353 гг. до н.э.).

Спартанцы обитали в одинаковых скромных жилищах, носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения. Вместо них имели хождение железные бруски. Легендарный царь Ликург ввел совместные трапезы, для устройства которых каждый должен был вносить свою долю (продуктами и деньгами). Младенцев с физическими недостатками уничтожали. Мальчики с 7 до 20 лет получали довольно жесткое общественное воспитание. Достигнув совершеннолетия, они зачислялись в состав войска и служили до старости. Суровая, строжайшая жизнь Спарты напоминала казарму. И это естественно: все преследовало одну цель - сделать из спартанцев мужественных и выносливых воинов.

Целям военизированного государства соответствовал и государственный строй Спарты. Во главе стояли два царя, выполнявшие обязанности военачальников, судей и жрецов, а также совет старейшин, состоявший из представителей знатных родов в возрасте не моложе 60 лет, и эфоры, своего рода контролирующий орган. В отличие от старейшин царей не избирали. Это было наследственное звание. Цари имели большие привилегии, но не могли принимать решения без одобрения совета старейшин, который, в свою очередь, должен был опираться на мнение народного собрания. Но элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь. В отличие от Афин, на собраниях спартанцы не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали свое одобрение и неодобрение решения. Строй Спарты можно назвать олигархическим. Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались за счет строгой изоляции от других государств. Историк Ксенофонт писал о том, что спартанцам нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием.

Борьба за лидерство

Силы Афин и Спарты особенно окрепли в эпоху войн с Персией. В то время как многие города-государства Греции покорялись завоевателям, эти два полиса возглавили борьбу с, казалось бы, непобедимой армией царя Ксеркса и отстояли независимость страны.

В 478 г. Афины образовали Делосский морской союз равноправных полисов, который вскоре превратился в Афинскую морскую державу. Афины, нарушая принципы автаркии, стали вмешиваться во внутренние дела своих союзников, распоряжались их финансами, пытались устанавливать на территории других полисов свои законы, т.е. вели настоящую великодержавную политику. Афинская держава в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов. Возвышение Афин, их претензии на роль центра древнегреческой цивилизации были восприняты Спартой как вызов, в противовес был создан Пелопоннесский союз. К нему присоединились и мелкие, бедные полисы, и богатые, передовые в экономическом отношении Коринф и Мегары, которые тоже были обеспокоены растущим влиянием Афин.

В 431 г. до н.э. между двумя союзами началась жестокая, длительная война (27 лет), охватившая всю Грецию. Сначала перевес оказался на стороне Спарты, и решающую роль здесь сыграло не только то, что в ее распоряжении была прекрасно обученная, дисциплинированная армия. Спарта заключила договор со своими недавними противниками - персами и получила от них большую денежную помощь, пообещав за это отдать греческие города в Малой Азии. На персидское золото спартанцы построили свой флот и разгромили морские силы Афин. В 404 г. до н.э. Афины, осажденные войсками спартанцев, вынуждены были сдаться.

Победа Спарты над Афинами означала, в сущности, победу олигархии над демократией, которая установилась к тому времени в большинстве полисов. Правда, успех Спарты оказался недолговечным. Афины создали второй морской союз. Против спартанцев вели борьбу и Фивы - богатый и могущественный полис. В 317 г. до н.э. фиванская армия разбила спартанскую. Пелопоннесский союз распался. От Спарты отделились несколько давно принадлежащих ей областей, и теперь ее владения вновь ограничились пределами Лаконики.

Спарта, таким образом, была выведена из игры за гегемонию, но и попытки Фив, а потом Афин реализовать их великодержавные планы не привели ни к каким результатам.

Кризис полиса и кризис цивилизации

Поражение Спарты восстановило демократию в греческих полисах, вернуло им независимость, но возвращение к прежнему порядку вещей было лишь видимостью. Длительные кровопролитные Пелопоннесские войны ослабили не только Спарту, но и победившие полисы, а в итоге и всю Грецию. Но главное, полис еще в эпоху Пелопоннесских войн вступает в состояние кризиса.

IV в. до н.э. - это финал классической Греции, ее полисной системы, начало конца древнегреческой цивилизации в целом.

Первые попытки понять законы природы были, конечно, несовершенны с точки зрения современной науки, но важно другое: теории строения мира создавались не на основе мифов, а на основе научных знаний.

Мария НИКОЛАЕВА, ученица 10-го класса гимназии «Логос», Дмитров, Московская область